о ©
	COBETCKOE HCKYCCTBO
	Заседания. Верховного Совета РСФСР
	Прения по донладу о Государственном бюджете РОФСР на 1350 год
H 06 исполнении Государственного бюджета РОФСР за 1943 год
Речь депутата А. М. Герасимова —
		мое Уолл-стритом, служащее интере-
сам капиталистичееких монополий,

Не ›случайно, конечно, американ-
ские резкционеры превозносят до не-
бес’ «искусство», пронизанное духом
человеконенавистничества, восце-
рающееё смерть,” ‘разрушение и ма-
разм. Такое искусетво нужно им
TIM Тото, чтобы ослабить сопротив-
ляемость народов, подготовить набе-
ление своей страны к Новой войне,
планы которой они разрабатывают.
Большим покосзительством пользу-
ются в Америке ге художники, кото-
рые в своих произведениях ‘пропаган-
	тируют атомную бомбу. № таким
«мастерам искусства» отвосится
жалкая безларность, безродный кос-
	мополит, продавигиися змеривановия
миллиардерам Сальвадор Дали, на-
писавший картины «Атомная Теда»
и «Атомный Нерон».
Прогоессивные деятели искусства
в странах капитала, истинные ху-
ложники, поборники мира и дружбы
между народами не могут оставаться
равнодушными 5 тому, что искус-
етво, призванное. служить светлым
изедлам человечества, подчиняется
	интересам америванеких ноджигате-.
	лей новой войны. Вартины, прослазв-
ляющие атомную бомбу, налисанные
в утоду Уолл-стриту, вызывают
страстный протест у. каждое eCT-
ного человека. Bee прогрессивные
хуложники энают, какое великое
значение имеет искусство для вос-
питания в народе лучших и. благо-
родных черт человека. Это. сознание
приводит их в лагерь могучего XBA-
жения сторонников мира. Tor xy-
дожник, кому дозоги интересы своей
страны, своего народа, всетда нахо-
дит своим творчеством путь к серд-
цам пгироких масе и помогает им ит-
ти к лучшему будушему, в счастью
мирного труда и дружбы народов.

Советские художники, в CBOEM
творчестве пропагандирующие ми-
ролюбивую политику, уверены в
том, что все честные. художники ми-
ра найдут лостойное место в. благо-
родной борьбе всего свободолюбиво-
то человечества за мир во всем мире,
подобно тому, как нашли его замеча-
тельный невец Поль Робсон, пивате-
ли Пабло Неруда и Говард Фаст,
французский хуложник-Андре Фуже-
Тон и многие деятели искусства Ев-
ропы и Америки,

Деятели созетекого искусства, по-
ставивитие свой творческий талант
на службу любимой Родине ий своему
наролу, на службу интересам всего
прогрессивного человечества, полны
уверенноети в том, что борьба про-
тив англо-американских империаля-
стов будет поддержана прогрессив-
ными художниками всего мира. На-
ши подписи под. Стокгольмеким BO03-
званием будут подкреплены большой
творческой работой в пользу мира.

Священная битва за прочный мир,
за безопасность народов, за счастье
наших матерей. жен и детей будет
безусловно выиграна, ибо на знаме-
ни великой армии мира и демокра-
тии начертано имя вождя всего
прогрессивного человечества  —
Иосифа Виссарионовича Сталина.
Бурные эплодиементы).
	Кинофестиваль,
посвяшенный борьбе за мир
	Воспевая героический труд ра00-
чих и колхозников, советекие XY-
дожники вместе сео веем нашим нач
родом следят за международной o6-
становкой. Нет ни одного ‘междуна-
родного события, на которое не от-
ERTHEHYIHCS бы советские хуюжни-
ки. Живопиецы, графиви, < мастера
политической сатиры и карикатуры
считают ввоим священным долгом
повеелневно разоблачать англо-аме-
риканских полжигателей войны и
их пособников, срывать маску ли-
цемерия со звериного. облика импе-
риалистов. В произведениях наших.
Хуожников звучит голос советского
	человека, гневно  шюотестующего
против подготовки  имперчалийтами
новой войны, направленной na
	истребление миллионов людей.
Меткие, острые рисунки хулож-  !
ников, безжалостно.  бичуя  ангао-
змериканских поджигателей войны,
разоблачают нравы и порядки пре-  .
словутого  «американекого образа  :
			Тозалищи депутаты! С чувством
величайшей патриотической гордо-
сти воспринял советский народ 84-
явление Верховного Совета СССР o
солидарноети с Воззванием Поетоян-
ного комитета Вевмирного конгресса
‘сторонников ° мира о запрещении
атомного офужия, 0б уставовлении
строгого международного контроля за
соблюдением этого запрещения и об
об’явлении военным преступником
того правительства, которое первым
применит это оружие агрессии и
массового уничтожения людей.

