== Счастье Пауля Рунге
		Семилор оглянулся. И, чувствуя,
. отит в пропасть. он товорит
	что
Bao:
	— А если еще чего-нибудь нет, то
скоро будет. Не правда ли, папаша
Bao?

`-_ Правда — говорит Bao, —
Что правда. то правда. Если чего-ли-
		СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	’25-летие фильма.
„Броненосей
„Потемкин“
	В 1925 году — 25 лет назад — на
экраны вышел фильм «Броненосец
«Потемкин». Выдающееся произведе-
ние С; Эйзенштейна, полное револю-
ционного пафоса, новаторски решав-
lee проблемы художественной фор-
мы, соответствующей глубокому идей-
ному содержанию, знаменовало но-
вый этап в развитии советского и Ми-
рового кино.

Знаменательную ‘дату выпуска
«Броненосца «Потемкин» киноработ-
ники Москвы ознаменовали торжест-
венным собранием в Доме кино. В
презилиуме — участники о создания
исторического ильма: Г. Алексан-
дров, Э. Тиссэ, А. Антонов, М. Гомо-
рев, A. Левшин, работавшие над
озвученным вариантом. картины ре-
жиссер С. Казаков, звукооператор
Е. Кашкевич, композитор Н. Крюков
и др. По предложению председатель-
ствующего В. Пудовкина, ‘собравшие-
ся почтили вставанием память круп-
нейитего мастера киноискусства, заме-
чательного ученого-теоретика и педа-
гога С. М. Эйзенштейна. ’`

Г. Александров, охарактеризовав
огромное значение фильма «Бронено-
сен «Потемкин» в берьбе’ за новое,
протрессизное, реалистическое искус-
ство, ‹ поделился.с присутствующими
воспоминаниями о том, как создавал-
ся этот исторический фильм. Этому
же были посвящены выступления опе-
ратора Э. Тиссэ, заслуженного артис-
та РСФСР А. Антонова, исполнявие-
го в фильме роль матроса’ Вакулинчу-
ка. В. Пудовкин ‘рассказал о том ог-
ромном, незабываемом ‘впечатлении,
которое произвели первые просмотры
«Броненосца «Потемкин» 95 лет на-
зад, и отметил непреходяшее значе-
ние картины С. Эйзенштейна, вошед-
пей в историю мировой культуры.

В заключение состоялся просмотр
озвученного варианта фильма «Броне-

носец «Потемкин», слеланного на
	киностудии Мосфильм.
	В стороне от жизни
	История белорусского театра  по-
казывавт, что подлинного. расцвета
театральное искусство белоруссов ло-
стигло только в условиях  совелекой
власти, в результате осуществления
мудрой ленинско-сталинской нацио-
нальной политики.
	Однако, несмотря на высокий птю-
	фессиюнальный уровень театрального
	искусства республики, дело е изуче-
нием прошлого и современного бело-
русского театра находится в крайне
неблагополучном состоянии. До сих
пор не создано ни одной рабогы 069б-
шзющего характера о путях развития
белорусского театра.

Правда, за последние тридцать лет
появилось немало журнальных и га-
зетных статей, бронпор. На авторы
их ставили неред собой цели популя-
ризаторские, а не научно-иеследова-
тельские: Теоретический и профел-
сиспальный уровень этих работ не-
выеокий, вопросы театра расбмат-
риваютея в них изолированно от 0б-
щественного развития и истории
	Броме того, известная чаеть работ
налтисана с враждебных бурюжуазно-
националиетических позиций или ио-
SNH эстетско-формалистических.
До последнего времени в печати мож:
но было еше встретить выступления
EDHTHEOB-ROCMONONHTOB, искажавших
характер советского театрального ие-
кусства и принижавших его дости-
жения.
	За последнее время в связи 6 исто-
рическими постановлениями больше-
вистекой партии по идеологическим
вопросам в белорусской театральной
критике наметилось некоторое ожив-
ление. Выступления в печати стали
более глубокими и принцициальны-
ми, професспональный уровень ста-
тей полнялея. Большая работа была
проделана по разоблачению поеледы-
шей антипатриотической группы те-
атральных критиков. Серьезная пз-
пытка осветить вопросы истории бе-
лорусского театра делается сейчас
коллективом критиков, которые ра-
ботают нал расширенной програм-
мой-проспеклюм по истории  тват-
ра.

Однако эти отдельные доетижения
еще слишком незначительны.  Теат-
роведческая мыель в Белоруссии Bie
еще отстает от высоких требований
нашего времени.

Цервоочередная задача белоруе-
екого тезтроведения — окончатель-
ное разоблачение враждебных или
опеибочных взглядов на историю 6бэ-
лорусского театра и освещение этой
истории © позиций марксизма-ленч-
низма.

Путь развития белорусского тв-
атра — это, с одной стороны, путь
профессиюонализации народного твор-
чества, а с другой, — путь ортаня-
ческого усвоения самой передовой, ва-
мой прогрессивной театральной кулъ-
туры — культуры руеекого народа;
Между тем долгое время имэли (иног-
да имеют и сейчас) хождение ието-
рически неверные, буржуазные TeX
рии тватральных критиков-национа-
листов. том, что белорусский: театр:
якобы своими корнями связан © з2-
палноевролейским театром, что он
происходит от иезуитской церковной
и школьной драмы. Такое, например,
самобытное явление, как скоморо-
хи, напионалисты об’ясняют ино-
странным происхождением.

