СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	‘астролы тезтров в ДЛосеве
ar ep В И pe  . а
	_Нарол непобелим!.
			Бесконечно дорогах нам память 0
	тероях, отдавптих свою жизнь за
счастье человечества, за мир и друзж-
бу между народами. Их бесомерт-
ные подвиги вдохновляют сегодня в
борьбе и труде, их имена звучат при-
зывом — крепко держать в руках
знамя мира, оберегать его от проис-
ков поджигателей войны.
	Б основу пьесы молодого Украин-
ского драматурга Якова Баша поло-
жена история. профессора Киевекого
университета Петра’ Михайловича
Буйко, которому посмертно было
присвоено звание Героя Советского
Союза. На материале этой пъесы Те-
атр им. Франко ргоздал спектакль
правдивый и страстный, взволновая-
но рассказывающий о легенларном ге-
poe украинского народа н о тех лю-
дях, которые скромно и самоотвер-
женно боролись рука 0б руку е ним.
	Июнь 1941 года. Профессор Byit-   CHARA,
возвпащается домой после очень   смерти.
	50 возвтащается домой после очень
сложной, удачно проведенной опера-
ции. Он в приподнятом настроении.
Ю. Шумский, исполняющий роль
хирурга Буйко, рисуст образ весело-
го, жизнерадостного человека. Ou
быстро поохаживается по компате,
громко, заразительно смеется. 9т0 —
радость большюго, сильного чалюве-
ка, радость от сознания того, что
человеческая жизнь спасена.
	Шумский счастливо избегает
штампа, он рисует не «кабинетного
ученого», его герой крепко стоят на
земле, внимательно и зорко вгляды-
вазтея в мир.

Все поступки профессора Буйко
Хиктуютея высоким сознанием свое-
го морального долга, долга коммуни-
ста, патриота. Поэтому так есте-
ствен!з9 его решение уйти на фронт,
хотя По возрасту он вполне может
остаться дома. Зрителю ясно, что
другого решения Буйко принять не
МОГ — так «совесть велит». He мог
он и не бежать из плена, куда по-
пал, будучи раненным, не мог не на-
чать подпольной борьбы против фа-
шистских захватчиков. Великие илеи
освободительной борьбы вдохновили
его на подвиг.

Шумский не ставит своето героя
на трагические котурны, не создает
вокруг него ореола мученичества.
Bee предельно естественно и даже
обыденно. Но в этой «обыденноети»
артист раскрывает величайшую ду-
ховную красоту человека, настоящий
героический характер, сильный
именно своей простотой и типично-
стью.

В комнату к: профессору поспепно
вбегает немой мальчик Яна. Испу-
ганно. как загнанный зверек, ози-
рается и, бросившиеь к Буйко, зна-
ками пытается об’яснить: его отег,
который приходил сюда недавно пол
видом больного, — провокатор. Ак-
триба М. Захаренко раскрывает всю
сложную борьбу чувств в мальчике:
стых за отпа. гнев, ненавиеть к не-
	му, ощущение сроей беспомощности.
	«Вакая трагелия, какая трагедия»,
— шепчет Буйко. Его лицо погере-
ло, большие мужественные руки гла-
дит голову мальчика. Бережно, как
сына, обнимает он Яшу.

«Ты пионер?» — спрмшивает по-
трясенный ‘этим недетеким горем
Буйко, увидев красный галстук В
руках мальчика. Получив утверди-
тельный ответ, этот уже немолодой,
грузный человек трогательно подни-
иает” руку в пионерском. валюте:
«Скоро ты опять свободно повяжешь
его. Скоро!»:

Под могучим влиянием Буйко 0б-
ретает мужество и уверенность врач
	Тахово  талантливое — исполнение
М. Захаренко роли мальчика Яши.
Такова работа артиста А. Омельчука,
техпераментно исполняющего роль
Чубатого. Поднятый воротник шине-
TH, лихо сдвинутая набекоень фу-
ражка, непохорный вихор на лбу,—
таким предстает он зрителю. В нем
много энергии, жизнерадостности, ка-
кой-то безудержной удали, и все эти
свойства своей натуры оп проявляет
в борьбе.

Полная противоположность Чуба-
тому — скромная, застенчивая Га-
лина Бесомертная. Актриса 0. hy-
CONKO очень точными, скупыми
штрихами передает внутреннее с0-
стояние своей героини. Галина ys-
нает, что любимый человек тяжело
ранен. Броситься бы к нему, узнать...
Но пужно вести партизан через лес.
И, вытянув руки по швам, глотая
слезы, звонким срывающимея голо-
сом рапортует: «Ё исполнению: валие-
го задания готова, товарищ ` коман-
дир». Мягко. с большим лиризмом,
взволнованно проводит Вусенко BCIO
ролъ.

