СОВЕТСКОЕ ИСКУСС
	[Гастроли театров
	в Москве

Артисты Укранны и Ленинграда на.
  заводах
	большим успехом проходят BY
	Москве гастроли Киевского государ-
ственного ордена Ленина академиче-
ского ‘украинского драматического
театра ‘им. Ив. Франко и Ленинград-
	ского государственного ордена Ленина
	акалемического Малого оперного
театра. и . К
‚За дни пребывания в столице
	состоялось несколько встреч украин-
ских и ленинградских артистов с ра-
бочими и  инженерно-техническими
работниками Москвы. ^^
	Группа артистов Театра им. Ив.
Франко провела две встречи с рабочи:
	мии служащими завода. «Калибр» и
	Метростроя. На. вечерах выступили
народные артисты ССОР. Гнат. Юра,
Наталия Ужвий, Ю. Шумский, на-
родные артисты УССР Д. Милютенко,
В. Добровольский, А. Ватуля, Терен-
тий Юра и`другие. Зрители с интере-
сом просмотрели сцены из спектаклей:
«В степях Украины» А. Корнейчука,
«Украденное счастье» Ив. Франко,
«Последняя жертва» А. Островского
в исполнении мастеров украинского
театра.

В ближайшее время состоятся
встречи артистов Театра им. Ив:
Франко с‘ офицерами и солдатами
Советской Армии, а также: с. участни:
ками, художественной самодеятельно-
‚сти рабочих и служащих,
	‚ Группа артистов Ленинградского
Малого оперного театрз выезжала в
Дом культуры им. Чкалова и в клуб
	Московского завода малолитражных
	автомобилей. Солисты саеры и балета
показали рабочим зрителям отрывхи и
сцены‘ из оперы «Молодая гвардия»,
балетов «Мнимый жених», «Чудесная
фата», «Сказка о мертесй паревне и ©
семи ‹ богатырях». В этих. вечерах-по-
казах приняли. участие: заслуженные
артисты РСФСР М. Софронова 4
В. Райков, артисты Н. Сердечкова,
И. Тимовова, В. Журавленко, Н. Ми-
риманова, Е. Иванова и другие.
На-днях состоялась встреча артис-
тов Ленинградского Малого оперного
театра с рабочими, инженерами и слу-
жащими автозавода имени Сталина.
	В президиуме ЦК
профсоюза Рабис
	Президиум ЦК профсоюза работни-
ков искусств обсудил на своем засе-
дании итоги работы районных, пере-
движных и колхозных TeATNOB за
1949 г. и первый ‘квартал 1950 г. На
заседании было установлено, что’ зна-
чительное количество районных, пере-
движных и колхозных театров.не вы-
полнило своих производственно-фи-
нансовых планов.
	Слабая работа этих театров в OC-
новном определяется неверной. ренер-
туарной линией. Руководители ряда
театров произвольно изменяют репер-
туарные планы, утвержденные Коми-
тетом по делам искусств при Совете
Министров РСФСР. В репертуар про-
сачиваются идейно слабые, малохудо-
жественные пьесы. При включении
пьес. в планы часто не учитываются
реальные возможности для их осуще-
ствления. -

Участники обсуждения подчеркива-
ли, что Комитет по делам искусств
при Совете {Министров РСФСР и ero
местные органы не осуществляют дол-.
жного контроля за соблюдением pe-
пертуарных планов, ‘не оказызают
районным, передвижным`и колхозным
театрам действенной помощи в подбо-
ре репертуара, рассчитанного на не-
‘болышое ‘количество ‘действующих
лиц:

Крайне слаба и поверхностна по-
мощь, оказываемая театрам облает-
ными отделами искусств и профорга-
низациями Рабис. Ивановский, Воро-
нежский, Чкаловский и: Саратовский
комитеты профсоюза вообще не зани-
маются колхозными театрами. По су-
итеству, устранился от этой работы и
ЦК союза.
	Президиум ИК Рабис принял по-
становление, включающее практиче-
ские мероприятия по оказанию помо-
щи и устранению недостатков в рабо-
те районных, передвижных и колхоз-

‘ных театров.
		якобы только и делают, что пекутся
‘o6 интересах рабочего класса.
	Так, в кинорепортаже © послед-
ней забастовке 100 тысяч рабочих
автомобильной компании «Форд мо-
тор» показывались и пикетные ли-
нии и митинги бастующих в столице
фордовской «империи» — Днрбор-
‘не. И если в данном случае камера
не слишком врала, 3210  диктор-
ский комментарий  нредназначалея
для того, чтобы восстановить. эзрите-
лей против фордовеких рабочих, ко-
торые, как говорилось в тексте, яко-
бы требуют от компании... даревых
автомобилей для каждого рабочего.
Вто же время © зверском «CHAI
апе» ‘или преступной потогонной си-
‘теме, в короткий срок выматываю-
щей силы. человека, 0 массовых
увольнениях и полицейском произво-
ле`внутранней  форловской охранки
	не было сказано ни ©1053. :
«Ньюесриел» используются амери-
	канскими поджигателями войны для
веяческого охамвания всенародного
движения за мир, развернувшегося
во’ всех странах. Начиная с Вроплав-
ского конгресеа, все с’езды и конфе-
рен ‘сторенников мира, а также
выступления. отдельных прогрессив-
ных деятелей умьииленно искажают-
CH змериканекой кинохроникой 20
неузнаваемости о м сопровождаются
провокационными` комментариями.

