гасцветаст
		СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	искусство - респуфлик

Е. ПОРВАТОВ
Oo
	горизонты
	отдельные 8 TOMEITRY
написать оперу, но
OHH так и не приве-
		_ „Шитовекая новь
	Вспоминая буржу- ©
ском театре’ драмы.
ый оатиный А. ГРИЦЮС — быть О
бое - 6 ‚пьеса, обращенная в
	пропаюе, в ней гово-
рилось © жизни буржуазной литов-
ской деревни, 0 ве социальных про-
тиворечиях.
- Rpowe этой пьесы и текста  кон-
церта-спектакля. написанного поэтом
	Б. Сруогой и поставленного в 1940
	году к Октябрьеким о торжествам,
других новых произведений  доама-
тургии литовским писателям 40 вой-
ны создать не удалось: Подлинно ии-
рокое развитие нашей драматургии
нзчалось лишь поеле освобождения
Советской Литвы op гитлеровцев.

Первое послевоенное произведение
литовской драматургии приналлежит
перу Б. Даугуветиса. ›^ Эте— «Новая
борозда», волнующая пьеса 0 борь-
бе против о кулачества. Во второй
своей пьесе «Задание» Б. Даутуветис
показал, как литовекий народ пле-
чом к плечу с русским народом и с
другими. народами нашей ` Родины ет-
‘станвал свою  схободу ин независи-
мость в борьбе е фашистскими зах-
ватчиками. › }

Вскоре увидела свет третья пьеса
Того же автоа «Жалдекине». Она на-
правлена против пережитков прош-
лото в сознании людей, против пред-
рассудков, которые под влиянием
буржуазных националистов  держа-
лись еще в литовской деревне.

Этими пьесами, созданными под
благотворным влиянием лучигих про-
язведений советеких драматурссв, на
основе их богатого опыта, Б. Лаугу-
ветис заложил основы литовекой co-
ветской драматургии.

В первые послевоенные  тохы на
литовской сцене появилась также
чьееа Ю. Балтушие» «Ноют  петуш-
ки». Как и в пьесе «В сумерках».
здесь художественно правдиво и По-
литически остро векрываются с0-
пиальные противоречия в литов-
ской буржуазной деревне, отражает-
ся ее неприглядная  действитель-
НОСТЬ.

. Поставленные театрами Советской

Литвы пьесы И. Марцинкевачюса
<Каволюнай» и В. Бернотенаса «За
побэду» отражают борьбу сынов
литоБекюго народа, которую вели они
в рядах Советской Армин и в пар
тизаневих отрядах против  гитле-
ровеких оккупантов. 0 доблеетной
литовской Комсомолке, героине Вели-
кой Отечественной войны расеказы-
вает пьеса А. Еленова «Ученица». В
пьесе Ю. Пзукштелиса «Буря надви-
гается» правдиво показана йсрьба
литовекого народа против сметонов-
ской буржуазтой власти.

С большим интересом ждет лйтов-
ский зритель постановки пьесы
«Правда кузнеца Игнотаса», напи-
санной. по ‘одноименному роману
А.-Тузявичюса. о Пьеса ‹ охватывает
революционные события в Литве
1918 — 1919 годов, показывает
борьбу литовского народа за совет-
скую власть. Автору удалось воздать
правдивые образы стойких ‹ револю-
ционных борцов, отразить  пре-
дательскую роль реакционного като-
лического духовенства. Пьеса  cra-
витея Вильнюсским театром ‘драмы
Е 10-летию Советской Литвы. Кат-
	вотские актеры стар-

шего поколения сравнивают  евои
творческие искания того времени с
фекой, воды которой обеселедно исче-
зают в песках пустыни.

В театре буржуазной Литвы ак-
теры не создавали и не могли созла-
вать полноценного искусства, ибо
это был театр, рассчитанный на вку-
сы горсточки «избранных», лалекий
от народа, чуждый широким массам
трудящихся. Я уже не говорю о том,
aro долгое время в Литве существо-
вал только один театр—Тезтр оперы
и драмы-в Баунасе, жители других
городов и сельское население вообще
никогда не видели тезтра!

