пи
и
rh
al
atte
elit
po

ie
‘BEN
№
nt

sth
gt

— Франко -еще-рентительнееновепнуте

——

Снова в

Поднимается ‹ занавес, и перех
зрителями — уголок украинского
ЕолХОза. «Калиновой рощей» зовут
его. Издавна калина является для на-
рода символом жизни и счазтья. Сей-
час калинз в цвету. Минет несголько
месяцев, и ягоды ее запламзнеют яр-
кии бегрянцем. В, тому временн мча-
гос изменится во взглядах. этнёше-
иях и в самой судьбе героев спек-
такля. Эти изменения так хапактер-
ны для наших дней, таб жизленны,
понятны и радостны! Большая праз-
да колхозной жизни раскрывается
перед нами в «Калиновой роще»
Алексанлра Корнейчука.

Мастерство актеров Киевского те-
arpa им. Ивана Франко доносит до
нас дыхание этой жизни, многогран-
ной и беспрерывно движущейся.
Ближе к жизни! Этому требованию
тватр верен от начала своего возник-
новения до наших дней. .

Тридцать с лишним лет назад, в
бурные годы гражданекой войны, ро-
дился этот театр. Болышной и слож-
ный творческий путь прошел он,
путь горячей борьбы за утверждение
реалистического искусства ецены,

Еще в пору своей ранней юности
Театр им. Франко строил свой репеф-
туар на лучших произведениях pve-
ской и украинской классики. Цо ме-
ре роста советской драматургии на
его сцене появляются все новые H
новые пьесы, отражающие  героику
революции, пафос строительства но-
вой жизни, ;

В те голы хорошей школой для
театрального коллектива явились
его многочисленные поездки по Ук-
раине. Непосредственное знакомство
с жизнью рабочих крупнейших нро-
мышленных цептров республики, с
крестьянством, становившимея Ha
путь коллективизации, номогало ода-
ренному коллективу яснее видеть все
то новое, 1то внес в жизнь народа
советский социалистический строй.
Именно в тот период  пачалось п
висследствии укрепилось содружеет-
во с молодым еше тогда украиченим
драматургом А. Корнейчуком,  обла-
дающим драгоценным даром чув-
ствь нового.

В, голы Великой Отечественной
войны в. репертуар театра зуюая
«Партизаны в степях Украины» и
«Фронт» А. Корнейчука, «Русские
люди» №. Симонова, «Крешатый яр»
I. Дмитерко, ряд пъесе русекой и
украинской классики. Отбор репер-
туара, поездки на фронт бригад, в
еостав которых вхолили лучшие ак-
теры, обслуживание — госпиталей,
предприятий и колхозов — все было
направлено на то, чтобы средствами
искусства содействовать героической
борьбе советского народа с гигае-
ровскими оккупантами.

Исторические решенял ЯБ ВКП(б)
по вопросам литературы и искусства,
в частности о репертулре храмали-
ческих театров, заставили Теать им.
ся в сторону советского  репелтуа-

‚На его сцене появляются «Побе-
дители» Б. Чиркова, «Далеко 0т
(лалинграда» А. Сурова, инецени-
ровки романов «Молодая гвардия»
А. Фадеева и «Счастье» П. Павлен-
ко, послевоенные пьесы А. Ворней-
чува. Работа над образом советского
человека, показ его внутреннего ми-
7а — в центре внимания фрамкоз-
цев. Вместе с тем они обращаются и
в произведениям,  разоблачающим
реакционную сущность капиталисти-
ческото мира, — в пьесам Н. Вирты
«Заговор обреченных», В. Собко «За
вторым фронтом», И. Гайдаенко и
И. Беркуна «За торизонтом». Муже-
ство и отвагу, неистребимую веру в
торжество правого дела, пафос борь-
бы против темных сил резкции, про-
тив варварства гитлеризма  раскры-

С

правде

В борьбе претив старого мира по-
знаются первые радости созидания
новой жизни. В этом — главная,
бальшая идея романа В. Федииа.
Она отчетливо пронизывает вею по-
этическую ткань произведения. Не
утерять ее, воекрешзя на сцене жи-
вые картины романа, — основная
цель. к которой стремилея Театр лм.
Вахтангова. поставивший спектаяль
«Перрые радости»  (спеническея
Есыпозиция К. Фелина и В. Меехсте-
ли). ,

Театр создал глубокий по мысли,
поэтический и влохновенный  ©пек^
TARAS, Зрелое мастерство режиссера
Б. Захавы способствовало раскры-
тию илейно-художественной глубины
произведения, вдумчивому  тодкова-
нию его образов.

Из ецене словно ожил роман\ Фе-
дина, сценические образы ярко. кос”
кребили в памяти те меткие и точ-
ные определения, которые дал сво-
им героям автор «Первых радостей».
Атмосфера жизни и быта российской
провинции начала ХХ века воспро-
изведена умелой рукой  режиссера-
художника.