Эта  взволнованность, глубокое
узаженне и преклонение перед” ге-
роическими подвигами своих совре-
менников проявились во вниматель-
ном и бережном, отношении режиссу-
ры и актеров к каждому эпизоличе-
	ChOMY липу, к любой самой малень-
Rol роли.
«Плуотите. не было безымянных
	героев, сыли люди, у каждого свое
имя, свой облик, свои чаяния и на-
лежды», — писал Юлнуе Фучик в
конце свзей замечательной книги.
	Театр как бы сделал эти слова
своим девизом в работе над «ПШрюфег-
сором Буйко». Нет в спектакле про-
холных фигур, незаметных переона-
mel: есть полнокровные, реалиети-
ческие образы, живые люди co
своими индивилуальностями, CO CBO-
ей сульбой.

Запоминается бурный и неукроти-
мый нрав Сзида (артист С. Фетен-
ко), и острый взгляд Рязанца (ар-
тист В. Лашенко), и шумливая, раз-
битная Агриппина Романовна в ис-
полнении Л. Комзрецкой. Люди раз-
ных профессий, разных националь-
ностей, они сошлись здесь, чтобы за-
шищать свое отечество, будущее
своих детей, идеалы своего народа.

Режиссура спектакля отмечена
подлияным мастерством. Постанов-
шик Б. Балабан постепенно усили-
вает напряжение сценического дей-
CTBHA—OT мягкой лирической трак-
товки первой картины в напряжен-
ному драматизму спены в кабинете
врача — и поднимает спектакль до
трагического пафоса в сцене емерти
Буйко.

`В адрее режиссера можно ofpa-
тить только олин упрек. Несколько
вынадает из общего строя спектакля
cheHa на бирже труда. Ни автор, ни
TOCTaHCBIQHE не смогли преодолеть
штампов в изображечии взага. Фи-
гуры фапгистов решены  прямоли-
нейно,  шаржированно, несколько
упрощенно. Но это —= лить частный
недостаток.

- Спектакль заканчивается возвра-
щенкем из армии сына профессора
Буйко. В этой символической сцене,
‘где сын как бы занимает в строю
 мэсто погибшего отда, выражена
мысль о бессмертии народа, его ве-
ликой, воопобежлающей жизненной
‘силе. Ралостный, онтимистический
	финал спектакля утверждает идею:
иатот бопюттийся эа срою  сроботу.
	мололых  3а Право спокойно трудиться на сво-
	ей земле, —непобелим!
Ю. ХАНЮТИН.
	  Творец, русской авиационной науки
			Вютда в День Возхушного Флота
любуешься зрелищем авиационного
парада, когда наблюдаешь виртуоз-
ные маневры быстроходных машин,
поражаяеь совершенством советской
авиатехники и мастерством славных
сталиноких соколов, трудно прелста-
вить cede, Kak BLITE и прообразы
этих чудесных современных салюле-
тов — первые летательные данара-
ты тяжелее воздуха, на которых
русекие смельчаки-летчики . совер-
шали рискованные попытки осуще-
ствить вековую мечту человечества
06 управляемом полете

Еще более трухно представить себе
те годы, когда самая мыель- о возла-
нии таких алтаратов почиталась да-
же срели ученых едва ли не еретиче-
	ской,` во всяком случае — нелоетой-_
	HOH серьезного научного раесмотрс-
	ния. 910, мол, нечто вроде преслову-
	TOH проблёмы «вечного двигателя».

’ В эти годы и переностт нас экран,
последовательно и увлекательно из-
латаютщтий содержательную  киноло-
	воть 9 человеке, которого
В. И. Ленин пазвал” «отцом русской
авиации». . + :
	Нельзя переоценить отромного по-
			знавательного значення этой кино-
повести —= фильма’ «Жуковскийх.
Он заканчивается демонстрацией
блестящих ° достижений’ советской
авиаиндустрии, современных сверх-
скоростных  резкливных и BHH-
TOMOTOPHLIX самолетов, в которых
воплощена передовая о советская
авиатехническая, конструкторская
мыюль. И что замечательно — эти
документальные кадры не восприни-
маютея как некий посторенний хула-
жественному фильму материал, как
«довесок», резкой гранью  отделен-
ный от всего строя’; повествования.

Знакомя 6 важнейлгими этапами
истории авиации — от лерзновеяно-
то начинания Можайского до зарож-
дения и расцвета научной авиатео-
рии, вооружая зрителя  правиль-
вым пониманием долгого и трудного
пути развития, авторы сумели сохра=
нить присущее их произведению ис-
торическое поступательное движение
событий и плавно, без ощутимого
зрителем скачка довести ‘его BITNOT-
ную до наших дней.

Rak ни значительна. позназатель-
ная ценность кинорассказа, 06 о0сно-
воположнике авиационных наук, OF-
нако ею отнюдь He исчерпываются
‘достоинства фильма.

