СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
DK О М

В Германской демократической республике
	Под знаком
	Интеллигенция Германской  демо-
кратичеекой республики стремится
внести свой вклад в дело укрепления
нового государства. Важным этапом
на пути строительства народной
культуры новой Германии явилась
2-я конференция профсоюза худож-
ников, музыкантов, работников ©еце-
ны и кино, состоявшаяся недавно в
тороде Эйзенахе.

Центральным вопросом повестки
дня был доклад Кур» Пфаншмидта
«Борьба, за, мир во всем мире». Пфан-
шмидт рассказал © напряженной
борьбе немецких ‘работников ис-
кусетв за прочный и длительный
MED. - =
` В развернувшейся затем оживлен-
ной дискуссии  хелегаты обсудили
конкретные вопросы, возникшие В
	борьбы за мир
	ходе деятельности комитетов мира
в Германии. Доцент Отто Чанг
коснулея задачи воспитания молодо-
го поколения и подготовки новых пе-
дагогических кадров. 0 работе в
Бранленбурге рассказал делегат
Эппенберг, сотрудник — киностудии
Бабельсберг. Студия организовала
19 комитетов мира,  агитационные
группы которых ведут активную ра-
боту среди населения. В театраль-
	ных и киноучреждениях области
Саксония—Антальт  боздано 20 ко-
митетов ‘мира.
	Конференция приняла резолюции
о борьбе за прочный и длительный
мир, о единстве трудящихся и работ-
ников искусств всех стран в этой
борьбе. Первым председателем проф-
союза избран Курт Пфаншмидт.
	Корейские художники
выполняют свой Долг
	лями и их американскими хозяевами.

Художник 0 Тек Хен на большом
полотне, носящем название «В ночь
перел выборами», показал вооружен-
	ную борьбу народа против  еепарат-
ных выборов,  «ортанизованных»
американцами.
	Скульптор Мун Сов’ 0 в образе тру-
дящейся женщины, держащей факел
в руке, выразил борьбу нашего на-
рода против американских поработи-
телей.

Работой мастеров изобразительного
искусства руководит Союз художни-
ков Кореи, который насчитывает бо-
лее 400 членов. Союз художников
проводит большую работу по. идеоло-
гическому и профеесиональному вос-
питанию художников, помогая им
глубже освоить метод социалистиче-
ского реализма. Большую роль в раз-
витии нашего изобразительного ис-
кусства сыграло установление He-
посредетвенного творческого контакта
е советскими художниками. Побывав-
шие в Корее советские художники
Финогенов и Макаров непосредетвен-
но ознакомились е работой корейских
живопиецев и оказали нам своими ео-
ветами и докладами неоценимую по-
МОЩЬ.

Корейское изобразительное искус-
ство ветупило в новую стадию своего
развития. Постоянными темами про-
изведений художников являются
дружба народов Кореи и Советекого
Союза, героическая борьба против
американских агрессоров, строитель-
ство НОВОЙ ЖИЗНИ.
	успешное развитие натиого изобра-
зительного искусства стало возмож-
ным только в результате установле-
ния народно-демократического строя.
Народное правительство горячо забо-
тится © развитии искусетва и создает
все условия для творческой работы
наших художников. В массовых из-
даниях выхолят в стране книги по
искусству, создаются художествен-
ные студии для мастеров и учени-
ков. Лучшие художественные произ-
ведения народное правительство хра-
нит в музеях как национальные
ценности.

Корейские художники свято вы-
полняют свой долг перед родиной.
Преступная агрессия американских
империалистов, чудовищные зверства
заокеанских колонизаторов. не слом
воли нашего народа к свободе и неза-
висимости. Корейский народ чувст-
вует моральную поддержку всех сво-
бодолюбивых народов мира, он твердо
уверен в правоте евоего дела.
	Художник СЕН У ДАМ.
	гарантирована безопасность в США.
Мы обращаемся к художникам,
писателям, актерам Америки. Мы 0б-
ращаемся в ним, как к людям, кото-
рые лучше, чем кто-либо, знают, что
Робсон воплощает благородство, честь
и искусство. Мы говорим. им — .3а-
щитите свое исклество! Мы требуем
	  — защитите Робсона!
	- Голос благорюоднейшето человека
Америки, голос певца, трибуна, аги-
татора за мир должно слышать чело-
вечество. Мы знаем — искусство
нельзя запретить, искусство нельзя
парализовать, заключить в тюрьму,
уничтожить. Оно всегда живо. Й мы
верим — Робсон будет петь! Мы ве-
рим — Робсон будет говорить!
А. ПИРОГОВ,
народный артист СССР.
	музыки, хореографический ансамбль
создал большое чиело замечательных
танцевальных номеров. В них сохра-
нены непосредетвенность, самобыт-
ность и разнообразие танцев отдель-
ных районов страны.

