СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Танцы Советской Грузии
				за годы советской власти грузин-
ское народное искусство хостигло вы-
сокого художественного уровня. Вго
бурный рост виден на, каждом смотре
самодеятёльности. на кажлой елимпи-
	але. Достаточно напомнить происхо-_
		дившую в Тбилиси в октябре 1949
года республиканскую олимпиаду ху-
дожественной самодеятельности, ос-
тавившую яркое впечатление При-
сутствующим на олимпиале коБольно
вспоминались слова А. М. Горького,
говорившего о непсчатом родинке тз-
лантов;, кроющихся в недрах нарол-
вых. 9т0 было волнующее зралише.
Со всех уголков Грузии: ‘из сердца
Карталинии — Гори, из солночаых
Алжатпи и Абхазни,  золотиетоя
Кахетии, неприступной, суровой
Сваетии народные ‘самоделтельныю
коллективы привозли многочиелен-
ные образцы песенного и танцоваль-
ного иекусства...
_ Пляски, так же как и песни, —
один из самых излюбленных BHZOB
народного творчества. Крайне поучи-
`° тельно рассмотрение народных танцев
Советской Грузии, их развития, ха-
рактерных, стилистических черт и
жзнровых разновидностей.

Насколько 06 этом позволяют су-
дить скудные и  фрагмевтарные
исторические данные, первоначаль-
ная форма грузинского танца, так же
как и у многих других народов, —хо-
рэвод (перхули). Содержание перхуаи
было резное: вначале этот танец от-
личалея ясно выраженным религиоз-
но-ритузлькым характером, в более
поздние времена он осуществлялся,
ЕЗЕ Массовый танец, воспроизводя-
щий трудовые процессы, как, напри-
мер, мегрельский нерхули «осхапуэ».
Перхули носил и военный характер.
Эт его разновихнесть известна пол
названием «земкрело». Оно было ши-
роко распространено по всей Грузии
и бытует в ной и по сей день.
Земкрело — очень своеобразное,
красивое зрелище. Оно исполняется
следующим образом: танпующие с9-
ставляют круг, на этот круг етаневят-
сяеще два круга, для чего каАЖТЫЙ из
участников верхних ярусов стазит
нсги на плечи товарищей. Под акком-
панемент песни нижний ярус этой
трехэтажной громады  выделывает
различные танцовальные движения.
Можно предноложить, что этот’ вид
перхули является отголоском лревней-
шего вида грузинского спорта, & так-
же популярнейшего вида зрелимчых
увеселений в Грузни—«мущаитоба»,
требовавшего от участников ловкости,
силы, мастерства.

Нужно сказать, что грузинский та-
нец вообще изобилует гимнастически-
ми и даг> акробатическими хвижени-
ями. Двух- и трехэтажный перхули—
ззмкрело, виртуозные — движения
пог, всевозможные прыжки,  века-
вивзния на носки, падения на коле-

*нии вращения нз них — все это ти-
пично для грузинского танца, всем
этих ‘могут овладеть только ловкие,
сильные, физически развитые люди.

Как известно, Грузия в давние
времена претериела многочиеленные
нашествия врагов. Нескончаемый по-
Тк вражеских полчищ, разерявших
страну, несмолкаемый лязг оружия
породили танец, в котором отобразя-
лись многие спены войны. Это
аджаро-гурийский танец «хоруми»,
часто исполняемый и в наши лни, По
своему содержанию хоруми хелитея в
бельшинетве случаев на следующие
моменты: разведка, привал, тревога,
бой. ранение вожака. побела, над вра-
том. Хоруми — тачец сражений н
побед, уже дазно. около 76 лет тому
назад, исполнялся на грузинской
сцене, Очень родетвенен танцу хо-
руми лазский танец — «лазури».

обе место занимают танцы
любовно-эмоционального характера—
«сзтрииало». дучшим из них являет-
ся танец «картули». Онобыл долгое
время известен широким массам под
названием &лезгинка». ‘или ‹лекури».
	мического содержания, вроде ме-
трельского перхули «охохая». Заслу-
живала бы одобрения также попытка
иснользования в хорзографии моти-
BOB TAEUX КоННО-спортивных игр, как
«кабзхоба» (сбрасывание мчащимея
всадником предмета, с устаневленной
мишени), «исинди» (метание. дроти-
ков на мчашихея лошадях) и Xp. Dpo-
исхоливтие в Тбилиси, на Делиеском
поле, в октябре 1949 года конно-епор-
тивные состязания показали мощь
этого зрелища. Блистательные абхаз-
тие и могпрельекие танпоры, так
темпераментно пляпгущие свои иско-
метные танцы, как нельзя xy INTE
передадут всю прелесть и мужест-

