ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕЛИНЯЙТЕСЬ!
	f== НОВОСТИ ИСКУССТВА —=
	В Ташкенте закончилась декада показа спектаклей самодеятельных
театров столицы Узбекистана. На сцене Театра им. Хамза коллектив
художественной самодеятельности студентов Ташкентского медицин-
ского института им. Молотова показал спектакль «Новбахор». Co
спектаклем «Макар Дубрава» выступил театральный коллектив
электромеханического техникума. Пьесу «3a вторым фронтом» по-
	’ставил коллектиз Дворца текстильщиков. Драматический театр Поли-
	технического института познакомил зрителей со своей последней
работой — спектаклем «Генерал Рахимов». Более 10.000 зрителей
присутствовало на 16 спектаклях декады. Ha фото: сцена из спек-
такля «Генерал Рахимов» К. Яшена в исполнении студентов Среднс-
азиатского политехнического института. Генерал Рахимов (студенх
А. Хикматов) среди бойцов.
	Государственный драматический театр имени К. С. Станиславского
поставил пьесу М. Горького «Чудаки». На фото: сцена из спектакля.
Писатель Мастаков — Г. Колчицкий, Елена, его жена, — Т. Гурко.
	С большим успехом ‘проходит в Москве декада эстонской литера-
туры. В концертах декады принимают участие работники искусств
Эстонской ССР. На снимке: ансамбль народных танцев Государ-.
ственной филармонии Эстонской ССР исполняет эстонский народный _
танец. Фото С. Мишнаа. —
	Сегодня открывается эстрадный театр «Эрмитаж». Будет показана
новая программа под названием «Нервая весенняя». Режиссер-поста-
новщик Н. Смирнов-Сокольский, художник Я. Штоффер. В премьере
принимают участие мастера эстрады РСФСР, Украины, Азербай-
джана, Грузии и Молдавии. На фото: выступление Воронежског””_
русского народного хора под руководством К. МассалитиноР”
переднем плане — солистки хора М. Глубокова и 10. 3e°
исполняют шуточные. хоровые припевки. oy

Орган Министерства кинематографии CCCP 4 Комитета no делам. искусств при Совете Министров СССР
	Суббота, 27 мая 1950 года
			а 30 (1222). Год издания

Создать вовые произведения.
	о советских людях
	Открытое письмо драматургам
	Дорогие товарищи!

Мы с вами живем в великую сталинекую эпоху; ког-
да близкой реальностью становится то’ «коммунисти-
ческое далеко», о котором мечтали поколения передо-
вых людей человечества. Мы живем в эпоху великих
дел, когда то, что казалось чудом, мечтой, становится
нашей действительностью, нашим бытом.

Черты нового,  коммунистического проступают
все явственнее в жизни советского народа, в жизни
рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллиген-
ЦИИ. Л

За годы сталинских пятилеток сформировался новый
тип советского рабочего, его труд стал творческим, но-
ваторским. Не случайно высньей награхдой-—Сталинеки-
ми премиями — наряду с учеными, инженерами и де-
ятелями литературы и искусства отмечены многие ра-
бочие — новаторы промышгленности, транепорта, стро-
ительства. В наи дни уже становятся обычными та-
кие замечательные ‘явления, когда © кафе
институтов и университетов лекции о своих достиже-
ниях и усовершенетвованиях в организации производ-
ства читают стахановцы.
	Воодушевляемые любовью к Родине, к воспитавшей
	их партии Шенина — Сталина, передовые рабочие сме-
0 ломают устаревшие технические нормы и создают
новые, более высокие; они вносят поправки в проект-
ные мощности и хозяйственные планы, _ CoBepITeHCTBY-
ют технологию производства.

Простые советекие люди, творчески относясь к
своему труду, решают важнейшие: проблемы компяекс-
ной экономии, скоростных методов резания, рацио-
нальной организации производства, борьбы за отлич-
ное качество. продукции.

