Открытое письмо деятелям
зарубежного театра
	AZT MBIIO
	подобает подлинным художникам-гу-
манистам, задуматься о том, что про-
исходит сегодня. в международной
жизни, задуматься” о своем месте в
великой. борьбе наролов за мир, за
жизнь наших детей, за будущее
культуры и. искусства.

Вы не можете нё видеть, что про-
исходит вокруг. Бучка поджигателей
войны собирзется ввергнуть челове-
честро в пучину новых, незлыхан-
ных бедствий.

Если ‘бы империалистам СПТА уда-
JOCh осуществить свои черные за-
мыслы, угроза уничтожения нависла
бы над всеми нами и нашими деть-
ми. Если бы им это удалось, пвету-
щие города и ‘вела превратиливь бы
в развалины, погибли бы величай-
тие ценности мировой культуры, по-
гибло бы все, что тысячелетиями с903-
давал человеческий гений,

Можно ли допустить, чтобы co-
вершилось подобное злодеяние?
Нет, нет и нет! Те, кому дороги вудь-
бы человечества, судьбы культуры,
искусства, обязаны предотвратить по-
жар войны. .

Мы, деятели театра, чувствуем се-
тодня особую ответственность перед
историей. Наше искусство по приро-
де своей являетея искусством демо-
кратическим. В народном трорчестве
лежат его истоки, в назоде черпает
оно свои темы и образы.

Наши великие. предшественники
тем и были сильны, потому и оста-
лись в памяти народов, что умели
глубоко проникнуть в психологию
простого человека, затлянуть в его
душу, выразить своим искусетвом
ero лумы и надежды. Тучшие актеры
проилого высоко несли звание XY-
дожника и гражданииза. Они чутко
откликались на требования врэмени;
Они смело выступали в защиту прав
человека.

Так можем ли мы сеготня, в дни,
когда решаются судьбы мира. остать-
ся глухими в толосу, идушему из
нелр народа, быть равнодушными
Е Тому, чем живут сейчас простые
люли во всех етранах, на всех‘ кон-
тинентах?! А они живут мечтой о
мире. Они преисполнены решимоестя
обуздать злонамеренные силы, о пы-
тающиеся развязать новую войну.
Простые люди во всем мире голосуют
за мир, они требуют запрещения
атомного оружия, об’явления \ воен-
HEIM преступником того правитель-
ства; которое первым его примепит.

Можем ли мы не внять этому иду-
щему от серплца голосу сотен мил-
лнояов людей?

С чувством глубокого уловлетво-
рения подписали мы, советские арти-
сты и режиссеры, историческое Сток-
гольмское Воззвание.. Для нае эти

Мы обращаемся к вам, уважаемые
Боллеги, собратья по. искусству, ©
призывом серьезно и глубоко, каб
	бороться
	подписи. -— не формальный авт. По-
Ставить ©В0е ИМЯ ПОД ЭТИМ ДоБУМеЦ-
том—значит во вееусльннание” 06’я-
вить себя противником атомной box-
бы, поборником еправедливого мира.
Мы подписали Стокгольмское Воззва-
ние потому, что не можем оставаться
в стороне; видя, как собираются
над миром черные тучи войны. Кто,
как не мы, люди доброй воли, остз-
новит руку убийцы? Бто, кав не мы,
выбьет из нее смертоносное оружие,
занесенное нат человечеством? Вто,
как не мы, выхватит у поджигателя
его факел, грозящий зловещим пожз-
ром?! ;

Мы, советские театральные леяте-
ли, подниеавиие Отокгольмекое Воз-
звание, ‘считаем себя вправе спро-
сить. вас, деятели театра Амеряки и
Запалной Европы: что вы сделали
для поддержки движения сотен мил-
лиднов людей доброй воли — сторон-
виков мира?

Мы обращаемея к вам, Эдит Эване,
одной из лучших и передовых 35-
трив Англии, в зам; Джон Гилгухд,
создателю монументальных шекспи-
Товских ‘образов, в зам, Форене
	‘Оливье. которого воветекий зритель
	хорошо знает по фильму. «Леди 1а-
мильтон». Мы спрашиваем: поетави-
ли ли вы свои подниси под CroE-
гольмским Воззванием?
	Мы обращаемся и к зам. Уортинг-
тон Майнер и Гарольд Влерман, чья
	‘передовые взгляды на искусство т6-
	атра нам хорошо известны: ееть-ли
вати имена в числе того: миллиона
	‘подписей. которые уже собраны аме-
	риканекими сторонниками мира?
	Мы обращаемся в вам, №Жан-Луя
Баро, Франсуаз Розей, Луи Жуве,
Ирен Жюаких, к вам, артисты Фрая-
ции, тедтральное искусство которой
всегда питалось благородными гума-
нистическими идеями. В вашей
стране развернулаеь мощная кампа-
ния в защиту мира. Какое участие в
этом движении принимаете вы?.
	Мы испытываем чуветво горлости
за тех зарубежных коллег, наших
друзей по искусству, чьи подписи
стоят нод Стокгольмским Воззвакнем,
Это — выдающийся американский
артист Поль Робсон, это — мужест-
венные поборники мира Вольфганг
Тангоф, Густав и Инга Вангенгейм.
Это— замечательные актеры Антдии,
Франпии, Италии, Бельгии и других
етран: Сибилл Торндайк, Эдла Аль-
бери, Ив Монтан, Oxerr Myahe,
Пьер Бланшар, Лили Файоль и мно-
гие, многие другие. :
	Мы призываем вас, воллеги, при-
соединить свои подписи к. нашим” и
их подписям. Мы уверены, что, каБ
ий все люди доброй воли, вы страстно
желаете. мирной жизни, при которой
каждый из нае мог бы спокойно тру-
длиться на своем благородном попри-
ще. Сегодня это зависит от нас, от
нашей решимости отстоять мир!.
	Наши недостатки
и пути их преодоления
	И. БОЛЬШАКОВ,

