СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	_ Трилогия
о сталинградцах
		немцев под Сталинградом — 2 фев-
раля 1944 года — зацитники ге-
роическото города увилели на сцене
своего лоаматического театра спек-
такль «Сталингоахны». Автор пье-
сы драматург Ю. Чепурнн еще в
дни кровавых ехваток е врагом заду-
		Оталинтраду — городу. который OH
защищал, находяеь в рядах report
ческой Совететой Армии. С отром-
ным волнением стачингражцы смот-
рели эту пъесу. в которой опи видели
свои героические дела.

Сталингралекий театр первым B
стране успенно поставил в 1948 го-
ду и вторую пьесу Ю. Чепурина —
«Последние рубежи», таже поевя-
шенную  сталинградцам.  Недавао
Оталинтралекий театр‘ показал тое-
тью пьесу Ю. Чепурина — заключи-
тельную чають трилогии -—— «Близ-
коб». Шьесл рассказывает о героиче-
ском труде рабочих трижды ордено-
носног Оталинграленого тразлюфрно-
го завода, 0б их. воммуниетическом
отнонении к труду. Опа, создавалась
автором при непоерелственном уча-
етии сталингралцев.

Творческий коллектив театра ра-

ботал над постановкой пьесы при
ближайшем участии автора. Актеры,
занятые в спектакле, постановщики
В. Иванов и № Миленко, художник

Ф. Новиков выезжали на тракторный.

завод. знакомилиеь е людьми, обра-
зы которых им предстояло BOCCOS-
дать на сцене. Сиектакль «Близкое»

пользуется неизменным. успехом у.

зрителей.

В беседе в корреепонхентом «С
	ветевкого искусства» драматург
Ю. Чепурин поделился евоими даль-
пейшими творческими планами.

—- Сталинград, — говорит эн, —
основная тема моего творчества.
Воспеть людей Сталинграда. их му-
жество, их героический труд — это.
ли не почетная залача для советекого
драматурга! Сталинградцы являют
собой пример людей сталинской за-
калки.

Сейчае в Сталинтрадекой области
пгирово резлизуетея сталинский
план поеобразования природы. При-
мер являют собой молодые сталин-
прадцы: тысячи камеомольцев Ста-
линградекой области трудятся нал
соэданием лесотолюе. Все жители Cra-
линтрада и прилегающих в нему
зайонов вступили в: борьбу за пере-
дельх ‘сурового климата на юго-во-
стоке нашей родины. 910 и вдохно-
вилю меня на создание пьесы, кото-
рую пока я условно Hassan «боль
земли», В ней я постараюсь пока-
зать плоды самоотверженното труда
сталингралцев, преобразующтих свой
край. Пьесу лумаю закончить летом
1951 года; и ее. как и предылущие
мои пьесы, я надеюсь, еталинград-
цы первыми увидят на emlene cBoend
театра.
	бахтанговцы в гостях
‚у колхезняков
	У художников
	Украины
	КИЕВ. (Наш корр.). Закончил свою
работу расширенный пленум правле-
ния Союза советских художников
УССР. На первом заседании участни-
ки пленума заслушали отчетный до-
клад заместителя председателя прав-
ления Союза советских художников
УССР заслуженного деятеля ис-
кусств УССР М. Лысенко о работе
президиума правления за истекший
год.

На следующий день с большим до-
кладом о.новых произведениях укра-
инских художников выступила Т. Яб-
лонская. Пленум заслушал также до-
клад профессора С. Григорьева о’ за-
	дачах и перспективах развития
украинского изобразительного ‹ ис-
кусства.
	По докладам развернулись ожив-
ленные прения, в которых приняли
участие художники, скульпторы, ар-
хитекторы, искусствоведы. Киева,
Одессы, Харькова, Днепропетровска,
Ворошиловграда, Сталино, Львова и
других городов. Пленум показал, что
украинская организация советских
художников за год, отделяющий ее от
предыдущего пленума, значительно
окрепла.

На пленуме была подвергнута
справедливой критике работа секции
критиков и искусствоведов Союза
художников Украины. Резкой крити-
ке была подвергнута деятельность
секции графики.

Пленум принял решение, в котором
наметил пути дальнейшего развития
украинского советского изобразитель-
ного искусства.

С огромным воодушевлением уча-
стники пленума приняли текст пись-
ма товарищу Сталнну.
	Ансамбль моряков
	СВЕРДЛОВСК. Это было в 1945
году. Вскоре после взятия ‚нантшими
войсками Порт-Артура советский ко-
рабль проплывал места, где когда-то
происходил знаменитый Цусимский
бой. Над волнами звучала скорбная и
гневная мелодия — «Песня о Цуси-
ме». Ее исполнял находившийся на
борту корабля Ансамбль песни и
пляски Тихоокеанского флота.

