Лисьма в
	Композитор
за дирижерским
	пультом
	Столиие—благоустроенные,

ака наб
	24 — 25 августа в МГК ВЕН(б)

состоялось совещание архитекторов,
инженеров и конструкторов-етроите-
лей.

С локлалом о перспективах даль-
mefimero развития жилищного и
культурно-бытового строительства
столицы и залачах московских про-
ектных организаций выступил глав-
ный архитектор торода А. Власов. Он
полчеркнул огромную роль архитек-
торов. инженеров и конструкторов в
осуществлении  стадинекого плана
реконструкции Москвы, в деле ко-
ренного улучшения организации
строительных работ, механизации И
интустриализация строительства,
снижения его стомуоети.
	— Ллан жилищного строительства
в первой половине 1950 ro1a.—cra-
зал докладчик, — не был полностью
выполнен. Значательная лоля вины
за это падает на проектные органи-
запии, которые не обеспечили етрои-
тельство технической  локумента-
пией.  Причиня — неуловлетвори-
тельная. & полчае порочная органи-
запия проектного лела.
	В настоящее время в проектирова-
нии московских новостроек принима-
ют участие более 360 организаций.
Многие из них не фасполагают опыт-
ными кадрами. Это приводит к боль-
тому браку в работе. Проекты, ко-
торые разрабатываются в таких Op-
танизациях, не учитывают необхоли-
мости индустриальных метолов: строи-
тельства и использования новых
строятельных материалов.

В качестве примеру локлалчик
приводит проектную организацию
«Гипроавиатрюм». Можно не сомче-
ваТЬСЯ. что эта организапия проекти-
рует хорошие заводы. Взяв, однако,
на себя проектирование жилых зда-
ний, руковолство главка и министер-
ства не проявило к этому делу долж-
ного внимания. В «Гипроавиатроме»
отсутствует квалифицированное aDp-
хитектурное руководетво, нет ппа-
Вильно организованных творческих
мастерских. В результате — проек-
ты нескольких ломов, предетавлен-
ные «Гипроавиапромом», по три-че-
тыре раза рассматривались в Архи-
тектурном совете и кажлый раз от-
клонялись как неполнопенные. Рез-
кой критике подверг докладчик лея-
тельность нового руковолетва «Ака-
темпроекта», выполняющего ответ-
ственные проекты для застройки юго-
запалного района столицы.

Приведенные факты говорят 0
бесконтрольности в работе  столич-
‚ных проектных организаций, о рав-
нотушии, которое проявляют к этому
делу оуководители многих мини-
стеретв и ведомств.

А. Власов етавит вопрос © том,
чтобы ликвилировать мелкие проект-
ные организации, создать в системе
Московското Совета мощные  архи-
тектурные мастерские, укрепив их
квалифицированными  калрами <©пе-
циалиетов, способными вести нро-
ектирование на основе последних до-
стижений науки. 2

Значительная часть локлаха была
посвящена вопросам типового проек-
тирования.

— Сейчае. когда главнейптая зала-
ча архитекторов и строителей столи-
пы заключается в обеспечении тру-
лящихся Москвы удобным, экономич-
	ным и красивым жильем, — говорит
докладчик, — развитие жилищно-
то строительства индустриальным
	MOTOJOM немыслимо 0ез хоропю Opra-
низованной разработки типовых
проектов жилых секций, конетрук-
тивных деталей и жилых домов В
целом.

Необходимо организовать работу по
созданию таких типовых проектов,
которые могли бы действительно
стать государственным  станлартом
для массового жилищного строитель-
ства Москвы. Вроме жилья, надо
обеспечить типовыми проектами
школьное и больничное  строитель-
ство. Чтобы все эти вопросы были
решены успепгно, необхолимо создать
для Москвы мощную специальную
организацию типового проектирова-
ния, привлечь для работы в ней луч-
тие кадры архитекторов, инженеров,
Бонструкторов.

А, Власов полверт критике Мини-
стыхтво  горожкого строительства
СССР, не обеспечившее в 1949-—
1950 гг. средетв на тиновое проек-
титювание лля Москвы.

Говоря © качестве строительства,
ловлалчик 06060 подчеркнул эначе-
ние авторского надзора архитекторов
за осуществлением своего проекта.

— Хороший проект — половина
дела. Дом. выеттоенный в срок и при-
HATH с отличной опенкой, — вот в
чему мы должны стремиться. 99
обязывает к повселневной, тесной.
творческой связи строителей; архи-
текторов и конструкторов HA лесах.
строек. на заволах стройматериалов,
в птоектных мастерских.

Докладчик напомнил собравптимся
опубликованное в газете «Советское
искусство» письмо  ленинтралеких
апхитекторов. в котором был потнят
вопрос © фактическом отстранении
архитекторов OT непосредственного
огуществления ими своих проектов.
После перевола проектных юрганиза-
пий на госутаретвенный бюлжет ат-
хитектурный налзол был исключен из
титула. Это осложнило деятельность
строительных. проектных организа-
ций и авторов проектов.

