СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

Cn An #¥eePmMANn 1
	Содружество
Большого театра
с колхозниками
	Семидневное пребывание в Москве
делегации колхозников одного из пе-
редовых районов Воронежской обла-
сти — Таловского района — заверши-
лось подписанием договора о социа-
листическом содружестве между кол-
лективом ГАБТ и хлеборобами района.

В договоре отмечается, что колхоз-
ники обязались довести урожай зер-
новых культур до 120 пудов с гектара,
подсолнечника до 110 пудов, сахарной
свеклы до 250 центнеров с гектара,
досрочно выполнить государственный
план поставок; ‘провести на высоком
агротехническом уровне осенний сев,
досрочно выполнить трехлетний план
развития животноводства, реконстру-
ировать сельские клубы, создать во-
круг них парки.

Согласно ‘условиям заключенного
договора два раза в’год в Таловский
район будут выезжать творческие
бригады артистов ГАБТ для ознако-
мления с жизнью колхозов, для орга-
низащии концертов, лекций, докладов
и помощи колхозной самодеятель-
вости.
	Польская делегация
в школе-студни МХАТ
	Прибывшая в Москву по приглаше-
нию Всесоюзного общества культур-
ной связи с заграницей и. Комитета
по делам искусств при Совете Мини-
стров СССР делегация деятелей
культуры и искусства Польской на-
родной республики посетила 1 июня
пиколу-студию им, Вл. И. Немировича-
Данченко при МХАТ. Делегация при-
сутствовала на занятиях кафедры
мастерства ` актера, руководимой В.
Топорковым. Были. продемонстриро-
ваны работы слушателей по овладе-
нию методом физических действий,
тренаж, сцены из спектаклей «Раз-
лом» Б. Лавренева и «Последние» М,
Горького, подготовленные выпускни-
ками школы-студии,

Руководящий пелагогический” пер-
сонал — М. Кедров, В. Топорков,
В. Станицын, С. Бливников, Г. Гера-
симов и директор школы-студии
В. Радомысленский провели с го-
стями беседу, в которой ‘рассказали
о принципах подготовки актерских
кадров в этом учебном заведении.
	Научная конференция
Академии художеств
	Закончилась научная конферен-
ция Академни художеств СССР, по-
священная вопросам станковой  гра-
фики, иллюстрации, художественного
оформления книги, плаката и кари-
катуры, проходившая с 25 по 29 мая.
докладах и в прениях отмечался
большой под’ем графического искус-
ства в нашей стране. Метод  социа-
листического реализма стал опреде-
ляющим в советской графике. В
сформлении советекой книги достиг-
нуты за последнее время  значитель-
ные успехи. Конференция отметила
также, что тематика плаката расши-
ряется, художники-плакатисты успеш-
но работают над образом советского
человека. Высскую оценку получила
работа художьиков-карикатуристов.
Наряду со всем этим конферен-
ция указала на ряд существенных
недостатков в работе художников-
графиков и ‘издательств. ‘Ещё
встречаются ’формалистические  ил-
люстрации к произведениям  ино-
странной и детской литературы, со-
вершенно неудовлетворительно офор-
мляются и иллюстрируются учебники.
	Памяти В. А. Тренева
	В Центральном. доме литераторов
состоялся вечер, посвященный 5-ле-
тию со дня смерти драматурга К. А.
Тренева.

Вечер открыл драматург Б. Лавре-
нев. Доклад о твсочестве К. А. Тре-
нева сделал драматург Б. Ромашов.
	«НАВЕКИ ВМЕСТЕ,
	°
Новый спектакль
в Харьковском театре
им. Шевченко
		Цервое, что видит зритель после
того, как поднимается занавес ча
спектакле «Навеки вместе» в Харь-
ковском театре им. Шевченко, — sro
установленные по бокам сцены
скульттурные фигуры гусляра и
кобзаря, воспринимающиеся как 905-
разное олицетворение русского и УК-
раинского народов, о нерушимой
дружбе которых и говоритея в ие-
торической драме Л. Дмитерко. Так
уже в оформленни первой картины
(художник В. Греченко) подчерки-
вается основная идея пьесы, выра-
женная в самом ее названии — «На-
веки вместе». Выразить эту илею
как можно глубже, ярче, доходчивее
стало предметом творческих исканий
постанювщика спектакля М. Кру-
шельнипкого и всего актерского
коллектива шевченковцев.
	Стремление поэтически раскрыть
тему «Навеки вместе»  налило
свое выражение в общем решении
спектакля. построении массовых
сцен, в трактовке лействующих лиц,
в художественном и музыкальном
оформлении (композитор Ю. Мейтус).
Введенные автором в новый вариант
пьесы такие картины и эпизоды, как
клятва залюрожиев во главе с колие-
вым Запорожской Сечи Иваном Ситрко,
встреча царского стольника Ивана
Апухтина с Иваном Сирко, сцена
братания русских войск с укрзин-
скими патриотами, углубляют основ-
ную тему спектакля.
	Драматург и театр, связанные
творческой дружбой еще с дней рз-
боты шевченковцев нал первой пье-
сой 1. Дмитерко «Генерал Ватутин»,
правильно сделали, что фазвили
именно эту сторону произведения.
Спектакль еще раз подтверждает ту
неоспоримую истину. UO творче-
ское содружество театра в автором
может быть плолотворным при ус-
ловии взаимной высокой трезова-
тельности.

