СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Юбилейная выставка
Е. Кацмана
	В залах Акатемии художеств СОСР
	развернута выставка работ заслужен-
	ного деятеля искусетв, члена-коррес-
понленла Акалемии ‘художеств СССР
	Е. Кацмана в связи с его 60-летием.
Выставка показывает работы, создан-
ные хужником на протяжении 6о-
			Е. Кацман получил художествен-
	‘ное образование в Московекюм учи-
	лище живописи, ваяхния И зодчества,
где учился у хуюжников А. Архино-
na, A. Bacnenosa, С. Малютин и
К. Воровина. ^

После побелы Великой Октябрь-
	  ской. сопиалиетичееской `еволюции
		Е. Ванман вместе с другими нередо-
выми художниками начинает актив-
ную борьбу за создание советского
реалистического искусства. Во этой
борьбе значительную роль сыграла
Ассоциация художников революции
(АХР), ренительно ‘утверждавиая ре-
алистический путь развития. ‘совет-
ского изобразительного искусства.
Художники АХР организовали ряд те-
мзтических выставок; имевших боль-
ое значение во борьбе е чуждыми
буржуазными влияниями в  искуе-
стве. Е. Канман был олним из 0р-
танизаторов, а затем одним из. руко-
водителей АХР. С этого периода: на-
чинается расцвет творческой — дея-
тельности художника. Он пишет
в натуры серию портретов  вы-
даюшихея деятелей большевистской
партии и Фоветского государства,
деятелей науки и культуры, рабочих
И КОЛХОЗНИЕОВ.
	Среди работ этого периода. еле-
дует отметить портреты .Ф. 9. Дзео-
жинского, М. И. Валинина. М. ©.
Владимирекого. Емельяна Ярослав-
ского, академика Баха, М, С. Ольмин-
ского, С. М. Буденного, Демьяна Бед-
ного и другие.

В 1933 году Е. Кацман создзет за-
мечательный портрет Ё. Е. Вороши-
лова. В этом портрете, написанном ©
натуры, художник е благородной про-
стотой и большим мастерством вопло-
TUL образ выдающегося  советекото
полководца. В эти же годы Е. Кацман
пишет одну из лучших своих картин
«Калязинекие кружевницы»—ироиз-
	ведение, заслужившее большую M0-
  пулярность у советекого зрителя.
RB слое послетуюней творческой.
	В своей последующей творческон.
оте художник развивает удачно.
	работе художник развивает  удазне
наметившуюся «Калязинекими BPY-,
жевницами» линию создания жанро-
	вых картин, рисующих новый вовет-
ский быт. Крупной удачей художни-
ка является многофигурная комнози-
ция «Чтение Сталинской Кюнетиту-
ции». Картина посвящена советским
	людям. радующимся тем великим из-
	менениям, которые произотили в жиз-
ни нашего государства в результате
осуществления мудрой политики пар-
тии и реликого зодчего коммунизма—
	товарища Сталинз.

Темам Великой Отечественной вой-
ны художник посвятил ряд работ:
«Вести с фронта», «Портрет Героя
Советского Союза Васильева», «От
Советекого Информбюро», «Партиза-
ны» и другие. В 1942 году Кацман с
группой военных художников Студии
имени Грекова находился на Запад-
ном фронте и сделал там ряд интерес-
ных портретных  зариеовок.

В поелевоенный период Е. Кацман
создал ряд мастерских портретов.
Таковы портреты известного ието-
рикз А. М. Панкратовой, Н. В. Не-
смеяновой, художника Ф. А. Модоро-
ва, писателя Б. А. Лавренева и др.
Большюй задушевностью и любовью
в советским детям проникнута кар-
тина «Чтение «Повести о настоящем
человеке».

В 1947 году выставку работ
Е. Бацмана посетил №. Е. Вороши-
лов и оставил в книге отзывов следу-
ющую зались: «Ваши картины, Bak
и их звтора, знаю и люблю давно.
На выставке видел много картин, ко-
торых раныше не знал; они так же
хороши, как и все, что принадлежит
кисти Евг. Изцмана...».

Убежденный реалист, любящий
свое родное советское искусство.
непримиримый ко всяким  проявле-
ниям формализма и низкопоклонетва
перед упадочным буржуазным искус-
ством, Е. Кацман верно елужит своей
Родине, своему народу. Мы вправе
ждать от художника новых произве-
дений, раскрывающих величие
сталинской эпохи.