Вполне понятный интерее наптих
зрителей к научно достоверному ма-
териалу, которым насыщен фильм,
авторы повышают тем, что преполно=
сят исторические данные He B по-
рялке беестрастного ‘обозрения или
спокойного перечисления  черелую-
цихея в известном. порядке нагляд-
ных иллюстраций к научной лекции,
Жаждый факт, связанный с биогра-
фией Жуковского, дан в фильме че
изолированно, & каз звено в едуной
цепи, как событие, которое полготов-
лено предыдущим и развивается в
тоследутощем..

Рассматривая жизнь и леятель-
ность дуковского, как резкое столк-
новение нескольких поотивоборетву-
ющих сил, авторы построили на’ ма-
териале его биографии драматурги
чески напряженный сюжет, за раз-
витием которого зритель следит ©
неослайеваюлиеи вниманием.

Вот один из первых кадров филь-

ма: пристально вглядывается Ирузоз-
CRU в крыло подбитого им на охоте
воршуна, стараясь. постичь еще не
тезнанную человеком тайну. юлета,
Глубина содержащейся в этом калре
мысли, сила, ¢ которой 972 мысль
выражена артистом Ю. Юрозскам и
запечатлена операторами А. Голов-
ней и Т. Лобовой, запоминаются на-
полго. Этот кадр, который. по. стене-
ни его возлействия на, зрителей спра-
водливо уподобить, удачным проязве-
цениям портретной живописи, при
всей его кажущейся статичности та-
ит начало одной из главных линий
фазвития сюжета.

Нелегкую цель поставил перед
собой ученый! Выль может, тайна по-
лета не только не познана. но и He-
	по2наваема? Быть может. мечта чело-
	pom, авторы биографических произ-
ведений не вправе отклоняться в дру-
гую крайность и полностью  отвле-
каться от всех иных его человече-
ских качеств. Иначе легко опошлить
блатородный образ «человека  еди-
ной цели», превратив ето в мрачно-
го сектантекого подвижника, нелю-
дима, лишенного полноты ощущелия
радостей жизни. Нечто подобно” по-
лучилось, как известно, в первом
варианте «Мичурина». Некоторые
следы такой крайности несет на се-
бе и 06043 Жуковского. Мы очень
немного узнаем из фильма о матери,
кое-что о сестре и вичего о жене,
дочери.

Актерский анозмбль фильма a-
ходИТСя на ВЫСОКОМ ИисПолнительском
уровне. Это прежде всего относится
в исполнителю главной роли, Жуков-
ского —артисту Ю. Юровекому. Еге
второе выступление в кино (после
роли профессора Дитриха в фильме
«Ветреча на Эльбе»), несомненно,
принадлежит к значительным до-
стижениям актерского искусства.
10. Юзвекому удалось интересно,
разнообразно и содержательно ха-
рактеризовать своего героя. Это че-
ловек большой души и пПытливой
мысли, все сложные и тончайнгие
оттенки которой доноеят до зрителя
богатая мимика и умные, вырази-
тельцые глаза. 0обенно удачно пе-
редает Ю. Юрский второе рожде-
ние, пережитое ученым с победой
Октябрьской революции.  Стареющий
apohecco) испытырает новый приз
JHB энергии, он полон уверенно-
сти в том, что теперь-то осуществят-
ся мечты его жизни!

Большой удачей фильма явлиется
образ Менделеева, созланный И. Су-
даковым. Широта кругозора великого
русского химика, патриотизм, тепле-
та отношения к переховым ученым,
личнов обаяние остаютея в памяти
зрителя. :

Тонкими и язвительными птгриха-
ми обрисовал М. Названов и В. Ак-
сенов отвратительные фигуры Рябу-
шинского и великого князя, далеких
от пусекого народа, чуждых и враж=
дебных ему, тормозящих ради инте=
pecos калтитала чтрюгресе отечествен-
ной науки и техники, не выступаю-
щих в тоге «покровителей» ученых.

Артист В. Белокуров, располага-
ющий замечательными данными для
роли Чаплыгина, был поставлен ав-
торами фильма в явно затрулнитель-
ное положение. Интересный odpas
Чаплыгина не включен в сюжет, не
развернут с достаточной полнотой.
По существу, он работает, так сква-
зать, «портретно», лишь «пригут-
ствует» при Лъуковском. а затем вы-
ступает на‘ето чествовании; иетин-
ные же их взаимоотношения He BEI-
явлены.

Операторы А. Головня и Т. Лобо-
ва, проявив’ мастерское владение
цветом, созлали рял интересных пор-
третов (особенно Жуковского). Jano-
минаютея хорошо, обдуманно снятые
пейзажи: лес, старая Москва, стро-
гий и ненриветливый ® Жуковскому
императорский _ Санкт-Петербург —
низкое сумрачное небо, свинцовые
воды Невы. Музыка В. Шебалина и
мелодически и по темпу соответет-
вует емыслу и характеру развиваю-
щегося на экране повествования.

В едином общем стиле режисеер-
ского решения выполнены декорации
и вся изобразительная сторона филь-
ма (художники А. Вайефельд, А.
Гончаров, В. Ковригин).

