СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

положительных. % Не отрицательных
образов). Рисунок и текст должны
воздействовать вместе. В карикатуре
А. Каневского (на выставке в Треть-
яковской галлерее) «Кеннон в 300-
парке» текст абсолютно необходим,
он только и об’ясняет ситузцию
(«Храбрый заяц: — Спокойствие,
друзья, не пугайтесь! “Dror мистер
зверей. не ест, он людоёл!»), но ри-
сунох становится, поеле прочтения
текста, еще более смешным и мно-
гозначительным. Карикатура не ну-
зна, если зритель ничего не получа-
ет, переводя глаза от текета к ри-
CVHEY.
	‚ Почти во всех карикатурах Бориса
Ефимова и Букрыникоов, в ряде ра-
бот 1. Сойфертиса («Сул идет», «Долг
платежом красен») язык сатиры
предельно прост, в них ничто не ме-
шает ясности мысли и силе сатири-
ческото обличения.
	В лучших рисунках Б. Ефимова
его ‘‘изабретательность, остроумие
и «дохолчивость» до любого зрителя
становятся особенно юотточенными,
четкими, особенно остро и большо би-
чуютими. Таковы «Предвыборная
борьба в Англии», «Экономиче-
ская организация ‘маршаллизован-
ных стран», «Несмываемое клеймо»
и многие другие замечательные ли-
сты, известные всему миру.
	Кукрыниксы идут несколько иным
путем, оригинальным и в то же вре-
мя имеющими решающее значение для
современной советской политической
карикатуры. Онытные и тонкие мз-
стера, они создают безжалостно прав-
дивые, убийственно-меткие xApanre-
ристики облика своих персонажей,
навсегда запоминающиеся зрителем.
«Героев» своих карикатур Кукры-
никсы показывают в самых разнооб-
разных положениях и действиях, И
каждый раз по-новому быют и попа-
дают в цель злые стрелы их оетро-
умия и гнева. Генерал де Голль ме-
чтает полражать Гитлеру: oH He-
уклюже карабкаетея Ha постамент
разбитой статуи ‘«Фюрера», стара-
тельно повторяя воинетвенную позу
статуи; генерала похнихивают в спи-
ну его французские и американские
покровители («Очередной канхилат в
фюреры»). Тот же ле Голль усерлно
марширует перед лицом экзаменаци-
сонной комиеени, состоящей из Мар-
шалла, Бевина и  Бидо, но, увы,
его таланты в «шагистике» явно
уступают механизированной. муштре
Гитлера, напоминая больше балетные
па («Защита диссертации на, звание
фюрера»). Иногда Кукрыниксы 05x0-
дятея без веякого шаржирования CBO-
их персонажей, настолько резко и
сильно «работает» в их карикатурах
уже самая ситуация, обнажаюшая
существо изображенного события. Не
так уж скарикатурен, но очень сме-
шон мистер Ачесон, ‚когда осведом-
Agsted ¥ Джонсона” «все лиан вло-
жил в голову» сооружаемому ими ©о-
вместно чучелу «презилента» Чан
Кай-ши («Спешиная работа»). Творче-
ская рабуга, Вукрыниксов — это не
только гордость советского искусет-
ва: за ней внимательно следит Bre
передовое, прогрессивное человечест-
во, твердо зашитяющее ‘мирную
жизнь ‘и бчастье народов от веех по-
клонников военных авантюр,  6ес-
плолно рабсчитывающих на успех.
	Выставка «Борьба. за мир, против
поджигателей войны» — важное. с0-
бытие советской художественной
жизни. Она имеет значение для всех
народов мира и, несомненно, получит
широкую популярность за рубежом
среди широких масе рабочего класса
и прогрессивной интеллитенции, 60-
рющихея за мир. Что касается под-
жигателой ройвы, То им хорошо из-
вестна вила советской карикатуры.
 0б этом свилетельетвует их злобный
вой уязвленных зверей. И в этом так-
же немалая награда для советского
карикатуриета.
	А. ЧЕГОДАЕВ.
	астера советской гра
в борьбе за мир
	o
карикатуры и плаката
	Выставка политической
	 эторое рождение
ылающшегося munbwa

