ТУ пленум правления Союза советских композиторов СССР
	за дальнейший под‘ем советской музыкальной
	Окончание. Начало — на 2 стр.
	В коллективе художников не мо-
жет быть места мелким обилам, 34-
висти, когда речь идет о судьбе на-
шего общего большого дела, о еовез-
шенствовании нашего искусства, как
искусства всенародного,  участвую-
щего в руководимом партией  боль-
шезиков великом процессе пере-
стройки еознания людей.
	Могучее народное движение соци-
алистического соревнования учит
нас тому, как поетроить социачиети-
ческие отношения внутри нашето
коллектива. т

Успех каждого из нас ке есть
личный усцех. Он полнимает уровень
всего коллектива, на е!о опыте учат-
ся другие, в результате чего воздает-
ся единый поток устьемаений к <а-
мому возвышенному, езмому высоко-
му искусству социалистического ре-
ализма. И основой Этого ДВЯЖНАЯ
является любовь к нашей сопиали-
стической Родине, беззаветная прэ-
данность своему народу, то, что вы-
ражено в прекрасных слевах — е0-
ветский патриотизм.

Работа по перестройке  творче-
ской жизни внутри Союз» советскях
композиторов после постановления
ЦЕ ВЕП(6) о музыке дала известные
положительные результаты. но пе-
реоценеа их была бы крайне врел-
ной. Тяжелый пример состояния бе-
лорусского Союза композиторов хотя
и не является типичным лля состоя-
ния всесоюзной композиторской ©р-
танизаций, тем не менее обнаружива-
ет черты, в той или иной степени
присущие и некоторым другим ком-
позиторским организациям.

Основными рабочими органами се-
кретариата являются Творческие
комиссии и секции, через которые
	ния молодых музыковедов. Но если
попытки в этом направлении делают-
ся в отношении московских музыко-
ведов, то работа 10 об’единению и
воспитанию музыковедов периферии
даже не начата. А между тем, про-
шедшая недавно Всесоюзная научная
сессия музыковедов показала, что на,
периферии успешно работают серьез-
ные, профессионально подготовлен -
вые музыковелы, нуждающиеся в по-
монти и руководстве. При поистине
грандиозных задачах, стоящих в. 0б-
ласти изучения нашей ‘многовацио-
нальой музыкальной культуры, не-
возможно серьезно двигаться вперел
bes Teco wyelwano и оргачизацион-
ного ‘об’единения всех музыкозедче-
ских сил страны.

Музыкоредческой комиссии, так
же как и другим творческим  орта-
нам союза, необходимо внести в евою
работу творчески-общественное па`
чало, без которого невозможно обес-
печить поллинное влияние на дея-
тельность музыковелов и критиков.
А Это влияние особенно необхотимо
для борьбы © массобоязнью, весъма
распространенной во среле музыкове-
дов. В музыковетах нужно воспиты-
вать то высокое чуветво гражланет-
венности, при котором иеирокая му-
зывально - просветительная работа
стала бы для них необходимостью,
виутренним долгом.

Мы много говорим © том, что ком-
позиторы должны знать свой народ,
должны изучать жизнь народа для
того, чтобы создавать для него музы-
ку. но мы ничего не говорим о том,
		они пишут, что они недоценивают
глубокий интерее и великую тягу Е
культуре, в частности к музыке, со
стороны советских. людей:

Такое положение совершенно н2-
терпимо. Надо неустанно воспиты-
	проходит громадное количество вновь
созданных и создаваемых произведе-
ний. Было бы неправильно охарак-
теризовать работу этих комиссий и
секций односторонне отрицательно.
Очень часто на их рабочих заседачи-
ях раздаются слова принципиальной,
нелицеприятной критики, помогаю-
щей композиторам в их творческой
работе. Однако положительные  мо-
менты работы комиссий и секций
большей частью остаются достоянием
протоколов. Попытки обобщения pa-
боты секций, вынесения  возникаю-
ших жизненных и острых о вопросов
на более широкое обсужление крайне
редко приводят к положительным ре-
зультатам. Причиной этому является
привычка к мелким формам работы,
правомерным лишь как этап предва-
рительного знакомства < новыми ©0-
чинениями, этап навонления опы-
та для организации различного
pola широких творческих дискус-
сий. Здесь образовалась уже <во-
его рода рутина, Боторую необхо-
UNO EAR можно скорее  преохолеть.
Нам необходимо немедленно же сло-
мать известное окостенение внутри
нашей организации, ввести широкие
творческие обсужления и дискуссии
в практику нашей жизни и нзузить-
ся организовывать их.

