СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	ГЕНИЙ НАРОДНЫЙ
	В далекий мглистый вечер, ст ко-
торого нас отделяет более двух етоле-
тий, в Петербурге, в помещении
шляхетского корпуса шел спектакль.
Русские актеры-любители играли
пьесу воспитанника корпуса — 6y-
дущего драматурга Александра Сума-
рокава.

Среди зритедей этого предетавле-
ния обралцал на себя внимание че10-
век с выразительным и энергичным
аицом, обрамленным густыми темно-
русыми волосами; чем-то смутно на-
поминавший памятный многим облик
Петра Великого.
	По всему было вилно, что человек
этот не был жителем императорской
столицы. Манеры его были просты и
непринужденны. С видимым лушев-
ным волнением следил он за ходом
спектакля, и по тому, как блестели
его живые карие глаз», как жадно и
пытливо всматривалея он в сцену,
боясь пропустить малейшее движение
WA слово актера. было яено, что вее
виденное отвечало каким-то его
мечтаниям, было для него. жизненно
важным и необхоличым. .
	Этим примечательным зрителем
сумароковской пьесы был приехав-
щий по лелам из Ярославля в Петер-
бург пасынок ярославекого кожевни-
ка Федор Грнгоръевич Волков. бум
	щий «отец русского театра».
	Приехав в столицу, он, разумеет-
сея, сразу забыл вее поручения отчи-
ма и, плененный мечтой о блазород-
ном искусстве актера, о народном те-
атре, близком и насушно необходи-
MOM его соотечественникам, смот-
рел слектакль за епектаклем, стара-
явь. впитать в себя секреты мастёр-
ства. Но куда бы ни попадал он до
этого вечера в ттляхетеком корпусе,
сердце его оставалось  Холодным.
Придворный  елизаветинский Петер-
бург был наполнен чужеземными  BH-
целеями. Итальянские певцы, не-
мецкие трагики и фравцузевие ко-
медианты наводняли столицу. Вею-
ду он слышал чужую pois, видел
чужую жизнь — далекую от интёре-
сов его родины. от его народа, от его
понимания: искусства. Глядя на ма-
нерное и холодное мастерство замор-
ских актеров. он мог бы, вероятно,
сказать словами Щепкина: «Стран-
mo! Bo всей Европе еще  удовлетво-
ряются декламацией такого. рола, т е.
с завываниями. А мы не сживаемся
@ этим пением. Вель сколько и у
нас поющих слов! Но у нас их поет
сердце».

И вот, наконец-то, на сцене #4-
детского корпуса, вокруг которого
групнировались тогда ‘многие из пе-
редовых русских людей, он услышал
русскую речь и серлечные. простые,
человеческие слова. И у него запело
сердце!

«Восторг понятный, — писал о
значении этого спектакля для Волко-
ва В. Белинский, — представьте её-
бе человека, в душе которого... раз-
давалея непонятный зов, манивший
его в какой-то цели, прекрасной, но
непостижимой для него самого, й
вдруг он видит перед глазами, что
так страстно алкала его пламенная
душа, видит сцену, вероятно, устро-
енную блестящими образом. слышит
на ней русскую речь, родные имена,
вихит представление русского сочи-
нения, восхитившего своих современ-
ников. Было от чего притти в вос-
торг».

Бывают такие минуты ® жизни
художника, когда все ранее накоп-
ленное годами, когда все поделушан-
ное и почеринутое во народе вдруг
неожиданно освещаются ясным светом
решения. Таким был и этот _ вечер
для Волкова. «Тут родилась BO MHe
мысль завести свой театр. в Ярослав-
ле», — сказал он позднее своему дру-
гу и ученику И. А. Дмитревекому.

