ПРОЛЕТАРИИ ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯИТЕСРЬ! }

АСКУССТВО _

Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР

9 сентября 1959 гола ` Цена 46 кон,

Ф

Из колхозов —
в консерваторию
	В столице Молдавской ОСР`—
Кингиневе на улипе им. Шмидта, вы
росло новое прекрасное здание. На-
днях его 30 просторных классов, и
болышой конпертный зая заполнила
молодежь, — стуленты Моядазското
музыкального учихиша начали учеб-
НЫЙ ГОД.

Пятьдесят юнопей и девурех, при
нЯты ныне в училище, ;
из них прибыло из сел республити:
Де установления советекой  влаетя
молдавские крестьяне могли тит
мечтать о том, чтобы их дети полэ-
чали музыкальное образование. Те-
перь ABEPH консерватории и учили
ща птироко раскрыты перед ними.

Д. Чеботарь из села Гура Кайнапе
играет на флейте; Б. Арбуз из еета
Куболта—на кларнете, И. Дабижа из
села Хаснашени Марь-—на волтерие.
Все они приняты на оркеестровый: ha-
культет музыкального училища.

Участники сельской хуложествен=
ной самодеятельности 3. lense x
Т. Фрэкауцан, Е. Артемова, В. Чейлн
зачислены на дирижереко-хоророй
факультет.

М. Житникова из г. Бендеры, ючв
погийттего вонна Советской Армии, и
А. Гайхлруг из cena Окиул А,
дочь колхосника.—певицы. Их запи-
слили на вокальный факультет му-
зыкального VIHA.
	Ю. Цыбульекая из г. Леово мезта-
ет стать композитором. дна уже на-
писала несколько музыкальных иъее;:
Ее зачислили на теоретико-компезие
торский факультет.

На республиканском смотре хуле?
жественной самодеятельноети в этом
году пораловал своим выступлением
тенор Б. Гросул из села, Слоболзеи. дн
зачислен на вокальный факультет
Кишиневской консотватории.  Девят-
надпатилетний Н. Кильчик wa Few
ратского района отлично играет BS
хомре. Он также принят в консерва-
торию.

Так сбывается мечта многих юно-
шей и девушек Молдавии-— тюсвя-
тить себя служению искусству.
	Композитор М. ГАЛЬПЕРИН.
КИШИНЕВ.
	НОВЫЕ
ПРЕМЬЕРЫ
	LOBE I CKO
	ХХ
	Орган Министерства кинематографии СССР и
		io
Мхатовцы
в столице Эстонии

ТАЛЛИН. (По телефону). Terao
встретила общественность эстонской
стелины группу артистов Москов-
ского Хуюжественноге академиче-
ского театра им. Горького, впервые
прибывших в Эетонсклю ССР.
	Тастроли мхатовцев открылись
спектаклем «Чужая тень» №. Сямо-
	нова. показанным на спене Театра
	оперы и балета «Эетония». Эн прив-
лек огромное внимание обществен-
ности Таллина Затем были ноказа-
	ны «Враги», «Таланты и поклонни-
	ки», «Мертвые души», «Bockpece-
ние». Все спектакли МХАТ проходят
с неизменным успехом.

Мхатовцы пробудут в Таллине до
17 сентября.
	ВЫСТАВКА
КНИЖНОЙ ГРАФИКИ
	ТАШВЕНТ. (Наш корр.). Откры-
лась первая республиканская вы-
ставка, книжной графики. Злесь прел-
ставлены сотни иллюстраций, ти-
тульных листов и заставок, к различ-
ным книгам, издающимся в Узбеки-
стане. Экспонируютея лучшие образ-
цы газетно-журнальной графики.
	Быставка демонстрирует значи-
тельный рост мастерства художни-
ков, совершенствование потиграфи-
ческой техники. Значительное место
среди экспонированных произведений
занимают иллюстрации народных ху-
ложников Узбекской ССР И. Икра-
мова и В. Кайдалова. 0собенно ориги-
нально их оформление изданий про-
изведений Алишера Навои (И. Икра-
мор), книг «Кырк-кыз», «Руслан я
Люлмила» (В. Кайдалов). Внимание
посетителей выставки привлекает ху-
ложественное оформление Антологии
Узбекской литературы, красочные
рисунки, правливо раскрывающие ео-
держание классической, народной и
современной поэзии (хуложники
В. Кайдалов. И. Икрамов, А. Венедик-
тов, А. Ошейко).

