Борьба за етиль вархитектуре

ния затерялись впоследствии <ре-
ди обступивштих их строений позд-
нейших эпох. Давняя архитектурная
тралиция Москвы получает › новую
жизнь и совершенно новый смысл в
наши дни. Высотные здания не толь-
во закрепляют новый масштаб Мос-
квы, великой мировой столицы, серд-
ца могучей гопизлистической  дер-
жавы, но и формируют ее новый ар-
ХИТектурный ансамбль.

Архитектура города — не сумма
фасадов отдельных домов. Жизнь че-
ловека в городе протекает в реальном
пространстве жилья, квартала, ули-
пы, парка, двора, зеленой площадки.
Все это многообразное содержание
города и составляет главную тему ар-
хитектуры — великого искусства,
уходящего евоими корнями в самую
толщу жизни и низведенного капита-
HH3MOM Ha положение жалкого «офор-
уителя» фасалов.

В годы войны около города Гурье-
ва, в почти безводной степи, был
построен рабочий поселок. Строители
поселка возвели жилые лома. школу,
	клуб. больницу, детский cad, Mara-
	зины. Но они не остановились Fa
этом. Они обволнили солончаковую
почву, окружили поселок каналом,
насадили деревья, защитили жилье
от зноя и жарких ветров. Они сумели
в этом безлесном месте найти строи-
тельный материал — гиие, которо-
му придали путем термической 06-
работки высокую прочность. Они
рагрешили самую важную задачу
	техники -— «очеловечили» дикую
природу. Ho они пошли  даль-
1: WIA своих скромных. по-
	строек использовали приемы народ-
ного зодчества и придали этим про-
стым сооружениям характер и каче-
ства произвелений искусства. Рабо-
чий поселок создавалея не только по
законам необходимости и техниче-
ской целесообразности, но и по вы-
соким законам красоты. Архитекту-
ра раскрывала здесь свою глубокую
внутреннюю сущность, которую ког-
да-то великий русский зодчий Васи-
лий Баженов определил словами «не-
разлельность красоты и пользы».

+34
	эначит ли, что советская архитек-
тура, имеющая дело прежде всего с
большими гралостроительными ком-
плекхами, «безразлична» к стилю ©т-
дельного здалия? В практике подоб-
ное безразличие встречается нередко.
Применение любых стилевых форм
«лишь бы было красиво» иногда
сменяется попытками  догматически
следовать какой-то олной стилевой
системе прошлого, путем  букваль-
ного воспроизведения ее канонов И
форм. Эти художественные «принци-
пы» на деле всегда ведут к аптиху-
дожественным результатам, обличая
лишь недостаток мастерства. Все на-
иболее значительное по своему илей-
ному содержанию и мастерству 03-
дано советской архитектурой не на
путях. эклектики и пассивной стили-
зации, а в борьбе с ними. Г

Капиталистический город исказил
и обезличил понятие архитектурного
образа. Монументальными формами он
пыталея наделять свои «предетави-
тельные» сооружения: здания бан-
киреких контор, бирж, буржуазных
парламентов, страховых обществ, бо-
гатые доходные дома. Но по существу
то была только маска монументаль-
ности, & не подлинное архитектур-
ное лицо. Носителем монументально-
ro юбраза в советской архитектуре
являются злания широкого ‘обще-
ственного назначения. И не слу-
чайно впервые в мире именно у нас
монументальными ° архитектурными
формами были наделены такие соору-
жения, как станции подземной же-
лезной лороги.

Наряду е постройками массового
назначения советская архитектура
отчеканивают свои ведущие идеи B
сооружениях уникального характера.
В мавзолее Ленина Шусев заетавил
затоворить камень, одевший священ-
ную могилу на Красной площади. В
строгих, ` кристаллически = четких
очертаниях и гранях монумента, Ha
фоне седой стены и островерхих ба-
шен Кремля запечатлено бессмертие
вождя и его дела. Надгробный на-
мятник является в то же время все-
народной трибуной, высоким CHMBO-
лом новой жизни. В проекте Дворца
Советов Гельфрейх, Иофан и Щуко
вложили в многоярусную композицию
стремительно растущих ввысь 0б’е-
мов, Увенчанную изваянием Ленина,
Wel жизненной мощи и величия
сталинской эпохи, монолитной проч-
ности и непрерывного роста Co-
ветской страны.

