СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Бывают и обратные процессы,
	когда единый язык народности, не
ставшей ещё нацией в силу отсут-
ствия необходимых экономических
условий развития, терпит крах велед-
	ствие государственного распада этой
	народности, & местные диалекты,
не успевшие еще перемолоться в еди-
ном языке, — оживают. и дают на-
чало образованию отдельных само-
‘стоятельных языков. Возможно, что
	‚Так именно обетояло дело, например,
г? отиниым MOUIVIBCRAM чзыком.
			3. Вак вилно, вы интересуетесь
прежде веего глухонемыми, & потом
уж — проблемами языкознания.
Видимо, это именно обстолтельетво
и заставило вае обратиться ко мне с
рядом вопросов. Ч10 же, если вы
настаиваете, я не прочь удовлетво-
рить вангу просьбу. Итак, как обето-
ит дело < глухонемыми? Работает ли
у них мышление, возникают ли мыс-
ли? Да, работает у них мышление,
возникают имели. Ясно, что коль
скоро глухонемые лишены языка,
их мыели не могут возникать нА
базе языкового материала. Не значит
ЛИ ЭТО, ЧТо мысли глухонемых явля-
ютея оголенными, не связанными C
«нормами природы» — (выражение
Н. Я. Маора)? Нет, не значит. Мыс-
ли глухонемых возникают и могут
существовать лишь на базе тех обра-
зов, восприятий, представлений, ко-
торые складываются у них в быту о
предметах внешнего мира и их отно-
шениях между собой благоларя чув-
ствам зрения, осязания, вкуса, 060-
няния. Вне этих образов, восприя-
тий, представлений мысль пуста,
‘лишена какого бы 10 ни было содер-
жания, т. е. она не существует.
		‚Ван, нациовальная обособленность и
взаимное недоверие наций будут 34-
менены взаимным доверием и сбли-
жением наций, национальное равно-
правие бутет претворено в жизнь,
политика подавления и ассимиляции
языков будет ликвидирована, сотруд-

ничество напий будет налажено, &
национальные языки будут иметь

возможность свободно обогашать друг
друга в порядке сотрудничества. По-
нятно, что в этих условиях не может
быть и речи о полавлении и пораже-
нии одних и победе других языков.
Злееь мы будем иметь дело не с дву-
мя языками, ‘из которых один терпит
поражение, & другой выходит из
борьбы победителем, & © сотнями на-
циональных языков, из которых В
результате длительного  экономиче-
ского, политичеггого и культурного
сотрудничества наций будут выле-
ляться еначала наиболее обогажщен-
ные единые; зональные языки, & по-
том зональные языки сольются в
один общий международный язык,
который, конечно, не будет ни не-
мепким, ни руеским. ни английским,
а новым языком, вобравигим в себя
лучшие элементы национальных и
зональных языков.

Следовательно, две  фазличные
формулы соответствуют двум раз-
личным эпохам развития общества,
и именно потому, что они. воответ-
ствуют им, 00е формулы правильны,
— кажлая лля своей эпохи.

Требовать, чтобы эти формулы не
нахолились (в. противоречии друге
другом, чтобы они не  иеключали
друг друга, — так же нелепо, . как
было бы нелещо требовать. чтобы
эпоха господства капитализиа не на-
хотилась в противоречии с эпохой
господства социализма, чтобы социа-
лизм и капитализм не исключали
друг друга.

Начетчики и талмудисты  рае-
сматривают марксизм, отлельные вы-
воды и формулы марксизма, как с0-
брание логматов, которые «никогда»
не изменяютея, несмотря на измене-
ние условий развития общества. Они
думают, что если они злучат. на-
изусть эти выводы и формулы и
начнут их цитировать BRDUBL B
вкось, то они будут в с9етоянии: ре-
шать любые вопросы, в расчете, чго
заученные: выводы и формулы при-
тодятея им для всех времен и стран,
для всех случаев в жизни. Ho Tan
могут думать лишь такие люди, ко-
торые видят букву марксизма, но не
BHAAT его существа, заучивают тек-
CTH выволов и формул  маркеизма,
HO не понимают их содержания. -

