СОВЕТСКО
		[3 39 (1231), Год кодания
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!О
	Б Москве открылся музей М, И. Калинина (см. корреспонденцию

«Борцу за счастье народа» на 1-й стр.). На фото: экспонат музея —
работа

скульптура «М. И. Калинин беседует с крестьянином»,
В. Терзибашьяна. и
	Ереванский театр оперы и балета имени А. Спенднарова недавно осу-
ществил новую постановку — оперу армянского композитора А. Тиг-
раняна «Ануш». На фото: сцена из спектакля. Ануш — Г. Гаспарян,
пастух Мося — В. Григорян,
		Орган Министерства кинематографии СССР и Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР
		Вторник, 27 июня 1950 года
	Ло родной стране
	Ценная
	инициатива
	ОДЕХСА. (Наш корр.). Разносто-
роннюю, содержательную ‘работу ве-
дет коллектив Одесского кинотеатра
им. Короленко. Демонстрация ‘совет-
ских фильмов и кинокартин стран на-
родной демократии, как правило, со-
провождается здесь интересной про-
пагандистской ‘работой.

Многочисленные стенды в фойе ки-
нотеатра повествуют ©. передовом
киноискусстве стран наролной демо-
кратии, о победах наших кинокартин
на’ международных кинофестивалях,
© фильмах, удостоенных Сталинских
премий, о выдающихся. мастерах <о-
ветского кино. Интересна фотовы-
ставка «Тридцать лет’ советской ки-
нематографии». Ярко и убедительно
показывает она зрителям роль. това-
рищей Ленина и Сталина в создании
советского кино.

В фойе кинотеатра и на предприя-
тиях репулярно проводятся беседы oO
новых советских фильмах, устраива-
ются творческие: конференции по по-
казанным: кинокартинам.
`В дни, когда на экране демонстри-
ровался фильм «Мичурин», кинотеатр
	словно превратился в цветущий ‘сад:

здесь раскинулась бсльшая выставка
знаменитых мичуринских плодов. Ког-
да демонстрировался — кинофильм
«Сталинградская битва», зрители уви-
дели в фойе карты военных действий,
схемы различных ° наступательных
	операций. Показу двух серий картины
	Борцу. за счастье
народа
	Произведения искусств
в Музее М: И. Налинина
	«Вся история мози жизни, а п ©у-
ществу и вся история рабочего Елас-
	с& ЗаКЛЮЧастея.в том, что мы жили
	и боролись под. руководством Ленина,
Сталина» -—— эти слова Михаила
	Ивановича Азлинина выбиты золотом
	ва, мраморе в одном из залов отЕрыв-
шегося в Москве музея, посвященного
жизни и деятельности старейшего и
ближайшего соратника великих вож-
дей народа — Ленина и Сталина.
В червом зале, раесказывающем © лея-
	тельности М. И. Валинина в периед
подготовки и нровеления Великой дк-
	тябрьской социалистической револю-
ции.и первых лет советской власти,
привлекает внимание монументальное
полотно лауреата Сталинской премии
В: Цыплакова. Художник запечатлел
выступление М. И. Калинина на 3ace-
дании ВЦИЕ в 1919 году. Здесь же
экспонируется. скульптурная группа
работы Д. Енифанова и П. Куликова.
Они изобразили Михаила Ивановича
срели красногвардейцев Петроград-
ского трубочного завода, на котором
	зн работал в 1907 году и где десять
	пет спустя, Но указанию партии,
организовал двухтыесячную дружину
	_ Юбилейная

выставка

ЧЕБОКСАРЫ. Здесь в честь 30-ле-
тия Чувашской АССР открылась
	выставка народкого изобразител bROrO
	искусства. На ней экспонировано бо-
лее 300 работ. Среди них — живопись,
скульптура; национальная художест-
венная вышивка, резьба’ Mo дереву.
„Внимание посетителей ‘привлекает
‚диорама, изображающая московский
Кремль и мавзолей Ленина. Диораму
сделал-шофер колхоза «13 лет РККА»
Аликовского района Г. Матвеев. Ма-
кет Кремля деревянный. На Спасской
башне вмонтированы часы со звоном,
напоминающим звон кремлевских ку-
рантов.
	$.

