ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	мудрым водительством гениального вождя, величайшего полководна
всех времен и народов товарища Сталина, советский народ очистил
родную страну от иноземных захватчиков, освободил от фашистского
ига народы Европы, водрузил над рейхстагом Знамя Победы. Героев
этого фильма полюбили миллионы трудящихся. Особой заслугой
авторов картины является создание образа товарища “Сталина —
мудрого наставника, любимого отца и учителя, величайшего страте-

га, приведшего нас к победе над мрачными силами фашизма.
НА СНИМКЕ — кадр из фильма «Падение Берлина». Товарищ
	Сталин в своем кабинете в Кремле (в роли товарища Сталина народ-
	Дайны мира
	Много вилала за евои 80 лет Эми=
лия Эзергайле. Не одну войну перез
жила  она- простая латышская
врестьянка. И в душе ее все больше
и больше росла ненависть в тем, кто
разжигает войны, кто рахи своих ко-
рыстных, хищнических интересов
губит миллионы ‘людей. Обобенно’
сейчае стал дорог Эмилии Эзергайле
мир— ведь совсем нелавно она позна--
ла радость свободной, счастливой 56-
ветской жизни. И эта, 80-летняя вре-
стьянка стала активным. борцом 34
мир. Олн» из лучших сказительниц
Латвии, она слатает лайны, в кото-
рых славит труд, родное отечелтво,
дружбу между народами, мир во всем
мире.

Известна по всей республике и си=
тулясвая сказительница Либа Хензее
лис.

В Латвии свыше двух тысяч на-
родных певцов. В клубах и школах,
Ha вечерах художественной самодлея-
тельности и в колхозных полевых
станах люди слушают влохневенные
дайны мира латышских вареных
невцов.

Недазно в Сигулде. состоялаеь зы-
ездная сессия Института фольклора
Академии наук Латвийской ОСР. С
докладами выступили професеора
Р. Нельше и Я. Янсон. С болыним
вниманием выслушали собравшиеся
взволнованные выступления екази-
тельницы Анны Баулиня и Эльзы
Шульце. 06бе они — участницы pe-
волюционного движения, активные
борцы за советскую власть в Латвии.

Вторая сессия Института, фольктю-
ра состоялась в Риге. Из самых отяа-
ленных колхозов, рыбацких поселков
с’ехались народные певцы и поэты в
столицу Латвии. бни увидели, как
изменился город, какие выросли 4a
его улицах чудесные дома, сколько
фабрик и заводов, прекраеных соору-`
жений создали советские люди за го-
ды мирного труда. Й те, что увилели
и услышали они, еше больше влох-
новиле их ва, создание новых песен,
сказаний © мире, о родной стране, в
которой самое дорогое слово JAA BCOX
—коммунизм, самое ненавяетное сло-
	 ро-—ройна.
	ный артист СССР М. Геловани).
	Орган Министерства кинематографии
	СССР и Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР
	Суббота, 2 сентября 1950 года
		№ 58 (1250), Год издания ХХ
	`Шед водительствем ‘партни—
к дальнейшим побелам кино.
	‘ние Берлина», «Сталинградекая бит-
ва», «Повесть о настоящем челове-
ке», «Молодая гвархия»), о высоких
моральных качествах советских лю-
дей, их патриотизме. самоотвержен-
	нем труде на благо Родины («Сказа-
ние о земле Сибирской». «Сельская
	ние 9 земле Сибирской», «Сельская
учительница», «Суд чести», «Счаст-
ливого плавания»), о вылающихся
деятелях науки и культуры («Пито-
гов», «Мичурин», «Академик Изан
Павлов»), фильмы,  разоблачающие
истинную сущность капиталистиче-
	ского лагеря, поджигателей новон
войны («Русский вопрос», «Встреча
на Эльбе» и тругие).
	Особенно отрадно. отметить. что
высокая правительственная награда
присуждена фильмам, созданным на
киностудиях союзных республик.
Это — «Жизнь в цитадели» (Таллин-
ская студия), «Подвиг. развелчнка»,
«Третий удар» (Киевская © cryin),
«Алишер Навои» (Ташкентская сту-
лия), «Далекая невеста» (Ашхабад-
ская студия), «Райнис» (Рижская
студия), «Константин ° Заслонов»
(Минская студия). г