Большое место в начальной исто-
рии театра занимает «бетлейка» —
старинный кукольный  тезтр, кото-
рый сохранилея ло наших дней.
 «Бетлейка» является своеобразных
развитием скоморошьих кукольных
представлений. А между тем, некото-
рые искусствоведы склонны считать,
булто «бетлейка». как театральный
	BPEBAH. (Ham xopp.). Общест-
венность Советской Армении гото-
		дения великого армянского драма-
а Г. Сундукяна. Многие пьесы
ундукяна переведены на языки на-
	Сундукяна переведены на языки на-, бом
родов СССР`и с успехом идут в зо nop’
pax братских республик. тер:
	_ Совет Министров Армянской ССР
образовал комиссию’ по проведению
	жанр, исключительно. церковного
происхождения. На этой точке зре*

ния стоит, например, ‘С: Данилов —

‚автор «Очерков по истории русского
‘драматического театра».

’ О недостаточном и крайне поверх-
POCTHOM изучении белорусекого теат-
‘ра свидетельствует. в частности. то
‚обстоятельство, что до сих пор по-иа-
‘стоящему нв исследована  леятель-
‘ность первого полупрефессионально-
го театра, руководимого В. Ayana
Mapnuurepiriem.

Значительное явление в Истории

театра представляет группа Игната
Буйницкого, называвшаяся «Hapor-

ным театром». И 06 этом тедтре нет!

серьезных исследований. Больше то-
го, театр Игната Буйнинкого крити-
ви 10 сих пор относят не то к люби-
тельсвому, не TO к полутрофесено-
Нальному, тогда как мы имеем здесь
дело с первых профессиональным бе-
лорусским театром.

Мало изучено драматургичеекое
наследие классика белорусской лите-
ратуры Янки Вупалы, не раскрыто
его влияние на белорусскую ecocer-
скую драматургию.

; В современной театральной кОИТЯ-.

Бе установилась врелнат традиция
замалчивания некоторых сложных B!
политическом отношении  моментоз
истории театра,

й ине помогает им. О критиклах
вепоминают только тогла, когда вто-
‘нибудь из них допустит ошибку и

‘таким образом сам становитея об’ек-
TOM EDUTURE,

Критики разобщены,
‘никогда не собираютея для обсужлде-
ния насушных вопросов жизни теат-
ра, не направляют общих усилий на
‚решение важнейших залач. В после-
военное время не было ни одного
творческого совешания по вопросам
некусства, если ‘не ечитать общих
собраний, посвященных выступлени-
‚ям партийной печати об азтипатрио-
тической группе TeaMPAIDALIX кри
тиков.

Бто же должен организовьюать, на-
празлять работу тезтральных крити-
ков? В Белоруссии это могут осу-
щестелять Союз писателей, в частно-
сти, его секция критиков, и Уграв-
ление по делам искусств. Но ни та,
ни лругая организация не проявляют
серьезного интереса в этому. Секция
критиков ни разу не заслушала и
не обсудила ни одного вопроса, ка-
саютщегося театральной критики. Уп.
равление по делам искусств также
выступает в роли постороннего на-
блюлателя.

Тедтральная критика совертенно
справедливо подняла н8 етранипах
печати вопрос © незбходимости пере-
смотра фоомалистичеекого решения
	‚ Так обстоит дело с изучением доро-, спектакля «Павлинка» режиссером
волюционной истории белорусского! Л. Литвиновым в Театре им. Янки
театра. С еще большим вниманием! Вупалы. Базалось бы, Управление
	должно было приелушатьея & вы-
ступлению, серьезно взвесить его и
сделать. практические выводы. Но
Управление отмахиваетея от этого по
неповятной причине.

В Институте языка, литературы и
искусства Академии наук  БОСР
имеется сектор искусств, но в этом
секторе нет ни одного научного го-
трулника. котофый занимался бы во-
просами театра. В Белорусеком те-
атральном институте отсутствует те-
зтроведческий фэзкультет, елелова-
тельно, и здесь кадры научных ра-
ботников в области театра ‘He гото-
вятся. Белорусское театральное 05-
щество из-за отсутствия материаль-
ной базы существует формально и не
проводит. никакой: научно-иселедова-
тельской работы.
	При таком положении отлельные
NOUEITEH TCATPAIBHLIX критиков, в
порядке самодеятельности решивигих
углублению работать над вопросами
истории театра, как правило, закан-
чиваютея плачозно. Уже налисал-
	ные работы по театру преспокойно
лежат в столах авторов или в Bex-
госизлате вот уже по нескольку лет,
потому что никто серьезно не зани-
мается этим делом, никто не отвеча-
ет за него.