КОНФЕРЕНЦИЯ

‚ ХУДОЖНИКОВ
РОСТОВ. (Наш корр.). В течение
нескольких дней здесь проходила
творческая конференция художников

Северного Кавказа и Крыма.
С докладами о работе живописнев
Краснодарского и Ставропольского
краев, Ростовской, Грозненской и
	Крымской областей выступили пред-
	ставитель Комитета по делам ис-
кусств при Совете Министров РСФСР
тов. Руднев и председатель правле-
ния Всекохудожника тов. Суслов.
Анализируя творчество художников,
докладчики и выступивиие в пре-
ниях живописцы говорили о зада-
чах, стоящих перед работниками изо-
бразительного искусства, Интересны-
ми планами на будущее поделились
	лауреаты Сталинской премии худож-
	ники А: Лактионов и А. Яр-Кравчен-
ко -

В Ростовском художественном са-
лоне открыта большая передвижная
выставка произведений художников
Ростова, Таганрога, ‘Симферополя,
	Ялты, Краснолара, Сочи, Новороссий-
ска, Ставрополя, Минеральных Вод и
	Грозного. На-выставке представлено
более 400. картин.
>
	РЕСТАВРАЦИЯ ЗДАНИЯ
ТЕАТРА ИМ. С. М. КИРОВА
	ЭТЕНИНГРАД. (Наш корр.). Кол-
	лектив Театра оперы и балета
им. С. М. Кирова’ перенес свои
спектакли на сцену Дома куль-
	туры промкооперации. Все постановки
идут полностью в их обычном офор-
млении. Одновременно . начинается
капитальный ‘ремонт здания Tear-
ра им. С. М. Кирова. Реставрируются
все лепные украшения, плафон, об-
новляется позолота, переоборудуется
сцена, ° усиливается техническая
оснащенность театра.
	Ирагоненное
	НОВОГО,
	‘рального. иекусства, открыв охну: из
наиболее героических страниц недав-
него прошлого, внервые так полно
решили благородную задачу создания
сценического образа товарища
Сталина, показали советский народ
во всем. величии его борьбы за свою
свободу и независимость. Заслуга
Ве. Вишневского и актеров, создав-
ших образы советских людей, иду-
щих 33 Сталиным, —военного моряка
Шибаева, командиров отрядов, `пи-
терских рабочих, в том, что, не нару-
шая исторической правды, неё модер-
низируя исторни, они сумели найти
ни показать в прошлом то, 970 © но-
вой силой живет и действует cero-
дня: величие большевистских идей.
непобедимость ленннеко-сталинской
политической и военной стратегии,
безграничную преданность еоветских
людей родной советской власти, ком-
мунистической партии, своим во-
ждям. Осуществленное драматургом
и работниками театра, это качество
стирает рамки времени; Действую-
щие в пьесе Вишневекого герен —
это люди не только 1919 года; так
же героичееки сражались онн в. дни
Отечественной войны: так же вамо-
отверженно вершат они свой трудо-
вой подвиг сегодня, демонстрируя.
перед всем миром нашу непобеди-
мость и, подобно Шибаеву, грозно
предупреждая тех, кто грозит нам:
«Америка, тихо!».

Одпако успехи, достигнутые B
отображении новых явлений жизни
Советской страны и идущих по пути
к социзлизму стран народной хемо-
кратии, в создании новатореких пре-
изведений во ‘всех областях искусств
еще далеко не достаточны. 06 этом
свидетельствует, в. частности. тот
факт, что наши драматургия, театр и
кинематография ее не создали вы-
	сокондейных ‘и. высокохудожествен-
ных: произведений о советском’ рабе-
	чем ‘классе. А между тем, черты но-
вого е наибольшей нолнотой проявля-
ютея именно в этом классе ибо <. это
	—овершенно новый. освобожденный
	от эксплоатации, рабочий клаее, по-
добного которому не знала еще ието-
рия человечества» (Сталин). Опубли-
коранное недавно в «Советеком ис-
кусстве» письмо группы передовиков
промышленных предириятий . столи-
пы призывает драматургов внима-
TOABHO -BVATALIBATECA BRUSH, TVI-
пге видеть новое и отображать ето.
Искусстйо, пронагандирующее но-
	} выс. черта ночваевия AAS, новые
	качества” молей в произведениях, со-
четающих пысокую идейность и -со-
вершенетво художественной формы,
является в’ кнейшим фактором исто-
рического прогресса. 06 atom абяза-
ны постоянно помнить деятели’ со-
ветекого искубетва. Каждый из них,
прежде” чем отдать свою работу на
сух общественности, должен спро-
сить себя: чему учит его произведе-
ние, “насколько полезно OHO делу
строительства коммунизма, какие но-
вые явления, новые‘ черты жизни,
новые качества советских людей нро-
пагандирует оно, что нового вносит
оно в общую сокровищницу  совет-
ской культуры.