было веего линть десять лет
назал, но каким далеким  предетав-
ляется сейчас то. безвозвратно ушед-
апее время! Сегодня в Советской Лит-
ве — восемь театров. В: ‘Вильнюсе
работает Государственный Tearp one-
ры н балета, Государственный литов-
ский театр драмы и Государственный
русский драматический театр; в Ка-
унаее — Музыкально-драматический
театр и Тезтр юного зрителя, а так-
же Кукольный театр; в Клайпеде и
Паневежисе— драматические театры.
Бурный расцвет литовского тват-
рального искусства в первый же год
вго советского развития был нару-
шен вероломным нападением ‘ гитле-
ровцев. “4
Победоносное окончание войны,
начало мирной, наполненной созида-
нием жизни, исторические указания
партии по идеологическим вопросам
открыли перед искусством нашего
народа широчайшие  перепективы,
ясный плодотворный путь. Именно в
это время на литовской сцене появ-
ляются новые, актуальные произве-
jenna советской лраматургии. Виль-
нюсский литовский драматический
тватр ставит патриотическую пьесу
«Русские люди» В. Симонова. Ray-
насский драматический театр стават
«Непокоренные» Б. ГорбатоБа и
историческую пьесу А. Венуолиса
«Крепость», рисующую борьбу  ли-
товского народа с его давним врагом
— тевтонскими пеами-рыцарями.
Тезтр оперы и балета осуществляет
постановку оперы Ю. Карнавичюса
«Гражина» на сюжет поэмы Адама
Минкевича. +
Сотни тысяч трудящихея Литвы
увидели на сцене своих театров спек-
такли, рассказывающие о мужестве
и Тероизме народов Советского Союза
и’в первую’ очёредь великого .рус-
ского народа. Образы советских дю-
лей, героев труда, строителей Еомму-
иизма вдохновляют трудящихся рес-
публики на новые подвиги, ‘указы-
вают путь к сияющим ‘вершинам:
ПОМИ СЧС неа
`Наряху с литовскими пъесами на
современную тему и произведениями
русских советских драматургов в ре-
пертуаре наших театров видное ме-
сто занимают также произведения
русских классиков. Со сцены литов-
ских театров не сходят такие пьесы,
БАБ «Без вины виноватые», «Лес»,
«Волки и овцы» «Бедность не  по-
рок» А. Островского, «Враги», «Ме-
		Широкие
	`Десять лет назад
эстонские труляшие-
ея под руководством
	коммуниетической Я / ли к созданию
партии восстали против фапгиетско-   подлинно национального оперного
о фежима, свергли ненавистную   произведения.
	диктатуру Пятса и водрузили козеное
знзмя революции нал дворцом Тоом-
пеа — резиденцией президента.

За это десятилетие в жизни эетон-
свого народа произошли. грандиозные
перемены. Став на путь социалиети-
‘ческого развития, Эстония’ преврати-
лаеь из страны зависимой, экономи-
чески маломоненой в нветущую ео-
	‘цизлистичеекую республику. В ко-
роткий исторический срок труля-
	RUSE Ноорнчесьии. › @рок  трудя-
щиеея Эстонии в помощью великого
русского народа и других братских
народов Советского Союза создали
мощную индустрию, заложили оено-
вы  социалистического земледелия,
вынестовали новую эстонскую куль-
туру, национальную по форме, co-
циалистическую по содержанию.
Бывшие правители буржуазной
Эстонии не были заинтересованы в
развитни эстонской национальной
культуры. Прогрессивные пиеатели,
художники, артисты, музыканты,
	  пытавитиеея. созлавать поллинно Ha-
	циональное искусство, близкое и по-
нятное народу, полвергалиеь „гоне-
ниям. Зато поднимались на щит. ху-
дожники реакционного толка, ста-
равшиеся направить эстонекое ис-
кусетво на путь подражания иекус-
CTBY капиталистичеекого = Запала.

«Только в годы советской, власти
работники эстонского искусства по-
лучили возможность своболно тво-
рить для своего народа. Благотворное
влияние русекого социалистического
искусства, = творческая помощь
художников братских советских pec-
публик, успешное овладенйе мето-
дом социалистического реализма по-
могли эстонскому искусетву выйти
на широкую дорогу.

Ba последние годы мастерами
эстонской литературы и искусства
созлан рял произведений,  получив-
их всенародное признание.

В 1945 голу олин из талантли-
вейших эстонских драматурлов
Аугуст Якобсон ‘опубликовал пьесу
«Жизнь в цитадели». Эта пьеса, ири-
роко известная советекому читателю
и зрителю; помогла значительной ча-
	сти‘ старой эстонской интеллигенции
	пересмотреть своил взгляды На CBASb
науки и искусства © народом, по-
могла освободиться от груза пере-
житков в. сознании, принесенных из
старого мира.