Большим достижением ансамбля
является первый в Албании хоре-
ографический спектакль — балетная
постановка «Дружба народов», выра-
жающая идеи мира. за который бо-
	История изобразительного искуеет-
es Кореи восходит в глубокой древ-
ности. В старинной живопиеи мы
яасто встречаемся с изображением
«стралного дракона», который, по
понятию корейцев, воплощает силу
волы. На стенах древних замков мож-
но увидеть вырезанных на камне
огромных чёрепах, символизирующих
долгую жизнь и здоровье, на стенах
домов — рисунки фантастических
птиц, являющихся‘ еимволами храб-
рости, супружеской верности и мира.

С течением времени в искусетво
были привнесены элементы реализма,
Но развитию корейской  художест-
венной культуры помешал захват
страны японскими империалиетами.

Создавать произведения на, нацио-
нальную тематику корейским худож-
никам было запрещено. Нарушители
этото «порядка» заключались в тюрь-
мы, а их произведения конфиековы-
вались. Так, например, в 1930 году,
наряду со многими  вылающимиея
картинами корейских мастеров, япон-
ская жандармерия уничтожила книги
и скульшгуры выдающегося худож-
ника Ким Бок Тина. Его самого бро-
сили в застенок, где он спустя четы-
ре года умер.

После освобождения страны от
QWORCKEX угнетателей в развитии
корейского искусства. как и во всвй
жизни нашего народа, произошли ко-
ренные изменения.

Благодаря Советекой Армии-0ево-
бохительнине большая часть корей-
ского народа получила возможность
провести в жизнь широкие демокра-
тические реформы.

С тех пор прошло пять лет.

Наравне с быстрым развитием на-
родного хозяйства росла и  крепла
культура Кореи. Несмотря на то, что
истеклиий со дня освобождения‘ рок
был невелик, несмотря на TO, что
преступная американская агрессия
заставила, многих художников Bpe-
менно сменить свои кисти на вин-
товки и автоматы, корейское изобра-
зительное искусство уверенно идет
по новому, реалистическому пути.
Решающую роль в возрождении И
успешном развитии реалистических
тралиций корейской живописи и
скульттуры сыграло благотворное
влияние самого передового в мире ©о-
ветского искусства. освоение корей-
скими художниками метода социали-
стическото реализма.

Художники—живописпы. екульп-
Торы, мастера прикладного искусства
в евоих произведениях отражают ге-
роизм партизан, боровшихея против
японских колонизаторов, великий
	_- ПАРИЖ. (ТАСС). Газета «Се суар»
опубликовала сообщение из Соеди-
ненных Штатов (штат Коннектекут)
6 том, что знаменитый негритянский
певеп Поль Робсон оказался без
средств и вынужден об’явить о про-
даже своего лома, находящегося в
этом штате.

«Американские предприниматели,

>

Робсону запрещают петь! Podcony
запрещают говорить! Но разве. можно
заставить человека искусства откА-
заться от своего творчества, в KOTO-
ром. состоит эго жизнь!

Мы в Советском Союзе видели и
слушали замечательного певца, пред-
ставителя передовой Америки, круп-
вейшего художника, трибуна и аги-
татора. Мы гордимея тем, что Робсон
	Нащиональная филармония в Ти-
ране за короткий срок своего сущест-
вования (она создана в мае 1950 г.)
успела завоевать своей концертной
деятельностью популярноеть и лю-
бовь албанского народа.

`В настоящее время оркестр ‘народ-
ных инструментов. хор и хореогра-
фический ансамбль филармонии ши-
рюко пропатанлируют среди населе-
ния песни и танцы  наролов Албании
и Советекого Союза. Коллектив фи-
	полвиг своих освободителей — совет-
ских воинов, творческий труд корей-
ского народа.

