СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Критика и библиография
	Ценное исследование
о великом рувекои художнике

Выход в свет двух томов «Худо-
жественного наследства», посвящен-
ных. великому русскому худож-
нику И. Е. Репину*, явился зна-
чительным вклалом в изучение
	истории русского искусства. Во
всей богатой литературе, ноевя-
щенной И. Е Репину, вроме  из-
	данной в 195( году двухтомной моно-
графии академика И. 9. Грабаря
«Репин», удостоенной  Стализской
премии, не было ни отного столь зна=
чительного труда, Эта работа выпол-
Hela коллективом авторов, об’единен-
ных Институтом истории искусств
Акэлемии наук СССР.

В первом томе «Наеледетва», хоро-
ню оформленном и богато иллюстри-
рованном, освещено, & отчакти и
воспроизведено более 150  неиз-
вестных и мало известных  про-
‚изведений И. Е. Репина. Среди них
такие произведения, как «Революди-
онерка перед казнью». «В препаро-
вочной», портрет Каракозова, «Иа-
ломник», «Рыболов», «Встреча
войск», «Украинка» и _многие дру-
гие.

Тииательные многолетние изъюка-
ния дали возможность авторам и ре-
дакторам сборника не только найти и
воспроизвести  дотоле неизвестные
работы Репина, во и установить исто-
рию их создания, их нынептнее ме-
стонахождение, определить их дати-
ровки.

Опубликованные в первом томе
исследования И. Tpa6apa, И.
Зильберштейна и других © жизни и
творчестве Репина убедительно и
‘подробно рисуют крупные этапы в
‘творческой деятельности великого
‘кивописца. Так, в статье И. С. Зиль-
`берштейна «Путешествие И. Е. Ре-
tuna и В. В. Отасова по Западной
Европе в 1883 году» живо описы-
вается день за днем богатая яокими
эпизодами поездка Репина и Отзеова
по музеям Ввропы.

Вропотливую работу провели ис-
следователи, чтобы собрать из самых
разнообразных источников куупицы
сведений о Репине, систематизиро-
вать их и потом нарисовать живую,
правдивую картину творческой био-
трафии великого реалиста.

Книга показывает. Rak захватыва-
ли и волновали Репина события  е0-
временной ему облественной жизни,
ЕзЕ чутко и быстро откликался он на
них своими произведениями, освещая
эти события с демократических пози-
ций,

Материаты, исследования и доку-.
‘менты первого тома обогамают наше
	представление о Репине, раскрыва-
ют глубокую илейчость, народность
репинского творчества, ето кровные
	6вязи с перелэвым революционно-де-
мокгатическим движением второй по-
ловины ХХ векз, с идеями прозвати-
тельства, с идеями крестьянской те-
волюции. Значение первого тома <Ху-
дожествениого наследства» столь ве-
лико, что отныне ни один исслелова-
тель жизни И трорчества, И. Е. Penn-
‘на не сможет обходиться 663 этого
источника.

Но не менее важен и второй том
«Художественного наеледства», по-
священный И. Е. Репину и являю-
шийся прохолжением первого тома.
Новая книга состоит из двух основ-
ных разделов: «Неизданные воспоми-
нания © Репине»х, сопровождаемые
публикацией неизвестных писем
хуложника, документов © нем, и
«Сообщения», т. е. исследований
0б отдельных произвелениях. и пе-
	риодах жизни Репина. Второй
том, хотя и уступает первому
по ботатотву иллюстраций — ло-
	статочно хорошо илаюстрирован pe-
пролукциями неизвестных или мало
известных произвеленнй Репина, фо-
тографическими CHAMEAMH, друже-
скими карикатурами.

‹блубликоранные во втором томе
материалы ярко освещают целые эта-
ны биографии художника, дают цен-
ные еведения о’его жизни, знакомет-
вах и окружающей среде. Они вводят
читателя в круг сокровенных творче-
ских замыслов великого хуложчика,
рисуют историю созхания’ его выдаю-
щихся произведений, натлядно выяв-
ляют идейные основы, подлинно на-
родные корни его творческой деятель-
ности. .

Перед читателем встает BO весь
рост не заслоненная описанием мел-
ких подробностей быта гигантская’
фигура художника посвятившего
свою кисть прославлению силы и
красоты родного нарола, его 05в0б9-
лительной борьбы, художника, Wor
ного ненависти в каторжным  замо-
державным «порялкам», паривших
в лооктябрьской России, будившим
гневный протест против угнетения
трудящихся.

Оеснозываясь на изучении TBODTe-
ства и многочисленных рыеказыеа-
ний хуложника, авторы сборника
показывают Репина 60—80-х голов,
т. ®. периода наибольшего расцвета
его’ таланта, как человека, бичевав-
пгего безидейное искусство, каЕ горя-
чего поборника, лемократического ре-
ализма; врага академической рутины
и вместе с тем противника начав-
нихея формалистических новшеств
декадентства.