Кадр из кинофильма «Броненосец «Потемкив».
			;
	Мистер Остин, представитель США
в Организации 0Об’единенных На-
ций, задумчиво подымает руку, что-
бы почесать затылок. Сидящие поза-
ди него мирные и упылые джентль-
мены немедленно ‘устремляют своя
руки вверх, «голосуя». Секретарь ис-
пуганно шипит на это идеи
голосование: Господа, что pal Gr
стите руки! Мистер Остин а
всего приглаживзает волосы!
	Был или не был на самом деле та-
кой глупый и смешной случай? По-
хоже, что был! Борие Ефимов ‘нари-
совал эту сцену е такой убедитель-
ной правхоподобностью, что трудно
более натлядно, более точно показать
всю убогую и ноприглядную сущ-
ность голосовальной машины, устр
енной стараниями змернканеких «то-
тальных дипломатов» в Организации
0б’единенных Наций,

Вот друтая карикатура, сделанная
не менее мастерски: «Донна Франко
и заокеднский хжентльмен». Тол-
стая, безобразная «лонна», черты ли-
ца которой воспроизводят наглый и
хищный облик хушителя испанското
народа, радостно спешит навстречу
талантному «заокезнскому джентль-
мену», не забывая кокетливо выста-
ВИТЬ свою довольно-такм увесистую
«ножку» с торчащими из-за голени-
ща кинжалами и револьверами. Раз-
воды кружевной мантильи, в которую
наряжена эта «дама», состоят из
уножества. мелких свастик: все, ITO
связано с «Донной Франко», насквозь
прититано фалтизмом. :

Кукрыниксы, еозтавигие этот гро-
тескный и вместе с тем глубоко реа-
листический по всему своему суше-.
ству образ, вумети сочетать ясный,
логически безупречный этбор нан-
более необхохимых, характерных де-
талей е тлубогим чувством гнева Ч
сарказма — главным оружием ху-
дожников-сатириков.

Замечательная выставка «Борьба
за мир, против поджигателей войны»
отличается интерееной и важной 0с9-
бенностью. Направленная ‹ протиз
всевозможных «героев» современного
капиталистического Запада, она вме-
сте с тем ярко показывает и другой
лагерь — настоящих лющей Запада:
американских, английских; француз-
ских рабочих, негров, предстарителей
прогрессивной интеллигенции —тех,
кому советская сатира помотает б9-
роться за мир, за лучшее будущее. Не
случайно на выставке есть несколь-
‚ко работ, посвященных Полю’ Робео-
ну. Не случайно в нее включены
прекрасные плакаты Виктора Ивано-
na и Виктора Боренкого, проелавляю-
щие победу великого китайского на-
рода и его дружбу с советским наро-
лом, или их же плакаты, посвящен-
ные М. Горькому и В. Маяковскому—
пламенным борпам против выродив-
шейся, человехоненавистнической
буржуазной культуры. Присутствие
на выставке образов положительных
героев придает еще болыную силу ca-
тирическим работам.

Простым люлям Америки и их тя-
желой вульбе уделено много внима-
ния в пронзвелениях мастеров совет-
ской графики. Прекрасные рисунки
В. Пророкова — улостоенная Сталин-
ской премии серия «Вот она, Амеря-
gal>, ето новые листы «Линч»,
«Дети большого гозода», «В трушо-
бах», «Читатели «Лейли уоркер» и
INHER» -— это полная гнева и в то
же время глубокой человеческой б5-
	ли эпопея, рабрываюшая подлинное.
	лицо «амепиканекого образа жизни».
Слержанный, скупой язык, cTporad
простота. соединеняая го смелой ком-
позиционной выдумкой, придают ри-
сункам Б. Пророкова особенную силу
	воздействия. Его рисунки ясны A T9-
	нятны без подписей и  об’яенечий.
Везграничная нищета, голод, забро-
	Новая опера Т. Хренникова «Фрол
Скобеев» по либретто С. Ценина, не-
давно поставленная Московским му-
зыкальным тезтром им. К. С. Стани-
славского и В. И. Немировича-Дан-
ченко. вызвала живой и горячий от-
клик со стороны слушателей — по-
сетителей театра. В редакцию газеты
«Советское искусство» поступило
много писем, связанных с постанов-
вой «Фрола Скобеева». Некоторые из
этих писем были опубликованы В
«Трибуне зрителя» №№ 24 и 26 га-
зеты.

