СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	„ Декава коми - пермяцкого
	искусства
	В гор. Молотове заканчивается де-
Kala коми-перияцкого искусства.

20 лет назад в центре округа, в
г. Кулымкаре, была создана ‘TeaT-
ральная студия, преобразованная за-
тем в Коми-пермяцкий драматический
театр им. А. М. Горького,

Юноши и девушки, пришедигие из
окрестных сел и деревень в эту сту-
дию, никогда прежде не выезжали
далее Кудымкара; не видели театра У
себя и о том, что такое театральное
искусство, имели. весьуа смутное
представление. Студийцам потребова-
лись годы упорного труда, чтобы
овладеть профессиональной культурой
зктера.

За 20 лет работы творческим кол-

лектиром создано много спектаклей.
Лучшие пьееы советских драматургов,
многие пьесы Островского и Горького
поставлены на сцене этого театра.
° Выезжая со своими спектаклями в
самые отдаленные уголки округа, те-
arp побывал в’селах и деревнях, где
жители до революции не ‘знали ‘слова
«артист».

Кудымкарский театр работает в
необычных условиях. Ближайшая
станпия железной дороги нахолитея
	на ‘расстоянии более 100 километров
	от города; поблизоети от него нет.
крупных населенных пунктов; однако.
театр”находит своего зрителя и в вель-
ских клубах, и в районных домах.
культуры, и на речных пристанях, и
в отдаленных леспромхозах.
	В эти дни театр демонстрирует свои
творческие ‘успехи на декаде коми-
пермяцкого искусства. Тезтр показал
в г. Молотове свои лучшие спектаЕли:
«Это было на Иньве» Н. Свечкова—0
		нтичьего гнета, «Чужую тень» В. Си-
монова, «За вторым фронтом» В. Соб-
ко, «Последние» М.. Горького.

В театрах, во дворцах культуры и
клубах г. Молотова проходили кон-
церты участников художественной ea-
модеятельноети, национального ан-
сабля песни-и пляски, лучших кол-
хозных хоров.

Сегодня большими концертом на’еце-
ве Молотовского театра оперы: и бале-
та заканчивается декада’ коми-пер-
мяцкого искусства — смотр творчее-
ких достижений BOSPORACHHOTO   на-
рюда..
	гор. МОЛОТОВ. (По телефону).
			Американские экспортеры
		цинизма

виняет меня. Если . мне. : повезет, я
скоро сумею кого-нибудь убить:

Автор рассказывает о своих ге-
роях с болью и горечью, но без вея-
вого удивления. Чего иного можно
ожидать от подростка, избравшего
своим жизненным идеалом героев
голливудских «боевиков»? Доетаточ-
но взять на выбор только несколько
названий фильмов; предназначенных
к экспорту из США, чтобы перестать
Удивляться.

Вот они: «Horas иетория»
‚(фильм о повешенном, который не
умер и рассказал потом о своих ощу-
щениях), «Четыре шага до стены»
{повесть 06 убийце, который ‘стано-
вится ‘старостой камеры и редакто-
ром тюремной газеты), «Камера № 7
В ‚федеральной тюрьме», «У невото-
‘рых ‘полицейских стройные ножки»,
«Убийца-великан», «Тайна  ‘dyp-
	леска», «На краю смерти», «Смерть
	, Толос передовых
	деятелей
киноискусства
	Чехословацкий курорт Варловы
Вары продолжает привлекать внима-
ние кинообщественноети всех стран.
	Вчера в большом зале отеля
«Пуни» состоялся просмотр советско-
го цветного фильма «Затовор обре-
ченных». По единодушному мнению
всех прогрессивных деятелей кинема-
тографии, присутствующих на фести-
вале, «Заговор обреченных» является
острым оружием в руках народов, бо-
	  рющихся за мир во всем мире.
	Многонациональной аудитории бы-
ли представлены создатели фильма —
кинорежиссер М. Калатозов и актри-
са Л. Скопина. С трибуны У Между-
народного ° фестиваля прозвучали
страстные. елова. Калатозова:. «Я
епрашиваю,`почему Чарли Чаплин,
известный своими демократическими
убеждениями. молчит и не голосует
	_ Jlepexy nawa — раснростертое тело

„Ребенка со следами страшных 0жо-
тов. Двое детишек постарше привяза-
„ти своего. четырехлетнего приятеля к
‚полу гаража, облили керосином п

‚подожгли... Американский журчал.

‹. «Лайф» публикует и комментирует
Эту ботографию без тени удивления
‘итя возмущения.