Достоинством публикуемых в сбор-
нике материалов является то. что в
своем подавляющем большинетве они
выявляют идейные истоки, подлинно
народные корни искусства Репина.
Великий художник оценивается хак
хуложниЕ-гражденин, художник-60-
реп.

В пенном исследовании И. Зиль-
бершгтейна «Ё истории создания Kap-
тины «Арест пронатандиета» раскры-
та интереснейшая эпопея созлания
Репиным одной из капитальных его
работ. посвященных революционному
движению пореформенной эпохи. Ав-
тору удалось не только установить
последовательное изменение комто-
зиции и юсновных образов картины в
процессе работы над нею Репина, но
и найти к ней этюды, определить,
кто и когла на них изображен:
	1 «Художественное наслед.
«Репин», тт. ТиИ. Редакчия И. Э
баря и И. С. Зильберштейна. ^-
тельство Академии наук СССР.

нятна, что на 369-й странице второ-
го же тома вскрываются истинное ли-
цо Бурлюка и его отношение в Репи-
ну (в этом месте говорится 9 том. как
	Бурлюк повел травлю Репина, возгла-
	ENB группу фоомалистов,  прослав-
ляющих хулигана Балалтева. порезав-
шего картину «Иван Грозный»).

Без каких-либо оговорок и приме-
чаний редакторов Т. Л. Шепкина-
КупорниЕ в статье «0 Репине и его
некоторых моделях» явно непра-
вильно утверждает, что «репинские
женские портреты, за немногими из-
ключениями, грешат некоторым от-
сутотвием духовности и поэзии».
воспоминаниях В. В. Веревкиной —
«Памяти учителя» — это ошибочное
положение звучит еще более безлиел-
ляционно: «Среди цикла репин-
	ских портретов, усвлючительных PND,
	силе и поихологии, -—— женские сла-
бее...». На самом же деле в женских,
как и в мужеких, портретах Репин
достигает ИСЕЛЮЧИТеЛЬНОЙ силы ¢0-
пизльной и психологической  выра-
зительности и тонкой поэтичноети,
Есть полное основание утвержтать,
в противоположность мнению Щен-
киной-Куперник и Веревкиной, 910.
например, портрет Стрепетовой, в Ko-
тором © изумительным  мастеретом
Россоздан целый мир мыслей и
чуУБеТв, вВолНоРаВШиИхХ пероовых те-
	ятелей русской культуры 50—-70-х
годов, является одной из вериин ми-
рового портретного искусетва.

Еше большее удивление вызывает
попыткз В. В. Веревкиной (к coma-
лению, никак не оспоренная редаё-
пией) подчеркнуть недостаток У
Репина «вкуса» и «чуветва меры».
В своей статье Веревкина’ говорит о
Репине: «Некототлй недостаток, вку-
са. мучительно им сознаваемый, CBA-
зывал и стеснял его. Иногда сказы-
залост, в нем отсутствие чувства ме-
ры». Это утверждение в истории ис-
кусетва не новое. Ёго отстаивали с
пеной у рта самые реакционные. пи-
сатели 0б искусстве и враги феализ-
MQ, HCXGIA B своих суждениях не из
	критерия соответствия  хужжост-
венных произведений Репина
чействительности, 2 из беспочвен-
	ных требораний нормативной идеа-
	листической эстетики. Тем более
жаль, что такое безлоказательное
утверждение прогочилогь на стра-
ницы второго тома, да еще не один
фаз. у

Странное впечатление произволит
статья И. Лазаревского. ‘в которой
автор как бы поставил себе нелью ло-
казать (!) слабость илтлюеттаций
	И. Е. Репина, в то время ran ofa
roma <Наелелетва» в целом. — от
	тома «Наследства» в целом — от
статьи к статье — показывают е
неспровержимой убетительностью 3за-
мечательное дарование Репина-иллю-
стратора.

Нельзя было без наллежалтих ком-
ментариев публиковать некоторые
места статьи ‘С. 1. Толетого «Мои
воспоминания © Репине». В этих
«Воепоминаниях» дается совершенно
извралиенное представление © Репи-
не

Вызывают возражения отдельные
места в статье МН. А Tpaxosa
«Репин в 1860 — 1880 гг.», rie
автор прилержираетея  отибочных
	взгляюв Ha развитие репинского
мирозоззрения. Воззрения Репина
пепнода 1870-х годов опениваются
	Н. А. Праховым следующим 0бразом:
«В эти годы  взглялы Репина на
назначение искусства носили’ пре-
тельно нигилистический характер.
Именно в этом и заключалея корень
всех тех многочисленных споров, ко-
торые происходили в тот период м=-
жлу ним и отном» (А. В. Шаховым.—
	А. Л.). <В позднейших  пи-
сачилях Репина. — продолжает ap-
тор, — имевлея откровенное при-
	CHAHHE B TOM, GTO очень скоро 98
понял правоту праховских оценок».

