СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	“u xydorcecméeenntou
	kt Веесозозно
	И. Невчас. Работа скульптора А. Олейника. (Всесоюзная художественная.
			Тема труда в живописи
	веши, тот, которому удалось со зна-
нием кизни показать драматизм ео-
бытия, настроение, чувства и харак-
теры людей в живом движении. По-
этому картина С. Григорьева, — вол-
нующая повесть о вступлении
советской девушки в общественную
жизнь, картина Т. Яблонской-—гимн
радостному труду: поэтому J. Mo-
чальский сумел передать счаетли-
вый отзвук, который нашла в серл-
пах советеких людей демонстрация
на Красной площади, встреча с
любимым Сталиным.

Показать творческий труд, увлече-
ние благородным делом, показать но-
вого, советского человека. созидающе-
TO новую жизнь. нельзя без яркото,
волнующего повествования. рожден-
ного правдой жизни и ее поэтическим
претворением в искусстве.

Но бывает, что даже в тех случаях,
когда люди показаны в процессе ра-
боты, картина остается статичной.
Таково произведение Г. Сателя «Ком-
вомольцы — строители Москвы. Ra-
менщики». На полотне изображен
средних лет каменщик, которому по-
мотают юноши и девушки, полаюттие
кирпич и раствор. Рабочее изображе-
ны на фоне красивого, тщательно на-
писачного зимнего московского пей-
зажа. Но, в сожалению. художнику
Не улалось главное — показать лю-
дей, их взлимебтношения. их друже-
скую снайку. Если опытный камен-
ЩИЕ передает свои знання молодежи,
то почему вмотрит на него внима-
тельно только один юноша, а две де-
пушки безразличны к его некусетву?
Олна, глядя в сторону, протягивает
на лопате раствор, другая колет кир-
пич за спиной мастера. Вее люди раз-
общены, художник не сумел пока-
зать творческий о 1 труд
Новаторов.
	№ сожалению, иллюетраторетро,
иногда лаже блестящее, но лишен-
Hoe идейного смысла, живопиеное ма-
стерство, бесстрастно  вогпроизволя-
щее людей и природу, свойственно не
только молодым, Но и опытным, при-
знанным мастерам. Картина А. Дей-
Hera «На просторах подмосковных
строек» передает ощущение простора
почти безвоздуненого — так она мо-
нотонна по колориту. И ереди этого
простора, среди лесов, стен’и кон-
струкций затерялиеь люди. Они злесь
выполняют чисто декоративную
функцию. Девушка неумело несет ло-
ску. Человеку в дубленом полушубке,
мастеру, инженер в жгком <ерои
пальто (это в морозный. снежный
день!)  об’ясняет. чертеж. Кто-то
командует краном, кто-то работает.
Получилось. что главное в картине
просторы Подмосковья; серьезного
идейного замыела в картине нет.
	р Или взять хотя бы тему урожая,
изображение  эвмечательного труда
мастеров социалистического земледе-
лия. Стоит убрать только отдельные
детали, из › некоторых «урожайных»
зомпезиций; — и: вам захочется ска-
зать: «В полном: разгаре страда ле-
ревенская». Что в размашисто напи-
санной каргине А. Пластова «Кол-
‘хозный ток» характеризует советский
колхоз, кроме автомаитины на Залнем
плане? Тилаж? Техника? Труд? Кар:
тинф Пластова, показывает телько тя-
желую работу, без всякой попытки
вызвать какие бы то ни было эмо-
ции, мысли и чувства. И в картинах
З. Яковлева «На трудодни». и С. Ге-
расимова «Колхозный урожай» люди
`— только дополнение в первом слу-
чае к натюрморту, & во втором — в
пейзажу,

Но если стал человек труда цент-
ром живописной композиции, худож-
ник должен сделать ‘все для того,
чтобы характер, человеческие свой-
ства, духовный мир человека про-
явились в его облике, чтобы каждая
внешняя деталь  хапактеризовала, его
	внутреннюю сущность. В, сожазленяю,
и эту истину забывают художники. !:
	Для своей картины «Творческое: с0-
дружество» Б. Щербаков взял очень
большую и важную тему. Он хотел
показать новое явление налей жиз-
ни; в которой стираются грани меж-
ду трудом умственным и физическим
й связь науки с производством осуще-
ктваяется в поистине творческом ©0-
дружестве ученых и рабочих, одина-
ково заинтересованных в расцвете-со-
циалистической индустрии. Но в кар-
Тине. если не касаться других ве
серъезных профессиональных  недо-
остатков, не выражено главное — хд-
рактер отношений тероев, смысл про-
исходящих событий. Рабочий в цеху
у крупной детали говорит, приняв
позу ззауряд-докладчика &  Уче-
ный и сопровождающий его директор
или парторг только улыбаются. Где
же здесь тема содружества?
	В истинном мастерживописи мы-
слитель, поэт, человек, знающий,
470. OH  хючет сказать народу
своим произведением. должен. итти
вместе с живопиецем. Пренебрежи-
тельное отношение к сюжету и с0-
держанию, & стало быть, и в идейно-
му смыслу картины, посвященной те-
ме труда. и быта, легко об’яснить. .