Значительное улучитилось оформле-
ние излающихся в Узбекистане хет-
СКИХ КНИГ.

В Государственной публичной биб-
лиотеке им. Навои, где расположена
выставка, состоялась конференция,
посвященная. обсуждению путей
хальнейтего развития книжной гра-
фики. На конференции заслушаны
локлалы на темы «ЁВнижная графика
Узбекнетана и пути ее развития»,
«Иллюстрация, как средство воспи-
тания летей» и по другим вопросам.

Выставка и конференция вскрыли
ряд серьезных нетостатков в 904ф07-
млении книг. В Узбекистане еще не
велик круг художников, занимаю-
щихся книжной графикой. нелоста-
точное участие принимают в этой
важной работе хуложники-узбеки.
	«ПОКОРИТЕЛИ
ВЕРИГЯН»
	ТБИЛИСИ. (Наш корр.). Четверть
века тему назал 18 альтиниетов Гру-
SHA пол руковолством профессора
Г. Николадзе совершили восхождение
на вершину Казбека. Этим было по-
ложено начало массовому развитию
советского альпинизма, одним из 0-
новных центров которого стала, Гру-
ия.
	Тоилисекая  киностулия Начала
с’емки цветного фильма «Покорите-
ли верпгин», посвященного истории
советекого альпинизма. В нову
сценария положены подлинные фак-
ТЫ. :

В фильме бултт показаны восхож-
	тения на базоек. на
	№ 60 (1252). Г од издавия
		учащиеся
	полноценный учеблик.
	обсуждение; помочь‘авторам в техни-
ческом, оформлении рабат..

Почему же директор  Москов-
ской консерватории А. Свешников
допускает произвольное уллинение
авторами сроков подготовки  учеб-
ников по истории русской музыки
	(автор Ю. Велдыш), по курсу чтения:
	симфонических партитур (автор
Н. Аносов)?. Директор музыкально-
педагогического института им. Гне-
синых Е. Гиесина тоже  молчали-
во санкционирует. изменение сроков
сдачи в издательстве рукописи
учебника но- курсу анализа  музы-
кальных произредений . «автор
ПН. Козлов). Директор Института теат-.
рального искусства М. Горбунов
спокойно взирает на то; как из гола
B ГОЛ отолвигаются сроки подготовки
рукописей учебников по курсам ис-
тории театра (авторы В. Мотылев-
ская, Б. Асеев, Б. Алнерс). Презили-
ум Акачемии хуложеетв ОССР мирит-
ся с полным отсутствием в художе-
ственных институтах страны учеб-

ников по ‘основным специальным

дисциплинам. Президнум Академии

архитектуры СССР также не прини-
мает никаких мер, чтобы ускорить
работу по составлению такото необ-
XOIHMOTO для архитектурных вузов
пособия, как учебник по истории со-
ветской архитектуры.

Подготовка учебников тормозитея
и в других звеньях: руководители
кафелр без конца откладывают 06-
суждение законченных рукописей,
мелленно проходит рецензирование.
	Руководители и обществеаные
организапии вузов и творческих со-
	  KBAR JIRA понять. что  созлание
	учебников — эбщегосуларственное,
а не частное дело. Общественности
институтов, училищ и консервато-
рий следует мобилизовать внимание
всего коллектива Е этой работе.
Только таким образом можно будет
обеспечить быстрое завершение за-
тянувшейся работы.

