завтра—Всесоюзный день железнодорожного
транспорта
	Важная задача
деятелей искусства
	И. ЖОЛТОВ

CKHA,
	академик архитектуры
р >
	были созданы пъесы, в которых с9-
ветский железнодорожник был покз-
зан в6 весь рост.
	Писатели А. Афиногенов, Б. Рома-
шов, Г. Мливани, А. Суров и другне
много поработали над созданием про-
изведений о людях транспорта. Ре-
зультатом  плодотворнога изучения
жизни социалистического транепор-
та, стремления в художественной
Форме отобразить героический харак-
тер его людей явились пьесы «Вто-
рые пути» А. Афиногенова, «Со вся-
ким может случиться» и «Знатная
фамилия» Ъ. Ромашова, «Молодой че-
ловек» Г. Мливани и А. Кирова,
«Константин Заслонов» А. Мовзона,
«Зеленая улица» А. бурова. Эти пьз-
сы убедительно раскрыли советскому
зрителю духовный облик наших же-
лезнохорожников. Глубоко запомни-
аись яркие п правдивые образы герэ-
ев этих произведений. Любовь соБет-
ского зрителя завоевали Начальник
раз’езда `Корюшко — мужественный
вопетский патриот, много десятиле-
тий самоотверженно проработавакий
па лалеком раз’езле («Вторые пути»)
и старый машинист Очередько («Со
велкнм может случиться»).
	Широкую популярность приобре-
ла иьеса А. Сурова. Машинист,Алек-
сей Сибиряков и советский учетый
академик Рубцов, в образах которых
MPABANEO воспроизведены характер-
ные черты людей советекого траяз-
порта, — их большевистская етозет-
ность, драгоденнае чувство нового.-=
стали любимыми героями советских
	ъелезнодорожников.
Этк пьесы являются, однако, лить
отдельными  усцехами — советской
	храматургии. № сожалению, xo sat
пор у нае все еще мзло произвелений
о яизни славных тружеников желез-
ных дорог.
	На транспорте очень любят совет-
скую песню. Композиторы И. Дунаен-
ский. ‘Дм. и Лам. Покрасе. поэты
А. Софронов, М. Исаковский, В. Ле-
белев-Кумач, С. Алымов и другие соз-
‚дали немало песен. которые любят и
знают железнодорожники. Олнако но-
вых песен, которые пользовались бы
широкой популярностью на тране-
порте, пока не видно.

Советский железнодорожный транс-
порт располагает огромными  куль-
турными силами. За готы сталинских
пятилеток по веей обширной сети
железных дорог страны создано около
8.000 коаеных уголков. свъине 750
дворов культуры и клубов, более
7.000 театральных и музыкальных
кружков, в работе которых прини-
мзет участке более 130.000 железно-
‘зорожников. Наряду с этим на транс-
порте созданы ансамйль песени и
пляски, акробатический ансамбль,
пользующиеся птирокой популятно-
стью у советского зрителя. Большую
бультурную рабету проводит и Цея-
тральный дом кулкеепы железноло-
рожников. имеющий шитокие связи
с железнодорожной периферией. Же-
лезноторожники имеют и евой театр
— Центральный театф транепоота.

Бее это является мощной базой для
создания и популяризации новых
произведений о жизни ‘нашего савре-
„менника — советского железнодорож-
  ника. Почетная задача деятелей со-
ветекого искусства — воспроизвести
в высокохудожественных . произведе-
BAX образы людей социалистическо-
го транспорта, вместе со всем совет-
‘ским народом активно участвующих
  построении коммунизма.

(WH. МАХЛИН,

начальник Центрального театра
транспорта.
	CHCTBE
› Zoruere
	нем внимание. Необ-
ОВСКИЙ, — ходимо отметить, что
хитектуры иногие опибочно от-

носят вс8 выстроея-

ное в античную э-
ху Греции и Рима Е классике.

Ясно, что далеко He все, что вы-
строено в античное время, — влас-
ewan.

Классина — это высшая мупрость.
Все, что мудро, то нлассично. В
классических архитектурных соору-
жениях все решено просто и грамот-
но, — в этом заключается их подлин-
ная красота.

Правильно осмысленные  пропор-
ции, создающие общую  гармониче-
скую уравновешенность и легкость,
предопределяющие  тектоническую
правдивость, художественную выра-
зительноетвь и цельность  архитек-
турного сооружения, это и веть 5у-
щество класеики. Поэтому-то Пар-
фенон, Спасекая башня Московокого
Кремля, колокольня Ивана Велико-
го, капелла Пацци, собор. Василия
Блаженного, московские Провлачт-
ские склады, хоропю м мудро по-
строенная русская ‘изба и многое хру-
гое — подлинно классические произ-
ведения.