Можно подумать; что. действитель-
но Репин, отказавшись от неверных
«нигилистических» взглядов 1870-х
готов, перешел на более  правиль-
ные позиции. В действительности же
картина была совершенно иной, чем
рисует ее Поахов в своих (в целом
ценных) мемуарах. А. В. Прахов в
1870-х голах не раз сползал на илеа-
листические позиции, долгое время
стоял на позициях некритического
	обожачия античной культуры, бла-
тоговел перел Италией. Репин, как и
Стасов. отстаивал позиции реали-
стической эстетики, принципы ‘де-
мократического искусства. Именно в
этом и были заложены причины
жестоких споров Репина е Праховым
в 1870-х годах. Автор статьи,
стремясь локазать, что художник
«понял правоту праховских оцанок»,
цитирует репенские «Письма 06
искусстве» 1893 — 1894 голов,
когла, Репин испытывал, как говори-
л05ь выше. наибольшие шалания в
сторону идеализма,  недооценивал
родину и отечественное искусетво.

Обращает на себя внимание шм-
тиворечивость в оценках редактора-
ми сборника одних и тех же источ-
ников репинской биографии. Харак-
терно, например. что во ветунпитель-
ной статье акад. И. Грабаря к воепо-
минаниям А. Жиркевича «Ветречи с
Репиным», сам Жиркевич аттестует-
ся, как «честный», «корректный»,
«скромный», «умный», а главное,
«правхивый» человек. В предисловии
же В. Жланова,  помещенном через
страницу после статьи акад. Граба-
pa, Жиркевич характеризуется уже
как восрудник погромшика Крушева-
на, одия из организаторов музея Му-
равьева-веналеля, . апологет идеи
«чиетого искусетва». При ближайшем
рассмотрении записок ФЖиркевича,
действительно, выясняется неблато-
видная сторона многих его взглялов,
так что для столь блатолущных оце-
нок акад. И. Грабаря не остается и
места.

Очень досадны и вряд ли могут
быть оправданы эти серьезные недо-
статки. Однако основной материал
позволяет оценить рецензируемое из-
дание как, несомненное и значи-
тельное достижение в изучении и по-
пуляризации русекого искуеетва:
		В живо написанных воепоминани-
ях Д. Яворницкого «Как создавалась
картина «Запорожцы» впервые в.
литературе о Репине так подробно
рассказывается 0б идейной основе
этого произведения, об упорной рабо-
те над чим великого художника, 0
сборе для него материалов, о похсках
выразительной и правдивой комнози-
цин, ярких типов.

В приведенных во втором томе
материалах, воспоминаниях, иееле-
дованиях, документах раскрываются
идейные замыслы, история созлания
и многих других произведений Ре-
нина, в том числе «Изана Грозного»,
портретов Н. А; Морозова, П. М. Тре-
тьякова. Ф. И. Шаляпина, скульт-
турных бюстов Н. И. Пирогова. С. И.
Мамонтова, многих иллюстраций.

Воспоминания во втором томе по-
казыврают Репина, как образованней-
шего художника свозго времени. Ре-
пин рисуется человеком, который до
глубокой старости учился, веетда
был в курсе всех театральных и му-
зыкальных событий. ‘постоянно бы-
	вал в театрах, в вонцермах, много
	вутешествовал.

Воспоминания рисуют пам также
обаятельный образ Репина-чело-
века, всегда скромного и проетого,
не удовлетворявшегося достигнутым,
воетла ищущего, стремящегося беско-
нечно улучшать евои работы, неуто-
MHMOTO труженикз.

В большой статье «По репинским
местам Харьковщины» В. Москви-
нов делится е читателем результата-
ми своих дтительных поисков мате-
риалов о Репине нз родине художни-
Ra.

Воспоминания И. Гинибурга и Е.
Кацмана предетавляют собой исклю-
чительный интерее, проливая яркий
свет на мало известную нам послед-
нюю страницу биографии  великото
художника. В этих статьях убели-
тельно векрываетея и разоблачаетея
та удушливая и смрадная атмосфера
белогвардейцины, которая окружала
и, как спрут, охватила старого, боль-
ного и бессильного художника на 3а-
Rare его дней в Финляндии. Бело-
гвардейские авантюристы изолирова-
ли Репина от ролины, клеветали
на нее, лохоля ло гнусных измылеле-
ний на советских людей.

Е. Кацман в своей статье раеска-
зывает о поездке советских художни-
ков к Репину в 1926 голу е пелью
оказания ему помоши. Автор евиле-
тельетвует о том, как жално тянулея
Репин к родине, как радовался ее
услехам и торжествовал, когла убеж-
далея, что белогварлейекие изуыш-
ления являлись клеветой.

Несмотря на вельиа. полажитель-
ную общую оценку первого тома
«Художественного наслёдетра», нель-
зя не отметить в нем ряда серьезных
нетостатков. & их чиелу относится
	‘нехооценка, значення. тоорчества та-
	ких прелшественников ^ Репина, как
В. Перов, И. Крамской и многие дру
гие передвижники. Эта недооценка
хараклерна для интересной и ярхой
статьи акад. И. Грабаря  «Мегто
Репина в русском и мировом искус-
стве».

