СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Искусство в странах народной демократии
		``” Недавно румынские зрители уви-
дели новое произведение талатливо-
го драматурга — пьесу «Огненная
крепость». Вак и «Шахтеры», «0Ог-
ненная крепость» показывает людей
труда, отдающих все свои силы и
энергию строительству социализма.
Ев герои борются с изменниками и
предателями своего народа. Местом
действия своего нового произведения
М. Давидоглу избрал металлургиче-
ский комбинат в Решице. Несмотря
на невоторые слабости в сюжетном
	построении пьесы и не совсем чет-
	кое раскрытие основного конфливта,
	«Отненная крепость» являетея до-
	стижением. новой румынекой драма-
тургии, ставшей на путь показа лю-
дей труда.

Почти одновременно с появлением
«Отненной кгопости» на сцене На-
ционального театра в Бухаресте была
поставлена пьеса Марии Бануш
«Светлый день». Талантливая поэ-
тесса М. Бануш, впервые выступаю-
щая в драматургическом жанре, из-
‘брала темой своей пьесы созлание
		кооперативных хозяйств в румыч-
	ской деревне. «Светлый день» —
первая румынская пьеса на эту те-
My.

Центральное место впьесе вани-
мают образы коммунистов—Марина,
Томз, Нягу, представителя ЦВ Ру-
MEIHCEOH рабочей партии Тудора
Бекша. Они вэдут раз’яснительную
работу среди крестьян, на конкрет-
ных примерах покозывают преиму-
щество сельскохозяйственной коопе-
рации. Несмотря на противодействие
и прямые преступления кулачества,
светлый день наступает — креетья-
не 0б’единяютея. «Вы расскажете об
этом светлом дне евоим детям, —
говорит в конце пьесы Тудор Бокта,
— а ваши дети расскажут своим де-
pam. Korga BH обратитесь мыеленно
в прошлое, вам трудно будет пове-
рить, что 910 тяжелое прошлое было
дейстрительностью».
	Мария Бануш сумела полнять
тему, близкую широким  маесам
крестьянства, внимательно изучила
их жизнь и поэтому ей удалось прав-
диво и убедительно ноказать классо-
вые сдвиги, происходящие в румын-
ской деревне.
	Велед за М. Бануш пьесы о социз-
листическом преобразовании деревни
были закончены и рядом лругих дра-
матургов. В ближайшее время наме-
чено осуществить постановку пьес
А. Сахигиана «Георге», Г. Мартиню-
ка  «Костако. Бэлан все понял»,
	П. Пукача «Анна» и других.
Новые герои прочно занимают
место на сценах румынских театров.
°°
	Артисты, лауреаты Димитровской премии (слева направо): Крыстю Са-
рафов, Ирина Тасева, Иван Димов.
			Высокая награда
	народа
	Возрождение пскусства мастеров
смычковых инструментов
	Распространение подобных взгля-
лЮВ вызвало пренебрежительное OTHO-
шение к кадрам скрипичных масте-
ров. Ни руководящие HERYCCTBOM
ортанизации, ни ®дминистративные
‘работники скрипичных ’мастереких
не считалиеь в индивидуально-твор-
ческими условиями работы в НИХ,
ориентировали мастеров на ремеслен-
ничество.

За последние 15 лет, несмотря из
™, Что многие мастерские из-за
неумелого руководства распались, не-
смотря на то, что некоторые <пособ-
ные. мастера во время Великой Оте-
чественной войны, сражаясь на фрон-
тах, отдали жизнь за счастье люби-
мой Родины, искуество создания
	смычекювых инструментов накаплива-
	#0 силы, рад молодых мастеров совер-
шенствовал опыт, технику, знания и
художественный вкус.

Такие мастера, как Горшков и До-
бров в Москве, как свердловчанин
Кылосов, ленинградец Кривов, Вити-
ин из Львова, достигли несомнен-
ных успехов; их инетрументы пре-
красно звучат, имеют отпечаток яр-
кой индивидуальноети авторов. Воз-
родить в полной мере русское екри-
пичное искусство требует настоя-
тельно сама жизнь; € каждым дчем
все более расцветает культура совет-
ских народов, возрастают потребно-
ети советских музыкантов в высоко-
качественных концертных инетру-
ментах. 06 этом уже: неоднократно
напоминали в печати выдающиеея
деятели советекой музыки.
	Недавно в жизни наших мастеров
произошло знаменательное событие.
Они получили свою собетвенную
творческую организацию — Совет
мастеров смычковых инструментов.
Этот о совет ‘работает при  Глав-
ном управлении музыкальных учреж-
дений Комитета по делам искуветв
при Совете Министров СССР. Он при-
зван координировать и об’единять
творческие усилия мастеров.

