СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		Заседания Верховного Совета СССР
	любовь к жизни! У нас есть — он е
нами всегда и в нашем сердце вождь
всех народов, неустанный борец за
мир, наш великий друг и мудрый
учитель-—товарищ Сталин! (Бурные
продолжительные аплодисменты, Все
естают).
	Товарищи депутаты! От группы де-
путатов Москвы, Ленинграда, Украин-
ской Советской Социалистической
Республики и Латвийской Советской
Социалистической Республики разре-
шите внести на рассмотрение Верхов-
ного Совета Союза Советских Социа-
листических Республик следующий
проект Ззявления Верховного Совета,
СССР в связи с обращепием Постоян-
ного комитета Всемирного конгресса
сторонников мира.
	«ЗАЯВЛЕНИЕ ВЕРХОРНОГО СОВЕТА
cece
	заслушав сообщение депутата Вуз-
нецова В. В. о приеме в Верховном
Совете СССР делегации Постоянного
Комитета Всемирного конгресса, сто-
ронников мира под предселательетвом
г-на И. Фаржа, а также о воззваний
Стокгольмской сессии Постоянного
Комитета.  призвавшей запретить
атомное оружие, установить строгий
международный контроль за соблюде-
нием этого запрещения и об’явить во-
енным преступником то правитель-
ство. которое первым применит это
оружие агрессии и массового уничто-
жения людей, — Верховный Совет
СССР единодушно заявляет о своей
солидарности с предложениями Посто-
янного Комитета. (Аплодисменты).
	Эти предложения Постоянного №о-
митета Всемирного конгресез сторон-
ников мира полностью отвечают на-
сущным требованиям всех народов и
их стремлению к прочному и дли-
тельному миру во всем мире.

Выражая непреклонную волю #0-
ветского нарола к миру, Верховный
Совет СССР заявляет о своей тотов-
ности сотрудничать с захонодательны-
ми органами других государств в раз-
работке и проведении необходимых
мер но осуществлению предложений
Постоянного Комитета Всемирного
конгресса сторонников мира.

Верховный совет СССР выражает
уверенность в том, что Советекое
правительство, ‹ послеловательно
выступающее за мир и сотрудничест-
во между народами, будет и впредь
твердо и настойчиво проводить эту но-
литику мирных и дружественных от-
ношений между народами, предпри-
нимать необходимые меры через Ор-
танизацию 0б’единенных Напий и
использовать все другие пути для
обеспечения всеобщего мира и меж-
дународной безопасности.

Вместе с ‘ем Верховный Совет
СССР выражает уверенность, что
хвижение сторонников мира и, прежде
веего, указанное Стовгольмекое Воз-
звание Постоянного Комитета Веемир-
ного конгресеа, сторонников мира по-
тучит единохушную поддержку всего
советского народа». (Бурные апло-
дисменты).
	Товарищи депутаты! Верховный
Совет Союза Советских Социалисти-
ческих Республик первым из парла-
ментов ответил на предложение По-
стоянного. комитета Веемирного кон-
гресса сторонников мира о безуслов-
ном запрещении атомного оружия,
Бак оружия устрашения и массового
уничтожения людей ино том, что
правительство, которое первым при:
менит против какой-либо страны
атомное оружие, совершит преступ-
ление против человечества и должно
рассматриваться, как военный пре-
ступник.

Езв известно международная деле-
тация Постоянного комитета Веемир-
ноге конгресса сторонников мира не
была допущена в Соединенные Шта-
ты Америки — ей не дали виз, в
Англии международную делегацию
Комитета отказались принять и пре-
мьер-министр Эттли и министр ино-
стр8нных дел Бевин. В Голландии
представителей делегации Комитета
арестовали и вытолкали из страны, в
Бельгии делегацию отказались при-
нять в парламенте и ззявление ее
взял вакой-то второстепенный чи-
новник. Австрийское правительство
выступило с враждебным заявлением
против массовой кампании по ебору
подписей под Стокгольмским воззва-
нием.
	Сегодня мы обсужхаем обращение
Всемирного конгресса сторонников
мира в Верховном Совете и наш голос
услышат все сторонники мира во
всем мире.

Прежде всего мы должны отме-
тить, что уже в 1946 году предста-
вители Советского Союза в Органи-
зации 0б’елиненных Наций внесли
предложение о полном запрещении
атомного оружия и 06 уничтожении
в течение трех месяцев всех запасов
атомных бомб. Это предложение было
в духе той принципиальной, последо-
вательной и твердой политики мира,
которую Советский Союз проводит ¢
первых хней своего существования.

Советский нарол защищал дело
мира не на словах. Его вклад в дело
защиты человечества от поджигате-
лей войны трудно переоценить. Co-
ветский народ своей кровью заплатил
за то, чтобы свободолюбивые народы
освободились от страшного кошмара
фашизма.