Утверждая, что арии идейный
реализм появилея только © Репи-
ным». что «именно Репин-—ето пол-
линный отец», & также, что Репин
«впервые высоко поднял знамя рус-
сЕоГо искусства, возвыеив его в гла-
зах нарола и поиблизиз его в наро-
	ху» (сто. 1Ти 14). И. Грабауь тем
	еамым Бедооцениваег НН Нринимаст
роль Н. Федотова. В. Перова и мно-
тих других русских художников
40—60-х гг., заложивших основы
‘идейного реализма.

В статье И. Зильберштейна «Путе-
шествие И. Е. Репина, и В. В. Стасова
по Западной Европе в 1883 году»
дается неправильная оценкл значе-
ния В. Стасова; ему приписываютея
«упрощенность», «утилитаризи» и
«нигилизм» взглядов на искусство:
Автор ошибочно считает, что в из-
вестных спорах В. Стасова, отстаи-
вавшего идеи  материалистической
просветительской эстетики, © И. Ре-
пиным прав был последний. А в
действительности Репин ‘в то время
испытывая колебания‘ и шатания B
сторону идеализма. -

Недоумение вызывает попытка
И. Зильберштейна. оценить как до-
стижение Репина, его отход от «ета-
совекой догмы». Но вель общензвест-
но, что это был не простой отход Ре-
пинка в 1890-х толах от «стасовеких
догм», а был временный отказ от
принципов ‘материалиетической эсте-
тики. Илейные шалания Репина, пз-
губно сказались и на его творчестве.
Боторое было огмечено в этот период
печатью оскудения. Этн шатания. в
счастью; ‘были кратковременны. Ре-
пин векоре их преололел. В 1890-х
гг. он вновь становится актизным
борцом за реализм в искусетве и вме-
ете со Стасовым ведет борьбу е дека-
дентами.

В ряде етатей второго тома прият-
но видеть устраненными некоторые
ошибки, привущие перваму тому. Вэ-
лее глубокое изучение личности Ста-
сова позволило И.  Зильберштейну
отойти от прежней пренебрежитель-
ной оценки роли Стасова в творче-
ском развитии Репина. В частности,
раскрывая историю создания «Ареета
пропагандиста», И. Зильберштейн
наглядно показывает выдающееся и
блатотворное влияние на Репина ста-
совской критики.

Существенным недостатком книги
является включение в нее некоторых
ненужных материалов, порой не
только не помогающих таскрытию 06-
лика Репина. но и искажающих его.
Такие материалы находятся в  во-
THUMM \ противоречии в жизненной
правдой и со всем духом книги, с ее
основным содержанием. Вызывает
удивление, например, включение в
сборник статьи отолтелого формал
ста-эмигранта Давида Бурлюка —
«Фрагменты воспоминаний», Неуже-
ли составители тома могли думать,
что пустая и бездарная статья этого
злейшего врага гениального репин-
ского наследия поможет. советским
людям в понимании величия и зна-
чения творчества великого реалиста!
Такая публикация тем более непо-
	вчера в селе Мячково
	Содружество архитекторов и колхознинов
	Замечательное двлжение за укруп-
нение колхозов, за социалистическое
переустройство колхозных сел, нача-
тое по почину колхозников Украины,
находит в нашей стране все больше
последователей.

Недавно колхозники артели им.
Димитрова, Коломенского района,
обратились к габотникам Акалемии
	архитектуры СОСР с открытым пись-{ С.
	wow. Они писали о зажиточной
жизни колхоза-миллионера, который
теперь, после слияния © сжедними
маломошными  колхозами, насчиты-
вает 240 хозяйств, с больших воз-
можнастях и широких планах Е2лхо-
за в деле переустройства села.

Колхозников не удовлетворяет ны-
нешний облик их села. Обни хотят
перенести на другое место и капи-
тально перестроить часть старых до-
мов, построить новые жилые дома —
кирпичные, двухэтажные, соорудить
Дворец культуры, школу, больницу,
детекий сзд. ясли. Они хотят вместо
существующего сквера создать парк
культуры и отдыха, перестроить ста-
днон, озеленить улнцы села.

— Приезжайте к нам в Мячково,
дорогие хрузья! — пигали колхозни-
ки. — Помогите нам в разработке и
осуществлении генерального нлана
нереустройства колхозного центра.

Обращение колхозников встретило
со стороны работников Академии
архитектуры CCCP горячий ОТКлИБ.

Вчера группа архитекторов во гла-
ве © президентом зкадемии A. Mop-
двиновым выезжала в колхоз им.
Димитрова. В составе труппы были
действительный член Академии ар-
хитектуры СССР ©. Чернышев, ди-
ректоры институтов академии Г. Мар-
тынов и П. Блохин, начальники рес-
публиканских управлений по делам
аохитектуры Украины и Белоруссии
М. Остапенко и М. Осмоловекий. Ар-
	хитекторы подробно ознакомились с
существующей застройкой села Мяч-
Коро и © намеченных об’емом работ.