Изучая и используя классику, не
следует слепо копировать ее внеиние
формы. В своей творческой работе
нужно стремиться поститать систе-
му, которая ведет к классическому
решению данной проблемы. Работать
же с античными деталями и механи-
чески повторять их =— это еще дале-
KO He значит следовать заветам влас-
‹ики. Наоборот, подобный путь чеиз-
бежно приводит к эклектике и форма-
лизму.

На классических сооружениях мы
ролжны учиться постигать высшую
мудрость, логику и тентонику по-
стрсения архитектурного организма.

Тектоника архитектурного в00ру-
жения — это пюлное соответствие
всех  архитектурно-художественных
форм и элементов ‘конструктивной И
	Завтра BEC советский нарол отме-
чзет знаменательную в жизни совет-
ского транснорта дату — Всесоюзный
хень железнодорожного транспорта.

Пятнадцать лет назал, 30 июля
1935 гола. великий Сталин произнес
свою историческую речь на приеме
железнодорожников в Кремле,

Эта речь великого вождя определи-
ла жизнь и труд людей советского
транспорта на многие годы вперед.
Она стала программой развития же-
лезнодорожного транспорта Советской
страны.

Под руководством болыневиствкой
партии советский народ превратил
свою страну в великую железнодо-
рожную державу. С востока на за-
пал, с севера на юг протянулись
стальные пути, связавшие крупней-
шие промышленные и сельекохозяй-
ственные центры нашей Родины.

На транспорте трудится огромная,
многомиллионная армия железнодо-
рожников. В годы первых сталичеких
Пятилеток, в rox Отечественной
войны, в готы послевоенного строи-
тельства простые советские люди, ра-
ботники железнодорожного транепор-
73, отдавали и отдают вее свом твор-
ческие силы, все свое умение на
благо социалиетической Родины.

06 этих замечательных советских
людях говорил товарищ Сталин в
своей исторической речи:

«Начиная от самых больших ру-
ководителей и кончая «малыми» ра-
ботниками вплоть до стрелочника,
вплоть до смазчика, вплоть до убор-
щицы — все велики, всё значитель-
вы, ибо транспорт является конвей-
гром, где важна работа каждого ра-
ботника, каждого винтика». °

В этих словах великого Сталина
выражена огромная отеческая забота
партии и правительства о советских
людях. На эту заботу железнодоюж-
ники нашей страны отвечают еще бо-
лее самоотвепженным трудом на блз-
го Родины. Многие тысячи новаторов
социалистического производства, еме-
Jo ломающих устаревигие нормы, по-
казывающих образпы сопиалиетиче-
ского труда, выросли на нашем же-
лезнохорожном транспорте.

Многообразная жизнь И еозила-
тельный труд людей железнодорожно-
го транспорта таят в себе ненсчерпа:
екые творческие возможноети для
создания высокохудожественных, вы-
сокоилейных произведений ссциали-
стического искусства. .

Охнако советское искусство ло сих
пор в большом долгу перед людьми
транспорта. Bere емте’ крайне мало
фильмов. спектаклей,  произвелений
живописи и скульптуры. героем кото-
рых был бы советский железнддорож-
НИК. г

Попьтка показать трул советских
железнохорожников была прелириня-
та кинематографией. Были постарле-.
ны такие картины, как «Аринка».
«Честь», «Путь славы» и другие. Но
эти фильмы лишь в малой степени
отобразили жизнь и трул советских
люхей, работающих на транспорте.

Так же, как эти фильмы, не мог-
ли удовлетворить взыскательного со-
ветского зрителя и первые преизвг-
хения советской драматургии, раеска-
зывавшие о людях траченорта.

Основной недостаток первых про-
извелений искусства о жизни совет-
кого транспорта заключалея в том,
Что писатели, художники, режисее-
ры. бравшиеея за создание фильмов,
ньее и спектаклей о железноторож-
никах, слабо знали этих людей, имз-
Ih MWB поверхностное представле-
ние о жизни транспорта.

Лишь после того, как ведущие ма-
стерла советекой драматургии вгерьез
сбратилиеь в изучению жизни на-
		О масти
советского
	Благодаря неустая-
ной заботе партиии И. ЖОЛ’
правительства а0хи- академик :
тектура в Советском Е
Союзе приобрела от-
ромное государственное значение. У
нас есть все предпосылем для созда-
ния прекрасных архитектурных про-
извелений. Уже сейчас мы имеем
большие лостижения и успехи в раз-
BATU советского зодчества. Но эти
успехи были бы во много раз больши-
ми, если бы советские архитекторы
более настойчиво совершенетвовали
свое профессиональное мастерство.

