ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	Орган Министерства кинематографии СССР и Комитета по делам искусств при - Совете Министров СССР

Суббота, 3 ию
		Творческая
дружба
	ТБИЛИСИ. Тесное творческое со-
дружество установилось между дея-
телями искусств ‘Грузии и братских
республик. Недавно в «Советском
искусстве» сообщалось о том, что на-
родные ‘артисты Грузинской ССР
Д. Андгуладзе и П. Амиранашвили
приняли участие в спектаклях Казах-
ского театра оперы и балета им. Абая.
Сейчас в столицу Грузии с ответным
визитом приехала группа деятелей
казахского искусства. — Позавчера
Тбилисский государственный театр
оперы ‘и балета им. 3. Палиашвили
показал оперу «Даиси» с участием
кародной артистки. СССР солистки
Казахского государственного театра
оперы и балета им. Абая Куляш Бай-
сеитовой. Куляш Байсеитова пела на
казахском языке. Зал тепло привет-
ствовал талантливую певицу. Она
примет участие в спектаклях «Евге-
ний Онегин», <«Чио-Чио-Сан» и дру-
THX.

Творческое содружество деятелей
нскусств Грузии и братских респуб-
лик укрепляется с каждым днем. С
большим успехом прошли в Тбилиси
выступления выдающихся мастеров
вокального искусства Москвы —
И. Козловского, А. Пирогова, П. Нор-
цова, Н. Ханаева, В. Давыдовой.

Трудящиеся Тбчлиси ознакомились
с игрой народного артиста Армянской
ССР Г. Нерсесяна, принявшего уча-
стие в спектаклях «Отелло» Шекспи-
ра и «Из-за чести» Ширванзаде.

Грузинские артисты побывали на
Украине. В столице Армении состоя-
лись выступления мастеров советско-
го балета В. Чабукиани, В. Цигнадзе.
	ТЕАТР И ЗАВОЛ
	ХАРЬКОВ. (Наш. корр.). Электро-
механический ‘завод им. Сталина —
олно из крупнейших предприятий на
Украине. На-днях представители за-
водской. общественности принимали
у себя гостей — ведущих актеров Те-
атра украинской драмы им. Т. Г.
Шевченко во главе с главным режис-
сером М. Крушельницким.

Представители коллективов завода
и театра обсудили. а затем ‘подписа-
ли’ договор  социалистического” содру-
жества. Коллектив театра будет про-
водить творческие отчеты актеров и
режиссеров, систематически устраи-
вать коллективные читки и обсужде-
ния с рабочими и инженерно-техниче-
скими работниками завода. пьес, на-
маченных к постановке, организовы-
вать на заводе зрительские конфе-
ренцин. и т. п. В свою очередь, для.
коллектива театра ннженерно-техни-
ческие работники и стахановцы заво-
да прочтут ряд лекций о достижениях
советской техники, о стахановских.
методах работы.

Бакинские
	премьеры
	БАКУ. (Наш. корр.) Театр русской
драмы поставил пьесу молодого азер-
байджанского драматурга И. Касумо-
ва «Заря над Каспием». Это — первое
драматическое произведение, написач-
ное им на русском языке.

Заслуженный успех спектакля во
многом предопределила тема пьесы —
борьбе за нефть.

Спектакль поставлен заслуженным
деятелем искусств Азербайджанской
ССР М. Ашумовым. Художник заслу-
женный деятель искусств Азербайд-

издания ХХ
	- ав oe
	8 32 (1224), Год

БРАТ
	COAPYHECTBO
		История образования и развития
Советского государства блестяще нод-
тверлила сталинское положение о
том, что социалистический строй яв-
ляется «той базой, тем` фундаментом,
на основе которого может быть по-
строено. братское сотрудничество на-
рохов в едином госуларетвенном сою-
зе».

В нашей стране, впервые в исто-
рии человечества, благодаря мудрой
политике большевиетской партии
не только уничтожено навеки нацно-
назьное угнетение, но успешно pe-
шен вопрос о национальном равно-
правии, дружбе в братской взаимопо-
мощи народов. населяющих  много-
национальное Советское. госуларетво.

