2а‘активное участие
архитектора в строительстве
		нию перезовых методов  строитель-
ства. Е $
Авторы ряда писем, полученных
редакцией, по-новому ставят вопрос
о работе архитекторов на стройке.
ествовавшая ранее форма «автор-
ского надзора» уже не отвечает. пол-
ностью современным требованиям.
р проекта не может оставаться в
Роли стороннего наблюдателя, < мне-
нием которого строители могут и не
считаться. Он должен получить ре-
алыно узаконенное право активного
воздействия на ход строительства,
должен. иметь решающее елово в вон-
pocax качества работ.

Тлавный архитектор Лнепростроя
и автор архитектурном проекта
гвлроузла Днепрогаса Г, Орлов под-
нимает существенный вопрос © прз-
вах и обязанностях архитектора. на
строительстве промышленных пред-
приятий.

— Нельзя признать нормальным,
—пишат он,—что вся армия назииу
похитекторов, по сути лела, работает
Только в ПООЗЕТНЫХ организациях,
На стройках заводов, фабрик, гизро-
станций и других поелириятий го-
циалистической индустрии имеются
инженеры-стронтели, инженеры-сан-
техники, инженеры-олектинки, но
нет архитекторов. Качество  строп-
тельства из-за этого резкю ухудшичет-
ся, допускаютея произвольные от-
клонения OT проекта.

Нам, архитекторам Днеглюгэса, до-
велось непосрелетвенно работать на
строительстве  гидростанпии. Опыт
этой работы лает нам право поста-
БИТЬ 801006 & коренном пересмотре
роли архитектота в промышленном
строительстве. Мы убежлены в том,
что авторекий надзор нужно заменить
непосрехетвенным участием архитек-
торов в строительных работах.
резко улучитит качество как проек-
тирования, так и самой стройки.
	Письмо «Почему архитектор от-
странен от постройки?» было обсуж-
лено на заселании правления Пенин-
гралевего отделения Союза советских
архитекторов. В принятой правле-
нием резолюции говорится:

«Весь опыт нашего строительства
показывает, насколько  необхолимо
участие авторов в осуществлении их
проектов в натуре. Там. где успешно
проводится авторский налзор, значи-
тельно повышается качество и уеко-
ряются темпы строительства. Олно-
временно обогащается етоэительный
опыт архитектора. растет ето ответ-
ственность за качество  проектно-
сметной документации, созлаетея жи-
вая и непосредственная связь автора
с производством, позволяющая ему
полнее учитывать требования жизни,
Создавшееся сейчас положение. при
	котором поектировшик фактически
	оторван от строительства, вызывает
серьезные опасения за качество на-
	тих построек. за лальнеишее эазви-.
			тие советской аохитектуры. Ленин-
Градская архитектуюная  обществен-
ность ждет от Миниетеретва город-
ского строительства СССР екорейше-
то разретения вопроса, полнятого га-
зетой «Советское искусство».

Отклякнулось на письмо ленин-
гралеких архитекторов и Министерет-
во горотлекого етроительетва СССР.
Замветитель министра М. Остапенко
сообщил редакции, что вопрос of ав-
торском налзоре сейчас  рассматри-
ваетея © участием  прелетавителей
управлений по делам архитектуры
при Советах Министров союзных рес-
публик.

Однако такой неопределенный от-
вет врях ли сможет удовлетворить
широкие круги архитектурной обще-
ственногти, живо заинтересованные
в скорейшем разрешении этого важ-
нейшего вопроса. Архитекторы жлут
точного и конкретного ответа; ког-
да будет восстановлен авторский над-
зори когла Министерство горотокого
строительства СССР разработает, на-
конец, положение о правах я обязан-
нобтях архитектора на стройке?
	0етроумно и yie-
	дительно отвечают
Кузьмин  американ-
	CROMY сенатору, что
он -— Кузьмин  —
	ства

любите вы,
заканчивает

уважает  американ-
ский народ, «тот на-
рол. который He
господин сенатор» —
OH, прямо Глядя В
	в глаза старому, опытному дематл\от у,
оказавшемуся пойманным 6 полич-
ным. В этих словах ощущаетея ие
столько дипломатический опыт CO-
ветского офицера, сколько правда со-
веткой политики. которая всегда по-
беждала и побеждает, правла патрио-
та, убежденного в победе коммуниз-
Ma, созидазмого в Советском государ-
стве.

