СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	тересный фильм, несмотря на край-
нюю сложность и трудность сюжета.
Здесь надо отметить, что впервые в
игровом фильме режиссерами достиг-
нуго глубокое прокикновение науч-
ной темы в художественную ткань
произведения. Все кадры, излагаю-
щие явления природы, — обтекание
жидкостью кирпича в луже, наблюде-
ния над полетами бумаги, опыты ©
пластинками и аэродинамической
трубой и другие—не только воепита-
тельны с научной стороны, Ho H 00-
разны, наглядны, занимательны. На-
до широко использовать это начина-
ние в художественной .кинемалогра-
фии и тем расширить пути проникно-
вения научных знаний в массы.
Хороши в фильме кадры встречи
Жуковского с великим князем, «ше-
dom»  царекой авиации. Артиету
В. Аксенову прехрасно удалея образ
холеного, беспринципного царского
соролича, любующегоея евоими длин-
ными и краеивыми пальпами во вре-
мя гневной, обличительной речи пре-
данного патриота. своей Родины, бор-
Ца за русскую авизцию’ старика Жу-
ковекого. Умно и тонко передает убо-
гую сущность капиталиста Рябушин-
ского артист М. Названов.

Наконец, третьей причиной успеха
фильма следует считать выдающуюся
работу артиста Ю. Юровекого; иснол-
няющего роль Жуковского. “ Созлан-
ный Юровским образ Жуковского, в
особенности во второй половине жиз-
пи ученого, является несомненным
крупным творческим успехом  арти-
ста. Это достижение тем. более ценно,
что Юровский никогла не видел Жу-
ковекого и не имеет с ним портрет.
ного сходства. Тем не менее. образ
Жуковского от эпизода к Эпизолу
врепнет, приобретает теплоту и обая-
ние, столь свойственные этому вели-
кому ученому, Мне, как родственни-
ку.и ученику Жуковского, было при-
ятно видеть Юровского в этом образе.
`В заключение нало отметять пре-
восхолную работу операторов A. Го-
ловни и Т. Лобовой. сумевших  coa-
дать в очень трулном для с’емки
фильме яркие, запоминающиеея кал-
ры. Нужно отметить также и хоро-
шую работу всего е’емочного коллек-
тива, положившего очень ного твор-
ческих сил на создание этого труло-
емкого, еложного ий необыкновенного
по своему солержанию ‘Фильма.
	Фильм «Жуковский» вышел 8A
экраны советского кино в дни, когла
все прогрессивное человечество ста-
вит свои подписи под. Стокгольмекям
Воззванием, голосуя  за мир во всем
мире. Куча поджигателей войны хо-
чет разделить мир на два лагеря: лю-
дей, стремящихся к войне, и людей;
подлежащих гонению и истреблению
за их прогрессивные! демократические
взгляды, Однако поджитатели войны
жестоко просчитались в своих расче-
тах. Они не‹‘учли, . что трудящиеся
всего земного шара являются поллин-
ными демократами, неуклонно стрз-
мящимися в миру, прогрессу и ва-
уке. а
Е таким прогреесивным людям
безусловно принадлежал и отен рус-
ской авиации Н. Е. Жуковский.

Пусть его примеру  беззаветного,
самоотверженного служения  евоему
отечеству поеледуют не только все
советские ученые и новые научные
силы стран’ народной демократии,
но и все честные, передовые деятели
мировой науки. Пусть труды их пой-
дут на благо всего человечества.
	Академик А, МИКУЛИН,
	Герой Социалистического Труда.
©
	. ¢

или поэт. Это может быть и дра-
матург и даже работник ‘управле-
ния сберегательных касс; как изве-.
стный Бельский — автор либретто
опер Римского-Корсакова. Но тееноз
содружество комнозитора с либретти-
стом — обязательное и’ важнейнгее
условие.

Залумать оперу может только ком-
позитор. Задумать не в виде конкрет-
ной темы или сюжета, а путем 0с0з-
нания тех музыкально-драматиче-
ских концепций, какие он хочет и
может выразить в своем будущем
произведении.
	Если создание оперы начнетея сх
того, что композитор получит готовое
либретто. сделанное без его участия,
то есть опасность, что музыка будет
плестись за сюжетом, иллюстрируя
его.

Ноеле того как композитор. создал
свое представление о будущем произ-
ведении, он в тесном содружестве с
писателем может работать над всеми
дальнейшими этапами осуществае-
ния замысла.