Марксизм ееть наука о законах
развития природы’ и общества, нзу-
ка 0 революции угнетенных и
эксплуатируемых масс, наука о п0бе-
де социализма во всех странах, наука
© строительстве коммуниетичеекого
общества. Марксизм, как наука, не
может стоять на одном месте, — он
развивает я и совершенствуется. В
своем развитии марксизм не может
не обогмцаться новым опытом, но-
выми знаниями, — следовательно,
отдельные его формулы и выводя
не могут не изменяться с течением
времени, не могут не заменяться HO-
выми формулами и выводами, 600т-
ветствующими новым историческим
задачам. Маркеизм не признает неиз-
менных выводов й формул, 06я32а-
тельных для всех эпох и периодов.
Марксизм является врагом всякого
догматизма.
	И СТАЛИН

Товаришу САНЖЕЕВУ
	ку. В тому же они не имеют своего
собственного грамматического строя
и основного словарного фонда. Вви-
ху этого они никак не могут раз-
витьея В самостоятельные языки.
Диалекты местные  («территори-
альные»), наоборот, обслуживают на-
родные массы и имеют свой грамма-
тический строй и основной словар-
ный фонд. Ввиду этого некоторые
местные диалекты в процессе обра-
зования наций могут лечь в основу
национальных языков ий’ развиться
	в самостоятельные национальные
языки. Так было, например, с кур-
	ско-орловским диалектом (вурско-ор-
	ловская «речь») русского языка, ко-
торый лег в основу русского нацио-
нального языка. То же самое нужно
сказать © полтавско-киевском диа-
лекте украинского языка, который
лег в основу украинского националь-
ного языка. Что касается остальных
диалектов таких языков, то они теря-
ют свою самобытность, вливаются В
эти языки и иечезают в них. -
	Итти в первых рядах борцов
против войны, за укрепление uupa
во всем мире!
	Дружба!

Мир!

Эти два слова сопутствовали нам
во время недавнего пятидесятиднев-
ного. пребывания Государственного
ансамбля народного танца CCCP в
Германской демократической респуб-
лике.

Мы слышали, как эти два слова ©
цуветвом скандировались десятками
	тысяч юношей и девушек на берлин-
	ской площади Люстгартен, мы слы-
шали их из уст металлистов Маке-
хютте. печатников Лейпцига, ету-
	дентов Галле.
	качестве пушечного мяса в полготов-
ляемой американскими империали-
стами новой мировой бойне.
	Немецкий народ ве хочет вейны.
Свыше 17 миллионов граждан Тер-
манекой демократической республи-
ки уже скрепили свеими подписями
Стокгольмское Возэвание. Немепкий
народ хочет жить в мире и дружбе ¢
великим защитником трудящихся —
Советским Союзом. ;

Наш ансамбль дал тридцать ков-
пертов, на которых присутствовало
свыше миллиона человек. Это небы-
валое число зрителей явилось ярким
свидетельством огромного интереса в
культуре и искусству страны Сове-
тов, демонстрацией признательности
нашей Ролине за полдержку и помошь
немецкому народу. Интерес к приезду
советских артистов был настолько
велик, что мы вынуждены были вы-
ступать на крупнейших стадвонах,
на больших плошадях городов. Но и
эти огромные «концертные залы» не
могли вместить всех зрителей. число
которых часто переваливало 3a 100
тысяч. Тогха «местами» станорРились
крыши домов, окна квартир, балко-
‘ны. фонарпые столбы и фабричные
трубы.
	Финал каждого концерта выливал-
ся в своеобразный митинг. Вслед 38
последним танцем на сцену поднима-
лись е развернутыми знаменами де-
легапии Союза свободной немецкой
молодежи, юных пионеров, предста-
вители различных общественных 0р-
ганизапий. В речах подчеркивалась
жизненная необходимость германо-
советской дружбы, выражалась уве-
ренность в том, что немецкий народ
сумеет отстоять мир.
	Мы, советские артисты, нахолясь В
Германии, емогли воочию убелиться в
том, как велик резонанс нашего твор-
чества, как прекрасна миссия совет
-ких художников — активных бор=
пов 3& MED и дружбу народов,
	Игорь МОИСЕЕВ,
народный артист РСФСР.
	тут Черчилль и Гитлер, Борман и
миллиардеры с Уолл-стрита.

