СОВЕТСКОЕ: ИСКУССТВО
				Создать советские
художественные панорамы
	Б русском изобразительном иекус-
	стве, воегла отличавшемся своими
лемократическими тенденциями, иЗ-
лавна утвердился и завоевал ши-
Рэкую популярность жанр историче-
ской панорамы. Русэких  художни-
ков, работавших в-этом жанре, при-
влекала возможность создать мону-
ментальные произведения,  BOCKpe-
шающие в яркой, наглялной форме
Знаменательные события историн на-
шего отечества. Жанр панорамы п9-
зволял живописпам © особой рельеф-
ностью запечатлеть на века подви-
ги русских воинов в баях за честь и
независимость Родины. .
Олтно из самых известных п00изВ6-
	лений такого рола — хуложеествен-.
	ная панорама «Оборона Севастопо-
ля», созданная Ф. Рубо. Огромной по-
пулярностью пользовалось это творе-
ние художника. варварски  разру-
шенное о гитлеровцами. Панорама.
прославлявшая героическое прош-
soe русского народа, была уста-
HOBIEHS B Севастополе на месте
знаменитого четвертого бастиона.
ажлый бывавший в городе считал
своим лолгом посетить панораму и
ознакомиться с выдающимся  созда-
нием панорамного искусства. равно-
го котопому не было в мире. Еже-
голно Севастопольскую панораму по-
сешало свыше двухсот тысяч чело-
Век.

Побелоноеное завершение Великой
Отечественной войны выдвинуло пе-
ред хуложниками новые  величест-
венные темы. лля наиболее вырази-
тельного решения которых  н60бх0-
лимо обратиться к жанру панорамы
или диорамы. В искусстве панорамы
советские художники видят неогра-
ниченные возможности для показа
трантиозных исторических событий.
и прежле всего событий Великой
Отечественной войны.

В изобразительном искусстве па-
норама и лиорама занимают 0г0бое
место, как произведения синтетиче-
ские, в которых используются сред-
ства живописи. скульптуры и свето-
Техники. Создание панорам и дио-
рам’ требует от хуложников снеци-
альных знаний и приемов. отлич-
ных от приемов станковой живопи-
си. Простор живописного поля пано-
рамы позволяет показать еражение в
условиях большого пространственно-
ло ‘размаха, показать участие в нем
огромной ‹ массы  люлей. — армий,
оснащенных всеми вилами современ-
Бой боевой техники. Ни одно из ера-
жений прошлого не может быть
сравнимо в битвами минувшей вой-
ны. Основные, решающие операции:
Московская, Сталингралекая, Орлов-
ero-Ryneras. Корсунь-Шевченков-
ская, Яссо-Кипиневская и другие,
должны быть отражены в монумен-
тальных произведениях изобрази-
тельного искусства. Эту залачу с на-
ибольшим успехом можно решить в
панорамной и диорамной живописи,
тем более. что советские хуложники
уже располагают в этой области зна-
зительным опытом.

Первая советская диорама, посвя-
шенная битве за Ростов в ды
гражланской войны, была создана в
1929 году замечательным советским
баталистом М. Грековым.

В 1934 голу, по инициативе №. Е.
Воропгилова, были начаты работы
нал эскизом большой художественной
панорамы «Штурм Перекопа». Руко-
волство этой работы было поручено
М. Грекову, & после ето смерти —
Г. Савицкому. К выполнению были
привлечены крупнейшие советские
художники: Б. Иоганеон, Г. Горелов,
А. Моравов, I]. Соколов-Скаля,
В. Ефанов. и другие.

В 1938 голу эскиз-макет панора-
мы «Штурм Перекопа» в одну пя-
TY натуральной величины и дио-
рамы «Первая конная в тылу У
Врантеля», «Переход через Сиван»,
«Разтром Врангеля у Юшунеких по-
зиций», «Бой у Чонгарского моста»
были выставлены в Москве для 060-
зрения. Они пользовалиеь у зрителя
	исключительным уснехом,

Е сожалению. завершить начатые
интересные работы и создать пано-
раму в натуральную величину поме-
тала война. В послевоенный период
	несколько коллективов © болышим
творческим под’емом начали рабо-
тать нал воплошением грандиозных
	тем Великой Отечественной войны B
панорамах и добились значительных
успехов.