Чему же тут удивляться? Просто
юные американцы применили Ha
‘практике знания, почерпнутые ‹ ими
``из детских детективных журнатов и
кинокартин, которыми в изобилии

вотчуют о подрастающее поколение
‚Иеговы и кинопромышлен-
Ники `Толливуда.

” Чем же возмущаться? _ Ведь произ-
BOICTBO и выпуск на экран гангетер-
‚ ских и детективных фильмов — это
. ` правительственная политика. Шоо-
‘`дюесеры Голливуда. по указке свсих
- вашингтонских хозяев, выпускают
° фильмы, призванные отвлекать аме-
“’риканцев от социальных проблем и
“маскировать вопиющие противоречия
змериканской действительности.
‚  Вашингтоневие заправилы не до-
„вольствуются использованием кино
‚ Для «внутренних нужд». Ими наме-
‚ Чена и проводится в жизнь широкая
‘ программа вывоза голливулжкой ка-
нопролукции в маршаллизовачную
Европу. Голливулекие боевики вы-
теснили с экранов  маршаллизован-
ных стран отечественные  кино-
‚фильмы,

Франпузсвий зритель с трудом мо-
жет найти где-нибудь на парижской
окраине кинотеатр. лемонетрирую-
‘щий французскую картину. 3810 к
его услугам многочисленные «боеви-
ви», в-когерых. он может увидеть’ но-
Яги ‘«божественной» Риты Хейворт и
улыбку «неотразимого» Роберта Тей-
aopa,

‚ Амврикачекие  киноэкепортеры: за-
	интересбвуны не’ только В миллион-
	ных -озрышах, которые приносит им
демонстрация голливудской макула-
туры на экранах Европы. Они ставят
себе и более «высокие» цели: убе-
дить «туземное» население Евоопы
в том. что Америка — «страна без-
граничных возможностей». а «амери-
канекий образ жизни» сулит. рос-
Bomb и комфорт.

“Y заправил американской  кино-
промьшнленноети хватает пинизма за-
явить; что продукция Голливуда прэ-
свещает старомолную Европу. В oa-
ном из своих публичных выступле-.
ний президент американской ассо-
плации кинопромышленников Эрик
Пжонстон торжественно  провозгла-
eux: «Американская кянопромыщ-
ленность стала воистину величайшям
в мире экспортером. идей, американ-
ских идей своболы И демократым.. »,

`` Горьким. комментарием к этому па-
радному заявлению Джонетлна зву-
чит. недавно вышедигий роман Фтзн-
ЦУЗСЕОГО . ПИСателя Ромэна . Кэри
«Компания людей». Герои романа —
французские подростки, которых
война оторвала. от семьи. и сделала
правонарупгителями. Все они стоаст-
ные. поклонники голливудских филь-
мов и стараются подражать тему, что
видят на, экране. Они пытаются. ку-
рйть на манер американских гангсте-
ров и держаться свободного тона вы-
сокопоетавленных шулеров и суте-
неров. Любовь для них — это обла-
дание ножками ‘«звезды» Бетти
Грейбл, которые, как они читали, за-
страхованы на много тысяч долларов.

Один из юных персонажей) романа
совершенно серьезно говорит евоей
воолюбленной:

— Я еще не’ такой, ках Хэмфри.
Богарт (популярный герой детектив-
ных американских картин). Но кто.
знает? Может быть, это еще np
лет. Мне всего шестнадцать, это из-
	Перспектива центрального зала станции «Комсомольская-кольцевая».
	Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. Автор проекта
	А. В. Щусев.
		Проекты новых станций метро
	Отечественной войны: «Московское
сражение», «Сталинградская ‘ битва»
и «Взятие рейхстата». :
Героике мирного созидательного
труда посвящена архитектура стан-
ции «Новослободская». Автор проек-
та лауреат Сталинских премий
А. Душкин поставил перед собой. за-
дачу полностью использовать 0б’ем
подземных залов. Свод центрального
зала станции непосредственно пе-
рехедит в мощные пилоны, облипо-
ванные светлым мрамором H YK-
раенные витражами из цветного
стекла. за которыми будут установ-
лены лампы лневного света. Apor-
	ные прохоты из центрального зала B
	боковые, платформенные,  облицо-
вываются также мрамором светлых
тонов. Большое мозаичное панно,
устанавливаемое на торцевой стене
центрального зала, должно воплотить
илею борьбы за мир во всем ‘мире;
возглавляемой вождем советского
народа великим Сталиным. ,
	_Витражи и все элементы облицов-
	ки обрамляются профилированными
металлическими полосами, которые,
изгибаясь причудливыми кривыми по
своду. как бы об’единяют детали
оформления с конструкцией. Сочата-
	ние светлых тонов мраморз, плаети-
чески обработанного сияющего стек-
	ла’ и блестящих тяг металличесвух
профилей сделает станционный зал
торжественным и жизнерадостным.
	30 впечатление. усилится еще
	благодаря тому, что интерьер стан-
	ции будет освещаться люминеецент-
ными лампами, излучающими нежно-
розовый свет. Для смягчения и 60-
лее равномерного распределения cBe-
та люстры закрываются‘ огромными
абажурами из матового стекла с тон-
вим изящным рисунком. :

