СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		Моя работа _ нал, оперой ен

@ Госнве

«Мололая гвардия» —   теоелью

государственный
		При инструментевке оперы я стре-
‘милея учесть опасность перегрузки
оркестра, которая часто мешает вос-
‘принимать текстовое содержание
оперы, утомляет слушателя, приво-
дит в неизбежеому однообразию ор-
кестровых. Ерасок Ш, наконец, ли-
шзает композитора возможноети под-
черкнуть поллинные пульмичации.
	,

Большое место в опере занямают
ансамбли (хуэты, квартет, oRTeT).
Мне кажется, что взедение ансамбля
в кульминационных местах  опзры
придает большую силу и убеди-
тельность раскрытию образов’ героев
оперы (пример — октет «Клятва мо-
подогвардейцев»). В сожалению; мы
часто забываем of этом сильном
средстве музыдальной  выразитель-
ности.

Вееь процесс ©оздания «Молодой
гвардии» протекал в совместной ра-
боте с поэтом А. Малышко, замеча-
тельное поэтическое мастеретво кото-
рого, его умение работать с компози-
тором обеспечили высокий уровень
текстового материала и BO многом
помогли при сочинении оперы.

Большую радость принесло мне
творческое общение с таким вылаю-
щимея художником слова, xan М.
Исаковский, вдумчиво и серьезно по-
дошедитимх к работе над переводом
либретто на русокий язык.

Первая редакция оперы, закон-
ченная в 1947 году, была не свобод-
на от существенных недостатков, и
работу надо ней мы продолжили.
Эныт сценического воплощения <М9-
лодой гвардии» на сценах драмати-
ческих тезтров, партийная крчтика
романа, а главное, историческое по-
становление ЦЕ В8П(б) «0б опере
«Великая дружба» В. Мурадели» ока-
зали нам огромную помошь в преодо-
лении недостатков, имевшихея в
первой редакции.

Помогли мне высказывания пред-
ставителей общественности, товари-

шеская критика. Из всех указаний

я стремилея отобрать самые  значи-
тельные, ценные и учесть их в. ра-
боте над новой релакчией оперы.
	Многое было сделано в процессе
постановок оперы в Киевском и
Оталинском театрах, протекавших в
дружном творческом контакте ©
оперными коллективами и отразив-
ших глубокую их заинтересован-
ность в судьбах советекого оперного
творчества.

Последний вариант оперы «Моло-
дая гвардия» рождался в стенах 1е-
нингралекого Малого оперного тезт-
ра. Руководители постановки, дири-
жер 9. Грикуров, режиссер Н. Охлоп-
жов, художник В. Рынлин, И весь
коллектив театра © огромным BHE-
манием и любовью отнеслись к с903-
данию этого спектакля.

Как много дает композитору .50-
вместная работа е выдающимися пе-
редовыми мастерами театра, CKOTHRO
возникает новых интересных мыс-
лей! До последних дней в оперу вно-
сились отдельные изменения, шла
работа над отшлифовкой ‘отдельных
деталей.

Постановления ПЕ ВВП(б) т
ихеологическим вопросам явились
мощным стимулом в нэмнем творче-
стве, оказали неоценимую помощь в
ппактическюй работе, вызвали #5-
	вый огромный пот’ем в музыкальном
	и8кусстве.
Советский народ жет от комтюзи-
торов новых 9пер, вопевающих на-
	ше социалистическое отечество, его.
	  замечательных людей, победоносный
путь страны Е кеммунизму, ее
непреклонную волю к миру, муд-
  ость партий Ленина — Сталина.

Мы, композиторы, приложим все
	С глубокни волнением писал a
оперу «Молодая гвардия». Меня за-
хватил замечательный роман А. Фа-
деева, ярко и образно раесказываю-
щий. о. героизме и стойкости моло-
хогвардейцев, воплотивших в себе
лучшие. черты нашего свободолюби-
вого советского нарола,  отображлю-
щий безграничную любовь нашего
молодого поколения к своему социд-
листическому отечеству, в партии
большевиков, воепитавшей. их, Е
веливому Сталину.
	Прежде чем приступить к работе
над оперой, я долгое время изучал
роман «Молодая гвардия», беседовал
ео многими участниезми краснодон-
ского подполья, ‹ посещал ^ Донбасс,
Краснодон, знакомился се документа-
ми, рисующими жизнь и боевую
деятельность  героев-молодогвардей-
pes.
	Незабываемое впечатление произ-
вели на меня посещение шахты в
Браснохоне — места гибели молодо-
твардейцев, дома-музея Кошевых. бе-
седа с матерью и сестрой Вани Qex-
нухора, прелемертное письмо Ули
Громовой. Вот его текст
	«Прощайте, мама, прошайте, папа,
прощайте, всея моя родня, прощай,
мой.брат, любимый Еля. Больше не
увидишь ты меня. Твои моторы во
сне мне снятся. твой стан в глазах
всегла стоит. Мой брат любимый, я
погибаю, крепче. стой за Ротину
свою. До свиданья. С приветом, Гро-
мова Уля».