Хуюжниками Oryamu им. Грекова
пол руководством А. Горпенко была
создана в 1945 голу диорама «Пе-
реправа через Днепр войск Совет-
ской Армии в 1943 году». На Вее-
союзной художественной выставке в
1946 голу была экепонированя лио-
	рама, «Героическая оборона Сталин-
града», исполненная группой ленин-
градских художников под руковод-
ством Р. Френца.

Военные хуложники Студии
им. Грекова А. Горпенко, А. Стал-
ник, П. Жигимонт выполнили в
1948 году диораму «Форсирование
Днепра войсками Советекой Армии»,
а П. Ворепкий и И. Евстигнеев —
диораму «Бой на Одерском илзплар-
ме». В 1949 голу эти диорамы улю-
стоены высокой награды — Оталин-
ской премии.

На Веесоюзной художественной
выставке 1949 года был показан
эскиз панорамы «Героическая оборо-
на Сталинграда», исполненный ху-
	дожниками Н. Вотовым и В. Яков-
левым. В этом году П. Корецким за-
кончены диорамы «Товарищ Сталин
на фронте под Москвой» и эскиз па-
норамы «Сталинградская битва»,
выполненный коллективом художни-
ков Студии им. Грекова — А. Гор-
пенко, П. Жигимонтом, Г. Марченко,
Н. Андрияка. Этот эскиз в ближай-
шее время ‘булет установлен для 060-
зрения в Сталинграде как проект
будущей панорамы.

Палорама изображает кульмина-
ЦИОННЫ ii момент Стал ингралдского
сражения — начало разгрома, гитле-
ровеких полчищ советскими войска-
ми в январе 1943 гола. Поднявшись
на площадку, зритель  становитея
как бы свидетелем пранлиозной бит-
вы. развернувшейся вокруг Мамаева
кургана.

Воолушевленные грялушей побе-
дой. воины-сталинградцы выбивают
фатииетов из развалин домов, окопов,
траншей. Враг ожесточенно  сопро-
тивляетея, переходит в контратаки,
HO под натиском наших войек отка-
тываетея с одного рубежа на лругой.
Мамаев курган опояван проволочны-
ми загражлениями На его склонах
— Лесятки разбитых орудий, тан-
ков. бронетранспортеров врага. Земля
изрыта воронками. С северо-востока
на соединение с армией генерала,
Чуйкова идут войска Денекого фрон-
та, раскалывая налвое фашистекую
труппировку. Нал Сталинградом гос-
полетвует наша авиация.

Исторически правливо и © боль-
шим мастерством художники изобра-
зили крупнейшее сражение, явив-
шееся началом перелома в холе вой-
ны. Они передали мужество. доблееть
й отвагу советских о войск. Улач-
но решив сочетание живописной ком-
позиции с «натурным» планом ху-
дожники сосредоточили свое внима-
ние на образном и идейном раскры-
тии темы.

Этот эскиз будущей панорамы
представляет собой патриотическое
произведение большой силы, серьез-
ного идейно-воспитательного значе-
вия. Он заслуживает реализации —
превралцения в монументальное про-
изведение панорамной живописи.
Сооружение в Сталинграде. на месте
исторических боев, панорамы. 608-
данной коллективом художников
Студии им. Грекова, может стать до-
стойным памятником великих coon
TH.
	Вазалось бы, большое значение
этой важной области  изобразитель-
ного искусства неоспоримо. Олнако
хо сих пор художественная  общест-
венность, художественная критика,
Комитет по делам искусств при Co-
Bere Министров СССР и Академия
хуложеств СССР уделяют мало вни-
мания  многолетнему творческому
труду художников-панорамистов.

Опираясь на славные традиции
русской панорамной живописи, изу-
чая творчеетво круннейшего мастера.
панорамы ©, Py6o, используя опыт
выдающегося советского баталиста
М. Грекова, наши художники уже
созлали немало замечательных про-
изведений. Однако сделанное до сих
пор не выходит за пределы полго-
товки. экспериментальных работ.
Назрела необходимость перейти к
делу. Это лолжны быть памятники
грандиозным героическим делам на-
шего народа, памятники, которые
будут вызывать глубокие патоиоти-
ческие чувства в серлцах миллио-
нов зрителей, внушать булушим по-
колениям гордость 33 подвиги отнов.