‹ Применение витражей из цветного
стекла для архитектурного оформле-
ния станций метро представляет
большой интерес. Стекло всегда игра-
	10 значительную роль в оформлении
	интерьеров. Еще в древней -Руси в
экна храмов и теремов вставлялись
пветные стекла или слюда. Француз-
ская готика широко использовала
цветное стекло в многофигурных ком-
позициях витражей своих соборов.
Русские гранильные фабрики с0313-
ли много замечательных изделий из
стекла, украшавших дворцовые ин-
терьеры Петербурга м Москвы. Одну
во технические возможности тех вре-
мен позволяли делать витражи толь-
во из тонких пластин стекла, соеди-
ненных между собой евинцовой опра-
ВОЙ.

Новейшая техника обработки стек-
ла большой толщины способами
штамповки, шлифовки и’моллярова-
ния (травления) дает возможность
создавать из стекла рельефные изо-
бражения. Благодаря об’емности‘от-
лельных сложных по конфигурации
частей витража нетрудно булет ре-
игить вопрос их соединения без свин-
цовых тяжей.

° Заслуженный деятель искусств
РСФСР П. Корин и художник Б. По-
Еровский, работающие над эскизами
витражей, строят цветовую гамму на
сочетании белого, краеного и золо-
тиетого тонов. Просвечивающее ‘ивет-
Hoe стекло легко сможет передать
эффекты расплавленного металла,
огней плавильных печей, солнечного
света.

Для репения сложных техниче-
ских вопросов. связанных с обработ-
кой художественного стекла, впервые
применяемого в декоре станций  м®т-
ро; привлекаются’ специалисты раз-
личных областей техники. Удачное
завершение ‘этой работы, безусловно,
явится толчком для организации
производства архитектурных деталей
из стекла в ЕрУПНОмМ масштабе.
	Архитектор О. ВЕЛИКОРЕЦКИИ.
		В. АЛЕКСАНДРОВ, В. Н. ВЛАСОВ,
	Советский народ по-праву гордит-
ся замечательными подземными двор-
цами лучшего в мире Московского
метрополитена. Каждая новая стан-
ция метро обогащает советскую архи-
тектуру.

Сейчас в столице сооружается
шесть станций Болыного- кольца мет-
	0: .  «Помеомольская-кольцевая»,
«Ботанический сад», «Новослобод-
ская». «Белоруеекая-кольцевая»,
	«КАраснопреененевая» и «Ьиевекая-
кольцевая».

«Комеомольекая-кольцевая»  бу-
дет крупнейшей из всех сущеет-
вующих станций метро. Автор проек-
та ныне пюкойный А. Щусев предло-
жил интересную в традостроитель-
ном отношении мыель: связать @р-
хитектуру подземных залов е архи-
тектурой ° Комсомольской о плолнали.
Архитектура станции метро перекли-
кается се композипионными понемами
здания Казанского в0кзалз.

Эпиграфом к архитектурно-хуло-
жественному‹ оформлению станции
служат слова великого Сталина, про-
изнееенные 7 ноября 1941 года:
«Пуеть вдохновляет вас в’этой войне
мужественный образ наших веляких
предков — ‘Александра Невского,
Димитрия Донского, Кузьмы Минина,
Димитрия Пожарекого, Axercanapa
Суворова, Михаила Кутузова! Пусть
осенит вас победоносное знамя вели-
кого Тенинау.
	0 великих лелах этих полковохцев
и о героических победах советского
народа в Великой Отечественной вой-
не расскажут восемь мозаичных пан-
но, расположенных по своду пент-
рального зала станции. Свод, богато
декорированный ленными  украше-
ниями, покоится на 64 восъмигран-
ных мраморных колоннах с переки-
нутыми между ними в продольном на-
правлении арками.

Между мозанчными панно тю 5ар-
низу с обеих сторон зала будут. рас-
положены ‘золоченые  барельефные
вставки. изображающие военные до-
спехи. Венчающий карниз, капители
и базы колонн, высеченные из мра-
мора, просты по форме ‘и будут хоро-
шю контрастировать с барочной ‘леп-
ниной свода.

Восемь больших люстр, & также
лампы, скрытые в венчающем кар-
низе, осветят «дневным» светом тор-
Жественную архчтектуру станции.