Советская влалть созлала самые
благоприятные условия для эБономи-
ческого и политического преуспеяния
всех наролов` СССР и для их жультур-
ного прогресез. Наролы, в прошлом
залавленные беёправием и нищетой,
жадно нотянулиеь к культуре, к ие-
кусству и в невиданно. кореткий срок
достигли замечалельных услехов. В
районах некогла сплозной безгра-
MOTHOCTH и бескультурья. гигантоки
выросла сеть школ, клубов, музеев и
библиотек. создано большое количе-
ство театров. Киргизы, казахи, узбе-
ки, чурзши. марийцы, коми, как и
многие. многие другие наролье, приоб-
шившиеея после Великой Октябрь-
ской социалистической революции к
театральному искусству; слышат сей-
час со сцены слова обличения «тем-
ного царства» в класенческих про-
изведениях Гоголя,  Островекого,
Горького. Чехова, знакомятся © тра-
гедиями Шекспира. Иьесы советеких
драматургов на современные темы
внеели новую живую струю в жизнь
театров, раснитрили их творческие
рамки, a глазное — многократно
усилили их воспитательное  воздей-
етвне на зрителя. -

Ленинеко-сталинская  напиональ-
ная политика обеспечила сближение
различных национальных культур в
нанюй втране, их взаимное обогалие-
ние. Ведущая роль в этом — процессе
принахлежала и принадлежит pyc-
скому народу. русекой культуре. В
борьбе за победу сопиалистического
строя русский народ был тем перелэ-
вым отрялом, по которому равнялиеь
все: другне народы. А в годы Великой
Отечественной войны русский народ
с его ясным умом, стойким харате-
ром и разумным терпением заслужил
всвобщее празнание как  руководя-
тая сила-Советского Cowsa сбеди
народов нашей страны. Рохоначаль-
нак богатейшей в мире культуры,
перлового реалистического искусет-
ва, русский народ открыл все свои
культурные сокровищницы, чтобы
ими могли широко пользоваться - вое
братекие народы. Вместе с тем, рус-
ский народ активно  полдерживает;
ваепринимает, совершенствует вее
ценное, передовое, что создает культу-
pa других народов Советекого Союза.

“Торжество мнотонациональной те-
этральной культуры в СССР. вызыва-
ет настоятельную необходимость тес-
нойшето общения между театрами
различных национальностей. Настало
время более смело и решительно но-
ставить залачу включения в репер-
туар русских театров, в том числе
московских, ‘лучших произведений
вациональной клагеики и современ-
ной храматургии. Опыт наглядно под-
	твердил, насколько это обогащает pe-
	HEepry ap.

`Ленинградекий Малый оперный
театр недавно с большим успехом по-
казал созланную в УССР и впервые
поставленную на УуБраинской сцене
олеру Ю. Мейтус» «Молодая гвар-
хия». Ленинградекий театр имени Де-
нинекого комсомола одержал творче-
скую победу. поставив пьесу грузин-
ского ‘драматурга Ш. Дадиани «Из
исвры.,.». В Москве с большим успе-
XOM прошли спектакли: «Два лагеря»
современного эстонекого драматурга
А Якобсона и «Вей. ветерок»
классика ° латышекой литературы
Я. Райниез в Театре хозмы, «Свальба
ве приданым» драматурга — пред-
ставителя народа коми Н. Дьяконова
в Театре сатиры. грузинекая музы-
	  вальная комедия «Кето и Ботэ» В. До-
  лидзе в Театре им. Станиславского и
  Немировича-Данченко. Но все э —
лишь начато. Предстоящий еезон дол-
жен значительно увеличить список
таких спектаклей и в Москве, и ве-
нинграле, и в других крупных горо-
дах РСФСР.

Количество пьес местных драма-
тургов во воех республиках Совет-
ского Союза беспрестанно растет.
Растет и качество их сценического
воплощения творческими коллекти-
вами. Широкий выхох на воесоюзную
трибуну, безусловно, активизирует
местные  драматургические силы,
повысит их чувство ответственноети
за идейно-художественное качество
произведений.

