Pe
	жи
	Орган Министерства кинематографии СССР и Комитета по делам _ искусств при _ Совете Министров CCCP
	a a ee eee” 2 eee aia,
		По родной стране.
	_ Полвека
творческой
деятельности
	ЕРЕВАН. Творчество народного ху-.
	дожника Армении, действительного
	члена Академии художеств OCCP,
	лауреата Сталинской премии М, С.
Сарьяна широко известно в страве.
	Им создано много прекрасных поло-
тен, в которых воспроизведена приро-

да Армении, воплощена любовь ху-
	дожника к родному краю. В своих ра-
	ботах он показывает не только красо-
ту пейзажа, но‘и изобилие социали-
стических полей, преобразованных co-
ветским человеком. Его кисти также
принадлежат портреты лучших людей
Советской Армении — рабочих, дея-
телей науки, искусства и культуры.

Общественность Еревана - широко
отметила 70-летие со дня рождения и
50-летие’ творческой деятельчости
М. С. Сарьяна. В помещении Госу-
дарственной фялармонии состоялся
торжественный вечер, посвященный
юбилею художника. В нём приняли
участие представители советских и об-
щественных организаций, стахановцы,
деятели науки, литературы и искусст-
ва, студенты, а также гости, прибыв-
шие из Москвы и Тбилиси.
	Дипломные
спектакли
	КИЕВ. (Наш корр.). Пьесой Б. Гор-
‘батова «Юность отцов» в постановке
	:В. Вильнера выпускники актерского
‘факультета Киевского театрального
	факультета Киевского театрального
института начали показ своих диплом-
ных работ,

В театральном зале института на
первый дипломный спектакль собра-
лись видные мастера сцены,  стаха-
новцы предприятий, представители об-
шественности. Зрители тепло встре-
тили молодых исполнителей и дали
высокую оценку их игре.

Студенты украинского отделения
института покажут свои достижения в
спектаклях «Бесталанна» Kapnesko-
Карого и «Калиновая роща» А; Кор-
нейчука.

Выпускники русского отделения
выступят в Ньесах «Платон Кречет»
А. Корнейчука, «Дядя Ваня» А. П. Че-
хова и «Девочки» В. Пановой.
	Пародные таланты
	Молдавии
	КИШИНЕВ. {Паш корр.). В Молда-
вии начался общественный смотр кол-
лективов художественной  самодея-
тельности. Это — болыное событие в
культурной жизни, ‚республики. Десять
лет назад для молдаван, живущих на
правобережье Днестра, художествен-
ная самодеятельность была лишь не-
осуществимой мечтой. За годы совет-
ской власти художественная самодея-
тельность в республике значительно
выросла. В городах и селах орга-
низовано более 4. тысяч ‘драмати-
	ческих, музыкальных, танцовальных, —
	вокальных коллективов, обединяю-
щих около 50.000 ‘участников, Только
драматические коллективы в этом го-
ду показали более 500 премьер.

_ Смотр нынешнего года’ демонстри-
рует не только количественный рост,
но и возросшее. творческое мастерство
исполнителей. Сельские оркестры, по-
мимо народных песен и танцев,
включили в свои программы произве-
дения Глинки и Чайковского. Наряду
со старинными грустными «дойнами»
хоры исполняют песни о новой, счаст-
ливой жизни молдавского народа.

Борьба за коллективизацию ярко
отражена в замечательной вокально-
хореографической сюнте «Дорога к
счастью», подготовленной Бендерским
Городским домом культуры. Велико-
му сталинскому плану преобразова-
ния природы посвящен монтаж Сус-
ленского районного и Кагульского го-
родского домов культуры.

На сцене колхозных театров сейчас
можно посмотреть онеры «Наталка-
Полтавка», «Запорожец за Дунаем»,
пьесы А. Н. Островского, А. И. Чехо-
ва, советских драматургов.