Вышедшие в текущем году филь-
мы «Жуковский», «Заговор .обречен-
ных», «Кубанские казаки», «Секрет-
ная миссия» являются новыми убие-
хами советского кино на пути выпол-
нения исторических указаний иар-
THE.
	Bee эти тучшие произведения с5-
ветского кино отмечены актуально-
стью тематики, политической пеле-
устремленностью. животворвым чув-
	ством советского патриотизма, raybo-
	RAM проникновением в сущность изо-
бражаемых событий, тщательной об-
рисовкой образов героя. Они являют-
ся поистине народными произвелени-
ями, свидетельствуют о богатстве и
разнообразии жанров советекого ки-
но, 0б овладении мастерами кино ме-
толом сопиалистического  резлизма.
	Олнако было бы неверно считать,
что данная партией программа вее-
мерного повышения идейно-художе-
ственного уровня кинематографии,
выпуска только высококачественных
произведений киноискусства полно-
стью осуществлена. За истекигие го-
ды на киностудиях были созданы та-
кие неполноценные картины, ‘как
«Поезд идет на восток», «Драгоцен-
ные зерна», «Три встречи», «Алитет
уходит в горы». Это значит, что для
работников кино понрежнему остают-
ся актуальными указания, данные в
постановлении ЦК ВЁЕП(б) о кино-
фильме «Большая жизнь», это значит,
что требует пристального внимания
задача дальнейшего повышения 5а-
чества кинопроизведений, каждое из
которых должно отвечать высоким
требованиям, пред’являемым к кино
партией, народом.
	Серьезные успехи в улучшении
идейно-нолитического содержания и
художественного мастерства кино-
Фильмов, достигнутые советской ки-
немалографией в целом, позволяют
поставить вопрос об увеличении ко-
личества выпускаемых картин. Ре-
шение этого вопроса упирается пре-
жде всего в отсутствие необходимого
количества доброкачественных еце-
нариев на актуальные темы  совре-
менности. Из-за отсутствия таких
спенариев до сих пор не создано. зна-
чительных фильмов, посвященных
рабочему классу страны социализма,
славным  стахановцам,  новаторам
промышленности и сельского хозяй-
ства. Советский народ требует также
большего количества хоронгих филь-
мов, рассказывающих о его жизни и
труде, о высоком моральном облике,
патриотизме и самоотверженноети CO-
ветских людей — строителей комму-
низма.
	Бажнейшей задачей, решением
которой олжны заняться Министер-
ство кинематографии СССР, его Спе-
нарная студия, спенарные отлелы
киностулий, а также Союз советсвих
писателей СССР. — является проб-
		киносценариев. Четкое и продуманное
перспективное планирование, увели-
чение сценарных заказов, привлече-
ние к работе квалифипированных ка-
дров писателей, драматургов, сдена-
ристов и, в частности, писательских
сил братских национальных респуб-
лик, творческая помощь и консульта-
ции для авторов, работающих над
новыми спенариями, — помогут вы-
править положение на этом ответет-
венном участке работы кино.
	Четыре гола назад в жизни совет-
ской кинематографии произошло зна
мензтельное, историческое событие —
опубликовано постановление ПЕ

ВЕП(6) «0 кинофильме «Большая
ЖИЗНЬ».
	` Всегла, на всех этапах сттюнтель-
	ства сопиалистического общества. со-!
	цналистической культуры партия
вела и ведет непримиримую борьбу за
пдейную чистоту и совершенство ху-
дожественной формы искусства. Вся-
ческие проявления безихейности, фор-
мализмз, эстетства, буржуазного суб’-
ективизма, отхол от решения основ-
ных залач, стоящих перех напгим нс-
кусством, встречали резкую критиву
и решительный отпор большевист-
ской партии.