Театр стремился быть точным в
передаче творческого ` своеобразия
фодинского письиа. И там, где этои
точности воспроизведения  сопутст-
Byer глубокое раскрытие жизненной
правды, театр достигает крупных
илейно-эстетических удач. Зчачи-
тельность успеха, достигнутого теат”
ром, заставляет говорить о недостат-
ках спектакля, о том, что не везде он
с одинаковой глубиной  векрывает
идею произведения, что в ряде цен
и образов наблюдается чисто вныи-
нее, холодное, иллюстративное сле-
дование картинам романа. Этой
внутренней  противоречивостью от-
мечен, к сожалению, и главный об-
раз спектакля.

Кажется, чт0, следуя описанию
юности Кирилла в романе,  зктер
Ю. Любимов и режиссер Б. Захава
побоялись излишне  овзрослить,
осерьёзить юношу Извекова, утерять
то обаяние юности. которым нзлелил
Федин своего героя. Вероятно, поэто.

<

столице

вает театр в спектакле «Юлиус Фу-
WER»,

В составе коллектива — такие та-
лантливые актеры и режиссеры, хлк
народные артисты СОСР Г. Юра,
Н. Ужвий, А. Бучма, Ю. Шумский,
народные артисты УССР Л. Милю-
тенко, Т. Юра, А. Ватуля, В. Добро-
вольский, Е. Пономаренко, Ф. Бар-
винская, заслуженные артисты.
УССР ВБ. Норд, П. Нятко, Е. Осмя-
ловская, П.. Сергиенко и другие. За-
лог дальнейшего роста театра — его
молодежь.

Основатель и бессменный руково-
дитель театра Гнат Юра начал евою
актерскую и режиссерекую деятель-
ность свыше сорока лет назад. Йе-
точняком его творческих принцинов
явилось реалистическое искусство
корифеев украинского театра М. Ёро-
ПИВНОГО, Заньковецкой,
fl. Саксаганского, М, Садовекого,
И. Тобилевича,

arpa. Близость к
Хуложественному  тезтру,
щественно-политические,
творческие основы,
актерское искусство  Станиелав-
ского. Качалова, Москвина окен-
чательно оттетолили творческое на-
правление Г. Юты еще в дореволю-
ционные годы. С первых же лней ve-
тановления созетекой власти Г. Юза
становится неутомимым борцом 3a
искусетро, доступное народу, понят-
ное народу, полезное народу, искуе-
ство, ‘проникнутое высскими ндеямч
большевизма, искусство активное,
хизнеутвезждающее, . воспитывающее
в народе новое, социалистическое со-
знание. у

Мнотообразен Г. Юра как актеп.
Фигаро н Шрлейк, Терептко Сурьма из
«Суеты» и Степочка Ирамарчук из
«Житейского моря», Мартын Бозуля,
— 10 сотни ролей сытрал. за свую
жизнь этот замечательный художник
ецены, создавая образы, всегда пре-
дельно правдивые, живые.

Вылающимея мастером украинеко-
го советского театра являетея Ната-
лия Ужвий, сценическая палитра ко-
торой щедра и богата то нежными и
прозрачными, то яркими и сочными
красками. Нужно хорошо, по-настоя-
щему знать жизнь, всем сердцем лю-
бить людей, чтобы воздать такие 0об-
разы, как Вручинияа в «Без вины
виноватые» А. Островского, Анна из
«Укратенного счастья» Франко или
Наталия Ковшик — героиня «Кали-
новой рощи».

Редкий актерский талант AmBpo-
сия Бучмы ярко проявился и на еце-
не и в кино, Созданные им образы
отличаются смелой и четкой лепкой,
богатством мыслей и чувств.

Подкунающей простотой и яено-
отличаются образы,
создаваемые и таким выдающимея.
знтером Театра um. Франко, ках
Юрий Шумекий. Советский зритель

Московскому
его 0б-

идейто-
великолетиме

стью рисунка

Знает его также
«Третий Удар»,
битва».
Театр им; `Франко завоевал ито-
кую популярность на Украине, Ук-
раичекий парод гордится им и л0-
бит его. Это обязывает франковцев Е
бестрерывному росту, в постоянному
совершенетвованию своего мастерст-
va. Гаатроли в Москве — это и ра-
достное событие и серьезное  испы-
тание для театра. Уже в третий газ
(первый раз в 1926 году, второй —
в 1941) ему приходится выетупать
перед зрителями столицы нашей Ро-
хины. Так же. как и тогда, это по-
служит ему огромной творческой за-
рядкой заставит коллектив с еще
большим увлечением работать во сла-
ву передового советского искусства.

Ник, МАНУЙЛОВИЧ.

по’ кинофильмам
«Сталинградская

КИЕВ.

‚ледуя

му в первых двух актах бесчиелен-
ное количество деталей в поведении
Ю. Любимова слишком упорно и н4-
вязчиво напоминает о том. что Ёи-
рилл юн, что он переживает ту пору
жизни, когда его характер‘ ломается,
‘когда у него появляются первые
тайны, когда ето любовь вбирает
весь мир, когда сочетающився  за-
стенчивость и залор составляют оба-
ятельную черту юности.