Сегодня. происхолит.. великий .на-.
родный референдум, сбор подписей
под воззванием Стокгольмской сессии
Постоянного комитета сторонников
мира. Сто миллионов поднисей уже
собрано, и за этими ста миллионами
последуют следующие сотни миллио-
нов, потому что «каждый мужчина
и женщина в каждой стране должны
определить свое отношение к вопросу
0 запрещении атомной бомбы».

Этот под’ем миллионов превратил-
ся в движение огромного размаха, в
могучую демонстрацию, которая яв-
ляется грозным предупреждением тем
темным силам, которые хотят развя-
зать войну. видя в ней источник но-
вых обогащений, новый кровавый
бизнее.
	Олово «мир» стало страшным и
’ ненавистным для лагеря врагов мира
и свободы. В людей. лолымающих
	Совместное заседание Совета Союза
и Совета Национальностей .
	Речь депутата Н. С. Тохонова
	энамена мира, стреляют, их ‘сажают
в тюрьмы, отправляют на каторгу, на
них клевещут, их открыто и тайно
убивают. Это происходит с итальян-
скими, с французскими, американ-
скими, японскими и индийскимй сто-
ронниками мира, это’ происходит
всюду, где господствуют заокеанские
империалистические хозяева, тре-
бующие полного подчинения своим
человеконенавистническим законам,
которые они предлагают. как фор-
му жизни.

Опасность войны велика, потому
что поджигатели войны работают
день и ночь над ее приближением.
Они ‘открыто говорят 06 stom. B
атомной бомбе они видят основное
оружие той агрессин, которую они
готовят. Они открыто ззявляют, что
будут сбрасывать атокные бомбы как
только им заблагораесудится.

Всему миру видно, как живет и
работаст наша великая мирная со-
циалистическая держава — Совет-
ский Союз. Мы создазм новые города,
новые заводы и фэзбрики, новые шко-
лы и тезтры, музеи и курорты для
отдыха трудящихся, мы уничтожаем
пустыни, растим леса и рощи. Бла-
госостояние Советекого нарола. наша
	социалистическая культура находят-
ея на непрерывном под’еме. у
	Мы горячо приветствуем народы,
—Й всех, кто честной рукой открыто
ставит свою подпись под Стокгольм-
ским воззванием, вместе с этими мир-
ными труженнками без различия по-
литических убеждений, расы и воз-
раста, мы говорим: в этой борьбе за
мир не должно быть нейтральных.
Тот, кто отказывается подписать
Стоктольмское воззвание, тот против
мира, тот или не представляет себе
силу угрожающей опасности, или на-
ходится в опасном самоуспокоении.

Единый фронт народов, в котором
принимают самое активное участие

многие народы мира и среди них та-
кие великие народы, как советский
	народ и народ китайский, представ-
дяет собой несокрушимую стену.
	Этот единый фронт залнитников ми-
ра непрерывно растет, потому что все
люди доброй воли. все честные тру-
женики. все честные представители
интеллигенции присоединяют свои г9-
оса к тем миллионам, которые уже
сказали слово за мир. против войны.
	Мы во воеоружии нашей правты
	вместе со‘ всеми народами приеоединя-
	ем наши голоса к, голосам з& мир прэ-
тив новой войны! Мы не хотим агрес-
сии, и никто не может упрекнуть нае
в том, что мы когда-нибудь нарушили
исдписаяное нами соглашение.

Мы крепко заперли наши границы,
самые справедливые в мире. Напраено
так носятся за океаном © атомной
бомбой — мы тоже не такие бедные,
Но мы хотим нашу ‘атомную силу
применять для мирных работ. на
пользу человечеству, a не для его
уничтожения.

Мы стоим за длительный и проч-
ный мир, за мирное сотрудничество
всех народов. Мы булем биться 34 это
и мы победим, как победили пять лет
назад черного зверя—фашизм!
	У нас есть сила. воторая растет
	Создать новые произведения о советских людях
	 одлинные герои современности
		Й мы узнаем, что жизнь идет впе-
ред, что на шахту привозят машину,
которая заменит  крепильщиков И
сэкономит тысячи кубометров леса;
что жена конструктора Трофименко
инженер Вера Николаевна мечтает
создать машину, благодаря которой
исчезнут с донецкой земли воспетые
поэтами Терриконы, He будет «ни
одной лымной горы, ни одного бугор-
Ka грязной о пороль, только парки
кругом; фруктовые сады ис тихие
сзера».— и верим. что так и будет!

А правительство и партия ставят
перед учеными, инженерами, шахте-
рами новую грандиозную задачу —
создание глубокого Донбасса, чтобы
угля хватило на еотни лет вперех...
	Чак, расеказывая 0 настоящем,
сценарий «Битва за уголь» оказы-
вается ‘устремленным в будущее.