венность и кабахоба и исинди. .
	Трузинокому женскому танцу
свойственны лиричность, ‘грациоз-
ность и паэтичность. Неот’емлемое
качзство мужского танца — мужест-
венность, благородная порывистость:
Постаточно  вопомнить волевой хору-
ми, суровые сванские перхули. Воин-
ственный дух грузина ‘зыразилёя в
RCBCYPCKOM «ПариЕаоба-кечнаоба»
{Xepeypcnde фехтование), в мегрело-
абхазекой игре «хинткирия», велу-
щей свое начало от абхазского танца
«басти»’ (старинный танец военного
характера, стооянтийся на отбиваяий
	ногами) и мегрело-абхазокой яуэли
	«дкитгитка», в нарояных играх «кри-
ги» (кулачный бой) и «чихаоба»
(б0р5ба), в мегрельеком перхулн
военно-патриотического содержания
«дзабра». И дзабра, и хикткирия, и
игры криви и чилаоба могут найти
ч8р83 тзнец очень интересяое ецени-
чэское разрешение. Возрождение и
приобщение к сценической площадке
старинных танцев и игр обогатит
еше больше народную хореографию,
обогатит и сделает более. разнообраз-
ным репертуар творческих коллезли-
вов народной самодеятельности.”
	Основной задачей грузинской хоре-
ографии все же является показ пафо-
съ эпизодов Великой Отечественной
войны. герэизеских послевоенных
будней великой сталинской эпохи
построения коммунизма. Грузинская
наподная хореография уже отчасти
стала на этот путь. На олимпиате в
октяйре 1949 года средствами танио-
вального искусства были отображены
наши. трудовые будни. Так. самохея-
тельным коллективом Орлжочикид-
зевското пайона был показан сбор’ ви-
нограла. Где-то далеко возникает пес-
ня, все громче и жизнералостнее зву-
чит она и, наконец. заполняет собой
весь зал... С виноградными гроздьями
в руках выбегают на сцену юноши и
девушки. Они изображают живую
картину сбор винограла. Ралостно
звучит эта песнь о Советской Грузии,
0 ее прекрасном сегодня и еще более
чудесном завтрА.
	Коллективы хуложеетвенной само-
двятельности Аджарии в литератур-
но-музыкальчом монтаже «Утро ком-
мунизма» показали танновально отоб-
раженные, трудовые моменты сбора
чая и резки. табака. Эти танцы
поразили исключительной гармонич-
ностью. пластичностью ‘исполнения,
	А сколько еще вдохновляющих и
волнующих тем! Одна только приро-
да, Грузии. Утопающей в золотистых
HATGRAX цитрусовых плодов, бла-
тоухающей тызячами ароматов бла-
городного лавра, герани, эфироносов,
Грузии, воспитавшей около 800 Те-
pores Сопиалиетического Труда, дает
необ’ятную ширь и просторы для 603-
дания новых народных танцев.
	Веисчислимы богатетва народного
творчества. И дети и старики, весь
грузинский народ вместе с остальные
ми народами Страны Советов воепева-
ют величие своего социалистического
отечества, его замечательное настоя-
ис и еше более прекрасное будущее,
песвящают свои лучшие творения,
несни и пляски вождю и учителю
Bcero — человочества — любимому,
мудрому Сталину!
	ха, поставить личный рекорд, & B
том, что. если «один прыгнул, —
десятерых к себе наверх вытаскивай,
Десятеро добралясь — сотню! И вме-
сте — впепед!..». Остановиться —
значит отстать, остановать и затор-
мознть весь пооцесе непрерывного
раста. непрерывного повьпнения ско-
ростей.

Мартынов, чья воля, мысль, еозна-
ние устремланы вперел, чье сердце
бъетея в олном ритме © сеплцами про-.
стых советских люлей, людей труда,
больших дерзачий. находит пути и
средства ‘сломить ‘упорство Дробота.
Добизается этого он постененно: но
неуклонно, шаг за шагом заставляя
отступать директора завода.

Мартынову помогают все те, кто.
верит в. возможность нового каче-
ственного станка в производственном.
процессе. Авторы достаточно логич-
HO показызают развитие, кульми-
нацию, завершение этого конфликта.
Й это составляет лучшую сторону
иБесы, :

Ho «Qco6cse мнение» не лишено’
существенных недостатков,  завлю-
чающихея в слабой психологической,
действенной обрисовке таких харак-
теров, как инженер Крылов. в при-
внесении в нъесу‘ряда побочных ли-
ний, не связанных е главным кон-
фликтом (например, история «любви»
Крылова и Вари, или история бюро-
кратических похождений начальника
отдела благоустройства Голубца, или
никому не нужная реминиесценцля
фронтовой встречи Лизы Астаховой
с Касаткиным).

Вообще в пьесе много частных
подробностей, неё. имеющих прямого
отношения к судьбе Дробота; к. его
столкновению с Васаткиным, Марты-
новым и Крыловым. Авторы, словно
не доверяя той характеристике, ко-
торгую дают они в развитии действия
таким образам, как Васаткин, Дробот,
Мартынов, Астахова, наделяют их
еще. добзвочными штрихами,

Все эти детали, случайные моти-
вировки; дополнительные ситуании
только заслоняют  оеновную идею
пьесы, уводят зрителя от главной
коллизии.

