СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Гастроли

Сегодня молчать нельзя}   вт

коллективов ;

Корейские. артисты
в Москве

Мир победит воину.
	На этом снимке вы видите Поля
Робеона. стойкого. борца великой а)-
	мии мира, перед вхолом в помещение.
	в Нью-Йорке, где происходит сбор под.
писей под Стокгольмеким воззванием.
На плакате надпись; «Вее, как один,
проголосуем за мир! Покончить 6 .хо-
лодной войной!».

Выражая чувства рядовых змери-
канцев. Поль Робсон сказал:
	— Миллионы: американцев с радо-
стью узнали Отокгольмеком воззва-
нии. од’ воззванием: уже нодпиеа-
лись многие ‘выдающиеся деятели
Соединенных Штатов. Национальный
комитет Чикагской — конференции
профеоюзов в защиту мира проводит
кампанию по сбору подписей под
требованием запретить атомную бом-
бу. Несмотря“ на ренресеии и террор,
	люли самых различных политиче-
	ских и религиозных убеждении; при-
	наллежашщие к различным елоям 00-
	щества, требуют мира, осуждают тон-
ку вооружений ‘и подготовку BapBap-
ской атомной войны, требуют мирно-
го разрешения  советско-американ-
ских отношений. с
	ДЕЛО МИРА
НУЖНО. ЗАЩИЩАТЬ
_ Трудно  предбтавить, что CCT лю-

ди, помышляющие о применении
атомной бомбы. Лично я не очень ин-
	тересуюсь политикой, но я думаю, что
	Соединенные: Штаты должны были
бы принять мирные предложения
Советского Союза. Вместо того, чтобы
тотовить войну, нужно договаривать-
ея друг с другом, нужно учиться но-
нимать друг друга. Нужно защищать
дело мира. a ,
“ Дьюк ЭЛЛИНГТОН,
композитор. ‘и пианист, США.
	кая идеиная  содержательноеть.

«Новые произведения советских
композиторов,  — писала газета
«Праце», — которые мы услышали
на музыкальном фестивале в Праге,
© новой силой показали нам,
что не только ‘советское искусство
исполнения может гордиться цегым
рядом непревзойденных ° маетеров,
HO что и советские композиторы яв-
ляютея авангардом нового, `прогрес-
сивного искусства, ° которое,  влох-
новленное илеями социалистичееко-
го реализма, борется за новог»  че-
ловека, за его веестороннее” разки-
тие, за мир’ во  всем: мире и 3% мир-
ное строительетво».

Здесь сказано о самом важнам,
самом ценном качестве cOBeTOREX
музыкантов — их ьыокой  еозиз-
тельности, огромной  полчтичаекиой
активности, беззаветном  служезни
народу. Творческих, фабстнивов ва-
шего музыкального. ›ронта отличает
не только’ соверИеНное техническое
мастерство. ие’тоявко выеокти, > кав
правило, `приролная . одаренность.
Они прежде всего верные сызы гв0-
ей социалистической Отчизны, в03-
тлавляюшей сейчас лагерь. перзлмю-
вых, прогрессивных общественных
сил во.всем мире: Советские. музы-
канты ‘настойчиво стремятся к то-
му, чтобы ‘их’ искусство cay-
RUA делу созлания прочного. мира
во всем ‘мире, делу процветания. ми-
ролюбивых демократических стран,

Именно поэтому был тав. велик
	общественный резонане, вызвааный
	выступлениями советских артистов
на «Пражекой весне» 1950 года,
именно поэтому с таким вниманием
слушали игру Рихтера; Гилельса и
Ойстраха. пение. Петрова, Долуха-
новой и Кильчевекого. Ведь они бы-
ли для: международной музыкальной
	общественности. He просто. перво-
классными мастерами своего дела.
«Они лля нае послы мира. поелы
	звангарда прогрессивного человече-
ства, борцы за лучший мир, за но-
вого человека», — пиеал о  пред-
ставителях. советского искусства Ha
«Пражекой весне» 1950 года гене-
ральный секретарь Союза компози-
	Летом на Северный и Южный Са-
халнн впервые выедут. ‘группа’ артис-
тов Малого театра, Ансамбль под ру-

ководством Тамары AaHyM, ° группа
московских артистов во главе с со-
листом Музыкального театра им.
К. С. Станиславского и В. И. Немиро-
вича-Данченко Ю. Юницким, группа
артистов. эстрады.