Х УШЕНИН.
	„Остров мира“
на сцене Народного
театра в Париже
©
	Каждый вечер сотни больших и
	малых театров в Нариже зажигают.
`°огни своих рами. Пестрые афиши
рекламируют пьесы Сартра и Ануй-
ля, Жироду и де-Бовуар. Вяруг opera
этого рекламного блеска, среди этого
парала смертников появилась скром-
aa афиша: «Остров мира» Евге-

ния Петрова, — первый спектавль.
“Mano кому известного Народного
театра.

Выбор первого спектакля не может
быть случайным. Он определяет лицо
театра, его илейную направленность.
Недаром журнал «Франция—СОСР»
писал о выборе этой пьесы: «Нако-
Hell наши мололые режиесеры, наши
молодые артисты обратились к еовет-

-екому театру. Наконец они почувет-

`вовали, каким источником вдохнове-

` ния может быть для них этот театр!
‚..Это, несомненно, решающее  собы-
tue. Это вестник обновления, появле-
ния настоящего, передового француз-
екого театра». И далее журнал пи-
шет: «Пьеса Е. Петрова—это оружие
для тех, кто борется за мир».

Острая политическая сатира про-

изведения Е. Петрова,  уничтожаю-
щий смех срывают маски с мнимых
‚поборников мира, показывают звери-
ное обличье поджигателей войны.
Простые люди Парижа восприняли
Этот спектакль, как мощную MaHH-
фестацию в защиту мира.
“ Потоки грязи и клеветы полилиеь
60 страниц бульварных газет в адрес
Народного театра. Коллектив театра
должен был обладать мужеством бор-
ца и сердцем патриота, чтобы не
свернуть в намеченного пути.
	Проект нового многоэтажного жилого’ дома на Ленинградском №10ссе.
Е _ —_— a oF

Е А о ба
	Стглинской премии В
		‚ Андреев и К. Кислова.
Фото С. Мишина, ‘
	Авторы — лауреат Сталинской

©
	новые многоэтажные
			Обсуждение проентов в Центральном доме архитектора
		Но следам наишх материалов
	„За большевистскую самокритику“
	Воллегия Управления по телам
иокуеств при Совете Министров Вир-
гизской ССР совместно с активом 1р8-
ботников искусств республики обсу-
	хила напечатанную в-№ 26 «Совег-
	ского искусства» передовую статью
«За больневистекую самокритику».
Признано, что в статье правильно
указывалось на недостатки в работе
Киргизского театра оперы и балета,
Киогизского драматического театра
и Киргизской Филармонии. Коллегия
признала также, что Управление по
делам искусств оказывало нелоста-
почную помошь учреждениям ис-
куеств, слабо контролировало их дея-
тельность. Е

Принято решение, в котором наме-
чены мероприятия по. ‘улучшению
работы учоежлений искусств _Кир-
	ro театра оперы и балета пишетея
пять опер и балетов: «Тектогул»,
«Мээр», «В труде», «Сады цветут»
и «На берегах Иссык-Куля». Три из
них будут. закончены и перадланы
для постановки в текущем году. Про-
BOAHTCH республикавский конкур на
лучшую пьесу.

Управление по делам искусств,
руководители театров и филармонии
приняли меры к усилению контроля
за своэвременным выполнением про-
изводетвенных и финансовых планов.
Руководителям театров, . музыкаль-
ных коллективов и. концертных
бригад, натравленных на летние га-
строли в различные города Киргизии
и другие республики, предложено
сбеспечить показ зрителям идейно и
художественно полноценных спек-
таклей и концертов.
	Партия, правительство, лично
товарищ Сталин уделяют огромное
внимание жилишному строительству в
столице. я

По плану 1950 года в Москве долж-
но быть введено в эксплоатацию
500 тысяч квадратных метров жилой
площади — на 25 процентов больше,
чем в истекшем году. Характерной
ссобенностью нынешнего этапа ре-
конструкции столицы является  повы-
шение этажности возводимых зданий.
С будущего года ‘лолжен быть пол-
ностью осуществлен. лереход на мно-
гсэтажНое строительство;
	В архитектурных мастерских сейчас
ведется большая работа пс составле-
нию проектов новых многоэтажных
жилых домов, призванных обогатить
архитектурный облик столицы, сде-
лать ее еще более величественной и
красивой.
	На-днях архитектурная обществен-
ность Москвы обсуждала проекты
трех многоэтажных жилых домов, ко-
торые будут сооружены на важней-
ших магистралях города. В Цент-
ральном доме архитектора были выс-
тавлены эскизные проекты и черте-
жи 11-этажного жилого дома-обще-
жития для слушателей Высшей пар-
тийной школы при ЦК ВКП(б) на
Миусской площади (автор — действи-
тельный член Академии архитектуры
СССР К. Алабян), 13-этажного жило-
го дома на Ленинградском шоссе (ав-
торы — В. Андреев и К. Кислова) и
12-этажного жилого дома на Смолен-
ской набережной (авторы — B. Bape
хин, Н. Гайгаров и М. Лерман).

