СОВЕТСКОЕ. ИСКУССТВО.
	Театры без... режиссеров
	Своевременный вопрос © В защиту молодежи o ..Самодеятельныей
	постсновки
	©® Где выход?
	третъего вужа» -—— ег дипломная
работа. И хотя уже теперь ясно, что
этот спектакль не стал событием се-
зона, он все же привлек иптерес: но-
вое режиссерское имя не так-то уж
часто появляется нз ленинградских
афишах.
	Приз всех просчетах постановочно-
Го решения, вызванных не столько
самонадеянностью молотого режнссе-
ра, сколько явными слабостями пье-
сы, в работе А, Белинского имеются.
обещающие находки. Есть четкая,
почти этюдная разработка явлений,
есть ощущение сценического ритма
и другие чисто профессиснальные
павыки.
	Совершенно очевидно, что в театр
пришли способные работники; лаль-
нейшгим воспитанием которых стоило
бы заняться. Пусть институт не мо-
жет выпустить ‘вполне законченных
мастеров сцены-—деловая практика,
творческий опыт в коллективе по-
‘степенно ловерпгат то, что приобрете-
HO B годы учения.
	На-лнях А. Белинский зачислен в
штат Большого драматического теат-
ра, Теперь положение лела измени-
toch. Хочетея видеть в этом доброе

предзнаменование.
	И все-таки тт. Ремез и Белинский
—пока счастливые исключения. Для
остальных выпускников института
не нашлось места в системе ленин-
градеких театров. Мало того. Ленин-
традцы не могут судить 0 возможно-
стях других дипломантов пою той
простой причине, что не знают их
работ. Между тем, известно, что
профессионально зрелый спектакль
осуществил в Куртане Д. Карасик.
После премьеры в институт пришла
телеграмма: «Коллектив театра позл-
равляет вас < успешным дипломным
спектаклем «На той стороне» режис-
сера Карасика». Плодотворно провел
сезон в Вуреке С. Елитин. Он поста-
вил ряд спектаклей, положительно
распененных местной печатью. Нет
сомнения, что молодые режиссеры
принесут пользу в театрах перифе-
рии, куда они направлены. Но яено
И другое; руководители ленинград-
ских театров, остро нуждающиеся в
новых кадрах, слишком мало интере-
совалиеь этими людьми. А среди них
скорее всего и могут оказаться те
необходимые режиссеры, которых
давно и тщетно ждут. В самом деле:
почему бы в свое время не поручить
одному из выпускников ставить ти-
пломный спектакль на сцене того <а-
мого Театра комедии, который, ло
словам его директора, изнемогает от
отсутетвия режиесуры?
	Нам могут сказать, что лучше все-
то решать этот вопрос главному ре-
жиссеру. Придет-де, наконец, в театр
главный режиссер — он и подберет
кадры. Действительно. отсутствие
главных режиссеров в Театре коме-
дии, Большом драматическом и неко-
торых других театрах —= обстоятель-
ство совершенно нетерпимое. Обязан.
	  Отатьи тт. А. Бурлаченко, Вл. Ши-

менова, Г. Гурьева о воспитании мо-

полых режиссеров, напечатанные в

последнее время в «Советском искус-
стве», поднимают важный вопрос.
Разговор о режиссерской смене — это

разговор о будущем нашего театра.

Понятно, как своевременен он сегод-
НЯ. .

Если в Ленинграде сравнительно
легко выдвигается актерская  моло-
дежь, то молодые режиссеры до само-

`’ го последнего времени встречали на

‚своем пути почти непреодолимые пре-
грады. И это в то воемя, когда не-
хватка сил на’этом участка театраль-
ной практики особенно велика.

Впрочем, попробуме коснуться

“вопроса о молодой режиссуре в велом-
  ственных кругах. Хор голосов угро-
_хающе возропщет:

__ — А Товстоногов!
	Бак будто один новый одаренный
‘режиссер за целое послевоенное пя-
тилетие -—— панацея от всех‘ бедст-
`вий. Режиюсер, к тому же имеющий
33 нлечами десятилетний. стаж рабо-
ты в Тбилиеском театре пи. Грибое-
лова, поставивший ряд спектаклей в
Пентральном детском театре и по чи-
стому недоразумению причисленный
к «молодым». Еще могут назвать вам
° имя С. Селектора. Правда, строгие
ведомственные голоса тут зазвучали
бы куда менее решительно. Ha to
имеются свои причины, о которых
_уже говорилось на страницах «Совет-
ского искусства». Добавим только,
‚ что беспомощную пьесу «Крылья»,
уровень которой прелопределил каче-
ства спектакля, ©. Селектор ставил
не отин. Рядом с с его именем на афи-
we значилось имя Л. Вивьена—глав-
ного режисеера, Веатра. им. Пушкина:
Но Л. Вивьен — и один из ведущих
преподавателей Ленинградского теат-
рального института. Вазалось бы, нет
совпадений счастливее. Вот бы и ра-
ети молодому режиссеру под руковод-
ством опытного учителя. Не тут-то
было...