Министететво  торолекого  етрои-
тельства CCCP обязано без промалле-
ния решить вопрос of авторском
наАтзоре, разработать положение 0
правах и обязанностях архитектора
на стройке, повести фепгительную
борьбу © такими явлениями, когда
автора-архитектор» о и  инженерз-
конструктора не принимают на по-
стпойках как ответственных лин,
котта с ними не считаются, игнори-
ртют их указания. .

—- Москве нужны не просто поо-
ектировщикл, — заявляет А. Вла-
сов. — а подлинные зодчие, которые
знают и любят стройку и всемерно
помогают ей,

Далее доклалчию останавливается
на вопросе размещения жилищного
строительства. Анализируя положи-
тельный опыт возведения эланий на
Песчаной тлипе, он отметил, FTO

высотных зланий. перехот на строи-
тельство многоэтажных зданий в кор-
не изменяет архитектурный . обляк
города, отличающийся художествен
ной целостностью и выразительным
силуэтом. Необхолимо пересмотреть
или вновь тазработать проекты  за-
стройки магистралей, плошалей и на-
бережных, на которых будут возво-
диться многоэтажные злания. & раз-
работке проектов должны быть при-
влечены лучшие мастера алхитекту-
ры. Только тшательно разработанный
проект застройки и неуклонное с0-
блюление градостроительной  диеци-
плины обеспечат создание закончен-
ных, целостных архитектурных зн-
самблей, достойных столицы великого
социалистического госудаюства.

Далее А. Мордвинов указывает, чте
стандартизация, типизация и инту-
стриализация строительства не нахо-
дятся в противоречии с художествен-
ными требованиями архитектуры. На-
оборот, лучшие произведения совет-
ского зодчества являются  одновре-
менно передовыми как в области ре-
шения художественных проблем, тах
И Е области техники и применения
эффективных строительных материа-
лов и изделий.

На совещании выетупили  пред-
ставители Академии архитектуры
СОСР: хиректор Института архитек-
туры жилиша П. Блохин, директор
Института строительной техники.
И. Иванов, архитектор А. Чалдымов.
Они сообщили собравиеимея о работе,
которая проводится научно-иселело-
вательскими институтами академии
в области изучения проблем житлищ-
ного и школьного строительства и
строительно9й техники. Однако
тт. Блохин, Иванов и Чалдывюв ни-
чего не сказали о том, как работы
научно-иеследовательских институ-
тов внелряются в строительство, ка-
БУЮ резльную помощь оказывает
академия делу реконструкция  сто-
HTB.

Действительный член Академии
архитектуры СССР Н. Колли посвя-
тил свое выступление вопросам ан-
самблевой застройки” магистралей и
плошалей столицы, Строительство но-
вых многоэтажных домов должно осу-.
ществляться крупными массивами,
большими комплексами, охватываю-
щими целые улицы. Анбамблевая за-
стройка обеспечит единый архитек-
турный облик магистралей и плоша-
дей, будет содействовать максималь-
ному внедрению индустриальных ме-
тодов строительства. ‘Принцип це-
лостной ансамблевой застройки по-
зволяет применять не только типовые
секции и квартиры, но, что гораздо
важнее, целые однотипные дома.
Опасность того, что повторение пове-
дет к олноббразию, обелнит архитек-
туру улицы, может быть устранена
средствами архитектурной компози-
ции — разнообразием пространствен-
ного решения застройки, ритмиче-
ским черелованием однотипных до-
мов, различными ‘сочетаниями THIO-
вых архитехтурных деталей. .

Действительный член Академии
архитектурьг ОСОР Б. Иосфан  оста-
новился на созданий жилых массивов
в юго-западном районе Москвы. —
Мне кажется, —сказал он,—что жи-
лые массивы лолжны быть крупны-
ми, с хорошо озелененными проезла-
ми, имеющими неширокую проездную
часть. Необходимо быстрее решить
вопросы планирорки кварталов юго-
западного района. Злесь перед архи-
тектором открываются особенно пи-
рокие перспективы создания прекрас-
ных архитектурных = ансамблей.
Б. Иофан отметил специфические 060-
бенности многоэтажных Зланий и
внес рял практических предложений
по их проектитованию.

Действительный член  Акалемии
архитектуры СССР С. Чернышев го-
ворил о необходимости оживить рабо-
ту Союза советских архитекторов, кд-
торый обязан возглавить обществен-
ную и творческую активность архи-
тектопов и вести неустанную борьбу
за повышение илейности и мастерства
в их работе. Олним из основных ме-
Torn работы Союза должны стать
творческие дискуссии по важнейним
теоретическим и практическим воп-
росам советекого зодчества. В конце
сентября созывается расширенный
пленум Союза советских архитекто-
ров СССР, на котором будут обеужле-
ны очередные залачи творческой
организации в связи с огромным
размахом строительства в стране.

Выступивший на совещалия дей-
ствительный член Акалемии архитек-
туры СССР Л; Руднев говерил о твор-
ческих задачах, стоящих перед совет-
скими архитекторами.

