СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
2K. - O. M
		  feme,2
				_ Китайские карикатуристы
т. в борьбе’ за мир
		Вотла японские симпериалиеты
‚ вторглись в Северный ЁВитай, на
страницах шанхайских  сатириче-
ских журналов стали появляться
‚политические . карикатуры, направ-
‹ ленные против японской агрессии,
‹‚разоблачавшие томиндановцев, фак-
‚ тически He  оказывавших CO-
противления ‘интервентам. Наиболее
‚ прогрессивные карикатуристы рабо-
‚ тали в журнале «Жизнь в карика-
Type», выходившем под редакцией
хуюжников Пай Жоу-хуна и Чжан
Уо и находившемся под влиянием
‚Коммунистической партии Витая,
_ЧКурнал. либерального направления
«Шанхайская карикатура» также
` помещал. антиимпериалистические
рисунки, направленные против янон-
‚цев и предательской нолитики. Го-
миндана. 0ба журнала подвергались
репрессиям и запрету со стороны
гоминдановских властей. Число ху-
‚ дожников, рисовавших - ‘безидейные,
юдчас эротические карикатуры на
американский лад, было невелико.
Основная масса карикатуристов вела
`активную политическую борьбу с
врагами китайского народа. В 1937
‘Tory была основана ассоциация ки-
тайских карикатуристов «Спасение
`Родины», из состава которой выдели-
лась пропагандистекая бригада ху-
`хожников.
Томинлановцы, продолжавиие   по-
литику пассивного ’ вопротивления
AMORCKOH агрессии, повели наступ-
ление против коммуниетической пар-
‹тии. Бригада`была вынуждена пре-

‘кратить в 1941 году свою деятель-
ность. Часть художников осталась
в томинлановских районах, ‘другая
отправилась в Янань — центр 0ево-
божденных районов Китая. В; 1942
оду ени организовали. в Янане вы-
ставку политической сатиры и пла-
ката, где наряду с карикатурами, на-
правленными против японеких им-
периалистов, было много рисунков,
посвященных героической борьбе
Советского Союза против фащистекой
‘клики Гитлера и Муссолини. Работы
витайских художников были про-
никнуты уверенностью в победе
народов СССР. Китая и всего мира
нал темными силами империализма
и агрессии. Эта выставка имела ог-
ромный успех. В числе ее участни-
ков были хуожники Пай Жюу-хун,

Чжан Уо, Чжан Дин, Чжу Дань и ав-
Тор этих строк.

Нельзя ‚забыть. сауоотверженную
патриотическую работу молюлых ху-
дожников-пропагандистов  Народно-
освободительной армии Китая во вре-
мя антияпонской войны. Имена мно-
гих из-них осгалиеь неизвестными.
Пусть их искусство был прими-
тивным, но то. что они делали-в ты-
лу врага. было настояшим подвигом.
Rracor ne было. Они тазволили на
	простам клею печную гажу и рисова-
	ти на глиняных стенах TOMOB Teron.
катуры на японских империалистов,
на Гитлера. Не было печатных стан-
ков. Вырезая рисунки на деревянных
лках, е них нечатали от руки на
	самой простой бумаге плакаты. ко-,
торые расклёивались на стенах кре-.
постей, занятых японцами, на окра-
инах и в окрестностях оккупировая-
ных. городов. Огромное агитапион-
ное значение этой работы трудно.
переоденить.

В томинлановеких ‚районах. про-
трессивные. карикатуриеты поз
тались проэелелованиям. Ассоциация
«Спаление Родины» была запрешееа.
Гоминдановцы установили строгую.
цензуру газет и журналов. Но RapHe
кАТУристы и в этих условиях He
сложили оружия, используя вое ле-
гальные возможноети, умело приме-
HAS язык иносказачий. Их рисунки
разоблачали бесчинетва гоминланов-
ской тайной полиции, показывали,
как плохо живется сотлатам Чан
Кайши, как они скверно питаются,
BAR мало заботится © них прави-

‘заключением в тюрьму _
	Речь Альберта Мальца
	Парнелла на митияге,
	Подобная же участь ожидает остальных прогрессив-
ных деятелей. Голливуда, обвиненных в «неуваженииз
к конгрессу. Среди них находится писатель и драма-
тург` Альберт Мальц, выступивший в Лос-Анжелосе
на митияге, организованном «Национальным советсм
искусств науки и свободных профессий»,

Ниже мы помещаем сокращенный перевод выступле-
я Альберта Мальца, опубликованный в июньском
	урезывания наших граждансвих св9-
бод.