Советская архитектура — искус-
ство многонационального социали-
стического государства. Какое 00-
гаТотво архитектурных образов, дол-
го лежавших втуне,  обнаружи-
лось в сокровищнице националь-
ных культур!

То прогрессивное, что содержится в
народном наследстве великих древ-
них архитектур Грузии, Азербайлжа-
на, Армении, народов Средней Азии,
ожмло в архитектурном творчестве
послехних десятилетий. В произведе-
ниях Таманяна образы наполного ал-
MAHCKOTO зодчества раскрылиеь по-
новому в строгом. скупом отборе. Та-
манян продолжил тралиции армян-
ской классики как художник. до-
злавшийся на родной земле возмож-
ности подлинного творчества после
толгого периода прозябания этих тра-
диций, Молодые советские зодчие про-
дхолжают пытливо изучать и перера-
батывать элементы народного творче-
ства в национальном архитектурном
васледии.

Строя в Тбилиси здание Инстатут&
Маркса — Энгельса — Ленина, & в
Ташкенте — Узбекский оперный те-
атр, Щусев привлек к той и другой
постройке народных мастеров — рез-
чиков, чеканшиков, ваятелей, етрои-
телей. Замыюел архитектора оказался
творчески дополненным и обогацен-
ным живым искусством живых но-
сителей народного мастерства.

Великая сталинская идея культу-
ры, национальной по форме, социали-
стической по содержанию,  слелала
советскую архитектуру владетельни-
цей несметных богалетв. Именно эта
животворящая идея приблизила, твор-
чество зодчего к луше народа и на-
	‚ Искания архитектурного стиля,
борьба за стиль... Этя понятия и эти
слова давно потеряли всякий смысл
в архитектурной жизни современно-
го Запада. Взпитализм co времени
своей зрелости не создал никакого ар-
хитектурного стиля. Самая сущность
стиля, как целостной идейно-художе-
стренной системы, оказалась враж-
дебной буржуазной культуре. Начи-
ная с середины ХХ века, архитек-
тура преимущественно паразитиро-
вала старые стили — то классику
античности и Ренессанеа, то готику,
создавая фальшивые неогреческие,
неоренессансные и  неоготические
стилизации.  Декадентский модерн
конца прошлого столетия не сумел
противопоставить им ничего, кроме
вычурной, претенциозной орнаменти-
хи. Пришедшая на смену модерну
Ультрасовременная «архитектура ХХ
зека» выступила е проповедью «чи-
етых машинных форм». «Дом — 910
машина для жилья», «Техника —
носитель нового лиризма!». «Гео-
метрия и боги восседают на одном
троне», — восклипали пророки и
лидеры этого нового железобефонно-
то формализма. Сквозь напыщенную
лекламацию новоявленных жрецов
машины слишком быстро и слишком
явно глянула угрюмая боязнь чело-
века — антигуманистическое нутро
искусства эпохи империализма.

_ Мнимоноваторская «эстетика  ма-
шины» наглухо замкнула архитек-
турное творчество в догматическую
клетку бездушного и безралостного
техницизма. И вслед з» широковеща-
тельными лозунгами «нотюй архитек-
туры» послышались совсем иные мо-
тивы. «Наши ©овременные архитек-
торы не вполне уверены в том, нуж-
на ли вообще архитектура», —об’яв-
ляет Элвин Моррие на страницах
«АМурнала американского института
зохитекторов». «Современная  ap-
хитектура не может родить нового
стиля, как мумия не может произве-
сти на свет ребенка», — пессими-
стически изрекает другой американ-
ский автор, Льюис Мёмфорд.

Этим упадочным вешаниям совет-
ская архитектура противопоставляет
творчество, основанное на величай-
шей реальности -— социалистическом
плане развития городов и сел и на-
полненное столь же великой реаль-
ностью — илеями социалистической
КБУЛЬТУры, подлинной гуманности.