— Шрюектируя дом, — сказал он,
— мы люолжны прежле веето думать
0 том, чтобы обеспечить труляптихея
удобным жилищем. Кому нужна кра-
сота лома, если квартиры в. нем бу-
AY? неудобными, неблагоустроенны-
ми. Строить удобно, красиво и про-
сто — вот к чему должен стремиться
кажлый советский архитектор.

Т. Рулнев указывает далее, что
авторы проектов застройки мало ис-
пользуют зеленые насаждения, кото.
рые должны. являться существенным
компонентом архитектуры магистра-
лей и плопалей столипы.

В ряде выступлений была полверг-
нута критике работа Акалемии архи-
тектуры СССР и Союза советских
архитекторов. уделяющих  нелоста-
точно внимания вопросам рекон-

<трукции столицы.

Веего в прениях выступило 25 че-
ловек.

В конце совещания с большей ре-
чью выступил тепло  встреченный
присутствующих секретарь ПВ и
МК ВЕП(б) тов. Н. С. Хрущев.
		красивые бома
			om
	Молодому театру нужно помочь:
		лее обидно, что к концу первого же
сезона театр лереживает серьезные
трудности, препятствующие его даль-
нейшему росту. Вскоре поеле отЕры-
тия коллектив остался без хуложест-
венного руководства и без режисеу-
ры. Три спектакля были поставлены
самими актерами. Настойчявые
просьбы коллектива, обращенные р
Областной отдел искусств, остаются
без последствий: театр продолжает
работать без режиссуры.

Прн организации театра  прелю-
лагалось, что он будет иметь стапио-
нар в Харькове, и в то время, как
отно из отлелений театра (их лва—
руеское и украинское) уедет на  га-
строли, другое будет готовить новый
репертуар. Но постоянное помещение
театру так и не предоставлено. 91
срывает планомерную работу. меша-
ет. созданию новых спектаклей.

Поражает равнодушное,  бюрокра-
тическое отношение ведущих  харБ-
ковских театров 5 молодому коллек-
тиву. Ни блин из крупных акте-
ров не счел нужным посетить” его
спектакли, помочь молодежи. Так и
существует театр без творческого
руБоволства, без режиссуры и даже
без помещения...

Лолго ли это булет прололжаться?
			В стенах Харьковского  тезтраль-
ного института, среди’ выпускников
русского и украинского отделений
актерского факультета, родилась
мыель о создании театра для молоде-
жи, который обслуживал бы не толь-
ко харьковчан. во и зрителей район-
	создан Харьковекий областной драма-
тический театр, который. существует
второй гол. Срок не настолько болЬ-
шой, чтобы завоевать прочные твор-
ческие позиций, но остаточный, что-
бы судить о направлении, 00 оенов-
ных хуложеетвенных  устремлениях
театра. В его репертуаре пренмущест-
венно ‘советекие пьесы: «Любовь
Яровая» К. Тренева, «Пол каштана-
ми Праги» К. Симонова, «В олном го-
роде» А. Софронова, «Девочки»
В. Пановой. «Скежок» В. Любимо-
рой, & также «Дети солнца» М. Горь-
гого, «Женитьба Белугина» А. Н.
Островского. «Рыбаки» В. Гольлони.
Bee эти спектакли отличает глубокое
проникновение в идейную сущность
драматургичеекого произведения, ин-
терееное актерекое исполнение,
	В Вюнграле и Лозовой, Чугуеве и
Ахтырке, Изюме и Вупянске, во мнс-
гих селах Харьковской области, всю-
ху, глв побывал коллектив, люли
разных профессий е благодарностью
отзываются о молотом театре. Тем б-
	Пеуважение
	В журнале «Огонек» № 24 за
июнь 1950 года помещен очерв
9. Брагинского «Одна из многих».
В нем илет речь о молодой артистка
Киевекого театра оперы и балета им.
Шевченко, лауреате Сталинекой пре-
мии Галине ПТолиной. о ее биографии
й спенической деятельности, харак-
терной для многих представителей
нашей советской артистической м9-
	лотежи. Сама по себе затача. постав-
	ленная автором очерка, весьма благо-
yapna. Но нас возмущает, что автор в
погоне за внешней красивостью на-
громоздил ряд нелепостей. Так. био-
графию героини очерка он начинает
с описания того, как маленькая де-
ревенекая девочка Галя с упоением
слушает в украинском столичом те-
атре оперу Глинки «Иван Сусанин».
Далее он расеказывает, что, окончив
семилетку, Галина Шолина три гола
училась в пелтехникуме, после этого
три года учительствовала и затем по-
ступила в музыкальный техинкум.
Но события Великой Отечественной
войны помешали ей прололжать му-
зыкальное образование. Стало быть,
если верить автору очерка, оперу
«Иван Сусанин» Галина Шолина мо-
гла слушать самое позднее в 1933 —
1934 годах, то-есть тогда, когда эта
	В № 32 «Огонька» от 6 августа
1950 тожа напечатан рассказ
Л. Славина «Концерт», в котором
идет речь о трех молодых : рабочих,
присутствующих в Большом зале
Московской консерватории на кон-
церте пианиетов.
	Не касаясь содержания рассказа B
языка писателя, я хочу обратить
внимание на одну  несообразность,
показывающую неосвеломленность
ABTOPA рассказа в значительнейпих
произвелениях мировой музыкальной
классики.