Естественно, что тот узкий круг
RPETHROB, который есть во Белоруе-
сим, не в состоянии решить больших
задач, стояших reper ИСКУССТВОМ.
Здесь ‘уместно бросить упрек бело-
руеским писателям и, особенно, дра-
уатургам, а также ведущим деятелям
театра, которые, за редким исключе-
нием; избегают работать в этой 0б-
	ласти. А между тем; вепомним, какую.
	вылаюшуюся роль сыграли в театро-
ведении и театральной критике рус-
ские писатели. начиная от Пушкина
и кончая М. Горьким. Вспомним вы-
скззывания корифеев русской сцены
от Щепкина до Станиславского и
Немировича-Данченио. Эти традиции
заслуживают подражания и продол-
жения.

Театральная критика и театрове-
дение должны стать общим делом
вех деятелей театра, литераторов, а
также учреждений, призванных ру-
ководить театральным искуеетвом.
	Вл. ПЕФЕД,
МИНСК.
	дотдана театральная Еритика OTHO-
стись к изучению истории copercRoro
театра, потому что именно в. Роды со-
ветской власти тезтр ветал-на Wpo4-
ную профбесиональную сенову и до-
стиг выдающихся успехов.

Тлубокое изучение истории есвет-
ского белорусского театра = неот-
ложная залача театроведения и Ери-
тики. Между тем, большая часть кри-
тических работ, посвященных созет-
скому периоду белорусского театра,
носит поверхностный характер. А: не-
Бкоторые из них (например, бренторы
М. Моделя — «Театр и луаматургия»
и «Народные артисты БССР») нали-
ваны с позиций космополитизма, по-
множенного на невежество автора,

В Белоруссии до сих пор не изда-
но ни одной монографни о ведущих
деятелях театра. Такие широко  из-
вестные зктеры, как Л. Алексаниров-
ская, В. Rosman, П. Молчанов,
Г. Глебов, Б. Платонов, И. Жданович,
А. Ильинский, В. Владомирский и
‘другие — гортость и слава белорус-
ского театрального искусства, — не
получили серьезной оценки в работах
Еритикоз.

Что касается рецензий на пьесы и
спектакли, то и здесь далеко не бла-
гополучно. Литературные журналы,
особенно «Полымя», просто ничето
не печатают о театре. Более или ме-
нее часто появляются рецензии в
газете «Итаратура и мастантра», но
их уровень не всегла отвечает воз-
роешим требованиям читателей.
Вроме того, круг театральных  кри-
ТиЕов, выступающих в газете, елиш-
хом ограничен.

На страницах газет и журналов
ночти не встретишь статей проблем-
ного характера. Критики избегают
серьезного, принципиального разгово-
ра. А между тем, перед театральной
ЕрИТИБОЙ стоит немало проблем. ожи-
лающих своего решения. Взять хотя
бы проблему художественной формы
в белорусекой драматургии, вопрое
общности и взаимосвязи русской и
белорусской тватральных BYIETYD,
вопрос о национальной форме,

В чем же причины отставания бе-
лорусской тезтральной критики?

Прежде всего в том, что театраль-
ные критики предоставлены самим
себе. Никто по-настоящему не руко-
водит ими, не интересуется их рабо-
	Велиний армянский драматург
	НОВЫЕ
СЦЕНАРИИ

Обращение сценаристов в лучшим
произведениям прозы или драматур-
гии вполне закономерно. Второе рож-
дение — появление на экране —
героев романов, повестей, пьес; ’ за-
служивших признание нарола,
обогалцает советскую  кинематогра-
фию, расширяет ее творческие гори-
зонты.

У нае есть достаточно богатая
традиция экранизации литературных
произведений. Победы и неудачи,
которые пришлось испытать на, этом
пути работникам советекого кино,
весьма поучительны. Вепомним хотя
бы памятный урок фильид «Алитет
ухолит в горы», когла богатое содер-
жание романа ока?^лось утерякным
в сценарии, и в. результате фильм
‘превратился в некую кинематографи-
ческую иллюстрацию, далеко нз точ-
но пергдающую оригинал.

Иногда тот материал, который
служит первоисточником, является
только ‘отправной точкой лля созда-
ния оригинального произведения. В
этом случае авторы не связаны сю-
жетной канвой оригинала. структу-
рой образов. Примером может слу-
жить хотя бы «Чапаев». Замечатель-
ный роман Д. Фурманова поелужил
сцпенаристам великолепным материа-
лом, источником творческого вдохно-
вения, и авторы фильма создали 60-
вершенно оригинальное кинопроизве-
дение.

Иное дело, когда бценаристы огра-
ничиваются экранизацией романа
или пореоти. Здесь близость к перво-
источнику; безусловно, необходима.
Бесспорно, что не может быть меета
механическому изложению оригинала
языком кинематографичеекито искуе-
ства. Это неизбежно приведет в обед-
нению произведения.

Партийная печать, критикуя сце-
ническое воплошение романа «Моло-
дая гварлия» и первый вариант
фильма о краснодонцах, писала, что
ошибкой инсценировшиков и сцена-
риста, было то, что они не сумели
преодолеть отдельных недостатков
романа, не сумели создать самостоя-
тельного произвеления, не учли, что
каждый вид искусства имеет’ свои
эстетические законы,

Нс это не означает, что сценари-
CTH должны коренным образом ло-
мать сюжетную схему первоисточни-
ка, без достаточных на, то. оснований
видоизменять образы, не считаться с
творческой манерой автора романа
или пьесы. Вогда зритель будет смот-
реть фильм, он невольно сравчит его
с книгой или спектаклем, и поэтому
коренное измененче сюжетных линий
и образов врял ли будет итти ва
пользу.