Стиль  советскюй архитектуры
екладываетсея не как набор тех или
иных внешних признаков архитек-
турной формы. Архитектурный стиль
не рожлается, подобно мифической
Афине Палладе, взрослым  сущест-
вом в полном вооружении. Но оши-
бочно думать, что стиль формируется
«сам собой» — без сознательной, це-
леустремленной воли тех, кто творит
архитектуру, выражая этим творче-
ством ведущие идеи своего времени;
своего общества. Когла велись рабо-
ты по составлению проекта Двора
Советов, Совет строительства в своем
известном постановлении, не пред-
решая определенного стиля, указал
Ha необходимость добиваться «мэну-
ментальности, цельности, простоты
и изящества архитектурного офор-
мления Дворца Советов, лолженетву-
ющего отразить величие нашей co-
пиалистической стройки». В этих
словах была дана целая программа
творческой борьбы за стиль совет-
ского зодчества, причем отмечалось,
что «поиски должны быть направ-
лены в использованию как новых,
так и лучших приемов классической
архитектуры, одновременно опираясь
на достижения современной архитек-
турно-строительной техники». Борь-
ба за метот сопизлистического реа-
лизма неотделима от напряженного
творческого процесса отбора и пере-
работки старых и новаторекого е0з-
лхания новых образов и форм.

Свое высшее выражение архитек-
турный стиль любой эпохи клаесово-
антагонистического общества нахохил
в образе отдельного, при том уни-
вального, не массового здания —
дворца, собора. богатого жилого дома.
общественного сооружения. Большие
архитектурные ансамбли были ис-
ключением, редкими взлетами архи-
тектурного творчества. Эти ансамбли
представляли собой только островки
среди окружающего хаоса городской
застройки. Великой прогресеивной
особенностью советской архитектуры
являются планировка и застройка го-
рода как единого целого. Этому градо-
строительному началу должно быть
подчинено архитектурное решение
каждого отдельного злания. Новый
жилой комплекс на Песчаной улице
в Москве формируется не как сумма
новых домов, & как целостный «ку-
к» города. Инлустриально-типовые
метохы возведения зданий лишь 0-
хействуют здесь осуществлению ар-
хитектурного ансамбля, и самая тех-
ника лает наибольший эффект имен-
но в условиях комплексной застрой-
КИ.

В доме, построенном по проекту
Полтовского на Б. Калужской улице
в Москве, мастыжски выполненные
лепные детали и тонкая пропорцио-
нальная разбивка фасадной  плоско-
сти примечательны прежде всего тем,
что эти художественные приёмы 0б-
разуют единство здания в широкой
прямой столичной магистралью, &
через нее — и с архитектурным of-
ликом всего города, новой советской
Москвы. Жилой дом на ул. Марти в
Тбилиси (работа архитектора Мими-
нешвили) воспринимается как орга-
ническая часть городского ансамоля
грузинской столицы, и ее залитые
солнцем, окаймленные холмами квар-
талы как бы присутствуют в бла-
тородно простом облике небольшого
дома с открытыми лоджиями и соч-
ным рельефом резного камня.

Воздвигаемые в столице высотные
злания являются смелым развитием
mye сталинского плана реконструк-
пии Москвы. Эти здания——летище но-
вого города, его новых архитектур-
ных закономерностей. В этом нова-
торском акта узнает себя по-новому
понятая национальная традиция рус-
екого золчества, всегда стремившего-
ея к рыразительному силуэту города,
в контрасту вертикалей и ряловей за-
тройки. Своими баннями и коло-
кольнями некогла отмечала Моеква,
	собиратель и об’единитель  рус-
ских земель, веенародную волю
к созланию сдиного  надиональ-
ного  госулатства. Возвышавшиеся
	Har гороом башенные сооруже-
	Высокие критерии идеиности и
мастерства, которыми должно изме-
ряться каждое произведение совет-
ской архитектуры, неотделимы от
критериев  технико-экономического
качества. Буржуазная эклектическая
архитектура не считалась с новей-
шей техникой, боялась ее, об’являла
себя «независимой» от технического
прогресса. Конструктивизм, фетиши-
зируя технику, пытался растворить в
ней архитектуру, И то и другое зна-
меновали глубокий распад архитек-
турного творчества. Советекая архи-
тектура утверждает единство художе-
ственных и технических начал.