министр кинематографии ОССР
$ .

ма А
	не свижая при этом их качества. 0я-
нако’ для увеличения выпуейа филь-.
мов требуются не только квалифи-.
цированные и опытные режиссерские.
и актерские кадры, но и, самое глав-
ное, полноценные, хоброкачествен-

ные виносценарии.

Особенно плохо обстоит дело с
развитием кинодраматургии в с0юз-
ных республиках. У министров  ви-
нематографии некоторых республик
существует неправильный, иждивен-
ческий полход к решению этой важ-
нейшей проблемы, Они. склонны. ду-
мать, что еценарии для националь-
ных киностудий должны подготав-
	ливаться в Москве Сценарной  сту-
	дией, и поэтому совершенно не. за-
ботятся о воспитании национальных
кадров сценаристов, о развитии на-
циональной кинодраматуртии.

Только этим можно об’яснить, что
сценарии для Ташкентекой, Ереван-
ской, Минской, Бакинской киноету-
дий подготовлены и подготавливают-
CH московскими писателями. Такое
положение нельзя признать нормаль-
ным. В всех этих республиках
имеются значительные кадры та-
лантливых национальных писателей
и драматургов. Залача состоит в том,
чтобы привлечь местные писатель-
ские силы для работы в кин и
оказать им необходимую творческую
помощь. :

Оказание вевмерной помощи раз-
витию национальной ‚ кинодраматур-
тии в союзных республиках являет-
ся основной и главной задачей Сие-
нарной студии Министерства кинема-
тографии СССР. Уже имеется немало
примеров илодотворного содружества
национальных авторов в русскими
драматургами при создании высоко-
идейных сценариев. Так, например,
казахский писатель Тажибаев в
творческом содружестве с Н. Погоди-
ным написали хороший сценарий’ о
крупнейшем казахском народном
поэте Джамбуле. Только опираясь

на национальные писательские кад-
ры, можно создать национальную
кинодраматургию. Лишь в необходи-
мых случаях следует привлекать К
созданию сценариев для республи-
канских студий опытных  рузских
сценаристов в порядке творческой

помощи или содружества с местными
писателями.

Очень важным Фактором улучше-
чия сценарного дела явится строгая
плановость в работе Сценарной сту-
дии, еценарных отделов киностудий и
тлавных ‘управлений министерства.
Нам ‘необходимо в кратчайший срок
составить тематический план  подго-
товки киносценариев на ближайшие
ва Toya. В-оснюву этого плана; делж-
ны быть’ пюложены идейне-художе-
ственные. задачи, стоящие перед ‘©0=
BOTCKUM киноискусетвом, & при со-.
ставлении его должны быть учтены
также творческие перспективы ав70-
ров: и режиссеров; Такой план. будет
иметь большое организующее и дие-
циплинирующее значение ках для
авторов еценариев, так и для режие-
серов и киностудий.

Для дальнейшего развития ‘кине-
матографии крайне необходимо pe-
лнить наболевший вопрос о выдвиже-
нии молодых режиссерских кадров.
3a последние годы в кинемалографии
успешно разрешаеля проблема вы-
движения новых для эврана актер-
ских сил. У нас появилась целая
плеяда. юдаренных актеров,  при-
шедших в кННо из ВГИК и из теат-
ров. Достаточно назвать имена таких
актеров, удачно дебютировавших B
ъинокартинах последних лет, EOE
А. Борисов, Ю. Юровский, Г. Белов,
С. Гурзо, В. Иванов, В. Васильева,
В. Давыдов, С. БондарчуЕ, В. Лучко,
С. Пилявская, Л. Скопина, И. Макз-
рова. Много способной молодежи за
последние годы пополнило ряды ки-
нооператоров и художников. Боль-
шая группа из наиболее «пособных
выпускников сценарного факультета
ВГИК сейчае стажируетея в Сценар-
ной студии и пробует свои  творче-
ские жилы, работая над сценариями.
С выдвижением на самостоятельную
работу новых режиссеров дело обсто-
ит значительно хуже.