В промышленных районах страны
будут. гастролировать государствен-
ные художественные коллективы, ан-
самбли и солисты. В Донбассе будут
выступать: Хор фусской песни под
‘руководством А. Свешникова, Ан-
самбль тавпа Грузии под руководет-
вом И: Сухишвили, ‘хор Литовской
СОР, Ансамбль песни и пляски кубан-
ских казаков, Северный русский на-
родный хор; в Кузбассе — Гуцуль-
ский ансамбль песни и пляски, Ураль-
ский народный хор, Грузинский ан-
самбль песни и пляски подо руко-
‚водством Ш. Мивелидзе; на Урале —
Анкамбль московской эстрады «Бе-
резка» под руководством Н. Надеж-
диной, Ансамбль песни и пляски дон-
ских казаков.

Ко Дню шахтера в угольных райо-
нах Лонбасса, Кузбасса, Караганды
	будут выступать мастера искусств —
	солисты театров и концертных органи
заций. Москвы и Ленинграда.

На курортах Кавказа и Крыма сос-
тоятея гастроли концертных коллек-
тивов и солистов. В Соци будут да-
вать концерты Государственный сим-
фонический оркестр СССР, Ленин-
градская Государственная капелла, в
Кисловодске — симфонический ор-
кестр Ленияградской филармонии, в
Крыму — Ансамбль песни и. пляски
Азербайджанской ССР, Оркестр на-
родных инструментов под руководст-
вом Д. Осипова, Казахский ансамбль
под руководством Шара.
	Новая программа
русского народного
оркестра
	Государственный русский народный
оркестр (художественный руководи-
тель Д. Осипов) готовит новую про-
грамму, которая будет показана
осенью 1950 года.

В новую программу включается
цикл песен композитора В. Макаро-
ва «Солнечная дорога», удостоенный
Сталинской премии. Этот же компози-
тор  создает для оркестра программное
инструментальное произведение «День
в колхозе». Над молодежной сюитой
работает композитор Н. Будашкин.

Дирижер оркестра композитор
Tl. Куликов закончил ряд оркестровых
пьес на темы популярных русских
народных. песен: «Камаринская», «Ба-
рыня», «Как под яблонькой» и рабо-
тает в настоящее время ‘над произве-
дением крупной формы — Концертом
для оркестра.

Новые произведения для Государ-
ственного русского народного  орке-
стра создают также В. Кочетов,
М. Черемухин г другие композиторы.

Интересным номером новой програм-
мы явится фантазия на темы волжских
народных песен (в обработке В. Бе-
лявского и В. Городовской), которая
будет исполнена на старинном рус-
ском музыкальном инструменте —
гуслях звончатых.
	ЗУ <
	Опера „Самсон и Далила“

в ГАБТ
	Большой театр готовит давно не
шедшую в `Москве оперу’ Сен-Санса
«Самсон и Далила». Постановка пору“
чена режиссеру и балетмейстеру
Р. Захарову. Дирижирует С: Сахаров.
Декорации пяшет художник Т. Стар-
женецкая,

Постановку вамечено осуществить
в начале предстоящего сезона.
	Письмо в редакцию
	Позвольте выразить через вашу
	газету мою глубокую о благодар-
ность всем учреждениям и лицам
за внимание и теплые слова поздрав-
лений в связи с моим семидесятиле-
тием и пятидесятилетием творческой
деятельности. ^

