ВЕТСКОЕ
O FM
	CO
	НЕКУССТВО:

— ЛНародные танцы
  Чехословакии
	Чехословацкий народ по праву гор-
	дится своим замечательным искусст-
вом. Сквозь века иноземного господ-
ства пронес он свою родную нацио-
нальную культуру. а

В новой, народко-демократической
Чехословакии открылись широчайшие
перспективы для развития народного
искусства. Радость свободы, вдохно-
венного творческого труда находит
яркое выражение в народных песнях
и Танцах, исполняемых сейчас тыся-
чами самодеятельных коллективов
Чехословакии.
	Безгранично богатство чехослован-
кого танца. В одной лишь Чехии на-
считывается свыше 600 различных
танцев, отличающихся ’исключитель-
ным разнообразием движения, тонким
и изящным рисунком. В танцовальном
фольклоре Чехословакии широко ис-
пользуются мотивы труда, быта и об-
рядов. Как и у всех славянских наро-
дов, чрезвычайно распространены у
чехов и словаков хороводы. Веселые и
жизнерадостные, они являются люби-
мым развлечением молодежи. Не ме-
нее широкой популярностью пользу-
ются ченбкие и словапкие ` польки,
	исполняемые с болышой грацией и
легкостью, а также многочисленные
игровые танцы, отображающие труд
	и отдых народа.
				Глаззии очевидца

Из американскозо дневника
	венгерском еженедельнике
«Синхаз иш мози» («Театр и кн-
но») был напечатан нижеследую-
щий рассказ венгерского журна-
листа Имре Бекеши, недавно воз-
вратимнегося из Америки.
		ве встречи в новом Китае
	«Учиться у Совег-
ато E. Oxcxoro-
	Китайская молодежь несет плакат с надписью:
	ского Союза!».
	ной 1939 года его назначают во
мощником начальника пропагандного
отряда при Главном политуправлении
8-й армии. Затем, © осени того же
года он начинает преподавать В
Академии искусств им. Лу Синя. На-
ходясь в рядах армии, Ван Бин ae
бросает творческой работы. Он пи-
шет ряд сценариев. В конце 1944
гола им был создан сценарий фильма
«Селая девушка». Но поставить этот
фильм в то время еше было невоз-
можно. .

После капитуляции Японии Ван
Рина нанравляют в северо-восточные
провинции Китая. Там он работает в
культурно-просветительном отделе,
много времени проводит в деревнях,
где помогает проведению аграрной
реформы.

Осенью 1948 года Ван Бин в0-
вращается, наконец, в кинематогрз-
фию. А год спустя китайская народ-
ная кинематография  отпразлновала
рождение своего первого художест-
венного фильма. На экраны страны
был выпущен фильм «Мост», но-
ставленный Ван Бином на северо-
восточной студии по сценарию пи-
сателя Юй Мина.

Наша, встреча с Ван Бином, 9 ко-
торой. я хочу рассказать, произош-
ла векоре носле выпуска на экраны
Китайской народной республики
фильма «Молодая гвардия». Фильм
имел большой успех и произвел Ho
китайского зрителя, особенно Ha
молодежь. огромное внечатление. В
Тяньцзине, надтример, он демонстри-
ровался в 1 кинотеатрах. После
просмотров фильм горячо обсужлал-
ся. В результате его показа десятки
тысяч китайских юношей и девушек
вступили в Новодемократический
китайский еоюз молодежи.
	Бюльшюе впечатление произвела
эта кинокартина и на Ван Бина, ©
чем он горяч начал рассказывать
ине при нашей встрече’ после про-
<мотра фильма.

— тот фильм, — сказал Ban
Рин, — имеет не только большое
воспитательное, значение для нашей
молодежи. он имеет огромное значе-
ние и для нас, кинематографистов.
На полобных фильмах мы учимся у
наших советских товарищей подхлин-
ному актерскому и режиссерскому
мастерству, тому, как надо воспевать
в художественных  произвелениях
гердические подвиги народа. Китай-
екий народ продемонстрировал миру
чудеса героизма. выдержки и сам0-
отверженности. Имена тысяч героев
остаются пока безвестными, и мы,
китайские кинематографиеты, долж-
ны в своих. фильмах  Тассказать о
них. Мы неотак уж давно получили
возможность создавать художествен-
ные фильмы. Однако в чиеле наших
первых фильмов — «Дочери Витая».
Эта картина воепевает полвиг восьми
китайских . девушек-партизанок, а
фильм северо-восточной киностудии
«Иартизанка Чжаю» рассказывает 0
полвягах проетой китайской девуш-
	ки Чжао И-мань. Образы этих героев.
	очень близки образам молологвардей-
пев. 30е и ‘Александру Матросову и
тысячам других героев, отловших
жизнь заосчастье и свободу  совет-
ского нарола.

