\рхитектура
	сопиалистического реализма
		20-х годов, — илейность, народность,
реализм и ясность языка, — авторы
лучших станций метро стремились
в конкретной архитектурно-образ-
ной Форме выразить те великие
идеалы светлой и счастливой ©о-
циалистической жизни, во имя кото-
рых советский народ совершал герои-
ческие трудовые ‘подвиги: строил
Днепрогэе, Сталинтралекий трактор-
ный завот и десятки других гранлиоз-
ных сооружений, создавал колхозы и
совхозы, воздвигал новые, социали-
стичеекие торюда.

В архитектуре Московского метро-
политена эта, огромная творческая за-
дача решена с изумительной художе-
ственной силой и убедительностью.

Прошло 15 лет ео времени соору-
жения станций первой очереди мет-
	  DO. GL ITH годы наша страна, неузна-
	вземо изменилась. То, что 61470 B
свое время только идеалом, стало
действительностью, наш нарол завое-
вал и поетроил ечаестливую. радост-
ную жизнь. Но когда мы спусказися
в полземные дворцы метро, мы нахо-
дим их не менее красивыми, чем 15
лет назад. Они выдержали испыта-
ние времени потому, что зодчие, их
построившие, сумели раскрыть в а7-
хитектурных образах те великие на-
родные идеалы. которые сегодня ста-
ли лейетвительностью: Это и есть та
социалистическая романтика. которая
рожлаетея из напей действительно-
сти и составляет характерную особен-
ность напего реалистического искус-
	ства. Развитие социалиетического
реализма в архитектуре 30-х годов
илет в направлении все более и более
глубокого художеетвенно-конкретного
раскрытия в архитектурных образах
счастливой жизни советского народа,
духовного облика советского челове-
ка. Только < этой точки зрения мож-
но понять художественные идеи
ансамблей канала имени Москвы, и
Сельскохозяйственной выетавки 1939
года. новых жилых комплексов улиц
Горького и Калужекой, станций мет
ро второй и третьей очереди и многие
другие произведения, созданные в
предвоенные `тоды.

В своей исторической речи на 1-м
Всесоюзном совещании  стахановцев
(1935) товарищ Сталин сказал: «Ха»
рактерная особенность налией рево-
люции состоит в том, что она дала
народу не только свободу, но и мате-
риальные блага. но и возможность 33-
житочной и культурной жизни». На
этой основе расцвела жизнь  совет-
ского нарола. Руководствуясь вели-
кими сталинскими принципами ебци-
алистичеекого реализма советские
	зодчие в жирусутверждающих,, тар-
	монических образах архитектуры
отразили высокий расцвет е9-
пиалистической — жизни. Избегал
	всего мрачного и подавляющего,
советская архитектура в стройных
формах и светлом облике  здз-
ний как бы подчеркивает моло-
дость социалистического общества.
Образы советского человека и созда-
ваемого им изобилия материальных и
духовных благ заняли ведущее место
в том. синтезе скульптуры, жи-
вописи и архитектуры, который по-
лучил широкое распространение в со-
оружениях 30-х годов. Достаточно
вепомнить апеамбль ВСХВ, явивший-
ся подлинным тимном свободной и
ечастливой жизни советского народа.
	Одним из наиболее величествен-
ных достижений архитектуры  пред-
военных лет явилась грандиозная ре-
конструкция етолицы СССР.
	В лаконичных и глубоких положе-
ниях сталинского плана реконетрук-
ции Москвы сформулированы оенов-
ные черты архитектуры еоциалиети-
ческого реализма. ‘
	Партия и правительство постави-
ти задачу создания высококачествен-
ных вооружений для трудящихея и
отражения в строительстве и архи-
тектурном оформлении Москвы вели-
чия и красоты социалистической эпо-
хи. Это и служит для нас критерием
в определении архитектуры социали-
стического реализма. Сооружение,
проникнутое заботой о советском че-
ловеке, правдиво и высокохудоже-
ственно отражающее величие и кра-
соту нашей эпохи, — является про-
изведением социалиетичеекого треа-
лизма. Сопиалистическим реализмом,
влохновенной правдой счастливой и
радостной жизни советекото народа
проникнуты вновь воссозданные YAH
цы и площади Москвы, ее красивые
набережные < монументальными мо-
стами. ее замечательное метро, ее ра-
стущие. как в сказке, не но дням, &
по часам высотные здания. Ар-
хитектура социалиетичеекого  реа-
лизма создала величеетвенные ан-
самбли нового типа. охватываюнбете
не олну площадь или улицу, 34 целые
торола. Таким ансамблем являются
выеотные злания, которые евязывают
в новое . илейно-стилевое  елинство
всю грандиозную панораму Москвы.