Люли самых различных профессий
— рабочие, стуленты, научные ра-
ботникя, генералы и офицеры Совет-
ской Армии — высхазывают CBUA
суждения о новом оперном спедтак-
ле. Большая, взволнованная ззинте-
рееованность в сульбе советеко<
оперного театра, в сульбе советской
оперы видна в каждом из получен-
ных писем читателей. Это понятно и
закономерно: с горячим волнением и
нетерпением ждет нали народ появле-
пия идейно-глубоких резлистичесвих
опер, вонлотающих благородные и
поэтические темы налгей прекрасной
действительности, таких опер, вйто-
рые нужны народу, которые должны
помогать ему в его великом торче-
ском созилании коммуниетячеекого
завтра. Поэтому так велик интерес
народа к каждой оперной премьере,
поэтому так горячо и взволнованно
откликнулся советский слушатель и
на постаповку «Фрола Схайеева».
	В полавляющем количестве писем
слушателей оперы, серьезно, глубоко
и По-деловому критически ` опенива-
ющих многие достоинства и ведо-
статки оперы. высказывается сожа-
ление по поводу того, что композитор
	К выпуску озвученного
варианта кинокартины
«Броненосец «Потемкин»
	=.
	‚Борьба за мир, против поджигателей войны“

уязвимые места, — BOT качества,
свойственные мастерам советской
сатиры.

a
	Общая большая цель юб’единяет
различных по своему темпераменту
советских  художников-карикатури-
стов, придавзя. выставке — как и
всей советской политической сатире
— глубокое единство идейной и по-
литической направленноети.

Это единство ярко выражено во
всех лучших работах выставки
«Борьба за мир, против поджитате-
лей войны», ках и во всех жанрах
политической сатиры. Оно прояв-
ляотся и в сложных, обильных смеш-
ными и остроуиными полробноетями,
рассчитанных на долгое,  медлитель-
Hoe рассматривание,  карикатурах
Ю. Ганба, и в резких, чеканных,
бъющих, как хлыст, карикатурах Ву-
крынийеов. В таких рисунках
Ю. Ганфа, как «Муесорщиви из Гос-
департамента США в поисках с0-
трудников» или «Судя по всему, в
этом здании происходит очередное ©9-
вешание военного министерства
США», художник  облекает целую
серию однородных газетных фактов в
своего рода «подытоживающий» 06-
стоятельный рассказ, где одна тема
дается в бесконечных вариациях,
схешных евовй однородностью. Ta-
ков, например, забавный лист «Му-
сорщики»: представители американ-
ской дипломатической службы за-
ботливо чистят, пмопают, просуши-
вают на веревке извлеченных из му-
сорного ящика истории «героев»,
вышвырнутых из стран, BCTABINUX He
путь народной демократии. Особенно
хорош тут след подошвы, отпечатан-
ный на спине одного из пред:
ставителей исторического мусора. Та-
кой жанр карикатуры был © уе-
нехом применен и в сатирических
плакатах, неизменно привлекая зри-
телей. Нужно подчеркнуть, что здесь
от художника требуется не только
остроумие, но и умение об’единить
все многочисленные смешные детали
в одну целостную композицию. Утра-
та чувства меры приводит в нагро-
можлению одинаково шаржированных
и утомительных подробностей, кото-
рые, мешая друг другу, ослабляют
(если не уничтожают вовсе) эффекг
карикатуры. Это сказывается подчае
иу Ю. Ганфа, иу И. Семенова, ра-
боты которого на выставке слабее его
обычных бытовых карикатур, & так-
же и у других хуложников.
	Более типичным для советской ка-
рикатуры являетея такой ©1960б по-
строения сатирического образа, при
50тсоом повестровательный рассказ
заменяется единым и целостным ла-
коническим обобщением, где каждая
черта обдуманно выверена, взвеше-
на. Этот жанр требует от художника
собранной остроты мысли и превос-
холного рисунка, так как малейний
промах сразу ослабляет действие сз-
тиры. Но зато такой метод наиболее
увлекателен для художника, он OCO-
бенно важен для газетной карикату-
ры, немедленно откликлющейея HA
политические события. Вак правило,
такне карикатуры должны быть яс-
ны и понятны без текета, & иногда
		шенность сотен тысяч людей, дикая
расправа над неграми, полицейский
произвол, преелехование свободной
мысли —- вот что изображено в ри-
сунках Б. Пророкова, вызызаАЮЩиИХ
гнев и ненависть в современной ка-
питалнетической «цивилизации».
Художник показывает и борьбу поо-
тив американекой агрессин, — шШотив
американской полдержьм всего реак-
ционного — таков его рисунок «Тан-
ви Трумэна — в воду!».

Наряду с Б. Пророкозым и лроутие
художники изображают жизнь за ру
бежем < подлинной праздиростью. В
необычайно простом и очень вильнох
рисунке киевский художник В. Лит
виненво резко раскрыл один из рази*
тельных коптрастов нынешней Азге-
рики: натромождение гигантских не-
боскребов, сияющих сотнями окон, и
прижавшаяся в парапету Hadepem-
ной бесприютная ‹емья, выброшен:
ная на улипу («А жить негде»). Pay
взволнованных и ярких рисункоз, го-
ворящих о бедствиях, которые порож-
дает капиталистичекий строй, ©
борьбе за мир, за право на свободную
жизнь, создали в последнее время
В. Горяев {«Безработный», «День
Парижской Коммуны», «В 06в0бож-
денных районах Китая», «Наш крик
© правде — не просьба слабых!») 1
Л. бойфертие («Лондонекие виды»).

