ВЕТСКОЕ.. ИСКУССТВО

В Совете при Министерстве
нинематографии СССР
	Вчера начал свою работу Совет при
Министерстве кинематографии СССР.
Совет заслушал и ‘обсудил доклад за`
местителя. министра ‘кинематографии
СССР:Н. Семенова о повышении идей-
но-художественного качества жиносце-
нариев. В прениях по этому. вопросу
выступили; председатель Союза. совет-
ских писателей Казахстана С. Мука-
нов, министры кинематографии союз-
ных республик тт. Сеид-Заде (Азер-
байджан), Шагинян (Армения), Кузне-
цов (УССР), Якупов (Казахстан), на-
чальник Управления кинофикации при
Совете Министров. Киргизской 2
~ AKavauor лизектоо спенаоной сту-

управления по производству художе-т-
венных фильмов В. Сурин, художест-
венный руководитель Ташкентской ки-
ностудии К. Ярматов, директор Цент-
ральной студии документальных филь-
мов Н. Кастелин.

Сегодня Совет продолжает свою ра-
боту. Министр кинематографии Укра-
инской ССР А. Кузнецов доложит о
состоянии работы с кадрами руково-
дящих работников органов кинофика-
ции на украине. В повестке дня Сове-
та также доклад заместителя минист-
ра кинематографии СССР Н. Шиткина
о ходе выполнения плана капитального
строительства кинотеатров и фильмо-
	Ее и ЕР о га. ФЕ 9

дии Д. Еремин, начальник \Главного! баз на 1959 год.
	Человек и природа
На творческом _ совещании о видовых
фильмах И. киноочерках
	Сорок пять новых цветных KHHO-
очерков и видовых фильмов должны

создать в этом году наши киностудии.
Задача. исключительно ответственная.

Двухдневное. совещание в Москов-
ском Доме кино, посвященное вопро-
су повышения качества видовых филь-
мов и киноочерков, не только подвело
итоги работы прошедших лет, но и
выдвинуло новые требования к работ-
никам кинематографии. : :

На совешании выступия 3aMeCTH-

вне человека, показ его во взаимодеин-

ствии с природой. .

Показ конкретных людей в быту и
на работе, а также популяризация но-
ваторских методов их труда — об-
ласть кинохроники. Однако, поскольку
особенности географической среды
влияют на труд’ человека, не может
существовать такой границы между
жанрами, через которую человеку был
бы запрещен переход в фильм видо-

вой. Одной из задач видового Ффиль-
een nmoweerre плмаа ТРУПОВЫХ НАВЫКОВ
	та соводаниин вых уне ео =
тель министра кинематографии СССР   Ма является показ трудовых навыков
людей в условиях природы того или

fi. Семенов.
ait ТЫ ee oro KDA.
	PF

— Наша задача, — сказал он,
— ‘показать пафос . созидательного
труда свободного человека на фоне

преобразуемой им величественной при-
роды. Для успешного решения этой за-
дачи необходимо точное знание мате-
риала и тщательно продуманный сце-
нарий, роль которого в видовом филь-

иного края.

Во многих выступлениях как кине-
матографистов, так и ученых-геогра-
фов указывалось на необходимость со-
блюдения строгой локальности тем и
их. решения. Е

— География, — заметил член ко-
миссии по научным пособиям при Ми-
ат ппосвешения РСФСР
	нарий, роль которого в видовом фяйь- ms ее в а
ме, как и в художественном, является и ° и Е
первостепенной. . `Чембулов, — нау ра

. waa woeeTmeunenHe EB OTHOM Филь-
	первостепенной.

Своевременность ‚постановки этого
вопроса становится очевидной при
просмотре видовых картин. Как часто
сценарий в них служит лишь «планом
с’емок по маршруту» @‘единой` для
всех авторов стилистикой дикторского
текста. Можно ли допустить, . чтобы
такая замечательная жанровая .разно-
видность научно-популярной кинема-
тографии, как. видовой фильм, огра-

ная, и стремление в одном филь-
ме. осветить множество вопросов не-
вольно приведет к калейдоскопично-
сти. В теме надо выделить главное и
это главное освещать как можно пол-
нее.

«Долина гейзеров», «В песках Хо-
резма», «Теплое озеро» и другие луч-
шие’ научно-популярные. фильмы из
серии «Путешествия по СССР», пока-
занные на совешании, — прямое под-
	а ео pas ‚ФИЛЬМ, 9 Р94-  занные на совещании, — прямое под-
развитии рамками   тверждение правильности этого поло-
стандарта? НИЯ
Серь угреко! ежис- i
sepon. РА . ие. а Pesko OTPHIATeTBHYIO = OUCHKY де
pe Po р прелставитель Географического об-
	серов-ремесленников,. ©. Чесстрастны*   представитель Географического 00-
наблюдателей природы, не имеющих   цества В. Алольф фильмам «Днепр»,
ни своей точки зрения, ни своего OT-  Veoananoacks и «Киев». где склеено
	ни своеи точки зрения, НН. чо   «Свердловск» и «Киев», где склеено
ношения к изображаемым явлениям,   „``“ менательных кадров, а пока-
	ношения к изображала пе TARE
прозвучало на совещании выступле-
ние представителя “Ленинградской

студии научно- популярвых
В Николаи.