— А над чем вы работаете после
окончания фильма «Мост»?

— Сейчас я работаю нат фильмом
«Седая девушка». Спенарий ato-
о фильма написан по одноименной
народной опере, созданной и впезвые
поставленной в Янане. Он рассказы-
вает о том бесправном и унизитель-
ном положении, в котором нахоли-
лись женщины в старом Китае. А по-
том я мечтаю поставить фильм © м0-
лодой гвардии Нового Китая — о
нашей героической молодежи.
	Широки творческие планы китан-
ских кинематографистов. Небольная
труппа кинематографии начала B
1937 голу работать в Янане под ру-
ководством режиссера Юань Му-чжи,
ныне начальника Центрального уп-
равления кинематографии Китайской
народной ‘республики. Сегодня ona
выросла в трехтысячный отряд, иду-
щий вместе с народом, служащий ему
своим искусством.
	Евгений ОКСКИИ.
	Заря угасала. В наступающих су-
мерках быстро растворялись винева-
тые очертания гор. Ночь окутывала
свонм темным покровом  причудли-
зые старинные пагоды, украшенные
замысловатыми орнаментами ворота
и сказочные дворцы древней столицы
Китая.

Дневной зной сменилея приятной
вечерней прохладой. Ласковый ветер
тихо шуршал густыми ветвями бе-
лых акаций. Мы уже себрались то-
кинуть стены Пекинской  киносту-
дии, когла неожиданно столкнулись
с Чжан Бо. Первая наша, встреча, со-
стоялась около года назад. Чжан Бо
был тогда только что демобилизован
из армии и направлен на работу по
организации проката кинофильмов в
	отном из крупнейших городов Витая.
	— Гаяньпзино.
	Американский обывалель чувство-
вал бы себя несчастным, если бы
стены его комнаты не были увешаны
тем или иным количеством фотогра-
фий кинозвезд с соответствующими
душежипательными наяписями. Эти
надписи обычно следующего  содер-
жания: «С выражением большой
дружбы — Грета Гарбо» aaa: «С
верной любовью — Джон’ Ерауфорд».
	Бременами встречались и такие:
«Ночью и лнем думаю только о тебе
-— Микки Руни». Дирижер джаз-0р-
костра Изуль Уайтмэн обычно питиет
на своих фотографиях: «Моя жизнь
принадлежит тебе».
	Обялие виденных мною фотетра-
фий «звезд» © подобного рода авао-
графами повергло меня в удивление.
Я высчитал, что если бы каждая
«знаменитость» высылала ТОЛЬКО
200 фотографий в течение хня, то не
осталось бы времени для какой-либо
лругой работы. Но мое удивление бы-
16 вскопо рассеяно,
	Олнажлы я.получил по почте фото-
граФфию полуразлетой женщины, при-
	чем на снимке была надпись’ «Я
твоя — Бетти Грейбл».

— Ur это значит? — спроеила
	моя жен.

—- Не знаю, — ответил я, — я не
знаю этой дамы.

— Вот как! Значит, она просто,
бес всякого повода прислала тебе фо-
тографию е автографом? Впрочем, я.
кажется, знаю ее. Она играет роле
вурдалака в каком-то фильме.

— Я поеду на стулию и узнаю,
каким образом эта, фотография попа-
ла ко мне, — сказал я, чтобы рассе-
ять подозрение.

Я отправилея на кинофабрику.
Носле долгих расспросов меня прове-
ли к шефу рекламного отдела студии.
	— Что это значит’ —просия я.—
Откуда этот снимок? Я уже пожилой
человек, женат, отец семейства, и я
совсем не желаю, чтобы какая-то
Бетти Грейбл об’являла, себя моей. И.
наконец, я не знаю ее и не видел
даже картин с ее участием.

