СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	пи А. М. Горького.
	ололые HO
	Обеспечение плаяз производства
кинокартин упирается неизменно в
отсутствие добротных сценариев.

Как предотвратить сценарные «3а-
сухи» и где взять нужное количест-
во профессионально подготовленных
винодраматургов, на которых легла
бы основная тяжесть плана? Вот воп-
росы, которые горячо обсуждаются в
Министерстве кинематографии СССР,
в (Союзе советских писателей и в
сценарных отделах киностудий. На
этот счет существует несколько то-
чек зрения. Одни полагают, что толь-
ко известные писатели, призванные
В БИНО, ПОМОГУТ «вывезти» план;
‘другие видят спасенье в десятее ста-
рых кадровиков-сценаристбв; третьи
питают. робкую. пока еще очень роб-
кую. надежду на выпускников еце-
	нарного факультета ВГИВ.
	Все эти точки зрения ни в коей
мере не исключают друг друга.

Ho «a уверена, что будущее кино-
драматуогни принадлежит молодым
кадрам сценаристов. Чтобы ускорить
процесс обогащения сценарных порт-
фелей за счет молодых, нужно реши-
тельно расстаться с робостью в их
вылвижении. Нужно преодолеть не-
доверие к их творческим BC3-
можностям, обязательно пойти на
известный риск, хотя со «старика-
	ми» спокойнее и безопаснее прохож-
	дение по бесчисленных и бурным по-
рогам киноинстанций.

В течение последних трех лет мне
довелось работать в Государствечной
экзаменационной комиссии ВГИК и
принимать работы студентов сценар-
ного, факультета. С удовлетворением
отмечали.мы из года в год повышаю-
щееся качество дипломных ецена-
рисв. Все болыне радовал выбор те-
мы, государственный подход к разре-
шению поставленных задач, покоря-
ло серьезное изучение матернала.

На творческом росте выпускников
прежде всего, конечно, сказалаеь пе-
рестройка всей работы о сценарного
факультета после известных реше-
ний ЦВ ВЕН(5) по идеологическим
вопросам. Значительно улучшилась
методика преподавания, повыеилея
уровень педагогического руководства
факультетом.

Практика творческих командиро-
вок дипломников полностью оправда-
ла себя. В разных концах нашей не-
об’ятной Родины побывали эти онс-
ши и девушки, и сейчас е молодой
торячностью стремятся они отдать
свои знания. свои епособности народу.
	Вот девушка, выросшая в шахтер-
ском позелке Донбасса. Защишая
свой дипломный сценарий о шахте-
рах, она прочитала такую интерес-
ную лекцию о внедрении стаханов-
ских методов на производстве, так
четко и убежденно говорила о `тех-
нолопии производства, что казалось—
перед комиссией стоит инженер.
	Она, так же как и другие липло-
	манты, Показала эрудированность,
запас жизненных наблюдений, уме-
нье выбирать в явлениях действи-
тельности самое главнее.

Я не хочу сказать, что все их ра-
боты совершенны, но`они талантли-
вы, жизнеутверждающи, и мимо мно-
гих из них мы несправедливо про-
Шли.

„Мне хочетея _ рассказать ^ в этой
статье о нескольких работах. динлом-
ников последнего выпуека (руково-
	дители сеценарного‘ мастеретва—кан-
	дидат искусствоведческих наук Й.
Вайсфельд и лауреат Сталинской
премии Е. Габрилович, консультант
Н. Агаджанова).

Вот работа В. Спириной о худож-
нике Сурикове.

Молодой автор поставил перед се-
бой большую и сложную задачу —
воссоздать образ гениального худож-
ника, показать его’ беззаветную пре-
данность и страстную любовь в сво-
ей Родине, его священную веру. в
творческую одаренность и великое
будущее русского народа. И большая
заслуга молодого сценариста B TOM,
	что сна сумела замечательно увидеть
Сурикова, хоть и не смогла еще, по
	своей неопытности, по- настоящему
доработать так хорошо увиденный
ob pas.

Исторический фильм (а стало быть
и сценарий) можно сделать так, что
он весь будет в проньюм, а можно
его сделать и так, чтобы в нем ощу-
щалось дыхание современности. У
Спириной, которая хорошо и остро
чувствует наше замечательное сагод-
ня, Суриков вышел таким, что ва-
жется, будто он живет с нами вме-
сте. Его задачи, его страстная. борьба
за победу реализма в искусстве, его
утверждение силы и мощи русского
народа так же велики, как и задачи
художниЕа, работающего сегодня в
любой области нашего искусетва:

Спирина интересно раскрыла в
сценарии основы эстетического идед-
ла Сурикова, которые видел он в ге-
роических подвигах русского народа,
в неисчерпаемой силе и красоте его
духовного облика.