фильмов

много замечательных кадров, а MOKA
зано и сказано немного.

Не прошли мимо внимания участни-
ков совешания вопросы планирования
nunnniy Филрмов Ирогла onHOMV FB
	ВБ. Пиколаи =“ 5
Е видовых фильмов. Иногда одному и
Велико значение содружества авто- a ф о a My
тому же району посвящается несколь-
ра спенария и ученого консультанта.
Ho, kak yKa3HBamoch- Ha АН ко картин, а о’ других, не менее инте-
ie ук залос: COB! HUB,   nocnpx GHAbMOB не делается. Не-
	Но, как указывалось. на совещаний,   ресных, фильмов не делается. Це-
консультации ученых часто носят фор-   обходимо связать тематический план
мальный характер. . 5 виловых фильмов с планами научных
	мальный характер... . .
Безусловной поддержки заслужива-
ет предложение аспиранта географи-
ческого факультета МГУ П. Мамонто-
ва о привлечении‘ к ‘созданию сцена-
риев видовых картин -ученых-геогра-
фов не только в качестве консультан-
тов, но ‘и’как самостоятельных. авто-
ров, особенно в тех случаях,» когда
фильм строится на материале спе-
циальных научных“, экспедиций.

Большое внимание на совещании
было уделено давиишнему спору ©
жанровой принадлежности видового
фильма. Оживленное обсуждение вы
звал основной тезис докладчика: в ви-
ловом фильме обязательно присутст-

видовых Фильмов с планами научных
экспедиций Института географии Ака-
демии наук СССР.

Единодушно высказывалось на со-
вещании требование — поднять Ka-
чество видовых фильмов до идейно-
художественного уровня других жан-
ров советского кино. повысить их по-
знавательное значение.

Конечно, совещание не исчерпало
тех важных вопросов, которые стоят
перед видовым фильмом и киноочер-
ком. Разработке этой проблемы в
дальнейшем должны. уделить серьез-
ное внимание широкие круги научно?
и кинематографической общественно-
сти и пресса.
	Приезд польских архитекторов в Москву
	25 июня в Москву, по приглаше-
нию Союз» советеких архитекторов
СССР, прибыла делегация польских
архитекторов и инженеров в составе
15 человек. Среди них: председатель
Главного правления Союза польских
архитекторов Ю. Уфизлевекий (руко-
водитель делегации).  професеоры
С. Сыркус, Р. Гутт, Б. Пневекий,
В. Женчиковекий, главный редак-
тор журнала «Архитектура» И. Ми-
норский, архитекторы М. Бенко,
Е Режбицкий, Я. Вноте, 3. Малиц-
архитекторов Юзеф Уфналевский пе-
редал привет советским зодчим.

— Мы счастливы, — сказал он,
— посетить столицу великого Совет-
ского Союза, своими глазами увилеть
	грандиозные ‚ преобразования, проис-
	шеликие в вашей стране, ближе озна-
	комитьея г опытом советских архи-
		ылающинея советский альтист
	огической
	Музыкальная общественность Uo-
ветекого Союза хорошю знает, имя
вилнейшего советского альтиета, про-
	фессора Московской тосударственной
консерратории Вадима Васильевича
	Борисовского.

С именем В. В. Борисовекюго ©вя-
зано развитие профессионального 06-
разования альтистов в нашей стране.
Класе альта В. В. Борисовского в Мо-
сковекой консерватории — <в9е0б-
разная творческая лаборатория, в 5о-
Торой решаются методические, ре-
пертуарные вопросы и создается пе-
датогическая литература.

Наряду < новыми  редакциями
этюдного материала Борисовский <03-
дает замечательную серию обработок
для альта многих произведений из
лучших образцов мировой музыкаль-
ной литературы. Его травекрипции,
сделанные е исключительным мастер-
ством. тонким вкусем, о вдумчивым
отношением к первоначальному
авторскому тексту, звучат, столь
органично, что заставляют забывать
о том, что оригиналы их были нани-
саны для других инструментов. к

