ленум. правления Союза
	совешских
	° 18 и 19 мая на заседаниях плену-
ма правления ССК СССР проходили
прения по докладам о работе бело-
русской, украинской и свердловской
вомпозитореких организаций.
Болыгинство выступавших пол-
черкивало, что организационные
Формы работы союзов композиторов
отстают от современных творческих
задач развития советекой музыкаль-
ной культуры.
В; Фере указал, что слабая opra-
низационная ра^ота в белорусском
ССК, его оторванность от обществен-
ности пагубно отразились на твор-
честве композиторов. В их сочине-
виях не нашли полноненного вопло-
щения идёи, мысли и чуветва совет-
ского человека. Нет должной идейной
тлубины и в произведениях, наци»
санных на историческую тему. В
опере «Машека» Г. Пукста не слела-
но даже попытки взглянуть на, прош»
лое глазами человека наших дней. В
опере противопоставлены два мира—
мир бояр и восставитих крестьян. Но
в музыке совершенно не чуветвуетея
это противопоставление, бояре и кре-
стьяне говорят совершенно одинако-
вым языком. Социальный конфликт,
который дан в либретто, не раскоы-
взется в музыке оперы-—она аморд-
на. статична.
	По мнению В. Фере. белорусские
композиторы пассивно используют
материал. народного музыкального
творчества. А там, где нет активного
творческого отбора, народных инто-
наций, не может быть и настоящей
народности.

Работая в атмосфере отсутствия.
критики и самокритики, белорусские
вомпозиторы ‘оказались не в COCTOA-
нии убедительно воплотить идеи, ми-
роошущение современного советского
человека. —

Этим же об’ясняется и их малая
требовательность к себе, что цели-
ком признал в своем выступлении
заместитель прелселателя правления
белорусского СОК Е. Тикоцкий. Он
обратил внимание пленума на то, что
Республиканское управление по де-
лам искусств недооценивает значе-
ния белорусского симфонического и
народного оркестров. Вместо ore,
чтобы укреплять эти коллективы,
оно послеловательно сокращает их
состав. В настоящее время симфони-
ческий оркестр находится ‘в тАком
востоянии, что по’ своему составу He
может исполнять крупные произве-
пения. Существенным препятствивм
в пропатанде музыкального творче-
етва в широких массах белорусекого_
народа являетея неналаженность из-
дательской работы.

Основная о причина творческих.
прорывов в. белорусском CCR —
слабая илейно-политическая подго-
товка композиторов, которая являет-
ся результатом отсутствия ‘идейно-
воспитательной работы среди них. 06
этом говорили в своих выступлени-
ях секретарь CCR CCCP NM. Коваль,
Х. Ахметов, В. Фере.
  Недостатки, вскрытые в работе бе-
лорусского Союза советских компози-
торов, присупи в известной степени
и некоторым другим композиторским
организациям. Наиболее опасный из
них — боязнь широкой зудитории,
	  Композиторы, которые не интере-
суются мнением народа и потому не
знают’ его, неизбежно обедняют своб
творчество, утрачивают чувство сов-
ременности, перестают быть совет-
скими художниками, воплощающими
чувстра и идеи советских люлей.
	  Ha этом вопросе похробно остано-
вился секретарь ССК СССР М. Чула-
ви, подчеркнувший, что постоянная
связь © широкой аудиторией яваляет-
ся одним из основных условий твор-
ческого развития композиторов. He
только пленумы должны проходить,
как широкие емотры советской му-
зыви, HO H в своей повседневной
творческой работе композиторы
должны быть связаны с трудящими-
ся нашей страны. Нужно использо-
вать опыт, накопленный ленинград-
ской организацией, где найдены пра-
вильные формы общения композито-
pop co слушателями. — Трудящиеся
Тенинграла находятся в курсе дости-
жений ленинградских композиторов
и оказывают свое благотворное влия-
ние на их творчество.

‚ Касаясь дискуссий, организуемых
Союзом композиторов, M. Чулаки
считает, что они должны быть 0-
ередоточены на произведениях наи-
более ярких, а не на, второстепенных,
мало удачных сочинениях. Нелице-
приятной, глубокой и обстоятельной
критике должны подвергаться Hpo-
изведения авторов, имеющих наи-
больший хуложественный авторитет.
Именно такой метод проведения дис-
хуссий даст здоровое направление
критике и будет содействовать идей-
но-творческому сплочению компози-
TOPCEHX организаций. И здесь Союз
композиторов лолжен опираться He
на узкий круг специалистов, a Ha
широкое общественное. мнение.

Ненониманием роли критики и Cae
мокритики в воспитании композито-
ров страдают многие организации,
Председатель Латвийского ССК Я. Ме-
дыньш признал, что латвийским
композиторам нехватает правильной
0б`ективной оценки своего собствен-
ого творчества, потому что в СОК
Латвии отсутствует идейно-воспита-
тельная работа.  Музыковедческая
секция не помогает творческому ро-
сту композиторов. Музыковеды боят-
ся задеть самолюбие авторов, испор-
тить приятельские отнонтения. В сво-
их статьях и рецензиях они ограни-
чиваются лишь беглыми замечания-
ми, не отваживаясь на обстоятель-
ный критический разбор произведе-
ний. Потому-то и творческая продук-
пия латвийских композиторов так не-
ботата удачными произведениями на
современную тему.