’— Но это Воллман, — об’яенил
шеф рекламного отдела.
— Ето этот Воллман?

— Воллман — это наиг похлелы-
ватель автографов. И можете верить
—это самый прославленный во всем
Голливуде... Важдая студия имеет
своего подлелывателя автографэв, но
Воляман является наилучшим из
них. Его надписи на фото даже луч-
ше. чем настоящие. В этом он побил
рекорд. Когда выходит новый Фильм,
студия высылает фотографии «ки-
нозвезл» с надписями Воллмана. Это
хорошая реклама. Адреса берутея из
телефонных книжек. И те, которые
получают эти фото. бывают очень
довольны. Ежегодно Воллман под-
лелывает 250 000 автографов. Спо-
собный человек. Был некогда Ффаль-
шивомонетчиком, сидел в заключе-
ний 19 лет.
	— Ноя не желаю иметь ни фото-
графии, ни автографа. Это привело к
тому, что моя жена меня подозрева-
ет...

— Не бела! Пс крайней мере. ва-
ша жена увидит этот фильм. Она бу-
дет удивлена, когла увидит, как вы-
глядит та женщина. которая приела-
та вам свое фото. Это является на-
шей нелью.

Я полажил на стол фотографию
Бетти Грейбл с автографом Воллмана
и сказал, чтобы Воллман больше не
присылал их мне.

— Мистер поступает очень легко-
мысленно, — ответил начальник
рекламного отдела, — за три авто-
графа Бетти Грейбл вы получили бы
автограф профессора Эйнштейна.

— Настоящий?

— Нет, безусловно подделанный
Воллманом. ‘
	Еще тогда нам понравилось ем
спокойное с широкой приветливой
улыбкой лицо, глубоко располагаю-
щая скромность и непосредственность
в обращении. Нелегко давались Чжан
Бо его первые шаги ‘на гражданском
поприще. Дело было для него новое
и трудное. Но он ‘не впадал в ©т-
чаяние. Кипучая энергия, исключи-
тельно добросовестное отношение Е
порученной работе воесполняли все—
недостаток опыта, знаний, а глав-
ное — почти полное отсутствие спе-
циалистов-помощников.

Вскоре после знакомства я узнал
© некоторых подробностях жизни
Чжан Бо.

Когда японские интервенты зажг-
ли на китайской земле пожар 3за-
хватнической войны, лучшие прел-
ставители китайского нарола остави-
ли свои поля, покинули фабрики, за-
воты и учебные заведения и нанра-
вились на еевер в горол Янань —
серлце китайской революции. Они
сделали это, чтобы в рядах армии,
руковолимой вождем китайского на-
pora Mao Пзе-луном и летенларным
полководцем Чжу Дэ, бороться за
своботу и независимость своей роли-
ны. В Янань шли не только взрос-
лые. Шли полростки и лаже дети.
Отним из них был 14-летний маль-
чик, пробравшийея в Янань из де-
ревни, расположенной недалеко от
Шанхая, — Чжан Бо.

Триналиать лет провел Of B
рядах Народно-освободительной ар-
мии. В огне национально-освободи-
тельной войны кончилось ето детет-
во, прошла юность. В перерывах ме-
жду боями и походами, = используя
каждую свободную минуту, Чжан Бо
настойчиво учился. Он стал не толь-
о опытным, закаленным бойцом, но
и сумел получить хорошее образова-
ние.

Я был несколько удивлен, встре-
тив его снова в Некине,

— Злесь нет ничего удивительно-
то, — сказал Чжан Ро, крепко по-
жимая мою руку, — все закономер-
но. Сначала надо было добыть тв, что
народ имеет сегодня. Я стал бойпом.
Еще в армий, под влиянием кино-
фильмов и театральных постановок
армейских  агитационно-дхраматиче-
ских коллективов, я задумал <де-
латься актером. Но тогла надо было
бить врага, и мы с товарищами би-
ли его. Затем нехватилю администра-
тивных кадров — работал на алми-
нистративной службе. Но я никогда
не терял надежды стать актером. А
если чего-нибуль сильно хочешь, т9
обязательно добъешься. Как видите,
хеголня моя мечта становится дей-
ствительностью.