Мысль Федора Волкова о создании
своего, самобытного, русского, впер-
вые профоссионального реалистиче-
ского, близкого народу театра в
Ярославле была вызвана к жизни,
конечно, не только впечатлениями
этого вечера. Она родилась на
гребне. могучего под’ема сил рус-
ской национальной культуры своего
века. В ней еще и еще раз с чудесной
щедростью сказалея гений народа. из
недр ‘которого, преодолевая все пре-
пятетвия, выходили и пробивали: се
тогда дорогу в творчеетву все новые
	Мне хочется от души поздравить
< юбилеем старейнтий ‘русский театр,
поздравить от имёни наших. колхоз-
ников, которые по праву считают се-
бя близкими друзьями театра. Мы
часто выезжаем в Ярославль <мот-
реть спектакли. А 3& последнее вре-
мя и сами волковцы зачастили к нам
в «Горшиху», Они приезжают к нам
не только с концертными выстунае-
ниями, но и просто побеседовать, пэ-
толковать о жизни, о работе. Встречи
эти обогащают колхозников, раеши-
ряют их кругозор, приобщают к ис-
кусству. В свою очередь и артисты
кое-что извлекают для себя из этих
бесед, из общения в людьми колхоз-
ного труда. Ралостно было услы-
шать от участников спектакля «На-
era Колосова», что поездки в «Гор-
шиху» серьезно помогли им в их ра-
боте. Значит. ваше содружество при=
	HOCHT CROW Wrest!
Илья АБРОСИМОВ,
	Герой Социалистического Труда,
председатель колхоза «Горши-
ха». Ярославского района.
		ми Родине, его человеческое достоин-
ство — сию его патриотизма».
Глубочайший патриотизм был обнов-
ным побудителем во всех многообраз-
ных делах Волкова, он был основной
его темой, живительным источником
его искусства. Недаром одной из
лучших его ролей была роль Асколь-
да в ньесе Сумарокова «Семира».—
обрёз храброго предводителя киевлян,
ведущего свой народ против захват-
чиков ролной земли. Недаром с тавим
же успехом он играл и роль вожля
свободного племени индейцев, велу-
mero гордую борьбу против узурпа-
торов своей своболы. Тема, борьбы за
честь, свободу и независимость свое-
го народа всегла была, близка пере-
довым деятелям русского тезтра.

сеголня, борясь за мир и демократию
против темных сил реакции, совет-
ские художники сцены с уважением
вспоминают. как соратника. nep-
	вого профессионального актера. стоего
	варода. .

Что бы ни делал в театре Волков,
он всегда стремилея сделать свое ис-
кусство понятным и нужным наполу.
Вогда в последний год его жизни ему
была поручена организация гранли-
озного народного маскарада в Моск-
ве, он с присущей ему страстноетью
вместе с драматургом Сумароковым и
поэтом Херасковым принялея за ле-
ло. поставив во главу угла, этого на-
родного празднества идею обличения
общественных пороков. «Маскалал
cel, — вспоминает его очевидец

Т. Болотов, — имел пелью своею
	и новые силы, далеко обтоняя дости-
жения просвещенного Запада. Через
год после рождения Волкова из дале-
ких Холмогор двинулся пешком в.
Москву, чтобы прославить родную
науку, поморский рыбак Ломоносов—
старший современник и-брат по духу
Великого ярославца, А когда они оба.
	свершив сРою титаническую работу,
	почти в одни и те же-волы уходили
из жизни; юБоша Радищев уже за-
думывался о несправедливости соци-
	ального устройства империи, протя-
гивая. руку идущему навстречу
Пушкиях.
	Щедр и необ’ятен тений народный!

29 июня 1750 гола в скромном
амбаре спектаклем, в котором были
заняты, помимо профессиональных
актеров, и рабочие кожевенных заво-
дов Ярославля, открылся общедостуи-
ный волковский театр, театр, утвер-
давший самобытность,   наполноеть и
реализм русского театрального искуе-
ства. Or Этого сректакля в кожевен-
Hom ‘амбаре через соратника Волко-
ва, замечательного руеского зкте-
фа И. Дмитревекого, идет прямая
нить животворной преемственности—
& М. Щепкину. П. Мочалову. М. Ер-
моловой, к скромному -сарайчику в
Пушкино, где, спустя полтора етоле-
тия, №. Станиславский и Вл. Немиро-
вич-Данченко  готовилиеь в откры-
тию своего Художественного общедо-
ступного театра, двигавиеего дальше,
вперед вечно живое и развивающееся
искусство русского сценического pea-
лизма.

Народ, в те далекие времена втер-
вые увидевший на сцене правду
русской жизни, услытавший родную
русскую речь, сразу почувствовал:
это его театр! Люди всех сословий —
горожане, рабочие,  ремесленникя,
купцы и городекая беднота— весе нес-
ли свои сбережения Волкову, всё по-
могали ему выйти из амбара й Kas
можно скорее, как говорили. в Ярос-
лавле, построить «болыной театр».
Да, это действительно был Большой
Театр — национальный театр Рос-
сии, и строил его нарол!