Снова, и снова ставится вопрос 0б
умножении полнеценных пьес на е0-
временные. советские темы. боциали-
стический строй раскрыл лучшие
свойства советского человека — без-
траничную преданность Родине, без
заветное мужество, _ непоколебимую
веру в победу коммунизма, необыю-
новенное духовное богатетво. Все эти
чудесные качества ждут своего. во-
плошения в новых произведениях
искусства, поднимающих. националь-
ное самосознание советеких людей,
их горлость за свой героический на-
род; за свое могучее государство, за
свою передовую культуру.

В «Советском искусстве» 27 мая
опубликовано письмо группы моеков-
CRUX рабочих-стахановцев, обратив-
итихея к советским  драматургам е
требованием создать произвеления,
рисующие жизнь советских рабочих,
их борьбу за коммунизм. Требование
вполне закономерное. «Я думаю, —
писал в 1930 году М. Горький, —
никогда еще в мире. за вею его. исто-
рию, труд не обнаруживал так ярко
и убедительно своей сказочной еилы,
преобразующей людей и жизнь, как
обнаруживает он эту силу в наша
хни, у нае. в государстве рабочих и
крестьян». Воспеть и прославить ге-
ронческий трул еозихателей коммуни-
‘стического общества — искусство не
знало более блатодарной и более в03-
вышенной темы! Разумеется, кон-
вретные. требования, изложенные В
письме  стахановдев, - относятея не
только Е Н. Шогодину. 2. Леонову,
A. Софропову или А, Сурову, по и Е
украинским, грузинским, армянеким,
арербайлжанским — ко. всем. драма-
тургам союзных и’ артонемных + C0-
ратеких республик. Назло налеять-
+Я, что драматурги не замедлят нтедро

en ee AT

ys yf id te SoA oe od ale oS
	‘кретные требования, изложенные В
письме. стахановдев, - относятея не
только Е Н. Шогодину. Л. Леонову,
А. Софронову или А, Сурову не и
украинским, грузинским, армяневим,
поербайлжанским — ко. всем. дрэма-
тургам союзных и’ звтонамных ^ ©0-
ретеких республик. Назло налеять-
%+я, что драматурги не замедлят нтедро
ответить новыми илейно и художест-
венно полноценными произведения-
ми, исполнив тем самым свой долг
перед народом, перэд советским зри-
телем.

лет своего воплощения на сцене
W важнейшая тема братства, дружбы
народов Советского Союза. Искусство
здесь также в большом лолту. В дни
войны Узбекский народ писал на
фронт бойцам-узбекам: «Советекий
Союз — дружная семья; где кажхый
живет хотя и в своём доме, но IBOP
и хозяйство елины и челелимы. Дома
любящих братьев так же смежны.
как их судьбы. их дороги так же
сплетены, как их жизни. С0т0з еозет-
ских регпублик— это крепость с одни-
ми воротами, и разбойник. влезтий в
эти. ворота, покузпается и на твою
жизнь». В этих немногих, но изуми-
тельных по силе и образноетн стро-
ках — пелая  програмиа действий
для всех хуложников, призванных
средстваии искусства показать, как
советский патриотизм гармонически
сочетает  напиопальные интересы
всех трудяшихея советской страны,
как советский патриотизм сплачива-
ет все наролы нашей державы в еди-
ную братскую семью.

Задачи сложны, но тем почетнее
их свертение. Пути к решению этих
залач указаны большевистской пар-
THER: MARCHWAIbHS повыеилось чув-
ство ответетвенноети работников ис-
кусетв за. делю воспитания Mace: в
духе коммунизма, за воспитание в
массах тех качеств, которые евойет-
ренны лучшим активным и самоот-
`верженным строителям BOMMYHECTH-
ческого обитеетва.

Закенчилась декада
эстонской
литератувы
	эакончилаеь декада эстонской с9-
ветской литературы в Москве. Поза-
вчера в Большом зале Московской
тосударственной консерватории им.
П. И. Чайковекого состоялся заклю-
чительный вечер.

Писатели, деятели искусств, уче-
ные, стахановцы московских пред-
приятий, студенты выюших учебных
заведений тепло приветствовали по-
еланнев Эетонской советской респуб-
лики.