‚ Влдумчиво и взыекательно полотел
театр и к решению второй важней-
шей темы пьесы — темы народа,
противодействующего коварным про-
искам политического прохолимта и
интригана, иезуитского выкормьина,
Изана ВыговсЕого, обманным путем
завлалевшего гетманской булавой и
осметившегося. во имя корыстных
интересов разбогатевшей части про-
дажного казацкого  етаршинетва,
поднять руку на вековую дружбу
украинского и русского народов,
оторвать Украмну от Москвы, отдать
страну на разграбление хищным чу-
жеземпам.

Начиная © первой картины — У
корчмы, где насод скорбит по па-
воду тяжелой болезни  Роглана
Хмельницкого, и кончая финальной
сценой братания, — везле и во всем
чувствуется несокрушимая сила на-
родная, несушая гибель Выговскому и
всем эго приспешникам. Народ уча-
ствует в этом спектакле зримо и
незримо. Его смертельно ненавидит
ив 10 же время панически боитея
презренный предатель Вытовекий.
Октро воспринимается ецена, Korda
страшантийся народного сула Вытов-
ский отдергивает занавес окна и ви-
дит перед собой разгневанную толпу,
изобтаженную на грандиозном панно.

Тема ‘народа раскрыта и во мно-
гих других эпизодах. Bor Выгов-
ский встречается в своих  тетман-
ских апартаментах с Кобзарем, воп-
лощающим в себе черты  горлото,
сильного своей патриотической пре-
ланностью Родине, свобохолюбивого
уюраинского нарола. Кобзарь зажован
в кандалы за то, что он своими пла-
менкыми «тумами» поднимает на-
родные массы против черного дела
Выговекого, смело и дерзко  изобли-
чает прелательство  гетмана-само-
званпа. Происхотит об’яснение Вы-
товекого © Кобзарем. Pemuccepcri
эта сцена построена Так: поет Коб-
зарь, и в звуках ето «думы» слы-
пгитея полный гнева и ненависти го-
лос народа. Выговский не выдержи-
вает этих прозных звуков, JHB ¢Tpa-
хе отступает, пятитея назад. 3a HEM
метленно. как судья, несущий не-
	‚народ, лагерь борцов против Выгов-
ского представлены на сцене во
всей своей силе и величии. Превос-
холна работа артиста И. Марьянен-
ко, создавшего величественный 00раз
полковника Мартына Пушкаоя, ко-
торый первым восстал против Вы-
roscxord. Его Пушкарь прежде вов-
го — горячий патриот Родины. Это
определяет его отношение как в Вы-
говекому, так и Е Сирко и ко Всем
тем, кто стоит за укрепление дела
Богдана, за верность с005у в Моск-
вой.

Рисунок образа жены  Ботдана
Хчельнинкого -—— Ганны Золотаренко
(артистка С. Фелорпева) — жизнен-
HO правдив, поихологически ‹ убеди-
телен, хуложественно ярок. Прони-
цательный ум, твердый характер,
большая духовная сила чувствуются
в Ганне. Мужество и решительнюсть
сквозят во всем еценическом  пове-
дении вдовы Богдана: Она выступает
активным борцом против интриг
Выговского. Когда тю ходу  спектак-
ля Золотаренко-—Федорцева властно
говорит: «идет жена  Богдана!»,
вызванные для расправы опричники
Выговекого не могут не дать ей до-
роту, настолько сильное  впечатле-
ние: производит гордая и мужествен-
ая патриотка. °

Хотя роль Ивана Сирко невели-
Ка по тексту, в исполнении Д. Анто-
вовича этот ‘образ приобрел вырази-
тельные черты казацкого  вожакз,
тотового на бранный полвиг во имя
правого. дела, во имя жизни м сча-
стья родного «рая. Эмоциональность
игры Д. Антоновича сделала Ивана
Сифко ощутимой и памятной  фигу-
рой в спектакле.