Надо ечитать аксномой, что не-
удавшаяся творческая дискуссия
есть неудача ее организации, В на-
ших обсуждениях установился тшаб-
лон импровизироРанных выстунпле-
ний, выступлений по первому про-
слушиванию. Это приводит в елу-
чайности опенок, к вкусотлцине вы-
еказываний и в кенечном итоге —
к неизбежным опгибкам и просчетам.
Недостаточное ‘значение придается
обычно основному докладу, являюше-
муся зерном для развития  дискус-
сии.
	Не кужно удивляться тому, что
аудитория молчит, если докладчик
холодно и формально относится в те-
ме своего доклада, аватомируя то или
иное произведение, как труп. В co-
жалению, таких докладов у нае бы-
вает немало. Отсюда задача изхиви-
дуального подбора локладчиков, по-
становка перед ними требования
творческого отношения к вопросам
творчества. Но даже хороший доклах
музыковеда не исключает необходи-
моети организовывать выступления
самих композиторов, являющихея
выразителями той или иной точки
зрения Ha различные проблемы твор-
чества.

Известно. что композиторы В. За:
харов и И. Дунаевский, вилные пред-
ставители нашего песенного искуе-
ства, имеют свои различные взгляды
на путь и характер развития совет-
ской массовой песни. Представьте ce-
бе собрание, посвященное обсужде-
нию песенного творчества, на ROTO-
рем вместо привычного для аудито-
рии музыковеда,  занимающетоея
Этой областью, выступят В. Захаров и
И. Дунаевский. Нет никакого сомне-
НИЯ В ТОМ, ЧТо такие доклады сумеют
вызвать и большой интерес, и живой
отклик среди композиторов и музыз
ковелов.

Но и это — только одна из в03-
можных форм оживления творческой
жизни, не используемых и не раз-
вивазмых руковолетвом Союза говет-
ских композиторов. Haro прязнать,
что до сих пор мы не прилагали ®
этому ни достаточной фантазии, ни
достаточной воли,

Что же касается музыковедчеекой
комиссии союза, то ее работе прису-
ти те же черты шаблона и рутины.
Руководетвом комиссии лишь намече-
на задача силочения музыковедче-
ских катров, выдрижения и воепита-
	вать в чаших музыковедах чуветво
социалистической — ответственноети
перед народом, нужно положить. 59-
нец оторваниости музыковедов от
Mace.

Перестройка работы Союза совет-
ских композиторов на новом этапе
зависит от перестройки самото ceRpe-
тариата, методы работы которого уже
не отвечают вез возрастающим тре-
бораниям быстро развивающейся
творческой жизни. Это связано, во-
перзых, © замкнутоетью работы ‹е-
кретариата, & во-вторых, в отеутет-
вием внутри самого. секретариата, той
атмосферы творческой дискуссии, ко-
торая в результате приводит в елин-
CTBY взтлялов.

Вопрос ю состоянии критики и
самокритики в назием союзе не
есть вопрос, касающийся Toro ANA
иного звена ‘или участка нашей ра-
боты. Взаимообмен опытом работы
мажту всеми звеньями союза. опытом
	возникающих проблем и творческих
	споров является совершенно необхо-
димым условием полнокровной и
яркой жизни нашей творческой орга-
низации. В этому должны быть на:
правлены все наши силы. Мы че
должны за булнями многих и тоже
необходимых мелких организацион-
ных деловых вопросов терять пер-
спективу нашего движения. А это
возможно лишь в условиях поетоян-
но развивающейся высоко принци-
пиальной большевистской критики п
самокритики. Любая частица налтего
труда должна быть направлена к не-
устанному совершенетвованию наше-
го музыкального творчегтва и Hae
музыкально-критической мысли, к9-
торые являются частью  отоомной
илеологической работы, возглавляе-
мой налтей большевистской партией,
великим Сталиным на пути к ROM-
мунизму.
	Пабережная старого Петербурга.
х
	Г1еизвестные
		Рисунок И. Реплна.
		Де рисунки
Репина
	шегося вперед, Репин `хотел уловить
не только лвижение, но и передать
  состояние человека во время беседы.
	Пюлны очарования моментальные
карандашные наброски, изображаю-
щие ребенка. Предельной  вер-
ностью отличаютея и пейзажные на-
турные зарисовки Репина. В рисун-
ке «Неаполь» (1894 г.) море, горы
и набережная показаны легкой плё-
стичной линией, почти намеком, на
зритель сразу видит характерный
южный итальянский пейзаж. Дру-
той рисунок нервным и живым
тнтрихюм передает шумное движение
на небережной старого Петербурга:
пешехолы, конки, извозчики, вдали
корабли, стоящие у причала, дым 38-
водских труб, затейлирые уличные
	старомотные фонари — вее в целом .
	создает верное реалистическое впе->
чатление городской улицы ХИ века:

‚ Великий художник неустанно &
упорно училея у действительности;
у жизни: он никогда не расставалея
< карманным альбомом для моиен-
тальных зарисовок на улицах, в Ваз
гоне поезда, на собраниях, на MPO
гулке, во время беселы. Охин из та>
ких альбомов имеется в присланной
коллекции

Рисунки коллекции  потоебуют
еще полного хронологического юше-
деления и детального изучения. Ра-
достно, что даже и малое в наеледий
Репина, возвращается на советскую
родину.
		дружба
	Недавно в Москве от. наследников
И. Е. Репина получена коллекция
его рисунков, выполненных как в
ранние голь, так и в последний пе-
риюд жизни художника. В этой кол-
лекции нет ни одного законченного
рисунка, а содержатся лишь наброс-
ки © натуры, ‘первоначальные эски-
зы композиций, первые мысли буду-
щих работ. Олнако, коллекция пред-
ставляет большую ценность, так как
показывает методы работы великото
художника, его творческую лабора-
торию.

В набросках композиций для 6y-
дущих картин художник стремится
выявить прежде всего основную
мыель, влумчиво распределяя фигу-
ры в пространстве, добиваясь выра-
зительности жеста каждого персона-
жа или группы людей, связанных
определенным сюжетным развитием.
Особенно выделяется эскиз, который,
возможно, является одним из вариан-
тов к «Воскрешению дочери Изира»:
вокруг лежащей на ложе мертвой
девушки в отчаянии и скорби собра-
лись родные и близкие.

Соединяя с гениальным компози-
ционным даром острое и проникно-
венное видение натуры, И. Е. Репит
умел из многого случайного  выби-
рать и передавать в наброске типи-
ческое, характерное.

В наброске женщины, сихянеей ео
скрещенными босыми ногами, хулож-
ник нашел типичную позу  обездо-
ленной старухи, может быть — HH-
щей. В наброеке юноши. наклонив-
	‘бевая

Обсуждение доклада Т. Н. Хренникова
	Большинство участников обсужде-
ния, фазвернувшегося по докладу
Т. Хренникова. согласилось с оенов-
ным положением доклада: музыкове-
ды и музыкальные критики пока еще
не стимулируют творчества совет-
ских композиторов. не помогают им
разобраться в проблемах, выдвину-
тых жизнью. современностью.
	и.

Причины столь нехопуетимого от-
ставания музыкальной науки и кри-
тиви П. Хучуа (Грузинская ССР) ви-
дит в том, что музыковеды недоета-
точно знают жизнь, знакомы с много-
образными явлениями современности
лишь по газетным и журнальным
очеркам. Большинство музыковедов,
цо словам т. Хучуа, недостаточно ус-
заивают положения марксистеко-ле-
нинекой теории, слабо интересуютея
историей культуры народов Советеко-
го Союза: Не могут похвастать музы-
коведы оснорательным знанием ста-
рой и особенно современной советекой
народной песни. Деятели советекой
музыкальной науки не разрабаты-
тают вопросов взаимовлияния нацно-
Ннальных культур, мало пишут о зна-
чении и рукоБолящей роли русского
искусства в формировании музыкаль-
ного искусетра братских нацнональ-
ных республик.

Тов. Хучуа говорил далее о фактах
неуважения музыковедов и критиков
к композиторами. Именно неуважения,
TAR как иначе не назовешь скоро-
спелые, безответственные сценки, к.-
торым не предшествовало вняматель-
цое, всестороннее - изучение произве-
дений. Эту же мысль развил в своем
выступлении А. Шавердян, говериз-
minh © том. что за последнее время
появилось большое количеетво ета-
тей. представляющих собой  описа-
тэльно-информационные обзоры и,
тзм не менее, поетенлующих на; оцен-
ву произведений. Разумеетея, такие
оценки неё способствуют укреплению
авторитета критики. Нужно покон-
чить, говорит т. Шавердян, с пре-
обладающим сейчас жанром вы-
сказываний беглых впечатлений по
новолу беглого прослушивания.
	Охним из главных тезисов доклада
Т. Хренникова являлась мысль © не-
разрывной связи музыкальной кри-
тики и науки. При этом доклалчик
справедливо сослался на неннейший
опыт русского классического музыко-
знания и русской классической му-
зыЕальной критики. Развивая эти
положения. В. Берксв (Москва) оста-
новилея в своем выступлении на
актуальном значении для советеких
музыковедов классического наследия
в области музыкальной науки и кри-
тики. В СССР изучаютея труды
Одоевского. Стасова. Серова, Лароша,
музыкально-критическая = деятель-
ность великих русеких композитотов-
классиков. К сожалению, монографии
о круннейигих представителях музы-
кознания прошлого в большинстве
своем еше не изланы,
	Необходимо переиздать трулы оено-
воположников передовой реалистиче-
ской русской музыкальнюй критики.
нужно практиковать чтение лекций
0б эбтетических взглядах Одоевского,
Серова, Стасова, расширить опьг ее-
минара пю изучению музыкальной
критики, проводимого на музыковед-
ческих факультетах вузов.