Появление в ряду молодых испол-
нителей талантливого альтиста He
могло не обратить на себя внимания
советских композиторов и побудило
их написать/ ряд сочинений для
альта. Так ‘были созданы соната
CG. Расиленко. соната и небольшие
пьесы В. Ерюкова, 1. Степанова, по-

oa 3. Левиной и ряд других.
	(К 30-летию исполнительской и Педат о
поателености В. В. Борисовского)
				_ „Хозяева“ и гости
	Не так давно в огромном душном
зале, где заседает английский парла-
мент, переполненном, как обычно,
уногочисленными журналистами,
член парламента господин Скеффинг-
тон Лолж задал весьма недвуемыс-
зонный вопрос: «Можно ли, — спро-
сил он, — в целях сохранения дол-
лавров в стране что-нибудь сделать
для того, чтобы прекратить ежегод-
ный поток из Англии в. США свыше
50 тысяч фунтов стерлингов, идуших
из оплату уже напечатанных в США
американских рассказов и иллюстра-
ций?». Ничего утешительного ‘ве
	‘емогло сказать по этому поводу пра-
	вительство г-на Эттли. Больше того,
оно вынужлено было признать, что
в соответствии с «планом Маршалла»
	ту, и вы найдете там статьи, иллЮ-
страции и карикатуры, подготовлен-
ные ‘в -СИГА: В одном из последних!
номеров одного хорошо известного
зурнала были обнаружены три аме-.
риканские иллюстрации из четырех
тюмещенных в журнале... Это халеко
пе единичный случай».

‹ Действительно, если поемотреть
иллюстрации, помещенные в толетых.
английских журналах, TO можно
встретить рисунки, которые несколь-
хо месяцев: назад были напечатаны
в американской прессе.
	`Ловеденные до крайне тяжелого
материзльного положения, англий-
ские художники всеми. способами
стараются ` сбыть свои рисунки за
nenoanw  \Улазтра это лип неомлогим
	ADM
‚ Сталинградская
	битва“ в Париже
	На экране одного из париж
ских кинотеатров началаеь демон-
страция 2-й серии советекого кино-
фильма «Сталингралекая битва». Rat
сообщалось в нашей печати, публич-
ноз демонстрирование первой серий
фильма_не было разрешено. По сло-
вам газеты «Аксьон», французское
правительство считало невозможным
показать спены Ялтинской конферен-
ции. «Аксьон» отмечает, что текст
разговоров этой сцены взят. из. офи-
циальной стенограммы конференции,
«Правительство мотивировало необ-
хохимость залретить ‘эту сцену, —
пишет «Аксьон», — тем, что британ-
ское и американское правительства
не считали‘ полезным ознакомить ©
текстом протокола широкую публи-
ку».

Первая серия была показана толь-
	ко на общественных просмотрах,
	частности в зале Плейель, в дни, вог-
да в Париже отмечалось 30-летие ©0-
ветского кино.

Вторзя серия ‘фильма имеет огром-
ный успех. Газеты отмечают, что пе-
ред кассой кинотеатра стоят отгром-
ные очереди и нахо потратить не ме-
нее двух часов, чтобы взять билет.
В то же самое время некоторые круп-
нейшие парижекие кинотеатры  де-
монстрируют в полупуетых залах
американские «шедевры». Такова
«низкая политика, не считающаяея
со вкусами и требованиями  зрите-.
лей», — отмечает газета «Леттр.
Франсез». ‘

Выпуск в Париже «Сталинград-
ской битвы» явился большим худо-
жественным событием. Ряд тазет и
журналов публикует отрывки из сце-
нария фильма, материалы о творче-
ских работниках, созлавших его. Да-
же самые реакционные газеты . вы-
нуждены признавать высокие худо-
жественные достоинства этой выдаю-
щейся кинокартины. Прогрессивная
печать 060бо подчеркивает огромное
значение фильма, как художествен-
ного документа о величайшей битве,
решившей судьбу человечества.

Жюри кинокритиков, несмотря на
то. что в него входили представите-
ли газет, известных своим. реакцион-
ным и даже антисоветским направле-
нием, признало, что лучшим  кино-
фильмом,  демонстрировавитимся в
марте на парижских экранах, являет-
ся «Сталинградская битва».

«Этот факт — хоронгий ответ тем,
кто льет крокодиловы слезы по по-
	воду «упадка кинематографии
СССР». — отмечает газета «Се Су-
apy.
		Даже Католический киноцентр, ре-
гулярно публикующий списки BEE
шедигих на экраны фильмов с точки
зрения их моральной ценности, отнее
«Сталинградекую битву» к фильмам,
рекомендуемым для всякой  аудито-
рии. В этой категории отнесен еще
лишь один фильм. Некоторая часть
попала в категорию «для взроелых и
подростков», большинство годится
«только для взрослых».

Официальные круги Франции безу-
спенгно пытаются замолчать. фильм.
В этом отношении показателен инци-
дент, разыгравшийся вовремя одной
из радионерелач французекого веща-
ния. Передавая информацию о новых
фильмах, диктор об’явил: «Теперь мы
расскажем вам © «Сталинградской
битве». Его тотчае же перебил другой
диктор: «Нет, мы не имеем времени».
Однако сообщения о других фильмах
продолжались и поеле этого.

Но эти попытки замолчать произ-
ведения советского киноискусства не
дают результатов.