И этому Большому Театру с неис-
товой страстностью, с ломоносовской
щедростью и непримиримостью к врз-
гам, до конца, ло последнего дня сво-
ей жизни, отдал все свои силы, все
свои средства, весь свой могучий та-
лант великий бы: свбего народа Фе-
дор Волков.

«При строении сего театра, —
рассказывает ero первый биограф
Новиков, — был он сам архитекто-.
ром, живописцем и машинистом, &
когла приведен был оный к оконча-
нию, сделалея он на сем  ‘чеатре и.
главным директором и первым акте-
ром».

С. необычайной энеррией утверж-
дая на сцене русскую драматургию,
сам будучи автором ряда’ вамобытно-
русских пьес и стихов, он создает
И МУЗЫКУ одной из первых нацио-
нальных опер, сам пишет декорации
и эскизы к своим спектаклям. сам их
ставит как режиссер и, возглавляя
как актер труппу тватра, равно
сильный в тоагедии и комедии,
находит время для занятий cRYABH-
турой и живописью.

Недаром его часто ‘называли. те-.
атральным Ломоносовым: так много
общего в яростной борьбе за отечест-
венную культуру и любви в своему
отечеству, в щедрости и универсаль-
ности дарования, наконец. и в лич-
ной судьбе у этих двух гениаль-
ных самородков налиего народа. Зна-
менателен самый факт, что почти в
одно и то же время были открыты
первый университет в Москве и пер-
вый профессиональный театр в Яро-
славле. Вместе идут они — борпы
3а славу и приоритет культуры сво-
его великого народа.

Не случайно и В. Белинский. гнев-
но обрушиваясь на преклонение пе-
ред иностранщиной, гордо называет
И ставит рядом их имены; «а этот
гениальный рыбак, это дивное: явле-
ние. которому мало равных. в истории
человечества... А этот... ‚ пасынок
кожевенного заводчика, отец рус-
ского тезтра?!. На весь мир, на все
века прославил он свою родину, ут-
вердив неоспоримое превосходство
русской театральной культуры».

«Историческое значение каждого
русского человека, —= писал Черны-
шевский. — измеряется его заслута-
	Грибупша зрытелял
	А Ш ТЕАТР
	спектакли, кажется, будто это сама
жизнь. Я н8 очень много знаю ©
Волкове (хороших популярных книг
6 нем до сих пор нет), но мне прел-
ставляется, Что эту правду жизни
завешал своим прололжателям и по-
		В день юбилея хочется дружески
пожелать театру, чтобы он стал еще
ближе к жизни. У нас на произвадст-
ве пройсходат замечательные явле-
ния, растут новые люли. Hanoi sto
блатодарный материал пля сцены!
Работницы моей бригады, выступив-
шей инициатором движения за совме-
щение профессий и высвобождение
дополнительной рабочей силы, неред-
во в шутку говорят: «Вот бы о нас
пьесу показали!», Что же, в этой
шутке веть доля правды. Яроелавль—
промышленный горох, 4 в репертуаре
Ярославского театра нет спектаклей о
рабочих и работницах. Театр должен.
их ставить. Я уверена, что это булут
очень хорошие, правдивые спектак-
ли, что они будут так же влохновен-
ны, как вдохновенна сама советская
ЖИЗНЬ.

Галина ТОПОРКОВА,
бригадир обувной фабрики
«Североход».

+++
	С Театром им. Волкова вали кол-
лектив связывают тоды творческой
дружбы. Поэибму праздник тватра,
ero двухсотлетний юбилей, мы, рз-
	<едор Волксв. Портрст работы художника А. Лосенко.
			Славное
	«В 1729-г.. 2 февталя. ротилея в.
	Раесим человек, которому она обязана
началом своего тезтра. Это был Федор
Григорьевич Волков».

Так писал Белинский. Трудно пе-
реоценить огромную роль Федора Вол-
кора, в создании национального. рус-
ского театра, которому. он поевятил
ею свою жизнь. «Купеческий сын,
в первой половине 18 века, весго че-
783 25 лет по кончине Петра Велику-
го, находит в своей душе столько си-
лы, столько веры в свое призвание,
в важность евозго дела, что решается
отдаться ему. зная, что такое в гла-
зах его круга «комедийное действо,
скомерошья забава». Мало того —
умеет найти себе друзей п помощни-
ков, созлать из них нелую труппу: а
из деревянеого сарая — первый рус-
ский театр» (А. И. Южин).

