СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		 Пакануне.
театрального сезона
	Центральный театр
кукол
	Летние гастроли Государственного
центрального театра кукол проходи-
ли во многих городах Союза. Для
Этого коллектив театра был разбит
на три группы, каждая из них имела
самостоятельный репертуар. Onna
группа гастролировала в июне в Ле-
нинграде, в июле—в Харькове и Дне-
пропетровске. Сейчас она выступает
в парках Москвы, а на сентябрь вы-
езжает в Ростов-на-Дону и Кисло-
водок. Другая группа, работавшая в
июне и июле в московских садах  и
парках, выехала на август в Киев и
Одессу. Третья — обслуживала в
июле пионерлагеря Донбасса.
	В июле театр выпустил новый
спектакль. для детей—«Сундук ска-
	зок» по пьесе Г. Ландау и В. Ан-
дриевича, а также показал в новой
редакции спектакль «Концерт ку-
		Повые пьесы
Snare SNES.

Поверхностное Решени
важной темы
		Германии, воэрюждения ее прогрее-
сявных CHI заключает в себе
богатые возможности для храматур-
ra. Показать становление новой Гер-
мании, нарисовать картину борьбы за
демократизацию страны — борьбы,
возглавленной лучшими ее сынами.
деятелями Сопиалистической елиной
партии Германии.—Какая это важ-
ная и благодарная залача! Вот поче-
му нельзя пройти мимо нового про-
изведения украинского драматурга
Вадима Собко «Жизнь начинается
снова», в которой сделана попытка
отобразить события 1945—1946 гг.
в Германии.
	Пьеса получила уже широкое рас-
пространение в наших театрах. Толь-
ко на Украине она поставлена четыр-
яатпатью коллективами.
	Взлима Собко зритель знает по его
талантливой пьесе «За вторым фрон-
том». Эта пьеса сильна своим нубли-
пистическим звучанием, — остротой
показанного в ней конфликта: В ис-
тории советской девушки Тани Его-
ровой, испытавшей на самой себе чу-
двищную лживость и лицемерие
англо-американской «демократии» и
«гостеприимства». — по сути дела в
одном жизненном эпизоде — драма-
тург сумел раскрыть политический
гмысл  развертывавиихся в то время
событий, обличить и гневно заклей-
мить благовоспитанных английских
леди и джентльменов — этих 6a-
рышников, во имя наживы торгую-
щих своей совестью, своей страной,
jake жизнью своих собственных сы-
новей.
	Можно было ожидать, что и в сво-
ей новой пьесе В. Собко подойдет к
изображению жизни © тем же уме-
нием видеть и показать основное. ти-
пическое. Можно было ожидать, что
драматург сделает шаг вперед в своем
творчестве, подымется на новую
ступень мастерства.
	В сожалению, этого не произошла.
В пьесе «Жизнь начинается снова»
автор, в сущности, увлонялея OT
разрешения важной темы. подменил
тлавное второстепенным и, не сумев
заглянуть в глубь жизни, остался на
ее поверхности. :
	Действие пьесы происходит в 0д-
Ном из городов советской зоны окху-
пации Германии и начинается через
три дня после капитуляции. Зна-
менитая актриса Грета Норман счи-
тает, что с приходом в ее страну с0-
ветских войск Германия перестала
существовать. «Теперь у меня роди-
ны нет, — товорит она Шредеру,
бывшему помещику, нацисту, уди-
рающему в американскую зону и со-
бирающемуся запродать талантлигую
актрису Голливуду. — Чем дальше
от Германии, тем лучше».

Итак, Грета Норман согласна
ехать в Америку, пусть Шредер ло-
товаривается и известит ее, а пока...
пока она будет танцовать чечетку и
петь шансонетки в ресторане Фрау
Блюм. ЕЗк и в пефиодл господства
	сил немецкого народа. hak не понял
этого Вадим Собко?

Бурные социальные = процессы,
рождение нового в борьбе со старым,
гигантская воспитательная работа
коммунистов среди населения — 3°
это-происходит где-то за предлламя
пьесы. 060 всем этом лишь глухо.
упоминается. И не случайно Грета.
Норман язляетея не участником, а
только свидетелем событий.

Став на путь камерного. решения
темы, драматург остался верным ее-
бе и в обрисовке образов врагов но-
вой Германии. Сопротивление peak-
ционных сил, пользующихся веемер-
ной ‘поллержкой англо-американских
империалистов, в основном  сводитея
лишь к борьбе за Грету Норман, к
тому, чтобы не допустить ее участия
в новом, демократическом театре: При.
этом ПШредер и его помощники. не-
редко действуют настолько неумно,
неумело и отрюметчиво, что разобла-
чить их происки не поедетавляет ни-
какого труда. Сам Шредер слишком
уж смахивает на дешевого традици-
онного злолея. чтобы можно было
принять 610 за резльную силу в
развертывающейся борьбе. — Мело-
драматическими восклицаниями, сце-
ническими «эффектами»  авантюр-
ного характера — а их в пьесе
немало — драматург, видимо, хотел
‘увлечь, заинтриговать зрителя, при-
‘дать пьеее большую значимость.