На новых стройках Москвы  гос-
подетвуют передовые методы возвеле-
ния зданий; разделение каркаса и 33-
полнения; индустриальная заготовка
стеновых панелей, перекрытий, обли-
повочных плит; совмещенная кладка
стен и облицовки. Мощные под’емные
механизмы сделали ненужными при-
вычные леса. Типизация и стандар-
тизация деталей, скоростная › сборка
здания вошли в обиход строительст-
ва. ;
	Архитектор обязан сделать отсюда
творческие выводы: архитектурно
овладеть передовой техникой, оемыюс-
лить ее возможности, извлечь из нее
новые архитектурные качества. Ар-
хитектура не является «производ-
ной» от строительной техники. Ho
архитектор не имеет права навязы-
вать технике устаревшие приемы,
	регресеивные методы в угоду «худю-
	жественному вамыелу». замысел,
требующий таких приемов и методов,
является заведомо порочным,

Подобно тому, как архитектуру
нельзя расчленить на  «утилитал-
ное» и «художественное», не разру-
шая при этом ее природы, так и &р-
хитектурный стиль не может мы-
елиться только как «чисто художест-
венная» категория, в отрыве от тех-
нических и экономических условий
строительства. И ‘если одной из важ-
нейпгих задач, стоящих перед совет-
ской архитектурой, является наибо-
лее экономичное индустриальное воз-
ведение ‘массовых сооружений, To
архитектурный — стиль. отражает это
важнейшее положение,
	Расточительность материалов, не-
уместное применение дорогих облицо-
вок и дробных деталей, множест-
венность типовых элементов. мешаю-
щих индустриальной заготовке частей
здания, противоречат не только эко-
номике и современной технике строи-
тельства. Они чужды и стилю CO-
ветекой архитектуры, ‘Нельзя ечи-
тать полноценным образцом этого
стиля жилой дом, одетый почти < по
пояе» в гранит. Или жилой дом, по-
	 требовазший нескольких сот тицо-
	размеров облицовочных плит. Или
злание, композиция которого включа-
ет множество разнородных  пеевло-
классических доталей, призванных
якобы «обогатить» его облик.

Художественная экономия — за-
кон подлинной классики — означает
не снижение архитектурных  ка-
честв, а более глубокое понимание
законов построения архитектурного
произведения, понимание, всегда сов-
падающее с требованиями экономики
и технического прогресез.
	06 этом говорит и великий опыт
русской классической архитектуры:
монументальная простота сооружений
Новгорола, Владимира, ранней Мос-
квы и более близких пам по типам
и выполнению тражданских зданий
XVIJI—XIX веков. Изумительны
строгость отбора и простота художе-
ственных ередетв и материалов, при-
мененных для создания Адмиралтей-
ства, Горного института, Биржи — в
Ленинграде, Колонного зала Дома co-
Ю30в — в Москве, не говоря © мно-
жестве других высококачественных и
в высшей степени экономных соору-
жений русского классицизма.

«Составляя сей проект, — писал
Андреян Захаров, гениальный с0зда-
тель Адмиралтейства, — поставляю
Я соблюсти сколь возможно выгоды
казны...». Это не было пустой фра-
зой. Знаменитый зодчий был эконом-
ным строителем, хотя возлвигал OH
одно из грандиознейших сооружений
своего времени. Строгое самоограни-
чение в выборе и числе архитентур-
ных мотивов проведено Захаровым ©
неумолимой последовательностью.
Экономия строительная органически
вязалаюь < экономией как хулдожест-
венным принципом: не только «вы-
тоды казны» довлели нал архитек-
турным замыслом, а и основы той
стилевой системы, которой придержи-
вался великий русский мастер.

+
	Творческий путь советской архи-
тектуры не имеет ничего общего ©
нигилизмом в вопросах стиля, е тем
пренебрежением к этой проблеме, ка-
кое проявляется иногда в архитек-
турной практике и в некоторых тео-
ретических работах. В нашей архи-
тектуре отмирает не стиль. как хо-
тели уверить  конструктивисты, &
лишь его идеалиетическое истолкова-
ние. Отмирает и догматическая, ан-
тиисторическвая классификация ети-
лей, освященная буржуазным искус-
ствознанием.

Отбрасывая этот стилевой  фети-
шизм, советская архитектура, создает
свой стиль, отражающий все много-
образие советской жизни. Давняя
формула о «нераздельности красоты
и пользы» как главном законе архи-
тектуры, осуществляетея советской
архитектурой на новой, массовой, на-
родной основе. Польза — не для не-
большой «верхней» части общества,
& для всего народа, красота, достун-
ная и нужная всему народу: единет-
во этих начал и составляет самое
существо советской архитектуры, ее
великое  революпионно-поваторское
содержание.