: `В период нью- -Йоркской вонферен-
ции деятелей науки, искусства и
культуры ОША в защиту мирз аме-
риканекие кинокомпании принимали
сзмое деятельное участие в инсцени-
ровке уличных  «контрдемонстра-
ций» из специально нанятых подро-
стков, монахинь и разных резкцион-
ных и уголевно-преетупных элемен-
тов.  Кинооператоры  запиматись
с’емкой этих разрозненных пикетчи-
вов и их плакатов с антисоветекими
лозунгами.

Так «ньыюсриле» вместе с амери-

канскими кино, печатью, ратио, те-
легилением и тватром елужат 117
	фашгизации страны, делу развязывВа-
	ния новой войны ради интересов
кучки монополистов.
	 Ю. АНАНЬИН.

ое завоевание цветного кис
	Фильмы «Мичурин», «Падение хотелось вы указать - Ва иисющиихя в
ней, с моей точки зрения, дефект.

Берлина» и другие цветные кафти- .   Е
ны послелних лет уже показали, чте Изобразительное ‘решение фильма Выше уже говорилось, что колорит

о ane OUT ANN
	в советском кинсискусстве цвет стал
подлинным материалом искусства. Во
всех этих картинах цвет и свет —
важнейшие факторы раскрытия, дра-
матургии произведения. :

В картине «Мичурин» нельзя за-
быть не только облик самого героя и
других персонажей, но и великолеп-
ные калры цветения садов, половодья
рек, плывущих по небу облаков.

В «Падении Берлина» оловянно-
пустые, полубезумные, наглые, жес-
токие глаза фюрера, превосходно. пе-
реданные цветными кадрами опера-
тора Л. Косматова, существенно по-
могают более полной характеристике
образа.

Пыльному, затхлому, угловатому,
больному гигавтоманией миру нич-
тожеств изобразительно противопо-
ставляется четкий и светлый коло-
рит кремлевских комнат. Ясный,
спокойный тон, мудрая простота.
Стиль сталинской эпохи.

Красочны, выразительны и почти
всегда праздничны по своему цвето-
вому решению картины, поставлен-
ные. И. Пырьевым.
	Богатый опыт накоплен советекой
пвегной кинематографией. Настала
пора наряду с общей оценкой филь-
мов, анализом режиссерской и актер-
ской работы подробно и обстоялтель-
но говорить о цветовом решении, ©
работе оператора и художника. Бла-
годарный. материал для этого дает
фильм «Заговор обреченных».

В «Заговоре обреченных» . по-но-
вому и © блеском решаетея ряд евое-
образных и сложных вопросов. Ве
кадры фильма убеждают прежде все-
го в. подлинности  воспроизводимого
материала. Общими усилиями ре-
жисеера, оператора, художника и
актеров создаетея опущение, что вее
то, что в этой картине ноказано
«в некоей стране», происходило во-
истину. Это — родная и близкая нам
страна, но все же резко отличная от.
Нас по складу жизни, по строю куль-
туры. по внешнему облику людей и
особенностям их повеления. В каж-
yo детали. в каждом костюме, пей-
заже, в подборе типажа коллектив
фильма стремился создать особый мир
этой страны, и фильм кажется до-
RYMCHTAIBREM в высоком смыеле
этого слова.
	И в то же время каждый кадр
фильма вовсе не хроникален, не’ фо-
Тографичен, а глубоко продуман,
художественно отработан. Впечат-
ляют не’тот или ‘иной отдельный.
удачный ‘момент в изобразительном
решений, а все течение цвета, света
й графические переходы из кадра в
Karp. - .
` Крлорит фильма еветел. Мир кра-
CHB. Kak бы говорит фильм, надо
только очистить его от негодяев,
изуверов и пошляков капиталиети-
ческого строя, от всех этих извергов,
занесиих руку нал вёеелым, евобод-
ным и трудолюбивым народом. Банда
капитатиетических  полонков нахо-
дитея в контрасте со светлым коло-
ритом мира трудящихся, и’это пол-
черкнуто в цвёте и в свете при ре-
зтании соответствующих кадров. 05-
шее ощущение от картины  оптими-
стично. жазнеутверждающе, и 66
изобразительное решение эначитель-
но помогает такому впечатлению.

