СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	участником которого становится и
зритель...

Драматургия научно-популярного
фильма не исключает того, что в ху-
дожественном произведении мы на-
зываем «вымыслом». Горький гово-
рил о вымысле, как о необходимом
творческом ‘качестве всякого наблю-
дения, изучения, обобщения как в
искусстве, так и в науке; е той лить
разницей, 4TO «искусство. живет
вымыелами, наука — реализует
вымыслы». Рассказывая в тех или
иных научных‘ фактах,  изобрази-
	‘тельно. обобщая их, иаучно-понуляр-
ный Фильм. в известной  меое, не-
	ный фильм, в известной мере, не-
смотря на неуклонное требование
строгой научной достоверноети и точ-
ности, ‘не может обходиться без твор-
ческого предположения. Он может и
должен заглядывать в будущее, емо-
треть вперед, предполагать и в этом
смыеле «ломыеливать».

Перед советским  научно-популяр-
ным фильмом стоит важнейшая зада-
ча—показать, ‘как советская наука,
имеющая своей идейной основой са-
мое передовое мировоззрение — `фи-
лософию марксизма-ленинизма, MO-
билизует могущественные вилы при-
ролы и общества на строительство
коммунизма. Вот почему фильм этот
не может пройти мимо творчески
действующего человека. Больше то-
то, именно советский человек. ето
АБТИВНЫЙ. созидательный ‘трул дол-
жны быть в центре внимания лауч-
но-популярного фильма. Речь, конеч-
но, идет не о привутствии человека
в калре (как это часто, внрочем, и
случается), а о том образе человека,
который должен екладываться Ha
экране прежде всего из величия с0-
		вершаемых им дел. ,

Научно-популярный фильм может
и должен показать человека в непо-
средетвенном деянии, в творчестве, в
труде.

В фильме «Они видят вновь»
(реж. Н. Грачев, текст Ю. Дольда)
мы наблюдаем, как из событий и
фактов, разкрывающих перед нами
прежде всего содержание. и значение
научной деятельности  зкадемика
В. П. Фихатова, складывается его
экранный 0браз, хотя как действую-
щему лицу в фильме ему отводится
сравнительно небольшое меето.

Apamatyprua научно-популярного
фильма должна быть подлинно науч-
ной, ибо в самой основе ее лежат не
случайные мотивы или застывшие
схемы, а об’ективные законы жизни,
открытые и сформулированные под-
линно научной марксистско-ленин-
ской философия. Требование строгой
научности, как основное требование,
пред’являемое к научно-популярно-
му фильму, не только не снимает для
его авторов проблемы  художеетвен-
ного мастерства, ‹ выразительности
изобразительного языка, а ‘наоборот,
CTABHT et перед ними © особой остро-
той.

Tenrparneeti Комитет нашей пар-
тии указывает, что ‘пропаганда науч-
ных знаний должна быть высокойдей-
ной, целеустремленной, непримири-
мой ко всем антинаучным воззрениям,
что она должна быть тесно связана е
конкретными - задачами коммуниети-
ческого строительетва, C живой дей-
ствительностью. Перед. научно-попу-
лярным Кино поставлена задача
воспитывать напиих люлей в духе
	советского патриотизма, беспощадно
	разоблачать реакционную буржуаз-
ную идеологию, ибмогать формирова-
нию черт нового духовного облика со-
ветского человека, бороться со всяче-
свими попытками умалить мировое
значение нашей науки.

Задачи эти требуют использования
всех возможностей вино. высокого
художественного мастерства, взыека-
тельного и требовательного отноше-
ния к форме популяризации нзуч-
ных знаний. Драматургия научно-
популярного фильма должна быть
поднята до уровня подлинного искус-
	ства.
В ЖДАН.
	Новые перешективы
	«скидка» Ha By-
ROL, Ha ocoseHno-
	В Центральном S
тедтре кукол под С
‚9: О в на

руководетвом С.
Образцова с боль 8 Централь

шим успехом идет КУКОЛ ПОД р
С. Об

премьера — коме- . F

дия В: Полякова \4

«2:0 в нашу

пользу».
Спектакль этот в некотором pore

этапный — он начинает новый

день в Тезтре кукол. Переход от
«Ролшебной лампы Аладина», «Ко-
роля-Оленя», от сатирических персо-
нажей «Обыкнозенного концерта»,
«Под шорох твоих ресниц» KR coppe-
менной советской теме с положитель-
ными героями решает вопрос о репер-
туаре и открывает перед работника-
ми кукольного театра весъма широ-
кие перспективы. Сейчас, очевид-
но. многое придется пересмотреть B
теории и практике театра.

«2:0 в нашу пользу» — снев-
таБль о советских людях. 06 обыкно-
венных советских людях, каких
встречаель на каждом шагу. К ним
относятся молодой научный  работ-
ник — палеонтолог Виктор Плато-
нович Пещеряков, его бабупгка Ёее-
ния Петровна, профессор астрономии
Фелор Сидорович Ноднебескин, ма-
стер спорта геолог Вера Петрова. И
такова сила искусетва;: несмотря На
всю условность жанра, куклы — по-
ложительные  геюи. завоевывают
симпатии зрителей, даже самые пред-
убежденные хотят победы Пещеряко-
вз и в футбольном матче и в его cep-
‘дечных делах.