Абстрактные тесретнви не раз пы-
тались доказывать полную Услов-
ность всякой карикатуры, ее «свобо-.
ду» от следования реальной природе,
как и «чисто физиологический» xa-
разтер смеха, возникающего от гро-
тесклюй несообразности изображен-
ных в карикатуре предметов. Своими
рассуждениями они хотят оправдать
современную буржуазную карикату-
ру, пытающуюся смешить бесемые-
ленными нелепостями по эдоесу на-

a

рода и его прогпеесивных сил. Но
подобные ‘теории чужды  подлин-
ному большому искуеству  поли-
тической сатиры. Ее методом всег-
да был реализм — начиная со
времен Гойи, Федотова, Домье. Рез-
лизм еще более высокий — социали-
стический реализм — является OCHO-
вой советской политической сатиры.
Она стремитея дать правливую и
справедливую оценку людей и их дея-
ний; ве сила и выразительность про-
истекают именно из умения верно
разобраться в событиях. Советская
политическая сатира утвердила в
своем искусстве высокий обществен-
ный и моральный принцип оценки
жизненных явлений, придав смеху не
физиологический, а глубоко интел-
лектуальный и социальный  харак-
тер.

Поэтому советские гатикатуриеты
смело включают положительные юб-
разы в сатирические произведения,
сопоставляя, сталкивая их с образами
отрицательными. Так еделал Горяев в
рисунке «Безработный», создав жи-
вой и привлекательный облик амери-
канекого рабочего, у которого поли-
цейские берут отпечаток пальца. Та-
ким же способом придает карикатуре
суровую обобщающую силу и Л. Bpo-
  хаты в евоих рисунках «Выборы в
Англии» (английский рабочий, кото-
рему предлагаются на выбор две ©0-
веренно отинаковые полицейские
‘дубинки, одна с головой Черчилля,
‚ Другая © головой Эттли) или «Не по
пути» (прекрасная, хотя и нищая и
обворованная Франлия, отказыраю-
шаяся от прехложения де Голла под-
везти ев в машине).

Гротескное преувеличение, пожога-
  ющее раскрыть правду, смех, рж-
`лающийся из верности и меткости
характеристик и убивающий напо-
‘вал. нанося Удары в действительно

В нынешнем голу исполняется 25
лет со дня создания и выпуска на
экран вылающегося советского филь-
ма ` «Броненосец «Потемкин», от-
крывшего новую эпоху в истории ми-
ПОВЮТО КИНО.

«Потемкин» показал всему миру,
как велики творческие силы совет-
ского КИНО, какой могучей страстью,
поллинной взволнованностью и высо-
кой илейноетью живет наше молодое
COBCTCEOR RUHOHCRYCCTBO.
	Фильм отличался яркостью и ои-.
	тинальностью художественной @ор-
мы, новаторевим блеском молодого
революционного таланта.
	«Броненосец «Потемкин» был но-
вым словом не только в советской, но
и в мировой кинематографии. Именно
поэтому его триумфальное шествие
по экранам веех етран оставило пос-
пе себя огромное и глубокое влияние
на творческую практику всей миро-
‘вой кинематографии.

Большая революционная идея, ши-
рокая смелость обобщений, высокий
драматизм, монументальность  по-
строения каАтров, чрезвычайное свое
обуззие монтажа, точные зрительные
метафоры, нагяженный выфазитель-
ный пластический язык фильма —
BOT что определяло творческую уда-
чу создателя фильм» Сергея Эйзен-
штейна и его котлектива_
	Интересна и самая история. еозда-
ния картины. Первопачально ее еце-
нарий, написанный Н. Агаджановой,
охватывал почти все оеповные собы-
тия революции 1905 гола, и только
несколько калров из 800 было посвя-
щено росстанию на легендарном 6n0-
неносце. Но, по предложению 0(. 9й-
зенштейна, было решено ограничить-
ся в картине показом только воеста-
ния на «Потемкине».