Это -об’ясняется прежде всего тем,

что многие из окончивщих режиссер-
ский факультет. ВГИВ оказались не-
достаточно подготовленными для Ca-
‘мостоятельной работы по созданию.
фильма.
‚ Постановка картины требует от
режиесера, не только таланта, HO и
больших способностей в области ор-
танизации художественно-творчееко-
го процесеа, звания кинотехникм.
Без этого нельзя успешно руководить
высококвалифицированным с’емоч-
‘ным коллективом, состоящим G13 aD-
тистов, операторов, художников. ком-
позиторов, костюмеров, гримеров м
других работников;

Опыт показывает; что, прежде чем
вазать самостоятельную работу по-
стансзщика, молодому режисееру не-
обходимо лобрюсовестно и усердно по-
работать в течение нескольких лет в
‹’емочной группе под руководетвом
опытного режиесера. К сожалению,
не все молодые товахити согласны
с этим и склонны думать, что их не
допускают к самостоятельной: работе
и3-з3а перостраховки, 43-36 боязни
рисковать большими затратами. госу-
даретвенных юредетв.

Почетная и благородная задача в
воспитании и выдвижении новых
режиссерских кадров принадлежит
нашим старым, опытным киномасте-
рам. Они должны бережно и любовно
пестовать молодые кадры и во-время
рекоменловать их на самостоя-
тельную работу, не давая им «закис-
нуть и перезреть». Киномастера долж-

_ Кинофестиваль в честь Бсесоюзного дня железнодорожника
	Министерство ’° кинематографии
		ния и ЧК профсоюза рабочих желез:
	нодорожного ‘транспорта в оэзнамено»
вание ‘Всесоюзного сталинского дня
железнодорожника проводят с 20 по
30 июля кинофестиваль лучших про-
изведений советского кинбискусства,
	клубы,  культдрезины и ‘киноперед:
вижки управлений кинофикации.
	Для руководства работой по пто-
	ведению ‘ кинофестиваля созданы
республиканские краевые и област-
ные комиссии.
	  Особое внимание обращается Ha
кинообслуживание ° железнодорожни-
ково линейных станций,  раз’ездов,
блок-постов и околотков, ‚а, также же-
лезнодорожников, проживающих в
районах, не. имеющих стационарных
киноустановок. Для этого намечено
использовать агитпоезда, = вагоны-
	ны тазже оказывать творчесвую We
мюшь молелым постановшикам в их
	самостоятельной гработе.
		‚ Исторические решения ЦВ ВЫП).
й особенно постановление «0 кино-
фильме. «Большая жизнь» открыли
перед работниками советского кино-
искусства новые творческие гори-
зонты, новые пути развития.
  Сейчас, котда принло почти четы-
ре года со времени опубликования
этих решений, мы видим, какое: от-
ромное и плодотворное влияние ока-
зали они на всю жизнь. советской
кинематографии. }

Идя цо пути, указанному  Цеп-
тральным Комитетом коммунистиче-,
ской. нартим, советское киноиекус-
ство. добилось новых успехов. Из го-
да в год растег и совершенствуется
мастерство сценариетов, режисверов,
артистов, операторов, художников и.
композиторов. Наши“ фильмы . етано-
вятся все более глубокими по идей-
ному содержанию и совершенными‘
по художественной форме. Широкое
распространение ‘получило цветное
кино — больше половины всех вы-
пускаемых фильмов делается сейчас
в пвете. Но у нас, в кинематотра-
фии, имеется еще много нерешенных
проблем и крупных недостатков, ме-
шающих двигаться вперед.

‚ Юлдним из езмых крупных недоче-
тов в нашей работе является продол-
жающийея выпуск’ фильмов невысо-
кото качества. Советский зритель
законно и справедливо требует от
нае, чтобы все выпускаемые филь-  :
мы были высококачественными. В
то же время ряд режиссеров создает
поередетвенные и слабые в идейно-`
художественном отношении фильмы,
такие, например, как «Алитет ухо-
дит. в горы» (режиссер М. Донской).

В своем постановлении «0 кино-
фильме «Большая жизнь» IER BRIS)
указывал. что «советский зритель
вырос, его культурные запросы и
требования увеличилиеь, & партия
и государство будут и в дальнейшем
воспитывать в народе хорошие вку-
вы и высокую требовательность к
произведениям искусства».

значит, что задача советеких
киноработников состоит в том, чтобы
выпускать Фильмы только высокого
качества. Чтобы достигнуть этого,
нужно не только повысить чуветво
ответственности всего творчеекого
коллектива, создающего фильм; и 8
первую очередь режиессера-постанюв-
MES, возглавляющего этот коллек-
тив, но и усилить контроль з& радо-
той над каждым фильмом. Опыт по-
следних лет показывает, что чем
тщательнее и лучше организован
контроль. тем больше гарантии от
творческих неудач и провалов. В
этом отношении очень поучительна
история создания фильма «Алек-
сандр. Попов». Постановка его была.
_ первоначально поручена, режиссерам
1. Траубергу и С. Тимошенко. При
просмотре первых отенятых ими сцен
Художественный совет и руковод-
ство министерства обнаружили, что
режиссеры: не; могут обеспечить! е9-
здадия патриотического фильма ©
великом изобретателе радио.  Шосле
вамены проваливикихся режиссеров
новыми постановииками Г. Ралию-
портом и В. Эйсымонтом фильм, Бак
извеетно, получилея высокюхудоже-
ственным и глубоко патриотическим.