Бак просто это письмо, как по-
трясет оно своей беспредельной чи-
стотой и целомудрием, безграничной
верой в силы нашего социалистиче-
ского отечества!
	Изучение жизни  молологварлей-
цев помогло мне сролниться с героя-
мн будущей оперы, проникнуться их
чувствами. переживаниями,  нолю-
бить их. Чем ближе я знакомился ©
материалами, тем более‘ дороги и
близки становились мне мололо-
гварлейцы. Кажлому из них приеу-
щи свой, неповторимые черты.
	В опере необхолимо было раскрыть
разнообразные, пельные и вместе
в теми единые в своем  пламенном
патриотизме характеры, показать бо-
евые дела молологвардейцев. Hara
было показать, кто воспитал этих
юных тероев, руковолил их борьбой,
— большевистскую партию,  нало
было выразить связь молодогвардей-
цев < народом, для счастья которого
боролись они с ненавистным врагом.
Очень важно было раскрыть харак-
терную черту чалнето советското че-
ловека—неразрывное елинетво ero
личных и общественных интересов.
И, наконец, хотелось воплотить в
образах мотолотвардейцев и их ру-
ководителей страстную любовь <9-
ветского нарола вк жизни, его огром-
ный оптимизм. непоколебимую веру
в побелу, в счастливое будущее на-
шей советской Родины.

Отеюла — возникновение темы
непокоренноети народа. как главной
музыкальной темы оперы.

Интонационное ядро этой мелодии
взято мной в качестве основы для
симфонических характеристик Ули
Громовой, Елены Николаевны Коше-
вой, оно же является пентральным
моментом и в характеристике Валь-
Ко.
Значительная роль в опере отведе-
Ha AH обобщенным музыкальным ха-
рактеристикам. Это диктуется ‘тем,
что центральным лействующим ли-
цом романа, а стало быть, и оперы,
является сплоченный комсомольский
коллектив, который живет и борется
в0 имя одной великой цели — защи-
ты своей советской Родины. Среди
теюических эпизодов такими 9905-
	1 июля Киевский государственный
ордена Ленина академический укра-
	‚инский драматический театр им. Ив.
	Франко начал свои гастроли в Моск-
Be в помещении Малого teat-
ра смектаклем «Калиновая роща»
А. Корнейчука (постановка народно-
го артиста СССР. Гната Юры, оформ-

ление народного художника СССР
А. Петрицкого). Главные роли испол-
HAJ: народные артисты CCCP
Н. Ужвий и Ю. Шумский, народный
артист УССР В. Доброзольский, на

родный астист Узбекской ССР и засл.

артист УССР  . Пономаренко, за*

служенные: парты Украинской ССВ
Tl. Harko, Н. `Яковченке, П.: Пастуш-

ков, заелуженине артисты УССР. и

УзССР. Е > Оомяловская м П. Серпиен-

ко.

Вчера театр похазал драму «Укра-
денное счастьв» Ив. Франко ‘(гюста-
новка Гната Юры), оформление хулож-
ника М. Уманского). В главных ролях
выступили: народные артисты ССОСР
Н. Ужзий и А. Бучма, народный ар-
тист УСОСР-В. Добровольский, заслу-
женная артистка Узбекской ССР
В, Бжеская, заслуженный артист
УССР П, Пастушков.

Спектакли театра проходят с боль-
шим успехом. .
	Ленинградский
Малый оперный театр
	В Москве в. помещении филиала
Большого teaTpa 2 июля. начались
гастроли Ленинградского государст-
венного ордена Ленина академическо.
го Малого оперного театра. Москов-
ские зрители впервые увидели в по-
станозке театра ‘оперу Ю. Мейтуса
«Молодая гвардия». Главные роли
исполняли: артисты С. Шапошников,
Т. Лаврова, А. Ступальская, А. Алма-
зов, Ф. Ратнер, В. Щавинский, В: Куд-
рявцева, В. Левандо; Л. Нетров, за-
служенные артисты РСФСР О. Голо-
вина, А. Модестов, В. Райков.

Зрители тепло приветствовали уча-
стников спектакля, ‘автора оперы
Ю. Мейтуса, режиссера-постановщика
Н. Охлопкова, художника В. Рынди-
на и дирижера Э. Ррикурова. :

Вчера театр с успехом показал
удостоенный Сталинской премии ба-
летный спектакль М. Чулаки
«Юность» в постановке режиссера
Б. Фенстер и в офобмлении Т. Бруни.
Дирижировал спектаклем Е. Корн-
блит.
	Артисты малого театла
B село Музычи
	ИЕВ. На-днях в село Музычи
Кизво-Святошинского района приеха.
ли артисты Государственного акаде-
мического Малого театра, находяще-
гося сейчас на гастролях в Киеве.
Гостей‘ тепло встретили члены сель-
хозартели” имени (ТТ. Г: Шевченко.