Вее  натурные ©емки фильма
«Ввроненоеец «Потемкин» были про-
велены в Одессе и Севастоноле, а
макетные — в Санлуновеком бассей-
не в Москве, гле, в частности, были
засняты и общие планы мазета Gpo-
неносца. Это явилось первой макет-
ной семкой в нашем вино. НИ

Говоря о выдающемся мастерстве
режиссера, нельзя не отметить так-
же новаторства оператора 9. Тиссо.
В «Цотемкине» им впервые в нашем
кино былин применены е’емка нано-
рамы ве движения (сцена расстрела
	на Олесской лестнице), зеркальные
	отражатели OPH Cone ца натуре,
а также «сетка», дающая мягкое
изображение.

Олесскую лестницу 9. Тисеэ еня-
мал е вагонетки, которая  катилась
вниз по специально проложенным де-
ревянным: рельсам.

Наиболее трудные и ответствен-
ные роли в «Потемкине» исполняли

режиссер-акеистент — ныне народ-
ный артист ОССР Г. Алекланлров и
зезистент режиссера — ныне заслу-

женный артист РОФСР А. Антонов.
Пезвый исполнял роль старшего
офицер» броненосца Гиляровского
(которого восставшие матровы chpa-
сывают в MOpe), второй — роль
матроса большевика Вакулинчука.

В олной из chen прингловь  ени-
матьея даже самому режиссеру, в
тому же в довольно необычной  ро-
ли: исполнитель  (севастопольекий
винограларь}, игравший роль. кора-
бельного священника, категорически
отказался палать с лестницы броне-
носпа. Тогда Эйзентитейн сам «еыг-
рал» за него эту сцену.

Фильм «Броненоееп  «Потемкан»
был полностью енат и смонтирован в
	ТАШКБНТ. (Наш корр.). Киномеха-
ники— частые и желанные гости уз-
бекских хлопкоробов. В. колхозах,
совхоЗах, МТС республики работает
566 стационарных и 243 передвиж-
ных киноустановки.

За два месяца весенне-полевых ра-
	Музыкальная ткань оперы «Фрол
Скобеев» богата развитыми вокаль-
ными партиями, красивыми, просты-
ми, свободно льющимиея мелодиями.
Многие арии, дуэты, ансамбли, ре-
читативы написаны с настоящим
пониманием сценической ситуации,
психологического состояния героя и
природы человеческого голоса. Они с
удовольствием исполняются певцами,
лезко воспринимаются и запоминают-
ея слушателями. Особенно удались
композитору лирические ецены —
Варвары и Саввы во второй картине,
Фрола и Анны в тоетьей картине.
Хороши несни и арии-портреты Анны
и Варвары. Превосходная ария-несня
Варвары «Ой, поземушка-поземка»,
колыбельная Лавруши во второй кар-
тине, ария Анны в пятой картине
«За окном моим зори мерюнут»
написаны в духе лучших традиций
русской классической оперы, прибли-
жаясь по своему интонациончому
строю к народному русекому пеене-
творчеству. Остроумно и увлекатель-
но написаны Т. Хренниковым коме-
лийные сцены (сцена Фрола с Тутай-
Редединым в первой картине, «га-
данье» Фрола в третьей картине, по-
хищение Анны в четвертой картине).
В этих сценах композитор не только
иснользовал интонации народной му-
зыкальной речи, но и показал высокое
мастерство музыкально-спенических
характеристик.

Большой удачей Т. Хренникова
является скорбная пееня трех мужи-
ков, угоняемых в кабалу, о своей
горькой доле (1-я картина), хотя
драматургически она и выпадает из
жанра произведения. Близкое по ха-
рактеру старинной русской крестьян--
ской песне, это трио ‘достигает в своей
кульминации высокого драматиче
ского звучания. Музыкально-драмя-
тургичеекий прием взеления этой
песни непоередетвенно вслед за шум-
ным маслёничным народным весель-
eM усиливает воздействие всей еце-
ны, свидетельствуя о большом еце-
ничесвом даровании композитора, 0
его художественном такле и способ-
		течение трех месяцев. Первый его
проемотр состоялся в декабре 1925
толь в Больиюм театре на юбилейном
заседании, посвященном 20-летию
резолюции 1905 года.

Революционный пафое «Потемки-
на» органически сочетается с пре-
лельной простотой и ясностью фор-
мы. Показывая восстание на военном
корабле царекого флота в июне 1905
года, авторы фильма сумели созхать
волнующий И незабываемый 0605-
пазющий образ борющтегося народа,

Пуюесматривая газеты тех лет, мы
можем прочесть в заметке «Бой «Ро-
бин Гула» © «Потемкиным», опубли-
копанной в «Комсомольской правде»,
следующий  небезынтерееный факт:
американский фильм «Робин Гуд»
сразился в 1925 году в Первом худо-
жественном кинотеатре е «Потемки-
ным». где эти картины шли тотчае
же олна после другой. В первый
празлничный день после премьеры
«Робин Гуд» (змезиканекий боевик)
дал 2500 зрителей, «Нотемкин» же
— 5800 зрителей».