Добиться выпуска учебников, нах
которыми авторы работают уже мно-
то лет, — первоочерелная, неотлож-
ная зазача. Есть утвержденные пла-
ны издания учебников. Следует
повседневно следить за графиком
Подготовки рукописей, не допуская
нарушений сроков их сдачи в изда-
тельства, обеспечивая все необхоли-
мые условия лля плодотворной рабо-
ты авторов. Но это не все. Неойхо-
химо теперь же составить перспек-
тивный план потготовки учебников
с тем. чтобы в течение ближайших
	трех—пяти лет Пэ всем HY Ptak,
	таемым в учебных заведениях ис-
	Олнии 13 важнейших условий.
приобретения учащимися глубоких и
прочных знаний является наличие
полноценных учебников, отражаю-
щих лостижения передовой советской.
науки. вооружающих мололых епеци-
алистов серьезными профеесиональ-
ными знаниями, основанными Ha
марксистеко-ленинской теории. Эта
истина, казалось бы, бесепорна. Ox-
нако нахолятся и учреждения, и рз-
ботникя. не проявляющие необхоли-
мой забогы ©б уловлетвовении учеб-
никами тесятков тысяч студентов,
вузов и училищ искусств, сотен ты-
CHY Школьников МУЗЫКАЛЬНЫХ и
хуюжественных семилеток. и десяти-
теток.
Тревожное положение, создавшее-.
ся на этом участке. повилимому. мало
беспокоит Министерство выешего
образования СОСР. ГУУЗы Миниетез-
ства кинематографии ООСРои Комите-
та по делам искуеств при Совете
Министров СОСР, Академию худо-
жеств СОСР, Академию аохитектуры
СССР. наконец. учрежления, которым
непосредственно поручена полготовка
учебников в изданию.

Ничем не оправдать почти полное
отсутствие апробированных учебни-
ков и учебных пособий в театраль-
ных институтах,  коясерваториях,
институтах кинематографии, _ худо-
жественных и архитектурных учей-
ных заведениях. Много места заняло
бы перечисление хотя бы части тех
книг, в КОТОРЫХ ocTpO нуждаются
вузы, училища и школы искусств.

Далее мириться © этим нельзя.
Нельзя равнодушно смотреть из TO,
как определенные успехи препода-
вания спепиальных дисциплин по
искусетву остаются не закреплен-
выми H3-3a отеутетвия учебников.
Нельзя больше тернеть такое положе-
ние. когла учащиеся при подго-
товке к зачетам и экзаменам руко-
волетвуются только собственными за-
писями лекций и семинарских заня-
тий. Да и молотые педагоги. особенно
работающие на периферии, должны,
наконен. получить пособия. помо-
тающие им повышать евою квалифи-
капию.

Решительный перелом может быть
достигнут лишь при условия самых
срочных мер. снепиальных  уси-
лий. Чтобы в корне изменить к луч-
шему созлавшееся положение, вужна
мобилизация сил всего профессорско-
пПезагогического состава учебных
завелений искусств. Подготовка ру-
кописей и выпуск учебников 8
свет должны быть взяты под строгий
контроль общественности.
	Сцена из 2-го акта оперы «Даиси» в постановке Тбилисского государственного театра оперы и балета
			им. 3 Палиашвили.
	  астроли театра
им. 3. Палиашвили в Сочи
	теля все обаяние  лирико-героиче-
ских образов вылающегося произве-
дения, но и в полной мере сохрз-
нить весь блеск и свежесть этого
спектакля, впервые поставленного в
1924 году и с тех пор неизменно на-
ходящегося в его репертуаре. Глубо-
		моотверженной, беззаветно любящей
девушки Маро в темпераментном ис-
полнении Н. Харздзе, ‘обладающей
богатыми вокальными данными. Зри-
тельный зал проникается симпатией
к юноше Малхазу, партию которого
ведет А. Чакаяихи, сумевший прав-
диво воплотить блаторолный облик
repon. Запоминается выдающаяйся
грузинский певец П. Амиранашвили
в роли мужественного военачальни-
ка Киазо. Все партии в спектакле
обеспечены отличными певцами, в
целом создающими ровный актерский
ансамбль. В «Даиси» налила блестя-
шее отражение и выеокая хоровая
культура грузинского нарола. Шут-
ливый хор первого акта оперы, хо-
ровой финал второго акта и хоровая
сцена нал трупом Малхаза (хормей-
	стер Е. Теришвили) — вылающиеся
страницы мировой хоровой литера-
	туры. Уверенно велет оркестр липи-
	жер Д. Мирихулава, тонко чувет-
вуюший все красоты партитуры.
	С болыпим успехом прошли
спектакли других грузинских опер
— «Айесалом и Этери» 3. Палиа-
швили и «Кето и Котэ» В. Долилзе.
Столь же тепло были ‘приняты и
остальные оперные спектакли, сви-
детельствующие © том, что грузин-
ские мастера музыкального искусст-
ва умело и вдумчиво воплощают на
сцене лучшие произвеления руеекой
и запалноевропейской классики. Нри
переполненном зале шли «Мазепа»,
«Евтений Онегин», «Пиковая лама»,
«Кармен», «Севильский цирюль-
ник», «Аида», «Травиата», «Отел-
ло». «Риголетто».
	Помня замечательные слова В. С.
Станиславского о том. что «нет ма-
леньких ролей. есть маленькие арти-
сты». ведущие артисты труппы
охотно согласилиеь с предложением
руководства, театра нарялу с оенов-
ными партиями своего penepryapa
исполнять во время гастролей и вто-
рые. партии. Так. например, Т. Ша-
ратта-Долилзе выступает в Сочи в
партии Ozone в  «Травиате».
Г. Шмальцель спела партия Лариной
в «Евгении Онегине» и жрицы в
«Аиде».