М. САРЬЯН,
народвый художник
	Армянской ССР.
	Стокгольмское воззвание - Постоянного комитета Все-
мирного конгресса сторонников мнра о запрещении атом-
ного оружия. и ‹об’явлении военвым преступником TOFO
	правительства, которое первым его применит, всколыл-
нуло все прогрессивное человечество.
	`В небывало короткий срок десятки миллионов люден
во всех уголках земного шара поставили свои подписи
под историческим Стокгольмским воззванием, Государ-
ственные и политические деятели, рабочне, ученые. кре-
стьяне, солдаты, ремесленники, люди‘ разнсобразнейших
профессий, возрастов, политических и религиозных убе-
ждений об’единили свою волю в едином о стремленян
предотвратить угрозу новой войны, сорвать разбойничьи
планы англо-американского империализма.
	В этом мощном движении протеста против кровавых
замыслов поджигателей войны звучат и многочислен-
ные голоса тех деятелей культуры, которым близки
	иптерссы народов
	и. которые считают своим священным
	® 17 июня в Москву по приглашению
Комитета по делам искусств при Со-
вете Министров СССР прибыла деле-
гация деятелей искусств Корейской
народно-демократической республики.
В составе делегации 103 человека —
музыкальные коллективы, танцоваль-
ная группа, симфонический . оркестр,
ансамбль старинных корейских народ-
ных инструментов, солисты, хор и.
оркестр Художественного театра в
Пхеньяне. : .
На перроне Ярославского вокзала
гостей встречали представители Все-
союзного общества культурной связи
с заграницей, Комитета по делам
искусств при  Созете Министров
СССР, музыкальной и тватральной
общественности столицы.
. Руководитель делегации министр
пропаганды и культуры Корейской на-
ролно-демократической республики
т-жа Хе Ден Сук. передала горячий
привет от имени корейских. деятелей

искусств. .
— Мы приехали к вам, — сказала
г-жа Хе Ден Сук, — чтобы учиться.

у деятелей самого передового в мире
советского искусства. Корейское
искусство еще очень молодо, и дости-
жения его кажутся нам скромными.
Но мы искренне надеемся, что наши
выступления в столице СССР послу-
жат делу дружбы Корейской народво-
демократической республики с вашей
великой страной.

На следующий день корейские артисты дали первый концерт для.
широкой общественности столицы. Концертный зал имени П. И. Чай-
ковского был переполнен. Здесь собрались стахановцы московских
предприятий, служащие, ученые, деятели литературы. и искусства,
Они тепло приветствовали талантливых представителей корейскога
нарола. .

Программа ‘концерта, открывшегося исполнением «<Кантаты ©
И. В. Сталине» А. В. Александрова, была обнтирной в разнообраз-
ной. Она включала произведения народной музыки, произведения:
советских и корейских композиторов, танповальные сюиты, корей:
ские народные танцы, отрывки из корейских опер и балетов.

В концерте приняли участие симфонический оркестр, хор, танцо-
вальная группа, ансамбль. старинных корейских народных инстру-
ментов. Зрители. тепло приветствовали выступления выдающейся
корейской балерины Цой Сен Хи, солистов Пхеньянского художе-
ственного театра Ли Ген Паль, Ю Ун Ген, Ким Ван У и других.

На концерте ‚присутствовали сотрудники посольства Корейской

wonnnon ра Але бб оао забоя. о, OCD nn rwapn ка ао

Памяти И. М. Кувыкина
	16 июня после тяжелой болезни
скончался выдающийся музыкальный
деятель, главный хормейстер Комите-
та радиоинформации, при Совете Ми-
нистров Союза ССР, народный артист
РСФСР Иван Михайлович Кувыкин.

И. М. Кувыкин был одним из луч-
ших хоровых дирижеров нашей стра-
ны. Его имя хорошо известно совет-
ским радиослунтателям.

Иван Михайлович родился в 1893.