О приезде москвичей узнали скоро
и колхозники соседних сел. К вечеру
в Музычах собрались многочисленные
местные любители театрального ис-
кусства. Артисты Малого театра рас-
сказали им о своей работе, членам
сельского драматического ‘кружка
они дали ряд практических советов.
Затем артисты Малого театра пока-
зали отрызки из спектаклей «В сте-
пях Украины» А: Корнейчука, -«Же-
нитьба Бальзаминова» А. Островского
и других. Колхозники сердечно бла-
годарили артистов старейшего рус-
ского театра за приезд.в село.
	НА ПРАКТИКУ
	В КОЛХОЗЫ

ПЕНЗА. (Наш корр.). Пензенское
	художественное училище — одно из
старейших в нашей стране..За полве-
ка существования этого учебного за-
ведения из его стен ‘вышло немало
воспитанников, сташиих известными
мастерами. В этом году училище вы-
пускает 30 скульпторов, художников-
декораторов, преподавателей’ рисова-
ния и черчения для школ.

75. учаншихся старших классов вы-
ехали на практику в колхозы. Здесь
они ознакомятся с жизнью колхозни-
	-Совешс
	С каждым годом все более значи-
тельными становятся творческие до-
стижения драматургов наших брат-
ских республик. Поэтому  сле-
дует приветствовать активное ofpa-
щение русских театров к произведе-
ниям национальной драматургии.

Недавно москвичей порадовали
спектакли «Калиновая роща» в Ma-
лом театре, «Свадьба е приданым»
в Театре сатиры. Теперь Московский
театр драмы BW комедии показал
новую mpecy — «Слово  жен-
щинам» Элины Залитэ (перевод I.
Блюнфельд) — правдивое  жизчера-
достное произведение о делах и лю-
дях латьниекого колхоза, 9 творче-
ской перестройке представителей
старой интеллитенции.

Именно такова судьба писателя
Петера Влява. дн пишет пьесу на
конкур, мучительно придумывая
хюнфликт для сюжета и сетуя на то,
что «драматургия знала только 36
ситуаций, а теперь их стало еше
меньше». Петер Клява не хочет огля-
нуться вокруг — на жизнь, евежий
ветром врывающуюся в тишину его
кабинета, на людей, увлеченных
болыним, радостным трудом. И не
Петер Клява, а ети люди—жена пи-
сателя канлидат сельскохозяйствен-
ных наук Инна Клява, председатель
колхоза Лиене и их друзья, влюблен-
ные в ‹вое дело, в свою молодую,
раецветающую страну; становятся
подлинными героями пьесы 9. 3а-
итЗ.

Волхозник Мартынь Бебрие жз-
луется Петеру Клява. Жену Бебриеь
избрали вместо него  предеедателем
колхоза. Жалуется и Ёлява: его жена
Инна, все свое время отдает лаборато-
рии — она добивается получения
высококачественных кормов для 5
Ta; даже старая тетка писателя, Эде,
и та увлечена общественной работой
в домоуправлении... Можно ли нз вее
это смотреть спокойно?
	И оба они — и Бебрие и Влява—
постепенно начинают осознавать
<вои заблуждения. Сама жизнь бы-
стро выявляет их ошибки. На кон-
курсе пьеса Клява не получает пре-
мии, зало Оталинской премией на-
граждается его жена за свою работу
для сельского хозяйства. Й в финале
Клява, — иной: помолодевиий, с ка-
ким-то особенным интересом при-
сматривающийсея к окружающим.
Что касается старика Бебриса, тои
он быстро находит свое призвание и
с трогательной гордостью говорит о
выращенных им телятах.

В пьесе Элины Залитэ много не-
‘посредственности, юмора, & главное,
она проникнута живым  ощуще-
нием советской действительности:
Автоп` бесхитростно и правливо рае-
сказывает о рождении в советских
людях новых качеств, 06 успешной
борьбе этого нового © отмирающим,
отжившим. В этом причина. заелу-
женного успеха спектакля «Слово
женщинам» в Риге, на сцене Лат-
вийского театра храмы. Именно по-
тому же с таким интересом смотрят
постановку и москвичи в Тейтре дра-
мы и комедии.