В мощном поступательном разви-
тии советского зодчества в настоя-
щее время имеется еще ряд. неразрабо-
танных теоретических вопросов. В
частности, еще не выявлено суще-
ство классического зодчества, не оп
ределены наиболее интересные для
нашего времени его периоды. Нет
также четкого обоснования понятия
красоты в. архитектуре, Вее эти во-
просы, по моему мнению, более ‘чем
актуальные, хотелось’ бы затронуть
в настоящей статье.

Советский архитектор обязатель-
HO толжен энать наследие прошлого,

‘
	Чтобы лучшие тенденции русского и.
	всего мирового зодчества критически
развивать дальзие и ставить нь служ-
бу нашей социалистической - эпохе,
Родине. Мы должны всегда помнить
гениальные указания великого
Ленина: «только точным знанием
культуры, созданной всем развитием
человечества, только переработкой
ее можно строить пролетарекую куль-
туру».

Различные исторические эпохи
порохили большое многообразие в
выражениях и решениях архитектур-
ных ссоружений в зависимости, от
социальных и политических  усло-
Bult,

Пой мъучетии наследия прошлого
мы ссобенное внимание должны юб-
рашать на прекрасные произведения
вла чеекй атхитектуры. Упомя-
НУВ ©1080 «КЛАССИКА», VUTAHOBUM HB
	  20О0-летию со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха
		НИК _
	Драгоценное творческое наследие
	мысли. Возьмем ли мы, наконец, пер-
вый большой твойной хор из «Стра-
стей по Матвею», слушая который
невольно представляешь себе беско-
нечную океанскую лнирь и волны,
медленно катящиеся и набегающие
одна на другую. Многие страницы 60-
татейшей партитуры этих «етраетей»
не могут не поразить любого елунта-
теля реалистической яркостью и жиз-
‘`ненностью характеристик действую-
ших лиц и явлений природы.
	У нае в СОСР музыка Баха встре-
част самый живой отклик не только
в среде специалистов, она пользует-
ся большой любовью в самых шито-
ких кругах слушателей и почитате-
лей, число которых непрерывно ра-
стет. Но что всего дороже, так это
то, что большинетво этих елушате-
лей, не будучи музыкантами-специй-
листами, воспринимает музыку Ба-
Xa, как одну из величайших ‘вершин
музыкального искусства, похлинного
и великого в своей простоте и ясно-
сти, несмотря на всею сложность по-
лифонического стиля изложения. ©0-
ветские слушалели давно порвали с
тем старым и ложным взглядом, что
музыка Баха якобы натиеана лишь
для узкого круга ученых  смециа-
листов, что она якобы является музы-
кой «сухой», «ученой» и мало до-
ступна рядовым слушателям. Жизнь
давно ‹ опрокинула этот ложный
взгляд, и музыка Баха живет полной
жизнью и завоевывает с каждым днем
все больший круг людей, и несомнен-
но, что она будет жить еще многие
века, как существует поэзия и лю-
бовь к музыке в душах людей, как
живут гармония и чувство формы как
в малом, так и в великом.

А. ГЕДИКЕ.
	. 28 июля 1750 года, после тяже-
лой болезни глаз и неудачной глаз-
Ной операции, скончался один из ве-
личайших гениев музыки И; С. Бах,

ослепший перед смертью,  изнурен-
ный и обессиленный тяжкой болез-
НЬЮ. С тех пор прошло 200 get, a
музыка его, вечно юная, свежая и
новая, полная жизни и огня, радост-
ная и глубокая, философеки-созерца-
тельная. возвышенная, пленяет нас с
такой силой, как будто Бах и сейчас
живет среди нас; молодой, полный
вил и любви к жизни.

Вахом написано огромное количе-
ство сочинений во всех родах музы-
ки (кроме оперы): много томов фор-
тепианных (клавирных) сочинений;
сонаты и сюиты для скрипки и, вио-
лончели и других. инструментов, мно-
‘то концертов для различных инетру-
ментов с оркестром, ряд больших <9-
чинений для оркестра, очень больное
Число арий и песен для голоса, мес-
вы, хоралы, огромное число кантат
для еолистов, хора и оркестра. Слд-
BOM, трудно поверить, что все 3TO
создано одним человеком; и еще труд-
нее решить, в какой же именно 9б-
ласти он выше всего: возьмем ли мы
его всем известные 48 прелюдий и
фуг, в которых изумительный форте-
пианный стиль поражает. наряду ©
непревзойденным = контрапунктиче-
ским мастерством, поэзией, свеже-
стью и глубиной мыёли. Возьмем ли
ето непревзойденные органные про-
изведения, слушая которые невольно
поражаеться величию, простоте и яс-
ности формы его больших прелюдий
и фуг, изумительной красоте гармо-
ний его многочисленных  хоральных
прелюдий, где мелодическое  богат-
ство соревнуетея < гармоническим
как по новизне, так и по яркости
	Великий XVYAO
	Иоганн Себастьян. Бах. (21 марта
1685 г. — 28 июля 1750. г.), Рису-
нок худ. А. Ламмз.

o
	бы то ни было национальной огра-
ниченности. . Общеизвестно, с каким
вниманием изучал он музыкальное
творчество своих современников,
вскормленных итальянской и фран-
цузской культурой, как любовно и
тщательно «переводил» OF их на
свой родной немецкий музыкальный
язык.