Замкнутость, оторванноеть от
птирокой аудитории присущи в изве-
етной степени и сверлловской орга-
низации. начавшей в целом усяепено
перестраиваться. Нет постоянного
тесного общения со слушателями и в
украинеком ССК.

Полчеркивая значительные TBOD-
ческие успехи украинских компози-
торов, выступавшие в прениях уБа-
	зали на необходимость всемерного   дополнительно были внесены неко-
обогащения их музыкального языка;   торые коррективы. Премьера в 4е-
только последовательная и настойчи-   нанграде состоялась в конце апреля,
вая борьба за народность и высокое   она получила высокую оценку TeaT-
	ральной общественности и прессы.
	Иенинградский Малый оперный
театр показал также в прошлом году
балет «Юность» М. Чулаки. Этот вод-
вующий патриотический спектакль
	был удостоен Сталинской премии.
Большой интересе поедетавл:
	вольшои интерес представляет
опера Г. Эрнесакеа «Берег бурь», —
талантливое произведение, воспроиз-
водящее одну из стозниц борьбы
эстонского свободолюбивого народа с
баронами-феодалами. Первая поста-
норка оперы в Таллине выявила
существенные недостатки в ее дра-
матургин, не замеченные  cBoeBpe-
мённо Эстонским управлением по де-
лам искусств, Нетребовательно от-
несся к произведению и Союз компо-
знторов Эстонии, & представители
Союза композиторов СОСР и Комитета
по делам искусств, слушавшие эту
оперу, ограничились робкими coobpa-
жениями по поводу еб драматургии
И захвалили композитора. В настоя-
щее время либретто оперы значитель-
HO переработано. пишется новая
	но переработано,
партитура.
	обогащения их музыкального языка;
только последовательная и настойчи-
вая борьба за народность и высокое
мастерство могут привести к созда-
нию соретской музыкальной класои-
ки. Особенно большое внимание бы-
ло уделено песгенному жанру, в ко-
тором украияские композиторы хо-
‘стигли, больших успехов. На новом

этапе развития музыкальной культу-
ры украинские композиторы-песен-
ники должны добиться еще более вы-
сокого уровня мастерства,
	‚И. Мартынов указал на, то, что
композиторы Украины еще слабо
развивают традиции влассика убпа-
инекого хорового творчества, Н, Ле-
онтовича, великоленно непользовав-
его в своих произнедениях приемы
народной полифонии. Он упрекнул
композиторов в’ том, что они пишут
свои произведения для народных ин-
струментов, плохо зная их вырази-
тельные возможности. Композиторы
должны также расширить тематику
массовых песен.

На пленуме был полнят вопрое ©
так называемых самодеятельных
композиторах, до CHX пор юостающих-
сея вне поля зревия СОА. Среди них
многие имеют высшее или среднее
музыкальное образование и должны
быть привлечены к работе союза.
	Показателем плодотворной — дея-
тельности композиторской ортаниза-
ции служит рост новых творческих
кадров, Очень много в этом отчотне-
нии сделано украинским ССК. He-
лавно пооведенный в Киеве смотр
советской музыки продемонетриро-
вал радуютщие, незаурялные утачи
молотых композиторов Киева, Одес-
сы. Харькова, Сталино, Львова.

Большой успех у слушателей име-
ли песни бывшего шахтера С. Кра-
nape из. Сталино — ныне‘ стулента
музыкального училища. ‚ Его ярвле,
оригилальное харование, много 00е-
щающее в будущем, привлекло к се-
бе внимлние музыкальной общест-
BeHHOCTH, TAR me каки талант
mpporeroro автора А. В9-Анатоль-
ского.

Львовское отделение CCR Yupan-
ны — многочисленная по составу и
творчески сильная организация —
заслуживает большего внимания, чем
ей уделяет ССК Украины. — Показа-
тельно, — говорит И. Нестьев, —что
Львовские композиторы почти ниче-
го не знали о состоявшемся в Моск-
ве третьем пленуме СОК СССР. Ни-
EM ИЗ киевских композиторов, уча-
стников пленума, не был командиро-
ван правлением ССЕ Уктаины дла
доклада во Львов. OCR Украмны
пассивно относится и к судьбе эн^-
  Чительных произведений львовских
композиторов, созлаваемых ими лля
музыкальных театров и остающихся
незавершенными и нереализовачные
ми по различным причином, ‘имею-
щим: иногла SropoRpansecRni харак-
тер.

Представители местных организя-
ций ССК — Г. Гасанов  (Датестан),
А. Новиков (Новосибирск), И. Ша-
пошников (Ростов) — поделились
положительными результатами твор-
ческих конференций и конеульта-
ций с ведущими музыкантами е1о-
лицы, проведенных на местах  сек-
ретариатом ССК СССР. Наряду с этим
участники поений критиковали сек-
ретариат СОЕ СССР, в частности, 3a
плохую организацию настоящего
пленума, в работе‘ которого не при-
нимают участия многие ведущие му-
-зыканты страны. Исполнение новых
произведений на пленуме также не-
‘редко оставляет желать тучшег.