Слабо связаны с центральным
конфликтом и такие персонажи, как
инженер Старцев, «отставной» ди-
раЕтор Нлемянников. Их назначение
в пьесе чисто иллюстративное и
	Прхитектор
в колхозном селе
	Человека, приехавшего в азербай-
джанское село, поражает размах
стройки. Она. не затихает ни на день.
Даже сейчае, в страдную пору рабо-
ты на хлопковых полях, табачных
плантациях, виноградниках, многие
села представляют собой как бы
большие строительные площадки:
возводятся новые дворцы культуры,
кинотеатры, школы, электростанции,
радиотзлы. Мололежь свободное от
	работы время проводит на стройках.
	спортивных площало5, сталионов.

С каждым днем ширится движение
за переустройство азербайджанских
сел, начатое по инициативе колхоз-
HHEOS ЕКарадаглинского сельсовета
Агдамекого района. В марте прошло-
го года коралаглинцы, утвердив. ге-
неральный план реконструкции сво-
их сел, обратились с призывом KO
всем колхозникам Азербайджана по-
следовать их примеру. Призыв был
полхвачен: Уже через неделю о рё-
шении перестроить села на социзли-
стической ослове заявили’ многие
колхозы Шамхора, Тауза, Акстафы,
Казаха, Ленкорани,Шемахи, Ярдым-
лов и других районов республики.
Сейчас число таких колхозов вее уве-
личивается. Так, только Азербайд-
жанская контора сельскохозяйствен-
ного проектирования  «Азеельхоз-
стройпроект» подготовила 500 проек-
тов генеральных итанов реконетрук-
ции сел, машинно-травкторных и ма-
шинно-животноводческих = станций,
совхозов ИТ. Д.

Письмо колхозников Карадаглии-
ского сельского Совета стало предме-
том горячеги обсуждения ‘архитекто-
ров республики. От имени коллекти-
ва института искусств Академии
наук Азербайджанской ОСР действи-
тельный член республиканской Ака-
демии наук и член-корреспонлент
Академии ‚архитектуры , СССР
М. Усейнов, канлилаты архитектуры
Г. Али-заде, Л. Бретаницкий, А. Са-
лам-заде, архитектор А. Нуриева
взяли обязательства составить план
первоочередных мероприятий по бла-
гоустройству одного из крунных
азербайджанских сел, рекоменловать
типовые или в случае необходимоети
разработать новые проекты  обще-
ственных и жилых зданий, архитек-
турно оформить места общественного
назначения — площади, водоемы,
родники. Сотрудники инетитута ре-
шили также вести систематический
аохитектурно-строительный — налзер
над всеми работами по реконетрукции
села.

Обязательства эти подкреплены
конкретными делами. Шефы — на-
учные сотрулники института язер-
байлжанекого искусства — подгото-
вили проект клуба для Баралаглов.
34  строительствим Клуба, которое
осуществляется быстрыми хемпами,
наблюдзет кандидат  зрхитектуры
Г. Али-заде. несколько раз выезжав-

ший для этой дели в село.

Ёлуб, строящийся в Карадаглах..
	Гастроли Ленинграденого
	29 июня в Москву приезжает кол-
лектив Ленинградского государствен-
ного ордена Ленина академического
Малого оперного театра, гастроли ко-
торого начнутся 2 июля в помещении
филиала Большого театра СССР.

Театр покажет столичной .общест-
венности свои новые работы, создан-
ные в 1949—1950 годах: оперу «Моло-
дая гвардия» Ю. Мейтуса, балеты
«Юность» М. Чулаки и «Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях»
Лядова—Дешевова, а также «Воево-
ду» Чайковского (одна из первых опер
	отличается простотой, ясностью и
экономичностью схемы — плана и
конструкции. Значительная ‹ часть.
его занята зрительным залом на 200
человек. Вокруг него сгруппированы
фойе. библиотека, читальня и комна-
ты для настольных игр. Кинопроек-
ционное помещение рассчитано Ha
два апнарата и расположено так. что
дает возможность демонстрировать
фильмы в зале клуба и в примыкаю-
щем к нему летнем тедтре. Главный
фасад клуба обращен к центральной
площади селения. Векоре здесь будет.
установлена монументальная скуль-
	‚птура творца счастливой колхозной
	жизни товзриша Сталина. По состав-
ленному отделом архитектуры инети-
тута плану центральную площадь
будут обрамлять а гостиницы
и чайханы.

Частый гость в колхозе им. М. Ба-

гирова — архитектор A. Apycramos,
автор проекта генеральной реконет-
рукции селения Ковляр. Таузекого
района. Вак и все азербайджанские
села, Кавляр застраивался без всякого
плана, хаотично. В нем нет четко рае-
нланирэванных улиц, мало зеленых
насаждений.