Вот Кирилл—Ю. Любимов идет. с
Лизой — Т. Коптевой по аллее Ди-
пок. Это лень народного гулянья.
Вдали крутится карусель, маячат
аляповатые рекламы балагана. Ви-
рилл переполнен радостью встречи
е Лизй, он трогательно заботлив и
предупредителен, наивен и немного
смешон в своем подражании взрос-
лым.

Но у драматурга другая цель в
этой сцене. Он заставляет своих
юных героев говорить в главном: о
том, что скоро не будет тюрем, что
«корпуса университета разрастутея,
перейдут трамвайную линию, вытее-
HAT с площади карусели, потом ка-
зармы». Они говорят о тех, кто за-
ключен в каторжных тюрьмах, го-
ворят о Рагозине. В. этом — главное
содержание сцены, волед за которой
инсценировка приведет Вирилла на
маевку к Рагозину. Но это содержа-
ние не вскрыто актерами; смысл
диалога затушеван немой игрой мо-
лодых влюбленных,  слушающих
только звук голобов друг друга, за-
мечающих только мимолетные свои
прикосновения, занятых, наконец,
выяснением евоих отношений, ибо
только такой смысл приобретает в
их устах спор о Рагозине:

Шумная и суетливая. беготня Ли-
зы и Вирилла при виле отца aan,

смущение Кирилла перед матерью,
ere ‘ревность к Цветухину. обя-
жа на изу — вот из каких мел-

ких и не раскрывающих
сцены деталей и штрихов состоит
повеление Кирилла здесь. Мало из-
меняется оно. и в следующей сцене
— стене встречи с Ратозиным. где
и Н. Бубнов; сухо и поверхностно

существа

находившихея под
влиянием передового русского те-

К началу гастролей в. Москве ie

и

градского

°

Ленинтрадскай
ордена АШэнина
IE оперный театр был создан в еу-
ровые годы тражданской войны. Ha-
чав свою творческую жизнь в 1918
году, тезтр поставил перед собой
благородную и трудную задачу —
создание спектаклей из произведений
соретских композиторов.

Значительным этаном в развитии

1925 теду оперы «Тихий Дон»
И. Дзержниского. Успех этого спек-
такля дал нам право впервые выету-
пить с творческим отчетом в столице.

Сейчае мы приехали на гастроли
в Москву в третий раз. В первый
свой приезд (1936 год) театр пока-
зал три новые советекие оперы:
«Тихий Дон» И: Дзержинекого, «Ва-
маринекий мужик» и‘ «МУменины»
В. Желобинского. Во втозой приезд
(1940 год) моеквичи увидели оперу
«Roza Брюньон» Ш. Вабалевекого и
балет «Сказка о попе и о работнике
его Балде» М. Чулаки.

В нынешнюю — третью  евою
ветречу с московеким зрителем наш
театр покажет оперу «Молодая твар-
дня» Ю. Мейтуеа и балет «Юность»
М. Чулаки, Эти спектакли поевяще-
EE современной теме, их героями
являются наши современники — 60-
ветекие люди. ,

Броме том, мы покажем оперу
«Воевода» И. Чайковекого. Это пер-
вая опера молодого Чайковского, не
шелтая на сцене свыше 80 лет. Не-
давно профессор П. Ламы восетано-
вил партитуру и клавир «Воеводы»
по найденным черновым наброекам.
Опера «Воевода» илет в музыкаль-

цурова по новому либретто драматут-
та ©. Спасского. Московекие зрители:

\

августа в Москве начинаются га-
строли Ярославского театра им.
Ф. Волкова.

Театр им. Ф. Волкова — старейший
русский театр: ‘в июле ‘исполняется
200-летие его сушествования. В сзязи
с юбилеем Всероссийское театраль-
ное общество направило в Ярославль
группу работников московских театров
и критиков, Режиссер МХАТ А. Карэв
провел в театре беседы и занятня’ по
системе К. С. Станиславского. Худож-
ник 5B. Кноблок и искусствозед
Н. Соколов сделали доклады‘по во-
просам художественного оформяения

спектаклей. Заведующий экоперимен-.

тальной лабораторией МХАТ В. Бар-
ков поделился опытом внедрения

рисующий образ Рагазина, и Ю: Лю-
бимов гораздо больше, чем следует,
увлечены cHATHeM с картошки
такой тоненькой кожуры, что через
нее видно, как им ЁВсана «волочку
наливает». А ведь из этой сцены
выясняется, что в Липках Вирилл
был с прокламациями в кармане и
что, глядя на Цветухина и Паету-
хова, думал о том, как бы они от-
неслись к содержанию прокламации,

Тщательно воссоздавая и оттачи-
вая второстепенные черты характе-
ра Кирилла, режиссер и актеры не
замечают, как эти детали вытесня-
ют главное, как важная тема Mop-
мирования борца  заелоняетея  от-
влеченным колоритом «юности» и
повесть ‹ первых радостях борьбы
сменяется рассказом о радости су-
ществования. Такоз раскрытие глав-
ного образа сказываетея и на разви-
тии действия в этих. сценах: оно за-
мирает, уступая место холодным
иллюстрациям к роману. Ho как
только режиссер и актер находят
путь в раскрытию главного в образе
Витилла, спектакль приобретает сов-
сем иное звучание, в нём оживают
глубокие мысли и чувства. Ими на-
полнена сцена обыска у Извековых-