В течение лесятилетий всяческие
«нораторы», от импрессионистов до
беспредметников, искали то чистой
живописности, то причудливого рас=
шепления форм, To ошеломляющих
нелепостей или примитива. И эта 10-
рочная  бессодержательность фор-
малистического искусства с его рав-
подушием к человеку, к ихее, в смыс-
лу художественного произведения. в
разной мере и стенени оказала, влия-
ние и на некоторых наших художни-
ков. С другой стороны, те из них, кд-
торые овладели или давно владеют
реалистическим рисунком, уменьем
передать натуру живописными‘ <ред-
ствами, считают, что этого для живо-
писца достаточно. Полотно. лишенное
глубокого содержания, смыела, на-
строения, какими бы «чието живо»
писными» достоинствами оно’ ни от
личалось, по существу, является не
более как натуралистическим изо-
‘бражением жизни и приролы. Оно ие
способно выразить большую идею, не
способно приковать внимание зрите-
лей, разбудить их мыель и чуветво.
Картива становится  произвелением
реалистического искусства только
тогда, когда, она яркими образами вы-
ражает большую идею: значит, не
только красота цвета и эффекта све-
та, не только передача живой натуры
и материальности природы — ee oc-
новные компоненты. Главное в ней
— драматизм события, столкновение
человеческих страстей, характеры
тероев, яркие жизненные черты. В
свете этих требований к искусству
<южет, который подчиняет себе, oT-
бирает в натуре все, что нужно и
‘необходимо для духовной и эмоцио-
нальной выразительности компози-
ции, приобретает первостепенное
значение. Художник, не имеющий
ясного и точного замыела, подо-
бен писателю, который, описав раз-
личные предметы и характеры, по-
пыталея бы создать из этих наброб-
ков повесть, позабыв, что ии
проявляются во взаимодействии, —
идеи — в столкновениях и weeny
ках героев, поставленных в. правди-
вые жизненные условия. Но для то-
то, чтобы выразить правду жизни, ее
надо любить и знать. в
		В произведениях передовых 1ус-, ный творчеством и созиданием. Со-
	циалистическое соревнование, само-
критика, борьба со старым и отета-
лым, инициатива, которую проявля-
ют советские рабочие, совершенствуя
технологию, ломая старые нормы и
вводя новые методы работы, = вот
характерные черты наших людей.
Каждый рабочий — член могучего
коллектива и неповторимая творче-
кая индивидуальность, 06раз, харак-
тер, тип. И показать его в упорной
борьбе за, новое, в движении, в иска-
ниях, в процессе творческого труда,
запечатлеть на века героические тру-
довые подвиги строителей коммуниз-
мз — важнейшая обязанность созет-
ских живописцев.
	`Но если осмотреть раздел совет-
ской жизописи в Третьяковской гал-
лерее в поисках картины, посвящен-
ной тероическому труду рабочего
нашей Родины. то выявится, что
этой теме посвящено очень! мало про-
изведений. Всесоюзная худежествен-
ная выставка (ее дата точно обозна-
чена у входа: 1949 год) очень елабо
выражает главные черты нашего вре-
мени — победы первой послевоенной
‘пятилетки, творческий титанический
труд советского народа, преобразу-
ющий жизнь, быт, производство и 53-
мую приролу нашей Ролины.
	Передовым людям промышленно-
сти и сельского хозяйства художники
посвятили главным образом портре-
ты. Рассмотрите их внимательно
один за другим, и вы увидите; что
их сближает одно общее свойство:
они статичны; Bam кажетея, что
больпеинство художников. подобно фо-
тографам, владеющим несовежненной
аппаратурой, приказало своим геро-
ям: «Спокойно, снимаю!» Й поэтому
сидит, обняв сноп, звеньевая А. Скри-
начева (художник В. Малатие). за-
ложил руки за спину инженер Горба-
чев (хуложних ИП. Судаков) и стоит
неполвижно ‘© кетменемо на плече
хлопкороб Ш.” Газанова (художник
С. Салам-Заде). И пусть одевают
художники своих героев в прозодеж-
ду, лают им в руки фтукавицы ста-
левара или кетмень’ хлопкороба, —
они слабо перелают индивидуальные
типические свойства, каждого рабоче-
го, каждой профессии.
	Что можно узнать о Герое Социз-
листического Трула Т. Шкурко по
портрету работы В. Яковлева, кроме
TOTO, что это—милая и коасивая ле-
вушка? Видимо, некоторые  худож-
ники забывают, что поэзия души и
чувство собственного достоинства
простого рабочего человека нашего
времени не имеют ничего общего ни
с самолюбованием, ни © желанием
покрасоваться. Изображение  совет-
  ских людей позирующими становится
уж не только профессиональным не-
достатком многих портретов, ню и
_воздает неверное представление о че-
ловеческих качествах героев, кото-
рым чужда всякая поза.