Однако жизнь и труд советских рабочих, новаторов
промышленности и транспорта, активных строителей
коммунизма, до сих Пор еще недостаточно освещаются
в нашей литературе и, в частности, в драматургии. 00
этом совершенно правильно писала «Правда» в нпере-
довой статье от 21 мая 1950 года.

Мы с радостью смотрим на сцене наттих театров
и на киноэкранах лучшие произведения советского те-
атра и кино. Такие пьесы, как «Незабываемый
1919-й», ‚раскрывающий. перед зрителем славные
страницы гражданской войны, «Голос Америки» и «Я
хочу домой», разоблачающие атресвсивные устремления
англо-американских империалистов, «Чужая тень» `и
«Илья Головин». рассказывающие о жизни советской
интеллигенции; как и лучшие кинофильмы, — любимы
нами. Наряду с этими произведениями мы хотим ви-
	деть пьесы и кинофильмы о себе, о рабочем классе на-
	шей страны.
	Богатый материал AIH отличной советекой пъесы и
	для полноценного сценария Фильма может дать, Ha-
	пример. жизнь и труд нашего товарища — Фрезеров-
	щика Московского транеформаторного завода В. Изо-
вимова, выполняющего уже 20-ю тодовую норму
с начала пятилетки. Это — не просто математика!
Или жизнь бывшего каменщика, ныне инженера-нова-
	тора. Фомы Мальцева, разработавшего комплекеную
систему  контейнеризации стеновых  материазове»
	лолых сталеваров Анатолия Суббстина, Виталия Михай-
	лова и Николая Чеснокова, заботливо обученных пре-
восхолным мастером Семеном Васильевичем Чеснокэвым,
разработавших новую технологию выплавки ‘стали,
позволившую продлить жизнь мартена! Если’ сказать
0бо всех этих достижениях техническим языком, мо-
жет показаться скучновато, но сколько раздумий, пере-
живоний, душевных волнений предшествовало созданию
всех этих новатореких методов. Вот жизнь нашей эпо-
XH, раскрываемая через жизнь простых советских лю-
дей!

Не считаете ли вы, товарищи, что советская дра-
матургия и кинодраматургия в долгу перед рабочими
нашей страны? =~

Ваш  первейший долг, товарищи драматурги, пока-
зать в своих произведениях жизнь и деятельность е0-
ветского рабочего, показать богатство мыслей и чуветв
челорека, сталинской эпохи,

Прошло пять поелевоенных лет. Можно было ожи-
дать, что драматурги покажут труд рабочего класса в
тоды Великой Отечественной войны, расскажут о про-
изводственном энтузиазме, о стремлении рабочего клас-
са в годы послевоенного строительства ускорить дви-
жение нашего народа по пути к коммунизму.

Советский рабочий любит пьесы «Зеленая улица»
А. Сурова, «Макар Дубрава» А. Корнейчука. В этих
пьесах он увидел близкие ему образы шахтера Макара
Дубравы, машинист» Алексея Сибирякова, — рабочих-
новаторов, емело создающих новые: методы организации
труда и производетва: $

Но. таких пьес, к сожалению, мало, как, впрочем,
мало и таких киносценариев. И это’ He может
быть оправдано. Это евидетельствует о забвении назпи-
	‚ ми драматургами указаний Алексея Максимовича Горь-
кого, который говорил, что в центре внимания каждо-
го писалеля должен быть труд, человек, труда.

Нам вспоминаются слова. героя одного из произведе-
	НИЙ А. М. Горького: «Я люблю работать, работа повын
	шает уважение к себе самому и — знаете: земля дол-
жна быть огранена трудом людей, как драгоценный кд-
мень. Я думаю, что те, кто говорят о муках творче-
ства,—неправы, надо говорить о радостях творчества».

Так пишите же, ‘товарищи драматурги, о радостях
творчества свободного советского человека, о радостях
поисков и достижений, которыми полна жизнь каждого
советского рабочего!