«Врылья» — спектакль 1948 го-
да. 0 нем приходится еще раз вепом-
НИТЬ ПОТОМУ, ЧТо < той поры Ленин-
град не увидел ни одной  самостоя-
тельной работы молодой режисеуры,
если не считать двух дипломных
спектаклей, поставленных выпуск-
никами Театрального инетитута.
	Может быть, ленинградские теат-
ры так хоронто обеспечены режиссер-
с<кими кадрами, что не испытывают
нужды в новых молодых силах? №
сожалению, это не так. Вопросы по-
становочной культуры, исполнитель-
ского ансамбля попрежнему остро
стоят сеголня перех многими, даже
ведущими театрами города. В ряде
спектаклей дает о себе знать разно-
бой исполнительских приемов, неуло-
BEM направляющий замысел ре-
- жиссера. р

Прежде всего это относится в тем
спектаклям, постановщиками кото-
рых выступили их же участники —
SETODLT. ObBneannana-nowaeare tm.
	Прежде всего это относится Е тем
спектаклям, постановщиками: вото-
актеры. = Образцово-показательный
спектакль без режиссера: — «Юность
отцов» в Новом театре (постановка
артиета этого же театра А. Кузнено-
ва). Стилевая чересполосица, смеше-
ние планов, соседство романтически
приподнятых эпизодов с откровенно
натуралистическими никак не. еоот-
ветствуют  жанровому  своеобразию
пьесы Б. Горбатова. Но именно эти
свойства характеризуют спектакль
Нового театра.
	В Театре комелии вакантны в®е.
	режиесерские должности, Но это гру-
стное обстоятельство словно  окры-
ляет отдельных актеров и даже лн-
ректора. театра. Один за других с
переменным успехом пробуют они
свои силы в качестве постановщиков.
Между тем, совершенно — бесспорно,
что Только крепкая, творчески мыс-
лящая режиссура могла бы вывести
Театр комелии из того сложного по-
ложения, в котором он пребывает ны-
He.
	_Б обстано
самоуспоко
	(. открытого
		ановке
окоения
	смятм толонтливого артист
	Коллектив Театра им. Евт. Вах-  «Тиль Уленшпигель» по Ш. Востеру,
	тантгова понес тяжелую утрату—6ез-
временно скончался талантливый ак-

тер, заслуженный артист РСФСР
Игорь Михайлович Доронин.
	В’одном из последних спектаклей
театра — «Крепость на. Волге» —
глубокие симпатии зрительного зала
вызывал образ железного большеви-
ка-чекиста Атарбекова. (С первого
своего появления он приковывал вни-
мание зрителя. Бледное, окаймленное
бородой  сурово-вдохновенное THT,
10б мыслителя, глубокий, мягкий го-
TOC, внимательный, испытующий
взгляд, весь сдержанный внешний
рисунок роли», оставляли  тлубокое
впечатление. Огромной о цельностью,
волей, благородством веяло от этого
of HRA
	Товарищи, работавшие с Атарбе-
ковым, писали, что в этом спениче-
ском образе они © глубоким волнени-
ем узнавали своего боевого товарища,
замечательного ‘большевика-чекиста.
Создать такой образ мог только аЕ-
тер-патриот, человек большой лу-
шевной красоты и благородства. Та-
ким и был И. М. Доронин.
	Очень рано ушел от нас этот пре-
красный человек и артист. Он нахо-
дился в расцвете своей творческой
жизни. Своей режиссерской, педаго-
гической и актерской деятельностью
он внес свой вклад в развитие со-
BeTCKOrO TeaTpa. -
	Многое лет отдал Игорь МихаЯло-
ВИЧ одному из важных участков на-
шего искусства, — театру для детей.
Многие. лавно уже ставитие взрослы-
ми советские зрители с благодарно-
стью вспоминают спектакли, ностав-
ленные И. М. Дорониным в детских
театрах: «Черный яр» А. Афиногено-
ва, «Токмаков переулок» В. Смир-
новой, «Улица радости» Н. Зархи,
	«Снежная Королева» Е Шварца,
«Винтовка». А. Крона,

Актерская деятельность Игоря Ми-
хайловича протекала в основном В
Театре ‘им, Евг. Вахтантова. Дорони-
ну были свойственны глубокое pac-
крытие внутреннего мира своих ге-
роев, четкий, строгий внешний ри-
сунок ролей и особая, присущая его
таланту романтическая  взволнован-
ноеть исполнения. С исключительной
пронивновенностью и любовью рабо-
тал И. М. Доронин нал образами на-
ших современников — советских лю-
дей: Его творческий путь отмечен та-
кими зктерскими улачами. как образ
секретаря райкома партии в «Музы-
кантской команде», образы Па-
яина  («Русекие. люли»)  Сеотея
Горлова («Фронт»), Комиесара («Я —
сын трудового народа»). большевика-
подпольщика Круминьша («Бому пол=
чиняетея время»). В последние
тоды Игорь Михайлович создал яркий
образ Бориса Годунова в спектакле
«Великий. государь» и, наконец, за-
мечательный образ Атарбекова в
«Крепости на Волге».
	Игорь Михайлович вел педагогиче=
скую работу в ГИТИС, оказывал
большую помощь художественной с3-
молеятельности, являясь руководи-
телем одного из лучших в Москве ca-
модеятельных коллективов — при 32
воде «Каучук».