Заявлекие Верховного Совета
СОСР целиком и полностью отвечает
жизненным интересам всего совет-
ского народа, ето стремлению к
прочному и длительному миру во
везм мире. Миролюбие — замеча-
тельная черта советского человека.
Она воспитана у него коммунисти-
ческой партией и великим Сталиным.
Это миролюбие нашло свое отраже-
ние и зв пифрах Государственного
бюджета СООР и в обсуждаемом бюд-
жете Российской Федерации.

Мы, деятели искусства каки
весь советский народ, горлимся тем,
что наш бюджет — эт0 бюлжет ми-
ра и процветания нашей  социали-
стической Родины, что государствен-
ные ередетва у нае идут на разви-
тие народного хозяйства, на даль-
	нейпший пол’ем культуры, науки и
	искусства, на повышение материаль-
ного уровня жизни советских лю-
дей,

Советский народ успешно решает
задачи послевоенного развития на-
родного хозяйства, неуклонно идет
вперед, по пути к коммунизму. Вето-
ственно, что он хочет видеть в про-
изведениях искусства свой великие
деяния, результаты своето мирного
труда на благо Родины и всего тру-
дящегося человечеетва. Это благо-
родное желание советских людей на-
ходит горячий отклик в сердцах co-
ветских художников, Эамечательные
победы советского народа на фронте
мирного труда воодушевляют совет-
ских мастеров искусства на новые
творческие достижения. Вея деятель-
ность советских хуложников, воспи-
танных великой партией Ленина —
Сталина, посвящена советекому че-
ловеку, созлателю всех материаль-
ных и духовных богатств нашей
страны.

Советским художникам  органи-
чески враждебны человеконенавиет-
ничество, национальная роэнь. ра-
совая ненависть, экеплузтация че-
ловека человеком. Все художествен-
ные выставки, прошелшие в нашей
стране в Послевоенные годы, были
посвящены мирному социалистиче-
скому строительству. Героями 1ро-
изведений советских художников
были и’ являютея переловые люди’
нашей страны — стахановцы, луч-
шие рабочие и колхозники, деятели
культуры, науки и искуества. С
кажлым годом вее больше появляет-
ся произведений искусетва, прослав-
ляюших мужественный образ созет-
	ского человека — творца новой жиз-
	AH, пламенного борца за мир, друж-
бу и сотрудничество между наро-
лами.
	к некоторым вопросам
	ASbI KO
		Крашенинникова!

Ответ товаришу Ё. Крашенинниковой
	волства». Был ли прав Н. Я. Марр,
причислив язык к-разряду орудий
производетва? Нет, он’был безуслов-
но не прав.
	Дело в том, что сходетво между
языком и орудиями пооизводетва
исчерпывается той аналогией, о Ео-
Торой я говорил только что. Но зато
между языком и орудиями производ-
ства существует коренная развица.
Разница эта соетоит в том, что. 00у-
IMA производства произволят  мате-
риальные блага, а язык ничето не
произволит или «произзолит» веего
лишь елова. Точнее гозоря, люди,
имеющие орудия производства, могут
производить матерлальные блага, но
те же люди, имея язык, но не имея
орулий производства, не могут про-
изводить материальных благ. Не
трулно понять, что’ если бы язык мог
производить ° материальные блага,
болтуны были ‘бы вамыми богатыми
люльми в мире.
	2. Вопрос. Марке и Энтелье опре-
деляют язык как «непосредетвенную
действительность мысли», как
«практическое... действительное
сознание». «Идеи. — воворит Маркс,
— не существуют оторванно от язы-
ка». В какой. мере, по Вашему мне-
нию, языкознание должно занимать-
ся смыеловой стороной языка, се-
мантикой и историчеекой семаеиоло-
гией и стилистикой, или предметом
языкознания должна быть только
форма? ]
	Ответ. Семантика (семасиология)
является одной из важных частей
языкознания. Смыелювая сторона
слов и выражений имеет серьезное
значение в деле изучения языка. По-
этому семантике (семасиолотии) дол-
жно быть обеспечено в языкознании
подобающее ей место.

Отлнако, разрабатывая вопросы
семантики и используя ее ланные,
никоим образом нельзя  переоцени-
вать ее значение. и тем более—нель-
зя злоупотреблять ею. Я имею в ви-
ду некоторых языковелов, которые,
чрезмерно ‘увлекаясь семантикой,
пренебрегают языком. как «непо-
средственной действительностью
мысли», неразрывно  ввязанной ©
мышлением, отрывают мышление от
языка и утверждают, что язык отжи-
вает свой век, что можно обойтись
и без языка.
	Обратите внимание на следующие
	‘елова Н. Я. Марла:
	терии» языка, свободного от «норм, чий, как и их семантика, являются
			общими для всех классов обще-
CTBA.
	Во-вторых, специфические слова
и выражения, имеющие Классовый
оттенок, используются в речи не по
правилам какой-либо «классовой»
грамматики, которой не существует
в природе, а по правилом граммати-
ки существующего общенаролного
языка.