Драматический коллектив Тирас-
польского дома культуры готовит
пьесу о Григории Ивановиче Котов-
ском (авторы А. Лукианов и П. Ано-
нов). В этом году исполняется 25 лет
со дня смерти легендарного героя,
верного сына молдавского народа.
Свою новую работу коллектив посвя-
шает этой дате,

Спектакль о жизни Павла Ткачен-
ко — организатора и вожака под-
польной коммунистической организа-
ции в Бессарабии, погибнего от руки
румынской охранки, готовят драмати-
ческий и музыкальный коллективы
Бендерского городского дома культу-
ры. - а
Общественность Молдавии прояв-
‘ляет большой интерес к начавшемуся
смотру.
	Цветной фильм
„Социалистический
Азербайджан“
БАКУ.(Наш корр.). Бакинская кино-
	студия выпустила новый цветной до-
	кументальный фильм  «Социалисти-
ческий Азербайджан» (сценарий
	И. Касумова, режиссеры Ф. Киселев и
	№. Дадашев, композитор Т. ‘ Кулиезв,
автор текста Е. Кригер, текст песен
Самеда Вургуна).

Построенный на богатейшем факти-
ческом материале, фильм рассказывает
о жизни Советского Азербайджана —
передовой социзлистической респуб-
лики на рубеже Востока, о ero or-
ромных природных богатствах, социа-
листической индустрии ин сельском хо-
зяйстве, о строительстве новых горо-
дов и промышленных центров, о
под’еме культуры, и благосостояния
трудящихся масс. Операторы А. Шаф-
ран, А. Атакишев, М. Дадашев,
В. Збудекий создали интересные, за-
поминающиеся кадры, показывающие
замечательную природу .Азербайдка-
на, мошную технику нефтепромыслов,
героизм морских нефтедобытчиков.

{
	Выставка руеского
народного иекусетва
	ЛЕНИНГРАД. В шести залах Рус-
ского музея открылась выставка на-
родного искусства. На ней представ-
лено свыше тысячи различных произ-
ведений, созданных. руками. русских
мастеров, начиная с ХУН века.

Центральное место занимает твор-
чество мастеров советской эпохи.
Многие `работы посвящены образам
великих вождей В. И. Ленина и
И. В. Сталина. В искусстве палехских
и федоскинских художников, резчиков
по дереву и кости и других умельцев
отображены темы наших дней, овеян-
ные поэзией радостного созидательно-
го труда.

Среди старинных предметов XVII и
ХУШ зеков — изделия из меди, де-
рева, золотое и серебряное шитье,
красочные игрушки из глины; набив-
ные ткани, богатые национальным оф-
наментом, тончайшее кружево ко-
стромских, галичских, ярославских,
орловских, вятских и рязанских ма-
стериц. ;
	3есна
	`’Перех нами. письмо. группы _ кол.
	XOSHIEROB. ^
«То. что мы вилели на сцене, по-
	_№ 33 (1225), Год. издания XX   Вторник, б июня 1950 года

Высокую музыкальную   Tim monagn a an oom
	культуру — народу!
	Орловской, Херсонской, Барагандин-
cEod и некоторых других филармони-
ях
	Неред филармониями стоит задача
‘всемерного расширения музыкально-
просветительной деятельноети, 1-
‘вееместной. повселневной пропатанлы
	лучших произведении советского му-
зыкального творчества, руеской. и
	зыкального творчества, русской, и
иностранной музыкальной классики.
Эта задача, связанная  е привлече-
нием пирюкой массовой аудитории,
требует использования самых разно-
образных форм Вин и
творческой ‘работы.

Mysummazrqo-npockeruremutias, Bot.
питательная деятельность филармо-
ний должна стать массовой, Ее нуж-
но вести не ‘только на стационарах,
не только в городских клубах, но ив
сельских районах. В обслуживании
сельских районов должен настунить
решительный перелом. В культурный
юбиход советского ‘колхозного села
должны войти концерты-лекции, бе-
седы, консультации, слушательские
конференции, встречи © композитора-
ми м исполнителями ит. д. Многие
Филармонии имеют уже значитель-
ный опыт проведения массовых му-
выкально-воспитательных мероприя-
тий в клубах промышленных пред-
приятнй, институтов и других орга-
низаций. Необходимо иепользовать
этот опыт в музыкальном обелужи-
вании сельских районов.