В совет входят старейший русский
мастер-художник Т. Подгорный, из-
вестные мастера-реставраторы Г. Мо-
розов и Н. Фролов, мастера Я. Косола-
пов, C. Добров, Л. Горшков, Н. Дуби-
нин, Д. Яровой. Предеелатель совета
— извеетный специалиет по ‘теории
построения высококачественных
смычковых инструментов профеесор
А. Рождеетвенекий.

Много работы предетоит проделать
совету, чтобы обеспечить подлинный
расцвет советского мастеретва смыч-
ковых инструментов.

Успешное выполнение этой задачи
5 значительной степени зависит от
практической поддержки, которую
должен оказывать совету Комитет по
делам искусств при Совете Миниетров
СССР. Необходимо, чтобы Комитет без
задержки снабдил мастеров высокока-
чественными материалами, совершен-
ным инструментарием и помещением
для работы.

Сбывается мечта двух талантли-
вейших мастеров — классиков ис-
кусства построения емычковых ин-
струментов — Ивана Батова и Ана-
толия Лемана, вею жизнь мечтавших
0 «золотом веке» русской скрипки!

Денис ЯРОВЗОЙ,
скрипичный мастер.
	и ЦИРК

Тонкое и сложное мастерство изго-
товления концертных емычковых ин-
струментов еще в давние времена до-
стигло в нашей стране большюго во-
`вертненства;

Величайший русский скрипичный
мастер, крепостной” графа Шере-
метева, Иван Андреевич Батов созда-
вал инструменты, которые еще при
‘его жизни, в начале прошлого века,
высоко ценилиеь. Нз них играли вее-
мирно известные виртуозы: скрипачи
Хандошкин, Роде, Хипинский, вио-
лончелист Ромберг и ‘другие. Батов
получал заказы на изготовление ин-
‘струментов “из многих стран Европы
	CTPYMCHTOR U3 MHOTHX CTDAH евроны
и ‘Америки.

На грани ХХ—ХХ веков в России
работал друшой замечательный ма-
` стер — Анатолий Иванович Леман.
`Это был человек больших епособно-
стей, разностороннего образования.
Он боролся е низкопоклонетвом му-.
зыкальной интеллигенции дореволю-
ционной Росеии, вв признававшей
скрипки, виолончели, альта, сделан-
ных замечательными русскими ма-
	стерами, преклонявшейся перед ино-
земными, порой очень посрелствен-
ными, инетрументами. :

Кипучая деятельность Лемана про-
будила у многих интерес в русской
скрипке. Появились новые прекрас-
ные мастера. Еще до первой империа-
листической войны. «пятерка» рус-
ских мастеров смычковых инструмен-
тов обращает на себя заслуженное
внимание передовой музыкальной
общественноети Bak русской, так
и иностранной. Это. были: сам Леман,
Витачек, Полгорный, Томашев и
Мазъяненко. Значительных успехов
добиваются‘и мастера Феофанов, Лип-
ский, Ушаков, Падалка, Злочанекий.
Но деятельность их была разрозне-
на. В то время не могло быть и’ речи
о создании среди мастеров атмосферы
взаимного доверия,   об’единения их
знаний и опыта. Только после Вели-
кой Октябрьской ‘социалистической
революции сложились условия для
развития этого выбокого искусства в
нашей стране.
	В 1921 пюду Т. Подгорным была
организована первая в Советском
Союзе школа, скриничных мастеров,
вокруг которой были сгруппированы
лучшие мастера тех лет. Уже тогда
широкие ‘экспериментальные работы
и их обсуждение ‘лали возможноеть
вкриничным мастерам и ученым со-
здать крайне важные научно-теоре-
тические оеновы этого дела. Это не
Исключило, как многие тогда пола=
гали, а повысило индивидуальную
творческую роль мастера при еозда-
нии высокоценных концертных .ин-
струментов.  ,

Однако советским мастерам при-
шлось выдержать упорную борьбу
против упрощенческих теорий, серь-
езно мешавших созданию высококаче-
ственных советских емычковых ин-
струментов. „Поборники таких «тео-
рий» утверждали, что в есредневеко-
вые времена скрипка могла быть
произведением искусства, но теперь,
в век технического прогресса, изго-
товление скрипок, альтов, внолонче-
лей и контрабасов — уже не искус-
ство, & «инженерия».