В Театре им. 3. Палиатвили 3за-
ботливо следят за ростом  мололых
исполнителей. Им поручают ответ-
ственные партии, им помогают ве-
дущие мастера. Й ноэтому во время
гастролей в Сочи вместе со своими
старигими товарищами хорошо пока-
зали себя и молодые силы театраль-
ного. коллектива. Воститанница Тби-
лисской консерватории Л. Георталзе
нела такие ответственные партии,
как Амнерис в «Аиде» и Полины в
«Пиковой даме»; мололой певец
Л. Аракелов — партии Елецкого,
	Более месяца в Сочи  ноказывает
свои спектакли Тбилисский  орлена
Ленина госудадственный театр опе-
ры и балета им. 3. Чалиашвили.
Эти гастроли превратились в свое-
образный творческий отчет тру-
дящимея, приехавитим во всесоюзную
злравницу со всех кониов страны.

Нало отхать должное коллективу
Театра, им. 3. Палиапвили—©н  пПод-
готовился к выступлениям в Сочи
серьезно и вдумчиво, с полным с03-
нанием взятых на себя болыних обя-
зательств перех взыскательной ауди-
торией. Театр выехал в гастрольную
поездку впервые после памятной де-
кады грузинского искусства в Моск-
ве, состоявшейся в 1937 году. В с0-
чинских гастролях принимает  уча-
стие весъ состав трупны. Сюла ло-
ставлены декорации и уеквизит 18
оперных и балетных ‘спектаклей—
театр решил показать лучшие произ-
ведения грузинской классической и
современной музыки, творения  рус-
ской и западноевропейской класеики
и ряд сочинений советских компози-
топов.
	В тбилисской опере богатые тра-
липия. Оперный театр в Грузии был
основан в 1851 толу и на веем про-
тяжении своей долгой истории эн
способствовал укренлению культур-
ных связей великого русекого и древ-
него грузинского народов. В первые
же толы его возникновения были по-
ставлены отрывки из «Ивана Суса-
нина» Глинки и «Аскольтовой моги-
лы» Вететовекото: гениальные oe-
	ры Чайковского давно уже прочно.
	вошли в его репертуар. В частностя
в Сочи театр показал «Евгения Оне-
rena», «Циковую даму» и «Мазепу».
	Как извеетно, д  благотварным
влиянием русской классической му-
зыки стала развиваться и грузин-
ская национальная опера. — Ученик
вылающегоея русекого композитора и
пелагога С. И. Танеева, основополо-
жник грузинской оперной музыки
3. Палиашвили своим могучим Ta-
лантом проложил путь развития реа-
листического искусства, но которому
идут сейчас молодые грузинекие ком-
позиторы. Его опера «Даиси». вапи-
	Эльбрус, на  санная в 1923 голу. — любимая опе-
	Мазепы и Жермона; Н. Ованесян —
партию Гремина.
	Помимо 12 опер, коллектив Теат-
ра им. Палиашвили показывает в Со-
чи шесть балетных спектаклей. Зри-
тели уже познакомились с постанов-
ками лвух грузинских балетов —
«Горла» Д. Торадзе и «Синатле»
Г. Килалзе. 3 также © «Лауренсией»
А. Крейна и «Доктором Айболитом»
И. Морозова. «Дон Кихотом» Мин-
куса и «Жизель» Алама.
	0с0б0е внимание общественноети
привлек спектакль «Горда» — пер-
вый балет композитора Д. Торадзе