Созланные художниками эскизы
панорам, посвященных Сталинтрал-
ской битве, — хорошее и многообе-
шающее начало. Впереди стоят боль-
шие задачи. Советские художествен-
ные панорамы, увековечивающие ве-
личие наших дней. воспевающие
боевые и трудовые пюдвиги людей
великой сталинской эпохи. лолжны
	выть созданы.
Хх УШЕНИН.
	На Премию Мира
	Разоблачение тех, кто родил фангизм
	Кадр из фильма «Совет богов». На химическом
	дятся отравляющие газы. В роли доктора Шольца — артист Ф. Тильмлза.
			Лолг художников Франции
	ры, протестующие против soles 9
Baername» Cepma.

Такой же популярностью пользо-
валась выставка, организованная в
Марселе лионскими и парижекимн ху-
ложниками. Экскурсии трудящихся
приходили смотреть картины хузож-
ников, отображающие жизнь проетого
народа. Выставки эти былн не только
вкладом в великое дело борьбы за
мир, они служат укреплению связи
между художниками Франции и вз-
родом.

«Я-—_хуложник, и больше всего я
люблю жизнь, и поэтому я реем моим
существом против того, что может ев
разрушить», — ответила Ффраннуз-
ская художница Жермен Ришье ва
призыв «Союза пластических ис-
кусств» ко всем хуложникам потпя-
сать Стокгольмекое Воззвание. «Атом-
ное оружие — смертельная угроза
	для жизни и творчества наших ху-
дожников. Преступны те, кто пытает-
ся вовлечь напгу страну в новую вой-
ну, которая снесет все наши музеи,
старинные соборы, памятники, уни-
чтожит прекрасные горолахи лереРни
Франции». Эти слова ХУЮЖника
Ланглена выразили чувства всех
членов «Союз» пластических ис-
кусств», об’единяюшего переловых
французских хуложников.
	Охними из первых. полпиезвших
Стокгольмское Воззвание во Франпии,
были Пикассо, Матисс. Матеель. Жи-
мон, Фужерон. Мазереель, Люрез. Лот,
Леже и многие другие прелставители
французского искусства. Вее члены
«Союза. пластических искусств» уча-
ствуют в кампании по сбору похнисей
срели хуложников. Кампания эта все
ширится, вее больше хуложников.
скульпторов, граверов включается в
нев, потому что, как сказал отлив из
хуложников, похлисавиих Отовгольм-
ское Воззвание, Анри Рамье, «ни отин
художник. ни один человек не может
согласиться на применение атомной
бомбы, гле бы то ни было и против
кого бы то ни было... Наш холг —
быть за олно с теми, кто мужественно
борется, чтобы не хопустить разру-
шений, еще более страшных, чем те,
какие были причинены последними
хвумя войнами».
	  Борьба за похлинно народное рез-
листическое искусство BO Франции
тесно связана ¢ движением француз-
cnn хуюжников в защиту мира.
  Несмотря на все свои попытки, ре-
акция больше не может скрывать, 970
ть представители франпузекого
искусства отвергли лживый лозунг
«чистого искусства» и самоотвержен-
но вЕЛЮЧИЛИСЬ в борьбу честных лю-
дей всего мира против поджигателей
новой ВОЙНЫ.
`За выставкой в честь Мориса То-
реза, состоявшейся весной, послело-
вала в июне нынешнего гола, большая
выставка в Лионе «Искусство и мир»,
организованная по инициативе Лнон-
ского комитета «Движения интелли-
генции в затциту мира». На этой вы-
ставке были прелставлены произведе-
ния лионских художников участня-
ков парижской выставки, а также ху-
дожников всех французских провив-
ций. Демонстрировались произведе-
ния и ряда передовых художников
других стран.