В <остоявшейся после осмотра бела
беседе приняли Участие секретарь
Коломенского райкома ВЕП(б) П. Куз-
нецов, заместитель председателя Ко-
ломенекого райисполкома И. Киселев,
председатель колхоза им. Димитрова
С. Алишкин, члены правления кол-
хоза и колхозный актив,

Архитекторы расеказали вобрав-
щимся о строящихся на Украиче
колхозных городах в Черкасском рай-
оне Киевской области и Геническом
районе Херзонской области, а также
поделились опытом проектирования
ревойструкции сел на Украине, в
Белоруссии, Воронежской области и
в других местах.

А. Морлвиноз информировал кол-
хозников о решении президиума Ака-
лемии архитектуры СОСР принять
Участие в работе ‘по переустройству
села Мячково. Институтам академии
— сельского и колхозного строитель-
ства. архитектуры жилища. общест-
венных сооружений и ‘строительной
техникн-—таны вочкретные задания:
разработать генеральный плфн села, с
учетом существующих строений, по-
добрать и в случае необходимости до-
работать типовые праекты жилых ло-
MOB и общественных сооружений,
помочь колхозу в налаживании с00-.
ственного производства месткых
стройматериалов.

Колхозники поделились  евоими
планами предстоящих работ по ре-
конструкции села и внесли ряд кон-
кретных предложений.

В зале заседаний правления кол-
хоза, где проходила беседа, Акалеми-
ей архитектуры была организована
выставка проектов жилых домов,
клубов, больниц и генеральных нала-
нов колхозных городов.
	Операторы Центральной студии кинохроники закончили цуспытание новой
кинос’емочной камеры, выпущенной заводом «Кинап» (см. информацию
в № 29 «Созетского ‘искусства»). Технический совет Министерства кине-
матсграфии СССР дал высокую оценку аппарата, и в ближайшее время
завод приступает к серийному выпуску таких камер. Сейчас коллектиз
завода разрабатывает технологию производства. На фото: автор В. Д. Кон-
стантинов поонзводит первую с’емку сконструированным им киноаппа-
	ратом КСХ-[.
	‘Фото Н. Козлова.
	TEXHHGECKH OCHACTHTb CUEHY
	Письмо в
	редакцию
	В № 27 газеты «Советекое искуе-
ство» помещена статья народного
адтиста РОФСР Н. Петрова «В ущерб
спектаклю».

Я горячо полдерживаю  мяение
H.: Петрова, что руководителям теат-
ров, а также Комитету по делам ис-
кусств необходимо обратить серьезное
внимание на недостаточную техниче-
скую оснащенность театров.

В нашем тезтре хуже веего обсто-
ит дело со звуковым (шумовым)
оформлением. Если Н. Цетров. пишет,
что В его тгатре звуковое оформление
становится неузнаваемым примерно
	а
несмотря на наличие  онытного.
татного работника шумы и на
	премьере — нз самом низком уровне.
Об’`ягнение этому очень простое.
Произволетво шумовых эффектов воз-
лагаетея ва рабочих сцены, реквизи-
торов и мебельщиков. Эти люди от
спектакля к спектаклю меняются, Wa
ще всего они He облалают В

мым для шумовика ощущением .рит=
ма, музыкальностью. В результате
даже самые несложные шумовые эф-
фекты звучат неубедительно.

’ Нужно только добавить, что Е
сэжалению, некоторые заведующие
постановочной частью не только не
помогают режиссеру в создании еце-
нических эффектов, нд всячески соп-
ротивляются их осуществлению, ечи-
тая их прихотью и капризом поета-
невщика. Такое отношение; естеет-
венно, не способствует повышению
качества спектакля.

Появление на страницах  тазеты
«Советское искусство» статьи Н.
_ЦНетрова весьма своевременно. Ona
должна положить начало борьбе за
повышение технической  оснащен-
ности театральной сцены.

Н. ПИТОЕВВ,
помощник режиссера Киевско-
го ордена Трудового Красного
Знамени русского драматическо-
го театра им. Леси Украинки.
			Слово зрителей
	советский человек, на всех этапах
жизни своей страны’ борюттийся 3a
процветание и укрепление могуще-
ства любимой Родины.

Участники обсуждения были ели-
нодушны в положительной оценке
комедии А. Корнейчука и спектакля
Малого театра «Валиновая фоща».
Автор и театр еоздали исключительно
интересное, подлинно поэтичное про-
извеление, посвященное говременной
колхозной деревне, ее замечательным
людям. умножающим евойм трудом
богатетва родной страны. В пъесе по-
казаны мастера ‘высоках ‘урожаев,
которым присуще чувство нового, не-
терпимость к старому. оживающему,
мешающему движению вперед.

По адресу драматурга были выека-
заны и критические замечания. Так,
например, т. Дутель и старший ин-
женер Миниетеретва авизционной
промышленности т. Селовьева счи-
тают, что в пьесе недостаточно пока-
зана, руковолящая толь партийной
	организации. не олгущается ее влия-
ния в решений основного конфликта
	НЬеСЫ.