События развертываются преиму-
щественно вокруг Виктора Платоно-
вича. Вернувшись домой с работы, он
‘почему-то решил, что заболел. Cnem-
но вызванный доктор устанавливает
«общее недомогание», и напуганный
Пещеряков Уже готов заболеть в дей-
ствительпоети. Но тут появляется
старый друг семьи профессор Подне-
бескин и, не считаясь е жалобами
«больного», тащит его на футболь-
ный матч.
	На. стадионе Пещеряков деиетви-
тельно заболевает, но... футболом. В
	азарте размахивает он зонтом и в9-
летит по спрятавшейся от дождя под
	газетным листом Вере Петровой. Про-
исходит неприятное об’яенение. 3За-
тем он видит Петрову. на водной
станции, когда она совершает свой
рекордный прыжок. Виктор ПШлато-
нович в восторге от смелоети и ис-
кусетва спортсменки. Встреча на ве-
ранде Kade ‘окончательно. решает
судьбу палеонтолога: чтобы добить-
ся расположения девушки-енортемен-
ки. он готов стать спортеменом. Пры-
	KOR ¢C ВЫШЕМ В ВОДУ ЧУТЬ было не
	положил конец его жизненному пути.
Во всяком случае, надолго уложма
в постель. Лишь визит Петровой: ми-
рит его с вынужденным безхействием.
Новая трудность: девушка пригла-
пгает его на’ каток, 8 он не Умеет ка-
таться на. коньках...

Каток яоко освещен огнями; играет
оркестр, и в плавном ‘вальсесзружатся
пары, весело’ восятсея  рёбятишки.
	Олин лишь Пещеряков не знает, что
	делать с непослушными вогзми... Но
Не слается. Втайне от Петровой” он...
наряду с научной работой ` ‘усилен-
но занимается всеми видами спорта,
под конец выступает в футбольной
команде против своего соперника За-
гогулина и, победив, об`яеняетея He-
тровой в любви...
	Сама по себе пьеса В. Полякова не
блещет ни глубиной мысли, ни орн-
гинальными характеристиками дей-
ствующих лиц, ни богатетвом языка.
В самом деле, редкий режиссер в
обычном, не кукольном, театре оста-
	вил бы тривиальные вопросы доктора
9 самочувствии больного, температу-
ре, состоянии желудка ит. д., ит. п.
Столь же примитивно выглядели бы
разговоры героя с бабущкой, ветре-
ча в кафе, «научная» беседа сторожа
калеонтологичеекого музея се пиэнер-
	вами. как и ряд других сцен. Лишь
	бы два плана психологии кардинала:
изысканность, аристократизм —
сверху и злобу, трусость — внутри.

В. Серова, 0, Жаков. Р. Платт,
И. Бобров находят верные и разно-
‘вбразные краски для сатирического
разоблачения второстепенных слуг
резкции, людей без родины и 663
совести, готовых. продать все и вся,
готовых на любое преступление, лю-
бую сделку, любую подлость.

Несколько бледнее — капиталиет
Вастис в исполнении В. Маруты и
также отдельные образы крестьян
(Т. Врублевская, И. Пельтцер). 06’-
яснения этому нало искать в первую
очёредь в беглой обрисовке их ролей.
Ознако в общем ансамбле и эти обра-
зы занимают надлежащее место.

Создание актерского ансамбля,
благодаря которому всесторонне рас-
Брыты характеры персонажей, —
большая, но не единственная заелуга
режиссера. Вернувшись к режиссуре
после долгого перерыва, Михаил Ка-
латозов — автор ряда интересных
документальных и художественных
фильмов, в том чиеле и превосхолно-
го биографического фильма «Валерий
Чкалов», вновь показал себя боль.
шим, свовобпазным мзстером. Уве-
ренность режиссерской руки, еме-
лость, острота прнемов, разнообразие
и осмыеленность мизанецен характе-
ризуют ето работу, богатую преврас-
ными находками,

06060 хочется говорить об изобра-
зительном решении фильма. М. Кала-
тозов. оператор Марк Магидсон и ху-
ложник И. Шпинель сделали новый
шаг вперед в овладении новым хля
кинемалографа выразительным ерел-
ством — цветом, Цветовое решение _
фильма «Заговор обреченных» при-
влекает высоким вкусом, взыскатель-
ной скупостью и. главное. идейно-
тематической обоснованностью казк-
дого приема.

Вспомним кпасное знамя. появляю-
щееся в коричневратой полутьме pac-
крытых ворот цеха, стоящего на фоне
геровато-серебристого. неба. Глаз ера-
зу приковываетсея К этому яркому
пятну. Знамя проносят по полутем-
вым; серым дворам, на улицы, осве-
шенные более интенсивно. наконец,
на площади, где множество кразных
знамен и плакатов, рея в ярком голу-
бом неба, славит могущество освобож-
	ae

at ™— an
шу пользу сти жанра делает
ном тезтре эти недостатки ме-
уководством — нев заметныхи.