Е сожалению, наши композиторы
	Трибуна
	oeDpDHZ CH
	СЧЕТ ШАХТЕРОВ
ДРАМАТУРГАМ
И КОМПОЗИТОРАМ _
	Торняки Московского угольного
бассейна обратились с письмом к пи-
сателям и композиторам. От имени
шахтеров Мосбасеа Герои Социали-
	стическомх Труда проходчики №. №-
	валенко, Ф. Лебедь, навалоотбойщик
П. Прохоров, лауреат Сталинской
премии горный инженер А. Хрипин,
проходчики А. Медведев, Н. Телегин.
почетный шахтер  врубмашинист
М. Ламалдынов и другие пишут:
	— Показать советского. шахтера.
его духовный облик, его труд на бла-
ro Родины — благородная  зада-
ча советских писателей; поэтов. дра-
матургов. За последнее время появи-
лось несколько книг 0  шахтерах:
«Земля Кузнецкая» Волошина, «Шах-
теры» Итишева, пьеса «Макар Дуб-
рава» Корнейчука, очерки 0 людях
Допбзеса Б. Галина. Однако всего это-
го очень мало. И мы в большой оби
де на писателей, поэтов и драматур-
гов.
Еще болыше претензий мы mpex -
являем к наитим советским компози-
торам, Ведь до сих пор ими написано
очень мало хороших шахтерских пе-
сен, шахтерских маршей. .

Мы обращаемся к вам, товарищи
писатели, поэты и ApaMaTypru: cos-
дайте романы, повести, пъесы и поз-
мы, стихи и песни, отображающие
преобразования в шахтерской жизни.
ростки коммунизма, покажите ново-
го, советского шахтера, его муже-
ственный труд и борьбу за наше об-
щее дело.

Мы обращаемся к вам, товарищи
композиторы: создайте шахтерекие
песни и другие музыкальные произ-
	ведения, бодрые и светлые, как сама  т
	%ИЗНЬ,
В заключение письма TODHARH RBBI-
	ет Надежлу, что писатели, по-

То BDOSK...»
	Литовской ° ССР   всем совелеким
	обратились недавно с письмом Е Кол-  нарол мужественно и самоотверженно
лективу стулии Мосфильм. Рассказы-  трудится. восстанавливая Ой
		вая 00 огромных изменениях, которые   нае. залечивает раны.
	Произошли В ЖиЗзви AHTOBCKOM LUE
за 10 лет советской власти. о ечает-
	EE TE NES NE OE

Литовской CCP) войной. Но этих люлей. их repouue-
	ского трула не видит, не хочет ви-
теть начальник порта — капитан
	ты, драматурги и композиторы Re
останутся безучастны к их обраще-
	ТВОРЧЕСКАЯ
ДРУЖБА

Киноработники

Литовеко]
	„Три капитана“
Аугуста Якобсона

я

Аугуст Якобсон — олин из вил-
нейших литераторов Советской Эсто-
нии, Начав свою драматургическую
деятельность около пяти лет назад
уже зрелым писателем-прозаиком, он
создал рял интересных 0 мыели и
ярких по художественной форме
пьес. Все они посвящены нашей со-
‘временности. Все провизаны. единой
волей к борьбе е резкционным; кос-
ным, отживающим. борьбе 33 Новое.
светлое. поогресеивное.

Шесть пьес, написанных А. Якоб-
COHOM, являютея как бы звеньями ол-
ной цепи, отдельными главами увле-
	RATCIBHOFO поврествозания Oo жизни
	Советской Эстония. Важдая пьееа
отображает какой-то определенный
этан в развитии родной республики.
И всегда. какие бы темы ни’ пот-
чимал лраматург, в центре внимания
Якобсона — люди. их судьба. ста-
новление их мировоззрения. их пеи-
хология. иногда их ошибки и 3a-
блуждения. Эпиграфом к последней
своей пьесе «Три капитана», напи-
санной в 1950 году. Якобеон взял
мудрые слова И. В. Сталина: «На:
наконец, понять, что из всех ценных
капиталов, имеющихся в мире, ea-
мым ценным и самым решаюниег кз-
питалом являются люли. кадры».
	 люлях послевоенной Эетонии. об
их 09950е за  воестанозление своей
родины рассказывает новая  ньеса
драматурга.

«,.Вили-были на свете три капи-
Tana... Каждый го своим характером,
темпераментом, Наперегонки  бороз-
дили они моря и океаны, —то вместе,
То врозъ...». Море связало их креп-
кой дружбой, но жизнь разлучила,
и кажтый ношел своим путем. И вот
теперь, спустя много лет.  пюй1я
сквозь суровые голы войны, друзья
встретились вновь в освобожденной
Советской Эетонии.

..Окопчилась война. Вместе со
всем советеким  наролом эетонекий
	ся. Под руководством Теомаса Вютка-
са и мололого Михкеля Кууска строи-
тельные работы были закончены в
небывало короткие сроки. Но... лля
этого ‘пришлось ухалить е поста Ba-
чальника порта капитана Мальма.