В следующей своей пьеее —
«Бедьба без линии ‘ Фронта» —
	A. sik06con ярко и образно показал
	нроцесос  загнивания DROILIOaATATUD-
	ских классов. В этой пьесе’ писатель
создал высокохуложественные 06ра-
зы: передовых рабочих-революционе-
	ров — борцов за счастье эстонекого
народа. Пьесы «Жмзнь-в цитадели»
й «Борьба без линии фронта» были
удостоены Сталинской премии и 3а-
воевали широкую популярность У
зрителей Эстонии и других советских
	- Уже в первый год советской вла-
сти молодой композитор 9. Капп пи-
шет первоначальный варнант своего
балета «Калевипоэг». В годы Вели-
кой Отечественной войны 9. Rann
заканчивает первую эстонскую г0-
ветскую оперу «Огни мщения», ко-
торая была поставлена на сцене те-
атра «Эстония» в 1945 голу. Сюже-
том оперы послужило историческое
восстание эстонокого народа против
немецких рыцарей в 1343 голу,
получивтее название «Восстание
Юрьевой ночи». В опере широко йс-
пользованы народные мелодии; ясен
и выразителен музыкальный язык.
Опера удостоена Сталинской премии,
она и по сей день украшает эстон-
скую оперную сцену.

В 1948 году появляется в новом
варианте первый эстоневий  налио-
’нальный балет «Калевитоэг» 9. Кап-
па. В оенове балета — мотивы Ha-
родного эпоса, прославляющего на-
родного героя сына Калева и его
борьбу против темных сил, за сча-
стье трудового народа. Музыка балета
эмоцнеональна,  выразительна, отме-
чена подлинной народностью. Вомпо-
зитор 9. `Валти за балет «Валевипоэг»
‚вновь удостоен Сталинской тремии.

В прошлом году театр «Эстония»
осуществил постановку новой оперы
J. Эрнесакса «Берег бурь», расска-
зывающей 0 рыбаках-эстонцах,
свергнувших власть графа и ©бро-
вивших ненавистного угнетателя (0
скалы в море. Великолепные хоро-
вые и сольные партии, ярюость и
выразительность музыкального язы-
ка говорят о значительном  творче-
ском росте композитора.

За короткий срок эстонский тезтр
оперы и балета обогатилея рядом
крупных Талантливых  произведе-
ний, однако до последнего времени
театр «Эстония» не’ имел в своем ре-
пертуаре больших музыкальных по-
лотен нз современную тему. В дни
10-летия ‚республики театр нокажет
первую эстонскую оперу на еовре-
менную советскую тему — «Певец
свободы» 9. Капна. Основной идеей
оперы является борьба эстонского
народа за свою свободу и независи-
мость, за счастливую жизнь в друж-
ной семье братских советских наро-
дов,

Эстонское музыкальное творчество
не ограничивается оперным и балет-
ным искусством. Широко развиты: в
Эстонии «симфоническая и камерная
музыка. Композитор A. Rann был
улостоен Сталинской премии за евою
4-ю симфонию. _ Республиканскую .
премию получили композиторы
Э. Камп за кантату «Власть народа»
и пикл произведений для феяля
(«Картинки Таллина»), Б. Кырвер—
за кантату «Друг молодежи», В. Бапи
— за кантату «Привететвие».
	Огромную популярность в эетоп.
	«ЛЕНИНСКО- -СТАЛИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧИЛА РАСНВЕТ КУЛЬТУРЫ

WAT тт иле А.
	Совета Министров СССР и ЦК
	ЛАТЬИНСКОГО НАРОДА»—так говорится в юбилейном приветствии
ВКП(б) трудящимся Латвийской ССР. 11 государственных театров_и
	DSNING) трудящимся латвиискон ССР. 1! государственных театров.и тысячи коллективов художественной
самодеятельности, кинсстудня, выпускающая художественные и документальные фильмы, и учебные заведе-
ния, готовящие национальные кадры работников искусств, сотни художников и композиторов — всё это ярко
свидетельствует о том, что искусство Латвим стало массовым, народным. На нашем снимке — сцена из ба-

лета латышского композитора А. Лиепиня «Лайма», поставленного Государственным театром оперы и бале-
же TEarnuntecan® rn
			та Латвийской ССР.
	 Пружба,
	Подготовка 5 поазлнованию: 10-ле-
	жоа, принесшая
нам счастье
	на путь социалистического: реализма,