Скромный; требовательный к себе,
суровый Е своим ошибкам, бесконеч-
HO преданный любимому хелу, он ви-
дел цель своей жизни в служении
родному искусству, родному народу:
Светлый ‘образ Игоря Михайловича
нахюлго сохранится в памяти всех
знавших его как артиста и человека,
	Р. СИМОНОВ.
А. ГОРЮНОВ.
	23 послелнее время
хеятельность Москов.
		Не так давно директор этого теал-
ра А. Бурлаченко выступил на стра-
ницах «Советского искусства» с де-
кларацией, пытаясь подвести теоре-
тическую базу под мало оправлываю-
щую себя практику. Свою <татью он.
заключал следующими словами:
«Обучить маетеров-—практиков теат-
ра передовой теорни режиссуры и
сделать это по-государственному от-
вететвенно (?) — ват что необхотимо
для решения проблемы подготовки
театральных режиссеров»,

Трудно согласиться со столь кате-
торичным заявлением. Олин из воз-
можных, но побочных путей напрае-
но выдаетея за путь, необходимый
«для решения проблемы». Собетвен-
ный опыт театра; хиректером которо-
го являелся А. Бурлаченко, меньше.
всего мог бы вдохновить на такого
рода выводы: ведь ни один из епек-
таклей, поставленных актерами Те-_
атра комедии, не выделился над еред-.
ним «прожиточным» уровнем.

Предлагая готовить «режиесеров
высшей квалификации из числа тех.
актеров, которые уже зарекоменлова-
Ти себя в театрах», А. Бурлаченко
подчеркивает, что «речь идет здесь
не о краткосрочных курсах. а о свое-
го рода режиссерской академии, куда
должны быть отобраны наиболее ода-
ренные актеры, занимающиеся pe-
жиссурой». При этом он называет
ряд ведущих актеров ленингралеких
театров. Между тем, неудачные спек-
такли, некогла поставленные Н. Си-
моновым в Театре им. Пушкина
и А. Муковым в Большом дра-
матическом TeaTpe, —— слабые до-
воды“в пользу ‘DOTO, чтобы этим ода-
ренным актерам в самом теле стоило
бы переквалифицироваться в режис-
серы. Но пусть А. Бурлаченко выбрал
не самые удачные примеры. Менее
всего расположен зритель ждать, пока
избранные для этого актеры закончат
режиссерскую академию. Профессио-
нально зрелые спектакли ему нужны
не через пять лет, а безотлагалель-
но, сейчас, в нынешнем же сезоне.
(Серые, поередственные ностановки
«актерюв-режиссеров», пускай даже
«высшей квалификации», не устроят
ето в будущем, тем более. что они не
устраивали вчера и не устраивают
сегодня, когда пожилые и именитые
актеры ходят — часто по недоразу-
мению — в молодых, подающих #а-
дежды режиссерах. .

Будущее театрального Ленинграда
— в руках той новой режиссерской
смены, которая выходит из институт-
ских мастерских и стремится практи-
ческим опытом проверить и усилить
свои возможности. Пусть не всегда
достаточно тверды первые шаги мо-
лолых. От этого их путь не перестает
быть путем восхождения. путем обо
ташающим и перенективным. Й тут
особенно велика роль главного ре-
жиссерх театра. Именно он должен
Уметь отбирать лучших и, привлекая
их к работе, в процессе делового со-
дружества находить ‘живые формы
воспитательной работы с молодыми
специалистами. г

партийного Wa ввЕцерты coBNe-
	EE IIE NENG Bell SEA ON Bo Nt gs ЗБ”

ской государственной — х стителей, вместо того
собрания Mocacroad

эстрады взолнократно P pace чтобы воспитывать и.

привлекала  вНима- Рен © BRLIBNTaTR нозых ие.
	полнителей и соолавать новые номе-
pa. .

0 развнолушном, безразличном от-
ношении руководства Мосостралы к
судьбам молодежных ансамблей pac-
свазал на собрании руководитель од-
ного пз таких коллективов В. Лра-
гуновий. $ . :
	Бстретивиая положительную оцен-
	ву зрителей и прессы программа. это-
го коллектива «Миллион единствен-
ных друзей», рассчитанная в аснов-
ном на учашуюся молодежь, «прока-
тывается» без. учета зрительской
аудиторни, Руковотитети. Мосзотрады
не только не оказывали ансамблю по-
мощи в привлечении авторов для но-
вых программ и в” onirydne CPRICTB
для одновления ‘декораций и рекви-
анта, но и не постеснялись забрать
нз котлевтива крайне необхолимого
в спектакле актера, Олво время под-
готовлялось даже решение о роспус-
ке ансамбля, и только случайно
«полвернувшаяся» гаетрольная по-
	ездка в Свертловек продлила жизнь
	способного молодежного коллектива.
	В. Гринченко резко критиковала
работников так называемого «rpa-
фика» Мосэетралы, которые, не имея
никакого представления о новых ра-
ботах ‚артистов, механячески  пла-
	нируют их выступления. Нетерпимо.
также положение. при котором ди-
рекдия и ‘хуложественное руковолет-.
во Мосэстралы после просмотра mo-
вого номепа проводят его обгужте-.
	ние 03 участия исполнителя.
	Челостаточное  внямание  уле-
	ляется пропаганде творчества ма-
стеров художественного слова. ROTO
	рые, подготовив серьезные волышие
программы, получают  возможноеть
выступать ве больше OINOTO-IBYY
	раз в месяц. 059 этом говорил на ©об-.
	рании ВН. Нершин. `В равнодушном
отношений к концертам ua детей
упрекала руководство Moyserpa x61
работние ее детокого сектора А. Хол-
фина.