Иоганн Себастьян Бах — один из
наиболее глубоких мыслителей в му-
зыке, философ, чуждый каких бы то
ни было умозрительных абстракций,
умеющий сочетать глубину мыели ©
ее жизненной конкретностью, в до-
ступностью и простотой изложения.
Это художник, который мог в рамках
самых казалось бы енецифичееки-
культовых образов мессы создавать
влохновеннейшие, глубоко  трагиче-
ские поэмы, музыку, полную эпиче-
ской моши и внутреннего горения.

Всем этим — народностью, реали-
стической жизненностью образов —
Бах близок нам, музыкантам с9-
циалистического государства. Близок
он нам и раскрытием личного через
общее, показом неразрывного един-
ства индивидуальном и коллектив-
ного. Советский слушатель ценит в
творческом наследии великого немец-
кото композитора, и его глубокий вну-
тренний оптимизм. Некоторые музы-
коведы пытались хоказать, что Бах к
концу жизни стал на позинии. пес-
симизма. Но это утверждение опро-
вергается самыми ввекими факта-
ми — произведениями великого ком-
позитора, в которых‘ никогда, даже в
еамых печальных эпизодах, не появ-
ляется ощущение трагической
безысходности, обреченноети. Музы-
ва Баха нередко скорбна, но это —
скорбь сильного человека, который
горячо любит жизнь ‘во веех ве про-
явлениях и верит в конечное торже-
ство правды на земле.

Сочинения Баха давно уже служат
образцом замечательного  компоби-
торекого мастерства, умения предель-
но яено и логично развивать самую
сложную музыкальную мысль. Сей-
час, когда для советских композито-
ров одной из’ первоочередных задач
является овладение ‘высоким техни-
ческим мастерством, мы е особенным
вниманием и тщательностью изучаем
классическое наследие, в котором Ба-
ху приналлежит видное место.

За двести лет, истекпие co дня
смерти великото немецкого компози-
тора, долгий, тернистый путь прошли
его произведения. Около столетия,
несмотря на то, что ими росхишались
й на них учились все великие му-
зыканты Западной Европы, они упор-
но игнорировалиеь буржуазной пуб-
ликой.

Но и позднее произведениям Baxa
не везло. Правда, начиная с середи=
	раз, отражающий большие социаль-
ные идеи данной эпохи.

«Оформлять» фасад 093 ответа, на
животрепещущие социальные запро-
юы и вне определенного времени и
конкретного природного пространства
могут только формалиесты, которые
отрывают юодержание от формы или
вообще отрицают в архитектуре идей-
но-образное содержание. *

Произведение архитектуры хлолж-
но носить на себе глубокие следы на-
родности, общехоступности, так как
советское зодчество основано на не-
уклонном проведении в жизнь ста-
линской заботы о человеке, побело-
носно борющемся за торжество  ком-
мунизм4.

Сооружение должно также своим
архитектурно-композиционным по-
строением тармонически сливаться 6
окружающей его застройкой и при-
фодой. При этом архитектор должен
использовать наиболее  прогрессиз-
ные черты национальной архитекту-
ры и особенности приролы. Это прел-
определяет правильную ансамблевую
застройку советеких городов и при-
дает ей высокую  идейно-художест-
венную` выразительноеть.

Нам нужно всегда помнить, что
архитектура — искусство, Которое
всеми хуложественными ередетвами
выражает идеи, присущие конкрет-
ной эпохе. В каждой исторической
эпохе мы должны выделять основные
проблемы архитектуры, которые вы-
двигались тогда обществом и. на ко-
торые нужно обрашать ‘060606 виима-
ние при их изучении.

У аптичных греков ‘мы должны
	учиться постигать логику, безупреч-
	ную тектонику и красоту — в этом
их осповная заслуга. У римлян, не-
смотря на их барючное утяжеление
верхних частей архитектурных 500-
ружений, есть <вои замечательные
достижения: они были большими
строителями. В частности, ‘римляне
развили законченихю систему в при-
менении сводов и показали. большое
мастерство в применении строитель-
ных материалов.

В эпоху Возрождения мастера ат-
XHUTORTYTH вернулись к простоте И
логике античности, HW) Bea интерпре-
тировали по-своему, В зависи-
мости от новых социальных усло-
вий. Из эпохи фаспвета Ренессал-
ca нас особенно должен интерес-
	В истории мировой цивилизащии
не много композиторов, сыгравиих
столь значительную роль в развития
музыки, как Иотанн Себастьян Бах.
один из крупнейших немецких ком-
позиторов первой половины восемнал-
цатого столетия. Двухсотлетие со дня
его смерти отмечает в эти лни BLE
прогрессивное человечество, все лю-
ди, любящие музыку и видящие в
ней одно из высочайших проявлений
духовной культуры. .