` Всей этой банде человеконенавиет-
ников противостоят в фильме два
скромных, самоотверженных  совет-
ских человека: это наши разведчики,
героически выполняющие свой долг.
Перех- всем -нашнм-- коллективом,
передо мной, как поставовшиком, пе-
ред операторами, хужжниками и
актерами стояла  залача — сделать
каждый эпизод фильма возможно
‚ более яеным, правхивым и доходчи-
  `вымх. Мы стремились к тому, чтобы
каждый кадр картины звучал, Kae
обличительный документ против
англо-американских империалистов.

разжигающих пожар новой мировой
войны
	Все прогрессивное человечество
участвует сейчас в великой истори-
ческой борьбе за мир. Поджигатели
новой войны кликушествуют, вПала-
ют в истерику, —почва ухохит у них
из-под ног. Но раненый и полбитый
зверь иногда бывает особенно опасен.
06 этом мы должны всегда помнить.
Наш труд, наши мыели и деяния дол-
жны быть направлены на борьбу за
мир во всем мире. -

М_РОММ,
народный артист СССР.
	ные борьбе за мир; дайте xoponme
стихи; музыка в сочетании с хор-
шим текстом приобретает более яр-
кую илейную направленность и уве-
личивает силу воздействия на слуща-
теля. . .
	В интересах нашего общего дела я
призываю писателей усилить тверче-
ское содружество ©’ композиторами,
создать новые произведения 0 борьбе
народов за мир, о великом знаменос-
це мира — товарище Сталивв.
	Наши песни помогают советским
людям строить коммунистическое 0б-
щество; напти песни звучат в.странах
народной демократии, помогая еози-
дать новую жизнь; наити песени поет
на митингах негритянский  певеп
Поль Робсон, — они служат благо-
родному делу борьбы за мир. Пуств
же советская пееня звучил. еще грох-
	че, прославляя Hamly великую. 0т-
чизну!
	В. СОРОКИН,
композитор.
		DORA миллионов
		лого, здесь много работают, читают
и учатся, здесь вырастают юноши, 8
детских лет воспринимающие нечл-
висть & фашизму, А на западе. Герма-
нии нацистекие офицеры готовятся 5
новому кровавому походу, идет вер-
бовка недобитых эсесовцев в помощь.
	‘американским интервентам в Ворее,
	промышаенниви подсчитывают прел-
вэенные барыши, & маленькие люли
боятся задуматься над тем, что их
ожидает. .

В западных районах Германии идёт
репетиция войны, а в Восточных —
строится новая, своботная жизнь. Мы
видели ростки нового, прогрессивногя
буквально на каждом шагу. Хотя в
советеком секторе Берлина еще много
развалин, но нет улицы, где бы что-
то не ремонтировалось, не строилозь.
Вот еправка, почерпнутая мной из
газеты: в 1950 году в Германской
демократической республике будет
поетроено 537 начальных, средних и
спепиальных. школ.

Тяга к изучению жизни Советеко-
го Союза огромна. Нам после кон-
цертов приходилось отвечать на са-
мые разнообразные вопросы — о’ ма-
стерах советекого балета, © тока-
рях-скоростниках, о  мичуринской
биологии. © TOM, FAR пнонеры 0т-
дыхают в Артеке, Каждого советско-
го человека люди новой Германии
рассматривают, как своеобразный
живой справочник, надеясь получить
ответ на вопрос: «А как это делается
в Советеком Союзе?».

Дружба и мир... Никогла еще вра-
гам евободы не было так ненавиетно
короткое слово «мир». Никогла еше
не было оно так дорого милайонам
проетых людей, повторяющих его ©
належлюй и верой. Наш приезд в
Берлин совпал е Всегерманским сле-
том молодежи. Нам довелось быть
свилетелями и участниками мощной
народной демонстрации в затиту ми-
Га, когла полмиллиона юношей ий 1е-
вушек во весь голос сказали свое еди-
нодунтное «нет!» всем и всяким под-
  житателям войны, стремящимся ис-
пользовать германскую молодежь в
	аш священный долг
	клялись В дружбе, эти господа пыта-
лись договориться е заправилами фа-,
шистекой Герхании © фактическом
прекращении военных действий На
Западе и э переброске всех герман-
ских войск на Восток против Совет-
ской Армии.
	У некоронованного короля Герма-
	нии -—— Вруппа состоялось совещание.  .
	на котором присутствовали воротилы
как германской, так и американской
военной - промышленности. Здесь до-
говаривалиеь о ‘срыве решений Ял-
тинской конференции, о сохранении
германского военного потенциала, ©
передаче америханцам всех основных
терманеких промышленных патентов,
Элновременно шла бойкая торговля
немецкими шпионами и хиверсанта-
ми, которых скупала американская
разведка, чтобы затем в нужный мо-
мент пустить их в ход шютив Совет-
ского Союза, против стран народной
демократии.