«Битва за уголь» — произведение
новаторское. Сценарий построен н&
острых конфликтах, но они решены
не по школьным канонам: авторы не
стали полтасовывать жизнь под ал-
гебрамческие формулы «экспозиции,
завязки, развития действия, кульми-
нации, развязки», чего порой требу-
ют (хотя и завуалированно) некото-
рые критики. Драматургия сценария
«Битва за уголь» рождена жизнью.
Но это отнюдь не копирование  дей-
ствительности. В жизни. героев авто-
ры берут те моменты, когда, от сопри-
косновения с новым и прогреслив-
ным наиболее ярко раскрываются ха-
рактеры изображаемых люлей.

Поэтому как вполне допустимое
явление воспринимаются смещени®,
усложнение, замена конфликтов. KO-
торые происходят в последней трети
сценария. Авторы очень шедры:
историю Горового, которой хватило бы
на целый сюжет, они сознательно
излагают в нескольких эпизолах.
Точно так же они поступают с Ваеи-
лием Орловым, конструктором Трофи-
менко... Как следствие такой щедро-
сти и талантливого воплощения  ха-
рактеров героев, люли Донбасса пред-
стают удивительно многогранными и.
значительными, как многогранна и
значительна их жизнь.

Нельзя сказать, что сценарий ево-
боден от недостатков. Прежде веего
он непомерно велик, и уже сейчае
следует ‘подумать е его сокращении,
с тем, чтобы при этом все идейно
тематические линии оказались №#90-
хратенными. Мало улачен образ Ли-
ды, лочери Степана Нелоли, — елин-
ственный женский образ, проходя“
щий через весь спенарий. Она эдна
оказалась без мечты, без етремления
к совершенству. С этой точки spe-
ния эпизодический образ Веры Ни-
колаевны обрисован. значительно ая-
тереснее.

Остальные герои сценария «Битва
за уголь» — Кравцов, Недоля. Горо-
вой, Тоофименко, Орлов. Постойко;
Вер» Николаювна — это’. подлинные
герои современности.

“Вместе совсем ‘советским народом;
пох .руковолством партии. великого
Сталина люди Донбасса твердо и уве-
рено илут к коммунизму. 06 этом
убедительно рассказывает сценарий
«Битва за, уголь».

Вл. ДРУЖНИН ;
	akTepa
	Наше киноискусство в большом
долгу перед советским рабочим клас-
сом. 06 этом совсем недавно напомни-
ли работникам кинематографии пере-
довые стахановцы-новаторы, обратив-
шиеся через газету «Советекое искуе-
ство» с открытым письмом к драма-
тургам. В самом деле, даже единст-
венный послевоенный фильм о рабо-
чих, заслуживший. в общем положи-
тельную оценку нашей общеетвен-
ности, — картина молодых режиесе-
ров «Путь славы» — страдал су-
щественными ‘идейпо-художественны-
ми недостатками, проистеказшими не
только от неопытности режиссеров,
но и от очевидной слабости епенария.
	Такое положечие тем болое нетер-
пимо, что ЦК ВЕН(б) п своем поста-
новлении о кинофильме «Большая
жизнь» (2-я серия) дал ряд прямых
указаний о том, каким должен быть
фильм о современном соретеком рабо-
чем классе.

Широкая, ила ария: жизнь с0-
ветекого рабочего должна ‘быть пол-
нокровно и интересно показана и на
сцене и на экране. Поэтому мы дол-
KH © особым вниманием относиться
к важлой пьесе и к каждому сцена-
рию на эту тему.

Новый сценарий Б. Горбатова. и
В. Алексеева” о современном Донбае-
се прежде всего свидетельствует о
глубоком и всестороннем знании аз-
торами действительности, знании
сегодняшнего Донбасса. Они детально
изучили те‘проблемы, над решением
которых работают наши славные до-
пецкие горняки. Это и позволило ав-
торам смело, без упрощенчества и в
то же время без излишнего технициз-
ма говорить 06 индустриальных про-
блемах. _

В центре сюжета спенария. в цент-
ре его конфликтов поставлено освое-
ние угольного комбайна. В. Горбатов
и В: Алекееев правильно усмотрели в
появлении комбайна на шахтах Дон-
басса своеобразную революцию в гор-
ном деле. Анализируя поведение раз-
личных людей в новых условиях,
присмалриваясь к живым участникам
внедрения на шахтах угольного ком-
байна, авторы сценария. создают це-
лую галлерею образов наших совре-
менников, которых мы воспринимаем
не только как носителей определея-
ных илей и мыслей. но и как живых
	людей © характерами и биографиями.
	И: таких людей много в о сценарии
«Битва за уголь». Здесь трудно выде-
лить одного или двух главных героев,
потому что запоминается каждый из
персонажей спенария. „

Жизнь шахтерская... Вак измени-
лась она за годы советской  влаети,
как прололжает она меняться каждый
месяц, каждый час! Вот в одном из
первых эпизодов. сценадия мы попа-
даем на юбилей почетного шахтера
Степана Недоли. Пятьдесят лет про-
работал Нелоля на своей родной max-
те «Четыре-бис». Ето славный юби-
лей пришли отпраздновать во Дворец

* Последний вариант сценария
«Битва за уголь», разработанный при
участии режиссера Л. Лукова. Этот
вариант значительно отличается от
сценария, опубликованного в альма-
нахе «Год 33».