Огромное большинство картин. грз-
BOP, скулымур непосредственно
влохновлены темой борьбы за мир:
«Семья забзстовшика» Сессак Гар-
нон, «Манифестация сторонников мй-
pa» Манилье, «Поезх не уйдет» Ша-
бредье. В своей большой xaprane
«Литейщики отказываются отливать
танковые башни» Жузнен изобразил
эпизох борьбы Ффранцузскях рабочих
е полжигателями войны, взятый им
непосредетвенно из жизни. Многие
лионские художники, созлавая свой
картины, пошли на заводы, чтобы
там вместе с рабочими участвовать в
борьбе за мир.

Успех выставки «Искусство и
мир» еще раз свидетельствует о том.
какой широкий отклик находит у
франтузекого народа борьба против
позжигателей войны.

Велел за выставкой в Лионе, как
бы являясь ее прололжением, нелавно
открылась в Марселе выставка «Йе-
RYCCTBO на службе мира», организо-
ванная «Союзом пластических ис-
кусств» и организапией «Сторонни
ки мира». Марсельские хуложники в
ряде картин показали мошное движе-
ние марсельских докеров 3a мир:
«Докеры на работе» Toppena, ~«lore-
	Германский Комитет борцов 38а мир
выставил на соискание Междуна-
ролной Премии Мира кинофильм
«Совет богов». выпущенный недавно
	киностудией ДЕФА.
	Вот уже три месяца, как этот
фильм с большим уепехом демонстри-
руется на экранах Германской
демократической республики.  He-
смотря на преследования ° англо-аме-
риканских оккупационных властей,
тысячи жителей западных секторов
Берлина просмотрели это волнующее
произвеление мололой лемократиче-
ской кинематографии Германии.

Высокую оценку получил фильм
и на пятом Международном кино-
фестивале в Карловых Варах, где он
был удостоен диплома.

Фильм рассказывает о преступной
леятельности терманских монополи-
CTOB, 0 союзе между империалистиче-
скими воротилами Германии и С0е-
диненных Штатов, направленном на
развязывание войны.
	Члены «Совета богов» — так еа-
	моналеянно называют себя хозяева
огромного химического концерна,
показанные в фильме. — это те, кто
	рюлил фапгизм, кто развязал KPOBO-
пролитную войну, принеслиную нейс-
числимые страдания человечеству.
В фильме убелительно показан кос-
мополитизм буржуазии —германские
и американские империалисты
легко находят общий язык, несмотря
на 10. что их страны находятся в
состоянии войны.

Убетлительные фигуры предсеха-
теля «Совета’ богов» тайного  совет-
ника Мауха, лиректора ‘концерна
Тильгнера. фациетекого  тенерала
Ширвинла. крупного америкачекого
	Французский комитет сторонников
мира вылвинул на соискание Премии
Мира замечательное произведение
прогрессивных киноработников Фран-
ции — фильм «Битва 3& мир».

Этот волнующий кинодокумент
рассказывает о Г Веемирном кочгоес-
се сторонников мира, происходившем
в Париже и. Праге весной прошлого
тола. Создатели фильма под руковод-
ством режиссера Луи Дажена не. ог-
раничилиеь только фиксацией фак-
	заводе, где произво-
	бизнесмена Лаусона созданы актера-
ми Германской демократической рес-
публики. С большюй силой звучат
последние кадры фильма, показыва-
ющие возмущение трудящихся, ре-
шивших положить конец  поеступ-
ным планам подготовки новой миро-
вой войны.

В основу фильма положена исто-
Dig химического концерна «И. Г.
Фарбенинлуетри». Сценарий фильма
построен на документальных матери-
алах Нюрнбертекого процесга. Зак-
лючительные кадры Фильма, пока-
зываюшие взрыв на. химическом
заволе. отражают гигантскую ката-
	Фильм о движении за мир
	тов и событий, связанных с работой
Конгресса. Они сделали фильм о
движении за мир во всем мире.
Сильное впечатление ‹ оставляют
вмонтированные в фильм докумен-
тальные и хроникальные кадры, на-
	глядно. иллюстрирующие выступле-
	ния делегатов Конгресса, Перед зри-
	телем развертывается ттирюкая пано-
рама международных  бобытий, аБ-
	тивная и страстная борьба сторенни-
	ков мира за устранение угрозы вой-
			строфу от взрыва боетрипасов на
заводах «И. Г. Фарбенинлуетри» в
Люлвигсгафене. происшедную в ию-
ле 1948 года.