и

С докладом о patore музыкальных
театров над постановками новых го-
ретских опер выетунил 20 мая на-
чальник Главного управления музы-
вальных театров Комитета по делам
искусств при Совете Министров
СССР Н. Горяинов.

Докладчик отметил, что за два, года,
пропеднтие после постановления
ЦЕ ВКП(б) об опере «Великая друж-
ба» В. Мурадели, многие советские
ЕОМПОЗиТоры создали хоропгие музы-
кальные произведения, получившие
признание народа. Реалистическое
направление в музыке завоевало
прочные позиции. Создан ряд опер-
ных и балетных произведений: в
основном закончено 18 опер и 10 ба-
летов; некоторые из них уже с успе-
хом идут на сцене, а остальные пе-
реданы театрам для постановки.

Музыкальные тезтры обязаны
всемерно способствовать наиболее
полному идейно-художественному за-
вершению и спеническому воплоще-
нию этих произведений. От того, на-
сколько театры правильно, требова-
тельно и любовно отнесутея к реше-
нию этой задачи, зависит успех ‘не!
тольво отдельното музыкального гро-
извеления, но и успешное ‘лальней-
‚шее развитие всего оперного твор-
чества.

Наиболее значительной работой
явилась постановка оперы Ю. Мейту-
са «Молодая гвардия» в Ленинград-
ском академическом Малом опэрном
театре. В первой редакции она была
поставлена в Киеве. в 1947 году на
укрзинеком языке. Произведение бы-
ло не свободно от существенных не-
цостатков и полверглось справедли-
вой критике. ВОмпозитор совместно в
либреттистом и театром внесли зна-
чительные поправки в клавир и либ-
ретто, и в декабре 1948 года в Киеве
состоялась премьера оперы в новой
редакции, вытмюдно отличающейся от
первой.

В результате плодотворной работы
композитора, поэта А. Малышко и
театра была создана русекая редак-
ция с прекрасным токстом поэта
М. Исаковского. Постановку оперы
в новой редакции готовили одновре-
менно два театра. Впереди по сроку
выпускь оказалея Сталинский тезтр
оперы и балета (УССР), показавший
премьеру в январе этого года,

Союз советских композиторов CCCP
совместно © Главным управлением
музыкальных TeATPOR направил в!
	музыкальных театров направил в! «Октябрь») и HH. Макарова (опера
Сталино творческую бпитаду. После! «Сказка о правде»).
	Композишоров СССР
	веккиа Правильно поставил в своем
выступлении вопрос об излишне WH-
рокой практике привлечения литерз-
	турных произведений для либретто.
Не всякий роман или повесть, если
верно слеловать развитию аго сюже-
	Та, может составить солержание GUE}
	ры или балета. Следует писать и са-
мостоятельные либретто, которые
явятся. оригинальными  литератур-
ными произведениями. :
	В сожалению, в Комитете по делам
искусств прочно утвердилаеь прак-
тика заказа либретто главным эбра-
	38см по романам и повестям. Но мне-
нию т. Спадавеккиа, выбор темы
должен прежле всего определяться
	AQAKCH пПрежле всего определяться
вамим композитором, COOTBCTCTBOBATL
	всобенностям его дарования и твор-
ческим устремлениям.
	Директор Большого театра т. Соло-
довников, подробно рассказав о ра-
боте ГАБТ над советскими операми
и балетами, остановился на ошибках,
допущенных в свое время театром:
сценка новых произведений была пе-
редоверена неболыной группе лиц,
связь с композиторами осушествля-
лась канцелярскими методами. Сей-
час в тватре успешно решается зада-
ча. тесного общения творческого кол-
лектива с авторами будущих оперных
и балетных произведений.
	Наиболее жизненной формой тако-
го общения оказались творческие
бригады, выделяемые в помощь ком-
позиторам. В бригады входят. лириже-
ры, режиссеры, солисты и ведущие
работники оркестра. Тавим образом
композитор совершенствует новое
произведение в тесном контакте с по-
становочным коллективом. При тезт-
ре создан кабинет советекой оперы и
балета. Здесь можно просмотреть кла-
виры и либретто, познакомиться с ма-
териалами, характеризующими 1вор-
ческий путь композитора. = Все это
позволяет подготовить обсуждение но-
вых опер и балетов всей обществен-
ностью театра. ›
	Серьезным недостаткам в развития
оперной культуры Узбекиетана по-
святил свое выступление композитор
т, Ашрафи. Факты, сообщенные им,
требуют внимательного рассмотрения
и вмешательства не только органов по
делам искусств, но и партийных, co-
ветеких организаций, общезтвенности
республики. По словам т. Ашрафин, в
Узбекской ССР распространена по-
рочная, клеветническая точка зрения,
согласно которой ‘узбекский народ
якобы не любит и не понимает такой
музыки, в которой наролные: мелодии
претерпевают изменения по законам
русской оперной классики (!). В eo-
ответотвии с этим горе-теоретики
пытаются утвержлать превоеходетво.
музыкальной драмы типа «Тахир и
Зухра» нал высокой оперной формой,
сочетающей ‘лостижения всех видов
музыкального и вокального искусет-
ва. Это дезориентирует композиторов,
толкает их на путь упдощенчеетва,
тормозит развитие оперной культуры.