а ‹

ЭСТРАДА

На-днях Государственное. учили-
ще циркового искусства выпустило
29 ‚ молодых. ‘артистов. ! В; числе
подготовленных номеров: «Акробати-
ческий вальс на’ проволоке», «В спор-
тивном зале», ‘спортивная сценка «Мо-
ряки на отдыхе», воздушный. номер
<Подкидная доска в воздухе». Эти но-
мера подготовили‘ режиссеры-педаго-
ти Н. Барзилович, С. Романов, И. Ма-

РР СВР Е ОЕ И ЛИ Е EE ДЕР ПРЕ ЗСО ТО
	ликов, Р. Грилье, Л. Зернова, Н. Бау-
ман.
	и не его одного. .Восмополитизм —
	уродливое порождение калтитали-
стической культуры, — “налагает свою
печать на творческую личность вые
дающегося художникз. Когла-то му-
жественный и жизнерадостный, про-
славлявшгий свой народ, ‘создавший
поэтические образы  материнечва,
любви, Вителанд обратилея к языку
ходульных символов и аллегорий,
сдобренных большой долей эротики
(работы 1930—1940 гг.).

Ето новые ‘навязчивые ‘образы:
драконы, обнимающие женщин, ко-
ротканогие бурши, утратившие  чер-
ты национальноети, своеобразия лич-
ности, Луховной жизни, обелиск, спле-
тенных тел, безнадежно стремящихся
пробиться к свету, й, наконец, TiLK
композиций, долженствующих a3.
бразить жизнь человеческую. Натура-
листически подчеркнут ее финал. —
старость, смерть, разложение. Тэко-
вы эти образы, попирающие челове-
ческое достоинство. Потеряв чувство
меры; Вигеланд ‘утратил и чувство
формы. Его поздние Вещи — претен-
циозная  декадентщина. Вителанд
умер ’в 1943 году, ‘исчерпав себя.
Творческий путь Вигеланда — свиде-
тельство кризиса, вырождения худо-
жественной культуры в современням
капиталистическом обществе. Худож-
ник редкой одаренности, он, тем не
менее, не смог противостоять всени-
велирующей стихии упадка и разло-
жения. Его искусство является ярким
примером творческой ‘гибели хутож-
ника, в °вовременном капиталистиче-
ском обществе; если он не ищет пу-
тей к народу; если ето не оплолотво-
ряют великие идеи Бовобожительной
борьбы:

Уже в творчестве крупнейшего жи-
вописца Норвегии 9. Мунка можно
видеть черты модерна, разрушавшего
его живое ощущение природы, сковы-
вавшего его фантазию, его огромное
чувство декоративности. Лучшие
создания Мунка — олиннахцать пан-
но в концертном зале универетгета
в, Осло. В этих произведениях еще
чувствуется реальный образ приро-
ды. в светлых, воздушных пейзажах
отражена красота фиордов. Девушки
и юноши тянутся к солнцу, пьют из
ручья — во вбам этом есть живая
красота, жизнералостность.
	ДЗАУДЖИКАУ. (Наш корр.). В сердце Кавказского хребта, в
узком Садонском ущелье, на высоте 1800 метров над уровнем моря
расположился шахтерский поселок Садон. Трудовые дела садонских
горняков славятся далеко за пределами Северной Осетии.

Показать свое искусство шахтерам сюда приезжают работники
театров, филармоний, эстрады. Здесь показывали свои спектакли

осетинский и русский драматические театры.
Недавно в гости к горнякам приехал Государственный симфониче-

ский оркестр Северо-Осетинской АССР. В его концертной програм-
ме были лучшие произведения русских классических и советских ком-
позиторов. Впервые в Садонском ущелье звучали торжественные зву-
ки первой осетинской симфонии композитора Татархана Кокойти.
Шахтеры горячо благодарили музыкантов за-концерт.
°
На снимке: концерт симфонического оркестра в Садоне (дири-
	заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР
	Фото А. Бернацкого.
	mop заслуженный ACRE FL
И. Аркин). .
	ния русской классики и советских
драматургов. На тезтральных о афи-
шах в Софии, Пловдиве, Сталине,
Byprace и других городах часто
встречаются названия пьес: «Врати»,
«Мещане», «Волки и овцы», «Горе
от ума», «Молодая гвардия», «Рус-
ский вопрос», «Заговор обреченных»,
«Великая сила».