мы обязаны влиянию ‘русского
советского   HCRYCCTBA, братекой
помощи его мастеров. Многие ра-
ботники нангих театров” выезжают
в творческие командировки в Москву
и Ленинград для изучения опыта
лучших театров Союза. МХАТ СбСР
им. Горького шефетвует над Акале-
мическим ‚ театром драмы Латвийской
ССР. Недавно с помощью режиесера
МХАТ Н. Горчакова в Риге осущеетв-
лена постановка грибоедовской коме-
дии «Горе от ума». Настоящим уни-
ворситетом театральной культуры
явились для латышеких работников
искусств гастроли МХАТ в Риге ‘в
1948. году. Многому научились ла-
тышекие артисты и режиссеры в дни
своих гастролей в Мюскве, Ленингра-
де, Белоруесии; Аитве..-Наеколько
углубленнее, богаче по мысли,  ©0-
вершеннее - стали постановки па
налтей сцене произвелений советской
драматургии и латышекой. классики!
3a постановку пьесы Я. Райниса
«Огонь и ночь» режиссеру. 9. Смиль-
тису, художнику .0,.Скульме. и. ие-
полнителям главных ролей Л. Бер-
зинь и А. Филипеону присуждены
Сталинские премии.

Высокую веенародную оценку. по-
лучили успехи наших ведущих теат-
ральных коллективов. Сталинскими
премиями отмечены работы маегерсв
нашего Академического театра —
«Глина и фарфор» и «Сын рыбака».
Мастера Театра оперы и балета Лат-
вийской ССР удостоены ФОталинской
премии за постановку оперы «Борие
Годунов». За фильм «Райнис» полу-
чила высокую награду Рижская ки-
ностудия. Среди’ работников искусств
и литературы Советской Латвии —
‘32 лауреата Сталинских премий.

Больших успехов в борьбе за на-
родность, мастерство, глубокую. идей-
ность музыки добились композиторы
  Латвии. Многие из них прошли слож-
ный путь преодоления декадентеких
влияний, насаждавшихея в буржуаз-
‘ной Латвии. В этом отношении харак-
‘терна творческая биография симфо-
ниста Я. Иванова. Его перу принал-‹
лежит пять симфоний. и много дру-.
гих сочинений. Но только в своей.
шестой симфонии, созданной под не-.
‘ посредственным влиянием‘ историче-
ского’ постановления ЦЕ ВЕП(б) of
‘опере «Великая дружба», композитор
достиг подлинно высокого мастерства,
основанного на принципах социзли-
стического резлизма. Как известно, 3%
эту программную симфонию, посвя-
щенную борьбе латышского народа За
свою независимость, автору присуж-
дена Сталинская премия.

Отрадно отметить, что композиторы
Советской Латвии, отвечая‘ на’ запро-
сы народа, много работают над созда-
нием советских опер. В юбилейные
дни наш Театр оперы и балета поха-
зываёт оперу А. Лиепиня «Рассвет».
Это — первая латышекая советекая
опера, и рассказывает она 9  неруши-
мой дружбе латышского ‘и русекого
народов, а

Латышские художники твердо ета-
новятся на путь сопиалиетичрекого
реализма. И этот процесс является
плодом великой дружбы и неоцени-
мой помощи русского народа, русских
мастеров изобразительного искусства.

Над всей Латвией звучит сегодня
мощная торжественная песня, про-
славляющая нашу Ротину, нашем

великого друга и вождя товарища
Сталина, прославляющая великую
нашу  лоужбу с руеввим народом
	H CO вбеми нарохами сотетской Po-
тины, — дфужоу, принесиую нам
счастье!
		тия Советской Латвии совпала в про- _ Ф. РОКПЕЛНИС
ведением всенародного. референдума
за мир во всем мире. против. войны. >
	международной реакции власть за-
хватила латышекая‘буржуазия. Но
трудовой народ сохранил в своем
сердце верность красным знаменам
свободы, и коммунистическая партия,
ушедшая в подполье, неустанно и
	Рабочие и земледельцы, рыбаки и ра-
ботники  искусств — представители
всех слоев населения Латвийской рес-
публики, люди веех возрастов и про-
фессий скрепили ‘своими подписями
Стокгольмекое Воззвание.  Латьтии:
	Rah H BC советские люди, хотят мира
и полны решимости отстоять его.