Вее болынее число парижан стре-
	мится видеть фильм «Оталинградекая   hh. В
битва». Французекий народ хочет! кий.
	смотреть высокохудожественные про-
	Ограниченность художественной
литературы для альта привела про
фессора Борисовского Е мыели из-
учить родетвенный альту старинный
инструмент «виола д’амур», который
имеет обширную классическую лите-
ратуру. Являясь единственных B Ce
ветском Союзе исполнителем на этом
инструменте, Борисовский в своих
кондертах познакомил советских слу-
шателей со многими интересными
классическими произведениями ста-
ринных авторов. .

В течение 27 xer_ B. B. Борисов-
ский непрерывно работает бессмен-
ным альтистом в заслуженном. вол-
лективе РСФСР — Государственном
квартете им. Бетховена, замечатель-
ная  деятельноеть Которого ВЫФоБо
оценена правительством присужде-
нием Сталинской премии первой
степени за концертно-исполнитель-
скую работу всем участникам этото
первоклассного ансамбля.

За заслуги в области музыкально-
то искусства В. В. Борисовекому
присвоено почетное звание заслу-
женного деятеля искусств PCOCP, a
за, педагогическую работу он чатраж-
тен орденом Трудового врасного Зна-
	мени.
М. ТЭРИАН,

народный артист Армянской
ССР, профессор Московской

государственной консервато-
рии.
	оно не может’ допустить лиекИМИНА-   „„цаегливчикам». Остальные влачат
	жалкое, полуголодное существование.
	0б условиях их работы краеноре-
чиво говорят цифры. Даже талачтли-
вые английские иллюстраторы полу-
чают всего 25 гиней за. рисунок, а
их заюкеанские «коллеги» за точно
такой же рисунок в том же самом ан-
глийском журнале получают 200 ги-
ней В воссмь раз больше!
	Естественно, чте, находясь В т4-
ких условиях, английские художни-
ки превращаются в тупых ремеслен-
ников. Экспансия книг и ригун-
ков. в чудовищных размерах посту-
	пающих в Англию из ОША, душит
	кациональное — творчества, душит
многовековую английскую культуру.
Да, уже нет в современной Англии
новых изданий Шекспира, Диккенса,
Байрона, не нпереиздается Гольдемит
	с талантливыми иллюстрапиями №0г-
	гарда. зато широко распахнуты две-
ри, черёз вюторые нескончаемым T19-
током из-за океана плывут «Ридерс
дайджест». Словно в зеркале, мы
видим в них сегодняшнюю Америку,
Америку, где беззастеичиво влаетвует
доллар, где царит пресловутый «аме-
риканский образ жизни».
			ЦИИ в отношении американской .нро-
ЛУЕЦИИ, Не может предпринять офи-
циальных мер...
	_ Правительство страны ничего не
может поделать с тем, чтобы оградить
книжный рынок Англии сот колос
вального потока американекой маку-
латуры.

_ Недаром один из старейших пред-
ставителей издательских кругов Ан-
тлии Стенли Ануин на обеде, устро-
енном в честь открытия в Англии фи-
quale американской издательской
фирмы Покет Буке, заявил, что он
считает американскую экспансию.
«неизбежным. явлением при нынеш-.
нем долларовом положении. Это так
же неизбежно, вак постройка заводов.
Форла в предместье Лондона — Дз-
тенхеме».

В периодических изданиях Ан-
тлии, знаменитой когда-то своими
художниками-иллюстраторами, ^ все
теже и реже появляются произведе-
ния отечественных художников. Их
вытесняет американская продукция.
Английский еженедельник’ «Уорлд
пресс ньюс» поместил статью, 5 Е0-
торой говорится: «Возьмите любой,
хорошо известный журнал или газе-
		Под небом Голливуда
	Возглавляемая уличенным во взяточничестве Джонсоном Вудом комиссия

eee ee EER Ah
	гантнамериканской»
	по расследованию
	деятельности окружает киноактеров
	(Из газет).
	Голливуда атмосферой сыска, запугивания, шантажа.

Невыполненные обещания
	ры и‘етдыха им. Горького, а тем 6о-
лее в других парках Москвы.

Московский парк культуры и от-
дыха «Сокольники» издавна славитея
своими интересно задуманными мас-
совыми гуляньями. Так и 18 июня
тулянье, посвященное новому приему
в ремесленные и железнодорожные
училища, превратилось в радостный
праздник молодежи столицы.

На гулянье в Сокольники пришло
свыше ста десяти тысяч человек.
 Многие посетители собрались в 3е-
леном театре и вокруг эетрад, где
выстушали коллективы и солисты
художественной самодеятельности
общества «Трудовые резервы». Ин-
телесный. содержательный  репер-

туар, слаженность и высокое каче-

ство исполнения талантливых тред-
ставителей самодеятельного искуюст-
ва вызывали дружные анлодисменты
зпителей.