Летние условия концертной  дея-
тельности на селе, в городских валах
и парках создают возможности для
наиболее широкого общения музы-
вальных коллективов и солистов Co
слушателями. Это нужно в полной
‘мере .истользовать. Необходимо вве-
сти в практику работы летних парков
и садов ортанизацию открытых еим-
фоничееких концертов © интересными
и содержательными программами. го-
провождаемыми лекциями или бесе-
дами. Такие концерты уже много
лет и успешно проводит Виевекая фи-
лармония. Этот ценный опыт должен
быть использован другими концерт-
ными огранизациями страны.
	оначительная и содержательная
музыкальная летняя работа плани-
руется на текущий сезон в Москве. В
Центральном парке культуры и от-
дыха им. Горького, в Сокольниках,
Измайлове созданы музыкальные
лектории. В ЦИЕиО им. Горького ле-
том впервые откроется музыкальный
зав; где будут нуматганлироваться
советское музыкальное творчество и
исполнительское искуство. Посети-
тели музыкального зала будут встре-
чатьея с композиторами, поэтами, ©
известными певцами. пизнистами,
инотрументатистами. Здесь же будут
происходить встречи с музыкальные
ми критиками, конференции, коч-
сультации пю различным вопросам
музыкального искусства. В музы-
кальном зале будут библиотека, Еи-
оск, гле можно приобрести музыкаль-
ную литературу. Е сожалению, такие
иктересные и разнообразные формы
музыкальной пропаганлы найдены
не во всех парках столицы. В чеко-
торых из них не планируется даже
проведение симфонических концер-
тов. у
В летний период филармонии дол-
жны, обеспечив высокий идейный и
хуложественный уровень работы ево-
их воллективов ‘и еолистов, найти
такие организационно-творческие
‘формы деятельности, в которых будут
всесторонне учтены интересы совет-
ских людей и найдут умелое еочета-
‘ние мероприятия, ижеющие больное
воспитательное значение. и ор:
ция отдыха трудящихся. .
	Особое внимание необходимо ‘уде-
лить музыкальной пропаганде ©реди
детей. Для них должны быть ©озла-
ны специальные концертные про-
траммы, циклы лекций, выставки,
посвященные жизни и деятельности
вехиких классиков руеской музыки
и творчеству советских. хомпозито-
тов.

В нашей стране все достижения,
‘все богатетва культуры и искусства
принадлежат народу. Ему работники
советского искусства-—советекие му-
зыканты — должны нести все луч-
шее, все самое ценное. Только тогда
они будут достойно выполнять CTOA-
щие перед ними ответственные зада-
чи. Только. тогда станет возможным
мошный под’ем музыкальной пропа-
	ганлы, залог разрешения юдной из
	главных задач социализма — созда-
НИЯ изобилия лУХОвНОЙй КУЛЬТУРЫ В
напей стране.
	Б. В. БИБИКОВ,
режиссер
	Цена 45 коп,

Музыкальная пропаганда играет
важную роль в нашей стране. Наря-
ду с литературой, театром, кнно она
призвана формировать идеологию но-
вого человека социалиетического 06-
щества, его художественные вкусы,

. призвана быть активной, дейетвен-
ной силой комиунистического BOCHH-
тания Фоветских людей:

Делом музыкальной пропаганды в
нашей ‘стране занимаются в первую
очередь филармонии и гастрольно-
концертные организации. 3% послел-
нее время их деятельноеть несколько
улучшилась. Расширилея. репертуа»
музыкальных коллективов и соли-
стов. В концертных залах филар-
моний, ‘в клубах и дворцах куль-
туры промышленных предприятий,
в городских садах и парках зву-
чат многие сочинения советских
композиторов. величайшие образцы
русской и иностранной музыкальной
классики, ‘прекрасные произведе-
ния  бтаринного и  современно-
TO народного песенного творчества.
Ряд филармоний — Киевская, Азер-
байджанская. Свердловская, Вуйбы-
шевская и другие — лобилея повы-
шения идейного и художественного
уровня деятельности музыкальных
леклориев. Расширилась тематика,
улучпилось качество лекций и кон-
цертов, е каждым годом завоевывает-
ся все более и более широкая ауди-
тория слушателей. Некотерые фи-
лармонии — Краснодарская, Львов-
ская, Черновицкая, Карело-Финская
и другие — значительно улучиили
концертное обслуживание промыш-
ленных и  сельскохозяйственных
районов.