народ под гнетом иноземных захват-
чиков. История латьиского народа—
«это ужасный, мрачный мартиролог,
скорбное повествование о десятках,
тысячах засеченных до смерти, уби-
тых во время войны, умерших от го-
лода, холода и чумы, проданных в
рабство», — справедливо говорил де-
сять лет назал на Сессии Верховного
Совета СССР. принимавшей Латвию в
братскую семью советских народов;
А. Кирхенштейн.

Дважды на протяжении. последнего -
полустолетия латьшиский народ. ис-
пытывал-ужаеье фазнистекого режи-
ма. В буржуазной Латвии диктатор-
ствовал фантибт Ульмание == наем-
ник международного капитала. Он н

бесстрашно руководила геронческой

борьбой трудящихся в самые тяжелые
На протяжении веков страдал наш!

годы буржуазной республики.

Десять лет назад, войдя в состав
Союза Советских Социалистических
Республик, латышекий ‹ народ. обрел
свободу и независимость, стал полно-
правным хозяином своей страны, по-
лучил, наконец, все возможности для
развития своей национальной куль-
туры. Во веей полноте ‘раскрылась
перед намн величайшая сокровишни-
ца русского искусства; многие тыся-
чи латьишей впервые познакомилинеь
с изумительными. достижениями брат-
евих советских народов.

Но интенсивный Зворческий труд
был”в самом‘разгаре прервал: веролом-
ным нападением титлеровских банд.
Началиеь черные дни оккупации.

За ‘голы, последовавшие после
	о ада я. ТЕТ © ON ONE

ник международного капитала. Он н  _ За тоды,   последовавшие после

его клика сделали все возможное для всемирно-иеторической. победы. над
того, чтобы превратить нашу Стану   темными силами фашизма, латыш-

а ам АА eee eerie
	того, чтобы превратить нашу страну
8 полуколонию Антлии и Германии,
чтобы сковать и затормозить разви-
тие материальных и духовных вил
народа. Временная оккупация Латвии
гитлеровскими варрарами повергла
наш народ в новую пучину бедствий.
Мы очень хорошо знаем, знаем на
собственном опыте, что такое. иго

С ВР he are SEs ye

темными силами фашизиа,  латыш-
ский народ с помошью’ братеких со-
встеких республик быстро  залечна
раны войны. И сегодня, оглядываясь
на путь, пройденный Советской Лат-
вией, мы. с радостью ›и гордостью
видим, как расцвела наша националь-
ная по форме и социалистическая по
солержанию культура.

“_—n

по вопросам литературы и искусства
	имели особое значение в условиях
Латвии, помогая: вести решительную
берьбу с остатками буржуазной идео-
логии, борьбу против. всего старого,
отмирающего, 38 все новое, прогрес-
сивное. Острая критика, налтравлен-
ная партией против формализма в ис-
‚кусстве, против безролных  космото-
тизов, против низкогоклонства перед
иротнизей культурой буржуазного
Запада, ете ярче раскрыла перед ла-
тышекими работникани искусств не-
\измеримое превосходство советской
‘культуры, ее всемирно-историческое
эначение,

Латьниекие траматурги создали за
лтослевоенные годы рад значительных
‘нроизведений. Сезъезными творчески-
ми лостижениями отмечены такие’ ра-
{боты, как «Лампочки в мешке»
ГА. Упита, «Сын рыбака» и «Победа»
 В В. Лациса, «Глина и фарфор» А. Гри-
тулисл, «Встреча ва берегу» Ю. Ва-
 нага, пьесы Анны Броделе — «Учи-
тель Страуме», «Весна в Речном» и
«Золотая нива».

империалистов, что такое антинарод-
ная влаеть, за которую ратуют сей-
чае апологеты «американского образа
жизни», дельцы с Уюлл-стрита и их
презренные маймиты — латылиевие
националиеты, пролавнеи? свое оте-
чество за, американскую чечевичную
хлебку.

“Ham народ товорит свое рептитель=”
ное «нет!» поджигателям новой вой-
ны. Мы уверенно идем по нути мир-
‚ного созидания, и нет такой силы,
Есторая могла бы столкнуть нае с.
этого поямого и светлого пути.

..Латьциекий народ сквозь столе-
тия сохранил и донес до наших дней
несметные. богатства народного твор-
чества, сохранил самобытную  све-
жесть своего искусства, Из поколения
в поколение передавалиеь сложенные
народом сказания — дайны, воспева-
ютщие подвиги народных героев, за-
шитников  своей угпетенной земли.