‚азцова В совершенетве
> овладеть  движе-
нием куклы, Уметь

«говорить» КУБЛОЙй, передавая че-
рез нее идею и содержание пьесы, —
в BTOM состоит задача  актера-
кукольника. На помощь ему при-
ходкт изобразительная сила вувлы.
Она  отромна. В театре живого
актера простой акт хождения по сце-
не или силенья на стуле не вызывает
у зрителей изумления, кав что-то не-.
обычайное. В вукольном же театре
те же физические действия кажутся’
удивительными; потому что они ве
спойственны неодушевленным пред-
метам. Когда кукла идет, садится на
стул, закидывает ногу на ногу и н8-
чинает курить, —- уже это необычно.

В новом спектакле, поставленном
С. Образцовым и ©. Самодуром, игра
ва изобразительной силе куклы пре-
восходит все, что показывал театр до
сих пор. Вот герой лежит на постели
и натягивает на себя олеяло. Важет-
ся. что тут смешного? Но куБла
укутываето® с манерой озябшего че-
ловека, и это вызывает веселое ожив-
ление в зале, А вот Ксения Петровна
тладит белье. Ее движения настоль-
KO естественны и непринужденны,
она так забавно поплевывает Ha
утюг, разговаривая в то же время с
внуком, что в зале снова и снова
вепыхивает смех. Зритель от души
смеется, когда Пещеряков учится ны-
рять в ванне. Блестящи по постанов- ©
ке и технике выступления кукол на
катке...

Надо отдать должное талантливому
коллективу—он показал прекрасный
спектакль. Особенно следует отметить
И. Дивова и Л. Казьмину. И. Дивов,
играющий Виктора Платоновича Пе-
шерякова, должен был овладеть дви-
жениями тринадцати различных даже
по технической конструкции кукол,
изображающих героя. Невозможно дз-
же представить себе, сколько упор-
ствз и вылумки потребовалось на т9,
чтобы кукла так естественно и ево-
бодно «держалась» на сцене, чтобы
слово не механически сопровождало
движение, а гармонически сочеталось
с ним! С той же любовью отнеслась 5
роли Есении Петровны артистка
Л. Казьмина. Ее бабушка  очаровз-
тельна в своей привязанности к вну-
ку. Болёнь Виктора Платоновича,
его научные и сердечные дела, вы-
ступление в футбольном матче — все
ве. живо волнует, и она неподдельное
болеет за внука.

Художнику Б. Тузлукову театр
должен быть благодарен за лаконич-
ное, но яркое и остроумное оформле-
ние спектакля. Особенно хоропти ка-
токи водная станция с перспективой
строящихся высотных зданий. Труд-
но сказать, какой это каток, Rabat
водная станция. За‘ одно можно ру-
чаться смело: московские, — Tak
удачно. EB неповторимых” деталях”
схвачен дух города.
	Текст песен, органически предва-
ряющих каждый зкт и даже отдель-
ные картины, написан ВЕ. Сперан-
ским. В сожалению; текст не всюду
одинаково удачен. Так, песенка 0
Москве субботней несравненно слабее
песенки о любви, а песенка © науке
вдруг прерываетея каким-то часту-
шечным перебором.
	Спектакль, бесспорно, удалея. эна-
чит, можно и в кукольном тезтре стз-
вить ньесы на современные  свовет-
ские темы. Не все, конечно, а е выбо-
ром, с учетом особенностей куколь-
ного тезтра. Но лучше всего расши-
рять репертуар за счет новых, епеци-
ально написанных пьес, глубоко to-
держательных, подлинно  художе-
ственных. Выдержат ли куклы новую
нагрузку? Должны выдержать,
		  Национальный
	театр Хакассии
	Письмо в редакцию
	Около 15 лет существует Хавас-
ский национальный  театр.. За эти
тоды OH, непрерывно разезжая по
районам области, знакомил своих зри-
телей, в основном колхозников, ©
переведенными на родной язык про-
изведениями русской классики и
ньесами советских авторов. Неизмен-
ной любовью :у хакасского  народз
пользуется пьеса местного автора
Roroza «Акун», которая уже много
дет не сходит со сцены. В коллекти-
ве этого теалра выросли талантливые
актеры Е. Начикова, №. Вильчича-
Кова, А. Шукин.