Обилу. разочарование. ‘гнев иены»
тал старый ветеран. когда увилел.
что бывшие его полчиненные горазхо
более успешно трулятся без его ру
ководетва. Сложный. мучительный
‘путь осознания своих ошибок прошел
капитан Мальм. 06 этой перестройке
в сознании честного советского че-
товека, лишь воеменно остановивиге-
reed в своем движении вперед. глу-
‘боко и проникновенно рассказал дра
матург.

Образы трех капитанов выписаны
А. Якобсоном. умело и тшательна,
Постунки и взаимоотношения их $
окружающими логичны и мотивито-
ваны. Читателю ясны их внутренний
мир, их взгляхы на жизнь, ‘их цели и
стремления,

Правла несколько  схематичен

2 — положительный герой
льегы. Праматургу порой нехватает
красок, чтобы сделать этот перее-
наж более выразительным. живым
Но временам он излишне декларати-
вен. Но воришь, что Коткае внима-
тельно вглялываетея в оБружающих
люлей. верне опенивает и искренне
стремится помочь пм.

Героев пьесы окружает группа
действующих лип. которые могли бы
быть названы  «второетепенными»,
но, вне зависимости от размера их
роли, 370 живые люди, которые
вместе с тремя капитанами  етроят
Советскую Эстонию. Драматург сумел
ля всех найти своеобразные чертоз-
кн. раекрыть инликилуальноеть каж-
лого. Волнует я увлекает сульба етя-
вилора Михкеля Вууска. веселой я
  трогательной Хеле-Малл. ее жечиха
Рейна Мальм. кроткой учительницы
Майи Лийвак. жены капитана Махь-
‚ ма— Вай.

Ньеса напиеана просто. хорошим
литературным языком, Отнако это
‚ произвезение А. Якобсона лишено
публипиетической  гтоаетноети его
‘прелылущих пьее. Ла и композипи-
чнво Пьеса посетраева так. что бозья
итинетво событий. происходит за епе-
ной. А Ba непосрелетвенный   sys
зрителя выноаситея толька результа
—_ Пазговоры, абеужление TOTO, =€T¢
случилось гте-то за кулисами.

Образ Мальма. в общем интереено
написанный ве рагкрыт автором JO
конпа. Из пБееы не ясно. каковы же
причины ошибок и заблуждений
Мальма. Как могло произойти. это
умный в честный советекий человек
настолько отетал от жизни?

Нелостаточно ярко натисовал. лра-
матург и пробуждение инициативы,
рост самосознания у рабочих. Совер-
шенно естественно. что теспотизм
Мальма лолжен был бы вызвать 163
кий отпор в среде рабочих порта. Из
пъзсы же следует. что они слепо по-
виновались распоряжениям своего
начальника, . каже не пытаясь их
критичееви осмыслить. «Разоблаче-
ние» Мальма промехолит  извче:
Разоблачил  Мальм» присланный
партией Котка. а пе коммунисты и
комсомольцы порта.

Пьес» «Три капитана»  раегказы-
вает 0 новом этапе в жизни Эетон=
ской республики. Герои ее. так же
как и в прелыдущих  прояизвелениях
Якобсона, — труховая советская ин-
теллигениия. Оларенный, праматурР
еше ни одного своего  произвеления
не посвятил. рабочему классу. родной
республики. А ведь eM жизнь. &тго
трул — кардинальные темы. вовет-
ского. искусства. Эта некоторая
узость темы, однообразие избираемого
героя мешают Аугусту Якобеону ето
ярче, еше глубже раскрыть свой т8=
лант драматурга современности.

ример camoomBepme
  служения Ролин.
	Наша кинематография обогаталась
новым художественным — произведе-
нием, прославляющим выдаюшегоея
сына великого, талантливого русско-
го народа—Н. Е. дуковекого.
	„Наряду с нлеядой своих замеча-
тельных современников Жуковский
двинул далеко вперед мировую Hay-
ку, всегда оставаясь горячим патрио-
том Родины. Он был одним из свет-
лых умов России, своими трудами
утверждавших приоритет нашей оте-
чественной нзуки.

Создание фильма об этом  страст-
ном, целеустремленном человеке, мно-
гогранном и разносторонне одаренном
ученом было сопряжено в болыними
трудностями, проистекавшими имен-
но от обилия элементов, из которых
складывалась его творческая биогра-
фия. Авторы фильма решили, в сущ-
ности, раскрыть лишь одну из сторон
деятельности выдающегося  ученого-
патрнотз: создание им новой отрасли
науки — аэродинамики, сыгравшей
столь решающую роль в развитии
теории и практики воздухоплавания.
И в пределах этой темы ени нашли
правильные решения, умело исполь-
зовали средства киноискусства для
изложения основ учения Жуковекого,
путей, которыми он шел к познанию
законов полета тел тяжелее воздуха.
	Н в пределах этой темы они нашли
зовали средства киноискусства  лля

«Жуковский» — весьма  поучи-
тельный и занимательный в лучшем
смысле этого слова фильм, который
смотрится с большим интересом.