Фильм С. Эйзенштейна с таким же
блестящим успехом провел на экра-
нах веего мира,

С именем Эйзенигтефна ворвалась
в мир слава советевого кивоискуест-
ва — искусства дерзкого, взволно-
ванного, несущего людям свети
<мыел новых времен. «Броненосец
«Потемкин» — произведение BRICO-
сого мастерства и страети — прервал
блокаду рутины и чвантивото недо-
верия к искусству молодой советской
страны и оказал могучее влияние на
все виды художественного творче-
ства,

Путь «Потемкина» по зарубежным
экранам был усеян препятствиями.
Его запрещали пензурные органы
буржуазных стран, ю нем возбужда-
лись запрееве в-нарламентах. Снятия
ето в экранов добивались всяческими
мерами, фашистекие бандиты устраи-
вали погромы в кинотеатрах. Но, не-
смотря ва Bot, «Потемкин» горо и
смело пробивал себе путь, раеесказы-
вая правлу о героическом прошлом
революционных моряков русского
флота.

Велика аа идейная и творче-
ская сила TOTO поистине беесмертно-
то кинопроизведения. Оно не только
оказало огромное влияние на даль-
нейшее развитие мировой кинемато-
графии, но и непосредственно е1оеоб-
строзало развитию революционного
движения в  капиталистических
странах. Не случайно, когда 20 лет
‘назад на одном из военных кораблей
голландекого флота «11 провинций»
вспыхнуло Восстание, то после ето
’потавления на следствии выяени-
	Киносеансы в полевых станах
	бот лучшие советские фильмы, дубли-
рованные на узбекский язык—«Ста-
линградская битва», «Встреча на Эль-
бе», «Константин Заслонов» и другие,
просмотрело более миллиона двухсот
тысяч сельских зрителей. Сейчас в
колхозных клубах и полевых станах
	ности к воплощению больших музы-
кально-лраматических концепций.
Интересны, ярки и образны музы-
кальные характеристики сатириче-
ских персонажей оперы —— мамки
Пахомовны и самодура боярина Ту-
тай-Редедина: .

В опере имеются и некоторые слз-
бые в музыкальном отношении эпи-
золы. Например, песня  освобожхен-
ных от кабалы трех пьяных мужиков
в конце 1-й картины не имеет ничего
общего с русской крестьянской пее-
ней, как и разгульная песня пьяного
стрельца с хором в той же картине.
Странное впечатление производят и
хор девушек ‘и ариозо Саввы в 4-Й
картине, чужеродные по музыкаль-
ному характеру всей опере.

И весе же в целом, несмотря на не-
которую стилистическую  пестроту,
обусловленную неправильным твор-
ческим решением авторами сюжета,
музыкальный язык оперы производит
хорошее внечатление, радует слуша-
теля своей простотой, мелодичностью,
искренностью и свежестью интона-
ций, что встретило достойный отклик
у аудиторни и справедливо отмеча-
лось во многих письмах наших чита-
телей.

Театр им. Станиславского и Неми-
ровича-Данченко вложил немало тру-
да и времени на подготовку спектак-
ля «Фрол Скобеев», отнесся к этому
спектаклю с большой любовью и вни-
мапием. Превосходная работа дириже-
ра С. Самосуда, пежиссера А. Попова.
и художника Б. Волкова немало впо-
собетвовала успеху оперы у зрителей,
	Талантливая молодежь театра по-
казала в этом спектакле свои неза-
урядные вокальные и актерские дан-
ные. В первую очередь следует от-
метить Л. Авдееву — исполнитель-
Huny партии Варвары. Цевица обла-
дает сильным и сочным  менпо-соп-
рано очень красивого тембра и
	лосъ, что все матросы, причявитие
участие в восстании, незадолго ло
этого вилели советский фильм «Бро-
некосец «Потемкин», который и под-
сказал им. как следовало поступить
при сложившихел обстоятельствах.

После триумфального шествия
«Потемкина» по экранам мира (уже
в. 1927 году он был показан в 38
странах) советская кмнематотрафия
оказалась в центре внимания. Нани
фильмы стали расцениваться как вы-
даюнеиеея образцы мирового киноис-
кусетва.

Влияние «Потемкина» на мировую
кинокультуру было грандиозным,
Он тиательно изучался передовой
зарубежной критикой и кинорежис-
вурой, по нему учились.