Созданный в 1939 году из участни-
ков флотской самодеятельности, этот
ансамбль дал более четырех тысяч
концертов. В дни Великой Отечествен-
ной войны он выступал на кораблях,
в воинских частях перед бойцами Со-
ветской Армии.
	Сейчас флотский ансамбль racrpo-
лирует в Свердловске. В репертуаре
коллектива — песни советских компо-
зиторов, песни народов СССР. С боль-
шим мастерством исполняют участни-
ки ансамбля матросские песни и тан-
цовальные этюды. Главный дирижер
ансамбля — А. Овчинников.

Уральцы тепло принимают выступ-
ления моряков,
	Две премьевы

ЕРЕВАН. (Наш корр.). На-днях
под сводами Государственного орде-
на Ленина театра оперы и балета
им. Спендиарова вновь прозвучали
замечательные мелодии оперы недав-
но умершего композитора А. Тиграня-
	на «Ануш»,
	Письма читателей
	Гастролн
халтурщиков
	Молохой советский город o-
ветск живет полноЕровной, активной
творческой жизнью. Восстановлено
прекрасное здание Городского тезтра,
работзет Дом культуры, имеющий
великолепный зрительный зал, вету-
пила в строй первая очередь Дворпа
RYALTYDH целлюлозно-бумажног
комбината, открыты два кинотеатра.

Частб к нам приезжают на гастро-
хи различные концертные коллекти-
вы и ансамбли. Но бывает, что средн
них оказываются халтурщики, по-
зорящие советское искусство.

Нелавто на улипах нашего гороха
	‚появились широковешательные 3ipu-
	ши — анонсы о предетояпитх тастро-
лях «Ленингралекого ансамбля хра-
мы под руководством заслуженной
артистки республики А. Н. Парамо-
новой».

Приехавший на гастроли аноамбль
пЕироко  Текламировал спектакль
«Сын». Между Tem. известно,
что эта пьеса  порочна, низкий
идейный и художественный о уро-
вень ве был нолвертнут в печати:
критике. Ансамбль, видимо, решил
заманить зрителей рекламой. На афи-
шах крупным нфифтом  эначилось,
что «спектакль поставлен режисее-
ром Ленинградского Академического
театра драмы заслуженной  артист-
кой Н. Шигориной». Ho еоветекого
зритёля не обманешь! Анеамбль нокз-
зал пошлую пьесу. искажающую с9-
ветскую действительность и ‘образы
советских людей.

Второй спектакль ancawé1a—eBea
вины виноватые». фбщеизвестно, что
А. Н. Островский написал эту пьесу
В Четырех действиях; в такум виде
она идет во всех театрах. Ансамбль
решил пойти по линии  «упроще-
ния», опустив в спектакле первое
действие. Впрочам, это не единствен-
moe «упрошение» — оба спектакля
идут без веякото оформления.

Разочавованными расхохилиеь зри-
тели ео спектаклей, чувствуя, что их
обманули, досадуя, что оли поддалиеь
«на рекламу».

Г. ЗАБОРСКИЙ,
преподаватель областной
НА
СОВЕТСК,
Калининградской . обл.
	У семи начек...
	Рабочий завода «Запорожеталь»
А. Карпенко. тешил послать своим
ролным в село красивую открытку,
поздравить их ©  первомайским
праздником. Это, казалось бы, про-
стое и естественное желание не так
легко было осуществить.

Карпенко начал обходить все
киоски «Союзпечати». заглянул в ма-
тазины. но. увы, нигяе хотя бы мало-
мальски подходящей открытки не
нашлоеь. Все, что ему предлагали,
было сделано плохо: неинтересные
снимки. аляповатые, безвкусно  на-
рисованные цветы. „Оказалось, лего
выпуском художественных OTRPLITOR
занимается целая хюжина организа-
ций, но хороших открыток ни одна
из них не делает.

В последнее время поправить 9710
тело попыталось Запорожекое това-
рищество художников.

—Ух наши художники не подве-
дут! — думали жители Запорожья. —
Они сделают открытки действительно
красивыми и интересными, отразят в
них красоту нового Запорожья, Днеп-
pa, мошь Днепрогоса, пафос стаха-
HOPCKONO труда в поле и на заводе...

И вот запорожекие художники вы-
пустили открытку © изображением...
какого-то бледного, вялого букета.

Так и не достал хорошей художе-
ственной открытки рабочий Варпен-
ко. «У семи нянек.-— Езв говорится,
— дитя без глазу».

Хоропю было бы, если бы изла-
тельства и художники призадума-
лись над этим.

С. МОРДУШЕНКО,
служащий завода «Запорожсталь».

ЗАПОРОЖЬЕ.
	ВО ИМЯ С.
Род
	Шел военный
1943 гох. У стен
ropoia Сталина Ha
берегах о красави-
	пачало большого дела
	Активизировать работу кинодраматургов Украины
	чить себя необходимым количеством
сценариев.