году в слободе Печора, близ Нижне-
го-Новгорода (г. Горький), в семье
крестьянина-бедняка, С ранних лет ов
пел в хорах. В 1926. году И. М. no-
ступил в Государственный институт
музыкальной науки, по окончании ко-
торого был оставлен там же в аспи-
рантуре. В 1931 году защитил диссер-
тацию и начал свою деятельность во
Всесоюзном радиовещании.
Превосходный музыкант, отличный
педагог и организатор, И. М. Кувы-
кин обладал редкой неутомимостью и
являлся примером исключительно
серьезного, самоотверженного OTHO-
шения к работе. Простой, обаятель-

ный человек, чудесный товарищ, он
пользовался огромным авторитетом и
любовью среди музыкантов. :

И. М. Кувыкин был `музыкантом-
общественником. Всю свою трудовую,
творческую жизнь он посвятил нашей
социалистической Родине. Его много-
летняя плодотворная деятельность —
пример патриотического служения со-
ветскому народу.

Светлый образ Ивана Михайловича
сохранится. в памяти знавиих его И
работавших с ним. _ :

Пузин, Лебедев, Поздняк, Бес-
nanos, Андреев, Баласанян, ‚,
Арапова, Бондарева, Аниси-
мов, Скобеев, Колосков, Чаплы-
run, Голованов, Свешников, Пи-
рогов, Б. Александров, Гаук,
Ковалев, Захаров, Коваль,
Гольденвейзер, Обухова, `Мак-_
сакова, Шюорин, Дмитриевский,
Новиков, Данилевич, Дубра-
вин, Мигай, Хачатуров, Пан-
трягин, Осипов, Бондарь, Бака-
рюкина, Рождественская, Ка- ‘
занцева, Кнутевицкий.
		выдающееся произведение ченекой
музыкальной классики было сыгра-
но молодым советским музыкантом е
таким глубоким проникновением в
стиль и характер замечательного
концёрта, с такой правливостью и
искренностью, что многие слушате-
ли по окончании концерта говорили:
«Ростропович так исполняет произ-
ведение Лворжака. как может его
	играть только настоящий, глубоко   сического репертуара в оперных те-

понимающий — музыку Дворжака атрах, и вопросы борьбы & коемопо-

чех». . TIHTH3MOM и многое другое.
Врупнейшим событием «Праж-  Ознакомление с совоеменным мт-

$ьФи БооЦЫ» 299 104а UDI ‘Tanne
Международный конкуре смычковых
квартетов на премию имени знаме-
_нитого чешекого квартета (Ё. Тоф-
a, И. Сук, И. Героль;, $. `Зелен-
ка).

Советекие   исполнители и здесь
показали евое блестящее мастерст-
BO. Жюри единодушно присудило
первую премию квартету студенток
и аспиранток Московской консерва-
тории в составе 0. Каверзневой, В.
Варповой, Г. Матросовой и Т. Прий-
меню. 0собое внимание. ‘у. членов
жюри и У председателя. жюри —
членз знаменитого чешекого кварте-
та профессора Л. Зеленка вызвало
исполнение нашими девушками вто-
рого квартета Танеева,  нервого
квартета Цинцадзе и квартета. 3% 2
И. Яначека—«Интимные листы», ;
Профессор --Зеленка заявил, что. иг-
рать Яначека, нужне ‘именно - TaR,
как его играет советский квартет.

Вторую премию ‘разделили между
вобой` Государственный квартет Гру-
зии в составе Б. Чнаурели, Т. Ха-
тнашвили, А. Бегалишвили, Г.. Бар-

набитвили a Пражский квартет нм.
Сметаны. °

Вовремя своего пребывания з Че-

хословакии члены советской  деле-,

зыкальным искусством. Чехоелова-
кии позволяет с уверенностью TOR.
рить о значительных успехах, до-
стигнутых этой страной и в облаети.
музыки: Композиторы В: Добнаш и

. Барвнк, дирижеры №, Анчерл
Я. Еромбтольн, виолончелист М
Садло и другие известные” чешские
и словацкие музыканты — весе это
крупные мастера, стоящие на’ вер-
ных реалистических творческих по-
BHITHAX.

«Пражекая весна». 1950 тода —
это крупнейшее музыкально-общест-
венное, событие, сплотившее. всех
‘музыкантов, которым дорого буду-
щее человечества, всех, кому дороги
судьбы музыкального  искусетва.