Жестокий просчет! Зритель уйлет
из Театра разочарованным, огорчен-
ным за автора ^ пьесы, сделавшего
War назад в своем творчестве.
	Нельзя сказать, что в пьеее нет
улач. Образы работников советской
военной коменлатуры. майора Слави-
на и Нины Славиной нарисованы яр-
ко, драматург убедительно показал в
них лучшие черты советеких людей:
патриотизм, сильную волю, большую
культуру, настоящую человечность.
Хоропг в пьесе сержант Коваленко—
бывалый, не теряющийся в любой
обстановке советский солдат, умею-
щий смотреть на жизнь здраво и про-
сто. во всякое дело вносящий епо-
койную  деловитость и уверенность.
Да и образ Греты Норман, вроти-
воречивый, но местами, несомненно,
жизненный, свидетельствует о боль-
ших возможностях драматурга, 0
его даровании.
	Именно поэтому мы вправе пред’я-
вить Валиму Собко большие требова-
ния. Именно поэтому нельзя оправ-
дать драматурга в его неудачной
попытке втиснуть живую и много-
ликую Германию. в образ актрисы
Норман. нельзя оправлать поверхно-
стное решение важной темы.
	Пюспетино поступили Te тезтры,
воторые поставили в таком BYTE
пьесу В. Собко, ne проявив должной
требовательности к драматургу,. не
оказав ему помощи в серьезной пере-
работке пьесы.
	Н. ГЛАГОЛЕВА,
А. КУДРЯРЕВ.
	Фашистов. Двеналнать лет с момента
прихода к власти Гитлера она отка-
зывалась играть в театре, и это был
ее протест против фашистекого режи-
уд, прогив войны. Двенадиать лет
она надеялась на лучшие времена.
не хотела уезжать из Германии, a

теперь для нее, кажется, иного вы-
XO75 нет.
	Ho вот Грета Нормач ветречаетея
C паботниками советской военной
комендатуры. В ee хушу закоады-
ваотся первое маленькое сомненве? 1
ппавильно ли она поступила, выдав
Шрехеру доверенность на право-эа-
включения договора © американской
кинофирмой? «Я представляла себе
русских нескольк» иначе», — rope
рит она и залумывается.
	Такова завязка пьесы. Таково на-
чало сомнений и колебания Греты
Норман, продолжающихея на протя-
жении пяти картин льееы из семи
и заканчивающихся тем. что актриса
остается на родине и ‘находит свое
место в рядах активных строителей
демократической Геумании.
	В первой картине Грета Норман—
У себя дома, во второй картине она—
в советской комендатуре. третья
картина происходит в ресторане, где
в центре внимания опять-таки Грета
Норман, четвертая картина — Грета
Норман в магистрате, пятая карти-
НЗ — снова комната актрисы, ше-
стая и седьмая картины — Грета
Норман выступает в новом, демокра-
тическом театре.
	3a Грету Норман ведут борьбу pa-
ботники советской военной коменла-
туры: полковник Маслов. майор Сла-
вин, его жена — майор Нина Слази-
на, сержант Коваленко — с одной
стороны, и агенты американского
империализма — фашист Шрехер со
своими помоптниками актерами Флю-
гелем, Пичманом и Эльзой Буш — ©
другой.
	Что же получилось? В пьесе, кро-
ме Греты Норман, почти не похаза-
вы представители неменкого народа.
Введенные автором в число действую-
щих лиц райочий Отто Берг, крестья-
чин Илаус Найлор и режисеео Гази:
Рихтер появляются на сцене лишь
мимолетно. Это схемы, но не живые
люди. Всех заслонила собой Грета
Норман.

Может быть, это и было бы пра-
вомерным, если бы речь шла об об-
разе собирательном, олипетворяющем
еобой новую, домократическую Гео.
манию, Может ли претендовать 89
э10 Грета Норман © ее «молчаливым
протестом» в период  тгитлеровокого
владычества. в ве  пбывательсвлми
сомнениями и колебаниями в ието-
рический исмент обновраия Гермз-
ния, © ее язслированностью ат паре-
довых людей страны, OT рабочих,
крестьян, интеллитентов,  строящих
новую жизнь! Нет, не мелодрамати-
ческие. переживания  мятущейся
служительнипы ‘искусетва характе-
ризуют великий исторический Tpo-
цесс пробуждения демократических
	ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ
	Опыт передового
TEXHOPYEA
	На ровной. ослепительно белой
поверхности экрана вспыхивает за-
головок киножурнала. Музыка, со-
провождающая кадры хроники. зву-
чит настолько естественно, что по-
рой кажется — оркестр раслюложен
непосредственно за экраном.