Мотив верности суриковекого твор-
чества народным истокам проходит
	‘через весь. сценарий и особен» цол-
	но и подробно разрабатывается в фи-
	Ннале.
	олраматурги
	справится, было бы тольбо женаное
одной из наших студий работать ©
молодым автором.
	_ Мне хочется сказать несколько
слов о другом динломном сценарии, ©
«Раскованной земле» Розы Буданце-
	wR Se ЧЕ Аа

рой, свежо и` горячо рассказывающей
	о борьбе за колхозы на освобожден-
	ной земле Буковины.
Это произведение очень поэтичное,
	=a

TC TIO AHH настоящей, волнующей
	романтики, с превосходно написан-
ных пейзажем, показывает свовобраз=
ное видение автором людей, тонкое
понимание движений души, ‘которое:
так редко дается молодости, и пред-.
сказырает, что талантливый автор“
	может со временем стать серьезным
	писателем.

Сденарий еще очень неровный, но

он уже говорит о том. что автор умеет
вилеть, отбирать главное, что он

профессионален, 3 это весьма важ-.

ное качество для писателя, работаю-
щего в области кино.

Несколько подробнее хочу я оста-
новиться на сценарии Н. Золотаревой
«Евдокия Ивановна». В нем раеска-

зывается о среднем  льноводческом:
колхозе, который благодаря инициз-.

тиве и глубоко партийному отноше-
нию его руководителей к работе ста-
новится передовым.

Казалось бы, — давно знакомая <си-
туация. Обыденный ход событий, ни-

кто не делает роковых ошибок, ни-_

кто не отказывается от личного еча-
стья во имя долга. A просто: был
колхоз средний, стал Колхоз .пе-
редовым. Горячая девчонка Дуняшка
стала уважаемым председателем код-

x03a — Евдокией Ивановной. 06 этом.

и рассказывает Золотарева в, св06м
сценарии, рассказывает взволнован-
но, искренне, передавая нам свои
чувства,

Да! Миллионы вот таких людей.

честных, горячих, жадных до знаний
и до работы, ведут к победам великую
нашу страну!”

В своей первой работе Золотарева
обнаружила понимание драгоценных
качеств современного человека, и это
определило ee как художника. Ин-
тересен и полон движения образ ге-
	рвини, и то обстоятельство, что автор
	отказал ей в любовных пережизвани-
ях, ничуть не обеднило его.
	Очень жаль, что к концу ецена-
рия Золотарева скомкала сюжетный
ход. Вообще нужно сказать, что ере-
ди дипломных студенческих работ
еще много незрелого и в замыслах и
в воплощении, а порой видны неряш-
ливость и евомканность в литератур-
ной запиеи некоторых эпизолов.

До сих пор бытует, даже среди
опытных ‘кинодраматургов,  конеер-
вативное мнение, будто литературная
запись в сценарии—дело  второсте-
пенное, неважное. В сожалению, это
вредное мнение часто передается мо-
лодежи. Сценарист должен помнить,
что он прежде всего литератор, Ведь
хорошо написанный сценарий помо-
тает режиссеру, артистам, художни-
кам создать образы и атмосферу бу-
дущего фильма так, как увидел их
‘звтор. Хорошая литературная запибь
дает точный творческий посыл вее-
му коллективу картины. я
	Размеры статьи не позволяют pac-
сказать и о других работах, по-своё-
му интересных и свежих, например,
0 «Новом саде» Вазанской, в котором
наряду с превосходным знанием“ ма-
териала автор обнаружил ‘уменье.
		чувство юмора.

Сценарная студия Munereperna
кинематографии обратила внимание
на способности диплемантки и пред-
ложила ей. использовав мотивы «Но-
вого сада», написать сценарий на
тему. «Юные мичуринцы».

Нужно отметить, что Казанская—
не единственная среди дипломанток
этого года, получившая от нашей ки-
нематотрафии производственное зада-
ние. Студия имени Горького предло-
жила В. Спириной сдалать еценарит
о детях Кольского полуострова, о вы-
сокой тражланственности советских
школьников, ощущающих себя х0-
зяевами‘ своей земли. Н. Золотареву
сценарная студия посылает писать
сценарий о хлопководах, Талжикиста-
на, где она до поступаения во ВГИК
	‚была. на партийной рабете, В творче-
	ские командировки уехали Буданце-
ва, Плотникова, Рудых, Франгулян,
Репина:

` Винокомиссия Союза писателей де-
лает большое государственное дело,
поддерживая молодежь. Это она суб-
сидирует творческие командировки и
добивается опубликования в печати
лучших работ.
	Но иногда еще на студиях и в ми-
нистерстве нет-нет, да и проскольз-
нет высокомерное отношение к моло-
ДЫМ.