Белинский, называвший Волкова
отцом русского театра, вилел в его
деятельности один из «самобытных
проблесков народного духа». И дей-
етвитёльно, все творчество Волкова
тысячами нерасторжимых связей Coe
динено е народом. На народные день-
ги был выстроен в Ярославле первый
русский театр. Из народа пришли на
его сцену первые актеры: братья
Волковы-Федор, Григорий и Гаври-
ла; сын бедного дьячка семинарист
Иван Нарыков, которому суждено бы-
10 стать тордостью русского театра
актером Дмитревеким; будущий за-
мечательный комик,  цырюльник
Яков Шумекий; Попов — автор пез
Boh русской оперы «Анюта». В
спектаклях принимали участие и ра-
бочие ярославских кожевенных заво-
08! а

Русский театр с певвых своих ша-
гов обранается к разработке тем с4-
руемонной жизни и национальной ис-
тории, нарушая каноны европейско-
го классицизма, преллагавшего ис-
кАТЬ сЮЖеты лишь в античной древ-
ности. Театр, основанный Волковым,
оказался на голову выше театров Ев-
репы, далеко опередив Запад в глубо-
ком разрешении проблем реализма и
народности театрального исжусбтва.

Волков в своей деятельности мог
уже опереться на формирующуюся в
те годы молодую национальную дра-
матургию, за эго плечами был также
плодотворный опыт народных потеш-
ников-скоморохов, исполнителей так
называемой лубочной драмы. Но еще
существеннее были новые, заложен-
ные им самим, прекрасные традиции
русского сценического искусства.
Глубокое понимание роли драматур-
гии, как главного и определяющего
момента в творчестве актера, сразу
выделило Волковский театр из целого
ряда современных ему театральных
пачинаний. На сцене Ярославекого
театра шли трагедии -А. П. Сумароко-
ва, показывавиеие легендарных геро-
ев национальной истории. Старинная
хроника сохранила названия ряда
пе, приписываемых  Волкову, —
«Всяк Еремей про себя разумей»,
«Суд. Шемякин». Можно догадывать-
ся, что эю были домедии, идейно и
тематически связанные с фольклором;
характерно, что Волков берется за
разработку одного из наиболее со-
Циально заостренных сюжетов народ-
HON творчества — «Суд Шемякин».

Искренняя, правдивая игра Волко-
ва и его товарищей резко отличалась
от вычурного и манерного мастерства
иностранных гастролеров, которыми
ПривыЕли восхищаться зрители при-
дворных спектаклей.

От Волкова в русском сценическом
искусстве идет не только линия YT-
верждения реалистического. мастер-
ства актера, но и лишия обществен-
ного служения театра, гражданетвен-
ности актерского искусства. Имя пер-
вого русского актера было для Волко-
BA почетнее лворяневлго достоинства,
пожалованного ему Екатериной П.
Сознание ответственности и значи-
тельности своего дела, высокого об-
щественного назначения cBoend ис-
кусства было завещяно Волковым его
сподвижникам и ученикам. Вместе с
Волковым фундамент национального
театра закладывали его товарищи:
ярославцы = Нарыков-Амитревский,
Шумский, Попов, Чулков и другие —
Участники первого спектакля, день
готорого. 29`июня 1750 года (по ста-
рому стилю), по праву считается
днем рождения русского театра.

Ивана Афанасьевича Дмитревско-
го современники называли «распро-
странителем сценического искусства
в Робеии». Славную деятельность ак-
тера Дмитревский сочетал с илюдо-
творной работой педагога: «Я три ра-
за подкреплял... российский теалтф но-
выми людьми, которых ниоткуда не
выписывал, но сам здесь сыскал, на-
учил и пред публику с успехом пред-
ставил», —с законной гордостью го-
зорил Дмитревский, воспитавший та-

.
	Финальная сцена спектакля «Заговор обреченных» в постановке Ярос-
лавского театра имени Ф. Г. Волкова. В. центре Ганна Лихта — А. Чу-
	Фото В. Мастюкова (ТАСС).
	динова и Коста Варра — С. Ромоданов.
		LEDOELIIOCS
	ких корифеев русской сцены, как
Алексей Яковлев: Екатеряна Семено-
ва. Крутицкий. которым он перелал
	эаветьЕ реалистического искусства
Волкова.

Интерес ярославекой публики Е
	искусству навел местного архитекто-
ра Панкова на мыель построить в го-
pode новый театр, который и был
сооружен к 1820 году на том самом
месте, где теперь находится здание
Тезтра им. Волкова. Репертуар’ теат-
р& того времени ‘свидетельетвует 9
высоких запросах ярославского зри-
теля: во сцены звучали облячитель-
ные строки комедий Фонвизина «Не-
доросль» и «Бригадир», «Ябеды»
Капниста. .