Эту грязную, кровавую, прехатель-
скую работу, пелью которой была
организация плецларма будущей вой-
ны, разоблачает наша картина.

Перед зрителем пройдет  таллерея
международных темных дельцов. Тут

‚и американский сенатор (глава сек-
` ретной миссии), и профессиональные
‘шпионы, и промышленные матнаты,
и заправилы фашистевкой Германии,
	Песня мира
	будили в народе священную  нена-,
висть к захватчикам, воспитывали в.
советских людях чувство патриотиз-
ма, помогали им преодолевать труд-
ности и лишения. Советские композя-
торы гордятся тем, что их песни бы-
ти на вооружении у солдат Советской
Армин. И сейчае оружием своего
труда — искусством — мы должны
бороться 3% правое дело — сиравед-
ливость. евободу, счастье.

На происки поджигателей Roun
советские композиторы отвечают соз-
данием новых произведений, поевя-
щенных борьбе за мир, произведений
о тероической борьбе корейского на-
рола против американских интервен-
Тов.

Широкую известность mpuespert
произведения, созданные - ленияграл-
скиуи композиторами: каНтатА
А. Макевича «За мир». ‘отмечен:
ная Сталинской премией, песня
Г. Носова «За мир и свободу», ряд
вовых песен, написанных ленинград-
скими композиторами.

Я обращаюсь к писателям Ленин-
трала с призывом: помогите нам соз-
‘Зазь новые произведения. побващеп-
		Уважаемый товарищ Санжеев!
	Отвечаю на Ваше письмо с боль-
шим опозданием, так ва только вче-
ра передали мне Ваше письмо из
аппарата ЦВ.

_Вы безусловно правильно толкуе-
те мою позицию в вопросе о диалек-
Tray.
	«Плассовые» диалекты, которые
правильнее было бы назвать жарго-
нами, обслуживают He народные
масеы. а узклю социальную верхуш-
		Дружол и мир — так сказал нам
	председатель Коммунистической паз-
тии. Запатной Термании Tropapuu
	тии западной `Термании товарищ
Маке Рейман. Газеты принесли на-
днях  еообщёние, что американекие
оккупационные власти лишили пар-
ламентекой неприкосновенноети это-
го замечательного сына немецкого на-
рода. Елще одно преступление в цени
грязных преступлений поджигателей
войны! Но оно. как и &ге прочие. не
останется безнаказанным. Порукой
тоху—воля миллионов трудящихся
Германии, их непреклонная  решя-
мость бороться за мир, за демокра-
TH, за свободный труд.

Дружба и мир... Дружба с великим
Советским Cors0M — осводботителем
	народов Европы от Фашиетекого рзо-
ства... В берлинском Трептов-парке
возвъипается. реличественязя Фигура
	возвышается величественная Фигура
‘воина-0евоболителя — памятник пав-.
	ТИМ советским солдатам и офиперам.
В одной руке у него меч. поражаю-
щий пзучью свастику, другой рукой.
он прижимает к своей мужественной
грули маленького ребенка. Эта
скульптура,  изваянная советским)
художником, является символом нА
шего отношения к немецкому каролу. .
сиуволом крепнущей германо-совет.
ской дружбы,

сни cnaman va Ton.

Голы фаптизма не прошли лля Гер-
мании бесследно. Они оставили после.
себя развалины горолов, опустошев-
ные домашние очаги, ae ort