Процесс созидания нового неиз-
бежно включает использование того
положительного, что создано пред-
пествующим ‘развитием. Великий
Ленин рассматривал образование с0-
ветской культуры, как творческое
развитие и обогащение всех дости-
жений науки, ‘литературы, искус-
етва на новой идейной основе.

Мы отнюдь не расцениваем клас-
	сическое наследство — лучшее 3.
	того, что нам досталось от прошлого,
как абсолютную вершину культуры.
Иначе прогресс кончился бы на клас-
  сиках. Но, поскольку классические
образцы искусства еще не превзойле-
ны, нужно учиться на них, творче-
ски осваивать их и е присущим со-
‚ ветскому человеку упорством стре-
‘миться к’ созданию произведений нс-
кусетва, подлинно народных ‘по ду-
XY, действительно достойных величе-
‘ственной эпохи. и. по содержанню и
по форме. Народ. наш. неключитель-
но’ талантлив. Еели в прошлом он
дал миру Пушкина и Толстого, Глин-
ку и Чайковского, Мочалова и Щен-
вина, Репина и Сурикова, Шаляпина,
Собинова, Нежданову и сотни других
‚славных имен, с тем большим основз-
нием можно ждать появления великих
драматургов, композиторов, художни-
ков, артистов в наше время, когда
для расцвета талантов имеются самые
благоприятные условия.

Бо имя дальнейшего умножения
духовных богатств социалистической
Родины надо заботливо растить вее
новое, передовое, коммуниетическое,
изо дня в день увеличивая вложения
в общее дело строительства коммуни-
стического общества. Художник не
имеет права удовлетворяться доетят-
нутым, а тем более снижать требова-
ния к себе. Рувоводствуяеь метохом
социалистического реализма, он лол-
	жен непрестанно искать и находить вг
	жизни общества новые явления и
факты, находить новые, более совер-
шенные средства для правдивого вы-
ражения нашей действительности,
отображения борьбы нового ео ста-
рым. Чувство нового должно служить
художникам стимулом к поетоянно-
му движению вперед на пути с03-
дания самого совершенного в. мире
искусства искусства эпохи Ленина
— Сталина, эпохи ‚торжества ком-
мунизма.
	УВ ВО.
	`Чувство нового — драгоценное
Бачество, воспитываемое в советских
людях большевистской партчей, —
бзначает умение видеть новые явле-
ния, новые процессы в жизни, уме-
ние своевременно подметить первые
ростки нового и поддержать их.
	Нарождающееся новое, передовое,
прогрессивное, учит марксизм-лени-
низм, развивается, накапливает си-.
лы и утверждает себя в упорной
борьбе со старым,  отживающим,
умирающим. Положение марксист-
ской диалектики о неизбежности
победы нового, передового,  прогрес-
сивного исходит из того факта, чтс
природа и общество находятся в co-
стоянии непрерывного  движенна,
обновления и развития. Cranor,
отжившее — разрушается, а новое,
передовое — утверждается в жизни.
«Куда идет жизнь, что умирает и
что рождается в жизни, что разру-
шается и что созидается — вот ка-
EHe вопросы прежде всего должны
нас интересовать, — ‘пишет. И. В..
Сталин. — То, что в жизни  рож-
дается и изо дня в день растет, —
непобелимо, остановять его лвиже-
ние вперед невозможно, его победа
неизбежна».

Чувство нового, обеспечивающее
неуклонное поступательное движение
вперед, гарантирующее успех в
борьбе против рутины и коености,
против всех пережитков прошлого,
— важнейшее качество каждого ра-
ботника — идеологического фронта.
Чувство нового в повседневной дея-
тельности работников советского ис-
кусства — это прежде всего  ощу-
щение жизни во всем ее многообва-
зии н богатетве, ощущение волную-
щей современной темы, ощущение
героя нашего времени и умение, в
художественных образах ярко и
правдиво отоазить жизнь, деятель
ность людей, борьбу нового to cTa-
рым.