Но мне как человеку близко
	Но мне, кзк человеку, близко
знавшему Жуковского, как одно-
му из его учеников, предетавляет-
ся все же известным  цедоетатком
картины т0, что в ней не показано,
хотя бы в самых общих чертах, как
формировалея и рос Жуковский-уче-
ный, сколь широки были его науч-
ные интересы и ценны работы в раз-
личных областях знания.
	Не использован в фильме богатый
фактический материал, относящийся
в периоду юности будущего ветикого
ученою и характеризующий Жу-
EOBCKOMO, как человека наетойчиво-
го, не останавливающегося ни перех
какими препятетвиями.
	Одаренность, простота,  отзывчи-
BOCTh, теплота и широчайшая pyc-
ская доброта Жуковского создавали
до самой емерти вокруг него ореол
необычайного обаяния. Каждый. кто
хоть раз общался с Жуковеким, зара-
жался его стремлениями, его идеями,
становился его учеником и ипожлело-
вателем.
	Несмотря на крайнюю нужду, Му-
вовский в 1870 году кончает универ-
ситет по кафедре механики. Он ищет
новых знаний, хочет быть инжене-
ром-конструктотом. ‘А для этого надо
ехать учиться в Петербург.

Во - увы! Слепой случай здесь
становится ему поперек дороги. Его
брат Иван Егорович делает такой

wo me про нак,
	И злесь вновь сказываются хобро-
та, самоотверженность и широта на-
туры великого человека. Он жертвует
своими стремлениями, ocTaerca в
Москве и поступает учителем в гим-
назию, вносит евое жалование в уп-
Лату за долг брата. В то же зремя
Жуковский с присущей ему страстью
продолжает научную работу. Он идет
медленными. но уверенными шагами
к поставленной ‘цели. Сыело опро-
вергает мнение тогдашнего  еве-
тилы — немецкого професеора Гельм-
ГОЛЬЦА.
	«В образе большого коршуна, —
писал Гельмгольц, — природа поста-
вила предел организму, который мо-
жет подняться © помощью своих му-
	Кадр из фильма «Жуковский». Жуковский (артист Ю. Юровский) на
			скулов и посредетвом крыльев хер-
жатьзся в воздухе... на оснозании
	этого мало вепвоятно, чтобы человек
когда-либо, хотя бы е помощью нан-
более искусно приготозленных
крыльев, смог бы держаться в ‘воз-
духе».

Ж\уковский подчеркивает эти стро-
ки н пишет карандашом на полях:
«Я думаю, что человек полетит, опи-
раясь не на силу своих мускулов, а
на силу своего разума».

Блестяще защищена  длиссертания
на, тему «Кинематика, жидкого тела».
Открыты новые законы движения
жидкостей. Открыто наличие крити-
ческой точки нулевой скорости на
любом теле, обтекаемом потоком.
	Быть может, и на крыле THI
веть такая точка? Любонытно! Ho
еще рано думать об этом! Еще «сила
разума» недостаточна, ‘надо дальше
учиться, работать, совершенствевать-
ся, надо получить кафелру прюфессо-
ра, воспитать групну учеников-ету-
дентов...

Жуковский ставит себе залачу: по-
степенно развить в себе. эту «силу
разума», развить настолько, чтобы,
опираясь на нее, русский человех ов-
ладел воздушной стихией, стал в ней
так же силен, как на суше и на
море, Ho для этого надо много сде-
MaTb...

И в кабинете Жуковекого хо утра
горит настольная керосиновая лампз.
Будущий ученый ночи напролет пи-
шет математические труды о проч:
ности движения, получает за эту
работу степень доктора математиче-
ских наук и назначается профессором
Московского высшего ° технического
училища. Цель достигнута! Вперед,
к следующей ступени  завоерания
воздушной стихии!

№ сожалению, зритель ‘фильмз
«Жуковский» не увидит в нем опи-
санных выше событий.

Автору ‘сценария «Жуковский»
А. Гранбергу не удалось яркими,
убедительными красками показать
хотя бы контуры той духовной жиз-
ни, формирования той: несокрушимой
воли к победе, которая является
основным залогом в успехе творче-
ского созидательного труда.
	В фильме не отражены и мно-
гогранность, размах деятельности
великого ° ученого,  прославившего
своими работами отечественную нау-
ку — от кинематики жидкого тела до
удара абсолютно твердых тел, от ра-
бот по выбору формы судов ло полета
артиллерийских снарядов, от вначе-
НИЯ геометрического истолкования B
	теоретической механике до гидравли-
ческого удара в водопроводных тру-
bax, от теории резктивного движения
д0 вихревой теопии погемной силы
			аналитической. механики и т, я. He
показан Жуковский и как крупней-
шин организатор в бытность его
председателем Общества любителей
естествознания; Математичеекого 06-
щества, поелседателем еще свыше де+
сяти обществ, среди которых  о60бог
место занимает Всероссийское  обще-
ство воздухоплавания,  ‘организован-
ное все-тем же неутомимым Жуков-
свим, по инициативе которого в
Россни было проведено несколько
с’ездов по воздухоплаванию.