Учитывая пожелания колхозников,
архитектор Арустамов составил при
их активном участии генеральный
	план переустройства Ковляра. По
мысли архитектора, Ковляр через
6—8 лет превратится в большой.
	благоустроенный во всех отношениях
Колхозный поселок. Вдоль шоссейной
и железнодорожной линий, парал-
лельно друг другу, будут проложены:
взсемь пироких, залитых асфальтом
улиц. Их, в свою очередь, пересекут
пятнадцать других улиц, берущих
свое начало от шоссе и уходящих за
пределы села к горам. В реконетруи-
рованном селе будут 1200 колхозных
домов-усадеб. две школы,  электро-
стантия, ралиоузел, большой стади-
он. дом отдыха, гостиница,   детские
сады и детские ясли, большое коли-
чество разнообразных хозяйственных
построек, молочно-товарные фермы и
т. д. Генеральный план. переустрой-
ства села ‘уже в действии. Выстроена
более 200 новых жилых домов, дом
правления колхоза, фермы. Пробуре-
ны артезианские колодцы. 21 декаб-
ря, в день 70-летия товарища
И. В. Сталина, в торжественной 06-
становке открыт ‚ прекраеный Док
культуры со зрительным залом на
500 человек.

Недавно колхозники двух сельеко-
хозяйственных  артелей Казахского
района утверлили генеральный план
реконструкции своего cena Даш-Са-
лахлы. Он составлен архитекторами
А. Азиз-заде и Д. Моттие. Даш-Салах-
лы булет крупнейшим селом Азер-
байлжана. В нем наряду с домом
культуры. кинотеатром, электростан-
цией, школами намечается  соору-
дить водопровод, канализацию, бани,
прачечные.

м. ПЕЙЗЕЛЬ.
	алого оперного Teatpa
	композитора, до сих пор не исполняв-
шаяся на сценах советских оперных
театроз). оперу Римского-Корсакова
«Кащей Бессмертный» и балет «Шехе-
резада» (на музыкальном материале
одноименного симфонического произ-
ведения Римского-Корсакова).

В репертуаре театра также оперы
«Тихий on» И. Дзержинского,
«Трубалур» Верди и балеты  «Мин-
мый жених» М. Чулаки и «Чудесная
фата» С. Заранек.

Гастроли театра продлятся в
Москве до 1 августа.
	н оркестр народных инструментов.

Корейские гости пробудут в СССР
около двух месяцев. Они выступят с
концертами в Москве и ряде других
городов Советского Союза. Первые
концерты в столице состоятся 18, 20,
21 и 22 июня в Зале им. Uafixosckoro,
	ся понимать труд этих людей, каЕ
искусство, как творчество: надо уви-
деть в них великое многообразие жи-
вых, человеческих характеров: Но ма-
ло найти героя. Нало еше елелать его
главным лицом, именно тем лином,
‚ради которого стоило писать пьесу.

Beab труд человека нельзя понять
ипаче, как через характер героя, че-
рез его отношение к жизни.

Для нас важнее всего узнать отно-
шение человека к человеку, его судь-
бе. Наше пристрастие к технике не
может заменить нашу любовь к чело-
веку.

Вот почему проблема создания ха:
рактера — одна из самых важных,
если He. важнейшая задача apa-
матургии. Только через эту залаяу
можно найти верное решение пробле-
мы конфликта и.многих вопроеов ма-
стеретва, как выбор сюжета, драма-
тических коллизий, сценических си-
туаций. Втуне останутея усилия тех
драматургов, которые, избрав героем
своего произведения рабочега-етаха-
новца, рабочего-новатора. постарают
ся «втиснуть» его в избитые, шаб-
ленные драматургичеекме ситуации,
ограничатся жанровыми зариеовками
или васьма схематическим. условным
изображением борьбы нового и CTA-
фото.

Поэтому нало поетоянно заботить-
СЯ 0 том. чтобы средства выражения
итеи не расходились с сушностью са-
мой’ идеи. Свежесть формы должна
соответствовать новизне солвржания,

В равной стенени это отнаситея ч
® искусству актера и режиссера. В
изображении нового нет места рути-
не! Новое надо изображать по-ново-
му, идя от жизни, учась у жизни,
беря от жизни. Только тогда прийдут
в искусство актера и релоиссера HO-
вые. смелые решения. новые средства
и краски изображения; всё то, без че-
го невозможно создание великого 0б-
раза современника.

И, возвращаясь к пьесе и спектаЕ-
лю «Особое мнение», мы считаем, что,
не останавливаясь на достигнутом (а
достигнуто немало хорошего!), авто-
рам и театру следует продолжить ра-
боту над художественным  заверше-
нием своего и драматургического и
сценического произведения. Этого
требует важная тема, этого хочет
	зритель.
р В. ЗАЛЕССКИЙ.
	лили ГВАРАМАДЗЕ,
народная „артистка Грузинской CCP,
канлядат  искусствозедческих наук.
		Термин «лезгинка-лекури» продер-
жалея в Грузии, неемотря на его ус-
	ловность, до наших дней. Дишь на-
сголько лет тому назад картули пе-
рестал носить ‘совершенно чуждое ему
название: Много написано о картули,
но трудно передать словами вею пре-
лесть и аромат этого танца.
Картуди — парный танец, иепол-
няемый дезушкой и юношей. Заро-
хившийся ‘в долинах Каоталинии и
Кахетии, он отличается необычайной
плавностью (в том не может быть ни
прыжков, ни везакивания на носки),
высокой простотой и благоволетвом,
	беспредельно рыпаоским отноптением
	юноши к дезушке. эдесь партнер HO
может коснуться партнериги, он лишь
имест право любоваться ею излали.
	Трузинекне танцы различны В
различных райзнах. Так, на сранские
танцы наложили свой отпечаток су-
ровая, дикая природа Сванетии, ее
вечные льды, неприступные ‘скалы,
мрачные башни, служившие защитой
от нашествий врагов. Среди народных
танцев Свачетии много перхули воен-
ного солержачия, во время исполне-
ния которых участники поют песни,
славящие подвиги народных revees.