Открывая вечер, заместитель гене-
рального секретаря Союза советеких
писателей СОСР №. Симонов предоста-
вил слово секретарю НЕ ЕН (б) Эсто-
нии А. Кельбергу.

От имени участников лекалы и
всех трудящихся Эстонской ССР он
передал москвичам братский привет
и поблатодарил их за теплый ши cep-
дечный прием, оказанный пиеателям
и артистам Советской Эстонии в ето-
лице нашей Родины.

— Декада эстонской литературы,
— сказал тов. Кельберг, — явилась
крупнейшим событием в культурной
жизни эстонского народа, ярким про-
явлением дружбы между народами
надней страны.

Характеризуя путь развития эстон-
ской литературы, докладчик подчер-
кивает, что ренающее  прогрессив-
ное влияние на ее формирование ока-
зала великая русская класическая и
современная советская литература.
Большое значение в росте эстонской
драматургии и театра имели пьесы
А. М. Горького.

Обсуждение произведений эетон-
ской литературы, которое  проводи-
Boch в (Союзе советских писателей
ОССР; помогло правильно оценить
достоинства и недостатки этих про-
изведений, помогло нашим писателям
тлубоко понять свои `недостатей в
выборе тем, разработке их и мастер-
стве художественного слова. Обеуж-
дения также показали, что эстонская
советская литература нахолитея на
правильном пути, на пути социали-
стического реализма.

— Дружеская критика и самокои-
THRAa,— говорит тов. Кельберг, —
окажут огромную помощь нашим ли-
тераторем и переводчикам и безуелов-
но будут содейетвовать их дальней-
ему творческому росту.

Вечер закончился. большим кон-
цертом, в котсоом приняли участие
работники искусств Эстонской ССР.
	женный деятель -
жанской ССР С. а Moony   Финальная сцена спектакля «Больная любовь» Меджнунбекова в Но:

nreadtcanwa  AnonikKa® wuwersewome eee ee а ee 6,
	Азербайджанский драматический те-
атр им. Азизбекова поставил пьесу
молодого азербайджанского драматур-
га Меджнунбекова «Беюк махаббат»
(«Болыная любовь»). Постановка за-
служенного артиста Азербайджанской
ССР Али Гейдар Алекперова. Худож-
ник народный артист Азербайджан-
ской ССР Нусрат Фатуллаев. Компо-
зитор Закир Багиров, недавно окон-
чивикий Московскую консерваторию.

Тема пьесы — создание металлур-
гической базы в Азербайджане, трудо-
вые подвиги строителей, братская
помощь русских шахтеров.
	_ Гости из Кабарды
	ПЯТИГОРСК. (Наш корр.). В ми-
нувшее воскресенье Пятигорск встре-
чал гостей братской Кабарды. Сюда
	становке Азербайджанского драматического тсатра им. Азизбекова
(см. на 1 стр. информацию «Бакинские премьеры»). Фото С. Кулишюза.
	на праздник народного творчества
приехало около трехсот участников
художественной самодеятельности

Московский театр драмы и комедии осуществил постановку комедии
латышского драматурга Элины Залитэ «Слово — женщинам». Пьсса

о т Е с, сх. ЭФ Я д, об АЕ 2 aaa

Нальчика, Государственный ансамбль
песни и пляски Кабардинской АХСР.

Концерт художественной самодея-
тельности открылся выступлением
сводного хора города Нальчика в со-
ставе двухсот человек, исполнившего
кантату о Сталине. Многотысячная
аудитория горячо приветствовала на-
родных певпов, танцоров, музыкан-
тов Кабарды.