О новом сценарии Б Горбатова и В. Алексеева
„Битва за уголь“
		< ; a *
*

— Я на.это и надеюсь, товарищ
министр! — серьезно отвечает Степан
Павлович и показывает на врубов-
ку. — поверите? Мне эта машина
двадцать лет жизни прибавила, &
комбайн, лумаю, и еще десяточек ‘лет
работать дозволит!».
	В этих словах старого шахтера за-
ложен глубокий смысл. Да, именно
такова главная цель внедрения меха
низмов на шахтах — облегчать шах-
терский труд, сделать выше его про-
изводительность. Й недаром вызван-
ный для доклада правительству ми-
нистр, сообщая о том, как воспринят
комбайн на шахтах, рассказывает о
своем разговоре сб старым шахтером.

Мы уже говорили выше, что
Б. Горбатов и В. Алекееев совершен-
но правильно трактуют появление
комбайна в шахте, как своеобразную
революцию в горном деле. Авторы
убедительно показывают, что с вне-
дрением комбайна улучнаются yeso-
вия работы, устраняются тяжелые
профессии, повышается  производи-
тельноеть труда, создаются поетоян-
ные кахры высоковвалифицирюован-
ных горняков, резко увеличиваетея
добыча угяя.

И вот уже работает несколько ком-
байнов на шахте «Четыре-бие». по
заланию правительства‘ внедряются
новые машины на других шахтах.
Авторы показывают. как в новых уз-
ловиях меняется жизнь героев. Имен-
но это беспокоит ` Кравцова, когда он
говорит парторгам шахт:

«—Что делают сейчас сто человек
шахтеров. которые раньше работали в
ваших лавах?.. Вто еще отстает, не
понимая всего того. что происхохит
у нас в Донбассе? 0 чем они думают
по ночам? На что рассчитывают и на-
деются? Да не только навалоотбой-
MARK, & и десятники. начальники
участков, инженеры.., их жены, род-
ные, дети?.. Блакие перемены в жиз-
ни этих людей произошли от того, ч1ю
появился комбайн».

`Большая заслуга Б. Горбатова и
В. Алексеева в том. что их сценарий
дает почти исчерпывающие ответы на
эти вопросы. °

Мы узнаем о маленьком «бунте»
Влалимира Недоли, который не пони-
мает, что в новых условиях главным
хиспетчером шахты должен быть ин-
женер. Узнаем — с грустью для се-
бя,—что полюбившийся нам началь-
ник шахты Гоповой уже не может уп-
равлять шахтой и сам честно приз-
нается в этом (кетати сказать, эпизод
разговора .Горового се Кравцовым —
один из лучших в о сценарии).
	„Узнаем. что навалоотбойнгики еалят-
	ся.за парту, и только Василий Орлов
Из ложного бамотюбия хочет уехать
	эузиться в другие места, но по при-
 меру Порового оставтея” в’ Донбаесе:
	Узнаем, наконец, что почетный мМах-
тер Степан Недоля‘ становится олним
из лучших механиков комбайна,
своим примером как бы подтверждая
справедливость сталинских слов —
«учиться и до ста лет не стыдно».
	Бультуры старые и молодые шахтеры,
те, кому Донбасс обязан евоей славой.

Бак водится на всяких юзилеях,
злесь вспоминают прошлое, вепомина-
ют жизненный цуть почетного шах-
тера. Мальчишкой принюл он на ста-
рую, мрачную шахту. Здесь женился
на шахтерке, которая стала ему под-
ругой в жизни. Воевал вместе co
Сталиным и Ворошиловым в граждан-
скую войну. Был одним из зачинате-
лей стахановского лвижения...

И, как водится только на наших
советеких юбилеях, защел на этом
торжественном банкете разговор ‘0. бу-
дущем. Начал этот разговор’ секре-
тарь обкома партии Кравцов, вото-
рый сообщил о прибытии на пахту
конструктора Трофименко с соззан-
ным им угольным комбайном. Этот
комбайн впервые лолжен быть иепро-
бован в производетвенных условиях
на шахте «Четыре-бие».