‚ Именно такое решение принял
апелляционный суд по голливудекому
делу. Этим актом. он переделал лек-
	лазацию прав без согласия народа, а
	наш «мудрый, справедливый и 0езуп-
речный» верховный суд в свою оче-
редь об’явил, что в голливудеком деле

нет моментов. которые позволили бы
ему пересмотреть решение, Влаеть
имущие сказали свое слово! Сказали
свое слово Дж. Парнелл Томас и ere
комиссия, сенатор: Маккарти, Луие
Буденц, Уиттакер Чемберс и сулья
Медина. Сказал свое слово. анелляци-
онный суд; своим трусливым молча-

нием высказался и верховный суд:
Нов 1859 голу 16-й президент Сое-
диненных Штатов — Линкольн, за-
явил: «Нафод 1 праву являетея хо-
зяичом конгрессов и судов». Важней-
шей проблемой нашего времени. не в
меньшей мере; чем в эпоху Линколь:
на, является вопрос о том. булет ли
хозяином народ. Я считаю; что наро-
ду Амервки еще не была дана воЗ-,
можность полностью высказаться ‘по.
этому делу.
	При некотерых исторических  06-
стоятельствах удается обманывать
нарол, вводить его в заблуждение,
одурманивать его так, что оу идет 5
своему булущему но тропинке. веду-
‘щей к пропасти. Мы видели Герма-
нию, и мы знаем это. Я считаю, что
многих американцев в настоящее вре-
мя обманывают и вводят в заблужде-
ние, сбивают с пути и вселяют в них
неуверенность. Но истерия нахаж.
лаетея еверху и не затрагивает кор-
ней. И я верю, что американский на-
род не хочет законопроектов Мунлта,
волородных войн и власти солдатекого
вапога,.
	Ва таких собраниях, каЕ это, меня
всегда восхищала и восхищает проч-
ная евязь между людьми. Мы все —
разные люди, ни один не похож’ на
другого. у каждого есть свои жела-
ния. трулности и заботы. Но мы не
одиноки потому, что мы собираемся
вместе, мы собираемея: для вого, что-
бы восторжествовала справедливость,
чтобы способствовать прогресеу мые-
ли, чтобы жить в дружбе. Эта вечно
возникающая сила надежды и любви
движет миром.

В эти дни у нае есть причины
серьезно залуматься. и у нас есть
основания вепомнить историю наше-
го нарола. лабы чувствовать уверен-
ность в том, что американский народ
сможет снова взять в свои руки
власть нал конгреесом и судами.
	Друзья, не падайте духом!
	Фильм „Отальная порога
	Грандиозная стройка сопизлисти-
	ческой молодежи — новая железная
	дорога, соединяющая Банску Штав-
вицу < Гронской Дубравой, послужи-
ла сюжетом для нового документаль-
ного словапкого фильма «Стальная
дерога», рассказывающего об огром-
ном творческом под’еме юных строи-
телей, взявших на себя обязатель-.
ство построить в Словакии новую
железную дорогу. Режиссер фильма
В. Багна, оператор №. Коприжва, му-.
зыва композитора Шимона Юровского.
Пействующие лица фильма — 48
	номере журнала «Мэссез энд Мейнстрим».
	Hr исъмо главным режиссе pan
Рис. И. ИГИНА.
	Текс? А. БЕЗЫМЕНСКОГО.
: ee
	ACETAL LD OE AE YAGI D CRE”    Песколько дней тому назад за голливудскими  сцена-
S0BaTh HECKOUbES BbICTaROK сатиры, ристами Джоном Лаусоном и Дальтоном Трумбо захлой-
вызывавших горячее одобрение .го- нулись двери федеральной тюрьмы в Вашингтоне.
			‚ вызывавших горячее одобрение . ro-
родекого населения,

Во время трехлетней Народно-ое-
воболительной войны карикатури-
OTH Китая были разделены: часть
из них находилась в освобожденных
районах, другие — на территории,
остававшейся еще под властью: го-
миндановцев.