`В лагере, противостоящем mpexa-
телю  Выговскому, несокрушимой
скалой выеитея фигура Кобзаря Bo
влохновенном исполнении А. Рюма-
ненко. Что бы ни пел о Кобзарь —
скорбную песнь накануне смерти
Хмельницкого, тневную, обличи-
тельную «луму» © Burroperom,
слова, звуки его несни исполнены
силы. величия и огня. Страстно и
вместе е тем  слержанно проводит
актер ответетвеннейнтую смену в
тетманском дворце, когда Вюбзарь от
имени нарола бросает в лицо нена-
вистному врагу слова правды.

Выразительно и в то же время
лаконично охарактеризованю и не-
приглядное окружение Вытовекого,
начиная от Лисницкого в истолне-
нии талантливого артиста ®. Радчу-
ка. польского комиссара Беньовеко-
го (алтист Я. Tease), жеманного
шведского дипломата (дотиет С.
ВКошачетский). алчного перекотежого
мурзы Кара-Бея (артист М. Покоти-
10) и кончая хишной meno Вы-
говскогмо ammo Отефой  (зютистка
Н. Герасимова).

Слелует подчеркнуть цельность
и монолитноеть актерского ансамбля
в снектазле, что, кстати говоря, яв-
ляется характерной чертой для луч-
них постановок шевченкювцев.
  Однако не все в этой вотнующей,
‘яркой постановке следует признать
	‘положительным. Бесенерно ‘хоффовт-
ной но ‘насколько искусственной
	ной, HO несколько’ искусственной
кажется нелюлраматическая сцена, хо-
mpoca china Пушкаря Кирика и 3а-
вирюхи. Неа ясно, почему  бирик не
может сказать отцу причины  ©во-
его отсутствия в войске во время
осалы Полтавы. Нет ощущения тре-
BOTH при появлении гонца, сообщаю-
шего в кончине Хмельницкого (ак-
тер М. Микитенко). Более о сильным
и зловещим следовало бы  повазать
иезуита, огента Ватикана, монаха
Данилу (артист И. Гавритко).

yer
	Но весе это — частности, не нару-
изющие общем звучания патриоти-
ческого спектакля. ‘тюславляющего
тероическую борьбу украинского на-
‚ рода за нерушимость лружбы © ве-
HAREM руеским народом. B Этом —
‘высокое политическое значение пье-
сы «Навеки вместе», мастееки и
	любовню поставленной в Театре им.

Шевченко.
И КИСЕЛЕВ.
		пыт работы нал агрот

ыы
	Кадр из фильма «Зырашивание
	“ В прошлом году Н. 6. Хуунев по-
ставил перед сценафистами, режис-
серами и операторами Украины, ра-
ботающими над зтротехническими
фильмами, задачу —— создать, как оп
выразился, «колхозный университет
на экране». Агротехнические фильмы
должны учить колхозников новым
методам социалистического труда, по-
казать всему народу достижения е0-
циалистического сельского хозяйстра
ий научно обобщить огромный  спыт
перезовихкав.
	Творческий коллектив Киевской
студии учебных фильмов воспринял
эту залачу с величзйшей радостью и
приступил вк ее выполнению е боль-
шим под’емом.

Тесное содружество ученых, тиса-
телей и киноработников помогло 603-
дать интересные и полезные картины
для нашего колхозного зрителя. На-
копленный творческий опьег. позволя:
ет назеяться, что вскоре канут в веч-
ность скучные, бесстрастные филь-
МЫ-ИНструкции.

В болыпинстве  агротехнических
фильмов показан не только юны
передовиков, но тепло и любовно по-
казаны и сами люди — творцы но-
вых метлов колхозного труда.
	Мне было поручено снимать фильм
о замечательном опыте выращивания
водоплавающей птицы на водоемах
колхоза им. Ворошилова Харьковской
области.

В 1948 году ворошиловцы одними
из первых на Украине включились в
борьбу за всемерное развитие птице-
водетва. На помощь им пришла co-~
ветская мичуринокая наука в лице
работников ‘украинской научно-ис-
следовательской станции птицевол-
ства. В течение года колхоз им. Во-
рошилова вырзетил пять тысяч уток,

Перед нами стояла задача не толь-
EO показать во всей конкретности
опыт ворошиловнев, но и обобщить
его, дабы перенести в другие колхозы
Украины.

В создании этого Фильма являлось
новым и то, что об’ектом с емок был
определенный колхоз, что речь шла
® практических делах этого колхоза.
Показ простых советских людей в
их созидательном труде — вот что
было необходимо для успепгного ре-
шения темы.