Сценарий Г. Леберехта и Ю. Tep-
мана «Свет в Коорди». несмотря на
ряд серьезных недостатков. которые,
следует налеяться. булут исправлены,
предетавляет собой хороший приме»
умелого использования материала
оригинала, и дальнейшего его обога-
щения средствами кинематографиче-
ского искусетва. oo
;. Ran известно, повесть «Свет в
Коорди» была удостоена в прошлом
году Сталинской премии. Талантли-
вому писателю Гансу Леберехту уда-
ось правдиво рассказать о том но-
вом, что происходит в современной
эстонской деревне, раскрыть сущ-
ность великих процессов переустрой-
ства эстонского села, В повести пеи-
хологически глубоко и. достоверно
показан духовный мир коеетьянина,
разрывающего путы собственническо-
го мира, человека, увилевшего и
уяснившего истинный смыел жизни.

Острые сюжетные конфликты, соч-
ные, яркие ‘характеры действующих
лиц, образный, выразительный язык
— эти качества повести Г. Леберех-
та представили богатый материал
для сценария.

Действие сценария, как, и повести,
развертывается в первые годы после
Великой Отечественной войны. Oera-
лась позади пора тяжелых бедетвий.
Измученная, истерзанная войной эс-
тонская земля оживает под весенним
солнцем. В-эти лни и возврализотся
хемобилизованный солдат Пауль
Рунге в родные места.

Отлично решены в спеназии эпи-
	Народные певцы и сказители <
большим интеросох обсуждали  по-
становления Центрального Комитета
партии по. илеолотическим  вопро-
сзм, прослушали леклии о поэтике
натодных песен, участвовали в бе-
седах о коллективном песенном
творчестве, о сезлании мелодии и
тек^тов новых нарозных пзеен.

Участкики слетз с энтузиазмом
созлавали новые песни. Они  лели-
: своими замыелами, вниматель-

HO прелушивали каждую  прелло-
женную мелодию м слова песни,
критиковали слабые места, заменяли
UX повыми, более удачными,

Первой непела свою песню. на-
званную «Празтничной», рукозоли-
тельвица колхозного хора Нижне-
Кисляйского сельсовета Е. Королева,
  которая подготозила свое произзедэ-
ние в прелстояшому певчоскому
празднику Досевекого района. Ворон-
повские певицы Е. Попова и П. Вэ-
ронина высказали свои замечания.
по мелодии «Празжничной» и. ито:
буя на голос, добавили свою, более
свежую и яркую окраску.

Когда мелодия песни оформилась,
песенники разобрали текст, замени-
ли плохо поющиеся и  невырали-
‚тельные слова напезныхи и точно
передающими мыель, В результате
получилась содержательная хоровая
‚ песня,

Сказительница А.  Королькова
предложила свой текст «Песни o
Сталине». выражающей любовь co-
ветекого народа к великому вождю
трудящихся, научивиюму советских
тюдей побеждать трудности и при-
звавтему их победить суховеи и не=
дороды. Нафод отвечает в песне: бла-
годарностью из этот призыв и рае-
сказывает родному отцу и учителю
© своих достижениях.

Е. Попова и Ц. Воронина, кототым
понравилёел текет, напели малотию,
Талантливые певицы вложили B
мелодию много сердечной теплоты и
залушевности, она получилась вы-
‘разительной и красочной и бесспор-
Ho войлет в репертуар воронежских
колхозных хоров, как одна из луч-
	Сценарий «Свет в Koopdu»
Г. Леберехта и Ю. Германа
Oo
	зоды встречи Пауля с друзьями, в
них передано радостное ощущение
знакомых. родных мест. Как заворо-
женный, смотрит Пауль Рунге вокруг
себя. Хорошо у него на луше, и день
возвращения выдалея светлый, сол-
нечный, свожий. Одному из прузей
не терпится поговорить с Паулем 6
тодах Фрюнтовой жизни, но второй
друг резонио заявляет:

— Помолчи немножко, Маасалу!
Дай челотРеву поздороваться е роди-
ной. Видишь, какое у него сейчас
лицо? Солдал пришел домой, это надо
понимать. .

Начальные эпизоды сценария пол-
	ны истинчото оптимизма, лирики,
	них чувствуется: . радость человеба,
зозвралцающегоея в труду и жажду-
шего дела.

Действие развертывается дальлте,
и мы видим, как новое, переловое
проникает в сознание жителей Коор-
ли, как постепенно, одни быстрее,
другие медленнее, начинают 089-
божлаться от шелухи собетвенниче-
ской поихологни, как опи  прихолят
к выводу о необходимости создать
коллективное хозяйство.

Для Пауля Рун, для бывиих
батражоз Маасалу, Тааксалу, Семидо-
ра вопрос о коллективном хозяйстве
не вызывает сомнений; иначе, слож-
нее и мучительнее решает его креп-
кий серелняк Йоханнес Вао.