Принципы <оциалистичеекого pea-
лизма находят свое воплощение не
только в отдельных сооружениях и
ансамблях, они проникают в canoe
существо советской архитектуры, они
сказываются в общем облике наших
социалистических городов, их улиц
и площадей, в наших парках культу-
ры и отдыха ит. д. Roria мы видим,
как по новым, прекрасным и светлым
улицами Москвы проходят mpa3i-
ничные  демонетрации, как они
пирокими потоками вливаются на ве-
личественную, строгую Красную пло-
щаль. разве нае не охватывает ощу-
	-HIRHYTO единым замыслом, пель-
ностью. заботой о человеке. _

Таким образом, уже на первом эта.
по своего развития советская зрхи-
‘тектура лобилась серьезных успехов
в разработке таких типов сооруже-
ний, которые отвечали новым co-
циальным условиям и знаменовали
собой дальнейший важный шат в ста-
новлении социалистического зодче.
ства.

Советская архитектура добилась в
тот период и первых вылающихея
успехов в решении  идейно-художе-
ственных задач. В 1924 голу был <0-
здан мавзолей В. И. Ленина. являю-
щийся шедевром воциалистического
зодчества. Решая мавзолей, как
‘памятник гениальному основателю.

Советского государетва, А. В, Щусев
выразил в нем чувства и мыели мил-
лисчов простых советских людей 9
своем великом вожде. Мавзолей яв-
ляется  налгробным памятником
Денину и одновременно трибуной —
вечно живым и динамическим соору-
жением, которое в дни революцион-
ных празлнеетв становится центром
`веенаролных торжеств и демонетра-
ций. В этом произведении отчетливо.
определиливь: глубокая идейность ар-
XHTCRTYPHOM замысла, неразрывно.

р ле а еее в Г: Па mts
	‚ связанная < жизнью и борьбой тру-
	дящихся; народность, умению выра-
зить в аСХитектурном образе лучшие
стремления и чуветва советских лю:
лей и тем ‘самым сделать этот образ
для них близким и ролным; coBep-
шенство формы, основанной на клас-
сической простоте и ясности языка,
на гармонических отношениях, на
стройности пропорций; высокая
правда архитектурного образа, в 59-
тером нет ничего надуманного и н?-
оправланного реальной жизнью.
	В первый период развития  совет-
ской архитектуры были, однако, еще
игирожко распространены формалисти-
чески-конструктивистекие извраие-
ния, враждебные реалистическому,
жизнеутверждающему советскому ис-
КУССТВУ.
	Нотребовались годы WIeHHO-TBOD-
	ческой борьбы для TOTO. чтобы
окончательно разгромить формали-
етическое ° направление в архи-
	тектуре. Глубокий перелом в этом от-
ношении совершилея. как известно. в
холе проектирования Дворца Советов.
Совет строительства, Дворца,. по ука-
заниям товарища Сталина, решитель-
но отверг формалистические проекты
и наметил перед советекими зотчими
яеный путь подлинно резлистиче-
ских, проникнутых идеями социали-
стической эпохи творческих иска-
ний. Совет строительства призвал
зодчих к работе нах. созланием смелой
высотной композинии здания, указал
на необходимость достижения мону-
ментальности. простоты. цельности ий
	изящества, долженствующих - отра-
жать величие социалистической
ЭПОХИ.
	Совет строительства обратил так-
же внимание на необходимость широ-
кого использования в творческих
исканиях лучших приемов клаесиче-
ской архитектуры. На основе реше-
ний Совета, строительства, был создан
образ грандиозного сооружения налей
эпохи — Лворпа Советов (Б. Иофан,
В. Гельфрейх. В. Щуко). В этом обра-
зе величие и красота сопиалиетиче-
ской эпохи получили выеокоь. мону-
ментальное выражение в ясных. рез-
листических формах.

Новый этап в развитии советской
архитектуры наступил в годы, когда
p CCCP было завершено строитегъет-
во фундамента  сопиалистичезкой
экономики. Успешное разрешение
этой великой исторической задачи
гоздало основу лля расцвета социати-
стической культуры и искусства. Це-
риод 1933—1941 тодово является
временем расцвета советекого зодче-
ства на основе творческого развития
принципов социалистического pea
лизма. Социалистический реализм
становится в эти годы творческим
методом полаваяющего большинства
советеких зодчих.