Вак известно. Стасову, Серову и
Ларошу удалось в своих трудах до-
стигнуть единства технического (как
говорил Серов) и собственно эетети-
ческого анализа. Тов. Берков пФи-
	Вчера пою приглашению коллектива
Болышого театра группа колхозников
Таловского района Воронежской об-
ласти приехала в Москву.

На Казанском вокзале колхозных
гостей встречали творческие работни-
ки и представители общественных
организаций Большого театра. Вече-
ром колхозники присутствовали на
спектакле «Русалка» в филиале
ГАБТ. 29 мая ва торжественном соб-
рании коллектива ‘театра состоится
	час следует поставить вопрос © в05-
рождении  тазетной музыкальной
нублициетики.
	Напомнив участникам пленума ©
статьях Серова. Стасова. Мусоргеко-
ro, Чайковского. Римекого-Короакова
и Танеева, КН. Разеншильд привел
примеры  днаметрально  противо-
положного отношения к своей рабо-
Te, проявляемого некоторыми совет-
скими музыковелами и критиками,
Встречаются рецензии и критические
статьи, написанные неграмотно. тя-
желым языком, с уродливыми слово-
образованиями и нескончаемыми фра-
зами. Некоторые музыковеды порой
впалают в неприятную манерноеть и
афоектацию. Так, например, Ю. Крем-
лев, описывая в своей книге жизнь
Шопена в поместье Жорж Занл «Нэ-
	ган», отмечает, что композитор скучел
	по городской жизни. Это простое 00-
стоятельство изложено так: «Блеск
Парижа навеэгла смутил покой наив-
ной юношеской буколической поэзии,
и шумные отголоски — воспоминания
столицы — часто врывалиеь в мир-
ную, монотонную симфонию летних
наганеких горизонтов».
	Носвятивший свое выступление
некоторым вопросам советском тео-
ретического музыкознания, Л. Мазель
(Москва) отметил, что в настоящее
время почти не появляются работы,
посвященные музыкально-теоретиче-
ским проблемам. Путь преодоления
отставачия тени музыки лежит,
как известно, через ее решительный
поворот к практике. к залачам ео-
временности, к вопрозам, актуальным
для советского творчеетва. к живому
контакту с советской музыкой. Вот
почему, кроме анализ» отдельных
произвелений. нам нужно и теорети-
чезкое обобщение на’ материале со-
потекой и классической музыки. Не-
обходимо развивать теоретическое му-
зыкознание, служащее творческой
практике.
	О необходимости регулярного 05-
суждения в Сою3е композиторов но-
вых работ музыковелов, критических
статей и рецензий говорили Л. Нула-
ковений и Б. Левик (Москва): Вруп-
ные недочеты в уетной музыкальной
пропаганле. низкий идейно-лолити-
ческий и профессиональный уровень
мнотих лекций по’ музыке отметили
в своих выступлениях Ц, Рацкая и
К. ШМедрин (Москва).

И. Дунаевский указал на вялость
критической мысли в советском мас-
совом музыкальном творчестве. Про-
фессиональная критика в области пе-
венного творчества, по его словам,
оторвана от шиообких интересов авто-
ров. Статьи и обзоры пишутея обыч-
HO на основании штурмового и по-
верхностного ознакомления с десят-
ками изданных песен, без изучения
реакции массового слушателя, чьз
об’ективное мнение и обязан выра-
3HTb KDATHK.

В абеуждении приняли также уча-
стие тт. М. Блон, Н. Брюсова, В. Ви-
ноградов, А. Жубанов, Ю. Келдыш,
Л. Лебединский, С. Няга. А. Оголевец,
И. Рымиин и 3. Шахиди. Поеле за-
ключительного слова Т. Хроенникова
пленум коручил секретарнату Союза
композиторов совместно в музыко-
велческой комиссией на основе все-
стороннего изучения высказываний
участников пленума разработать про-
ект резолюции.