событие вновь продемонстриро-
‘вало, ‚идейную мощь и художеетвен-
`Ную <илу советского искусства, его
мировое. ведущее значение. Гран-
диозный фестиваль еще раз показал,
что лишь выеокоидейное реалисти-
ческое музыкальное искуство ин-
тересует наролные массы. что лишь
оно обладает силой хуложественного
воздействия. «Пражекая весна» —
свидетельство тесного единения тоех
прогрессивных музыкантов, - =т0я-
щих на реалистических позициях,
их нерушимой тотовноети бороться
Tana многократно встречались с] за дело мира во всем мире; нротив
представителями государственных и‘ поджигателей новой войны. .

НИНЕ ВИННИ ИЕ ВЕ a ЕЛЕ etree geee ee anes

Главный редактор С. 6. СУТОЦНИЙ.

Редакционная коллегия: Г. В. АЛЕКСАНДРОВ. В. Н. ВЛАСОВ,
Н. Н. ЖУНОВ, П. Н. ИВАНОВ (зам. спавного редактора),
А. А. ИНОННИНОВ, С. В. МИХАЛНОВ. К. и ТРАПЕЗНИНОВ.
	долгом принять активнеишее участие в борьбе с угро-
зой новой мировой бойни.
	«Сделаем искусство оружием мира», — призывают
артисты Национального театра в Праге. «Каждый делтелу.
культуры выступит против войны, потому что искус-
ство должно. служить только прогрессу человечества», —
отвечает им немецкий актер Карл Кендуц. И списки
мастеров чскусства, присоединивших свой голос к голо-
су миллионов сторонников мира и поставившаих свое
творчество на службу этому великому делу, растут с
	каждым днем;
	Ниже мы публикуем ряд высказываний леятелей ис-
	кусств. призывающих об’единить силы прогрессивного
человечества в борьбе за мир.
		‚Рис. художника Гер-Кар из Кубинской газеты «Нотисиас де ой».
	Союз мирных людей
непобедим
	Я думаю о людях, которые похни-
сывают Стоктольмекое воззвание, о
людях, с которыми я работал; о гол-
ландеких рабочих, об австралийских
докерах, о солдатах Витая, о моряках
Индонезии, об американских кресть-
янах, о советской молодежи — о мил-
лионах мужчин и женщин, жажду-
щих мира. Они боролись и трудилиеь
во имя жизни и будущего. Они силь-
нее тех, кто стремится разжечь вой-
НУ. о

Это воззвание — выражение истэ-
рического союза мирных людей. Под-
писывая его, люди ренгили, что они
сами будут создавать свое будущее.
Они взяли под свою защиту вее то
	«Ато молчит сегодня,
тот замолчал навсегда»
	«Кто молчит сегодня, тот замол-
чал навсегла» — эта мысль положе-
на в основу писем деятелей венгер-
ской культуры к деятелям искусства
стран капитализма. В этих письмах
венгерские художники и музыканты,
артисты и скульпторы призывают
тех, кто еще не сказал своего осуж-
дающего слова поджигателям новой
войны, примкнуть к фронту мира,
соединить свои силы с могучим уст-
ремлением миллионов людей, борю-
щихся против угрозы войны.
		мира, культурных ценностей, буду-
шего наших летей».
	Известная венгерская пианистка
лауреат премии Кошута Анни Фишер
обратилась с письмом ко всем музы-
кантам мира, в котором пишет, что
все прекрасные музыкальные произ-
	ведения, вошедшие в сокровищницу
		музыкально0й культуры  челове-
чества, провозглашают окончатель-
ную великую победу жизни. «Эти
музыкальные произведения,-——пишет
Фишер; — говорят о борьбе, целью ко-
торой является мир. Я не была бы
деятелем искусства, если бы не вста-
ла © чувством счастья в ряды тех,
кто всей своей жизнью боретея за
мир».