`Благотворное влияние партийного
руководства на развитие киноискус-
ства с особой отчетливостью проявп-
XOCh 34 ГОТЫ, истекшие со 1ня при-
нятия постановления о кинофильме
«Большая жизнь», которое знамено-
вало начало нового этапа в жизни
кинематографии.
	Указание Центрального Комитета
партии о том, что «некоторые работ-
ния искусств, живя срели советскях
люлей, не замечают их высоких илей-
ных и моральных качеств, не умеют
по-настоящему отобразить их в про-
извелениях искусства» — это, по су-
ществу, ключ Е решению карлиналь-
нейших вопросов праматургии, ре-
жиссуры. актерского исполнения.
Только те художники, которые всем
существом своим, всей своей общест-
венной и творческой работай связаны
е жизнью советских люлей, в состоя-
нии правливо. влохновенно и страст-
но отразить в своих произведениях
величие идей, воолушевляющих нап
нарол, величие дел. творимых строи-
телями коммунизма.
	Партия ее раз со всей серьезно-
стью полчеркнула, что главным не-
юстатком многих мастеров кинемато-
графии, постановщиков, режиссеров.
авторов спенариев является незнание
дела, за которое они берутся. «В не-
знании предмета, в легкомысленном
отношении спенаристов и режиссеров
Е своему делу, —ворится в поста-
HORIOHHH, —— заключаетея одна из
основных причин выпуска неголных
фяльмов».

Центральный Комитет паругии сво-
вы постановлением `полчеркнуя, что
только тесвая связь с жизнью, глу-
бокое изучение явлений лействитель-
ности, требований и запросов зрите-
ля приведут в изжитию указанных
нехостатков, к созханию полноценных
произвелений искусства социалисти-
ческого реализма.
	Ь глубокому знанию жизни. уме-
нию видеть в ней типические явле-
ния; поддерживать ростки нового,
прогрессивного, делать широкие 0боб-
щения, раскрывать идейный замысел
в живых, правдивых художествен-
ных образах звало кинематографистов
постановление ЦЕ ВЕП(б). Оно явн-
лось важнейшим программным доку-
ментом, предначертавигим основные
пути, по которым должно развивать-
ся,ЕИНОиСкусство в эпоху построения
КОММУНИЗМА.
	‚ Вооруженные и обогащенные пар-
тийными постановлениями по вапро*
сам литературы и искусства, совет-
ские киноработники за истекшие го-
лы добились крупных успехов. Cos-
даны значительные кинопроизведе-
ния, в которых нашли достойное от-
ражение актуальные темы современ-
ности. Повысилось мастерство наших
сценаристов, режиссеров, артистов,
сператоров, художников — создате-
лей фильмов. Высокой илейностью,
глубиной решения образов, растущим
художественным мастерством отмече-
ны фильмы, посвященные истории
народов СССР, выдающимся истори-
ческим леятелям, темам Великой Оте-
чественной войны и мирного созида-
тельного трула советских людей. Co-
временная темз стала основной лля
нашей кинематографии, герои на-
ших дней — представители рабочего
класса, крестьянства, интеллитенции
стали основными героями фильмов.
	Двадцать пять художественных
Фильмов, вышедших з& последние че-
тыре года. удостоены Сталинских
премий. Среди них кинокартины 0
великом подвиге советского народа В
тоды Отечественной войны, о полко-
Ротческом гении товарища Сталина,
привелшего нас к победе нах‘ мрачны-
ин силами мирового фашизма («Паде-
	Своеврехенная’ подготовка спена-  .

риев привелет, в свою очередь; к б-

лее планомерной, бесперебойной ра- .
боте кинопроизводства, создаст: прея-
юсылки для ускорения пронесса, йро-  : *
изволетва фильмов, для удешевления”
‘их стоимости. Вое это требует более:
тшательного, повеёхневного PYROBOI-  .
ства студиями CO стороны влом

ства и его глазков. ~

` Уже сейчас нужно пролвилеть, Tre: }
рост выпуска фильмов вызовет. по- `

требность в’ увеличении: `режиссер-

ских калров: До последнего врачени

работа по‘воспитанию и вытрижению

новых режиссерских сил была ~ me]:

ставлена неуловлетворительно: Bery-
щие мастера кино,‘ которые многое
могли бы. слелать; _ передавая. свой
опыт молодежи, не уделяют. этому
важному делу необходимого BHHKA-
	ния. Нало смелее BELIBALATS   `е1060б-
ных, талантливых И. полготовленных
	людей на режиссерскую работу. обес=
	печив. квалифипированную помощь и
	PY KGBO ICTRO

AME,
	Бажным вопросом xa: отечествен-
ной кинематографии ‘являетея лаль-
	нейшнев развитие деятельности кино-
студий братеких ‘республик. Нельзя.
	мириться с тем, что такая: нанример,
кинематография. Fag. грузинская:
долгое время не‘ралует зрителей-вы-
	пуском больших и значительных -ви-.
	нопроизведений, не видно на. экранах
хороших фильмов производства. Ба-
Еинской, Ереванской и других сту-
дяй.

Решению всех этих илейно-полити-
ческих, творческих и организапяон-
ных вопросов, связанных с лальней-
шим ростом советского вино. булет во
многом. способствовать широкое раз-
вертывание большевистской критики
И самокритики. В. постановлении ИК
BRI(6) о кинофильме «Большая
жизнь» прямо указывалось, что «0т-
сутствие критики в области кинема-
тографии. атмосфера семейственности
в среде творческих работников кино
являются одной из главных причин
производства плохих кинофильмов».
Принципиальная = большевистская
критика и самокритика не сталя еще
и сеголня в кинематографии основ-
ным методом борьбы с имеющимися
недостатками. Необходимо всячески
развивать в области кино: критику и
самокритику, активизировать в этом
направлении работу Ломов кино,
творческих ‘секций на киностудиях.
Дискуссии о-новых фильмах, обобще-
ние опыта мастеров, углубленная раз-
работка вопросов. марксистеко-ленит-
ской эстетики, теории киночскусства
— неотложная задача, к решению
которой необходимо привлече широ-
кие круги общественности, теорети-
КОВ И КРИТИКОВ БИНО.

Теория и критика являются сей-
час одним из самых слабых участков
работы в области кинематографии.
	OHH отстают. от творческой празбтики
	киноискусства. Существенными нело-
статками страдает работа критиче-
ских. отделов периолической печати,
нашей газеты и журнала «Искус-
ство. кино». Необходимо добиться
решительного перелома и на этом от-
ветственном участке.

Четвертую годовщину со хня при-
нятия постановления ЦК ВЕП(б)
«0 кинофильме «Большая жизнь»
армия кинематографистов встречает
серьезными успехами в выполнении
указаний партии, напряженным тру-
дом по созданию ‘новых больших и
важных кинопроизвелений. В дни,
когда все переловое человечество раз-
вернуло гигантскую борьбу за мир,
против поджигателей ройны. возглав-
ляемых американо-английскими им-
периалистами, на советских кино-
работников ложится особенно боль-
лиая и почетная задача: создавать
больше высококачественных Филь-
мов, разоблачающих гнусные происки
мировой реакции. прославляюцтих ве-
личие дела советского народа, борю-
щегося за мир.