Эти пьесы сыграли значительную
роль в становлении нового болгар-
ского театра, раскрыли перед акте-
рами широкие возможноети создания
спектаклей, зовущих трудящихся на
борьбу за построение социализма.
Вот почему многим актерам. создав-
иим яркие спеничеекие образы в
этих. спектаклях, были присуждены
Димитровские премии. ,

Блатотворное влияние советской
культуры сказывается в творчество
лауреатов ‘Димитровской премии.
Первенец болгатекой хуложественной
кинематографии фильм «Валин
Орел», пьесы Орлина Василева «Тре-
Bora» и Камен Зиларова «Царская
милесть», картины народного худож-
ника Христо Станчева и мастера по-
пититеекой карикатуры Илии Беш-
вова — свидетельство больших ус-
пехов, достигнутых мастерами ис-
кусств свободной Болгатии.
	Новые герои
	Новые темы и новые герои нри-
шли на румынскую сцену. Заелу-
женной популярностью среди зрите-
лей пользуютея о пьесы одного 113
крупнейших современных ‘драматур-
гов Румынии Михаила Давидоглу,
удостоенного недавно премии в Ру-
мынской Академии наук. Его пьеса
«Шахтеры», рассказывающая о жиз-
ни горняков долины реки вину, о их
борьбе за высокую  производитель-
ность труда, .была поставлена во
многих тедтрах республики.
	Активное ‘участие в строительстве
вовой жизни Болгарии принимают
мастера культуры. Никогда еще в
этой стране не было столь  благо-
приятных условий для развития на-
ционзльного искусства. Никогда еще.
болгарские художники и музыканты,
нисатели и зодяие не имели таких.
широких  Творэ»ских возможностей.

«Мы помогаем людям искусства,

= говорил вождь болгарского народа.
‘`Теоргий Димитров на праздновании
юбилея народной артистки Адрнаны
Кудевекой, — поошряем их. дарова-
виз в деле построения социализма в
нашей стране. И это будем оеу-
`ществлять все больше и больше, по-
“TOMY что мы глубоко сознаем: мы,
вышедшие из народа, из низов, —
должны это открыто сказать, —
лучше всего можем оценить. каким
великим и необходимым благом яз-
ляется искусство для народа».

Благоролной цели развития на-
циональной культуры служит еже-
годное присуждение почетных Дими-
тровских премий, учрежденных B
мае 1949 года. Ими отмечаются вы-.
лающиеся достижения в области на-
уки, изобретательства, рапионализа-
пии, литературы и искусства.
премии свидетельствуют о той забате
и внимании, которыми  болгасская
коммунистическая партия окружает
нредставителей молодой социалиети-
ческой культуры, поставивигих своей
целью служение интересам народа.

Состоявшееся` недавно присужде-
зие Димитровских премий явилось
‘поллинным праздником болгарского
искусства; активно помогающего делу
строительства социализма в Болга-
рии. Среди деятелей болгарского ис-
‘кусства, удостоенных звания лау-
резтов Лимитровской премии, мы на-

‚ходим имена замечательных мзете-
ров — актеров, художников, скуль-
еторов, музыкантов, драматургов,
‘многие из которых знакомы совет-
СкИМ ЛЮДЯМ.

Димитровские премии присуждены
композитору Любомиру Шипкову за
оперы «Девять братьев Янины» и
&Мончил», композитору Панчо. Ваа-
дигерову за рапеодию «Вардар», на-`
пиональные танцы и другие инстру-
ментальные произведения, Святоела-
ву Обретенову за кантату «Партиза-
ны», симфоническую поэму «Балкан
поет» и ряд массовых песен. Высокой
народной награды удостоена большая
труппа артистов софийеких и. пери-
ферийных театров. В их числе —
народные артисты Иван Димов,
Врыютю Сарафов, заслуженные ар-
тистки Ирина Тасева, Зорка. Йордано-
ва; Елена Хранова и многие другие
мастера- сценического. искуества, OT-
дающие свой талант укреплению
реалистических традиций болгарско-,
го театра.