Народное творчество — богатей-
ший кладезь, к которому обращались
и обращаются. лучше латвийские.
музыканты, художники, поэты, Ве-
личайший латьшиекий поэт Я, Рай-
ние на основе народных песен и бы-
лин создал евои чудесные творения:
«Отонь и ночь». «Вей, ветерок»,
								ревпублик. CROM народе завоевало хоровое пе-

B сенное творчество. Эетонский народ
‚ рольшим успехом Пользуется И) убит песню. Хоровое  исктество
	боевая пьеса «Два лагеря» того же
автора, призывающая советских лю-
дей к блительности. разоблачаюнщтзя
	дей к блительности, разоблачающея
Человеконенавистническую мораль
капиталистического мира.

Послелние пьесы А. flxoctcoma —
	«Наша жизнь» и «Строители» («Гри
	капитана» посвящены еозилатель-
	ному труду советского, народа в го-
роде и деревне. В пьесе «Наша
жизнь» драматургом с большой xy-
дхожественной убедительностью нока-
зана клаесовая борьба в среде совре-
менного эстонского крестьянства,
твердо ставатего па путь коллектив-
него хозяйства. Пьеса «Строители»
(«Три капитана») своим! острием ‘на-
правлена противо бюрократичеекого
мотола тукоротетра. потив зажмма
	Творчество Якобсона — крупное
явление в эстонском театре и лите-
ратуре. Однако работами этого та-
	лантливого драматурга не исчернпы-
вается драматургия Эстонии.
	В последние годы выдвинулея ряд
мололых драматургов, произведения
	воторых получили широкое раепро-
странение. Насыщенность фепертуа-
ра театров современными советекими
	пьесами сыграла ренающут роль в
	развитий театрального AVAYOUT Sa
Эстонии. Работ» театра Hal pe
изведениями советских драматургов
сбогатила творческую палитру акте-
ров и режиссеров, помогла овладеть
методом социалистичесекого реализ-
Ма. :
	То советской власти в Эетонии
	фактически не было национальной
оперы и национального балета. В
буржуазный период предпринимались
	Эстонии безусловно занимает одно из
первых мест в ОССР. 06 этом крас-
норечиво говорят традиционные
праздники песни, в которых прини-
мают участие десятки тысяч трудя-
щихся.

В области изобразительного искус-
ства эстонским художникам  при-
иилось пройти длительный путь през
одоления Формалистического Влияния
`в. живописи и скульттуре, оставше-
гося в наследство от буржуазного пе-
риода. Успехи эстонских художников
и скульпторов в’ последние годы убе-
дительно говорят о том, что это тле-
творное влияние успепно преодоле-
Вается.

Темы труда, жизни рабочего ‘влас-
са и крестьянства Советской 9ето-
нии, темы революционного пропелого
эстонского нарола стали занимать
ведущее ‘место в творчестве ’эстоя-
ских художников и скульпторов.

Эстонское искусство твердо и уве-
ренно идет по пути социалистиче-
ского резлизма. Разгромив буржуаз-
ных националистов, пытавшихся за-
тормозить развитие эстонской куль-
туры и направить эстонское искус-
етво но ложному пути, эстонские
художники, артисты и музыканты
смело рещают сложные творческие
задачи, которые ставит перед. намя
современность, и создают произвеле-
ния, проникнутые высокой идей-
ностью. Содержанием искуества, ста-
ла жизнь ‘народа во всем ее многоой=
разии и: богатстве. Молодое. искусст-
во Советской Эстонии стоит на пра-
вильном пути. Перед ним — широ-
кие горизонты, новые перспевтивы.
		mane», «ler солнца», ` «Егор  Вулы- пасский  музыкально-лраматичесвий
чев» М. Горького. Большим успехом   Те8ТР В юбилейные дни покажет
^^   пьесу И. Густайтиса на  колхозную

а а ыы a
	пользуются «Русские люди» В. Си-
хоНоза, «За тах; кло в мере!» Б. Лав-
реневз, «Молодая гвардия» по ро-
	тему—«Мы первые», Паневежекий
тватг-—пъесу Черняускяса-Гражули-
	SVE ey We ANE eR ee we ca «Десятилетие» п. ященную

ману А. Фадеева, <ИИЗНЬ В ПИТаде-   вепитания молодой литовской
» A. кобсона, «Заговор обречен- . :

ли» А. Якобсона, «Заговор OOpedeH-    rennnn.
	ных» Н. Вирты. Театр оперы и 0а-
лета осуществил постановку
опер, как «Лемон» А. Рубинштейна,
«Русалка» А. Даргомыжекого, бале-
ть Р. Глиэра «Красный мак».