Коллектив театра — постоянный
тость колхозных и совхозных клубов,
лесозаготовительных пунктов, 30.10-
тых приисков. Эти раз’езды, есте-
ственно! сопряжены в трудностями.
Но коллектив театра ¢ честью их
преодолевает. Артисты являются
энтузиастами своего дела. Они с ра-
достью служат. своим’ искусством
	своему народу. у

Достойно сожаления, что за пос-
леднее воемя красноярские краевые и
хакасские областные организащия
ослабили внимание к театру. А O04
очень нуждается в серьезной творче-
ской и организационной помощи. 0т-
сутетвие пьес местных драматургов и
достаточного количества переводов
современных советских пьес тормо-
зит дальнейшее развитие  театраль-
ного искусства Хакассии. Коллектив
театра нуждается в квалифицирован-
ном главном режисеере, способном не
только ставить пьесы, но и вести
учебно-воспитательную работу. Но
	вот уже три гола, кав театр не име-
		ет ни главного, ни очередного ремис-
сера. Театр нуждается и в актер-
ском пополнении, ибо наличный со-
став труппы в 16 человек недостато-
чен для нормальной творческой р300-
Ты, ,

Хакасская автономная область на-
ходится в преддверии своей” истори-
ческой латы — в октябре 1950 года
исполняется дваднатилетие ее суще-
ствования. Перед коллективом театра
стоит почетная задача — ретретить
эту дату достойными спектаклями,
отображающими жизнь возрождленно-
го народа. Театр вправе расечиты-
вать на’ помощь и внимание краевых
и областных организаций, а также
и Комитета по делам пекусств при
Совете Министров РОФСР.
	Е. КАЛИНСКИИ.
АБАКАН, Хакзссия.
	——~
Дом музыкально
одаренных детей
	ИЖЕВСК. (Наш корр.). Несколько
лет существует в Ижевске детский
дом для музыкально одаренных детей.
Здесь воспитываются 80 мальчиков и
девочек. Большинство из них по на-
ниональности удмурты. Собранные из
разных детских домов; воспитанники
имеют полную возможность развивать
свой.дарования. Все они учатся в му-
зыкальной школе по классам форте-
пиано, скрипки, виолончели, домры,
баяна; 16 воспитанников учатся в му-
зыкальном училище.

Недавно на отчетных. концертах му-
зыкальной школы’ и училища воспи-
танники музыкального детдома проде-
монстрировали значительные успехи.
		огия научно-популярного

фильмах «Повесть 0 жизни pacTe-
ний», «Они видят вновь», «История
одного кольца», «Шесная- быль»,
«Первые крылья», «Соперники» при
	всем их различии в HOCTPOCHHH
	органично, выражает собой внутрен-
нюю логику развития содержания,
изложенного композиционно стройно,
в виде изобразительно законченного
целого.

Фильмы эти могут служить  на-
тлядным примером того, как зритель
логикой действия подводится в опре-
лелённым научным выводам. Bak
	‘деленным научным выводам, Bak
авторы их системой фактов постоян-
	но наталкивают его на В6е НовыЕ и
новые вопросы.
	Драматургия научно-потулярного
фильма и должна прежде веего выра-
жать метод, путь проникновения в
самую сущность  экранизируемого
явления, путь в познанию законов,
которым это явление подчиняется,
	Речь идет He @ CHEHOM, пассив-
HOM или зергольно-фотографическом
отображении действительности. & 06
ве обобщенно-образном воспроизведе-
нии с четко выраженным отноше-
нием к жизни, в которой всегда воз-
никает и неололимо развивается. но-
вое, разрушается и отживает свой
век старое, где еамое развитие,
утверждение нового происходит в
острой борьбе  противоположноетей.
В этой борьбе, в самом содержании
процесва развития и лежат реальные
драматические конфликты необычай-
ной выразительной силы,

Этого богатства действительной
жизни, драматизма, происходящих в
ней процессов разрушения старого и
созидания нового часто не замечают
авторы научно-популярных фильмов
	‚и обращаются за помощью в положе-
	ниям внешне-драматическим,  Дра-
матургия научно-популярного филь-
Ma представляется в этом случае как
некий комплекс формальных приемов
и средств, как бы существующих вне
содержания. И часто в поисках зани-
мательности, которую  автор-ецена-
рист по тем или иным причинам не
находит в самом содержании, он
прибегает к искусственному оживале-
нию, к внешнему обрамлению науч-
ного материала, пытаясь привлечь
внимание зрителя не существом
мысли, а внешне пестрым нарядом
ее. Ограничившись поверхностным
наблюдением, он пытается притянуть
к живой науке традиционные драма-
тургические схемы и каноны, кото-
рые так и остаются механическим
привеском, никак не раскрывающим
содержания, а лишь упрощающим и
искажающим его.

В фильме «Повесть о жизни ра-
стений» (реж. М, Каростин) мы на-
блюдаем скрытые от внешнего на-
блюдения процессы, происходящие в
природе, и как бы следуем их вну-
тренними путями. Драматургия филь-
ма отчетливо строится на проникно-
вении в самые сокровенные процес-
	сы жизни растения. Автор фильма
	не прибегает к приемам искусетвен-
ного возбуждения внимания, как это
мы наблюдаем в фильме «Происхож-
дение жизни» (автор-режиссер В.
Шнейдеров), где весе ‘драматурги-
ческие ухишрения режиссера Ha-
правлены яа то, чтобы избежать
	 котюлкновения» с процессом, Pat-
	сказать о нем нз ничего не говоря-
щих для зрителя  примерзх-опытах
или в хронике лабораторных иеследо-
ваний.