ской дружбы,

семьи. На востоке страны люли ста-
раются освободиться от позора про-
	Bee cpoe умение, талант, силы от-
дает советский человек укреплению
могущества своей Отчизны — оплотэ
мирз во всем мире. Для кажлого из
нас, кто бы он ни был,— рабочий,
крестьянин, художник, учитель, ар-
тист, писатель, — дело мира являет-
ся кровным, жизненно важным. Лолг
советских художников — своим твор-
чествем бороться против угрозы. во-
вой войны. Сознание этого вызокого
долга советского искусства вхохнов-
ляло и наш семочный коллектив в
работе нал созданием нового фильма
«Секретная миссия».
	Недавно законченная нами вино-
картина, Rak И предылущая
работа нашего коллектива — «Рус-
ский вопрос», разоблачает полжига-
телей войны. Зритель фильма как бы
присутствует при рождении заговора
современных поджигателей войны,
начавших ©вое чепное лело, когла еще
лилась кровь народов на полях ера-
жений второй мировой войны. В
основу фильма легли подлинные
факты, имевшие место в начале
1945 года. Именво тогла в Германнито
прибыла строго секретная миссия.
Это были посланцы Уолл-стрита, дей-
стловавшие в сговоре со своими 2чг-
лийскими единомышленниками. Ппе-
давая свои наролы, претавая Совет-
ский Союз, которому они лицемерно
	Нарохы мира стоят перед лицом ве-
лнчайшей опасности возникновения.
Новой мировой войны. Американские
войска, в течение ряда лет оккупи-
ровавшие Южную Корею, открытэ
осуществляют сейчас военную интер-
венцию против свободолюбивого ко-
рейского народа. Американские бом-
бардировщики бомбят корейские го-
рода. Американские орудия обруши-
вают тонны смертоносного груза н3
жилища корейцев.

Гнев и возмущение вызывают эти
преступные действия в сердцах лю-
дей. На всех языках мирз звучит
клич: «Руки прочь от Кореи!».

Мы, советские люди, в большим
вниманием следим за развитием со-
бытий в Корее. Борьба корейского
народа встречает. единодушное сочувз-
ствие советского народа.

Миллионы подписей под Crox-
гольмеким Воззванием являются гроз-
ным предупрежлением военным пре-
ступникам, развязавшим войну в Во-
рее и пытающимея запугать мир
атомной бомбой.

В готы Великой Отечественной
	войны песни советеких композиторов
	Уважаемые коллеги! В газете

компартии Голландии «Де Baap-
 хейл» я прочитал открытое письмо
советских музыкантов своим загра-
‚ничных коллегам, перепечатанное
из газеты «Советское искусство».

Я — музыкант, хотя и «неболь-

ой», скрипач в оркестре голланд-
ской оперы. Пусть в концерте выла-
ющийся музыкант имеет перед рядо-
вым пренимушество, но в вопросах
войны или мира простой оркестрант

‘играет столь же значительную роль.

Хотя бы просто потому. что ряовых

‘музыкантов гораздо болыше, чем вы-
дающихся.

В обрашении советских музыкан-
тов говорится 06 угрозе войны, кото-
рая, как Дамоклов меч, нависла нал
запееми головами и готова ввергпуть
мир в пучину новых бедствий.
	Товаришам Д. БЕЛКИНУ и C.
	Ваши письма получил.
	Ваша ошибкз состоит в том, чм
вы смешали две разные вещи и под-
менили предмет, расематриваемый в
моем ответе т. Крашенинниковой,
другим предметом.
	1. Я критикую в этом ответе
Н. Я. Марра, который, говоря об язы-
хе (звуковом) и мышлении, отрывает
язык от мышления и впадает такам
образом в идеализм. Стало быть,
речь идет в моем ответе © нормаль-
ных людях, владеющах языком. Я
утверждаю при этом, что мысли мо-
гут возникнуть у таких лютей лишь
на базе языкового материала, ITO
оголенных мыслей, не связанных с
языковым материалюм, не существует
у людей, владеющих языком.
	Вместо того. чтобы  привять или
отвергнуть это положение, вы под-
ставляете аномальных, без’язычных
лютей, глухонемых, у которых нет
языка и мыели которых, конечно, не
могут возникнуть на базе языкового
материала. Как вилите, это совер-
шенно другая тема, которой я не ка-
сался и не мог коснуться, так как
языкознание завимаетея вормальны-
	2) июля 1950 г.
	Ваше письмо получил.
	MH людьми, владеющими языком, &
не аномальными, глухонемыми, не
имеющими языка.

Вы подменили обсуждаемую тему
другой темой, которая не обсужда-
лась.