— Правда, у нас еще нет специ-
ального киноинститута или школы
киноактеров, как в Советеком Союзе.
Не весе сразу. Со временем будут и
они. Сейчас мы пол. руководством
напих старших товарищей, китай-
CRHX актеров и режиссеров, учимся
на практике. Кроме того, у нас есть
пеннейшее учебное пособие — это
советские кинофильмы. Блатодаря
KM нашими учителями являются так-
же лучшие в мире артисты — совет-
кие артисты...

Некоторое время мы шли молча.
Чжан Бо залумался, и мне не хуте-
лось прерывать его мыслей.
	— 9то советекие фильмы, — ска-
зал он, глубоко вздохнув. Знаете,
я 13 лет не был лома и все это вре-
мя не вилел родителей. Сообщение о
смерти матери я получил, еще дуду-
	Слева, на вершине холма, белеет
каменная башня. напоминающая
своими. формами огромную фарфоро-
вую бутылку. Доносятся. звонкие го-
лоса молодежи. На этой части двор-
цовой территории, куда раныше че-
ловеку из народа вход был запрещен
под страхом смертной казни, устроен
MADR. который стал любимым местом
ютдыха и народных гуляний.
	— Вот, видите, какие у яас
происходят превращения! — замеча-
ет Чжан Бо.

— Ла ивы. Чжан. Бо, бы-
	ли бойцом Народно-обвоболительной
армии, а теперь стали актером.
Улыбка пробегает по лицу Чжан
Бо. Склонивитись над перилами, смо-
трит он в мерцающую звездными от-
светами спокойную глаль озера.

— Раньше нам не часто улава-
лось посмотреть советский фильм
или послушать ралиопередачу из Мо-
сквы, — говорит он тихо. — Если
бы вы знали, каким большим празд-
ником был для нас каждый такой
случай! Еше в Янане мы старались
не пропустить ни. одной возможности
послушать радиопередачу из Москвы,
музыкальные мелодии затюминались
нами на слух, слова, песен запизыва-
лись товарищами, знающими рус-
ский язык. Затем они переводились
на китайский язык. Сейчас — лело
другое. Тенерь каждый день можно
слушать советские. песни. музыку
Чайковского и других великих рус-
ских композиторов. Китайские ралио-
станции не только транелируют пе-
редачу советских радиостанций, #0
много времени отволят пол передачи
советских песен и русской музыки в
граммзапиеи. Даже пентральные
газеты публикуют транскрибирован-
ные по китайской цифровой системе
ноты наиболее популярных  совет-
ских песен:

: я
	Советские кинофильмы оказывают
большое влияние не только нз моло-
дых работников китайской кинемато-
графии. Мне вспоминается одна из
встреч с режиссером Ван’ Бином, по-
становщиком  первото китайского
художественного фильма «Мост»,
созланного на государственных сту-
диях.

Прежде чем рассказать © натей
беседе, хочется хотя бы несколько
слов сказать о самом Ван Бине.
	Сейчас Ван Бину около 40 лет.
По сравнению с Чжан Бо Ван Бина
можно считать ветераном китайской
кинематографии. Ло 1937 гола он
работал на различных киностудиях
Шанхая.

В том же году, когда в Янане поя-
вился четырналцатилетний мальчу-
тан Чжан Бо, пришел туда и Ван
Бин. Здесь он окончил Военную
академию и ветунил в рялы комму-
нистической партии Китая. С этого
времени вся его жизнь тесно связана
с деятельностью компартии, с ве ге-
роической борьбой за свободу и неза-
висимость китайского нарола, сязчала
против яповеких интервентов. & за-
тем против продажной банды Чан
Кай-ши и ее американских покрови-
телей.

