СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
			кусств Эстонской ССР
	Творчество мастеров ис
		читалея прелусмотронный програм-
мой куре  марксиетоко-ленинской
эстетики на  искусствоведческом
факультете Института им. Репина.

Есть все об’ективные предпосыл-
ки лля того, чтобы успешно уетра-
нить  Ннелостатки художественной
критики. Важнейнгим условием это-
TO должно стать повышение ответ-
етвенности Оргкомитета Союза, совет-
ских художников СССР, Вомитета по
делем искусетв, Академии художеств
и творческих союзов художников за
состояние изокритики.

0 том. чо эт ответственность
еще нелостаточно осознана, говорит
DAL PATO.

На конференции Академии  худо-
жеств, посвяшенной подведению ито-
тов тридцатилетнего развития ©0-
ветского изобразительного HCRYCCT-
ва, т. Зотов выступил е докладом,
носившим название «Темы труда и
быта в советском изобразительном
искусстве». Раскрыть. в анализе
художественных произведений ог-
ромное значение темы труда для на-
шего искусства, показать передовую
роль советских художников, ‹° виер-
вые в истории мирового искусства
показавтих вдохновенный труд лю-
дей соппалистического общества, Ha-
метить задачи — все это являлось
обязанностью критика, выступавиге-
го с локлалом на такую тему в евя-
зи © 30-летием советского искус-
ства. Между тем, т. Зотов на про-
тяжении всего доклала буквально
ничего не сказал о иногочисленных
произведениях советской живописи,
CEYIBUTYPH и графики,  пюсвящен-
ных теме труда. Его беглое упоми-
нание. ю картинах Дейнеки и Пиме-
нова не может итти в счет.

Суб’ективизм поотиворечит прин-
пипам большевистской критики не
только в опенках, но и в определе-
вии круга апализируемых явлений.
	Между тем, несоответетвие мате-
ризла теме, еуб’ективизм В полборе
об’ектов для анализа имели место и
в ловлале «Монументальная fRVABI-
	тура и живопись». елеланном на TAT
	же конференции Н. Машковцевым. В
этом доклале о монументальном ис-
куестве обойдены, например, молча-
нием скульптуры станций метро
посещаемых миллионами людей. В
то же время значительное место 10-
кладчик уделил анализу камерных
портретов работы С. Лебедевой.

И в творческих союзах хухожников
нелосцениваетея значение художест-
венной критики, существует  либе-
ральное отношение к ее илейному
содержанию.

Правление МОССХ полелний таз
обеужляло вопрос о критике в 1948 г.

Такое же непонятное равнолуптие
характерно и для правления Ленин-
гралекого союза хуложников. Даты
обсуждения вопросов критики прав-
лением 40ССХ поистине юбилейны:
одно в 1944 году, олно в 1946 то-
ДУ И оо Р 1949 году — за 6 лет
	три фаза! Ho разве правление
HOCOX не wrreperyercs,  натри-
Me, BATDOCOM:. 0 преотолении  оетат-
	ков. формалиетических тенденций,
проявлявнгихея еще и в 1949 году
у ряза ленингралеких критиков?
Может показаться невероятным, но
это факт, что AO последнего време-
ни пзазление JOCCX отказывалось
включать художественных  крити-
ков в комиссии по отбору  про-
изведений изобразительного искуе-
стра для выставок, мотивируя 9
«отсутетвием мест».

Инога  изокритики в ‘оценке
произведений искусства руководет-
вуютея обывательгкими, ненринии-
пиальными ©0ображениями, не же-
лая обидеть того или другого хухож-
ника. Эти небольшевистекие черты
критики, осужденные в. постанов-
лениях партии, должны вотречать
самый суровый отпор со ероны
художественной общественности.
Некоторые из указанных выше етя-
тей и дохлалов стралают «уравни-
тельнотью» оценок, = совершенно
дезориентирующей художников. При-
мер такой необ’яснимой боязни в
оценках проявил, например, т. Ни-
кифоров при анализе и сопостав-
лении лвух панорам © Сталинграл-
ской битве. Он устанавливает, что
в панораме тт. Вова и Явовле-
ва неправильно выбран момент
сражения, что пейзаж у них. не свя-
зан © <одержанием батальных с0бы-
тий, ® панораме Her характериети-
ки мотального облика наших воинов,
нет подлинного знания Goes. On or-
мечает, что вее это имеется в пано-
Таме грековцев. А в результате да-
ети той и лрушй панораме весьма
положительную оценку. Таких фак-
тов немало, и они указывают на от-
сутетвие у некоторых HCRYCCTBO-
ведов большевистской принцитиаль-
ности,

Союзы художников должны были
ноте сделать для установления
творческих вззимоотношений между
критиками и художниками. Сейчзе
критика произведений начинается ©
момента, котла они уже экеповиро-
ваны на выетавке.. Значительное
количество произведений вообще не
встречает никакого критического
анализа. Между тем, их авторы
крайне нуждаются в помощи кри-
тики для своего творческого роста.