С чем же на этот радостный разд
ник рабочей молодежи пришли пред-
составители  профессибнального кон-
цертно-эстрадного искусетва? Состав
эетралных бригад. их фепертуар и
качество исполнения вызвали закон-
ное недоумение и негодование много-
численных зрителей.

Так. например, концерт на эстра-
ле массового поля вел конферансье
Володин. Не умея создать  друже-
ский контакт с аудиторией, он решил
сменить во ЧТо бы TO ни стало.
С этой пелью по окончании каждо-
го номера он выходил к краю эетра-
ды. развязно подмигивал и вопро-
man: «Ну, как?». И, не получив от-
вета, неизменно отвечал: «Хорошо!».

Было же не хоропю, а плохо. He
удовлетворило посетителей концерта
выступление артистки Мосэстрады
Г. Лебедевой. сневшей сомнительного
качества романс о московских ночах
и бледно, невыразительно исполнив-
шей превосходную песню Мокреуеова
«Сормовская лирическая». Плохо елу-
шали посетители парка чтицу Бояр-
скую, в вульгарной манере «прокри-

чавигтю» в микрофон юмористический

рассказ. В парке, решительно откз-
завшемся OT западных танцев,
совсем неуместно было выстунление
	зртистов Пискуновых. Под аккомпа-.
	немент фокетротной музыки они
исполнили танец «На отдыхе», кото-
рый при внимательном рассмотрении
оказался набором движений змери-
канской чечетки и «<Шимми».
	Мало чем отличался и другой
концерт — на эстраде народного
творчества. Здесь аудитория, насчи-
тывавшая около 8 тысяч зрителей,
катастрофически таяла, после каждого
номера программы. Да разве и могло
быть’ иначе. если исполнительница
русских народных песен Фатеева пела
их TO с налетом цытанщины, то В
стиле «жестокого» городского роман-
ca. Встати, почему, исполняя русские
народные песни, артистка выходит в
костюме боярыни? Оставшиеся зрите-
ли вилели на этой эстраде антиэсте-
тическое зрелище — грубый, ярма-
рочного толка танцовальный лубок в
исполнении Кузнецовой и Лькенко.
Артиет Нагорный играл на балалайке,
аристка Глазкова жонглировала ра-
кеткой. артистка Чудновекая читала
«актуальный». по мнению Мобэстра-
ды, рассказ «Средство от любви».

Не пора ли руководителям Москов-
ской филармонии и эстралы ощутить
BCH полноту своей исключительной
ответственности за художественное
обслуживание садов и парков. посе-
шземых сотнями тысяч зрителей?
	А. ТОЛИН,
Я. ЧЕРНОВ.
	Миллионы москвичей посещают
кажлое лето парки столицы. В худо-
жественном обслуживании посетите-
лей парков наряду с театрами, сим-
фоническими оркестрами, музыкаль-
но-хоровыми коллекливами важное
место занимает эстрада. Часто в
Центральном парке культуры и ©т-
дыха им. Горького, в Измайлов-
ском парке имени Сталина, в. парке
«Сотольники» и других устраивают-
ея заводские массовки и народные
гулянья. При этом общее число зри-
телей, перед которыми выступают
артисты эстрады, достигает 10—15
тысяч.

Понятно в связи с этим, как ве-
лика должна быть ответственность
руководителей Московской  государ-
ственной эстрады за качество кон-
пертов. & сожалению, именно те пар-
ки, где каждое воскресенье отдыхают
десятки тыеяч рабочих, служащих,
инженерно-технических работников
крупнейших предприятий Москвы,
оказались вне поля зрения директо-
ра Московской государственной
эстрады С. Бурштейна. Он   решил,
видимо, что его миссия ограничивает-
ся лишь составлением планов худо-
жественного обслуживания парков, и
совершенно не заботитея о ‘том, чтобы
эти планы выполнялиеь.. Сконцен-
трировав свое основное внимание на
эстрадном театре сада «Эрмитаж», в
Московской эстраде позабыли 06
ответственности Sa идейно-художе-
ственное качество программ в крун-
нейших парках столицы.

В начале сезона был широко опу-
бликован план летней работы. Мое-
Бовской эстрады, в котором было за-
проектировано 11 новых эстрадных
программ. Но план выполняется
только в эетрадном театре сада «Эр-
MATAR.

На xeraux scTpaqax остальных
парков столицы пока еще не выету-
пают мастера эстралного искусства.
Правда, руководители _ Московекой
эетрады ве 3 июля переносят mp0-
грамму «Первая весенняя» в парв
ЦДКА, а затем — в сад мм. Баумз-
на; Государственный эетрадный юр-
кестр РОФСР под руководством
Л. Утесова после «Эрмитажа» будет
выступать в том же парке ЦДКА, а
возможно, и в парке им. Горького. Но
в парке ЦДКА и в саду им. Баумана
эстрадная ирограмма «Первая весен-
няя» будет показана в урезанном ви-
де, а эстрадный оркестр под руковод-
ством Л. Утесова даст в парке ЦДБА
только два концерта. Что же касает-
ся Ленинградского театра миниатюр
пол руководством А. Райкина, то он
свою новую программу покажет толь-
ко в «Эрмитаже».