Мы обралцаемея к драматургам Б. Ромашову, Л. Ле-
онову, В. Вишневекому. Б. Лавреневу, А. Корнейчуку,
Е. Симонову, Н. Погодину, Н. Вирта, А. Сурову, А. Соф-
ронову, П. Павленко; А. Первенцеву, Г. Мливани и дру-
гим советским драматургам с ‘призывом: изучайте,
обобщайте, пропагандируйте опыт рабочего класса ео-
ветской страны.

Было время, Николай Федорович Погодин, когда
вы неутомимо раз’езжали по новостройкам, изучали
жизнь предприятий, чтобы потом воспроизвести ве в
своих пьесах. Так появились вапги замечательные пье-
сы «Темп», «Поэма, о топоре», «Мой друг». Советский
зритель полюбил и оценил эти пьесы, так как увидел
в них правдивый рассказ о жизни рабочего класса с6-
ветекой страны, боровшейся за, создание мощной соци-
алистической индустрии. И нам обидно, что тероиче-
ские дела наших товарищей стахановцев-новаторов не
вдохновили вае на создание интересных, полезных но-
вых пьес.

Год назад, отвечая на приглашение железнодорож-
ников депо станции Лозовая посетить их, вы, товарищ
Суров, ответили: «Приеду не тостем — приеду рабо-
тать вместе с вами. Приеду писать новую пьесу в лю-
дях советского транспорта». Вместе с железнодорожни-
ками депо Лозовая мы ждем эту пьесу; Анатолий Алек-
сеевич!
	Отним из первых литературных произведений, рас-
	сказавших о трудовых делах советекого рабочего клас-.
са, был роман «Соть»’ Леонида Леонова. С тех пор.
прошло добрых два, десятка лет. За это время вы, Лео-
нид Максимович, написали много пьес, но ни в одной
из них нет образа, передового рабочего.

Мы любим и ценим ваше творчество, Константин
Михайлович Симонов. Вы сами начинали свой жизнен-
ный путь рабочим, вы учились в ФЗУ, с производства,
пришли в литературу. Почему же пи в одном вашем
произведении нет образов рабочих? Мы хотели’ бы, что-
бы ваш страстный голос патриота и борца за мир и
дружбу народов с такой же убедительностью прозвучало
И в пьесе о советеком рабочем.

Мы обращаемея и в драматургам, избравшим для
себя колхозную тему.

Механизация производственных процессов в сель-
ском хозяйстве изменила лицо нашего крестьянства.
Ныне его определяют такие люди, как Паша, Антелина,
комбайнер Константин Борин, Иван Шацкий —

‚инициатор движения травторных бригал стличного ка-
частва,— люди, для которых фактор времени и правти-
ческое применение новейших орудий сельского хозяй-
ства в сочетании с новейшими достижениями советской
агротехники стали непреложным законом. Мы призыва-
ем драматургов, пишущих о колхозной деревне, пока-.
зать передовиков социалистического земледелия.

Hac крайне радует почин коллективов МХАТ
им. Горького и московского завода «Ирасный пролета-
рий». вступивших в творческое содружество. Коллек-
тив Художественного театра обязался создать спек-
такль о сегодняшнем дне советского рабочего. класса.

Но без вашей помощи, товарищи драматурги, такие
спектакли не будут созданы. Без вашей помощи не бу-
дут созданы полноценные фильмы о советских людях,
о советском рабочем классе. Через газету «Советское
искусство» мы призываем вас включиться в это твор-
ческое содружество и помочь нашим театрам, помочь
напгим киноорганизациям создать полноценный репер-
туар, видное место в котором займут пьесы и кинофиль-
мы о советском рабочем классе.

Ждем вантего ответа, товарищи!