Долг советекого художника —
всей своей творческой мыслью и
вееми средствами мастерства под-
нимать и поддерживать все  перело-.
вое, что рождается в жизни, чему
принадлежит будущее.

Для борьбы за новое большевиет-
ская партия вооружила деятелей со-
ветекога искусства  победеноеным:
методом сопиалистического ‘реализ-.
	‚ Ма. Этот метод позволяет хуложнчку
	ИЕН И глусоко охватить
ейстозтежьность; найти raratais 3
ее развитии и прехставить жизнь,
то или иное жизненное  явленне. в
хьижении вперёл. Только руководет-
вуяск методом социзлистичеевого-ре-
ализма; советские художники могли
создать _и создают  пэлнеценчые,
проникнутые духом времени ‘нова-
торские произведения на темы нашей
действительности и темы недавнего
и лаже далекого прошлото.

Чувства. нового - позволило  эстон-
скому драматургу А. Якобсону co-
здать замечательную пьесу о после-
военных днях, 0 новых явлениях,
происходящих в Советской Прибал-
тике. В «Двух лагерях» он обтрои
правдиво обрисовал борьбу двух ла-
герей в послэвоенной Эетонии, побе-
ду нового, советского надо старым,
отживающим, буржуазным. Драматург
Б. Давренев в своей пьесе «Голос
Америки» показал нам простых лю-
дей США, чей голос за мир не за-
глупгить поджигателям войны, ибо
это толос людей, ‘воспитывающихся
на великом примере Советского Сою-
за и стран народной демократии, го-
лос людей, которые победят, кото-
рым приналлежит будущее.

‚ Чувство нового, _характерного ля
нашей сегодняшней  действительно-
сти, обнаруживаем мы и в замысле
н в лучитих эпизодах и сненах таких
	Пёс и спектаклей, как «Чаша, ра-
дости». «Особое мнение», как но-
вая пьеса А. Корнейчука  «Калино-
	вая роща», идущая ныне во многих.
театрах:

‘Лучшие произведения советской.
кинематографии, музыки, живопиеий
и скульптуры; архитектурного ис-’
кусства также убеждают в том; что
успех сопутствует в первую очередь
тем хущожникам, которые сумели
увидеть и отобразить в своем  твор-
честРе новле, существующее ‘и рож-
хающееся во всех областях ‘нашей
советской и зарубежной жизни.

Новое в искусстве определяется
новым в жизни. И это новое требу-
	ет для своего воплощения Новых
форм, новых приемов творчества.
Новаторетво. подлинное, творче-
	ское новаторство одинаково необхо-
димо и в работе над хуложественны-
произведениями о нашем. еегод-
няшнем дне, и в работе нах произ-
велениями о нашем прошлом. Без
Такого новаторского подхода в реше-
нию’ любой исторической темы неиз-
бежно создание произведений, кото-
рые ‘увлекут внимание зрителя
«в ГЛУбЬ веБов», станут лить более
или менее интересными новестями о
«fabio минувших днях», но ‘не бу-
дут жизненными, активными сегод-
ня; А нам нужны такие художест-
венные произведения, которые при-
иеры’и опыт прошлого ставили’ бы
на службу сегодняшнему дню.
Таким подлинно новаторским про-
изведением является замечательная
пьеса Вс. Вишневского «Незабывае-
ный 1919-й», постаповка‘ которой
осущевтвлена во многих TeaTpax
страны. Драматург и мастера теат-
		Tra. 4 с EE
«Падение Берлина»  сопутствовали   борцов за революцию.

выступления перед зрителями нено- .
средственных участников  историче- Много экспонатов и в других за

ских событий. лах. Вот М. И. Калинин вручает Крас-

$ ное знамя а 1-й Roumoi
армии — BR. E. Bopomuaosy u C, M.
ЛЕНИНГРАДСКИЕ Буденному (групповая скульптура

КОЛХОЗНИКИ В. Станова и Г. Косова). Нз большой
		ЛЕНИНГРАД, (Наш корр). В горо-
де Лепина с успехом проходят гастро-
ли Центрального. театра Красной Ар-
мии. Ленинградскому зрителю москов-
ский театр показывает свои лучшие
спектакли.