Бавую бы ни взять область музы-
кального искусства — композицию,
исполнительство на различных му-
зыкальных инструментах, музыкаль-
ную теорию, акустические  изыека-
HAA, педагогику,—в каждой из нях
деятельность. Баха оставила значи-
тельный след. Но, конечно, централь-
ное место в многогранном творческом
облике Баха занимают его. бесемерт-
ные сочинения.
	Иоганн Себустьян Bax созлавал о.
		музыкальные произведения на протя-
жении почти полустолетия. За это
время из-нод его пера вышли многие
сотни произведений, написанных
почти во всех существовавших тогда
музыкальных жанрах—от монумен-
тальных ораторий до небольших
инструментальных сюит, от величе-
ственных юрганных сочинений до
скромных и непритязательных тан-
цовальных пьес для клавесина. Это
музыка, поражающая внутренней
	сосредоточенностью, возвышенной
мудростью и вместе с тем яркостью,
жизненностью, вонкретностью 90бра-
	зов. народной окрашенностью. Это
огромный мир идей, чувств, мыслей.

Бетховен, используя непереводи-
мую игру слов. так сказал © своем
	великом предшественнике: «Не ру-
чей! — Море должно быть ему
иия...»*.
	Бах велик тем, что он в уеловиях
феодальной раздробленной Германии
первой половины восемнадцатого сто-
летия, в стране, где властвовал гру-
бый произвол светских князей и
церковных сановников, где, но мет-
50му замечанию Энгельса. царила
атмосфера «смертельной усталости и
бессилия немецких мещан», сумел
создать искусство огромной мощи,
искусство поразительной пеихологи-
ческой глубины и внутреннего’ опти-
мизма.

Однако окружавшая Баха атмосфе-
р» «смертельной усталости и бесси-
лия», необычайные жизненные труд-
ности, с которыми ему приходилось
напряженно бороться на протяже-
нии всего своего творческого пути,
не могли не оказать влияния на его
произведения. Втяд ли кто-нибуль мо-
жет возражать против того, что необ-
ходимость всю жизнь, — большей
частью по заказу, писать культовые
сочинения в немалой мере сковывала
творческую фантазию композито-
ра. Если бы Бах не вынужден
был лесятки лет заниматься тяжелой,
унизительной борьбой за кугок хле-
ба, творческое наследие гениального
художника было бы еще более велико
и прекрасно.

Наконец, могут ли быть какме-
чибудь сомнения в том, что такому
чуткому художнику, как Бах, было
особенно трудно творить в Германий
начала и середины восемнадцатого
столетия, было особенно трудно не
потерять веры в свои силы, в буду-
щее своего народа. И если он не по-
терял этой веры, не потерял творче-
ской энергии, то прежде всего пото-
му, что был неразрывно связан со
своим народом, жил его желаниями,
интересами, стремлениями, потому
ЧТо основой трорчества Иоганна Се-
бастьяна Баха была народная немец-
кая музыка.

Но как каждый великий  худож-
ник, Бах был полностью чужд какой
	* Бег Васп — по-немецки означает
ручей».
	композиционной оспове здания. Тек-
тонична` только та архитентурная
форма, которая наряду с художест-
венным выражением работает конст-
руктивно, т. е. такая форма, которую
нельзя убрать из сооружения: без то-
го, чтобы не разрушить ето вонст-
руБтивной и художественной цельно-
ети. Архитектурные формы, лекора-
	тивно прилепленные или механиче-
юеки приставленные к зданию вне
	связи < его общим конструктивным
решением, неё тектоничны и поэтому
не классичны,

При проектировании сооружения
одной из главнейших задач архитек-
туры является забота 6 выявлении
определившегося в нашем сознании
образа сооружения. Олновременно ©
выявлением идейного содержания
должна определяться и так называе-
мая композиционная тема архитек-
TYPHOTO сооружения, являющаяся
средством формирования образа про-
изведения. Тема выявляет главмое и
подчиненное в композиционном по-
строении архитектурного сооружения.
Но здесь необходимо твердо помнить,
что тема никогла не может существо-
вать в отрыве от ранее задуманяото
образа. Расчленять образ и тему —
это значит разрывать два взаимно
связанные понятия.

Тема композиционного тюструения
архитектурного сооружения может
развивать разнообразные приемы ре-
шения: стены, каркаса, ордера
ит. и. Она может получать свое
развитие и по горизонтали, и по вер-
тикали. Архитектор непременно дол-
жен в начале своей творческой рабо-
ты определить тему в проектируемом
им сооружении, т. е. в самого начала
должен дать себе отчет в том, что
будет в композиционном построении
его сооружения главным, впечатляю-
щим. Это позволяет более глубоко
раскрыть тектоническую правдивость
образа, сооружения.