Абхазские танцы полны динамикя,
необычайной быстроты и стремитель-
HOCTH, полдинно отнензого темпе-
	‘рамента. В них нат ни дебелиной
	плавности картули, ни воинствезной
торжественности хоруми, ни спиче-
ской величавости сванских перхули.
Абхазский танец — это голевокру-
жительный внхрь, состоящий из
скачков, вращений, прыжков Ha
пальцах. Основчое движение танца—
прыжок; прыжок с продвижением,
прыжок на пальцы ног, прыжок на
волони с поворотом`на коленях.

На протяжении многих сотен лет
народ влифовал все эти разновилно-
сти грузинских танцев. Но особенно
ярхе раецвели оня под солнечным не-
бом цветущей Советокой Грузни,
страны свободного социалистическоги
труда.

Каковы же залачи, стоящие перед
грузинской хореографией? Что нужно
сделать для того, чтобы грузинские
танцы стали еще лучию, еще вырази-
тельнее, еще прекраснее?

Нужно бережно хразить самобыт-
ность и народную непоередетвенность
грузинских танцев и, совершенствуя
ий отшлифовывая замечательные 05-
разны народной хореографии, не
слишком увлекаться излишней теат-
рализапией. В первую очередь это
относится к картули — олному из са-
мых гениальных творений наролного
танцовального творчества, тгле необ-
ходнмо сохранять рисунок танца и
стремиться с возможно большей вы-
разительностью доносить до зрителя
ето высокопоэтическое содержание.
Только таким бережным отношением
в народному творчеству создается
живзя, плодотворная традиция, пере-
холяшая из поколения в поколение.

Конечно, при этом не нужно уста-
навливать какие-то трафатеты. Речь
идет 06 определенном постоянстве
форм танца, основных очертаний егэ
рисунка, при бестрюрывчем развитии
его пластических выразительных
средств. Ведь именно танны е четким,
ясным рисунком н глубоким смысло-
вым содержанием. каЕ картули, хору-
ми и другие, заложили оенозу гру-
зинской хореографии, носящей пе-
чать давней богатой культуры.

Мало сейчас образкаетея внимания
Hh возрождение старинных тгрузин-
ских танцев и танцовальных игр.
Редко мажно увидеть двух- и трех-
этажное перхули—земкрело, старин-
ный женско-мужекой танец «гамал»,
которым в старииу отмечалось ре це.
нио первенца. & также перхули ве-
	Сцена из спектакля «Синий цветочек» в постановке Московского Teat-
		Маша-Е. Фогель,  Полкан —
Gary Al Глонитейна.
	ра юного ‘зрителя. Ваня—И. Manne,
		Е. Васильев.
	‚ Для вамых маленьких
	Ваня и Маша активно не борются с
препятствияни. 93 них все решает
nec Полкан, помогают им. птицы.
Дети. же перепуганы,  растеряны,
ждут помощи от своих лёсных дру-
sett. Сделзв в пьосе наиболее aRTHB-
HLIMH JelicTBYIONLIMH лицами зверей,
Л. Гезаскина неправильно ориёнти-
рует маленького зрителя—у него мо-
жет создасться неверное предетавле-
ние о тех качествах. которыми долж-
ны обладать советские лети.

Повед артистами Е. Фогель (Маша)
и И. Пзипе (Ваня) возникла: таким
сбразом, чрезвычайно трудпая зада-
8: наполнить жизнью, сделать лей-
ственными вялые образы, еще более
приглушенные обилием  постановоч-
ных эффектов. Исполнитель роли
Вани в какой-то мере достиг пели.
Этому способствовало то, что перед
артистом стояла не только основная
задача роли — поиски цветка, но и
вторзя — более конкретная — по-
исшь Маше. Внимание к сестрз, 38-.
	ботливость по отношению Ев ней
согрели исполнение, сделали 0браз
мальчика живым и AOXONYABEIM.
	Труднее было Е. Фогель. В результа-
те Маша лишена обаяния, тепла, не-
NCL ICTECHHOCTH.

Тот же недостаток — бездействен-
ность — характерен для ролей Лес-
пика и ето жены. Из-за этого. актеры
П. Алехин и Н. Артемьева невольно
впалают в риторичность и даже не-
которую лекламационноеть.
	Удачны в спектакле звери. Иепол-
вители сумели наделить их яркой
ьнешней характерностью. Ввъный,
преданный Полкан (артист Е. Ва-
сильев), хитрый, злобный Kor (ap-
тист А. Финкельберг) надолго сста-
нутея в памяти зрителей.
	Хороши птицы. Вуклы оживают,
приобретают свою индивидуальность,
помогют или мешают маленьким
тероям в достижении намеченной
цели.