Сейчас студия имеет три ецена-
рия. Но два из них сделаны не в Би-
ева, ав Москве. Украинская кинема-
тография не создала после войны ни
одного фильма нх колхозную тему, в
то время как героический труд во-
оруженных переловой техникой кол-
хозников Украины восхищает весь
советский народ; не создано ни одно-
то фильма о Донбаесе — родине пе-
редовых, сопяалистических методов
труда, ит. д. Бонечно, Киевская сту-
дил может быть обеспечена спена-
риями пря помощи Сценарной студии
в Москве, но вряд ли таким путем
можно создать произведения, полно-
ценно отражающие и воспевающие
сегодняшний тероический день Ук-
раины, А это = главнейтлая задача
украинской, кзв и всякой друтей, на-
циолальной студии.

В прошлом roxy на’ Украине про-
изошло значительное событие. Ilo
инициативе Н. С. Хрущевь решено
было создать более лваяцати научио-
популярных и учебных фильмов для
колхозников. К этой работе‘ было
привлечено большое чиело  писате-
лей. Министерство кинематография
УССР и его студии шемало потруди-
лись, чтобы выполнить задание пар-
тии. Й оно было выполнено ненто-
хо. Создан ряд замечательных филь-
мов.

Конечно, написать сценарий *иа-
учно-популаярнох фильма —— одно
хело, & художественного — другое.
Но сделано главное — писатели 0-
тли‘в кино, показали, что они хотят
и могут работать. Редакторский an-
Wapat спенарных отделов студии Я
министерства сейчас укреплен. Мож-
но ожидать, ‘что работа над созданием
сценариев будет значительно улуч-
шена.

Но нахо сказать, что существую-
щие организационные формы термо-
зят эту работу. Цисатель должен на-
пихать либретто прежде, чем стухия
вступает с ним в договорные отнотие-
ния. Положение правильное, и поо-
тив него ни У кого из писателей в03-
ражений нет. Хорошее лизсетто га-
рантирует полноценный спенарий.

Но дело в том, что либретто, напи-
санные для Киевской студии, должны
пройти утверждение в трех инетан-
циях — в студии, украинском. ми-
пистеретве и Министерстве кинема-
тографии СССР. Иричем утверждение
это требует иногда времени не
меньше, чем создание самого  ли-
бретто (вель кажлая инстанция дает
поправки). Выходит, что писатель
лелжен. на свой страх и риск. потра-
тить несколько месяцев работы, ко-
торая может и не дать ниваких pe-
зультатов.

На всех совещаниях писатели
Украины вылжвигают требование: Ми-
нистеретву кинематографии Украины
должно быть предоставлено пра-
во утверждать либретто. твиы  кото-
рых согласованы е  Министеретвом
	кинематографии СОХР. Спенарий же  _
в готовом виде должен быть утверж-  ...
	дон  воесоюзным министерством.

На первый взгляд, перспективы
Биевской киностудии  отрадные. За
два года, стулия сделала. юлин художе-
ственный фильм, & в этом году их
булет три. Нетрудно вывести, на
сколько процентов увеличен произ-
водетвенный план. Но план надо ис-
чиелять не обшим количеством вы-
пущенных фильмов, 3 количеством
художественных кинокартин, 0т9-
бражающих жизнь и ‘созихательный
труд народа ланной национальной
республики. Если посмотреть с этой
точки зоения на ближайшее будущее
ВБиевской киностудии, то благополу-
чие ее будет рисоваться не в столь
уж розовом свете.

Отралёо, однако, что борьба за 503-
дание сценариев начата юолновремен-
HO и министеретвом, и студией, и
Союзом советских пиезтелей УССР.
Это дает основание для надежд на
лучшее. и не в столь уже далеком
	будущем.
Юр. ДОЛЬД.
КИЕВ. , Bomba
	На Виевекой киностудии художе-
ственных фильмов большой праздиивх
закончены с’емки цветного художе-
ственного фильма «Тарас Шевчен-
ко». Ведь в последние годы почти не
появлялось художественных фильмов
с маркой «Производство Киевской
киностудии». Причина старая, пере-
шелшая уже в хроническую болезнь:
нет сценариев.

В истории студии можно было бы
насчитать не один десяток  много-
людных советаний работников кино
© укралнекими писателями, посвя-
щенных тетановлению творческого
контакта и 60056е 55 создание добро-
качественных сценариев. Бухгалте-
рия.студни могла бы проденмопетриро-
вать тучную пзпку договоров, HO
сценарный отдел не смог бы все это
подкрепить хотя бы олним еценати-
ем, сделанным украинскями писате-
лями в послевоенные годы. А ведь
раньше. ИВиневская студия имела до
десятка утвержденных сценариев и
большая часть из них быль создана
писателями Украины.