Сценарий фильма написан из-
вестным немецким писателем, лау-
реатом национальной ‘премии Фрид-
рихом Вольфом и сценаристом Филип-
пом -Гехтом. Сценариет и режиесер-
постановщик — лауреат Надиональ-
ной премии Курт Метциг в содруже-
стве с оператором  Фридлом Бен-
Грунх. коллективом актеров и тех-
нических работников созлали кичо-
произведение, помогающее борьбе 3a
MELD.
	ны, нависшей над человечеством.
Глубоко волнует эпизол, показыва-
ющий, как в едином порыве собрав-
шиеся со всех концов мира предста-
вители разных народов славят вели-
кого ‘борца за мир, надежлу всего
прогрессивного человечества, —
гениального Сталина.
_/ Своим вовым произволением фран-
‘пузские киноработники показали,
что в их среде становится все боль-
ше людей, готовых бороться за мир.
			Че
XV
Ca
We
Hb
					„Его превосходительство“
	зывается на высоте поюжения. Он
быстро постигает премухрость управ-
ления колонией и завоевывает распо-
ложение консерваторов.
	Белед за тем губернатор вачинает
проведение «социальных» реформ,
которые должны облегчить положе-
ние трулящихся туземпев. Олнако
первая же его попытка ввести пож-
холный налог для имущих елоев 5о=
лоний и увеличить зарплату хокеров,
встречает резкое неловольство  мест-
ных капиталистов. Желая во что бы
то ни стало сорвать проведение в
Жизнь Нового закона,  реакпионеры
провоцируют забастовку рабочих и
требуют подавления ee вооруженной
силой. Но губернатор cam ornpas-
ляется на митинт и, ироизнеся «33-
жигательную» речь,  утоварявает
забастовшиков приступить в работе.
	Нетрулно понять, почему эта пье=
са поднята вх щит в современном
английском театре. Это — очерэхной
пропатандистский трюк. Пря помоши
пгитой белыми нитками пропаганлы
бевины и эттли пытаются восстано-
вить давно утраченную  популяр-
ность. Но сколько бы ни лозчили лей-
бористские лихеры и их краснобаи-
губернаторы, им не ухастся  залер-
жать движение докеров и хругих тру-
хящихся как в английских колони-
ях, так и в метрополии. Нетрудно
убехить зрителя, что «его превосхоли-
тельство» может выслужить доверие
тверхолобых консерваторов.  Заста-
вить же его поверить в пользу, при-
носимую надоху лейбористсекими пре-
воеходительствами, значительно сло-
Hee.
		В Лондоне широко рекламируетея.
новая пьеса Дороти и Кэмпбелла.
Кристи— «Его  превосходительство».
Большинство английских газет поме-
щает о ней хвалебные отзывы, в RO-
торых рецензенты наперебой превоз-
носят «новизну» темы, ее современ-
ность й актуальность. Полчеркивая
«социальную» направленность  пъе-
сы, английский ежемесячник «Теат-
ральный мир» считает, что появле-
ние подобного драматургического про-
изведения — «замечательный обра-
зец того, как нужно подавать серьез-
ные политические события».

Олнако даже поверхностное  сэна-
комление с содержанием этого «те-
хевра» показывает, что он представ-
ляет ‘собой неприкрытую атитку, 3а-
щищающую политику окончательно
скомпрометированной в глазах наро-
да  лейбористской партии. Спекули-
руя на «социалистических  доктри-
нах». авторы пьесы пытаются в ис-
кусственной и надуманной форме
убедить зрителя, что назначаемые на
правительственные посты  лейбори-
сты защищают интересы трудящих-
ся.