Вонечно, трудно было вместить в
пределы олного Фильма весь эточ ма-
териал, не обелияя полноты раекры-
тия основной научной темы. Но ка-
кие-то акпенты, штрихи, полчеркива-
ющие т0, что осталось за пределами
фильма, слеловало хотя бы в общих
чертах внести или усилить. Вее это
заставило бы зрителя острее почув-
ствовать грандиозный масштаб oary-
ры русского ученого.
	В фильме правильно показаны ог-
ромное внимание Жуковского к уче-
никам, их дружная, спаянная зовме-
стная работа. Однако, по-моему; еле-
довало’ показать это не вообще, &
назвать имена основных учеников
JRYKORCROTO, прошедших вместе ©
ним длинный тернистый нуть созида-
тельного труда, продолжающих и раз-
вивающих его дело. Непонятно так-
же, почему сценарист решил славу
первого полета на’ русском пязнере
заврепить за вымытленным ляпом—
студентом Рыбаковым, в то время как
этот рекорд принадлежит ныне злрав-
ствующему cTapelimemy русскому
пилоту — «дедушке».  Роесинекому.

Повторяем, несмотря на вее эти не-
достатки сценария, в целом фильм
«Жуковский» получилея хоронеим,
ценным произведением большого по-
знавательного и общественного 3Ha-
чения.
	0б’яснить успех фильма можно
тремя причинами. Первая кроетея в
масштабе фигуры Жуковского. Ero
творческая работа была столь общир-
на и плодотворна, что показ даже од-
ной только части его деятельности
так интересен и так полноценен, что
зритель уходит из зала кино изумлен-
ным и уловлетворенным  развернув-
шимся перед ним творческим пу-
тем великого ученого-пзтриота,

Вторая причина успеха фильма
кроется в TOM, что режиссерам
В. Пудовкину и Д. Васильеву  уда-
лось преодолеть отдельные нелостат-
ки сценария, создать красочный. ин-
	ливой жизни трулящихеся Шитвы, ма-  теть начальнике
	стера кино молодой советской респуб-   ИЙонн Мальм. Верный еын своей ро-
	цины. смелый и отважный войн. в
нелавнем проплом грудью зашитав-
ший страну от оголтелых  полчит
фашистских захватчиков. капитан
Мальм проглялел новых  люлей Co-
	ЛИББИ пиитут-
«Мы, работники Литовской кино-
	студии, поставили перед 060й ответ-  ший страну от оголтелых
ственную залачу: создать юбилейный   фатистеких захватчиков.
	документальный ПРеТНСЙ
	хазстущая аитва», ROPOTROMETPAR-   ветекой Эстонии — етроителей го-
ный фильм о колхозном строительет-   циалиетичеекого общества.  Buenn-
ве, 39 киножурналон и’ дублировать   танный в старых тпаляйпнях пря:
	десять ‘художественных фильмов.
Помошь коллектива  Мосфиль
	Помошь коллектива  Мосфилем—   соты капитанского мостика. Мальм
ведущей студии’ Советского Союза-=  свысока смели» fa ernixy more
	‚сметрит На своих п-
‹. He хочет  приелушать-
	в значительной ‘степени облегчила бы   чиненных.
	нам выполнение этой
	ипрограммы,..».
	ответственной   ся к их голосу. не понимает новых.
	CONMAINCTHUCCKHX взаимоотношений
	оаместитель Мальма капитан Лий-
„ секретарь партгруппы  стэди-
	Коллектив столичной стулии горя-  между людьми.
	YO откликнулся нз обращение своих
торарищей. Москвичи решили  при-
	нять над ними шефетво, помочь и со-   тельства, видит заблужчения евоего
ветом и делом: производить ‘проявку   пруга. но не’ велет с ними решиталь-
	и печать OTCHATONO  матернала,   ной борьбы. Еще свежи в его памяти
командировать  квалифицированных страшные дни оккупации. когла оня
работников для установки оборулова- е Мальмом ‘° мужественно боролись