Фильм называли «единственным
кинопроизведением за тридцать лет
существования кино», «великим CO-
бытнем, предетавляющим ©обой пово-
ротный пункт В истории кинемало-
графического искусства» и т. п.

В 1926 году на ежегодном кино“
конхурсе, проводимом американцами
на лучший фильм, он был признан
лучшим фильюм года, а год спуетя
на Всемирной выставке искусства в
Папиже  «Броненосцу «Потемкин»
была присуждена наивысшая пре-
‚мия — Болышая золотая медаль, —
первая международная премия, полу-
ченная советской кинематографией в
соревновании е кинойскусетвом бур-
жузаных етран.

Прошло четверть века, как был
созлан этот выдающийея фильм —
памятник героическим морякам Чер-
номорекого флота, но слава о «По
темкина» жива ‘и сейчас почти во
	всех уголках земного 11008.
		Cropo MH будем свидетелями  вто-
	рото режления этого замечательного
фильма. Воллеклтив работников вино=
	студии Мосфильм под руководетвюм
режисеера С. Казакова закончил
озвучение немого варианта «Броне-
носпа «Потемкин». Помимо рестав»
рации этой киноленты, она была пе-
ревелена ¢ проекции 16 в секунду
немого кино на 24 кадра звукового
кино. Вместо титров дан голое хик-
тора. Фильм будет  сопровожлаться
музыкой, специально написанной для
йего композитором Николаем Крюко-
вым.

Создание звукового варианта «Бро-
неносца «Потемкин»  предетавляет
огромный интерес. Он даст возмюж-
ность новому поколению советских
людей и тем, кто его не видал, по-
знакомиться с выдающимся кино-
произведением периода немого кино.
		Совершенно нелопуетимо; чтобы
карикатура была простым приложе-
нием к тексту, не имеющим никакой
самостоятельной выразительности. В
сожалению, этим грешат некоторые
работы даже крупных мастеров, ках,
например, Бродаты или Горяева (ко-
торый вообще сильнее в создании
		проходит месячник показа научно-по-
пулярных фильмов, рассказывающих о

методах борьбы за высокий урожай.
Киномеханики выпускают световые

газеты, в которых популяризуются до-

стижения передовиков хлопководства,
	широкого диапазона. Свободное эмо-
циональное и выразительное пение в
сочетании C привлекательной внепе-
ностью говорит о том, что у 1. Ав-
деевой есть перспектива серьезного
творческого роста. Хорошо ведет пар-
тию Анны Л. Потаповекая — обла-
	Ллательница мягкого лирического. с0-
	прано, недавно окончившая Москов-
скую государственную  конеервато-
рию. Молодой певец Г. Дударев в po-
ли Ордын-Нашокина отлично, без
всяких «скидок на молодость», вы-
держивает ответственное сопостав-
ление с таким опытным певцом, как
В. Канделаки, е присущими ему соч-
ностью и темпераментом исполня-
mem партию Тугай-Редедина.
	Молодые силы, выступившие в
спектакле «Фрол Скобеев»,— надеж-
да и будущее театра, и следует поже-
лать театру в дальнейшем растить и
воспитывать свои молодые кадры,
Как можно шире использовать их для
создания советских оперных  спек-
таклей, для сценического воплоше-
ния новых юпер на темы советской
действительности.
	Нельзя не пожалеть о том, что и
композитор, и либреттист, и коллек-
тив театра потратили так много уси-
IM для создания спектакля, вопло-
щающего образы, столь далекие от
нашей  современноети. — Мелодич-
ность музыки, выеокое мастерство
постановщика и дирижера, эмоцио-
нальный под’ем актерского исполне-
ния в конечном счете лишь отчасти
смягчают серьезные недостатки либ-
ретто оперы, написанного С. Цени-
ным.
	Резюмируя опубликованные ма
страницах нашей газеты высказыва-
ния зрителей об опере Т. Хренникова
«Фрол Скобеев», хочется пожелать
активной и плодотворной работы в
области оперного жанра композитору,
яркое и обаятельное дарование кото-
рюго позволяет ждать от него новых
произведений, воспевающих прекрас-
ные, волнующие темы нашей совета
ской лействительноети,
	его попытка протеста против бояр-
ского насилия над человеком в ше-.
стой, финальной картине не amen
в сюжете оперы никакой поддержки,
никакого обоснования. Именно по-
этому так неубедительны эти эли-
зодь, в которых авторы пытаются
раскрыть социальный облик своего
героя, приукрасить его, наделить его
положительными, благородными чер-
тами характера и тем самым, в сущ-
ности, илеализируют его.