Что же произошло? В чем причи-
ны. того, что мощная, хоропю обору-
хованная киностудия Tak пепрости-
тельно редко выпускает свою про-
ДУЕЦИЮ на экраны? Действительно
ли на Украине некому писать ецена-
рин и пресловутая  «епепифика»
кино является для украинских пи-
сателей непреодолимым препятетви-
ем? Конечно. нет. :

Поучительна в э70м отношении
история создания сценария «Тарае
Шевченко». Показать на экране 96-
раз великого сына украинского нато-
ха — давний долг украинской кине-
матографии. Несколько раз пытались
взяться за выполнение этой больной
и еложной задачи, но долг оставался
XONPOM,

Перед войной вышла книга укра-
иНСкоГо Пубателя А. Ильченко, в
которой звтор показал олин из наи-
более интересных периодов жизни
великого поэта — после возвращения
его из ссылки. Критика (и русская и
украинская) единодушно оценила
ЭТУ ЕНИГУ, Как удачу писателя, виер-
вые правильно показавшего не толь:
ко взаимоотношения Шевченко © ре-
волюпионно-демократическими кру-
тами современного ему руеекото 09-
щества (Чернышевский, Добролюбов),
но и правдиво. показавитего резко от-
рицательное отношение Шевченко к
украинеким националистам. Анигу,
повторяю, единохунено похвалили, н
сстественно. что когла поеле войны
решено было созлать фильм о Тарасе
Шевченко. то обратились к автору
ехинственной хорошей книжки © ве-
ликом поэте. А. Ильченко трухилея
над спенарием почти три года, напи-
сал большое количество вариантов.
И сценатия все-таки не вышло.

И меныше веего в этом вины ав-
тора. Нало обладать неимоверным
терпением, чтобы = добросовестно; 2
главное, в хорошей «творческой фор-
ме» выполнить требования вначале
редакторов студии, потом `Министер-
ства, кинематографии, . Украины, по-.
том Министерствь кинематография
ССОР. Часто требования эти в отно-
нении сленария «Тарас Шевченко»
не только не совпадали, а противоре-
чили друг другу. И в результате еце-
нарий превратился в документ, мало
пригохный для постановки. Тогда
режиссер И. Савченко, взявитись за
STY IOCTAHOBRY, создал свой вариант
сценария.

История очень поучительная. Онз
в значительной мере поясняет при-
чину того, почему киностудия не
имела сценариев. Главная причина—
слабость релавторского состава ив
студии и в увраинском министеретве.
Это полтверждается и другими фав-
тами. В первые годы после войны,
желая  продемонстрировать  св0е
стремление работать в украинскими
писателями, студия заключила
десятки хотоворов, выдала огромные
авансы. Но неумение отобрать глав-
ное, сконцентрировать внимание чз!
основном, привело в разбросанности,
Е стремлению об’ять нооб’ятное. В
результате студия не смогла юбеепе-
	оветской
т Е
	ли наготове. Серл-
це, ум, воля и
храбрость  витязя
BIOXHOBIAIA вои-
	музыка А; Серова ‘из’ оперы «Бражья   онасность, призыьным звоном звучит
	сила». песня В. Соловьева-Седого
«Вечер на рейде», украинская пес-
ня «Ой, Лнипро!» и другие. Вроме
музыки КОМПоЗиторов-ЕЛАССИЕОВ. И
современников, в картину включены
произведения народного творчества—
грузинские и мингрельские песни,
	щит древнего витязя-патоиота. Lpe-
EURO колышетеся и звучит вит
Лжтургая в первых кадрах фильма,
хотя не носнулась его человеческая
рука. Велед за тем возникает пано-
рама Тбилиси; на первом плане вра-
шаетея ствол зенитного орудия. Но
		На снимке: сцена из спектакля «Весенние дни» в постановке Удмурт-
	`Пер-
	ского государственного театра. Секретарь паоторганизацин — А.
	Сергей — Д. Федотов, секретарь
		филова, счетовод — Т. Баженов,
райкома партни — Л. Перевошиков.
		Театр удмуртского народа
	строена на народных. мотивах. Чз-
рез спектакль проходит тема любви
& Родине и народу, готовность к
	Взрта Удмуртии, на которой Orme.
чаются маршруты гастрольных поез-
док Удмуртского телтра, оплоть \66-
	яна красными флажками. Работая в  борьбе за евоболу и счастье. Блато-
	родная идея пьвсы-сказки, народные
мелодии, которыми пронизана музы-
ка, чудесное исполнение роли героя
еказки-—богатыря Туганая народным
артистом республики Г. Тнитовым
делают эту постановку Удмуртекого
тедтра яркой и запоминающейся.
ВБесспорная творческая улача  те-
атра-—епектакль «Весенние дни». И
автору пьесы Н. Гаврилову и актер-
скому коллективу удалось ярко рах-
крыть большую тему о слиянии 05-
щественных и личных интересов
колхозников, ю любви советских лю-
дей к социалистической Отчизне.
	0с000е место в работе театра 34-
нимает постановка пьесы М. Горько-
го «Враги» (перевох на Удмуртский
язык М. Петрова). Этот спектакль
явился серьезным экзаменом Ha
творческую зрелость коллектива:
	`Основным недостатком является
отсутствие ансамбля—по уровню ма-
стерства актерский состав очень не-
равнюценен, бросаетея в глазь разни-
ца в исполнении основных и эпизо-
дических ролей. Поэтому и сцениче-
ское действие подчае развивается нэ-
равномерно; отдельные сцены выйз-
дают из общей ткани спектакля,
оставляют зрителя равнодушным в
TOMY, чо происходит. Требуется
серьезная работа режиссуры, чтобы
сделать кажлый спектакль  строй-
ным, целостным произведением теат-
рального искусства. Естественно, что
этому должна сопутетвовать  глубо-
кая работа нал ‘повышением профес-
сиональной и политической культу-
ры каждого актера.