Ведь портрет зналного разметчика
‘завода «Красный выборжец» П. Ду-
бинина потому получилея живым и
выразительным, что, несмотря на не-
которую — скупость живописных
средств, художник И. Серебряный
показал нам человека в действии, ра-
бочего, который по праву ума, опыта
и таланта занял преподавательекую
кафедру м читает доклад. занятый
всецело только предметом, существом
своего дела. Как превосходно это ха-
рактеризует человека творческого
труда!

Секрет’ успеха картин «Прием в
комсомол» С. Григорьева, «Хлеб»
Т. Яблонской, «Они видели Сталина»
Д. Мочальекого, причину каждой удз-
чи художников на выставке мож-
HO об’яснить ‘одним обетоятельете
вом. Побеждает тот живописец, у ко-
торого есть ясный и четкий замысел
	  НИЯ образе самой девочки, но И очень
  выразительно поддержана  вееми
  остальными образами, из которых

каждый вносит дополнительные,
свои, по-своему характерные ноты в
тему картины. Тема, таким образом,
углубляется и перерастает в поэтиче-
скую повесть о жизни дружного кол-
лектива советской школы.

Этого умения двигать, раскрывать,
`оболатжать сюжет каждой частью и
RonaabI9 композиции (вилоть до лан-
‘дылпей на столе, которые элесь ка-
‘жутся особенно уместными) многим

вартинам недостает.

Очень распространен такой. тип
композиции: одни из персонажей го-
ворит, остальные его слушают; или
юдин указывает, другие смотрят.
Если при этом тема обладает значи:
тельностью, то в принципе такое по-
строение может быть выразительным.
и интересным. Но часто такая ком-
позиция строится по линии ваимень-
шего сопротивления: слушающие или
смотрящие изображаются как одко-
родная масса. Если улыбаются,   то
566 одинаково улыбаются; если вы-
ражают внимание, решимость, волю,
TO опять-таки все выражают по
одному, стереотипному’ образцу. В
результате и самый сюжет получает
ся очень обелненным или вовсе не-
ошутимым. Смотреть такую картину
попросту неинтересно. У аю-
дей различные индивидуальности,
разные характеры, значит и реатиро-
вать они должны как-то по-разному.
Даже если чувство, охвативиее их,
едино, они все-таки выражают. ем
каждый по-своему. Попробуем по-
смотреть на лица зрителей в театре,
па футбольном матче, на лица сту-
дентов вю время лекции ‘или демон-
страции опыта, — кзк они разнооб-
разны! Вепомним, наконец,  «Зало-
рожцев» Репина; там все смеются, но
эта общая симфония смеха, богатей-
игим образом инструментована. Иначе
не было бы сюжета. Или такие кар-
тины, как «Шюповедь на селе»
В. Перова, «Вечеринка» В. Маковско-
го. Там острый и увлекательный ©<ю-
жет вытекает именно из многообра-
зия тилов, поставленных друг к APy-
гу в контрастные или взаиубюпол-
няющие отноттения, а это многообра-
зие выявляется через показ того, как)
изображенные лица слушают: в пер-!
	AX художников прошлых времен
рабочий класс нё раз был nonasan,
Rak сила великзя, могучая, HO CKO-
ванная и поднезольная. Вепомните,
например, картину Н. Касаткина
«Утлекопы». Тут вое — и мрачный
колорит, и темные лица ‘бородатых.