Поэт Эрне Сеп обрашается се пись-
мом к Эрнсту Хемингуэю, которому
он напоминает о его книге «Прощай,
оружие», написанной после первой
мировой войны и проникнутой отвра-
щением к войне. Сеп пишет, что вой-
на, подготавливаемая империзлиста-
ми, покушается на жизнь сотен ты-
сяч молодых людей, ка счастье ce-
мейных очагов. «Ты, Эрнст Хемин-
гуэй, — пишет Сеп, — должен все-
ми своими силами там, в Америке,
помогать могучей борьбе _ человече-
	ства за мир. Не забывай, что тот, Ето
	молчит сегодня, тот для веех настоя-
щих людей замолчал навсегда».
	Лауреат премии Кюпгута скульптор
Жигмонд КВишфФалуди-Штробль o6-
	лучшее. что созлало человечество. и  ратился с0 следующим письмом &
	твердо решили спасти его от атомно-
го разрушения.

В их союзе руки старых и моло-
дых;, руки рабочих, крестьян и ин-
теллитенции стали одной рукой. Эта
сильнзя и властная рука дает им уве-
ренноеть в прочности мира.

Иорис ИВЕНС,
кинорежиссер, Голландия.
	Добиться запрещения
этоиной бомбы
	Необходимо, чтобы все люди, стре-
мящиеся в сохранению мира, об’еди-
нились для TOTO, чтобы добиться за-
прещения атомной бомбы. Если удает-
ся добиться этого, опасность возник-
новения войны значительно сокра-
TUTCH.

, Мариан АНДЕРСОН, .

певина, США.
	Побед
	английскому писателю Бернарду
Шоу:

«Я очень хорошо помню о наших
беседах в Лондоне, когда мы разгова-
	ривали с.Вами о судьбах народов. В
		торой возникла страшная война. Я
помню мнение, высказанное Вами —
борцом за человеческий прогрессе и
бичом всего дурного и злого. Отраш-
ные раны, нанесенные этой войной,
ныне уже заживают, но, к сожале-
нию, волны новых стремлений К
мировому господетву обрушиваются
на крепость мира. Я ‘знаю, что и
Вале мнение таково: мир нужно еох-
ралтить, но для этого нужна борьба
в защиту мира. Я знаю, что Вы яв-
ляетесь одним из стойких борцов
	за.мир. Я призываю Вае поднять свой
	голос в интересах защиты мира BO
всем мире, в интересах сохранения
		Широкой популярностью пользуется в Англии Сибилл
Торндайк. Талантливая актриса, она является активным
борцом за мир и часто выступает на митингах сторон-
ников мира`в Лондоне. Вы видите её (снимок слева)
подписывающей воззвание с призывом ‘к миру, пол ко-
торым уже стоят подписи многих английских женщин,
не желающих. чтобы их дети гибли за интересы ‚ импе-
риалистических монополий. Эти подписи были собраны
Сибилл Торндайк. после’ одного из ее выступлений на
		митинге в рабочем раионе Лондона.
		«Сорвем планы поджигателей войны», — призывает.
известная итальянская актриса Эльда Альберти, высту-
пающая на митинге. трудящихся, созванном в Милане
Итальянским комитетом борьбы за мир (снимок справа).
	Более тридцати тысяч местных комитетов защиты
мира, созданных в Италии, проводят огромную работу
по сбору подписей под Стокгольмским воззванием, В их
деятельности самое активное участие принимают вид-
	искусства.
	неишие представители итальянского
	торов Чехословакии М. Барвик.

В фестивале приняли участие му-
зыканты многих стран: Чехослова-
кии, Венгрии, Италии,  Швейца-
рии, Франции, Бельгии, Польши,
Швенни, Болгарии, Румынии, ‚ Ав-
стрии, Албании и других. Среди них
было немало таких, чье искусство
уже знакомо советским слушателям
и получало их высокую . оценку.
Здесь. можно назвать. дирижеров Ка-
рела Анчерл (Чехословакия) и Лас-
ao Шомоди (Венгрия), пианиетку
Галину Черны-Стефаньска (Польша)
и других,