Именно на этой основе архитекту-
ра социалистического реализма ©су-
ществляет —— свонми, ей присуши-
ми средствами-—переделку природы,
перестройку старых городов и с9л,
возлвигает новые города, строя для
нового общества дом. полный воздуха
и света. В этом всенародном творче-
стве склалываелжя архитектурный
стиль нашего времени, стиль эпохи,
которую нарол назвал  пуенем
Сталина. великого золчего новой
	AHS.
Д. АРКИН,
		Новый сквер на площади Пушкина.
	‚ Москва оботатилась новым заме-
чательным произведением  садово-
паркового искусства — завершены
работы по устройству сквер на
плошади Пушкина.
	‚ Создание нового сквера — значи-
тельный этаи не только в рекон-
струкции площади Пушкина, во ив
той большой работе, которая прово-
дитея по благоустройству и озелене-
нию всей столицы. Значение сквера
велико еще и потому, что ‘плошаль
Пушкина — один из оживленней-
ших узлов центра города,
	Архитектурное оформление сквера
выполнено на высоком хуложествен-
	ном уровне. Так называемые «ма-
лые формы», сконцентрирован-
ные на сравнительно  небольной
	территории, в сумме своей составили
монументальное произведение архи-
тектуры и садово-паркового искус-
ства.
	Перенос памятника А. С. Пушки-
ну в головную часть нового сквера
вполне себя оправдал. Сейчае стало
совершенно ясно, как много терял в
своей выразительности монумент ра-
боты А. Опекушина на старом ме-
сте, как стесняли его стены близко
				  роизведение садово-паркового искусства
	стоящих домов. Одним из нелостат-
ков прежнего местоположения па-
MATHHRA являлюсь также малое ко-
личество зелени. Теперь памятник
великому поэту расположен на BbICO-
кой точке рельефа, посрели простор-
‘нюй площади и хоропю выделяется на
фоне окружающих его деревьев.
Сквер состоит из двух террас, рас-
положенных на разных уровнях.
Разделение сквера на, лва. уровня про-
диктовано значительным уклоном
всей плошади. Широкие гранитные
	ступени ведут на нижнюю террасу.
Обрамление ступеней завершается
двумя низкими, удачными по ри-
сунку чугунными вазами.

По продольной оси второй террасы
установлен фонтан. Большое зерка-
ло воды окружено низкими бортами
из полированного гранита. Ha rpa-
нитном пьедестале сильной верти-
калью  поднимаетя центральная
мнотоярусная ваза фонтана с гигант-
скими чугунными чатшами. Впереди
и позади центральной вазы имеются
еще лве менее высокие  Фонтан-
ные установки. Все Части Ффонта-
на хорюши по рисунку, имеют улач-
ные пропорции и четкие формы.
	кина — несомненно олин AS лучших
в Москве. Может быть. он несколько.
велик по сравнению с масштабом.
сквера, но именно благоларя своим
большим размерам он прихает всей
композиции 0600ую  монументаль-
HOCTh.

В отличие от сложных очертаний.
фонтана окружающие его площадки
с многочисленными садовыми
скамьями-ливанами имеют простые
прямоугольные формы.

Заканчивается вторая терраса не-
большой площадкой, обрамленной <
двух сторон гранитными колоннами
на пьелесталах. Колонны  заверша-
ются ажурными эмблемами из метал-
ла. На средней части ствола колонн
укреплен металлический пояе c
кронштейнаки, удерживающими
абажуры фонарей. За колоннами на-
холятся еще несколько игироких гра-
нитных ступеней. У входа в сквер
установлены гранитные вазы.

Сквер покрыт зеленым ковром га-
зона, среди которого расположены
‘разнообразные цветочные клумбы.
Обрамляет газон невысокая стена
кустарника. Несколько рядов моло-
дых деревьев составляют основной
зеленый массив скрера.

Снаружи сквер окружают ACBL
	сокие подпорные етенки из гранита.
	Злоль второй террасы они ядут
уступами, создавая рамку розового
оттенка, хорошо контрастирующегю
с зеленью.

Нельзя не отметить отдельные ие-
достаткм нового сквера. Авторам He
удалось добиться стилистическото
единства в деталях архитектурного
оформления. Заново выполненные ко-
лонны. вазы. завитки подпорных ст6-
нок первой террасы, гранитные тор-
цы полукруглых скамеек и друтие
детали об`’единены че столько общ-
ностью рисунка, сколько общностью
материала, из которого они изготов=
лены. Разнохарактерны ‘по своей
зрхитектуре и основные труппы
светильников.