— Ах, это сыро и Heconepmenno!
— говорят автору. страхуясь от воз-
можных неудач. Но не значит ли эт9,
что. надо помочь доработать и усовер-
шенствовать сценарий? Не значит ли
это, что нужно с а пастить
молодежь?
	“41 He призываю делать скидку на
молодость и неопытноеть. Можно и
должно быть строгим, и чем талаят-
ливее: человек, тем больше с. него
надо спрашивать, но нельзя равно-
душно перешагивать через драгоцен-
ные зерна таланта.
	` Совершенные сценарии сразу но
рождаются. От первого и’ до поелед-
него варианта — горы усилий и bec~
конечного труда. Поэтому нало отрё-
WHTBCH от чисто  умозрительных
представлений о «совершенном» сце-
нарии. Пусть молодые почувствуют,
что их ждет произведетво, что их
труд насущно необходим, что им по-
могут старшие товарищи, что друже-
свое плечо поддержит их в горькие
минуты сомнения. И тогла они емоз
гут сделать многое. Во всю силу ево-
его таланта ответят они стране 603=
	данием произведений, достойных на-
шей замечательной эпохи.
	М. СМИРНОВА.
	‚дня смерт
	В 1А-й годовщине со
			виях, показал и показывает себя
умным. талантливым хозяином, —
поеле: этого я тоже убедилея в неиз-
бежности смертельного боя.

` И если вепыхнет война против то-
	Го’ власса, силзми которого я живу ий
	работаю, — я тоже пойду рядовым
бойцом в его армию. Пойду не пото-
му, что знаю, именно она победит, &
потому, что великое справелливое де-
ле рабочего класеа Союза Советов—
это мое законное дело, мой долг».
Великий патриот Горький видел в
своей Родине надежду человечества,
знал, что ей суждено выполнить и
она выполнит смелые мечты многих
поколений, и не только выполнит, но
и превзойдет самые дерзкие мечтания.
Поэтому он с такой упорной силой не
уставал призывать народ быть гото-
вым ко весвозможным вражеским
провокациям. Нельзя, чтобы судьбы
поколений. судьбы = цивилисацщия,
жизнь детей, материальные и куль-
турные ценности. созданные неуто-
мимым и влохновенным трудом, бы-
ли поставлены на карту, чтобы они
‘подверглиеь возможности уничтоже-
ния ради какой-то презренной, отвра-
тительной кучки человеконенавиет-
ников, извергов человечеекого рода: -
Нельзя. чтобы черные силы: тьмы.
	уеавклими. восторжествовали Hag 6©5е1-
	лыми деяниями человечества, увб-
ренно идущего к величественным по-
бедам, нельзя, чтобы злобная ярость
старого заглунила молодые” побеги
HOBOTD.

В борьбе за мир вилная роль при-
надлежит деятелям литературы и ис-
кусетва. Особенно велика роль пиеа-
телей, теятелей искусств в нмни
	  лни. На них возложена важная и по-
	четная обязанность. Народ доверяет
им. Не случайно выне в Borne
Кремлевском дворце, вместе с госу-
дафственными деятелями. крупными
учеными, новаторами промышленну-
сти и сельского хозяйства, репалот
важнейнтие государственные  вопро-
сы и писатели, художники, арти-
ты, музыканты.

Изнимажию великой общественной
		твлей культуры Горький. Он призы-
вал их расематдивать свое лело, как
великий вклад в общую борьбу на-
рода. ‘

В обращении к писателям Запада
Горький неоднократно говорил о том,
что мастера культуры обязаны четко
и определенно найти свое место в
борьбе, лолжны твердо решать, с кем
им по пути — с теми, кто строит
жизнь, кто камень за камнем воздви-
тает грандиозное здание будущего,
или с теми. кто готовится ее разру-
	нить. Или здесъ-——или Там. Гретьего’
	пути быть не может. Горький сумел
разоблачить неуклюжие попытки
‘буржуазных ° «мастеров культуры»
прикрыть свой оппортунизм, обы-
вательское о мировоззрение ^ краено-
байскими словами о мнимом нейтра-
литете,..0, чистом искусстве, 06. апо-
литичности ‘искусства. Таких «дея-
телей» Горький клеймил беспощадно,
выводил их на чистую воду.