Резкой критике полвергт, Ашрафи
Узбекский оперный театр, который не
удержал созланный ранее полноцен-
ный репертуар, растерял актив евойх

‚авторов и но существу отказался от

создания оперных произведений на
современную советскую тему.

В своем выступлении композитор
т. Молчанов говорил о положении ©
постановкой новых опер ие работой
над еще незавершеяными опернымя
произведениями в театрах Российской
Фетерации: Он подчеркнул, что круп-
нейший оперно-балетный театр стра-
	ны — фенинградекий театр им. Ви-
	рова — может планировать в поста-
новке только одну оперу — «Богдан
Хмельнипкий» Данькевича, кроме
оперы «Угрюм-река» Френкеля. ни-
чего нет и в Ленинградеком Малом
опернем театре. после премгеры опе-
ры «Каменный цветок» оетанется
пуетым репертузрный портфель Теат-
ра им. Отаниелавского и Немировича-
Данченко, нет ни одной новой оперы
и в Новосибирском оперном театре.
Многие оперные театры роб a
недоверчиво полхолят к каждому но-
BOMY произвелению. Еще большую
«осторожность» проявляют Комитет
по делам искусств и театры к неза-
вершенным произведениям. Главное
управление музыкальных театров ма-
ло привлекает к созданию новых опер
и балетов композиторекую молохежь.
	Уделяя много времени текущей не
очень значительной работе, оперная
секция Союза композиторов, по ело-
вам т. Молчанова, не оказывает дей-
ственной творческой помощи авторам,
работающим над новыми  произведе-
ниями. Секция драматургов музы-
кальных театров Союза советеких пи-
сателей занимаетея главным образом
обсуждением готовых оперных либ-
ретто вместо того, чтобы мобилизо-
вать внимание писателей к работе
для оперно-балетных театров.
	Бот почему чувство недоумения у
участников пленума вызвало выступ-
ление руковолителя секции лраматуо-
гов музыкальных театров Союза пу-
сателей т. Железнова. Вместо того,
чтобы подвергнуть критике леятель-
ность этой секции, он рекомендовал
Союзу композиторбв «обратить самое
серьезное внимание» на плохую рабо-
TY... оперной секции (!). Декларатив-
ное заявление представителя Союза
писателей выглядело особенно неубе-
дительных в свете последующето
выступления музыковеда т. Виногра-
дова, показавшего на многочисленных
примерах из практики работы компо-
зиторов ряда республик, что отсутет-
вие полноценных либретто  пролол-
жает тормозить еоздание новых опер-
ных произведений.

В обсуждении локлалов приняли
участие секретарь Союза ° советских
композиторов СОСР т. Захаров: тт. Ху-
чуа (Грузинская ССР), Аустер (Эстон-
ская ССР). Кизкор (Москва), Бруси-
ловский (Вазахекая ССР),  Шахилн
(Таджикская СОР).

Вчера пленум заелушал доклал те-
нерульного секретаря Союза совет-
ских композиторов СССР Т. Хрен-
	ПИВОВа 9 состоянии и задачах музы-
	каЛЬьНой критики, Нохробный отчет о
доклале и его обсуждении будег по-
мешен в следующем ‘номере газеты.

Сегодня пленум продолжает свою
работу.
	Добившиеь определенных успехов
в работе над новыми оперными по-
становками, Большой театр не про-
являет в то же время ДОЛЖНОЙ АКТИВ-
ности в области создания новых 6a-
летных спектаклей по произведениям
		в лаесит
	Испытание временем — верный
критерий в оценке художественных
произведений. Идут годы, происхолят
грандиозные преобразования в звиз-
ни, 3 творения искусства, рожденные
подлинным вдохновением, отмечен-
ные высокими илейными и хухоже-
ственными качествами, продолжают
сохранять свою неувядаемую силу и
значение, }

В таким произведениям относятся
пьесы замечательного русского пиеа-
теля № Тренева. Им суждена долгая,
радостная жизнь. Поколения зрите-
лей, встречаясь е героями тренев-
ских пьес, будут всякий раз вновь и
вновь в полной мере ощущать горя-
чее дыхание революционных дней, о
которых рассказывает драматург.

Лучшее творение Тренева — пьеса
«Любовь Яровая» — за 25 лет обош-
ла почти все театры страны. Каж-
дая новая постановка этой пьесы бы-
ла серьезным творческим экзаменом
длЯ любого театрального коллектива.
	Постановка «Любови Яровой» в
Малом театре, осуществленная pe-
жиссером Л. Прозоровеким, была эна-
менательной не только для старейте-
го руеского театра, впервые осущеет-
вившего спектакль огромного револю-
ционного пафоса, глубоких социаль-
ных конфликтов: эта пьеса Тренева
стала важнейшей вехой в становле-
нии всего советского театра. И это не
случайно.