Иногла, может быть. даже слиш-
ком «вымыты» некоторые кадры (на-
пример; моменгы» нафолных восета-
ний, обыск в деревне). Эта абеолют-
ная чистота и ясность кадра, пожа-
луй, несколько ослабляет резкость
прямых политических столкновений,
раскрывающихся в этих сценах. Ho
таких кздров немного. И они не ени-
жают принципиальной правильности
общего светлого решения. фильма в
целом.

. Художник И. Шпинель создал ряд
превосхолных декораций. Каждая из
		кинокамера, которая
всегда лжет и клевещет
	Мечтает ли о чем-нибуль рядовой лизировано почти полностью  дочер-
	этой неназванной республики народ-.
ной демократии легко угадывается
как колорит одной из славянских.
восточноевропейских стран. Но в
фильма, мне кажется, недостает wWe-
	которых деталей. В нем воспроизве-
	дена европейская городекая культу-
ра, только кое-где отмеченная отли-
чительными чертами  нароль этой
республики (в костюмах, в подборе
лиц). Народного же начала в изобра-
зительных элементах картины, в
сущности, мало’ Буржуазия оставила
народной демократии достаточно
стандартные ‘я ‘во многом ‘подража-
тельные архитектурные’ решения фа-
садов, ‘улиц и‘ интерьеров; между тем,
мы знаем, как ‘ботат и разнообразен
материал народного ‘искусства в рес-
публиках народной демократии. А в
картине его почти нет. В ряде’ мест
молно. было бы подчеркнуть народ-
ный художественный материал. Ha-
пример, в оформлении ‘лома Roetu
Варра, комнат Ганны Лихта и даже
цехов закономерно была показать, что
народная ‘демократия ‘им народовла-
стие несут с собой также и новую
культуру и новый’ взлет художест-
венного вкуса.
Картина могла бы быть обогащена
и присутствием каких-то народных
CKYIENTYD BS Woporax, и народным
орнаментом на стенах домов, и стек-
лянными и резными вещами на ет0-
лах, и ‘праздничными народными ‘на-
рядами людей’ на улицах, особенно в:
деревне; которая решена в фильме.
наименее выразительно. Но это чает-
‘ное упущение не снижает прекрасно
‚найденного‘ изобразительного реше-
ния фильма -в целом.

Операторекая работа в фильме
«Заговор обреченных» заслуживает
очень высокой оценки. Смелое ис-
пользование общих планов, снятых
широкоугольной оптикой, наряду е
очень крупными, почти детально
крупными планами лиц и вещей,
резкие ракурсы и чаето необычная
точка зрения аппарата—все это ши-
роко применяет оператор, нигде не
переходя в формальную игру, веюду
подчиняя этот прием углублению и
уточнению действия. Иногда в целях
большей выразительности он  допу-
скает даже, что средние и крупные
планы и по архитектурным деталям
и по фоновому освещению не ес0т-
ветствуют общим планам тото же
эпизода. Порой даже излишне резко
меняется фон при переходе от кадра
5 кадру. Но М. Магидсон, повидимэ-
  му, нрав, поскольку ему удается при
таком характере с’емок не разрушить
уже сложившееся представление 0
том или ином интерьере или. сцене на
натуре, а, наоборот, углубить его ий
тем вызвать более. ИНН Bie

чатление,
	Очень бмелы в картине MOUTAR-
ные переходы“не только от кадра к
кадру. но и 6’ецены к сцене. За
Танной Лихта” гонятся... Ганна Лихта
вызлоравливает. Или Ганна Лихта
еще больна; следующий кадр — ee
ведут к  автомобилю. следующий
кадр — она уже совещается © мини-
страми. Подобные переходы довольно
часто встречаются в фильме. Вообще,
столь трудная для цветного кино
стремитедьность ‘темна действия в
этом фильме осуществляетея легко и
‚ своболно. be

Вначительные достижения карти-
ны «Заговор обреченных»,  прекрас-
ная работа режиссера, оператора,
хуложника и всего коллектива, дав-
шая столь зрелые и яркие ‘плоды,
должны стать: достоянием всех ра-
ботников нашего: кино. Из: картины в
Еартину наша кинематография при-
	звана совершенствовать свои изобра-
	зительные приемы, шлифовать и от-
тачивать художественную Форму
произведений.

Г. РОШАЛЬ.
	Военно-воздушный флот, служба
связи американской армии, морское
министерство беснлатно и в неогра-
ниченном количестве снабжают ки-
нопленкой членов «большой пятер-
ки», что является скрытой формой
правительственного финансирования.
Вместе с тем, испытания новых б0е-
вых самолетов, спуек на воду воен-
ных кораблей, маневры, запуск ра-
кетных снарялов. парады и емотры,
	„Заговор обреченных“

°

чих запоминается: паоламент; кулуа-
ры парламента, собор, mpuTeep собора,
кафе, зал заседаний, комнаты Мак-
Хилла и многие другие. Прелесть
этих декораций, осуществленных
художником-декораторам 10, Boxya-
нецким, в том, что они не претенду-
ют Ha самодовлеющее значение в

кадре, они благоразумно отступают.