Актер В. Давьмов не прибегает ни
Е каким сложным приемам в повазе
своего героя, он прост и естественен
в ПАбЕрытии пенхологии советского
человека. Как просто, бесхитростно,
отЕрыто разговаривает Кузьмин с
профессором Дитрихом! Умные, вни-
малельные глаза. красивая осанка,
выхержка и воепитанноеть в сочета-
нии сс страстностью и убежленно-
стью, © волевым, стойким характером
— ве это оттеняет незабываемыми
инливидуальными чертами образ мо-
лохого советского патриота:

Советские киномастера. обращаясь
в жизни зарубежных бтран, ебтест-
венно, не могли пройти мимо темы
влияния Советской страны на народы
мира. В фильме «Русский вопрос»
М. Ромма (по однюнненной — пьесе
В. Симонова) показывается, = как
влияние советского нароха проясняет
политическое сознание честных аме-
риканцев, способствует размежева-
нию сил редкции.и демократии в со-
временной Америке. Заключительчая
Часть фильма, являющаяся новой
разработкой пьёеы, вносит ясность В
перснективы этой борьбы: К амеря-
канскому народу обралцается честный
журналиет Смит. которому об’явила
войну роажнионная херстовская прес-
ca. Злесь он нахолит общность ин-
тересов. злесь кончается его одино-
чество. Актёр Аксенов отлично 16-
шает образ Смита, показывая. Bak B
терое рождаются новые силы, как
кончаются его горечь и смятение.
	Письмо группы  аенингралеких
архитекторов «Почему архитектор
отстранен от постройки? », отубликю-
ванное в «Советском искусстве» 12
августа +. г, вызвало многочислен-
ные отклики. Архитекторы Москвы.
	Лёнинграла Ruesa, Bary п тругих
	городов резко Боитикуют непавиль-
ную позинию Министерства городско-
т6 строательства СССР, которое до-
пустило фактическую  ликвилацию
авторского. надзора за строительст-
вом, исключив его из плана работ
проектных организаций.

— Участие архитекторов в сотран-
	какой должна быть система
	воспитания режиссерской смены
	_ Вопросы восотитания режиссуры,
поднятые: на страницах «Советекоге
искуества» (№ 51) статьей тов.
А. Бурлаченко, имеют исключитель-
ное значение для дальнейшего разви
тия советского театра. Режиссеру в
нашем театрю принадлежит решаю-
щая роль не только как человеку. от-
ветственному за идейно-художеетвен-
ные качества постановки: HO И RAR
чежовеку, являющемуся творческим
руководителем и воспитателем боль-
итого коллектива актеров.

Естественно, ‘что в связи © этим
больнюе значение приобретает пра-
вильная постановка учебного  про-
цасса в институте, при которой ету-
дент должен после овончания вуза
эказаться полностью похготовленным
К самостоятельной творческой лея-
тельности в тватре.

Насколько же учебный процесс
обеспечивает такую подготовку булу-
щего режиссер?

спорно, что за цослетние голы
режиссерские факультегы провели
болыную работу по поеололенило
одностороннего теоретического укло-
на в подготовке режиссеров. В оено-
ву программы и всего учебных про-
цесса был положен руководящий
принцип: режиссер должен режисеи-
ровать. В соответетвии © этим каж-
дый студент с первого семестра и до
конца обучения выпотняет ряд прак-
тических режиссерских заданий, на-
чиная © небольших этюдов. епен, от-
рывков и кончая пъесами. В про-
цессе работы нал пъесами стулезты
практически знакомятея со всеми
этапами организации. оформления и
выпуска спектакля. В ходе выполйе-
ния учебных заданий студенты-ре-
жиссеры имеют возможность совмест-
но с художниками (учащимися Худо-
жественного инетитута) работать над
оформлением выбранных ими пь6с, &
также приучаются и к практической
работе с актером—<начала со евоймя
товаришами по группе, а затем. ва
старших курсах. со студентами ак-
терского факультета.

Веё это лало уже свои ощутитель-
	ные результаты. Несколько лет на-
	зал режиссер, окончивигий тёатраль-
ный вуз, представлял собой плеиму-
щественно «эрулдита», который MOT
декларировать эффектную «экепози-
цию» в спектаклю, но оказывалея
беспомощным в практичеекой рабо-
те. Опыт дипломных спектаклей по-
селедних. лет говорит о том. чт® боль-
шинетво выпускников в значитель-
ной степени отвечает требованиям
професеионального театра.

Однако то подобие произволетвен-
ной обстановки. Которое  созлается
для студентов в стенах учебном 3За-
ведения. никоим образом не может
Заменить непосредственной театраль=
ной практики. Знаний, которые мо-
лолой режиссер приобретает в ян-
ституте, его опыта и професеиоваль-
ного уменья в лучшем случае хватает
на успешное выполнение динлемной
работы, которая протекает по боль-
шей части в обстановке дружной то-
варищеской помощи всего коллекти-
PA HK PYROBOTCTBS Театра. раесматри-
вающих постановщика как стулента,
слающего испытание. Вогда же
выпускник становится кадровым ра-
ботником театра, когда он попалает в
совершенно иную произволетвенную
обстановку. когда в нему прет’явля-
ются требования как к творческому
руководителю, обязанному быстро и
правильно ориентироваться во всех
сложностях работы. когла он стоит
перех задачей утвердить свой твор-
ческий авторитет. ere практиче-
ский багаж зачастую оказывается не-
достаточным.
	Опыт показывает, что  положи-
тельные результаты в вобнитании
режиссуры могут быть достигнуты
	лишь При условии максимального
сближения преподавания с резльной
театральной практикой.