НИЯ, выделить в распоряжение сту-, поотив фашистеких захватчиков, и
TU WAARKRYANWELTOA — лоралаточентта a   Mane eTrar wmucogt InSooew
	Ччеатр народного
творчества
	САРАТОВ. (Наш корр.). По при-
меру общественности Ярославля Са-
ратовский городской лом народного
творчества (директор Н. Сафонова)
создал Театр народного творчества.
Он работает в здании «Зеленого те-
атра» городского сала им. М. Горь-
кого. Первый спектакль — «Бешеные
деньги» А. Островского, показанный
силами участников художественной
самодеятельности, прошел с большим
успехом.
	  hanutan Воткае, приехавший в
родные места по заланию партии. е
большевистской мудростью и реши-
тельностью объясняет Лийваку врел
полобного попустительства: «<... по-
жалеть его таким. как он был.— это
преступление против нового и поку-
нение на наше будушее! На етарое.
отжившее, нало наступать безжало-
стно, — вее равно, гнезлится оно в
нас самих или в наших близких. го-
знательно ли оно проявляется или

ЕН

Приезд Коткаса оживил затянув-

шуюся работу по восстановлению

бота ий портовых сооружений. Пот-
		Следующий спектакль нового теат-  Кас сумел зажечь людей. мобилизо-
ра — ‘«Васса’ Железнова» М. Горь-  вать их на преодоление трудностей.
		Результаты не замеллили сказать-
	которой характеризуетея драматурги-
ческое поструьние либретто «Стан-
ционного смотрителя»!

Следовательно, когла речь идет о
роли пизателя в создании оперы, надо
прежде всего говорить о храматурге,
Если литератор соединяет в себе и
драматурга, и поэта, —тем лучше. Но
самые замечательные стихи не вдох-
HOBAT композитора на создание оле-
ры, если сюжет рыхл, образы очерче-
ны бледно, а действие развиваетея
MOHOTOHHO.

Содружество композитора и писа-
теля имеет в оперном творчестве ярко
выраженные особенности. Главная 38-
ключается в следующем: музыка —
плод творчества одного композитора,
а либретто (вели понимать под этим
‚словом не только самый текет, но и
сюжет, солержение, драматургиче-
ский конфликт) — плод их совмеет-
ного творчества. Нельзя себе предета-
вить окончательного варианта опер-
ного либретто, написанного вообще,
без конкретного «адреса», без учета
творческих замыслов и стремлений
автора музыки. Блестящим примером
является оперная драматургия Чай-
ковского, особенно в годы расцвета
его оперного творчества. 0б огромной
роли композитора в создании либрет-
то ясно и недвусмысленно говорит
А. Серов, рассказывая 0 своей работе
с поэтом А. Майковым над оперой
«Юдифь». Наконец, вся история руе-
ской оперной классики показывает,
что сюжетные и тематические замы-
слы лучших опер, шли, как правило,
OF композиторов, сумевших увлечь
этими замыслами авторов ‘либретто.

Следовательно, речь должна ATTH
о драматуртическом сотворчестве ком-
позитора и писателя,

Непонятно. как С. Островой пред-
полагает повысить роль писателя в
оперном творчестве. Видимо, этот
призыв идёт от некоторого нелопони-
мания Островым природы этого твор-
чества. Это, кстати, доказывается A
неверным утверждением Ocrponoro,
что текст оперы имеет не подчиаен-
н06, а самостоятельное значение. Как
бы ни были велики достоинства тек-
ста оперы, она всегла остаетея музы-
кальным произведением. Следователь-
но, речь должна, итти о большем вия
мании композитора к драматургиче-
ским и поэтическим качествам либ-
	Обсуждаем статью С. Острового
	) исательи опера”
		замечаний
	Вильно © этой точки зрения залума-

драматургия оперы, все развитие
действия, то даже самые хорошие
стихи не помогут ей завоевать лю-
бовъ слушателя.

Драматургия оперы ropasie труд-
нее, чем в обычной пьесе. Практика
показывает, что сюжет оперы должен
быть предельно прост. Ему можно
дать больпюе развитие путем углуб-
ленного показа чувств и столенове-
ний героев, но сложных сюжетных
ситуаций и многоплановости в раз-
вятии интриги, по-моему, опера не
выдержит. Она потребует ‘большого
количества речитативов, что отрипа-
тельно влияет на восприятие опер-
ного произведения. Кроме того, всег-
да есть опасность, что часть текста,
не дойдет ло слушателей и HEROTO-
рые перипетии сюжета останутся
для них непонятными. Итак, требо-
вание первое — четкость, прост
сюжета.

Второе требование — такая кон-
струкдия сюжета, которую можно
выразить музыкальными средствами.
Для этого оперное либретто лолжно
раскрывать сущность взятой в оено-
ву илеи через яркие образы и силь-
ные чувства, предельно избегая про-
заизмов. Такое либретто ласт воз-
можность композитору широко ис-
пользовать самое выразительно и
любимое народом средство в оперном
искусстве— красивое и эмоциональ-
ное пение.
	Современная тематика требует.
чтобы герои были показаны во веех
проявлениях их личности. Даже если
писать советскую оперу на любов-
ную тему, то все равно вашего c0-
BETCROTO человека невозможно пока-
зать в отрыве от его обществеяно-
произродетвенной деятельности.