Кирилл сидит прямо, лицом к  фи-
тезю, крепко сжимая руками края
табурета. Положение его рук, твер-
дый и глубокий взгляд выражают
решимость и силу. Так может емот-
реть духовно зрелый человек, чело-
век. твердо избравший свой жизнен-
ный путь. Огромная внутренняя еила,
звучит в его юном голосе, когда оН
произносит одно только са0во: «На-
чего. ничего», желая успокоить мать:
`Й именно здееь мы понимаем, как мо-
од и чист душой этот человек. Здесь,
3 не в слащавой сцене в Липках, pac.
крываетея мыюель 09 красоте юности,
знающей высокую радость борьбы 3%
счастье людей. И хотя в следующий
раз, в сцене на, лопросе у Полотенце-
ва. мы увилим Кирилла, все в той же
прежней позе. словно он не покилал
евоего места, глядящего так же пря-
мо п глубоко перед собой. — мы пой-
мем из этого большого молчаливого
рассказа талантливого актера, что
произошло с его терзем” за недели
тюрьмы. Фраза из письма Рагозяна о

Сцена из 1-Й картины оперы «Молодая гвардия» в постановке Леннн-
Государственного академического Малого оперного театра.
Ульяна Громова — А. Ступальская, Люба Шевцова — Т. Лаврова.

Третья встреча.

Государственный   увидят. также в нашем театре. оперу
академический Мз-  Н. `Римекого-Корсакова

советевого оперного искуества ABM-
лась постановка нашим театром в:

ной. редакмаи. композитора, , Ю, Во- .

Театр-юбиляр

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

6c

«Вашей
Бесемертный», редко идущую на
сценах театров, оперу «Тихий Дон»
И. Лзержинского,  возобновленную
нами после 10-летнего перерыва в
обнбвленной редакции, и оперу Дж.
Верди «Трубадур».

‘Tam балетный репертуар, кроме
«Юности», удостоенной Сталинской
премии, будет предетавлен снектак-
лями: «Мнимый жених» М. Чулаки,
«Чудесная фата» С. `Заранек и
«Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях» (музыка А. Лядова И
В. Дешевоза). Будет показан, кроме
того. ‘элноактный балет › «Шехераза-
ла» (на музыку однолменной симо-
нической сючты Н. Puncroro-Rov га-
кова). который пойхет в один вечер ©
оперой «Кащей Бессмертный».

С большим волнением готовился
коллектив театра к своим гастролям.
Сейчас,” находясь в столице нашей
великой Родины, мы ¢ волнением
ждем встречи со зрителями Москвы.

За время пребывания в Москве мы
предполагаем провести ряд ветреч
с общественностью столицы и вы-
ступить с творческими отчетами на
предприятиях.

Мы твердо убеждены, что творче-
ское общение с» ‘взыекательными
зрителями столицы. пеможет код-
лективу тедтра еще более настойчиво
и плодотворно работать над созда-
нием высокоидейных и хуложествен-
но совершенных спектаклей, котодых
ждет от нае советский народ.

“8 ГРИКУРОВ,

главный дирижер.  Ленинград-

., ского, Государственного ордена
„Ленина. академического Мало-
`‘го оперного театра. i

t%

техники в театральное производство:
‚ В настоящее время бригада театро-
 ведов работает в Ярославле над вы-
пуском юбилейных изданий. Намече-
‘но издание брошюры, ‘посвященной
истории театра, и сборника творческих
‘биографий его мастеров. В местном
‚альманахе будут помещены моногра-
фии, посвященные ‘ведущим актерам
старейшего русского театра. Готовит-
ся К печати книга о Федоре Волксве
по материалам последних исследова-
ний. a

Москвичи поздравляют коллектив
Театра им. Ф. Волкова с предстоящим
юбилеем и ждут встречи с ним в сто-

лице.

торые рождает в этой сцене поведе-
ние Кирилла — Любимова.

Здесь Кирилл становитея подлин-
но близок Рагозину: Режиссер  под-
черкивает это, соединяя в целостном,
напряженном  сценическом ритме
сцены обыска У Извековых и у Ра-
гозиных. Большевик Рагозин словно
незримо присутствует в этих и сие-
нах. Это он воспитал берцоев из
юноши Кирилла Извекова и простой
русской женщины  Ёсении Рагози-
ной.

К. Ясюнинекая правливо и выра-
зительно рисует образ жены и друга
большевика-революционера. Быстро,
по-бабьи собралась ее Веанз в свой
последний путь — в тюрьму. Bor
она стоит — в пальто, в платке, е
маленьким узелком под рукой. Нало
итти. Лалонью поправила Reana Bo-
лосы под платком, чуть задержалась,
словно вдохнула воздух,  поклони-
лась Мешкову — и ушла быстрой,
легкой походкой.