Одна из важнейших тем наших ху-
дожников — героическая борьба, ко-
рейского народа против американ-
ских захватчиков и лисынмановских
марионеток.

Значительное место в творчестве
художников и скульпторов занимает
образ великого вождя трудящихся
всего мира товарища Сталина. Ху-
ложник Цой Ен Ха, скулымор Мун
(ок 0 и многие другие создали вол-
нующие произведения, пронизанные
душевной теплотой и любовью, пре-
красно передающие образ › величай-
шего друга нашего народа — Иосифа
Виесарионовича Сталина. Много ра-
бот посвящено героической Советской
Армии — оплоту мира и безопаено-
сти народов. Так, художник Вим
Ик Сон создал большое полотно
«Великое наступление», на котором
мастерски запечатлены победоносные
действия Советекой Армии-освободи-
тельницы. В ряде произведений изо-
бразительного искусетва нашел свое
	отображение образ вождя корейекого.
	народа, Вим Ир Сена. 5 картине
«Битва под Почамбо» художнику
Тен Ран Черу удалось правдиво по-
казать бой руководимого Ким Ир Се-
HOM партизанекого отряда против
японских самураев. Монументальное
скульптурное  произвеление Мун
Сок 0 «Ким Ир Сен в партизанской
борьбе» увековечивает образ вожля
корейского народа. Картина Сен У
Дона «Защита родины» посвяшена
Народной армии ШВореи — верному
стражу независимости республики,
борющейся против американских аг-
рессоров.

Многочисленные произведения жи-
вописи посвящены темам труда Ео-
рейского народа. Е Хен Сук в своей
картине «Плавка стали» реалисти-
чески показывает . влохновенный
свободный труд корейских рабочих.
Пак Сок Чи ноевятил свое полотно
«Разговор о земле» корейской дерев-
не после’ проведения земельной pe-
формы. Художник Шин Ре Хун е03-
дал картину «Уборка урожая», ри-
сующую радостный труд крестьян на
земле, полученной от народной вла-
сти,

Hama мастера изобразительного
искусства в своих. произведениях за-
печатлели не только новый облик
Северной Вореи и творческий труд
освобожденного народа, но и герои-
ческую борьбу партизан Южной Ёо-
реи, помогающую победе нашего на-
рода над лисынмановекими предалте-
	Преследование Поля Робсона в США
	держалцие в своих. руках концертные
залы, — пишет газета, — отказа-
лись заключать < Полем Робеоном
контракты, а. государственный де-
‚ партамент отказывает ему в разреше-
нии на выезд за границу. Сколь
прекрасна американская  демокра-
тия!» — иронически замечает в 38-

во зи лени ба ай
	нии на выезд за границу. UReIb
прекрасна американская. демокра-

тия!» — иронически замечает в 3а-
ключение газета.
°

чувствовал себя среди нас, работни-
ков советского искусства, как. среди
своих товарищей и друзей.

Мы знаем цену американской лемо-
кратии —— демократии гангетеров,
ракетиров, убийц. И поэтому мы ©
тревогой и беспокойством следим за
сульбой Поля Робсона. Мы знаем це-
HY американской «демократии» И
позтому опасаемся, что Робеону не
	Албанский хореографический ансамбль
	танцев и! рется албанекий народ.
	лармонии состоит из одаревной, та-
лантливой молодежи, отобранной из
чиела лучших участников художеет-
венной самодеятельности страны.
Хореографический ансамбль ‘на-
считывает сейчас 32 человека. В
ближайшее время его состав увели-
чится ло 40 человек. Значительно
распгирится состав хора и оркестра.
Черпая живительные силы из е0-
кровищницы национальной культу-
о — народных плясок. танцев и
	й 20-й сезон Центральный

В первых числах октября начивает сво
mun racrpoan p Ленин-

театр транспорта, недавно успешно закончив I
rpane, Pare u Toppxom. Коллектив выступал не только в помешениях
театров, но и в двориах культуры, в клубах, в цехах крупнейших

> 4 eee Ee
	промышленных предприятии
им. Молотова. Балахринская
	(завод, «Красное Сормово», автозавол
ГРЭС, строительство электрифицирован-
	Много сепектаклен
	ной   железной дороги в ‘Латвийской ССР).
	и концертов было дано в паровозных, вагонных депо и на железно-
дорожных станциях. Здесь выступления театра проходили на откры-
a Е О к -
	Сиеническими пло-
	том воздухе перед многотысячной аудиторией.
	шадками порой служили железнодорожные платформы, платформы
грузовых автомашин, импровизированные эстрады.