Боллектив театра (режиссер Ф.
Шишнтин) сумел придать спектах-
лю правдивые, жизненные интона-
ции. События развиваются’ легко,
юрганично, актеры играют в стреми-.
тельном ритме комедии, но без наро-.
UHTOMO желания во что бы то ви
	‹тало расеменгить зрителей.
		Юлий МЕИТУС,
заслуженный деятель искусств
Украинской СОР
и Туркменской ССР.
		грардейцев, комсомольская мелодо-
гвардейская песня, среди  лириче-
ских — застольная песня. Первые
‘две, изменяяеь и развиваясь, прохо-
дят через всю оперу. Так, тема клят-
вы, впервые возникая в финале пер-
вой картины второго акта, появляет-
ся во второй картине этого же акта
в момент единодушного решения мэ-
лодотвардейцев об исключении Ста-
ховича из штаба организации. В
третьем акте она звучит после изве-
тия 06 аресте, как бы полтверждая
верность молодогварлейцев Красному
Знамени. Эта же тема звучит в сцене
донроса после тневных слов Banu
Земнухова, брошенных им в ‘лицо
Фашистскому палачу Брюкнеру: она
звучит и во последней арии Оле-
та, напоминая о дачной товарищу
Сталину клятве; и, наконец,—в фия-
нале оперы, как бы утверждая бес-
смертие подвяга молодогвардейцев.

Этим темам и характеристикам
противостоит тупая,  павязчивая,
характеризующая фашистских за-
хватчиков, тема, возникающая в фи-
нале первого акта и сталкивающая-
ся с основной темой непокоренности
народа в сцене допроса. Фашист
Брюкнер не имеет своей музыкаль-
ной характеристики. Его вокальная
партия представляет собой повторе-
ния отдельных интонаций этой те-
МЫ.
	Большое внимание я уделил выбо-
ру интонационных средств, что чрез-
вычайно важно для правдивого oro-
бражения нашего советского героя в
опера.
	На примере советской  наролной
украинской песни можно проследить
процесс взаимопроникновения ‘нароз-
HOH и массовой песни  советеких
композиторов. И мне кажется, что
именно в этом сплаве рождаются зер-
на интонаций современной советской
оперы.
	Чрезвычайно важна  правливость
музыкальной интонации. Самая. пре-
красная мелодия, вложенная в. уста
тероя оперы, окажется несте)пимо
фальцирой, если она по своим HH-
тонационным качествам не будет со-
ютветствовать его образу. Я не могу
утверждать, что мне улалось решить
залачу подбора интонационных
средств, но в основном ` подхол Е ее
решению в опере «Молодая гвардия»
мне кажется правильным.

В работе над оперой возникали
большие трудности. B частности
много сил пришлось потратить на
композиционную  плажировку п030-
го акта, являющегося идейно-лрама-
тургической завязкой оперы. Множе-
ство действующих лиц и событий,
которые необхолимо было включить
именно в первый акт, поивело к не-
которой перегрузке его. Но преодо-
леть эту перегрузку в опере «Моло-
Дая гвардия» при экепозиции не од-
ного главного героя, а значительно-
та комсомольского коллектива, Tite
раскрытие образа каждого из его
членов приобретает 9собое значение
для дальнейшего развития оперы,
было очень трудно, и полностью 1е-
ITS sty проблему не удалось.

Что каозется речитатива в «Mo-
лолой гвардии», то нужно признать,
что если в отдельных образах —
Любы, Ули, Валько, Сергея, Брюкне-
ра, как мне кажется, я смог добить-
ся инливилуализированного речита-
тива, то в целом создать яркий,
образный, мелодический  речитатив
	Сцена из. спектакля «Слово женщинам» в постановке Московского теат-
ра драмы и комедии. Клява— В. Кабатченко, его жена Инна—Н. Яков-
			Фото Н. Киреева. (ТАСС).
	над словами и поступками своей ге-
роини.

Не все одинаково удачно и в нье-
ce ив спектакле. У автора явно не
получились образы молодежи, они
схематичны, лишены жизненного
полнокровия. Совершенно не pate
крыт внутренний мир Аустры Цау-
не, машиниетки, студентки литера=
	турного факультета, И оттого трудно.
	поверить, что она нанцисала пьесу,
премированную на, конкурсе. Еле на-
‘мечен Гунар — молодой моряк, при-
ехавший в отпуск к родителям. Эти
образы не спасает обаяние их испол-
нитетей Т. Ефремовой и Н. Сузюзова.

`В то же время и театр кое в чем
обеднил, лишил многообразия пете-
	живания Петера, Влява (В. Вабатчен-.
	%0), Павла Озола (А. Ёрюков). Лале-
ко не использовалы в спектакле §0-
татые возможности роли  Бебриса.
А. Щатин играет эту роль профее-
сионально, добротво, но свежесть
жизненного веприятия уступает ме-
сто привычным, иснытанным akTep-
ским приемам.