Й сейчас, когдь лучшие предета-
вители культуры активно борются за
мир, разоблачают поджитателей вой-
ны, также находятся отдельные вы-
родки, прикрывающие свою нена-
висеть в демократии и миру, в про-
стым людям туманной завесой иезу-
итских фраз, за которыми явственно
проступает истинное лицо лакея им-
пепизлиютичеекого лагеря. Вепомним
	хотя бы позорный поступок англий-
	ского писателя Пристли, отказавше-
гося подписать обращение Постоян-
ном комитета  Веемирного  кон-
гресса сторонников мира и тем
самым собственноручно распиеав-
шегося в своей приверженности к
врагам мира. Вогда думаепть ‘о Прист-
ли и ему подобных, приходят на ум
слова Горького: «Вазалось бы, что.
чувство собственного достоинетва ма-
стеров культуры,  «гуманиетов»,
должно быть глубоко возмущено
фактами отрицания культуры Ja-
вочниками, их походом против роста
всякой техники, кроме военной, наз-
наченной истреблять людей. Но неза-
метно, чтобы мастера буржуазной
культуры возмущалиеь  сожжением
книг, неугодных фашизму, пропо-
ведью человеконенавистничества, за-
ключенного в смыслах национальной
и расовой теории, подготовкой в но-
вой яростной войне, — к бес-
смысленному истреблению  миллио-
нов наиболее здоровых людей, в
‘новому истреблению огнем вековых
культурных ценностей к разоуше-
	культурных ценностей, к разруше
нию городов, уничтожению результа
	тов тяжвого труда масс, которые в9-
здали фабрики и заводы, обработали
поля, построили мосты, дороги»,

Но победа не за этими отщепенца-
ми, не. эти отбросы человечества ре-
шат сульбы мира. Победа за много-
миллионным человечеством, победа
за трудовым народом, победа за лате-
рем мира и демократии. Й в этой
борьбе, борьбе благородной, за кото-
рую человечество будет вечно блато-
дарно нашему времени, грозным
победоносным оружием является сло-
во Горького — великого русского пи-
сателя и борца, друга бессмертного
Ленина, друга нашего вождя —
Сталина.
	-В-эти дни лучшие сыны. и дочери
советекого народа, собравиикъь пох
величественными сводами Большого
Еремлевсвого дворца, решают вопро-
сы дальнейшего под’ема нашей вети-
кой Родины. Важдый день, каждый
час приближает нае к коммунизму.
Его черты все увереннее дают себя
знать в нашем героическом наетоя-
щем. Могучий - советский народ, во
главе всего прогрессивного. человече-
	ства. ведет благородную и п0бедо-
	носную борьбу за` мир, за демокра-
тию; за социализм.

Весна человечества, заря BOMMY-
низма, —— эти елова перестали быть
поэтическими образами, они опреде-
лают суть напеих дней. ©

С нами в одних рядах — вое чеет-
ные люди мира, с нами лучшая и
большая часть человечества; против
нас — всё обреченное историей на
гибель, дряхлый, но злобный мир
хишничеетва, стяжательства, челове-
коненавистничества. Новое рождает-.
ся в борьбе, старое яростно сошо-
тивляется, пытаясь продлить свои
считаные дни. Й, издыхая, старое
не гнушается никакими преетупле-
ниями, никакими злодейскими вы-
лазклми. — у

‚Завтра исполняется четырнахцать
лет, как с нами нет Горького. Враж-
дебвому миру грязными руками све-
их самых подлых наймитов удалось
прервать светлую жизнь гениального
писателя. Но, остановив жизнь вели-
кого человека, он не емог заглушите
его мощный голос, как ‘набат звуч8-
щий нах миром, призывающий людей
к борьбе с миром стяжателей, е от-
вратительным  спрутом — капита-
лиЗмом.

Бессмертные творения Горького-—6
нами. Они учат нас понимать жизнь,
точно распознавать наших друзей и
врагов, они учат нас борьбе. Многие
десятилетия титанической  деятель-
ности писателя оставили нам неис-
черпаемое наследетво.

Мы учимся у Горького жить, 0a-
г
ботать, любить свою Родину, свой на-
рол. учимея у него ненавидеть на-
	ших врагов. Горький — наш MYI-
	рый советчик, учитель, друг. С мно-
точисленных портретов смотрят на
нас емо умные, много повидавигие
тлаза великого учителя. Как много
есть людей, которые вотречалиеь ©
ним и от него лично получали Apy-
жеские, теплые советы, как жить и
работать. Горький был другом
Ленина, другом Сталина, в художе-:
ственных образах он воплотил их ге-
ниальные предначертания, рассказал
о великом переустройстве мира, вое-
пел радость труда, провозгласил гоэ-
дые слова во славу человека: «Чело-
век — это звучит гордо».