Олним из крупнейших мероприя-
тий фестиваля был международный
конкурс виолончелистов на премию
имени знаменитого чешекого вио-
лончелиста Гануша Вигана, одного
из крупнейших музыкантов-непол-
нителей конца ХК-— начала ХХ ето-
летия... В этом конкурее - приняли
участие музыканты = двенадцати
стран. Нервый тур конкурса прохо-
дил при закрытых дверях. то-есть
	виолончелист играл за занавесом. и
	ни публика, ни члены жюри не ви-
дели исполнителей.
В связи © тем, что уровень y43-
	CIHHROB ROHRYDCGA „оказался выше,
	чем предполагалось, жюри, в
став которого входило 9 предетави-
телей от ряда стран. B TOM числе
	‘професвора Козолунов и’Пыганов от
Советекого Союза: решило VIBOHTS
	VUBCICAUTY UUNdd, решиле удвоить
количество первых, вторых и трёть-
их премий. В итоге из 27 виолонче-
листов, принявших участие в кон-
курсе, первые премии получили М.
Ростропович и Д. Шафран; вторые
премии были присуждены Я. Сло-
бодкину` (СССР) и Г. Варрон (Фран-
ция); “третьи премии завоевали ©0-
ветекая виолончелистка A. Лазько
и Ффранцузекая виолончелистка А.
Лаффра. Жюри также приеудило по-
четные дипломы бельгийекому вио-
лончелиету Д. Фельтбуш м чехоело=
	вацкиу -——А. Вечтомову. Й. Хухро и!
	Б. Моучка.

Необходимо отметить 060б0е вос-
хищение всех присутствовавших ие-
полнением М. ря виолон-
чельного конперта А. Дворжака. Это
	общественных музыкальных орга-
низаций. Это были дружеские встре-
чи, во время которых путем товари-
щеской дискуссии BEINCHSTACE
взгляды на те или иные проблемы
искусства. Наших чехословацких
друзей интересовало буквально. все:
и наше мнение © новых произведе-
ниях советских и чешских вомиози-
торов, и проблемы постановки клае-
	советского ACKYCCT!
	©
Ф. КАЛОШИН
©
	Так было и на этот раз. Выетунле-
ния К. Иванова, К. Кондрашина,
Д. Ойстраха, 9: Гилельса, С. Рихте-
ра, И. Петрова, П.  Тасициана,
В. Кильчевекого, 3. Долухановой и
других наших музыкантов вызы-
вали бурю восторгов. Слушатели
подчеркивали необычайное  мастер-
ство советских артистов, которое у
них никогда не. становится самоце-
лью, а служит лишь средством для
наиболее полного и глубокого pec-
крытия идеи исполняемого произве-
дения. Вот несколько отзывов чехо-
словацкой прессы:

Концерты 9. Гилельса, писала од-
на из газет, «не только приносят нам
величайшее наслаждение и радость
от абеолютно совертненного_ и замеча-
	тельного исполнения отдельчых
произведений, но имеют для нас
просто образовательное . значение,
	как наглядный образец резлистиче-
ской музыкальной трактовки».

«..техническое мастерство никог-
да не превращается у Д. Ойстраха в
формалистическую самоцель, а тель-
ко помогает ему передавать слутна-
телям каждое произведение во иде-
альном исполнении, как ©. внешней
стороны, так и в отношении .BHY-
треннегмо содержания». ‚

«Одновременно < дирижером Kf.
Кондрашиным, ‘чье ‘искусство праж-
ская публика уже оценила, выету-
пил пианиет Святослав Рихтер, ера-
зу же, как и Гилелье, покоривигий
BCX своим изумительным ‘искусст-
вом».