на, второй. план, уступая. место ©снов-
ному — актерскому действию, рае-
крывающему содержание. промеходя-
ших сцен.

Декорации эти видны вотой мере,
В КОЕОЙ Это необходимо по ходу ©2-
бытий, ‘но они, именно они. создают
ту атмосферу подлинности воспроиз-
волимого мира, которая так плени-
тельна в этой картине.

Фильм превосходно снят М. Магид-
сеном. Работа режиссера М. Волото-
зова. оператора и художника здесь в
полном смыеле слова слита в одно.
Замысел режиссера определяет и по-
строение сцен и изобразительное ре-
Шенив их.

Готические своды собора, полу-
мрак, притаивигийся в углах, мер-
цающие огни свечей, чуть освещатю-
щие-древние камни, сливаются. с ми-
стическим, безумным выражением
яиц молящихся. Сразу чуветвуется;
что именно этн стены, веками для-
шийся ритуал воспитали выражение
покорности и страха в этих жажду-
них чуда глазах женщин и мужчин.
Изверизигиеь в счастье на этом. све-
те, они готевы поверить в него на
небе. И как прекрасно ` противо-
поставлена готике собора ‘широкая,
светлая, солнцем залитая земля,
освобождающаяся от гнета,

Умно и верно, се большой графиче-
ской выразительностью построены.
калры покушения на Ганну Лихта.
Солнечная ясность пейзажа как бы
перечеркнута четкой черной тенью,
павшей от моста, с вычерченными на
ней фигурами наряженных в мона-
шеские одеяния фашиетеких  ганг-
стербв. Это стервятники Уолл-стрита,
калетевиие в чаянии наживы, кро-
ви и преступлений. ,

Весьма удачно решена декорация
парламента. Следуя за панорзмами
оператора Магидеона, мы проникайм
в самое здание, в гущу людей, уча-
ствуюптих в заселании парламента.
Мы, в зависимости от с”емочной 1точ-
ки аппарата, то присаживаемея Ha
скамви коммунистов. то приближаем-
ся к фалынивому, ханжескому лицу
вождя социал-демократов Пино, ду-
мающего руководить народом и сме-
таемого в ходе заселания с историче-
ской арены. Мы вместе © народом

входим в пустой проход между ска-

MBAMH парламента, поднимаемся &

трибуне и требуем вместе c ним
единственно правильного решения
проблемы, предложенного БОММУНИ-

етами.

Сцена в нарламенте — одна из
лучших ро всем ‘фильме. Прекрасно
‘использована: здесь Колотозовым сме-
на общих и крупных планов. Они

‘как бы подкрепляют друг друга. Вот.

мы видим единство  коммунисти-
ческих рялов.— общие и средние
планы скамей коммунистов, и тут же
видим отдельных представителей это-

To коммуниетичеекого отряда, их му-
‚жественные

липа. Вот группа вра-
гов, искаженные яростью и нена-
виетью, почти гротесковые физисно-
мии. Но ‘нет, это не гротеск. Это —
истинное лицо врага. :

Разве можно забыть образ женши-
ны из народа, пришедшей с делега-

цией в парламент, ее глаза. полные.

слез, ее светлое и яеное лицо, родное
‘всем матерям Земли, перенесшей
столько горя? А волевой прекрасный
образ коммуннстки Tanner Лихта!

‘турой..Я ‘бы сказал, что это — одна

‚Действительно, сцены, снятые внут-

‘леньких хвориках и на деревенских

‚ на просторы улиц. Один из лучших

‘ный валет красного . боевото етяга
восстанля над головами

флаги.

Также кадры,

зпих против подлинной демократии.
‘Особенно хорош вокзал в холодном

‚большим вкусом.

°

Сколько чистоты в ее липе, ках пря-
мо и смело глядят ее глаза! А вере-
ника простых рабочих лиц и в пар-
ламенте и в очерели за хлёбом — это
целая галлерея образов народа «од-
ной страны». Очёнь хорошо снял их
Магилеон. Это поистине кинемато-
графическая живопись. =

‚В фильме как бы стирается раз-
граничение между интерьером и на-

с а тм а ных

ey

из отличительных черт картины.

ри зданий, сцены, снятые на Ули-
цах и на болыних. площадях, и в ма-

a ыы лы ес-но

просторах, никогла не  оказыва-
ются разностильными. ни как бы
проникают одна в другую. Например,
начало демонстрации протекает в
многоэтажном доме, в острых ракур-
сах этажей, вполне соответетвующих.
этим сценам, полным везмущения и
тревоги. Органично, BMecTe Cc наро-
лом выходим мы из тоннелей ворот

pet мы 2 ыы 5 ны Ш

кадров картины — это неожидан-

людей, вы-
ступающих из темного отверстия во-
рот цеха.