(либретто 0. Эгалзе и В. Чабукиани).
Поставленный театром в дни празл-
нования 70-летия товарища И. В.
Сталина, этот балет, бесспорно, яв-
ляетея большой творческой победой
грузинского театра и представляет
собой значительное событие в жизни
советского хореографического искус-
ства. Вее в этом спектакле произво-
дит сильное впечатление — и вол-
нующая патриотическая тема борьбы
народа за, свою независимость, и про-
низанная национальными интонаци-
ями музыка, и высокое режиссерекое
и исполнительское мастерство В. Ча-
букиани, и отличное исполнение
других ролей участниками этого
спектакля (В. Цигналзе, Ир. Алек-
ендзе, 3. Кикалейшвили. М. Камалет-
динов, Р. Маталашвили. М. Бауер),
и интересное художественное офофм-
ление П. Лапиашвили.
	Театр получает много благодарст-
венных писем от зрителей — людей
самых разнообразных ‘° профессий.
Так, начальник шахты № 1 «Ста-
линский забой» из Донбасса, И. Мар-
тыненко пишет: «Сердечно блатода-
рю артистов братской Грузинекой
республики за доставленное наслаж-
дение». Тракторист колхоза «Зна-
ия» из Красноярского края В. Смоль-
цов замечает: «Незабываемое  впе-
чатление произвели на меня оперы и
балеты в постановке тбилисцев, вос-
хищает чудесное искусство талант-
ливого грузинского народа».
	Сотни подобных отзывов—заслу-
женная награда коллективу театра,
сумевшего во время своих гастролей
блестяще пролемонстрировать успехи
грузинского музыкального искуест-
ва.
	Воодущевленный этим успехом.
коллектив театра (главный режиссер
	А. Цуцунава, главный  хирижер
Il. Азмайпарашвили) активно гото-
витея к новому сезону.
	Он особенно знаменателен — пред-
стоит 30-летие Грузинской ССР.
Нало полатать. что твато встретит
эту дату достойно.— новыми епек-
таклями, востевающими нашу пре-

краеную современность.
		ры

MH
Tel
ory.
		‚ АЛМА-АТА. (Наш корр.). Оперой
«Абай» композиторов Д. Хамиж и
А. Жубанова открылся сезон в Ажз-
лемическом тезтре оперы и балета, им:
Абая.

Кроме нового для алмаатинского
зрителя оперного спектакля <«Гугено-
ты» Д. Мейербера, поставленного в
самом конце прошлого сезона, в бли-
жайшее время булет показан балет
«Красный мак» Р. Глиэра. В ноябре
алмаатинцы увилят казахекий балет
композитора В. Великанова «Rawéap
и Назым».

Казахский академический театр
лоамы начал сезон пьесой «Абай»
Мухтара Ауэзова. Зрители столи-
цы Вазахстана увидят вскоре на
сцене своего театра «Голос Амеуи-
ки» Б. Лавренева в переводе на ка=
захский язык. Сейчас театр работает
над пьесой Г. Мусрепова «Амантель-
ды»—0 народном герое Амантельлы
Иманове, боровитемся за установяе-
ние советской власти в Казахстане:

Творческий коллеклив  Русекото
театра, храмы с большим воодушевле-
нием готовит к постановке «Егор
Булычов и другие» М. Горького. В
предстоящем сезоне театр покажет
также «Бешеные леньги» А. Оетров-
ского и «Незабываемый 1919-й»
Ве. Випгневекого.