Стремление коллектива TeaTpa
итти в ногу с жизнью, следование
традипиям самого прогрессивного в
мире советского искусства’ являютея
залогом творческого роста Удмутт-.
ского тезтра-—детиша народа, рас
крепощенного Великой Октябрьской
социалистической революцией.
	К. МИХАЙЛОВ.
ИЖЕВСК. (Наш спец, xopp.).
	Ижевске, коллектив часто выезжает
в районы республики. Ночти нетта-
кого уголка, где не побывал бы кол-
лектив в целом или отдельные ег
бригады. Спектакли, отдельные сце-
ны из постановок театр показывает
в колхозном клубе, в здании сельской
жколы, в красном уголке общежития
лесорубов, на полевом стане, в завод-
ском цехе в час обеденного переры-
ва. Спектакли ставятся. на удмурт
ском и на русеком языках.

Теалр стремится познакомить сво-
ето зрителя с произведениями рус-
ской драматургии, е пьесами лрама-
тургов брзтеких народов. СССР. Удач-
HO, например, поставлена пьеса
А, Корнейчука «Макар Дубрава».
Заслуживает поошрения и желание
театра правхиво отобразить на. своей
сцене жизнь роднотою народа. Но, к
сожалению, таких пьес еще очевь
мало. До сих пор у театра нет посто.
янного творческого контакта ¢ Cor-
зом советских писателей Удмуртии.

Из поставленных театром пьеб ин-
тересны «Улэм потэ!» («Harn хо-
чезея!») Л. Перевошикова и «Вол-
шебная борода» — музыкальная
сказка В. Садовникова. Первая
пьеса «Жить хочется!» представляет
собой инсценитовку  отноименного
романа, удмуртского писателя П. Бли-
нова, павшего смертью храбрых в
боях с немецко-фантистекими захват-
чиками. Пьеса рассказывает в евудь-
бе беспризорника Леми, вышемнего
под руководетвом комеомола на тру-
довой путь. В сожалению, инецени-
ровка получилась горазло слабее po-
	мана, она показывает только внеш-
	ние конфликты, Тем не менее, тем-
пераментная итра заслуженного ар-
тиста Удмуртской АССР В. Гаврило-
ва, исполняющего роль Деми, a TaK-
же превосходное исполнение ролей
заслуженнымхи артистами Улмурт-
ской АССР Г. Овочкиным (колхозник
	„.@меля), Г. Баженовым (Lapach) де-  .
	СЕЛО РОМАШКОВО. Московской   Лают спектакль интересным.
	Сказка «Велшебная бороха»
	области. (Наш корр.). В ‘мидувшее
воскресенье к колхозникам села при-
ехали гости из столицы — артисты
Театра им. Евг. Вахтангова во главе
	с народным аотистом РСФСР А. Го- ,
	рюновым. Цель приезда — поближе
познакомиться с жизнью передового
колхоза Кунцевского района «Путь
Октября», с которым вахтанговцы в
ближайшие дни заключат договор со-
циалистического содружества.

Представители театра уже несколь-
ко раз приезжали в район, принимали
у себя`в театре группу колхозникоз,
вместе. подробно обсудили условия
будущего © договора. ‹ Вахтантовцы
обязуются подготовить и выпустить
в предстоящем сезоне спектакль с
жизни колхозного крестьянства, про-
ведить в ‘клубе подшефного колхоза
лекции и беседы, ‘активно помогать
развитию сельской художественной
самодеятельности.