В минувшее воскресенье около’двух
тысяч ` колхозников  Парголовского,
Павловского, Всеволожского, Гатчин-
ского, Красносельского, Тоененского и
Ломоносовского районов области по-
бывали в Ленинграде. Во. Дворце куль-
туры имени Горького они смотрели
пьесу Н. Винникова «Степь широкая»
в постановке Центрального театра
Красной Армии.

Состоялась встреча сельских зрите-
	лей с творческим коллективом.
	картине художник ©. Соколов пока-
зал М. И. Валинина поднисывающим
декларацию об’ образовании СССР.
	Поездки «всесоюзного старосты»
по фабрикам и заводам страны, его
встречи с. людьми разных профессий
отображены в ряде картин.

«М. И. Калинин открывает
ХУГ е’езх ВКП(б)» — так называет-
ca большая работа А. Герасимова,
Н. Денисовского, Д. Нанина. Д. Нал-
бандян написал для музея полотно
«Тост. за М. И. Калинина на приеме
в Кремле в честь участников парада
Победы.

Советская столица ие за-
мечательным памятником великому
борцу за свободу и счастье народа.

Симфонические концерты в _колхозах.
	Вместительный: колхозный клуб
села Гоголево,, Брозарекого ‘ района,
Кневекой области в этот вече» был
	гастрелирующего сейчае в Киеве Ma-
лого театра. Но окончании кенцерта
	предеедатель сельхезаютели им. 9 ян-
	варя, Виево-Святонинекого района,
М. Зиневич от имени приеутетвоваз-
ших тысячи с лишним колхозников
выразил сердечную  блатодарность
всем участникам и организаторам
концерта для сельских слушателей.

За последнее время получили ши-
рокое признание колхозников Киев-
ЩиНЫ музыкально-литературные
лектории, являющиеся ‘гропаганди-
стами и популяризаторами  класеи-
ческой и современней музыки и
литературы. Областная филармония
уже открыла в 18 районах об-
ласти филизлы своего музыкальното
	лектория. № слушанию лекций при-
влекаютея самые широкие  мабеы.
	влекаются самые широкие маесы
сельского населения.  Лекторами
являются члены Общества по рас-
пространению политических и науч-
ных знаний и видные музыковеды.
В нынешнем году ими уже прочитано
160 лекций, сопровождавшихея вы-
ступлениями музыкантов и. артиетов.
	Для сельского слушателя выпушен -
	абонемент, дающий право прослушать
цикл лекций-концертов, включаю-
ших темы: «Образ товари Сталина
в советской литературе и _ музыке»,
	«Пути развития украинской  совет-
	ской музыки», «Украинская нарол-
ная песня» и др. Почти 20 тысяч
тружеников колхозных полей уже
являются постоянными слушателя-
ми этих. левториев.

Укрзинекая республиканская и
Киевская областная филармонии
правильно поступают, уделяя боль-
ие внимание пропатанле музы-
кальной культуры на селе. Сделан-
ное ими — начало большой и важ-
ной работы по популяризации му-
зыки в широких колхозных мас-
вах. Эту работу им прелетоит ?аз-
	вернуть. в больших  маспттабах и
провохить систематически.

И МАРКУС.
		СИМОНОВ,
	`В. Г. ГАЙЛАРОВ,
	От собственного корреспондента
„Советского искусства“
	переполнен. Места в зрительном 2 ;

зале заняли около 1000  колхозни-

ков, прибывиеих из 18 окрестных   ведущих солистов. Более 120.000.
сельскохозяйственных алтелей. Ome   колхозников ‘присутствовало Ha
	приехали послушать концерты Le-
вударственного симфонического  ор-
кестра УССР во главе с дирижером
налюдным артистом CCCP H. Pax-

JER BEM.
		УОСР в селах Виевской, Ruposonpay-
ской и Запорожской областей.