Умный, вилавший виды человех,
Вао голами тяжелого трудз, отказы-
вая себе во всем. сколотил свое хо-
зяйство. Он мучительио раздумывае
ет. с кем ему ити лальше — © теми,
кого он знал всю жизнь. как батра-
	ков. не имевитих ни кола. ни двора,
	ИЛИ ТЯНУТЬСЯ За «первыми яюдьми В
леревие». тина Михкеля Коораь.

0браз Михкеля Коора отлично на-
писан и в повести и в спенарии. Лу-
кавый, хитрый, изворстливый —
это злобный, опасный враг. Именно
эти кооры служили врагам трудового
люда, были влохновителями и опорой
фалтистеких выродеюв. которые, пря-
чась в лесах, занимались грабежом и
террором.

В сцене сула нал Воором и быв-
шим эсэсовцем Робертом Вурвестом
авторы показывают, как сползает
пелена с глаз Йохамнеса Ваю и ему
подобных и как они уяеняют, кто
был этот выродов Еюор, которого
OHH до сих пор считали «уважаемым
человеком».

Но еще болев, чем фазоблачетие
ВБоора. влияет на хараклер Йоханне-
га Bao поездка в русский колхоз.
Этот эпизод не имел места в повести,
и нахо сказать, что авторы сценария
удачно его нашли. On распгиряет
рамки повествования, обогащает дей-
ствие, придаэт ему верную идейную
направленность. Вао вместе е Семи-
дором своими глазами видят те заме-
зательные результаты, которых до-
стигли их русские товарищи. Оня
воочию убеждаются в преимуществах
Болхозного строя. Каким жалким по-
казалось им их собственное хозяйст-
во, когла они увилели сложное, меха-
низирюванное хозяйство колхоза!

Чудесна одна маленькая сценка в
сценарий. когда лети из. русского
волхоза спрашивают у Семилора of
эстонском колхозе и Семилор смущен-
но не знает. что отвегить.
	«Может ли он сейчае сказать. что
	в Аоорти нет колхоза?

И какими словами он лолжен это
оказать?

Несколько десятков человечков,
которые и не представляют себе иной
жизни, чем в колхозе, ждут от Се-
милора, рассказа. у

— Да, — говорит Семидор, —
что ж? Копечно! Мы тоже живем ни-
чего! Нельзя сказать, чтобы Того...»

И далее Семидор начинает фанта-
зировать. Он говорит о том, что у
них есть и комбайны, и разные дру-
гие машины, что на месте бывшего
болота теперь привольные поля...

«—Ecrs! — говорит Семидор. —
У нае все есть!

Вал закряхтел за, спиной Семилора.
	В этом коротеньком эпизоде
включен большой символический
смысл. Шосланцы Эстонии, увидев
жизнь русского колхоза, понимают,
как им нужно в дальнейшем решать
свою задачу, по какому пути итти, И
мы верим. что недалеко TO время,
котла и в Вобрди наступит счаетли-
вая пора. когла и там безраздельно
воеторжествует колхозный строй,

Послелние эпизоды сценария —
осушка болота, и торжественная сце-
Ha колхозного собралия — подволят
итог тому, что происходило но ходу
действия; народ Коорди‘стал па’ ира“
вильный путь, и впереди его ждут
великие победы. 7

Й заключительные слова’ Пауля
Рунге отлично выражают  осковную
илею спенария:

«—Мы начали евою коллектив-
ную новую жизнь. товарищи! Кюстры
нал Змеяным болотом, электричеекие
провода, протянутые к налим ‘домам,
— это есть свет из России. Все
меньше единоличников становится
на белом евете. Товарищи! Дадими ze
сегодня слово товарищу Сталину, что
этот свет в наних сердцах будет раз-
гораться все ярче и ярче».

В сценарии удачно сохранена
творческая манера автора повести,
Г. Леберехта отличает тшательная“
психологическая разработка образа,
скупость изобразительных средетв и
вместе с тем точноеть и убедитель-
ность халактериетик. Все это имеетея
ивсненаюии. Отлично переданы во-
лерит эстонской деревни, ее пейзажи,
полные лирики и драматизма, пере-
даню своеобразие облика и жизни ев
обитателей. Сценарий дает постанов-
щикам фильма благодарный материал
аля показа подлинной жизни эетон-
ского колхозного села в послевоен-
ный период со всеми конфликтами,
присущими ему.

Олнако сценарий не лишен и серь-
езных недостатков. Прежде веего ‘это
OTEOCHTCH в решению такого важного
образа, как образ парторга Муули,
который призван олицетворять в

фильме партийное руководящее на-
 Чало. Муули, в сущности, выглядит
‚в сценарии схематично, неубедитель-
` но. Трулно поверить, что этот мало-
‘инициативный человек может пова-
сти за еобой народ. В хействительно-
‚сти такие люди. как Муули, являют-
‚ся душой народа, совестью его, им
подражают, у них ‘учатся. Не таков
Муули в спенарии, и это являетея
серьезнейшим ‘недостатком, Следует
также сильнее подчеркнуть в сцена-
рии влияние опыта передовых” рус-
ских колхозов. их помошь в_ пере-
устройстве эстонской деревни:

‚ Недостаточно мотивирована в‘спе-
нарии роль Вянла. В повести ‘облик’ “
этого кулацкоге прихвостня обрисо-
ван четко и ясно. Там хорошо’ пока- .
заны те нити. которые илут от Вянла
в стан врагов и далее, к их заокеан-
ским хозяевам. В сценарии же образ
недоработан, линия поведения его 2е=
достаточно ясна и определенна.