шахтеров с таззами, сверкаюдтими из
	`  мрака, и их крепкие, но согбенные
	фигуры, — все передает гнетущую
атиосферу безралостной шахтерской
жизни при царизие. В. Сазицкий
в картине ‚ «Ремонтные работы на
железной дороге» показал  рабо-
чих. в процессе ‘изпряженной. изну-
рительной работы. Фигура похрядчи-
&з, стоящето вдали, тосподетвует way
этой спеной тятостного, унизитель-
ного труда из-под палки. И, конеч-
но, вершиной образного обобщения
рабочей доли в царской России. яв-
‘ляются «Бурлаки» И. Репина. < Тут
особенно интересно проследить, как
передовые идеи того времени, жела-
ние художника, выразить думы и чая-
ния своего народа, лучтние устремле-
вия русской общественной мысли за-
ставили художниеа искать в дейст-
вительности наиболее яркий, внечат-
ляющий и выразительный образ.
Бурлаков, людей в лямках, Репин
впервые увидел в Петербурге на Не-
ве. Сразу эт» сцен» предетавилась
ему символом труда в России тех вре-

`  мен. Ведь уже прозвучали всем па-
	мятные, вошедшие в сердца веех
честных русеких людей стихи Не-
врасова:
Выдь на Волгу: чей стон: разлается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется,
То бурлаки итут бичевой!..
	Репин отиравилея на Вюлгу с за-
мыслом, уже согретым творческим
воображением, рожденным — свододо-
любивой песней поэта, У художника
был ясный поэтический образ. По-
этому бурлаки в. лямках под приемот-
ром купеческого приказчика — на-
род-ботатырь под тиетом подневоль-
#0го труда, запечатленный на, полют-
не, стал образом века, шелевром вы-
сокоидейного животиенего мастерст-
ва, зовущего в пробуждению скоран-
ные народные силы.
	Таким 06разом, опыт прошлого,
тучигие традиции русской реалиети-
ческой живописи показывают, что
человек труда, создатель всех благ
на, земле, наиболее ярко и образно
воплощен только в тех картинах, где
есть драматический   повествователь-
ный сюжет, рожденный передовыми
идеями своего времени. Сюжет делал
картину не только непосредственным
изображением жизни; но и выраже-
	нием ее духовной сущности, живой
	думой о жизни и судьбе трудового
человека.
	В наше время тема труда в живо-
писи приобретает огромное, еще не-
бывалое значение. Свертинлось то, ©
‘Чем мечтали лучшие умы человечест-
ва. Советский Союз — первое в мире.
государство * трудящихся. ‚› Труд,
целеустремленный, ‹ высокопроизводи-
тельный, сознанием миллионов на-
правленный к общему благу — етро-
ительству коммунизма, является ис-
точником могущества, непобедимости
и славы нашей Родины.

Человек труда — строитель ком-
мунизма, освобожденный от ярмз
рабства... человек, для которого
труд — радость, личная  потреб-
ность и общественная  необходи-
мость, — уже показан в искусстве.
Советская литература  отобразила
новые качества советских людей.
В произвелениях В. Ажаева «Далеко
от Москвы», А. Волошина «Земля
Кузнецкая», В. Попова «Сталь и
шлак», А. Рыбакова «Водители» и
во многих других советский рабочий
— это уже не только человек, физи-
ческого труда, но и живой источник
интеллектуальной энергии, государ-
ственный Деятель, талант, захвачен-
		Портрет знатного сталевара
выставка 1949 года).
	Мы ждем новых произведений
	Дорогие товарищи художники и
скульшторы! Мы обращаемся к вам
с этим письмом потому, что очень
любим изобразительное — искусство.
Мы часто посещаем  Третьяковскую
галлерею, < большим интересом
встречаем каждую новую художест-
венную выставку. Когда советское
правительство присудило в этом году
Сталинские премии сорока трем ху-
хожникам и скульпторам, мы были
рады этому. так же, как и награжде-
нию Оталинекими премиями рабочих
и инженеров нашего завода. Ocoden-
но приятно было, что высокую на-
граду получил художник Г. Горелов,
написавший портреты лучших налмих
сталеваров..

Достижения советского . изобрази-
тельного искусства несомненны. Но
почему орехи произведений художни-
ков очень мало таких, которые отра-
жают труд наших замечательных
людей, нашу богатую жизнь?

Нам думается, что советский ху-
дожник не может не увлечься таки-
ии темами, как, новаторская деятель-
ность стахановцев социалистической
индустрии, их борьба 34 высокую,
коммунистическую = производитель-
ность труда, их душевное патриоти-
ческое отношение к своей работе, их
государственный подхот к делу.
	Обветским хуложникам предоетав-
Nek пюлная возможность показать
труд освобожленный, светлый, ра-
лостный, социалистический. Между.
тем, иногда бывает просто обидно
смотреть на некоторые” картины. У
нзе в заводеком клубе выставлена
картина, мзображающая  сталевара,
который без темных очков смотрит
на раснлавленную сталь. Это свиде-
тельствует о том, что художник не
вихел работы сталевара, и не поинте-
ресовалея элементарными ‘особенно-
стями этой профессии. \ :
	,