Секретарь парторганизации тов.

Воробьева полчеркнула в CBOEM
выступлении, что в Моэетрале не
умеют поддерживать ростки HOBOTO.
Это особенно сказывается в отноше-
нии к мололежным эстрадным ансам-
блям. Она указала на разрыв между
творческой работой и оперативной
деятельностью Мосэстралы. ® сожа-
лению, тов. Воробьева ничего He
сказала о роли партийной органи-
запии в преодолении всех этих He-
достатков, од авантарлной роли кем
мунистов Мосэстрады в ее творче-
ской и организационной  леятельно-
сти. Создавалось впечатление, ‘что
партийная организация Bee время
пребывала в положении пассивного
наблюдателя.
- В принятой резолюции napreod-
рание потребовало от коммунистов
художественного отдела Мосэстрады
прегявлять более высокие изейно-
хуложоствонные требования к ново-
вому репертуару и не менее чем на
половину обновить в  прелетоящем
зимнем сезоне программы всех артие
eTOB.

Участники собрания потребовали
OT партоюро постоянно контролиро-
вать работу коммуниетов  алмини-
стративного аппарата и хуложеет-
венного отлела по планированию и
выпуску новых программ, проявлять
неустанную заботу © творческом
росте молодых исполнителей,  yen-
лить политико-воспитательную рабо-
ту в коллективе.
		‘

HHO сощественности и печати, В ря-
4е центральных Taser отмечалось
повышение  идейно-художественное
го качества репертуара ив 10 же
нремя указыгалось на существен-
ные нелостатки в работе московской
эстралной организации. В  частно-
сти‘ отмечалось, что в Москве co
ставители программ эетралных кон-
цертов, как правило, руководствуют-
CA He илейно-творческими, д т2к0-
делячеекиии. коммерческими сообра-
жениями; совершенно недостаточное.
внимание. уделяется воспитанию a
выдвижению эстрадной лодежи >
HOINQMBES новых номеров. `Иенятен
поэтечу интерес, проявленный ‘ap-
тистами и алинниетративныхи работ-
никами Мосэстралы к состоявшемуся
ка-лнях открытому партийному соб-.
ранию. повященному ‘итолам летне-
го концертного сезона. :

Собравшиеся ожизали, что руково.
титель Мосэстралы tos. ©. Бур-
птейн, векрыв причины, тормо-
зящие развитие творческой и орта-
пизапионной леятельноети по  худо-
жественному обслуживанию  труля-
щихся, оконпентрирует на них вни-
мание партийной организации, =i

ступят © конкретной программой
дальнейшей работы.

Но этою не произошло. Болыная
часть доклада О. Бурштейна была по-
священа успехам программ, погазан-
ных в салу «Эрмитаж». То, что Moe-
эстраду упрекали именно в недо-
статочнох внимании к YSVTHM пло-
	щадлкам, не смутило доклалчика. Uni
	огмахнулся от этого вопроса,
	Ссылаясь на выступления печати,
С. Бурштейн зачитывал только те.
абзапы рецензий, которые солержа-
ли положительные оценки, и ни разу
не процитирорал материалы, крити-
куюшие нелостатки.
	Только веамом конце он в общих
словах остановилея на некоторых
неточетах концертного сезона.  при-
знал. что подготовка эстралных про-
грамм планировалась плохо, что ру-
ководство Мосэстрады не работало е
молодыми артистами, не выхвигало
их и не оказывало им повседневной
помои.
	По сути дела. локлал не способст-
вовал развернутой критике. И. не-
смотря на это. многие артисты, вы-
ступив в прениях, останавливались
на серьезных недостатках и ошибках
в’ деятельности Мосэестралы. С. Лав-
рентьев отметил, в частности. что
дирекция, еконцентрировав все вни-
мание на плошалке сала «Эрмитаж».
почила на лаврах первых успехов,
вследствие чего сезон в саду им.
Баумана был отерыт не  эстралной
программой, а спектаклем цытаноко-
то. театра «Ромэн».
	На отсутствие режиссеров, хорошо
знающих специфику эстралы и MO
ГУЩих помочь артистам в процессе
репетиционной работы, указала в
своем выступлении 1. Вайранокая.