Герой пьесы-— вновь назначенный
губернатор одной из старейших ан-
глийских колоний, бывитий рабочий,
профсоюзный лидер и, конечно, член
лейбористской партии. — Местная
знать, принадлежащая к высшим
кругам тверлолобой английской ари-
стократии, встречает нового губерна-
тора с ‘нескрываемым пренебреженя-
ем. Вице-губернатор и его жена поа-
лагают все усилия, чтобы  неопыт-
ный в дипломатии лейборист был
скомпрометирован и смещен. Охнако.
герой, как и следовало ожитать, 054-

q

Постоянный Комитет Румынской народной республики в защиту мира среди других произведений искусства
представил на соискание Премии Мира работы двух выдающихся художников Румынии — рисунок Лиджии
Маковей «Женщины из Лидице на 1 Всемирном конгрессе сторонников мира в Праге» (слева) и картину
	трансильванского художника HS F&F,
	Тыргу-Муреш Андрея Борди «Женщина — передовик производства».
	Эти произведения являются ценным вкладом румынских художников в общенародное дело борьбы за мир,
против американских поджигателей войны.
	ервые
	УСПЕХИ
	ва и кинофикации, намечена первая
конкретная программа радот.
Очищенные от унизительных кем-
мерческих интересов, кинотрюизвод-
ство и кинопрокат стали выполнять
задачи воспитания народа в хухе ми-
ра и социализма. По требованию
трудящихся с экранов были сняты
остатки западной киномакулатуры и
открыт широкий доступ горячо люби-
мым народом советским кинокарти-
нам. В 1948 году советские кино-
фильмы просмотрело ва восемь мил-
лионев зрителей больше, чем в пре-
дыдущем году. Ченюкое и словацкое
киноискусство отбросило старые ме-
толы и шаблоны, приступило в по-
искам новых тем по примеру совет-
ской кинематографии. Художествен-
ные кинокартины «Белая тьма»,
«Хищники»,  «Немая `баррикада»,
«Господин Новак», «Бунт в селе», &
также многие другие чешекие и сло-
вацкие . художественные, хокумен-
тальные и короткометражные кино-
картины являются ярким свидетель-
ством значительного роста чехосло-
	вацкой кинематографии как в илей-
	вом, та и в художественном отноше-
‘нии. Чехословацкие БИНОЕЗОТИНЬЕ ©
		‘нах кинотеатров Советского С0ю3зх и
‘стран народной демократии. что яви-
	лось наивысшей оценкой наших тру-
	AUB.

B caasu-c быстрым. ростом и.с пер-
выми успехами новой чехословацкой
кинематографии. некоторые творче-
	кие работники переоценили ее. воз-
межноети, и это нашло свое выраже-
	ние в завышенных планах. Результа-
ты` завышения ‘планов дали себя
серьезно почувствовать уже в 1949
году. Программа. установленная кз
этот год, хотя и была выполнечз, но
в основном это было выполнение кд-
личественное. Й все же было выпу-
щено несколько кинокартин высоко-
го качества—фильм режиссера Мар-
тина Фрича «Закаленные». кинокат-
тина режиссера» Иржи’ Вейееа «Пос-
		ледний выстрел», цветной фильм ре-
жиссера Карела Стекяы «Тьма» на
сюжет исторического романа Алоиса
Ирасека, марионеточный цветной
полнометражный фильм режнесера
Иржи Трнка, на сюжет народной сказ-
ки Божены Немцовой «Принц Баяя».
В 1949 году появились первые худо-
жественные кинокартины словацких
киностудий, а также рял научно-по-
пулярных и документальных , кино-
картин.

Но многие фильмы имели сущест-
венные недостатки и не отвечали 38-

дачам, стоящим перех чехословацкой
	сударственной кинематографиая.
	Неравномерность результатов pa-
боты государственной кинематогра-
фии привела к тому, что коммуни-
стическая партия Чехословакии o6-
ратила внимание на создавшееся по-
ложевие. Президиум ЦЕ КПЧ подверг
последовательной и резкой критике
недостатки творческой деятельности
работников кинематографии, ‘указал
на серьезные ошибки в рэботе,
вскрыл их причины и дал чешскии
и словацким киноработникам четкую
идейную программу, отвечающую зз-
лачам *социалистическото строитель-
ства в нашей стране.
	ВБоличество запланированных -ху-
дожественных фильмов было сокра-
щено с целью повышения их каче-
ства. Чехословацкие писатели были
призваны к сотрулничеству с кине-
матографией. Широкому и подробно-
	“Tee