Образы зверей в сочетании с ин-
тересно залуманным оформлением
гилают спектаклю ‘° ПоэтИчность;
увлекательноеть. “т”

Постаноющики — один из ведущих
артистов трупны И. Гаврилов и
молодой режиссер воепитанник
ГИТИС Е. Ерлокимов. Это их первая
совместная работа. Режисееров сле-
дубт прелостеречь от чрезмерного
увлечения внешней, постановочной
стороной енектакля. .

Спектакль «Синий  пветочек»,
яркий в своем внешнем решении, но
нелостаточно глубокий в расктытии
образов  тероев, требует, доработки.
И безусловно одаренные постановщи-
ки и весь интересный,  творчески-
жизноснособный коллектив театра
справятся с этой задачей. Тогда спек-
такль Из зрелиша,  занимательного
волиебными превращениями, сказоч-
ной фантастикой, станет волнующей
повестью о смелых, волевых юных
героях, которым се увлечением будут
полражать наши советские ребята.
	iT

ТАРЕВСКАЯ.
	„..Раздвигаетея ‘занавес. На сцене;

— дремучий лес. Вековые ‹ деревья
склоняют свои величественкые ‘кро-
ны, тесно перепяелись: ветви, нуши-
стый зеленый мох ковром устилает
землю, огромные MYXOMODEE
вают свои красные шлянки:

Снова раздвитаетея занавес Мос-
Бовекого театра юного зрителя. На-
стало утро. Расстулилея мрачный
бор, на сцене пряничный домик.
Весело  поблесвивают леденцы, из
которых  слеланы окошки, витые
прявики поддерживают крыльцо из
шоколада, а на крыше — румяные
кренлели.

Новая картина. Убегая от злой
Бзбы-Яги, Маша и Ваня пробираются
но лесу. Спасаясь от преследования,
девочка боосила ленточку, и на гла-
зах у зрителей зеленый луг мгновен-
но превратилея.в вверкающую на
салице речку:

Поистине сказочными чудесами
изабилует спектакль для самых ма-
леньких — «Синий цветочек». За-
THB тыхание, следит зрительный
зал за полетами сороки, за тем, как
B OrpoMHOH ступе улетает в трубу
Баба-Яга, как появляются из-пох
земли высокие горы. Режиссеры и
художник спектакля В. Талалай
сроявили много изобретательности в
ссздании спектакля-сказки, напол-
кенного дыханием фантастики. 0су-
ществить все эти волшебные превуа-
щения на спене Московекого тюза
— задача не из легких, особенно
если учесть небольшие размеры спе-
ны и скромные технические возмож-
вости театра. И то, что коллектив
МТЮЗ достиг этого, — ценно и по-
хвально. Но плохо другое. Увлекшиеь
ввешией стороной дела, сосредоточив
внимание на создании Фантастиче-
ски-сказочного зрелиша, театр забыл
0 главном —— о том. что илея пьесы
делжна быть раскрыта в жизнечно-
убедительных образах маленьких ге-
роев, ‘в их поведении на сцене.

Драматург Л. Гераскина евязана 6
коллективом Московских тюза твор-
vecnol дружбой. Первая ee пьеса
«Аттестат зрелости» с успехом прош-
ла на его сцене, сейчас театр ‘принял
к постановке новое. произведение
молодого драматурга.

Однако к сказке «Синий mpe-
течав» театр подошел, недостатечно
требовательна, не учел и не исправил
недостатки драматургического вопло-
шения верной мысли, положенной в
основу пьесы. Пьеса 1.  Тераскиной
рассказывает о том, как двое детей
— Маша и Ваня отправились на по-
иски синего цветочка, который н0-
может вылечить их мать от серьезной
болезни, Дети преодолевают ряд труд-
ностей, но в результате все-таки
приносят цветок домой. В свонх
ных зрителях автор и театр стре-
MATCH воспитывать честность, целе-
уетремленность, упорство в доетиже-
нии намеченной цели, Олнако резли-
зовать свое намерение им удаетея
не в полной мере. И ноежде всего по-
тому, что герои спектакля — дети

высовы-

воял ли так необходимо их присут-.
	ствие на спене.

Пэчти vo we самое можно сказать
в отношении Голубца. Но роль эта
выписана ярко и в енектакле нахо-
лит блестящее воплощение в игре
Р. Плятта. Это — сочный peaza-
стяческий гротеек. Плятт, зло и 6е3-
жалостно выесмеивая эту личность,
своей игрой, законченной и coBep-
шенной во всех деталях, создает
острый, живой, хорошо запоминаю-
шийся образ.

Театр им. Моссовета постановкой
пъесы «0собое мнение» (режиссеры
Ю. Завадский и А. Шанс) закончил
сезон 1949 — 1950 гг. Поставлен-
ная велел за «Чашей радовти» Вин-
никова, пьеса эта улучшает репер-
туарную линию театра.