Вызывает сомнение и начало. еце-
нария — бегство Роберта Курвеета
от наступающей Красной Армии. По-
хобное начало придает сценарию не-
сколько иной план. не связанный ©
дальнейшим развитием действия. В
таком решении образ Вурзеста при-
обретает излишнюю значительность,
вылвигается на, первый план. Между
тем, его линия — полеобная, и зк-
центировать ©е не слетует. Потускнел
в сценарии и обуаз АЙно. жены Пау-
ля Рунге, с такой теплотой и пе-
кренностью обрисованный в повести.

Недостатки эти исправимы. И. 623- °
условно, лальнейшая работа, над сце-
нарием послужит ему на пользу,
Значительность темы. которая ре
шается в произведенни, обязывает
авторов фильма решить ее на высо-
ком. идейно-художественном уровне.
		Оперное искусство
художественной
самодеятельности
	ДНЕПРОПЕТРОВСК. (Наш корр.).
	Во Дворце культуры металлургов со-
стоялась творческая встреча самодея-
тельного оперного коллектива дворца
с участниками музыкальной и хоровой
самодеятельности Днепропетровской
области.
	Присутствовавшие рабочие заводов,
руководители кружков, участники са-
модеятельности с большим интересом
просмотрели отрывки, из опер «Май-
ская ночь» и «Запорожец за Дунаем»
в исполнении самодеятельного опер-
ного коллектива Дворца культуры.

Затем руководитель хора Дворца
металлургов тов. Мельник рассказал
о работе самодеятельного оперного
коллектива над постановкой оперы
«Евгений Онегин». Руководитель хо-
ровой  капеллы Жворна культуры за-
вода им. Дзержинского т. Мидный
поделился опытом учебно-воспита-
тельной работы в своем коллективе.
	Руководители хоровых кружков Го-
	родской конторы связи и Дворца
культуры = Сталинской дороги тт.
Алексеев и Муравьев рассказали о
работе своих коллективов ‘над поста-
новками опер те Иа и и:
ковая дама».
	a4.

ПЕРВЫЙ

САЛЮТ“
	ОРЕЛ. (Наш корр.). Областной дра-
матический театр им. Тургенева, на-
ходящийся сейчае. на гастролях в го-
роде Черкассах, готовит к постанов-
ке. пьесу орловских писателей Е. Гор-
бова и А. Яновского «Первый салют».
Пьеса’ рассказывает о героической
битве за освобождение Орла от гит-
леровских захватчиков, о победе, ко-
торая была отмечена по приказу
товарища Сталина первым историче-
ским салютом Москвы — 5 августа
1943 года.

Авторы, один из которых является
сам участником этой битвы, работали
над пьесой в тесном содружестве с
	коллективом театра. Пьеса обсужда-
	лась и была одобрена на. совещании
	партинного и советского актива горо-
да Орла с участием бывших орловских
партизан, офицеров и генералов, осво-

бождавших Орел,
Театр намерен показать свой новый
спектакль 5 августа 1950 года, в зель-
	мую годовщину первого салюта в Мо-
скве.
	Быстро нашла свою законченную
форму песня «Трудовая колхозная».
В своей 060б0й манере исполняет эту
песню запевала В. Бедизва, Шругал
солистка, М, МорозоРа, овладев бо-
лее выеским миапазоном голоса, со-
здала для себя измененный вариант
этой песни.

Коллективом Воронежского хора
создано много новых нарэлных песен
о великом рожде товзрище Сталиие.
о колхозном труде, ю преобразовании
прироты,
	Цропаландируя современные Hae
родные советские песни. мы чер-
паем ¢Pol репертуар из нашей
многообразной, богатой социалисти-
ческой  лействительности. Мы co6a-
раех произвеления народного песен-
ного творчества, `исполняем их в
переработанном виде‘ перел знатока-
ми и ©оздателями наролной песни,
пользуемся их указаниями и соее-
тами. Осуществляя творческое —г0-
дружество со старёйшими народны-
ми песенницами, первыми участни-
цами крестьянского ‘хора’ М. Е.
Пятницкого — М. Кривцовой и Е,
Калаиниковой (из села Новая Ус-
	мань). мы записали с их голоса не-
мало старинных песен. Из этого же
села мы привлекли в свой хор очень
отаренную 16-летнюю комсомолву
ию Зологареву, ныне нашу Be-
дущую певицу.
В свою очередь и мы помотаем
колхозной  самодеятельноети  ‹озда-
вать новые песни — в первую оче-
рель нашему подшефиому хору села
Нижний Кисляй Лосевекого района.
	‚юбилея Г. Сундукяна, В составе ко-, Г. Сунлукяна. Первый том уже сдан
	й

‚ миссии — писатели, режиссеры, арти- в печать.
‚сты, научные работники республики. Торжественные вечера, посвящен-