С большим интересом смотрятся
кадры, восетанавливающие` память ©.
первенцах авиатехники: TOTEM яп-
парата Можайского, полет планера,
аварии первых самолетов, пилотаж
Нестерова, испытания многемоторно-,
то «Ильи Муромца»:

Интересный и содержательный
фильм о великом русском ученом, 06- ,
нователе теории авиации, поставлен-
ный В. Пудовкиным и Д. Василье-
вым; развивает успех советских
художественных . биографических
фильмов, имеющих больное познава-
тельное и воспитательное значение,
		Сюжетное и психологическое нача-! саждений. Оталинский план преобра-
	Оветной художественный фильм «Жуковский», Производ-
ство ордена Ленина киностудии Мосфильм. Постановка
	В. Пудовкина, Д, Васильева.
	Автор спенария А. Гранберг,
	Научный консультант академик С. Христианович. . Опера-
	. Композитор В. Шебалин.
А. Гончаров, В. Ковригин.
	торы А. Головня, Т. Лобова.

Художники А. Вайсфельд,
	„Профессор Буйко“
еатре им. Из. Франко
		Бонстантин Назарьевич. ( большим
мастерством развивает этот образ
Д. Милютегко. Война придавила жи-
вого, восторженного Константина На-
зарьевича.. Тревожен озирающийся
взгляд, истеричные нотки звучат в
голосе, постоянное беспокойство и
смятение сквозят”во всем. И вот про-
исходит самое странное — убили
дочь. Еле передвигая ноги, ‘старче-
ски сгорбивигнсь;, вхотит Константин
Назарьевич. Это вломленный чело-
век. Но н для нёго находит Буйко
простые мужественные слова, pac-
крываёт высокую, благородную цель,
ради которой надо забыть личное го-
ре. Эта цель — борьба птотив  на-
еилия, против страдалий, против
	Старивий товатищ, партийный ру-
ководитель--тавим прелетает Шум-
ский—Буйко в сзоих отношениях ¢
партизанами, друзьями по оружию.

Это действительно «бзтько»—<су-
рорРыЙй, тоебссательный и глубоко
	любящий своих «еынов».
	Нредиослелняя сцена. Сатай, в
	вотором сидят арсстованные колхоз-
ники. Сюда вносят потерявшего ©о3-
	нание после пытки Петра Михайло-
	вича Буйко. Он попал в руки гитле-
	рореких палачей, ° пряча в деревне
	раненых партизан. Нолулежа на На-.
	рах, глухо, через силу отдает Буйко
	BURUY! WA AAACN. ПИ 67084
0 себе. Та же неизменная забота о
раненых, оставтихся в деревне, 0
друзьях-партизанах. И когда кто-то
из колхозников. не вылержав. г0во-
	рит: «Может, жене что-нибудь nepe-
	дать, Четр Михайлович?». только на
	совунду прорывается огромная ду-
шевная боль этого сильного челове-
ка. его любовь к жизни, к полным.
	«Ей так много, так мною сказать
	Надо»,—фточно в забытьи. повторяет
	ОН.
3а окном поднимается  зарево.
Красные отеветы палают на стены ий
	пол сарая, на лица людей.  Шумно
открываетея лверь. Пришли жан-
	дармы. Это — за ним. Медленно, с
	Долгий
	трудом, опираясь руками
ветает Буйко. Только олин
	взгляд На толпу, сгрудившуюся Bos-
ле стены, взгляд, в котором — вся
	безмерная нежность и любовь к на-
	роду, к елавным людям своим. И —
низкий безмолвный поклон.
	Мимо людей. обнаживших Teper
	ним головы, шатаясь oT боли и ‘сла-
бости, идет Буйко к черной  злове-
	и эл0ъе-
застывшей
e 3apeBa.
	щей фигурз гестаповца..
	на пороге в кровавом свете зар
Илет гордо, илет как победитель.
	‚В последней картине Буйко уже
нет. но кажется — он делит ‘вместе
	‘с0 всеми радость победы и строгими,
	умными тзазами гаядит. с портрета
Ha друзей, как бы завещая ‘им 69-
ротьея за человеческое счастье, за
дружбу и мир между людьми и как
зеницу ока хранить эту победу, куп-
ленную ценой многих и многих
жизней,

Любовь в народу, к Ролине—боль-
тие, истинно-человеческие чувства
пронизывают образ Буйко,  созлан-
ный Шумеким. Эта работа — серь-
сзная Удача талантливого актера.
Успех Шумского закономерен Tax
же, как и успёх всего спектакля B
целом.

Особенно радует успех молодых
артистов театра, ярко  раскрывших
в этом спектакле свом дарования.
	Кадр из кинофильма «Жуковский». В роли Жуковского — Ю. Юровский,
			oe о полете — пуста и вздор-
a?