При освоении архитектурного на-
следия шюшлых веков нам нужно
изучать Не только формы отдельно
взятых сооружений TOTO или иного
стиля, & непременно стремиться и К
глубокому пониуанию тех художест-
венных срететв и композиционных
метолев, при помоши которых вели-
кие мастера пронглого умели превра-
шать иростай стреительный материал
в0 впечатляющий архитектурный об-
		ны девятнадцатого столетия, его
творчество приобретает  вееобщее
признание. Ему восторженно кх-
	PHT фимиам весе музыканты. Ho
как искажается при этом сущность
го творчества! Его «хвалят» и за
космополитизм, и за то, что он стоит
«выше жизни», восторгаютея ero
«чистым» мастерством.  безмятеж-
ностью, созерцательностью. Появля-
ются многочисленные  «нбобахиан-
цы», которые, стоя на формалиетиче-
ских, модернистеких позициях, стре-
Уятся «возродить» Баха. Рассудку
вопреки, OHH пытаются навязать
ему свои ‘собственные идеи и вкусы,
пытаются исказить его творческий
облик, _

У нас в России Иоганн Себастьян
Бах нашел подлинное понимание и
признание. Вее классики русской му-
зыки, начиная с Глинки, высоко це-
нули замечательный талант великого
немецкого композитора. Наши музы-
	‚ Канты всегда стремилиеь взять все
	наиболее ценное в богатейшем нз-
следии Баха. Но при этом они яиког-
да не смотрели на его сочинения, как
на прекрасную ‘окаменелость, никог-
да не копировали рабеки ето творче-
ские приемы,

Наши исполнители издавна слави-
лись своим умением интерпретиро-
вать сочинения ‘Баха. Русская тради-
ция исполнения Баха начинается еще
с Антона Рубинштейна. Особенно
пышное развитие она получила у нас
в Советском Союзе. Вылающиеея co-
ветские исполнители внесли новов
слово в трактовку произведений Ba-
ха, сучели по-новому прочесть ето
бессмертные творения.

У себя на родине, в Германии,
подлинный Бах, народный хуложник-
реалист, долгие десятилетия не нахо-
дил признания. Распинаясь в вефно-
сти баховским заветам, на еловах
преклоняясь перед величием Баха,
немецкие музыковеды всеми силами
старались извратить сущность его
творческого наследия, предетавить
его в ложном свете. Особенно усили-
лись эти попытки в годы гитлеров-
ского режима, когда фашиствующие
`мракобесы пытались представить Ба-
ха чуть ли He шовинистом, вылава-
ли его за создателя «просветленного
религиозного стиля немецкой музы-
Ки».

Подлинное понимание Бах нашел
у себя на ролине лишь сейчас, в но-
вой Германской демократической рес-
публике. Гуманизм о его творчества,
его оптимизм. интернационалиам, п0-
воящийся на тверлой напиональной
основе, несовместимый © третирова-
нием других музыкальных культур,
‘близок немецкому  наролу, успешно
строящему в своей демократической
республике новую свободную мирную
ЖИЗНЬ.
	Творчество Баха, этого титана му-
зыкальной мысли, принадлежит и
всему прогрессивному человечеству.
Созланные им влохновенные произ-
ведения и по вей лень горячо волну-
ют всех. кто ишет в музыке He пу-
стых головоломных звуковых комби-
напий и не щекотания пресышенных
нервов. а высоких илей и благорол-
ных побужлений, задушевных эмоций
и гуманизма.

`В дни, когла народы мира полпи-
сывают Стоктольмекое Воззвание По-
стоянного Комитета Всемирного кон-
rpecca сторонников мира, когла борь-
ба между лагерем прогресса и’ лаге-
рем реакции, между сторонниками
мира во всем мире и атомными по-
громщиками достигла особой остроты,
творчество великого немецкого ком-
позитопа приобретает особое значе-
ние. Своим утверждением” величия
человеческого духа, своим просла-
влением созидательной творческой
энергии оно будит ненависть к а&по-
логетам массового уничтожения лю-
дей, к пропагандистам разрушения
RYALTYDEL.
	вать небольшой отрезок — в0е-
мени в конце ХУ века, прололжав-
птийся всего лишь 20—25 лет. В
этот период Брунеллеско. Микелэц-
ло, Россетино и другие восстановили
утраченный тектоничесвий характер
архитектуры. Позлнее же стремление
К ясности и выразительности архи-
тектурной мысли постепенно утра-
чивалось.