На этом IV пленум правления
Союза советских композиторюв СССР
закоччил евою работу.
	приятий. Это содружество должно
споссбетвовать воспитанию  много-
численных кадров художественной
самодеятельности, выявлению но-
вых народных талантов. Ораторы го-
ворили также о необходимости обег-
печить коллективы художественной
самодеятельности полноценным дра-
матургическим и музыкальным. репер-
туаром.

Пленум Мособлрабис принял раз-
вернутое: постановление, в. котором
разработан конкретный план участия
работников искусств столицы в под-
готовке и проведении Всесоюзного
смотра художественной самодеятель-
ности рабочих и служащих.
	неудовлетворительно, порой плохо.
Не пооявляет принципиальности в
развитии большевистской критики
на участке оперного творчества и
журнал «Советская музыка».
	Охной из важнейших музыкально-
теоретических проблем является про-
блема мелодии. Как же поодвинулось
решение этой проблемы в музыкове-
дении 33 последние два года?
С. Скребков (Москва) указал. что
есть лишь отдельные высказывания
по вопросам мелодии в некоторых га-
зетных и журнальных статьях, & знз-
чительных работ пока еще нет. При-
чина этого — в оторванности науки
0 профессиональном музыкальном
творчестве от науки о народной му-
зыке. Надо сломать искусственную
перегородку, отделяющую музыкове-
дов. специализировавитихея на «ком-
позиторской» музыке, от музыкове-
дов-фольклориетов.

Б. Гибалин (Свердловск) обратил
внимание пленума на то. что из поля
зрения музыковелов почти совершен-
HO выпали вотмеы исполнения го-
	BETCRIWL музыки. еоветекого исполни-
	‘тельского стиля. 90 этом же говорил
wih Гинзбург (Москва). подчерк-
‘Нувший, что с точки зрения маркси-
‚стско-ленинской эстетики иенолни-
‘тельство не может рассматриваться
Buaue,: Rak процеве  сотворчества.
Исполнитель может глубоко и прав-
ANPO Таекрыть и донести до слуша-
телей произвеление. но может не по-
HATH композиторского замысла и
исказить его. Вот почему критика 4
в юбласти музыкального  исполни-
тельства призвана играть большую
роль.

Между тем, наша печать уделяет
мало внимания вопросам  истюлни-
тельства. появляющиеся статьи чаше
всего посвящены юбилейным датам
исполнителей прошлого или побелам
на конкурсах. Вопросы _ обобщения
важнейших проблем и эстетики со-
ветского музыкального исполнитель-
ства настоятельно ждут евоего раз-
рещения.

06 одной из важнейших задач,
стоящих перед советекими музыкове-
дами и критиками, говорил в своем
выступлении И. Бэлза (Москва). Он
подчеркнул необходиметь 1а30бла-
чать происки музыкальных прислуж-
ников американского империализма.
На протяжении последнего времени в
США и Англии Ффабрикуется огромное
количество макулатуры, посвящен-
ной музыке стран народной демокра-
тии. Ничего общего не имеющие ©
музыкально-историчеекой наукой.
эти писания преследуют смехотвор-
ную цель — «доказать», что музы-
кальная культура стран народной де-
мократии якобы тяготеет к упадоч-
ному Ззпаду, а не к великим тради-
циям русской музыкальной классики
и советского музыкального творче-
ства. Задачей советеких музыковелов
и критиков должно быть укрепление
плодотворных связей между совет-
ской МУЗЫЕЗЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ и му-
зыкальной общественностью стран
народной демократии. Успешное вы-
полнение этой залачи явитея цен-
ным вклалом в дело Gopeber ‚за MHD
во всем мире.

Эту же тему развил в своем вы-
ступлении Р. Грубер (Москва). гово-
ривший о помощи, которую призвана
сказывать советекая музыкальная
критика передовым музыкальным
деятелям стран народной лемокоатии.
0б огромном внимании в. советекому
музыкальному творчеству в странах
	1 июня начинается Всесоюзный
смотр художественной  самодеятель-
ности рабочих и служащих.

Участию деятелей искусств столн-
цы в этом важном культурном меро-
приятии был посвящен очередной
пленум Московского областного ко-
митета профсоюза Рабис. С докладом
по этому вопросу выступил народный
артист РСФСР В. Владиславский.