Олнако эти недостатки не явля-
ются решающими. Авторы проекта
оформления сквера архитекторы
А. Заславский и М. Минкус проавн-
ли в этой работе хороший вкус и
высокое мастерство. Новый сквер
на площади Пушкина явится в\ж-
ным звеном в общем архитектурном
ансамбле центральной  мапистрали
столицы — улицы Горького:
	Подарок трудящимся
Эстонии
	В знаменательные дни празлаова-  щений в новом корпусе театра полу-
	чат театральное училище и Госудат-
ственная таллинекая консерватория.
В истекием сезоне изменился и
облик концертного зала «Эстония».
Здесь после кропотливой работы был
сооружен самый большой в Прибад-
тике концертный орган. Это гранди-
озное сооружение высотой в 12 ме-
тров полностью залолняег всю плос-
кость четырехэтажной торцевой сте-
ны эстралы, опускается под нее и
заходит за боковые пазухи, В новом
органе свыше 5000 труб. сгруппиро-
ванных в 96 регистров. При нажиме
любой клавиши на какой-нибудь из
нескольких клавиатур пульта орга-
нист может извлечь до 20 звуков од-
ного тона. На новом органе можно To-
лучить до семидесяти различных тем-
бровых оттенков и комбинаций.
	Еше в прошлом сезоне на новом
	органе был в первый раз исполнен
оганный концерт композитора
А. Калгпа в сопровождении симфони-
ческого оркестра. Новый концертный
орган архитектурно оформлен  звто-
ром проекта всего здания концертно-
то зала и театра «Эстония», заелу-
женным деятелем искусств Эстонской
ССР архитектором А, Котли. ‘

Завершение строительства пре
красного архитектурного сооружения
концертно-театрального — комплекса
«Эстония» — великоленный поларок
трулятимея Таллина.
		ния 10-й годовщины Эстонской ССР
ето тысяч трудящихся столицы рес-
публики —— Таллина и сорок тысяч
участников трандиозного певческого
праздника прошли торжественным
маршем мимо здания Государственно-
го театра оперы и балета «Эстония».
Новый фасал этого театра, выходя-
щий на главную магистраль города
—- Пярну Мядитее, недавно 0свобо-
дился от строительных лесов. 33
очень короткий срок —— немногим
более годз — строители Таллина
сумели построить и закончить внеш-
нюю отделку монументахьного  кор-
пуса 0б’емом в 23 тысячи кубических
метров, завершающего архитектурную
композицию — концегтно-театрально-
го комбината. каким является театр
«Эстония». Правое крыло злания —
концертный зал «Эстония» всту-
пил в строй еще в 1946 году,
восстановленный из руин. Через
гол, в ноябре 1947 года, был сдан
в эксилоатамию театральный корпус.

Коллективу театра «Эетония» при-
холилось до сих пор работать в
трудных условиях: отсутствовали ре-
петиционные залы и декорационные
мастерские,  артистические фойе и
уборные. С вводом в эксплоатацию
третьей, завершакюлней очереди стро-
тельства в предстоящем сезоне эти
неудобства будут ликвидированы, и
коллектив лучшего в Эстонской ССР
Театра оперы и балета сможет рабо-
тать нормально. Ряд удобных поме-
	Еще об архитектурной
KpUmMUKeE
	4 марта газета «Советекое искус-
ство» (№ 10) выступила со стать-
ей «Недостатки и задачи архитектур-
ной критики». В статье, в частности,
была отуечена неудовлетворительная
работ» Союза советских ’архитекто-
ров по развитию творческой критики.
	Союз быетро откликнулся на BBI-
отупление газеты: уже 10 марта
статья была обсуждена на специаль-
HOM заседании президиума  правле-
ния. Комиссии по критике было по-
ручено разработать конкретные прел-
ложения по улучшению критической
хеятельноёти Союза архитекторов и
его периферийных, организаций.
	Црошлю полгоха... В союзе, нако-
Hell, вспомнили о своем постановле-
нии и решили проверить: что же
сделано комисеней за этот долгий
срок? 6 сентября на расширенном
заседании президиума с активом ар-
хитекторов и критиков было заслу-
шано сообщение предеетателя комис-
сии-—архитектора К. Иванова. Из ero
сообщения выяснилось, что деятель-
ность комиссии за прошеднгие шесть
MPCSTCBR свелась лишь к воставле-
нию довольно расплывчатых преллю-
жений, причем ни разу не был созван
актив критиков, не были обсуждены
й самые плелложения.
	Ьместо того чтобы осулить инерт-
ность комиссии по критике и, в пер-
вую очередь свою собетвеннтю 063-
	Наш опыт
	музыкальному воспитанию в шко-   действительно
	А До CHA пор отводится незначи-
тельное место. Только в первых че-
тырех классах дети получают неко-
торые музыкальные знания и навы-
ки. В учебных планах старших
классов не предусмотрены  музы-
кальные дисциплины.