И вот уже в алые реки еливаются
Идет демонстрация простого
народа страны. Ширятся. ряды демен-
странтов. дт отдельных лиц к огром-
ным массивам народа обращаются
режиссер и оператор. Й мы взволно-
ваны этими кадрами, так подчерки-
вающими драматизм сюжета. _

Сильное впечатление оставляют
которые показывают
народ, сметающий врагов, выетупив-

Е ды

a cot tae

блеске стеклянной крыши, с отету-
пающими под натиском рабочих за-
товорщиками, подобными серым мы-
шам в поедрасеветной полумгае. И
трудно отличить — то ли это деко-
рация, енятая в павильоне, то ли
это подлинная натура, снятая как
лучший -навильон. Только в некото-
рых. кадрах, показывающих берьбу с
кулаками в деревне, митинги, прока-
тивпьяеся по всей стране, чуветвует-
ся некоторая торопливоеть.
Тюбопьтны приемы, которыми
пользуются в этой картине и ре-
жиссер, и художник, и оператор. Па-
вильбны Шпинеля не живут одно-
образной жизнью. У каждого из них
— своя. цветовая и’световая биогра-
фия. Например, маленький ресторан:
в нем проиеходят и «мирные» эпизо-
ды, равертывающиеся под сладчай-
шие экзерсисы румынского оркестра
на фоне экстравагантно расписанных
стен, и драка в день восстания, ко-
гда. гаснет свет и черные силуэты
мечутся зв полумраке. Очень. хороши
эффекты . искусетвенного. света —
электряческих ‘ламп, плафонов. Они
в картине нигде не назойливы. Hx
мягкий аккомпанемент . общему pe-
шению кадра уместен и сделан с

ола ЕН «<

Можно было бы  привести’‘ еще
много примеров смелого, -разум-
ного и сдержанного использования
цветовой палитры. Она нигде не пе-
феходит в ‘вамостоятельное, неетрое,
созданное для Зои цветоре-
шение:

Партина «Заговор обреченных»
красива в самом ‘хорошем емыеле
этого слова. Она доказывает, что ки-
нематограф ставит перед собой вее
более‘ серьезные в изобразительном
отношении задачи. Картина и в пей-
зажах, н в декорациях, м в портрете
(нужно отметить ‘очень тщательную
и хорошую работу художника-гриме-
ра М. Маеловой) достигла великолен-
ных результатов; И именно поэтому
	стотой, олдноббразием и милитарист-
ской трескотней. В том, что посещае-
мость кинотеатров в СПА сократи-
лась по сравнению с 1946 годом на
25 процентов, — немалая «заслута»
хроникальных фильмов. Это и ш-
нятно: тематические рамки амери-
канских хроникальных лент на-
столько узки, 8 сами они ‘настолько
фальсифицируют события, что вызы-
вают возмущение змериканских зри-
	Вечера песни
К. Шульженко
	Малые формы нашего ‘искусства, как и все искусство в цел“,
призваны бороться за прочный мир, за безопасность народов, В эту
борьбу активно включились профессиональная эстрада, ее артисты °
и авторы. С подмостков зазвучали’ вдохновенные слова о готов-
ности неутомимо отстаивать дело мира во всем мире, о подписании
Стокгольмского Воззвания десятками миллионов советских граждан.

В «Эрмитаже» прошли вечера песни Клавдии Шульженко. Эти
восемь концертов лишь условно можно назвать второй программой
эстрадного сезона в «Эрмитаже», но по репертуару и качеству ис-
полнительского мастерства они заслуживают всяческого внимания.

Много авторов пишут специально для К. Шульженко репертуар,
EO не все они в одинаковой степени талантливы и свободны от дур-
ных эстрадных традиций. Однако в нозой программе артистки можно
назвать ряд.идейно и художественно полноненных, созвучных ‘нашим
дням песен; в числе их — «Женщины в борьбе за мир» Н. Иллюто-_
вич, «Моя Родина» А. Хачатуряна, «Баллада о китайском мальчике».
3. Левиной, «Окрыляющее слово» и «Письмо матери» И. Дунаев:
ского.

Только упорный творческий труд. помогает артисту овладевать
все новыми и‘новыми вершинами искусства. Именно таким неустан-
ным трудом завоевала свое место на эстраде К. Шульженко. Работу
над своим репертуаром артистка продолжает и сейчас, в чем еще
`раз убеждают нас ее выступления в «Эрмитаже», проникнутые горя.
чим стремлением отдать Родине, советскому слушателю свои лучшие
песни.