Экран © высокой эффективностью
отражения падающем на него света
и анпаратура, обеспечивающая  ©т-
личное звучание, — результат мно-
голетней творческой работы рацио-
	нализатгоров горьБовекото кинотеат-

ра «Палас» тт, Воронова и Козина.
Технорук театра. т. Воронов добил-

ся без затраты больших  срэлетв
	идеального освещения плоскости
экрана. Старший киномеханик т. Ко-
зин обеспечил хорошее качество вос-
произведения звука.

После долгих исканий и опытов
впервые в Горьком был изтотовлен и
установлен ‘в кинотеатре «Палас»
так называемый лиффузнэ-бариевый
экран. При изготовлении этого экра-
на многие дорогостоящие химикалии
т. Воронов заменил более деневыми,
сохранив высокую «ветоотлачу, Но-
вый экран позволяет экономить рас-
хол электрознергии и дает очень яр-
кое и четкое изображение.

Для улучшения звукового ©опро-
вождения тт. Козин и Воронов обору-
довали на общепринятой аппаратуре
двухканальную систему воспроизве-
дения звука. И самые низкие и ca-
мые высокие частоты ‘теперь воепро-
изводятся © одинаковой силой.

_Технорук кинотеатра т. Воронов—
не только рационализатор. HO и хо-
роший руководитель евоего коллек-
тива, сумевший широко развернуть
социалистическое соревнование, соз-
дать, по примеру Александра Чут-
ких. бригаду отличного качества.

Коллектив аппаратной  кинотеат-
ра «Палас» в 1950 голу получил пе-
реходящее красное знамя Горолекого
управления кинофикации.

Ю. АНИКИН.

ГОРЬКИЙ.
	Театр в совхозе
	Шахтинский драматичеекий тезтр
выезжал © гастролями в клуб им.
М. Горького Учебно-опытного совхо-
за Мечетинекого района.

Зрители хорошо отзывались о
спектакле «За вторым фронтом»,
неплохо поставлена и сказка
«Аленький цветочек». Интересны
декорации, = 060бенно оформление
«Аленького  цветочка». 9 3a-
слуга художников тт. Горского и Да-
выдова. Коллектив Шахтинекого
театра оставил хорошую память в
совхозе. Его приезл накануне уборки
— болышой вклад работников
искусства в нашу борьбу за высокий
урожай.

За это — наше спасибо!

Олнако хочется слелать несколь-
ко замечаний и пожеланий твор-
ческому коллективу...
	Создать театральный
музей в Олессе
	История украинского профеесио-
нального театра называет  тватраль-
ную Олессу родиной коряфеев укра-
инской ецены. Не’ случайно в ме-
муарах виднейших мастеров украин-
ского театра так много места уделено
их жизни в Одессе.

Здесь в начале ‚своей актерской
деятельности Марк Лукич Кропив-
нинкий сыграл роль Стецька в пьесе
«Сватаняя на Гончамвци». Здесь же
он празлновал 25-летний юбилей
своей спенической деятельности. В
Одессе же; как известно, Марк Лу-
кич сыграл и свой последний спек-
Такль.
	На сценах одесскях театров и 060-
бенно на окраинных площадках и
сценах в рабочих кварталах @
садах выступали знаменитые укра-
инские актеры М. Заньковепкая,
И. Тобилевич  (Карпенко-Варый),
Н. Саловский, П. ФСаксатанский и
другие.

В 1884 голу на гастролях в Олес-
се труппой М. Старицкого были сы-
граны и первые пьесы Карпенко-Ба-
рого, который в это время находился
в ссылке в Новочеркасске за связь е
революционным движением.

В Одессу с’езжалиеь на гастроли
самые различные бродячие труппы
(«мандывник!»). Их быт. их творче-
ство, их искания, общение с масса-
ми, отклики на политические собы-
тия тогдашней жизни—все это ма-
териалы для истории. На протяже-
нии долгих лет, несмотря на все ро-
татки, чинимые царским чиновниче-
ством, здесь существовала полупро-
фессиональная труппа, выступавшая
на рабочих окраинах в самых небла-
топриятных условиях. А ведь и она
несла новое слово в массы. За годы
советской власти в Олесее выросла
плеяда замечательных мастеров спе-
	ны — ныне народных артистов
СССР, лауреатов Сталинской пре-
MAH.
	До последнего времени в Одессе
все еще остаются  несобранными и
неизученными многочисленные доку-
менты, относящиеся к истории теат-
ра на Украине. Любопытнейшие ис-
точники и материалы, разбросанные
по странипам уникальных изданий,
хранящихея в городских библиотеках
и архивах, остаются почти нетрону-
ThIMA.