Разнообразие архитектурных прие-
мов и отделочных материалов ис-
пользовано в декоре четырех пере-
ходов, соединяющих новую станцию
с выходами к вокзалам и со станпйей
«Комсомольская» первой очереди.

Академик А. Щусев на протяже-
нии всего своего творческого пути
большое значение придавал совмест-
ной работе с художниками и скульп-
торами. Вместе е ним над созданием
замечательных архитектурных про-
изведений работали такие большие
мастера русского искусства, как Не-
стеров, Лансере, Кустодиев, Вюнен-
ков и другие. Нроизведением совмест-
ного ‘труда архитектора, художника и
скульптора ‘задуман А. Щусевым-я
‘декор станции «Комсомольская». Над
‘созданием монументальных  мозаич-
ных панно работают сейчас заелу-
 женный деятель искусств PCOCP
IL. Корин, художники В. Бердиченко
‘и Б. Покровский. 0 масштабах жи-
`вопиеных работ по оформлению стан-
‘ции можно судить по размерам пан-
‚но, общая площадь ‘ которых равна
240 квадратным метрам.

Болыной интерес представляют
эскизы панно, выполненные П.
Кориным — ‘мастером историческото
сюжета: «Александр Невский», «Ут-
po Куликова поля», «Минин и Но-
жарский на Красной плошади после
изгнания поляков из Времля». Пафо-
сом героических побед проникнуты
его композиции на темы- Великой
	Главный редактор С. Б. СУТОЦКИЙ.
	Редакционная коллегия: Г.
	в переулке». «Остановись, ты меня!3а мир? Почему молчит известный
	английский актер Лоурене Оливье!
	Лочему молчат в Америке Уильям
	Уайлер, Бет Девис, Вилли Дей, Дал-
ли Никольс и‘ некоторые другие?
Пагтало. время ренииетельных тейст-
вий! Дальше молчать нельзя. Нельзя
играть в прятки. Если они хотят
быть ‘достойными своих народов, то
они лолжны рейтительно поднять свои
голоса’ в-защиту мира, помочь вампа-
нии по сбору потписей под `Сток-
тольмеким Воззванием».
	В последние. дни были показаны
фильмы  ряла капиталистических
стран. Положительную оценку полу-
чил французский фильм «Почтальон»
Я. Тати. Это живой, обличительный
документ, направленный против тех,
вто хочет сделать, Францию амери-
канской колонией. 21 июля был по-
казач тТильм американского режиссе-
ра 9. Дмитрыка «Даждь нам днесь»,
поставленный в Англии в прошлом
году. Фильм повествует о трагической
сульбе итальянских рабочих, при-
ехавших искать «счастья» в Амерн-
Re.

Бурными аплодисментами зал BHI-
разил солиларность е прогрессивным
деятелем ‘американской кинематогра-
фии 9. Диитрыком, который томитея
сейчас вместе со своими товарищами,
прогрессивными работниками Голли-
вуда, в федеральной тюрьме Вашинг-
тона.

Кажлый день участники фестиваля
знакомятся с ‘новыми логтижевиями
искусства стран народной ° демокра-
тии. На-лнях был показан первый
венгерский цветной фильм «Лудаш
Мати», рассказывающий о герсиче-
ском прошлом венгерского нароза, и
болгарский художественный ` фильм
«Калин Орел», удостоенный Димит-
ровской премии.

Особый успех имела, немецкая ки-
нокартина «Совет богов». Постанов-
щикам фильма удалось наглядно и
убэтительно показать подготовку вто-
рой мировой войны, чудовищный
стовор американских империалистов
©0 своими гитлеровскими еобратия-
MH.

Многие документальные фильмы
зарубэжных деятелей киноискусства
носвящены великому вождю народов
товарищу Оталину. Особенно тепло
зрители фестиваля встретили  пре-
красный французский документаль-
ный фильм, посвященный празднова-
нию во Фралции 70-летия товариша
Сталина. создании этой картины
приняли участие виднейшие деятели
фразцузской кинематографии, а так-
же известный французский поэт Поль
Элюар.
	КАРЛОВЫ ВАРЫ, 94 июля.
	(По телефону от спец. корр. «Co-
ветского искусства»).
	убиваешь».

На языке джонстонов это. назы-
вается экепортом «идей демократии и
свободы»! Не существует никаких ‹9-
циальных конфликтов. Каждый мо-
жет захватить место под солнцем:
грабь, убивай, насилуй! Вот какие
идеи несут зрителям «звезды» Torre

‘вуда! «Ты хочешь жить в роскони и
довольстве — насилуй, убивай,
грабь!» — вот какую мораль пропа-
ганхирует американское кино.