-B Болгарии огромной популярно-
стью пользуются прочно вошедшие в
репертуар театров страны произведе-
	Be Te п Ч ae.

Передвижная мастерсная армянеких художникоя
	План поездок, передвижной мастер-
ской художников Армении обсуждал-
ся долго и горячо. Сейчае марпгрут
уточнен и утвержден. Хлопководче-
ский колхоз, виноградарекий совхоз,
келезнодорожное депо, выеокогорные
пастбища, медные рудники — везде,
тде кипит жизнь, везде, где чувет-
вуется радость свободного труда, по-
бывает за лето эта единственная в
своем роде мастерская. Руководитель
мастерской народный художник
Г. Гюрлжаян расеказывает:
	— Нужно, чтобы художник был
ближе в жизни. Нельзя создать pea-
листическое полотно, сидя в мастер-
ской. Необходимо выезжать на про-
мыиленные предприятия и в колхо-
зы, встречаться с людьми, на месте
делать зарисовки. Эти цели и нрееле-
дует нална передвижная мастерская.
К тому же, переезжая е-места на мее-
то. мы знакомим трудящихся с луч-
шими произведениями изобразитель-
ного искусетва.
	Передвижная мастерская художни-
ков Армении существует шесть лет.
За это время в поездках приняло
участие 216 живописцев. Все худож-
ники, побывавшие в экепедициях,
обогатили свое творчество зрелыми
реалистическими произведениями,
правдиво изображающими жизнь ©9-
ветекой Армении. Ими написано 850
портретов, более тысячи произведе-
ний, показывающих труд рабочих и
колхозников, 500 бытовых ецем,
1700 пейзажей, около 450 различ-
ных зарисовок — всего четыре с по-
ловиной тысячи работ. За то же вэе-
мя выставки мастерской, оргапизо-
ванные в 88 пунктах республики,
посетило более 110000 человек. С
новыми о произведениями искусства
впервые познакомились жители от-
даленных сел республики.
	В шоездках передвижной мастер-
ской принимали участие и художни-
ки братских республик. Так, напри-
мер, вместе с художниками Армении
работали представители  Эетонии.
Эстонские художники исполнили бо-
лее 300 работ, больнтинство из кото-
	заже Норвегии поражает отсутствие
живописных селений. Жилища людей
стоят обособленно друг от друга п не
вносят заметного оживления в пей-
заж. Дома на протяжении всего пути
Осло — Тронхейм повеюду скучно-
одинаковые, стандартные, крытые
серым пеифером или красной чере-
пицей, _

Тронхейм славится собором. осно-
ванным в [Х веке. Его нынешний
вид — результат капитальной ре-
ставрации в 60 — 70-x rovax XIX
века. В настоящее время проводится
новая реставрация собора. под_руко-
BOICTBOM архитектора Xeare Tune.
Видно, — что архитектор — эн-
тузиаст своего дела, работает е увле-
чением (тем более, что это peanut
случай в Норвегии-— получить от-
ветственную архитектурную работу).
Однако поражает «обективиестсекий»
характер его изысканий. Зодчий-нор-
вежец тщится во что бы то ни стало
разыскать и выявить черты антлей-
ской готики, В то время кзх горазло
интерэснее (м спразедливее с точки
зрения ‘истории норвежского народа)
возможно полнее осмыелить и рас-
крыть своеобразные национальные
черты памятника, пережившего мно-
го перестроек и злоключений.

Вблизи собора под сенью деревьев
— скульптурная группа, которая не-
вольно останавливает внимание про-
хожего: изображена женщина. при-
жимающая к себе ребенка. На, этом.
месте похоронен прах восемнадцали.
коммунистов, замученных ‘фаши-
стами в скорбные хнн оккупации. В.
этом памятнике есть ‘та’ простота и
человечность (автор Ж. Лейрлат). ко-
торые, как правитю, отсутетвуют Ро
многих монументах. поставленных в
Норвегии 3а, послетнее время. _

Fd .