Театральная жизнь Одессы тре-
бует самого глубокого изучения.
Назрела необходимость создать здесь
филизл Украинского музея TeaT=
рального искусства. Для этого име-
ются весе условия.
	Вюмитет по делам искусетв УСОР
должен оказать поддержку одесской
театральной общественности в орга-
низации музея.
	Вас. МАЛАКОВ.
ОДЕССА.
	Только одна пьеса, показанная в
с0вх03е, — «За вторым фронтом» —
посвящена теме нашего сегодняшне-
TO дня. А как хотелось нам поемот-
реть такие произведения, как «Ма-
Бар Дубрава»! Как хотелось. чтобы
на сцене мы вилели жизнь и труд
наших  советскях людей! Этого-то
театр и не мог сделать, так как ре-
пертуар его составлен неверно.
	Недовольны и участники художе-
ственной самодеятельности клуба
им. Горького. Они ждали, что руко-
водство тезтра и особенно главный
режиссер т. Стасенко найдут воз-
можным устроить встречу коллек-
тива театра с кружком самодеятель-
ности, помогут им в их работе, тем
более что  праматический кружок
клуба им. М. Горького готовит пьесу
Б. Давренева «Голос Америки». Но
встреча эта не состоялась.
	Мы вее надеемся, что театр учтет
эти замечания рядовых зрителей.
	п. КРЫЛОВ,
массовик клуба Учебно-опыт-
ного совхоза.
	Богла наступает
вечер...
	Евпатория — город-курорт. В его
здравницах лечатся и отдыхают ты-
сячи людей. Из халекого Заполярья, е
Украины и Кузбасса. из Москвы, Ле-
нинграда, Влаливостока и десятков
других городов нашей необ‘ятной Ро-
дины приезжают сюда провеети свой
отпуск люди самых различных воз-
растов и профессий. Здесь все к ус-
Тугам курортников. Но когда наету-
пает вечер, они не знают, как его
екороталь.
	замечательный зимний театр го-
рода закрыт. В летнем театре курорт-
ного парка концертов почти не бы-
вает, многочисленные эстрадные пло-
щадки санаториев пустуют. Изредка
в парке и на эстрадных площадках
здравниц устраиваются кочцерты. Но
идейно-хуложественное качество их
настолько низкое, что вызывает опра-
BeATHBOS нарекание курортни-
ков. И это вполне естественно. Вот
афиша, извещающая о зрелищах, ко-
торыми угощают здесь зрителя.

«Вечер огня — фигурный фейер-
верк, пиротехник-постановшик Н. Г.
Дацюк. Концерт-заталка, артистка
Крымекой госфилармонии Н, И. Ма-
карова. На таниплотадке—танцых».

Евпатория — преимущественно
детский курорт, злесь одинналцать
здравниц лля’ детей. Когда-то Esna-
тория имела свой кукольный тезтр.
Сейчас ни спектаклей, ни концертов
для детей нет.

Врымекие областные организации,
ведающие вопросами искусства, Kak
0б этом свидетельствуют факты, про-
являют непростительное невнима-
ние к тысячам трудящихся, проводя-
ших свой отпуск в Евпатории.
	И. ВОЛОШИН, А. БАЕДУБОВ.
ЕВПАТОРИЯ
	CRITULLULTISOURTELIVUILI
		Сейчас театр работает над новыми
пьесами. Драматург В. Курдюмов за-
канчивает пьесу «Илья Муромец».
Театр впервые: будет иметь в своем
репертуаре спектакль, созданный Ha
основе народного эпоса:

Драматург И. Шток работает над
пьесой «Чортова мельница» на ма-
териале пьесы чешского писателя
Яна Дрды «Игры с дьяволом». Над
советской комедией под условным
	названием «Дело о разводе подлежит
рассмотрению» работает Е. Сперан-
ский.
	эимнии сезон в театре откроется
1 октября.
	Центральный детский
театр
	26 августа Центральный детский
театр открывает сезон спектаклем
«Два капитана» В. Каверина.
	Для самых юных своих зрителей
коллектив театра’ покажет в сентябре
новую сказку П. Маляревского «Реп-
ка» в постановке заслуженного ар-
тиста РСФСР В. Колесаева ‘и оформ-
лении художника Б. Кноблока.
	‚К 33-й годовщине Великой Ок-
тябрьской социалистической револю-
ции театр готовит новую постановку
о молодых новаторах производства
— «Романтики» Э. Цюрупа. Режиссер
спектакля — А. Некрасова,
	Коллектив театра работает также
над пьесой Ш. Дадиани «Из искры...»
и над сказкой П. Ершова «Конек-Гор-
бунок». :