Ни в олной пьесе до «Любови Яро-
вой» не было такого глубовото про-
никновения в сушность  историче-
ских событий, такого широкого охва-
та действия и столь многогранного
раскрытия хафактеров действующих
лиц. С огромной любовью создал в
ней драматург образы болыневиков.
людей великой иден и непоколеби-
мой BON.
	«Любовь Яровая» полна неистре-
бимого оптимизма, светлой веры в
счастливое завтра, в неизбывные си-
лы свободного нарола. Повествуя о
прошлых днях, днях гражданской
войны, пБеса Тренева веем своим су-
ществом направлена в завтраанний
день; в мыслях и поступках ee re-
роев мы узнаем черты строителей
новой жизни; в этом непреходящее
значение замечательного произведе-
ния Тренева.

Комиссар Кошкин, Любовь Яровая,
[gangs стали любимыми героями
советского зрителя, в них он видел
лучшие черты представителей рево-
люнционного народа — преданность
делу революции, непримиримость к
зе врагам, беззаветную храброеть.
	Постановка «Любови Яровой» в
Малом театре явилась о праздником
советской . театральной культуры,
свидетельством того, что театр. на-
чал овладевать методом  социали-
стического реализма—выешим мето-
дом художественного творчества. По-
нятна поэтому та высокая оценка,
которую дала этому спектаклю
«Правда»: «Любовь Яровая»—блестя-
щий, красочный спектакль о <уро-
вых и незабвенных днях  граждан-
eno войны, спектакль, Rpacora i
сила которого никогда не увянут!».

Через 10 лет после премьеры в
Малом театре пьесу Тренева, показал
другой велущий театр страны —
Московский Художественный  тезтр.
Этот спектакль также стал значи-
тельным собъгием. Й на этот паз он
звучал так же современно, каки в
тод создания, а его герои © такой
же силой волновали зрительный зал,
нак и в памятный лень премьеры в
Малом театре, вошедитий в историю
советского тватра как одна из самых
влавных ее страниц.

«Любовь Яровая» — подлинная
класенка советской — драматургии.
Охной этой пьесы лостёточно, чтобы
обессмертить имя автора. Но, поми-
мо нее, Тренев оставил нам замечя-
тельное драматургическое наследие.

В своей первой пьесе «Пугачев-
щина» писатель < потрясающей ху-
дожественной силой создал картины
крестьянской революции, показал
могучую силу народного гнева. «Пу-
тачевщина» — драматическая поз-
ма © священной борьбе нарола 33
свою свободу, проникнутая выгоким
гуманизмом, нензвистью к порабо-
тителям. Образы Пугачева, Чики 3a-
рубина, Устиньн написаны Трене-
вым © глубоким проникновением во
внутренний мир героев, отлично пе-
резаны их ум, проницательность,
народный юмор.

Для творчества Тренева хараклер-
но обращение к героическим событи-
ям в истории русского и советского
народа, отображение мощного под”е-
ма освободительной борьбы, Такова и
пъеса «На берегу Невы», повествую-
щая, © незабываемых днях Октябрь-
ской революции. В галлерее действу-
ющих лиц пьесы драматург вывел
представителей самых различных
класеов. Огромная заслуга Тренева в
том, что он поставил перед собой по-
четнейнгую и ответетвеннейшую за-
дачу: воссоздать на сцене образ вели-
чайшего человека истории — В. И.
Левина.
		драматургии
	К 5-летию со дня смерти Н. А. Тренева
	Драматург обрашалея только к та-
ким темам, которые позволяли с03-
даль пьесу, насыщенную  идейно-
стью, пьесу, трактующую важные,
острые проблемы. Это характерно для
всех его произведений. Так, «Яеный
Лог» раосказывает о коллективиза-
ции в деревне, © торжестве идей“ со-.
пиализма в крестьянской — массе;
«Жена», ярко сатирическая пьеса
времен Halla, остро вритиковала от-
дельные пережитки в сознании лю-
дей. «Опыт» был юсвящен крупно-
му советекому ученому-новатору.
` В одной из своих поеледних пьес,
«Анне Лучининой», Тренев показал,
хак новые уеловия жизни, уеловия
сопиалиетического общества, меняют
человеческие отношения, какие кра-
сивые чувства и поступки свойст-
венны советским людям.

Тренев писал и для детей. В от-
личной пьеее «Гимназисты» драма-
тург показывает, как в душные
классы южнорувекой  тимназии в
1905 году проникают революцион-
ные идеи, как нарастает волна на-
POXHOTO цод’ема.

В годы Отечественной войны. Тре-
нев написал две пьесы: «Навстречу»
— о борьбе советского народа с фд-
шистекими захватчиками и истори-
ческую пьесу «Полководец». 0бра-
тившиеь & славному протилому рус.
свого народа, драматург создает про-
изведение, проникнутое духом сегол-
няшней борьбы советских людей 3a
свою сроболу. В этом была огромная
актуальность пьесы.

В своих статьях в эти годы Тре-
нев страстно. и гневно бичевал вра-
та, воолушевлял нгрод на борьбу.
Лраматург дожил до ралости Дня
Побелы, своими глазами видел тор:
жествующий нарот. которому он 90т-
дал все свое творчество.