В вечерах К. Шульженко принимали участие мастер художест-
веннсго слова М. Веревкин («Голос Кремля» А. Безыменского},
участники демократического фестиваля молодежи в Будапеште
Владимир Аникин и Валентин а и В. Коралли.

На снимке: Клавдия ИНТульженко на сцене эстрадного театра
	«Эрмитаж»; у рояля Б. Мандрус. у
{9572479 Фото С. Шингарева.
	Шезклународный кинофестиваль
	15 июля 1950 г. в Карловых Варах (Чехословакия) откроется пятый
Международный кинофестиваль. Среди стран, из’явивших желание принять
участие в фестивале, — Советский. Союз, ‘Польша, Венгрия, Болгария,
Румыния; впервые в фестивале примут участие Китайская народная рес-
публика и Германская ‘лемократическая республика. Прислали заявки
США, Англия, Дания, Финляндия, Франция, Голландия, Индия, Мексика,
Норвегия, Австрия. Швеция и Швейцария.

В порядок пятого фестиваля в нынешнем году введены еуществен
ные изменения: каждая страна имеет право представить два полномет-
ражных художественных фильма. Государства, на территории которых
проживает несколько народов, могут представить на конкурс по два полно-
метражных художественных фильма от каждой национальности и столько
же фильмов других жанров. .

Сегодня мы помещаем статью члена Оргкомитета пятого Международно-
го фестиваля д-ра Франтишека Дворжака. :
		ветского киноискусства, WS WX WH
WHATHBH и богатого опыта, & TORS
из произведений советского кино че]
пают чехословацкие кинематограф»
сты — и не только в рамках фестт
валя — болыную помощь для свое
собственной работы, помощь, 663 к
торой невозможно себе представи’
развитие нашей кинематографии 1
пути социалистического резлизм
Развитие нашей кинематографии
последние годы несет явные след

Девиз. Международного БиНофести-
валя, устраиваемого во второй поло-
вине июля в Карловых Варах, —
«За мир, за нового человека. за более
совершенное человечеетво!». Нынеш-
ний Международный фестиваль имеет
тем большее значение. что он всецело
посвящается служению великой идее
борьбы за мир во всем мире, борь-
бы, возглавляемой славным ©01030м
Советских Социалистических Реснуб-
лик, за которым идут все страны

народной демократии й люди доброй
воли всего мира.

Этот. кинофестиваль ‘является н®-
отделимой составной частью всемир-
ного фронта борьбы против империа-
листических поджигателей войны,
против атомного оружия, за мир и
дружбу между народами.

Основная идея фестиваля подчер-
кивается и в названии наград. кото-
рые будут присуждены лучшии
фильмам, — Большая награда, Пре-
мия мирз и Премия труда.

Кроме основных премий, будет
вылан ряд дипломов и похвальных
‘листов за лучшие документальные,
кукольные, экспериментальные,
цветные, детские, рисованные, хро-
никазльные научно - популярные
фильмы.

Будут присуждены также премии
за лучшее актерское исполнение, ре-
жиссерское искусство, операторскую
работу, сценарий и музыку.

’ В настоящее время Оргкомитетом
фестиваля уже получены заявления
  о желании принять участие в нем от
22 государств.
`В программу фестиваля входят со-
вещания киноработников, где будет
поставлен вопрос © создании между-
народной организации прогрессив-
ных кинематографистов.
Демонстрация советской кинопро-
дуЕЦИи и Участие советских твэрче-
скнх работников в кинофестивалях,
проводимых последние пять лет в Че-
хословакии, имеет столь же давяюю

традицию, как и сами фестивали:

‘Начиная < 1945 года, когдз налиа, ро-
дина была обвобождена славной Co-
ветекой. Армией от гитлеровского фа-
ноизиз, советские кинематографисты
являются нашими самыми дорогими,
самыми желанными: гостями, & ©9-
ветские кинокартины ожидаются,

как самое значительное художествен-
ное собыйие фестиваля. Из совешал
ний п дискуссий с работникзии со-

исканий, у нее были свои заблужд
ния и ошибки, юднако ясно зидн
что она, искренне стремитея следова’
в идейном и художественном отчош
нии прекрасным произведениям ©
ветекого кинематеграфического тво
чества. Доказательством тому служ!
создание таких фильмов, как «Сир
на», «Ян Рогач из Дубы», «Нож
баррикад», «Революционный 18
год», и других, авторы которых чее
во стремятся к воплощению в худ
жественных образах новых тем, н
вых отношений между . людьми,
правхивому отображению совремег
HOH и исторической действительн:
сти. Не всегда ‘удачными Fan
илейном так и в художественном в
ношении, получаются фильмы чех
словацких кинематотрафистов. Пр
чины этих неудач векрыты резол
цией ЦК Коммунистической парт
Чехословакии о творческих залач
чехословацкой кинематографии. В 1
золюции отмечается, что борьба
новую тематику и 34а новое идейн
содержание напгих кинокартин EF
лась творческими работниками Чех
словакин не систематически. Резол
ция ЦЕ В ОЧ имеет огромное значен
для дальнейшего развития нашей к
нематографии. В ней справелли
критикхуются недостатки прежней Г
боты чехословацких кннематограф
стов. Она является основой работы
действенным оружием для всех ни;
ших кинохудожников, идущих ВЕ
ту е рабочим класеем и трудящим
крестьянством нашей страны.
Несомненно, что огромная, Béee’
ронняя поддержка, оказываемая. *
хословацкому кинематографу и &
творческим кадрам ROMMYHHCTN
ской партией Чехословакии; & так
использевание творческого опыта”
ветской кинематографии приведут
благотворным результатам.-