Стало быть, наличие `специфиче-
ских СЛОВ, И. выражений и факты раз-
личия в семантике языка не опро-
вертают, а, наоборот, подтвержхают
наличие и необхохимость единого’ 0б-
щенародного языка.
	4. Вопрос. Б своей статье Вы 60-
вершенно правильно оцениваете Мар-
pa, как вульгаризатора. маркеизма.
Значит ли это, что лингвисты, в том
числе и мы, молодежь, должны 97бро-
сить все лингвистическое наследие
Mappa, у которого весе же имеетея
ряд ценных языковых исследований
(© них писали в дискуссии. т. т. Чи-
кобава, Санжеев и другие)? Можем,
ли мы, подходя к Марру критически,
все же брать у него полезное и цен-
woe?
	Ответ.  Вонечно, о произведения
Н. Я. Марра состоят не только из
ошибок. Н. Я. Марр допускал грубей-
шие оптибки, когда он вносил в язы-
кознание элементы марксизма в ис-
казженном виде’ когла он пытался
создать самостоятельную теорию
языка. Но у Н. Я. Марра есть отдель-
ные, хорошие, талантливо начисан-
ные произвеления, где он, забыв 0
своих теоретических претензиях, до-
бросовестно и, нужно сказать, умело
исследует отдельные языки. В таких
произведениях можно найти не мало
ценного и поучительного. Понятно,
что это ценное и поучительное долж-
по быть взято у Н, Я. Марра и ис-
пользовано.
	5. Вопрос. Одной из основных
причин заетоя в советском языко-
знании многие лингвисты  ечитают
формализм. Очень хотелось бы
знать Ваше мнение о том, в чем за-
включается формализм в языкознании
i Kak ero преодолеть?
	Ответ, Н. Я. Марр и его «ученики»
обвипяют в «формализме» всех язы-
коведов, не разделяющих . «новое
учение» Н. Я. Марра. Это, конечно,
несерьезно и. неумно.

Н. Я. Марр считал грамматику пу-
стой «формальностью», а людей,
считающих грамматический строй ос-
новой языка — формалистами. Это м
вовсе глую. —

Я думаю, что «формализм» вылу-
ман авторами «нового учения» для
облегчения борьбы со своими против-
пиками в языкознании.

Причиной застоя в советском язы-
кознании является не «фермализм»,
изобретенный H. Я. Марром и его
«учениками», 4 аракчеевский режим
И теоретические прорехи - в языко-
знании. Аракчеевекий режим созда-
ли «ученики» Н. Я. Марра. Теорети-
ческутю неразбериху внесли. в языко-
знание Н. Я. Марр и его ближайшие
соратники. Чтобы не было застоя,
нало ликвидировать и TO и другое,
	диквилапия этих Язв оздоровит Ceo-
	ветское языкознание, вывеяет его на
широкую дорогу и ласт возможность
советскому языкознанию занять пер-
вое место в мировом языкознании.
			Tor.
	в) отрывая мышление от языка и
«освободив» его от языковой «при-
родной материи», Н. Я. Mapp mona-
лает в болото идезтизма.
	Товорят, что мыели возникают. В
голове человека до того, как они 6у-
Ny? высказаны в речи, возникают
без языкового материала, без языво-
вой оболочки, так сказать, в оголен-
ном виде. Но это совершенно’ невер-
но. Вакие бы мысли ни возникли B
голове человека, они могут возник-
нуть и существовать лишь на 623¢
языкового материала, на базе языко-
вых терминов и фраз. Оголенных мы-
слей, свободных от языкового маге-
риала, свободных от языковой «при-
родной материи» — не существует.
«Язык есть неносредетвенняя  дей-
ствительность мысли» (Марко).
Реальность мысли проявляетея в
языке. Только идеалиеты мотут 1о-
POPETS о мышлении, не связанном ©
«природной материей» языка ©
мышлечии без азыка.
	Короче: переоценка семантики и
злоупотребление последней привели
Н. Я. Марра к идеализму.