Великая реалистическая, клаееи-
ческая традиция, развивавшаяся в
античной Греции, переданная элли-
низмом Византии, ‘возрожденная 8
ХУ веке великими мастерадги Ренес-
санса, уже во второй половине XVI
века начинает иссякать и вырж-
даться во всей Европе,
	Наша русская архитектура зани-
мает совершенно 06000е место в исто-
рии мирового классического зодчест-
ва. В России самобытная класеиче-
ская традиция продолжала жить и
развиваться в могучем, оригиналь-
HOM, поллинно народном зодчестве.
Любовь к природе, к ее красоте и
умение понять ев законы, прочица-
тельный ум и тонкий вкус русского
нарота создали единственное по ©во-
ей правдивости архитектурное насле-
ие.
	Мы, русские, обладаем бесценны-
ии классическими архитектурными
памятниками прошлого, Но, к сожа-
лению, мы их еще плохо Знаем. Бы-
вают даже случаи, что некоторые
подлинно русские архитектурные
произведения поверхностными иссле-
дователями незаслуженна припиеы-
ваются иностранным «авторитетам».
Так, например, по моему тлубокому
убеждению, Спасекую башню Мос-
ковского Кремля сделали русские ма-
стера. Надо только как следует разо-
браться в архивах и восстановить
историческую правду. Я за свою лол-
гую жизнь об’ехал много страм и ни-
чего равного по своей самобытности
и красоте нигде не видел. Спасская
бапгня — это отно из самых чудес-
нейнтих твозений мирового зодчества.
	Мы являемея законными наелед-
никами всего классического, прогрес-
сивното искусства. но не нужно за-
бътвать, что советекая архитектура
есть не только результат предитест-
вующего развития, но и качествен-
но новый период в этом развитии Ев
движущей силой является новый <9-
			Гений музыкальной культуры
	Вечер памяти Баха
	кальные, в особенности хоровые, =
исполняются У нас как редкое
йесключение.
	Полифонический (мнотоголосный)
склад музыки Баха, в котором им хо-
стигнуто непревзойденное мастерст-
ство, несмотря на его еложноеть,
легко воспринимается слушателем.
Музыкальное наслелие Баха особенно
близко нам и потому, что хоровые
песни русского народа насквозь про-
низаны полифонией, широко истюль-
зованной русскими классиками, ча
сто применявпгими русскую нарол-
ную песню в качестве материала в
своих произведениях. Первый за-
мечательный пример этому лал ГРлин-
	ка В своей гениальной ‘«Бамарин-
ской».

Мы широко отмечаем  лвухеотле-
	тие смерти Баха, национальная му-
зыка которого заключает в вебе луч-
щие общечеловеческие черты,
	А. ГОЛЬДЕН

ВЕЙЗЕР.
	Почему музыка Баха, умершего
двести лет тому назад, продолжает
мощно воздействовать ‘на современ-
ного слушателя?

Причина этого прежде всего лежит
в личности Баха, в бесконечном бю-
гатстве его внутреннего мира, в его
способноети в своем искусстве пере-
давать все многообразное богатетво
человеческой души. Баху, наряду с
глубокими, нередко трагическими
переживаниями, присущи  настрое-
ния, полные лирической напевности,
а его многочисленные произведения,
написанные в танцовальной форме,
полны здорового юмора, близкого в
интонациям народной музыки.

В сожалению. несмотря на самый
горячий отклик широкой аудитории
на музыку Баха, только фортепиан-
ные и органные и значительно 0е-
же камерные его произведения по-
стоянно появляют?я в программах
наших исполнителей. Самые замеча-
тельные произведения Баха — Boe
	Вчера в Вольшом зале Московской
вонсерватории. состоялея организо-
ванный Комитетом по делам искусств
при Совете Министров СССР, Веесоюз-
ным обществом культурной связи ©
заграницей a Союзом советских
композиторов торжественный вечер,
посвященный лдвухеотой годовитине со
дня смерти великого немецкого ком-
позитора Иоганна Оебастьяна Баха.
	Открывая вечер, прелседатель В№-
митета по делам искусств при. Совете
Министров СССР П. И. Лебедев под-
черкнул, что музыка Баха ¢ ocoboii
силой звучит в наши дни» являясь
мощным протестом против мракобе-
СИЯ и человеконенавистничеетва, про-
патандируемого американскими под-
жигателями зойны.
	С развернутым докладом о жизни
и деятельности Баха и значении его
творческого наелелия. выступил ком-
позитор Ю. Шапорин.
	— Бах — великий народный ху-
хожник,.——сказал  локладчик.-—Твор-
	циальный фактор -— еоциалистиче-
ское содержание. Вот почему co-
ветские сооружения должны  полу-
чать бовершенно отличные образы и
характер от архитектурных ‘ироиз-
ведений всех прелшествующих эпох.