«Коля прослупал, что сб’явил че-
ловек с черной бабочкой. Он поемот-

рел в программу. Там было написано:
«Девятая симфония»,
	«Он (Воля. Л. В.) поискал на
стене портрет композитора. Вет он!
На Колю глянуло изрытое оспой тра-
гическое лино, глаза, которым глухо-
та сообщила почти безумную при-
стальность».
	Итак, речь илет о Бетховене!
	Существует волнующий и трога-
тельный рассказ о том, как впервые
(это было в феврале 1868 года) П. И.
Чайковский дирижировал в Москве в
публичном концерте своими «Танца-
ми сенных девушек» из оперы «Вое-
вода». Молодой композитор, выйля на
эстраду, так растерялея, что совсем
потерял самооблахание, подавал зна-
ки вступления инструментам не там,
где это действительно было нужно.
Все, однако, обошлось благополучно,
— оркестр так хоропю знал музыку
Чайковского, что сыграл «Tan,
не глядя на дирижерскую палочку.

Дирижер и композитор, эти две
музыкальные профессии, вопреки
распроетраленному мнению, обычно
вовее не обязательно совмешаются в
одном лице, композиторы сплошь и
рядом не умеют дирижировать. _

Жак известно, Чайковский в даль-
нейшем прекрасно овлалел дирижер-
ским мастерством. Видя в этом свой
общественный долг русского музы-
канта, ен много и часто выступал в
качестве исполнителя не только сво-
их сочинений, но и музыки самых
различных авторов. Вообще нужно
сказать, что многие русскме компо-
зиторы были отличными дирижерз-
ми. Гениальным русским дирижером
выл Балакирев. Много труда и вре-
мени посвящал дирижеретву Рим-
ский-Корсаков. Незабываемым было
дирижерское исполнение Рахмани-
нова.

Эту прекрасную традицию великих
русских композиторов переняло стар-
шее поколение советских  музыкан-
тов. Достаточно здесь напомнить
имена М. Ипполитова-Иванова, Р.
Тлиэра, С. Василенко, С. Прокофьева.
Очень было бы хорошо, чтобы эта
традиция не прерывалась у нае. Выь
хтупление композитора в качестве
хирижера позволяет ему как бы са-
мому проверять себя и свое творче-
ство на слушателях. С другой сторо-
ны, аудитории всегда интересно и
важно услышать, в особенности но-
вые произведения, чго называется
«из первых рук».

Поэтому такой живой интерес вы-
звал нелавно авторский концерт Ара-
ма Хачатуряна в зале «Эрмитажа».
Впервые в этом концерте Хачатурян
выступал в качестве интерпретатора
собственных произведений. № тому
же это. был вообще его дирижерекий
дебют. Дебют оказалея вполне удач-
НЫМ.
	В программу концертов входили
оркестровые сюиты из музыки к ки-
пофильну «Сталинградская битва»,
из музыки к драме Лермонтова «Мас-
карад» и несколько танцев из балета
«Гаянэ».
	В исполнении этих вещей Хачату-
тян выказал недюжинное владение
дирижерской техникой, умение под-
чинить своей воле оркестр, перехать
ему свои исполнительские  намере-
ния. Надо отдать справедливость и
гимфоническому коллоктиву Моков-
ской областной филармонии, — на
этот раз он играл вполне хоропго,
чисто, с настоящим под’емом и во-
сдушевлением. Сюита из музыки к
фильму «Сталингралекая битва» и
танцы из «Гаянэ» прозвучали отлич-
но. Менее удачным было исполнение
музыки из «Маскарада», в особен-
ногти вальса, пользующегося птиро-
кой популярностью. Та нота тревоги
и затаенного страдания, которая ееть
в этой музыке и которая с такой уди-
вительной чуткостью подслушана в
драме Лермонтова композитором
А. Хачатуряном, исчезла, шюпала в
исполнении лирижера А. Хачатуряна.
	Олнахю подлинным — экзаменом
для лебютанта оказалось отжестро-
вое  сопровожление в  скрипичном
концерте, исполнявшемсея Леонилом
Коганом. Коган сыграл этот концерт
с блестящим виртуозным  мастерет-
вом. причем в аккомпанементе Хача-
туряна были такая ритмичная сво-
бола, и слажениля четкость и чувство
ансамбля. которые позволяют уже
говорить о несомненных профессто-
нальных дирижерских ланных Ха-
чатуряна. а
		Совещание архитекторов, инженеров
	и конструкторов-строителей в МГК ВКП(б)
			должны становиться ва путь ушрмю-
щенчества, плодом которого могут
быть не дома, а унылые, серые ко-
робки. Путь советской архитектуры
ведет к созданию красивых, радоет-
вых сооружений.