Интересно задумано оформление
спектакля художником Г. Лебедевой.
Но театр явно недостаточно обраща-
ет’ внимание на  постановочную
	культуру своих спектаклей. Декора-.
ции подогнаны небрежно, неряшли-.
	50, свет случаен, то м дело имеют
место накладки. Подчас эти мелочи
значительно обесценивают тот боль-
шой труд, который проделал весь
воллевтив.
	«Слово женщинам» открывает пе».
	Ред Московским театром драмы п ко-
медии новые пути. Тезтр. первым в
Москве показал пьесу. которая 6e3-
условно войлет в репертуар многих
других, особен: периферийных,
коллективов. Его актеры  локазали,
	что при валичии интересного драма-.
	тургического материала они могут
созтавать яркие образы,  убеждаю-
гие. своей. правливостью. Очевядно,
	и в дальнейшем театру следует ча-
	ще обращаться к постановкам луч-
ших пьесе советских драматургов,
укреплять творческие евязи < моло-
хыми отаренными авторами, упорно
	работая в тесном © ними еолоужеет-
		произвелеяяями” .
	Только на этом пути молодой ©пос0б-
	ный коллектив может достигнуть но-
вых творческих успехов.
Н. ПУТИНЦЕВ.
	ная». симфония композитора А. Kanna.
Высокое звание лауреата Сталинской

премии присвоено шести музыкантам
и певцам.
	К десятилетию   республики компо-
	заторы создали ряд новых. произве-
дений, в которых отражены  созида-

тельный труд советских людей, еди?
нодушное стремление эстонского на-
рода бороться за мир.
		BATCH, GM) иногла у него зритель-
ный эффект не свободен от элемен-
тов формализма. .

В «Советеком Genrnovonnes. wae
	оборот, обаяния романтики моря не
	чувствуется.
	м’
		Наиболее удачными и у драматур-
га, и у театра получились женские
образы. На первый взгляд, Инна
Kassa — Н. Яковлева кажетея не-
CROABKO CYXOBaTOH, подчеркнуто де-
ловитой. Она всецело погружена в
свою работу, в свои иеследования,
опыты, хотя и мало говорит о них.
Однако постепенно, от сцены к ‹це-
не, открываешь в ней новые черты,
с проникновенной человечностью пе-
редаваемые актрисой: любовь к му-
жу, тревогу за него, пламенное увле-
чение своим делом, екромноеть,
свойственную советским тружсни-
цам.

Так же скромна и Лиене —. А. Бе-
лоусова. Скромна не только CBOHM
внешним обликом, но прежде веего
в отнопениях с людьми. Мы впервые
встречаемся е ней в доме Влява, ку-
да она приходит после выступления
на с’езле преседателей колхозов, где
Лиене говорила, < таким воодушевле-
нием, что увлекла всех слушателей.
И почему-то сразу Лиене кажется хо-
рошо знакомой, одной из тех, на пер-
вый ззглял, мало примечательных
женщин, которые часто встречалотся
в жизни, и только почетный орден
или звездочка Героя Сопиалистиче-
ского Труда на труди — жи-
вое свидетельство их замечательных
биографий. У Лиене ‘награды еще
впереди, да`и мало она думает о них,
занятая своими повеедневными лела-
	ми. В типичноети и потлинноети 9б-.
	раза, Лиене —— нелепоримая заслуга,
драматурга и. актрисы.

Глубоко правливо исполненче и
ряда других ролей. Эле, тетка Иляз
ва — домашняя хозяйка в его доме,
© трогательной преданностью отзося-
шаяся в ©воим общественным * обя-
занностям, может быть, первым o6-
щественным обязанностям в ее жиз-
ни, А. Павлихина хорошо’ показыва-
ет, как в несколько чопорной и пе-
лантичной Эле пробуждается, зовет
чувство человеческого  достоинетва,
Как со слезами на глазах она читает
строки письма, полученного от незаз-
комых детей,

Как бы для контраста, показывая
латышскую женщину, какой она бы-
ла в не столь отлаленном пролом,
автор. выводит образ Лидацыни —
бывшей «королевы красоты», ace
еше налеющейся на свою  неотрази-
мость. Н. Фелосова интересно, нахо-
дя реальные, жизненные штрихи, иг-
рает эту роль, немного  иронизитуя
	„Эстонская музына за десять лет
						yet ewe ee = Fh OF FS
			= ‚а + + =>
		   сглулуми. эдесь’ состоялась Fas   десять. лет был посвяшен доклад
`учная сессия Таллинской консерва-, заместителя председателя Союза со-
  тории и Союза созетских композито-, ветских композиторов Эстонин
	ветских композиторов ‹ ‘Эстонии
Х. Кырвитса ° Музыкальная  coKpo-
вищница обогатилась новыми’ эстон-
скими операми: «Огни ‘мшения» ‘и
	ров Эстонской CCP, посвященная
десятилетию республики. На сессии
были  заслушаныслоклаяы о’значения
	ков и их самоотверженной ‚ работой   исторических решений ЦК ВКП(б)! «Первенец свободы» 2. Kamna, «Бе:
	но идеологическим вопро
витии советской музыки,
ском хоровом. творчестве
	O BbIpawtuBanHjO BRICOKHX  Yypouk2cs.
Во воемя практики учащиеся соберут.
материал для написания дипломных,
работ.
	вопросам в раз-  рег бурьх Г. Эрнесакса, первым  3¢-
	OO эЭСстТонН-
	тонским балетом «Калевяпоэг» Э.
	и опере.   Каппа и А. Сярева. Сталинской пре-
	Достижениям эстонской музыки за!мии удостоена четвертая, «Молодеж-
	Определение manna фильма, его
содержания ‘и особенностей, показ
пейзажей, ландшафтов —— все это
должно быть подчинено главной за-
‘даче: показу преобразующей роли
человека. Таков вывод из высказы-
ваний А. М, Горького. Как только
мы теряем этот основной компас, мы
уходии в пассивную созерцатель-
ность, в простое любование приро-
дой. Исключительно интересная про-
`блема взаимоотношения человека о
географической средой, не определя-
‘ющей развития общества, но влияю-
‘шей ва него, могла бы служить те-
‘MOH специального ваучно-популяр-
ного фильма.