газетах, выходивших на 06во-
божденной территории, постоянно по-
‚мещались острые сатирические ри-
`сунки, направленные против преда-
тельской политики Чан Кай-пи, Ва-
рикатуристы показывали бандитов
из гоминдановекой армии, олетых ©
толовы до пят во все американское,
сгабженных американским вооруже-
нием. Карикатуриеты векрывали к®-
варные замыслы американских им-
периалистов, ‘пытавшихся  превра-
тить Китай в свою колонию и в ан-
‘тисоветский плацдарм. Художники
понимали, TD китайский народ. не
одинок в своей борьбе против аме-
риканского ‘империализма и Чан
_Бай-ши, что эта борьба — один. из
участков антиимпериалиетического и
‚демократического фронта Народов
‘мира. Поэтому’ тематика их’ ри-
‘сунков не ограничивалась событиями
в `Витае. Они изображали крах аме-
_риканекой «атомной»  демалогии,
-разоблачали ° истинную сущность
«плана Маршалла», ноказывали 0е-
вободительную борьбу колониальных
народов, растущие силы лагеря ми-
‘ра и демократии, возглавляемого
`Советеким Союзом,

В злобной ченависти засылал Чан
Кай-ши в освобожденные районы
своих шиюнов и диверсантов, кото-
рые пытались организовать покуше-
HUG Ta прогрессивных деятелей Ки-
тая и в том числе на карикатури-
стов: художники-сатирики были B
черных списках, составленных то-
миндановскими тайными атентами.

‘He прекращали евазй боевой ра-
боты карикатуристы и на террито-
рии, находившейся под влаетью Г9-
минлана. В чает возникавигих на-
родных демонстрациях протеста про-

тив голода, против направленной к
	возрождению японекой агреесии по-
литики американцев в Японии, про-
тив гражданской войны люди несли
большие сатирические плакаты, из-
девавшиеся над врагами китайского
	народа. Эти плакаты‘ представляли.
	6006й < увеличенные карикатуры
хуложника Ми Гу и ряда других.
	Б те дни в Шайхар группа хулож-
	ников создала подпольную организа-
ЦИЮ «учебы карикатуриетов». Cry-
денты, рабочие. продавцы магази-
Нов в сВ5болнию время тайно училиеь
рисовать И делали злые. остроумные,
меткие карикатуры для демонетра-
ций и передвижных нелегальных
выставок, которые устрайвались. по
преимуществу в высших учебных за-
ведениях. Организатия . просущеетво-
вала больше ‘гола. Потом томинданов-
пам удалось ев раскрыть. Несколько
студентов-—устроителей ‘выставок
было арзетовано, а руководителям
пришлось покинуть Шанхай.

Сейчас, после победы китайского
народа и провозглашения Народной
республики, наши карикатуряеты
работают главным образом в Пеки-
не и Шанхае. Большинетво из них
-coctouT во’ Всекитайском союзе pa-
ботников изобразительных HC-
кусетв. Газеты и журналы постоян-
но публикуют их пгоизведения.

Китайские капикатуриеты созна-
ют. что их работа  пмоет больное
	значение в’ пеле борьбы за мир BO.
Beem мире. Они твердо держат кисть
в руках и плечом к плечу с совет-!
скими. художниками HO mporpec-.
	скими художниками И прогрес-
CMRHBIMU художниками всех стран
будут бороться за торжество мира и
демократии на веем земном шаре.

ХУА ЦЗЮНЬ:У.
	Их «вина» в том, что они отказались
конституционные. вопросы казнокрада
	  Томаса, возглавлявшего прэсловутую комиссию по рас-
  следованию антиамериканской деятельности. Они под-
няли голоса в защиту демократии, в защиту своего че-
ловеческого достсинства, в защиту элементарных праз
	миллионов американских граждан.
	Я не в восторге’ от того, что. мае
предстоит провести год своей жизни
в федеральной тюрьме. Я ве в вос-
торге от мыели.. что как-то надо об’-
яенить моему двенадцатилетнему cbr
ну и семилетней дочери, что их отец
и отцы их сверстников должны OT-
бывать тюремное заключение. Мне не
нравитея, что моя книга осталась не-
законченной, хотя я очень хотел ее
закончить иознать. что ее читают.