Партия требует, чтобы в общена-
родном движении к коммунизму пи-
сатели и художники шли в первых
рядах, воодушевляли и влохновляли
своими произведениями строителей
социалистического общества. Эти тэё-
бования в полной мере относятся
HR архитектуре, ибо архитектура
призвана создавать сооружения. пре-
доставляющие материально-простран-
слвенную среду для многообразных
процессов новой, социалистической
жизни и олновременно воплошать
в эстетических формах: великие идеа-
лы советекого нарота. Чувство норо-
го — это драгоценное евойство пере-
довых советских людей — должно
быть также характерной чертой
архитектора юоцналистической эпо-
хи. Партия всегда направляла зотчих
на путь илейного,  резлистичеекого
творчества. проникнутого заботой и
	мыслью 0 миллионах советских Al.
дей, 0б их потребностях и вкусах.

Этот огромный подх’ем. советского
архитектурного искусства в пред-
взенные годы означал новую, более
высокую ступень развития социали-
стического реализма по сравн®нию с
архитектурной практик . 20-х годов.
Это становится особенно ясным, если
мы стдалим себе отчет в историче-
ском значении архитектуры Москов-
ского метрополитена, которая ярко от
рагилл расцвет советекого зодчеетва
ПрАТВОомННЫХ лет. Развивая  талог
	 C побелой Великой Октябрьской,
социалистической революции архи-
тектура, впервые за свою многовеко-
вую историю, была призвана служить
народу, создавать наилучиие условия
для жизни миллионов” простых лю-
лей, являющихся творцами всех цен-
ностей мира. Именно в этом великом
факте заложено коренное отличие на-
шей социалистической архитектуры
от всех предшествующих эпох зодче-
ства. Архитектура классового обще-
ства, отражая социальное нера-
венство и угнетение, распадалась на
две неравноценные, резко антатони-
стические области. На одном полюсе
были сосредоточены уникальные со-
оружения, непосредственно  связан-
ные с жизнью и идеями господетвую-
щего класса. Эти сооружения—двор-
пы, храмы, особняки, вилл парла-
менты ит. д. — рассматривались
хак произведения искусства. На дру-
гом полюсе находились массовые ви-
ты сооружений, обслуживавшие мил-
пионы простых люлей в их  повее-
дневной производственной и бытовой
жизни. Эти здания — фабрики и 3a-
волы, массовое жилье. казармы ©ол-
лат и рабочих, низшие шкалы и дру-
тие —рабсматривалиеь как лишен-
ные эстетического значения.

В социалистическом государстве
массовые виды сооружений приобре-
тают, напротив, основное значение
Если в классовом обществе селово
«лворец» ассоциировалось с нелостут-
ностью здания для надюла. тов Ha-
шем Советском государстве дворцами
по праву именуются общественные
здания, обелуживающие народные
массы: дворцы Советов. дворцы куль-
туры, техники, искусства и науки,
лворцы молодежи и пионеров, двор-
цы-музеи ит. л. Подземными Зворца-
ми называет советский народ заме-
чательные станции Московекого мет-
рополитена. Все области архитектуры
претерпевают у нас коренное mpe-
образование, отражающее трантиоз-
ный процесс строительства новой, с0-
пиалистической жизни, движение на-
родных масс к коммунизму. Только с
этой точки зрения и можно понять
ход развития советской архитектуры,
раскрыть то новое, что она уже внес-
ла в историю мирового зодчества.

Во все времена архитектура имела
важнейшее значение, как Необходи-
мое условие материальной жизни 0б-
щества. Без материальных сборуже-
ний в виде жилых зданий, помеше-
ний лля производетва. общественных
учреждений —— невозможен никакой
прогресе социальной жизни и куль-
туры. Всякая новая социально-эко-
номическая формация вызывала &
жизни и отвечающие ей новые виды
сооружений.

Наряду с материальным, непо-
средственно практическим нвазначе-
нием архитектура всегда играла
зажнейшую роль как искусство,
призванное своими особыми средства
ми выражать идейное содержание
эпохи, увековечивать в MOHYMeH-
тальных образах выдающиеся исто-
рические события.