Это уеловие требует прежде всего
	AUTCH лишь энизодичесви и метели
чески ‘не разработана. Между тем;
практика эта может быть развернуга
очень широко. Организация самодея=
тельности на крупных предприятиях,
участие в подготовке и поведении
смотров, посылка специальных ин-
структожких бригад для  метоличе-
ского обслуживания настей Совет-
ской Армии и Флота, дворцов вуль-
туры, клубов и других организаций
— все это являетея великолепной
общественно-политической школой
для мололого художника. Богатейз
шую школу представляют собой так-
же такие «забытые» формы, как по-
левые театральные бригады, агит-
вагоны и особенно водные культба-
зы с ведущейся на их борту агита-
ционно-пропатанлистекой,  культур-
но-образовательной и хуложествен-
ной работой которые лают возмож-
Ность организовать в летнее время
необычайно богатую содержанием и
	оэщественно-полезную совместную
практику для студентов веех фа-
БУЛЬТетов — актерекото. режиссера
		становке производственной практи-
ки, и тов. Бурлаченко прав в опреде
лении этого узкого места факультет-
ского обучения. Правда вузовская
программа, включает почти все те ме-
реприятия, которые предлагает
тов. Бурлаченвю.

Но, к сожаленню; большинство
деклапированных программой  поло-
жений повзхает в воздухе ибо не
обеспечиваетея реальным содержачи-
ем производственной практики. Изу-
чение студентами организации TeaT-
рального произволства. его техноло-
гии, работы отдельных цехов прово-
длится слишком поверхностно. глав-
ным образом, в экскурононно-0е-
седном порядке, вне выполнения
практических заланий по конкретно-
му спектаклю.

Следующий этап. так называе-
мая ассистентская практика, гво-
хится по большей части к паесивно-
му созерцанию репетиций и веле-
нию дневников: При всей пользе, ко-
торую эта «практика» приносит сту-
лентам, она явно нелостаточна, если
1.36 имеет свсим продолжением дейст-
вительно практического участия в
работе нал спектаклем,

Между тем, если бы студент, на-
правленный на практику в театр,
был прикреплен к определенному
спектаклю, включен в состав поста
човочной группы, принимая учаетие
в разработке режиссерского плача, в
работе с хуложником, композитором,
постановочной частью и практически
проходил через все эталты создания
спектакля—от конкретной работы в
цехах и мастерских вплоть лю <амо-
ствятельных репетиций массовых
сцен и отдельных отрывков, тогда
можно было вы сказать, что произ-
водственная практика прошла плоло-
творно и помогла воспитанию моло-
лого режиссера. .

Слелует сказать, что в опыте г0-
ветских учедных завелений такие
формы  пропзволетвенной практики
имели уже место и лавали  положи-
тельные результаты.

Нельзя не посетовать ‘на недопу-
стимо пренебрежительное отношение
к опыту театральной пелагогики, Ко-
торый не изучается, не систематизи-
руётся, не обобщается.

Мы имеем липть Весьма приблизи-
тельнее предетавление о пелагогиче-
еком методе крупнейших педагогов
телтра в области актерского маетер-

—= ‘Сзмарина, Ленского, Давы-
дова. Петровского.

Мы крайне емутно представляем
себе те пути. которыми шли В. С.
Станиславский и Ва. И. Немирович-
Данченко в воспитании режиссеров
Hd практической работе ‘в театре, a

вель их выученики — это те, кто
сейчаг составляет цвет советекой ре-
жиссуры.

Наконец, мы почему-то нелюбо-
пытны ‘в ‘отношении ` богатейше=
го опыта, который накапливается co-
ветскими театральными учебными
заведениями. У нас нет ни система-
тичёского живого обмена опытом, ни
теоретического ето изучения. Мы
чрезвычайно мало делаем в области
обобщения богатейитего наследия
Станиелавекого и критичеслого зна-
лиза его применения на практике.
Научно-исследовательский кабинет
ГИТИС был ливвчхирован как раз в
TOT момент, когла он поеле долгих
бесплодных понеков конкретного дела
взялея за разработку  необхолимей-
шей темы — истории театрального
образования. Это пренебрежение соб-
ственным опытом чалто ведет либо
Е открытию в многотрудных спорах
H сомнениях давно открытых ибётин,
либо к забвению многих весьма по-
лезных вещей,

*Помимо пройзводетвенной праюти=
ки в театре. немалую роль в воспи-
тании будущих режиссеров могла бы
й доажна была бы сыграть практика
в художественной самодеятельности.
которая. правла, бегло упоминается