Авторы проектов ознакомили соб-
равшихся со своими творческими за-
мыслами, ‘рассказали об архитектур-
нсм облике и внутренней планировке
зданий.
	`В обсуждении проектов приняли
участие архитекторы К. Джус, И. Гох-
блит, А. Сурис, В. Лагутенко и’ дру-
гие. Они отмечали, что авторы в-ос-
вовном справились с поставленной ие.
ред ними задачей.

Вместе с тем участники oticymnenua
указывали на наличие существенных
недочетов, которые должны быть уст-
ранены при дальнейшей работе над
проектами. Справедливой критике под
верглась, в частности, внутренняя пла-
нирозка ряда квартир дома на Смолен-
ской набережной Авторы ‘проекта
этого здания некритически примени-
ли типовые секции, предложенные
Академией архитектуры СССР, стра-
дающие существенными недостатка-
ми. Мало внимания уделили авторы
такому важнейшему делу, как инду-
стриализация и удешевление  стон-
мости строительства и снижение экс-
плоатационных расходов.

До недавнего времени обществен-
ные просмотры и обсуждения проек-
тов жилых и общественных сооруже-
ний столицы проводились зачастую
после их окончательного утвержде-
ния во всех инстанциях или даже тог-
да, когда здания уже строились.
Московское отделение Союза совет-
ских архитекторов поступило правиль-
но, организовав дискуссию в той ста-
дии проектирования, когда авторы
еще могут учесть критические заме-
чания архитектурной общественности.

К недостаткам организации обсуж-
дения следует отнести то, что проек-
ты. были выставлены для обозрения
лишь перед самым началом вечера.
Результаты дискуссии были бы’ более
значительными, если бы архитекторы
столицы имели возможность заъанее
ознакомиться с обсуждаемыми про-
изведениями, внимательно изучить
проекты и чертежи во всех деталях.
	Сцена из спектакля Народного театра в Париже «Остров мира». Миссис
Д жакобс—Беки Розани, мистер Джакобс—Жак Бютэн,
	o
В противовес буржуазному театру
	с его проповедью ультраиндивидуа-.
	лизма, отчаяния и ухода от жизни, с
его зависимостью от биржевых меце-
натов участники коллектива Народ-
ного театра поставили. своей  пелью
создать театр, стоящий на позициях
идейного искусства, служащего на-
роду. ‘

Высокая илея служения своему
народу помогла молодому театру пре-
одолеть все материальные  затрудне-
ния. А трудности были чрезвычайно
велижи. Достаточно сказать, что ak-
теры были вынуждены играть в ево-
их собственных костюмах, так Kak Y
	‘театра нет средств, чтобы их прио-
	обрести. Цьесу «Остров мира» . уда-
лось репетировать только пять раз,

— по словам режиссера Жака Сарту у
него «нехватало духа» репетировать
больше. Это значило бы липтить акте-
ра заработка в другом месте. Но мо-
лодой коллектив театра вдохновляла
мужественная борьба докеров Марее-
ля, рабочих Парижа, крестьян Брета-
ни против преступных происков
американского империализма. Труппу
вдохновляли славные резлистические
традиции французской сцены и му-
жественные борцы за мир, которые
сказали свое грозное «Нет!» поджи-
гателям новой войны. И рождение
театра состоялось.

Рабочие и служащие Парижа уви-
дели «Остров мира» и полюбили свой
новый театр. Всего было дано десять
спектаклей, каждый из них прошел
при переполненном зрительном зале.
«Я никогда не видел, чтобы во вре-
мя спектакля так смеялись. В зри-
тельном зале была в основном моло-
дежь, та молодежь, которую можно
видеть всюду, где идет борьба за мир
и прогресс!»—так писал режиссер
ЭВак Сарту об одном из смектаклей.

Популяризация произведений со-
ветското MCKYCCTBA — активный
вклад в дело борьбы за мир, в дело
укрепления мира. Большую помощь
в распроетранении произведений с0-
ветской драматургии оказывает те-
атру Общеетво «Франция — СССР».
Недавно были организованы театра-
лизованные чтения пьесе «Оитиын-
стическая трагедия», «Молодая гвар-
дия», «Глина и фарфор», «Закон че-
сти», «Два латеря».

Рместе с плакатами Фужерона, ки-
нокартинами Дакена спектакли Ha-
родного театра решают благородную
задачу борьбы за мир.