Александра ШТЫРОВА, ткачиха комбината
«Трехгорная мануфактура» им. Дзержинского,
депутат Верховного Совета СССР; Валентина
ХРИСАНОВА, мастер Электролампового за-
вода, лауреат Сталинской премии; Виктор BJIA-
ЖЕНОВ, старший машинист дено Москва-Сор-
тировочная Московско-Рязанской ж. д., лауреат
Сталинской премии, депутат Верховного Совета
СССР; Павел БЫКОВ, токарь завода шлифо-
вальных станков, лауреат Сталинской. премии,
депутат Верховного Coseta СССР; Николай
РОССИЙСКИЙ, старший мастер завода «Ка-
либр», лауреат (Сталинской премии, депутат
Верховного Совета CCCP.
	хх
95 апреля днем участники декады
	посетили открывшуюся в  Москве вы-
ставку эстонской книги и книжной
графики. Вечером состоялась встре-
Ya писателей, поэтов, артистов и My-
зыкантов Эстонской CCP со слунате-
лями и преподавателями Военно-по-
литической академии им. Ленина.
		Идеал прекрасного
для советского драматурга
	Он — главный repel лучших
творений советских художников,
преобразователь и хозяин жизни,
человек сталинской эпохи.
> С его именем связаны влохновен-
ные создания скульпторов“и драма-
тургов, композиторов и’ живописцев,
актеров и режиссеров.

Герой-современник! Трудно пере.
оценить его значение для развития и
роста советского театрального искус-
ства. Самая замечательная страница
ислории советского театра по праву
начинается < того дня, когла на его
подмостки впервые’ вступил новый
герой-— человек, порожденный Вели-
кой социалистической революцией.
	Славный путь прюйден  тезтром
нашей страны 35 голы советской вла-
сти. Немалые успехи одержали за это
время творческие работники, драма-
турги, режиссеры, актеры. Десятки
спектаклей. иклюлненных высокой
жизненной правды, завоевали при-
знание миллионов советских зрите-
лей. И всегла каждая новая победа
советского театра, любое значитель-
ное хостижение его режиссеров и зк-
теров были неразрывно связаны ©
творческим воплощением образов на-
ших замечательных современников.
	Воплощая произведения совотевих
писателей, деятели тезтра -созлали
десятки спектаклей о жизни социа-
листического общества, во много ‚раз
приумножив мировую славу нашего
нскуества.

На благолатной основе советской
храматургии выросла целая плеяда
замечательных  маетеров ‚сцены —
актеров глубокой и страстной мые-
ля, влохновенного гражданекого тем-
перамента. С новой силой засверка-
ло искусство ее заслуженных вете-
ранов — актеров старшего пеколе-
ния. В создании образов советских
людей они обретают вторую. творче-
скую молодость. Й вместе с ними
крепкая поросль мололых дарований
тянется сегодня к вершинам. ецени-
ческого мастерства.
	Только в социалистической дей-
ствительноети черпает свою дейст-
венную силу искусство советского
театра. Только в нашей жизни и лю-
дях обретают драматурги, актеры и
режиссеры поллинное творческое
вдохновение. И, наоборот, забвение
хутожником совоеменной темы, He-
	знание нашей жизни, неумение в де-
	лах и чувствах советских. людей раз-
личить зримые черты будущего при:
ведут. его-к творческому туиикл: №с-
Ryceiso такого драматурга, anrepa,
режиесвра немедленно. зачахнет ‘и
оскудеет; а сам он не. замедлит вый-
ти в тираж. . ;

В наше время, когда советский
народ строит. коммунистичеекое 96-
щество.. задачи, стоящие перед. с0-
ветскии театром, особенно велики.
Полностью ‘их емогут решить только
те творческие работники,  кото-
рые ло конца почувствуют всю. меру

‘ответственноети, возлагаемой на них
	партией и народом.

Более трех лет прошло <6 дня опу-
‘бликования исторического постанов-
ления ПК ВЕП{б) о репертуаре дра-
изтических театров и мерах по его
улучшению. 8a это время театры
стоаны совершили решительный по-
ворот в сторону сорременности: па
советской сцене прочно утверхилея
‘терой наших дхней—человек сталин-
ской эпохи.