Обзор писем
читателей
<
	Спроительство тезарального зта-
ния, обладающего сложной спедифи-
кой, требует повседневного высоко-
ъвалифицированного руководства, ко-
TOPOS из-за недостатка специалистов
в области театростросния не везде
еще полностью обеспечено. Коллев-
тив треста в меру своих возможно-
стей всегда оказывал поактическлую
		TPOockTAM, => HAWEeT apxHTektoo
	Л. Смирнов, — всегда  благотверно
сказывалось на вачестве  сооруже-
Hi !
	1. Смирнов приводит ряд. прияме-
ров из пражтики строительства го-
родов Сибири. убетлительно  похтвер-
	выезжали в горда, где сооружались
театры. Такая практика в значи-
тезьной мере содействовала улучше-
нию Качества и улешевлению стон-
мости строительства театральных
зланий. же
	В настоящее время в связи © по-
	тат тн чи TAI теетот   КЮчением из плана тоеста работ по
oma это Hoon ere. Е МАИ «Тезпроекть att
. Бревкйн.. автбо аъторе: u ой
	стройки новых. кварталов проспекта
им. Молотова в Оталинеке, прини-
мал самое активное участие в осу-
ществлении своего творческого за-
мысла. Совместная работа архитекто-
ра и строителей привела к положи-
тельным ‘результатам. Жилые Еват-
талы на проспекте им. Молбтова бы-
ли отмечены жюри республиканеюого
конкурса на лучиые злания.

В горолах Сибиря за послёдние го-
ды было немало случаев активного
участия архаятекторов в вобоуженяя
	Шен возможности удовлетворить на-
стоятельные требования 0 команди-
ровании авторов проекта на теат-
ральные новостройки ряда городев.
ый вопрос 96 участии мос-
ковеких ADXHTERTODOR B строитель-
стве иногоролных об ектов полнимаАт
и кандидат архитектуры В. Налмы-
ков.
_ — Шо моим проектам, — пишет
он, — строятся два кинотеатра в
Смоленске. В процессе возведения
этих зланий возникает ряд вопросов
К автору проекта, но вызвать его
строительная организация не имеет
права. Беспокоягь © качестве строи-
тельных и отделочных работ, я во
время отпуека поехал в Смоленск. В
результате этой поездки мною был 06-
наружен фрял серьезных нарушений
проекта и немало ошибок, которых
можно было бы избегнуть при. над-
	я! чеащем авторском надзоре.
	Иногда строительные организаций,
пользуясь отсутствием автора, безна-
казанно искажают утвержденные
проекты. ‚ Например. при етроитель-
стве кинотеатра в Пскове фойе и зри-
тельный зал ‘былй расписаны 6e3-
вкусным, ремееленно выполненным
орнаментом, который ке был преду-
	ТАУ РЕЗТ   сиотрен в проекте. В Ставрополе
	0ез вехома авторз проекта делаются
	вРеД   новые варианты фасала для достран-
	ваемого кянотеатра.

— Окончательным результатом
работы архитектора должен быть не
проект, а выетроенное злание, — пи-
jer главный _ архитектор Bary
	новых зланий. В качестве‘ примера   8 &ВТору проекта, но вызвать
	можно привести работу архитекторов
Г. Зенкович (клуб крупного завола
зв Новосибирске), Г. Кравцова (жилой
дом на проспекте Сталина в Новоси-
бирске). Е. Леонтьева (здание гости-
ницы  «Норильскстрой» в раснояр-
eke) и многих других, Однако во всех
этих случаях архитекторы добива-
лись Участия в стройке благодаря
вобственной настойчивости и иници-
ативе, не имея для этого никаких
формальных прав.

— Архитектор, оторванный от по-
етройки, не участвующий в осуще-
ствлении своего проекта, неминуе-
мо преврашдется в «бумажного» про-
ектировщика, — пишет лауреат
Сталинской — премии архитектор
В. Андрезв. — Не меньший вред
приносит отсутствие авторского над-
збра и самой постройке. Авторы про-
екта — архитектор и инженер-кон-
CTOYETON ——~ лолжны быстро реагиро-
	вать На возникающие B WPOMCCle   ap тлавный
	строительства оложнения, вносить В В Иванов. — Строительная практи-
		рабочие чертежи необходимые п0-  ка столицы Азелбайджанской
	правки и ДОПОЛНеНИЯ, ВЫЯВЛЯТЬ LO   полтверждает насущную  необхоли-
	CLELORA H ACOWESTECA *   MOCT полнопенного и. непрерывного
странения. Ha ©ТРои-  руководства автором процеесом огу-

р ПР НЕ с
	ществления своего проекта. До июня
	вого в Москве в приготовленном для   1950 года авторевий надзор, хотя м
	штукатурки фасала, растворе была
допущена онтибка, Придя на построй-
КУ в ТОТ момент, котлз рабочие толь-
ко приступили к нанбоенйю зитука-
турном слоя. архитектор бразу же
заметил: разницу в тоне по сразне-
нию е утвержленным образцом. Убе-
хившивь в неправильности репепта,
оностановил работу и предложил д9-
бавить в рагтвор‹ соответствующие
храсители. В результате здание по-
лучило прелусмотоснный. проектом
теплый золотистый оттенок.
	с рядом недостатков, — существовал.
Сейчас же он фактически ливвилиро-
pan. Сотин:етроев оказались лишен-
ными ввалифицированного архитек-
турного руководства.