Некоторые участники обеуждения
обралнались к. храматургам с просьбой
создавать произвеления нз темьь ко-
торые до последнего времени не на-
хотили отражения в советеком тезт-
	ральном искусстве. Работница. полит-
оттела, Военно-юритической академии
	т. Вербицкая говорила о необхолимо-
ети создания ньее и спектаклей, по-
священных современной советской
сзмье. Давно прингла пора писать и
ставить пьесы о советских ‘учите-
лях — людях, осуществляющих вы-
	сокую миссию воспитания подра-
стающего поболения в КкоммУнисти-
	чегком лухе. (00 этом гГоворали НА
	конференции ученица 156-й школы
	Женя Гралицкая и студентка Педаго-
	тичаского училиша т. Аринина. Сле-
	C40b завол& «ИИазиконолнименик»
	т. Данилов и актриса т. Бронская
обратили внимание писателей и теат-
ров на то. что современная советекая
	драматургия белна женскими ролями:
	это сковывает возможности актрис,
мечтающих © создании на сцене яр-
вих образов героических  коБетских
женщин. В обсуждении поиняли так-
же участие подполковник авиации
	т. Галай, преподаватель т. Алек-
сандосв, инженер Автозавола им.
	Сталина т. Намлегин. сотрудник MHO-
	Секция зрителей Дома актера, не-
давно начавшая свою работу инте-
резным, содержательным  обеужде-
нием спектакля МХАТ СССР им. Горь-
кого «Чужая тень». провела 6 июня
своё второе мероприятие. Совыестно с
редакцией газеты «Советское искус-
ство» секция организовала зритель-
скую конференцию, посвященную
итогам работы драматических теат-
ров Москвы по постановке советских
НЬ9е.

Rak же в заканчивающемся теат-
ральном сезоне драматурги и театры
ответили на требования партии и на-
рода создавать произведения искуест-
ва, посвященные нашей замечатель-
ной действительноети, современчому
советскому человеку, ‘его богатому ду-
ховному миру и влохновенному твор-
ческому труду. его безграничной пре-
ланности Родине. великому делу ком-
мунизма?

Отвечая. на, этот. вопрос, участник

обсуждения кандидат технических
нзук т. Баранов © удовлетворением
подчеркивает, что советская пьеса
заняла основное место. в репертуаре
московских театров.

В то же время отхельные моеков-
ские спектакли сезона 1949—50 гг.
не отвечают возросним — запросам
наших зрителей: «Ночной вор», «Три
опровержения» и некоторые другие.
Ниже возможностей талантливого
драматурга С. Михалкова т. Баранов
считает пьесу «Илья Головин».

Boat ok bt OS be wo fe Stata

= py

BS &es ep Aes ew

co ®

ernwodmd we
	Напомнив о помещенном в .«Фовет-
ском искусстве» письме московеких
рабочих-стахановцев. потребовавиих
от драматургов еоздавать произвеле-
ния © жизни и труде советских лю-
дей. т. Баранов говорит, что в De
Tepryape театров еще очень мало
пьес. прямо обращенных к нашей за-
мечательной современности.

Наиболее сильное впечатление на
инженер» автозаволь им. Сталина
т. Салтанова произвели спектакли
«Незабываемый 1919-й». «Прага
остается моей» и «Пушкин».

— Бобвая, высокохудожеетвенная
пьеса Ве. Виптневского. —— говорит
т. Салтанов. — убедительно рисует
тему единства вождя и народа, рас-
сказывает о дружбе гениев человече-
ства — Ленина и Оталинза. проелав-
ляет сталинскую науку побеждать.
Пьеса и спектакль Малого тедтра не
	иллюстрируют событий, & ярко и  готиражной газеты МГУ т. Ерэтнов
	Выеступивигий 8a конференция
	глубоко раскрывают их и доносят 10: и другие.
	«Прага
	зрителей. Успех спектакля
	нодоброкачественного репертуара
	Советский нарох люЗит цирк. охот-
но посещает цирковые презставления.
Ежедневно тысячи людей в Москве
и Ленинграде. в Риге и Ёзлинине, во
многих горолах страны внимательно
	OXOT-   зад, он, булто ничего не произотило.
	ничего не изменилоевь в нашей жизни
с тех пор. продолжает тянуть старую,
пошлую. неостроумную нулду...

Вот сочиненная Г. Рыклиным (в
который раз!) сценка «В  шубё».
Влоун; гласит ремарка: выхолит на
манеж в большой овчинной нгубе.
«Почему ты в шубе в такую жару?»
— недоумевает его собеседник. —
«Это вместо трусиков». — отвечает
клоун и об’яеняет. конечно. что в ма»
чтазине отеутетвует еезонный -аесор=
тимент товаров. А конновка. рали ко-
Торой. собетвенно. и сочинена эта.. в.
позволения сказать, «еценка», Ta
Кова:

«—A Rak же в шубе лезть в воду?