‚ Театр, включая «Особое мнение»
в репертуар, понятно, видел сильные
и слабые стороны произведения.
Театр долго работал ‘над пьесой, стре-
мясь развить и углубить ее идею.
Спенический вариант существенно
отличается от первоначального.

Но свою работу нал пьесой, нам
кажется, авторы и театр не заверши-
ли. Свидетельство этому — наличие в
спектакле композиционной рыхлости,
присутствие случайных персонажей,
кедоработанность некоторых  цен-
тральных образов (Крылов). Следовл-
ло бы покрепче стянуть в единый
узел все драматические линии пье-
сы и раскрытие характеров давать
в аспекте главного конфликта, не
увлекаясь случайными, побочными
коллизиями. и

Главное внимание режиссеров бы-
ло сосредоточено на создании единой
логической линии развития конфлик-
та, на вовлечении в этот конфликт
всех действующих лиц. Правда, 0р-
танически сделать это не удалось. Но
в разработке таких образов, как
Мартынов, Васаткин; Мошкин,  Бу-
uryen, Тиза Астахова. отчасти Дро-
бот; тедто добился успеха: Именно
через эти образы театр раскрывает
	и утверждает центральную идею
спеЕтакля.

Начнем е Мартынова,  порвого
cernetapa Трехозерского  roprema
	ВЕП(6). Его играет Б. Оленин, а&7-
тист своеобразного,  вытазительного
сценического почерка. Он прекрасно
понял сущность Мартынова. челове-
ка предельно сдержанного, с перво-
		ПУ
	68}.
			м
МЕЛ,
ones
“Wee
ene
ue

ays
	it
	Приезд в Москву корейских артистов
	Сегодня в Москву приезжает боль-
шая группа (100 человек) артистов
Корейской  народно-демократической
республики. В состав ее входят соли-
сты, хор и симфонический оркестр Го-
сударственного художественного теа-
тра в Пхеньяне, балетный ансамбль
	знает и большие дерзания, благород-
ные стремления. Й сам Бушуев, про-
писывающий лекарства, которым «в
субботу будет сто лет», беспокойный
искатель действенных, верных пу-
тей «ремонта» человеческого  здо-
ровья, — весьма современный, пе-
редовой человек, который также. зна-
ет, что такое «скорости» на пути к
коммунизму.

Не вполне верно исполнение роли
Дробота артистом П. Герагой. П. Ге-
para точно следует авторскому пред-
	начертанию, Его Дробот — не само-
кур, не зазнавшийся вельможа, не
заскорузлый консерватор. Он ведь
	е против новнтеств, не против но-
вых станков, он только за постепен-
ность внедрения их в производство,
за большой запас времени в их 0свое-
нии. Правда, в нем есть нетерпи-
мость в критике и полное озсутствие
самокритики. Это — серьезные недо-
CTaTRH, но они внолне излечимы. На-
ши претензии в актеру заключают-
ся в том; как он играет роль. У
П. Гераги ие видно нового, свежего
решения образа, он повторяет себя,
в его голосе слышатся уже знакомые
интонации, в его движениях и же-
стах проскальзывает нечто сходное и
близкое тому, как играл он Степана
Ратникова в спектакле «В одном ro-
роде».

ee
*

Пьесы, подобные «Особому wHe-
нию», — эще редкие гости на совет-
свой сцене. Тем внимательнее мы
должны отнестись к этому опыту.
Rak B пьесе, так и в спектакле мы
видели сильные и слабые стороны.
Сильные — определялись желанием
авторов и театра создать художе-
ственное произведение, посвященное
тероям сопиалистического труда, их
борьбе и дерзаниям. Слабые — недо-
статочной профессиональной опыт-
ностью авторов.

Нельзя не видеть тех больших
трудностей, которые стоят на путях
создания идейно-полноценных худо-
жественных произведений, поевящен-
ных теме труда, теме изображения
рабочего класса.

Чтобы слелать основным героем
произведений людей  сопиалистиче-
ского труда, рабочих-новаторов про-
изволства, чтобы правдиво и в то же
время интересно показать их жизнь,
борьбу и дерзания, — надо научить-
	THRISSSTRE SESE ST
og meen
	rosa
	if
а
		fs
		er
	= GA 3 2 <
			го взгляда даже чуть-чуть сухова-
того, несомненно умного, вернее ска-
зать, мудрого, в котором природная
сметливость органически сочетается
с глубокими теоретическими знания-
ми и умением на практике в повее-
дневной борьбе и работе их. приме-
нять. Но это не весь  Маотынов.
Есть в нем и большая любовь Е лю-
JAM, ‘преницательность,  настойчи-
вость (но не упрямство в отличие от
Дробота). Есть и осторожность, такт,
принципиальность, есть горячее же-
лание* итти вперед, . подталкивать
время, увеличивать скорости.
	„Бывает он и насмешливым и чуть
ироничным, но главная его черта —
большевистекая напористость,  ACc-
ность намеченной линии в работе и
в отношении в людям. Мартынов
Оленина предельно лейстненен и без-
укоризненно логичен. Играет эту
роль артиет своболно и легко,  6ез
ВСЯЕоГо напряжения, точно сливаясь
с образом.
	Свежо и искренне исполняет ар-
тист Г. Слабиняк роль Дмитрия Ка-
саткина. Он органически чувствует
«природу» свзего героя — природу
торячую, страстную, “ неспокойную.
Это не вспышки недбузданного тем-
перамента, нет, это постоянное ео-
стояние духа, это характер,  силь-
ный, смелый, свободный, дерзающий.
Артист прекрасно чувствует терои-
ческую сущность образа, в силой
раскрывающуюся в борьбе за завтра-
шчий день. Г. Слабиняк обнаружя-
вает хороший темперамент, умение
владеть сценечееким ритмом, а глав-
ное. способность верить в поступки
Касаткина и обстоятельства  дей-
ствия. Вот это и создает большую
правлу образа, занимающего важное
место в спектакле.