Прежде чем приступить к написа-
нию режисеерского спенария, мы ©
оператором А. Герасимовым нобывали
в колхозе, изучили организацию ра-
боты на птицеферме. Но нас иятере-
совали не только дела птичниц, а и
вами птичницы, их характеры, при-
Бычки, ибо ‘это были терои нашей
картины. Неоднократные беседы с
колхозниками убедили их в важ-
ности осуществляемото нами дела, и
они включились в творческую работу
по созланию фильма.
	Перед постановкой кинокартины
следовало тщательно продумать мето-
ды режиссерской работы. Людей на
экране надо было показать в типич-
ной для них произволетвенной обета-
	нове. это усложняло’ натиу залачу;
	но вместе с тем и делало ее более ин-
сересной. Нале было инливидуально
подойти в каждой птичвице и проел-
ложить ей делать то, что она в силах
выполнить. Вот, например, мололая
птичница Галина Инлыкора-—жизне-
радостная, круглолицая девушка,
очень любозчательчая и всегла вол-
		отвратимую кару, идет Вобзать. Зву-
ки все нарастают. Выговский в из-
неможении ‘падает у тетманекого
кресла.

Сила народа натлядно проявляет-
ся и в сцене клятвы, когда к лагерю
Сирко со всех сторон устремляютея
простые люди восставшей Уграины.
05 угнетенном, стралающем  вароде,
который хищные феодалы  потовы
продать за полушку, напоминает
волнующий эпизод продажи  вироты
Озыси.
	Ho самое пенное в спектакле
то, что народ при тягостных и мрач-
ных обстоятельствах действует. как
великая жизнеутверждающая сила.
В большом и малом. в емертельных
схватках и задушевных песнях чув-
ствуется оптимизм народа, его вера
в пирзвоту и конечную победу своего
дель.

Режиссерская работа М. Крушель-
ницкого над пьесой Л. Дмитеркю —
пример вдумчивого. серьезного отно-
шения к произведению советского
драматурга. Постановщие сумел 06.
разно паекрыть серьезную  илею
этого интересного лраматургического
произведения. Ноэтичноеть енектак-
ля вполне соответствует стилю  пье-
сы. написанной сочным языком.

Спектакль изобилует большими
творческими удачами. Вытовский в
исполнении А. Сердюка — опас-
ный враг нарола, прародитель Tex
буржуазных националистов, которые
готовы были продаться любому чу-
жеземцу. лишь бы сохранить свою
власть. Актер изобличает своего ге-
роя очень тонко. Во всем, что дела-
ет и говорит Выговский — Сердюк,
чувствуется хитрость, осторожность,
расчет. В начале спокойный, урав-
новешенный, степенный, он под
влиянием растущем сопротивления
народа постепенно теряет свое
внешнее спокойствие. начинает
нервничать, метаться, до конца, обна-
руживая свою подлую душонку.

А. Сердюк раскрывает в Выгов-
сЕОМ главное — ето боязнь народа,
боязнь Москвы. как могучего и вер-
ного друга Укранны. Блестяще про-
водятся актером вогреча е Вюбзарем
и в6е последующие эпизоды, в KO-
торых теряющий под ногами почву
Вытовекий оказывается ничтожест-
вом. готовым пожертвовать веем и
всяким ради своих низменных целей,

Серьезным достоинством спектак-
ля шовченковцев являетея то. что
		«>ыращивание водоплавающей птицы». Утка до-
стает пищу со дна аквариума.
			линию ев повеления в будущем филь-
me. Иной характер был у старшей
птичницы Полины Кириуе — юпа
сдержанна, уверенна и четка в своей
работе. Конечно, это и определяло
ее линию в фильме. р
	Изучение материала, людей перед:
постановкой имеет огромное значе-
ние, потому что в наших картинах
не лолжао быть места ложному до-
мыелу, перед нами конкретные люди
с их делами и ПривычЕЗМи.
	Вместе с оператором мы серьезно
	продумали изобрлазительную трактов-
	EY фильма. решали, Rak воспроиз-
вости в фильме портоеты людей, что-
бы отразить поэзию их влохновен-
ного труда, нахолили нужное ка-
строение в пейзаже. Не менее важ-
ными «актерами» со своими «харак-
терами» были утята. Вызывало.
тревогу невероятное _ однообразие
фактуры и об’ектов е ‘емки фильма —
66 утки и утки.

Нужно было изучить привычки
утят; их рефлекеы, надо было найти
приемы, с помощью которых можно
было бы заставить птицу «работать»
для экрана.

Приходилось всегла быть начеку,
чтобы уметь запечатлеть на пленку
пеповторимые моменты в поведении
утят, которых искусственно не до-
бъенься никакими способами. Тако-
вы, например, кадры первого выхода
утятона волу, трусинка-утенов, иепу-
гавиийся воды, или чистка перьев
молохыми утятами (в эпизоде «а, голю-
ву-1о и негде енратать») и другие.