—- А зачем лезть в воду? Я и так
Мокрый». .

Еше один автор любвеобильного в
халтурщикам репертуарного ‘оттела
пирвового главка, Г. Кадников, на yo.
вольствуется только текелюм. Он при-
думал для артиста Боровикова даже
целый «игровой реприз», нежно озат-
лавленный «Чудесная собачка». На-
рядив собачку коверного в спепиаль-
Но сниттую для нее «вторую шкурку»
е замком «молнией» на спине, Г. Кад-
ников Производит © собакой веяче-
ские манипуляции, идущие Dol ane
компанемент мало занятной беселы
коверного. и инспектора. Зачем по-
налобился этот «игровой  рейриз»?
Только затем, чтобы в концо-концов
собака все же вылезла из своего
наряда, и коверный на в0прое ин-
спектора: «Что это значит?», смог
ответить давненько юбветшалой «ot-
тротой»: «Собака выпила, из себа!».
	Таковы некоторые примеры лея-
тельности ЛП. Германа; и им опокае-
мой (и оплачиваемой, конечно) бра-
тин авторов-халтурщиков:
	Не сменено все это, — скажет чи-
татель. Да, не смешно. Халтура и по-
шалость не могут вызвать смех. Не
смешне. но выгодно для авторов,
получающих ‘3% свои изделия нема-
лую толику государственных денег,
дия П. Германа, который составляет
отчеты. своему начальству © «помю-
щи», оказанной местным артиетам-
разтоворникам...

Халтуоа. принимаемая Главным
управлением цирков.  еоответетвую-
щим образом оформляетея, она, имеет
проставаяемые органами. наблюлаю-
щими за фепертуарм. номера:

1009/50, 926/50 и т. л. Стоят так-

же даты вылачи этих номеров и, кро-
ме того. указаны ероки, в кои озна-
ченные пошлые произвеления можно
исполнять на манеже. Да. ma, не
удивляйтесь: «монолог» Волженина,
оказывается, разрешено исполнять
только до 1 октября, а вот «игровой
реприз» Г. Кадникова бутет нервиро-
вать посетителей пирка ло 31 декаб-
ря нынешнего гола и т. д.

Но разве пошлость, пусть даже
ограниченная сроками исполнения,
перестает быть пошлостью? ;

Комитет по делам искусств найдет.

‚ВИЛИМО, силы для того. чтобы не со-

кращать сроки исполнения. а, вообще
запретить Главному управлению пир-
ков тратить средетва на, изготовле-
ние халтурных и пошлых *текетов.

С. ЛУКАНИН.
	следят за всем, Что происходит на! который раз!)  спенка
	цирковой арене. зрители. аплолируют
отважным акробатам, исполнителям
сложных физкультурных  упражне-
ний, мастерам дрессировки животных.
Но в поеледнее время все реже и реже
разлаютея. анлолисменты ноеле вы-
стунлени i RPPRACTOB PASTOR IARODD
жанра — клоунов, коверных. Проис-
холит это потому, что идейный и
художественный уровень этих вы-
ступлений, за редким исключением,
крайне невысок и. конечно. никак
не может удовлетворить все растущие
MDW советского зоителя.

Кто же повинен в этом? Артиеты
разговорноге жанра, не проявляющие
необходимой требовательноети при
выборе репертуара? Отчасти—да. они
виноваты. Но нужно войти и в их по-
	ложение. ‘А положение у них ‘трулное.
	Во-первых, им приходитея быть вни-
мательным к тому. что дают им сами
авторы; в9-втерых, они должны быть
блительными и следить 34 тем, Bak
бы He DOICVHYI им какой-нибуль
низкопробной халтуры и их «отеп и
благодетель» — сам главный цирко-
вой главк.

Перед нами несколько текстов ре-
приз, сценок, монологов, диалотов и
прочих необхолимых в цирковом оби-
ходе атрибутов. Эти излелия — обга-
зеп так называемой «текстовой по-
мощи», которую оказывает местным
циркам. Главное управление цирков
Комитета: по делам искусетв при Co-
Bete Министров СССР. Изделия эти
заказываются. принимаютея, апроби-
руются и раесылаются на места, епе-
циально для этой цели функциони-
рующим при Управлении репеотуал-
ным отлелом, возглавляемым П. Гер-
MaHOM.

Вот, к примеру, сценка под назва-
нием «Экономия». Вводная ремарка
сообщает. что «коверный выходит на
манеж с бумажкой в руках, подечи-
тывая вслух». Он считает рубли, ко-
пейки, чем и заинтерееорывает
	инепектора, манежа. «Что вы там нод-
	считываете! », — спрашивает  ин-
спектор. После‘ мало вразумительной
баседы выясняется, что коверный
подечитывает экономию. полученную
его женой от нового енижения цен.
«Здорово», поражается инспектор,
«Козерный. А вчера на сэконом-
ленные деньги жена преподнесла
мне сюрприз — небольшую свинью.
	Инспектор. Что же она сделала?