Поэтому важное значение в му-
зыкальном воспитании детей приоб-
ретает внешкольная работа — раз-
личные формы самодеятельности. в
том числе холовые кружки, оркестры
итх

Все это приносит огромную поль-
зу, однако не исчернывает. наших
возможностей музыкального  воспи-
тания. Очень важную роль в этом
деле должно играть профессиональ-
ное искусство.

Опыт работы Украинской госу-
дарственной филармонии за послед-
ние два года наглядно показывает
настоятельную необходимость широ-
кого охвата школьной аудитории му-
зыкально- и литературно-проевети-
тельной концертной работой.

Зимой 194811949 ода музы-
кально-литературный лекторий су-
ществовал в олной школе (№ 155),
в учебном 1949/1950 году такая
работа проводилась уже. в о десяти
школах Киева. Тематический план
музыкально-литературного лектория
включал ряд лекций-концертов Ha
музыкальные темы (Глинка, комтю-
зиторы «могучей кучки», Чайков-
ский, Лысенко, советские комнози-
торы. народная песня, советская
песня и др.) и несколько так, назы-
ваемых «литературных часов». по-
священных творчеству классиков
отечественной литературы и еовет-
еких писателей.

Шри разработке лекций и копцерт-
ных программ мы учитывали знания,
получаемые детьми в школе в обла.
сти истории и литературы. Наши
	деятельность. В. Иванов пустился в
беспредметные рассуждения о непре-
одолимых преградах. якобы стоящих
на путях архитектурной критики. Он
договорилея до того, что развертыва-
ние критики в Союзе архитекторов
вообще невозможно без «двух штат-
ных работников специально по т6о-
рии и критике». Главную вину за
безрезультатность работы комиссии
В. Иванов пыталея взвалить на... ап-
парат Союза архитекторов, который-
ле мешал ему, Иванову, и всему ру-
коволетву творческой организации
развернуть активную деятельность.
	Таким 0бразом важный  творче-
ский разговор об улучшений критики
в области архитектуры был пепеве-
ден на «штатные» рельсы. Passn-
тию этого нового взгляда на критяку
была посвящена большая часть пу-
таного выетупления В. Иванова.

Если по характеру выступления
прелеедателя комиссии по критике
сулить о критической работе Союза
советских архитекторов, то прялется
признать, что уровень этой работы,
мятко выражаясь, невысок. Нало по-
лагать, что президиум ©0ю34. не раз
декларировавивий необходимость пеи-
рокого развития принципиальной,
квалифицированной — архитектурой
кретики, предпримет, нажонец, дей-
ственные Warn для того. чтобы в
корне изменить пюлоскение.
	музыкальные H AWTO-
У ратурные концерты
] [ ] лолжны были стать и,

как показал опыт.
действительно стали значительным
дополнением к учебной работе. Поло-
жительных результатом мы добились
в значительной степени благохаря то-
MY, что тематические планы концер-
тов составлялись совместно е хирек-
торами школ. Это дало возможноеть
точнее учитывать запросы детской
аудитории, планировать именно тот
репергуар, который интересовал на-
них юных слушателей, оботаацал их
знания, раеширял их кругозор.
	Очень важным моментом при op-
газизации тикольного лектория был
учет возрастных особенностей селу-
шателей. Для учеников старших
классов ^ проводились лекции-кон-
церты, посвященные жизненному и
творческому пути вылающихея ком-
позиторов и писателей. Для мазд-
ших кольников были организова-
	ны утренники сказок, детских пе-
сен, с успехом исполнялась  нро-
грамма, посвященная выдающимся
	советским