Но европейские зрителя, народные
массы стран Европы бойкотируют
американские кинокартины. Они хо-
тят. уберечь себя и своих детей at
тлетворного влияния  голливудеких.
«идей». Они не верят целлулоидному
благополучию и бутафорскому про-
пветанию. Американским ‘политикам
пришлось задуматься над тем. чтобы.
придать ‘’экепортируемой  кинопро-_
дуЕции. видимость правдоподобия.

Й вот при гоеденартаменте США
создается специальное ° упрарление
международных кинофильмов. Еще в.
1948 г. бюджет этого управления,
занимающегоея исключительно «ло-
кументально-образовательными» ки-
нокартинами, соетавлял 2.000.000
долларов B Гол.

Фильмы, созданные пол Эгилой это-
о управления, повествуют о том,
что США — страна процветания,
демократии и прогресса. Это безза-.
стенчивое вранье, облеченное в фор-
му короткометражных картин, pac-
пространяется в количестве до 100
названий в гол и. дублируется в еред-
нам на 25 языках.

Сколь. большое значение призаетея
правительством США этой enporpan-
ме киноинфотмации», ABCTBY?T хотя,
бы из того; что конгресе. США спе-!
пиально заслушал доклад о ‘работе.
этого’ управления, «Вее усилия, —го-
ворится в докладе, — холжны быть
прилажены к тому, . чтобы всемерно
увеличивать нангу программу выпу-
ска документальных Фильмов и BO3-
можно шире их демонстрировать».

Но накакими усилиями кияофаль-
сификаторов нельзя заставить наро-
ды мира поверить в MpEBOCKACTBO
«американского образа жизни».

Наррлы знают, To. американская
свобода — это свобола бросать в
тюрьмы людей за их передовые убеж-
дения, как. были брошены лидеры
американской ‹ компартии и прогрес-
сивные деятели Голливуда.

Народы знают, что американское
процветание — это 14 миллионов
безтаботных и полубезработных.

Народы знают, что. американский
прогрессе — это. избиение резиновы-
ми дубинками мирных жителей за
то. что они негры.

Наролы не верят голливудской
лжи. на скольких бы языках она ни
повторялась!
	И. КУЛАКОВСКАЯ..
	„Броненосец „Потемкян“ влорь на экране
	На экранах страны демонстрирует“
ся озвученный вариант фильма «Брэ-
неносец «Потемкин», созданного в
1925 году коллективом киноработни-
ков под руководством режиссера
‚С. Эйзенштейна и оператора Э. Тиссэ.
	„Замечательное, неумирающее творе-
ние молодого советского киноискусст-
ва, знаменовавшее новую эру В мч-
ровой кинематографии, не утратило
своей идейно-художественной ценно-
сти и сейчас, четверть Beka спустя.
Выпуск озвученного варианта фильма
тепло встречен ‘многочисленными `зри-
телями — и теми, кто помнит. немую
картину С. Эйзенштейна, и пэосмот-
ревшими этот фильм впервые. Эпизо-
ды на набережной, на знаменитой
Одесской лестнице, грозно поднима-
ющиеся дула орудий брененосца, по-
ход рыбачьйх” лодок’ с ‘продовольст-
вием к восставшему кораблю,” выход
«Потемкина» в открытое море. через
строй судов Черноморской эскадры
и многие другие кадры фильма  во-
сторженно принимаются зрителями.
	Зрители в своих откликах еди-
нодушно отмечают большое значение
выпуска озвученного варианта «Бро-
неноспа «Потемкин» и огромную
	ценность . этого выдающегося произ,
ведения созетской кинематографии.
«Режиссер < предельной глубиной
и выразительностью сумел” передать
в фильме революционный пафос исто:
рических событий, — пишет Герой
Социалистического Труд» Б. Шпи-
тальный. — Можно сказать, что под
красным флагом «Броненосца» и по
сей день творит и побеждает лучшая
в мяре советская кинематография».
«Я. много слышал об этом фильме,
— пишет студент Московского инсти-
тута народного хозяйства им.  Плеха-
нова Ю. Колесник; — и очень хотел
увидеть его. Я ‘думал, не покажется
ли он мне слеланным примитивно:
ведь техника кино ушла далеко впе-
ред. Но фильм превзошел все мои
ожидания... Когда перед глазами про-
ходили эпизоды расстрела ни в чем не
повинных женщин, стариков, детей,
мне невольно вспомнились капры из
локументальных фильмов о Великой
Отечественной войне, о зверствах гит-
леровцев, вспомнилось, что так же
	поступают сейчас и американские
солдаты в Корее...».
В Лень Военно-Морского Флота
	фильм вышел на экраны многих горо-
дов страны.
	Pactpoan Челябинского и Львовского театров
в Ленинграде
	сти города, домов культуры, клубов,
интеллигенции.