Но, если‘ мне пришлось бы иред-
стать перед комиссией по раееледо-
BAHU антиамериканской деятельнэ-
сти еще десять раз, я не изменил бы
тона, не переделал бы ни одной ска-
завной мною фразы, не взял бы 0б-
	‘ратню‘ни одного слова, из того, что я! Молчаливого согласия, при помощи и
‘сказал. Я слелал бы это лишь в том. ПИ посрелетве: того учреждения, кэ-
	торое торжественно именуется мини-
стеретвом: юстишии.
	Судьи преднамеренно  бесчестно
приговаривают к тюремному заклю-
чению юристов, осмеливающихея  эа-
щищать людей, которых правитель-
ство задумало посадить в тюрьму. Вее
большее количествс граждан в нашей
стране принуждаетея присягать, что
«они не думают ‘и не делают того или
иного».
	Суды приговюрили к тюремному
заключению десятерых из Голливула..
Разве это не угрожает безопаеноетя
тысяч других граждан? Настало вре-
мя неголовать, настало время выска-
заться начиетоту.

Это касается меня, то я родилея в
этой стране, она сформировала моя
характер, и я не отетуплю от того,
чему она научила меня.
	Во моя предажноеть -— это Bep-
ность стране и ее народу, его свобод-
ной жизни и незавиеимости, Это Bo-
все не преданноеть какому-нибудь
чиновнику; правлению той или иной
корпорации, олному из миниетров или
определенному подитическому куреу.
	Никогда, со времени позорного в
нашей истории закона 1798 года,
писателей и журналистов не заклю-
чали в тюрьмы, никогда политиче-
ские партии “не подвергалиеь таким
преслелованиям не за свои действия,
а за свои убежкления, каким сейчас
подвергается: коммунистическая. пар-
тия; никогла: пелагоги, священноелу-
зители, профсоюзные деятели. уче-
ные. целые организации не об’авля-
лись «подрывными» правитель-
ственным декретом или решением су-
да. р

Сейчас; вомирное время, апелля-
ционный судв Вашинттоне осмели-
вается об’явить нам. что какая-т®
«крайняя необходимость» требует

случае, если бы емог найти еще 92-
лее резкие слова и фразы, котозые
бичевали бы еше сильнее, И если нае
посадят за решетку, я, как и другче,
пойлу в тюрьму с таким чуветвэя
глубокого возмущения, какото я еще
никогла не испытывал за всю г50ю
ЖИЗНЬ.

Ёзкова же природа этого  гчева?
Может быть, он вызван у. меня и мо-
	их тваришей мыслями о чапгих семт-
	ях, нашей работе, наших жизнях? В
	известной мере это верно. Н9 гланрое.
‘что вызывает гнев, — это осквеоне-
	ние. наптеи земли людьми, етоящими
во главе государственного аппарата.

Когда осенью 1947 тода пачалоеь
наше дело, я, как и другие, указывая
на недостойные действия всевозмож-
ных вомитетов, полобных комисии
по расследованию антиамеиканской
деятельности, указывал на опреде-
ленных людей, вроде Дж. Парнелла
Томаса. Ренкина. министра ю2тиции
Еларка. За истекшие два ? полови-
ной года в нашей стране  посизовело
много событий, произошло много пло-
хого. И было бы слепотой расематри-
вать эти события, как дело рук от-
дельных личностей или каких-то пе-
акционных комитетов конгресса. На-
оборот, настало время признать: то.
что происходит в нашей стране, ис-
холит от самого правительства, яв-
ляется его политикой и. осущест-
вляется им самим.