Сотни работников искусств столя-
цы руководят многочисленными круж-
ками художественной самодеятельно:
сти предприятий и учреждений: Моск-
вы, помогают творческому росту та-
лантов из народа.
	звал COBCTCRHX музывовелов творче-
CR развивать высказывания клае-
сиков русской музыкальной науки.

Но олно дело — говорить о демо-
кратическом направлении в творче-
стве руеских классиков музыковеде-
ния, другое — следовать ему. Тут
уместно сказать, что, согласно алфа-
виту. фамилия т. Беркова стоит в на-
чале печального списка мало 08бо-
тающих или почти безлействующих
музыковедов-москвичей, являющихся
членами Союза композиторов.

Т. Ливанова, посвятившая  <вое
выступление ненспользованным в03-
можностям московекой музыкальной
критики, огласила на пленуме неуте-
шительные цифры.

На учете Союза композиторов в
Москве состоят 80  музыковедов.
Даже если бы кажлый из них писал
только по одной статье в гол. в пе-
чати ежемесячно могло появляться
6—7 статей. посвященных вопросам
современного советского музыкаль-
	ного творчестра. Но. увы. примерно
	40 из них (т. е. половина всех мос-
ковоких музыкальных критиков!) не
дают и одной статьи в гол, Бодее или
менее систематически занимается
критической деятельностью (2—3
статьи в год) меньше четверти на-
личного состава музыкальных кри-
тиков столицы. Таким образом, вие-
©то того, чтобы находиться в аван-
гархе советской музыки, больиинет-
во московских музыковелов отетает,
теряя авторитет в глазах композито-
ров и всей советской общественности.

Не многим лучше обетоят дела на
Украине. Как 06 этом зассказал на
пленуме Н. Михайлов, в небольшой
группе украинских музыковедов есть
такие. которых по справедливости
следерзло бы именозать балластом:
они ничем себя не проявляют. Ееть
и такие, которые обратилиеь к науч-
но-критической деятельности лишь
на том основамии, что некогда сами
являлись композиторами (неудачни-
ками). Украинский союз композито-
ров и его музыковелческую секцию
выручают активно и хорошо’ pado-
тающие молодые музыковелы — сту-
денты и выпузвники консерватории,
пишущие статьи и рецензии, читаю-
щие лекции, выступающие на a obcyat-
дениях.

Как выяснилось на пленуме, зна-
чительно хуже обстоит дело с вылви-
жением молодых критичееких кадров
в Москве. Отудевт` Московской кон-
серватории М. Тараканов. посвятив-
ший евое выступление вопросам BOt-
питания и подготовки будущих му-
зыковедов и критиков, рассказал. что
студенты  теоретико-композиторекого
факультета не принимают никакого
участия в критической работе.
	С проходившим на пленуме обсуд-
дением вопросов советской оперы
связал свое выступление Г. Апресян
(Москва), говоривший об отетавании
EPUTHEN B области оперного творче-
ства. Нередко в кругу музыковедов
можно слышать рассуждения © том,
что недостатки оперной теоретиче-
ской мысли закономерны. так как
советских опер еще мало. Г. Алресян
показал. насколько  несостоятельны
эти попытки прикрыть причины
суб’ективного порялка есылками Ha
«об’ективные» трудности. В самом
деле, разве новые оперы и балеты, ©
которых говорил в CBOCM докладе
Н. Горяинов. не дают музыковедам и
музыкальным критикам повола для
развернутых выступлений? Однако
вритики этого не делают или делают
	вручение почетных грамот Воронеж-
ского обкома ВКП(б) всем участни-
кам бригады Большюго театра, moce-
тившей в марте колхозы Таловского
района.
	В столице колхозники просмотрят
несколько спектаклей в филиале
ГАБТ, МХАТ и Малом театре, осмот-
рят музеи и картинные галлереи, со-
вершат поездку по каналу имени Мо-
Сев. , :
	ретарь Союза композиторов в. 3axa-
ров. Желая учиться у великого co-
ветекого народа. композиторы, музы-
ковелы и исполнители стран нарол-
ной демократии не пропускают бук-
рально ни одной строчки © музыке
в советских журналах и газетах, осо-
бенно в журнале «Советская музы-
ка» и газете «Советекое искусетво».
Многие участники обсуждения
резко критиковали секретариат Сою-
за советских композиторов и его му-
зыковедческую комиссию. которые
не работают по-настоящему е калдра-
ми музыковедов:и критиков, не opra-
\ низуют и не воспитывают их.
Союзе композитеров плохо знают му-
зыковедов. недосталечно вникают в
их повседневную работу, проявляют
равнодушие к их защюсам и практи-
‘ческому опыту. Нь проходившей не-
давно научной сессии но музыкозна-
пию отеутствовали секретари союза
тт. Хренников” Чулаки и Захаров.
С этим соглаеижя и секретарь
Союза композиторов М. Наваль, при-
знавтиий, что секоетариат союза и
бюро комиссии по музыковелению не
смогли ‘направить’ музыковелов на
выполнение актуальных залач. B
комиссии. по его словам. не создана
атмосфера, при которой была бы не-
возможна творческая’ безлеятельность
м7зыковелов. Ничего не слелала ко-
MACCHA для активизации работы. му-
зыкальных коитиков в пентральной
и периферийной прессе. В этому еле-
дует прибавить разобщенноеть раб-
ты по вопросам критики и музыкове-
	дения. а которой говорил HA пленуие:
	секретарь правления СОЁ В. пухар-
ский. Вопросы эти разобщенно ста-
BITCH и решаются  сокретариатом
союза, комиссией по музыковедению
и журналом «Советская музыка».