Позавчера состоялась встреча теат-
ральной общественности с артистами
гастролирующего здесь „Львовского
	украинского драматического. театра
имени М. Заньковецкой. Львовские
артисты показали комедию А. Кор-
нейчука «Калиновый гай».
	ване. Премией отмечено здание Ич-
ститута физики Академии наук Ар-
мянской ССР по ‘улице Баграмяна в
Ереване‘ (автор проекта архитектор
А. Торгомян, . производитель работ
инженер С.. Атанесян). Премия при-
суждена также архитектору Б. Аразя-
ну и производителю работ инженеру
П.`Джаняну за здание армянской
конторы Главкинопрокат и фильмо-
базы на проспекте Орджоникидзе в
Ереване.
	ЛЕНИНГРАД. Сюда на гастроли
прибыл коллектив Челябинского гдсу-
дарственного драматического театра.
Он покажет ленинградским -зрителям
девять спектаклей, в числе которых:
«Anna Каренина», «Чужая тень»,
	«Пушкин», «За вторым фронтом» и
	другие.
 Гостей на вокзале встретили пред-
ставители театральной ‹ общественно-

Лучшие здания Армении
	ya tft #

ЕРЕВАН. (Наш корр.). `Управле-
ние по делам архитектуры ири Совете
Министров Армянской СОР полвело
итоги конкурса на лучшие жилые и
гражданские зздания, выстроенные B
городах и населенных: ‘пунктах pec
публики в 1949 году.

Жюри присудило премии трем авто-
рам проектов. Архитектор. А. Агаба-
бян и производитель работ инженер
Б. Байбуртян ‘удостоены премия за
жилой дом по улице Айгестан в Ере-
	Вечера болгарской кинематографии
	Затем. состоялся просмотр. кино-
фильма «Иван Сусанин» (постановка
режиссера А. Малиновича).

На следующем просмотре был по-
казан. фильм о болгарском националь-
ном герое — «Калин Орел» (режиссер
Б. Борозанов).
	Бюро киносекции ВОКС совместно
с Московским домом кино оргенизу-
ет ряд вечеров, посвященных болгар-
ской национальной кинематографии.

На-днях состоялся вечер, на KOTO-
ром с докладом’ о кинематографии
Болгарии выступила кандидат искус-
ствоведческих наук Е. Смирнова.
		Трудно рассчитывать, что «компо-
зиторы». работающие в области «лег-
кой музыки», смогут выполнить бла-
	щественно из чиела молодых. В уе-
ловиях Франции 1950 гола возмож-
ности’ екции крайне’ ограничены.
Она не имеет средств даже на, почто-
вые марки. Ёроме того. пропасть, co-
здавшаяея е конца ХГХ века между
серьезной музыкой и  народными мас-
сами, сильно затрудняет их еближе-
ние. Цены на билеты в концертные
залы настолько высоки. что для тру-
дового люда они недоступны. Впро-
чем, у нас для трудящихся недоступ-
ны и другие виды искусства.

Понятно, что молотым комнозито-
рам очень трудно вступить на путь
идейного творчества в интересах тру-
дящихея. Булущее покажет, смогут
ли они дать народу симфонические
произведения, достойные его, способ-
‘вы ли композиторы быть в рядах
croers народа. В настоящее время
прогрессивные композиторы проник-
нуты желанием как можно ‘скорее со-
здать для народа песни, воспевающие
его борьбу за светлое будущее.

Радио во Франции — единствен-
ное средство, которое дает возмож-
‘ность непосредетвенногмо ‘общения со
‘слушателями, но оно закрыто для пе-
сен г: прогрессивных ° композиторов.
Нарохные хоры сетаются` ехинетвен-
ным связующим звеном между народ-
ными массами и композитором. 3a
последние ‘два’ года прогресеивные
композиторы гоздавали песни глав-
ным образом для хора. Срехи наибо-
лее активных творцов новых револю-
`ционных песен можно отметить. мо
лодого. композитора Сержа Нигг,
Жана Въенер, дирижера оркестра Po-
же Дезормьера, Луи Саге, Луи Дюрей
и других. Можно ожилать, что, вету-
пив вместе с рабочим классом на
путь борьбы, они в недалеком буду-
щем создадут произведения, которых
ждет от них народ.
	Произведения, написанные за по-
следнее. время прогрессивными фран-
цузокими композиторами, являются.
залогом этогв:

В’ борьбе. за мир и демократию
французские компознторы уже дали
доказательство своей репгимости z
бовьбе; и’ именно в ‘этой борьбе они.
найдут дорову к народному напио-
НаЛЬному ‘музыкальчому искусству.
		` музыку на исторические темы, пре-
имушественно. на слова оеакционно-
го поэта П. Илоделя. Произведения
Онеггера ‘популярны только в’ бур-
ждазных кругах.