Нужно всячески совершенствовать

систему контроля и наблюдения 3&
созданием фильмов. В таком контро-
ле нуждаются не только молодые ре-
жиссеры, но и опытные, заслужен-
ные мастера, которые также не за-
страхованы от ошибов и неудач. В
частности, появление слабого филь-
му «Алитет уходит в горы» можно
об’яенить отчакти и недостаточ-
ным контролем за, работой режиссера.
Киностудия и министерство считали,
что т. Донской, будучи крупным и
опытных  постановщиком, . сделает
картину на высоком уровне, и. но-
этому его работу мало контролирова-
ли. Этот пример линий фаз убеж-
дает, что большой  профеесиональ-
ный опыт не является иммунитетом
от творческих неудач и ошибок.
  Тщательный контроль 3% с‘емками
фильмов должен быть организован
прежде всего на киностудиях. Для
этого необходимо активизировать ра-
боту художественных советов квино-
етудий, ввести в практику система-
тические просмотры отснятых мате-
риалов по картинам и дачу завлюче-.
ний дирекции студии. i

Само собой разумеется, FTO BO-
троль ни в коей мере не снимает ©
режиссера и веего в’емочното коллек-
тива ответственности за порученное.
им дело. Причем контроль должен.
быть организован таким образом, чтд-
бы он являлся одной из форм повее-
дневной творческой помощи ©’емоч-
ным группам:

Попрежнему имеютея большие не-
достатки в сценарном деле. Правда,
за последнее время создано немало
оригинальных высокоидейных  сце-
нариев, таких, как «Падение Берли-
на» П. Павленко и М. Чиаурели,
«Кубанские казаки» Н. Поголина,
«Академик Иван Павлов» М. Папа-
ва, «Сказание о земле Сибирской»
И. Рожкова и Е. Помещивова, «Сель-
ская учительница» М. Смирновой и.
другие.

Но, к сожалению, таких киносце-.
нариев очень мало, И особенно. мало
у нас сценариев о труловых подвигах
героического ° советекото рабочего
клава, о новаторах производства, ©
стирании граней между умственным
и физическим трудом. Острый недэ-
статов в хороших сценариях испы-
тывают и режисееры, работающие
в комедийном жанре.

Сейчас, когда советекая. кинема-
тография добилаеь некоторых уепе-
хов в создании высококачественных
фильмов. когда 06360  Повысилюеь
чувство ответственности за поручен-
ное лело у руковолящих и творче-
CRUX киноработников, имеются все
условия для того, чтобы увеличить
количество выпускаемых . Фильмов,

А а Е te me ee

за дело мире
	° Большюе значение приобрел ©5935. 5.
	жанр видовых фильмов и довумен-
тальных киноочерков. Это вполне по-
mateo. На нааних тлазах происходят
в стране величайшие, преобразования
не только в экономике, культуре и
	быту, но и в прироле. Советский че-}
	ловек, как хозяин своей страны, хо-
	чет все это вихеть и знать. Только]
	кино © его огромными изобразитель-
ными возможностями способно удов-
летворить эти законные желания CO-
ветеких людей. Но в создании вило-
вых фильмов и документальных ки-
ноочерков имеется много существен-

ных недостатков и серьезных прова-
лов. Не все режиссеры понимают
важность этого жанра и часто отно-
зятея к созданию таких фильмов, как
® второстепенному и маловажному.
делу. Только этим можно об’яснить
факт создания режиссером И. Аннен-
ским очень плохого вилового фильма
о столице УОСР — Киеве, в котором

крайне невыразительно и убого пока-
зан облик одного из замечательных и
трасивейних советеких городов. Так
же халтурно отнежя и фежиесер
\Я. Блиох в созданию фильма о рыба-
ках. Васпия.

В текущем году планируется вы-
пуск 45 цветных документальных и
видовых фильмов. Будут, в частное
ети, созданы документальные кино-.
картины © всех союзных и многих
автономных республиках. Их задача
— показать мнототранную жизнь и
трухловую доблесть советских людей,
успешно бтроящих новое, коммуни-
хтическое общество.

В центре внимания авторов ви-
овых фильмов должен быть еовет-
ский человек и ето созилательная
деятельность по преобразовачию при-
роды. и экономики. Пронизанные ве-
ликими идеями налиего времени, по-
`литически целеустремленные и идей-
но направленные фильмы этого жан-
‘ра призваны воспитывать я зрителей
‘тлубокую любовь к нашей прекрас-
‘ной Родине; пробуждать чувство гот-
‘дости за наши успехи, популяризи-
ровать опыт и достижения передовых
советских людей.