Пьесы Тренева всегда были 2зме-
чательным подарком для работников
театра. Взликоленный маетер лепки
харавтера, отличный знаток русско-
го народного языка, OH B каждой
пьесе созлавал глубокие, многогран-
ные образы. Они дают великоленный
материал актеру. Сколько замеча-
тельных сценических созданий свя-
зано < именем Тренева/

П. Садовский — Кошкин, С. Вуз-
ненов и Б. ‘Ливанов — Шванля,
В. Нашенная и В. Еланская — Лю-
бовь Яровая; Й. Моеквин. — Пуга-.
чев, Горностаев, Е. Гоголева и 0.
Андровекая — Панова — это толь-
ко наиболее натлядные примеры ве-
ликолепных спенических образов,
вошедших в историю советского те-
атра.

Тренев вобрал в себя все лучшее,
что создала русская классическая
литература, русская драматургия. Ou
многому учился у русских класеи-
ков, его первые шаги в литературе
связаны © именем А. М. Горького,
который оказал на драматурга боль-
Шшо8 влияние.

У русских классиков Тренев учил-
ся и чуветву высокой ответственно-
сети, тщательной работе над своими
произвелениями. о

Он никогла не останавливалея на
достигнутом, Он с великим упорством
работал над своими произведениями,
добиваясь наиболее совершенного ху-
ложественного воплощения своих 34-
мыелов: . :

Достаточно ‘вопомнить его’ работу `
waa «Любовью Яровой». Через десять
лет после написания ` пьесы, когла
она с триумфом обошла епены многих
театров страны. он вновь перераба-
тывает ее для Хуюжественного те-
атрз. Это яркий показатёль сознания
своей ютветственноети перед зрите-
лем. важности евоето лела.
	Тренев был замечательным учи-

телем молодых лраматургов. Он 3a-
ботливо, внимательно относилея в
каждому новому человеку, начинав-
нему свой путь на трудной дороге
драматургии. Его советы, его помощь
были неоценимы. Сбн умел вдохнов-
лять на решение ответственных и
серьезных творческих задач, призы-
вая создавать произведения, достой-
ные великой эпохи, в которой ему
посчастливилось жить и работать.
‚ В наши дни, когда с особой силой
поставлены вопросы. повышения. ху-
дожественного качества произведений
драматургии, опыт Тренева должен
быть особенно внимательно изучен.
Назрела необходимость создания мо-
нографической книги о творчестве
пучшего советского драматурга. Раз-
рабатывая эстетические проблемы
развития советской о драматургия,
нельзя не изучить драматургическое
наслелие Тренева, в котором наз
шел выражение метод социалистиче*
ского реализма.

Драматургия Тренева — золотой.
фонд советского театра. Его пьесы.
будут еще многие и многие голы
вдохновлять работников Тезтрально-
го искусства. Его героям сужлена
долгая сценическая жизнь. И эм
лучшее свидетельство великой роли
Тренева в становлении советского
театра — передового театра мила.
		Далее, указав, что Ленинтрадекий
театр оперы и балета им. Кирова го-
TOBUT в побтановке оперу Кабалев-
ского «Семья Тараса», докладчик
подчеркнул, что этот театр, не рабо-
тающий е либреттиетами и компози-
торами, фактически в своем портфеле
	ничего больше не имеет.
Опера Трошина и Эн
	Опера Трошина и Энке «Богатая
невеста» готовится Львовеким теат-
ром оперы и балета. Вомпозитор Эуген
Капи закончил клавир первой эстон-
ской оперы на советскую тему —
«Певец свободы». Театр «Эетония»
готовит постановку этой оперы;
премьера должна состояться в лень
	Историческую оперу «Иван Болот-
НИКОВ», НаПисаНнНУЮ — кБОМПоЗитором
Стенановым, ставит Молотовекий те-
атр оперы и балета. Сейчас театр
приступил к сценическим репетици-
ям; спектакль будет показан в июне.
Пругая историческая опера — «Бог-
дан Хмельницкий» — украинского
композитора. Данькевича будет по-
ставлена в Киевеком театре оперы и
балета, з затем и другими украин-
скими тезтрами. Комитет по делам
искусств сейчас готовит русский пе-
ревод текста оперы с тем, чтобы уже
в 1951 году она была поставлена B
	Ленинградском тватре им. Кирова.
	Московский театр им. Станислав-
ского и Немировича-Ланченко в
1950 тоду осуществит постачовку
оперье Молчанова «Каменный  цве-
ток». Ашхабалекий театр покажет
новую оперу Столяра и Хоонюва
«Река счастья». Рижекий. театр
оперы и балета работает с компози-
тором Лопиным над оперой «Перед
Октябрем». Киргизекий оперный те-
атр во Фрунзе готовит оперу Герма-
нова «Меёр». Тбилисский театр опе-
ры и балета с 1950 году покажет
оперу Азмайпаташвили «Хевиебери
Гоча». Минский театр готовит к но-
становке опору композитора Пукста
«Машека». Вумпозитор Жиганов пи-
шет оперу о передовых людях Тата-
лии — «Намус». Вазанский театр
оперы и балета осуществит постанов-
ЕУ этого произведения в 1950 году.