Более месяца поошло CO дня O?-
крытия летнего сезона в парках сто-
лицы, а десятки и сотни тысяч зри-
телей центральных и районных пар-
ков Москвы смотрят (в который уже
раз?) будничные эстрадные концер-
ты. Вот, например, в воскресенье,
18 июня, в Центральном парке куль-
туры‘и отдыха им. Горького состоя-
лоеь массбвое гулянье, посвященное
догрочному выполнению плана 1950
гола. В этот день парк посетило 200
тысяч москвичей, срели них тысячи
новаторов  производетва, которые
рапортовали © своих трудовых побе-
дах.

Для них на Малом масеовом поле,
гле собралось до 10 тысяч зрителей,
был дан серенький эстрадный кон-
церт.

Вот и все, чем в этот день порадо-
вала зрителей крупнейшего столич-
ного парка Московекая эстрада!

Мастера эстрады — очень редкие
гости в Пентральном парке культу-

о оф
	Эстрада в парках Москвы
		`гЭти «звезды» с небом не знавомы.

‚ Вот — «звезда». Она недалека,
И за ней следят не астрономы,
А пики. За каждой—два Шива.
	` Это — еемка «атомного цикла»
Голливудских экспортных картин.
_ Чтоб в картины правда
не проникла,
Установлен строгий карантин.
	Гантетер Вуд, шпион не без
размаха,
	Польское
	Пять лет — небольшой срок в
истории народа. и. государства. Ho
какие разительные перемены. про-
изошли в политической,  экономи-
ческой и культурной жизни нашей
страны! Сейчас можно говорить ©
двух этапах в культурной жизни на-
родной Польши: первый — co AHA
установления демократического строя
то вонна 1948 года, и второй — 0
	ра ка

времени исторических ‚ решений
Об’единенного с’езда польевих рабо-
чих партий.
	тех 2 оао. Ал

Ликвидация неграмотности, все00-
шее обучение молодежи, массовость
искусства и культуры —` вот вопро-
	сы, . Которые возникли с первого
дня образования демократической
Польши.
	Однако на этом этапе культур-
ной революции еще ‘не был постав-
тен CO всей ‘ясностью вопрос о методе
социалистического реализма, каво
единственно правильном методе худо-
жественного творчества.

= сожалению, у некоторых руково-
дителей культурной жизни Польши
отсутствовала ‘четкая ` перспектива
	социалистического культурного стро-.
итальства. В польском ‘искусстве бы-
	товали. теории о врастании  модер-
	нистского искусства в социалистиче-.
	ское, о досоциалистическом реализме,
представляющем якобы” польскую
разновидность перехода в’ социалисти-
ческому искусетву, ит. д. Только ву-
ществованием таких «теорий» и мож-
но об’яенить, что в польских театрах
еще весной 1948 года ставились пье--
сы Сартра’ и Жироду; что на польских.
экранах демонстрировались реакци-
онные американские ‘и Французские
кинокартины, что в музыкальной
жизни господствующим направлением
был формализм. ки
Новзя, свободная жизнь нашей
страны властно требовала иного,
подлинно народного искусства. Уже
	Всемогущ (за Будом — .
Уолл-стрит!) -
Сонмы «звезд» трепещут здесь or
страха,
И «звезла» с «звездой» не говорит.
	США есть США! Глядят из этих

литер

Сыск, Шантаж, Аресты без суда.
...В еонмах «звезд» спокоен лишь

«Юпитер»,

Ибо он- фонарь, а не «звезда».

a“

Женчиковский, главный редак-   текторов и строителей.

› журнала «Архитектура» И. Ми- За время пребывания в Москве
рекий, архитекторы М. Бенко,   польские архитекторы ознакомятся
Вежбицкий, Я. Еноте, 3. Малиц- е достопримечательностями города.
A $ побывают на стройках жилых и 0об-
На Белорусеком вокзале польских   щественных зданий, совершат поезл-
тя» п инженепов ветречали   ку по каналу имени Москвы. Участ-
	ники делегации посетят также Ле-
нинград, Сталинград, Тбилиси и дру-
	изведения советского киноскусства, ! архитекторов и инженеров ветречали
правдиво рассказывающие о событи-/ представители архитектурной обще-
ях, волнующих все передовое челове.   ственности столицы.

anne,   т имени лелегации председатель
		миром. И сегодня можно смело ска-
зать, что развитие нашего искусства
находитея на правильном пути, на
пути социалиетического реализма.