2. Из письмз т. Белкина Видно,
что он ставит на одну доску «язык
слов» (звуковой язык) и «язык же-
стов» (шо Н. Я. Марру «ручной»
язык). Он думает. повидимому. что
язык жестов и язык слев равнознач-
ны, что олно время человеческое 906-
щество не имело языка слов, что
«ручной» язык заменял тогда по-
явившийся потом язык слов.

Ho ecan действительно так ду-
мает т. Белкин, то он допускает
серьезную оппибку. Звуковой язык
или язык слов был всегда единетвен-
ным языком человеческого общества,
способным служить полноценным
средством общения людей. История
не знает ни одного человеческого
общества. будь оно самое отеталое,
кототое не имело бы своего звукового
‘языка, Этнография не знает ни одно-
го отсталоге народца, буль он таким
же или еше более первобытным, чем,
скажем, зветралийцы или  огнеёзе-
	Говаришу А.
	монотолистического =  Бапитализма,
2. Энгельс в своем «Анти-Дюрин-
ге» говорил. что после побелы со-
	‘циалиестической революций госулар-
	ство должно отмереть, На этом. осно-
вании после победы всоциалистиче-
ской революции в нашей стране на-
четчики и талмудисты из‘ нашей
партии стали требовать, чтобы пар-
тия приняла меры. к скорейшему от-
миранию нашего гогударетва, к 10с-
пуску государственных органов, к
отказу от постоянной армии.
	Охнако советские марЕгисты, на
	основании изучения мировой обетз-
новки в наше время, пришли к выво-
ху, что при наличии капиталисти-
ческого окружения, когла moder
социалистической революции имеет
место только в одной стране, а во
всех других странах господствует ка-
питализм, страна побелившей рево-
люции лолжна He ослаблять, а вее-
мерно усиливать свое тосударетво,
органы государетва, органы развед-
	органы государства, органы развед-
ки. армию, если эта страна не хочет
	быть разгромленной калиталистиче-
ским окружением. Русские маркхи-
	сеты пришли в выводу, что формула
	Энгельса» имеет в виду победу г9-
циализма во всех странах или в
большинетве стран, что она неприме-
нима Е тому случаю, когда социа-
лизм побеждает в одной, отдельно
взятой стране, а во всех других стра-
нах господствует капитализм.

Как вилно, мы имеем здесь две
различные формулы по вопрову 0
	судьбах социалиетичеекого государ-
	ства, исключающие друг друга.
Начетчики и талмудисты могут
сказать, wm это обстоятельство
	создает невыносимое положение, ITO
нужно отну из формул отбросить, как
	безусловно ошибочную, & другую.
	как безусловно правильную, — pat-
	пространить на все периоды разви-
	тия сопиалистического г’еударств&.
Но маркоиеты че могут нё знать, что
начетчики и талиудисты оптибают-
ся, ибо обе эти формулы правильны,
но не абсолютно, а каждая для сво-
его времени: формула советских
марксистов — для периода победы
социализма в одной или нескольких
странах, & формула Энгельса — для
того периода, когла послелователь-
ная победа социализма в отдельных
странах привелет к победе социализ-
ма в большинстве стран И когда с03-
дадутся, таким образом,  необходи-
мые уеловия для применения фор-
	итлы Энгельса.
	Число тавих примеров можно бы:
	10 ды увеличить.
	мельцы пропьлого века, который не
имел бы своего звукового языка. Зву-
ковой язык в истории человечества
является одной из тех сил, которые
помогли люлям выделиться из жи-
вотного мира, сб’единиться в обще-
ства, развить свое мышление, орга-
низовать общественное . производ-
ство, вести успешную борьбу с си-
лами природы и дойти до того про-
гресса, который мы имеем в настоя-
щее время,