Отставание критики  изобрази-
тельного искусства необходимо прео-
долеть возможно быстрее. Основное
условие для этого — решительное
развергывание критики и самокрити-
ки в художественных организациях
	и в первую очередь, в творче-
ских союзах художников.  Дол-
жны быть организованы  широ-
кие творчеекие лискуссии. прово-
	ДИМЫ@ Ва ВЫСОКОМ ПриИнципиальном
уровне, _ способствующие  дальней-
ему могучему роту пуейного м
художественного качества   произве-
дхений изобразительного искусства.
Необходима коренгая перестройка
работы искусствовелческих секций,
которые должны инициативно вы-
двигать актуальные проблемы лля
обсуждения, POCIHTHRATh критиков
	еликий сын
	советского нородо
	лях. в клубах. на собраниях, когда OF,
	не эная усталости, 0б’езжал необ ят-
	ную напгу страну, советские люди
всегда встречали в нем отзывчивого
руководителя и чуткого друга.
Вылающийся деятель коммуниети-
ческой цартии и Советского государ-
ства, сердечный м простой в общении
ве широчайшими народными масезми,
Михаил Иванович ати жирей-
ший интерее в творческой работе
			и архитекторов. Эт охотно ветречалея
с представителями советской художе-
ственной интеллигенции, оказывал
им неизменное внимание и полдерж-
ку. окружал их отеческой заботой,
		OH пользовался каждой возможностью,
чтобы высказать работникам ие-
Бусств свое отношение к тем или
иным явлениям искусства, полчерк-
нуть необходимость илейного воору-
жения художественной интеллиген-
ции. ,

Призывая художников MH apxKHTek-
торов, музыкантов и деятелей кине-
матографии овлалевать маркеистеко-
ленинской теорией, М. И. Калинин
указывал, что надо не только ее изу-
чать, но и уметь применять при ре-
шении творческих задач.

Вручая ордена работникам кино,
награжденным в евязи с пятналцати-
летием советской кинематографии,
М. И Калинин сказал:
	«В особенно благоприятных ‘уело-
виях находятся наши киноработники:
мы обогашены разюлюционным марк-
сизмом, который дает возможность
правильно подходить. правильно оце-
нивать события, людей и их харак-
теры. Это — тот метод, который дей-
ствительно дает возможность пол-
ностью проявить все те хуложествен-
ные дарования, которые имеются у
работников кино.

Все это и дает нам право надеять-
ся, что работники советского кино по
праву должны занять и займут пер-
вое мосто в мире, ибо при всем богат-
стве, при всем развитии техники, при
всем развитии стай культуры —
при веех этих возможностях капита-
листического вмно ето работники все-
таки не имеют тех элементов, кото-
рыми располагают работники совет-
ской кинематографии».
	Пятнахцать лет, протехигие е того
дня, пеликюм и полностью подтверли-
ли правоту этих взглядов. Деятели
советской кинематографии, каки
мастера всего советского искусства,
обогалценные революционным матрк-
сизмом, сталинским метолом социа-
дистического реализма, действительно
заняли первое место в мире, оставив
далеко позади «достижения» загни-
ваюшей капиталистической культу-
ры, поставленной на службу pear-
ционному, человеконенавиетническо-
му Уолл-стриту. :

В 1943 году, когда на фронтах
Великой Отечественной войны еще
	происхолили ожесточенные бои. М. И.
	Валивин обратился к архитекторам ©
призывом принять самое активное
участие в восстановлении городов,
разрушенных фашистскими захват-
TURIME.

«Сейчае советским архитекторам,
—писал он. — предетавляетея per-
кий в истории случай, котла архи-
тектурные замыслы в небывало
огромных масштабах будут претво-
рятьея в реальном естроительетве. И
мы вправе ожидать, что наши архи-
текторы удовлетворительно сеправятея
се выпавитими на их долю задачами.
В противном случае тяжелая мораль-
ная ответственность перел потомством
ляжет на наше архитектурное руко-
водетво и нашу архитектурную обще-
ственноеть».

Сейчае, когда вее усилия совет-
ских людей направлены на выполне-
ние величественных планов  по-
слевоенной сталинской пятилетки,
когда весь наш нарол охвачен пафо-
сом мирного созилательното труда,
мудрые мысли М. И. Калинина явля-
ютея неистощимым источником твор-
ческого влохновения для каждого со-
ветекого человека в его борьбе за
мир, против поджигателей новой вой-
ны, за укрепление могущества, нашей
великой Родины, за победу комму-
низма.

Художественная интеллитенция на-
пей страны, как, и весь советский жа-
род, никогла не забулет Михаила Ива-
новича Калинина, чья прекраеная,
мужественная жизнь большевика яв-
ляет собой пример беззаветного елу-
жения народу, глубочайптей. предан-
ности еоциалистическому отечеству.
	‚ Четыре года назад, 3 июня
1946 года, оборвалась болыная и пре-
красная жизнь Михаила Ивановича
Калинина — великого гражданина
сопиалистического 0 течества, одного
	из основателей и выдающихся PYRO-
	водителей коммунистической партРии
и Советского государства. Светлую
память хранит советекий нарох о
своем великом сыне, чья жизнь была
без остатка отдана борьбе за осуше-
ствление бессмертных идей Мафкса-—
Энгельса — Ленина — Сталина, борь-
бе за счастье и свободу своей Родины,

Вея жизнь Михаила Ивановича, его
выдающаяся партийная, Pocy-
Дарственная хеятельноеть — ярчай-
ший пример беззаветного служения
народу. большевистской партии, под
Знаменами которой юн боролся пол-
Век.