Олнако все это лишь первые mar,
первые ‘успехи в перестройке дея-
тельности концертных организаций.
Во многих филармониях до CHX пор
имеют место серьезные  недо-
статки, не изжиты неправильные
взгляды на их роль.и значение. Не-
которые ‘руковохители концертных
организаций до сих пор еще не по-
нимают, что основной залачей их де-
ятельноети является музыкально-
художественное воспитание трудя-
ихея.
	Tak, советское музыкальное творче-
ство в концертных шюграммах зани-
изет‘еще недостаточное меето. Многие
лучшие патриотические ‘произведе-
ния советекой музыки часто остают-
ся достоянием лишь концертных 32~
	лов Москвы п Иенинграль. эпвочем: и

здесь они звучат редко, так как ру-
ководители Московской и Ченинтрад-
ской филармоний почему-то ечитают
возможным подменять систематиче-
скую нропаганду вылающихся 960а3-
цов советского музыкального творче-
ств» эпизолическим, от случая Е
случаю, исполнением этих сочинений.

Бее зто касается не только вимфо-
нической н кантатно-оралоризльной
музыки.

Незаелуженно излое место занима-
ют в программах концертов ©очине-
ния советеких композиторов Ada
сольного исполнения. Огромное коли-
чество песен, романсов, произведений
инструментальной камерной музыки,
тоторые исполняются на емотрах и
пленумзх Союза советских ^ компози-
торов, как правило, не доходит до ши-
рових масе трудящихся назней етра-
ны. В этом повинны прежде зсего
многие руководители концертных ор-
танизаций, воторые не ставят перех
исполнителями серьезной и ответет-
венной задачи — повседневно и ши-
рокю пропагандировать советскую му-
ЗыЕу. Следует указать и на 10, что
солисты филармоний проявляют так-
же. мало ининиативы в-этом отноше-
нии,  удовлетворяясь ‘чаше всего
включением в свой репертуар ‘двух-
трех произведений советских комио-
зиторов. Но главную ответетвенность
за состояние филармоний должны не-
стя Комитет по делам искуеств при
Совете Министров СССР, его Главное
управление музыкальных  учрежде-
ний, которое до сих пор еще caato
руковолит деятельностью вонцертных
организаций.
	———_—

В деятельности некоторых филар-
моний серьёзное отношение к идейно-
художественному воспитанию слуша-
телей нередко подменяется организа-
цией смешанных, развлекательных
концертов. Они ло сих пор оетаются
почти единственной формой выезд-
ных концертов в клубах промьшлен-
ных предприятий и колхозов и иеред-
ко. по существу. составляют все ©0-
держание деятельности филармонии и
на стационаре (например в Вурской,
	О. И. ПЫЖОВА.
режиссер

ЕЯ wnerwyv@wrengE ga
	Премвя присуждена
		Киностудия Мосфильм закончила производством новый цветной
художественный фильм «Заговор обреченных», поставленный режис-
сером М. Калатозовым по сценарию Н. Вирты. В главных ролях сви-
мались артисты: Л. Скопина (Ганна Лихта), В. Аксенов (Никола
Словено), П. Кадочников (Марк Пино), Б. Ситко (Коста Варра},
С. Пилявская (Христина Надера), В. Серова (Кира Рейчел),
М. Штраух (Мак-Хялл),.А. Вертинский (кардинал Бирнч), М. Судаков
(Иоаким Пино), О. Жаков {Куртов), И. Пельтцер (Стебан), Р. Плятт
(Бравура) и др. Главный оператор — М. Магидсон, художник :И; Шпи-
нель, музыка композитора В. Шебалина. В ближайшее время фильм
выйдет на экраны. На фото — кадр из фильма «Заговор обреченкых»:
Христина Палера, Коста Варра и Ганна Лихта.
	Винницкий театр недавно показал премьеру пьесы молодого