На какую бы работу ни посылала
партия Ван Бина, он. всегда оправ-
хывал оказываемое ему ловерие. Вес-
	чи в армии. Перед возвращением В
Пекин я, наконец, сумел навестить
отца. Не буду вам описывать нашу
встречу, вы и сами хорошо. понимае-
те чувства отца и сына, встретив-
пиихея после столь долгой разлуки.
Собственно. я рассказываю вам 06
этом рот почему. В день моего при-
езла в леревню. приехала кинопере-
	твижка из Шанхая. Аотя деревня, где
	живет отеп, находится недалеко от
Шанхая, но больнринство крестьян
смотрело кинофильм в этот вечер
впервые. Показывали советский
пветной фильм «Каменный цветок».
Зрители умно высказывали CBOP
восхищение. Они долго не раеходи-
лись поеле окончания сеанса. Гово-
рили © замечательном мастере Да-
ниле. о его невесте Кате и о сказоч-
ной Хозяйке Медной горы. Выражалн
блатоларность народной власти, при-
славшей в деревню кинопередвижку.
Эсобенно поразило всех, что совет-
ские актеры так хоропю говорят на
китайском языке. Пришлось мне чи-
тать пелую лекцию © дублирования
советских фильмов на китайский
язык.

— Послушайте, Чжан Бо, а много
работает сейчас таких передвижек?
— спросил я.

— Пока, к сожалению, очень ма-
лю. Большинство их обслуживает ар-
мию. В этом мы уже достигли боль-
лних успехов. Например, в. северном
Китае бойпы Наролно-оевоболитель-
ной армии примерно два раза в ме-
CAN смотрят. советские фильмы и
фильмы нангих государетвенных ки-
ностудий. А с обслуживанием насе-
ления лело обстоит значительно ху-
же. Скажу болыше, у нас еще ссть
такие места, Tie население He
только не витало, но даже ничего не
CABG IO 0 RHO.
	— Нри гоминдановцах кинотеат-
ры строились лишь в крупных 10ро-
дах. Только теперь кино стало ню-
никать в деревню. Центральное уп-
равление кинематографии налажи-
вает прокат узкопленочных картин.
Лело это нелегкое. Нужны  пере-
движки. Надо подготовить киномеха-
ников. Вы только подумайте, сколь-
хо нужно передвижек для нашей
страны! Но лело это уже начато и
булет так же успешно завершено,
как и все мероприятия Народного
правительства.

Осталась позали шумная торговая
улица Сиданлу с ее непрерывным
лотоком пеликепов (так называют В
Китае велорикш) и автомашин. Сре-
ди них все чаще и чаше иожзо
встретить наших земляков — юркого
«Москвича» и горьковскую «Шобе-
ху». Иногда стремительно проносит-
ся, поблескивая лаком, ЗИС-110.

Чжан Бо идет, отшвыривая ногой
попалающиеся на дороге мелкие ка-
метки. На мосту через озеро Бей-
хай мы невольно останавливаемся,
очарованныге открывшимся перел Ha-
ми зрелищем.

На небе зажглись яркие звезлы.
По зеркальной глали озера разбьоса-
ны многочисленные, похожие Ha
большие лилии, блелнорозовые пве-
ты лотоса. Справа тускло  светятея
покрытые глазурью черепицы воыш
	дворцов Запретного горола. Бывшая
	резиденция китайских, императоров
превращена ныне в исторический
музей.

Коммунистическая партия Чехосло-
вакии и Народное правительство ока-
зывают огромную поддержку развитию художественной самодеятель-
ности. В настоящее время в стране насчитывается свыше 300 тание-
вальных коллективов, и число их неизменно растет. С 1945 года еже-
годно устраиваются общегосударственные этнографические торжества
	исполнителей
	привлекают «сорев-
	в Страженице. Большое число
	нования творческой молодежи», регулярно устраиваемые союзом мэ-
		В Чехословацкой народно-лемократической республике работает
	и ряд профессиональных
	ансамблей, созданных ne образцу со-
	ветских хоровых и танцовальных коллективов. Среди них особенно
выделяются чехословацкий ансамбль песек и танцев и словацкий ан-
самбль народной песни и пляски, состоящий из хора, танцевальной
группы и оркестра народных инструмеетов. Интересный, поллинно
народный репертуар этих ансамблей отлично исполняется певцами и
	танцорами.
	Возрожденная победой народной демократии. многовековая нацио-
нальная культура является тем животворным источником, из котв-
рого мастера чехословацкого искусства черпают силы для создания
новых произведений во имя интересов народа и мира во всем мире.
		И. ЛЫТКИНА.
	На снимках: вверху — выступление Чехословацкого ансамбля
- Песен и танцев, справа — словацкий танец деревни Велька Куб-
ра в исполнении солистов ансамбля.
	Пакануне открытия театрального сезона
	Труппа Государственного академи-
ческого Большого театра соберется
после летнего отдыха 26 августа. От-
крытие сезона состоится 1 сентября.
На основной сцене пойдет «Иван Су-
санин», в филиале — «Русалка»,
	Работы по реконструкции и капи-
тальному ремонту основного здания
ГАБТ приближаются к концу.