В. Иванов вносит прелложение— ие
ограничиваться авторским. надзором
за стройкой, а вменить в обязанноеть
архитекторам ваблюление за здани-
м в первый периол его экеплоата-
ции (1—2 гола). Это ласт. возмож-
ность полностью выявить качество
строительных работ, устранить допу-
	Доугой пример: на строительстве! щенные в. процессе возведения зла
	техникума Гознака на Мытной улице
В. Анлреев некоторое время нё имел
возможности бывать на постройке. За
эта’ период выложили три этажа
клецки A... отибтись в’ разбчвке
	ния опрбки.

Ленинтрадекий архитектор Б. Ко-
зыпев считает. что отстранение архи-
тебторов от строительства неизбежно
отразится и на качестве : проектов;
	окон. Теперь исправить эту 6игибкУ   п на качестве зданий. Участие в стро.
	очень. трудно и дорого, a ACHDABIATS
ее нато.
	ипельстве повьчнает квалификацию
	ти пидессиональное маетеретво ADXE-
	— По проектам, выпускаемым Вес-   тортера, рабнгиряет его технический
союзным треетом «Teanpoerts,—-co-   коугозр. Благодаря авторекому Has
	общает управляющий трестом. А; Гон-
чаров, — строятея театральные зла-
ния в Москве, Ленинграде, Ашхабаде,
Кишиневе; ‘Фрунзе, < Сталинграде,
Свердловске, Казани. Гомеле, Прохо-
пьевеке, Горловке, Южно-Сахалинске
и других городах Советского Союза.
	зору архитектор перестает быть толь-
ко рисовальщиком, а становится
подлинным зотчим. Проме того, ар-
мттектор, опуществляя  авторекий
налзор’ нал сооружением зланий. бу-
дет способствовать обмену ONLITOM
строительных. коллективов, внелре-
	С окончанием учебного заведения
отнюдь не должен прекращаться про-
цесс формирования молодого режис-
сера. Его воспитание (пролуманное и
целеустремленное, а не стихийное)
должно продолжаться в театре.
	Б свое время Вюмитетом по делам
искусств была создана режиссерская
ассистентура при крупных мастерах
театра. Она не оправдала себя лишь
потому, что была предоставлена са-
мотеку. Такое мероприятие требует
повседневного внимания руковоля-
ших органов искусства, а главное. —
продуманной и систематизированной
работы крупнейших мастеров театра
с мололым  постановшиком. Вылви-
гаетея ли режиссер из числа членов
театрального коллектива или трихо-
хит из учебного заведения, театр в
равной мере должен брать на себя
обязательство выращивать его kas
зрелого художника, & это требует по-
вседневной работы, внимательного и
чуткого отношения Е начинающему
режиссеру.
	Враеноречивый случай с выпусе-
ником ГИТИС тов. Селектором. приве-
денный в статье тов. Бурлаченко, ил-
люстрируе? скорее ненормальную
творческую обстановку. в которой
приходится работать мололому pe
жисееру. нежели его плохую подго-
товку. После окончания  инетитута
тов. Селектор проходил ассистентуру
в Театре им. Пушкина, и ГИТИС
все время имел о нем прекрасные
отзывы от руководства театра. Затем
автору этих строк пришлось прини-
мать липломный спектакль tor. Ce-
	лектора «Глубокие корни». Спек-
такль был тепло встречен  ленин-
градевим зрителем. В печати ему
была Тана еазмая  благопоиятная
	оценка. Наконец, главный режиссер
театра и занятые в спектакле ве-
лущие мастера дали. чрезвычай-
но лестную характеристику  ре-
жиессерской работе Селектора,  под-
черкивая при этом ценность его уча,
етия в творческом коллективе тезтра.
Очевилно, не следовало поручать мо-
лодому режиесеру постановку такой
обреченной на провал пьесы. Kak
«Ерылья», и уж во всяком случае
недопустимо было превращать его;
так сказать. в стрелочника. который
во всем виноват, и увольнять из 16-
ATPL, зачеркнув всю его предыдуную
работу.
	Как. бы ни была, полноценна и глу-
бока система обучения режиссера в
стенах учебного заведения. только
бережное отношение к молодым De
жиссерским кадрам со стороны
митета по делам искусств и внутри
театральных коллективов = может
обеспечить полготовку квалифициою-
ванной, профессионально зрелой ре-
жиссерской смены.
		В последней программе летнего.
сезона эстрадного театра «Эрми-
	таж» выступает Ленинградский
театр миниатюр, показызающий
новое обозренне Вл. Полякова
«Вокруг света в 80 дней». Обо-
зрение посвящено теме борьбы
за мир. На снимке: Аркадий Рай-
кин в роли папы Пия ХИ.

6 Фото Е. Явне.