Плохо обстоит дело у нас и е раз-
‘витием теории и кинокритики. В на-
стоящее время образовалась диепро-
‘порция между  ‘идейно-творческим
‘уровнем, доститнутым киноискусст-
вом, и современным состоянием ки-
Нокритики.

” В послевоенные годы в советском
‘киноискусстве происходят очень ин-
тересные и важные творческие про-
цессы и явления, нуждающиеся в те-
‘оретическом изучении и обобщении.
& таким явлениям можно отнести,
‘например, становление ‘и успешное
развитие новых киножанров: хуло-
‘жественно-локументального и худо-

жественно-научного фильмев:” итирюо-
	новых. изобразительных средств ки-
mo. А многие из наших критиков и
теоретиков ограничиваются трисанием
‘поверхностных рецензий о киносце-
‘нариях и кинофильмах и слабо `0б-
общают творческий опыт киномаете-
ров. Очень слабо разрабатываются и
общие эстетические проблемы кмно-
искусства: 0 его партийности и на-
`родности, о социалистическом pea-
лизме и романтизые, о форме и содер-
жанци,

Это об’яеняетея не только немно-
точиеленностью состава кинокрити-
ков и кинотеоретиков, но и тлаваым
‘образом отсутствием руководства их
работой со стороны министерства и
общественных организаций: киносек-
ии Союза советских писателей, Ин-
‘ститута истории искусств Академии

Ее применение цвета, ка. =

‘наук СССР, редакций журнала «He-
кусетво кино» и газеты «Советское
искусство».

„Для toro чтобы еще. выше  под-
нять идейно-художественный уУр0-
вень киноискусства и быстрее пре-
одолеть имеющиеся в кинематографии‘
серьезные недостатки, необходимо.
всемерно развивать критику и еамо-
критику. Нужно решительно бороть-
ся с зажимщиками критики и всяче-.
ски поошрять тех, кто искренне и че-
стно хочет своей критикой помочь.
‘киноискусству двигаться вперед, кто
емело и правдиво вскрывает недоче-
ты в нашей работе. Мы должны по-
‘отоянно помнить указание товарища
Сталина © том, чт0 «никакая наука
не может развиваться и преуспевать
фез борьбы мнений, без свободы кри-
тики». Поэтому следует чалие уетра-
ивать творческие дисклесии и собра-
‘ния для евободного обмена мнчения-
‘ми по насущным вопросам кинемато-
трафии. Необхолиме оживить работу
домов кино и секций на киностудиях.

Налии руководители должны вниз
мательнее прислушиваться к крити-
хе рядовых работников, чаще бывать
на предприятиях, в цехах, в © емоч-
ных группах, лучше знать свои кал-
ры; в0-время укреплять отстающие
участки проверенными и способными
работниками. У нае имеются все воз-
можности к тому, чтобы еще выше
поднять идейно-художественный уро-
вень советского киноискусства и
резко улучшить работу на всех уча-
сетках кинематографии.

Сейчас, когда в нашей стране ес
большим пол’емом проходит сбор
nonce под Стоктольмеким Воззва-
нием Постоянного Комитета Веемир-
ного конгресса сторонников мифа,
Korda трудящиеся нашей Родины
с негодованием клеймят позором аме-
рикаиеких агрессоров, вторгшихся в
Корею, священный долг работников
вино — быть в первых рялах боров
за мир. Лучшим вкладом киноработ-
ников в дело защиты. мира булет их
‘влохновенный труд по созданию но-
вых высокохудожественных  филь-
мов, несущих миллионам трулящихся
великие илеи Ленина -— Сталина.
	Сцена из спектакля «Снегурочка» в постановке Государствевного Ху-
дожественного: театра Латвийской ССР. Лель — К. `Адерниек, Снегу-
	Берзивь.
	рочка — Э. Брамберг, Купава — Л.
, ©
	Руеекая классика
на латышекой сцене
	Латышекий театр, так же каки
гература, музыка, изобразитель-
	литература, музыка, изоразитель-
ные искусства, очень многим обязан
в евоем развитии влиянию культуры
братского русского народа. Еше в
1870 году латышеким професеио-
нальным театром была осуществлена
постановка гоголевекого «Ревизора».
Велед з» «Ревизором» на латышекой
сцене появляются пьесы Пушкина,
Островского, Сухово-Кобылина.
	Цонпьытки латышских национали-
	CTOB и фашиетских оккупантов унич-
тожить етромление латышей в овла-
дению богатством русской культуры
не увенчатиеь да и не могли увен-
чаться успехом,
	Berynienus Jarsmm ‘во Советский
03,  повеедневная  забота больше-
	Союз, повеедневная’ забота больше-
вистской партии и советского прави-
тельства 0 молодой советской респуб-
лике создали все условия для бурного
роста народного хозяйства Латвии,
для расцвета ее национальной куль-
туры.
	Естественно, что в репертуаре те-
	атров. Советской Латвии. почетное мэ-
сто ‘заняли русские классические и
современные пъевые.
	Лучшие театры Латвии — Акаде-
ческий театр лрамы и Хуюже-
	мическийи «театр драмы и Аудоже-
ственный театр — в последние годы
осуществили постановки яда пьес
русских классиков: «Не see Rory
масленица», «Волки и овцы», «Та-
ланты и поклонники», «Бесприлан-
ница» А. Островекого, «Последние»
й «Егор Булычев» М. Рорького,
«Станционный смотритель» по
A. Пушкину, «Анна Варенина» по
	«Егор Булычев» М. Горького,
Станционный = смотритель» по
‚ Пушкину, «Анна Каренина» по
. Толетому.