‚ Основной движущей силе сюжета
Фильма — всепроникающей  позна-
зательной силе человеческого разу-
ма, олицетворенной в неутомимых
исследовательских поисках  Жуков-
кого, в его борьбе с ‘природой за
овладение тайной. полета.——противо-
стоят страшные силы реакции, кос-
ности и рутины, порожденные про-
гнившим строем царекой России,

Реакционная професеура третиру-
ет Жукогекого; в. его  настойчивом
тремлении сочетать теоретическую
мыель с потребностями практики она
усматривает измену «чистой наукё».

У «высочайшего покровителя рус-
ской авиации» и у промышаенного
‘магната Рябущинскотмо в вопросе 0
сульбах отечественном  BOsTY DITTO
флота существуют евои беббые ин-
тересы — они. сролни’ ‘интересам
«союзного» английского капитала,
но в корче ‘противоречат подлинным
‘интересам России, которые так убеж-
денное и патриотически страстно от-
стаивает Жуковский.

В борьбе с силами реакции Жу-
ковскай не одинок. Ha ern eropone
разносторонний гений” Д. И. Менее
леера, прогрессивная часть ученых,
демократическая етуленческая моло-
чежь, первые отечественные пилоты,
пепвые  конетрукторы,  инжечеры;
Табочие —— строители самолетов, та-
mariana русекий народ. На сторо-
не Жуковского — зоеющие прогрес-
сивные силы историн, которые вы-
двигали великую русскую демократи-
ческую культуру, вопреки противо-,
действию бурятазно-помещичьей ре-
акцим, в авангард миророй культуры.
’ Разематривая B таком широком
аснскте биографию «отца русской
авиации», азторы фильма нагаядно,
на и лорически конкретных фавтах
оказывают, что именыю Россия от-
‘крыла, человечеству «эру авиации».
Наша страна — ролина первого в
зкире летательного ачтнарата, первого
в мипе тяжелого MHOToMOTODROTO са-
ъволетз, русский ученый заложил
оеновы авиационной науки, русский
erate был пионером высшего пило-

mama !

Оллако вее эти победы были добы-
ты в тяжелой, изнурительной борь-
бе. Судьба изобретения Можайского,
«забытого» прессой и официальной
наукой, словно. грозное предзнамено-
вание, сонутетвовала деятельности
Жуковского, ветупившего в непри-
миримый конфликт: © власть имущи-
MH.

Этот кояфлиЕт был устранен линть
в Советской России. Только  злесь
напгли ©3806’ полное воплощение пат-
	40, которое стремились начисто вы-
травить из живописи Фформалисты,
является основой основ реалистиче-
ской жанровой живописи, законом ве
существования и развития. Жанровая
картина всегда требует передачи
определенной конкретной среды, ко-
торая является активным началом
произведения, дополняющим и кон-
кретизирующим действия героев.

На первый взгляд, казалось бы,
трудно говорить о сюжетности таких
картин, как, например, «Вожатая»
В. Мариупольского и «Дочь совет-
ской Киргизии» ©. Чуйкова. Но имен-
но внесение сюжетного начала в пор-
третные этюды привело к превралие-
‘нию ‘таких этюдов в картины, опре-
делнло высокий идейный и  эмоцио-
нальный строй этих образов, их ти-
пичность, что нашло отражение уже
и в самых названиях картин. В этих
полотнах созданы не только отдель-
ные яркие, запоминающиеся образы
юных представительниц русского и
киргизского народов. В них показаны
новые качества советской молодежи
— ее активное участие в жизни
своей страны, ее жизнерадостность,
пытливое отношение в окружающему,
показано, что перед этой молодежью
открыты широкие дороги. И в той, и
другой картине героини изображены
в дейстрии: в картине Мариуноль-
ского девочка-вожатая выступает с
докладом, у Чуйкова киргизекая
школьница-колхозница идет учиться.
Фон в той и другой картине — это
та реальная среда, в которой живут
и действуют юные героини атих про-
изведений и вне которой трудно, поч-
TH невозможно составить себе пред-
ставление о том, как и какими инте-
ресами они живут. ]

У накрытого красной материей
стола стоит вожатая в поостом CH
неёньком платьице, с красным галету-
ком на шее и комсомольским значком
ца груди. В руках она держит иепи-.
ванные листки бумаги с материалами
своего первого доклала. 0 чем она го-
ворит, нетрудно догадаться, взгля-
нув на обстановку комнаты, На стене.
мы видим портрет И. В. Сталина,
украшенный веточками мололой зеле-
ни. пятом висит схема плана лесона-

риотические устремления старого
ученого, только после Великой Ок-
тябрьекой революции пришла пора
торжества его научных идей.