В репертуарные планы 1950 гола
включены новые‘ произведения &380-
байлжанеких композиторов, в’ часть
ности опера Амирова «Севиль» и
балет Караева «бемь красавиц». Ка-
	SUXCKHM композитор Хамиди закан-
	чивает оперу «Джамбул» лля Алма-
	атинекого театра оперы и балета.
Ероме этих в основном  подтотов-

ленных к постановке произведений,

Комитет по делам искусств принял
	ва государственный заказ написание
	14 опер, из них 10 на современную
советскую тему. Помимо того, Коми-
тет заказал 7 оперных и 3 балатных
произведения для братеких нацио-
нальных республик.

Подводя итоги информационной
части ‘своего доклада, Н. Горяинов
делает вывод, что большинство со-
ретских композиторов, работающих
для театров, успешно борется за со-
здание реалистических оперных про-
извелений.
	Ряд: композиторов и либрегтиестов
совершает ошибки, приобретаюнгие
типические черты. Они происходят
Из-за поверхностного изучения с0-
ветской действительности и приво-
дят к вопиющим противоречиям ме-
жклу литературным образом и музы-
Кой.

Например, композитор Энке в опе-
pe «Богатая невеста» гордую девуп-
ву Маринку обрисовывает сентимен-
тельной ‘музыкой. И вот, вместо жиз-
нерадостной девушки получилась
страдающая мещанка. Композитор
Бирюков, пишущий сперу «Кавалер
золотой Звезды» по одноименному
роману Бабаевского, в такую me ефе-
ру сентиментальных интонаций по-
гружает свою героиню Ирину — мо-
долую, ловкую, сильную  казачку.
Противоречивыми, излишне изыскан-
ными интонациями характеризуется
и герой оперы — Сертей Тутаринов.

Ряд композиторов понятие совре-
менной — интонацибнно-мелодической
сферы  отраничизает ‘интонацаями
массовой песни. Недостаточное  вни-
‚ание уделяют композиторы тексту,
особенно речи действующих лнн.
	Наблюдается и’ другая край-
ность — пассивное отношение ком-
позитора 5 драматургии либретто.
В таких случаях (а их, котати ска-
зать, не мало) композитор, слено сле-
дуя за текстом, сводит роль музыки
& аккомпанементу, иллюстрациям.

Иногда незнание жизни, пренебре-
жительное отношение к литературно-
MY первоисточнику приводят к
нетерпимым фактам. — Композитор
И. Дзержиневий пишет оперу «На
краю света» по роману В. Ажаева
	«Лалеко от Москвы». Самое название.
	оперы уже определяет в какой-то ме-
pe отношение композитора к теме. Бак
ви убеждали И. Дзержинского в том,
что это название противоречит идее
романа. он продолжал настаивать на
своем. Уже написан клавя? четырех
картин. В результате проелулкива-
ния стало очевидным, что компози-
тор крайне поверхностно подошел к
темо. В музыке много случайного,
рялу замечательных образов романа
даны вульгарные музыкальные ха-
рактеристики. Так выглядят, напри-
мер, куплеты девушек-связиеток в
первой картине. .
Довладчик резко критикует компо-
зиторов, не чувствующих ответетвен-
нести за принятые на себя обяза-
тельства по написанию новых совет-
ских опер. В этой связи он называет
имена композиторов — Спадавеккиа,
Бирюкова, Мейтуса, Френкеля, Дех-
терева, Мокроусова, Врусиловекого и
Муралели. Заключительную часть
	‚своего доклада т. Горяинов поерятил
вопросам улучиения работы органов
	искусств и тватров е композиторами,
	Из этого факта Главное управле-
ние музыкальных театров, С0юз с0-
ветских композиторов и, особенно, те-
атры должны извлечь  верьезный
урок: нельзя допускать либерализ-
из в оценке новых опер, разрешать
к постановке произвеления, нуждаю-
	шиеся в доработке.
	Ташкентский театр оперы.и бале-
та поставил оперу «Гюльвара» Гли-
эра и Садыкова. Она повествует о
борьбе узбекской женщины за свою
свободу, против реакционных фео-
дальных предрассудков. Успех
«Гюльсары» имеет ‘принципиальное
значение. Oro наиболее удавлитее-
ся произведение, в котором богатство
узбекской народной музыки получи-
по выразительное оперно-симфониче-
ское решение. В этой опере наиболее
полно сказывается благотворное
влияние традиций русской оперной
		оаметно оживилась работа над но-
выми произведениями в Тбилисском
театре оперы и бзлета. За б месяцев
	больший успех выпал на долю балета
Торадзе. ‘Достойно сожаления, что
композитер, натисавигий ’талантли-
вую музыку, выбрал тему. отноея-
	уюся к незапамятным векам. Театр
	затратил много усилий на постанов-
	КУ этого балета и создал яркий cuek-
	ТаЕЛЬ.

В сожалению, новые оперы в Тби-
лисском театре не были окружены
таким же вниманием, как балет. Ру-
	ководетТво театра не ‘обеспечи.

ло уча-
	стия’ ведущих артистов в опере
«Мзна». Не получила должного спе-
нического воплощения и‘ интересная
опера «Непрошенные гости».