Вооружаться испытанным оружи-
ем марксизма-ленинизма, оттачивать
H COBEPIICHCTRORATh свое мастерство,
быть еще ближе к партии, к нароту,
черпая в их борьбе за счастье че-
ловечества темы и образы своих про-
изведений, —священная обязанность
каждого деятеля сопиалистической
культуры, каждого работника совет-
ского кино. Под испытанным мудрым
руководством большевистской  пар-
тии, великого Сталина самая перело-
вая, лучшая в мире советская кине-
матография пойдет вперед, Е новым
успехам.
	С небывалым успехом прошло на экранах мира выдающееся про-
изведение советского киноискусства — фильм «Падение Берлина»,
поставленный по сценарию П. Павленко и М. Чиаурели режиссером
М. Чиаурели на киностудии Мосфильм. В этом фильме перед зри-
телями раскрывается величественная тема трудовой и воинской доб-
лести советского народа, сплоченного вокруг родной большевист-
‚ской партии, вокруг любимого вождя и учителя товарища Сталина.
Самоотверженно- работают спаянные в единый, дружный коллектив
советские люди, строящие величественное здание коммунизма, И
когда злобный фашистский враг неожиданно напал на нашу Родину—
все они, от мала до велика, об’единились в непреклонной решимости
отстоять честь. своболу и независимость своей Отчизны Пол
	[Главная тема
	Узбекские мастера, живописи, гра
фики, скульптуры вместе co всем
	узбекским наролом несут вахту ми-
	ра. Они работают в пс?евых станах,
в МТС, в цехах промышленных пред-
приятий. И здесь рождаются их но-
вые произвеления для  Веесоюзной
выставки 1950 года. Главная тема
всех работ — созилательный  трух
советских людей, их стремление Е
миру, дружбе межху народами.
Многие художники республики
влохновенно работают нал воплоше-
нием в живописи образа величайше-
го человека нашей эпохи, знаменос-
ца мира — И. В. Сталина. Кюоллек-
TUBHO пишут картину, посвященную
	празлнованию в Ташкенте 70-летия
	И. В. Сталина, художники 0. Аблул-
лаев, С. Абдуллаев, М. Набиев,
Х. Рахманов и С. Мухамедов. Беспре-
дельная любовь узбекского народа К
великому вождю — таковь идея их
нового произведения.

Широко известно, какую огромную
заботу проявляет И. В. Сталин об
узбекском народе. Художник 0. Та-
тевосян воплотил эту тему в картине
«Прием товарищем Сталиным деле-
тации узбекских хлопкоробов».

Значительное место в творчестве
художников занимает показ огром-
ных достижений узбекских колхоз-
ников в развитии хлонковолства. В
картине «Без потерь» У Тансыкбаев
показывает патриотичеёкое хвижение
колхозников За досрочное выполне-
ние плана хлопкозаготовок, сопиали-
стическое отношение в колхозной
собственности.

Грозным предостережением поджи-
тателям новой войны служат полот-
на, отображающие героические  по-
лвиги воинов Советской Армии в дни
Великой Отечественной войны. Зна-
чительный интерес представляет
картина В. Кайлалова «В октябре
1941 rom». Хуложник правливо
отобразил героическую обюрюну Моск-
		Источник вдохновения
	центре пьесы — советский инженер
и французекий астровюм, соединяю-
щие свои силы в борьбе за мир. Те-
атр покажет в новой . спеничеекой
редакщии спектакль «Голос Амери-
Eu», B ROTOPOM раскрывается липо
поджигателей новой войны.

В дни гастролей в Киеве коллектив
Малого театра с полным единодущием
поставил свои подписи под `Сток-
тольмским Воззванием. под торжеет-
венной клятвой людей доброй воли,
прозвучавшей, как грозное предупре-
ждение заокеанским агрессорам. B
эти дни, когда над миром  нанисла
зловещая тень войны, братекоз сот-
рудничество советских народов имеет
96060е значение. Й то, что мы полпи-
сали Воззвание в столице Украины, а
коллектив крупнейшего украинского
тезтра—Театра им. Фрарко полпи-
салея под этим документом в Москве
в дни, когда зрители нашей столицы
знакомились с творчеством братского
народа, приобрело глубокий, прекрас-
ный смысл.

В творческом содружестве с брат-
скими народами, в борьбе прогрессив-
ного человечества за мир Малый
театр черпает вхохновение и силы.
Всегда служить современности, углу-
бленню и творчески решать насущные
проблемы, стоящие перед нашим ис-
кусством,—вот принципы, которыми
булет руковолетвоваться один из <та-
	рейиших тезтральных  коллезтивов
нашей Родины и в текущем сезоне.
Мих. ЦАРЕВ,
	Народный артист СССР,
директор Малого театра.
	Вчера в 126-й раз начал свей
сезан Малый тезтр. История Малого
театра, всегда утверждавшего пере-
ловые. прогрессивные идеи своего
народа, налагает нз нас, его арти-
стов, большую ответственность. Мы
должны средствами сценического ис-
кусства отразить замечательные
процессы общественного развития,
служить высоким целям  человече-
кого прогресса, неустанно  пропа-
гандировать мировоззрение  больше-
вистской партии.