Олнако было бы неверным и преж-
девременным успокаиватьея на до-
стигнутом. С каждым днем растут
	кБУЛЬТУрНЫе ззпросы нашего народа,
	он вправе пред’явить свой большой
счет советской лраматургии.и театру,

В переловой статье «Репертуар —
основа работы театра» газета «Прав-
дз» указывает: «Советская _ драма-
тургия в долгу перед народом. У
Нас недостаточно пьес, HOCBAIICH-
ных труловым будням  замечатель-
ных советских людей — активных
строителей коммунизма.

Творческая созидательная деятель-
ность нашего народа. направленная
на преобразование жизни В© ИМЯ
счастья человечества. — вот идеал
прекоаеного лля советского драматур-
ra. Его прямой долг и обязанность —
воспеть и прославить героический
труд советеких людей».

Нельзя мипиться с тем, что в 0-
зоне 1949—50 года. т. е. за 9—10
месяцев творческой работы, в репер-
туаре московских театров — в®лу-
щих коллективов страны — появи-
лось не более четырех-пяти полно-
пенных произведений, отображающих
напгу действительность и ее героев.
А какую чудесную жизнь, исюлнен-
ную пафоса коммунистического ©0зи-
дания, прожили за это время совет-
ские люли. как обогатилея их ду-
ховный мит! Изкие большие мысли и
чувства вдохновляли их на сверше-
ние замечательных трудовых Подви-
гов! Необычайное богатетво тем, коН-
фликтов, характеров, жизненных

ee, lh
		ветских драматургов. AIA ROTOPHA
прекрасное — это наша социали-
етическая действительность.

Ham театр вправе потребовать от
лозматургов полноценных, разнооб-
разных по жанрам пьес, рассказы
		циатистической
	“EPOMELNLICHHOCTH,  . —
	тружеников- сельского хозяйства, со-
ветской интеллигенции, о нашей
жизни. в которой всё более отчетли-
во’ и полно НИХ зримые чер-
ты коммунизма. =”

В сегодняшнем номере газеты мы
пуй  зикуем письмо группы: знатных
людей страны — рабочих-новаторов,
сбращенное к ведущим: драматургам.
Они пишут:

«Простые советские люди, TBOD-
чески OTHOCHCK к ©воему труду, ре-
шают важнейшие проблемы ком-
плехеной экономии, скоростных м8-

J
	тодов резания, рациональной оогани-
	зации производства, борьбы за отлич-
ное качество продукции».

«Не считаете ли вы, товарищи,
что советская драматургия и кино-
	драматургия в лолгу перед рабочими
	наней страны’! ».
	Этот упрек как, нельзя более спра-
ведлив.

Не в меньшем долту перед совет-
ским зрителем и наши тезтры. Вак
никогда, требуются от них умение в
ярких художественных образах еце-
нически воплотить произведение дра-
матурга, способность ответственно и
глубоко судить о достоинствах и не-
лостатках пьесы, включаемой в ре-
пертуар. В’ своей творческой практи-
ке некоторые наши. театры. подчас
	забывают 0б этих законных трео-
	ваниях советского зрителя. Хорошая
советекая пьеса получает у них ино-
гла бледное, а зачастую неверное
спеническое . воплощение; игра от-
дельных актеров лишена влумчиво-
го проникновения: в образы COBAABAe-
мых героев.

‚ Спектакли, лишенные творческого
вхохновения, яркой. и выразительной
формы, „глубокого идейного замыела,
пропитанные холодным . ремесленнм-
чеством. не могут; естественно, вос-
питывать наних людей. Вот .поче-
чу чувство высокой ответственности
перед советским зрителем должно
войти в кровь и плоть каждого работ-
	ника театра. забвение этого замеча-
	тельного качества советских худож-
ников неизменно приволит вк плачев-
ным результатам. Только беспечно-
стью и недопустимым. творческим
благтодушием можно 9б’яснить тот
факт, что на, ецены некоторых наших
театров проникли такие слабые в
идейном и художественном  отноше-
нии пьесы, Как «Положение обязы-
вает» А. Галичу иг: Мунбаита, aB
окнах Yoput cpery .
	автор сценария. x
Премия