Каждый из Hae — участников
«Недели дружбы» е Советеким Con-
30M — особенно интересовалея той
стороной норвежской культуры, ко-
торая тесно связана © его специзяк-
	рых были экспонированы на выстав-
ке в Таллине и затем в Москве.
Еще более обпеирен план деятель-
ности передвижной мастерской на
1950 год. В поездках предполагается
участие десятков художников. Мас-
терская-выставка, побывает на заво-
дах города Вировакана, у железнодо-
рожников депо. станции Санаин, в
районах насаждения субтропических
культур, на предприятиях Фени-
накана, на местах добычи туфового
камня, в высокогорной обсерватории
Академии наук Армянской ССР, на
медеплавильном заводе, У передовых
хлопкорюбов республики.
	В этом году решено впервые вы-
ехать за прелелы реепублики.
	Свой первый выезд мастерская со-
вершил& в Гори, на родину великого
Сталина. За время пребывания в Гори
художники нанисали 160 этюдов,
сделали зарисовки исторических мест
города, связанных © — жЖизныю
товариша Й. В. Сталина.
	В. етолице Грузии мастера изобра-
зительного искусства Армении 0емо-
трели выставку работ грузинских
художников, посвященную семидеся-
тилетию CO дня рождения товарища
И. В. Сталина. Состоялась встреча
художников двух рееснублик. ‘Заелу-
женный деятель искусств Грузин-
ской ССР Ш. Мамаладзе, наролный
художник Армянской ССР Г. Гюрд-
жян, народный художник Грузинской
ССР У. Джапаридзе и другие расскз-
зали о своих творческих планах. На
встрече был заключен логовор © ео-
дружестве художников Грузии и Ар-
мении.
	успешная работа передвижной
мастерской художников Армении по:
показала, что только в Советской
стране возможно осуществить мечту
крупнейших художников прошлого
коллективном творчестве и широкой

демократизации изобразительноге
искусства. у
Ю. МАРЯН.

ЕРЕВАН. (Наш корр.).
		ностью. `Важдый из нас выступал е
докладами, освещающими близкую
ему область советской социалисти-
ческой культуры.
	Но такова уж современная 06-
щественная атмосфера, такова Ha-
сущная` потребность трудящихея, что
все, о чем, бы они ни говорили ‘с
трибуны в’езла, упирается теперь в
вонрос 0 мире, который нужно  0т-
воевать. защитить.
	Докладывал ли проф. В: Столетов о
науке в СССР, звучали ли в замеча-
тельном чтении А. Твардовского его
прекрасные стихи, самым своим муз
зыкальным ритмом доходивишие до
сердца, слушателей, даже не знавнгих
русского языка, сообщала ли я о по=
слевоенном этапе советского изобра-
зительного искусства, каждый раз
естественно возникал разговер о ми-
ре, о необходимости активно защи-
щать мир, ценноети культуры, твор-
чество человеческое, будущее наших
детей.

И при этом столь же естественно и
закономерно в речах и мыслях люлей
	возникал. 00раз Советекой страны.
	для которой мир и культура, мир и
свободный творческий труд на, благо
народа — два понятия, неразрывно
друг с другом связанные. В row
микой Отечественной войны все-
мирное обаяние и авторитет нашей
Родины определялись тем. с каким
всенародным упорством, героизмом,
самоотвержением она сражалась и
побеждала врагов, посягнувших на
ее честь и свободу. В годы мирного
строительства’ ее обаяние для чест-
ных людей всех. стран опрёделяетея,
прежде всего, тем, что она является
убежденным, бескорыетным и ав-
тивным знаменобцем мира.
	Советский человек пересекает ру-
бежи СССР с чувством _ законной и
волнующей гордости за свою  совет-
скую Родину, и это чувство растет и

яется с каждым днем пребывз-
ния на чужбине. :
		Балетный отдел Московской эстра:
ды под художественным руководством
Суламифи Месерер в ближайшее вре-
мя покажет ряд новых танцев: «Встре-
ча на фестивале» (в постановке В.
Бурмейстера), «Юность мира» (поста-
новка Б. Борисова), «Белая береза»
(постановка Р. Захарова), «Советская
семья» и «Свадебная русская пляска»
(в постановке К. Голейзовского), «Се-
стрица Аленушка и братен Иванушка»
(балетмейстер В. Варковицкий) и др.
	Во многие работы Мунка, прелетав -
ленные в Национальном музее, сухи,
манерны. Люди на них изображены
безликими. № сожалению, именно эти
стороны творчества Мунка, а не его
мощный темперамент, не его непо-
средственное чувство природы в ее
национальной характерноети наш-
ли себе развитие в творчестве совре-
менных модерниетов.