Даже некоторые из созданных
Г. Гореловым портретов стахановцев
нашего завода выглядят тускло, на-
писаны темными тонами. Но ведь это
не характерно для сталенлавильщи-
ков. В нашей работе каждый день,
каждая плавка богаты яркими пере-
живаниями людей и яркими, буЕ-
вально пламенными класками. Возь-
	меш, к примеру, такой момент, как
заваяка шихты в мартеновеклю печь.
Какое напряжение труда! Какие вы-
разительные лица, характеры!
Завалочная малтина, подает мульду
ве шихтой: NINA, отражаемое сводом

ee oS
	OHM оставят далеко позади налпи ре-
корды. Ho чюди при коммунизме,
взглянув’ на тавую картину, скажут:
«Этн рабочие, техники, инженеры
познали радость самоотверженного
труда, познали увлечение работой во
имя счастья народа, и они показали
себя благородными и славными мз-
стерами». Вот чего нам хочется, то-
варищи художники!

Вся нынешняя жизнь рабочего
класса, какого еще не знала история,
полна чудесными темами для совет-
ского художника.

Показать творческое содружество
людей труда и науки, нашу замеча-
тельную советскую семью, наших
Героев. социалистических полей —
какие богатые возможности заложе-
НЫ Во Всем этом для советекого из90-
бразительного искусства!

Нам страстно хочетея, товарищи
художники, чтобы ваши творения
жили. века, чтобы они стали класеи-
кой социалистического реализма, &
для этого они должны быть поэтиче-
ским, вдохновенным отображением
нашей сталинской эпохи. они
должны выражать большие идеи на-
шего времени — идеи борьбы за ком-
мунизм, борьбы за мир, за счастли-
BY ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ.

Не могут, не вправе советские ма-
стера кисти и резца обходить эти те-
мы!

Мы жлем от вае, товарищи хулож-
	ниви и скульпторы, выполненных ©
болышим мастерством ^ произвехений
	о нашем рабочем классв, колхозном
	креетьянстве, советской интеллиген-
ции, о людях труда и их елавных де-
	лах. Мы хотим вилеть ва живопие-
	НЫХ ОлОТНах, B CRYXDUTYDHDIX И3З-
ваяниях величественный образ совет-
ского человека — человека, обладаю-
щего ясным ‘умом, твердым, муже-
ственным характером. Мы хотим ви-
деть в вапгих произведениях образ на-
шего современника — активного
строителя коммунизма!

Болыних вам успехов, товарищи
художники, в подготовке к выставке

1950 тела!
	И. РОМАНОВ — старший ма-
стер; А. СУББОТИН — стале-
вар, лауреат Сталинской пре-
мии; М. ГУСАРОВ —сталевав;
А. ВЯЛОВ— инженер; Л. МАР-
	ОРШТЕЙН-—главный инже-
нер завода, aaypeat Сталинской
премии.
	Завод «Серп и молот», Москва,
	ew ED Et, трактует явление в
& его динамике, в его

последовательном раз-
Baran. Потому-то он так важен
при воплощении образов нашей
действительности, проникнутой па-
фосом сказочно быстрого роста. не-
отвратимого и. ни на секунду ие
останазливающегося движения впе-
ред. Почему таким массовым, мош-
ным, притягательным видом искуест-
ва является, например, кино? В боль-
плюй степени потому, что ему вполне
подвластна передача, жизни в ее дви-
жении, в ее развитии.

Это хоступно и живописи. Живо:
пись, как правило, изображает
отин определенный момент собътия.
Но это изображение может быть так
дано художником, что в восприя-
тии зрителя условные рамки
времени как бы раздвитаются. Зри-
тель дотадывается © том, что, пед-
шествовало изображенному моменту,
что его вызвало: предетавляет cede
	также и то, что за ним последует.
	Сюжетная картина макеимально @h-
тивизирует нроцесе восприятия, де-
лает ето подлинно творческим, будит
у зрятезя работу мысли. Вниматель-
чо расемаленвая картину, вникая B
сушность сюжета, зритель творит
вместе с художником, невольно при-
влекая и свой собственный запас
жизненных наблюдений,

Этому творческому характеру Boc-
приятия способствует внутреннее
развитие содержания по отдельным
образам и по всем компонелтам кар-
тины. Каждый отдельный образ раз-
вивает какую-то сюжетную линию и
вносит нечто свое, 060б0е в -общий
сюжет картины, раскрывает в нем
новую сторону. Из богатства и мно-
тообразия этих Граней слагается дей-
ствие и раскрывается идея. здесь-то
и требуется от художника все его ма-
стерство, мастерство не во отвлечен-
но-формальном емыеле, а в самом
глубоком, <одержательном: умение
найти, продумать и убедительно во-
плотить сложную гамму различных
образов, проникнутых единым идей-
ным сюжетным стержнем.