Слова ленинского декрета, котерые
звучат в эпизоде чествования ahy-
корекого в день Б0-летия его науч-
Цой деятельности, —это› всенародное
признание заслуг великого ученого.
Слова товарища Сталина: «¥ нае
не было авизционной промынилеано-
сти: У нас она есть теперь», звуча-
щие в финале фильма, — это осущеет-
вление заветной мечты «отца рус-
ской авиации».
	51:
te
	Bue Te так лавно некоторые сце-
наристы и режиссеры, обращаясь к
биографиям выдающихся деятелей
науки, чурались осбственно научной
темы, считая, что вникать в ее су-
цество — это дело научно-потуляр-
ных фильмов, @& потому пытались
придать евоим произвелениям внеш-
нюю занимательность то ли, каЕ в
«Пирогове». стилизацией,  смакова-
нием деталей исторической эпохи, то
ли, как в «Мивлухо-Маклае», ею-
жетными приемами, заимствованны-
ми у приключенческого жанра.

Развивая традипии лучших наптих
биографических фильмов, авторы
«Жуковского» строят  заниматель-
ный сюжет без посторонних, чужлых
теме приемов, на. основе самого
существа научной и общественной
деятельности своего героя.

Лаже сложные принципы ‘аэро-
динамики, отвлеченные  математи-
ческие  идеи; казалось бы; не под-
дающиеся «экранизации», облечены
фильмом в кинсматографичееки вы-
разительную борму, в которой как
бы  материализуетея творческая
мысль наблюдателя и исследователя.
При этом поводы ляя пояснения тех
или иных научных положений воз-
ниЕзют в сюжете органично, + HE
созлалотся иекуественно и случайно
{подобно тему, как в фильме «Алек-
санлр Попов» случайно палает в во-
ду когерер и случайные люди задают
научные вопросы изобретателю). По-
этому пояснения Жуковского не сни-
жаются до упрощенчества.

В этом отношении фильм «ЯЖ-
ковский» рялом е «Акалемиком Ива-
ном Павловым» прокладывает прин-
ципиально правильные пути буду-
щим советским фильмам, посвящен“
ным корифеям науки.

Отнако здесь есть и опасность,
которой не удалось избежать авторам
фильма «Жуковский». Совершенно
закономерно концентрируя внимание
на сущноети жузненного подвига ге-
	Заключительный концерт корейских артистов
	Сегодня деятели искусств Kopen-
ской народно-демократической  рес-
публики выступят в эстрадном теат-
ре сада «Эрмитаж». Завтра они вы-
едут на родину. По дороге корейские
артисты дадут несколько концертов в
Свердловске и Новосибирске,
	дей.
Картина Т. Яблонской
«Хлеб» ценна именно
тем, что OHA показы-
СИ ° вает прекрасные булни
колхозной деревни, ра-
дость трула в колхозе,
сплоченность ее людей. В картине
даны нё только образы людей новой
деревни, жизнерадостных и веселых
украинских женщин-колхозниц, но и
показано новое их отношение к труду.
Та же мыель — осознание колхоз-
никами общенародного. общегосудар-
	В Москву вернулась из двухне-
дельной гастрольной поездки в Ле-
нинград и Киев группа корейских
артистов,
	В городе Ленина корейские гости
дали четыре концерта, проходизших
	в Ленинградской Филармонии

крупнейших районных дворцах куль-
туры. Три концерта состоялись в`Ки-
евском театре оперы и балета и Ки-
	евской филармонии. Все. концерты
прошли с огромным успехом.
		му, принимает рапорт внука. Облих
‘суворовца, стоящего на первом пла-
He, его сестры-пионерки, ‘дедушки,
pea обстановка небольшой комна-
ты с повоголней елкой — все это
очень задушевно рисует. еоветских
	людей, их новый быт.
	Восторг и радость написаны ^ Н&
лицах москвичей, возвращающихея
с Красной площади после демонстра-
ции, в картине Д. Мочальского «Они
видели Сталина». Проходя по одно-
му из новых мостов столицы, они
делятся незабываемыми  впечатле-
ниями. Д. Мочальский сумел передать
в облике своих тероев, в пейзаже и в
самом колорите картины  празлнич=
ное, торжественное настроение. Ему
ухалось освободиться от тусклости и
разбеленности цвета, сильно обедняв-
их его пооизведения прежде, и 34-
говорить языком полноценной реали-
стической живописи. ^
	«Поием в комсомол» С. Григорьева
изображает торжественный момент в
жизни советской школьницы: вету-
пая в ленинско-сталинский комсомол,
она входит в ряды активных  строи-
телей коммунизма. Хопюшо улалея
хуложнику нентральный образ кар-
тины. В этой милой, простой и
серьезной пткольнице мы как. бы ви-
Дим тысячи таких, как ояа; хорото
знакомых нам мололых энтузиастов.
Улачно охарактеризованы и оёталь-
ные участники спены. В картине нет
беолейетвуюнтих, безучастных лиц.
Это подлинные друзья. сплоченный
коллектив. Во веех лицах светитея
горячая заинтересованность в TOM,
что происходит.
	Сейчас ‘оветские живописцы то-
товятея к Воесгоюзной хуложествен-
ной выставке 1950 гола. Преодлолевая
имеющиеся в их творчестве недостат-
ки; обобщая и развивая дальше на-
копленный имн положительный опыт
работы над жанровой картиной. они
созладут новые прекрасные полотна,
поспевающие жизнь и‘ вдохновенный
творческий труд рэбочего класса,
колхозного крестъянства и интелли-
генции =— верных и славных сынов
Hames великой Советской Отчизны.
	К. СИТНИК.
	зования природы —— вот тема ловла-
да пионервожатой, вот тема этой кар-
тины. Так, сюжетное начало, четкое
его развитие позволили художнику
данести до зрителя значительную
идею, в небольшом эпизоде рассказать
“© TOM, YOM живет сегодня молодежь
страны, чутко уловить и с0-
временноети.