В одной из своих речей М. И.
Калинин высказал мысль, которая
очень точно характеризует его жиз-
ненный путь: «Bea история моей
жизни, & по существу и вся история
рабочего класса заключаетея в том,
что мы жили и боролись под руковод-
ством Ленина-—Сталина».

Познав с детских лет PODLEYH BYR-
пу и тяжесть подневольного труда,
Михаил Изанович юношей обрел вы-
соков счастье борьбы за дело’ нарола.
Вместе с Лениным он работал в пер-
вых подпольных марксистеких коуж-
ках, в «Союзе борьбы за освобожде-
ние  рабочело класса». вместе ¢
Лениным и Оталиным, под их мудрым
руководетвом создавал партию боль-
тевиков, готовя фабочий класс Е
т10беде. активно участвовал в подго-
товхе Великой Октябрьской феволю-
ции. Крестьянин но происхождению,
кадровый питерекий рабочий, Михаил
Иванович был олицетворением могу-
чего союза рабочего класса и крееть-
янетва. Кровно связанный © рабочи-
ми и крестьянами, он хорошо знал их
нужды и интересы и, не щадя своих
сил, работал во има блага и счастья
трудящихся,

Рекомендуя М. И. Калинина на
пост предездателя ВЦИК в 1919 го-
ду, В. И. Ленин сказал © нем: «Это
товалуити. за которым около двадцати
лет партийной работы; сам юн коееть-
янин Тверской губернии, имеющий
тесную связь в крестьянским хозяй-
ством и постоянно обновляющий и
освежающий эту связь. Петрогралекие
рабочие сумели ‘убедиться, что oH
обладает умением подходить в широ-
ким елоям трудящихся масс, когда
у них нет партийной подготовки.
Когда пропагандиеты и агитаторы не
могли подойти в ним по-товарищески
и умело, тогда тов. Калинину удава-
лось разрешить эту задачу».

Высокую оценку, данную Влали-
ииром Ильичем, подтвердила вся
многолетняя деятельность М. И. Ва-
линина на посту председателя ВЦИК
и ПИБ CCCP, & затем, поеле пре-
образования выеших оптанов Фовет-
ского Союза. — предеедателя Прези-
диума Верховного Совета CCCP.
27 лет возглавлял Михаил Иванович
верховный орган Советского госудал-
ства, снискав огромную любовь с0-
ветских людей и уважение всего про-
грессивного человечеетва. На этом
высоком посту он проявил себя как
самоотверженный борец за торжество
лела Лениня-—Сталина, как мудрый
деятель ленинско-сталинского типа.

Великолепный пропахандиет, умев-
ппий вдохновенно и просто беседовать
с рабочим и ученым, коестьянином и
артистом, он нее в народ пламенные
елова большевиетекой празлы, горячо
и страстно призывал овладевать уче-
нием фенина-—Сталина. Вее выетуп-
ления Михаила Ивановича были про-
низаны воолушевляющей идеей со-
вотекого патриотизма — выеокого
патриотизма людей, навеки ебросив-
пгих со своих плеч ярмо капиталиети-
ческого рабства и ставших етроите-
лями коммунистического оощеетва:
«Мы должны. — говорил М. И. Ва-
линин, — воспитать всех трудящих-
ея СССР в духе пламенного патрио-
тизма, в духе безграничной любви
Е, своей родине. Я говорю не 06 отвле-
ченной, не о платонической любви,
а о любви напюристой, активной,
страстной, неукротимой, 9 такой
любви, которая не знает никакой по-
Wain к врагам. которая не оетано-
вится ни перед какими жертвами во
имя родины».

«Всесоюзный етороста» — любов-
но называли советские люли Михаила
Ивановича. Приезжая к нему 38, сове-
том и помощью со всех концов Совет-
екого Союза или встречаясь с ним в
заводских пехах. на колхозных по-
	Праздник национальной
культуры _
	Прекрасной традициен стало у Нас
проведение в Москве декад нацио-
нальных литератур. Доклады 0 раз-
витии литературного творчества в
братской республике, выступления
писателей — поэтов и прозаиков —
и их переводчиков сопровождаются
выступлениями певцов, музыкантов и
танцоров. Таким образом, эти декады
превращаются в показ напионального
искуества вообще.

На заключительном концерте дека-
ды эстонской литературы в Москве,
состоявшемся 1 июня в Большом
зале Московской консерватории, были
продемонстрированы яркие образцы
эстонского музыкального мекусства,

Олин из лучших среди них вели-
чавая хоровая песня о Сталине (му-
зыка Г. Эрнесакса, слова М. Рауда). В
ней отражены чувства любви эстон-
ского народа к великому вождю, учи-
телю и другу товарищу Сталину.

Другая хоровая песня этого. же
композитора — «У нае в колхозе
свадьба» (слова Ю. Шмуула)—напя-
сана в народно-танцовальном складе.
в виле бесхитростной  леревенской
польки. Основанная на интонациях
	‚ народной музыкальной речи, она пол-

о о асы ‘сАелал м, GO ORFANRARDATSA OTN =
	на свежего юмора и здорового, Orin
мистического жизнеощущения. Pas-
носторонний творческий облик Г. Эр-
несакса, одного из ведущих компози-
торов Советской Эстонии, раскрылся
й в прекрасно спетой Г. Талешем
арии Петрова из недавно поставлен-
ной на сцене Государственного теат-
ра оперы и балета «Эстония» оперы
«Берег бурь». Другим образцом
эстонского оперного творчества, про-
демонстрированном в этом концерте,
явилась ария из оперы «Огни мте-
ния» 9. Каппа, исполненная Т. Ку-
узиком.