Исключительно важной Teme —
народности ‘советской музыки— было
посвящено выступление Т. Цитович.
Она говорила ю том, что в борьбе ©
формализмом, отрывающим искуеетво
от народности и идейности, укоепи-
‘лось в вовелской музыке реалиетичз-
ское направление. За последние два
тода в творчестве советских юомпози-
торов наметились значительные уе-
пехи. В евоей музыке композиторы
используют огромное” разнообуазие
национальных форм, жанров и ети-
лей. А музыковеды не изучают и не
обобщают опыта претворения народ-
ного творчества в  Произветениях
русских композиторов-классиков. пе
юосвещают богатого опыта советского
музыкального творчества в этом HA-
правлении. Е. Гоошева (Москва) под-
чаркнула в своем выступлении. что
у некоторых композиторов сложилось
неверное предетавление © наротной
несне, како форме застывшей, не раз-
вивающейся, «застрявшей в веках».
Неемотря Pa положительный опыт
виедрения народных тем в еоветексе
MYSbIRAIBEOe TREPYECTBO, BTH ROMY
зиторы‘ продолжают‘ утверждать, что
народная песня не развивается. не
приобретает черт современности. что
 н& нее’ якобы не‘влияет массовая
советская песня. — к

— При таком отношении к пробле-
ме народности, — говорит Е. Троше-
ва, — наша музыка не решит и проб-
лемы советского героя.
	Е. Гюшева говорила также о тэм.
что в «помощью» критиков-формали-
сетов, заполонивших одно воемя стра-
вицы газет, критики, стоящие на
‘правильных позициях. умолкли и по-
теряли вкус к газетной работе. Сей-
	Мастера искусетв—художественной самодеятельности
	Говоря о количественном и качест-
венном росте художественной caMo-
деятельности, докладчик отметил
‘существенные недостатки шефской
работы. Комиссия художественной са-
модеятельности Мособлрабис слабо
руководила работой шефских коми?-
сий на местах, не все театры оказы-
вают помощь коллективам художест-
венной самодеятельности. Много не-
достатков в работе Московского го-

`родского дома народного творчества.
	Выступавшие мастера искусств
К. Еланская, И. Туманов; А. Горюнов
и другие говорили об огромном зна-
чении содружества театров и пред-
	Нолхозники в гостях
у артистов столицы
								(К пятилетию со дня смерти Демьяна Бедного)
	Талантливый руеский поэт-басно-
писец Демьян Бедный — пламенный
апитатор, Яюэт-революционер — ло
последних дней своей жизни активно
боролся за осуществление великих
идей большевистской партии.

Демьян Бедный бичевал носителей
«искусства для искусства».

В фельетоне, опубликованном вес-
ной 1925 года в «Правде», поэт пи-
сал: .

Вспоминаю далекие яви.

Были пышные выставки, где

HCROHH

«Мастера» выставлялись одни,

Мастера, опьяненные славою.

Но все выставки прежние —

были они

Буржуззно-салонной забавою.

С первых дней революции Д. Бел-
ный был во всеоружии своего поэти-
ческого и агитационного таланта.

Воспевая героический ‘труд совет-
ского народа — строителя социзлиз-
ма или разя уничтожающей строкой
врагов нашей Родины, врагов рево-
люции, поэт часто выступал в рат-
ном содружестве с мастерами сатири-
ческой иллюстрации и острого ри-
	Боевая дружба, Д. Бедного © хулож-
никами была паправлена. прежде
всего против врагов нашей Родины.