Внедрение угольного комбайна
оказалось делом, сопряженным ©
большими трудностями. Для испыта-
ния новой машины начальник шах-
ты Горовой отвел большую простог-
ную лаву. «Это шахта, — пинк
авторы в ремарке, — какую зритель.
	вероятно, видит впервые. Нет при-
вычного мрака и слабого мерцания
щахтежких лампочек. В дланной
	120-метровой лаве — ясный днев-
ной свет, висящие влоль «ку-
CTOBY и стоек стеклянные ‹<толби-
ки люминесцентных ламп кажутся
окошками, прорубленными «На во-
лю», сквозь них льются в лаву пото-
ки веселых солнечных лучей». (Как
		марке необычные изобразительные
возможноети этого кадра!). Эта лава
должна давать уголь, который необ-
ходим для выполнения производет-
венного плана. А © комбайном не ла-
дится. Геологические условия лавы
требуют от конструктора каких-то
новых решений.

Нервничает Трофименко. Беспоко-
ится за план Горовой. Взволнованы
возможным срывом плана парторг
шахты Павел Недоля и главный ин-
женер Андреев. Комбайн должен и
будет работать! — это их глубокое
убеждение.

Но план все-таки сорван! Впервые
за ряд лет потушена звезда нал кон-
ром шахты «Четыре-бис». И на вы-
ручку приходят все — от молодого
инженера Владимира. Недоли, который
подсказывает конструктору  творче-
скую идею улучшения комбайна, ло
почетного шахтера Слецана, Павтови-
ча, спустившегося в шахту со своей
стахановской бригалой. Шахтеры вы-
полняют план‘ старыми средствами
механизации, но не перестают верить
в комбайн. В этом смысле очень по-
казателен разговор; который проиехо-
дит в 3аб0е межху Степаном Недолей
и приехавшим на шахту министром:

«— С комбайном соревнуетесь? —
спралцивает министр,

— Нет, выручаем комбайн, —
просто отвечает старик.

— Хорошее дело! Потом и он ва
выручит!
	‚Общественно-творческая работа в домах
	Московский дом актера провел за
	журналов «<«!еатральная жизнь» и
	ференции, одна из них —= за городом;
на заводе «Большевик». Вокруг Дома
актера сгруппирован значительный

зрительский актив.
Президиум Совета ВТО вынес рез.

шение рекомендовать всем домам ак-
тера РСФСР широко использовать по-
ложительный опыт  массово-общест-
венной творческой работы Москвы и
Ленинграда.
	Очередное расширенное заседание
президиума Совета Всероссийского
театрального общества’ совместно с
активом было посвящено обсуждению .
форм массово-общественной . творче-.
ской работы в ведущих домах актера
Российской Федерации — Mocxos-
ском и Ленинградском. С докладами,
выступили директор Московского до-
	ма народный. ‘артист СССР. И. ‚ Берсе-  .
	нев и ответственный секретарь ленин-
градского отделения ВТО И. Клах.
	Всероссийского ! год 270 вечеров, лекций и творческих     «Наука и знание». Эти журналы неиз-
	=

aww Ow
	встреч, на которых присутствовало
свыше 65 тысяч человек. Был прочи-
тан цикл лекций по марксистско-ле-
нинской эстетике При Доме актера
работает несколько секций, в том чи-
сле молодежная, организовавшая 40
вечеров.

Новой, удачной и вполне оправдав-
шей себя формой работы Московского
дома актера явился выпуск устных
	менно собирали большую аудиторию.

Ленинградский дом актера сущест-
вует немногим более полугода, но
уже сумел завоевать авторитет’ среди
артистов Ленинграда. На высоком
принципиальном уровне прошло“об-
суждение новых постановок музыкаль-
ных театров.

Прошли три зрительские KOH-
	полымаюЮщих   с каждым днем. У нас есть страсть и
		свя Максимовича. Нисьмо начина-
лоеь так: ’

— Великий пролетарский  писа-
тель Максим Горький сказал: «Но-
смотря ни на что, вое-таки люди,
во временем будут жить, как братья».
Мы повторяем эти елова на морской
гранине. Германии и Полыши, Мы хо-
тим, чтобы эта граница вечно была
траницей мира и дружбы. Да здрав-
	‘ствует мир! -Да здравствует дружба
	между народами! Да здравствует
Генералиесимус Сталин!

Это письмо выражало настроение
всех делегатов «миссии мира». Его
содержание передавалось в одного
парохода на другой, и в ответ прихо-
дили горячие восторженные отзывы.