` Хачетея еще раз привести пример,
многократно приводимый, но Ha-
столько выразительный, что обойти
ero трудно, — картины Сурикова.
	о людях сталинской эпохи
	$
Трибуна зрителя
©
	стенками, озаряет, из открытого
окна печи большую группу люхей.
Сосредоточенно руководит  завалкой
еталевар; весь он находится в <остоя-
нии творческого натряжения. Чтобы
сварить скоростную плавку, он ста-
рается сэкономить каждую минуту
на завалке пгихты. Почти незамет-
ным, но давно уже ‘обусловленным
движением подает. он сигнал кранов-
щику. Крановщик неотрывно следит
за хоботом своей машины, но он ве
пропустит ни одного указания стале-
вара. Его губы сжаты; глаза горят.
Он знает, что OT его мастерства и
поворотливости зависит быстрота
всей операции. Помошник сталевара
положнл руку ва рычаг, открываю-
ий дверцу, OH Beth — ожидание:
как бы не упустить момент, когда
пустая мульда вынырнет из огнехы-
излией печи, и побыстрее закрыть
ee, чтобы бесполезно He уходило
драгоценное тепло, которое так при-
годитея в процессе плавки. Каждый
человек в бригаде целиком ушел в

‚ никло. не может оставаться
равнодушным к происходящему. На-
чальник емены делает в своем блок-
ноте запись о качестве пихты. Ма-
стер как бы ненароком заглядывает
в печь; он хочет еше раз убедиться.
что свод. в полном порядке. Печь уже
выхержала значительно большее. чи-
сло плавок, чем полагаетея по норме;
но мастер хочет добиться, чтобы она
еще долго работала . 668 ремонта.
Из окошка croeh  контерки -вы-
тлянул диспетчер — он только чго
залтисал время начала завалки и
в Уме подочитывает, Kak быстро
она пойдет, прикилывает, не сле-
дует ли звонить в копровый цех
и требовать следующего состав» с
щихтой. Начальник цеха остановил-
ся в дверях и, сощурив глаза, наблю-
дает за работой. дя сам когда-то сто-
яллкак и этот сталевар, у печи.
Многое выражает его лицо. Выдер-
жит ли коллектив взятый темп?.
Оередит ли лругих? Должен выдер-
жать! Должен опередить!

Вак хорошо в такое время в цехе!
Нет, никогда этого не было: раньше,
Я нигле этогу вет, кроме нашей стра-
пы, Бак много может рассказать жи-
вотисец, схватив напряжение этих
минут! —

Пройдут годы, усовершенствуется
техника, вырастут новые сталевары,
		BOM случае — пропозедь священника,
во втором — фечь девушки-народни-
ЦЫ.
	Советекие люди облалают яркими
индивилуальностями, культурой, ин-
теллектом; их духовный мир богат
оттенками. Это ‘сказывается в движе-
ниях, жестах, выражении лиц. Ча-
сто это бывает видно даже по фото-
графиям, по хроникальным кинос’ем-
кам. Для художника вдвойне юбяза-
тельно подмечать такие черты. Ведь
типичное не означает нечто серое,
стертое, среднее. Напротив, тип озна-
чает концентрацию, квинтоссенцию
ведущих черт действительности и в

этом смысле А из среднего
уровня.

Еритикой справедливо отмечалея
творческий рост’ молохого художника
А. Кириллова; показавшего на зы-
ставке картину ‘<А. М. Горький чи-
тает пьесу «На дне» артистам Хуло-
жественного театра. 1902 год». Нуж-
HO, однако, сказать, что при веех от-
носительных достоинствах этой кар-
ин ана окно cRelaTE oven
	вующих лица © болыной силой, ппо-
crore и точностью  обрисовывают
смыел сюжетной ситуации. Ими впол-
we передана атмосфера глубокого, но
мужественно переживаемого Depa,
	В картине Викторова внимание со-
средоточено, по существу, на олной
фигуре — фигуре Мачковского ©
вистью в руке, деловито задумиаетие-
тоя нал своей работой. Вторая и
третья фигуры нейтральны, созяа-
тельно отодвинуты наз, задний план и
не играют самостоятельной роли в
картине. Это дало повот критике от-
неети картину к портретному жанру.
Но это настоящая сюжетная карти»
на, расеказ, повествование. Новество-
вание о незабываемых, еурово- и
скромно-геронческих днях, когда, по
словам самого поэта, ‹отдыхов не бы»
10», когда в промерзшей мастерской
РОСТА велась «протокольная запись
трулнейшего трехлетия революцяон-
ной борьбы, переданная ‘пятнами
красок и звоном ЛОЗУНГОВ».
	Хороших сюжетных картин ва
наших выставках появляется Bee
	ного процесеа. Сюжет   Сколько люхей изображено в «Бояры-
	не Морозовой», и ни один персонаж
	Сюжет картины