Конечно, видоРой фильм,  ставя-
щий своей задачей создать образ. на-
шей Родины, создать  киноатлае
Советского Союза, обязательно пред-
полагает показ красоты Haile при-
роды. Н№ю для нае природа ценна
прежде всего тотла, когла ве подчи-
няет себе человек, когда он стано-
вится господином природы. Это и
есть принципиальное положение, из
которого нужно исходить, когда мы
определяем особенности жанра видо-
вого фильма и его содержание.

Для создания  высокоидейных
художественно полноценных видовых
фильмов. необходимы. хорошие ецена-
рии, которые должны определять.
круг изображаемых явлений и с9-
бытий. Они должны быть безупреч-
ны по своему научному солержанию.
И 06 этом призваны заботитьея, ко-
нечно, не только научные консуль-
танты фильмов, но прежде веего еце-
нариеты и режиссеры. Участники
создания фильмов должны очень хо-
рошо знать научный предмет евойх
картин. Поэтому особенно ценно игя-
рокое использование ученых. не
только в качестве консультантов, HO
й как самостоятельных авторов.

Непременным условием советекого
видового фильма и киноочерка яв-
ляется его достоверность, докумен-
тальная жизненная правдивость, для
чего, наряду с глубоким знанием ма-
териала, требуется и умение правиль-
но ютбирать жизненные явления для
показа их на экране. Практика убеж-
дает, что всякое недоверие в `впе-
чатляющей силе документа, всякое
приукрашивание действительности
приводят к печальным результатам.
Изиболее разительный в этом смыс-
	ле пример — фильм «Рыбаки Rac-
пия», где режиссер не увидел ни под-
линной красоты Каспийского моря,
ни красоты советских людей и подме-
нил действительность инсцениров-
кой. Не поверили в истинную красо-
ту столицы Урала создатели‘ фильма
«Свердловск», не показали Киев
как столицу Украины, как ее поли-
тический и культурный центр авто-
ры картины «Киев», не увидели за
красотой природы глубоких общеет-
венно-политических сдвигов в «глу-
хих местах» Мещопы <оздатели кар-
тины 06 этом чудесном районе.

Существенные недостатки этих и
других картин связаны и © качест-
BOM ДИЕТорского текста. Порой он
дилактичен и построен на крикливом
пафосе.

Придавая исключительное значе-
ние показу в видовом фильме и до-
кументальном киноочерке человека,
необходимо лобиваться, чтобы пове-
ление людей было также хоетовер-
мым, органичным, чтобы оно не пор-
тило картины изображением, по 33-
вазу режиссера, усталости или чув-
ства радости, как это имело. место в.
туристеком фильме «Эльбрус».

Необходимо всегда помнить, что
видовые фильмы и киноочерки име-
ют научно-познавательное значение.
В этом их основная пенность. И по-
этому вызывает досаду, когда в хо-
роней картине «Теплое озеро» мы
так и не узнаем, почему оно теплое.
Значительно больше хотел бы зри-
тель узнать и о таком явлении, как
гейзеры на, Вамчатке, показанные в
фильме «Долина гейзеров»,

Гренгат нанги документальные ки-
тоочерки и некоторыми излишеет-
вами в показе техники и механиза-
ции. Зачастую тракторы, машины,
мартеновские печи заслоняют чело-
века. Необходимо найти в фильмах,
посвященных новой технике и осво-
ению ее человеком, о правильную
пропорцию в показе людей и машин.

Наконец, большое значение в ви-
довом фильме и документальном ки-
ноочерхе имеет поэтичноеть изобра-
жения. С этой точки зрения инте-
ресны такие картины, как «Днепр»
и «Советское Черноморье».