0 необхотимоети развернуть AeA
тельность творческих секций Мос-
зетралы говорил И. Райский. ие
ленные им примеры свидетельствуют
0 том, что в Мосэстрахе при жела-
нин может быть создана атмосфера
взаимной критики и товарищеской
помои,   способетвующая повыше-
нию илейно-хуложествениого уровня
репертуара и мастеретва пеполи-
вия. Но большинство секций бездей-
ствует:

‚ Вопросам борьбы за чистоту жан-
ра посвятил  ©в09 выступление
С. Алейников, отметивший, что ¢ Ha-
ступлением замнего сезона  органи-
зуемые Мосэстралой сборные кон-
церты заполняются в основном номе-
рами совместителей — артистов
оперы, драматических театров и
оперетты. Руководители Мосвстрады
тут идут по наиболее легкому пути
	Конференция новаторов
кинопромышленности
	В Московском доме кино с 18 по
20 сентября проходила конференция
изобретателей и  рационализаторов
кинопромьиняенноести.

С локладом выступил начальнике
Технического управления Министер-
ства кинематографии СССР Б. Коно-
плев. Он подробно рассказал собрав-
mumca 06 успехах советской кино-
техники, в которых большую роль
сыграли ценные изобретения и прел-
ложения рационализаторов и изобре-
тателей. Только за первое полуголие
1950 год» было внесено свыше по-
лутора тысяч предложений, из кото-
рых более половины уже внедрено в
производство, За это время вылано
53 авторских свидетельства на изо-
бретения по кинотехнике.
	Вонструктор В. Константинов co3-
дал киное’емочный  хроникальный
алпарат ВСХ-1. Аппарат прошел все
испытания и принят в произволетву.

Изобретатель В. Омелин и оператор
Б. Горбачев сконструировали камеру
дая алдитивного транспаранта, позво-
лившую осуществлять с емки комбни-
нированных и трюковых кадров для
цветных фильмов. Ряд’ работников
киностудий внес ценнейшие  прел-
ложения по использованию  магнит-
Ной запиен звука.

Внедрен в произволетво разрабо-
танный вотрудниками НИЕФИ Н. Ки-
рилловым. С. Антоновым и Г. Повх
ускоренный метод обработки цветной
многослойной пленки.

Олнако еще наблюдаются случаи,
когла изобретательская и рационали-
заторекая инициатива не подлержи-
вается руководящими работниками
Министерства кинематографии, тлазв-
ков и отдельных прелприятий. Пло-
хо используется опыт передовых кол-
A@KTHBOB BH нозаторов производства.

В связи с увеличением производ-
ства цветных фильмов необходимо в
самые сжатые сроки провести техни-
ческое перевооружение многих кино-
	CTY INA.
До сих пор еще не механизирован
	ращий, на что уходит много време
ни и средств. :

Болыное внимание необхо тимо
уделить качеству кинопоказа ивет-
ных фильмов, сохранности фильмо=
фонда и развитию узкопленочного
кино.

Дальнейнтий расцвет советской
кинотехники возможен только при
условии творческого содружества,
людей науки и практики, при макси-
мальном использовании богатого опы-
та новаторов производетва.

Выступавшие в прениях по локла=
AY учаетники конференции критиЕо=
  вали работу отлельных тлавков, уп-
  равлений Министерства и предирия-
тня за неоперативное использование
рационализаторских предложений и
изобретений.

На заселаниях секлий были за=
  слушаны хоклаты и сообщения о но=
  ВОЙ аппаратуре, технологических

процессах и выполнении плана на-
учно-исследовательских работ. Уча-
стники конференции поделились опыз
том сроей работы и наметили коня
кретные мероприятия по развитию
‘ совотекой кинотехники.

Закрывая конференцию, замести-
тель министра кинематографии COCR,
В. Плетников призвал всех учаетни-
ков конференции к дальнейшей ра=
боте по усовершенствованию кино-
‚ технической аппаратуры, широкому

‘использованию опыта новаторов.
же
	  В залах Московского хома кина
  была открыта выетавка лучтих изо-
бретательских и рапионализаторских
работ, а также образцов новой ап-
паратуры.

Особый интересе звызваль совмез
 щенная киноралиоусчановка  конст=
рукции А. Хрушера. А. Матвиенко,
0. Храбана и Н. Кореп. предназна-
ченная для одновременной кинофика-
ции. и радиофикаипи села.