Сейчае едва ли имеет «смысл ста-
ВИТЬ В0Прое 0 сюжетной картине в
поленическом плане: нужен ли в
картине сюжет? Жизаь дазно уже от-
петила на этот вопрос положительно.
05 этом свидетельствует и пгирокая
популярность на наших выставках
именно сюжетных произведений. Сю-
жет в тематической картине необхо-
Дим, в нем тема, реализуется, оживает
И становится способной выполнять
<в0ё образовательное и воспитатель-
#09 назначение.

Сейчас необходимо заняться теоре-
тической разработкой проблемы ею-
KCTS в живописи социалистического
реализма — проблемы, в которой,
как в фокусе, сходятся м вопросы
идейного содержания и вотроеы ху-
дожественного мастерства. Нужно
уточнить понятие сюжета в живони-
си. попытаться уяснить те пути и
методы, которыми осуществяяются
сюжетное претворение, сюжетная
конкретизация идеи, темы, Как ви
сложны и индивидуальны эти пути,
здесь действуют, конечно, определен-
ные эстетические закономерности.
Теоретические обобщения в эт0й 06-
ласти могли бы быть плодотворны
для творческой практики  художни-
ков.

Еще в 70-х годах ХГХ века в худо-
жественной критике шли ожесточен-
ные споры: иравомерны ли в живо-
пнеи так называемые  «литератур-
ные» сюжеты, не. пренятетвуют ли
они специфически: «художественнио-
ну» качеству произведений. Полеми-
зируя - ео Стасовым, могучим и
пламенным защитником принципа,
сближения, родства животиси с лите-
ратурой, Боборывин, натример, пря-
KO противотюставлял «живонисные»
замыслы «литературным» и утверж-
дал, что тозько первые законны В
изобразительном HCKYCCTBC. Эти стю-
ры велись и в позднейшие годы. Во-
нечно, они никогда не были, TAR
сказать, отвлеченно-эстетическими, а
имели вполне определенную полити-
ческую подкладку: отрицатели лите-
ратурных сюжетов боялись не столь-
	хо самото принципа  сюжетности,
СкОЛЛБО ТОГО ДУХА социальной борь-
	ы, обнажения юстрых общественных
противоречий современности, KOTO-
рый вносилея в живопись этим пу-
тем. Еели уж не представлялось в03-
можным увести литературу от жгу-
чих общественных вопросов, то рев-
нителям «чиетото искусства» очень
хотелось уберечь от подобной заразы,
по крайней мере, живопись. В конце
прошлето века, у представителей са-
мых реакционных течений в искус-
стве понятие «литералурщина»
стало прямо-таки фугательным ©ло-
вом, K сожалению, этот вредный
предрассудок оБазалея весьма живу-
чим, отголоски ето сохранились даже
в советское. время. И далеко
не случайно, что прогрессивное худо-
жественное об’единение АХРР, вопре-
ки формалистам, сразу же и решя-
тельно обратилось & сюжетной кар-
Тине. а а + Py
	&

На эсей протяжении миотолетнях
споров противники «литературщи-
ны» уже самой постановкой в9-
проса: <или — или» {или «литера-
турноеть», или «художественноеть»)
затемняли истинную суть вешей.
Действительное же тюложение вещей,
как это становится ясно из простого
и не предвзятого. знакомства с произ-
ведениями искусства, заключалось в
том, зто сюжетность и художествен-
ность живописи не только не про-
тиворечат друг другу, но взаимообуе-
лавливаются.
	Убедительно раскрыть сюжет в
картине, сделать картину сюжетно
острой, увлекательной, «товорящей»
аюд силу художнику линь тогда,
когда оч глубеко овладел идеей, те-
мой, когда он владеет такими важ-
нейпгими компонентами художествен-
ной формы, как композиция, типаж
— характерный и исихологически
оправданный (это особенно важно для
передачи сюжета), рисунок, пла-
стика, колорит. .