Оператор картины «Днепр» пы-
талея найти это поэтическое звуча-
ние, но в некоторых случаях пере-
мудрил и настолько  «запоэтизиро-

такими 9006-  мне не улалось. Я надеюсь продол-  серой творческие силы) вееё знания,
	щенными музыкальными характери-  жить его поиски в своих дальней-  чтобы создать нашу советскую опер-
	ших работах.
	НУЮ RIALCHRY.
		Овободны
		«Днепр», не позволяют четко разгра-
ничить сферы деятельности  доку-
менталиста и техфильмовиа, по-
скольку темы эти охватывают строго
определенное земное или волное про-
странество и включают в себя все
наиболее существенное и интересное,
чем богаты эти территории и аква-
тории. т
	Однако и в «Белом море» ив
	Ловок, как никогда в истории, стз-
нозится все больше и больше хозяц-
ном природы, той самой природы, ко-
торую показывает фильм.

Естественно, что творческий ох-
ход к чоказу тех или иных явлений
чашей жизни в видовом фильме бу-
дет иным, чем в документальном
киноочерке;, И. иным он будет даже в
разных кзртинах, относящихся в ви-
довому жашру. Различны по своим
задачам фильмы научных  экене-
дициях, туристских походах, экекур-
сиях в заповедники ‘ит. д. Ни в
них, как в любом жанре нашего ие-
кусства, центральное ‘место ^ дол-
жен занимать человек:

Великий русский писатель
А. М. Горький в своих письмах к пи-
сателям А. Макаренко и М. Принтви-
HY замечательно выразил взанмоот-
нощения человека и природы. Горь-
кий пиеза Макаренко: «Земля эта
поистине наша земля. Это мы «дела-
ли ее плодородной, мы украсили ее
городами, избороздили дорогами, ©93-
дали на ней всевозможные чудеса,
мы — люди, в прошлом ничтожные
кусочки. бесформенной и немой мате-
рии, затем полузвери, & ныне смелые
зачинатели новой жизни».

И вот что он: писал Приивину:
«Я ючень долго восхищалея лири-
ческими песнопениями: природе, HO ©
тодами: эти гимны стали возбуждать у
меня чувство недоумения и даже
протеста. Стало казаться, что в обая-
тельном языке, которым товорят 0
«красоте природы», скрыта 0ессо-
знательная попытка заговорить зубы
странному и глупюму зверю... в ва-
пгих книгах я не вижу человека ко-
ленопреклоненвым перед природой...
Ваши лова 0 «тайнах земли» зву-
чат лля меня словами будущего че-
		мужа, земли, твориа чудес и рад
стей ее. Вот это: и есть, то... что мне
какетея м новым и бесконечно раж-
	и человев
	на евоболной зеиле
	О видовом фильме
и ниноочерке
	Никогла еще 8

истории человечества О видов.
не была так велика HW HAH
и активна роль чело-
века-преобразователя,
ЕЗК в нашей стране социализма, Co-
ветский человек, воспитанный пар-
Тией Ленина— Сталина. вооружен-
ный самой передовой в мире наукой,
воздвигает новые города и создает
гиганты индустрии, в колоссальных
масштабах проводит  полезащитные
лесонасажления, создает огромные
водохранилища, изменяет по своему
желанию климат — становится под-
линным хозяином природы.

Какой поистине неисчерпаемый
источник тем для художника-кине-
матографиста, главная ззлача кото-
рого — во всех жанрах о  киво-
искусства, и в первую очередь в ки-
ноочерке, правдиво и ярко отобразить
нашу замечательную  действитель-
ность!

Документальные киноочерки пюль-
зуются у нас огромным успехом.
Лаконично и вместе с тем полно по-
Базывают ‘они советскому зрителю
величественные события и главных
тероев этих событий. Имея исключи-
тельно больное познавательное зна-
чение, они популяризируют методы
работы лучших людей промышлен-
ности, сельского хозяйства, науки,
искусства, показывают людей в их
повседневном труде и в быту, а луч-
шие фильмы раскрывают и их харзк-
тер.

Не меньшим успехом пользуются
У наших зрителей  научно-популяр-
ные видовые фильмы,  показываю-
щие природу в ее величественной
красоте, огромные естественные 00-
гатетва страны, особенности и. эко-
номическое значение отдельных
районов. Такие фильмы представля-
ют большой научный интерес.
	Можно ли допустить, чтобы: в
фильмах о природе, в условиях кото-
Рой развертывается творческая дея-
тельность совстекого человека, сам
	я человек — отеутетво-
м фильме вал? Конечно, нет! И
Auentea потому = неверными
	Oo at PU AY 4 et at bw 4194
утверждения некото-
рых кинематографиетов, будто чело-
век может быть показан только
в документальном фильме и что по
этому признаку определяется некий
водораздел между жанрами докумен-
тальным и видовым.