В репертуаре предстоящего сезона
— оперы «Декабристы» Шапорина,
«Морозко» Красева, «Самсон и Да-
лила» Сен-Санса, балет «Рубиновые
	Гастроли Ярославского драматиче-
ского театра имени Ф. Г. Волкова в
Москве близятся к концу. 20` августа
театр показал москвичам постановку
пьесы Вирты «Заговор обреченных».
За этот спектакль основная группа его
участников была удостоена м!
ской премии.
	Нереполнившая зрительный зал
публика живо реагировала на ход
	действия пьесы, в которой разобла-
	чаются происки американских агрес-
	звезды» Баланчивадзе. Предполагает:
ся также поставить давно не шедшие
в Москве оперы Рахманинова «Фран-
ческа да Римини» и «Алеко».

er

Сбор труппы Малого театра назна-
чен на 31 августа. На следующий
день откроется осенне-зимний сезон
пъесой Горького «Варвары», которая
пойдет в этот вечер в 237-й раз,

В филиале Малого театра в день
	открытия пойдет бессмертная комедия
Гоголя «Ревизор».
	соров, направленные против стран но-
вой демократии.

Сегодня ярославпы показывают по-
следнюю свою работу, включенную в
репертуар московских  гастролей,—
пьесу Горького «Васса Железнова».

23 августа Всероссийское театраль:
ное общество ‘организует в помеше-
нии МХАТ обсуждение спектаклей
Ярославскоге театра.
	Гастроли закончатся 27 августа
спектаклем «Егор Булычов и пругие»,
	Лрославский театр в Москве
		Скульптура Чорвапея «Потому же
пути» олицетворяет прочный coos
между румынским табочим классом
и трулящимея крестьянством. Скуль-
птор изобразил рабочего и креетья-
нина. крепко пожимающих друг дру-
гу руки. Выполненная в дереве. ком-
	позиция отличается выразитель-
ностью. переоняжей.
_ Талантливый скульптор-еамоучка
	Шульман только после, освобождения
Румынии смог по-настоящему  про-
явить cBoe дарование. Его «Литей-
щики» выражают устремление py-
мынеких трудящихся самоствержен-
ным трудом отетоять дело мира.
	Канлилатамя на Премию Мира or
	Румынии вылвинуты вылающийея
писатель Михаил Садовяну — автор
широко известного романа «Murpa
	Вюкор»—и мололой поэт Дав Дешлиут,
	создавитий волнующую поэму о все-
	народном голосовании за мир—«Бо
имя мира, полпингиеь!».

Представлены на есиекание Пре-
мии Мира и произведения рухынекой
музыкальной культуры — «Кантата
в честь И. В. Сталина» Михаила Анл-
рику и «Песня о Сталине» Анатолия
Виеру. Беспредлельная любовь румын-
ских трулящихея к своему верному
IDVTY и освоболителю товарищу
Сталину звучит в этих двух про-
пзвелениях. пользующихея огромной
популярностью в Румынии.

Проелавленное в песнях и леген-
дах имя Сталина звучит сетолня на
свободной румынской земле. С этим
именем на устах празднует фумын-
ский народ головшину своего 0ево-
бождения. С этим именем идет он в
бой за мир, за социализм.
	разительный портрет женнины-удар-
ницы — одной из тех тысяч жен-
щин, которых можно сегодня встре-
тить на многих предприятиях Румы-
нии. Спокойствием и твердостью IbI-
пгит ее лицо, озаренное прекрасным
внутренним светом. Она знает, во
имя чего она трудится, знает, что
каждый лишний процент нормы —
это удар но’ ноджигателям войны.

Среди произведений румынекого
искусства, выдвинутых на соискание
Премии Мира, — работы трех
скультторов: Бориса Караджа, Чор-
ванги и Максимилиана ПГульмана.