Говоря это, я имею в вилу прави-
тельственные организации по провер-
ке лойяльности, суды первой инстан-
пии и выепгие суды, городских и вер-
ховных еулей, прокуроров и шайку
их отвратительных  лжесвилотелей.
Эти нжесвилетели рышут по страме,
стапаяеь как можно дороже пподать
свои «показания», зная заранее, что
государственная маптина станет на
их заниту, какую бы ложь они ни
сфабриковали.
	В театрах
		Один за другим проходят у нас
процессы, в которых клятвопреетуп-
ники выступают Kak правитель“
втвенные свидетели. И это проиехе-
дит, неемотря нз то, что клятвопре-
ступники изобличаются во лжи, не
успев сойти со свидетельского места.
Но их не привлекают к судебной от-
ветственности. Напротив. министет-
ство юстиции защищает их от еудеб-
ного преследования. Они получают
щедрые вознатраждения, их расходы
оплачиваются, они  раз’езжают по
етране‘на деньги, взимаемые с нало-
гоплательшиков, и выступают Cc
ложными ноказавиями все в возых и
новых процеесах. И это проиехолит с
	_ Чудеса трансформации.
	лись с нашим уполномоченным, Ёлав-
реперткома! Редкий человек!»—важ-
но заявляет М. Хенкин, уходя 3a
ширму. Тут же он появляется вновь,
пе меняя в своем облике ничего. кро-
ме выражения лица. Оно становится
каким-то таким... — разрешительно-
запретительным. Это уже уполномо-
ченный Главреперткома М. Хенкин.
«Хороший . артист М. Хенкин‚. —
поощрительно замечает уполномочен-
ный, скрываясь за ширмой.—Поболь-
ше бы таких артистов!».

После этого над ширмой возникает
микрофон, и местное радиовещание
преподносит ‘ошеломленным слушаге-
лям «артиста» — все того же М. Хен-
кина—в огромнейних дозах. и_ужа-
сающем. качестве. Он и «Литератур-
ная‘ передача», он‘и «Театр у микро-
фона»—просто некуда деваться’ от
его универсального дарования!
‘Удобно устроился М; Хенкин: сам
себе.. руководство, сам .-себе реперт-
KOM, только вот «артист».он,.к сожале.
нию, не сам себе. М. Хенкин весьма
популярен в области как мастер анти-
художественного чтения по Оадио,
Его называют по слухам, «наш глав-
рупорком». Всецело поглощенный сво-
им бешеным творческим (и гонорар-
ным!) ростом, он заметно’ охладел к
прочим своим обязанностям,

Сложное искусство трансформации
	прочно освоено М. Хенкиным. Непо-
	нятно только, почему возмущенные
	письма пострадавших радиослучате- ›
	лей области и даже резкие критиче-
ские выступления областной газеты
«Социалистический Донбасс» не
имеют пока реальных результатов.
	В чем же дело? Может быть, воз-
вращаясь к началу нашего фельетона,
нужно обрушить ширму и посмотреть:
кто помогает М. Хенкину так долго
халтурить одному в трех лицах?
		Выступление  артиста-трансформа-
тора — весьма эффектное зрелише.
Оно и понятно: по ходу номера од-
ним и тем же исполнителем изобра-
жаются совершенно разные, не похо-
жие друг на друга лица. Артист как
бы перевоплощается на глазах у
изумленной публики. Помнится, В
эдном старом комическом фильме мы
наблюдали такой шедевр трансформа-
пии: из-за ширмы появлялся Наполе-
	‘он Бонапарт, коренастый, небольшюго
	роста, в своей популярной  шляпе-
треуголке. Император ‘скрывался за
ширмой, и тотчас же появлялся, силь-
но прибавив в росте, совершенно из-
менив костюм и лицо, огромный Иван
Полдубный, который, в свою очерель,
превраптался за той же ширмой в оча-
ровательную даму. Быстрота и не-
ожиданность трансформации все воз-
растали, пока, наконец, от неловкого
движения ширма не рухнула, ‹обна-
ружив десятка полтора мужчин и
женщин, высоких и’ низеньких, тол-
стых-и худощавых, одетых в` костюмы
самых разных исторических ‘эпех.
Оказалось, ‘что вместо одного чело-
века действовал мощный коллектив
халтурщиков.

Чудеса трансформации можно наб-
людать и по сей день в одном” из
центров Донбасса, в городе Сталино.
Там шумно подвизается в этом слож-
ном жанре тражданин М. Хенкин, об-
наруживший больной и самобытный
талант совершенно особого рода.

По сведениям, идущим из Донбас-
са, номер здешнего ‘трансформатора
представляется нам в следующем ви-
де Из-за ширмы (воображаемой)
появляется М. Хенкин © печатью
думы на челе: Его движения ‘величе-
ственны. Весь он руководя до’ чрез-
вычайности. Зрители легко’ узнают
замещающего заведующего областным
отделом Комитета по делам искусств
М Хенкина. «Хороню мы сработа-
	стижение современной архитектурной
мыели. В «лучезарном доме» они яв-
ляются основными элементами, фор-
мирующими внешний облик сооруже:
ния, придавая ему вид этажерки.