Воскресная встреча вахтанговцев ©
колхозниками закончилась большим
концертом. Гости показали сельским
зрителям отрывки из лучших спек-
таклей театра.
	Впервые на сцене Театра’ оперы и
балета им. Спендиарова «Ануш»
была поставлена в 1935 году в Ере-
ване. Вторая постановка ‘оперы Ере-
ванским театром была показана В
1939 году на декаде армянского ис-
кусства в Москве. Нынешняя поста»
новка — третья.
	Коллективу театра удалось создать
яркий, реалистический спектакль. В
	  роли Ануш успению выступает моло-
	дая артистка Г. Гаспарян. Спектакль
поставлен режиссером А. Гулакян,
дирижер М. Тавризян, декорации мо*
лодого художника А. Мирзоян.

В эти же дни подарок детям Ере-
вана приготовил Государственный
русский театр им. Станиславского,
показав премьеру—«Снежная короле-
ва» Е. Шварца.

Болынинство исполнителей — мо-
подые артисты театра. Спектакль по-

ставлен режиссером Б. Филипювым,
художник К. Минасян, музыка’ Б..
	Шунаева. :
Обе премьеры ых с успехом.
	В этой связи хочетея сказать не-
сколько слов 0 самом жзнре кинокон-
церта. Концертные выступления
солистов-музыкантов и вокалистов,
артистов  филармоний и эстрады
пользуются большой популярностью
у трудящихся. Однако не всегда и
не везде возможно проведение таких
концертов. Естественно, что даже
фильм,  пошюсту зафикеировавший
концертные выступления выдающих-
ся мастеров искусств, об’единенные
обычным конферансом, был бы с бла-
тодарностью встречен зрителями В
отдаленных тородах и весях необ’ят-
ной нашей страны. Но вино — не
техническое средство фиксации и
размножения  телтрально-эетвадного
зрелища, а самостоятельное искусство
огромных творческих  возмажноетей,
имеющее свои творческие законы.

Так, если 25 номеров, вошедших
в фильм «Шит Джургая», показать
один за лругим без внутренней 2вязи,
механически об’елинив конферанеом,
те не получилось бы Не
то произведения.

Заслуга создателей  грузинекого
киноконцерта состоит в том, что они,
цепользовав лёстойные образпы про-
фессионального и народного искуе-
ства, подчинили их содержание‘и по-
слетовательность главной  идейно-
творческой залаче, в решении которой
й заключался ресь емыел постазовки
	ВинНОфиИлЬмя.
	Мне кажется, что в Фильме «Щит
Джургая» правильно намечены, гути
использования  многообразных в03-
мажноетей кино лля созлания кино-
	концертов.

В разнообразии жанров нашего
киноискусства бильму-конперту
принадлежит не поеледнее место.
Созлание картин. включающих вы-
ступления  популявных  артиетов,
	лучцщие музыкальные нронзвелд-ния
(а возможно, и работы мастеров изоб-
разительного искусства). ^` полоб-
ранные по тематическому признаку
ити посвященные показу культуры
и испусства того или иного нарола,
ретретит одобрение широких Mace
зрителей. Выпуск  киноконпертов
обязательно должен быть нролозжен.
	Михаил ЧИАУРЕЛИ,
народный артист. СССР.
	Сиотр творчества ленингралеких композиторов
	ЧЛЕНИНГРАЛ. (Наш корр.). Начал-
ся смотр творчества ленинградеких
вомнозиторов. В этом своеобразном
отчете перед общественностью города
участвуют более 60 композиторов, в
том числе групца молодежи:

На, первом концерте в Большом за&-
ле филармонии слушатели ознакоми-
лись © Пядом новых произведений—
кантатой «Боемль» Р. Котляревского,
«Русской увортюрой» В Дешевовз,
сюитой из балета «Стрекоза» Ю. Ефя-
мова...

Во вступительном слове предсела-
тель Ленинградевого отделения Союза
советских композиторов В. Соловъев-
Селой подчеркнул, что характерной
особенностью смотра является испол-
нение новых произведений молодых
композиторов,  мастеретво которых
значительно воетоело.
	Орятинален и смел прием, е по-
MONE которого авторы фильма с03-
дают сквозное сюжетное повествова-
ние на материале различных оцер-
ных и балетных произведений.
	В, лревней ТГергетекой крепости!
	старик Мамука (Г. Григорашвили)
рассказывает расположившимея на
отдых бойцам легенду о Джургае под
звуки «Мествирули», написанного
композитором Г. Виладзе на слова
Г. Леонидзе, обработавиего народный
сказ о ставном витязе. Рассказ этот
оживает перед зрителем в сцениче-
ском воплощении. Дворец Джуогая.
Музыка и хоры из второго акта, опе-
ры «Абесалом и Этери» ‘3. Палиа-
вили, но рядом е красавицей Этери
(М. Джапаридае) — не Абесалом, a
храбрый Джургай  (Д. Гамрекели),
ззявший себе в жены ‘простую па-
CTYMEY. .