бе
	Заканчиваются гастроли
театра „Эстония“
	Завтра в Москве. заканчиваются
гастроли Государственного театра
оперы и балета Эстонской ОСР «Эсто-
ния». .
	16 августа в Союзе советских ком-
позиторов состоялось обсуждение
гастрольных спектаклей.
	Сегодня артисты Эстонского театра
оперы и балета приедут в гости к ра-
бочим и инженерам Автозавода имени
Сталина. Начальник ‘управления” по
делам искусств при Совете Министров
Эстонской ССР тов. М. Лаоссон сде-
лает доклад @ развитии ° эстонского
музыкального искусства ‘и работе Tea-
тра «Эстония». Затем состоится кон-
церт при участии мастеров искусств
эстонского театра.
	Студия Дома звукозаписи провела
запись на магнитофон отрывка из но-
вой постановки театра «Эстония» —
оперы «Певец своболы» 3. Karma.
Артисты эстонского театра выступа-
ли в ряде концертов. За время пре-
бывания в столице эстонские артисты
ознакомились с музеями и выставка-
ми и совершили ряд экскурсий.

21 августа коллектив Государствен-
ного театра оперы и балета Эстонской
ССР выедет из Москвы в Таллин.

Новый сезон театр «Эстония» от-
кроет в начале октября. В предстоя-
щем сезоне театр будет работать над
новыми спектаклями: операми
А. Бородина «Князь Игорь» и Г.
Жуковского «От всего сердца» (в по-
становке А. Винера), балетом С. Про-
кофьева «Ромео и Джульетта» (в по-
становке балетмейстера С. Отса) и
опереттой Ю. Милютина «Трембита»
	По следам наших материалов
	„Почему архитектор отстранен от постройки?”
	ществлении лозунга «Архитектор —
на леса!». Этот принцип стал основ-
ным законом творческой работы <о-
ветских золчих.
	Отстранение архитектора от по-
стройки наносит серьезный ущерб
борьбе за высокий уровень выполне-
ния строительных работ, отделки
зданий, культуры деталей, за каче-
ство сооружения.
	Правление Союза созетских архи-
текторов выражает уверенность, что
Комитет Созета Министров СССР по
делам строительства и Министерство
городского строительства СССР
примут меры к устранению сущест-
вующего ненормального положения с
архитектурным надзором и обеспе-
чат обязательное авторское участие
архитектора на стройке, что будет
способствовать поднятию качества
строительства и творческому росту
советской архитектуры.
	частное целому, детали — общей
идее. ШВрасивое ради красивости
чуждо творчеству Каппа. Kowno-
зитор отлично владеет вырази-
`тельными средствами голосов, ан-
самблей, хора, его оркестровая па-
литра красочна. Отсюда — большое
разнообразие, контрастноеть  музы-
Еальной ткани, умение находить све-
жие краски.

Образы центральных борютихся
сил, основных и эпизодических пер-
сонажей 9. Капи лепит рукою умнбго
талантливого художника. Й в этом
ему идет навстречу талантливый кол-
лектив театра «Эстония», располага-
ющий вылающимися солистами. не-
большим, но хоронгим хором (хормей-
стер Тийю Таргама), гибким и чи-
стым по строю оркестром. Дирижеры
спектаклей Кирилл Раудсепи («Певец
свободы») и Прийт Нигула («Огни
мщения») умело лонесли до слуша-

телей разнообразные по творческим
приемам партитуры опер Зугеяа
Каппа. Удаче спектаклей содейство-
вала большая, влумчивая работа pe-
жиссеров-постановщиков Эйно Уули
(«Огни мщения») и А. Bunena
(«Певец свободы»). а также балет-
мейстера Хельми Тохвельман.
x ee

Общность содержания опер 9. Вал-
из — борьба эстонцев за свободу —
вызывает интересные и волнующие
исторические параллели. Эсты, вос-
стававшие в ХГУ веке против своих
угнетателей-——крестоноецев. обраша-
лись за помощью для борьбы против
сбшего врага к русским воинам.
Пскова и Новгорода. А в Великую
Отечественную войну за 0680б0ж16-
ние эетонской земли от гитлеровеких
захватчиков еражалиеь русские пабо-
чие и крестьяне, сталянекие соллаты
веех братских республик могучего
Советского Союза ив их рялах—пар-
тизаны Советекой Эетонии и славный
эстонский гварлейский корпуе.