Хорошую заражающую искренность
мы зилим и в игре 0. Валмыковой.
Ее Лиза Астахова — живой, актив-
ный, деятельный человек, умеющий
сочетать в себе и нылкость. чувств и
сдержанность порывов. Играет Кал-
икова с огоньком, без всякой фаль-
ШИВИНКИ.

Весьма любопытный и оригиналь-
ный характер врача Бушуева создает
0. Аблулов. Нго Бушуев — человек
не без иронии, хорошо знающий не
только болезни своих пациентов, но
и их душевные недомогания. Он
	знает человеческие слабости, но
	Создать нсвые произведения о советсних людях
	листа — С. Клебанов и А. Марьямов,
внервые выступающие на драматур-
гичезком поприще, написали пьесу
«Особое мнение», изображающую лю-
дей социалистической  промышлен-
ности. ;

Действие происходит на одном из
мощных советских станкостроитель-
ных заводов, где-то вдалеке. от Мос-
Евы, в городе, выстроенном в годы
первых сталинеких плтилеток. *

Вся пьеса наполнена духом нова-
торства, творческого соревнования
советских apse, не желающих
успокаиваться на. достигнутом, стре-
мящихея преодолеть возникающие
препятствия, ‘не унывающих при
неудачах и в преодолении их видя-
щих пути дальнейшего продвижения
вперед.

Конфликт пьесы возникает вокруг
борьбы за внедрение в производ-
ство нового скоростного станка, за
создание 060бого резца, без которо-
то этот станок экономически нерента-
белен.

В самом деле, без нового, 0с0бой
твердости, резца, способного рабо-
тать на больших скоростях, станок
— только будущее завода. На этом
твердо стоит директор Дробот;, у ко-
торого счет времени‘ и темпы работы
вчерашние. Он н6 пожелал найти в03-
можности создания нового резца на
своем заводе. Олнажю эти возможности
существуют. Их вилят главный кон-
структор Крылов и секретарь горкома
партии Мартынов. Ho их еще надо
реализовать, И это делает рабочий,
токафь Касаткин. Первые опыты не.
удачны. Новый станок выходит“ из
строя. Дробот как, будто торжествует.

Случай близко сволит Басаткина
с Мартыновым. Последний видит,
какой замечательный советский че-
ловек Касаткин, как глубоко и преч-
но сложилась его новая, коммунисти-
чёзкаа моталь заключающаяся не
	Дореволюцнонная драматургия не
умела показывать челобека в ето
трудовой деятельности. Не знала она
такого героя, как рабочий-пролета-
рий, создатель веех материальных
ценностей на земле. -

Великий Горький впервые в исто-
рин мировой драматургии  повазал
представителей рабочего класса Rak
силу, несущую освобождение всему
человечеству, как героических бор-
HOB, преоброжающих мир и превра-
щающих труд в источнив всего пре-
красного на земле.

Согетекая литература и драматур-
ras, следуя за А. М. Горьким, на-
учились через труд показывать ге-
роический характер советекого че-
ловека. Образы советских людей, ге-
роев труда военных лет и послевоен-
ного строительства, нашли новое  ху-
дожественное воплощение во пьесах
«Далеко от Сталинграда», «Знатная
фамилия», «Макар Дубрава», «Зеле-
ная улица».

Но всего этого, особенно теперь,
врайне недостаточно.

Открытое письмо группы передо-
BHEOB MOCROBCROM промышаенности
советским ApPAMATYPTaM, надо пола-
тать, ‘авитея серьезным творческим
стимулом для создания новых произ-
велений, посвященных благородной
теме труда, жизни советского рабоче-
го класса, вместе с советеким кресть-
янством и интеллигенцией строящего
величественное здание коммунисти-
ческого общества.

Слова этого благородного призыва:
«изучайте, обобщайте,  пропаганди-
руйте опыт рабочего класса советской
страны», нельзя равнодутно: читать.
Они призывают, вдохновляют и вме-
сте с тем справедливо упрекают.
Важнейшая тема должна найти свое
художественное воплощение в благо-
родном труде советских. храматур-

гов!
ae
a
		Два советских литератора-журна-! в том, чтобы добиться личного успе-