В скульштуре Караджа «Berpe-
ча» запечатлен момент встречи в Ру-
мынии советского воина-освободите-
ля. Соллат-автоматчик высоко под-
нял на руки маленькую девочку, до-
верчиво полнесенную ему креетьян-
кой. В скульптурной композиции яр-
ко отображено благородство совел-
ского человека.  принеешего ¢Bo-
боду и счастье утнетенным ^наро-
хам Европы и мужественно запиоца-
ющего эти завобвания. Вместе с тем
скульнтору улалось показать огром-
ную любовь“и признательность ру-
мынских трудящихся к своим совет-
ским братьям.

Каралжа — один из ведущих
скульпторов Румынии-—крунный o6-
ественный деятель. Сын рабочего,
он е дететва познал ужасы капита-
лизма. Прежде чем’ стать екульнто-
ром, работал на! фабрике, был норто-
вым грузчиком. Только в народной
Румынии его талант был по лостоин-
	ству оценен. Варалжа — профессор
Инет HTYTa EC RYCCTB, заместитель
предеедателя профсоюза оаботников
	изянитых иекуеств, член Постоянного
Комитета РНР в змциту мира,
	Новые экспонаты Музея восточных культур
	В Музее восточных культур от-
крылся новый выставочный зал, по-
священный искусству Китая. Значи-
тельную часть новой экспозиции сс-
ставляют подарки различных китай-
ских организаций делегациям деяте-
лей культуры, науки и искусства’ Со-
ветского Союза, посетившим Китай-
скую народную геспублику.
	культур от-  ] свидетельствуют о том, что традиция
	китаиского художественного ‹ ремес-
ла, имеющего многовековую давность,
успешно ‘развиваются в свободном
Китае. -
Центральный музей Казахстана пе-
редал Музею восточных культур рял
образнов древнего и срелневековога
искусства своей республики. Большой
	Па Премию

Mii pa

защиту мира. Ja 3a-
слуги перед родиной
правительство награ-
дило ее орденом Тру-
	Ad.
арода «Женшины из Ли-
лице» были Hapa
сованы Лилжией. Маковей углем
	на первом Веемирном Конгрессе ето-
ронников мира в Праге, гле она при-
сутетвовала в качестве делегата Ру-
мынии. Образы двух простых кре-
стьянок, оставшихся в живых после
бойни, устроенной. гитлеровцами в
Тидице, произвели сильное впечатле-
ние на художницу. Талант мастера
‘позволил Л. `Маковей. в острой. и. реа-
листической манере выразить: чувст-
ва этих двух женщин. потерявших
самое дорогое — детей, родных: лом.
Торе не сломило их волю; и они
ттрелетают перед нами; полные ренги-
мости бороться 3а. то, чтобы пере-
несенные ими страдания никогда не
TOBTOPH ANC.

Ha coucranne Нуемии Мира пред-
ставлена картина другого молодого
хуложника-—Тибериу Kpayéca, «Ha
заседании». Тема этой картины —
новый человек румынской деревни.
Краусу удалось создать запоминаю-
‘щийся образ партийного пронаганди-
ста. выступающего передо креетья-

нами. Маленькая “амнпочка освещает

его мололое энергичное лицо. горя-
щие энтузиазмом глаза. Это новый
человек, передовик села. направля-
ющий трудящееся крестьянетво на
путь борьбы за мир, за построение
социализма.

Показу нового человека посвящена
и картина трансильванекого худож-
ника Андрея Бори — «Передовик
производетва». А. Борди создал вы-
	Искусство освобожденного румынского народа
	идут мастера культуры, создавшие за
последнее время PAI выдающихся
произведений искусства, помогающих
народу в его борьбе 38 прочный и
тлительный мир.
	Среди этих произвелении искуе-
ства 0вобенно выделяются работы, ле-
сяти мастеров, выдвинутые Постоян-
ным Комитетом РНР в защиту мира
ua соискание Международной Премии
Mitpa.
	Блестящим образцом художествен-
ного произведения, являющегося.
грозным оружием в борьбе народов
против поджигателей войны, можно
считать рисунок талантливой худож-
ницы Лиджи Маковей «Женщины из.
Лидине на Конгрессе сторонников
мира в Праге».