Биологические фильмы А. Зтури-
ди, посвященные основам дарвиниз-
ма и мичуринскому учению о рево-
люционном ‘преобразовании живой
природы, могут служить примером
конкретного отображения общих за-
конов развития органического мира
50 всем богатстве и разнообразии их
проявления. Драматургическую остро-
ту повестворания Згуриди всегда
ищет и находит в самой жизни при-
роды. Поиски эти и определили ме-
тох ‘его подхола к экранизируемым яв-
пениям. метод «выпытывания» у са-
	И в фильме появился многозначитель-
ный эпизод обнаружения спрятанно-
го кулаком хлеба.

Можно еще умножить примеры
уточнения, обострения характеристив
и ситуаций этого фильма по оравне-
нию с пьесой. .0бострен конфликт
между отцом и сыном Пино. Шире по-
казана, роль реакционной военщины.
Ярче  охарактеризован кардинал
Бирнч. И, главное, более четко, пол-
нс и убедительно’ погазана, политика
коммунистической партии. чм до-
	стигнуто введением нескольких сцен!
	заседания Центрального Вомнтета,
подчеркнута связь компартии е мас-
сами — в сценах инструктирования
рабочих и крестьянских отрядов Bd
время ликвидации путча.

Нарол. незримо присутствовавший
за, театральной сценой, пришел на
экран поистине весомо и зримо.

Огромное внечатление оставляют
массовые епены открытия памятника
советским воинам, лемонстрации, яи-
тинга. сцены уличных стычек с пут-
чистами, Ярко сделана сцена прихода
налюдных делегатов в парламент. Не-
сколько коротких, но динамичных
эпизодов в начале фильма раскры-
	  вают прелисторию еюжета -—— бозьу
	народу ‹ гитлеровсвими Захватчи-
ами.

Введение народных сцен обогатило
и характеристики основных персона-
жей.

Режиссер М. Калатозов положил
отнонение к народу в основу трак-
тевки всех образов, подчеркнул его
рядом безошибочно найденных кадров
я деталей. Ганна Лихта, Никола.
Словено, Макс Вента, Вюста Вар-
ра — всегда е народом, Иоаким Пино
боится народа, не верит в него. Мак-
Хилл и Куртов ненавидят н презирз-
ют народ. ‘
	Несмотря на существенные изме-
нения и дополнения, ‘внесенные в
процессе работы над фильмом. в нем
сохранены дух и основные художест-
венные качества пьесы Вирты. Пря-
изя. намеренная  публицистичность,
резкость в обрисовке характеров пои-
	сущи фильму не в меньшей степеня,
		мой природы ее сокровенных тайн и.
законов, о котором он CaM говорит,
хак 06 «охоте с киноаппаратом в
руках».

Тщательное изучение биологии
животных позволило Згуриди. не
только находить вее новые и новые
610есбы с’емки диких животных В
‘естественных условиях, но, что 0с0-
бенно важно, слить эти выпытанные,
‘у природы фавты в единый евязный
‘рассказ, придать ему поэтическую
хуложественно-драматическую форму.

В «Лесной были» тема строи-
‚тельного инстинкта в мире животных
решается на конкретном показе жиз-
‚ни бобровой пемьи с ве связями и
взаимоотношениями © окружающей
средой. Эти связи и взаимоотноше-
ния, извлеченные режиссером из
самой природы, и определили собой
четко выраженный сюжет фильма.
Мы каблюдаем не только общую кар-
тину жизни одного из интереснейших
видов животных, Но и «частные»
‘сульбы и перипетии этой жизни, ко-
торые нас глубоко волнуют, вызы-
вают наше сочувствие или негодова-
ние,

Те же поиски. подливно жизнен-
ного драматизма повествования,
стремление создать научно-популяр-
ный фильм художественно-поэтиче-
ской формы A B TO Re BPOMA полно-
стью научно достоверный отмечают
собой творчество режиссера Б. Доли-
на. Именно эти качества обеспечили
фильмам «Закон великой любви»,
«Звериной тропой» и «История одно-
го кольца» успех у миллионов совет-
ских и зарубежных зрителей.

Был бы наивным отнимать у ав-
торов научно-популярных фильмов
право на сюжет.

Сюжетность по самой своей при-
роде и в широком смысле слова есть
уже обобщение, или, как говорил Бе-
`линский, оконченность, полнота и
замкнутость целого.

В основе любой научной темы ле-
жат «столкновение», борьба человека
с природой, проникновение в ee еще
скрытые пока тайны, познание и
подчинение ев человеку, борьба с
ложными идеями в науке.

Борьба человека в силами приро-
ды глубоко конфликтна, так же как
по ‘езмой своей природе конфликтны
научная область человеческой  дея-
тельности, путь мыбли от незнания
к знанию, ожесточенная борьба на
этом пути с различного фода лже-
учениями.