При этом историчеекая обстановка
в опере оказалась затушеванной. На-
рол почти совершенно отсутствует.
Только епена масленичного гулянья
с веселыми плясками, с традицион-
ныи шествием ряженых воснроизво-
дит картину народной бытовой жиз-
ни, Но этим и исчерпывается погаз
авторами наролной массы, широких
народных сцен, столь характерных
для русской клаесической  комиче-
ской оперы. В качестве прогреевиз-
ной общественной силы в опере вы-
вехен боярин Орлын-Нащокин, по-
тивостоящий тупому, редкциюнно на-
етроенному боярину Тугай- Реледину.
Отнако чрезвычайно односторонний
показ Ордын-Нашокина, которому
авторы приписывают все благород-
ные качества человеческой души,
светлый ум, высокие патриотические
чувства, также идеализирован В
опере. Образ Ордын-Нэщокина, каз я
0браз ‚Фрола, противоречит и истори-
ческой и художественной правде, Это
eme более усугубляется  итилли-
ческим изображением боярского не-
хоросля Саввуикия и дочери боярина
Тугай-Ределина Анны.

Яркое и инливидуальное дарование
	Т. Хренникова, дазно заслужившего
пирокую популярноеть и любовь со-
ветских слушателей, сказалось и в
вором произвелелии композитора.

Опера написана простым, доступ-
ным языком, свободна от излишних
гармонических изысков и внешних
эффектов, затемняющих доходчивость
ве мелодической стихии.
	новой опере Т. Хренникое
	сти ХУП века, находчивый, плутова-
тый и лукавый весельчак, предотал
в опере Т. Хренникова одновременно
я в качестве носителя прогрессивных
тенденций своего времени, в качестве
положительного героя.

История оперного искусства зна-
ет немало примеров свободного -обра-
щения композитора © избранным
сюжетом и воздания своей самоетоя-
тельной илейно-художественной кон-
цепции произведения. Однако, как
правило, рождение этой новой кон-
пенции находит опору в самом мате-
риале первоисточника и не вступает
в противоречие с ним, а концепция,
созданная композитором, представля-
ет собой значительное и убеждающее
илейно-хуложественное целое.
	В данном же случае авантюрная
иетория Фрола Скобеева не давала
решительно никаких поводов для
«перекрашивания» его в передового
представителя эпохи. Новой концен-
ции в опере не получилось, перед
нами предетал лишь неясный цент-
ральный образ произведения, отор-
ванный or реальной действительно-
сти своей исторической эпохи. Неко-
торые сюжетные изменения, внесен-
ные либреттиетом и додженствующие
убедить зрителя в благородном ха-
рактере деятельности Фрола, не ло-
стигают своей цели, поскольку опи
не связаны органически ни с любов-
но-авантюрным сюжетом оперы, ни ©
лукаро-кометийным характером цен-
тральното образа.

Сцена заступничества Фрола 33
трех крестьян. плущих в кабалу к
боярину в первой картине оперы, и
	«Фрол Скобеев»
	°
К итогам обсуждения
		остановил свой выбор на «Ёюмедии ©
российском дворянине Фроле Скобе-
еве и стольничьей Нардын-Нащокина
дочери Аннушке» драматурга Авер-
киева. написавшего свою пьесу в
конне 60-х голов МХ века. по мо-
тивам одноименной повести неизве-
стного автора конца ХУП века.
	Герой повести и, пБесы  Аверкиева
— бедный, «худородный» дворяния
Фрол Скобеев, стремящийся любыми
способами «выйти в люди». Он пред-
приимчив, ловок, никогда ие уны-
вает, способен нз разные вызумки.
Весело и хитроумно  одурачивает
Фрол богатого боярина: похищает его
дочь, тайно венчается с пей и, до-
бившись примирения © тестем-боя-
рином, достигает своей цели — по-
лучает большое приданое и входит в
Еруг боярской знати. Жизнелюбивая
натура лукавого плута, смелого, на“
ходчивого, умного. Фрола Скобеевз
привлекла внимание авторов оперы
еще в 1943 году. Повесть давала
возможность живого. красочного изо-
браження быта и нравов эпохи, под-
оказывала интересные лраматургиче-
ские ситуации, раскрывала яркие
сатирические образы, связалные ©
характеристикой сиесивого боярства.
Все это убедило композитора и либ-
реттиста в возможности выбора, этого
сюжета лля создания бытовой коми-
ческой оперы. Но, встав на этот
путь, и либреттиет и композитор ‘не
смогли вылержать жанровой чисто-
ты своего произведения, Герой пове-