По старой морекой традиции пись-
мо было положено‘в бутылку и запе-
чатано смолой. Под звуки фанфар и
шум рукоплесканий бутылка была
брошена в море. Пока легкий ветер
гнал ее по морской зыби, на бортах
пароходов не’ прекращались  привет-
ственные выкрики, музыка и апло-
дисменты. Бутылка  Уплывала все
дальше и дальше. Инициатор и автор
письма — руководитель анкламской
молодежи, долго провожал ее глаза-
ми, потом повернулся ко мне и ска-
зал:

— Пусть плывет. Ее обязательно
подберут рыбаки или проходящий
пароход. Может быть, это будут
англичане или французы, швелы или
норвежцы. Все равно, кто бы ни
подобрал, шуеть знает, что сегодня на
морской границе лвух государств
реяли флаги мира и дружбы. И тав
будет вечно!

Я сердечно пожал руку этого кра-
сивого юноши и спроеил его:

— Почему так получилось, что
именно здесь, на анкламеких парохо-
дах. и утром, в анкламеком порту.
дважды вспомнили слова Максима

Горького?
— Потому, что он наш, — отве-
тил юноша. — Анкламцы его знают

лучше других, он здесь жил.

— Горький жил в Анкламе?

— Нет, не в самом Анкламе, но
недалеко отсюда. Если хотите, завтра
можно будет поехать туда, где он
Жил.

yh

От’ехав. по меньшей мере сотню
километров от Анклама. дважлы пе-
реправившись на’ пароме через реку,
бурляную вокрут., тяжелых глыб.
упавигих в нее взорванных мостов,
	поднявшиеь на высокий холм, порос-
пгий стройными соснами и орешни-
ком, мы увидели лежащий далеко
внизу, на берегу залива, маленький
курортный городок Герингедорф.

Двухэтажные, так же похожие
друг на друга, виллы стояли в глу-
бине небольших садов. Возле кокет-
ливо подкрашенного домика город-
ской почты мы увидели табличку:
«Marcum Горький штрассе»,

Пройдя пешком почти до конца
улицы, мы увилели стоящий на буг-
ре двухэтажный дом с мезонином и
налписью на фронтоне «Ирмгард».

Здесь многие виллы названы ка-
ким-либо именем. «Ирмгард» — на-
звание дома, в котором жил Алексей
Максимович. На его фасаде четко
выделялась мраморная доска, увитая
гирляндой золотых осенних листьев.
На доске высечено на неменком язы-
ке: .

«Здесь с мая по сентябрь
1922, года
жил пролетаоский писатель
Максим Горький».
	Дом этот когда-то принадлежал
доктору Бехер, известному не столь-
ко своими успехами в медипине,
	 СЕОЛЬКЮ НУТЕеПЕествиями и SHAROMCT-
	вами с великими людьми. это был
образованный, прогрессивный чело-
век, много ездивший по свету, много
вилевший, Й то, что Горький. ренил
провести именно у него лето 1922, го-
па. вероятно, не было mpoerok слу-
чайчостью,

Теперь в этом доме живут. сестра
доктора — Маргот Бехер и ее илемян-
нипа, 06е уже пожилые, тихие, но
словоохотливые женщины. Они по-
казати нам все, даже больше, чем
нас интересовало.

В первую очередь хозяйки провели
нас в «Музей Горького», как громко
именовали они комнату с фотогра-
фиями. Фотографии занимают все
стены и лежат, собранные в альбомы,
на низких столах.

Группа немецких студентов раз-
глядывала их. записывая что-то в
тетралки. Маргот Бехер  об’яенила
нам, что с того времени, как в гер-
манских школах и университетах
стали преполавать русекий язык и
советскую литезатуру. приток поге-
тителей в музей значительно увели-
HACK.

Студенты подолгу стояли возле
аккуратных стендов с питатами из
произведений Горького, его высказы-
	знакомые нам теперь слова. Ровные,
аккуратные строчки. Дата и под-
пись. Внизу, на той же странице, —
перевод на немецкий язык, сделан-
ный сыном Горького Максимом Алек-:
сеевичем.

Иногда хозяйка музея разрешает
вынуть из-под стекла эту Енигу и
сделать новую запись. На пожелтев-
ших листах можно встретить многие
имена, но больше веего имен русских
офицеров и солдат. Заняв  торолок
Герингедорф, советские воины, едва
узнав, что здесь жил Горький,
взяли этот лом под свою охрану. Они
помогли восстановить его, помогли
организовать этот небольной музей.
Восстановили веранду, на которой
любил сидеть Горький, любуясь ши-
рокой долиной, расстилающейся вни=
sy за «Ирмгардом», беседку, увитую
плющем, где отдыхал Алексей Мак=
симович в жаркие июльские дни.
Вернули в дом проданную было или.
проето расхишенную мебель, › кото-
	рой пользовался пиватель.
	Теперь хозяйка, е благодарностью
вспоминая 06 этом, по праву назы-
вает все эти вещи не иначе, как:

— Стол Горькото. шкаф. Горько=
го, рояль Горького... Ах, как он лю-
бил рояль!