Советская архитектура. отличаетея
от архитектуры всех предшеетвую-
щих эпох в первую очередь теми но-
выми типами сооружений и комилек-
сов. которые возникли в связи © раз-
витием социалистических обществен-
ных отношений. Нельзя правильно
понять илейно-эететические основы
социалистической архитектуры (а
следовательно, и ее стилистические
черты), если мы будем рассматривать
вти вопросы в отрыве от процееса
становления новых типов вооруже-
ний, возникигих в ходе социалиети-
ческого строительства в нашей стра-
не. Именно в это время  евоздаются
рабочие клубы, дворцы культуры. до-
ма Советов, дворцы труда, в про-
страиственном решении которых на-
ходят свое отражение характерные
черты общественной жизни социали-
стической эпохи.

С первых шатов Тазвития совет-
ской архитектуры партия обращает
0с0б0е внимание на ма6с0в0е жи-
лищное строительство. на создание
таких жилых зданий. которые обес-
печивати бы наилучшие бытовые ус-
ловия для трулянихея. И хотя на
первом эташе жилищного строитель-
ства внешняя аохитектура жилых до-
мов еще нелостаточно выражала их
новое содержание. но в общем реше-
нии жилых кварталов, в интерьерах
квартир — идеи  сопиалистической
заботы о человеке нашли глубокое
воплошение уже в первых сооруже-
ниях. Уничтожение мрачных дворов-
Кололцев. сменившихея  просторны-
MH, солнечными и озелененными
внутриквартальными площадями, с0-
зтание светлых, удобных для жизни.
квартир на месте трушобных домов ©
их затхлыми и темными каморками и
позвалами.—все это заклалывало OC.
Новы нового, сопиалистического бы-
та и вместе с ‘Тем созлавало предно-.

сылки для искании нового эстетиче-
ского облика советского жилья.

В конце 20-х голов советская ар-
хнтектура, от искания новых титав
сооружений переходит к решению ‹о-
пиалистическух городов, как целост-
вого единства промышленных. 06.
пественных и жилых комплекеов И
зланий. Отним из вылающги ея лоети-
жений в этой области служит сопиа-
листический город Большое Запоро-
жте. Его широкие озелененные ули-
гы. хорошо ортанизованные кварта-
ты. приветливые. жизнералостные 10-
	ма созлают реалистический обляв, го-   принципы, уже получивитие свое вы-
рода нового типа, в котором вее про-  ражение в‹выдающихся сооружениях
	28 сентября начинлетсея работа
TX сессии Акалемии архитектуры
СССР. С 28 п. 30 сентября будут
происходить выборы действительных
членов и членов-корреснонхентов,
форупрование президиума Академии
архитектуры СССР

2 оБлября в Центральном доме ар-
		шение целостной гармонии, ROTCPAA
существует между этой лвижущейся
мосой свободных. счастливых wot:
и новой, социалистической архитек-
турой!

Социалистический реализм нельзя
измерять понятпями, выработанными
бу DRY азной искусствоведческой нау-
кой на анализе стилей прошлого.
Нельзя думать, будто наш советский
стиль в архитектуре можно CBECTIL
Е каким-то таз и навсегда данным
формально-стялистическим катего-
риям.

Законом социалистического реализ-
ма служит небычайное, невиданное
в истории уногообразие. эстетических
форм, при единстве идейного содержал
ния. Прежде всего — это многообра-
зив национальных форм. Расцвет
культуры социалистических  нащий
СОСР находит свое выражение и В
области архитектуры. 08 этом ярко
и красочно говорили павильоны брат-
CEUX республик на Сельскохозяй-
ственной выставке. Какое богатство
0б’емно-проетранственных форм, op-
дерных решений, орнамента, краюук
можно было ‘наблюдать в павильонах
Грузии, Азербайлжана, Армении, Уз-
бекистана. Туркмении и других 1ес-
публик! Но в этом многообразии CHO

BRMTYNA40 H CLHHCTBO — илеи COOKS.

лизма. идея счастливой, светлой жиз-
ни советского нароха.

Развитие национальных зрхитек-
турных школ еоздает невиданное
стилистическое многообразие в гра-
ницах ‘единого — идейно-эзстетиче-
ского направления — социалистиче-
ского реализма. Такого стилиетиче-
ского многообразия не было, ла и не
могло быть в архитектуре прошлого.
Тем более не может быть о нем речи
в современной буржуазной архитек-
туре, в которой национальное много-
образие. полностью подавлено обезли-
чивающим космополитизмом.