Спектакль «Враги» М. Горького,
поставленный. вылающимея режиссе-
ром.и храматуогом, народным арти-
стом СССР Б. Даугуветиеом, был от-
мечен Сталинской премией.

Такова в самых общих чертах
картина тезтоальной жизни Совет-
ской дитвы. Важдый из нас REDE
вает. чувство законной горлостя
радости при мысли о том, каких yt

пехов достигло Литовское искусство.

за эти десять лет. Поистине могуч и
животворен общественный строй, ко-
торый пробудил в народе такие силы,
вывел его на такую широкую я свет-  !
лую дорогу!

До последнего времени отетающим
участком литовской советской куль-
туры оставалась драматургия. Театр
чувствовал настоятельную  потреб-
поеть в оригинальных ньесах, совре-
Менных по духу, по содержанию, по
средствам художественного воплоще-
ния. Еще в 1940—1941 годах ли-
товевкие писатели приступили Е pe-

таких.

MRSA Ss VOLE ESE WU EASA EASE

В литовской деревне происходит
сейчас могучее народное движение
за коллективизацию сельского хозяй-
стра, за  ечастливую  колхознук
жизнь. Ньеса молодых драматургов
И. Хлиницкяса и И. Густайтиса
«Яблони зацветут» показывает Be-
ликие перемены в литовской деревне.

Успехи молохой литовской совет-
ской драматургии очевидны. Но  н8-

род ждет большего. Драматурги наши

еще недостаточно полно отражают
то Норов, что ежечасно возникает в

советской действительности. Жизнь
сплошь и рядом  оперожает наших
xXpawarypros. Bee eme ждут своего

полнекровного воплощения такие те-
иы, как славная трудовая. деятель-

{HOCTh стахановцев — передовиков

‚социалистической — промышленности
И сельского хозяйства, воспитание

‘нового человеческого характера, ста-
новление новой жизни в литовской

еревие.
Может ли быть сомнение, что 3а-

дачи эти будут с честью решены на-
шими доаматургами и решёны веа-
ном близком времени!
‘нуться на пройденный десятилетний

«рут

Стоит  огля-

Wt. Titre ттт ‘“TWATANHTro,
	Е О EES SES AT путь роста, п “RETO ae
CEH важнейшей,  проднетоваяной CHE noes tron ВИ ‘ele Ra.
самой жязнью задачи создания  pe- , aa .
вне замечательные успехи, какие
пертуара. Первым принципиальным   поторические завоевания во всех 0б-
шагом на этом пути явилась 15668  ‘1аетях жизни ждут нае завтра
А. Венуолиез «В сумерках», пюета-   Л ~ a
вленная Б. Даугуветисом во Каунас- ВИЛЬНЮС.
	«РАЗВИВАЕТСЯ КУЛЬТУРА ЛИТОВСКОГО НАРОДА, НАСИО-
НАЛЬНАЯ ПО ФОРМЕ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ: ПО СОДЕРЖА-
НИЮ» — так говорится в юбилейном приветствии Совета Министров
Союза ССР и ЦК ВКП(б) трудящимся Литовской республики. Нагляд-
гым примером этому может служить плодотворная деятельность 8 те-
атров Литвы, широко развитая сеть подготовки наниональных кадров
литовского ‹ искусства. В этому году Государственную консерзато-
рию в Вильнюсе заканчивают 30 человек. Среди них комсомолец Юргис
Гайжаускас, получающий персональную стипендию имени Груодиса.
Заканчивая консерваторию по классу скриики, Ю. Гайжаускас остается
_ на композиторском факультете. На снимке: Ю. Гайжаускас на занятиях
‹ в классе профессора Я. Таргонски. . co an
		лин создал свои чулесные творения:
«Огонь и ночь», «Вей, ветерок»,
«Золотой конь» и другие. И совре-
Ченные мастера латвийского испус-
СТБ воплощают в свозм творчестве
темы и образы родного фольклора.
„Высокая культура великого русеко-
гс народа на воем протяжении исто-
рии Латвяи служила источником
вхохновения для наших. напнональ-
ных деятелей иекусств. Латышевие
ромиозиторы учились у Чайковского
и Рииского-Кореакова и почти
прешли русскую музыкальную шко-
лу латыпюкие хутожники етоеми-

все’

латышская драматургия вышла на
широкую дорогу. Пьебы наших драма-
тургов идут во многих театрах Совет-
ского Союза, поставлены в странах
народной демократии. Так, пьеса Эли-
ны Залитз «Слово женщинам» с ус-
пехом поставлена в Москве и 9ето-
нии, «Глина и фарфор» Арвида Гри-
ryauea, ubeca, посвященная  само-
отверженной борьбе латышеких рабо-
чих за тиквизацию последствий. вой-
ны, за досрочное выполнение новой
сталинской пятилетки, идет в. Моск-
ве, а также в Болгарии и Румынии.