Горести и Радости братекого астов-
ского народа. ярко оттаженчые в
этих операх, волнуют веех ‘советских
людей Оперы Эугена Капла имеют
значение не только тля Соватевой
Эстонии. Они являютея лостижением
всей советской музыкальной культу
	  РЫ В ЦЕЛОМ.
		на государственный бюджет архи-
тектурный налзор оказался вы-
ключенным из титулов на проектные
работы. В силу этого проектные ор-
ганизации не имеют средств на рас-
ходы по ведению архитектурного
надзора. Но и в том случае, если ар-
хитектор пожелает осуществлять ав-
Торский надзор без всякой оплаты,
он не может этого сделать; руко-
водители проектных организаций
имеют право не разрешать архитек-
тору посещать стройку, Tak как
в производственных планах работы
по надзору не предусмотрены.
Подобное недопустимое положение
глубоко волнует творческих  работ-
ников советской архитектуры. Совет-
ские архитекторы и творческий <о-
юз всегда отстаивали принцип обяза-
тельного участия архитектора в
строительстве. Партия и правитель-
ство оказали огромную помощь ар-
хитектурной общественности B OCY-
	Президиум правления Союза совет-
ских ” архитекторов СССР обсудил
письмо группы ленинградских архи-
	текторов, опубликованное в газете
«Советское искусство» (№ 52 от
12 августа с. г.).

Правление Союза. советских архи-
текторов СССР отмечает, что в пись-
ме ленинградских архитекторов затря-
гивается один из самых актуальных
вопросов творческой работы архитек-
тора. Архитектор; как автор проекта
сооружения, должен являться актив»
ным участником всего процесса
строительства — от разработки про-
екта до сдачи постройки в экоплоата-
ЦИЮ.

Между тем, существующее ненор-
мальное положение с архитектурным
надзором на строительстве фактиче-
ски лишает архитектора возможно-
сти осуществлять на постройке ав-
торское руководство и надзор. Пос-
ле перевода проектных организаций
	В Министерстве кинематографии СССР
		нию рзбота нал учебником по опера-
торскому . искусству.

Почги ничего не сделано для вы-
пуека насущно необходимого учебни-
ка по кинорежиесуре.

Жсллегия Министерства paccMoTpe-
ла также вопро о расширении тех-
нической базы киностудии Moc-
фильм, которая в будущем Toxy
должна резко увеличить выпуек ки-
нокартин. Установлено, что строи-
тельство велется трестом «Союзки-
нопрометрой» Неуловлетворительны-
ми темпами.

По обсужденных вопросам Волле-
гией приняты coorercrsyiolite pe-
нения.
	В этот институт булет принято
130 человек. & заявлений уже пода-
но 820. Две трети студентов —
иногородние. Олнако очень незначи-
телен приток заявлений из Прибал-
тийских республик. Например, из
Литовской ССР и Латвийской ССР
вылвинуто на учебу во ВГИЕ всего
по шесть человек.
	Существенным недостатком в ра-
боге ВГИК является  отеутетвие
учебников по важнейпиим диепилили-
нам. Пока подготовлен к изданию
учебник по. художественно-дхекора-
пионному лету и близка к заверше-
		Коллегия Министерства кинемато-
трафии ООСР обсулила вопрос о под-
готовке в предстоящему учебному
году,

В кастоящее время осуществлен
PAN мероприятий, способствующих
общему повышению качества учеб-
ного процесса: укреплено руководет-
во кафедрами; улучшен состав пе-
дагогов. уменьшено срели них число
совместителей. Общий  континтент
приема в учебные заведения Мипи-
стерствь кинематографии вьние про-
шлогоднего. Особенно велик наплыв
желающих обучаться во Веесоюзном
тосуларетвенном институте кинема-
тография (ВГИЕ).
	Chia
УГ
	O6e ‘omens 9. Вап-
па—«Отни мшения»
и «Певец свободы», Гастро!
— показанные тез- „Эстония
тром в дни MOCEOB-
ских гастролей. 9б`-
елиняет тема борьбы эстонского на-
рода за свою независимость и с80б0-
ду. Горячая любовь композитора к
своей Ротине. чувство  советекого
	патриотизма пронизывают т BOD TOCTBO
	9. Каппа — от наролных 00 складу
песен п кантаты «Власть народа»
	у широких полотен героических му-
	эзыкальных спектаклей.
И ели опера «Певец свобохы»
	волнует нас, отражая совсем HEAAB-
ние события — 1940 гол и годы
	er BO OTe  e eee eee ee ee ео
борьбы за ева em Зах. чательного артиста е высокой музы-
ской Эстонии от гитлето заслугой   Кальноетью, актерским мастерством,
ратчиков. TO большой д nfinae и
	композитора в его первой опере —
«Огни мшения»-—явилось творчески
удачное сближение страниц отдален-
ной истории © героическим периотом
Великой Отечественной войны. Бла-
годаря своей реалистической основе,
правдивости показа исторического
восстания эстонлев весною 1343 года
против псов-рынарей — предков гит-
лероБских захватчиков, опера «Огни
ишания» прозвучала и звучит сего-
JHA как современное советское про-
	ИзВеДеНИВ.
	  глубоким пониманием образа. Этлич-
‚  но исполняет Ольга Лунд трудную во-
  кальную партию Саймы, одной из са-