Что такое, в сущности, сюжет кар-
тины? Это передача какого-то вобы-
тия, действия, конфликта не в ето
мтновренной фикхации, 2 в виде раз-
вернутого и относительно завершен-
	не безразличен для сюжета. Исступ-  остальными образами,
	ление юродивого, экзальтированное
смирение боярышни, сожаление ста-
‘рухи, злорадный смех попа — все
это рассказывает нам о том, в какой
среде осуществлялось влияние фана-
тической раскольницы. Каждое ли-
по — сопиальный тип. И всё они,
Театируя ию-разному ва одно и то же
событие, воссоэлают ‘нерел нами слож-
ный облик исторической эпохи, Ясно,
AYO это не могло быть достигнуто,
еели бы все фигуры ‘картины не бы-
ли связаны единым крепким сюжет-
ным узлом.

советском искусстве созлано
много. картин < глубоко продуман-
ным и крепко построенным сюжетом.
К их чиелу принадлежат картины
Б. Иогажеона. «Доппос коммунистов»
и «На старом Уральском заводе»,
большинство произвелений  Кукоы-
никеов — в первую очерель их
замечательная картина. «Ronen»;
картина, А. Герасимова «И. В. Сталин
и Б. Е, Ворошилов в Кремле», «Не-
мец пролетел» А. Пластова и многие
другие. ;

Органическое единство и взаимо-.
действие всех элементов картины,
особая содержательная «нагрузка»
каждого образа, композиция, поетро-
енная так, что она ясно «читается»
зрителем, — все это и способствует
выявлению сюжетного, повествова-
тельного начала. Там же, где этого
нет, тде композиция составлена по
принципу механического об’едине-
ния, где образы психологически раз-
общеньг или однообразны, — там
нет и сюжета.

Мастера сюжетной жирописи вы-
двигаются в последние тоды среди
украинских хуложников: М. Хмель-
ко, Г. Мелихов, С. Григорьев. На Все-
союзной выставке 1949 года общее
внимание привлекали превосходные
сюжетные полотна С. Григорьева
«Пуием в комсомол» и «Вратарь».
Искренняя, талантливая картина
«Прием в Комсомол» сразу же была
по достоинству оценена зрителями,
хотя сюжет ее очень прост и незатей-
AKB.- Xopomee, юное волнение школь-
ницы, принимаемой в комсомол. —
основа, сюжета, и эта основа выряже-
на не только в полном тонкого 903я-
	SHOPOPO HMCHHO B смысле решечия ‘больше, и это — показатель расту-
сюжета. Сюжет этот труден. `Ньесу   щей зрелости советского искусства.
великого писателя ‘впервые слушают   Художник Ван-Гог, обладатель боль-
артисты — чуткме, тонкие и в3ыс5а-   ого, но искривленного. изуролован-
	тельные  слушатэли, ценители и
сульи, которым предстоит жить B
мире образов этой пьесы. Можно ли
понять по их лицам, напиеанным ху-
дожником. что они думают. чуветву-
	ют и переживают. слушая? Нет. это
	лица равнодушных статистов. Поче-
му мы должны верить, что читается
именно пьеса «На дне» — произве-
дение потрясающего драматизма, на-
писанное кровью сердца? Ведь этого
вовсе нет в картине. Продуман, про-
чувствован художником только олин
образ — образ самого Горького. ‚ Но
Юдин этот образ не`может вынести на
своих плечах сюжет, ` рассчитанный
не на сольное, & на оркестровое во-
площение.
	Хочется сказать ю двух произведе-
пиях на Вессоюзной выставке, по-мо-
ему, недооцененных критикой: «Пе-
чальные вести» Т. Семенова и «Мая-
ковский в мастерской РОСТА»
С. Викторова. Оба они являются, с
	ного таланта, C горечью говорил, что.
современные ему художники могут
писать только «атомы хаоса», тольхо
разроэненные, разобщенные предме-
ты. сознание связи которых между
собой утрачено. В так называемом
«искусстве» современной империа-
листической буржуазии (оно уже пе-
рестало быть искусством) это распа-
дение доведено до чудовищных пре-
делов. Мир предстает в «творениях»
новейцеих ° западных  живопислев’
как отвратительный, бессмысленный
ха, в котором нет никаких связей,
никаких законов, никакой логики.
Искусство, создаваемое авантар-
дом прогрессивного человечества на
основе стройного, целостного, всеоб’-
емлющего мировоззрения, емыели-
вает мир всесторонне и полно, ва
всех его связях и закономерностях.
Сожетность — элин из важнейших
	РОСТА»   признаков искусства социалистиче-
ITCH, с! ского реализма, средство передачи яв-
	трет

моей точки. зрения; очень хорошими

Оль > ДА ИТС, РТР У EEE EN EN RN RR

‘лений жизни в их целостности и

Н. ДМИТРИЕВА,
	образцами сюжетных картин. В кар-. единстве,
	тине «Печальные вести» три дейст-