Наша: кинематография уже нако-
пила известный опыт работы нал ви-
довым жанром. Создан ряд интерес-
ных и содержательных фильмов,
сформировалась значительная грун-
па творческих работников, овладев-
ших мастерством этого жанра. Олна-
ко глубокого анализа созданных кар-
тин, теоретических выводов еще He
сделано. Порой выдвигаются проти-
воречивые утверждения, не лающие
правильного понимания. содержания
И задач видового и документального
фильма. На заседании Художествен-
ного совета при Министерстве кине-
матографии. СССР, где обсуждался
этот вопрос, некоторые товарищи по-
пытались сформулировать основные
критерии определения жанровых о6о-
бенностей. Так, нанример, В. Шней-
деров. заявил:

«Между этими двумя жанрами
имеется существенное, глубоко прин-
ципиальное различие. Хроникально-
локументальный фильм должен по-
казывать события текущей жизни.
Основной упор в нем делается на по-
каз событий и конкретных людей,
участвующих в этих событиях. Bu-
довой фильм должен показывать гео-
графическую среду в ее взаимодей-
ствии © человеком. Основной упор
злесь лелается на показ ландшафта,
возникающего, как результат  взаи-
	модеиствия природных факторов и
труда человека».
Б. Агапов. пытаяеь определить
	особенности. жанра видового фильма
	Велико значение в видовом. филь-
‘ме и музыки. эмопионально лопол- о
	няющей содержание фильма. Нэод-
	ходимо привлекать ЕУУПНЫХ КомМПо-
	SHTOPOR ATA написания . музыки Е
Бидовым фильмам.

Есть еще немало недостатков в на-
них виловых капугинах и киноочер-
	ках. Но при всем TOM советекие
видовые картины и киноочерки
неизмеримо выше фильмов этого
же жанра, создаваемых  буржуаз-
ной и в первую очередь аме-
риканской кинематографией, при-
	крывающей экзотикой виловых филь-
мов жестокую колониальную полити-
ку порабошения народов. Принцип
капиталистической кинематографии
— полное отсутствие достоверности,
TOR, преследующая опоелеленные
	цели: своыть глубокую нишету и
	страдания люден. За внешней еозер-
цательноетью и красивоетью  про-
ступает явная пропаганда `колони-
заторекой политики империалистов,
изображаемых в виде добрых  дядю-
	шек, гуманных «благотетелей» пэ-_
	рабощаемых ими народов.

Нант советский видовой Фильм
принципиально отличается ‘от. бур-
жуазного прежде всего тем, что он
показывает свободного человека и
свободную землю. Если в локумен-
тальном фильме мы рассказываем 0
человеке, показываем его творческий
труд, наиболее интересные, наиболее
яркие эпизоды ето жизни. то затача,
	видового фильма — показать красо-_
	ту природы, ее роль в созидательной
деятельности человека, с тем, чтобы
и в этом жанре утверждать величие

нового общественного erpos,
Партия и правительство. прилают
большое значение видовым и локу-
ментальным фильмам. В этом пу
наша кипематография лолжна  лать
советскому зрителю 45 таких кар-
тин. Большая, ответетвенная ‘задача
поставлена перед советскими кине-
матографистами. На решение ее дол-
жны быть мобилизованы лучшие
творческие силы документального и
научно-популярного кино.
Н. СЕМЕНОВ. °
	неверными   «Днепре» есть по крайней мере две
прелетавляются  нам Темы или, лучше сказать, возможны
	два подхода в теме.

Первый метод — отобразить об’ект
человеческой деятельности и резуль-
тат этой деятельности, т. е. приро-
ду, богатства недр, глубин, флоры,
флуны, творения  человекл, замет-
ные, вихимые в картине природы, —
рудники, заводы, мосты, каналы,
сады... словом, ту «вторую природу»,
автором которой является человек.

‚ Второй метод — показать челове-
ка и его деятельность. В этом случае
природа и. ее богатства — пейзаж,
растительный и животный мир —
интересуют нае лишь в той мере, в
какой они подвергаются воздействию
сознательной деятельности  челове-
ка, являются об’ектом человеческоге
тра и творчества».

В. Шнейдеров и CB. Aranos стоят,
в сущности, на одной и той же ло-
зиции, которая заключает в себе не
совсем правильный подход в изобра-
жению нашей действительности.

Тов. В. лан, который пыталея
определить особенности и метод изо-
бражения действительности в этих
произведениях, мне кажется, бли-
же к истине. Он утверждает, что «рез-
кой и непроходимой грани между ви-
довым фильмом и документально-хру-
никальным очерком нет и не может
бытв, ибо прежде всего едино. содер-
жание жизни, которую они отража-
ют. Следует лишь говорить © разно-
сти подхода к этому содержанию, вы-
текающей из разницы стоящих пе-
ред ними задач».

Существо дела заключается в том,
что, действительно, нельзя провести
отчетливой грани между жанром ви-
хового фильма и жанром фильма ло-
кументального. В поисках глубокого
принциниального — различия этих
	жанров можно потерять самое глаАВ-
	и киноочерка, говорит: «На первый   ное, характерное для нашей эпохи, нас важно прежде всего паказать со-
взгляд может показаться. что такие   определяющее ее стиль,—централь- ветекого человека как хозяина при-
	темы, как, например, ‹Белое море», ную мысль о том, что советский че- роды.