x
В

мых активных участниц восстания.
Очень важные функции в «Огнях

‘мшения» выполняет хор. В первую

очередь необходимо отметить хоры из
третьего акта, в которых ярко выра-
жена вера эстонцев в победу, их ре-
шимость «скорее умереть, чем
жить в ненавистном и позорном раб-
стве». Мужественный характер этой
музыки, еб волевые интонация, упру-
rad, энергичная ритмика нестра-
зимо действуют на слушателя. Впз-
чатляюще звучат в опере финальные
хоры народных воинов, женский хор,
оплакизающий смерть Сирье, и пред-
ше’твующие ему хоры.
Выразительны и образы крестоное-
пев. Мы вилли на сцене не бутафот-
ских рыцарей, а сильных, коварных

-  врагов эстонского’ народа. Пентраль-
-  ное место в их музыкальной харак-
	Е сожалению. руковохители борь-! пролетариата, который должен зани-   частное
	бы за свободу — haaima wu Лайд об-
рисораны в опере неудачно. Они
схематичны, лишены ярких нузы-
кальных характеристик.

Удачно созданы эпизодические, но
играюшие существенную роль в раз-
витии сюжета образы русского мат-
роса (Ааро Пярн) и бойца-грузина
(Эйно Ээсма). Следует особо отметить
песню трио (Раю, русский матрос и
боец-грузин) о братстве народов из
третьей картины, несущей в oHepe
	большую смысловую нагрузку. В той,
	же картине очень удачен лрамзтиче-
ский эпизод подвига русского военно-
го моряка, который, чтобы прикрыть
отступление товарищей, обвязавитись.
гранатами, бросается под вражеский
танк.

Изипу и в этой опере удались хо-
ры. Яркие интонации, харзктеризу-
ющие революционных эстонских ра-
бочих (первый акт), финальные пес-
ни победы возникли из современного
нам эстонского песенного фольклора
и песен эпохи Великой Отечествен-
НОЙ ВОЙНЫ.

Xopom по музыкальному материа-
лу второй акт оперы. В нем заслужи-
взет внимания поэтичная, разверну-
тая ария Атм, народные по
характеру женские хоры и танцы.

Очень  эффектна сатирическая
партизанская пляска в пятой карти-
не: импровизированное шуточное изд-
бражение в танце «еще небитого» и
«уже битого» фашистского  войека.

Изобретательна и красочна орке-
стровая палитра оперы «Певед ево-
болы».

Следует отметить хорошее худо-
жественное оформление спектакля
(Ф. Матт). Картины Таллина, барри-.
калы и дзоты в окрестностях этого.
города и другие декорации вполне
улались хуложнику.

Но вели в опере «Oram ем
работа композитора либреттиета_

’увенчалаеь Полным успехом. те oe
`«Певцом своболы» woo. Rantiy a
П. Руммо надо еще мпого поработать.
`Им следует творчески перееметреть
ряд мест оперы и, в первую очерель,
первый акт, посвященный установ-
лению советской власти в Эсточии в
1940 году. Здесь образ эстонекого

мать центральное место, обеднен @
сюжетно и музыкально. Некоторых
сюжетных и частично музыкальных
переработок требует и финальная
картина оперы.

Несовершенство либретто оперы,
недостаточно критическое отношение
Е нему композитора об’ясняют сла-
бость музыкальной драматургии и в
ряде других мест. Так. в картине
«Баррикады в окрестностях Таллина»
есть отдельные, удачные по музыке
части, но драматургически они He
об’елинены. В результате здесь чув-
ствуется статичность, действие раз-
вивается неравномерно, слишком за-
метны «стыки». пустоты.