Третье требование к автору либ-
ретто — продуманная фориз. Так, же
Rak и композитор, автор ‘либретто
должен хорошо ощущать сцениче-
	HI OCKONEICO
	„ В статье «Писатель и опера» Сер-
тей Островой правильно говорит оне-
обходимости углубленной работь: над
Фперным либретто. Но в качестве ав-
торов либретто он называет только
писателя и поэта, нигде не вепоми-
Ная о драматурге. 9т0 — не случай-
ность. В конце статьи С. Островей
даже подчеркивает:

`«Удача ждет только ту оперу, ко-
торая написана в тесном содружестве
композитора с поэтом. Именно с по-
Этом! ».

Всякий композитор высоко ценит
Улачную работу поэта; Мы знаем, ка-
кую ‘большую, & часто. решающую
роль для успеха песни играют хоро-
шие стихи. Блестящий пример —
песени М. Исаковекото.

Но опера — не.песня. В ней, кро-
ме отличной работы поэта, необходим
еще-и глубокий замысел драматурга.
Й, к моему величайшему удивлению,
С. 0етровой ничего не пишет о ра-
ботё композитора с драматургом.

Содружество композитора © поэтом
— не новость. Можно’ назвать в На-
шей творческой практике. оперные
либретто, написанные хорошими по-
этами и писателями, С литературной
точки зрения они не могут вызвать
упреков. Но оперы из них не получи-
лось.

В чем же причина?. Она завлю-
Чается прежде всего в отсутствии.
драматургического мастерства, при-
чем яе вообще драматургического, &
специфического ——- музыкально-дра-
матургического.

Писателиси поэты — мастера сло-
ва. Они пользуются средствами вы-
ражения сюжета в формах, спепифи-
ческих для самостоятельного лите-
ратурного произведения. А в опере
нужно иметь логическую последова-
тельность ситуаций, наиболее есте-
ственных для выражения их средст-
вами музыки. Й если не будет пра-
	См. «Советское искусство». № 35.
	скую функцию музыки и уметь вы-! или поэт. Это может быть
разить сюжет и идею через строго! матург и даже работник 1
			ЗаЕономерную носледорательчость
эпизодов, имеющих самостоятельный
музыкальный интерес.

Вообще товоря, илеалом для меня
являются такие оперы, из. которых
каждый эпизод можно исполнять в
концерте, как самостоятельную пье-
су. Таковы «Внязь Игорь», «Кар-
мен» и еше немногие оперы.

Уже при выборе сюжета нало
учесть, что не всякое (даже очень
популярное) литературное  произве-
дение притолно для оперного либрет-
то. Большинство авторов либретто. к
сожалению, автоматически «разво-
дит» сюжет романа или повести по
картинам либретто, не заботясь ©
том, как это будет выражено музы-
кальными врелствами. Такие оперы
очень трудно писать, ставить, иепол-
нять и еще труднее слушать.

Четвертое требование — четкое
определение жанра будущего онерно-
го произведения. В настоящее время
большинство написанных либрет-
то является либо исторической хро-
никой со случайной последователь-
ностью более или менее улачио залу-
манных картин, либо иллюстрацией
х литературкым произведениям.
те и другие не имеют своих внутрен-
них законов развития, следуя 2a
произведениями, ‘На основе которых
юни написаны. Между тем, успех ча-
ще всего ждет оперу чистого жанра
— героическую, лирическую, коми-
ческую.

Пятое требование—не копировать
слепо внешние формы популярных
классических опер; Каждая идея,
кажлый сюжет, если он правильно
выражен. вызывает Е жизни свою
форму. Бездумное подражание: не мо-
жет принести авторам творческого
успеха. У нас есть немало примеров
механического копирования. драма-
тургической формы русских класси-
ческих опер — «Дмитрий Донской»
Вл: Крюкова и Г. Кристи, еделанный
по образнам русской исторической
оперы. «Княжна Мэри» В. Дехтеревь
и Г. Ериети, потражающая операм
Чайковского, и мпогне другие. Но‘они
не заняли прочного места в реперту-
аре напгих оперных театров.

Я убежден, что автолом либретто’
не обязательно должен быть писатель.
	часто ловольно безответственно пол-
ходят к выбору литературной основы
лля своих будущих опер, Приведу
пример: когла вся советская пресса
по заслугам высоко оценила роман
Бабаевского’ «Кавалер Золотой Звез-
ды», более десятка композиторов
немедленно сделали заявки в Коми-
тет по делам искусствона сочинение
оперы того же названия. Их сочувет-
венно принимали и спрашивали: «A
как вы задумали выразить этот ма-
тёриал в оперной форме?». И почти
все отвечали: «Ну, это придумает
либреттиет, это неважно».