Оеновным фактором, епособетвую-
щим переходу на скоростное строи-
тельетво, являетея экономная, целе-
сообразная плапировка жилого дома.
	Моековеклте архитекторы уже много.
	сделали в этом направлении. Ho
наряду с имеющимися планировками
жилых секций необхолимо искать
	новые решения. где булет значитель-
	но енижен накладнои расход на
квадратный мезр жилой  плошади.

Отновремелно е работой по типо-
вому проектированию нужно смелее
искать путей для создания сборных
интустриальных зданий. Здесь перед
архитекторами раскрываются новые
колоссальные возможности. Впервые
CTABHTCA воприе о том. чтобы отка-
затьея от существовавтего в тече-
ние столетий ©19с0ба строительства
ломов кустарными методами. Tpy-
доемкие процессы должны быть пе-
репесены во строительной площахлки
на заводы. Все это ставит перед ар-
хитекторами новые залачи, Архитек-
тор должен участвовать и в работе
завола, изпотовляющег элементы
зланий, И в монтаже элементов на
строительной нлощадке.

Одним из новых методов вооруже-
ния зланий служит каркасно-панель-
ное строительство. хающее возмож-
ность осуществлять возведение домов
быстро и эффективно. Опыт строи-
тельства на Хорошевском поесе и
каркаено-керамического лома, на Пес-
чаной служит. первой ступенью раз-
вития индустриального метода строи-
тельства в Москве.

— Нет сетодня более важной про-
блемы, чем проблема созлания жили-
а, — сказал главный инженер Мос-
торпроекта, В. Лагутенко. — Эту про-
блему репают сейчае в тесном содру-
жестве коллекливы строителей, ра-
ботников промышленноети строитель-
ных материалов, архитекторов, инже-
неров различных специальностей.

Строить быетро и дешево можно
только индустриальными методами,
Проекты, в которых заложены прин-
ципы  неиндустриальных методов
строительства, когда все или боль-
пгинетво фабог выполняются  непо-
средетвенно на строительной плешад-
ке, не лолжны приниматься в осуще-
ствлению. Особенно это важно сейчас,
когда мы имеем дело не с малоэтаж-
ными домами, & ео строительством
крупных зданий в 8 — 10 — 12 и
более этажей. В сожалению, до на-
стоящего времени в больпгинстве про-
ектов не учитываются индустриаль-
ные методы строительства. В Москве
все еще строятся здания с массив-
ными, толстыми наружными и вну-
тренними кирпичными стенами, мел-
коштучными элементами. леревянны-
ии перегородками, мокрой птгукатур-
кой как внутри, так и снаружи.

()гметив нелоетаточное использова-
ние на московских стройках строи-
тельных механизмов и кустарщину
в изготовлении простейших элемен-
тов зланий, т. Лагутенко потчеркнул,
что техническую политику в строи-
тельном деле ‘в значительной мере
создает проектирование. — сли мы
ееготня будем тратить столько труда
п» строительстве. сколько тратили
вчера. — сказал он, — то при возра-
стающем 0б’еме строительных работ
прилется ввезти в Москву целую ар-
мию строительных рабочих, предва-
рительно построив для них жилье.

Каркаено-панельное строительство
открывает широкие перспективы для
разрешения жилищной проблемы ето-
липы, Но архитекторы Москвы по-
настоящему еше не включились в
работу по созланию полноценной
архитектуры каркаено-памельного
строительства, считая, очевидно, что
этот вид строительства снижает воз-
можности архитектуры.

— 05’ем прелетоящего строитель-
ства в Москве настолько велик, —
сказал архитектор 3. Розенфельд. —
что его нельзя выполнить без подлин-
ной технической революции в стром-
тельном деле. Решение этой задачи
прежде всего в индустриализации —
в изготовлении всех деталей ломов в
заволских условиях и монтаже на
строительных площадках.

Сборное домостроение одноэтажных
деревянных ломоп, получило в нашей
стране питоокое распространение, но,
когда речь илет о восьми — двадца-
тиэтажном жилом хоме, некоторые
архитекторы ‘и строители относятся к
Этому со скептической улыбкой. При-
детея, однажо, скептикам  отка-
заться от евоих устарелых взглядов.
Сейчас уже осуществляется  строи-
тельство четырехэтажных домов HA
Хоропевеком пюесе со сборными бе-
тонными каркагами и нал Пееча-
ной улице, где тоже в основе лежит
сборный железобетонный каркас.