Но владельца театра больше веего
интересовала коммерческая сторона
дела. В 1827 году Панков отказы:
раелся от прямого участия в теат-
ральных делах и начинает отдавать
помещение внаем. «Театр; переходя
из рук в руки в разным содержате-
лям. большей частью не имевшим
средств и вкуса поддерживать его,
возобновлять костюмы и декорации,
иметь хороших актеров и так далев,
приходил в совершенный упадок, и
публика к нему охлалела». — е го-
речью рассказывал местный историк
театра С. Серебренников.

Заметное оживление в жизни Ятос-
	лавского театра наблюдается в сере-
	дине 40-х годов, когда М. Я. Алексе-
ев, сам в прошлом актер, выстроив
Новое, превосходно оборудованное
здание, собирает интересную и та-
лантливую труппу. Ставятея. «Ре-
визор», «Горе от ума», инсцениров-
ка пушкинских «Братьев-лазбойни=
ков», трагедии Шекспира и Шилле-
та. В эти голы на яооелавской сцене
	делает свои первые шаги олиа из за-
	мечательнейших русских актрие Ни-
кулина-Косицкая. впослелетвии став-
шая создательницей классического
образа Катерины в «Грозе».
Исключителуным событием в жиз-
ни Ярославского театра были гаетро-
ли великого Щепкина, который, бу-
дучи уже в преклонном возрасте, счел
свойм долгом приехать в город, етав-
ший некогда колыбелью русского те-
атра. Отвечая на приветствия ярос-
лавцев. Шепкин взволнованно гово-
рил: «Вы балуете меня, старика, я
не заслужил такого ралутиного при-
	ема... Волкову. Волкову всем мы 06я-
	заны».

Забота о демократическом зри-
теле весьм» характерна для перело-
вых деятелей русского театра, Но она
была совершенно чужда дельцам-ант-
репренерам типа печально известно-
го в провинции Смирнова, захватив-
mero Ярославский театр в середине
50-х годов. Один из зрителей, обра-
щаясь к Смирнову, ‘с возмущением
писал: «Ярославская публика любит
пьесы хороние, дельные, имеющие
смысл, а не глупую дребедень фран-
цузской кухни»,

В этой атмобфере задыхались да-
ровитые актеры — Покучаев. На-
талья Алексезва, Красовский. Crpe-
петова, чачавшая Ha ярославекой
сцене свой трудный, но благородный
ПУТЬ.

Любимые свои роли — Катерину,
Коучинину, Василису Мелентьеву —
	‘показывала в Ярославле Г. Н. Фелдо-
	това, несколько раз. посетившая
род. На ярославской сцене выступал
И. М. Моеквин. Ярославцы видели у
себя М. Г. Савину. М. Н. Ермолову,
К. А. Варламова, А. П. Ленского,
Е. С. Станиславского, В. Ф. Вомис-
саржевекую, В. И. Качалова. Лучшие
мастера русского театра, считали сво-
им долгом. по примеру Шепкина, по-
бывать на родине Волкова.

В период реакции, охватившей
Россию после поражения революции
1905 года, Ярославский театр, как
и все русское искусство, переживал
тяжелый кризис. Но завещанные Фе-
дором Велковым животворные тради-
ции руеского искусства, самого демо-
кратического в мире, жили в театре
даже в самые глухие годы, когда’ ва-
модержавие душило все передовое,
когла е большим трудом пробивались
на подмостки великие творения Фон-
визина, Грибоедова, Гоголя, Остров-
ского.

Великая Октябрьская революция
открыла широчайшие просторы лая
плодотворного развития народных
талантов. Театр был освобожден из-
под власти самодуров-антрепренеров,
из-под оскорбительной опеки бар-ме-
пенатов. Новый зритель, перед кото-
рым революция распахнула двери те-
атра, потребовал нового репертуара.
Старейший русский театр стал участ-
ником борьбы 3a социалистическое
искусство. Новую жизнь обретают за-
вещанные еще Фелором `Волковым
благородные. демократические тфади-
ции, мужает и крепнет реалистиче-
сБое мастеретво.
	Традиции
и современносшьЬ
	В тлни празлнования лвухеотлетия
	значит развиваться в духе лучших
традиций руеекого театра.