Часами и днями мы ожидали. же-
лаемого для нае поведения. Чтобы
заснять добывание утками пищи со
дна, мы соорудили спениальный ак-
гарнум и вместе се научными работ-
UNBAN в течение месяца приучали
уток добывать, себе со дна пищу.
Этот момент для науки о птицевох-
стве имел очень важное значение.
Ученым редко приходится наблюдать
	овоими глазами, как утка добывает
	Борм со дна. Впервые мы зафиксиро-
ваати это своим аппаратом,
Маленький скромный свисток
очень помог нам управлять этим
своенравным стадом, помог ставить
наших «актеров» в кадр. Пришлось
ЗаМАНиВаТЬ ИХ ПОДЕООМКОЙ, ВЫЗЫВаЯ
условный рефлекс сигналом, прибе-
	тажвиревать» в Нужном для нас месте,
потому что активная фуражировка на
природных, даровых кормах — это
главное в выращивании водоплаваю-
щей птицы на водоемлх.

Мы отбрасывали, может быть, и
заманчивые, но побочные линии, от-
влекающие внимание зрителя от
тлавной мысли фильма, старались из-
бегать показа «игры для игры», ваЕ
огня, боялись надуманных ситузций,
запутывающих ясное и логическое
развитие мысли. Разумная нагрузка
учебного материала при интересной
его полаче — вот то главное, чего
мы добивались.

Учитывая требования низшего зри-
теля; мы и в монтаже старались не
хробить куски, не перескакивать с
одного эпизола на другой и с одного
времени года на друтое.

Очень важным моментом в повы-
шении качества напгих картин яв-
ляется систематическое изучение
восприятия зрителя. В сожалению,
мы этим занимаемся очень мало.

Недавно я погазывала фильм в
колхозе, гле происходили с емки, а
также в нтицесовхозе и в районном
центре — г. Змиеве. эти просмотры
принесли мне болыпую пользу.

В заключение хочу остановиться
на существенном недостатке в нашей
работе: темы и аннотации утвержда-
ютея очень поздно, время уходит, и
приходится, имея только общий за-
мысел фильма, спешно снимать так
называемые  «ухолящие  обекты».
Это, безусловно, снижает качество
фильмов. № сожалению, очень чаето
сценаристы не изучают об’ектов на
местах, а пишут сценарии №  кни-
т4м, что нередко приводит к необхо-
лимосети переделки сценария на мее-
те. Это не только усложняет трух ре-
жиессера, удлиняет сроки производ-
ства, но и, в конечном счете, еказы-
вается на качестве фильма.

Практику утверждения тем и ач-
нотаций Министеоством сельского хо-
зяйства УССР нало пересмотреть. Мы
ив можем и не должны из-за позднего”
утверждения тематических планов и
аннотапий снижать качество наших
фильмов, которые смотрит многомил-
лионный колхозный зритель.

Л. ТВЕРДОХЛЕБОВА,
режиссер Киевской киностудии
учебных фильмов.
		UNC D wets Od Daan И DUCE ce Boe   услосрыыи  реофаесвкс сигчадом, при
нующаяся за своих питомцев. Исходя   гать KO всевозможным ухищрениям,
из этих ее качеетв. я начала искать   чтобы заставить птицу активно «ду-
	„день советского искусства“
	Завтре Центральный парк культу-   стеров искусств — лауреатов Сталин-
	ческие вечера: «Советское искусство
в борьбе за мир». «Выдающиеся ма-
стера советского театра».
	В парк приедут музыкальные, хоро-
вые и танцовальные ансамбли и соли:
сты братских республик: Они примут
участие в концерте на тему «Искус-
ство народов СССР».
	В Зеленом лектории будет прове-
ден вечер мастеров советского изо-
бразительного искусства.
	с высшей степени условной гралаци-
ай на зоны: «Для южных районов»,
«Для Закавказья», «Средняя Азия»
или крайне обобщенное деление на
климатические пояса. Так, например,
Грузия, Азербайджан, Армения и вся
Средняя Азия попадают... в один
«жаркий» пояс. При этом авторы
этой, с позволения сказать, «еиете-
мы» деления не учитывают, что в
одной только Грузии климатические
условия в разных частях резко раз-
личны.

В ряде выступлений отмечалось,
что некоторые авторы нроектов, уде-
пяя все свое внимание эрхитектуре
фасадов зданий, подчас пренебрегают
удобствами илья, качеством строи-
тельных работ, внутренней отделки
ит. д. Олнако важный в01р0с интерь-
ера советского жилого дома был Ba-
тронут на совещании лишь  мимохо-
‘ДОМ.

Много товорилоеь на совещании ©
серьезных нелостатках в существую-
щей системе авторского — надзора,
Участники совещания указывали, что
архитектор еше не стал подлинно ве-
дущим липом на стройке. Работу ар-
хитектора‘еплемь и рялом оценивают
по проекту, & не по законченному и
‹ланному в эксплоатацию  сооруже-
нию. Архитекторы еще слабо сорют-
ся за создание удовлетворяющего воз-
роептим потребностям советокого чело-
века жилья — YAHOO, красивого и
экономичного.