В тяжелых условиях проходит ста-
новление нового польского театра.
Недостаток квалифицированных кад-
ров, отсутствие достаточного коли-
чества пьее современных  польеких
драматургов — все это усложняет
развитие нашего театра.

Репертуаю театрального сезона
1949—1950 года был построен
главным образом на преизведениях,
русских и западных влаесиков, на
лучших советских пьесах. г

В театрах Польши ставятся «Етор
Булычев», «Враги», «Руссгий вон-
рос», «Остров мира» и многие дру-
гие` выдающиеся произведения. Из
‘польского современного репертуара.
мы емогли Включить ТОЛЬКО ПЯТЬ
пьес: «Немцы» Кручковского, «Крик
рябины» Кубацкого, «Помирилиеь»
Лебины, «Инженер Саба» Вирского
и «Ноев ковчег» Ломницкого.

Большим событием в культурной
жизни Польши было провеление в
1949 году смотра русеких и совет-
свих пьес. Среди постановок клаеси-
ческих пьес лучшей следует  приз-
нать спектакль «Три сестры» Чехова
в Краковеком театре. Важным собы-
тием в жизни театральной Польши
явилась постановка «Егора Булыче-
ва» в Национальном театре. в. Варша-
se. Пьесы М. Горькото. вообще поль-
зуютея огромной любовью, и их
постановки идут е неизменным. успе-
хом. Не удивительно поэтому, что в
дни смотра были показаны «Егор Бу-
лнычев», «Мещане», «Враги», «На
дне», «Дети солнца», «Васса Же-
лезнова».

Во многих польских театрах идет
инсценировка «Молодой гвардии» по
одноименному роману Фадеева. Инте-
рено отметить, что лучшая постанов-
ка «Молодой гвардии» была овуще-
ствлена не профессиональными теат-
рами; а молодежью театральных школ
и самодеятельным ансамблел  тек-
стильщиков города Белява.
    Прошедитий смотр. показал; что в
  репертуар наших тезтров прочно во-
	Е а о НН

я готовится к постановке большое
оличество новых пьес еоветских дра-
атургов. Осенью . этого года Поль-
кие зрители внервые увидят сцени-
еское воплощение образов Ленина и
талина. и

Смотр советских-пьес, явился пере-
омным. моментом и в развитии поль-
кой драматургии. Еели в 1949 го-
у У нас было только пять польских
тьес, то в этом году ихоуже 60.

Боличество театров возросло по
равнению с довоенным ` временем в
ри раза. Новые театры еоздаютбея во
кногих рабочих центрах. С каждым
нем повышалтся у нашего зрителя
‘ребования к актерам, режиссерам,
‹удожникам. Искусству демократиче-
‘кой Польши нужны новые и новые
кадры мастеров театра. Уже недоста»
очно трех высших театральных
школ в Варшаве, Лодзи и Кракове,
зыпускающих в общей сложности
85 человек в год, в то врёмя, когда
нам нужны сотни. новых, актеров и
других работников. театра. Польское
правительство рептило ‹ организовать
при профессиональных. тезтрах трех-
годичные школье й студии.

В обстановке острой борьбы нового
со старым развивается. музыкальное
искусство нашей страны. ‹ Попытки
внедрения реалистической музыки
начались в Польше. с программных
произведений. Композитор Пануфник
создал народные песни и гимн 06°еди-
ненной партии, а затем «Сельсвую
симфонию». Войтович написал реа-
листическую кантату B честь труда
и мира, исполняемую теперь на всех
торжествах. .

Тем не менее, в творчестве поль-
ских композиторов все еще чувет-
вуется значительное влияние чуждых
направлений. Так, в симфонических
произведениях композитора Войтович
серьезно сказывается неизжитое YB-
лечение ‘модернизмом. To же с`мое
можно сказать о композиторе Люто-
славском, Он создал красивые и прос-
тые песни для детей и народные пес-
ни, но в то же время не мог еще най-
ти правильные, убедительные формы
выражения евоих идей в симфониче-

с’езд композиторов Польши, который
проходил в обстановке активной
борьбы против формализма в му-
зыке. Эта борьба обусловливается
и тем, что оперные театры и филар-
монии на протяжении. 1949—1950
годов. рентительно порвали е формали-
стическим ‚ репертуаром. Сейчас на
сцену вернулись произведения Mo-
нюшко, ‹ Желенского, Ружицкого.
Впервые в истории польского опер-
ного театра поетавлены «Борче Году-
нов», «Золотой петушок». «Евгений
Онегин». пойдет в трех оперных те-
зтрах. Недавно оперный театр в Ва-
товицах показал свою новую поста-
новку — «Пиковую даму».

`В концертных программах филар-
монии преобладают произведения
польских и русских классиков. Вее-
общим признанием пользуются в
Польше лучшие произведения совет-
ских композиторов.

’ Польское правительство придает
больное значение работе самодеятель-
ных ансамблей. Уже два года рабо-
‘тает музыкальная студия, готовящая
народный ансамбль по образцу хора
имени. Пятницкого.