Горький раёкрыл нам  могучую,
талантливую душу нашего великог»
народа, показал нам его неизбывные
силы, показал людей, которым суж-
дено совершить величественные дела. .
Он учильнас уважать’ ‘человека, вв-
рить в него, верить в конечное тор-
жество гуманизма и справедливости.
	Но Горький не переставал учить
нае бдительности. Как никто другой
из русеких писателей, Горький исны-
тал на себе цепкую, беспошадную
хвалку собственнического мира, cBO-
ими глазами BUTEA звериный обхат
буржуазного общества.

Хищный мир капитализма, Горький
видел и в его ваиболее простом и
примитивном выражении, вроде CBIT-
ноподобного булочника Семенова, и в
его высшем проявлении, олицетво-
ренном в городе. Желтого Дьявола, в
городе, где за мертвыми глазницамя
стальных небоскребов вершатея  са-
мые бесчеловечные кровавые дела.

Горький был великим борцом за
мир. Он оберегал жизнь трудового
народа, всеми силами боролея против
поджигателей войны. Он. писал в
1936 году в газету «Правда»: «Разо-
блачение фашистских полжитателей,
	— мне нечего Вам об этои писать.
	сейчае крайне важное лело».
	В наши дни, котда во всем мире
развернулась мощная кампания
борьбы за мир, борьбы против под-
жигателей войны, слово Горького
всегда с нами, прогрессивное чело-
вечество чувствует могучую горьков-
скую поддержку. Слово Горького по-
могает нам вести за собой многомил-
лионные массы человечества, вместе
е нами разоблачает новоявленных
сторонников мирового  господетва,
мечтающих о новых человеческих
бойнях, о дьявольсвом превращении
крови в золотую чеканку.

— Будьте бдительны, — говорил
Торький, — распознавайте коварные
повадки врага, пристально следите
за его действиями, He давайте ‘ему
возможности почуветвовать себя без-
наказанным.

«Я всю жизнь был «пацифиетом».
Война вызывала у меня только OT-
вращение, стыд з& людей и ненависть
® зачинщикам массовых убийств, к
разрупвителям жизни. Е

Но после той героической войны,
которую победоносно провел  голот-
пый. босой, полуголый наш рабочий
и крестьянин, поеле того как рабо-
чий клаюс. строя новое, свое  тосу-
даретво в невероятно трудных усло-
	«А. М, Горький читает пьесу «На дне» артистам Худо жественного театра». Картина художника А. Кирил-
лова (Всесоюзная художественная выставка 1949 года).

Нам, советским актерам, выпало
на долю великое счастье — творить
для народа, строящего коммунизм. 3a
многие годы, в течение которых рос,
формировался ий мужал напе совет-
ский актер, е необычайной ясностью
определялиеь новые черты, характе-
ризующие его облик: идейная пеле-
устремленность, активное отношение
к жизни, участие в великом иестори-
ческом творчестве своего народа.
	Искусство. советского . актера —
это оружие в борьбе за коммунизм,
и вне этой борьбы нет ни самого
искусства, ни тем более его роста,
поступательного движения вперед.
Запае мнотообразных наблюдений,
личный жизненный опыт, опыт уча-
стия в строительстве коммуниетиче-
ского общества делают советского ак-
тера не только исполнителем в узко
ограниченном смысле этого елова, но
прежде всего носителем идей худо-
жественного произведения, подлин-
ным воавтором драматурга и режиеее-
ра. :
За всю; мою сознательную жизнь
мне ни -разучне пришлось. со сцены
	или экрана подстрекать зрителей к
	убийствам, кражам, изменам, преда-
тельствам, к подлым, черным делам.
Произведения советских художников
никогда не наносили оскорблений ни
одной нации, ни одному народу. Кон-
	ститупия нашего многонационально-
	го государства выражает дружбу на-
родов, и работники советского ‘иекуе-
ства воспевают в своих произведени-
лх эту дружбу. Оптимистической ве-
рой в светлое будущее советекого на-
рода и всего прогреесивного челове-
чества веет от произведений нашего
искусетва,