РАБОТА
НАД ПАМЯТНИКОМ
ЮРИЮ ДОЛГОРУКОМУ
	Яауреат Сталинской премии ©. М:
Орлов в содружестве со скульттора-
ми А. П. Антроповым и Н. Л. Штамы
закончил работу Hal памятником
Юрию Долгорукому в натуральную
величину.

— Создание памятника, — зая-
вил в беседе с корреспонлентом ТАСС
С. М. Орлов, — потребовало деталь-
ного изучения жизни и хеятельно-
сти Юрия Долгорукого и той эпехи,
в которую он жил. Мне хотелось во-
плотить в его образе лучшие черты
великого русекого народа.

Юрий Долгорукий, облаченный 8
княжеское одеяние ХП века м доз
снехи, изображен верхом на коне.
Простирая вперед правую руку, он
как бы указывает то место, где Jol
жна быть построена Москва.

После приемки комиссией памят=
ник будет отформован в гнпее и за-
тем перелан для отливки в бронзе
на один из заволов.
	ЛЬМ
О СОВЕТСКОЙ
АРМЕНИИ
	ЕРЕВАН. (Наш норр.). На экраны
республики выпушен  локументаль-
ный фильм ` «Советская Армения»
производства Ереванской киностудии.
В нем рассказывается о жизни рес-
публики, расцвете ее промьипленне-
сти, сельского хозяйства. культуры,
0 влохновенном труле армянского на-
рола. В картине показаны строитель-
ство Севангэса, трул рабочих круп-
нейших фабрик и заводов республи-
ки. шахт. рудников. созтание новых
	Горолов, новая жизнь колхозного (Ct
ла. Многие калры фильма отобража-
ют культурную жизнь республики,
 развитне искусств, литературы.
	Составление учебника——ЭТо слож-  кусств. были созланы пособия.
	Слетует также срочно решить PAI
	ная, ответетвенная и почетная рабо-
	та. повые учеоники должны Вены вопросов, связан-
только давать сумму профеесиональ-   ных с выпуском учебников. Вызы-
ных знаний в той или тругой обла- вает сомнение целегообразноеть
CTH искусства, —_ OHH поизваны OT- i TBROHHOTS PYROBOTCTBA этой работой: г
	одной стороны — ГУУ. се другой
— Отдел научно-иселеловательских
учреждений Комитета по делам мс-
кусств при Совете Министров СССР.
Требуют уточнения функции готлела
вузов искусств Министерства вык-
шего образования СССР который
сейчас во многом дублирует работу
ГУУЗ’ов. не оказывая им в то же
время необходимой помощи. .

Наконец, нужно активизировать
работу издательств. Нельзя  допу-
скать с их стороны формального от-
ношения к работе по выпуску учеб-
ников и учебных пособий.
	От быстреитето созлания и вы-  с
пуска полноценных учебников HO! J
специальным дисциплинам для сту-

дентов и учащихся школ, училипг и

вузов искусств зависят успешное
воспитание и образование молодой
советекой художественной интелли-
тенции. Дело чести профессоров и
педагогов художественных учебных
заведений — выполнить свой долг
перет молодым поколением,

Wm Oo

a, ae ee
		разить передовой характер советско-
го искусствознания: полностью соот-
ветствовать высокому теоретическо-
му уровню советской науки об искус-
стве. основываться на MADRCHCTCRO-
ленинском учении. Новые учеб-
ники должны отвечать тем большим.
высокки и благоролным задачам, ко-
торые были поставлены перед работ-
никами искусств постановлениями
ИЕ ВКП(б) по нлеологическим BOTTDO-
сам. Они должны воспитывать не
узких специалистов, а работников
искусства нашего коммунистического.
бутушего. Это обязывает неустанно
слелить не только за сроками полго-
товки рукописей. на и за тем. чтобы
учебники были максимально ©овер-
шенными в существе своем.