© ОЕ О ЛЕЗЕТ, Л
	сты, научные работники республики. Торжественные вечера, посвящен-
В юбилейные дни будут выпушены   ные Г. Сундукяну, будут проведены
брошюра о великом драматурге, аль-  в Ереванском государственном теат:
	а о великом драматурге, аль-  в Ереванском государственном теат:
бом а Сундукян на сцене», открытки с   ре оперы и балета, в Союзе писателей

регу че Я Гм Буа ПЕЧЕНЬ ЕЕ ЗЕ АЕ,
	АО МК СИ АСС ОЕ РУ AR EE Ee

портретом драматурга. Институт ли- .
тературы им. М. Абегяна Академии Армении, в Армянском доме работни-

наук Армянской ССР готовит к печа-  ков искусств, в Ереванском государет-
ти академическое \издание сочинений венном университете им. Молотова.
	астера, народной песни
	<
К. МАССАЛИТИНОВ,
	лауреат Сталинской премни,
художественный руководнтель Boponexckors
русского народного хора,
		Воронежский русский народный
ор сложился из участников лучших
жолхозных хоров, имевших уже ши-
рокую популярность за пределами
области.

В хор пришли народные певпы.
еказители, музыканты — храните-
ли лучших тралипий поллинно DYC-
ского искусства. Важлый из них OT-
крыл и выпестовал не один талант,
обогативтий впослелетвии народную
пегенную культуру. Примечательна
в этом отношении твопческая био-
графия  потометвенной  песенницы
А настасии  Ролионовны Лебедевой,
руководивией колхозным  хором села
А лександровка Читольского района
и принявлюй ближайшее участие 8
создании нашего хора, Это она ©т-
крыла  фазностороннее дарование
ныненнейя нашей солистки Анаета-
	вии Кузнецовой, когда Насте было
всего 14 лет.
Анаетасия  Ролионовна о упорно
	скогэ

пуб-
ской
дру-
eCHA
ело-
тек-

ИИ 78
ROTO

ORB=
и К
CTO -
1 6
ных
ни
4.
wai
и

песни «Два сокола»; ими же была
созлана песня «0 Катюше».

В состав налиего хора вошел и са-
модеятельный коллектив  русекой
песни воронежекой швейной фабри-
ки, организованный Г. Рогинекой,
состоявший тоже по  преимуще-
CTBY из нелавних колхозных не-
сеннип. Из него вышли наши та-
лантливые солистки: М. Морласова
— автор многих песен надиего ре-
пертуара, А. Кузнецова, Е. Осипова.
М. Морозова и лоугие.

Воронежекий русский народный
хор стал профессиональным Ror
лективом ро время Великой Стечест-
венной войны. Он формировалея в
боевых ‘условиях, в прифронтовом
селе Анна в то впемя, когда» паш
родной Воронеж был оккупирован
фаштистами. С первых же дней рабо-
ты наш хор етал Ффронтовым кол-
лективом. Он пронес по дорогам вой-
ны русскую пародную песню, ею

м8-! провожал бойцов. ухотивших на пе-
	ретовые позиции, ею встречал они
эшелоны возвпашщавшихея на роди-
HY воинов-побелителей,

‚ Песенное богатетво, принесенное
наролными - певцами в  Воронеж-
ский хор, получало Blech дальней-
щев развитие в тех же традициях
русркого наролното искусства. Мы
создали на основе различных вари-
антов свою пееню «0 двух сокола\».
Злесь впервые зазвучала о и прэ-
		пгих народных песен. А. ВБоролькова
сложила еше несколько текетов, в
том числе замечательно удачную
«Песню о мире». В ней воспеваются
Браюота в могущество нашето  гоеу-
дарства и звучит призыв к народам
мира:

Без кровавых войн

В дружбе верной жить,
Песня заканчиваетея словами:

Кло погеет в мир

Зерна злобные,

Tor пожнет себе

Горе горькоев.
	‚ Мелолию предложил руковолятель
колхозного хора Таловского района
Б, Махинов. & разработали’ ее все
участники этого творческого семина-
ра. напевая хором. Влумчиво. с боль-
Шим волнением, от всей души. они
отбирали и шлифовали наиболее вы-
разительные интонации.

В результате настойчивого труда
песня получилась эмоциональной, €
суровой, сдержанной мелодией, в
низком днапазоне на запеве, с после-
дующим под’емом. В нгироком. торже-
	ственном звучании, вооникающем в
дальнейшем развитии ‘песни, народ-
ные певпы как бы хелают предунре-
ждение полжитателям войны 06 их
неминуемой гибели.

Мать-героиня П. Трохина, органи-
затор колхозного хора, вместе co
своими дочерьми Екатериной и_Ваз-
варой соэдати «Песню матери- герои-
ни»,

„ Руководительница колхозного хо-
рз старая. песенница Е. Степанюги-
на и ее сверстнипа, запевала хора
М. Солопенкова создали мелодию п
словь плясовой песни «Дружно хлеб
мы убираем»:

``Вееелей, подружки, пойте,

Богатеет наш народ,

Эх. какой у нас счастливый,

Да пятидесятый год!