И если в художественном фильме

мы говорим о сюжете как о развитии
характера в его «связях, противоре-
чиях, симпатиях, антипатиях»
(Горький), то в научно-популярном
фильме мы прежде всего должны го-
ворить о развитии‘ познающей мысли
человека, о сюжете как о сложном
движении человеческой мысли к
более глубокому и всестороннему
познанию и преобразованию действи-
тельности.
’’. Естественно, что сюжетная форма
построения научно-популярного
фильма, в зависимости от конкрет-
ного научного содержания, может
быть чрезвычайно разнообразной,
Возьмем, например, такой фильм,
как «Первые крылья» (сценарий
Н. Шликовекого и Д. Шепилова, реж.
А. Тендельштейн)—ю первом изобре-
тателе самолета А. Можайском.

Сюжет в этом фильме выступает
вок история роста и развития не
«характера», ‘а мыели ученого в ее
связях, противоречиях, даже, если
хотите, в симпатиях и антипатиях,
хотя взаимоотноления эти неноеред-
ственно пз экране не воспроизводят-
ся, так как тема решается не актер-
свими средствами. Они обобщаются в
документах, вернее — раскрываютея
через документы, Движущей силой
сюжета становится логика  исследо-
вателя, на документальных фактах
восетанавливающегмю перед нами
действительную картину хола мысли
ученого. Сюжет приобретает форму
«исслелования»,  непосредетвенным
	Драмату
	‚Пропаганда научных знаний яв-
пяется неот’емлемой чзетью комму-
нистического воспитания трудящих-
ся. В. И. Ленин и И. В. Сталин не-
однократно обращали внимание Ha
огромные агитационно-пропагандист-
ские возможности кинематографа.
Оценка ими кинематографа Bak
мощного орудия агитации и пропа-
танды определяла не только его з3-
дачи, но также характер и методы
решения этих задач,

Требование активной, воинствую-
щей пропаганды, внимание к живой,
яркой, эмоционально-выразительной
ее форме легли в основу советской
научно-популярной кинематографии.
_ Именно на основе этих принцинов
были созданы лучшие произведения
советского научно-популярного ки-
но — пример сочетания пытливости
ученого с фантазией и страстностью
художника; сочетания, при котором
научное изучение действительноети
не отрывалось от ее художественно-
то познания.
	Основоположник социалистической.
литературы М. Горький, неустание
выступавший с призывами к  ‘эм0-
циональной и образной популяриза-
ции точных знаний, писал: «В на-
шей литературе не должно быть рез-
кого различия между художествен-
ной м научно-популярной книгой.
Как этого добиться? Кок сделать нро-
светительную книгу действенной и
эмоциональной?

Прежде всего — и еще раз! —
наша книга о достижениях науки и
техники должна давать не только ко-
ночные результаты человеческой
мысли и опыта, но вводить читателя
в самый процессе исследовательекой
работы, показывая постепенно пре-
одоление трудностей и поиски верно-
го’ метода.

Науки и техники надо изображать
не как склад готовых открытий и
изобретений, а как арену борьбы, где
конкретный живой человек преодоле-
вает сопротивление материала и тра-
		В словах этих выражен и основной
принципи драматургии научно-попу-
лярного фильма, которая прежде все-
го призвана сделать научное изложе-
вие действенным и эмоциональным,
дать зрителю не только конечные ре-
зультаты, но и ввести его в самый
процесс человеческой мысли и опыта.

Для сценариста и режиссера науч-
но-популярного фильма недостаточно
изучить материал, сделать верные
обобщения. Важно еще придать этому
материзлу форму конкретного жиз-
ненного процесса, т. е. показать
борьбу, преодоление трудностей на
пути в достижению, цели. Без этого
научно-популярный Фильм будет
произведением безжизненным.

В наших  научно-популярных
фильмах мы довольно часто можем
наблюдать, как зрителю в готовом
вИхе преподносятся те или иные вы-
воды вместо того, чтобы раскрыть
перед ним закономерности и пути,
приводящие к этим выводам.

В этих случаях действие, ‘как
определенная система событий, под-
меняется бессвязной иллюстрацией
отдельных научных = положений
фильма.

‹С другой стороны, самодовлеющее

внимание в действию, стремление
привлечь внимание зрителя его
остротой и занимательностью, каЕ
таковыми, всегда приводили Е ре-
шениям уродливо упрощенным, пеев-
донаучным. Вместо того, чтобы слу-
жить наиболее выразительному и
тлубокому раскрытию темы, действие
в этих случаях отвлекало внимание
зрителя от самого главного — науч-
ней идеи фильма.