В этом отношении значение так
называемого языка жестов ввиду его
крайней бедности и ограниченности
— ничтожно. Это. собственно, не
язык, и даже не сурротат языка, мо-
тущий так или иначе заменить зву-
ковой язык, & вспомогательное
средетво c крайне ограниченными
средствами, которым пользуется
иногда человек AIH подчеркивания
тех или иных моментов в его фечи.
Язык жестов так же нельзя прирав-
нивать к звуковому языку, как нель-
зя приравнивать  первобытную де-
ревянную  мотыгу кв современному
гусеничному трактору © пятикор-
‘пусным плугом и рядовой трактор-
‘nol сеялкой.
		ликорусским, ви немецким, 4 чеМ-
то новым, Сличив эти две формулы и
видя, что они не только не совпа-
дают друг с другом, а исключают
пруг друга. т. Холопов прихолит в
	отчаяние. «Из етатьи Вашей, пишет
	он в письме, я понял, что от CHPC-
щивания яЯзыкюв никогда не
может получиться новый какой-то
язык, & до статьи тзердо был. уве-
рен, согласно Вашему выступлению
Ha XVI с’езде ВКП(б), что при ком-
мунизме языки сольются в один
общий».
	Очевихно, что т. Холопов, отрыв
	противоречие между этими двумя
формулами и тлубоко веря, что про-
тиворечие должно быть ликвидиро-
рано, считает нужным избавиться от
одной из формул, как неправильной,
	и уцепиться за другую формулу, как
	правильную для всех времен и стран,
но за какую именно формулу» уце-
питься, =— он не знает. Получается
нечто вроде безвыходного  положе-
ния. Тов. Холопов и не дотадывает-
ся, что обе формулы могут быть пра-
вильными, — каждая для  евоего
времени.

Так бывает всегда с начетчика-
ми и талмудиетами, которые, He
вникая в существо дела и цитируя
формально. безотносительно к тем
	историческим условиям, © которых
трактуют цитаты, неизменно попа-
	лают в безвыходное положение.
	_А межлу тем. если разобратьея в
	вопросе по существу, Нет НИБаАкиИА
	оснований для безвыходного положе-
ния. Дело в TOM, чм брошюра
Сталина «Относительно марксизма в
языкознании» и выступление
	языкознании» И выступление
Сталина на ХУГ сезле партии имеют
в виду две совершенно различные
эпохи, веледетвие чего и формулы
получаются различные.

Формула Сталина в его брошюре,
в части, касающейся скрещивания
языков. имеет в виду BIlOXy 10
	языков, имеет в виду э10ху 10
победы социзлизмав миро-
BOM маештабе, когда `эксплуататор-
ские клаесы являются господствую-
щей силой в мире, когда националь-
ный и колониальный гнет остается в
силе, когла национальная обособлен-
ность и взаимное неловерне наций
закреплены госухарственными  раз-
личиями, когда нет еще националь-
ного равноправия, когда скрещива-
ние языков происходит в порядке
борьбы за господетво одного из язы-
ков, когда нет еще условий для мир-
ного и дружественного сотрудниче-
ства наций м языков, когда на оче-
рели стоит не сотрудничество и вза-
имное обогащение языков, & аесими-
ляция одних и победа других язы-
nos. Понятно, что в таких условиях
могут быть лишь победившие и
побежденные языки. Именно эти
условия имеет в виду формула
Оталина, когда она говорит, что
скрещивание, скажем, двух языков
хает в результате не образование но-
вого языка. & победу одном из язы-
		Опоздал немного с ответом ввиду
перегруженности работой.

Ваше письмо молчаливо исходит

из двух предположений: из прелпо-
‚ложения о том, что лопустимо цити-
ровать произведения того или иного
автора в отрыве оттого истори-
ческого периода, о котором трактует
цитата, и во-втерых, из того пред-
положения, что те или иные выво-
ды и формулы марксизма, получен-
ные в результате изучения одного
из периодов исторического развития,
являются правильными для всех пе-
риолов развития и потому должны
остатьея неизменными.

Должен сказать, что оба эти пред-
положения глубоко ошибочны.

Несколько примеров.

1. В сороковых голах прошлого
века. когла не было еще монополи-
етического капитализма, когда ка-
питализм развивалея более или мв-
нее плавно по восхолящей линии,
распространяяеь на новые еще че
занятые им территории, & закон не-
равномерности развития не мог еще
действовать < полной силой, —Маркс
и Энгельсе пришли в выводу, что со-
пиалиетическая революция не может
победить в олной какой-либо стране,
что она может победить лишь в ре-
зультате общего удара во всех или
B большинстве цивилизованных
стран. Этот вывод стал потом фуко-
водящим положением для всех мар-
ECHCTOB. Е