р Д-р Франтишек ABOPIKAK.
`ПРАГА.

ее ВЕЛИ ВН
	`60-летие художника Е. Кацмана
	имени Комитета по делам искусств
при Совете Министров СССР; оргко-
мигета ССХ, ИК Рабис, Института: те-
	ории. и истории искусств, Студии. ИМ.
Грекова, Художественного института
им. Сурикова и ряда других организа-
ций. , ar
		Вчера состоялось расширенное засе-
дание президиума Академии худо-
жеств ОССР, посвященное ‘60-летию
заслуженного деятеля; искусств:
РСФСР. художника Е. Кацмана. После
доклада о`творческой деятельности
художника, сделанного М. Сокольни-
ковым. были зачитаны приветствия от
	зритель американской кинохроники?
По откровенному признанию журна-
ла «Атлантик», он, оказывается,
претпочел бы, чтобы из жкерл четыт-
налпатилюймовых морских орудий

ними Фируами пяти ведущих GAHO-
именных кинокомпаний: &20 век-
Фоке-Мувитоун», «Уорнер-ПНате»,
«Парамоунт», ° «Юниверсал»

«Херст-Метро-Голдвин-Мейер-Ньюс ob

телей.

Дезинформация,

беззастенчивая

подтасовка фактов-—обычное явление
в американских хроникальных Ффиль-

way

В гаота

г

ра тигтроратгрууй OY

речи поджигателей новой войны —
все это в обязательном порядке фик-
сируетея на нленку военными кино-
операторами и’ бесплатно предостав-
ляется компаниям кинохроники.
	Американские милитаристы через
«бюро общественных отношений»
	военного министерства осуществля-
	мах. Вместе с заимствованной у
желтой журналистики погоней за
сенсацией все это составляет отвра-
тительные методы. и нечистые прие-
мы подачи заснятого материала в
американской кинохронике.
	вмасто смертоносного металла и гро-
хота. каждодневно оглушающего си-
дящую в зрительном зале публику,
«вылетзли бы очаровательные де-
вушки, которые, словно лебеди, тихо
и мирно исчезали бы за горизонтом».
	«вылетзли бы очаровательные Ae-
вушки, которые, еловно лебеди, тихо

В сегодняшней Америке, где воен-
ная истерия достигла’ невиданного
размера, где все средства пропаганды
поставлены Ha службу полжитателям

макущая  дроникальныви Yili pola
телевизионные станции. ‘

Для США характерно сращивание
кинохроники © печатью, в равной ме-
ре подчиненных монополистическому
капиталу. Известно, например, что,
помимо продукции Херста, имеющего

g308f9o TTT та’ тах ‘т

ии KOTODEIMN фабрикуются

американской кинохронике.

Кзноническая формула американ-`

ской кинохроники «камера никогда
не врет» дополняется набором’ стан-
дартных тематических рецептов, по
RHBWCDHICD.

ют негласную цензуру над выпу-
скаемой-на экраны США  кинопро-
дукцией. Так, например, пою наетоя-
нию военного министерства амери-
канские зрители Не’ увидели доку-
ментального фильма о нюрнбергеком
процебее главных военных преступ-

А Пан
	А а ее В мил. ера ПОЙ И Е Е О A

НОРОй войны, Это несбыточная МеЧ-   хоникальных фильмов, Ha амери-  Эти «рецепты» требуют прежде все- Зато ‹армия, флот и авиация пре-
Ta. _   ващеких экранах демонстрируется   Го показа: 1) вооруженной мощи   юзносят зрителям бесконечную ce-
Амепиканские хроникально-доку-   кинохроника Генри Люса, от’явлен-  Эбединенных Штатов; 2) ВЫСТУПЛЕ-   рию тщательно: забнятых и’ емепи-

ee ee B® UC А ЧЕ Па А ОО.
	ально смонтированных фильмов, изо-
бражающих наши военные учения и
маневры». — писала «Моушн пик-
чур геральд». “Оопровожлаемые боем
барабанов. подобные фильмы, очень
	ного ‘реакционера и крупнейшего
журнального магната Америки —— из-
дателя журналов «Лайф», «Тайм» и
«Форчун», связанного с банкирским
домом Моргана. Люсовские выпуски
	ний и речей государственкых и во-
енных . деятелей; 3) наводнений;
4) пожаров или ураганов, вели тако-
вые имеются под. рукой; `5) бегов;
6) обезьян. катающихея на. велоги-
	ментальные фильмы «ньюсрилс» э4-.
нимают далеко не последнее место В
арсенале «тотальной пропаганды»
правителей Соединенных Штатов.
Преподносимые неискушенному зри-
	ee ГАА, ae СТ. №, а