Коверный, Она, сделала поросенка
е кашей».

Вот. и все «остроумие». гранича-
щее се пошлостью, сочиненное Мих.
Волжениным и за государственный
счет купленное Главным ‘управле-
нием цирков.

Не менее плоские «остроты». все
33 тот же государственный счет, по-
ставил-тому же’ главку и Г. Рыклин.
Стародавней пылью. как плесенью,
покрыт! сделанные Рыклиным mene-
лицовки анекдотов и «оригинальные»
сценки. Набив руку на критике
непорядков. имевших место‘в торго-
Вой сети добрых лва лесятка лет на-
	——————_д———_
Г]о следам наших выступлений
	„Носредетвом стригущих движений пальцами...“
	Как сообщает. председатель кино-  считает его несовместимым е почет“
комиссии‘ Союза советских писателей   пым званием советского литератора.
	Винокомиссия решила также при-
нять более активное участие в под-
	боре авторов для научно-пепулярной
кинематографии и обсуждать на
своих заседаниях отдельные ецена-
рии,. а также и законченные пооиз=
водством научно-популярные фильмы:
	CCCP Ю. Валашников, фельетон Г.
Кутаисова 6 плагиате сценариста
М. Витухновского, помещенный в га-
зете «Советское искусство» (№ 33 от
6 июня 1950 г.), полностью подтвер-
ТилСЯ.
	Винокомиссия, обсудив неблаго-
	видный поступок М. Витухновского,
	остаелея моей» определяется тем. что! драматург С. Михалков ‘говорил of
	огромной важности творческого обше-
	ния писателей со зрителями. dto o6-
щение. — сказал он. —— станет еще
	щение, —— сказал он, —— станет еше
более плолотвюрным. коглх зрители
	будут не только полвотить итоги рА-
	рассказ © замечалельном писателе.
пламенном революционере Юлиусе
Фучике предстает во взволнованных
картинах героической борьбы  брат-
ского чешекого нарола за, свою св0б9-
	лу и независимость. Тов. Салтанов   боте, уже проделанной лраматургом
бтатотатит коллектив Тезтра. им.! и тватрами. & поимут учаетие в 95-
	суждении пьесы ло ©е постановки.
Понберенпия пнатлялно протомон-
	благодарит коллектив Театра, им.
Ермоловой, и особенно талантливого
артиста В. Якута, показавших зри-
	тетям бесконечно дорогой всем совет-! стрировала значительно возобсший
	уровень ихлейно-творческих запросов
	советеких зрителей. их умение 06-
стоятельно. глубоко анализировать
произведения драматургии и театра, е
позиций коммунистической идейно-
сти. Важдое выступление на конфе-
ренции свидетельствовало о горячей
эаинтересованности зрителей в суль-
бах советекого театрального HCKYC-
ства, 0 их стремлении оказывать по-
мощь его дальнейшему! росту и совер-
менствованию. Вот почему чувство
	недоумения вызззло отсутствие Had
кокференции главных режиссеров,
	директоров и ведущих артистов боль-
шииества московских театров. драма-
TVDIOB и театральных EDPHTHEKOR.
	„День открытых дверей“
в Московской консерватории
	Завтра в Московской консерва-
тории, впервые за время ее существо-
вания, для желающих п ить в
консерваторию состоится ень от-
крытых дверей».
	Народный, артист РСФСР А. Свеш-
ников проведет беседу об истории
Московской консерватории. По во-
просам,  интересующим поступающих,
будут давать консультации деканы
факультетов и ведущие профессора;
	«День открытых дверей» закончит-
ся большим концертом, в котором
примут участие хор дирижерского фа-
	ским людям образ генизльного рус-
ского поэта А. С. Пушкина.
Высокоилейные и высокохуюже-
ственные драматургические произве-
дения всегда открывают широкие воз-
можности для плодотворной, интерес-
ной работы актеров и режиссеров: эту
мысль кандидат философских наук
т. Дудель развил нз примере двух
последних постановок Малого теат-
ра — «Незабываемый 1919-й» и
«Ёзлиногзя роща». Он провел инте-
рееную параллель между этими спек-
таклями: один Из них повествует ©
славном революционном прошлом, &
другой.— о нашей современности, но
В обоих ярко и убедительно показан
	Возобновление
постановок в МХАТ
	Московский Художественный ака-
демический театр возобновил  спек-
такль «Враги», не шедший на этой
сцене свыше полутора лет.

Театр намерен также возобновить
«Царя Федора», которым Художе-
ственный театр 52 года тому назад
начал свою славную историю.

Предполагается возобновление ко-
медии Бомарше «Бёзумный день, или
Женитьба Фигаро».

В скором времени московские зри-
тели внозь увидят спектакль «Земля»,
ве шедший с 194[ года, «Бронепоезд
14-69». показанный в последний раз
	15 лет тому назад, и после 9-летнего   культета, студенты и профессора кон-
		перерыва’ — «Любовь Яровую».