Однако в начале ХХ века, особен-
но в период первой мировой войны,
когда для всех стало ясно, что кани-
тализми хомонополистический ЯВНЫМ
образом перерос в капитализм моно-
полистический, когда  калитализи
восходящий превратилея в капита-
лизм умирающий, когла война векры-
ла неизлечимые елабости мирового
империалистичеекого фронта, & 34-
кон неравномерности развития пред-
определил разновременность созрева-
ния пролетарской революции в 7а3-
ных странах, — Шенин, исходя из
марксистской теории, пришел к вы-
воду, что в новых условиях разви-
тия социалистическая революция
вполне может победить в одной, oT-
дельно взятой стране, что одновре-
менная победа социалистической ре-
волюции во всех странах или в боль-
пинстве цивилизованных стран He-
возможна ввиду неравномерности
вызревания революции в этих стра-
нах, что старая формула Марксь и
Энгельсь уже н“ соответствует но-
вым историческим уеловиям.

Как вилно, мы имеем здесь два
фазличных вывода по вопросу о mose-
де социализма, которые He только
противоречат пруг другу, во и исклю-
чают друг друга.

Какие-нибудь начетчики и талму-
диеты, которые, не вникая в суще-
ство лела, цатируют формально, 8B
отрыве от исторических уеловий, —
могут сказать, что один из этих вы-
волов, как безусловно  неправиль-
ный, должен быть отброшен, & дру-
той вывол, как безусловно правиль-
ный, должен быть распространен на
все периоды развития. Ho маркси-
еты не могут ве знать, что начетчи-
ки и талмудиеты ошибаются, они не
могут не знать, что оба эти вывода
	правильны, но не безусловно,
кажтый для своего времени; вывох
Маркел и Энгельа — дая перио-
	да домонополистического капитализ-
ума. & вывод Ленина — для периода
	28 июля 1950 года. `
Журнал «Большевик» 28 14 о
	То. же самое нужно сказать © двух
различных формулах по вопросу 90
языке, взятых из разных произведе-
ний Сталина и приведенных т. Холо-
	ПОВЫХ

в его
	Моим советским коллегам
	eo
Письмо из Голландии
		Тов. Холопов ссылается на произ-
ведение Сталина «Относительно мар-
всизма в языкознании», Pye делает-
ся вывод, что в результате скрещи-
вания, скажем, двух языков, один из
языков обычно выходит победителем,
ъ другой отмирает, что, еледователь-
Ho, скрещивание дает неё какой-то
новый, третий язык, & сохраняет
один из языков. Далее он ссылается
на другой вывот, взятый из локлала
Сталина на ХУ сезде BRII(6), rae
товоритея, что в периол победы е0-
циализма в мировом масштабе, когда
социализм окрепнет и войдет в быт,
национальные языки неминуемо дол-
жны слиться в один общий язык,
который, конечно, не будет ни ве-
		способствует своей деятельностью
укреплению дела мира. Имена таких
людей вскоре окажутся забытым.

Если история когда-либо призс-
вет нас к ответу, пусть ен бухет по-
ложительным. Мы должны иметь Ot-
цования сказать: «Во временз.: когда
бультуре и пивилизацим грозила тн-
бель. когда атомная война грозила
все уничтожить, мы. музыканты,
выступили претив войны».

Используйте свои имена, исполь-
зуйте свой творческий труд. исполь-
зуйте их как плотяну против полжи-
гателей войны! Мы уверены, что и
изше влияние может быть решаю-
ЩИМ, у?

Во имя культуры и цивилизации!

Н. ВАН ден БРИНК,
	АМСТЕРДАМ.

музыкант.
	События в ВБорее доказали, во вея-
ком случае, одно: стремление змери-
канских агрессоров к войне. Пока
что она ведется в небольших мас-
штабах. Но американские империа-
листы готовы втянуть в. третью
мировую войну не только Корею, но
и весь мир, используя для этого
свои военные щупальцы, протянутые
во многие страны, в тем числе и в
Голландию.
	Нменно поэтому я приветствую
призыв в миру моих советских кол-
лег!

Выдающимся деятелем искусства
Не может являться чот. кто не ставят
		Что же касается другой формулы
Сталина, взятой из выступления
на ХУТ с’езде партии, в части, ка-
сающейся слияния языков в один
общий язык, то здесь имеется в виду
другая эпоха, а именно —— эпоха
после победы социализ-
мь во всемирном маспгтабе, когда
мирового империализма не будет уже
в наличии, эксплуататорские классы
будут низвергнуты, национальный и
колониальный гнет будет ливвилиро-