‘Докладчик указал далее на инте-
ресную работу Рижского тезтра, по-
ставившего новый балет Скулте по
мотивам замечательного шрюизведе-
ния великого латышского поэта Рай-
ниса «Играл, плясал».
	В последнее время театры обрати-
лись также к произведениям, ранее
написанным советскими композитора-
ми. Балет «Краеный мак» вновь по-
ставлен в двенадцати театрах стра-
ны. Снова идут на сцене балеты
«Лауренсия» и «Сердце гор».

Некоторые тватры приступили к
постановке новых опер. Наиболее
широкмй размах этой работы наблю-
дается в Большом театре СССР. Вом-
позитор Жуковский предложил теат-
ру свою оперу «От веего сердна», на-
нисанную по одноименному роману
Е. Мальцева. Музыка клавира пооиз-
вела очень хорошое впечатление ево-
ей эмоциональной искренностью, бо-
гатой мелодичностью. Олнако в дра-
матургии оперы и в музыкальной
характеристике действующих лиц
есть отдельные недостатки.

Вольной тватр создал в помопть
композитору ’ творческую бригаду.
Для написания русского текста был
приглашен поэт Коваленков. БВрига-
дз при активном учзетни автора ро-
мана разработала новый сюжет опе-
ры, созданы две новые картины.
Сейчас клавир закончен, и компози-
тор приступил к созданию ‘парти-
туры. В конце июня состоптея пер-
вая сводная репетиция, которая по-
зРолит прослушать оперу в иеполне-
нии солистов и хора под рояль.
Премъера намечена на ноябрь теку-
mero года.

Опера «0т всего сердца» булет по-
ставлена в 10 театрах  Советекого
Союза, в том числе в Малеготе, в
Саратовском и Новосибирском театрах
оперы и балета.

Второй крупной работой Больнтого
тезтра явится постановка оперы «Де-
ъабристы» Ю. Шапорина. Мысль 0
создании этой оперы возникла еще
27 лет назад. Сейчас опера закончена
и в основном разучена солистами
и хором Большого театра. На-лнях
начинаются репетиции оркестра.

Большой театр привлек к работе
также композитора Касьянова. Ему
предложено написать новую  редак-
цию оперы «СОтенан Разин», внервые
поставленной в 1939 году на епене
Горьковского театра оперы и балета.
Осенью прошлого года композитор
представил новую редакцию клавира,
ина обсуждена на широком творче-
ском активе и подвергнута критике.
Бомпозитор Касьянов учел критиче-
ские замечания, и театр вместе с ним
приступил к дружной работе над кла-
виром и партитурой.

В сожалению, не все композиторы,
связанные с тезтром, охотно идут на
такую совместную творческую рабо-
ту. М. Коваль затягивает переделку
клавира своей оперы «Севастополь-
пы». Недостаточно работают над
своими произведениями для театра
композиторы ЛД. Шоетакович (опера!
	Гастроли Кутаисского театра _
		КУТАИСИ. Театр им. Месхишвили
показал последнюю премьеру сезона-—-
инсценировку по роману Г. Церетели
«Первый шаг» (режиссер Г. Мосели-
ани). Сейчас коллектив выезжает. на
гастроли по городам Грузии, За истек-
ший сезон коллектив проделал боль.
шую работу по расширению и обнов.
пению своего репертуара. В Тбилиси.
Цхалтубо, Застафони, Ткибули он по-
кажет зрителям спектакли: «Из ис-
Kp...» Ш. Дадиани, «Уча Учардия»
В. Патарая, «Особняк в переулке»
	КИЕВ. Исполнилось 15-летие извне.
	стной в республике музыкальной
школы-десятилетки, носящей имя
классика украинской музыки Н. В.
Лысенко, За годы существования
	колы из ее стен вышло много вид-
ных деятелей советского искусствл.
Около 400 детей рабочих, колхозни-
	бр. Тур, «Дочь Жамтабери» М. Джа-
паридзе, «Хевисбери Гоча» С. Шан-
шиашвили, «Раздел» Г. Эристави,
«Гроза» А. Н. Островского, «Разбой-
ники» Ф. Шиллера и «Овечий источ-
ник» Лопе де Вега.

а гастроли театр выезжает в пол-
ном составе, ‘с декорациями и рекви-
SHTOM, }

Тбилисское издательство «Искус:_
ство» к гастролям Кутаисского теат-
ра выпускает специальную моногра-
фию о его творческом пути.
	‘ков, интеллигенции под руководством
опытных педагогов овладевают в шко-
ле музыкальным искусством.
	С большим успехом проходят твор-
ческие отчетные концерты ‘ученикав
	школы в залах филармонии и консер-
ватории. *
	КОбилей музыкальной школы
	с фо DERI UU § IMAC, в в» лУыУ 19ду DUBIN Poaly Oly   вопросам организащии обсуждения HO-
котором приняли участие предета-  ществит постановку детской оперы вых опер и балетов.
вители Статинского и Ленинградско-! Красева «Морозко», удостоенной [IIo rornary paceenevimen лень.
	го Малого оперных теалров. В оперу
	рассева  «\0розко», — удостоенной
Сталинской премии. 5
	По докладу развернулись ажив-
ленные прения. Композитор т. Спада-