От эпизода к эпизолу вое полнее
раскрываетея перед зрителями леген-
дарный образ Джургая, полный нму-
жества и благородетва, и вместе с
тем с кажлым эпизодом множитея
количество музыкальных  произве-
дений в киноконцерте.
	Монтольские воины напали ha
Грузию; Джургай поднимает народ
на зашиту Родины. В его арию вхо-
Дят елора, которые в начале фильма,
мы видели высеченными в камне на
памятнике Шота Руетавели; «Лучше
пасть в 690 го славой, чем в позоре
жизнь влачить», Это заповедь, пере-
ходащая от пеколения к поколению
народа, имеющего славную многове-
ковую историю и культуру, древняя
мудрость, ставшая еще более мудрой
сегодня, когда грузинский народ, все
народы советской земли познали ра-
дость и счаетье новой свободной жиз-
ни, которую они никогла и никому
He отдадут. Вот почему подвиг Джур-
гая, разгромившего вражескую рать,
близок и лорог советским патриотам
BECK напиопальностей, которым eT4-
рый Мамука пророчеески mpeapenaer
славу не в веках, а в тысячелетиях.
Вот почему киноконцерт «ит Джур-
тая» заканчивается исполнением
«Юности вождя» В. Мурадели и
«Гимна Сталину» А. Баланчивалзе,
торжественные зккорды которого во-
	Симфонической музыке ROCBA-
щается концерт в зале Академиче-
екой капеллы. Здесь будет исполнена
«Кантата о Сталине» композитора
И. Финкельштейна.

В Выбортеком доме культуры ео-
стоялея концерт советской песни и
популярной музыки. В большом лет-
нем театре Центрального пафка, куль-
туры и отдыха им. С. М. Кирова, вче-
ра проводилея первый «музыкальный
понедельник». Он был посвящен но-
вым произведениям для духового
оркестра.

Состоится также вечер новых
оперных и балетных произведений.

В дни смотра композиторы выету-
пают с творческими отчетами Ha
прелприятиях Ленинграда.
	провождают  льющиеся из глубичы
души слова:

Сталин! Отвн наш!

Сынов на бой веди!

Счаетье, слава и победа

Нае ждут. впереди!

Сталин! Отец наш! Это его полко-
водческий гений привел. нас к побе-
де в грозные дни Великой Отечест-
венной войны. (06 этих днях ° напо-
уинает © экрана киноконцерт «Шит
Джургая».

Сталин! @тец нап, вожль и учи-
тель! Это его мудрость, его твердая
рука ведет нас к новым победам в
строительстве коммунизуа, к неви-
данному распвату культуэы и иснус-
ства народов ООСР. Высокий уравзячь
советского, социалиетическото по с0-
держанию, национального по форме
искусства нашел отражение в гру-
зинском киноконцерте «Щит Джур-
тая».
	№ 3
	‚ Грузинский кинононцерт
„ит Джургая“
	пы Волги соват- < нов. 05 этом хоро-
ские воины грудью ню рассказано в
сдерживали натисх врага, тоторили  фильме, и недаром советский кани-.
	тан Гришко благодаря стариву Маму-
Ел. поведавшему советским бойцам
легенду о Джургае, говорит:. «В бою
будем — Джургая не забудем, поета-
	размся ему не уступить в боевой до-_
	блести». Так, проходя через весь
фильм, ют начального до заключи-
тельного кадра, звучит в нем осноз-
ная патриотическая тема. тема муже-
ства. поизыв в эмците свободы и не-
зависимости: Сюветекото Союза, — лю-
бимой отчизны всех народов, больших
я малых. сплотивитихея в единую
дружную сталинекую семью.

Эта. центральная ‘тема решена в
фильме: через показ лучших образцов
грузинского искусства, что придает
вартине вто же время характер бле-
стяшей ‘демонстрации подлинного
расцвета искусства Советской Tpy-
CHIL,

Сталинская дружба народов пря-
вела в нашей стране и к теснейшей
дружбе их искусств. Поэтому наоя-
ду е симфонической поэмой Г, Килад-
зе, ‘романеами ЛД. Аракишвили и
М. Баланчивадзе, отрывками из опер
«Абесзлом и ‘Этери» и «Даиси»
3, Палиашвили, «Какое Качаги»
А. Андриашвили, «Шота Руставели»
Д. Аракишвили, «Коварная  Даред-
жан», и балета «Сердце гор» А. Ба-
ланчивадзе и других призвелений
грузинеких авторов в фильме звучит
	сокрушительный разгпоом гитлеров-
ских армий. Фашистекие войска рва-
лись к предгорьям Кавказа. А На
Тбилисской киностудии шла в 510
время напряженная работа по созха-
нию оборонных картин — «Он еще
вернется». «Малахов курган». двух-
серийного патриотического фильма
«Георгий Саакадзе», фильиз-концер-
та «Щит Джургая».