Социалистический реализм прело-
ставляет также полный простор для
развития творческих индивидуально-
стей. Вылающиеся зодчие старшего
поколения А. ШЩусев, И. Фомин,
А. Таманян, В. Шуко, И. Молтовекий,
В. Веенин, Л. Руднев. В. Гельфрейх и
другие создали произведения, отме-
ченные глубоким индивидуальным
своеобразием. Мавзолей Ленина, фи-
ляал ИМЭТа в Тбилиси, театр в
Таликенте А. Щусева, станции метро
«Красные ворота» и «Площадь
Свердлова» И, Фомина, Дом прави-
тельетва и Театр оперы и балета в
Ереване А. Таманяна, Большой Ка-
менный мот и главный павильон
ВСХВ В. Щуко и В. Гельфрейха, Дом
горсовета в Сочи и жилой лом на
Б. Калужекой улице И. Жолтовского,
злание Днепрогэс» В. Вееснина, пло-
щаль Жертв революции в Ленинграле
и Дом правительства в Баку Л. Руд-
нева — являются образцами единого
направления. сопиалиетичеекого` рез-
	каждом из них неповторимого творче-
ского своеобразия, какой инливилху-
альный характер носит манера каж-
дого мастера!

Такое же богатетво творческих ин-
дивидуальностей раскрывается и В
работах архитекторов среднего и
младшего поколений. Станции метро
отмечены бесепорным  идейно-хуло-
жественным единством, и в то же
время, как они различны по инливи-
дуальному творческому замыслу! Это
же сочетание единства и мнотообра.-
зия мы витим в ансамбле жилых ло-
мов на Б. Калужской улице, в реше-
ниях высотных домов и других про-
изведениях. Проекты и сооружения
Г. Гольца. А. Мордвинова, А. Власо-
ва, Б. Иофана, С. Дадашева и
М. Усейнова. А. Курдиани, В. 3аб0-
лотного, Д. Чечулина, С. Сафаряна,
и других зодчих отмечены евоеобра-
зием инливилуальных манер. Расцвет
творческих индивидуальностей на

лизма. И вто же время сколько
	единой `юоснове  социалистического
реализма является лучшим опровер-
жением глупых, клеветнических
	«теорий» буржуазных ACKYCCTBOBE.
дов © якобы нивелирующем характере
социалистического uckyecTBa, Haodo-
рот, человечество еще не знало тако-
то многообразия и богатства художе-
ственной жизни, какое развернулось
в нашей стране, в нашем искусстве
на основе социалистического реализ-
Ma.

Послевоенный периол выдвигает
перед советскими зодчими новые, еще
более величественные задачи. На на-
ших глазах возникают контуры гран-
диозных строек,  возвещающих о
ветуплении советского народа в эру
коммунизма. Великий сталинский
план преобразования прироты. строи-
тельетво гигантских  гидростанций,
переход к массовому сооружению
многоэтажных зданий в Москве, стро-
ительество колхозных  атрогоролов —
все это открывает перед советской
архитектурой перспективу нового,
еще более высокого под’ема, перстек-
тиву создания таких ансамблей, о ко-
торых не могли даже и мечтать зод-
чие прошлых энох.

Для того чтобы ответить на эти
выгокие требования, советские архи-
текторы лолжны еще более целе-
устремленно работать нат созданием
произведений. проникнутых принци_
пами социалистического  резлизма,
произведений, в основе которых ле-
жат сталинская забота о человеке,
большевистская илейность, жизнен-
ная правда, народность и вывокое ху-
ложественное мастерство.
		ИХ. Перед ними возникают новые заманчивые и олаго-
родные задачи, Ставя свое реалистическое искусство
на службу народу, советские архитекторы отдают все
свои силы, чтобы созданные ими здания и сооружения
отрапи в реках как памятники нашей великой сталин-
	стояли в веках,
ской эпохи.
	Е РСТ НКРРЯ

На снимке: строящийся высотный жилой дом на Kor
тельнической набережной; вдали видно строительство
высотного здания на Смоленской плошади,
	Фото С. Шингаоева,
	отрасль
	Ярко горят над Москвой огни высотных строек. па
Котельнической набережной, широкая полоса которой
еще, недавно была окаймлена одноэтажными деревянны-
ми домиками, растет новый высотный жилой дом. Как и
все высотные здания столицы, он строится индустриаль-

Новое гигантское строительство, развертывающееся В
нашей стране во имя мира, во имя счастья людей, во имя
	истории Repciich-
	коммунизма, открывает незывалые в
	тивы творческого приложения сил для советских 3зод-
	В творческой жизни советской а?-
	хитёктуры нет сейчас области более
	ответственной и важной, чем массо-
вое жилищное строительство.

Жилища нужны стране и ее столи-
це в больших количествах. Этим тре-
бованиям может ответить только
строительство, основанное на перело-
вых методах современной техники.
Смысл глубоких качественных CABH-
гов, происходящих в нашем жилищ-
ном строительстве. ‘заключается
прежде всего в решительном отказе
от полукустарных способов стройки
и переходе на индустриальные уето-
хы возведения зданий. На передовых
стройках Москвы жилой дом стано-
BUTCH продукцией  фабрично-завод-
ской индустрии. Завод  изготовляет
для стройки He только кирпич и
цемент, а целые части здания, OT
крупных конструкций до мелких де-
талей. Заволеким путем произволят-
ся детали сборного железобетонного
каркаса, целые части стен-—так на-
зываемые панели,  междуэтажные
перекрытия, лестницы,  площадьи,
атрегаты для санитарных узлов и
кухонь, столярные издедня лля окон
и дверей, плиты для облицовки фа-
сада.

Все эти изделия и детали прибыва-
ют на строительную площалку в го-
товом виле. Сборка частей, монтаж
здания, представляет собою также
индустриальный процесс. Сборка оеу-
ществляетея при помощи мощных ме-
ханизмов — кранов тазных типов.
Электрическая сварка, механические
приспособления для монтажа, совме-
щенная кладка стен и облицовки—
все это уже вошло в обиход строи-
телей.

Индустриализация строительства
порождает совершенно новые темпы.
Сроки возведения многоэтажного жи-
лого Дома могут быть доведены до
5—6 месяцев. Именно Tak постав-
лено лело на крупнейших стройках
столицы — на Цеечаной улице, ва
` Хорошевеком шоссе.

Архитектор обязан творчески ©0в-
ладеть новой техникой оберного
строительства. Имея дело с типовы-
ми строительными деталями и CO
етрогой типизацией самого дома 3B
его частей, архитектор должен уме-
ло еозлавать из этих элементов пол-
нопенные и притом разнообразные
архитектурные произведения.

Современная техника поелоставля-
ет архитектору новые материалы,
новые конструкции, а вместе с ними
и новые художественные возможно-
сти. Эти материалы и Конструкции
требуют творческого осмыеливания,
полобно тому, как в условиях старой
техники архитектор осмыеливал  ле-
рево; камень, кирпич. Массовое воз-
ведение домов индустриальными ме-
тодами трейует новых срелетв архи-
тектурной выразительности.
	Современная буржуазная архитек-
тура оказалась неспособной решить
эту проблему. Вонструктивизм понро-
ету зачеркивал образное солержание
архитектуры. предлагая вместо него
безжизненный титами  «ломов-коро-
бок» или формалистические сочета-
ния бетона и стекла.

Советская архитектура противопо-
ставляет этому выхолощенному тра-
фарету глубокую идейность, художе-
ственную солержательность каждого,
в том числе массового, сооружения.

ртия и народе требуют строить He
только экономно и удобно, но и кра-
сиво. Классическая формула трех
основных качеств архитектуры —
«прочность =— дешевизна — краео-
Та», изврашенная в условиях капи-
тализма, получает в нашей практи-
Re новое полноценное содержание,

Советская архитектура обладает
социалистическим планом застройки
города-— огромной силой, которой ли-
шена архитектура  капитализуз.
Архитектор имеет дело не с отлель-
ными изолированными друг от друга
домами, а © целыми комплексами 10-
мов, с массивами городеких кварта-
лов, с архитектурными ансамблями
города. Именно здесь заложены самые
пгирокие художественные возможно-
ети массового строительства. Созла-
вая целые кварталы, архатектор рас-
полагает жилые дома не только по
фасадному фронту улицы, — юн остав-
ляет значительные проетранетва лля
открытых озелененных площадок, для
		зажнейгцая
		советского зодчества
	«парадных дворов» перед домом, для
просторных хворов-садов позати дома.
Он отлеляет дом от асфальта улицы
зёленой полосой, прокладывает зеле-
ные тротуары внутри квартала. Он
отступает от «красной линии» ули-
цы, чтобы дать место зелени. Он вво-
дит разрывы между домами, проезды
и пешехолные хороги, ведущие в
глубь квартала. При застройке пело-
го жилого масеива по единому плану
архитектор не опасается однообразия
и монотонности даже в услориях
строгой типизации зданий, повтобяе-
моети леталей и целых домов. Путем
сочетания нескольких различных ти-
пов на пространетве квартала архи-
тектор создает гамые разнообразные
архитектурные анезубли.

В одной только Москве в текущем
голу строится около полумиллиона
квадратных метров жилой площали,
По указанию товарища Сталина, мас-
совюе жилишное строительство п9-
лучит в ближайшие годы еще боль-
ший размах. .
	В условиях городекого, в orohen-
ности столичного, строительства эта
важнейшая задача может быть реше-
Ha только путем массового гооруже-
ния многоэтажных жилых домов.
	Глубоко неправильной была прак-
тика малоэтажной застройки, насаж-
давшаяся олно время в некоторых
районах столицы. Например, на том
же Хорошевеком игосее этог не город-
ской, и во всяком случае не столич-
ный, тип жилищного строительства,
шел в разрез‘ с интересами развития
города. он поотиворечил основам ста-
линского плана реконструкции Моск-
ВЫ.
	Многоэтажный жилой дом е отно-
сительно небольшими малометраж-
ными квартирами является тем 0с-
нозным типом городского жилища,
Hal совершенствованием ‚ ’ которого
холжен работать’ советский архитев-
тор. При этом необходимо учитывать
обе стороны дела: требования макеи-
мальной экономичности и столь же
обязалельные требования удобства и
высокого архитектурного качества,

В условиях застройки улицы вы-
сокими 10- 12- и 14-этажными ло-
мами особенное значение приобретает
архитектурная композиция улицы.
Нельзя ограничиваться обычным
размещением зланий только по. пери-
метру улицы: в этом ‘случае даже
ирокие столнчные магистрали при-
обрели бы характер. «коридоров»,
пролегающтих между высокими <тена-
ми фасадов. Необхолимо  разнообра-
зить. периметральную застройку при
помощи отступов от «красной ли-
нии», устройства открытых «парад-
ных дворов» перед фасадом, разры-
BOB, открывающих перспективу - в
глубину квартала, и других приемов
застройки.

Массовое строительство больших
жилых домов повышенной этажности
ставит перед архитектором и ряд спе-
пифических залач технико-экономи-
ческого порядка. Правильное ‘реше-
ние этих задач имеет очень большое
значение для удешевления строитель-
тва и экенлоатации жилого дома.
Так, например, в многоэтажном ломе
важнейшей статьей  эксплоатацион-
ных расхолов является лифтовое хо-
зяйство. Лестничные клетки с лиф-
тами отнимают много полезной куба-
туры в жилом ломе. Поэтому нужна
такая планировка дома, чтобы каж-
дая секция (т. е. групна квартир,
приходящаяся на одну лестницу, на
один «пол’езд», как обычно гово-
рят) включала наибольшее  количе-
	ство квартир: тогда кажлый лифт,
каждая лестница будут обслуживать
не две и не три, а шееть, вогемь и
больше квартир в каждом этаже.
Большов  лобтоинство — дома НА
Б. Валужекой улице в Москве, но-
строенного по проекту академика
архитектуры И. В. Жолтовекого. по-
мимо общеархитектурных и художе-
ственных качеств этого  произвеле-
ния. отмеченного” Сталинской  пре-
мией, заключается в том; что на лесть
ничные площадки каждого этажа вы-
ходит но восемь квартир. Такая пла-
нировка секции дала возможность
отраничитьея всего четырьмя леет-
ницахи (и лифтами) на 196 квар-
тир этого большого столичного - дома.
Для toro чтобы добиться сочетанит
экономичности и утобетв, нельзя ог-
раничиться только теми или иныма
	типами малометражных вваргир,
группируемых по секциям. Haro
широко практиковать планировку

домов полутостиничного характера,
т. е. в виле небольших (как пра-
иле, юдно- или двухкомнатных)
квартир, Располагаемых По корй-
дорной системе и рассчитанных на
малосемейных жильцов. Птюдуманная
планировка такого дома. наличие в
нем улобетв, предоставляемых с0вре-
менной техникой, тщательная разрз-
ботка деталей внутреннего оборуло-
вания (в том числе стенных шкафов
и других ветроенных элементов), —=
все это елелает «коридорный» тип
жилого дома не только весьма эконо-
мИЧчНЫмМ, Но’И весьма комфортабель-
НЫМ.

Возведение многоэтажных  ломов
методами массового строительств
требует выгокото архитектурното мз-
стерства. Привычные  композицион-
ные приемы, традиционные членения
фасада, применение традиционных
хеталей (наличников,  сандриков,
карнизов и т. д.) должны  претер-
‘петь глубокие изиенения.. Строитель:
ство крунных массивов” требует
уменья оперировать прежде всего
большими массами, большими про-
странствами и 900’емами. Нельзя Hae
сыщать фасад многоэтажного дома
множеством мелких, лробных хеталей,
как это привыкли дедать архитек-
торы, предпочитающие  заимствова-
ния Из увражей творческому реше
нию новой темы. Эти традиционные
Формальные приемы неизбежно вету-
палт в противоречие се  типизацией
частей зданий, да и с самой ROMTIOGH<
цией протяженных и высоких фасз-
дов. Здесь нужны иные средства
архитектурной выразительности;
уменье строго отбирать такие летали,
которые служат не декоративных
привеском к фасаду, а его оргаянче-
ской составной частью. Художеетвен-
ное мастерство архитектора  лолжно
сказаться в уменьи оперировать срав-
нительно ограниченным числом ти-
пов и размеров облицовочных плит,
наличников и других деталей в таких
сочетаниях, которые ладут кажюуу
дому, каждому фасаду его индивиду“
альный облик.
	Врасота города и его архитектуры
— ЭТО не только красота фасалов 0т-
дельных домов. Все, что окружает
дом, служит как бы продолжением
жилья: блатоустроенный озелененный
двор, красивая ограда,  небольной
фонтан на зеленой площадке пере
томом, приспособления тля пветов и
	зелени на балконах и пет окнами—
	все это составные чаети той огромной
творческой темы, которую мы 0бозна-
чаем словами «архитектура  жили-
ща».

Новая техника выступает, как с=
юзник архитектора на ‘всех сталиях
его работы. Новые отделочные мате:
риалы расширяют. художественные
средства — массового строительства,
Прекрасный пример—разработка и
внедрение в производетво новых ти-
пов архитектурной керамики. созлан-
ных группой киевеких технологов и
архитекторов, удостоенных Сталин-
ской прехии. Облицовочные керамл-
ческие блоки, He «прикрепляемые» в
Фасалу, а входящие в толщу стены,
обладают великолепной фактурой и0-
верхности и способны воспринимать
любую расцветку. Москвичи _ скоро
увидят первые столичные дома, обли-
цованные этим прочным.  экономи9-
	вым и высокохудожественным мате-
разлом.
	Новая техника предоставляет ху-
дожественному творчеству золчего
богатейшую палитру новых красок,
новых пластических ‘возможностей
для создания изящного и радостного
облика советского жилого лома.

Болыние задачи массового: жлище
ного строительства требуют  смелогв
творческого новаторетва и напряжены
ной работы  научно-иселедователь-
ской мысли. Открывающаяся в бл1-
жмииие дни сессия Ахадемии арх
тектуры CCCP целиком — посвящена
проблемам массового строительетва
жилых хомов, Творческая разработва
этих проблем должна занять велущее
место и в деятельности Союза, совет
ских архитекторов,
	С. ЧЕРНЫШЕВ,
действительный член Академии
архитектуры СССР.. а
		]Х сессия Академии архитектуры CCCP
	мов», действительного члена Акаде-
мни архитектуры СССР В. Келлыша
«Конструкции 8—14-этажных жи.
лЫхХ зданий», членз-корреепонтетгта,
Акалемии архитектуры СССР Н. Попо-
ва «Новые строительные материалы
в многоэтажном жилищном о строн-
тельстве», инженера П. Спышнова
	хитевтора начнутся научные засела
ния сессии. В повестке дня — W-
клады президента Академии архитек-
туры СССР А. Мордвинова «Архитек-
тура многоэтажных жилых домов»,
члена-корреспонлента Академии ар-
хитектуры СССР П. Блохина «Типы
	Квартир и типовые севции wAbIX 10-.
	«Техническое оснащение и сайитал-
ное оборудование 8—14-этажных
жилых зданий».

В залах Дома архитектора открыта
большая выставка, посвященная на-
учно-иеследовательским работам HH-
ститутов Академии архитектуры
CCCP.