В гастрольных поездках театр показывал основные спектакли
своего репертуара — пьесы, посвященные людям железнодорожного

ant. 2 а COS
	транспорта:
Г. Мливани и
	«Знатная фамилия» Б. Ромашова, «молодой человек»
А. Кирова, «Секрет успеха» Н. Зелеранского и Р. Хиге-
	ровича. _Переполненные аудитории _ собирали спектакли, посвященные
	ателей воины: ©
галантерейшчк»
	разоблачению происков
	англо-американских поджигателей
	Смотр искусства
	передовой интеллигенции Германской
демократической республики на, этом
пути ярко продемонстрированы в до-
кументальной выставке «Культура
и мир», организованной Культурбун-
дом. Кульгурбунд об’единяет в своих
рядах тысячи литераторов и худож-
ников, музыкантов и скульнторов,
учителей и киноработников всей
страны. Выетавка «Культура и мир»
подволит итоги его пятилетней пло-
хотворной леятельности. Только 3a
первую неделю ярмарки павильон
Культурбунда посетило свыше 25 ты-
сяч человек. Среди них — много го-
стей из Западной Германии и из-за
границы.
	Посетители сразу обращают внима
ние на центральный стенд, над ко-
торым расположены большой портрет
товарища Сталина и текет его ието-
рической телеграммы от 13 октября
1949 года по случаю образования
Германской демократической респуб-
лики. В центре зала — макет земно-
го шара, вокруг которого летают го-
луби мира. Огромные модели изобра-
жают новые дворцы культуры, парки
культуры и отдыха. Художественные
панно рассказывают о постановке на-
родного образования в оеепублике
(школьг, детекие сады). Широко прел-
ставлены труды Германской академии
искусств. Особый интерее у посетите-
лей вызывают панно, посвященные
празднованию гётевских и баховских
дней. На стенах павильонов  разве-
шаны ‘полотна художников — лау-
реатов Национальных премий. Среди
них — портреты выдающихся деяте-
лей республики, передовиков  про-
мышленности и сельского хозяйства.
Над группой экспонатов,  об’единен-
ных темой «Человек и труд».— слова
великого. гуманиста М. Горького:
«Человек. — это звучит гордо!».
	Чрезвычайно знаменательны эке-
понаты, которые характеризуют тес-
нейшие культурные связи‘ Герман-
ской демократической республики 00
страмами народной демократии. В па-
вильоне` помещена, например, вы-
ставка «Румынекая антиимпериали-
‚стическая карикатура».

Осенняя ярмарка в Лейпциге в
1950 году — яркое свидетельство
неуклонного движения Германской
демократической республики к на-
циональному возрождению, к OROH-
чательной ликвидации последствий
черной эпохи гитлеризма.
	ления, так и мололежи. эдееь поме-
щены произведения известного ху-
дожника Генриха Фогелера, одного из
видных деятелей кружка. Особенно
характерны для нового кружка пэ-
лотна Паулы Модерзон (Bexep) —
портреты детей, картины Отто Модер-
зона и пейзажи Карла, Вруммахера.

Из работ молодых художников де-
мократическая печать отмечает на-
тюрморты с цветами и портреты де-
тей Лизель Оппель. «Зимний  ланд-
шафт» Бернгарда Хайса, «Алтанье
на коньках» Шарлотты  Цурек-
Шенк. Выделяются также акварели
молодой художницы и скульштора
Tattte Baitedeprep.
	Уже первая неделя сентября, в
течение которой проходила тради-
ционная, ежегодно  устраиваемая
ярмарка в Лейпциге, стала интерес-
нейшим фестивалем ряда театральных
коллективов республики, доказавиим.
их серьезные достижения. Театр
«Дружба» показал тостям ярмарки
популярную пьесу Густава фон-Ван-
тенхейма, «Ты прав», обошедшгую под-
мостки многих театров. Приехавший
из Шверина Театр им. Максима, Горь-
кото показал пьесу Константина Си-
монова «Чужая тень». В здании
Лейпцитекой оперы в течение недели
были исполнены оперы «Евтений
Онегин» Чайковского, «Манон Леско»
Пуччини, оперы Моцарта, Генделя.
На сцене Лейпцигского драматиче-
ского театра е большим успехом про-
шел ряд пьес, среди которых—«Мно-
го шуму из ничего» Шекспира и «30-
лотой мальчик» прогрессивного дея-
теля Голливуда Клиффорда Слдетез.

В концерте, специально носвящен-
ном ярмарке, выступил ченюкий вио-
лончелиет Милош Задло. Оркеетр
среднегерманекого радиовещания под
управлением Герхарда Нфлюгера ихс-
полнил ряд произвелений Чайковеко-
го, Листа и Дворжака.

Впервые здесь’ икироко прелетав-
лены работы ie только  профес-
сиональных деятелей искусств, HO
и любителей изо среды ‘трудящих-
ся. Всеобщее внимание привлекло
исполнение коллективом  художеет-
венной самодеятельности кантаты
«1950 год» Иоганнеса Бехера, и Ган-
са. Эйслера. Исключительной попу-
лярностью пользовались выступле-
ния знакомого советскому зрителю
певца, антифашиета Эрнста Буша.
Ежедневно на площади Варла Маркса
выступали самодеятельные труппы
трудящихся народных предприятий,
организации «Свободная немецкая
молодежь», Общества германо-совет-
ской дружбы и Народной сцены,

«Мы любим искусство, поэтому мы
боремся за мир», — написано 30л0-
тыми буквами над вхолом Лейпциг-
ского оперного тезтра. Эти слова от-
ражают стремление немецких работ-
ников искусств. к активной борьбе за
прочный, длительный мир в 19-
дах великого фронта демократии и
	«Наша цель, — говорил Отто Гро-
теволь, — создание новой, миролю-
	бивой и прогрессивной германской
национальной культуры». Успехи
	Серьезным событием в художест-
венной жизни Германской `демокра-
тической республики является не-
давно открывшаяся в Берлине в зда-
нии Национального совета на, площа-
ди Тельмана выставка работ чле-
нов прогрессивного о О
EPYRRA.

Кружок этот об’единяет группу
прогресеивной художественной ‘ин-
теллигенции республики, активно
участвующей в движении сторонни-
ков мира. Девяносто процентов чле-
нов кружка уже подписали Сток-
гольмское Воззвание.

3 На выставке экспонированы ра-
боты художников как старшего поко-
	На пути к реализму
	«Заговор обреченных» Н. Вирты и «Бесноватый
	А. Сурова. Болыпим успехом пользовалась новая работа театоз
	«Иван-да-Марья» В. Гольдфельда.
	За успешное проведение гастролей в Риге Президиум Верховного
	Совета Латвийской ССР наградил театр и группу его. работников
почетными грамотами. Театр получил также почетные грамоты ет
	ряда крупных промышленных предприятии и железных дорог.
©
	На фото: артистка Л. Скопина после концерта в паровозном депо
Горьковской железной дороги делится с железнодорожниками свои-
ми впечатлениями о поездке в Чехословакию в качестве делегата
на Международный кинофестиваль.
	В секретариате Союза советских номпозиторов СССР
	Новые музыкальные произведения
	Секретариат Союза советских ком-
позиторов СССР совместно е Вомите-
том но лелам искусств при Совете
Министров СССР и Комитетом ралио-
информажии при Совете Министров
СОСР намечают провести в декабре
нынешнего года в Москве большой.
цикл концертов из новых произведе-
ний советских композиторов, напи-
санных в 1950 голу.
	В связи © этим секретариат ССВ
CCCP прослушал ряд-новых работ со-
BeTCRUX композиторов. Проелупгива-
ния сопровождались обеуждением,
определивигиим необхолимость значи-
тельной доработки ряда  произвеле-
ний. К пим относятся поэма «Голос
мира» А. Пащенко и симфоничеекая
поэма «Ленин жив» Ю. Александрэ-
ва. Стремление этих композиторов
отразить в своем творчестве наиболее
актуальные и значительные темы
современности заелуживает всемер-
ной поддержки. Олнако творческое
обсуждение этих работ показало, что
их авторы недостаточно отчетливо
представляют себе круг идей, связан-
ных © программой произведения. не
веегда с должной требовательностью
OTHOCATCA к созданию мелолических
образов, раскрывающих большую и
важную тему.

Наиболее уязвимо в этом смысле
произведение А: Пащенко. Музыка
поэмы не содержит ярких, мужест-
венных образов, выражающих силу
и величие миллионов простых людей,
борющихся за мир во всем мире. Она
страдает сухостью языка, усложнен-
ностью гармонических средетв, He-
сколько истерична по характеру.
	В симфонической поэме «Ленин
жив» Ю. Александров, идя в значи-
тельной мере от узко суб’ективных
ощущений, не поставил евоей задачей
воплотить в поэме большие и глубо-
ко оптимистические чувства и мысли
народа, связанные с великим образом
В. И. Ленина.

Впечатление некоторой недорабо-
танности оставляет также «Кантата
о Ленине» А. Арутюняна и 9. Мир-
зояна. Выдержанная целиком в из-
лишне суровых тонах. кантата при
воей ев привлекательности, вырази-
тельности и технологическом мастер-
стве скупо и односторонне передает
образ В. И. Ленина. Мнотие компо-
зиторы и музыковеды отмечали не-
обхолимость расширить кантату, соз-
дав дополнительные контрастные ча-
ети.

‚ Прослушав новую работу Н. Вого-
		словекого — симфоническую повесть
«Василий Теркин» (по мотивам эд-
ноименной поэмы А. Твардовского),
секретариат одобрил значительную
идею произвеления и отметил удач-
ное решение автором отлельных еим-
фонических картин. Однако недоста-
точная развитость нескольких основе
ных картин-эпизодов приводит к яв-
ному снижению образа наролного гё-
POH; отдельные эпизоды построены на
внешне изобразительном приеме. ин-
тонационный язык симфонической
повести страдает пестротой. В целом
это новое интересное произведение
Н. Богословского нуждается в д0-
ваботке. -

В числе произведений,  получив-
пгих одобрение секретариата и ре-
комендованных к исполнению в про-
траммах цикла концертов советекой
музыки в декабре 1950 г., — син:
фоничеекая «Увертюра-поэма» А. Ха-
чатуряна, «Былина про Ленина»
(для мужекого хора, солиста и CHM-
фонического оркестра) Г. Попова,
симфония 1. Книппера, концерт: для.
фортепиано с оркестром (№ 4) Г. Му-
шеля, сюита нз молдавские темы
Н. Пейко.

Оживленную дискуссию вызвало
исполнение новой симфонии (№ 3)
М. Вайнберга. Отмечая значительный
‘идейный замысел симфонии, поевя-
щенный теме освобождения братеких
славянских народов, многие комтю-
зиторы отмечали известную  отвле-
ченность принципов симфонического
развития, уводящих автора в сторону
от живых, ярких и волнующих ме-
лодий основного тематического мате-
риала симфонии.

Из произведений композиторской
молодежи одобрены и рекомендованы
RK исполнению в программах цикла
симфоническая поэма «Чайкз»
М. Кусс (программное произведение‘
героине-партизанке Лизе Чайкиной),
концерт для голоса © оркестром и
концерт для трубы А. Арутюняна,
«Эпическая поэма» Г. Голынина,
«Героическая баллада» лля фортепи-
ано с оркестром А. Бабалжаняна:
кантата «Две русские песни» для
хора, еолистов и оркестра Д. Львова-
Компанейца, концерт для фортепиано
© оркестром С. Цинцадае.

Секретариат решил также  реко-
мендовать к включению в программы
декабрьских концертов советекой wy-
зыки симфоническую поэму В. Мурз-
дели «Путь победы». «Закарпалекую
свиту» Гомоляки и рял других ранее
прослушанных новых произведений,
	Вчера в помещении театра, на тор-
жественном собрании двух коллекти-
вов состоялось торжественное подии-
сание договора. С речами выступи-
ли главный режиссер ПТКА А. По-
пов, депутат Верховном — Совета
СССР Н. Российский, артист А. Хох-
NOB.
	в цирках страны
	пито» (на 900 и 500 мест), которые
покажут новые программы  трудя-
щимся городов Северного Кавказа и
Крыма.