Из «общего зала» маленькая лест-
ница ведет на второй этаж кварти-
ры. Здесь центр композиции <остав-
ляют санузел и темный, коридор дли-
ной 6 метров 22 сантиметра, шири-
ной 1 метр 68 сантиметров и высотой
в 2 метра. Над «общим залом» в
виде балкона расположена спальня
	родителей. Эта комната также лише».
на непосрелетвенного дневного света
	и не изолирована. от «общего. зала»,
в котором предполатается совместное
пребывание всей семьи.
	Противоположный ‚конец кварти-
	ры занимают две‘ длетекие комнаты
длиной 6,3 метра, пгириной 1,8 мет-
ра и высотой 2: метра 26 сантимет-
ров..Эти помещения, похожие скорее
на коридоры, вряд ли создают жиз-
нерзлдостную обстановку для детей. В
их глубине всегда будет парить по-
лумрак, только у самого окна имеет-
ся небольшое светлое пространство
для совместных итр.

Таким образом, мы видим, что в
квартирах «лучезарного дома» толь-
ко «общий зал» и помещение для
детских игр. имеют интенсивное лнев-
ное освещение. Остальные комнаты
либо вовсе лишены вета, либо имеют
второй свет при очень низком по-
толке. И это — в доме, наружные
стены которого сплопть застеклены!
	Паков же внешний облик «луче-
зарного лома»? Выполненный строго
по всем конструктивистеким. догмам,
предложенным Корбюзье еше в 20-х
годах, этот дом, стоящий на одутло-
ватых, как бы  отечных «ногах»,
представляет собой гигантский ящик
	метров. }
	Бсе в здании «лучезарного дома»   мии архи
ЕАН НИИ

[в плавный penantop С. 6. CYTOLIRUA.
		Болгарии

Старозагорский народный  опер-
пый театр поставил оперу «Похище-
ние из Сераля» Моцарта, Народный
театр в гор. Сталин показало пьесу
«Голос Америки» Б. Лавренева. В Нл-
родном театре гор. Сливен идут «Ме-
щане» М. Горького и пъеса болгар-
ekoro драматурга Л. Стрелкова «Раз-
ведка». Эту пьесу поставил также и
Михайловгралекий театр. На сцене
народных театров ^Коларовграда и
	В связи с предстоящим столетием
со дня рождения великого болгарско-
го поэта Ивана, Вазова Софийский
народный театр осуществил но-
	‚вую инсценировку его ремана «Под
  — >
	итом». Пьеса поетавлена главным
	а я В Е
‘артистом республики Бояном Данов-
		8% последнее время  провинциаль-
НЫе театры Болгарии показали pli
Новых поетачорок,.
	РА   Бургаса показаны премьеры произве-   тысяч юношей и девушек Чехосло-.
деву
	дений Шекспира,
	И

вакии.

NN LANE AE

КТ

——eo
	Проявив заботу о жильцах путем ©03-.
дания специальной двери для покой-
ников, архитектор считает в этом от-
ношении свою миссию выполненной
и © чистой совестью отдается излюб-
ненному занятию — жонглированию
отвлеченными 96’емами. Все кварти-
ры «лучезарного дома» являются ме-
ханичееким соединением трех етан-
дартных ячеек (камер), имеющих
форму вытянутых параллелепипедов,
которые устанавливаются на, соответ-
ственные места. как ящики в комол.
	46 представляет собой планиров-
ка больниинства квартир? Входная
дверь с «внутренней улицы» ведет в
маленькую и тесную прихожую,
‘центральное место в которой занима-
ет дверь в кухню. Вухня расположе-
на в самом центре квартиры. Это —
лишенный дневного света и еетест-
венной вентиляции чулан площадью
Е 4 кралратных метра и ELICO-
той в 2 метра. Такое расположение
кухни отнюль не вяжется с декларз-
тивными, но абсурдными по своей
сущности заявлениями Корбюзье, ко-
торый еще в 1923 году писал: «Если
Это возможно, то помещайте кухню
на «рыни’, чтобы избежать : запа-