Между тем, в лучниих научно-по-
пулярных фильмах мы можем на-
блюдать, ‘как действие стреится
из элементов непосредетвенкого с9-
держания, как оно обусловливается
ии, возникает из его собственного
сложения и развития. Действие в

Впервые в Казахстане
	СЕМИПАЛАТИНСК. (Наш корр.).
В Семипалатинске открылся первый в
Казахской ССР кинотеатр хроники.
Научно-популярные, хроникальные и
документальные фильмы пользуются
большим успехом у зрителей. ‘

При переполненном зале демонстри-
ровались фильмы: «Владимир Маяков-
ский», «По Волге», «Новая Албания».
Много ‘зрителей призлек ‚ фести-
валь спортивных фильмов. Перед на-
чалом сеансов проводились лекции и
доклады. Многие физкультурные кол-
лективы организовали коллективное
посещение киносеансов.
	Вспомним полутьму дома с дубовой
обшивкой и резной лестнипей, где
мечутся в серых и бледножелтых
плашах Заговорщики перед путчем.

Вспомним скупость темной гаммы
в сцене парламента, блалодаря чему.
ярче вырисовываются лица  говозя-
щих. Вспомним черную тень моста.
лежащую на яркозеленой травз. И
несколько черных фигур монахов-
звтоматчиков, выползающих из тем-
ноты, чтобы совершить покушение на
Ганну Лихту. Вспомним кадр, где раз-
ноцветные блики реклам ложатся па
темную фигуру Падеры,  заключен-
НУЮ в раму окн&.

Болорит фильма мягок. скуп. Но
он всегда направлен на раскрытие
сущности происходящих событий.

Говоря о достижениях цвета в ки-
но, нужно признать, что ему нехва-
тает еще тонкости и жизненноети,
свойственной реалистической ‘жи-
вописи, Но цвет в «Заговоре обречен-
ных» изменяется. вибрирует, живет. .
Сцена со ‘знаменем, отеветы реклам
— 9T0 попытка полностью использо- о:
вать новое богатство юино, нелостун-
ное живописи, — живой, изменяю-
щийся колорит. Будущее раскрывает
огромные возможности перед нашими
кинематографическими  живописца-
ми. В фильме «Заговор обреченных» -
	многие из этих возможностей водо“
шены. :
	Музыкальное оформление (компо-
зитор В. Шебалин) также богато,
разнообразно ‘и соответствует ‘содер-
жанию фильма. Бомпозитог лал не-
скольво удачных симфонических эпи-
Зодов, зло и умно спародировал аме-
риканский джаз. Слелует пожалеть,
что в фильме нет яркой, залюминаю-
щейся массовой песни. Она могла бы
стать иироко популярной в странах
народной демократии.

Фильм «Заговор обреченных» —
партийное произведение искусства,
рассказывающее правду о борьбе ево-
бодолюбивых наредов нод руковод-
ством коммунистических партий с
темными силами международной реак-
ции, за строительство социзлизма.
Фильм «Заговор обреченных» —прав-
дивое и яркое произведение советеко-
то киноискусства — новый вЕлал в
борьбу за мир, за свободу и незави-
симость народов, за коммунизм.
	Р. ЮРЕНЕВ.
	обреченных
	Одной из определяющих, важней
них ухач фильма является образ Ган-
ны Тихты в исполнении 1. Свопиной.
	Страстный порыв Долорес Ибаррури,
	могучая воля и верность делу вомму-
низма лучших дочерей революции
служили актрисе  вдохновляющим
примером в ее работе над ролью.
	Скопина сдерживает темперамент,
скупится на жест, выбирает сио-
койные, ровные интонации: Она
несет зрителю основное — живую,
ясную мысль коммуниетви. Благо-
родство этой мысли, ясной и целе-
устремленной, и в интимной беседе, и
в решающие минуть социальных п0-
трясений, и на трибуне парламента и
под пулями врагов, делает образ
страстным и чистым, правдивым и
поучительным. Сценарий почтя He
дает Скопиной материала для показа
личной судьбы, семейной жизни,
частных дел героини. Но и честность,
й доброта, и способность глубоко и
постоянно ‘любить показаны Скоти-
ной в политической борьбе, в общеет-
венной деятельности героини.. Поэто-
му ворить. что общественное и лич-
ное слиты в характере Ганны Лихты
в единстве, присущем линть человеку
социализма.

В. Аксенов в роли Николы Словено
несколько сух. рационалистичен. Но
волю и размах руководителя компар-
тии актер показывает сильно и ‘убе-
длительно. Редактор Макс Вентз, по
замыелу автора — идеолог партии, ее
трибун, сыгран Il. Кадочниковым
мягко. живо, но не так сильно, как
следовало бы. Подчеркнув смелость,
находчивость, юмор коммуниста-га-
зетчика, Ваючников не нашел доста-
точно Екрзеов. чтобы показать волю и
	непримириуость мыелителя, бойца
идеологического фронта.