Коллектив Малого тезтра, откры-
вая сезон, имеет перед гобой яеные
цели и сознает свой долг и евою от-
вететвенность перед зрителем. Темы
трула, мирного творческом  созила-
вия, изображения прекрасного ду-
ховного мира нового, советского че-
ловека — основные, ведущие темы
тедтра в наступающем сезоне.

Охваченный стремлением внести и
вою скромную лепту в общенародное
дело борьбы за мир, театр покажет в
новом осенне-зимнем сезоне несколь-
ко спектаклей на актуальные, волну-
юшие мировую общественность темы.
Трудящиеся столипы увидят пьесу
драматурга Г. Мливани «Йюди доброй
воли», в БоТорой воплотятся образы
честных людей, мужественно отстаи-
вающих свою свободу и незави-
симость, нагло попираемые —аме-
риканокими захватчиками. Ha
сцене филиала пойлет пьеса Л. 30-
рина «Ночь в апреле», повествую-
щая`о междунаролной  солидарлости
трудящихея разных стран, скреплен-
ной кровью на полях сражений. В
	Цветные фильмы об Украине и Белоруссии
	ЬИЕВ. (Наш корр.). Украинская
студия хроникально-документальных
фильмов. начал» с’емки  пветного
документального фильма «Пветущая
Украина» (спенарий А. Малылиуо).
	Бригады  кинооператоров выехали
в Донбасс. Закарпатье, Киевскую,
Харьковскую, Днепропетровекую,
Херсонскую и другие области  рес-
публики. Засняты уборка урожая и
слача хлеба государству. жизнь
колхозного села, труловые бухни за-
волов и шахт; ставигих на стаханов-
скую вахту мира.
	Фильм ставит режиссер М. Cryt-
кий. Музыку пишут композиторы
Ц. Майборода и Д. Покрасс.

aa)

MHHCK. (Haw xopp.). Енноопера-
торы Минской студии Беларусьфильи
приступили к семкам первого белв-
русского цветного  хокументальноге
фильма «Советская Беладусь».

Отавят фильх релиссеры В. Вортн-
Саблин и А. Константинов, отерато-
ры В. Цитрон, М. Беров и другие.

Фильм будет закончен к 33-й г9-
ховптине Октябрьекюй революции.
	Созданы также яркие политиче-
ские плакаты, в которых хуложни-
ки Узбекистана призывают народ к
миру, клеймят позором поджигателей
новой ВОЙНЫ.

Художник Самыг АБДУЛЛАЕВ,

Герой Советского Союза.
ТАШКЕНТ.
	говор обреченных». В них рассказано о принципиальной, честной, гуманной, под-
линно демократической политике, проводимой Советским: Союзом в Германии, о доб-
лестных советских ученых-патриотах, ‘© людях колхозной деревни, о происках
имперналистических хищников в стране, где победила народная демократия. НА
СНИМКАХ (6лева направо): кадр из фильма «Встреча на Эльбе». Эрнст’ Шметау
(артист В. Кулаков), майор Н. Кузьмин (артист А. Давыдов) и профессор Дитрих
	`РИГА. (Корр. «Советского искус

ава 7
	(артист №). И)ровскии); кадр из фильма «Суд чести». Ольга Вереиская (артистка
А. Максимова), академик Верейский (артист Б. Чирков), муж Ольги, Николай (ар-
тист Е. Самойлов); кадр из фильма «Кубанские казаки». Галина Пересветова (артист-
ка М. Ладынина) и Гордей Ворон (артист С. Лукьянов); кадр из фильма «Заговор
	С. Пилявская),
	Коста Барра (артист
	обреченных». Аристина Падера (артистка С.
Б. Ситко) и Ганна Лихта (артистка Л. Скопина).
	Разнообразна тематика фильмов, создаваемых советскими мастерами кино. 2
своих произведениях они показывают жизнь и деятельность советских патриотэв
на самых различных участках строительства коммунизма, раскрывают превосходство
советских людей над людьми капиталистического общества, об’ясняют сущность
процессов, происходящих в странах народной демократии. Этим темам посвящены,
в частности, фильмы «Встреча на Эльбе», «Суд чести», «Кубанские казаки», «За-