Болыним успехом  пользовалаев
выставка материалов и документов
по истории изобретения и развития
техники кино в Советском Союзе.
	В нынешнем голу Ленингралский   Ность Вомитета по лелам искусств и
	его ленингралекого управления — в
кратчайнтий срок обеспечить театры
полноценным художественным руко-
водством. И все же это не повот для
того, чтобы ками театры вообще от-
казыралиеь от поисков так называе-
мых очерелных режиесеров.
	Сезон началея. Зритель жлет по-
вых, глубоко илейных,. профессио-
FAIBHO поставленных спектаклей.
Его ожилания оправлаютея в TOM
случае, если ленингралекие театраль-
ные организации. наконец, перейтут
OT слов к делу, обеспечат главными
режиссерами те тсатры, где они до
сих пор отсутствуют, а. вместе с тем
займутся активным отбором и BBI-
движением молодых, творчески ота-
зенных режиссетов--специалистов.
	з Д. ЗОЛОТНИЦКИИ.
ЛЕНИНГРАД.
	театральный институт вынустил не-
‘скольких молодых режиссеров. О. Ре-
мез был ассистентом в четырех спек-
таклях Нового театра ‹ и как дипло-
мант самостоятельно поставил злесь
«На пороге к делу» А. Н. Островеко-
тои Н. Соловьева. Работа его оказа-
лась интересной, и сейчас т. Ремез—
штатный режиссер Нового театра,
ставит вместе < главным режиссером
этого театра С. Морщихиным mbecy
Е. Люфанова «Жигули».

Мы побывали па первой премьере
сезона. ФЛенинградевий дваматиче-
ский театр, расположенный в Пасса-
же, показал в день открытия иъесу
А. Борозиной и А. Давилсона  «Сту-
лент третьего кума». Вместе с моло-
	дыми драматургами в тот лень ледю-
	тировал и мол толой режиесер А. Бе-
линский, выпускник Ленинградского
театрального ннетитута. «Студент
	На собрании был принят текст
оэязательствяа работников  Мосэст-
ралы 00 акливном участии в хую-
RECTECHECOM обслуживании великих
строех коммунизма — на. Волге,
Днепре и Аму-Парье;
	 Театрального ннетитута. «отуденг! ЕВЕ Padi. полностью процесс возведения деко- техники кино в ЗОВ Вох 3986.
Ил А чи
	Артистка Т. Талахадзе в партии
Донны Анны. Фото Евт. Игнатович.
		(Сбраз Лепорелло очерчен Моцартом
	‘ярко и определенно. Этот  плутова-
тый и трусливый спутник Дон Жла-
на является не только его слугой, но
и доверенным лицом, сполвижни-
вом. Сколько бы он ни брюзжал на
Дон Зуана, он до конца остается
верным ему. Деньги заставляют его
побороть свою трусость, радио денег
он готов мирчться с крутым нравом
Дон Жуана. К тому же пример барч-
на соблазняет и его. В образе Лело-
релло иногда искаженно, иногла нез
посредотвенно отражаются блеск,
обаяние и кипучая, неукротимая
жизненная энергия самого Дон. #л-
ана.

Й такое моцартовское понимание
образа Лепорелло является  реали-
стическим, жизненно  правдивым.
Образ этот является собирательным.
типичным для еклассированного
представителя общественных  «ни-
зов» того, времени.

Но только В. Тютюннику удалось
раскрыть образ Лепорелло-  соответ-
ственно замыслу Моцарта. Артист
играет Лепорелло без’ излиинего
«нажима», с мягким юмором пока-
зывая. отрицательные черты этого
образа и налеляя его большой жиз-
	ненностью. Наоборот. Н. ШЩегольков
	усиленно «подправляет» Моцарта и
пытается сделать из Лепорелло обли-
	чителя порочных поступков Дон
Жтана. Ворчливый слуга. нераз-
	лучный спутник и еоучаетник Дон’
Жтана обращается в некоего обще-
ственного обвинителя. Правдивоеть
образа при этом нарушается, ибо тут
же. непосредственно 34 морализую-
щей тиралой. Лепорелло <оверлтает
поступки, столь же-неблатовилные,
как и поступки егд хозяина.

В игре П. Селиванова, нет ни неис-
сякаемой жизненной энергии. ни то-
го яркого обаяния, которыми Моцарт
наделил главного героя своей лрамы-
комедий — обольстителя Лон Жуана.
Нехватает блеска в арии «Чтобы ки-
пела кровь горячее» и нежности пе-
ния в ххэте с Цертиной. в спено пот
	-окном Эльвиры. В патетичеекях ya-
	стах Селиванов переходят на экепрес-
енвный говоров. 4 это выпалаер ‘из
	Так обетоит дело с игровой еторо-
ной спектакля. На недостаточной вы-
  OTO HAXOIMTCA ‘и его музыкальная

сторона. При этом нужно сказать, что
‘большинетво артистов успешно спра-
`вилось © вокальными трулностями
	‘оперы Моцарта.
	итти вам налобно» и последняя ария
Леторелло). Было бы лучше, если бы
взамен концертного варианта YBED-
тюры остался 2 основной Bae
риант, непосредственно вволящий в
действие. Наоборот. ввеление хора в
септет на балу у Дон Жуана драма-
тургичёеки целесообразно: Лон Жуан
и Оепорелло противопоетавляются
при этом не небольшой кучке «исти-
телей», а большой массе людей.