Следовательно, если уберечь се-
мантику (семазиологию) от преуве-
личений и злоупотреблений, вроде
тех, которые допускают Н. Я. Марр
и некоторые его «ученики», то она
может принести языкознанию боль-
WV пользу,
	3. Вопрос. Вы совершенно спра-
ведливо говорите ю том, что идеи,
прелетавления, нравы и нраветвен-
ные принципы у буржуа и у шоле-
	выс приацеавы у Зурмуа и у НА
тариев прямо противоположны. Влае-
совый характер этих явлений 023-
условно отразилея на семантичеекой
	стороне языка (а иногда и на ем
форме — на словарном. составе, —
как правильно указывается в Вашей
статье). Можно ли, анализируя кон-
кретный языковый материал и, в
первую очередь, смысловую сторону
языка, говорить о классовой сущно-
сти выраженных им понятий, 059-
бенно в тех случаях, когда речь идет
0 языковом выражении не только
мысли человека, но и его отношения
Е действительности, где особенно яр-
ко проявляется его классовая пои-
наллежность?
	Ответ. Короче говоря, Вы хотите
знать, — влияют ли клаесы на
язык, вносят ли’ они в язык евои
специфические слова и выражения,
бывают ли елучаи, чтобы люди при-
давали олним и тем же’‘еловам и вы-
ражениям различное емыеловое зна-
чение в зависимости от классовой
принадлежности?

Па, классы влияют на язык, вно-
сят в язык свои специфичеекие сл9-
ва и выражения и иногда по разно-
му понимают одни и те же слова и
выражения. Это не подлежит сомне-
НИТ.
	Из этого. однако не следует, что
равно как различие в вемантике, мо-
гут иметь серьезное значение для
развития единого общенародного язы-
ва, что они способны ослабить ето
значение или изменить его хараж-
тер.

Во-первых, таких спепифическвих
слов и выражений, как и случаев
различия в семантике, до того мало
в языке, что они едва ли составляют
один процент всего языкового мате-
риала. Следовательно, вся остальная
полавляющая масса слов и выраже-
	Отвечаю на Ваши вопросы.
	1. Вопрос. В Вашей статье убе-
дительно показано, что язык не есть
ни базис, ни надетройка. Правомер-
но ли было бы считать, °чт1о язык
есть явление, свойственное и базису
и надстройке, или же правильнее
было бы считать язык явлением про-
межуточным”
	Ответ. Конечно, языку, как обше-
ственному явлению, свойственно то
общее, что присуше всем обществен-
ным явлениям, в Том числе базису и
налетройке, а именно: он обелужи-
вает общество так же, как обелужи-
вают его Bee другие общественные
явления, в том числе базие и нал-
стройка. Но этим собственно и ис-
чертывается то общее, что присуще
всем общественным явлениям. Даль-
ше начинаются серьезные фазличия
между общественными явлениями.
	Дело в том, что у общественных
явлений, кроме этого общего, имеют-
ся евои специфические особенности,
Боторые отличают их друг от друга
и которые более всего важны для
науки. Специфичеекие особенности
базиса состоят в; том, что он обелу-
живает общество экономически. Спе-
цифические особенности надстройки
состоят в том, что она обслуживает
общество политическими, юриличе-
скими, эстетическими и  друпими
идеями и создает лля общества соот-
ветствующие политические, юрили-
ческие и другие учреждения. В чем
же состоят специфические особенно-
сети языка, отличающие его от дру-
гих общественных явлений? Они co-
стоят в том, что язык обслуживает
общество, как средство общения лю-
дей, как срелство обмена мыслями в
обществе, как средство, лающее лю-
AGN возможность понять друг друга
и наладить совместную работу во
всех сферах человеческой деятель-
ности, как в области производства,
таки в области экономических от-
ношений, как в области политика,
так и в области культуры, как в 0б-
щественной жизни, так и в быту.
Эти особенности евойственны только
языку, и именно потому, что они
свойственны только языку, язык
является об’ектом изучения само-
стоятельной науки, — языкознания.
Без этих особенностей языка языко-
знание потеряло бы право на само-
етоятельное существование.

Короче: язык нельзя причислить
ни к разряду  базисов, ви к разряду
надстроек.

Ето нельзя также причислить к
разряду «промежуточных» явлений
между базисом и надстройкой, так
как таких «промежуточных» явае-
ний не существует.

Но может быть язык можно было
бы причислить к разряду производи-
тельных сил общества, к разряду,
скажем, орудий пооизводства? Дей-
ствительно, между языком и орудия-
ми производства существует некото-
рая аналогия: орудия производства,
так же как и язык, проявляют евое-
то рода безразличие к классам и мо-
Рут одинаково обслуживать различ-
ные классы общества, как старые,
так и новые. Дает ли это обстоятель-
ство основание для того, чтобы при-
числить язык к разряду орудий про-
изводетва? Нет, не лает.
		Олно время Н. Я. Марр, видя, что
его формула — «язык ееть надетрой-
кз над базисом», — встречает возра-
жения, решил «перестроиться» и of’-
явил, 410 «язык ееть орудие произ-
	Журнал «Большевик» № 12.
	Советский народ любит искусство
и считает, что оно обязано помогать
ему в его труде и в его жиени. По-
этому всякий советский хуложник,
сумевший ярко и убедительно пока-
зать в своем творчестве жизнь Ha-
рода, пользуетая в нашей стране
всеобщим признанием.