Хорошее впечатление своей широ-
кой распевностью и светлым ONTH-
мизмом оставила <«Цееня весны» ком-
гозитера В. Канна, (слова И. Сикемяэ).
Ярко и торжественно звучание хоро-
зого произведения того же комнозито-
ра «Приветствие Москве» (слова
Л. Вааранди), которым была закон-
чена программа концерта.

Исключительно высокая, кореня-
щаяся в глубоких национальных тра-
дициях хоровая культура, которой
отличается эстонский народ, была
elie pas убедительно продемонетри-
рована выступлением хора Комитета
радноинформации при Совете Мини-
стров ЭССР (руковохитель Ю. Ваюи-
сте). Ровное звучание всех регистров,
безукоризненная чистота интонаций,
свободная выразительная и динами-
ческая‘ нюансировка характерны для
исполнительского стиля этого велико-
	лепного коллектива. Хоровые произ-
ведения эстонских композиторов, пе-
сни московских композиторов-—<Сла-
ва тебе» Н. Чемберджи и «Песня о
Днепре» М. Фрадкина (в переложении
для хора без сопровождения), знаме-
нитый «Хор поселян» из оперы
«Ёнязь Игорь» Бородина равно уда-
ются ему.

Высокий уровень вокальной куль-
туры Эстонии был подтвержден вы-
ступлениями певпов-еолиетов. Очень
	красивым по тембру баритоном обла-
дает солист эстонекой оперы Teopr
Талеш. Звонкое, пленяющее своей
легкостью и подвижностью волора-
турное сопрано у Веры Heeaye. Силь-
ный, богатый выразительными — BO3-
можностями голос у Эльзы Млазик.
Уверенно и ‘обдуманно владеет
своими богатыми ‘вокальными. сред-
ствалоь Тийт Куузик. Для всех этих
	Ee к.

‘певпов характерны Рысокий хуюже-
	ственный вкус, благородный  етиль
исполнения, лишенный внешней аф-

фектации и дешевой «астрадности».
	Незабываемое впечатление `остав-
тяет ансамбль народных танцев
	Эстонской государетвенной филарио-
нии. Вее здесь, начиная от скромных,
но абсолютно подлинных, ни в коей
мере не стилизованных и не театра-
пизованных национальных костюмов
и кончая сдержанной и проетодушно-
искренней манерой исполнения, гово-
рит о той выеокой художественной
простоте, которая доступна лишь про-
извелениям, созданным гением самого
народа. Болыной заелутой руководи-
теля ансамбля Улло Тооми является
то, что он не пошел по пути стилиза-
пии и ложного украшательетва на-
родного танца элементами хореогра-
фической техники, а постаталея вос-
становить его на епене во всей ето
похлинной чистоте и непоивосковек-
ности. $

Очень привлекательны эстонские
народные танды «Пиллер Кааре» с
их сменой трех- и двухчетвертного
ритма, самобытен народный «Вальс е
	‘острова Хийумаа», ярко запоминает-
	ся песня-пляскь «Вийгади — каага-
хи», обаятелен народный танец-пес-

ня «Тульяк». Для веех эстонских
танцев характерно палуное построение
с подчеркнутой чистотой и едержан-
ностью чуветв партнеров.

Танцы и пеени-пляски сопровож-
дал оркестр эстонских народных ин-
струментов, руководимый композито-
ром Лео Тауте. Этот небольшой ан-
самбль, составленный из нескольких
скрипок и народных струнных HA-
струментов типа цимбал, звучит лег-
ко, прозрачно и мягко.

Успеху концерта много’ епобобетво-
	вала молодая артистка Таллинекого
	театра лрамы Инна Таарна-Ярвет,
которая вела программу се большим
темпераментом и сценическим :0бая-
нием.
	Партию фортепиано на концерте
мастерски исполняли профессор Артур
Лемба и доцент Таллинской консервз-
тории Эльза Авеееон-Вестре,

Следует только пожалеть, что твор-
чество эстонских воветеких вомпози-
торов было представлено на завлючи-
тельном концерте декады недостатеч-
HO.
	Вечера, лекаты эстонекой литезату-
	ры явилиеь.. мошной - лемонстранией.
	расцвета вационального искусства
налней социалистической Родины, вз-
стоящим празлником эетонекой совет-
ской национальной культуры.

Влаяимир ФЕРЕ,
	народный артист Киргизской ССР.
	( кажхлыим голом pee более pat-
	ee ло Ч СЧ,

пветает советское изобразительное   жить сделанный Ю. Волпинеким на
HCEYCCTBO, кровно связанное с наро-  секции екульшторов №00СХ доклад
Ик же   ИГ
	о скульптурных бюстах дважды Ге-
роев Советекого Союза.