Высокую оценку международной
музыкальной общественности  полу-
	чили и произведения  советевих
композиторов. испеолнявшиеся Ha
	«Пражекой веене»: вторая симфо-
ния В. Бунина, концерт для .скрип-
ки оркестром Б. Дварионаеа, «Ван-
тата о Ролине» А. Арутюнянз и дру-
nie, Отмечализь реалистичность
этих произведений, их мелолич-
	 В мае-июне текущего года в
столице новой демократической Че-
хословакии — Прате состоялея тра-
диционный музыкальный‘ фестиваль
«Пражская весна». Вак иво про-
шлые годы, он превратился в гран-
диозный веемирный емотр прогрес-
сивного музыкального  искусетва,
Как и в прошлые годы, «Пражекая
весна» оказалась еще одним блестя-
шим подтверждением высокой’ млей-
ности и огромной художественной
силы советского искусства, его ве-
дущего положения. Но было У
«Пражской весны» 1950 года ‘и
еше одно качество, отличающее ее
от большинства международных му-
зыкальных фестивалей прошлых
‘лет, придающее ей особенно большое
политическое и общественное знз-
чение: она прошла под лозунгом
елинения всех прогрессивных му-.
зыкальных деятелей в защиту мира
против поджигателей новой войны.

Все участники «Пражской  вес-
ны» во главе е многочисленной 60-
ветской  лелегацией единодушно
подписали воззвание в защиту MB-
ps. Открывала программу фестива-.
ля кантата молодого чешекого ком-
позиторз Вацлава Добиаша «Нряказ
Сталина № 368», в которой. повест-
вуется 0 подвигах советских воинов
при освобождении столицы Чехосло-
вакии. — Праги от гитлеровсвах ок-
купантов. Уже эти два факта ‘еви-
хетельствуют о новом характере фе-
стиваля текушего года, о том, что.
все прогрессивные музыканты мира
ныне, ‘как никогда, полны  репимо-
сти бороться: за мир и вее срелства
своего искусства. все свои творче-
ские силы отдают на достижение
этой  высокой; благородной цели.

Особо торжественный ‘характер
«Пражской весне» 1950 года при-
дало и то, что она совпала < нацио-
нальным праздником Чехословакии
—пятилетием освобождения Праги
Советской Армией от фашистских
захватчиков. Подводя В эти дни
	501958.
	«Советское искусство» выходи?
по еторникам и субботам.
	итоги работы Но еозданию своего
нового, ‹ свободного, независимого,
подлинно демократического государ-
ства, народ Чехословакии © благо-
дарностью вспоминал о братской по-
мощи, которую оказал ему великий
Советский Союз, вспоминал, в част-
ности, и о благотворном творческом
влиянии советского искусства на
искусство молодой демократической
Чехословакии.

Газета  «Руде право»  писзла:
«Разве это не симптоматично. что
	вместе с красноармейцем. который на
	танье ©. автоматом в руках выгонял
послелних фашистов из Праги, при-
шели советский артист в краеноар-
	 ‘мейской форме ий еоветской песней и.
`пляской согрел наши серлца..:; Бла-
	толаря участию советских артиетов
наши ‘фестивали стали народными
праздниками, манифестаюыями брат-
ства; человечности, великими факе-
ами мира... Советский артист на-
учил нае видеть в музыке сильное
юружие против человеческой  раз-
вращенности, научил видеть в чей
поллинное искусетво любящих мир
и счастливых людей. Советекий
артист играет для того, чтобы ис-
кусством поднять слушателей, что-
бы искусетвом пробудить в наролах
	самые благородные чувства чтобы
	‘искусством убедить каждого в виле
нового мира — ‘мира созидательного
трула и человеческого счастья».

Из этих слов достаточно яено вил-
но, как популярны в новой Чехо-
словакий наши. певцы,  пианисты,
<крипачи, ‘дирижеры, композиторы,
виолончелисты. Концерты советевих
зртистов здесь неизменно пользуют-
сея блестящим успехом и поевраша-
	м освобождения. Праги  ются в грандиозную  мапифестацию  этих произведений, их мелолич-
Армией от фашистских горячей любви чехословацкого паро- ность; проетота и лоступчость. Oco-
Полволя в эти AHM 3% B& великому Советскому Союзу. `бенно me акцентировалаюь их высо-
				Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретарват, отделы информация, архитектуры = К 4-15-66; отделы театра, корреспонлентской ета — К 5715-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусств — К 1-13-08.
	Типография «Г удок», Моеква, ул. Станкевича, 7.