Открытие
концертного сезона
	Московская филармония готовится
к открытию ‘концертного сезона
1950—1951 года. Первый концерт но-
вого сезона состоится 17 сентября в
Малом зале Консерватории. Государ-
ственный квартет им. Бетховена ис-
полнит произведения Чайковского,
Танеева и советского композитора
С. Пинцадзе.
	Б последних числах сентября от-
кроются лвери Большого зала Кон-
серватории и Концертного зала им.
	Чайковского До конца месяца Госу-
дарственный симфонический ‘оркестр
CCCP пол управленйэм дирижеров
К. Иванова и К. Элилеберга даст в
этих залах несколько концертов, в
программы которых войдут произве-
дения Чайковского, Гяннки,  совет-
ских композиторов В. Бунина’ (вто:
рая симфония) и Т. Николаевой
(концерт для фортепиано в оркест-
ром). 30 сентября в Зале им. Чай:
ковского. состоится первое в новом
сезоне выступление Ансамбля наролд-
ного танца СССР (художественный
руководитель И. Моисеев).

Среди концертов, включенных в
октябрьский план Большого зала
Консерватории — коннерты,  посвя-
щенные 200:летию, со дня смерти
Баха, вечера С. Лемешева и М.
Александровича.  В Зале им. Чай-
KORCKOTO Видное ‘место займут в ок-
тябре выступления ‘государственных
коллективов. .

В Доме ученых новый конпертный
сезон откроется“! октября. В тече-
ние этого месяца будет дан ряд кон-
цертов из абонементных циклов
«Русская камерная музыка», «Музы-
кальный лекторий»: «Мастера худо-
жественного слова» и. «Литератур-
ные утренвики».
	Балет ..знамя мира“
	Композитор В. Юровский написал
для Большого театра балет, носяший
пока условное название «Знамя  Mi-
ра». Автор либретто — балетмейстер
Р. Захаров. Тема балета — борьба
итальянского народа за мир, за свою
свободу и независимость, против амё-
риканских  империалистов-захватчи:
Ков.

В театре состоялось обсуждение н9-
вого произведения Юровского. Балет
получил положительную оценку.

В помощь авторам выделена тво°-
ческая бригада под руководством на-
родной артистки РСФСР О. Лепешин-
ской, в составе ‘артистов балета
Е. Ильющенко, С, Звягиной, В. Пре-
ображенского и ряда других. у
	Воинственно и нетримиримо звучит
речь Смита. обраацающегося в наро-
ху. В нем зреет полнтический дея-
тель. народный трибун, которого
уже никто и ничто не заставит за-
молчать: правла становится его леви-
зом. И эту правду открыла для него
Советская страна.

По-новому предстала тема патрио-
тизма в фильме «Заговор — обречен-
ных», (За острыми перипетиями
борьбы реаклии и демократических
сил «в одной стране» встает образ
нашей социалистической  Рэдины,
показывающей путь странам народ-
ной демократии. С глубоким уваже-
нием советский хуложник рисует 96_
раз поднимающегося к политической
жизни нарола. Вот стоит этот народ
широкими плотными рялами у зда-
ния парламента. Развеваютея знаме-
на. Гул и ЕрИкИи ДОоНОСЯТея © ПЛОЩа-
ди в здание, где происходят страет-
ные дебаты о пути, по которому
должна пойти страна. И зозглакы,
несушнеся © улицы, — голос масс,
врываюшийся в открытые окна и
двери.— заставляют замолкнуть pé-
акционеров и позволяют выше под-
вять голову тем. Ето защищает. на-
ролные интерегы. Создаетлея виеча-
ление грозной: бушующей наролной
CHIN, которая сметает Bee пренят-
ствия со своего пути к социализму.

Патриотизм проявлястея не только
в фильмах, посвященных защите Ро-
дины, нои в фильилх. рассказываю-
щих о мирном созилательном труде,
социалиетичевких преобразованиях в
нашей стране. утвержлающих поеи-
мущества социалистического строя
перед стровм капиталиетическим, 0
боевом советеком патриотизме  гсво-
рят такие фильмы. как «Кубаекие
казаки». «Суд чести». «Далекая не-
вета» и многие другие,

Фильм «Кубанские казаки» пэва-
зывает радостную колхозную жизяь,
богатую и творческую.  Вакие лре-
красные качества советских людей
раскрывает фильм! Разве могут быть
в какой-либо стране капиталиетиче-
ского мира такие жепттины, как Пе-
ресветова или Даша Шелест. горлые.
умные, умеющие трулить я и веее-
литься, знающие цель жизни! Даже
Ворон. которого обвиняют в том. что
он в своей скаредности не понимает
	самого серьезного отношения в HO-   8B программе по режиссуре. HO прбво-
	новых ситуаций, живет  Исключи-
тельно интересами своего колхоза,
являющегося для него родной семьей.

0 войне 8 этом фильме лишь по-
ют в пеенях. Она отошла в прошлое,
И все же, сколько боевого духа ощу-
щаетея во всем! Чувствуется, что все
эти мирные честные тружевяки-пзт-
риоты  явятся могучей силой, еели
Родине будет угрожать опасность.

«Суд чести» вводит зрителя в мир
советеких ученых. Их труд связан 3
острой политической борьбой совет-
ских ученых-патрнотов, приумно-
жающих научный приоритет социа-
листической Родины своими откры-
тнями, с учеными, преклоняюниизги-
вя перед иностранщиной, перед
тгниющей культурой Залада.