Льютея, льются нанги песни,

Rak по реченьве волна,

My tpi Сталин: пеени слышит.
	«Ване ноченьку не еплтея». перво-
начальную мелодию которй  пред-
	ложил Т. Маслов. Остальные учает-
Ники семинала оаедветили музыкаль-
	ную канву песни полголосками и
сложили слова. В песне воепевалотся
колхозное богатетво и празлничнов
	колхозное богатство и празлничнов
тикование колхозников после уборки
обильного урожая. В Фимале расекл.
зывается о том. что в празлничный
день колхозники закончили сооруже-
	ние своего радиоузла и услышали
	Москву.
	33 шесть дней в Нижнем Кисляв
было сложено более 10 песен. Глав-
	ная их тема — современная ралост-
ная колхозная жизнь и влохновен-

ный труд COBETCKOM народа. Это.

отнюль не примитивные напевы.

Народные певцы старались создать.

полифонически развитые самостоя-

тельные произведения, которые MO-

к

гут. исполняться без инетрументаль-.

ното сопровождения. Тут же новые
песни разучивались Нижне-Кисляй-
свим хором, в котором они получа-
HH дальнейшее развитие и по_ново-
	MY паскригивались.
	работала со сроей юной ученицей,   Феклюй Михайловной Миляевой, мд-
	юбучала ев трудным напевам, помо-
тала творчески овладеть русским
посенным богатетвом. Н. Кузнецовой
были созданы народные современные
частушки. оказавиияе большое влия-
ие = творчество народных хоров
Воронежской области.

Анастасия  Родионовна Лебедева
много потрулилась нат созланием
новых народных песен. Она склони-
та к «сочинительству» колхозника
своего района Ивана Власъевича
Ольховского. Он  сызмальства был
лучигим запевалой в «ночном», про-
елавилея своим красивым толосом и
в Красной Армии, в рядах которой
сражался за родной Воронеж протиз
банл Момонтова. Но никогда раньше
Ольховский не пыталея сочинять
тексты песен. Первую свою песню
«Эх. нам не о чем тужить» он сло-
жил под влиянием горячих просьб
А. Лебедевой. Она» же создала мело-
дию песни. Так Алексанлровекий на-
ролный хор нашел сБоего поэта-пе-
	CTEDCRH ‹ исполнявшей свои само-
бытные русские  пеени, располагал
также и созданными в своем ROA-
лектизе современными  произведе-
ниями, очень интересными и ра3-
личными по жанру. У вого был
свой вариант песни о Ленине и
Сталине «Лва сокола», были of ca
тирические, антифашистекие произ-
ведения; из них примечательна мно-
тоголесная веселая песня, вополняв-
цаяея пол пляску «Ha советский
каравай, Гитлер, рта не  разевай».
	цгаяея пол WACKY «04 советоекии

Лосевский хор. во глазе котото-
то стояли пожилые колхозники  Ев-
докия Навловна Ropotera, Евдокия
ЁВлимовна Стеланюгина и. Трюфих
Степанович Маслов, являлея  кол-
лективным автором многих произве-
дений, в том числе дупгевнюй поэти-
чной песни «Трудовая ‘колхозная»,
исполняемой теперь . профессиональ-
ными певцами, солистами и коллех-
тивами. У лосевских певцов был
также свой собственный вариант

Впервые проведенный Областным
домом наролного творчества семинат
по созданию современной  зпаролной
песни показал, как много таится в
народе творческих сил. Он явилея
‘началом большого и нужного дела,
Которое должно найти свое дальней-
шее развитие. В связи с этим необ-
ходимо сказать, что Всесоюзный лом
народного творчества им. Крупской,
призванный направлять работу на-
родных певцов и музыкантов, ока-
зывает им еще слишком слабую ме-
тодическую помощь. Мало  запи-
иаются у нас изучением несметных
богатетв народного песенного твор-
чества. Наши писатели и компо-
SHTODH вое еще стоят в стороне от
этого большого, всенародного дела.

узыкантов всех специальностей
ждет огромный, непозатый край ра-
боты в изучении современной на.
	красная песня «Пот горой росли цвз-   Совсем недавно в селе . Ниж-
точки», передающая глубокую лю- ний КВисляй происходил ovens
бэвь русского человека к эащитзи-   интересный елет песенников Вото-
	Бам водины, многетолосная,  oco-
ванная. на строгой, сдержанной ме-
один. с задущевными полголоекажи,
она проникновенно выражает чуз-
ства советоких людей. Песня «Под
горой росли’ цветочки» создавалась
у нас коллективно: кажлый певец
предлагал, добавлял — К  слоро,
кто мелодическую фразу, кто подго-
лосок. Благодаря этому все глубоко

нежской области. Цель этого начи-
памия,  прелириитгого  Облаетным
домом  пародного творчества. 20-
стояла в том, чтобы об’елинить в
творческий коллектив лучших пев-
цоз, музыкантов и сказителей для
соззания новых наролных песен. Ha
занятия, проводившиеся в течение
нескольких дней, приехали авторы
народных воронежских песен, став-

осознали и прочувствовали песню,   ших уже достоянием широких масе.
	СЕ Ра ру у ee

Слышит песни вся страна. роднои песни. Пора начать система-

Интересной ‘по тексту и. музыке
Е ОА о этой. .. Этого. настоя-