Церелистывая страницы книги, в
которой оставил свою запись Максим
Горький, мы читаем сердечные и
трогательные слова советеких солдат?
победителей, пришелнгих еюда с be-
регов Волги и Дона, из Ленинграда
и Сибири. Они принесли сюда мир
AIA BCPTO мира, и их встретил злесь
великий земляк словами о мире: ,

«Люди булут жить. как братья!-—
сказал нанг Максим Горький. Сбудут-
ся твои пророческие слова!

Гв. сержант Михнев».

Пророческими называют эти слова
почти все солдаты и офицеры, оста-
вившие свои затиси в книге для по-
сетителей музея.

«Великий писатель был лрутом
Сталина. вот почему он видел дальше
других. Наша вера в мир никогда не
погаснет, как не погаснет и наша
любовь К Максиму Горькому! _

Танкист Быстрих А. П.».

Записи слеланы по-русски,  по-
немецки, по-польски, на английском,
датском, французском языках, и все
0б отном. Все 0 мире между народа-
ми. Все о том, что слова Горького—
пророческие, живые елова! р
	Микола САДКОВИЧ.
	ваниями и фотографиями. Это были
х000шо знакомые нам слова и еним-
ки. И все же здесь, вдалеке от Ро-
дины, мы встречались с ними, еловно
впервые, се волнением и фалостью.
Нам хотелось видеть все, что было
связано с жизнью здесь. Алексея
Максимовича, и нам показали «ето
спальню», «ето беседку», «его рабо-
чий кабинет».

Рабочим кабинетом Алексею Мак-
симовичу часто елужила светлая
вкомната-веранла, выходящая в сад.
В ней мы застали посетителей зна-
чительно больше, чем в комнате с
фототрафиями.

Первое, что мы увилели в комна-
те-веранде, это резной деревянный
бюст Горького, позвышающийся нал
посетителями. По 0беим сторонам
бюста прямо на стене написано по-
немецки и по-русски:

«..и ‘несмотря ни на что, все-
таки люли во временем будут
жить, как братья.

М. Горький».
	Это были слова, которые написала
молодежь в своем письме на морской
транипе Германии и Польши..

— Отсюда мы их взяли, — 0б’яс-
нил наш проводник, — здесь он их
написал, Эти слова не вошли еще ни
в полное собрание сочинений пиеа-
теля, ни в сборники его. статей и
высказываний, Они были написаны
здесь в 1922 году и долгие голы
оставались в тайвике хозяина дома.
Прошли годы, подобные  столетиям.
нал миром пронесся. коричневый
смерч, зарожденный на германской
земле, обманутый немецкий народ,
ввергнутый в пекло несправедливой
войны, принял на себя гнев и нена-
висть всего человечества, гибли лю-
ди в концлагерях и на фронтах вто-
рой мировой войны, а слова великого
писателя прохолжали жить:

«Несмотря ни на что, люди будут

жить, как братья!».
_ Тром нашей победы, голое всеоб-
шего освобождения от фашиетекого
ига докатилея до маленького курорт-
ного городка, и елова о мире, сказан-
ные вашим великим соотечественни-
ком. стали достоянием всех.

На письменном столе, в рамке пол
стеклом, хранится книга, в которой
когда-то записывали свои впечатле-
ния и пожелания гости доктора
Бехер. Книга раскрыта на странице
записи Горького. 25 сентября 1922
года Алексей Максимович написал
			Записки
кинорежиссера
©
	Оратор снова поднял бумагу над
головой.

— Мне нечего прибавить, колле-
ги! — закончил он.

Площадь ответила многоголосым
троекратиым «Гох!».

На трибуне боннекий делегат крен-
ко жал руку рабочего и просил:

— Отдайте мне эту бумагу, това-
pum, быть может, я не все смогу за-
помнить, а эти живые слова должны
быть пвреданы точно,

Живые слова... Два десятилетия
назад сказал эти слова великий про-
летарский писатель, но они живут,
словно произнесенные только сейчае.
Они ne поблекли, не утратили своей
силы потому, что в них заключена
светлая правла разума. горячее же-
лание русского исполина помочь че-
ловечеетву выйти на дорогу мира и
счастья.

‚„Поостые, ясные, доходящие до
вердиа каждого слова всколыхнули
огромный митинг. Вхруг запели моло-
дые звонкие голоса. Их поддержали
другие, и над площадью взлетела зна-
комая революционная песня. Ее пели
по-немецки, но трудно было нам, 00-
ветеким людям, удержаться и 18
повторять слова этой песни по-рус-
CKH.
«В бой роковой мы вступили ©
врагами, нае еще судьбы безвестные
ждут».

Знаменосцы высоко подняли раз-
ноцветные знамена, и огромная масса
двинулась к причалам порта. Волон-
ны выравнивалиеь на ходу, пропуе-
кая внерел юных пионеров в синих
талетуках и с живыми голубями в
руках. За ними двинулиеь отряды
Союза свободной немецкой мололежи.