Наша коммунистическая партия
и советское правительство высо5о
ценят труд ученого, литератора и
хуюжника. 33 ‘лучшие достижения
в области науки, литературы и ис-
кусетва в СОСР ежетолно приеужла-
юля Сталинские ‘премии,  являю-
щиеся выражением народной любви
и признания.

Для созетеких художников народ
— главный ценитель искуества, и
в этом наша сила. Народ питает
творчеетво художника, OH BAOXHOB-
ляет его на высокий творческий под-

И не случайно, что имение в
нашем советеком. социалистическом,
а неё в каком-либо другом гозудар-
стве  учрежлены международные.
Сталинские премии «3a укрепление
мира между народами». Эти премии
будут присуждаться гражданам лю-
бой страны, независимо от их поли-
тических, религиозных и расовых
различий, за выдающиеся заслуги в
деле борьбы против поджигателей
войны и за укрепление мира.

Огромная роль во всеваролной
борьбе за мир во всем мире принал-
лелуит деятелям культуры, Науки,
литературы и искусства. Их евящен-
ный долг — вести неустанную борь-
бу поотив идеологической полготов-
ки войны. разоблачать космополити-
ческие «теории»; направленные Ha
ликридацию напиональной независя-
мости наролов и стран, разоблачать
ложь и клевету империалистов и
их слуг о странах наролной хемокра-
тии и в особенноети © Советском
Союзе — могучем оплоте мира во
Beem мире.

Чуветво омерзения и  тнерного

протеета вызывает у каждого чеет-
ного человека буржуазное американ-
ское искусство,  покровительствуе-
	мираг А. Новикова на слова dl. Оша-
нина.
		«Пзык существует, лишь посколь-
EY он выявляется в звуках;  дей-
ствие мышления происходит и без
выявления... Язык (звуковой) стал
ныне уже сдавать свои функции но-
вейшим изобретениям, побежлающим
безоговорочно. пространетво, а мы-
шление идет в гору от неиспользо-
ванных его накоплений в прошлом и
новых стяжаний ‘и имеет еместить
и заменить полностью язык. Буду-
щий язык — мышление, растущее
в свободной от природной материя
технике. Перед ним нё устоять ни-
какому языку, даже звуковому, все-
таки связанному в нормами приро-
ды» (См. «Избранные работы» Н. Я.
Manpa). .

Если эту «труд-магическую» та-
рабарщину перевести на простой
человеческий язык, то можно прит-
ти Е выводу, что:

а) Н. Я. Марр отрывает мышление
от языка;

6) Н. Я. Марр считает, что обще-
ние людей можно осуществить и без
языка, при помощи самото мышле-
ния, свободного от «природной ма-
	Песни мира
	тельство издает произведения, посвя-
щенные борьбе за мир.

За последнее время выпушено око-
ло 20 песен советских композиторов
на эту тему. Среди них: «Песни мира»
Д. Шостаковича на слова Е. Долма-
товского, его же «Наша песня» на
слова К. Симонова; «Мы за мир»
(«Не бывать войне-пожару!») С. Ту-
ликова на слова А. Жарова; «Песня

нина,

Кроме того, изданы песни компози-
торов Дунаевского, С. Kama,
К. Листова, В. Бунина, В. ` Белого,
В. Кручинина, также посвященные
борьбе за мир.

В ближайшее время выйдет из пе-
чати песня 3. Левиной «Дети мира»
на текст Г; Рублева.

ВИННИЦА. В городском киноте-
атре «Родина» начался  кинофести-
валь, посвященный борьбе за мир. В
дни фестиваля на экранах будут де-
монстрироваться лузшие . художе-
ственные и документальные фильмы:
«Заговор обреченных», «Встреча на
Эльбе», «Русский вопрос», «У них
есть Родина», «Мир победит войну»
и другие.
	зум, отланный на благо и прюцветз-
ние народа, неутомимый труд, воин-
ствующий гуманизм — пронизыва-
ют эти лучшие творения артиста.

Более 30 лет искуество в руках
советских художников является OPY-
жием в борьбе за коммунизм, в борь-
бе за мир. Творчество советского ак-
Tepa, — драматурга, композитора,
CKYALITOPS — это вдохновенная и ло
конца последовательная пропаганда
илей мира. Нет и не может быть у
советского искусства стремлений,
кроме тех, которыми живет сегодня
Bech наш натод.
	энамя советекого искусства —
это постоянное творчество, созида-
ние. Верные принципу. интернацие-
нализма, наши художники нНи-
когла не выстунали против интере-
сов того или иного народа! В своем
творчестве они изо дня в день выра-
жали и выражают миролюбивую по-
литику нашего государетва. Им ни-
когда не приходилось пропатандиро-
вать расовую ненависть, человеко-
ненавистничество.