В этой краткой сцене актриеой
‘передано и осознание Ёсаной того,
aro ее ждет, и ее бесповоротное ре-
шение никуда не сворачивать ©
начатого трудного пути. Они уходя
одинаково: Ксана — Ясюнинекая и
Вирилл — Любимов. За ними оста-
ются опустевшие, словно нежилые,
комнаты, вещи. разбросанные наглы-
ми руками жандармов.

А за окнами — слерва у Рагози-
‘ных, патом у Извековых — медлен-
‘но, неотступно встает рассвет. Рас-
ходится ночная мела, и слышен рик
петуха, предвещающий ясный день.
И еще некоторое время смустя начи-
нают петь соловьи. В этих подлин-
‘но прекрасных спенах, лучших BO
всем спектакле, раскрыта илея тор-
жества человеческой воли, напфав-
ленной в борьбе против насилия.

Для того чтобы она наполняла
весь спектакль, необходимо wpory-
манное и последовательное раекры-
тие образа Вирилла. Яркое. глубо-
кое исполнение роли Вирилла Лю-
бимовым должно приобрести захон-
ченность и внутреннее  единетво,
которое нарушено в отдельных еце-
нах спектакля.

Не менее важно для идейной глу-
бины спектакля и незримое приеут-
ствие Кирилла в тех эпизодах, когла

Кирилле возникнет перел нами: «Он! его уже нет на сцене, когла оч на-

хотя и молод, а любому взрослому в
пример годится». И снова образ
юноети встанет рядом. с тем. оптуше-

шая ответственность за это лежит на

чал свой трудный путь борла. Болъ-

исполнительниие роли матери Ки-

A

Тяжкую потерю понесло советское   собность творческого

перевоплоще-

искуество — скончалась величайшая   ния, неповторимо артистическое оба-

певица современности Антонина Ва-
вильевна Нежданова,

тяжелые минуты 0 горячо‘ и беско-
‚нечно любимом человеке, © которым
нае глубоко связывала ‚ сердечная
дружба в искусстве ив. жизни на
протяжении десятков лет. С именем
А. В. Нежлановой неразрывно евяза-
на целая эпоха русского оперното те-
атра и музыкального искусства. Вме-
сте со своими блистательными сорат-
никами — Т. В. Собиновым и Ф. И.
Шаляпиным — Антонина Васильев-
на была ярчайшей предетавительни-

жизнеутверждающим реализмом
помотла нашим певцам освободиться
от ложного пафоса в вокальном ие-
кусстве, от дешевых. эффектов, от

ных школ, научила нас глубоко pac-
жрывать психологический емыюел 06-
раза, правдиво и жизненно переда-

Больше 45 лет Антонина Василь-
евна очаровывала миллионы людей
своим’ волшебным голосом. Ни одна
певица на нашей памяти не облада-
ла таким необычайно красивым по
тембру голосом, таким благородетвом
и теплым отухотворенным лирязмом
звука, каким была одарена эта не-
обыкногенная артистка. Пение Неж-
дановой отличалось исключительной
музыкальноетью, безукоризненной.
чистотой интонаций, изящной феоа-
знровкой и совершенной вокальной
техникой. ,

- Ho обаятельно-красивый звук,
BEPTYosHoe TeXHUYeCKOe MaCTeEDCTBO
были лля Неждановой не целью, 4
линь средством для наиболее полно-
то и тлубокого раскрытия замысла
композитора. Прелельная  иекоен-
ность; художественная и жизненная
правда — вот что веегла отличало ее
творческий облик.

Антонина Васильевна возлала Ha
оперной сцене галлерею незабывае-
мых классических образов. Порази-
тельно ее уменье находить В кажлой
партии особую тембуювую окраску
звука, отречающую характеру музы-

„.Большой зал Московской кон-
серватории погружен в глубокий
траур. Черно-краеной материей  of-
виты белые колонны вестибюля,
барьеры зрительного зала. На высо-
ком постаменте, утопая в живых
цветах, этоит гроб великой руеской
певины — Антонины Васильевны.
Неждановой. У изголовья — портрет
покойной, обрамленный зеленью.

Трудящиеея столицы пришли от-
дать ‘последний долг мастеру, чья
жизнь ‘была примером” чистого, че-
стного служения родному искусству
“Bo славу социдлистической Родины.

...В зал вносят венки. Один из
первых — огомный венок с. крае-
ноя лентой- от Совета
СССР. Слова любви и уважения ‘к
паняти покойной начертаны на бе-
лых и враеных лентах, украшаюних
десятки других венков, — OT 60л-
леклива ГАБТ, оркестра Большого
театра, Комитета по делам искуеств
при Совете Министров СССР, ВТО,
ЦК и МК союза работников искуеств,
Военыой академии им. М. В. Фрун-
зе, вокального факультета конеерва-
тории, коллектива Ботаничеекого са-
да Академии наук, Военноге гоепи-
таля Советской Армии им. Н. Н. Бур-
денко, от театров, Союза советевих
писателей, многочисленных научно-
творческих ортанизаций, Союза. с0-
ветских композиторов, от ролных и
друзей.