Латынтский теато сравнительно мо-
	  тись в своем творчастве приблизиться   лод, ему немногим более 80 лет. Он
		& высотам реалистической живописи:
Репина и Сурикова; латышекие ar-
теры даже в годы реакции стазяли

пьесы Гоголя, Островского и Чехова.

В 1919 году в Pure заалели совет-
ские знамена. Советская Латвия mpo-
существовала тогда всего лишь, пять
месяцев. С помощью интервентов. и

возник и развился. под влиянием.
реалистической ‹ школы русского
сценического искусства, пол влия-
нием мастеров Малого театра и тогда
еще молодого Московекого Художест-
венного театра. _.

Итем, что в последнее. время та-
aTp Советской ‚ Латвии прочно встал
	 Эбиленные торжества
	РИГА; 21 июля. (Спец. корр. «Со-  ТАЛЛИН, 21 июля. (Спец. корр.
ветского искусства»). Сегодня вече-   «Советского = искусства»). Песней
ром над’ просторами площади Ком-   «Сталину» Г. Эрнесакса, славящей
	мунаров мощно. прозвучали тор] творца свободной ип радугу жизни
жественные ‘звуки Государственио:] эстонского народа, начался pecny6aut-
го Гимна Союза ССР и Гимна   канский . праздник песни,
	Латвийской ССР, Затем ‘хор в 18 TH-
сяч певцов исполнил песню «Сталину»
(музыка А. Лиепиня, слова Ф. Рок-
пелниса) и песню «Привет Советской
	Латвии» (музыка Я. Озолиня, слова
Я. Судрабкалнса) и другие произве-
дения. Около 160.009 трудящихся Ри-
	„Десятки тысяч  таллинцев и прни-
схавших гостей заполнили. певческое
поле. В центре PaCHOAOMHAHCE хоры
и оркестры. >>

О сталинской дружбе народов, о
счастье‘ свободного мирного‘ труда
поют женские, мужские и смешанные
	У асы < ААВ в чаи кей 4, Вог д РЕЯ хоры.

с:
ги.и многочисленные гости из Всех   4 900 заводских и колхозных кол.
братских республик. СССР присут-  лективов художественной  самодея-
	ствуют на празднике песни. ` р тельности, об’единяющие 89 тысяч че-
№ + ‹ } >. ‘
	ловек, прислали своих представителей
	‚на этот праздник свободы и счастья.
	ВИЛЬНЮС, 21 июля. (Спец. корр.
«богетского искусства»). В празднич-
ном убранстве древний Вильнюс, го-
рода: и: села Советской: Литвы. Лику-
ет народ, отмечающий 10-летие своей
республики, Всеобщее воодушевление
вызвало приветствие Совета Мини-
стров СССР и ЦК. ВКП(б) ‘трудя-
щимся ‘Литовской

Свыше 30 тысяч осей с ’схались
на грандиозный певческий праздник.
Этот поистине всенародный фестиваль
песенного творчества начнется. зав-
тра выступлением сводного 30-тысяч-
ного хора.
	«ЗА ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ЭСТОНСКИЙ НАРОД ОСУЩЕ-
СТВИЛ БОЛЬШОЕ КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. В РЕСПУБ-
ЛИКЕ. УСПЕШНО. РАЗВИВАЮТСЯ НАУКА, ЛИТЕРАТУРА И ИС-
КУССТВО...»—так говорится в юбилейном приветствии Совета Минист-
ров Союза ССР и ЦК ВКП(б) трудящимся Советской Эстонии. Тысячи
певцов, которые вызгли вчера на Праздник песни, 11 государственных
театрок, 200 кинотеатров, плеяда замечательных композиторов, худож-
ников, артистов, чье искусство любимо народом, — яркое подтвержде-
ние этих слов. На снимке: реконструированное `здание Государствен-
ного театра оперы и балета «Эстония», коллектив которого деятельно
готовится К тастрелям в Москве, :