Особый ` ийт6рес. ` предетавляют
тектакли «Горе от ума» А. Гри-
зедова  (перевод А. Унита) в Ака
	спектакли «Горе от ума» А. Три-
боедова ’ (перевод А. Упита) в Ака-
демическом театре драмы и «Свадьба
Кречинского» А.   Сухово-Кобылина
(перевод М. Вемне) в Художествен-
ном Театуе. —- 3
	Коллектив Академического театра
	храмы приложил много усилий, что-
бы достойно воплотить на  латьи-
ской сцене бессмертную вомедию
А. Грибоедова. Заслуженный артиет
Латвийской ОСР Г. Зоммер с помощью
консультировавшего постановку 1е-
жиссера МХАТ Н. Горчакова сумел
создать интересный’ ‘спектакль, * CBe-
о. по-новому трактующий пьесу.
	Чацкого играет Hi. Rataan. Oome-
	известна исключительная трудность
этой роли. Но Ж. Катлап успешно
справляется со’ своей задачей. Он е03-
дает образ молодого человека. возвы-
	шающегося над светским обществом 1:
	крепостнической России. Артиет хо-
	Poul передает юношескую искрен-
	ность, душевную теплоту, ум, духов-
ное превосходство Чацкого. В то же
время зритель хоропю ощущает в ис-
полнении  Ж. Катлапа высокую
принципиальность Чацкого, его гнев-
ную, бичующую иронию, направлен-
ную против Молчалиных и Фаиусо-
вых,

Работа над комедией Грибоедова
значительно  обогатила коллектив
Акалюмического театра драмы и поз-
	волила ему созлать высокохуложе-
	ственный спектакль, стоящий в ря-
ду лучших постановок театра.

Серьезным достижением Художеет-
венного театра Латвийской ССР яв-
ляетея постановка комелии А. Сухо-
во-Кобылина «Свадьба Кречинекого»
(peanecyas 3. Смильгиса и п. Пабра-
Ra

В центре спектакля созланный
артистом А. Димитер образ Кречин-
ского. Это большая актерская удача,
свидетельствующая о высокой испол-
	нительской культуое. присущей кол-
	лективу Художественного TeaTpa.
А. Димитер создал образ, наделенвый
четкой социальной характеристикой.
С тлубокой  убедительностью актер
разоблачает внутреннее ничтожество
и подлость Кречинского, скрывземые
за благородной внешностью.
Постановка классических произ-
велений русской драматургии —
большое событие в художественной
жизни Латвии, Работа над великими
творениями Пушкина, Островского,
Грибоедова, Чехова, Горького и дру-
гих русских писателей является
прекрасной ° школой для латышского
театра и драматургии. Только овла-
дев всем богатством русской класеи-
ческой и современной литературы,
театра. музыки, живописи, наше ла-
тышеков национальное искусство и
литература смогут добиться новых,
еще более значительных успехов на
пути овладения методом сопиалиети-
	ческого реализма.
Р. ПЕЛЬШЕ,
	доктор филологических наук.
РИГА. Е
			Народные артисты СССР О. Книппер-Чехова, А. Яблочкина, М. Кед-
рез, А. Тарасова, О. Андровская, А. Бучма, А. Грибов, К. Еланская,
В. Ершов, К. Зубов, Б. Ливанов, А. Остужев, В. Пашенная, В. Рыжо-
	ва, В. Станицын, В. Топорков,
	Е. Турчанинова, Н. Ужвий, М. Царев,
	Ф. Шевченко, Ю. Шумский, Гнат Юра, Н. Яковлев; народные артисты
	РСФСР Алиса Коонен, С. Образцов, Н. Петров, А. Таиров.
	миру «дачников». В спектакле же и
Марья Львовна; и Соня, и, студент
Зимин подчинены общему ритму дач-
ной жизни. Марья Львовна (В. Горен-
кова) всецело погружена в ©воп лич-
ные переживания. Только 5 них гово-
	рит она взволнованно, & центральные
	места роли звучат у актрисы 6,59 и
дидавтично. Не чувствуетея черт но-
вого человека и в Соне — способная
артистка Е. Моропгкина показывает
нам лишь очень милую девушку.
Г. Харчев стремится в образе. Власа
показать человека, до конца убедив-
meroca B преступной никчемноети
большинства окружающих его людей.
Но до конца спектакля так и не по-
являются в его Власе та ясность
и смелость, которые обретзет герой
горьковсвой пьесы.