’ 0 тяте колхозных масс в ‹имфо-
пической музыке  свидотельствует
	огромный успех выступлений  сим-
ших артистов Украинской ‘республи-   Фонического оркестра. На кон-
канской и Киевской областной фи-  ЦеРт в селе Дымере  (Киевекая
лармоний быстро разнесея по веей область) с’ехались колхозники 14
округе, и в село Гоголевю. потя-  (64. © восторгом слушали они
нулись автомобили, автобусы, под-  УВертюру к опере «Руслан и
возя к колхозному клубу празднич- Людмила», финал четвертой сим-
но одетых. колхозников. фонни и «Славянский марш» Чай-

и . KopeEOre, «Вавказекие эскизы»

Слух в приезде оркестра и велу-

Программа концерта включала
финал 4-й симфонии Чайковского,
вальс из балета «Лебелиное ‘озеро»,
вторую часть второй симфонии
Л. Ревуцкого, произведения Б. Лято-
пинского; А. Новикова. Колхозники,
взролнованные мастерской игрой ор-
костра, устроили артистам шумную
овацию. По окончании концерта кол-
	хозники благодарили столичных ар-
	THCTOR 3a приезл в село. Долго еще
‘потом длилась задушевная беседа
мастеров. искусств с мастерами высо-
ких урожаев. Нолхозники выразили
желание чаще слышать симфониче-
скую музыку, знакомиться с произ-
ведениями великих фусоких KOMIIO-
зиторов и современных советских
авторов...

Надо отдать должное работникам
Украинской республиканской и Жи-
евской областной филармоний. Они
многое делают для того, чтобы удов-
летворить фастущий интерес  <ель-
ского слушателя к симфонической
музыке. Пропаганда, ‘музыкальной
культуры в широких колхозных
массах принимает все больший р33-
мах. КБюлхозники систематически
‘слушают у ceba B селе выступле-
	Итпполитова-Иванова, увертюру. из
оперы «Тарас Бульба» Лысенко.
Успех выездных концертов  Госу-
даретвенного симфонического  ©р-
кестра УОСР вызвал живейший ет-
КЛИЕ МУЗыкальной  общестренчоети
	липы и положил начало системо-
	тическим гастролям в колхозах дру-
THX творческих коллективов, в
частнести заслуженной ‘хоровой
	капеллы `«Думка», украинекого на-
	родного хора и Государственного
ансамбля песни. и танца. Их вы-
ступления в селах. также проходят
	© большим успехом.
	Исполнилось 30 лет со дня основания Чувашской Автономной Совет-
	ской Социалистической Республики. За эти годы народное хозяй-
ство и культура Чувашии достигли огромных успехов. Прекрасно
расцветает социалистическое по содержанию, национальное по фор-
ме искусство талантливого. чувашского народа. Большой популяр-
ностью пользуется национальный Государственный ансамбль песии
и нляски. Этот старейший музыкально-хоровой коллектив известен
далеко за пределами республики. На фото: выступление ансамбля
в Чебоксарском городском парке. Солисты ансамбля Ида Лунева и
Вениамин Филипов исполняют чувашскую народную пляску.
: Фото Б. Мясникова (ТАСС),

Группа польских архитекторов и ивжеверов, прибывших в Москву
по приглашению Союза советских архитекторов. «Отчет о встрече
польских архитекторов п няженеров см. на 4-й стр.)
		ra
	Ф. М. НИКИТИН,
	присуждена за участне в. с5з-
дании пита «Акалемик Mean
	Филармония организует для кол-
хозников симфонические концерты и
в Киеве. Часто колонный зал филар-
моний зааюлняют гости wa близле-
	жаших сел. Таких концертов прове-
	дено уже пять. Последний состоялся
в воскресенье. 18 июня. в парке
	имени. 1 Мая. В этот день страна 07-1
	мечала 14-ю годовщину со дня смерти
великого русского писателя А. М.
Горького. Его светлой памяти и был
	посвящен этот концерт, Втомесимфо-
	нического. оркестра, народного хора,
квартета баянистов капеллы банду-
ристов. УССР. выступили е иеполне-
	ния оркестров, концертных бригад,   нием. произведений Горького артисты:
		FPF, Ji: АЙЗЕНБЕРГ,
			Om Cosema Министров СССР
	`Совет Министров СССР с глубоким прискорбием извещает
	о смерти народной артистки СССР, доктора искусствоведче-
ских наук, профессора Московской государственной консерва-
тории им. П. И. Чайковского, лауреата Сталинской премии
Антонины Васильевны Неждановой.
	и. Ф. СЕТКИНА НЕСТЕРОВА,
режиссер
„Премия: присуждена за участие
в созлании кинокартины
$1 Мая 1949 года».
	художник.
		Премия присуждена за участие в созданни кннокартнны «Сталинградская битва» (1 и 2-я серии).