. Руковотителя учреждений, в ко-
торых работают авторы ‘учебников,
обязаны повсетневно интересоваться
сотержанием готовящихся  рукопи-
сей, устанавливать график сдачи ра-
бот п слелить за его неуклонным
выполнением, а по представлении
рукописей — быстро организовать
		Ушбу, а также мировой рекорл —   ра грузинского’ нарола. Она получила
альтинистский траверс через цепь  высокую опенку московской общест-
	вевнности на декаде грузинского ис-
кусстра. И в Сочи «Ланси» пользэ-
	горных вершин в Сванетии, coBep.
шенный в августе этого тода грузин-
	‚скими альпинистами. Будет также’ валаеь наибольшим успехом у мно-
		отражено участие советоких воднов-
альпинистов в обороне Кавказа во
время Великой Отечественной ВОЙНЫ,
их героические“ переходы в горах
Кавказа.

Сденарий «Покорители вершин»
написан Л. Ронлели и Н. Тихоновым.
Режиссер фильма — A. Ронтели.
	КИНО _
В УКРУПНЕННЫХ
КОЛХОЗАХ
	ТОРЬКИЙ. (Наш корр.). За голы
сталинских пятилеток в селах Горь-
ковской области создано 275 кол-
хозных кинотеатров. роме того, ра-
ботает свыше 200 кинопередвижек.
Сотни тысяч тружеников полей
смотрят лучшие произведения совет-
ского киноискусства.

В этом году, в связи с укрупне-
нием большой чаети колхозов. строи-
тельство колхозных кинотеатров зна-
чительно расширяется. До конца
пода в области будет создано 45 но-
вых кинотеатров © звуковыми уста-
новками. Областное управление ки-
нофикации дополнительно  нолучает
55 киноперелвижек для обелужива-
ния колхозников на полях во вре-
мя сева`и уборки урожая, а также на
лесозаготовках в зимнее время.
	ВАХТАНГОВЦЫ
В МОЛДАВИИ
	КИШИНЕВ. (ТАСС). Спектаклем
«Кому подчиняется время» здесь на-
чались гастроли Московского театра
имени Евг, Вахтангова.

-„Вахтанговцы пробудут в столице
Morapna неделю.
	К декаде узбекской советской
литературы в Москве
	‚ТАШВЕНТ. (Наш корр.). Олесь
началась подготовка к предстоящей
лекале узбекской советской литера-
туры, которая состоится в Москве
весной 1951 года.

Как сообщил вашему корреснон-
ленту начальник Управления но хе-
лам некусств при Совете Министров
УзССР М. Мухамелов, в декаде
широко булет прелетавлено искусет-
во. Многие творческие коллективы
работников искусств республики
примут в ней участие. В Москве
выступят ансамбль песни и плязки;
оркестр народных инструментов, CO-
листы Оперного театра им. Навои,
Музыкального ‘театра им. Мукиии,
Узгоефилармонии, воспитанники ху-
дожественных вузов. народные пев-
цы и музыканты. Они продемон-
стрируют в столице нашей Родины
	лучигие образпы народного и про-
фесснонального музыкального и хо-
реографического творчества. В про-
граммы концертов включены  луч-
шие произведения. созданные за го-
ды советской влаети, & также #H0-
вые музыкальные произведения, над
которыми сейчас работают в солру-
жестве с писателями узбекские ком-
Нозиторы.

Министр кинематографии УзССР
3. Каланов сообщил, что коллектив
Талнкентской студии  художествен-
ных и документальных фильмов вы-
пустит к декале художественный
фильм, посвященный  героическому
труду узбекского народа. Заканзи-
ваются рабогы по созданию перво-
го узбекского цветного фильма, «Тан-
цы Узбекистана», снимается  пвет-
ной- документальный фильм «Совет-
ский Узбекистан».
	фические коллективы Литовской ССР
показывали свое мастерство. в MocK-
ве, Белоруссии, Jarsun, Эстонии,
Грузии. В Литовской ССР побывали
за последние годы артисты из всех
союзных и многих автономных рес-
публик. Линь в этом голу в Вильню-
се, Каунасе и других городах высту-
пали предетавители русекого, укра-
HHCKOTO, белорусекого, грузинского,
латыиекого и эстонского искусства.
Это творческое содружество 12.10
много полезного литовским артистам,
солействовало оботатению их репер-
TYapa.
	Более четверти Beka не сходит
CO снены тбилисской оперы это
глубоко патриотическое произведение,
повествующее о борьбе грузинского
нарзота. е иноземныхи захватчиками.
	Написанная © большой теплотой,
отличающаяся художественной про-
стотой, эта опера прекрасно. рисует
характеры. силу. яркость и само-
бытность грузинского натола. излав-
на славившегося своей музыкаль-
ностью.