Задачи воспитания професенена-
	лизма глубоки и серьезны. Было бы _
	ошибкой сводить их к выработке од-
ной лишь актерской техники. Про-
фессионализм в нашем понимании —
это овладение высокой культурой,
наличие всех тех качеств человека и
художника. без которых немыелимо
		искусство правдивое и высовондей-
HOS. .
	Несколько слов 95 отганизациоя- о
	ной стороне дела. Показ дипломных
спектаклей выпускников актерекого
факультета собрал в нынешнем телу
	необычную лля ГИТИС аутитозию.
	Впервые за много лет в зале появя-
лись. наконец. те. кто более всего за-
	интересован в знакомстве е молотлы-
	ми актерсвими вадрами —— главные
режиссеры и директора московеких и
периферийных тезтров, предетавитеч
ли Комитета по. лелам искусств ОССР:

Практика такого рода показа’ вы»
пускных спектаклей будет, безуслов-
но, равно благотворна как для инсти-
тута и его воспитанников, так и для
театральных коллективов. , Резузьта-
TH сказываются ‘уже сейчас: выпуск-
ники нынешнего года распределены
лучше, нежели их старшие товати-
ши. В то же время тезтры, напря“
мер, Днепропетровский, кула пригла-
шены несколько молодых актеров
(тт. Дзикан, Подьякова. Бальян, Ла-
зарев и лдр.), также оказываютея в
выигрыне, включая в свою труппу
людей, несомненно одаренных и нуж-
ных коллективу. Периферийные  те-
атры я институт должны закрепить
и продолжить установившуюея меж-
ду ними деловую. и творческую связь.
	И. СОЛОВЬЕВА,
Н. ЛОРДКИПАНИДЗЕ.
	Воспитание профессионализма
		Воспитание профессионализма —
	BOT основная 327040, воторую пресле-
довали режиссеры-педагоги Н. Плот-
ников, 0. Якубовекая, Б. Бибиков,
Н. Ковиюв и художественный руково-
дитель курса И. Судаков. Профессио-
нализм сказывается во, всем, и
прежде веего в умении молодых ис-
полнителей самостоятельно, вдумчиво
подходить к порученной им роли. Они
показали собственный, продуманный
и психологически убедительный ри-
суноЕ роли. Интересна Варвара—
Вринская с ее пристальным, оцени-
вающим взглядом на всех окружаю-
щих, с её все нарастающим убежхе-
нием: так дальше кить нельзя! Свое-
образно прочтена роль › Ванюшина
Г. Бальяном, подчеркнувшим не лич-
ную жестокость старого купца, з его
подчинение той же странной силе,
которая искалечила его тетей. Чем
серьезней и искренней играет М. Да-
зарев ревнивого рыбака Тита-Нане,
чем яростнее точит он нож, собираясь
разделаться с Тоффоло-Балдой, оеме-
лившимея угостить его невесту пече-
ной тыквой, тем ярче ш веселее зву-
чит В спектакле тема «емешного
Отелло».

+
	Примечательно, что выпускникам
поручалиеь роли самого разнообразно-
го характера, в которых могли рас-
крыться Boe стороны их дарований.
Трудно было бы пологнать пох единое
«амплуа» образы, созданные артиет-
кой А. Дзикан, — Софью в «Зеленой
улице», Лену ‘в «Призваний», при-
дурковатую кухарку Акулину из «Де-
тей Ванюнина», обаятельную и уп-
рямую Лючетту в «Рыбаках». Хитро-
вало поглялывает лодочник Тоффоло
на пытающегося обвести его вокруг
пальца секретаря суда. И трудно y3-
нать в исполнителе этой роли, пол-
ной юмора и веселья, К. Устюгове
того же актера, который с болыняим
нервным потгемом провел. трудную
роль Алеши Ванюпеина.