му разбору подверглись _ проблемы
	подготовьи Новых кадров и организз-
ции кинопроката.
	Это постановление вызвало шито-
	кий отклик работников искусетв
CTODAHE.
	Главный редактор С. Б.
Редакционная коллегия:
	Н. Н. ЖУНОВ, П.Н. ИВАНОВ
	БВ многочисленных выступлениях
и резолюциях творческие работники
Чехословацкой государственной ки-
нематографии выразили свою  благо-
харунюсть компартии Чехословакии 33
т, что она, указала им правильный
путь. Союз чехословацких пислтелей
образовал специальную комиссию по
опросам кино, задачей которой яв-
ляется систематическое сотрулниче-
ство с национальной кинематографи-
ей. Коммунистическая партия. проф-
	союзы. Союз чехословацка-советекой.
	хружоы и другие массовые организз-
ции развернули широкую пропаган-
ду прогрессивных фильмов.
Углубление и активизация работы
чехословацкой кинематографин, Ha
чавигиеся в результате  поставовле-
ния Президиума ДК ВИЧ, означают
началю новой эпохи в ее развитии.
Вскоре работа чехословацкой кинема-
тографии будет упоряжочена новым
законом © кинопроизводстве, который

разрабатывается на основе советского
опыта.
	Мы приложим все силы Е тому,
чтобы в борьбе за социализм. евобо-
ДУ и счастливое будущее человечеет-
в»  чехословацкая кинематография
была действенным соратником 32ме-
Чательной советской кинематографии,
помогая ей распространять илен гу-
мзнизма и прогресса во всем мяре.

YROBOACTRO коммунистической
партии Чехословакии, великий при-
мер и братская помошь советской ви-
нематографии служат заломм т8м.
что чехословацкая кинематография
свои залачи выполнит.
	О. МАХАЧЕК,
генеральный директор «Чехо-
словацкого государственного
фильма».
	Г. В. АЛЕНСАНДОВ, В. Н.-ВЛАСОВ,
ЗАНОВ (зам. главного релангора),
	MK пятилетию национализации чехословацной
кинематографии
	культуры, как Витезелав Незвал, Ма-
pus Майерова, Петр Илемнипкий,
Отакарт Вавра, Карел Стеклы, Индр-
жих Плахта и многих других.
Огромную роль в создании новой
чехословацкой кинематографии ©ы-
грала бескорыстная и дружественная
поддержка, оказанная нам Советеким
Союзом, поставившим необходимое
оборудование и материалы. Благота-
ря всему этому уже в первые голы
существования ‘чехословацкой госу-
дарственной кинематографии были
гозданы такие фильмы, как «Гудок»
(16 роману - писательницы Марии
Майеровой), Завоевавигий в 1947 го-
ду на Межлукароднюм кинофестивале
в Венеция Большую премию; первый
чехословажкий ‘цветной исторический
фильм «Ян Рогач из Дубы», фильмы
«Украденная граница». «Село в по-
граничьи» и. другие.
Поддержка народа, помощь совет-
ской кинематографии спасли чехо-
словацкую кинематографию от. раз-
грома, поллю подготовлявшегося резк-
цией. В феврале. 1948 гола силы
реакции. поддерживаемые. англо-аме-
риканцами, сделали открытую  но-
пытку. восстановить старые антина-
родные порядки. но были на-голеву
разбиты трудящимися Чехословакии.
С пути чехословацкой кинематогра-
фии были сметены вредители и ©а6бо-
тажники, мешавигие © ee успенгному
развитию и тормозившие ее рост.
Чехословацкие  госу“®ретвенные