Наш народ, наша коммунистиче-
ская партия и советское правитель-
ство поставили перед нами трудные,
но почетные задачи. Среди них —
	задача, вдохновляющая своим ввли-
	чием, чарующая своей красотой: вос-
создать в наших произведениях 0б-
разы лучших сынов и дочерей наро-
да, образы наших гениальных вож-
дей — Владимира Ильича Ленина и
Иосифа Виссарионовича Сталина.
	Мне, как и многим моим коллегам,
посчастливилось участвовать в реше-
нии этой почетной задачи. Мне очень
радоетно сознавать, что моя личизя
творческая биография связана с 00-
разами великих людей России. Играл
я в кино Александра Невского; играл
в театре Петра Г, в кино и в тезтре
играл Ивана Грозного, играл Климен-
та Аркадьевича Тимирязева в филь-
ме «Депутат Балтики», играл вели-
кого преобразователя природы Ивана
Владимировича Мичурина в пьесе
«Жизнь в цвету», гениального изо-
бретателя радио А. С. Попова и, на-
конец, и в театре и в кино работал
над образом Алексея Максимовича
Горького. Й сегодня особенно. хочет-
ся 0б этом вепомнить и рассказать.
	Вее эти образы, вее эти люди —
		разные и по своим профессиям и п
своим характерам, но их об’единяет
одно: глубокий патриотизм, вера в
светлое будущее своего народа.
	Выполняя нашу почетную задачу,
мы, актеры, сталкиваемся с немалы-
ми трудностями. Когда Борису Ва-
сильевичу ШЩукину предложили
впервые еоздать образ’ Владимира
Ильича Ленина в картине «Ленин в
Октябре», он долго не решался, `от-
казывалея: «У меня нехватит ни ума,
ни сердца, ни таланта, ни фабото-
способности, чтобы подняться до это-
го образа...».

Может быть, еще и не родился тот
гениальный ARTep, KOTOpoMy дейст-
вительно по плечу такая задача. Но
Щукин, вак современник левинско-
сталинской эпохи, должен был за эту
задачу взяться и взялся, И я не оши-
бусь, если скажу от имени миллио-
нов зрителей, что ‘он нас всех взвол-
новал;, когда мы увидели его в обра-
зе Ленина в картинах «Ленин в Ок-
тябре», «Ленин в 1918 голу», ив
пьесе Погодина «Человек с ружьем».
Он вложил весь свой ум, все серлие,
весь свой творческий опыт в эту ра-
боту:

To же. самое можно сказать и 06
	образе, дорогом и близком каждому рыназя
	труженику мира, =— образе Hocudia   «могу чей кучки» ‘русских композито-.
Висеарионовича Сталина. ‹ С каким   ров`— Владимира Васильевича Cra-
волнением работали над воплощени-  сова в фильме «Мусоргский». В спе-
ем этого образа М. Геловани, А. Ди-   не суда над Стасовым по ходу дей-.
кий! И сейчас уже можно назвать   етвия Отасов превташщается из обви-
		няемого в обвинителя и в своей eTpa-
	ряд советских актеров, старых и м-
	be художника
			стной, наполненной сарказмом речи,
направленной против  космополитов
того времени, тормозивших развитие
	русекого мовкусства, гововит © огром-
	ной верой з светлое будущее руеекого
искусства следующие слова:

_ «Чего мы хотим? Мы хотим са.
мобытного русского резлиетичеекого
искусства. Русский народ испокон
века любит песню, широкую и муд-
рую, как сама природа нашей Gec-
врайной земли. Негоже наследникам
Глинки и Дартомыжекого бить по-
клоны У чужих порогов. Мы ввели
нашу правдивую русскую песню в
светлую горницу искусства. Мы уде-
сятерим свои силы, постигнув ее.
Oia уже звучит в наших операх и
симфониях, мы оснастим ев новыми
крыльями. Лети вперед! Зови вперед!
К тем неминуемым дням, когда в раз-
долье и счастье запоет наш народ
и услышат. его в самых отдаленных
уголках земли и возрадуются!»:
	Работая нал образом Стагова; я ду-
	маю о Горьком, ибо Алексей Макеи-
умович своими высказываниями 9
	мович своими высказываниями 0
Cracope epasy же раскрыл мне ‘образ
этого замечательного патриота. Вот
	что. он 09 нем писал.
«Седой ребенок большого роста, с
большим и чутким сердцем, он мно-
го видел, много ‘знал, он любил
жизнь и возбуждал любовь к ней».
	«Его стихией, религией и богом
было искусство, он веегда казался
пьяным от любви к нему, и — быва-
10 — слушая его торопливые, на-
	Коро постровнные речи, невольно
думалось, что он предчувствует ве-
ликие события в области творчества,
что он стоит накануне создания кз-
ких-то крупных произведений лите-
ратуры, музыки, живописи, всегда
с трепетною радостью ребенка ждет
светлого праздника».

«Мне жалко, что я знал его мало
— жизнь не часто дарит радоеть го-
ворить о человеке с искренним к не-
му уважением.

Когда он умер — я подумал:

— Вот человек, который делал
все, что мог, и все, что мог — еде-
Han...