Архитекторам предетоит большая
работа по освоению каркасных кон-
струкций, но разработке архитектур-
ного облика  каркаено-панельного
здания. Новая техника влечет за с0-
бой Новые конструктивные приемы,
которые не могут не сказаться на
архитектурно-хуложеетвенном обли-
ке сооружения. Необходимо смелее
экгпериментитовать. ASbICRHBATh Ta-
	кие архитектурные форуиы. которые.
	не противоретили бы индуетриаль-
ному метолу строительства. а выте-
кали бы из сто прироты. Оенова ин-
дустриального строительства  —
жесткая дисциплина в отношении
качества. типов. размеров отлельных
элементов зланий. композитии. осно-
ванной на принципах ритиа и пов-
торяемости леталей. Вопроеы афхи-
тектурного облика зтания не только
не снимаютея г порядка тия, а. на-
оборот, становятся епе более акту-
Альными.,

Поезилент Акалемии архитектуры
СССР А. Мордвинев в своем высту:
плении говорил © новом этапе в ре-
БОНСТруУкЦИИ cTomun. Сооружение
	вонцентрация строительства в этом
районе столицы ‘позволила наиболее
эффективно применить механизацию
и транспорт, создала’ ‘возможность
паиболее целесообразно распрелетлить
рабочую силу и, главное, обеспечила
создание целостного архитектурного
ансамбля на основе применения
стандартных деталей заводского изго-
товления.

В решении партии и правитель-
‚ства © тенетальном нлане рекон-
струкции Москвы сказано, что во
всей работе по перепланировке горо-
ла должно быть достигнуто целостное
‘архитектурное оформление  площа-
дей, магистралей, набережных, пар-
ков. В свете указаний партии и
правительства еще более очевил-
ной прелетавляетея порочноеть суще-
ствующей еще ло сего времени прак-
тики распыления жилийн ного строи-
тельства. Этот вопрос тесно связан е
планированием проектных работ.
Нередки случаи, когла проектирова-
ние ломов. котерые будут раеполо-
жены рядом или на противонолоя:-
ных сторонах улицпы, поручаетея
различным организациям. На Ленин-
гратекам пюеге. например. близлежа-
щие жилые и общественные злания
проектируют «Мосгорироект», «Гип-
роавиапром», Государственные архи-
тектуркые мастерские и т, x. Есте-
CTBEHHO. что при таком положении
трудно говорить о типизации проек-
тирования и о гозлании полноцен-
ных архитектурных ансамблей.
качестве примера локлалчик
приводит лва дома на плошали Ва-
лужекой заставы. спроектированные
архитекторами Е. Левенсоном и

Арткиным. Трудно об’яснить, ка-
кими «высокими» принципами py-
ководетвовались авторы, не сумев-
шие найти лруг с другом общий язык
и создавшие на симметричной пло-
шали, при в’езде на магистраль. две
разные по высоте и архитектуре ба-
ни. Дорогостоящая пышность венча-
ния! башни, спроектированной
Е. Левенсоном. не придает ей архи-
тектурного блеска и скорее являет-
CA попыткой «перещеголять» core-
да. Таких фактов. к сожалению, на
улицах Москвы немало. ;

А. Власов презявляет некоторым
архитекторам упрек в стремления
полчинить интересы гралостроитель-
ства сугубо личным вкусам.

— У многих наших архитекторов,
—Щ заявляет докладчик. — отеут-
ствует чувство ответственности за
город в целом, за его целостные в
архитектурном отношении ансамбли,
Нам прелетоит провести огромную
воспитательную работу среди архи-
текторов, раз’яснить им. что целост-
ная архитектура застройки не только
украшает город, но является  глав-
нейшим источником  раликальното
снижения стоимости строительства.
Застройка улиц и плоталей «итуч-
ными» ломами идет вразрез е прин-
ципами етроительной индустрии. про-
тиворечит совоеменным  переловым
`‘метолам производства строительных
работ.

Нарялу с тщательным планирова-
нием проектных работ A. Baacon
предлагает возродить существовав-
шие ло войны зональные или, каК
они назывались, магистральные ар-
хитектупные  мастеккие. Macrep-
ские булут разрабатывать = ком-
плексные проекты застройки, & так-
же веети проектнровавие  конкрет-
ных об’ектов.

Перет коллективом Управления: по
делам архитектуры Московекого Co-
вета, в работе которого еше много
неизжитых недостатков. стоят задачи
огромной важности. Это — прелетоя-
щая детальная тазработка лесятилет-
него плана реконструкции Москвы и
составление проекта планировки при-
легающей к столице зоны в радиусе
50 — 100 километров. Для того,
чтобы справиться < этим лелом, нуж-
но осуществить коренную перестрой-
ку управления и его проектных орга-
низаций, пополнить их RAT.

— Новые лома, которые мы
роздвигаем в Моекве, — заявил’ в
заключение токлалдчик. —— олжин
	быть удобными во всех отношениях
JIA жильцов. отличаться невысокой
стоимоетью и красивой архитекту-
рой. Разумно и экономно проектиро-
вать квартиры и лома. не поступа-
ясь высокими требованиями аохи-
тектурного искусства. — вот боевая
задача московских зодчих. Подлинное
движение вперед немыслимо hes
развертьвания принципиальной
большевистской самокритики в ер6-
де архитекторов. Только пои этом
условии коллектив московских архи-
текторов справитея с гранлиозными
задачами. которые стоят перед ним.

Доклал тов. Власова вызвал ожив-
ленные прения.