И если на этом пути Театр им.
Волковь достиг изсеетных успехов,
то этим в большой степени обязаны
мы нашей советской лраматургии—
драматургии болыних мыелей и
чувств, благородных общественных
устремлений.
	В голы борьбы за полноценное
сценическое воплощение советских
пьес в TeaTpe POIHARCH и HOBAA 3B-
мечательная традипия — тееная
дружба артиетов со зрителем. Bee
глубже познают актеры жизнь своих
героев, все чаше выезжают на строй-
ки и предприятия, ветречаюгся 2 но-
выми людьми, изучают хафактер 50-
ветекого человека, там. гле он рас-
крывается с наибольшей полнотой, —
в процессе творческого трула.
	‹Повеедневное изучение жизни, в0-
площение на ецене образов простых
советских люлей, большевиков пар-
тийных и непартийных о позволили
Театру приетупить в решению но-
вых, более сложных творческих 3a-
дач, которые ставила перед  совет-
ским искусством сама действитель-
ность. На’ яроелавекой ецене появ-
ляются пьесы, в которых воесозла-
	OTCH образы великих вожзей ваше ““
	го народа, создателей  ФСоветекого
государства В. И. Ленина
И. В. Сталина.

Опыт работы нал современной те-
мой обогатил театр и в его работе
Hal классическим репертуаоом. Все
более зрелыми, все более близками
вопросам современности становятся
ностановки пьес Островского. Боль-
шое значение для формирования твор-
ческого облика Театра им. Волкова
Имела драматургия А. М. Горького.
Начиная с 1903 года театр регуляр*
HO. осуществляет постановки горьков-
ских пьес. Но особенно часто театр
обращается в Горькому в советское
время. Покойный народный артист
республики И. А. Ростовцев поста-
вил на яроглавской сцене ряд горь-
ковеких спектаклей, отличавшихея
тлубиной проникновения в творче-
ские идеи драматурга. Таковы спек-
	такли «Мещане», «Старик». «Васга
	Железнова». На воплощении юбра-
зов Горьковской драматургии оттачи-
вали свое мастеретво актеры TeaTpa.
	Чем правхивее и современнее ста-
новилось искусство Театра им. Вол-
кова, тем глубже ощущали его ма-
стерь свою близость к народу. Как
никогда, чувствовалась эта близость,
это единство помыслов в толы Вели-
кой Отечественной войны. Патриоти-
ческая драматургия, патриотическое
творчество театрального коллектива
отвечали самым благородным и во3-
вышенным устремлениям советских
люлей.
	_ Послевоенные годы знаменуют со-
бой особенный под’ем творческой ле-
ятельности театра. Воохушевленный
историческими решениями ЦК ВЕП(б)
по идеолопичееким вопросам, кол-
лектив волковцев настейчиво ра-
ботает над постановкой пьее на 60-
временную тему. За эти годы на епе-
‘не театра появились лучшие пьесы
советских драматургов — «Побети-
тели» Б. Чирскова. «Молодая тваг-
дия» по роману А. Фадеева, «Великая
сила» Б. Ромашова, «Чужая тень»
Е. Онмонова, «Московский характер»
А. Софронова, «Счаетье» П. Павлен-
ко, «Настя Колосова» В. Овечкина.
‚ Стремясь внести свой вклад в де-
10 борьбы за мир, театр етавит пье-
сы, показывающие рот демократи-
ческих сил в странах Запала. разоб-
лачающие поджигателей войны. С
огромной ралостью восприняли вол-
ховцы сообщение а том; что за спек-
тавль «Заговор обреченных» группа
его участников удостоена высптей для
советского художника оценки —
Сталинской премии. Эта высокая
оценка обязывает коллектив Театра
им. Волкова к новым, неустанным
творческим поискам.

В юбилейные дни. полводя итог
свершенному, мы лумаем о тех зада-
чах, которые еще не решены или ре-
шены не до копа. Впереди — боль-
mas работа. Ее чапоавление ясно.
Это — развитие лучших, передовых
традиций русского театрального ис-
кусства прошлого. Это — pee более
настойчивое овладение методом с0-
циалистического реализма, sBoopy-
жающим советского художника в его
борьбе за светлые идеальр евоего на-
да, за мир во всем мире, за комму-
	НИЗМ.
Ц. ВАСИЛЬЕВ,

главный режиссер Ярославского
театра им. Ф. Г. Волкова,
лауреат Сталинской премии.
	Историческая справка
	осмеяние всех обыкновенных межлу   Ярославского театра им. Ф. Г. Вол-
людьми пороков. а особливо мзлойм-  кова мы ¢ торлостью товорим 0