Жизнералостность. прямоту. силу
	ACTHEHOPO сына парода ин вмссте C
тем сложный и радостный  пооцесс
прозрения крестьянина-бедняка. при-
пелтнемю B революпию,  рагкоыл
Б. Ситко в образе Коста Вары.
	„Э@2ОВоО)!
	Непобедимым оружием — правдой
борется 3 мир советское искусство.
Правда о поджитателях новой войны,
о преступных замыслах заокеанских
империзлистов сказана в «Русском
вопросе». Правда © провокационной,
трабительской американской и 5
справедливой и гуманной  совет-
ской политике в отношении Германии
сказана - во «Встрече на Эльбе».
Правда о массовом движении за, мир
прогрессивных сил человечества с5а-
зана ‘в документальном фильме
«Юность мира». Теперь советская ки-
нематография зкранизировала  иду-
пою во многих театрах пьесу Нико-
лая Вирты «Заговор обреченных»,
чтобы. во весь голос оказать правду
© волнующих весь земной пар пто-
цессах, происходящих в Центральной
Европе. в странах народной демокра-
THY.

Драматург Николай Вирта избрал
верный путь. Отказавитись от изобфа-
жения конкретных событий, от порт-
ретного сходства персонажей, Вирта
OBI пьесу. действие которой проис-
холит в условной «олной стране».
Этот прием позволил писателю  оево-
болитьея от частностей, чтобы яснее
и определеннее сказать главное,

С момента написания пьесы про-
шло оволо двух лет. Жизнь показала,
что метолы «маршаллизации» Европы
американекими империалиетами стз-
новятся все более беззастенчивыми,
неприкрытыми, что нынешние кон-
квистадоры не заботятся больше о
том, крепко ли сидят маски благоде-
телей на их лицах хищников и
убийц. И это нашло выражение в
трактовке образа Мак-Хилла.
	чыизнь показала. что социал-пре-
датели типа Шумахера, Миколайчи-
ка. Сарагата, отбросив лживые фта-
зы и тбатральные позы, идут в услу-
жетие капиталу за доллары и мини-
	стерские посты. И судьба Иоакима
	Пино изменена в фильме. Его не yOu-
вает. а покупает американец, Мак-
Хилл.

Жизнь показала, что, так же как в
свое время в СССР. в странах нзрод-
ной лемоктатии кулачеетво являетея
	вкнейтпрам оплотом контрревояюции.
	Кадр из нового художественного цветного фильма «Заговор обреченных».
Макс Вента (артист П. Кадочников) — редактор центрального органа
		компартия — в парламенте.
ит 2
	ния, штампы. В ето исполнении с0-
циал-демократ, порвавший е правым.
предательсвим крылох своей партии
и пришедший к коммуниетам, выгля-
дит излишнюю спокойно, бледно
В Дружникове — Пино нет внутрен-
него горения. нет страсти. Актер, вы-
полнив все вненгние задачи роли. но
раскрыл се илейной сущности,
Актриса С. Милявекая тонко и ум-
но играет роль Хриетины  ИПалеры.
Она прекрасно показывает холодный
эгоизм авантюриетки, ищущей.в по-
литике не решения судеб народа, 2
лишь известности — пусть. дутой,
славы — пускай недобрюй. В мирке
международных интриг, — тосулат-
ственвых заговоров, подкупов.
убийств Падера приобретает уверен-
ность. даже размах, Цо как ежимает-
ея она. как беспокойно бегает ef
взтлял. когла она ощущает дыхание
‘народа! Пилявекой особенно xopoino
удалось показать черты Палеры-аван-
тюристки, холодной и бездущной. Ох-
нако для полного разоблачения Паде-
ры `нообходиме было ярче раскрыть
88 ненавиеть к чналоду. отрах перед
	Похчеркахто. театральная ‘манера
	Пино. Судаков отлично влалеет ело-
BOM, дает множество интонатионных
оттенков. Кажется, Пино не зани-
мается ничем, уделяя все внимание
самому себе. Обнажив пол грубым на-
тиском Мак-Хилла свою лакейскую.
предательскую душонвху, он не может
даже всерьез  гневаться, котла TOT
легко и просто предает уже не нуж-
ного ему политикана. Пино paapa-
жается фонтаном  напыщенных и
жалких фраз, пытается играть без-
возвратно потерянное им достоинетво.

М. Штраух дает новую. несомнен-
но, более яркую и политически ост-
рую. чем в. театре, ‘характери’тиву
Мак-Хилла, Ему удалось показать ум
ного и опасного врага, обнаглевтиего
де крайвоети в предвидении успехов
И раетерявшегося перед лицом ©1р3-
велливости, перел фактом победы на-
pois. C силой настоящей реалнетиче-
ской сатиры актер разоблачает натгле-
ца. открыто грозящего атомной боу-
бой,

Своеобтазно и убедительно игозет
А. Рертинский  карлинала. Бирнча,
Капризные интонации. изошренный
жест, напыщенность князя римекой
церкви служат прикрытием   Ae
	Слабее лругих удался обтаз Mayra’ ero неминуемой. победой.
	Цино (артист В. Дружников). Тадант-
	тивый молохой аклер в послелних игры И. Сулакова mperpacno с00т-  прожженного ливерсапта и заговор-
	своих работах допускает повторе-! ветствует сущности образа Иоакима! щика. Вертинский подчеркивает как! денного народа.