драматурга Николая Зарудного «Весна» (см. корреспонденцию на

1-й странице «Весна жизни колхозной»). На фото — сцена вз

‘4-й картины. Сокол — артист А. Молдаван, Одарка — артистка
=” Н Шановская.
	Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова -выну-
стил новый спектакль «2:0 в нангу пользу». На фото — сщена из
спектакля: Верочка Петрова и: Виктор Пищереков.
	Закончились экзамены в старейшем художественном учебном заведс-
нии страны —Хореографическом училище при Большом театре Союза
ССР. В этом году из стен училища выпущено 19 артистов балета.
Особенное вннманне привлек экзамен класса, в котором обучались
юные посланцы Корейской народной демократической республики. На
экзамене присутствовали заместитель министра просвещения Корей-
ской народной ‘демократической республики г. Нам Ир, сотрудники
посольства Корейской народной демократической республики во главе
с послом г. Дю Ен Ха. На фото экзамен по классическому танпу.
	Экзаменуются Ким Дем Хва и Ю Ён Гин.
Фото С. Мишина.
	жизни колхознои
	Письмо из’Винницы
oO
	вечно стремящийся втеред, xen Te-
	` решко становится ‘вкрацкой опорой т
	парторга Сокола. Для него колхозное,
общенародное стало своим, личным.
Вот эти прекрасные черты советеко-
го человека сумел показать артист
М. Оикало.

Есть в пьесе и в спектакле и не-
достатки. Например, не все переона-
жи одинаково выразительны, есть И
	некоторая вялость действия. Автор и
	театр имеют все возможнюети уетра-
нить эти нелостатки и еще более по-
	выеить илейно-художественный Ypo-
	вень спектакля.
	могло нам скорее изжить нелостатви ¥
в нашем колхозе, лучше и полнее: все необходимые предпосылки Е это-.
		в нашем колхозе, лучше и полнее
рассмотреть новое, развивающееся,
коммунистическое. А коль мы глубже
поймем это новое, значит. мы его ©ко-
	рее претворим в жизнь».
	Вонфликт усложняется еще и тем,
что Шпица — бывший стариеина —
и Сокол — бывший ‹ лейтенант —
друзья. Вместе они строили колхоз до
войны, вместе били фашистов под
Сталинградом. И вот встретились —
и стоят на разных дорогах. nina,
‘подетрекземый своекорыетными людь-
ми, думает, что Сокол хочет стать
председателем колхоз». Волхозники
хотят, чтобы Сокол руководил колхо-
зом. Но Сокола выбирают партортом,
и он выводит и колхоз на первое ме-
сто, и Шпицу выводит на верную ло-
рогу. Чередовые колхозники горячо
поддерживают планы Сокола, они
всей дупой стремятся, как говорит
дед Терешко, «пожить при коммуниз-
ме». Й те, кто в этительном зале, и
те, кто находится по ту сторону рам-
пы, бурно аплодируют, когда на сце-
не взрываются скалистые берега реки
и волы устремляются в построенный
колхозниками канал, когда, загорают-
ся огни в новеньких производствен-
ных помещениях, клубе, жилых до-
мах и колхозники празлнуют победу,
одержанную в ‘борьбе за урожай,

Артист” А. „Молдлаван, итрающий’
Сокола. сумел создать образ больше-
Рика, отлающего все свои силы, знал
ния, все свои лучшие порывы души
и серхца, народу, его етремлению по-
строить коммунизм. К сожалению.
	А. Молдаван иногда декламирует свою
	роль, и тогда теряются простота и 3%-
душевность, обаяние партийного ру-
коволителя.   °

Характер Шпицы, человека еще не
ло конца осмыелившего неисчернае-
	мые еилы людей, выращенных пафти-
ей Ленина— Сталина раскпыл артист
C. Tpetv6. On-Tax мзетереки  ислюл-
	няет ‘свою толь; что эрилель верит. и
В искренность временных заблужле-
ний и в постепенное люнимание Пки-
цей правоты Сокола.