ных судей, игроков. мотов. пьянин и  великих тралициях реализма. нарол.
		обществеяного служения,
		наук и лобролетели... Волков был лу-  идуших от Волкова и ставигих глав-
	ПОЙ Этой оригинальной
	процессии.   ными и опрелеляющими во реей ие-
	Сидя верхом на коне, он направлял   тории русского тезтрального искус-
	сие шествие и лелал соответетвую-
	ства. Можно е полным оснораниом
	щие распоряжения». Актер во главе   сказать, что и истопия театра в
	история pasBe-
	нярохного шествия. велущий бой ве   Ярославле — это
	невежеством. с темными сторонами   тия переловых, демократических тра-
жизни, — какой прекрасный образ,   диций русского театрального искус-
какой хлоблестный пример для каж-  ства.
	дого хуложника!

Ф. Волков был первым нашим реа-
листом, главой и зачинателем школы
правы в искусстве. Сегодня
мы с уважением вспомним и эту
особенность школы нашего первого
актера.
	Ф. Волков вел чеустанную борьбу   усерхно
	за утверждение современной ему оте-
чественной драматургии на снене,
понимая, что только в ней — путь
к под’ему театрального — искусства,
только в ней — распвет хуложеет-
венных сил артиста. только в ней —
	_ Олнако нельзя не отдавать себе
отчета в том, что эти прогрессивные
принципы . утверждалиеь в упорной
	ГОДНЯ   борьбе с антитезлистическими,

wt

ыми духу  нзшего национального
искусства направлениями, в борьбе
со всем тем  инородным, что так
усердно насажлалось правящими
классами ‘царской России. Нельзя за-
быть, что великая культурная рево-
	ПУТЬ   люция, которую вызвал-к жизни 69-
	ветекий строй, застала в Ярославле
обычную для этарой Poecun  теат-
ральную провиннию CO BeeMH ee от-
	возможность По-настоящему служить   личительными. чертами. Частная ан-
_ № Co
	своей стране.

Вак всякий крупный деятель рус-
ской культуры. Ф. Волков был по-
хозяйски заботливым собирателем ее
мололых художественных сил. Он кал
нам И. Дмитревекого. заставлявшего
	треприза с ее узко- коммерческими
интересами, набор труппы на один
сезон, непомерное количество поета-
НовОк — ВОТ В каких условиях ра-
ботали мастера сцены, низведенные
де самой: низшей общественной ету-
	I II а NA IE DEENA IDS PANE EE NA OE

оледнеть от зависти самого Гаорика;   пени. Театральную поовичнию oT-
	изали отсутствие художественного
ансамбля, окостеневшие актерские
приемы, вся та рутина,. против ко-
торой боролись лучшие представите-
ли. дореволюционного = искусства.
	ат т 5 Е Пома

он воспитал Шумского. он воспитал   личали отсутствие хуло
замечательную трагическую «втрису   янеамбля. окостеневшие
	своего времени Троепольскую. кото-
рую Дмитревский ставил выше про-
славленных Алерон и ЛДекувоер. On
	не мог не думать о будущем русского   поеемники заветов Волкова.
	.

Фонвизин говорит © Hem, RAR O
«муже глубокого разума. наполнен-
ного достоинствами. ‘который имел
большие знания и мог бы быть чело-
веком государственным».

Мог бы быть! — но в‘император-
ской России актер не мог быть че-
	ловеком государственным. хотя бы он
	был в миллион раз умнее и талантли-
вее всего сената.