Сыны свободного м отважного гру-
зинекого народа, как и все сыны ©0-
ветской Отчизны, во глзве»е вели-
хим русским народом показывали 06-
разпы доблести и геройства, самоот-
верженного труда на фонте и в ты-
лу. Искусство всех народов COCP,
всегда выражающее заветные их
стремления. в те дни также етало
мощным оружием борьбы за победу.
И «Щит Джургая», вышедший в
1944 голу, как и фильмы «Вутузов»,
«Зэя», «Релуга», «Нашествие», «Она
защищает Родину» и другие, был
трозным выстрелом ‘по врагу, вдох-
новенным призывом к новым полви-
там во имя мира, во имя дальнейше-
то расцвета стравы  Ф<опизлизма,
культуры и искусства, народов СССР.

Неизбывную, животворную любовь
питал легендарный витязь Джуртай
5 своей родной Грузии. Его сердце
всегда. ‘пылало. ненавистью B Bpa-
там. Шит и меч Джурпая всегда бы-

«Шит Джургая». Сценарий Г. Лео-
видзе, С. Долидзе, Д. Рондели, pe-
жиссеры С. Долидзе, Д. Рондели,
операторы К. Кузнецов, А. Полике-
вич, художник Е. Мачавариани. Про-
изводство Тбилисской ордена Ленина
	Отрално видеть. что фильм, елу-
живший делу справедливой, священ-
ной Отечественной войны, сегодия
служит делу мира, показывая уеле-
хи искусства грузинского народа,
воспитывая и укрепляя благородное
чуветво советского патриотизма.

Петь чем горлиться народу Гру=
зии, как и народам каждой из наших
братских песпублиЕ! Велчколенные
художники — творцы и исполнители
— по праву пользуются  извест-
ностью ‘далеко за пределами своей
ролины, многие произведения‘ гру-
зинеких композиторов вошли в з0л0-
той фонд мировой музыкальной влас-
сики и занимают достойное место
в музыкальном HCRYCCTRE современ-
	‘ности. Виноконцерт «Шит Джуотая»
	в увлекательной и живой форме до-
несет их творчество туда, где не
прихолилось еще видеть воочию вы-
ступления наттих артистов, где слу-
али музыку наших комнозиторов
только по радио. не видя увлека-
тельного сценического хействия. Тем
более, что шесть лет назад «Щит
Джургая», в силу условий военного
времени, вышел ограниченным тира-
жом и не получил того распооетране-
HHA и оценки. которых он заслужи-
вает по своим идейно-хуложествен-
ным вачествам.
	Калр из фильма «Щит Джургая». Артистка Кето Джапаридзе выступает
перед бойцами, отправляющимися на фронт.
		>

выступления оркестра чонгуриетов.
Как же удалось создателям филь-
	ма об’единить столь большое количе-
ство произвелений (в бильм  воило
	25 музыкальных, вокальных и тан-
	повальных номеров) в единое, строй-
ное пелое? Это сделаню © помошью
хорошо продуманного сюжетного пэ-
строения. Сценарист и постановщи-
ки — поэт Г. Леонидзе, режиссеры
С. Пюлидзе и Д. Рондели находат сме-
лые. оригинальные приемы для TOPO,
чтобы органически включить в ра3-
вивающееея на экране повествова-
ние музыку или песню, не нарушая
этим ни стилистического единства. HH
тематической направленности кар-
ТИНЫ. : о
‚.На ветви луба в долине Алазаня
висит шит Джурвая. Когда стущают-
ея тучи и паях МРолиной нависает
	улицам гороха идут, направляясь на
фронт, пехотные части. Симфониче-
скую поэму Г. Виладзе сменяет марш
В. Муралели. Войска вышли за 19-
род. Командир взвода автоматчиков
(Д. Бадридзе) заневает народную пес-
ню «Инхи минти» в обработке ком-
позитора Поцхверашвили. Эпизоды
короткого привала у источника авто-
ры фильма используют для того, что-
бы показать и порячую любовь насе-
ления к своей армии и высокую му-
зыкальную культуру народа. Н. Ми-
келалзо (первая девушка), Д. Це-
родзе (вторая девутика), Д. Батридзе,
народный артист УССР М. Гряшко
(капитан) исполняют здесь романе
М. Баланчивалзе, романе и лириче-
ский дуэт Л. Аракиптвили, песню 0
широком и вольном Днепре, хор поет
народные пеени Грузии и Минтрелии.
Так музыкальные ‘произведения и
мастерство аотистов-истюолнителей в
концерте, заснятом для экрана. не
распадаются на самостоятельные вуе-
‚хи, & раскрывают волнующие темы
патриотизма, дружбы  пародов, рас
А советской культуры и иекус-
ства.