Угтановленные нередко в ютла-
ленных местах нашей  необ’ятной
Родины, эти. монументы имеют
большое общественно-культурное.
значение, горячо принимаютея на-
родом. Большинство монументов уже
сооружено. В этом мероприятия ©
особой силой выступают подлинно
народный характер и высокое 95-
щественное назначение нанюего иво-
бразительного искусства.

Многие волнующие творческие
вопросы — ю соотношении конкрет-
ного и типичного, 06 образе и порт-
ретности, о синтезе архитектуры и
скульптуры и т. д. — могли быть
решены ва опыте ‘создания этих
произведений искусства.

Ho Ю. Колииневий построил свой
критический анализ схоластически.
Ou не приводит ни одного примера
оценки народом ‘уже сооруженных
монументов, ни разу не сопоставля-
ет бюстов-портретов с живыми
люльми, которых они изображают.
Говоря об образе, он не интересуется
характером подвигов, совершенных
героями. Оценку синтеза  скульпту-
ры и архитектуры в этих уже е0-
оруженных монументах Ю. Колпин-
ский лает совершенно абстрактно, не
имея прелетавления © TOM, RAK они
выглядят в действительности, Он 0с-

новываетея линь на гиисовых  мо-
дельках этих монументов. Отоворка
Ю. Колпинекого о трудноети произ-
вести анализ на месте ничего не оп-
равдывает. Сеылка на тоуяность ис-
следования не является оправдани-
вм лля применения принципиально
нетолных методов.

Насколько требовательно OTHOCHT-
ся народ к соответствию  произве-
дения искусства жизненной правде
(и в большом — в образе м идее,
ив малохи — в леталях конкретной
обетатовки). особенно ярко показы-
вают залиеи зрителей и выеказыва-
вия их на обсуждениях в Третьякюв-
ской галлерее. В них видна патрио-
тическая забота с том, чтобы coBeT~
ское искусство отражало  прогрес-
сивные явления жизни нашего на-
рода. строяшего коммунизм, чтобы
оно их пропаганлировало.

Ocnopnoe требование социалисти-
ческого реализма — требование
жизненной правдивости — должно
слать и основным принципом худо-
кественной критики. Й именно по-
этому постоянное внимательное изу-
чение жизни, связь © народом яв-
ляются необходимой предпосылкой
для плодотворной paborst всех кри-
THIOB.

Правдивое отражение в искусстве
жизни  пашего общества требует
правильного понимания основных
законов и лвижущих сил его разви-
тия, требует уменья видеть B OT-
дельных = конкретных явлениях
большие процессы роста коммуниз-
ма вонашей страче. Между тем, те-
оретический уровень критики  изо-
бразительного искусства все еще
неуловлетворителен. Болыную. долю
ответетвенноети за это несет Ин-
CTUTYT теории и истории искусства
Акллемии художеств.

До последнего времени институт
не оказал достаточной теоретичеекой
помощи критикам. За вое время CBO-
его существования институт не вы-
пустил ни одного теоретического
труда по вопросам маркеистеко-ле-
нинекой эстетики и сопиалистиче-
ского резлизма в. изобразительном
искусетве.

Теоретический уровень критиче-
ских локлалов, организованных ин-
CTHTYTOM, весьма невысок. Эти
доклалы, по существу, ничем He
отличаются от фядовых докладов
критиков в творческих  мюзх и
других общественных организациях.
Это подтверждается рядом примеров,
в частности характером докладов на
обсужлении выставки 1949 года.
Это подтверждается. и недавно имев-
пгим место обсуждением в институте
выетавки работ Студии им. Грекова.
Хотя и было прочитано четыре JOR-
лада, но участники обсуждения не
услышали развернутой, теоретиче-
ски обоснованной. постановки  проб-
лем и задач, стоящих перед искус-
ством наших военных художников, в
частности перед батальным  ие-
клеством. Беглые замечания т. Ти-
хомирова по этому вопросу ви в
какой степени не исчерпывают
проблему. В докладах также не был
принципиально поставлено вопрое ©
программе работ по увековечению в
произведениях искусств OCHOBHIX
этатюв Отечественной войны.

Для уровня теоретических работ
внетитута не безразличен тот факт,
что из 59 его натчных сотрудников

линь 10 челозек имеют звание кан-
		дитала ибкусствовелдческих наук.

До последнего воемени художест-
венные организации проявляют не-
понятное  тавнодушие к подготов-
ке мололых кадров искусствоведов.
Нет возможности поставить в дан-
ной статье все вопросы, связанные с
подготовкой калров HZ0EDETHROB, HO
все же на некоторых из них необ-
хохимо остановиться.

Из 66 дипломных работ етуден-
в-искусствоведов чосковеких и ле-
нинградеких вузов в 1949 году co-
ветекюму изобразительному исклуеет-
ву посвящено только 16 работ, Ro-
нечно, нужны специалисты и по
уирювому искусству, но указанное
вые соотноптение тем говорит о He-
правильной ориентации руковолетва
искуествоведческих факультетов.

Ни одна линромная работа не по-
священа проблемам сопиалиетическо-
то резлизма: нет ни одной темы, по-
священной бурно’ развивающемуся
искусетву паших напиональных рег-
	публик. Зато имеют место такие
темы, как «Значение скифекого ие-
кусства в хуложественной жизни
	Ольвии в У[-—\ вв. дон, э.», «Меет-
ные черты в развитии етиля роепи-
сей и рельефов в Боспорском rocy-
дарстнех (в, юн. в. — Тв н. 8.).