Лиджия Маковей принадлежит &
молодому поколению румынских ху-
дожников. Она создала ряд выдаю-
щихся произведений, получивигих
рыескую оценку зрителей. Талантли-
вый хуложник-декоратор. Л. Маковей
известна также своими многочиелен-
ными рисунками и иллюстрациями к
	книгам румынеких и советских пи-
	салелей. Нлодотворную работу в 00-
ласти изобразительного искусства
Л. Маковей успептно сочетает с педа-
гогической и общеетвенной теятель-
	ностью. дна — профессор Инетитута
	искусств в Бухаресте, член ЦВ (ою-
за демократических женщин Румы-
нии и Постоянного Комитета РНР в
	Румынский народ торжественно

отмечает шестую годовщину со дня
освобожления Румынии героической
Советской Армией. День 23 автуста
— величайшая веха в истории Ру-
мынии. Последний день госполетва
эксплоататоров явился первым днем
великого торжества нарола, взявшего
власть в свои руки и успешно иду-
шего сейчас в построению  социа-
ama.
_ Крупных успехов добилея румын-
ский народ за истекшие шесть лет.
Быстрыми темпами развивается
ставшая  общенародной  собетвен-
ностью промышленность. Исчисляе-
мые сотнями коллективные хозяйст-
ва с каждым днем завоевывают все
большие симпалии крестьянства. Не-
виданно расцветает национальная
культура, ставшая достоянием самых
широких масс трудящихея.

Связанная узами неразрывной
тружбы со своим. освободителем —
Советским Союзом и странами на-
рохной демократии, Румынекая на-
ротная республика является прочным
звеном могучего и непобедимого
фронта мира, возглавляемого великой
страной Советов.

Сейчас. когда всенародное движе-
ние за мир охватило сотни миллионов
зюдей во всех уголках земного. ш3-
ра, трудящиеся Румынии отдают все
силы укреплению своей родины,
борьбе против американских поджи-
тателей войны. В олном ряду с ними
	Среди подарков — произведения   интерес представляют терракотовые
современного китайского художест-   облицовочные плитки с мавзолея
венного ремесла: тканные портреты   Айша-Биби (ХИП век нашей эры).
	И. В. Сталина и Мао Цзе-дуна, по-
крытые перегородчатой эмалью’ вазы,
изделия из слоновой кости, украшен-
ные перламутровыми инкрустациямн
ширмы, ручные  вынтивки жанра
«Иветы и птипы». Новые экспонаты
	близ города Джамбула. Орнаменты
плиток по своему рисунку отличают-
ся от орнаментов той же эпохи, ха:
рактерных для прилегающих к Ка-
захстзну стран Срелней Азии.

Главный редактор С. Б. СУТОЦНИЙ..

Редакционная коллегия; Г. В. АЛЕНСАНДРОВ, В. Н. ВЛАСОВ,
Н. Н. ЖУКОВ, П: Н. ИВАНОВ (зам. славного редантова),
А. А. ИНОННИКОВ, С. В. МИХАЛНОВ. К. И. ТРАПЕЗНИНОВ.
	МОСКОВСКАЯ
ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
нмени П. И. ЧАЙКОВСКОГО
	ОБ’ЯВЛЯЕТ ПРИЕМ В АСПИРАНТУРУ
	очивение, народное музы-
		вчемон специальности
-ленинизма и иностран»
	директора
	на 1950—1951 уч. год
	ъвецнальностям:
ОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ:
	Sp ES a, MP EEN EY eT Ee хольное ление, хоровое »F
ческое: дирижирование, история музыки, теория музыки. сочинение,
кальное творчество, марксистско-ленинская эстетика.

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ:

Фортепиано, струнные ‘инструменты, история музыки, народное м;
чество, марксистскэ-ленинская эстетика.
	‘зоступающие. в ее пирантуру представляют реферат. по. избираемой
и подвергаются экзаменам по спениальности, основам марксизма-ленань
	ому языку.
Заявления подаются до 31 августа с. г. на имя
по адресу: Москва, ул. Герцена, д. 13

Bete oe UN OE OE ON Г

piven awe

a eee EE Se peepee snaps ar

«Советское чскусство» выхонвт
во вторникам и субботам.
	корреспонлевтской сетв—К 5-45-12; отделы музыка. киео, изобразительных E-Kyctre = К 1-45-08.
	Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отпелы информапив, архитектуры-К 4-15-66; отдель театра
	Типографая «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.