Шли делегации многих земель и
районов Германии. Шахтеры Саксо-
нии, крестьяне Тюрингии, рабочие
Мекленвуига. Бранденбурга. Шли
студенты, ученые, артисты. Нах ними
плыла боевзя русская песня, рожден-
ная в дымных кварталах старого Сор-
	мова или на окраинах Выборгской
стороны Петрограда.

‚..Так было 2 октября 1949 го-
na в Международный день борьбы за
мир в портовом городе Анклам, на
берегу Балтийского моря.

Волонны подошли в массивным
причалам, возле которых покачива-
лись пароходы, уаспвеченные флага-
ми всех наций. На бортах пароходов
—= лозунги, написанные на трех язы-
вах — по-неменки, по-польски и
по-руески. «Фридан» — по-немецки,
«Покой» — по-польски, «Мир» —
по-русски. Это кровно близкое всем
слово повторялось на сотнях плакатов
и транспарантов.

Шесть больших пароходов едва
вместили делегатов «миссии мира».
Пол звуки свотного оркестра был дан
сигнал к отходу, и юные пионеры
выпустили голубей, Белокрылые пти-
пы закружились над машущей тол-
	пой, над пестрыми пароходами, над
взрыхленной гладью  анвламской
бухты.
	Курс на Щеция, к морской rpa-
нице Германии и Польши.

В продолжение всего пути от Ан-
клама до границы на пафоходах не
умолкали песни, гремели оркестры,
неутомимо демонстрировали свом до-
стижения самодеятельные Коялекти-
вы. Короткие, написанные «на зло-
бу лня» скетчи и сценки веселили
необычных пассажиров. Здесь были
представлены сатирические песенки,
исполняемые в манере популярного
немецкого артиста и революционера
Эрнеста Буша, цирковые номера, па-
родии на боннское «правительство»
и его покровителей, То Там, то здесь
на пароходах слышалиеь’ русекие
песни.. Казалось, мололежь поставила
своей задачей: не дать за весь дол-
тий путь остыть общему  накалу
дня борьбы за мир. И нужно сказать,
что это удалось ей в полной мере.

Когда  подхолили к границе, на
головном пароходе умолкли песни и
пгутки. Все собрались на верхней па-
лубе вокруг группы юношей и леву=
шек в синих рубахах (й9рма членов
Союза своболной неменЕой мололежи).

Злесь писали письмо. Письмо,
адресованное всем.

Й второй раз в этот день нам до-
велось услышать живые слова Алек-
	Делегат, присланный рабочими
Западной Германии из города Бонн,
окончил свою речь, и мы решили, что
больше, вероятно, ничего интересно-
TO для с’емки на этом митинге не бу-
дет.

Площадь еще гудела от мноточис-
ленных рукоплесканий, когда на три-
буну поднялся человек, заставивиий
наших операторов снова вынуть свои
аппараты. Это был пожилой рабочий,
одетый в обычную для портовых
грузчиков куртку и темную фураж-
ку-«тельмановку», из-под которой
виднелись густые серебряные воло-.
сы, оттенявшие смуглое мужествен-
506 лицо.

Прежде чем начать говорить, он,
высоко поднял в вытянутой руке
листов бумаги и некоторое время дер-
жал его нал толпой. словно желая
дать возможность каждому расемо-
треть, что написано на этом листке.

В установившейся типгине раздал-
ся его неожиданно сильный голос:

— Знесь написаны, — начал ра-
бочий, — слова великого писателя.
рабочих, такого же пролетавия, Kak
мы е вами, Слова Максима Горького.
Слушайте их, и пусть наш уважае-
мый коллега, делегат из Бонна, пере-
даст эти слова своим товарищам.
Слушайте!

Оратор взял бумагу в обе фуки,
прочитал громко, выразитёльно, с той
силой душевного убеждения, которая
проявляется у людей трула, редко
произносяших речи и  инеколебимо
верящих в то, что они говорят.

— Солиларизируйтесь ¢ коммуни-
стической партией — единствен=
вым вождем рабочего класса, — Чи-
тал он, — следуйте примеру. рабоче-
то класса Союза Советов. изучайте
его работу; вооружая капиталистов
ваших для войны. не забывайте, что
ружья, пушки, газы, выработанные
вами. могут быть и булут употребле-
ны против Bac: He забывайте, ITO
если ваши капиталисты рептатея на
войну против Союза Советов. это’бу-
лет война и против вае! История при-
взывает ваг от работы на дальнейшее
заклепощение, Ha истощение и вы-
миоание вапте — к службе револю-!
	ПЕРИС

пии, к борьбе за ваше право быть

отд чт мана РОН