Не оправдал надежд ‚народа и ком-
позитор Д. Мийо. Он уже не пишет
музыку в духе своей «Провинциаль-
ной сюиты». Пребырание в Америке,

без сомнения, пагубно сказалось на
его творчестве.
	Что каезетея других композиторов
этого поколения; то они никогда
не искали в народе источников для
своего творческого роста, и их му-
зы» имеет . почитателей только в
очень ограниченном кругу.
	Следующее тюколение композито-
ров. именуемое ‚ «ложнокласеиче-
ским», ничем, кроме поеледователь-
ной привязанности к традиционным
канонизированньне ‘формам; себя” не
пооявило. Эти скрупулезные форма-
листы также оторваны от широких
масс трулового натода. Одно лить
упоминание о композитерах ^ «нро-
граммной музыки» выводит их Of
	состояния равновесия. Идея главен-
	ства формы Над содержанием: прочно
укоренилась в`их ё0знании.
	Cpem наиболее известных буржу-
	азных композиторов необходимо упо-
MAHYTS 0. Мессиена, автора произве-
дений, посвященных... Иисусу Хри-
сту. деве Марии и другим евятым. Его
тяготение к религиозным сюжетам не
нашло отклика в народе, и музыка
Мессиена известна лишь в узком
кругу «посвященных». .
	Понятно, упомянутые „музыкаль-
ные произведения не могуг оставить
нивакого впечатления у широких
масе елушателей.
	Постановление IER BRIT(0) fio Bo-
просам музыки, выступление A. A.
Жланова, а также конгресе прогрес-
сивных музыкантов, состоявшийся в
Праге в 1947 году, и Пражекий ма-
нифест, подписанный членами кон-
гресеа, произвели во Франции, ви7»-
чем, каки исюду в музыкальных
кругах, огромное  виечатление” Была
создана бранцузекая секция прогрес-
спвных музыкантов, В которую в9-
IIH BANAT композиторов. преиму-
	Рено ле НУВЕНЕЛЬ
	УЗыка льная жизнь О Я песни. Раис

< них до такой степени исковерка,-
		ранции
	из них до такой степени исковерка,-
но коммерческим отношением к свэ-
ему ремеслу, что думает только о соз-
дании произведений, которые давали
бы большие денежные доходы. Такие
композиторы не имеют уже своих
идей и своих желаний. Атмосфера
разложения, в которой происходит
торговля талантом, делает композито-
ров продажными космополитами, пол-
ностью отерванными от своего наро-
да. `
‹Пути, no которым идут француз-
ские буржуазные композиторы, ©03-
датели так называемой «серьезной
музыки», различны, но, тем не ме-
нее, они все приводят к отрицатель-
ным результатам. ‘Серьезные музы-
кальные произведения появляются у
нас редко; но и они, как правиле,
веегда пусты и‘ бессодержательны.
Зачастую ‘они’ свидетельствуют 0
большой виртуозности автора, © ире-
красном знании музыкальных прие-
мов и тонком понимании оркеетров-
ки. Но эти: произведения ничего не
выражают: Это проето ‘форма’ ради
формы. Даже в ранних произведениях
таких композиторов, как №. Орик,
А. Онеггер, -Д. Мийо, Ф. Пуленк
Х. Соге, нельзя найти признаков
вдохновения. Их ‘молчаливый отказ
связать свою судьбу с сульбой наро-
да и найги в народной музыке ис-
точник обновления своего творчества
высушил их ум и сердце. Ж. Орик
давно уже переключился на музыку
для кинокартин. Музыка для кино-
фильмов во Франции‘ «прилагаетея»
к кинокартине, лишь. бы она была
‚формально пригодна для Torn WI
иного ` сюжета. Композиторов не
‚интересует ни тема, ни ее вопло-
щение в фильме, к которому они пи-
шут музыку, — они заботятся только
© выгодноети лотовора. И злесь пер-
венетво остается за унизительным
коммерческим расчетом. р

Чтобы не быть голословным по-
знакомлю с наиболее «известными»
композиторами Франции. Швейцар?ц

по происхождению; ‘А. Онеггер пумиет
	современной
	_` Рено, де Жувенель — французский писатель ‘и публицист, известный
	советским читателям по своей книге «Интернационал предателей». Он яв-

дю Монд».
По просьбе редакции газеты
	«Созетское искусство» Рено де Жувенель
	современной
	написал публикуемую ниже статью .о музыкальной жизни
		Франции. . Е

: $

“Что современное капиталистиче-
ское общество лишило художника’
творческой жизни.—9это широко из-
вёстная истина. Иначе и быть че
может в мире, где искусство. худож-
ника подчинено коммерческим инте-.
ресам.