Архитектор М. Посохин отметил,
что выполнение транлиозного плана
по строительству жилья в столице
требует индустриального. скорогтного
метода возвеления зданий. Это не-
преложное требование жизня вызы-
вает необходимость пересмотреть
установившиеся понятия в архитек-
туре и строитетьетве и выхлвигает
Ряд ответственных творческих задач.
Прежде всето следует тверло уста-
новить, что индустриальный метод
возведения зданий и сонутствующее
ему удешевление строительства не

должны вступать в конфликт © ар-

хитектурой, как е искусством, He
должны снижать общего ‘уровня ap-
хитектуры. Наоборот, одновременно
должен произойти резкий полем в
архитектуре, значительное повыше-

‚ние качества советских жилых Bla-

ний. Вее, что илет от вычурностя и
излишества, отнадает, как чуждое
советской архитектуре. — Русскому
классическому золчеетву веегта были
свойственны о ясность и простота
внешнего облика сооружения в соче-
тании е целесообразностью его вну-
тренней планировки.

М. Посохин подчеркнул, это. иля
по пути удешевления стоимости
строительства, архитекторы = ве
		оперз еше не вошла в репертуар ни
одного театра в Советском Союзе.

В конце очерка автор рассказыва-
ет, как мать Г. Шойиной Акулина
Матвеевна и старая школьная учи-
тельнипа Гали Мария Николаевна
посетили премьеру оперы «Иван Су-
санин». «В антракте в Акулиню
Матвеевне наклоняется 60024 и, В
избытке чувств, говорит:

— Голос у Шолиной, точно из
сказки. Ей за Антонилу Оталинсвую
премию дали? Не знаете?

Акулина Матвеевна от волнения
слова не вымолвит. Ока тольдо ки-
равт головой».
	Вак же могло случиться, что 98
премьере оперы «Иран Сусанин», гле
молодая актриса Г. Шолина выступа-
ла в роли Антонилы, уже шел разго-
вор о получении Г. Шолиной Сталин-
ской премии за исполнение партии
Антониды Kak 0 совершившемся фак-
те?!

И. ДЕРЮГИН,
преподаватель физического фа-
культета Киевского государст-
венного университета.
	Б. СИВОВОЛОВ,
ст. преподаватель Харьковского
учительского института.
	Рогла же, где, какой пианист
сейчас исполняет 9-ю синфонию Бет-
ховена?

Общензвестно, что эта симфония,
каки все симфонии Бетховена. Чай-
Kopcroro, Скрябина, исполняются
симфоническими оркестрами. Только
Ф. Лист в ХПХ веке исполнял в своем
двухручном переложения некоторые
симфонии Бетховена.
	Но пусть, по воле Л. Славина, пи-
анист исполняет 9-ю снуфонию Бет-
ховена. Вак же он, по описанию ав-
тора. ее исполняет?

«Лианист поднял руки, помеллил

мгновенье, потом они стремглав а0-
неслись по клавиатуре».
. Всякий, слышавиий 9-ю синйо-
нию, знает, что начало симфонии
медленное и потому при исполнении
ето не может быть такого положения,
чтобы фуки пианиста  «стреуглав
понеслись по клавиатуре», как увэ-
ряет Я. Славин.
	Инженер Л. ВИНОКУ

Р
		По слгдам наших материалов
	„Слово зрителя“
	такль пройдет гладко, без особых
«наклалок».

Спектакль состоялся. Нам. испол-
‘нителям, было стыдно’ смотреть се
сцены в зрительный зал.
	Нелоброкачественный Спектакль в
нашем коллективе — явление не
случайное. Театр нахолится в ярез-
вычайно трудном положении, можчо
сказать—в творческом тупике. (1-
нако главный режиссер т. Левантов-
ский не только не принимает ника-
ких мер, чтобы исправить положение,
но и сам способствует развалу твор-
ческой дисциплины. Из трех
советских пьес, осуществленных
т. Левантовеким, только «Счастье»
можно считать более или менее улач-
ной постановкой. В спектакле «Чу-
жая тень» содержатся серьезные
идейно-художественные недостатки.
Пьеса «Чистый пламень» на сцене
нашего театра — на самом низком
уровне.

Состояние наших выездных спеб-
таклей не вылерживает никакой
критики, потому что т. Левантовско-
го ни в коей мере не волнует илей-
но-художественная ценность п0стз-
новок, его интересуют сборы. Дело
дошло до того, что руководство Дома
офицеров, в котором театр дазал вы-
‚езлные спектакли, вынуждено было
‚обратиться в Курский отдел по телам
‚искусств с жалобой на низкое BSTC
‘ство постановок.
	Мы, артисты Курского театра,
считаем необходимым, чтобы Комитет
По делам искусств РОФСР принял
решительные меры к тому, чтобы
коллектив получил, наконец, 803-
можность работать так, как он хо-
чет и может работать, чтобы нам, аБ-
терам, не было стыдно смотреть в
глаза нашему зрителю.
	Группа работников театра: за-
служенный артист Чувашской
АССР, М. АЛЕНЦЕВ, артисты
Е.   МОДЛЬ, B. МИНЯЕВ,
К. ЗАВИСТОВСКИИЙ, А. БА-
БАХАН, М: ЮРЬЕВ, В. ВА-
СИЛЬЕВ, А. БУРЕЧКО,
E BUTPHDILAK, 3. ГОККЕ,
Н. ЧУМАКОВА
	В обзоре писем пол этим заголов-
ком («Советское исвусетво», № 53)
было приведено письмо майора
Л. Красюк © халтурном спектакле
«Коварство и любовь», который по-
казал Курский областной лрамзтиче-
ский театр на гастролях в Житомире.