Моя заветная мечта — создать
образ Горького в большом художеет-
венном произведении, в котором мож-
но было бы отобразить отдельные
этаты борьбы и деятельности вели-
кого русского человека.
	Работа эта для меня особенно труд-
	На, ТЗЕ КЕ с Алексеем Максимови-
чем я не был лично знаком. Я видел
	его один раз при очень забавных 06-
	стоятельствах.
Окончив театральную школу, я с
	двумя коллегами — Борисом Чирко-
	вым и Петром Березовым — приду-
мали.и поставили гротескный коми-
ческий танец — пародию на извест-
ных в 10. время киноактеров. Нанта
мололость, наш залор, умение лви-
	молодость, Наш задор, умение дви-
гаться позволили. создать веселую
	танцовальную шутку.

Тетом 1927 года мы выступали е
этим номером с немалым успехом на
эстрадной площадке «Cala отдыха»
	в Ценинграде. На одном из конпертов
	нас предупредили, что в зрительном
зале сидит А. М. Горький. Мы страш-
но заволновалиеь. Каждый из нае
старался, как можно больше «вы-
жать» из себя. Публика была в во-
сторге. Номер шел под аплодисменты
всего зрительного зала. Но наши B30-
ры, когда позволяло время. были 0б-
	ращены на А. М. Горького, который
	сидел во втором ряду в своей широ-
кополой шляпе. Он ни разу не улыб-
нулся, на его лице нельзя было про-
честь ничего, что могло бы быть по-
нято, как восприятие нашего номера.
	Думал ли я в то время, что пройлет
десяток, лет и мне доведется предпри-
нять смелую . понытку создания 0б-
раза Горького в кино и театре?

С именем Горького, великого чёло-
веколюбца, связана наша борьба за
	лодых, которые могут гордиться сво-
ими достижениями   в работе над
образами товарища МФенина и
товариша Сталина,

На мою долю выпала ответствен-
ная задача играть в картине «Ленин
в 1918 году» роль Алексея Макси-
	мовича Горького. Я тоже еначала от-`
	казывалея, боясь, что не справлюсь.
Больших трудностей стоила эта ра-
бота, е мосй точки зрения, далеко
несовершенная; мне помогали свои-
ми советами люди, близко знавшие
Алексея Максимовича. Я  приучал
себя к присущим ему жестам, к его
Волжскому  товорку с акцентом на
	«0». В некоторых случаях я «пере-
	барщивал». Тут нужно было найти
	«добрую середину», и в этом помог
	театр, пюзволивиеий мне около сот-
ни раз сыграть Горького.
	Всякий образ... и исторический, и
современный, должен быть прежде
всего правдополобным. И тут передо
мной и перед. художником-гримером
А. Ермоловым. встала . чрезвычайно
трудная задача — создать внешний
	облик Алексея Максимовича. Б тече- ``
	ние трех недель’ я ежедневно ‘по 5—
	51/> часов просиживал с’ Врмоловым
	перед зеркалом в гримировальной
	студии Мосфильм. Часами искали мы
		линии расширенных скул, которые
накладывалиеь из гуммозного пла-
стыря, линии волевого, выдающегося
вперед подбородка, линии его ‘бровей,
усов, головы, Этот ювелирный про-
цесс отнял у нае очень много време-
НИ, И в66 Же мы че останавливалиеь
перед трудностями, искали и находи-
ли новые и новые нужные нам
черты. ти

По ночам я наслаждалея — пере-
читывал бессмертные произведения
великого писателя, и они все более
и более раскрывали передо мной чер-
ты великого человека, великого гу-
маниста.

Входя в павильон, я подходил в
Борису Васильевичу Щукину, кото-
рый был уже в образе Ленина, и кз-
кое-то 0с0бое чувство благоговения
испытывал я, приближаяеь к нему.
Когда Щукин разгримировывалея и
шел по коридору, у меня не пропада-
10 это чувство, я всегда невольно
старался посторонитьея, пропустить
его вперед.

Воплошая образ Topsroro 1 B тез
ре, я всегда испытывал такое же
чуветво на сцене,

Никогда не забуду фразы, RoTopyD
мне говорил Скоробогатов в образе
Тенина:

«Погодите, Алексей  Максимо-
вич, дайте срок, придет время, и на-
ши писатели, наши ученые будут
иметь все, им будет завидовать ин-
теллигенция всего мира!...».
	Это время настало. В нашей стра-
не достигнут небывалый расцвет на-
уки, культуры и искусства. Нам дей-
ствительно может завидовать и зави-
дует интеллигенция всех капитали-
стических стран.

С именем А. М. Горького — друга
величайших людей мира — Ленина и
Оталина— связано все лучшее, вее
красивое, все прогрессивное. Я про-
должал думать о Горьком и тогда.
	‘вогла играл в кино изобретателя ра-
	диб А. ©. Попова. В фильме есть еце-
на, когда ночью в рабочем кабинете
жена Александра Степановича читает
произведение ГорБкого. После ‘наступ-
ления’ паузы   4,5 B образе Horosa,
roBopio:”

«Да... этот великий человек тоже
ищет новые средетва связи, но’ толь-
ко между людьми, И какое у него имя
уворяющее... Горький!».