ПАРИЖ. (Соб. инф.).
	«И. Г. Фарбениндустри». Руководи-
тели концерна, его американские по-
кровители — вот кто разоблачается
в фильме «Совет богов».

Новый фильм «Дефа» — целе-
устремленное, идейно направленное
произведение, являющееся вкладом
мастеров немецкой  кинемалогра-
фии в дело борьбы < поджигателями
Новой войны.
	да создается впечатление, FM) Mol
сваливаем в ДНУ кучу американ-
ский народ и зыериканеких импери-
алистов. Нет, не вся культура и не
все искусство Америки подвластны
коммерции. Я не собираюсь давать
законченного юбзора состояния аме-
риканекой культуры. Для этого по-
треборалось бы больше времени и
			са лишь в общих чертах, поделиться
отлельными мыслями.
	Есть ли у нас
живопись?
	У Международный кинофеетиваль
	Сегодня в Карловых Bapax (Yexo-
словакия) в торжественной обетанов-
ке открываетея. У Международный
кинофестиваль.

Кинофестиваль проходит WOR ло-
3YHTOM «3a MMP, 3a HOBOTO человека,
за, более совершенное человечество!».

В нем ‘впервые примут участие
Китайская народная  реепублига,
Германская демократическая респуб-
лика и молодое киноискусство корей-
ского народа, ведущего. героическую
борьбу против amepHRAHCRHX arpeeco-
pos.

Витайская кинематография будет
представлена художественным кино-
фильмом «Дочь Витая» и рядом дру-
гих картин. Из произведений немеп-
кой кинематографии участники фе-
стиваля увилят художественный ки-
нофильм «Хлеб наш насущный»,
тепле ‘ветреченный в свое время с0-
ветекими зрителями.

Свои новые’ большие постижения
продемонстрирует ^ киноискусство
стран народной демократни. В кино-
фестивале примут , также участие
прогрессивные деятели кинемато-
трафии капиталистических стран.

С особым интересом участники фе-
етиваля ждут поБаза советских худо-
жественных кинофильмов: «Падение
Берлина» (обе серии). «Заговор обре-
	ченных». «Кубанские казаки», «Жу-! Спец.
	Можно было бы считать, что тако-
	ва И есть история искусства в Аме-
DERG, если бы около двадцати лет на-
зал He проявило ‘себя отралное ‘явле-
	ние. показывающее ‘образы IpPyroH
	Америки. В то время под влиянием
массовой борьбы © голодом и безрабо-
тицей началась эра реформ Рузвель-
та, одновременно зародилея и план
государственной подлержки творче-
ской инициативы художников. Ha
протяжении нескольких лет изобра-
зительное искусетво в Америке про-
гветало. Ценные картины стали до-
ступными для миллионов американ-
пев, которые до этого времени совер-
шенно не обращали внимания Ha
живопись. Даже правительственные
учреждения заказывали фрески,
пдейные по содержанию. Правда, пе-
которые из них, содержавшие. черес-
чур прогрессивные идеи, были позд-
нее отвергнуты, ‘но некоторые. со-
хранились и до настоящего времени.

В Америке Трумэна искусство
пеликом подчинено. коммерции. № и-
вописцы и скульттюры в- 1950 году
живут нищенской жазнью; ототваны
ог американского народа. «Чепен-
Кола» ——- вот. их главный зажазчик.
Фирма платит деньги, а деньги в
США решают вое. ;
	Поэзия
на задвоюках
	ковекий», «Смелые люди», полно-
метражных цветных документальных
фильмов — «Юность мира», «Пезвое
мая 1950 года» и других. Веего на
фестивале будет показано 30 худо-
жественных фильмов и 100 докумен-
тальных.
	Аъюри фестиваля, состоящее из
вилнейших деятелей кинематографии
всех стран, присудит три основные
премии: Болышая  натрада (xpy-
стальный глобус), Премия мира и
Премия труда. Установлено также
16 премий за лучнний сненарий, ре-
жиссерекую работу и т. д.

13 июля в Чехослоракию прибыла
для участия в Международном фе-
стивале советская делегация в 69-
ставе: руководителя делегапии-—3%-
местителя министра кинематографии
СССР Н. Семенова. кинорежиссеров
М. Чизурели, М. Калатозова, арти-
сетов М. Ладыниной, Л. Скопиной,
Б. Андреева, В. Савельева и киноопе-
ратора 1. Косматова.
	Советская делегация находится в
центре внимания всей чехословацкой
общественности и прибывших на
фестиваль деятелей кинематографии
стран Ивропы, Азии и Америки.

ПРАГА, 14 июля. ‘(По телефону.
	Сцена из спектакля Народного театра в Париже