Чтобы правильно овладеть архи-
тектурным наследием прошлого и
творчески использовать его в напих
современных условиях, необходямо
развивать и наполнять его новым ©о-
держанием. В.архитектуре лля нас
важны не формы сами по себе, & ва-
жен синтез -— тармоническое един-
ство формы и содержания, создающий
высокий образ архитектурного с00ру-
жения, отражающий идеи нацей
ЭПОХИ.
	Архитектурное Искусство успеш-
нее развивает свое будущее, когда
оно глубоко использует свое народ-
ное прошлое. Но при этом надо твер-
д0 помнить, что каждый архи-
тектор должен жить настсящим и бу-
дущим больше, чем прошлым. Мне
невольно вспоминаются  замечатель-
ные слова Topproro o Ленине:
«Влалимир Ильич так хорошо знал
историю прошлого, что мог смотреть
на „настоящее из будущего... 0бшит-
нейшие знания, которыми он наеы-
THA свой разум, вооружили его спо-
собностью пророчески видеть все, что
может и должно дать сегодня завт-
рашнему NHI».
	В правильном понимании и уме-
лом использовании классического ат
хитектурного наследия в интересах
нашей социалистической современ-
ности н коммупистического булуще-
го -— источник поступательного
развития советского зодчества, ключ
К его дальнейшим успехам и дости-
жениям. Но при этом нужно 0бяза-
тельно стремиться, чтобы преизвеле-
ния советского зодчества ` были не-
пременно красивыми как следствие
прекрасного .налией  хлействительно-
ema. При созерцании прекрасного
архитектурного сооружения каждый
‘невольно чувствует, что в это мгно-
вение он сам как будто становится
лучше, что в его сознание глубоко
западает художественный образ, ко-
торый наполняет все существо ка-
ким-то удивительно светлым ощуще-
нием ралостности и благодарности.
Плекраеное укрепляет и подлержи-
вает веру в человека и в счастливое
	чество его глубоко реалистично. дно
поражает своим илейным богатством,
внутренним оптимизмом, яеностью и
выразительностью Музыкального
языка. Именно поэтому оно приобрело
всенародное признание и звучит во
всем мире. Ю. Шапорив отметил, что
все русские музыканты, начиная с
Глинки, горячо любили произведения
Баха и вдумчиво изучали их. Эта
традиция широко ‘развита нашими
советскими музыкантами. У нае. в
Советском Союзе, творчество Баха
впервые стало достоянием многомил-
лионной аудиторни. В заключение
своего доклала 10. Шапорин обратил
внимание Ha значение творчества
Баха в деле укренления культурных
связей между СОСР и Германекой
демократической республикой.

В заключение торжественного за-
седания выступил Чрезвычайный и
Полномочный посол. Глава Диплома
тической миссии Германской лемо-
кратической республиви в CCC
т-и Р. Апиельт. о
		будущее человечества. — отеюла —
Чувство благодарности в преврасно-
му, отеюла — ралость при его е08е,-
пании. Не красота в нашем понима-
нии не есть нечто догматическое. 343
навсегда узаноненное  внеисториче-
снов понятие, а правдивое  изобра-
нение передовых идей эпохи, единет-
во прекрасного содержания и прекрас-
ной формы.
`’ Брасота — не прихоть, а потреб-
ность человека. Rpacora поднимает
настроение, вселяет бодрость. Когта
человек видит красивое архитектур-
ное сооружение. он невольно начи-
нает любить его. Это перерастает по-
том в любовь к красивой ‘улице, Е
площади и к гораду в целом.
Социалистическое общество coaza-
ет идейно-целеустремленную красоту
архитектурных творений, превосхо-
дящую все то, ю чем только могли
мечтать в прошлом самые передовые
умы человечества.

Мы много делаем сейчас  новатот-
ского в области искусства, о строи-
тельной техники и новых строитель-
ных материалов. Мне же, со своей
стороны, хочется в настоящее время
поставить назревитий для нае в0птое
— 0 новаторстве в создании пренрас-
ного в архитектуре.

При экономном. бережливом отно-
шении в народным государетвенным
средетвам создавать пренрасные со-
ветсние архитектурные совружения,
—наша важнейшая задача и обязан-
HOCTb.
	Зодчий, стремящийся еозлать лля
натюда экономное, прочное, удобное
и красивое злание, — слуга евоего
народа, отдающий все свои силы и
<пособности заботё ю человеке, строя-
щем коимунизм.

Советская архитектура творчееви
развивает прогрессивные  классиче-
ские традиции, которые давно и на-
всетда утрачены в странах гибнуще-
го капитализма, где «архитектура»
выражается в беспомопеных, бездуш-
ных и уродливых кривляниях.

Советские архитекторы в чёетью
осуществляют свое историческое при-
звание — создают прекракную архиз
тектуру социзлистического редлизма.: