СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

В Худозчественногт совете
	Мнинстеретва нинеслатограеио СССР
	ненность и убехительность ето основ-
ных положений, острый, волнующий
сюжет. Особенно удались автору
эпизолы, пбевяащенные советской
	 хействительности. люлям современной
		В целях вышения ичейно-худо-
вественного уровня выпускаемых
кинофильмов, для обеспечения sce-
еторонней об‘’ективной критики и
зравильной, независимой от каких бы
то и было ведомственных, групно-
вых наи личных влияний оценки
сценариев и готовых фильмов носта-
норлением Совота Министров ОССР
быт гоззан Хузожественный coset
Унвистеретра кинематографии СССР.
В него вошли писатели, работники
искусств, журналисты, общественные
зэзатези.
	Перед пленуглогм правления
Союза советеких архитекторов
	11 октября в Центральном доме
архитектора открывается ХШ пле-
нум правления Союза советских ар-
хитекторов СССР. На повестке лня—
	хоклад ответственного секретаря ССА
СССР С. Чернышева «Ближайшие
творческие задачи Союз» советекях
архитекторов» и организационные
вопросы.

В залах Дома архитектора в пле-
нуму будет разрернута большая вы-
ставка, посвященная архитектуре
массового жилищного строительства.
реконструкции городов и сел нашей
страны, передовым индустриальным
методам строительства, новым строи-
тельным материалам и  конструк-
ЦИЯМ.
		предложения по развитию творческой
критики в союзе (общественные про-
смотры и обсуждения  проевтов,
отчеты архитектурных коллективов
и отдельных мастеров и т.д.), & так-
же в экспертных и художественных
советах. рассматривающих  архитек-
турные проекты.

Предложения, разработанные ко-
миссией, будут обсуждены на рас-
шаренном заседании президиума е
ЗЕТИВОМ архитекторов и критиков.

+e
	Ряд архитекторов столицы и ©=
юзных республик работает нал про-
ектами павильонов и других 609ру-
жений Всесоюзной  сельекохозяйст-
венной выставки 1951 года. Учиты-
вая большое значение этой работы,
преонлиум правления Союза совет-
ских архитекторов CCCP ренил про-
вести в ближайшее время обеужле-
ние проектов, прелназначенных ‘для
выставки.
	Художественный COBST, одязко, от-
метил и рят серьезных недостатков
сценария: некоторые неузачные чер-
ты в общем ухавиеегося центрального
образа прэнзведения — образа совет
ской колхюницы Никаноровой; налу-
узнность некоторых ситуаций сцена-
PHA, особэнно в части. посвященной
	Ha протяжении трех с лишним лет   пребыванию геронни за траницей.
		Прослушивание новых произведений
композиторов братских республик
	Союзе советских композиторов
СССР. на-днях состоялось прослушя-
вание и обсуждение новых произв?-
	дений композиторов братских ре--
публик. ?

Заслуженный деятель искусств
	Туркменской ССР А. Шапошников
продемонстрировал на заседании KO
миссии, по руководству творчеством
композиторов союзных республик свою
сюиту на туркменские темы AAR
струнного квартета. Сюита’ получила
положительную оценку.
	Был прослушан также концерт для
Фортепиано с оркестром на киргиз-
	ские темы, написанный. композитором
из города Фрунзе С. Германовым.
Наряду со достоинствами этого прэ-
изведения — богатством ° тематиче-
ского материала, темпераментностью
музыки -— выступавшие в преннях
указали и на ряд конструктивных
недостатков концерта, требующего
доработки.

Специальное заседание  комиссяи
по руководству творчеством компози-
торов союзных республик было пэ-
священо прослушиванию и обсужде-
НИЮ ^^ НОВОЙ киргизской бперы
	Асложественный гозет обехтил евы-
	‚ шо SQ сцезаоиев. пзосмотрел и ofcy-
	тит 90 фильмов и материалоз к филь-
мам.

Нанбольлез количество времени
Хтлажеелвенеый согет посвячает
	чтобы сценарий, рекоменлованный в
производство, ебеспэчивал высокое
качество будущего фильма.

Только эа последнее время было
паесмотрено около двадцати. литерл-
турных и режиссерских сценариев,
самых разнообразных по своей тема-
тике, жанозм, приемам художеетвен-
ного мастерства.

Значительная часть сценариев по-
священа теме борьбы прогрессивного
человечества за мир и демократию.
против поджигателей войны. Эта
большая и ответственная тема нашла.
художественное воплощение в сцена-
рнах «Поджитатели войны» (автор и
режиссер Л. Ариштам), «Второй ка-
р {авторы К. Симонов и 3. Агра-.

пенко, режиссер А. Бек-Назароз),
«Совесть мира» (автор 1. Шейнин,
режиссер А. Роом), «Пламенное серд-
пе» (азтоер С. Антонов,  режиесеры
А. Зархи и И. Хейфиц).

В сценарии «Полжигатели войны»
показано, как американские  импе-
пизтнеты способствовали воестанов-
лению германского военного  потен-
циала после первой мировой войны,
EGR они В 60036 с матнатами герман-
cROH промышленности ° расчиетили
путь фашизиу и привели к власти
Гитлера п его клику. Фильм «Полжи-
гатели войны» должен воссоздать
образ Георгия Димитрова — вылаю-
щегося борца за коммунизм, за демо-
кратию, показать его героическую
борьбу во время Лейпцигекого про-
цееса.

Первый вариант сценария «Под-
типатели войны» был представлен на
рассмотрение почти год назад. Хуло-
жественный совет отметил тогла PAX
врупных нетостатков спензоия. Пос-
ле серьезной переработки сценарий
вновь был представлен на обеужде-
Нате.

Отметив, что азтором пролелана
большая и плодотворная работа. Хуло-
жоственный совет оценил <ценарий
как интересное произведение, отли-
чающееся высокими художественны-
ми достоинствами. Зместе < тем авто-
ру рекомендовано провести дальней-
WyH доработку сценария уже в ре-
жиссерском варизите, чтобы наибо-
лее художественно. убедительно рас-
крыть затевор англо-американских
поджигателей войны против челове-
чества.

Несколько месяцев назал Хуложе.
ственный совет обеудил литератур-
ный вариант сценария J. Шейнина
«Совесть мира». Сценарий ставит ак-
туальные вопросы борьбы матерчз-
листичеекой философии с резклизн-
ной идезлистической философирй в
современной физике.

Автор раскрывает моральное пре-
восходство советских ученых. верно
служащих интересам сносго нарота,
ад буржуазными учеными, превра-
щенными в «дипломированных лаве-
ев буржуазии». `

Сценарий «Совесть мира» расска-
зывает о советской женшине — уче-
fom, физике Ирине Прохоровой, ‹оче-
тающей плодотворную работу в обла-
сти науки с большой общественно-
политической чеятельноетью. В еце-
нарии показывается также судьба
крупного норвежекото ученого, про-
шехнего сложный жизненный путь и
перзшедиетго в результате большой
внутренней борьбы в латерь бортов
против ихпериалистической реакции.

Сценарий в его первом варианте,
несмотря на острую и актуальную
тему, а также интересный  хуложе-
етвенный замысел страдал рядом
серьезных недостатков. Отараясь как
можно ярче и выразительнее обрисо=
вать образ героини Ирины Прохоро-
вой, автор обёднил образы остальных
советских ученых, и они получились
в сценарии бесцветными. схематич-
ными. „Недостаточно. глубоко был
очерчен и образ норвежекого учено-
то професеора Берга.

Подробно обсудив сценарий, Xyxo-
жественный совет рекомендовал автд-
ру переработать его. Раксиотренный
Хуложественным советом новый ва-
рнант сценария в основном олобъен;
	автору указано на необходимость
	дальнейшего улучшения сценария. В
частности, дополнительной работы
требовали неудавшиеся образы парт-
орга института Зайцева и мужа те-
роини сценария — Николая.
Оживленно прошло юбеуждение
Хутожественным советом сценария
С. Антонова «Племенное сердце».
Сценарий рассказывает о борьбе про-
стых людей за мир. Героння ‹ филь-
ма — знатчая колхозница, животно-
вол, передовой советский человек,
интересы которого неразрывно связа-
ны” интересами Советской страны,
Bee выступавшие члены  Хутоже-
ственного совета единодушно отмети-
ли интересный замысел сценария,
вригинзльность решения темы, жиз-
	Из сценавнев, посвященных трудо-
вым подвигам  советекого народа,
Художественный совет обсудил сиа-
нарий Б. Чирекоза «Кавалер Золотой
Звезды» по олнонменному роману
С. Бабаевского, «Звезлы» А. Борней-
ЧУКЗ П3 его пьесе «Макар Дубоаза»,
«Зеленая улица» п) одноленной
пьесе А. Сурова.

Художественный совет отметил,
что в литературном еценатии Б. Чир-
скова «Вазалер Золотой Звезлы» на-
шли верное воплощение основные
образы и основные сюжетные лични
романа Бабаевского, что автор учел
своеобразие экранизации литератур-
ного произведения, нашел для спена-
рия удачную композицию, давшую
возможность передать вее основные
идеи романа. Вместе се тем автору
указано на необходимость  дальней-
шей доработхи некоторых образов, &
также речн героев, которой времена-
ми нехзатает образности, яркости,
народного юмора.

Представленный после доработки
в режиссерском варланте сценарий
«Кавалер Золотой Ззезды» был реко-
менлован советом  лля производства,
	При рассмотрении литературного
Варианта сценария А. Корнейчука
«Звезды» Художественным советом
бызи отмечены некоторые  нелостат-
ки. Автору было рекомендовано шире
и ярче показать современный Дон-
басс, его техническую мощь, ноказать
людей Донбасса в процессе трула. По-
сле исправлений режлюсерекий Ba-
риант сценария «Звезды» (режиссер
Й. Савченко) рекомендован к произ-
BOACTBY.

Художественный совет обсулил и в
основном одобрил литературный еце-
нарий А. Сурова «Зеленая улица».
При обсуждении было отмечено, что
автор сценария А. Суров при экрани-
зации своей пьесы недостаточно учел
возможности кинематографа, и автору
было рекомендовано расширить рамки
пьесы, шире использовать возможно-
сти кино дая того, чтобы показать
мощь Фоветского железнодорожного
трансперта, показать простор, ‘мас-
зштадноеть и ©воеобразную поэзию
труда железнолорожнинков. показать
	Советекий Союз. как великую желез.
		Президиум правления ССА СССР
обсулал вопрос о неуловлетворитель-
ном состоянии архитектурной кри-
тиви. Созлана комиссия пот предсе-
хательством архитектора Ц. Аброси-
мова. которая толжна в лесятилнев-
		«Строительство в Москве» (1934
	Картина художника В. Бычкова.
	Проекты планировки и застройки
укрупненных колхозов
	вещания полчервивалось, что в свя-
зи с укрупнением колхозов открыва-
ются огромные возможности для лея-
тельности архитектора на селе. Ар-
хитекторы призваны разработать но-
вые проекты планировки сел. проеб=
ты жилых домов. общественных 344-
ний, производственных построек.

Архитекторы столины о решили в
порядке оказания обществечной” пё-
мощи создать . проекты плачивовЕи
250 укрунненных колхозов Москов-
ской области. Рял проектных орга
низалий выхлелил бригалы специали»
CTOB, воторые в ближайшее время
выедут в колхозы.

При Московском отделении Союза
советских архитекторов образова
вонсультапионно-метолический — ©0=
вет, в работе которого принимают
участие крупнейшие специалиеты ` в
области архитектуры колхозного сэ
aa. Для архитекторов. выезжающих B
районы области. намечено аргавизл-
вать цикл леклий. довлалов и бесех
по вопросам планировки и застройкя
колхозных селений.

Презитиум правления Союза 60-
ветских архитекторов СССР репгия
организовать конку на проекты
колхозных жилых домов. клубов и
домов культуры. В Центральном ломе
архитектора  состоитея - творческое
	обсуждение новых проектов планя-
ревки сел, общественных H жилых
RIAU‘
	Укрупнение колхозов. об елинцение
мелких артелей в мощные коллектив-
ные хозяйства выдвигает Teper co-
ветекими архитекторами важные
залачи.
	По проектам Академии архитекту-
ры УССР на Украине ведется. строи-
тельство первых в мире колхозных
агрогородов. Ленинградекие зодчие
разработали проекты планировки ий
застройки 80 укрупненных колх03-
ных сел Карельского перешейка и
взяли на себя обязательство обесне-
чить высококачественными проекта-
ми строительство еще ста селений
облаети.  Научно-исслеювательские
институты Акалемии архитектуры
СССР принимают участие в работе
по переустройству села Мячково. Ко-
ломенского района Московекой обла-
сти. Значительную работу pe по-
мошь планировке сел велут архитек-
торы Белоруссии. Грузии, Азербай-
лжана. Латвии и других оеепублик.
	Ва-днях в Союзе советских архи-
текторов СССР состоялось  совеша-
ние, посвященное вопросам сельского
строительства в связи < укрупнени-
ем колхозов Московской области. В
совещании приняли участие визные
архитекторы столипы. представзите-
ли коупнейших проектных органи-
запий и Академии архитектуры

СССР.
	В выступлениях участников ©0-! зданий.
	Пейзажи любимой Ролины
	>
Выставка работ художников
В. Бычкова и Е. Камзолкинз
		Что заставляет их тах тепло благота-
	рить хутожников?

Творчество каждого из этих пейза-
жиетов вполне индивидуально и вме-
сте © тем в их искусстве есть’ много
общих черт, которые особенно при-
вдекают советских людей. На всей
обширной выставке вы не ветретите
печальной, унылой картины, не
столкнетесь с настроением пессимиз-
ма, разочарования. Оптимнетическое,
жизнеутверждающее начало  про-
низывает полотна этих художников.
Основа их оптимизма — вдумчивое,
зушевно ясное восприятие природы.
Именно душевная ясность — вот то
ощущение; с которым покилаешь 34-
лы выставки. Й екромноеть. Скром-
ность хуложников. не навязываюнех
зрителю своих суб’ективных пережи-
ваний, свонх хузожеетвенных манер.
Так и вилишь, как все это отетуцало
на задний план, когда художник
брался за кисть и начинал пытливо
вглядываться в форму теревьев. обла-
ков, строений, бережно, любовно
воссозлавать вилимое. Личное начало
приходило в композинию само Co-
бой — так, как это веегла бывает в
реалистическом искусства. :

И еще одна важнейшая  юсобен-
тость творчества этих двух художни-
ков: народность. Мы смело проязно-
сим это большое слово, характеризуя
скромные пейзажи Е. Камзолкина и
В. Бычкова. Волжские просторы
Бычкова, чулесные энмы Камзолкина
тронут серлце кажлого человека, 0го-
бенно явственно черты  наполностн
проступают в творчестве Камзолки-
на. Неларом слова нарполных’ песен
являются названиями ряла его произ-
ведений. Это не просто позтиен пот
картинами. «Ах. ты, зимушка-зима,
ве6 хорожки замела», «Во ‘поле бере-
занька стояла» и другие — пейзажи,
в которых старинная нароляая песня
получиет образное воплощение. Не-
стучайно созлание серни гуашей на
тему русских нарогеых песен — бти-
жайший творческий план  хулежь
ника
	Важлому советскому человежу до-
рога, близка серлцу красота Harel
Родины, как и красота наших старых
народных песен. Но «новые време-
на — новые песни». Очень хочется
пожелать художникам. чтобы эти но-
вые песни о нашей природе прозву-
чали с такой же поэтической правлой
в их будущих пейзажах. Хотелось бы
увилеть в творчестве этих мастеров
старшего поколения, таких бодрых
духом, таких жизнелюбивых, новый
облик ролной страны, новые черты
пейзажа. преображенного руками со-
		Бетского человева,
М. МИТИНА.
	Творчество художников, свидетель-
ствующее о непрерывности животвор-
ной традиции русского реализма в на-
шем искусстве, представляет несом-
ненную ценность. Современный зри-
тель © 09бым вниманием и береж-
ностью относитея к художникам, на-
чавшим свой творческий путь на ру-
беже столетий, пронесшим свое реа-
лиетическое искусство сквозь Годы
эасилия лекалентщины и формализма
й развивающим свое мастерство в со-
ветскую зпоху. Вот почему следует
привететвоезть яницизтиву Оргкоми-
тета Союза советских художников
СССР, организовавшего выставку pa-
бот живописцев старшего поколения
— В. Бычкова и Е Камзолкина.
	До сих пор советская обществен-
ноеть была мало знакома ¢ творче-
ством этих незаурялных художников.
Выставка, дающая представление 0
более чем пятидесятилетнем творче-
ском пути этих мастеров. оказалась
ралостным событием в нашей худо-
кественной жизни.
	На выставке экепонируется более
полутораста работ В. Бычкова. начи-
ная © его ранних произвелений 1900
гола и кончая полотнами последних
лет.

Воспитанник Московского училища
живописи, ваяния и зодчества, по-
стоянный участник выставок и бес-
сменный ответственный секретарь
«Союза русских хутжников», а эа-
тем член АХРР. В. Бычков в своем
творчестве веегла оставался поеледо-
вательным реалистом,
	Среди работ раннего периола наи-
больнтий илтерее представляют много-
‘численные этюды и картины, наии-
санные художником в Решме. Кинеш-
  ме’`Чебоксарах. Здесь, в приволжеких
городах, обрел художник свою глав-
  ную тему. Волга г ее огромными вод-
ными просторами, живописными йе-
регами, пристанями © их построй
людской сутолокой на долгие готы
занимает основное место в его нейза-
жах. Эти картины е натуры полаы
живого ощущения природы. прониза-
ны светом и солнцем. Весьма типич.
ны дая творчества Бычкова его мно-
точисленные «Базары». Влюбленный
В кралоту волжекой природы. худож-
ник живо интересовалея бытом наее-
ления Поволжья {«Чувалика»,
‚1912 г., «Чуванни на базаре в Чебок-
сарлах». 1914 г., «Ерестьяне на, зава-
линке». 1916 г). его архитектурой
(«Перковь в Чебокеарах». 1911 г.,
«Горох Чебоксары © Волги». 1915 т.).
	В послеоктябрьекий периот звачи-
тельно распирилея круг тем творче-
ства Бычкова. В своих картинах o7
стремится отразить многообразную
жизнь Советекой страны («Демон-
страпия 1 Мая в Москве». 1920 г.,
«Стронтельство в Москве». 1934 г.
	«Индустриальный пейзаж», 1936 г.).
В 30—40-х годах художник совер-
шаег творческие поездки по 0би,
Иртышу, Белой и т. д. Он привозит
оттуда ряд интересных работ. В те-
чение последних десяти лет В. Быч-
ков отдает много внергии и сил вос-
питанию молодых живописцев, пере-
давая им свой большой опыт хулож-
		Болыную часть экспозипии зани-
кают работы Е. Камзолкина — его
многочисленные Бомтюзишионные
нейзажи. Отрадно отметить замеча-
тельный творческий рост этого
художника, ярко обнаружившейся на
выставке. Е. Камзолкин, так же как
и В. Бычков, окончил  Москозекое
училище живописи. ваяния и зодче-
ства. Здесь он прошел замечательную
школу реалистического  мастеретва,
здесь были заложены основы TOTO
метода. которому Е. Вамзолкин еле-
дует теперь. Ранние работы худож-
НИКа Говорят 0 поисках правдивого
отражения праролы.

В годы господства декадентеких Te_
чений художние потвергалея различ-
ным влияниям формалистов, пережи-
вал увлечение восточной экзотикой и
декоративизмом. Охнако это не имело
серьезных послелствий в его лальней-
шем творчестве, Удивительным един-
ством тосприятия. приролы отмечены
небольнтой этюл, сделанный художни-
ком в 13-лезнем, возрасте («Онуш-
ка». 1898 г.). и замечательное ком-
позиционное полотно 1950 гола
(«Утро в березовом: лесу»).

Ралостно отметить. что хужчик,
вступивший в Шестое десятилетие
творческого пути, еозтает сейчас свой
самые лучшие вещи, Стремление Ев
большой вомпозипионной картине
всегда было свойственно Е. Камзол-
кину. Рят композипаонных пейзажей
художника может быть отнесен к
числу первоклассных работ. Это та-
кие картины, как «Тихо в лесу»,
«Грибное лето», «Утро в березовом.
лезу», «Соены». {

Свои пейзажи художник пишет в
мастерской, используя богатый этюд-
ный материал. Каждая из этих ком-
позиций, поедетавляя собой глубокий
и поэтичный образ природы. запоми-
наетея своей индивидуальной непо-
вторимостью; цельность композиции
сочетается в них. с исключительной
живописной законченностью.

Выставку посетило больное чигло
зрителей. Записи во книге отзывов.
свилетельствуют 0 ее незаурядном
успехе. Что привлекает посетителей
в пейзажах Вамзолкича и Бычкова.
	т ть
			we ‘пыф <“ OS
		пеодолимый директор
	тов. Иванову Г. Г., как не одеспе-
чившую ‘руководство училищем, 19-
пустившую ряд нарушений финансо-
вой дисциплины.  осуществлявшую
руководство метотами грубего алуи-
ниетрирования, — от работы 06воб0+
ДИТЬ».

Охнако и по сей лень Иванова на=
ходится на посту лиректара. Мало 1о-
TO, она продолжает игнорировать
указания Комитета. самочинно про-
извотит прием новых учащихся. не-
емотря на существующее категори-
ческое заппещение. увольняет ве-
угодных ей педагогов. Не булучи ат-
тестованной как пелагог. Иванова
сама занялась преполаванием. Cyr.
жественный руковолитель И. Тума-
нов в связи с созлавлтимея  полоте-
нием самоуетранилея от работы Ho
это Иванову не смупает: она счита-
ет, что можно обходиться и йе? ху+
ложественного руководства. В учи=
лише парит полнейшая  растерян-
ность. Учеба илет впазброт.

На налт вопрос, лопуствма ли та-
кая анархня в соРетском учрежле-
НИИ И OMOKNO AN VEPETECA ¢ IRCRIO-
дитацией решений Комятета рукаво-
ляшие работники поелелнего беспс-
мощно разводят руками...
		Московское музыкально-театраль-
ное училише им. А. BR. Глазунова
работает неудовлетворительно. Это
было установлено нелавно  обелело-
ванием, проведенным Вомитетои по
‘делам искуеств при Совете. Минист-
ров РСФСР.
	Директор училища Г. Иванова
оторвалась от коллектива педагогов,
противимюставив себя  хуложествен-
ному руковолству (И. Туманов) и
учебной части. Она не считается ¢
мнением специалистов. Протоколы
совещаний в училище пестрят «осо-
быми мнениями» Ивановой. Руково-
INT она методами голого алминиетри-
рювания и грубых окриков.
	Самовольно сократив чиело учед-
ных часов по рялу специальных ди-
епиплин, тов. Иванова образовавту-
Юся экономию по Ффонлу зарплаты
пелагогов использовала тля незакон-
ных выплат заместителям директора
по хозяйственной части, врачу. по-
MONARY режиссера и другим лицам.
Как указывалось на советании В
Комитете, тов. Иванова третировала
пелагогов. лискрелитирорала их. смо-
трела на каждого как на  обвиняе-

мого.
_ B конпе июля Комитет вынес
	постановление: «И. 9. — директора
	щественной оговорки: они липть Wo-
дытоживают стиль нашего фортени-
анного рококо. но не отражают но-
вых стилистических тяготений. Пе-
реопенивается в книге и творчество
И. Геселера, которое, несмотря на
обильное использование композитором
русской тематики, остается всецело
связанным © немецкой музыкальной
культурой.

Имеется в книге ряд погренгностей
и чисто исследовательекого порядка.

Правильно указав на многовековую
историю гусельного искусства рус-
ского народа, создавшего благодарную
почву для появления нашего ранне-
го пианизма, автор, однако, ограни-
чилея исследованием лишь княже-
ско-дворянекого течения клавирной
EY AbTYDEH.

Несмотря на указанные недостат-
ки, об’яснимые, возможно. новизной и
общтирчостью темы, книга В. Муза-
левского является полезным вЕлалом
в историю отечественного пианизма.
	al
«Хрестоматия по истории  форте-
	пианной музыки в России», состав-
ленная (1. Баренбоймом и В. Музалев-
	скии. вышедшая одновременно с RAH
	гой В. Музалевекого, связана с пПо-
следней обшностью предмета и идей-
ной установкой. .

Camo no себе излание подобной
хрестоматии — крупное явление в
нашей музыкальной жизни. 910 —
первое обширное собрание образцов
раннего русского  фортенианного
творчества, начиная с первых форте-
пианных произведений и кончая
творчеством Глинки. Хрестоматия х9-
рошю отредактирована, ее введение
содержательно, а публикуемый ма-
териал обильно снабжен характери-
стиками, примечаниями биотрафиче-
ского характера и иллюстралиями.

Хрестоматия служит полезным
пособием как для научной работы,
так и для учебных занятий. Много
интересного материала найдут в ней
й пианисты-исполнатели. Следует
отметить наличие в хрестоматии фя-
да художественно-значительных Па-
мятников русской музыкальной
культуры. Некоторые из них переиз-
даютея после векового перерыва, (на-
	пример, соната Прача). & некоторые, _
	Рассмотрены и рекоменлованы для
производства, режиссерские сценарии:
«В мирные дни» (а работе советских
похводаиков) — astop AH. pyr, pe-
жиесер В. Браун; и «Славься,
народ!» (о величайшем русском ком-
позиторе, основоположнике русской
национальной музыки М. И. Глинке)
— арторы В. Навленко, Н. Тренева,
Г. Александров? режиссер Г. Алек-
санхров; литературный сценарий 0
советских альнинистах «Покорители
вершин» (авторы Н. Тихонов и
Д. Ронлели): сценарий музыкальной
комелии «Свадебный поларок» (авто-
ры 3. Маркина и Е. Ивзнов-Барков).
		Ёроме. обсуждения литературных и
режиссерских сценариев, Художе-
ственный ‘совет систематически кон-
тролирует и другие процессы произ-
водства кинофильмов: За последние
месяцы Художественный совет про-
смотрел представленные постановин-
кзми фильмов пробы актеров по кар-
tuna: «Сельский врач» (режиссер
С. Герасимов), «В мирные дни» (ре-
жиссер В. Браун), «Спортивная
честь» (режиссер В. Петров). «Кава-
np Золотой Звезды» (режиссер
Ю. Райзман).

Большое место в работе Хуложе-
ственного совета занимают просмот-
ры И обсуждения материалов снилаю-
щихся фильмов. За последние месяцы
были просмотрены материалы филь-
мов «Далеко от Москвы» (режиссер
А. Стоппер). «Битва 2a уголь» (ре-
жиссер Л. Дуков), «Пржевальский»
{режиссер С. Юткевич), ’ «Беспокой-
ные люди» (режисер Б. Барнет),
«Сельский врач» (pemuccep C. Tepa-
симов). .

Дважды Художественный совет
просмотрел и обсулил отснятый мате-
риал по фильму «Виссарнон Белин-
ский»: Шри первом просмотре серьез-
ные опасения Художественного сове-
та вызвала трактовка основного обра-
	за фильма—образ» Виссариона Бе-
AHHCKOTO.

Вторичный просмотр материала
	фильма «Виссарион Белинекий» по-
казал, что в целом новый материал
стал лучше. Но и сейчас еше многое
не удовлетворяет в актерской работе
С. Курилова — исполнителя роли Бе-
линского. Неудачным получается 0б-
раз Тургенева. Художественный совет
обратил также внимание режиссера
на то обстоятельство, что в. фильме
недостаточно ярко и’ выразительно
показана красота русской природы,
воторую так любил Белинский;
Художественный совет за послед-
нее время просмотрел и обсудил так-
же ряд готовых художественных и
		Критика и библиография
	обнаруженные  составителями, пе-
чатаютея впервые (вариации Барау-
лова.).

Безуеловный интерес прелетавляет
опубликование одного из ранних ф0р-
тепиааных образцов батально-герои-
ческого жанра — марита П. Долтору-
кого на смерть П. И. Багратиона. ва-
риапий А. Жилина na пееню «Всех
цветочков боле». г также сонаты И.
Геницегы —— произвеления, где впер-
вые. появилась романтическая струя
в нашем сонатном творчестве.
	Из опубликовачного фортенианяого
наследия . Глинки 0600ейно ценны
ноктюрч «Разлука» и «Вариации на
шотландекую тему», являющиеся
вершинами пианистической культу-
ры той эпохи, прелвосхишающими
фортепианный стиль Чайковского и
Балакирева.
	Пробелом в хрестоматии являетея
отсутствие двух или хотя бы олной
из песен с вариациями В. Трутовеко-
го (1780 г.); ведь это самые ранние
проезведения нашего профессиональ-
ного фортеннианного творчества! Нет
в книге и другого очень характерного
памятника эпохи — вариаций Хан-
дошкина (1795 г.), а также до-ма-
жорной сонаты Бортнянекого. одного
из немногих уцелевших образпов ся-
натного творчества композитора. Не-
понятно и отсутствие в хрестоматий
танцовальных произвелений Й. Коз-
ловского. прелюлов Л. Гурилева н
вариаций энтузилета наролно-песен-
ного начала Д. Кашина. Bro же
время в хрестоматии немало места
уделено мал значительному или 01-
нотипному материалу. Своболно мож-
но было бы обойтись без отубликовя-
ния произведений П. Енгалычева. П.
Титова, А. Есаулова и некоторых
других авторов. Наиболее крупная
ошибка-—прелоставление почти 50
страниц хрестоматии  вариапя-
ям И.  Геселера, — композитора,
совершенно чуждого нашей культуре.
Bee это несколько снижает ценность
хрестоматии как учебного пособия.

И весе же нельзя не оценить иви-
циативу составителей и их эрудиро-
вапность. шюоявленную в работе над
нашим ранним фортепианным наеле-
	AHEM.

Ан. ДРОЗДОВ.
	Отновременно © достаточной пол-
нотой освещено творчество важней-
ших представителей глинкинской
эпохи — А. Жилина. И. Геништы,
И. Дасковского. А. Гурилева и 060-
беняо самого М. Глинки.
	Из материалов о нашем раннем
фортепианном исполнительстве и пе-
дагогике очень ценны приведенные
в книге выдержки из методологиче-
ского руководства В. Манфредини
(1797 г.) в переводе и обработке ав-
тора первых русских  ораторий
С. Легтярева.
	В своем исследовании В. Музалев-
ский уделяет много внимания роли
переловых идей того времени в раз-
витии русского ‘пианизма, отмечает
связь эволюции фортепианного твор-
чества с общественно-политическими
сдвигами, указывает на его нацио-
нально-исторические истоки.
	Охнако работа В. Музалевекого не
лишена недостатков. Следует отме-
тить отсутствие у автора целеуст-
ремленности и критического отноше-
ния к материалу. В книге очень мало
обобщений. видимо, автор предостав-
ляет читателю делать их самостоя-
тельно. опираясь на разнотипные ав-
торекие характеристики. Обходится в
книге вопрое о значении публикуе-
мого материала для современной. му-
зыки. Наиболее яркий пример этого
—характеристика ранних  фортепи-
анных вариаций Трутовского, Хан-
дошкина и других. Здесь нег четкого
суждения о том, что же из материала
может быть использовано в наши дни
и что представляет лишь историче-
ский интерес.
	Многие характеристики конкрет-
ных произведений, сделанные В. Му-
залевским. бледны и неяены. Часть
из них вызывает возражения по су-
ществу. В одних случаях это яв-
ная недооценка материала; в других
—толь же явное и необоснованное
преувеличение его творческой значи-
мости. Автор недооценивают аноним-
ную «Рассийскую песню с вариажия-
ми», не отмечает прогрессивных твор-
ческих особенностей вариаций Л. Гу-
рнлева на песню «Что девушке cAe-
лалось», А высокая оценка Музалев-
ским вариаций Жилина требует су-
	ервый этап развития
	DY CCROI O
		Русское фортепианное наследие до! живших и работавших в то время в
	России.
	последнего времени было мало иссле-
дованной областью, из которой до-
ходили до нае лишь отдельные про-
изведения. Изучение и систематиза-
ция ранних образцов русского пиа-
низма начались лишь после Великой
Октябрьской социалистической рево-
люции. Однако до самых последних
лет этой славной странице в история
русской музыки уделялось недоета-
точно внимания.

В этих уеловиях болыное значение
приобрэтают два новых Брупных
труда, выпущенных Музгизом —
«Русская фортепианная музыка»
В. Музалевского и «Хрестоматия по
истории фортепианной музыки в Рос-
сии» Л. Баренбойма и В. Музалев-
CKOTO.

Исследование В. Музалевского ох-
ватывает период от заржления лиа-
низма в России до начала, его раецве-
та, связанного со становлением фор-
тепианного творчества Глинки, т. е.
xo середины ХХ века. Книга доста-
точно широко и разносторонне осве-
шает этот этап развития русской му-
зыкальной культуры. Наряду с эв0-
люпией фортепианного . творчества
большое внимание уделено в ней кла-
вишному инструментарию, исполни-
тельекому мастерству, фортепианной
пелагогике: помимо произведений
русских композиторов, анализирует-
ся и музыка иностранных авторов,

Написанная для газеты «Советское
искусство» статья «Первый этап раз-
вития русского пианизма» является
олной из послелиих работ композито-
	ра и музыковела Анатолия Нниколае-
вича Дроздова, чью безвременную
	оперы   кончину с прискорбием. отмечает сей-
			Труд В. Музалевекого свилетельст-
вует о широкой и плодотворной на-
учно-изыскательской работе; помимо
материалов, известных по прежним
исследованиям. автор привлек B CBO-
ей книге много исторически ценных
фортепианных произведений, до сих
пор ускользавших от внимания му-
зыковелов. Так, в книге впервые пуб-
ликуются выдержки из сборника
песен и пьес для клавикорд 1742 гд-
да; не менее ненно подробное расемо-
трение неопубликованных  инстру-
ментально-фортепианных ансамблей
Вортнянекого.
	Врупной исследовательской удачей
являются открытие и анализ трех
фортепианных вариаций неизвестно-
го дотоле композитора Бараулова, да-
тированных 1787 годом. убедительно
оказывающих творческую зрелость
раннего русского пианизма. Ценной
частью работы являются публикация
пескольких первых фортепианных
опытов геронческого и батально-пат-
риотического жанра и их разбор, в
частности, любопытной фортепианной
«реляции» о Наваринском морском
сражении 1827 года. Это произведе-
ние, будучи твофчески довольно при-
митивным, имеет ценность как ран-
ний опыт реалистического изобразя-
тельного жанра в нашей фортепнан-
ной музыке. Большой интересе прод-
ставляет. сообщение о первых опытах
пепользвания ‘для фортепианных
произведений песен восточных   На-
родностей (астраханских и казанских
татар, персов), а также и об отраже-
нии этой ориенталистической гтруи

ne
ene een

B doprennannow TBopyectBe Aamiseva

(«Французская калриль на азиат-
ские темы» и «Кавказские мазур-
БИ»).
	«Мёёр» (композиторы А. Аманбаев и   час советская музыкальная общест-
	венноссть.
	С. Германов).