Нельзя не видеть тех успехов; е
которыми пришел актерский факуль-
тет ГИТИС к своему очерехному вы-
пуску. Но одно обстоятельство 6 3a-
ставляет задуматься и предостеречь
от повторения и углубления сделан-
ной опгибки.
	В спектакле «Дачники»,  постав-
ленном художественным руководите-
лем курса, по-настоящему сильной
оказалась лишь обличительная ли-
ния. Но пьесы М. Горького  значи-
тельны не только пафосом обличения,
но и утвержлением того нового мира,
который идет на смену мертвенному
	Пройдет несколько нелель — и решает иную творческую задачу —
	окончившие ГИТИС, вчерашние. сту-
денты актерского факультета, войдут
в театральные коллективы страны.
Насколько подготовлены воспитанни-
ки института к предстоящей практи-
ческой работе в тезтре? Органичен ли
будет лля них переход с маленькой
	гитисовской сцены на широкие нод-
мостки профбеесионального театра?
	мостки профеессионального театра:
Насколько полно овладели они осно-
вами марксистеко-ленинского учения,
марксистско-ленинской эстетики, без
чего немыслим НИ труд в
искусстве? i
	‚Выпускники этого года’ показали
ПЯТЬ спектаклей: «Дачники»
М, Горького, «Зеленую улицу» А, Су-
прова, «Призвание» Г. Штайна и
Г. Кузнецова, комелию К. Гольдони
«Въоджинские перепалки» («Рыба-
ки») и три акта пьесы Найденова
«Дети Ванюшина»,
	По этим работам‘ © достаточной
полнотой можно судить почти о всех
студентах курса. Ни художник, ни
	комнозитор не приходят Ha помощь
мололым исполнителям: им не за что
	спрятаться на ецене. ничто не еклы-
	вает от зрителя ни их лостоинетв, ни
кедостатков. Скромные декоративные
	возможности учебного’ театра злесъ в
	вакой-то мере играют положительную
роль, позволяя ‘лучшие разглядеть
творческие возможности каждого вы-
UVCRAYEA.
	В трех ролях увидели мы аЕтрису
Н. Будяк, — она сыграла Ольгу в
«Дачниках», Аню в «детях Ванюши-
на» и «ремесленницу» Феню в «3е-
леной улице». Ни одна из этих ролей
че является в пьесе центральной, Но
надолго запомнится ‘резкий и злой
рисунок образа Ольги Дудаковой.
Н. Буляк относится к своей . героине
безжалостно. Она не поверила в
смягчающие вичу обетоятельетва:
материальное неблагополучие, заботы
о детях, ревнивое беспокойство о му-
же. Если бы завтра ее Ольге прива-
лило неожиданное богатство и сча-
eThe, в ней ничего не изменилось
бы. С таким же жадным, остренькям
любопытетвом эта маленькая, с тре-
вожными, неуверенными движениями
женщина приелунивалаеь бы ко всем
сканлальным и грязным историям,
так же мучилась бы завистью. таБ
же старалась бы оцарапать других,
причинить боль. Молодая актриса су-
мела почувствовать и передать суро-
вость Горького к его героям. его бес-
пангалное осужление хлачников»,
	В «Детях Ванющина» Н. Будяв
	онзх стремится передать еще неусто-
новившийся, меняющийся характер
подростка, Ани. Коричневое гИмнази-
ческое платьице, наивно торчащий
бант, болыние спрашивающие глаза.
Аня тоже полна любопытства, но Бав
отлично в ней это чувство от любо-
пыметва Ольги! «Понять» — вот 33-
дача роли. Аня все время ищет,. ке-
умело, мучаяеь, пытается разобрать-
ся в мире, Роль соблазняет легкой
возможностью сыграть ее «на нер-
ве»; Будяк играет «на мысли».

Та же способность вдумчиво, ана-
литически полойти к роли присуща
выпускнику Г. Марковичу. Так же,
как и Будяк, он пристрастен, презри-
телен и ироничен по отношению в
своему герою — Рюмину из «Дачни-
ков». Интересен внешний рисунок
роли — высокий бледный лоб, холе-
ная бородка, неторопливые жесты
зюбящего слуптать себя человека. Ла-
же в сцене об’яснения © Варварой
лишь первые несколько слов даются
ему с ‘трудом, а затем OH товорит о
своей любви с теми же размеренны-
ми, привычными и нравящимися ему
интонаниями и тав заслушивается
ими, что отказ Варвапы оскорбляет
его, скорее, как оратора.

Из ушедитего мира усложненных,
  патологически : преувеличенных
чувств, которыми живет Рюмин,
Г. Маркович переходит в мир евет-
лый, ясный, освеженный дыханием
будущего. Играя профессора Дроздова,
в «Зеленой улице», Г. Маркович
убеждает, что главное в этом образе
—— He обила, на молодых, не черты
скептицизма, и меланхолии, Встреча-
ясь в начале пьесы с Дрозловым, мы
знакомимся с ним в трудную хля не-
то минуту, в минуту. когда талант-
ливый старый ученый пристрастно и
резко оценивает весь свой многолет-
ний трут, ставит перед собою вопрос
— кав быть. дальше. Й этот вопрос
решаетея У нае на глазах, решается
оптимистнчески. утверждающе. Г.
Маркович не боитая за, своего героя—
он хорошо го знает, верит в его та-
лант, любит его.

Роли, сыгранные в  линломных
спектаклях тт. Будяк, Марковичем,
Крннекой. Подьяковой,  Бальяном,
Лазаревым. Плотниковым и’ другими
выпускниками этого года. рождают в
нас уверенность, что эти люли г
первых лней прихода в театральный
‘коллектив станут его полноправными
членами. что знания и навыки, при-

обретенные в-ичституте, не останут-:
	ся мертвым грузом.