Думая о благородной миссии на-
шего искусства, вспоминаешь слова,
сказанные недавно Н. Черкасовым:
«За всю мою сознательную жизнь
мне ни разу не пришлось со сцены
или экрана подстрекать зрителей к
убийствам, кражам, изменам, преда-
тельствам, к подлым черным делам.
Произведения советских художников
никогда не наносили оскорблений ни
одной напии, ни одному народу. Кон-
ституция вашего  многонациональ-
ного государства выражает дружбу
	воть все имеющиеся у них под руБа-
ми средства, в том числе раетленное
буржуазное искусство, для отолте-
лой пропаганды новой кровавой вой-
ны, расового неравенства, . человеко-
	вевавиетничества.

Искусство «толстых», искусство
проокаженных, растленная культура
	исторически обреченных на гибель
бизнесменов продается и покупается.
Его стремление — отравить, иеко-
веркать сознание человека, заста-
вить его почувствовать себя послед-
ним скотом, парализовать ‘его волю
й затем бросить в водоворот крова-
вых авантюр. Буржуазное искусство
— 910 обнаженное оружие  преда-
тельства и войны. Его жрецы-куч-
Ka продавшихся за звонкую монету
негодяев, исповедующих самую гнус-
ную и самую отвратительную фило-
софию. Это искусство разрушения,
маразма и оличания, искусство
страпрного олиночества.
	Церед нами один из последних но-
меров толетого, американского жур-
нала. Известная киноактриса, звезда,
Голливуда Ричард Видмарь, проле-
лавшая в басноеловно. короткие еро-.
ки голововружительную карьеру, с.
циничной откровенностью  подели-
лась‘на его странинах. секретом ©в0-
его успеха, Она пишет; «Когда я иг-
рала роль простых девушек, нежных.
и сентиментальных, я`оставалась по.
существу вне ‘известности, Однако с.
того дня, когдасмне дали роль убий-
цы, садисткви в Фильме «Причуды.
смерти», я увидела, что моя почта.
увеличилась, Что’ мое имя’ написано.
врумными буквами на афишах, ав
сумме еженедельного жалования при-
бавились нули».

Наглое, циничное признание. В
нем с наибольшей полнотой выража-
ются и моральная  дёградатия ху-
дожника и оттзлкивающая изнанка.
современной американской «культу-
ры», призванной всеми силами ‘е0-
действовать обвищанию — человече-
свого достоинства, совести и чести.

KR счастью для человечества. не.
	ции. Советское искусство близко и
понятно миллионам честных людей
	без различия их напиональновтей и.
	языка, ибо это искусство разговари-
BaeT на самом простом, дохблящем хо
самого вердца языке, — языке ми-
ра. Это искусство утверждает“ жизнь,
созидание; творчество. Оно ‘несет
правду © стране социализма, `укрел-
ляет уверенность в победе сторонни?
ков мира, вдохновляет их; его идён
находят живой ‘отЕЛИк В сердцах
миллионов чествых людей всего зём-
ного шатра.
	Под благотворным влиянием нашей
социалистической культуры . пышно
расцретает искусство в странах Ha-
родной демократии. Его создают и про-
греесивные художники Запада. or
писавшие “Стокгольмское воззрание
и тем самым. фепрительно выстунив-
шие на стороне мира и прогресса.
	‚Наше искусство — эружие мира.
Вот почему так ответственна ff пре-
красна миссия соБетеких ‘художни-
ков. Не жалея труда, они должны е0-
здавать  пооизведения, достойные
своей великой страны. Произведения,
пронизанные пафосом коммуниетиче-
ского строительства и воспезающие
могущество социалиетнческой держа-
вы, хуховную красоту и вилу-наше-
го человека, — вклад в деле мира.
Ибо в могуществе Советского гору-
дарства черпают народы всего мира
силу и уверенность в борьбе против
поджигателей новой войны. Восцевая
нашу жизнь, труд, замечательные
качества человека сталинской эпохи,
советекие художники должны бесно-
нщадно. разоблачать . отвратительное
существо незадачливых  претейлен-
тов на мировое господетво, обличать
средствами, самого передового’ искус-
ства звериные черты импернализма.

`Советекое ‘искусство — грозное
оружие в бэребе за мир! Вот почему,
когла в возлухе пахнет” порохом. Hae
ши музы несмогут молчать. Во вебь
  голое отетайвают. они: дело   MEDAL

РО О ВОО очен
Я а М Зв ИО
	JCRHMR может смело оглянуться
пройденный путь. On He ое
при этом ни чуветва стыда, ни угры-
зений совести. Ею творческая био-
графия — это биография народа,
векормившего и взрастившего его.
Его успехи и достижения — это до-
стижения и успехи советского чело-
века, постоянного героя его произве-
дений, человека, охваченного пафо-
сом строительства коммунизма.