Далеко не все удовлетворительна И
в режиссерекой части постановки.
Вроме отмеченных уже недостатков в
трактовке образов оперы отдельными
исполнителями, следует указать HS
нечеткость режиссерского замысла в
сцене бала у Дон Жуана и неоправ-
ханное. наивное решение финала,
когда, 34 окнами замка вдруг вепыхи-
вает «мистический» пожар, лол-
женствующий, очевилно, выражатё
’тренсполнюю, куда погружается ду-
ша нераекаявшегося Дон Жуана.

С большой любовью выполнены хе-
корации спектакля, созданные по эс-
кизам художницы JI. Силич.

Премьера «Дон Жуана» состоя
лась в конце прошлого сезона. Пер-
вые «снектакли текущего сезона по
казывают, что исполнительский Rox
лектив понимает, в чем заключаются
слабые стороны пюстановки, и стре-
мится устранить их «на ходу». Игра
многих артистов стала более erre-
ственной и выразительной. В чает-
ности, значительную работу над шли-
фовкой образа провела М. Звезлика.
В. Небольсин несколько меньше стал
увлекаться чрезмерно быстрыми тем-
пами, которые на премьере были на-
стоящим бичом для певцов, препят-
ствуя пению в кантилене и превра-
mad буффонную скороговорку в то-
ропливое, суетливое бормотанье. Все
это доказательство того. что «Лон
shyan» Мопарта. несомненно, займет
в репертуаре Большого театра.—а по
его примеру и в других оперных тезт=
рах налией страны, — по праву при-
надлежащее этому гениальному тво-
рению место. Но театру надлежит
	рению место. По театру надлежит
приложить силы к устранению су-
щественных недочетов в спектакле,
чтобы советский слушатель мог и9-
AVWUTH полноценное хутожеествен-
	ное впечатление от оперы.
Г. БОРОВИКОВ.
	OWA eee евоих возхотностей
		й Дон Ъуана и в некоторых других
местах оперы, гле сценическое пове-
дение артистов не совпалает е тем,
что происходит в музыке. Так обсто-
ит дело ис трактовкой _ некоторых
образов оперы.

И. Масленникова поет Церлину со
свойственным ей обаянием и мастер-
ством. Но в ее исполнении наивная,

sosepameas, недалекая девушка
  превращается в лукавую, легкомыс-
ленную субретку. Лучше удался этот
д М. Звезднной, исполняющей

Церлину со свойственной этому обпа-
зу теплотой и серлечностью, грацией
и непосредетвенноетвью.
Неповоротливый и грубоватый
увалень Мазетто приобретает в ис-
полнении ©. Колтыпина не харахтер-
ные для этого образа черты некото-
рой жеманности. Наоборот, друтей
исполнитель этой паптии — И. Скоб-
цов— забывает, что за суровой внеш-
ностью Мазетто екрываетея большая
доброта, какая-то неуклюжая н&жк-
ность, и ето Мазетто превращается в
`угрюмого. мрачного нелюигиа.
	Артист П. Селиванов в партия
	Дон Жуана.

Фото Евг.

Игнатович.
	Государственный ордена денина
академический Большой театр боюза
ОБР. много и интенсивно работаю-
щий нах обновлением и расширением
@воего оперного репертуара, показал
на сцене филиала новый спектакль
— оперу «Дон Жуан» Моцарта.

Моцартов «Дон Жуан» — вернги-
на оперного, да и всего музыкально-
то реализма. ХУШ века, одно из ве-
личайших достижений запатноевро-
пейското реалистическоге оперного
искусства. Обличая и ‘наказуя порок,
проелавляя конечную побеху добро-.
летели, Моцарт в своей опере
отнюдь ие вступил на стезю  абст-
рактной дидактики. Его опера’ на-
полнена кипучей жизнью, его герон
— и во всяком случае наиболее
улавитиеся Моцарту образы Дон Жуа-.
на, Лепорелло, Церлины, Мазетте —
это вовсе не отвлеченное воплощение
тех или иных этических категорий,
а сочные, чуждые условности, pea-
листические портреты живых людей
с их лучшими сторонами, елабостя-
ми и противоречиями. Здесь дана яр-
вая реалистическая картина быта,
жизни людей современного Моцарту
общества.

Такая подчеркнуто реалистиче-
ская трактовка основных образов
оперы нашла свое отражение BY
спектакле Болыного театра. Но при!
этом в спектакле есть много ‘по-
грешностей, лосадными пятнами J0-!
татихся на всю постановку.

. Большой театр в своих работах.
последних лет, каждая из которых
являлась для театра как бы про-
грамуной: «Борис Годунов», «Сад-
ko», «Руслан и Людмила», «Хован-
	Опера ‚,Дон ГИуан_
Моцарта в филиале
Большого
театра СССР
&
	JHEOCTH®, если говорить словами
Глинки, вокального и оркестрового
исполнения, к совершенству  веего
большого и сложного оперного ан-
самбля.

Но именно этих, столь `характер-
ных для Большого театра качеств,
делающих его первым онерным теат-
ром в мире, и нехватает рецензируе-
мой постановке. На спектакле лежит
печать недоработанности. Игра и в0-
кальное мастерство отдельных иепол-
нителей выше, лучше, чем спектакль
и его культура в целом.