Наиболее одаренные и прогрезгив-
ные хуложники Норвегии — Пер
	por, Финн Фоборт. и ряд других —
	стремятся вырваться из порочного
круга случайных сюжетов, поверх-
ностных впечатлений. декоративной
условности. В иных пейзажах Пера
Куюга отражен жизнералостный  05-
раз норвежекоге лета, цветущего
луга. Одну из своих картин iy-
дожник посвятил тяжелым дням
жизни в о гитдеровеком конилаге-
		Драматург Мария Бануш беседует с рабочими бухарестской прядиль-
нсй фабрики о своей новой пьесе. -
		вежцы создают гораздо бельше духов-
ных ценностей, чем другие нации, и
накладывают свою печать также и
на пругие литературы, в том числе и
	на немецкую».
	Из порвежских
_виенатлений
	 ’`Ирибыв в-0сло, мы
возложили венок к

подножию

памятни-

o>
Наталия СОКОЛОВА
roy

муся гитлеровцам, —
пример глубочайшей
связи, которая суще-

о аль Р
	ка советским воинам,

павшим за освобождение Норве-
гии. Памятник сооружен по проек-
ту норвежского скульштора Воль-
feps Жюэль Cépauc. Когда бы
вы пи пришли к памятнику, вы най-
лете свежие цветы, положенные к его
подножию заботливыми руками 0е3-
вестных норвежских друзей. Памят-
ник прост ‘и благпороден: на сером
светлом гранитном постаменте. при-
слонившись к невысокому обелиску,
стоит скромный и мужественный со-
ветекий боец.

Советские воины! Бак часто во
впемя налтего пребывания в Норве-
тии мы слышали из уст норвежского
нарола слова благодарности пю их ад-
ресу! Нам говорили об их доблести, о
гуманном отношении к людям, о 0ес-
примерных подвигах. Нам рассказы-
вали. взаимной дружбе, связывав-
шей простых норвежцев с русскими
солдатами. которые пришли в Норве-
гию в камый тяжелый нериод ее
истории.

Норвежцы, которые не знали рус-
ского языка, стремясь выразить свои
дружеские чувства, говорили священ-
	ные длЯ нае слова — «олалинграт»,
	«Ленинграл»! Слова эти. не знающие
рубежей, стали символами. Когда я в
хоклале рассказала о том, как _ заме-
чалельный советский ученыйи музы-
кант академик. Б. Асафьев писал кни-
гу 0б Элварде Гоиге в тяжелые. дни
блокалы Ленинграла, ко мне обраша-
лись лесятки люлей < просьбой при-
слать им эту внигу.

Книга о замечательном норвежском
композиторе; написанная В толы Ве-
ликой Отечественной войны в Ленин-
грале и посвященная  геронческому
норвежекому народу, сопротивлявше-
	Окончание Начало см. №:40 «Со-
ветского искусства».
		«Советское искусство» выхолит
по вторникам и субботам.
	М ствует. между пробле-
мами культуры и борьбой е поджи-
гателями войны. Это пример уваже-
ния в высоким образцам духовной
культуры других народов, неот емле-
мая черта социалистического общеет-
ва. Б. Асафьев продолжил ту тради-
цию глубокого понимания и высокой
оценки Грига, которая связана с
именем великого современника И
друга Грига — Чайковекого.

В олин из первых дней нашего
пребывания в Осло мы возложили ве-
нок, на могилу великого писателя Нор-
вегии Генриха Ибсена.

Елалбище, где похоронен Ибсен, —
пантеон норвежской культуры
века, периода ее расцвета. Здёеь по-
хоронены и другие вылающиеея гу-
манисты этой эпохи. Сели них Норл-
	paak — автор норвежекого  нацио-
нального гимна. Надгробие  Норл-
рааку. умершему ‘в юности, — это
	большюй валун. каких много в Нор-
вегии. К этому камню округлой фоо-
мы не прикаеалаеь рука скульптора.
Вак бы сама природа, отметила место,
тде покоится безвременно  скенчав-
шийея гениальный. сын. Норвегии.
	^ =