Тема патриотизма нготделима от
темы народности, ст образа народа,
eM морально-политического  едлин-
ства, сталинской дружбы вайиональ-
ностей. Только в этом сложном и
многообразном проявлении можно
понять значение советского патрио-
тизма. В таком глубоком аспекте
прелетавил тему патриотизуа режил-
сер М. Чиаурели в фильме «Падение
Берлина». Дружба пародов, патрио-
тизм советских людей раскрываются
здесь в их борьбе за Родину. Ряюм с
	русеким бойпом Алексеем Ивановым
	в этой борьбе участвуют украинец
Зайченко, грузин Кантария, узбек
Юсуп. В эпизоде взятия рейхстага
один за тругим гибнут Зайченко и
Юсуп, оставляя другу своим девизом
гордое ёлово «Побела». И каждый из
них дорог ему, как родной. peex
их скреплябт любовь к своему 01е-
yecrsy.

Наиболее полно тема натриотизма
	раскрывается в obpade товарища
Сталина. талантливо  <озданном
М Геловани. Dro вожль с©оветокого
	народа в борьбе за свободу <оцичли-
стической Родины. Это вождь о6в5б0-
жленного от фашизма человечества в
борьбе за мир во всем мире Вот тл-
кие фильмы подобны выигранным
сражениям. подобны победам на хо-
зяйственном фронте, как говорил
А. А. Жланов, ибо опти способствуют
патриотическому воспитанию совет
ских люлей.

Советский патриотизм — лвижу-
Wan сила советского EHHOMCKY“CTBS.
		Эти простые цифры ошеломили
шахтеров. Словно раздвинулись пе-
ред ними горизонты и стали видны
бескрайние дали.

— Теперь ясно вам ваше булу-
щее? — проникновенно спрапгивает
конструктор.

— Ясно. В ученье надо податься!
— елынгитея голос.

Й это не пробто слова в спенарви.
Эта смысл лействия, в этом суше
ство вбего фильма. Спенарий «Битва
за уголь» лает нам правдивое прех-
ставление о советеких людях. расту-
щих, развивающихся. славных пат-
рнотах есциалистической Родины.

Но часто тема патриотизма нело-
статочно четко развивается в наших
даже лучших художественных фильв-
мах. залииевываетея побочными ею-
	ЖЕТНЫМИ ЛИНИЯМИ. Как, наприуер. в :
	фильме «Алитет уходит в горы», ге
герои Как-то безразличны в судьбе
своей страны. Полностью эта тема
сможет быть решена лишь нри уело-
вии правливого отражения жизни,
при условии понимания лучших ка-
Честв советских людей.  понималая
законов развития советского обще-
ства. илущего к коммунизму.

Для советских киномастеров веег“
да будут знаменем сталинские слова,
сказанные в 1929 roxy по поводу
фильма «Старое и новое».

Т. Александров вспоминает аб
этом в евоей статье «Великий друг
советской кинематографии», опубли-
коранной в журнале «Искуюство ки-
Но» в 1939 году:

«Вы, киноработники, даже сами не
представляете. какое  ответетвенное
дело на взе возложено. Относитесь
серьезно к ‘каждому поступку и ка-
жтому слову валнего героя. Помеите,
что его будут судить миллионы лю-
дей. Нельзя вылумывать образы и
события. ендя у себя в кабинете. На-
до брать их из жизни. — изучайте
жизнь. Учитесь у жизни! А чтобы
правильно разбираться в том. что ви-
Хинть;, надо знать маркеязм».

Тема советского патриотизма тол-
жна найти свое еше более глубокое
и полное разрешение в новых пройз-
ведениях мастеров советевого кино.
		ИСЕЛЮЧИ-  Нет ни -олного фильма, в Котором пе
	проходила бы эта тема. Ona являет-
ея велущей и в новых, готовящихся
сейчае фильмах. Так.  налтримез,
фильм «Битва за уголь» Л. Лукава
по-новому решает тему, явно не р\е-
крытую им во второй серии фильма
«Большая жизнь», которая, как ска-
зано в побтановлении ПВ BRII(6),
«отражает скорее период вобстанов-
ления Донбасса после окончания
гражданской войны, & не совремея-
ный Донбасс © его передовой технн-
кой и кульгурой, созданной за годы
сталинеких Пятилеток».

В сценарии «Битва за уголь»
прежетавлен современный, техниче-
секи оснащенный Донбасс, лостигаю-
щий еще большей мощи, чем до вой-
ны. Растут и люли Донбасса. Они
совсем не примитивные и духовно
бедные существа, как это показыва,-
лось Во Второй серий «Большой жиз-
ни». Это шахтеры, поднявшиеся B
своих знаниях до уровня инженерно.
технических работников, это, рабо-
чне, овлалевающие новейшей Тёхни-
кой любычи угля, это молодежь,
тянушаяся в знаниям, культуре,
науке.