Достоинетво картины ня
ского и в том, что юн не ограничилея
намеками, а написал все в ней ясно
м четко. И в пластике форм. и в крас-
ках хуложник стремился к наиболь-
шей законченности не только глав-
ной фигуры, но и всех деталей кар-
тины, играющих большую роль в раз-
витии сюжета, несущих на себе опре-
деленную смысловую нагрузку.

Вартина С. Чуйкова «Дочь совет-
ской Вирггизии» — это целая повесть
@ новой Киргизии, о том, что
дала советская власть еще недав-
но забитому, обреченному на вымира-
яние народу. Художние сумел изобра-
зить юную дочь = киргизекого
народа BO всем  своеобразии es
облика, ее национального характера.
Она живет среди просторов родных
полей, раекинувшихся у подножья
величавого горного хребта. Здесь она
будет трудиться, злесь перед ней от-
крыта дорога к евету и знанию. и она
идет в школу горло, как своболный
человек, хозяин своей судьбы. Образ
виргизекой девушки дополняет пей-
заж, прекрасно передающий природу
республики. Как картина Мариуноль-
ского. так и картина Чуйкова иного
потеряли бы 06з пейзажа. и лейетвен-
ная сила того’и другого произведения
была бы значительно енижена.

Картина Ф. Ренетникова «Прибыл
на каникулы»  мевольно вызывает
дружелюбную улыбку на лице зри-
теля. В картине сквозит мягкий
юмор, в ней есть та жизненная прав-
	да, которая всегда рождает целую
цель ассоциаций и много говорит
VMY и centty зрителя. ^ Прие-
	харший на зимние каникулы суво-
равец, стоя на пороге комнаты, ра-
портует дедушке о своем прибытии;
дедушка, любуясь выправкой маль-
чика, сам подтянувшись  по-военно-
	качествах советеких лю-  ! милея показать поазлник сормовских
	рабочих по случаю спуска на воду
иевого судна. Но, отказавшись от
четкого сюжетного раскрытия темы,
от выявления глазных действующих
лиц, художник ограничился лишь
общим «еуммарным» показом пройе-
ходящего.

Существенным недостатком неко-
торых жанровых картин, экепониоо-
ванных на Веесоюзной хуложествен-
ной выставке 1949 года, несмотря
Ha порой живопиеные достоинства
отдельных частей картины (напри-
мер полотно А. Пластова), является
	Шроблема жанра
RB COBCTCROM MHBONER

CH
		вать самое важное, самое значитель-
ное в окружающей их социалисти-
ческой действительности.
Народность и национальность, от-
личающие искусство передвижников,
присущи и творчеству советских
художников, перед которыми стоит
задача показать. сложившиеея и раз-
вившиеся в нашей стране социали-
стические нации, отразить братетво
народов Советского Союза, показать
народ как полноправного хозяина
своей земли и творца самого передо-
вого общественного етроя — комму-
низма. *
Обращаясь к достижениям COBET-
свого бытового жанра в послевоенный
период, прежде всего ‘необходимо от-
метить, что в этой области сейчас
ярко проявляется многонациональный
характер нашего искусства. Успехи в
работе над жанровой картиной можно
отметить у таких живопиенев, как
А, Лактионов, Я: Ронае, А. Пластов,
®. Решетников, J. Мочальсвий,
В. Мариупольский В. Яковлев,
Е. Кацман, С. Рянгина и другие; у
украинских художников — С. Гри-
торьева, Т. Яблонской, А. Максимен-
ко, В: Костецком, ‘у белорусских
художников -— В. Волкова. Е. Тиха-
новича, ‘азербайджанцев М. Абдул-
лаева и С. Салам-зале,  узбека
Л. Абдуллаева, армянского живопис-
ца 0. Зардаряна и У многих других.
Все пристальнее и пристальнее,
все с большим вниманием вематрива-
ются художники в трудовые будни
колхозной деревни, следят за уепеха-
ии передовиков  сопиалистической
промышленности,  знакомятея с
жизнью советской молодежи. Цен-
ность новых произведений состоит не
только в богатстве и разнообразии их
сюжетов, но тлавным образом в том,
что юни несут в. себе большую прав-
ду жизни, взволнованно и задушевно
рассказывают 0 красоте нашей дей-
ствительностя. о высоких моральных
	Что такое бытовой жанр в живо-
писи? Это — решение современной
темы, = изображение повседневной
жизни народа.