полковолтцам.
		ной музыки. В их программу вклю-
чены также тематические музыкаль-
ные и литературные — программы:
«Широка страна моя родная». «Юно-
шество в борьбе за мир», «Пионер-
ская песня», «Скоро в школу»,
«Пвсни народов СССР», «Писатели—
детям», «Сказки» и другие. Кроме
того, проводятся концерты-загадки,
встречи с мастерами искусств.
Вся эта многогранная концертная
деятельность успепкно осуществляет-
ся. благодаря болыному вниманию и
содействию JR wu TR AKCMY, Mu-
нистерства просвещения, Городекого
отдела народного образования, Двор-
ца пионербв, Дома художественного
воспитания детей, отвечающих 38
воспитание школьников столицы.
Концертная работа с детьми яв-
ляется очень ответственным. важных
и интересным мероприятием. Для ев
успешного развертывания необходи-
мы определенные организационные
предпосылки. Н» наш взгляд, нужно
создать в филармониях специальные
детские отделы, укомплектовав их
опытными в области хуложественно-
го воспитания школьников работни-
ками. Для детских концертов пол:
жны приглалтаться специальные ис-
полнительские силы, в том числе п
ведущие артисты филармоний, те-
атров. Необходимо привлечь компо-
зиторов и писателей к созланию pe-
	пертуара концертов лля детей. Очень
	важно было бы также опганизовать
обмен OIbITOM работы разных филар-
Моний в этой воласти_
	При серьезном и пролуманном ео-
	четании с учебной работой &онцерт-
	но-образовательная деятельность фи-
чармонии в школах внесет звачи-
тельный вклад в дело коммуниетиче-
ского воспитания советских летей.
Р. ЛЕФЛЕР,
заместитель художественного
руководителя Украинской госу-
дарственной филармонии,
	творчестве Глинки и Даргомыжекого
залали учащимся классные письмен-
ные работы на эти ‘TEMES.

Сочинения Школьников  выэЭва-
ли у нас чувство тлубокого удов-
летворения. Мы воочию убелилясь,
как жадно воспринимает нала wy-
десная молодежь музыку.

Концерты в школах всегха собира-
ют многочисленную аудиторию, Наи-
более активную часть ее составляют
Участники самодеятельных кружков.
Нечего и говорить о том, что суще-
ствование музыкально-литературню-
го лектория в школе стимулирует
развитие самодеятельности. Вполне
оправдал себя проведенный в школе
№ 155 опыт привлечения хорового
кружка к участию в работе музы-
кального лектория. Так, в концерте-
лекции о творчестве Лысенко нафря-
ДУ с артистами филармонии высту-
пил школьный хор, который под ру-
ковохетвом педагога т. Горбачевекого
специально разучил несколько хоро-
вых произведений украинского ком-
позиторз..

Надо отметить, что успех нашей
работы в школах вызвал  болыпой
woXem у исполнителей. Школьные
концерты и подготовка = pelepryapa
для них стали значительным и лю-
бимым разделом работы.

Концерты для детской аудитории
систематически проводятся Украин-
ской государственной филармонией и
летом в пионерских лагерях. санато-
риях и на детских площадках. Фи-
лармония разработала рял концерт-
ных мероприятий, которые в успе-
XOM проводились на протяжении
двух лет. Среди них — тематиче-
ские симфонические концерты, беее-
ды-конщергы на темы: «Симфониче-
гкий оркеетр и его инструменты»,
«Исторические сюжеты в отече-
ственной музыке». «Сказка в музы-
ке», «Наролная песня в симфониче-
ской музыке», концерты  популяр-

гм.
	Специальные  литературно-музн-
кальные программы налиего лектория
были посвящены образам великих
вождей нашего народа В. И. Ленина,
и И. В Сталина.
	С огромным увлечением лети по-

сещали и слушали все эти концерты.

В школах, гле проводилагь работа

музыкально-литературного лектория,.

музыка, прочно вошла в школьный
быт. В стенгазетах появились замет-
ки-рецензии на прослушанные кон-
церты. много внимания уделили дети
созданию под руководством педагогов
альбомов. в которых помещалиеь
портреты я краткие биографии ком-
позиторов. & также фотографии ис-
полнителей. принимавигих участие в
декциях-концертах.
	Интересен опыт преподавателей
питературы школ № 50, 124 и 155,
которые после лекций-концертов о
	Возвьпавшиеся   лелила новым большим тлтыханием са-
	 GBO «СТИЛЬ».