`В теперешней Франции есть две
категории композиторов, если их в9-
обще можно назвать композиторами.
К первой относятся те, кто’ работает
в области так называемой «легкой
музыки», и ко второй — композито-
ры-«еимфониеты».

‘Музыкальных произведений лег-
кого жанра у нае создается мнэго.
Это несни, предназначенные для пги-
рэвнх кругов слушателей и расиро-
страняемые главным образом по ра-
хиб: Еачество их ниже всякой кри-
тики: ни содержание, ни музыка не
отвечают запросам и вкусам фран-
цузекого народа. Как по форме, так и:
по-созержанию они являются продук-
том воображения одинокого человекз,
идейно  развращенного змериканиз-
мом. В них воспевается бегство. от.
хействительности. от ‘актуальных пп-
терееов, волнующих народные мас-.
сыс В песнях рассказываетея ©. пре-
лестях ‘чужой жизни, о ковбоях. или
о счастливом прошлом. Тема любви
BOCHEBAPTCA как. грубая_ зона
бульварщина:

Недавно стали популярными пе:
ни, получившие название фольклэр-
ных. Но пошлое содержание и вуль-
тарные мотивы этих песенок, R2H29-
по; не могут расцениваться как во3-

502075.
	рождение музыкального фольклора.
Они ‘являются Только новой формой
ухода французской музыки от еовре-
менности. Нет нужды доказывать,
что-тривиальные пастушки и замки
средних веков никакого отношения к
фольклору не: имеют.

Нетрудно понять, почему эти жан-
ры так широко популяризируются.
На подобных песенках издатели 33-
рабатывают уйму денег. ‘Тираж их
дохотит порой до сотен тысяч эвзем-
tapos. Но это не может служить
свидетельством плохого вкуса фран-
цузского народа, это — результат
коммерческой предприимчивоети, хо-
POO ‘организованного «лемпинга»,
умелого навязывания своей‘ продук-
ции покупателю. Издатели песен за-
трачивают значительные суммы на
рекламу. Они платят певцам и музы-
кантамо за исполнение подобных
«произведений», платят 3a передачу
их по радно.

Назойливая пропаганда пошлостей,
систематическая бомбардировка слу-
‘ха покупателя приволят в конце кон-
‘HOB K TOMY, FTO поеледний покупает
‘широко рекламированную песню.
	Но, несмотря на. «демпинг», пес-
ни, называемые «популярными», как
правило, в народе, конечно. не жи-
вути В. этой. связи не ‘безынтерес-
но отметить, что советские . песни
«Полюшео-поле»,. ‘ «Партизаны»,
«Молодежная» и многие другие жи-
вут в народе без какой-либо рекламы
	для ‘их распространения.
	Н. Н. ЖУНОВ, П. Н.. ИВАНОВ (зам. главного редактора),
А. А. ИКОННИНОВ, С. В. МИХАЛКОВ. К. И. ТРАПЕЗНИНОВ.
	1950—1951 УЧЕБНЫЙ ГОД.
	ПРИ СОВЕТЕ
	КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ
	ГОРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
	 . Фортегианный
		на Ги И курсы но следующим факультетам:
	2. Оркестровый . (скрипка, альт, виолончель, контрабас, флейта, го.
бой, кларнет, фагот, валторна, труба, тромбон и туба).
	3. Вокальный
4. Историко-теоретический

5. Дирижерско-хоровой.
	ПРИЕМ ЗАЯВЛЕНИЙ по 20 августа 1950 г.
	Выезд на приемные экзамены по ‘вызову и`к сроку, устанавливае:
	мому приемной комиссией.
	С правилами, приема и приемными требованиями ознакомиться
в местном музыкальном училище или запросить Koncepsaropiio по
адресу: г. Горький, ул. Пискунова, № 40:
		Иногородние ‘обеспечиваются общежитием или’ арендуемыми Ком.
	Дирекция Консерватория.
	Заказ № 2055,
	, : > — 7 1 азобразительных =
отделы информании, архитектуры-=К 4-15-66: отлелы театра, корреспонлентской сети к 5-45-12; отделы музыка. кино, аскусств к 1-48-08,
		Типография «Гудок», Москва, ул. Ставкевича, 7.
			ветское яскусство» ees
. tam wp cySoran. Axpec pensaxtonm: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат,
Ц д —д——_—д——————_