Удельный вёе изобразительного ис-
кусствь в хуложественной культуре
Норвегии очень велик. Обтирный
музей народного творчества, захваты-
вающий большую территорию и ларк,
гле размещены бревенчатые — избы
ХУН зека со всей утварью, евиде-
тельствует 0б исключительной ода-
ренноети народа. Народ заслужил вы-
сокую оценку, ханную Энгельсом нор-
вежской литературе второй половя-
ны ХХ века. 5 июня 1890 года Эн-
гельс писал Паулю Эрнету: «...за
последние двадцать лет Норвегия пе-
режила такой расцвет в области ли-
тературы, каким не межет гордитьея
ни олна страна, кроме Росвии... нор-
	Норвежская национальная галле-
рея свидетельствует, что вторая по-
ловина XIX еек» ознаменовалась
созданием и быстрым расцветом изо-
бразительного искусствх Норвегии.
Именно тогда создалась школа пейза-
жа, в котором нашла свое отражение
суровая и своеобразная природа, Чор-
вегии. Живопись 70—80-х годов
знакомит и с жизнью народа, пре-
имущественно крестьянства, которое
не знало крепостного ярма, она’ осве-
щает типический облик, характер,
быт народа.

Разнообразны и интересны скульп-
туры С. Синдинга (80-е годы), пи-
тавшего приетраетие к сильно драма-
тическим сюжетам, ранние произведе-
ния Вигеланда, который создал гал-
лерею портретов выдающихся деяте-
лей норвежской культуры. Прекрас-
ный бюст  Бьернеона и памятник
	Хх Нордрааку работы Вигеланда в олном
	из скверов’ Осло — образец тлубоко-
го. психологического раскрытия. лич-
ности. Внимание посетителя талле-
pelt приковывают и лирические груп-
пы Вителанла. особенно. изображения
матери с ребенком.

Каждый, кто будет интересоваться
вашим мнением © современном нор-
вежском искусстве, обязательно стро-
сит вас о Вигеланде. Художник боль-
щого Таланта, мыслитель, Витетанд
в молодости создал ряд превоесхоляых
композиций. Женщина-маль, ласкаю.
щая ребенка, лети BCeX возрастов,
юноши, старцы, поэты в минуты
творческого раздумья — целая галле-
рея характеров, душевных ебстояний,
почти всегла своеобразных и значи-
тельных. Bee свои  произвеления
скульптор подарил Оело. Ранние про-
изведения хуюжника — украшение
галлереи и музея его имени.

Но вот Вигеланд входит в орбиту
перекрестных влияний Мюнхена и
Парижа, упалочного западного ис-
кусства. И художник все более отры-
вается от родной почвы. Отиль м№-
дерн, заполонившгий Скандинавию на
рубеже ХХ-ХХ веков. сыграл роко-
BY роль в творчестве Вигелаита. ла
	Судя по его картинам, по ео 0б-
щественной зкТИвнНОСтТи. Финн Фоборг
особенно глубоко ощущает протието-
речия капиталиетического общества,
Многие его работы рисуют ужагы им-
нерназистической войны,  трагиче-
ское одиночество человека в капига-
листическом городе...

fo rex mop, moka прогрессивные
хуложники Норвегии не преодолеют
глубокого разрыва, который cymecr-
вует между их прогрессивными убеж-
дениями и реакционными творчески-
ми метолами, до тех: пор они не смо-
гут вырваться к полноценному твор-
честву. у
И **

Весна ‘убывала по мере налтего нро-
движения с юга на север страны по
железной лороге 0ело— Тронхейм. На
горах лежали пласты енета. В Трон-
хейме нае встретили мрачное небо,
мелкий холодный дождь. едва расиуе-
кающаяея зелень. Ланлшафт горной
	Порвегии с массивами елей. с харак-
	терным рисунком елок и сосен, влруг
отделивнтихся от лесного массива. е
озерами, отражающими бледное небо
и уступы густого леса, невольно при-
ВОДЯТ на память северные пейзажи
Нестерова и Васнецова.

Поднимаясь pee выше, поезт воемя
от времени скрываетея в туннелях,
минует шахтерские поселки, рудни-
ки. Русского человека в пей-

ee
	В. АЛЕНСАНДРОВ, В. Н. ВЛАСОВ.
	главного редактора),
К. И. ТРАПЕЗНИНКОВ.
	Sax № 1844.
	Главный редактор С. Б. СУТОЦНИЙ.
	Редакционная коллегия: Г.
	 . В. ЖУКОВ, П. Н. ИВАНОВ (зам.
А. А. ИКОННИНОВ, С. В. МИХАЛКОВ.
	Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры--К 4-15-66; отделы театра, корресповдентской сетн—К 5-45-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусств — К 1-45-08
	Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.