В- советской живописи бытовой
жанр наполнился новым. содержа-
ниём, раздвинулись его рамки, произ-
ведения этого жанра. приобрели pecb-
ма важные новые качества. Они
утверждают, прославляют новую, 00-
цизлистическую  дейетвительность,
проникнуты глубоким оттимизмом,
показывают активное участие нарола
B построении коммунистического -06-
щества, социалистическое отношение
в труду, несут в себе идеи советекого
патриотизма. 970 новое содержание
диктует новые формы и методы ре-
шения бытовой темы в советской
ЖИВОПИеИ.

Какова главная задача советского
художника-жзнриста? Показать, что
воциализм вошел в повседневный быт
воветеких люлей, что с каАЖдЫм днем
все ярче проявляются черты KOMMY-
нистического «завтра», что они CTA-
ковятся вез более и более зримыми.
Раскрывая эти новые закономерно-
сти В повседневной жизни советского
человека. художник тем самым на-
ходит в окружающей дейетвительно-
сти прекрасное, находит высокую
поэзию. И чем глубже, ковкретнее
раскрывает он эту поэзию живой
действительности, тем более яркими
и лохолчивыми становятея создавае-
мые им образы. тем ближе и нужнее
советеким людям его произведение.

Советские художники продолжают
славные традиции русской реалисти-
ческой жанровой живописи, разви-
вают и обогашают замечательные
традидии  художнихов-передвижни-
ков.

Олныи из выдающихея качеств
художников-передвижников было их
острое чувство современности. По-
стоянно развивая в себе это качество,
советские жанристы Учатся раскры-
	стренного значения евоей работы —   отсутствие необходимого внимания к
	отражена и в картинах А. Максимен-
ко «Хозяева земли», Н. Осенева
«Весть о натраде», Д. Абдуллаева
«Освоители  пустыви». Активное
творческое отношение к труду, как к
делу общегосударственному и как к
делу своей жизни,—вот идея, лежа-
шзя в основе этих произведений.

Но такие интересные по своей те-
ие полотна, посвященные рабочему
классу, как картины «Москва,
Кремль, товарищу Сталину» Ф. Ма-
лаева, «Ветреча победителя гоциали-
стичеекого соревнования на шахте»
ll. Судакова, «Торжественный день
	сормовских судостроителей» М. Gy3--
	дальцева, не произвэдят AVAMHOLU
впечатления, потому что в них замы-
сел не нашел глубокого хуложеетвен-
ного раскрытия. Картина Ф. Малаеза
изображает рабочих, подписывающих
рапорт товарищу Сталину 0 досроч-
ном выполнении производетвенного
плана. В сожалению, наметив пра-
Вильно общую композицию, худож-
ник нё сумел. ясно раскрыть сюжет,
создать яркие и запоминающиеся
характеристики. Вартина не доведе-
на до необходимой живописной за-
конченности, она восипинимаетея
скорее как большой эскиз. вомнози-
ция П. Судакова посвящена торже-
ственной встрече у шахты шахтера-
стахановца, установившего новый
рекорл. Й здесь приходится упрек-
	характеристике людей, ясного сюжет-
ного раскрытия темы, четкости раз-
вития действия. Резлистичеекая жан-
ровая картина: не`тернит импреееио-
нистических недомолвок, любования
чистой жизопиеностью, безразличия
к илейному содержанию  произведе-
ния. Жанровая карина требует от
художника правды жизни, любовного
и внимательного ° воспооизведения
действительности, чуткости ко веему
новому и в людях, и в их окружении;
‘она должна быть широко доступной
по’ своему содержанию и по форуе.
` Важнейшим достижением лучших
наших жанристов является конкрет-
ность и жизненность образов. совет-
ских людей в их картинах. Чем более
полнокровныхи и яркими, психоло-
гически выразительными становятея
эти образы в нашей живопиеи, чем
многограннее раскрывает художник
внутренний их облик, тем эмоцио-
нальнее и иоэтичнее становятся они,
а значит. и правдивее. и тиничиее,
Имонно в этой жизненности обра-
зов заключается сила и привлекА-
тельность новых картин С. Чуйкова,
Т. Яблонекой, С. Григорьева, Ф. Ре-
шетнизова, В. Мариупольского,
Д. Мочальекого.
Но сила воздействия жанровой кар-
тины еше более возпастает. когда с03-
	дан не только типичный 06браз, HO IL!
	выражено отношение героя в другии
	НУТЬ художника в недостаточной ВЫ-   ЯЮДЯМ, показано его место в жизни и
	разительности и индивидуальности   сам юн изображен в действии. Жанро-.
образов, в чрезмерной черноте коло-  вая картина требует повествователь-.
	рита. Все это снижает общее эмоцио-
нальное воздействие произведения.
М. Суздальцев в своем полотне стре-
		ного развертывания темы, она должд-.
		на всегда быть сюжетвна.