В дном из эпизодов конструктор
шахты. обращаясь к рабочим, гово-
par:

—= Всех. всех посалить на маши-
ну! На комбайн! На электровозы, на
поролопогрузозные, на проходчеекяе
машины! Вепомните, товарищи, Ra-
кую Задачу поставил перед яами
товарищ Сталин! Пятьсот миллизнов.
тонн угля в тол! Откула же мы для
этого возьмем людей? Вы-=эти лю-
ди и на вас вое расчеты госутаретваь
Считайте, что через год в Донбассе
булет не меньше, чем пятьсот вом-
байнов. А хля этого вужны полто-
ры тыеячи мантинистов, да полторы
TEMA HX помощников, да Be ©
половиной тысячи человек одних
только елесарей, да тысяча механи-
ков участков. А сколько тысяч ма-
шинистов, помощников и слесарей
нужны будут по другим машенам в
птахте и на поверхности? Сизлько 60-
тен мастеров, энергетиков, диепетче-
ров? Подумайте, товарищи. какую
нужно создаль армию шахтеров! Ар-
мию технически подготовленных лю-
тей, вооруженных знаниями!
	Патриотизи-ведущая тема
советского киноискусства
	Товарищ Сталин ва ХУШ с’езде! Советского Союза А. П. Маресьева,
	Нашего живого современника»

Ту же связь © лействительностью
ны видим и в фильме «Молодая гвар-
хия» С. Герасимова (по ‘одноименво-
иу роману А. Фадеева); Пафос кино-
картины рюжден подлинными герои-
чесвими полвнгами юных патриотов
— молологварлейцев. Тема  патрио-
тизмА здесь сливается в темой мо-
рально-политического единства наро-
ла. Юные патриоты, находясь в глу-
боком фошистском тылу. чувствуют
свбя хозяевами родной земли. В ру-
БовОдСтве партии, в своем гербиче-
ском коллективе, в снлоченности и
дружбе-черпалот-они-моральную- силу.
стойкость,  уреренность. Лаже в
смерти они оказываются победителя-
ии. наволашими страх на фанпистов.
> Советский патриотизм — основа
испытываемого. каждым советским
человеком Чувства превосходства
над людьми катиталистического ми-
ра. Это особенно остро ошущаетея
тогда, когда. советский человек, попа-
qe? B чждую, враждебную емусре-
ду. В фильме «Секпетная миссия»
советская девуйга Малина представляя»
ет яркий и убедительный пример му-
жества, находчивоети и бесстрашия
советского патриота, оказавшегося В
чужом лагере. Тяжело жить среди
BDArOR, HOCHTS Wacky, HO Ha любо
NOY? ГОТОВ @бБетевяй человек для
	Патриотизм советского народа не-
совместим с захватническими притя=
заниями. Любя евою Отчизну, бозет:
екив люли уважают и другие народы,
оказывают помошь демократическим
силам, булят их сознание и веру в
побелу. В картине’ «Встреча на Эль-
бе» Г. Алексанлрова майор Кузьмия
— человек, воспитанный в бла-
тотрорных условиях Советской стра-
пы. своболомобивый, убежденный В
правоте евоего дела. Находясь лале-
ко от Родины, ой тем не менсе живо
чувствует ве, любит и гордится ею.
	партии указывал, что «особенность
советского общества нынешнего .вре-

мени, в отличие от любого капитали-

стического общества, состоит в тем,

что в нем нет больше антатониетичс=

ских, враждебных власеов.. На oc

вове этой общности и развернулясь

тавие лвижущие силы, как мораль-
я0-политическов единство говетекого
общества, дружба народов СССР, со-
ветский патриотизм».

Наша кинематография _ запечатл>-
ла в ряде фильмов патриотизм Ha-
шего нарола, проявленный в годы
Великой Отечественной войны & Moc-
ле Hee.

Патриотизм, Ran источник пеналя.
жаемой энергия советского челозеха,
как высовое стремление к подвигу Bo
ихя Родины, убедительно раскрывлей
фильм «Повесть о настояйем челэвз-
кё» (по однопменной повести Б. По-
левого). Актер П. Калочников доно-
еит ло зрителей основную илею лро-
изведения: нет такой силы ий таких
препятетвий. которые“ могли бы  52-
габить пламя патрийтизиа в душе со-
ветского человека. Проподзти с р83*
битыми ногами через  заснеженный
лос к свонм, преодолеть физическое
узечье и освоить летное дело, будучи
Ha ПРОТезах, — всё это совершено
летчиком лля того, чтобы сноза 1№-
чувствовать 6ебя гордым соколом —
	защитником Отчизны и рипутьея в! своей Родины.
	бой © фаошистекими стервятниками
Незабываем образ героя, когда ©
советяиает первый после тяжелой 6о-
лезни боевой полет: облагороженное
творческих порывом лицо, = муж?-
ственное. е блестящими от волнения
глазами, оно говорит в счастье, глу-
боком внутреннем удовлетворении со-
ветского воина, борющегося 3a cBobo-
ДУ своего народа. Во имя этого прой-
лены всё муки, в0 ИМЯ ЭТОГО BOCTIE-
Кал он в 66бе вилу, способную тво-
рить чудеса. В основе фильма, лежат
реальные события и поведепие Героя