Ряд серьезных претензий пред’яви-
ли участники совещания Академии
архитектуры СССР, ‘в частности, ее
инетитутам — истории и теории и
зрхитектуры жилища, которые мало
уделяют внимания зодчеству респуб-
лик Закавказья.

Совещания архитекторов братских
республик Закавказья входят в тра-
дицию. Первое тзкое совещание  со-
стоялось в 1940 году в Тбилиси,
Можно только пожелать, чтобы Союз
советских архитекторов СОСР. и даль-
пе развивал эту хорошую, полезную
традицию, распространив ее на дру-
гиё республики Советского Союза.
	И. ФЛОРИНСКИИ,
БАКУ. (Спец. корр. «Советского
искусства»).
	На вечере выступили с зоспоминания-  ры и отдыха им, Горького - проводит   ских премий, лауреатов международ-
	ных. конкурсов музыкантов-исполните-
лей, артистов эстрады и цирка. Орга-
низуются. встречи посетителей. парка
	ми: народная артистка СОСР В. Па-
шенная, народный артист РСФСР
И. Судаков, заслуженный артист
	«День советского искусства».
Праздник начнется на массовом по-
‘ле коннертом о Образцозого. показа-
	POSCpP В. Колесаев и О. Леонидов.   тельного. духового оркестра под уп-  < мастерами советского кино, совет-
Затем были ‘исполнены сцены из  равлением полковника Николаевского! скими. композиторами.
		На центральной эстраде будут по-
казаны отрывки из спектаклей теат-
ров и исполнены советские песни, по-
священные В. И. Ленину и И. В.
Сталину. Здесь же состоятся темати-
	последнем туре вочкурса поозЕты ти-
повых домов получили выгокую оцен-
куибыли утверждены как обязатель-
ные для строительства в pec-
публике. Большинство авторитетных
спепиалистов отмечало. что в архи-
тектуре этих домов найден верный на-
пиональный колорит, что авторы хо-
POLIO использовали приемы и тради-
нии народного жилья. Й вое же, во-
преки веем ожиданиям, иеирокая 9б-
щественность подвергла эти дома су-
ровой критике и именно в части их
APXUTERTYDUO-X VAOHCCTCHHOND каче-
ства.

- B чем же причина неуслеха этих
домов? Но всей вероятноети, неудачу
здесь следует приниеать именно т0-
му, что в этих домах делался елиш-
ком сильный упор на традиции, В
данном случае на резной ажур дере-
вянных балконов, которые являются
основным элементом декорх этих зла-
ний. Оказалось, что с переходом Ha
новый уклал жизни старые тради-
ционные приемы архитектурного ре-
шения жилища не удовлетворяют из-
менивиимся вкусам народа. Эти тра-
дипии напоминают ему об отжившем,
3 он хочет вилеть новое, и не только
в удобной планировке, но и во внеш-
нем облике лома. Этот поимер показы-
вает, с какой осторожностью, с каким
тактом надо пользоваться ими, каким
важным является в творчестве архи-
тектора чувство нового, умение тах
преломлять традиционные мотивы,
чтобы в них аи современное
нал старым.

К сожалению. серьезнейний вопрос
критического использования архитек-
турных форм прошлого, поднятый ар-
хитекторами Азербайджана и Грузии,

не нашел холжного отклика в BHI
ступлениях архитекторов Армении. _
Моажду тем, в отдельных работах ap-
мянских архитекторов элементы  ар-
хаики и поевлонародности присутет-
вуют в неменьшей, если не в боль-
шей, степени, чем в работах грузин-
ских или нь зрхитек-
торов.

Среди других вопросов,  подверг-
тихея обсуждению, были вопросы
THTOBOrO проектирования и норм.
Единолунено отмечалась, в частности.
недопустимость применявигихся ранее
методов разработки тяповых проектов
	и выступлениями лучитих коллективов
художественной самодеятельности
профсоюзов. :

В течение дня на эстрадах парка
состоятся концерты при участии  ма-
‘классического архитектурного насле-
дия и достижений лучших произве-
дений советской архитектуры.

Примером этому могут служить аф-
хаические, чуждые советскому го-
роду дома трамвайщиков по Ллеха-
`нозскому проспекту (арх. Числиевв),
дом на углу улиц Ленина и Мели-
кишвили (арх. Якубович), В этих
помах богато использованы эаементы
лекора средневековых грузинских
храмов. Но этот декор остаетея чуж-
ALM и неорганичным элементом 1a
тяжелозесных формах фасадов этих
зданий, причем в угоду. псевлогрузин-
спим Форизи принесены удобетва
плачировки кваругир.