Моцарт, говоривший о том, что
«поэзия. должна быть послушной
дочерью музыки», на деле всегда —
йв «Дон Жуане», быть может, 060-
бенно — подчинял музыку  выра-
женному. текстом содержанию, до-
полняя и раскрывая в музыке то,
910 подчас было лишь намечено в
оперном либретто. Партитура «Дон
Жуана» полна болышим  количеет-
BOM на первый взглял незначитель-
ных, но в действительности важных
реалистических  леталей, дополняю-
ших и обогащающих данную в либ-
ретто характеристику персонажей,
раскрывающих многогранность ‘их
психологии, в миюгом  определяю-
щих их спеническов положение.

Режиесел спектакля Т. Шарапгилзе
	5 дирижер. В. Небольсин 00я3а-
ны были сразобратьея в этой
особенности музыкального о языка
	Правда, талантливая певица Н. По-
Бровская на этот раз поет пау-
тию Анны значительно ниже своих
больших возможностей; правда, артя-
сту М. Соловьеву в финале оперы
явно нехватает мощности голоса и ло
самому тембру его голос не потходит
Е партии Воманлора; правла. артиет-
ка Н. Чубенко не вполне справилась
с трудной партией Эльвиры. Но недо-
статки этих исполнителей с лихвой
возмещаютея другими артистами.
И. МасленникоРа_ и М. Ззвозтина.

В. Шегольков и В. Тютюнник, С. Вол-
	тылин и Й. Скобщов. А. Орфенов (Даг
Оттазио) и А. Иванова (вторая иелол-
нительница роли Донны Эльвиры) ра-
дуют уменьем преодолевать вокаль-
ные трудноети евоих партий, одушев-
ленностью пения. чистотой интона-
ции. С блеском и темпераментным
юмором. соответствующим природе
Дон лана, ведет его партию
артист И. Бурлах, еще раз пораловав-
ший виртуозной техникой и-вырази-
тельностью своего вокального маетер-
	re
pi
Tis
	ny
		ath
	т

att
	зе
($
ath
		yet”
		метные инструменты часто «кричат»,
в пиано нехватает моцартовекой тре-
петности и нежности.

Разумеется, ответственность за все
эти лосалные недостатки несет дипи-
	ства. К сожалению. еденический ри- жер спектакля, не прочувствовавшня
	сунов роли оставляет желать лучше-
то. Отлично удался образ: «страстной
устительницы» артиетке Т. Талахад-
зе (Донна Анна), также поющей сво-
бодно и непринужденно.
	Музыка Моцарта требует, охчахо,
не только безупречного индивилуаль-
ного пения, но и исключительной
слаженности вокальных ансамблей.
Между тем, именно многочиеленные
вокальные ансамбли оперы идут не-
удовлетворительно. Кажлый зртист
занят только евоей партией, преото-
лениех ее трулностей, созданием
своего ‘образа, целое же находится
вне его внимания.
	Недостаточной четкостью стралзет
и ритмическая сторона исполнения.
Опкестр и солисты в ряле елучаев
раеходятея между собой; Пе BIOTA
	всю прелесть и очарование моцартов-
ской партитуры. не сумевший по-
ставить перед исполнителями в 97-
вестром соответствующие художест-
венные задачи, «поторопившийся с
выпуском спектакля, в котором мно-
гое оетавалось еше недоработанным.

Глинка когда-то говорил о дириже-
ре Кавосе, что в «Руслане» он веегла
брал темпы, либо чуть более быстрые,
либо чуть более мелленные, но никак
не те, которые были нужны. Это же
можно отнести в ханном случае ик
Небольсину. Контрастноеть модартов-
ских образов, драматургия музыкаль-
ной ткани в его исполнении зача-
стую пропадают, уступая место без-
различию к музыке, незаинтересован-
ноети в ней.

Неоправхачными кажутся сделан-
fhe B omene купоры (00е ария Дан
	щина», «Мазепа», «Проданная неве- особенности. музыкального языка
ста», приучил нас, зрителей, ошу-  оперы и помочь артистам верно нз-
щать на его спектаклях большую править их работу над созданием
музыкальную” культуру, ° Высокую   образов. в целом и вал. оттольными
правдивость сценического действия,   сценическими положениями. № сожа-
яркую жизненность`й полнокровную   лению, сделано этого не было. и по-
рзалистичность образов, тлубекое  этому в ряде ецен игра артиетов не
творческое прочтение партитуры и соответствует музыкальной обриеовке
полное раскрытие илейного и хуло-  образов: Моцартом.
	Большого театра привых к «отчет-  вой арии Мазетто, в дуэте Цераины
	ETHIA моцартовской оперы и ведет к слаженной уравноевешенно звучат и Оттавяо, из которых соль-мажовную
тому. что образ Лон Жуана туекнеет,   отдельные группы оркестра. @го звуч-. во веяком случае слеловало бы сохра-
	теряет в своей выразительности.
	отлельные группы оркестра. №го звуч-
ность недостаточно тонка, в форте
	во всяком случае слеловало бы сохра-
нить, ария Дон dhyana — «Сюда