‚ В Институте им. Сурикова за
три года запарил диссертацию TOAb-
	  JOM, отражающее в резлистической
  высокохудожественной форме ето
мыели и чаяния, его полнокрювную
жизнь, самюотверженный труд, геро-
ическую борьбу за победу комму-
низма..

В достижениях советского изо-
бразительног искусства немзлую
роль играет наша художественная
критика, идейно-теоретической  06-
‘новой которой являются  марксист-
сво-ленинская теория, высказывания
Ленина и Сталина. по вопросам  ие-
кусства, Огоомное значение лля Уе-
пешного развития критяки изобрази-
тельного искусства имеют решения
ЦЕ ВЕП(6) пю идеологическим вопро-
сам.

Воспитанная партией в лухе не-
примиримой борьбы со всеми прояв-
лениями реакционной буржуазной
идеологии в мекусстве, наша  худо-
жественная критика провела актив-
ную борьбу с формализмом и нату-
рализмом, се пережитками импресеи-
огизма,  мазоблачая враждебную
сущность  растленном — искуества
буржуазного общества. Вритика по-
мотает правильному использованию
художниками классического  наеле-
дия. Оп» активно участвовала в
илейнюм разгроме ‹ антипатриотиче-
ской группы критиков-космотолитов,
пытавшихся помешать расцвету на-
шего социалистического по содержа-
нию и национального по форме ие-
кусства.

Многие критики своей  MHOTO-
летней плодотворной работой ©по-
собствуют развитию советского изо-
бразительного иекувогва. Успешно
работают  выроспие в последние
годы кадры мололых критиков —
тт. И. Емельянцева, А. Акимова,
Р. Аболина, А. Парамонов. В. ПШлеев
ий другие. Важным этатюм явилась
третья сессия Академии художеств,
епепиально посвященная  залачам
художественной критикл.

Hf sce me еще не изжито ло конпа
отставание художественной критики
от задач, поставленных перед ней
партией, и от развития налиего изо-
бразительного искусства.

Наглялным прамером тому могут
служить критические доклады и
статьи, посвященные выставкам,
состоявитимея в 1949 году.

Доклады на обсуждении = Beecows-
HOH художественной выставки 1949
года организованном Академией
художеств и Комитетом по делам ис-
кусств, были слеланы на  чедоста-
точном теоретическом уровне, не да-
вали анализа и обобщения важней-
ших тенденций и процесеев разви-
тия нашего изобразительного искус-
ства. его главных достижений и не-

достаткоз. Поэтому они и не поелу-
жили стимулом для плодотворной
творческой лискуссни,.

Многие обзорные — критические
статьи 00 этих выстаеках. опублико-
ванные в. специальной прессе
(газета. «Советское искусство», жур-
вал «Иекусство»), как, впрочем, и
многие статьи в общей преесе, содер-
жат главным образом пересказ те-
матического содержания  произведе-
ний. В них нет принципиального
анализа и обобщений, отсутствует
конкретный, что-либо лающий ху-
дожнику 1а3бор ютдельных работ,
Статьи эти лишены боевото обличе-
ния недостатков и действенной про-
патанды. положительных явлений в
изобразительном искусстве,

Ерупнейшим недостатком многих
обзорных статей являетея то, что
они все еще носят характер  ка-
талога, перечисления  скороговор-
кой, не фиксируют внимания на
важнейших явлениях. Художнику в
таких статьях не ‘помогают, его про-
извеления лишь «отмечают».
	Олин мз принципиальных недо-
статков многих докладов и статей в
том, что они рассматривают тольк
идейное содержание произведений,
делая это в отрыве от анализа ху-
дожественной формы. Это нарушает
принципы = маркеистеко-ленинсквой
эстетики. Метод социалистического
реализма требует рассмотрения  co-
держания и формы в их единетве, в
котором форма подчинена задаче
выражения идеи, а произведение
становится предметом искусства
лишь В Том елучае, когда идея ero
выражена в резлиетической — худо-
жественной форие,

Непримиримая борьба против фор-
малистов, проповедующих  самодов-
леющее значение формы, проводи-
лась именно © позиций социзлиети-
ческого реализма в вопросе  <оотно-
шения содержания и формы. Почему
же сейчас многие критики, анализи-
руя произведения, ограничиваются
анализом только идейного  содержа-
ния И вовсе отвлекаются от его ху-
дожественной формы?

Очевидно, некоторые критики до-
пускают принципиальную ошибку,
считая. что после боев ‹ формалиста-
ми воюбще говорить © художествен-
ной форме не обязательно.

Наряду с этим необхолимо  ека-
зать и о следующем. Проведенная
партией борьба против проявлений
буржуазной идеологии привела к
утверждению социалистичеекото ре-
ализма в нашем искусстве и хуло-
жественной критике. Олнако было
бы наивно прелполатать, что борьба
эта закончена. Некоторые критики,
еше не изжившие своих формалиети-
ческих взглядов,  замалчиванием
вопросов художественной формы ре-
злистических произведений выра-
жают свое неприятие этой реалисти-
ческой формы, устраняютея от вк-
тивной борьбы за совершенствование
профеесионального мастерства 0-
ветеких художников.