о  и О eee ee nn nt . га мл ce ey Se
rein пол coycom  ‹«об’ективности»   «Марч оф тайм» («Марлг времени»): Педах, и. других обитателей З00ПаТ;   сильно ‘‘напоминаюнеие «изделия»
(акамера никогла не врет»), они   еженедельно смотрят. около 20. мил=   а т) девиц в купальных костюмах   цемецко-фашиестекой  геббельсовекей

о А оны ных А ЗЕ ТУ 6
	пропаганды, преднаоначаютея дей
поддержания атмосферы — военного
психоза, блатоприятствующей  при-
наятию в Kowrpecee ‘новых военных
	ионов. зрителей. Выпуском и прока-
TOM «ньыюсриле» занимается крупней-
шая издательская фирма США «Мак-
гроу-Хилл паблишинг компани»,
	в действительности предетавляют CO-
бой смесь грубой клеветы, милита-
ристско-фапгистской пропаганды и
злобного игицения по адрееу сторон-
	— «как можно больше: гёрле, ‘Зани-
мающихея чем угодно, при условии,
что все; что.они делают, делается
только в купальных костюмах».
	ников мира. «Кинопленка — очень   связи RKOTOPOH с ‹ промышленными Тот факт, что подавляющее боль-   ассигнований, для укрепления вла-
гибкий и эластичный материал, —   корпорациями и трестами также не] шинство хроникальных Фильмов,   сти военщины’ BO внутренней и
Mean американский еженедельник   являются секретом, прямо или косвенно, полностью ‘внешней политике Соединенных
	Штатов: :

Не менее клеветнически, чем в
печати и по радио, освещается кино-
хроникой борьба трудящихся CTA
за свои права -— забастовки, вы-
званные увольнениями и снижением
	запаботной платы. массовое пикети-
	рование предприятий рабочими. Эти
фильмы показывают прогрессивные
рабочие организации как опаеные и
вредные” сконища подозрительных
лиц, подстрекающих рабочих высту-
пать против работодателей, которые
	«Ин фэкт», — отдельные куски мож-
но вырезать: можно переснять любые
спены, чтобы привести их в соответ-
ствие с нужным текстом; любые зву-
ки можно подделать. Наконец, на, эк-
ране может показываться одно собы-
тие. а комментарии диктора могут
вылаль его За нечто совоем другое.
И э% может случиться и посто-
янно случается в американской ки-
нохронике»,
	Производетво хроникальных филь-
мов в Соединенных Штатах монопо-
		«Советское яскусство» выходит
no вторникам и субботам.
	или частично пронизано милитариет-
ской пропагандой, об’яеняется тес-
ными связями между кинокомпания-
ми и военным ведомством США. 05-
ращаяеь в с’езду Американской acco-
циации ‹ владельцев кинотеатров в
Голливуде, министр обороны США
Джонесон` ‘заявил: «Министерство
обороны с уверенностью полагается
на американскую  кинопромышлен-
ность. Ваше тесное сотрудничество с
вооруженными силами превосходит
все наши ожидания».
	Однако, несмотря на все ухищре-
ния, американская кинохроника, как
один. из элементов долларовой
культуры, & в равной мере и поли-
тики, терпит пэзерный провал по-
добно остальной голливудской отряп-
не.

Рассчитаные, по. словам «Моуши
пикчур геральд», на «идиотов сред-
ней стуки». американские  «ньюс-
риле» деградируют; они не только не
‘притягивают рядового   зритёля, ‘а,
наоборот. отталкивают его своей пу-
	Главный. редактор С. Б. СУТОЦКИЙ.

Редакционная коллегия: Г. В. АЛЕНСАНДРОВ, В. Н. ВЛАСОВ,
Н. Н. ЖУНОВ, П.Н. ИВАНОВ (зам. главнего редактора),
А. А. ИНОННИНОВ, С. В. МИХАЛНОВ. Ц. И. ТРАПЕЗНИНОВ.
	Зак. № 1919,
	Адрес редакини: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретарнат, отделы инфоомапин, архитектуры-—К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской сети—К 5-45-12; отделы музыка, кино, изобразительных искусств — К 1-45-98,
		Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.