В борьбе за еоциалистическое ис-
‘кусство примером для нас служит
Советский Союз. Приезд советских ap-
‘тистов, театров и музыкантов В
Полыну — не только важнейший
фактбр нашего братства, но и кон-
кретный вылад в нашу борьбу за реа-
листическое искусство.

Мы познакомились с замечатель-
ными успехами советского искусства
и считаем большим счастьем для себя,
что можем учиться у советских ма-
стеров. Мы учимся у них искусству
создавать жизненно правдивые Xy-
дожественные образы. Мы учимея у
них борьбе за высокое качество худо-
жественных произведений. Мы учим-
ся воспитывать новое поколение.
Мы учимся для того, чтобы творчески
перенести опыт советского искусства
к нам и использовать его в нашей
борьбе за новую жизнь.

Вл. СОКОРСКИИ,
заместитель министра культу-
ры и искусства Польской рес-

a ыы

искусство
	в декабре 1947 года президент Поль-

ской республики Берут в своей из-
вестной речи на открытии радиостан-
ции во Вроцлаве призвал мастеров
‘искусства  Полыши искать вдохнове-
ния в нашей новой  действи-
тельности, создавать по примеру Co-
ветского Союза произведения искуе-
ства, служащие народу.

После разоблачения правого укло-
на в нашей партии начался перелом
также и в культурной жизни демо-
кратической Польши.

_ Большинетво работников искусств
Польши попьло по пути, указанному
партией. Примером для них служили
работы мастеров советского искус-
ства, произведения ‘русских драма-
тургов, ‘художников, композиторов.

Ноябрьский е’езд Союза польских
композиторов в 1948 году положил
начало борьбе с формализмом и кос-
мополитизмом в музыке. Широкую
платформу создания новой, социзли-
стической культуры выдвинул ще-
цинский ©’езд писателей 1949 года.
В апреле. того же года состоялась
первая творческая конференция
художников Нольши, ставшая ареной
столкновения реалистического и’ мо-
дернистского направлений в живопи-
  си: Одновременно состоявиеиеся евове-
щания драматургов и работников т6-
атров проходили под лозунгом борь-
бы за’ социалистическое искусство.

Вруннёйшим: мероприятием, прове-
денным правительством, явилась на-
цибнализация осенью 1949 года всех
  оперных и драматических театров,
  филармоний, музеев, картинных гал-
лерей, кукольных театров, театров
для детей и молодежи, художествен-
ных школ.

Это был важный этап борьбы за
новое искусство для народа. Трудный
и болезненный процесе рождения
социалистической культуры идет в
‚  непримиримой борьбе co старым

на под’еме
		Новая программа эстралного театра „Эрмитаж“.
	30 июня московский эстрадный те-
атр «Эрмитаж» покажет. ‘вторую но-
вую программу — «Вечера песни» за-
служенной артистки республики Клав-
дии Шульженко. В ее новом реперту-
аре песни советских композиторов, по-
священные борьбе за мир и дружбе
народов: «Моя родина» А. Хачату-
ряна, «Письмо матери» и «Окрыляю-
щее слово» И. Дунаевского, «Песня
французского докера» Н. Ботослов-
ского, «Женщины в борьбе за мир»
Н. Иллютович, песни о советской Ро-
дине и лучших людях страны, «Свадь-
ба» — песня молодого ленинградско-
	го композитора ЁЕ. Овчинникова ‘о ге-
роинях колхозных полей, а также пес-
ни В. Соловьева-Седого, С. Каца,
А. Лепина,-М. Феркельмана: В эстрад-
ной премьере выступят также артисты
Владимир Коралли {новый монолог
«Подпиши!», посвященный Стокгольм-
скому воззванию Постоянного комите-
та Всемирного конгресса сторонников
мира), квартет баянистов Украинской

филармонии, артисты балета Л. Мер-
жанова и Н. Лихачев, `В. Аникин и
В. Дашхевич (акробатический этюд),
Быковы (иллюзионный номер).

Б. АЛЕКСАНДРОВ В. Н. ВЛАСОВ,
	Главный редактор С. Б. СУТОНВИЙ.
	Релакиионная коллегия: Г.
	Н. Н. МУНОВ, П. Н. ИВАНОВ (зам. главного редактора),
	репертуар наших театров прозво в9-   выращения CbURA EAU =. ем . 18
шли пьесы Симонова, Штейна. Вир-   ской музыке. „  публики,   А. А. ИНОННИНОВ, С. В. МИХАЛКОВ, Н. И. TPANESHHHOB

ИО
Адрес редакцик: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры-—К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской сети—К 545-12; отделы музыка, кино, изобразнтельных искусств — 1-48-98. [ыы

Зак № 1780.
	Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.
		«Советское искусство» выходАт
по вторникам и- субботам.