Проблема соотношения содержания
и формы в произведениях изобрази-
тельного искусству требует безотла-
тательной теоретической — разработ-
ки. Ведь именно из-за неправильного
понимания этого вопроса у некото-
рых художников ло еих пор не из-
“HPO мнение, что импресснонизм

может быть «использован». так как
	можно взять его «технику» 0ез иде-
олотии.

Недостаточное овладение  крити-
ками методом социалистического ре-
ализма выражается еще м в том, что
требование жизненной правдивости
произведения еше не стало оенов-
ным принципом их авазиза, .
		Книжная графика
		ших мастеров советской резлистиче-
ской графики. Но в некоторых риеун-
ках он прибегает к чисто внешним
приемам, не давая достаточно глубо-
кой. трактовки образов книги,

Важнейшая залача, етоящая перед
эстонскими художниками-графиками,
— создание иллюстраций к лучшим
произведениям современной литерату-
ры. В сожалению, если судить по то-
му, что показано на выставхе, изла-
тельства рёспублики еше мало при-
влекают художников к работе над ил-
люстрированием произведений на те-
мы советской действительности.

Среди небольшого количества таких
иллюстраций наиболее удачны ‘гра-
вюры на дереве 9. Лени» Е позме
«Страна растет» и к избрааным про-
изведениям М. Рауда. По сравнению с
работами. показанными на выставке
эстонских графиков в 1949 гоху, эти
гравюры говорят о несомнеяяом твор-
ческом росте художника. Сейчае. он
больше внимания уделяет изображе-
нию человека, обогащает свои пей-
зажные композиции умело въеденны-
ми в них человеческими фигурами.
Обращают на себя внимачие живые,
энергичные, чрезвычайно вырази-
тельные рисунки художникл А. Иоха-
ни, безвременно погибшего в 1941
году в борьбе с фашиетекими захват-
чиками. Ero рисунки к новеллам
А. Якобсона отличаются  правли-
вестью изображения сцен из жизни
крестьянской и городской бедноты.

Безусловно положительной оценки
заслуживает ряд работ хуложников.
иллюетрирующих детские книги. и в
особенности цветные  линогравюры
А. Вендера к «Временем года» К. Кор-
сена, Ф. Валлвере в книге ` «Вперед,
капитаны» М; Эгарта и 9. ”Окаса в
«Сыну Вессе» А. Хента и к «Соловью
и Модянке» А. Якобсона.

Из иллюстраций эетояских худож-
ников в произвелениям ‘классиков
русской литературы 92060 вылеляют-
ся работы Г. Рейндорфа. Выдающийся
мастер графики  созлал prevaRa EF
сказкам А. С. Пушкина. привлекаю-
щие внимание глубоким реализмом
творческого метода и ювелирной от-
лелкой деталей. Нужно пожалать та-
лантливому художнику применить
свой богатый творческий опыт и ма-
стерство реалистического рисунка К
созданию книжных иллюстраций,
отображающих советскую  чействи-
тельность,

Выставка показывает, что в Эето-
нии вульгура оформления книг на-
ходитея на высоком уровне, что ху-
ложники проявляют умение, вкуе и
разнообразие р этом ete,

Иллюстрирование БНИГ о говремен-
	гх ЗА, т, 5

НЮЙ жизни советских люлей поможет
	художникам-гра®икам Эотонни  eo-
	здать новые высокохуложелтвенные
		произведения. на еовземенчые
	отвечающие залачам нередового ae
куества социалистическото реализма.
	М. СЕРГЕЕВА.
	В дни декады эстонской литерату-
‘ры в Москве открылась выставка,
книги и книжной графики, показы-
‘вающая широкий размах издатель-
ского дела и рост культуры внижно-
го оформления в республике. Суеди
600 экспонатов — политических, ху-
‚дложественных и детских клиг — на-
ряду с литературой, изданной в по-
следние годы, представлен ряд нам-
более интересных эстонских изданий,
лучших образцов книжного оформле-
ния и иллюстраций, начиная с пер-
вой половины ХГХ века. дни дают
представление © том, Как националь-
ные реалистические традиции эстон-
ской трафики претворяютея в
‘лучших произведениях современных
художников. Выставка свидетельст-
вует, что эстонские художники уе-
neyo преодолевают буржуазные,
`формалистическяе влияния и :аетой-
`чиво стремятся овлалеть методом  с0-
цизлистического реализма.

Нэиболее значительным из иллюст-
‘рационных циклов, представленных
на выставке, является большая ‘се-
`рия рисунков к народному эпосу «Ка
левипоэг»; выполненная коллективом
Художников Р. Сагрите, 0. Кангилал-
`ки, А. Хойдре, Р. Калье, Е. Парис.
` Авторам удалось создать выразитель-
ный 06браз народного героя, показать
его тесную связь с простыми людьми,
с их трудовой жизнью. 06браз челове-
.5а здесь органически связали е вели-
 чественным изображением родной
‘природы. Иллюстрации эти глубоко
оптимистичны, все они согреты про-
‘никновенным чувством искренней
любви к родной природе, к героям
‘произведения и оказывают больное
эмоциональное воздействие на и-
теля.