Смотр народных талантов продол-
жается. В следующее воскресенье в
Нальчик выедет свыше восьмисот
участников самодеятельности Пяти-
горска. Это будет второй тур фести-
валя народного творчества двух го-
родов.
	Опера „Пиковая дама“
на сцене Киргизского театра
	ФРУНЗЕ. Киргизский государст-
венный театр оперы и балета показал
премьеру оперы `П: И. Чайковского
«Пиковая дама». В главных ролях
выступали народные ‘артисты Киргиз-
ской ССР Сайра Киизбаева, Магинур
Мустаева и другие.
	рассказывает о борьбе с пережитками прошлого в сознании советских
людей. Режиссер спектакля ©, Шитигин, режиссер-ассистент
Л. Гарфельд, художник Г. Лебедева. На фото: Аустра Цауне —
Т. Ефремова, Петер Клява — В. Кабатченко. Фото Е. Явно,

hh _ ne pe Hb se
		В Ленинграде состоялся традиционный майский смотр. творчества.
ленинградских композиторов. В первом концерте исполнялись произ-
ведения В. Дешевова, Ю. Ефимова, Р. Котляревского и В. Соловьева-
Седого. На фото: выступление симфонического оркестра Ленинград-
ской филармонии и хора Ленинградской академической капеллы.
Фото П. Федотова и Я. Ярина. (ТАСС).
	В Выставочном зале Союза советских художников СССР открыта
выставка эстонской книги и книжной графики. На фото: иллюстрация
к народному эпосу «Калевипоэг», выполнениая эстонскими худож-

никами Р. Сагритс, О. Кангиласки, А. Хойдре, Р. Кальв, Е. Парис.
. Фото С. Мишина.
	При Сидоровском сельском клубе (Костромская область} 20 лет су:
ществует хорозой кружок, вкеоднократно занимавший первые места
на смотрах художественной самодеятельности. Кружком бессменно
руководит пчеловод колхоза «Новый труд» Красносельского района
В. Маньков. На фото: выстунление хора под руководством В. Мань-
	коса.
	Teamp маленБКого горола
	«Спектакль обставлялея довольно ‚ Боторые отвечают идейньм запросам   содержания произведений советских
	советского зрителя. С новыми акте-
рами муромекий зритель знакомилея
в епектакиях советских драматургов.
		эти первые встречи епособетвоваля
тому, что трулящиеся города полю-
били свой театр.

Небольшой коллектив — 20 твор-
ческих работников — ставит перед
©0бой и решает серьезные залачи.
	В одном из лучших овоих спектак-
лей — «Счастье» по роману П. Пав-
ленко-——коллектив театра отнюдь не
яыталея копировать столичные по-
становки, & самостоятельно  перера-
ботал: ряд эпизодов, заимствуя непо-
средственно из романа целые куски.
Так, в Муромеком театре выпуклее и
ярче стал образ Гореловой, Значи-
тельной переработке подверглась
центральная сцена Лены и Воротае-
ва, раскрывающая их взаимоотноше-
ния.

Когда театр задумал. показать
«Степь  шимюкую» Н. Винникова,
тлавный режиссер театра  народ-
ный артист Таджикской ССР и за-
служенный артист Узбекекой ССР
Л. Инков вместе с труппой ведущих
актеров отиравилея в колхоз-мил-
	лионер деревни Панфилюво. На мно-
	голюлном собрании колхозников Ob
ла прочитана вся пьеса. Потом <9-
стоялась оживленная дискусеия, в
процессе которой › колхозники лали
иного ‘ценных ‘советов. Премъера
«Степи широкой» состоялась в Нан-
филове.
	Разве такая подлинно творческая
работа над современным спектаклем
не свидетельствует о конце театраль-
ной провинции! В маленьком театре
маленького города режиссер и акте-
ры вдумчиво работают над глубоким
илейным раскрытием политического
	старательно: было дано, вопреки
обыкновению. даже ‚четыре репети-
ции», — так вспфиинает а
	тельная русская автриеа Н. Стрепе-,
TOBA очередную премьеру в театре
г. Мурома. В 80-х годах прошлег.
столетия, на заре своей артистиче-
ской деятельности, ючая  Стренето-
Ba играла в этом захолустном про-
ввнпиальном городке, где на каждые
[1000 жителей было свыше «400
КУПНоВ, их сыновей и илемянникор».
В Муроме «заботами»  меетнот» ме-
‘цената,  гбродского толовы, было’
‚построено театральное здание. где’
‚время OT времени «держали сезон
‘заезкие труппы». Это были «труп-
‘пы, случайно созданные на, несколь-
‘ко месяцев м затем сгинувииие бес-
‘слелно». В своих воспоминаниях
Стрепетова рассказывает, что в pe-
‘перттаре «муромекого антажемента»
были «переволные мелодрамы, пол-
ные весвозможных ужасов и душу-
разлирательных сцен»...