Талантливому коллективу театра,
ухалось не только донести ло елуша-
	СОЧИ. (По телефону от корр.
«Советского искусства»).
	Открылся театральный сезон на Украине
	RHEB. (Haw корр.). В новом сезо-
не театры украинской столицы пока-
жут зрителям ряд новых спектаклей.

18 сентября состоится сбор труп-
пы, и на следующий день пьесой
А. Корнейчука «Калиновая  роша»
открывает сезон Кневский театр им.
Ив. Франко. На протяжении сезона он
покажет 17 произведений советской
драматургии, в большинстве украин-
ских авторов. Киевляне увилят пьесу
украинского драмалурга А. Ильченко
«Завтра утром». Она посвящена
дальнейшему преобразованию  кол-
хозного села. Вторая пьеса украийн-
ского автора в репертуаре театра
«Мелана» А. Турчинской—0 борьбе
населения Закариатья за, воссоедине-
ние с Советской Украиной.

Театр включил в свой репертуар
новую пьесу «Кантлилат партии»
	А. Крона, «Люти доброй воли» Г. Мли-
вази. «Женихи» А. Токаева и «Пэ-
по» Г. Сунлукяна: готовятся новые
	Республиканский театр юного зри-
теля летом об’езжал пионерские ла-
гери и летские санатории Киерской
области. Юным зрителям показано
более 100 спектаклей. Осенне-зим-
ний сезон театр начинает 16 сентя-
бря ньесой-сказкой С. Маршака
«Двенадцать месяцев» в переводе
украинской поэтессы Н. Забилы. 38
лето подготовлены две премьеры:
пьеса молодого украинского  драма-
rypra Е. Кравченко  «Комсомоль-
ская линия»—0 молодежи украин-
ской колхозной леревни и инепеня-
ровка повести А. Мусатова «Отожа-
ры».
	Театр музыкальной комедии свой
сезон начинает сегодня  комелией
«Чудесный край» А. Рябова. В пер-
вой половине сезона намечено пока-
зать музыкальные комелии «У rory-
бого Дуная» А. Лепина и «Летающий
клоун» И. Дунаевского.
	поетановки пьес: «Вгор Бульчов ий
	другие» М. Горького, «Ревизор»
Н. Гоголя: приняты к постановке
инсценировка А. Полторацкого «Бо-
риелав смеется» по повести Ив. Фран-
ко и В. Василько и «У нейлю рано
лля копала» по повести украинекой
писательницы Ольги Кюобылянекой.

Спектаклем «Свадьба © прила-
ным» Н. Дьяконова начал ’ сезон
Театр русской драмы им. еси Укра-
инки. Во его репертуаре ряд пьее
советских драматургов. Ближайшая
работа театра — пьеса  «Дирек-
тор» молодого драматурта С. Але-
mina. Следующей работой коллекти-
ва будет новая пьеса С. Михалкова
«Потерянный лом» — © советской
семъе. Театр совместно с украинским
драматургом В. Суходольским pado-
тает нал ero пьесой «Арсенал»
— 5 янватском восстании рабочих
	киевского завола «Арсенал», выету-
	пивигих в 1918 голу против войск
петлюровской Центральной рады,
	Творческое содружество артистов
	ВИЛЬНЮС. (ТАСС). На-хнях в Ли
товской государственной филармонии
с большим успехом прошел первый
концерт прибывшего сюда на гастро-
ли Ансамбля танца Молдавской ССР.
В ‘концерте приняла участие заслу-
женная артистка Молдавской ССР
Янина Левицкая, мастерски испюл-
нившая молдавские народные песни.

Между работниками  иекуеств
Литвы и других союзных республик
установилось тесное творческое 9-

хружество. Ансамбли народных ин-