Очень ‘удался автору образ дела
Теренко. Остроумный, энергичный,
	СТАЛИН С к
	Так  отзываютея  зоители-кол-
хозники о спектакле «Весна» в ‚Вин
нииком театре.

Врях ли можно найти лучигую оцен-
ку. Знаменательно и другое. Премьера
пьесы «Весна», в которой дебютирует
в качестве драматурга местный жур-
налист Н. Зарудный, состоялась В
новом прекраенои злании театра срав-
нительно недавно. И тем не менее ее
уже успели просмотреть десятки ты-
сяч колхозников Винницкой области.
Это не только результат установив
шейся здесь хорошей традиции—зна-
KOMATS €0- BOOM лучшими поетанов-
вами колхозников области. То. что
рисуют молодой драматург и театр в
спектакле, близко люлям, заполнив-
шим зрительный зал: как бузТо сама
жизнь заняла просторную  ецену
театра.

- Николай. Зарудный — работник 9б-
ластной газеты — хорошо изучил
жизнь колхозов Винницкой ‘облаети.
Их дела’и дни легли в основу пьесы.

Основной конфликт-пьесы автор и
театр (режиссер Ф. Верещатан) суме-
ли раскрыть ярко и убедительно.
Прелседатель колхоза, Ибица смотрит
на современность с точки зрения Ha.
шей ловоенной жизни. секретарь
парторганизации Сокол.— с точки
зрения будущего. Птица искренно
хочет вывести колхоз на первое ме-
сто в области. Но он лействует ста-
рыми методами. Когда Сокол; поддер-
живаемый большинством. колхозни-
ков, ставит вопрос о постройке. гилро-
етанции, создании оросительной си-
стемы, Ийтица, обвиняет его в.Фанга-
зерстве.

—Сначала пюлнять урожай, а по-
том строить оросительную систему, —
говотит Шпица. Но ведь резко под-
нять урожай можно, только создав
	eH
	домой в
	И. Д. ВОРОНОВ,
		Я видел, как резгировал ина. снек-
такль зритель — интеллигенция го-
	рода, рабочие и служалщие, колхозни-
ки. Веегла они тепло поинимали’
	«Бесну». И в этом заслуга, и молодого
	автора Н. зарухного, и коллектива, и
тезтра BO главе с постановщиком
Ф. Верешатиным, и художников
М. Белика и В. Витковокого, сумев-
UNIX своими декорациями подчерк-
	HYTH идейную Це леустремленнюость  .
пьесы, пефелать евовобразную крахсо-
	Ty правобережной Украины.” Автору
		Винницкий обком ВИ(б)У. В сюву
свазать, партийная ортанизация об-
пасти и, в частности, руководители
обкома ЮП(б)У много делают для того,
чтобы городской театр стал подлин-
	ным средоточием культуры зблаети.
	Нет ни олной хопонюй постановки,
	которую не посмотрели бы почти
Ree виннилкие колхозники. Пьесы и
	спектакли широко’ обсуждаются. В5-
просм работы театра. часто можно
	встретить в повестке дня обкома и
	горкома. И в этом творческом содоу-
жестве CO зрителем, в неусланном
стремлении коллектива, глубоко про-
никать в нашу  содиалистическую
тействительность, в пафтийной. забо-
те о театре — залог TOTO, что он оп:
равлает надежлы своих многочиелен-
	=:
	ных зрителей.
		строли в Тулу.
Ma. ТРИПОЛЬСКИЙ.
		(Спец. корр. «Советского
искусства»).
		Ю И. ЕКЕЛЬЧИК,
	 А. М. МЕЛИК-СТЕПАНЯН,   К. А. ЛАМАГИН,

инженеры ленинградского завода киноаппаратуры «Ленкинапх
	Премия присуждена за разработку. и внедрение нового метода звукозапизя
кинофильмов,
	С А САЖИН (ШНЕЕРСОН),
	артист артист оператор. Премия присужяена за Уча-
стие в создании кинокартины «Сталин:

а anh а а ее а ФЕ градская битва» (1-я и 2-я серии).
	участие a создания
	ктакля