Найти образ Тимирязева в фильме
«Депутат Балтики» мне опять-таки
помог Горький, помогла переписка
Тимирязева се Горьким. В одном из
писем к Горькому Тимирязев писал:

«У меня, У старика, чешется
язык. Rorja же, наконец, появятея
честные тазеты? Что же должна де-
лать молодежь? ».
	Обнаруживая писательскую наб-
людательность и взыскательное от-
ношение к отбору характерных дета-
лей, Спирина прослеживает путь воз-
никновения художественных замые-
лов Сурикова. В сценарии показано,
что в основе творчества художника.
всегда лежат изучение реальной дей-
ствительности, проникновение в
сущность исторических событий, лю-
бовь к своему народу и верность
принцииам резлизма.

Эпизоды на Красной площади в
Москве, в мастерской, › на постоялом
дворе; финальные эпизоды в Сибирн
сделаны автором убедительно и’ яр-
ко. Среда, в которой poc Суриков,
также намечена хорошо.

Уточнение общего движения собы-
тий в еценарии, доработка его компо-
SHIH, преодоление зпизодичности
составляют одну из важнейших залач.

а IRE EEE СТ ТЕРРОР ABIES

Спириной, с которой онз, безуеловно.
	‚Совет Московского дома кино и
релакция газеты «Советское искус-
ство» организуют совещание, поевя-
	ценное обсуждению  перспектизного! производства.
	А. М. Горький в МХАТ
	вызывают в душе его лишь одно чув-
ство — страстное желание уничто-
жить их. Он, рабочий человек, знает,
что жизнь тяжела, трагична; но все
же— лучше ве нет ничего, а она дол-
HA и может быть исправлена, ‘пере
строена ero волей, сообразно. его же-
ланиям».

В музее находится экземпляр пьесы
«Мещане» со следами цензурного ка-
рандаша. Из роли Нила были выма-
раны такие слова: «В одном не вижу
ничего приятного, — в том, что мною
и другими честными людьми коман-
дуют свиньи, дураки, воры... Но —
жизнь не вся за ними! Они пройдут,
исчезнут, как исчезают варывы на
здоровом теле».

Отношение А. М. Горького к Хуло-
жественному театру нашло отражение
в переписке Горького и Чехова в
1901 году. Алексей Максимович пи-
сал: «Ох, я много мог бы написать‘об
этом славном театре, в котором даже
плотники любят искусство больше. и
бескорыстнее, чем многие из русских
«известных литераторов».
	Посетители музея МХАТ — арти-
сты, научные работники, учащиеся —
проявляют, особый интерес к материа-
лам, связанным с творческим содру-
жеством театра и А. М. Горького. Ос-
новы этого содружества были заложе-
ны 48 лет назад, когда со сцены Ху-
дожественного театра впервые  про-
звучали призывные слова героев пер-
вой. пьесы великого русского писате-
ля — <«Мещане».

Посетителям показывают ‘письмо
А. М. Горького к К. С. Станислав-
скому, в котором писатель ‘дает ха-
рактеристику персонажей «Мещан».

«..Будьте добры, — пишет Горький,
— принять к сведению мой взгляд на
действующих лиц. Главными фигура-
ми являются — Нил и Поля. Они оба
мало говорят — что поделаешь! —
больше говорить им нельзя. Нил
человек спокойно уверенный в своей
силе и в. своем праве перестраивать
жизнь и все ее порядки по его, Нило-
ву, разумению. А его разумение исте-
кает ‘из здорового, бодрого чувства
любви к жизни, недостатки которой
	Бог эта фраза —— «у меня, у ста-   мир. С именем Горького связано со-
рика, чешется язык», адресованная ветское искусство. С именем Горь-
Горькому, помогла мне правильно на- кого связано творчество каждого с9-

emt А А ИМЕ о Ал
	щупать черты“ харавтера великого
	ученого и воинствующего демоврата. г ля.
	Сейчас я работаю нал образом вы-
хаощегоея патриота Родины, иетого
рынаря просвещения, собирателя
	ветеког9 автера, художника, писате-
	И я счастлив что вынашиваю
планы ебздания образа этого ‘вели-
кого человека как в rearpe, Tak HB
вино

Н. ЧЕРКАСОВ,

народный артист СССР,

депутат Верховного Совета
- СССР.
			предприятий и учреждений, предста-
вИТети  Ofttierrneaduure ром ee
	искусствозеды и критики, передовики
	Совещание состоится во втораик,
	20 июня, в 8 часов вечера в Мссков-
ском доме кино.