Расслелование, проведенное Коми-
тетом по лелам искусств при Совете
Министров РСФСР, подтверлило пра-
вильНость этого факта. Рагпоряже-
нием Комитета спектакль «Коваретво
и любовь» снят с репертуара Кур-
ского театра; на директора театра,
Б. Бориеова наложено взыскание.

Редакцией получено также письмо
работников Курского областного дра-
матического театра им. А; С. Пушки-
на. Приводим его полностью:

Мы, артисты Курского театра им.
А. С. Пушкина, признаем справелли-
вой оценку, ханную спектаклю «Кл-
варство и любовь» тов. Красюком. Со
страниц газеты «Советское искусст-
во», опубликовавшей письмо TOR.
Краеюка, мы хотим рассказать, как
произошел этот постыхный для на-
шего театра факт.
	Руководство театра, исходя из чи-
сто финансовых, деляческих сообра-
жений и потеряв чувство ответетвен-
ности перед зрителем, предложило ар-
тистам за 3—4 репетиции  подгото-
вить спектакль «Коварство и лю-
бовь» © тем, чтобы показать его’ на
гастролях в Житомире. Исполни-
тели за этот короткий срок не толь-
ко не смогли серьезно проработать
роли, но даже‘не успели ‘овлалеть
текстом. На производственном  сове-
щанни в день премьеры весь коллек-
тив, работавший нал спектаклем. по-
требовал ‘его’ отмены. Но руковолетво
театра настояло на своем.. Тлавный
режиесер М. Левантовский. он же и
чарторг тезтра, вмеето того, чтобы
пехлержать справалливое. требование
&DTHC TB, заявил, ЧТО отменять СЦеК -
такль озхно, так как билеты уже
гаспрозаны. Он предложил поставит:

Ny

HECROABRAX CY@zepor по углам сте.
	а аб № из на -1 мя sietaM CUS

ны, рассчитывая, что’ ‘авось пер.
	[ еред началом
сезона
	26 августа, после летнего перерыва,
состоялся сбор труппы Государствен-
ного академического Большого теат-
ра. Началу репетиционных работ
предшествовало торжественное  с05-
рание трехтысячного коллектива - т3-
атра; проведенное во вновь отремон-
тированном, сверкающем позолотой и
тысячами электрических огней зри-
тельном зале.

К творческому составу, работникам
производственно-технических цехов и
обслуживающему персоналу с привет-
ственным словом обратился директор
ГАБТ А. Солодовников. Он подчерк-
нул, что начало ‘работ в Большом
театре совпадает с четвертой годов-
щиной исторического постановленчя
ЦК ВКП(б) <О репертуаре драматн-
ческих театров и мерах по его улуч-
	`‘шению»х. Если драматические театры,
	выполняя указания партии, сумели за
эти годы добиться некоторых успехов
и создать ряд спектаклей, отражаю-
щих современную советскую действи-
тельность, то оперные театры делают
в этом отношении только первые роб-
кие шаги. Предстоящий сезон являет-
ся для коллектива ГАБТ серьезным
экзаменом на политическую, илейную
зрелость. Театру предстоит осуще-
ствить несколько постановок на совет-
скую тему.

Как указал далее т. Солодовников,
в марте 1951 года исполняется 175
лет со дня создания русской труппы,
нз которой вырос Большой театр. К
этой исторической дате. коллектив
лолжен лостойно подготовиться.
	Одним из крупных мероприятий
ГАБТ явится организация творческой
конференции, которая подытожит и
обобщшит опыт работы ведущего в
стране театра оперы и балета.
	После собрания на основной сцене
и в других служебных помешениях
начались корректировочные  репетч-
ции оперных и балетных спектаклей
тек\щего репертуара. Наиболее кз-
пнтальной постановкой предстоящего
сезона ‘явится опера украинского
композитора Г. Жуковского «От взе-
го сердиа» на сюжег олноименного
романа писателя Е; Мальцева.
	№ совещанию были организованы
большие выставки работ московских
архитекторов и образцов строитель-
ных материалов. Срели экспонатов
—— проекты новых  многоэтАЖНЫХ
жилых домов. типовые секции. 1аз-
плботанные Акатемией архитектуры
ССР и «Мосторороектом». проекты
застройки разтичных районов столи-
цы, макеты. Спепиальный стент был
отвелен пока ЗУ нетобток АЧРРТВенНнНыхХ
проектов. отзергнутых Архитектур-
ным советом Москвы.