хом, & не сумой с камнями», — го-
ворит в романе Вера Никаздровна Из-
векова, выражая в этих словах глу-
боксе понимание великого долта ев
сына. Извекова, которую играет
М. Синельникова, чрезвычайно да-
дека от той простой и сильной жен-
щины, которая произнесла эти ело-
ва. Беспомощная, неумелая, слабая
женщина предстала перед нами в
спектакле. Талантливая актриса He
раскрыла главное, существенное в
этом харзвтеве, и её мастерство ока-
залосьхзатраченным на воссоздание
идейно неверного, отвлеченного обра-
за матери — печальницы за вынд.

Путь детального, но неглубокого
раскрытия характера, MeTRUX, но
поверхностных, неглубоких  зарисо-
BOK приводит к искажению жизнен-
ной правды, стоящей за каждым ге-
роем романа. И поэтому, как бы ни
был четок внешний рисунок роли у
Н. Гриценко. остроумно и правильно
изображающего поведение и манеры
актера старой провинции, -—— отеут-
ствие глубокого осмысления актером
интересного и сложного образа
Егора Цветухина- метит ga себя:
плоскостная фигура Цветухина —
Гриценко не остается в памяти зри-
теля. Е

Только когда актеры в  епек-
такле прикасаются к жизненной
правде, они создают образы больчого
художественного значения. Так, 00-
раз Тихона Парабукина, еозданный
С. Лукьяновым, перерастает вюжет-
ные рамки. Силой своего реалисти=
ческого дарования актер обнажил
перед зрителем страшную картину
царской действительности, уродую-
щей жизнь простых людей. Эта
жизнь высосала все душевные силы
Парабукина и, равнодушно бросив,
обошла его стороной.

С простотой и силой подлинного
трагизма показывает Лукьянов, что
безысходность положения Парабу-
кина об’ясияется отсутствием у не-
то воли к лучшей жизни. Он не ви-
дит верного большого пути к ней. И
сцена его последнего прихода к Па-
стухову, проведенная актером чрез-
вычайно глубоко, об’яецлет нам: со-
цизльную трагедию этого человека.

Безнадежны усилия Ольги Ива-
новны, жены Папабукина, бороться
против страшной силы, сталкиваю-.
щей людей на дно. Это тонко и прав-
ДИРО раскрывает Е. Понсова. Смеш-
ное изящество  лвижений Ольги!

Мучительно трухно говорить в эти  ны все созданные
  сильевной

вульгарности и вычурности запад

Министров!

ние. Удивительно ли, что так праз-
дивы, глубоко человзчны и поэтич-
Антониной Ва-
музыкально-ененичеекие
образы — Антонида, Марфа, Очегу-
рочка, Волхова. = Царевна-Лебеть,
Татьяна, Лакмэ; Джучьетта, Виэлет-
та, Джильда, Чейла, Розина и ряд
других! Удивительно ли, что ее свер-
кающим талантом восхишалиеь ;аме-
чательные русские композиторы —

1 Скрябин; Римзкий-Корсакоз, Рахма-

чинов, написавший для Нежламовой
свой замечательный «Вокализ», ря
 вылаюцщеихея пиФателей, художников

цей русской вокальной школы. Своими ученых! Уливительно лы, наконец,
она   что нап народ горячо любил Антони-

ну Васильевну и восхищался ее ие-
нием!

А. В. Нежданова завоевала миро-
вую славу не только как вылаюнтая-
ся оперная артиетка, но и как @ли-
стательная камерная певица. Нас,
вокалистов, всегда поражал ee огром?

вать тончайшие человеческие чуз-  ный творческий дизпазон в этой об-

ласти. Репертуар Аттонины Василь-
`евны включал в кебе вса лучшее из
его; что имеется в русской и запад-
ной музыкальной литературе, начн-
ная от наротных русских песен. и

произведений старых  маетеров
рплоть до сочинений советских ком-
позиторов.

Нежданова  налолго. останется лля
нас образцом музыкачта-патрнота,
чье творчество было направлено к
одной пели — проелавлению своей
отчизны, Служение искусетву А#то-
нина Васильевна понимала, как слу-
жение красоте и правде, как служе-
ние своему народу и евоей прекрае-
ной Родине, которую она так горячо
дюбила. Ее кипучая творческая лея-
тельность неотделима от интересов
народа, от борьбы за счаетье и ра-
дость всего прогрезсивного человече-
ства. В суровые годы гражданской
войны Нежланова выступала в за-
стях Красной Армии. В лни Релникой
Отечественной войны Антонина За-
сильевна выезжала в воинские ча-
ети. раловала и воодунтевляла зашит-
ников Родины свойм чудесным пе-
нием,

Свое огромное художественное ма-

кальвого образа, поразительна спо-   стерство, свой несравненный творче-

оследний путь

`. Оркестр Большого театра под уп-

‘равлением В. Небольсина исполняет
финал Шестой‘ симфонии  Чайков-
ского. У гроба станевитея первый

почетный карауп — мастера опер-
ного искусства H. Обухова, В. Лер-
жинская. И. Козловский и А. Пи-
рогов. Траурную ° вахту  поеменно
несут В, Барсова,  Е, Ватульекая,
Е. Степанова, М, Максакова, Е. Воуг-
ликова, П, Норцов, близкие друзья и!
товарищи по работе,

Вал: заполняется делегациями, и

робу великой певицы пришли ма-
стера, МХАТ во главе с народной:
артисткой, СССР А, Тарасовой. Имя
Антонины Васильевны
дорого коллективу Художественного
театра. Олин из основателей МУАТ,
Вл. И. Немирович-Данченко,  гово-
рил артистам: «Чувство правды
в связи е чудесным голосом делают
Нежхданову необыкновенным  гармо-
ническим явлением».