Лучитие произвеления советского
искусства — это те, в которых нам-
более полно и отчетливо проявляет-
ся миролюбивый ‘творческий харак-
тер нашего человека, его стремление
любой ценой отетоять свое право на
мирную жизнь. Вепомним драматур-
гию Н. Погодина и А. Корнейчука,
кинофильмы А. Довженко, И. Пырье-
ва, картипы Ф. Шурпина, и скульш-
туры Е. Вучетича. Вепомним сцени-
ческие создзния Б. Щукина, Н. Чер-
касова, Н. Хмелева, В. Качалова и
других мастеров советского театра,
композиторов, мастеров изобразитель-
ного искусства.
	Творения этих художников горя-
чо любимы нашим, народом. Любимы
потому, что в них в 060бой силой и
полнотой нашли евое выпажение оп-
тимизм, вера в будущее, - глубокий
патриотизм советского человека. Вто
из советских людей не горлитея ве-
ликим актером нашего времени Бо-
рисом Васильевичем Щукиным! Вер-
тина его творческих достижений —
образ Владимира Ильича Ленина. Ка-
RUMI же высокими идеалами, какой
оетротой мысли. какой — челове-
	Советское искусство—
оружие мира
		Те, кто считает, что в ДНИ, КОГДА
в воздухе пахнет порохом, музы мол-
чат, глубоко заблуждаются. Совет-
ские художники давным-давно дока-
зали обратное. Их голое мужал и креп
© каждым днем, с каждым часом
той поистине титаничеекой борьбы,
которую вел и ведет ными народ за
право свободно жить на своей земле.
90 голое мира, созидания, творчест-
ва. Голос тех, кто раз и навсегда свя-
зал свою жизнь и судьбу с верой в
светлое. будущее человечества.

Советские художники отчетливо
видят зримые черты будущего. Перед
ними —— путь, озаренный светом ве-
ликих идей Ленина— Сталина. И ес-
ли попытатьея одним словом опреде-
лить содержание всего того, что рас-
кинулось перед их глазами, выразить
глубочайший смысл того времени, в
котором посчастливилоеь жить ху-
дожнику, — то таким словом будет
гортое слово «созидание».

_ Если вепомнить лучшие произве-
дения советского искусства, в кото-
фых отразилась биография нашего на-
рода, то мы увидим, что главное в
кажлом из них — это трудовая дея-
тельность человека, ето борьба за
право творить.

Десятки вдохновенных художеет-
венных документов сталинской эпо-
хи. которые по праву можно назвать
документами созидания, расскажут
нашим потомкам о том, как их отцы
п матери строили прекрасное завтра
человечества — коммунизм. Они
расскажут им о TOM, Rak B голы Ca-
мых тяжелых испытаний нашего на-
рода, в суровые голы пражданекой и
Отечественной войн советский че-
ловек ни на минуту не оставлял свег-
люй мечты о будущем, о том, какое
неистребимое желание мирной дея-
тельности вдохновляло и окрыляло
его в борьбе с врагом; А каким могу-
чим пафосом труда отмечены годы
великих сталинских пятилеток, го-
ды послевоенного етроительства! Вз-
кие дерзновенные помыслы и планы
претворялиеь в жизнь волей и тру-
	дом миллионов простых труменивов
— творцов невиданного изобилия!

Созидание — главная черта на-
шей жизни — было, есть и будет
центральной темой творчества вовет-
ского художника. Она оплодотворяет
его искусство живительными сока-
ми, растит его талант, позволяет за-
тлянуть далеко вперед. Отражая ду-
ховные потребности современности,
раскрывая в своем творчестве глубо-
чайний емыел эпохи, в которой по-
счастливилось ему жить, советский
хуюжник итет в первых рядах бор-
пов 3& коммунизм, Прекраена и от-
ветственна ето миссия. Раз и навеег-
aa связав свою судьбу е жизнью и
борьбой народа, которому поинадле-
жит будущее, он  становитея. не
тольво певцюм его величественной
биографии, во прежде всего сол-
датом. борцом за его светлые идез-
ты. Он горлитея этим высоким пои-
званием и вне его не мыелит своего
существования. Вот почему так му-
жественно звучит сеголня его голос,
голос страстного призыва, к передо-
вым людям мира, гневного протеста,
сурового предостережения тем, кто
заносит свою черную руку на свобо-
Ду и независимость нафодов.