Но в музыке оперы «Певец евобо-
ды» есть немало и ценного — яркие,
мелодические находки, умение соз-
лать контрастные образы, развить
удачную мысль. Недостатки ее могут
A должны быть преодолены и авто-
рами, и тезтром. Тогда, «Певец евобо-
хы» сможет прочно войти в penep-

туар театра «Эстония».
kwh we
	Отной из самых существенных 960-
бенностей музыки онер 9, Бапна яв-
пяется ее интонационная близость
несне и танцу эстонского народа.
Глубокое изучение музыкального
фольклора родной страны, умение
творчески перенлавить народные ин-
тонации в торниле композиторскога
мастерства содействовали яркости й
характерноети твоочеекого ‘почерка
композитора, мелодической свежести.
его языка. Народная основа музыки
Каппа делают eo яеной и доходчивой,
несмотря па применение порою злож-
ных выразительных средств. Многое
в операх Каппа, созданное фантази-
ей композитора, воспринимается как
натодная музыка, хотя Капп чрезвы-
чайно релко прибегает к прямому ци-

тированию народных тем.
Другой. не менее существенной
чертой Э. Каппа, выраженной в 0пе-
ре «Огни миения». являютея выео-
кое профессиональное  мастеретво,
умение полно хонести до слушателя
свои творческие замыслы, полчинить
	> полнокровных 906разов
A Tearpa § 78YX _ HENDEMHDPUMEIX
  сил: свободолюбивого
в Москве о„стонскою — народа.
. его представителей
Вамбо, Сирье, Саймы,
Мехиса и их врагов — рыцарей-кре-
стоноспев.

Образы народа получают конкрет:
ное воплощение в напевных, развер-
нутых по форме ариях, ансамблях.
выразительных речитативах, умело
 солетаемых с партией хора. Олин из
наиболее ярких персонажей оперы—
Вамбо, вдохновитель восстания, ге-
роическую вокальную партию кото-
‘рогов исключительным мастерством
 Henoanaen Тийт Куузик. Прекрасный
тембр голоса сочетается у этого заме-
	Гастроли театра
‚ Эстония“ в Москве
		Спена из 4-го действия оперы «Огни мщения» Э. Каппа в поста-
	Эстонской ССР
остьянова. (ТАСС).
	и балета Эстонск
Фото В Савостьянова.
	новке Государственного театра оперы
		«Эстония».
	ность, грубость-— все эти черты, хЗ-
рактерные для иноземных захватчи-
ков. нашли в музыке Валита сильное
отображение. 91% в равной мере от-
носится и к хорам крестоносцев, и &
вокальной партии феодала —— образ
которого верно воплощен артиетом
Воотеле Вейкат, ни разу не впалаю-
щим в шарж и ярко рисующим зл0б-
ного врата народа.

Оркестр в течение всей оперы кра-
сочно и действенно дополняет харак-
теристику сценических образов. Ком-
позитор пользуется в «Отнях мше-
ния» характерными для него при-
емами симфонического развития, 0с-
нованными на творческом использо-
	вании традиций классиков русской

оперы. ]
Необхотимо отметить строгие по
	стилю, привлекающие красочностью,
хорошим вкусом декорации Вольде-
	Mapa Agaca.
	ренесенных в гитлеровских застен-
ках. .

В этой первой эстонской опере на
советскую тему (борьба эстонских
пролетариев за установление совет-
ской власти в родной стране и борь-
ба всех советских людей за освобо-
ждение Эстонии от гитлеровских зах-
ватчиков) имеется ряд значительных
по музыке сцен и отдельных эпизо-
дов.

В центре внимания слушателя —

образ поэта Раю. певца свободы,
безразлельно отдавшего свой большой
талант народу. Этот образ сцениче-
ски нанболее полно раскрыт в эпизо-
де в фашистской тюрьме (четвёртая
картина.
‚ В этой опере, каки в «Огнях мше-
вия», Т. Куузик созлал яркий, запо-
минзющийся, исполненный  жизнен-
ной силы образ. Его Рало с первого же
появления на сцене вызывает горя-
чую симпатию зрителя, и симпатия
эта растет от картины к картине, от
действия к лейстрию.

Эльза Маазик умело раскрыла сер-
дечную задушевность;, теплоту. и вме-
сте с тем твердость характера, девуш-
ки-партизанки Арм.
	Изрестно. как трудно композито
	ру найти удовлетворяющее его опер-
ное либретто. В опере «Огни мще-
ния» созружество композитора и ля-
бреттиста Пауля `Руммо прирело к
aoap rien  РАВНЗТАНИЮ ЗАМЫСЛОВ
	счастливому совпадению заза?
обоих авторов. Музыкальная драма
тургия в этой опере находится в ор
	апической. неразрывной связи © раз
	Вторая совместная работа Эугева
Каппа и Пауля Руммо-—опера «Певел
своболы»— посвящена памяти эстон-
ского поэта Иоганна  Сютисте
(1899—1945), жизнь которого без-
временно угасла после страданий, пе-
	витием тействия. Этлесь нет эпязолов,   теристиве, занимает подчеркнуто ста-
		отвлекаюптих от основной темы. Все   тичная,
	летали «Огней мщения» подчинены   красно перелающая жестовость Pbi-
	OTHOH,
		главной цели — создзнию   царей.