„Лучезарный дом’ Корбюзье

Реакиионная печать капиталиети-  ров среди бупгующего моря житейско- Bexer B вестибюль. В весьма заман-
	ческих стран широко рекламирует
французекого архитектора. Корбюзье.
Газетыи журналы не жалеют красок
для восхваления этого идеолога кон-
структивизма и пропозедника, космо-
политических илей в архатектуов.
	«Корбюзье, — писал французский
архитектурный журнал, — одновре-
менио поэт и реалист, создатель вол-
нующих, захратывающих произведе-.
ний. Его творчеством руководит.
стремление в красоте и - желание
sone, жизнь людей болёе счастли-
вои»

Чем же так пленило буржуазных
журналистов творчество Борбюзье?.
Прогрессивная архитектурная обще-.
ственность хорошо знает этото архи-
тектора как прислужника крупвого.
финансового кацитала, выдвинувше-
го.в свое время илею продажи цент-
pa. Парижа иностранцам. В продол-
жение лвалцати © лишним лет он
призывает к созданию. «города буду-
шего, пронизанното солнцем, ралост-
ного, как рай». Но слова Корбюзье
резко расходятся с его творческой
практикой. Немногочисленные  зда-
ния, построенные им, никак не BAR
жутся ес представлением о красоте ap-
хитектурного произведения.

Сейчае Корбюзье об’явил на весь
мир о_ строительстве по его проекту
на бульваре. Мишле в Марселе нового.
жипоро здания. которое он называет
«лучезарным домом». В. обычном для
него. рекламном и сенсационном TO-
не Корбюзье заявляет 96 этом 0
страниц тазет и журналов, как о ©0-
бытии мирового значения: «Дело

слелано — работы начались!».

По словам самого автора, ‚ «луче-
зарный лом» является вершиной его
творчества, первым реальным вопло-
щениеи провозглатаемых им`за чет-
вепть  века теоретических принципов.

Корбюзье оисует  идиллическую
картину жизни в «лучезаоном доме»,
	чивом описании вестибюля говорит-
	го. Из дома даже не надо будет никуда
	который будет стоять. как тихий ост- положенный в левой части фасада,
				«Советское ‘ искусство» выхолит  *
пс вторникам и субботам.
	выходить, так как в нем сосредоточи-   ся, что входной холл будет ортани-
ваютея все несбходимые для жильцов   зован наподобие вестибюлей больших
	культурные и бытовые учреждения.   отелей — с лифтами, помеще
Имейте только деньги, ‘и в этом доме   для портье и курьеров ит. д.
	вы будете себя чувствовать, как в  Дуемотрена специальная дверь AAA
	ANH доставки прэ-
для выноса гро-
	крепости, огражденными от влияний   автомобилистов,
внешнего мира. Даже в размешении   луклов, а также...
	здания ощущается стремление автора   бов: заботу ю препровожхлении обита-
	к полной изоляции от жизни города.   телей дома в «лучший мир» HOp-
«Направление 0си  злания есть бюзье проявляет с последовательно-
	производная только солнца H copep- сетью, достойной лучшего примене-
шенно не зависит ют направления! НИЯ. При доме, кроме стоянки для ав-
	Единственный «выход»
	улиц», — заявляет Кюрбюзье. № чему
приводит такой принцип, мы видим
на примере «лучезарного дома», со-
вершенно не евязанного с окружаю-
шими строениями и направлением
бульвара Мишле.
	.Рядясь в тогу жреца солнца; Вюр-
бюзье вещает: «Солнце, которое уп-
равляет всем растущим, должно: про-
никать в каждую квартиру, излу-
чать там свои лучи, без которых все
живое чахнет». Однако. даже самое
беглое знакометво“е внутренней пла-
нировкой «лучезарного дома» выдает
полную непослеловательность автора
	в провелении так настойчиво рекла-.
	мируемого им Нриннина мавсимальв-
ного освещения здания. Хотя Кюор-
бюзье и назвал свюй дом «лучезар-
	ным», но большинетво помещений в.
	нем полностью лишено дневного
освещения или освещено вторым
светом. .
	В 17 этажах лома запроектирова-
	но 334 квартиры. расположенные по
	сторонам коридоров, пересекающих
все здание по его продольной cH.
Эти коридоры, длиной 135 метров,
шириной около ‘3 метров, Вор-
бюзье выспренно называет «BHYT-
‚ренними улицами». Но это громкое
‚название никак не может оправдать
создания ‘’полутемных, лишенных

еотественной вентиляции тоннелей.
	Единственный вход в зтание, рас-
	TRHBO и порочно, как и в «идеях»
его автора.