Не меньший вред приносит так на-
зываемое увражное проектирование,
Богда в налне советекое зодчество пы-
таютея протащить готовые образцы
классической архитектуры, — когда
вместо живого творчества занимают-
ся компиляцией форм из альбомов
Виньолы и Палладио (в лучшем елу-
чае). выдригая тезис непогрешимости
и извечности принципов искусства
древней Греции, Рима или итальян-
ского Ренессанса.

Примером полного отказа от иска-
ний национальной формы  являютея
жилые дома по Плехановокому про-
спекту (арх. Калашников) й в НачаА-
ле прослекта Руставели (архитекто-
ры Вубанишвили, Вурдиани и Ме-
лиза).

Заслуженный успех арх. В. Мими-
нешрили, удостоонного  Юталинской
премии за проект жилого дома. на ули-
це Марти в Тбилиси, являетея ре-
зультатом того, что архитектор не
замкнулся в узком кругу мотивов мо-
нументального зодчества  лревней
Грузии, & использовал в композиции
фасала лучшие традиции  классиче-
ской архитектуры и опыт советекото
зодчества, сумел органически увязать
г этой комновицией национальные,
оригинально переработачные формы.

Перейдя в вопросам малоэтажного
строительства, А. Курлиани отметил,
что в поисках образа хля иалоэтаж-
ного дома большинство архатевторов
обратилось в мотизам грузинского на-
родного жилища. Пземированные. в
	спектаклей Малого театра «На бере-
гу Невы» и «Любовь Яровая», onex.-
такля МХАТ «Любовь Яровая» и
спектакля Центрального театра
Красной Армии «Полковолец».
		Слектакль «Навеки вместе» на
сцене Госулаоственного академн-
	ческого театра имени Т. Г, Шев-
ченко. Кобзарь — А. Романенко.
e Фото Н. Савченко.
		капи- ми пеевлонатюлноети, эететеким лю-
	бованием архитектурными деталями
средревекового зодчества. Отмечалось,
что эти порочные в своей основе тен-
денции илут в разрез с основной идеей
советской архитектуры — еталин-
екой заботой о человеке.
	Ряд интересных мыслей по воп-
росу крятического использования на-
ционального классического наследия
высказал член-корреспондент Акаде-
мии архитектуры СОСР А. Курхиани.
Он отметил, что широко фазвернув-
ттееся после установления еозетекой
власти изучение многочиеленных па-
мятников напиональтого монумен-
тального зодчества „дало возможность
архитекторам использовать в ввоем
трорчеетве все ботатства архитек-
турного наследия. Однако в этом на-
правлении было прелпринято пе мало
неправильных шагов. — Увлечение
красотой архитектурных образов
прошлого привело некоторых архи-
текторов к слепому. некритическому
копированию приемов средневековой
архитектуры или механическому
использованию ‘орнаментальных мо-
тивов без учета их назначения,
местоположения и материала, из
которого OHH выполнялиеь. Эти
архитекторы забыли, что освоение и
развитие форм наследия  прешлото
возможно только на базе критическо-
го к ним подхода, только при творче-
ской переработке этих форм в соот-
ветствии © современными эстетиче-
скими требованиями советского на-
рода.

Некоторые архитекторы, соблюдая
Якобы «чистоту» грузинекого стиля,
вилят источник вдохновения только
в средневековых, бесспорно велико-
лепных для своего времени храмах и
замках, не замечая громадных изме-
нений в эететических запрэсах наше-
го народа. Такой подход приводит
Б тому, что зачастую арку ечитают
обязательным атрибутом грузинской
архитектуры, а архитравное перекры-
тие колюннад, горизонтальные тяги—
не отвечающими требованяям «чи-
стого» стиля, Эти безусловно вредные
тенленции только обедняют палитру
зодчего, замыкая его в кругу мистого
историзма и реставраторетва, уводят
его от ясно указанного пути  ворче-
ского претворения всего богатства
	Архитектура Советского
	В Баку состоялось творческое сове-
щавие архитекторов Грузии, Армении
и Азербайджана, посвященное проб-
лемам послевоенной жилищной архи-
тектуры. В работе совенатгия приня-
ли участие предетавители правления
Союза советских архитекторов СССР,
действительные члены Академии ap-
хитектуры СССР ВБ. Изфан и Л. Руд-
HEB, предетавитель ленинградского
отлетения Союза советеких архитек-
торов профессор В. Твелькмейер
и другие. С локлалами выетупили
председатель правления Союза, совет-
ских архитекторов Азербайджана
М. Усейнов и ответетвенные секрета-
пи Союзов советеких архитекторов
	Грузии и Армении А. Инцкирвели и:
		Закавказья
	перь на улицах и площадях  горвда
высажены многолетние деревья и ку-
старники. Разбить скверы и большой
приморский бульвар. Жилищное стро-
ительство крупного масштаба ведет-
ся также в Кировабале, Мингечауре,
Дашкесане, Сумгаите и других г0ро-
дах Советокого Азербайджана.