На выставке много иллюстраций к
литературным произведениям, по-
вествующим о борьбе эетонекого на-
рода за свою национальную незави-
симость, Талантливый художник
9. Окас слелал интересные, солержа-
тельные рисунки к пьесе Ю. Сюти-
стэ «Лэмбиту», рассказывающей of
эстонском герое, боровшемея против
пеов-рыцарей в 1217 голу. Им жевы-
полнены отличные иллюстрации к
исторической повоети 9. Борнхёз
«Метитель»—5®0 восстании эетонекого
народа против немецких захватчиков
в 1343 голу. С большим мастерством,
свободно владея техникэй автолито-
графии, 9. Окас создает рисунки жн-
вые, правливые.

Интересны рисунки художника
Калье к историческому зоману
	Вопросы искусства на совещании
в ЦК КП) Таджикской ССР
	СТАЛИНАБАД. (По телефону). В
ЦК КП(б) Таджикистана состоялось
совещание театральных работников,
композиторов, писателей, обсудившее
состояние таджикского искусства.
	Как сообщает республиканская га-
зета «Коммунист Таджикистана», со-
вещание прошло очень активно и по-
могло вскрыть причины отставания та-
джикского искусства и наметить пути
его под’ема.

Много внимания уделили участники
совещания вопросам развития музы-
кального искусства. До сих пор в
республике не созданы такие музы-
кальные произведения, которые про-
звучали бы за пределами Таджики-
стана. Композиторы тт. Шахиди, Ша-
хобов, Ленский справедливо упрекали
Управление по делам искусств Тад-
жикской ССР в невнимании к раззви-
тию музыкального искусства.

Важный вопрос поднял главный ре-
жиссер Театра оперы и балета
т. Фрид. Он считает порочной практи-
ку заказа национальных опер компо-
зиторам, живунтим вне пределов рес-
публики. Не изучив быта, литературы,
искусства, фольклора таджикского на-
рода, нельзя создать полноценные му-
зыкальные произведения.

О неотложных задачах драматиче-
ских театров и драматургов говорили
многие участники совешания — писа-
тели, артисты, режиссеры.

— У нас в республике, — сказал
артист Театра им. Лахути т. Рахимов,
— 250 Героев  Социалистического
Труда, около 40 Героев Советского
Союза. Нам, актерам, хотелось бы
создать на сцене образ героя нашего
времени, передового человека социа-
листической эпохи. Ho драматургами
такой образ еще не создан, и в этом
	отношении писатели в большом дол-
гу перед народом. .

Писатель Улуг-Заде, признавая
правильной критику в адрес драма-
тургов, считает вместе с тем необхо-
димым потребовать от Управления по
делам искусств и театров больщей ак-
тивности в работе с драматургами.

Секретарь ЦК КП(б) Таджикиста-
на т. Гафуров подчеркнул, что в раз-
витии таджикского искусства. основ-
ным должно являться создание круп-
ных оперных, балетных и симфониче-
ских произведений. Не следует, одна-
ко, забывать при этом, что таджик-
ский народ любит музыкальную ко-
медию, веселые музыкальные сценки,
пляски, лирические и шуточные пес-
ни. Наши композиторы обязаны удов-
летворить запросы трудящихся.

Радикально должен быть рещен во-
прос подготовки кадров таджикского
искусства. Надо серьезно укрепить
музыкальные училища, открыть сту-
дию при Театре им. Лахути, создать
балетную и вокальную студин при те-
атре оперы и балета, значительно по-
полнить состав исполнителей госфи-
лармонии за счет талантливой моло-
дежи из коллективов художественной
самодеятельности,

Тов. Гафуров в заключение выра-
зил уверенность в том, что если все
деятели литературы и искусства по-
чувствуют свою ответственность за
судьбы таджикского искусства, если
они серьезно и повседневно будут за-
ниматься большими и малыми вопро-
сами развития оперного, балетного,
симфонического, драматического и
песенного искусств, то, бесспорно, в
короткий срок можно будет выпра-
вить создавшееся положение и под-
нять таджикское искусство на новую;
высшую ступень.
	ПОРТА ane Me NS Ee tei ¥

большевистской приндиии-   9, 9. Вильле «Ходоки из Апия». Их Xo-
	В духе оэльшевиетскои принцини-
альности, = содействовать  выдви-
жению молодых катров.

Полем и развитие  хуложеетвен-
	стоинство——в сюжетной заниматель-
ности и острой передаче пеихологиче-
ской характеристики персонажей К
	ее о: 2 ГС ТУ с: i“ &is #&

KO один аепиранл; из левяти человек, Ной критики должны сыграть су-  сожалению, мастерство художника не
окончивших аепирантуру в Инети-, Щественную роль в процессе подго-, веегла безупречно.
	выетавок WRO-
	туте им. Репина. пять
	выпущены   TOBRH претотоящих
	всегла оезупречно.
Иллюстрации А. Хойдре 5 истори-
	EE У ОР,

без зашиты диссертации. Нельзя   бразительного искусства в Москве и  ческому роману 9. Вильде «Война в
считать нормальных. что в течение   национальных республиках. Махтпа» свихотельствуют о там oun
		всего последнего учебного года ве
	Махтра» свидетельствуют о том, что
автор освзивает передовой опыт луч-