В эти дни, когда советекие люди
строят свое будущее, украшая землю
прекрасными созланиями своей мыс-
ли и труда, когла наши ученые во
амя благополучия человека делают
замечательные научные открытия, &
вождь народа наш Сталин при-
стально следит за развернувшейся
дискуссией по вопросам самой мир-
ной из наук —— языкознания и сам
принимает в ней участие, — в это
время кучка вэбесившихея дельюв
Уолял-стрита пытается угрожать ми-
фу. Запутавшиеь в обострившихся ло
предела противоречиях. катиталиети-
ческой системы, незалачливые co-
отечественники колорадекого жука
	планы бактериолотической войны,
лихорадочно строятся новые военные
базы; американская сталь несет
смерть и разрушение корейскому на-
роду. Это уже прямая агрессия, пря-
мая угроза миру!

В эти дни миллионы простых лю-
дей н: всем земном шаре об’единили
свою волю, свои усилия, свои стрем-
ления сорвать преступные планы
вдохновителей кровавом бизнеса.
Миллионы людей скрепляют своей
подписью документ, какого еще не
было в истории человечества. Мил-
лионы людей присягнули делу мира,
и в этой присяге каждого  чесгного
человека, как в капле воды, налила
свое выражение воля народов решать
свою судьбу. Горе кучке взбесивигих-
ся атомщиков, еели они не поечита-
lOTeH с этим знамением времени!
Грозная сила об’единенных челове-
ческих жизней, усилий, миллионы
единых помыклов и чувств станут на
их пути и сомнут, сотрут всех этих
жзлких «капитанов» истории, ибо
история — дело народов.

Срели миллионов советских ‘люЮ-
дей, подписавшихся под Стокгольме
СКИМ ВОЗЗРАНИЕМ © запрешении атэм-
ного оружия, —десятки тысяч дея-
телей советского искусства. Они по-
ставили свои подниеи без колебания,
решительно, с ‘чувством глубокого
удовлетворения и высокой ответет-
венности. Пламенные  елова Сток-
гольмекого воззвания — это их ело-
Ba, их мысли и чувства. _

Борьба за мир для советского ху-

дожника — дело всей его жизни,
смысл его существования. Вто бы он
ни был — драматург, актер. живо-

писеп, композитор, скульнтор, он
не найдет в своей творческой био-
прафии ни одного произведения, об-
раза; картины, которые хоть в ка-
кой-то степени противоречили бы
жизнерадостному, гуманистичеекому
	ищут выхода в новой кровопролитной  ! хадактеру нашего искусства. Подпи-
войне против народов демократиче- сывая гневный протеет человечеет-
	ских стран, против всего человече-
ства  Залумываютея чудовищные
	Sa ШотТив Политикм  овземенных
	ческой Брасотой И чистотой необ-   натолов, И работники еоветского ие-
	ходимо обладать, чтобы  прибли-
зитьея вк решению этой грандиозной
задачи! Попытатьея решить ее мог
только советский актер, актер —
гражданин и гуманист, помыслы и
чувства которого есть помыслы и
чувства его народа, т
Налолго в памяти советских зри-
телей сохранят я сбразы, созданные
замечательным актерум-остременни-
ком Н. Черкавовым. Великий ученый
Влимент Тимирязев, преобразователь
приролы ИвАн Мичурин. тениальный
изобретатель радио Алекеанар По-
пов и, наконец, величайнтий совет-
ский писатель Алексей Млаесимович
Горький! Самые дорогие и. близкие
советскому челатеку четы ВРЛИКИХ.
соотечественников — их светлый ра-
	прибли-   кусства воспевают в своих произве-
	хениях эту дружбу. Оптимиетической
верой в светлое булущее советекого
народа и веего прогрессивного чело-
вечества веет ог произведений наше-
о искусства».

Так думают, так поступают. так
творят советские художники, утвер-
ждая в своем творчестве: «Человек—
это звучит. горло!».

Совсем иная картина там, где гое-
подетвуют произвол, власть чиетога-
на волчьи законы  капиталиетиче-
	этому «искусству». «искусству» Ри-   Провозглашая самые светлые идеалы
чард Видмарк и ее коллег, ‚прннад-  Человечества. Вместе co recy capet-
	лежит будущее. Оно принадлежит ,
хумюжникам, кровно связавиим свою.
судьбу е жиэнью и борьбой евоих на-
родов. Могучий расцвет переживает
оно в нашей сопизтистичяской 0т-
чизне — оплоте мира и цизилиза-

“SEM народом, вмёете < миллонами
чеетных люлей на всем земном шаре
советские хуложники. выносят enol

безталостный привовор поджитатетяя
ВОЙН
		радио Алекеанлю По- еких лжунглей. Молодчики с Уолл-
	стрита, как чорта. боятея хорошего
слова «пропаганда», подразумевая
под ним прежде всето право честных
людей высказывать правду в глаза.
Однако 910 не мешает им использо-
	задумываются чудовищные  каннибалов, каждый советский ху-