«Пронзенные насквозь, рядком
торчат на эпиграммах» и на сатири-
ческих портретах, на плакатах, на
карикатурах жертвы  демьяновых
сатирических стрел, которые он елал
«врагам и дальним и соседним». Тут
и февральские чучель — керенские,
милюковы, буржуи, эеэры, еоциал-
демократы. Тут и заграничные соци-
ал-предатели всякого сорта, пе-
смыкающиеся перед  душителями
рабочих: маклональды, бевины, чан
кай-ши. Тут и вдохновители аатисо-
ветской интервенции: чемберлены,
брианы, черчилли, гуверы-—поджи-
татели войны, клеветники и гангете-
ры, кровавые дельцы и провокато-
ры, — все эти темные фигуры, злей-
шие враги великого созидательного
сопиалистическох труда народов
CCCP.

Оставаясь всегда наготове для б0-
евых столкновений с противником,
поэты и художники выполняли в то
же время, по призыву партии, мир-
ные задачи, В год великого перело-
ма, в связи с началом массового кол-
хозного движения, Лемьян Бедный
скреплял своей стихотворной под-
писью многочисленные плакаты и
рисунки на колхозные темы, на те-
мы сопиалистического переустройст-
ва СССР. _ ,

Ветати, почему традиции сюжет-
ного плаката со стихотворными тек-
стами все реже‘и реже применяются
в налней плакатной практике? Раз-
ве вдохновенная работа Маяковского
и Демьяна Бедного не может служить
образцом такого вида искусства?

На состоявшейся недавно в Моск-
ве выставке карикатуры и плаката
«Борьба за мир, против поджигателей
войны» заметно отеутетвие такого
действенного орулия борьбы, как са-
тирический плакат 60 стихом.
Впрочем, под кровом наших изда-
тельств, в частности издательства
	«Искусство», политическая сатирз и
без такого стиха радушием и гоств-
приимством не пользуется.

Сегодня, к слову, окажется впол=
не современным рисунок Б. Ефи-
мова, опубликованный в 1927 году
после «пекинского налета». На риз
сунке — очередь у кассы за сребрен-
никами, раздаваемыми «невидимой
рукой» гоминдановиам,  предателям
китайской революции, бандитам и
наемным убийцам. Над карикзтурой
надпись Демьяна Бедного; «Для ми-
лого дружка-—сережка из ушка, или
на хорошего бандита, — че жаль ни-
какого кредита», и подпись:

«Культурная», «счастливая»

страна!

(Не надо называть, известна всем

она).

Для безработных в ней — недо-

стает кредитов,

Зато в любой момент, сполна,

Есть у нее особая казна

Для душегубов и бандитов!

День за днем появляются на етра-
ницах «Правды», «Известий», в
журналах рисунки-памфлеты Моорз;
Дени, Б. Ефимова, сопровождаемые
разящими строками Демьяна Бед=
ного... А сколько их прошло в те жа
годы в «Плакат-газете» Изогиза!

Знакомясь со всеми этими много=
численными плакатами, карикатурз=
ми, графическими памфлетами, имев-
HEM в подписях Демьяна Бедного
надежную и незыблехую пох ©0бой
опору, — невольно становишься сви-
‘детелем того, как без устали, в те-
чение многих лет — свыше тридца-
ти! — боевой поэт революции по
пятам преследовал врага.

Во время Великой Отечественной
войны позпический дар Демьяна Без-
ного развертывается во всей своей
патриотической силе, и как в евоих
тазетных, так и в плакатных етихах
он прежде всего гордо возглашал сла-
ву бойцам-богатырям,

..чъей бранной доблестью горхии-

ся мы по праву,

Народным полвигам’ в работе и

войне,

Вождю народному и всей рохной

стране...

Художественное, ныне истори
ческое, собрание «Окон ТАССу
насчитывает за военный периох свы-
ше лвухсот стихотворных текстов
Демьяна Редного, оенащаюнщих аги-
тационные картины и плакаты ху-
дожников Кукрыниксы,  Ефчмова;
Соколова-Скаля, Раллова, Шухмина,
Дениеовского, Савицкого. Корецкого.
Милашевского, Виктора, Иванова, С9=
ловьева и многих других.

Не пора ли заняться вниматель-
ным изучением богатейтгего плакат-
ного наеледства Демьяна Белного и
творческого оперативно-действенного
метола совместной его работы < трз-
фиками - иллюстраторами, работы,
представляющей образец оргачиче-
ского елинства острого сатирического
рисунка и большевистского слова,
которое «с честью служило делу co-
цизлиетической революции», как
было сказано в правительственном
сообщении о смерти Демьяна Бел-
	ного.
В. РЕГИНИН.