_ «Лучезарный дом» в Марселе со
всей полнотой и убедительностью
разоблачает  бесперепективноеть и
нежизненность идей Корбюзье, их
асоциальность, их несоответетвие-.с
подлинной заботой © человеке. Даже
с точки. зрения чисто формальной но-
‘вое произведение Кюрбюзье _ показы-
вает убожество замысла архитектора.
Отсутствие болышой художественной
идеи. не может быть восполнено даже
самыуи тонкими ухишрениями тех-
‘нического изобретательетва.

Но Корбюзье не желает  призна-
ваться в этом. В статье, опублико-
ванной в одном из американских
журналов, он утверждает, что был
далек от’ создания «простой: коробки
для сдачи в наем» и далее, самодо-
вольно заключает: «Мы искали и вы-
разили связь человека © природой.
Жилой дом может енова претенловать
на гармонию и—почему нет?. — на
улыбку Палладио». oot

ЯША, где сейчас нашел себе
пристанище Корбюзье, «лучезарный
дом» провозглашается на страницах
буржуазной печати, как новый соци-
альный тип коллективного жилища,
призванный спасти человечество, а
автор его провозглашается. ‘великим
‘революционером в архитектуре.

Но прогрессивная архитектурная
общественность: Америки и Франции
хорошо знает. цену реакционных
идеям Корбюзье и его последователей.
«Лучезарный дом» является новых
доказательством того, что буржуаз-
ная архитектура зашла в тупик, И
никакие ухишрения конструктиви-
етов не могут опровергнуть это
факта.

Н. ПЕКАРЕВА,
старший научный сотрудник Ин-

ститута истории и теории Акаде-
	мии архитектуры СССР.
	томашин, отволитея специзльнов ме-
сто... для похоронных дрог:
«Лом—машина’ для жилья». Ав-
тором этою утверждения является
Корбюзье. В планировке квартир
«лучезарного дома» ‹о всей убеди-
тельностью проявилась порочность
идеи «машинизированного» жили-
ща, где человек  рассматривает-
ся как механический придаток к до-
му. Увлекшись отвлеченным формо-
творчеством, Корбюзье забыл о жи-
вом человеке: Он рассматривает жи-
лую квартиру, как некое геометриче-
ское тело, а вею внутреннюю струк-
туру здания, Rak систему более
или менее остроумных комбинаций и
сочетаний отдельных элементов лома.
	Рис. Б. ЛЕО.
	из «лучезарного дома»
		Вторая дверь из прихожеи ведет в
столовую — полутемное помешение
с низким потолком. Столовая являет-
ся частью «общего зала», —так назы-
вает Корбюзье помещение площадью в
13 квадратных метров. В отличие от
друпих комнат «общий зал» имеет ес-
тественное освещение. Но здесь воз-
никает одно непредвиленное обетоя-
тельство. Из-за того, что комната име-
ет двойную высоту (4,8 метра) и вея
наружная ев стена застеклена, ило-
 цадь остекления превышает площадь
пола, а это влечет за собой слишком
‘интенсивное освещение и большой
перегрев. Корбюзье это’ обетоятельет-
во не смутило, он предложил уетро-
чть специальные «еолнцерРзы»,
т. в. железобетонные горизонтальные
полосы, раечленяющие поверхность
окна на три части. Эти «еолнцерезы»
рекламируются буржуазной зрхитек-
турной печатью как величайшее 10-
	Редакционная коллегия: Г. В. АЛЕНСАНДРОВ, В. H. BNACOB.
Н. Н. ЖУКОВ, П. Н. ИВАНОВ (зам. гпавносо редактора).
А. А. ИКОННИНОВ, С. В. МИХАЛНОВ, К. И ТРАПЕЗНИНОВ.
	атра, корреспонл
ентской
сета — К 5-15-12; отделы aysuxe. Ен
tHe, wot; 7
pa РАЗУ
зительлых вскусств
- к

са)
1-48-96,
en

Aspec редакцни: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корресповлентской сета — К 5-45-12; отделы му
	Типография «Гудок». Москва, ул. Станкевича, 7.