‚Перед выногом тела состоялась
гражланекая панихида. Директор
Больнюого театра А. В. Солодовников
товорил о высоком изтриотическом
и артистическом облике покойной, ©
признании, какое Антонина Василь-
евна получила у народа.

От имени Совета Миниетров СССР
выступил председатель Комитета по
делам искусств при Оовете Мини-
стров СССР П. И. Лебедев. Характе-
ризуя славный творческий путь ве-
пивой артистки, ов. Лебедев под-

шляпка на резинке драматичны в
своем несоответствии с отчаянием,
которое выражает ее усталый взглял,
Сила этих еценических образов—
в глубоком веврытии режисеурой и
актерами °’ социально-исторических
причин, определяющих судьбы их
героев, в простоте и правдивоети
их воспроизведения на сцене. Это
высокое — искусство простоты и
ветественности, которыми отмечен
спектакль В Пелом, отсутствует в
игре спобобвой актрисы Г. Пашко-
вой. Верно задуман образ Аночки
Парабукиной, в котором актриеа
‘показывает черты ребенка, рано по-
знавшего жестокость жизни, но не
сломленного ею. Но ‘исполнение зк-
трисы отмечено холодком, излишней
рационалистичноетью. Это лишает
образ Аночки обаяния юности, тучиев-
ного тепла, свежести и силы чувств,
которые свойственны будущей.
  подруге Кирилла и должны быть,
по мыели автора и режисеера, про-
тивопоставлены вялому и несмелому
цветению молодости Шизы Менко-
вой. Актриса Т. Коптева нахолит
очень верный и точный внутренний
рисунок образа Лизы, духовное угаса-
ние которой наетупает при первом
же жизненном испытании.
Представители  ухоляшего mupa,
против которого борется Кирилл; ap-
ко’ и остро очерчены в спектакле. 310
и иронично разоблачает М. Астачтов
‘пивателя Пастухова, отрекающегоея
OT великих традиций русской обще-
ственной мысли, как только возни-
кает воображаемая угроза его благо-
получию. Астангов глубоко и четко
показывает, что философия «евобо-
ды духа», которую проповедует его
Пастухов, никак не мешает ему бы-
стро освоиться е положением «лука-
вого раба» самодержавия. Именно
потому, чо верно раскрыта вну-
тренняя сущноеть Пастухова, опре-
делено его мировоззрение, Аетангов
в такой остротой и точностью вое-
производит портретное еходетво ео
своим литературным прототипом.
ТГляля на него, вопоминаень «лю-
безную гипеовую улыбку» и холед-
ные ° «клейко-устойчивые» глаза,
жадно ишущие внечатлеяий и рав-,
нодушные к тем, вто эти виечатле-
HHA рождает,  Единетвенный, кто
разбивает это равнодушие, — Ёи-
рилл. Затаеённое недоумение и рас-;
терянность, маскируемые иронией,
появляютея* во взгляде Пэотухова—

нием духовной зрелости и силы, Ко- рилла. «И пусть я буду ему посо- Ивановны, ее реверансы и жалкая! Астангова, когда он его видит. Ду-

Cib рУСоНОм ОПерной сиены

#
ский опыт Антонина Васильевна ©
большой любовью и присущей ей
творческой ‹трастностью передавала
своим ученикам. Она; бесспорно, яв-
лялаеь виднейшим советским педа-
POTOM-BORATUCTOM.

До послеляих тней Нежланова жи*
ла интерегами родного ей Большого
тезтра, которому она посвятила 48
лет творческой жизни. Кажлый ap-
ист Большого театра, особытно мо-
лолежь. всегла мог найти у нее серз
дечное. теплое отношение и творче-
скую помощь. В последние лни своей
жизни, непытывая. тяжелые страла-
ния от болезни. Антовина Васильев-
па любовно вепоминала сезоих учеки-
ков-—<тулентов консерваторий, инте-
ресовалась пезультатами экзаменов, и
трогательная улыбка озаряла ее ли-
по, когда ей сообщали, что стулочты
е8 класса получили выюшую оценку
и по своей подготовке являются 0д=
ними из лучигих в конеерватории.