И ‹еголня, когла советский актер
стал государственным человеком,
стал политическим леятелем. когда
он. вместе с членами своего прави-
тельства, вместе с люльми веех прэ-
фессий и национальностей, решает в
Кремлевском лвопце лела, государства,
мы с особенной любовью вспомн-
наем первого назиего актера, актера,
который был слугой своего нарола,
Сегодня, в канун 200-летнего юби-
лея Ярославского театра, этого по-
длинного праздника нашей русской
национальной. культуры, мы BAIN,
какие могучие всхолы дали посажен-
ные Волковым ростки. Й мы знаем,
что в славном творческом опыте са-
мого передового в мире советекото те-
атра живет и всегда будет жить
бессмертное лело великого Волкова.
	ССАРЖЕВСКИЙ.
	ботники Ярославского автомобильно-
го завода, воспринимаем как свой за-
водской праздник, как праздник ©0-
ветского театрального искусства.
Автозаводны хорошо знакомы < ра-
ботой театра. Многие рабочие, инже-
неры и служащие завода просмотрели
лучшие спектакли волковцев, Такие
постановки, как. «Заговор обречен-
ных», «Чужая тень», «Настя бюло-
сова», «Московский характер», «До-
холное место», «Вишневый. сад», по-
служили предметом широкого обсуж-
дения в нашем коллективе.
Артисты Театра им. Волкова —
частые гости на автозаводе. Творче-
ские встречи немало способствовали
укреплению леловой, дружеской свя-
зи автозаводцев © коллективом Те-
атра им. Волкова. г
	Мы, работники автозавода, оря-
чо любим свой театр и желаем ему
еше больших творческих успехов.
Поэтому сегодня, в день юбилея, мы
прехявляем театру свой счет. Мы
хотим. видеть пьесы о таких людях,
как москвичи Павел Быков и Лилия
Корабельникова, ленинтрадец Ген-
рих Борткевич, как наши знатные
земляки Галина Топоркова и Веево-
лод Пушкин, о людях, которые своим
трудовым полвигом приближают на-
ше светлое завтра — коммунизм.
		Накануне Октябрьской революции
Ярославский театр переживал тяже-
лый творческий кризис. Его сцену
наводняли низкопробные пьесы-од-
нодневки, свилетельствовавшие 06
упадке и разложении буржуазного
искусства. Социалистическая пево-
Люция дала новую жизнь тватру, на-
полнила новым содержанием творче-
ство его мастеров.

Если первые советские пьесы,
‘шедшие на яроелаеской сцене, были
еще очень далеки от совершенетва,
то по мере роста нашего государст
‘ва набирала силы, накапливала
опыт и совершенствовалась советская
драматургия.

В 1926 году на сцене Театра им.
Волкова появлявтсея «Любовь Яро-
вая» К. Тренева =— первая пьева
‘советской классики. Это произведе-
ние, явивигееся этапным для всего
советекото  телтра, имело огромное
значение и для истории Яроелав-
ского театра им. Волкова. Самая. тема
пьесы, яркие и жизненные образы,
новая лраматургическая форма на-
стоятельно требовали от артистов
пристального изучения жизни, пере-
смотра старых актерских приемов и
навыков,

В 1929 году товарине Сталин 8
письме в _ Билль-Белоцерковекому
указывал, что надо «..шаг за шагом
выживать со сцены старую и новую
непролетарскую макулатуру в. по-
рядке соревнования, путем создания
могущих ее заменить настоящих, ин-
тересных, художественных пьее с9-
ветского характера».

Путь, пройденный  Ярославеким
театром за голы сталинских пятиле-
TOK, является наглядным примером
того, как претворялось в жизнь
историческое, для советского искус-
ства указание товариша Сталина.
Основное место в репертуаре заня-
ли такие пьесы, как «Мятеж» Дм.
Фурманова,  «Броненоезд 14-69»
Ве. Иванова. «Огненный мост» Б. Ро-
машова, «Шторм» В. Билль-Бело-
цперковского, «Первая конная» Ве.
Втинневского, . «Разлом»:Б. Даврене-
ва, пьесы Н. Погодина, А. Афиноге-
нова, А. Корнейчука. Именно ‘эти
пьесы и помогли театру найти путь
& сердцу своего зрителя.

Новый герой потребовал нового
актера, зктера, способного воплотить
в сценическом образе ‘лучшие черты
советского человека, строителя нового
мира.

И коллектив волковцев повел
борьбу с театральной рутинюй.

Происходит  замечалельный про-
цесе — подлинное обновление тедт-
ра.

Но обновление означает в то же
время возрождение к жизни в новом
качестве лучших традиций  прошло-
№ — традаций, завещанных театру
его великим основателем. Ибо бороть-
ся за реализм в искусстве, за вер-
ность жизненной правде, за pasHo-
сторонность в творчестве актера, за.
художественный ансамбль — 910 и
	Нашему тезтру — 200 лет. Важ-
дый ярославец испытывает чувство
гордости от сознания, что наш TOPOL
был колыбелью русского театра, чо
здесь делал первые шаги на своем
славном поприще нал великий зем-
ляк Федор Григорьевич. Волков.

Но не только своим прошлым. до-
рог нам театр. Когда смотришь его
	инженер-конструктор Ярослав-
ского автозавода,