В этом древнем городе на берегу,
Оки сохранилось множеетво ценней-
ших памятников старой русской ap-

= Рядом © ними в годы
сталинских пятилеток выросли 3130-,
лы и фабрики металяообрабатывате-
щей. машиностроительной и ТеБ-
стильной промышленности. Жители.
советекото Мурома — рабочие и влу-
жащие новых фабрик, и заводов—вы-
разили пожелание, чтобы в их гом-
де был постоянный театр,
Пронгло девять месяцев с того дня,
когда в Муроме начал свою деятель-
ность еортанизованный  горолской
театр. И сейчас местные жители г-
ворят — «наш театр». Театр, завое-
вал авторитет.
° Как он этого достиг? Прежде вое-
то правильной репертуарной поли-
тикюй. включением в свой план пьес,
	ит С el

шисателей. 0 какой «театральной
провинции» вообще может итти
речь, юогда в коллективе Муромекого
ее из 20 актеров 12 имеют 3а-
‚ вонченное театральное образование, а
‘остальные являются опытными ар-
  тистами, выступавшими на спенах
  Москвы, Ленинграда, Свердловека и
‘других крупных городов.

Меньше чем за год Муромский те-
атр показал несколько премьер,
  херзка курс на современный  репер-
  туар.

..Tak работает театр маленького
  города. Он не только принимает зри-
телей в своем здании, но и сам идет
к зрителю. На пяти фабриках и за-
‘водах не реже раза в месяц театр
дает выезлиые спектакли. В цехах в
обеденные перерывы систематически
устраиваются беседы творческих ра-
`ботников театра, с показом отрывков
из новых спектаклей. Артисты часто
выступают перед микрофоном город-
ского ралиоузла. Выезжает тезтр и в
колхозы. ;

Большую помошь театру оказыва-
‘ют’ местные партийные и общест-
венные организации. Вопрое о рабо-
‘те тезтра не раз обсужлалея на Заке-
даниях бюро горкома ВКП(б). А не-
лавно секретарь горкома ©. Малю-
шин сделал доклад о работе театра на
обиеторолском партийном активе.

..B Мурохе стали любить и це-
‘нить театр. Подечитано. что каждый

а бо Ny 1 м ка 7 ах © СО

Пр ЕМЪеРа   сельмой взрослый житель горола, ви-
	лел все новые его постановки. Нал
	кассой все чаще и чаще стали появ-
	ляЯться анилаги’.
«На сегодня все билеты проданы».

Г. РУЗОВ,
(Спек. корр. «Советского искус-
ства»).

МУРОМ, Владимирская область.
	УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О награждении народного художника Армянской ССР
Сарьяна М. С. орденом Ленина
	За заслуги в области животиеи, в связи е Т0-летием со хня рожле-
пия, наградить народного художника Армянекой ССР Сбарьяна Мартироса
	Ленина.
вного Созета СССР Н. ШВЕРНИК.
	Сергггвича (Саргисовяча) орленом
= Председатель Президиума Верхо
	Секретарь Президиума Верховного Совета СССР_А. ГОРКИН.
	Москва, Кремль. 31 мая 1950 г.
			Б. Г. ДОЛИН,
кинорежиссер
	В. Р. СОЛОВЬЕВ,
		Премия присуждена
	А. Л. ХВЫЛЯ (БРЕССЕМ)},
° артист
		А. М. ФАЙИНЦИММЕР,
кинорежиссер
			Н. АСМУС,
		И

A

IT

E

м

И
	В. ДРУЖНИКОВ,
зотист
	В. В. КОРШ-САБЛИН,
кинорежиссер
	Нремия присуждена за участие в создании научно-популярной кинокартины
«Исторая одного кольца».
	за участие в созданий кинокартины «Константин Заслеяов>.