Нам, артистами Большого тезтра,
не забыть душевной чистоты А#т0-
нивы Васильевны, ве сердечной or-
зывчивости. ее правливости и HER
ренности. ее жизнерадостности и пле-
нительной улыбки. t

Антонина Васильевна была sane
другом, ‹ учителем, нашей наролной
славой. Воэти печальные дни хочет-
ся обратиться в советской артисти-
ческой мололежи и сказать ей: будь-
те в искуостве так же благоролны;
принциниальны и правливы, kak
Антонина Васильевна  Неждачнова,
бульте тав же евромны и тозбова-
тельны к себе, так же неустачны в
вашей творческой работе, любите
иекусетво и евою прекрасную Роди-
ну. как любила она. Делг всех, имев-
гих счастье работать вместе о Анто-
миной Васильевной, — изучать ©03=
дачные ею художественные шедевры;
перехать традиции, мастерства и
колу великой русской певицы м0-
лолому талантливому поколению ©0-
ветских вокалистов.

Слава генизльной русской певипы
Антонины Васильевны Неждановой
останется в веках.

Е. КАТУЛЬСКАЯ, М. МАК-=
САКОВА, И. КОЗЛОВСКИЙ,
А. ПИРОГОВ, fi. НОРЦОВ.

черкнул ее заслуги перед Родиной;
перед советским искусством. ^ ;

— Развивая ‘русскую ‘оперную
культуру, — сказал он. — мы все-
гла будем обрашаться к светлой пз-
мяти Нежлановой; ¢e беззаветное _
служение родному искусству’ будет
служить для всех нае ярким приме-
pom, ;

Скорбь паботникав искусетв erpa--
ны выразила в евоей надгробной
речи от имени ПА’ Рабие Л. Алема-
сова. Взволнованное слово произнес-
ла от лица трехтысячного коляекти-

ва ГАБТ. артистка И. Масленникова.

ти noeraa Она. товорила

of отромной роли
А. В. Неждановой в: воспитания  мо-
лодых артистических кадров Боль--
moro TeaTpa. a:

Последнее «прости» ‘от тватраль-
ной общественности передал И. Бер-
  сенев, от Московской  коноервато-
рии — Н. Озеров, от писателей
— поэт Лев Ошанин, от Академии
наук СССР — академик И. Грабарь.

Генерал-майор В. Архательекий
рассказал о тесной многолетней
дружбе. существовавшей между
А. В. Нежлановой и воинами Совет-
ской Армии. Г

После траурного. митинга  похо-
‹ ронная процессия ‘направилась к
Новодевичьему кладбищу. У откры-
TOW могилы е. краткими речами вы-
стуцпили актрие» 0. Анхровская и
композитор Ю. Шапотин.

PARP PLL PPP PPP PP PPL PL OLR PLLA PPP

ховной дряхлости Пастухова верно
шрютивоноетавлена в снектакле мо-
лодость духа Кирилла:

Юноша Извеков, е которым почти
незнаком Меркурий Мешков, crano-
витея для Мешкова — В. Кольцова
непреодолимой, не страшной вилой,
прогив которой старик тщетно ищет
затвопы и противоядия: В точном. :а-
копченном образе Менткова, создан-
ном Кольцповым, оеновное — страх
черед новой жизнью, наступающей
на него, боязнь за целость своего
накопленного, а может быть, на-
трабленногмо состояния. Этот  чело-
век с лицом, гочетающим выраже-
ние благообразия и хитрости, живет
в постоянном страхе за свой «клал»,
3a свое благополучие, и актер зло. п
Тонко показывает комизм. положения
Мешкова, оказавшегося под ‘надзо-
ром царской охранки. Очень. кон-
кретный, этот образ становится 0600-
щенным, шворяшим о неустойчиво-
сти позиций клаеса собетвенчиков.

Но у этого клаеса еше были жест-
кие когти и хватка хитрого зверя,
которого надо было одолеть. В спек-
такле эта мысль заскрыта в талант-

ливом исполнении И. Толчанова,
обрисовавшего страшную фигуру
охранителя устоев самодержавия,

человека «без ума, без чести». хит-
рого и опасного врага. «Он вполне
овладел притворетвом. Он артист». —
говорит в Полотенневе Кирилл.
Подполковник Полотеннев-—И. Тол-
чанов умело меняет маски: се ПШае-
туховым — это светский человек,
который, хотя и не поймет анекдо-
т3; расеказанного писателем, на
постарается запомнить, чтобы  рас-
сказать «при случае»: е Мешеовыхм
он ведет хитрую игру, прикидываясь
прюстым и прямолинейным челове-
ком. И только при встрече c Кирил-
лом.он обнажает свое подлинное ли-
по злобного и жестокого врага, тру-
бую натуру жандарма и насильника
И свое бессилте перед бесстрашием
и уверенностью молодого революцчо-
нера.

Театр им. Вахтангова создал прав-
дивый, волнующий спектакль. Итея-
но-художественное значение этой
Таботы вахтанговиев особенно ошу-
Тимо в тех эпизолах и сионах, в к-
торых коллективу удалось доетичь
глубокого векрытия социально-исто-
ричаской правлы. за образами ромата
увилеть жизнь, отражением которой
они являются.

Н. ВЕЛЕХОВА,