Такие методы неуместны при е0з-
дании сложного синтетического про-
извеления © серьезным политическим
солержанием. Только углубленная
работа вместе с писателем и театром
может привести к настоящей удаче.

Я верю, что недалек, тот лень, ког
ла мы — композиторы, писатели,
театры — достойно ответим на тре-
борания народа и создадим волную-
щие современные советские оперы.
		perro, 0 повышении активности ком-
позиторов в поисках тем и сюжетов,
0б умении композитора заразить дра-
матурга своей темой, своим замыслом,
своими стремлениями и исканиями.
Нужно не «повышать роль и автори-
тет» писателя в опере, а приблизить
Го к ROMAOSHTOPY. нужно вместе
	  ТЕ ТЯ aa T aw kw ere ats

‚ искать, дерзать и создавать! Нужно
	вместе работать нат операми, а Там
уж «сочтемся славою»!

«Советское искусетва»  своевре-
менно поставило вопрое %х. писа-
тельском. участии в еоздании совет-
ской оперы, Союз пиезтелей и Союз
композиторов лолжны, наконец, най-
ти практические меры для творческо-
го сближения композиторов и писа-
телей. работающих в оперном жавре,
	С. Островой приводит значитель-
ный список поэтов, которые, по его
мнению, «самоустранились» от рабо-
‚ты над оперой. Межлу тем, поеле
постановления Центрального Бомите-
та ВЕШ(б) многие крупные советские
писатели горяче включились в эту
работу. Б. Лавренев написал для ком-
позитора В. Крюкова либретто по
своей пьесе «Разлом». Л. Леонов (co-
вместно в 0. Леонидовым} ‘созлая
аперное либретто по мотивам «Наше
ствия» для композитора В. Дехтерева.
А. Корнейчук и В. Василевская напи-
сали для композитора В. Данькевича
либретто оперы «Боглав Хмельниц-
кий». Хочется поскорее ‘услышать,
как эти получившие хорошую
оценку либретто. вонлощены  ком-
позиторами в музыке. Ло сих ноэ
наша общественность не знает. BAB
воплощены композиторами оперные
либретто, написанные в свое время
круннейшими советекими писателями
— Алексеем Толстым  («Декабри-
сты») и Вячеславом  Шашковым
(«Угрюм-река»).

Нет сомнения, что появление толь-
Ко пяти перечисленных опер новлек-
ло бы приток новых литературных
сил — и драматургических. и поэти-
ческих — в оперное творчество. А
это ускорит выполнение ‹ указаний
партии о создании полноценной го-
ветской оперы. приближающейся по
своим достоинствам к лучшим образ-
цам непревзойденной русской оперной
классики.

Ц. СОЛОДАРЬ. .
	‚Вместе дерзать!
	ских качествах либретто, в четком и
линамическом развитии сюжетной ли-
нии, в правильной расстановке идей-
ных акцентов, словом, во всем TOM,
что определяет содержание и направ-
ление оперы, 8 следовательно; и ха-
рактер музыки. Это прямо вытекает
из высоких требований, прел’явлен-
ных композиторам постановлением
Центрального Комитета ВКП(б) «06
опере «Великая дружба» В. Мура-
дели». ый

Примеры антихудожественных
виршей из многочисленных либретто,
приведенные С. Островым, убедитель-
ны. Но мы знаем оперы, написанные
на превосходные стихи и, тем не ме-
нее, загубленные худоеочием драма-
тургического материала. Когла опера
написана. поэтические пероховатости
можно устранить, храматургичегкие
из яны большей частью непоправи-
мы. В опере В. Крюкова «Станцион-
ный = смотритель» — великолепные
стихи М. Алигер. Но разве это может
компенсировать  илаюстративность,
	«Литературная драматургия и му-
зыкальная драматургия слиты в опе-
ре в одно целое». Правильно.

«Опера может быть интересна
только тогда, когда ее идея значи-
тельна, когда в основе ее интересный
сюжет, когда образы ее взяты из са-
мой жизни». Правильно.

Однако, оттолкнувшиеь от этих
верных положений, Сергей Островой
уводит нас от главного в‘ борьбе 3a
высокоидейное и высокохудожествен-
ное оперное либретто. Он несколько
раз подчеркивает, что залог успеха
лежит в тееном содружестве компози-
тора е поэтом. Он считает, что для
осуществления благородной  залачи
создания советской оперы нужно по-
вести в Настунление ПоЭТИЧЯСЕНИ
фронт. Для него писатель в опере—
это только пот.

Конечно, оперную музыку нало
пибать на хорошие стихи, конечно, к
этому должны быть привлечены на-
НТИ лучшие ноэты-песенники, Но 06-.
нова все-тави лежит в драматургиче-