киностудии, удерживаемые саботаж-
никами до 1948 года в состоянии
раздробленности, были об’ехинены в
крупное государственное прелприя-
тие © единым руководством. Были
	азработаны планы кинопройзводст-
	Чехословацкая государственная ки-
нематография отмечает пятилетие
своего существования. Первым из де-
кретов о национализации, изланным
В августе 1945 гола. все кинемалто-
графическое оборудование передано в
собетвенноеть нарола.
	Национализация кинематографии
стала возможной в результате оево-
бождения Чехословакии победоносной
Советской Армией. вследствие актив-
ных и решительных действий рабо-
чего класса, возглавляемого коммуни-
стической партией. Славная Совет-
ская Армия, принесшая евоболу чеш-
CROMY и словацкому наролам. спаела
их от нового порабощения западным
империализмом и открыла перед ни-
ми путь в счастливому будущему.
	Успехи молодой чехословацкой го-
сударственной кинематографии 3a
прошедшие пять лет об’яенятотся.
главным образом. благотворным вли-
янием самой передовой в мире кине-
матографии Советекого Союза. Совет-
ские фильмы пришли к нам одновре-
менно в Советской Армией. Для.  ма-
стеров чехословацкого кино они ста-
ли конкретным и убедительным при-
мером того. как нужно помогать по-
литическому воспитанию широких
масс народа. поднятию их культур-
ного уровня, как бороться против пе-
режитков капитализма и реакции, за
стпоительство новой. светлой жизни.
	«“учшие чехословацкие писатели и
работники искусств, горячо предан-
ные делу народа, ¢ первых же лней
освобождения страны активно вклю-
чились в борьбу` за созлание новой
кинемалографии. Среди них можно
назвать таких вылаюцтгихея леятелей
	В Миниетеретве кинематографии СССР
	———Ъ—Ф————
По слгдам наших материалов

„Совершенствовать мастерство, изжить штамп“
	Пол таким заголовком в номзре
вашей газеты от 8 августа с. г. была
опубликована статья т. Чернышева, в
которой подверглись разбору номера
киножурнала «Новости дня» за пер-
вое полугодие текущего года;

В своем письме в редакцию дирек-
тор Центральной студий  докумен-
тальных фильмов т. Кастелин coo6-
	«Советское искусство» выходит
Фо сторннкам в субботам.
	щает, что статья была‘ обсуждена на
собрании творческих работников сту-
aun. Собрание подтвердило, что кри-
тические замечания, направленные в
адрес журнала «Новости дня», явля-
ются правильными, и наметило KOH-
кретные мероприятия по улучшению
журнала.
	Коллегия Министерства кинема-
тографии СОСР обеулила вопрос’ 06
улучшении работы по созданию
учебно-производетвенных и научных
Физьмов По сельскому хозяйству и
их продвижении к широкому зрите-
ЛЮ.

В настоящее время научно-попу-
лярная кинематография перестраи-
вает работу так. чтобы в кратчай-
WH срок увеличить выпуск агро-
технических фильмэв и повысить их
качество. Лля создания сельхозфиль-
мов привлечены опытные режиссеры.

Наиболее трулное положеняе—<о
сценариями. ибо пока еще в работе
нал ними не принимают участия
крупные писагз”я и ученые.

Пелготовка материалов и произ-
вотетво  агротехнических Фильмов
вететея в тесном контакте с Глав-
	ным управлением  сельскохозяист-
венной ‹ пропаганлы Министерства
сельского хозяйства СОСР.

В этом году вышло уже че-
тырнаднать картин, Сейчас в про-
изволетве находятся лвалцать пять
фильмов. Началась с’емка трех цвет-
ных картин.
	Для выпуска ежемесячного науч-
ного цветного киножурнала «Ново-
сти сельском хозяйства» в ABYX
частях создано шестналпать с’емоч-
ных групп. уже выехавших в кол-
хозы и совхозы. Первый номер жур-
нала будет подготовлен в конце авгу-
CTS.
	Воллегия наметила практические
мероприятия для успешного решения
вопросов агротехнической кинопро-
паганты.
	А. А. ИНОННИКОВ, С. В. МИХАЛКОВ. К. И. ТРАПЕЗНИНОВ.
	АМ
	Зак № 2331.
		редакнни: Москва, Цветвой бульвар, 25. Телефоны: секретарнат.
	отлелы инфопмания, архитектуры—К 4-15-60; етделы театра, корреспоплентской сети_К 5-45-12; отделы музыка, anne, изобразя .-
					Тавографая. «Гудок», Москва, уд,