Чбилиеи — столица Грузии  —
превратился в цветущий город-сад.
Здесь выстроено много общественных
и жилых зданий. Город значительно
вырое и распгирился. Реконструиро-
ваны старые и проведены новые мз-
гистрали.  Поеобразована бывшая
Эриванекая площадь — ныне пао-
шаль имени Берия. Возникли новые
площади — имени Руставели с мону-
ментом великого поэт» и плошадь
имени Марджанишврили. Появились
новые парки и сады. Реконструиру-
ются и строятся другие города Гру-
зии — Рустави, Кутаиси, Гори,
Поти... Сухуми — столица Абха-
зии — стал однни из красивейших
пряморских — поролов Советского
Союза. 3

После Великой Отечественной вой-
ны жилищное строительство в Афме-
нии получило новый большой размах.
Неузнаваем стал Ереван — столица
Армении. Социатистическая ревон-
струкция Еревана вступила в фазу
планомерной комплексной застройки.
Жнлыми домами застраиваются целые
утицы и крупные магистрали. Вы-
росли новые жилые кварталы. Прове-
дены большие работы по блатоуетрой-
ству и озеленению. Из года в гол ра-
стет также об’ем жилищного строи-
тельства в Ленинакане, Кировакане,
Алаверли и других горолах Армении.

В колхоэной деревне закавказеких
республик индивидуальное жилое
строительство ведется в отоомных
масштабах. Яркий пример в этой 06-
ласти привел В. Берилзе. В Cons
архитекторов Грузинской CCP 0бта-
тилея за помошью колхоз имени
	Берия, имеющий возможность акеиг-
	Ha Ballin

CGE о тальное строительство
  «Я ежегодно несколько
миллионов фублей. В
первую очередь кол-
х03 наметил поетронть
большое здание праз-
ления, клуб на 600
‚зрителей, больницу, гостиницу, сель-
маг... .

— Мы лолжны, — говорил пред-
ставитель колхоза архитекторам, —
проложить широкие улицы, создать
площали, построить много жилых. до-
мов. И мы хотим, чтобы, все это было
построено фундаментально и красиво,
очень красиво,

Одним из главных достижений <о-
ветской архитектуры республик За-
‘кавказья является ‹оздание своих,
местных кадров архитекторэв.

Однако, наряду с большими доети-
жениями, в архитектуре закавказских
республик есть еще немало серьезных
недостатков, мешающих  уепешному
развитию архитектуры, тормозящих
выполнение грандиозной  строитель-
ной пропрамиы послевоенной сталин-
ской пятилетки. В докладе М. Усей-
нова отмечалось, YO жилищное
строительство ведется еще медлен-
но, лор и недостаточно вы-
сококачественно. До сих Hop # Dany,
в частности, не налажена комплекс-
ная ансамблевая застройка городских
магистралей, медленно осуществляет-
ся реконетрувция центра города.

Эти критические замечания, спра-
велливые в ряде елучаев и лля хру-
‘тих городов Закавказья, получили
‘дальнейшее развитие в ряде после-
дуюших выступлений. В чаетноети,
было отмечено, что сам по себе ха-
раклер выставки, ортанизованной к
совещанию, гле представлены были
только отдельные злания. точнее, их

главные фасады и небольное коли-
чество планов, свидетельствует ©
серьезной нехобценке архитекторами
важнейших проблем ансамблевой за-
стройки и градостроительства.

В центре внимания стояли на’ с0-
вешании вопросы творчеекого ‘прет-
 ворения форм национального зодчест-
ва в архитектуре советекого жизлото
лома. В хоклале М. Усейнова, и в ряде
других выступл-ний потчеркивалась
недостаточность борьбы е алемента-
	Построенные на актуальном @зЕ-
тическом материале, доклалы вызва-
ли оживленные прения. Высокий
идейно-политический и нрофесено-
нальный уровень большинетва BHI
ступлений, деловая,  принципиаль-
ная критика обусловили успех сове-
шания и вызвали большой интерее в
нему CO стороны общественноети
Баку.
	Докладчики нарисовали  величе-
етвепную картину грандиозного стро-
ительства в годы первой поелевоен-
ной пятилетки. Советские зодчие Гру-
зии, Армении и Азербайджана созда-
ют архитектуру, национальную по
форме, социалистическую по содержа-
нию. активно участвуют в послевоен-
ном жилищном строительстве. Неуз-
наваемо изменилея архитектурный
облик городов закавказеких респуб-
лик.

За голы советской власти прсобра-

зилея облик Баку — соцчалистиче-
ской столицы Азербайджана. Теперь
это огромный город, застроенный мно-
тоэтаЖными зданиями. Асфэальтовые
магистрали соединяют Баку < приго-
родами-—городами-поселками. Рань-
me B Баку почти не было зелени. Те-