>> Мастера цирка. подготовили к.эим-
нему сезону новые программы. На:
родный артист РСФСР. В. Дуров
после долгого перерыва, вызванного
	болезнью, выступит в Москте и дру-
	гих городах с большой ‘группой дрес-
сированных животных. Новое ‘полити-
ческое обозрение? подготовил 7 заслу-
женный : артист РСФСР _Э. Кио. За-
служенные артисты РСФСР В. Лисин
и Е. Синьковская подготовили аттрак:
цион «Летающая торпеда».
Главное управление цирков органи:
зует новый молодежный цирковой
коллектив ‘из выпускников  государ-
ственного училища ‘циркового . ‘искус:
ства (режиссер первой программы
	«ша- Н. Барзилович).
			вали против того образа жизни, кото-
рый американские империалисты хо-
тели бы навязать их стране и другим
странам мира при помощи атомной
бомбы. Итальянцы не разучились
уважать Гольдони. Но Гольдони-—ред-
кий гость на сценах их театров. Во-
прос. который они задают себе у
окоика театральной кассы: & стоит
ли? — относится к, эстетическим ка-
чествам тех пьес, которые ставятся
сегодня в Италии.

Народ не испытывает никакой
еклонности в восхищеняю фалигет-
ско-декадентекими «шедеврами»
дАннунцио, которые попрежнему,
каж и в годы фашиетекого режим».
Муссолини, исполняются в итальян-
ских театрах. Еще менее вызывают
ето энтузиазм широко пропатавли-
	руемые грязно-порнографичеекме
пьески, вроде «Дочь Жорио», ко-
торые умышленно разбавлены. пеев-
	донародным  жаргоном.  Итальян-
ский народ отказываетея смотреть
пьесы французского коллаборацио-
ниста Влоделя и аплодировать эро-
тической мистике «экзиетенеиалихт-
ского театра» © Сартром во главе.
	На продвижение подобных bec
уполномоченный правительства де-
Гаепери по делам культуры Андреот-
ти тщетно тратит миллионы лир.
Итальянский народ презирает подоб-
ное театрамьное «искуеетво»,

Но есть спектакли, которые италь-
янекий нарол посещает. Есть пьесы.
которым он горячо аплодирует. Олэз-
Ко это не те пьесы. которые ставятся
на правительственные лиры.

Не так давно в Римском комму-
нальном ° театре прогрессивным
	итальянским режиссером Марчелло
Сартарелли был поставлен спектакль,
который называлея «На дороге Сво-
боды». Это был подлинно народный
спектакль. В нем принимало участие
600 человек. Это были не професемо-
нальные актеры, & вами итальянские
трудящиеся. Спектакль рассказывал
0 борьбе итальянского народа е фа-
шизмом, о борьбе за национальную
независимость, за землю, труд. CBO-
боду, мир. Спектакль имел  колос-
сальный успех. Театр был перепол-
нен. Тысячи итальянских трудящих-
ся бурно аплодировали негущимся во
сцены словам: «Среди грома оружия,
среди дыма и затаха пороха мы вы-
резаем на стволах деревьев и на ру-

жейных прикладах имя твое—мир!».

Миллионы итальянских трудящих-
ся, подпиеавшихея под Стоктольм-
ским Воззванием, хотят видеть пье-
сы, рассказывающие об их жизни и
0б их борьбе за мир. Это показывает,
а успех «На дороге Свободы» до-
казывает, как. может выйти из
кризисе» современный итальянекий
театр. Не миллионы лир Андреотти,
а миллионы итальянских борцов 3a
мир помогут ликвидировать этот кри-
зис.

Но попытки протресеивных италь-
янских режиюсеров. ставить впектак-
ли, которых ждет от них итальян-
ский народ, наталкиваютея на упор-
ное сопротивление со стороны -офи-
циальных правительственных EDY-
гов. На пропаганду л’Аннунцио и
Сартра итальянское. правительство
тратит миллионы, на вооружение и
на борьбу с миром оно тратит -мил-
лиарты. Самое слово «мир» запреще-
но. Итальянская театральная цензу-
ра безжалоетно вычеркивает его из
жаждой пьесы. В пьесе «В завтраш-
нем дне есть уверенность» имеется
	  следующая реплика: «Безработных В
Рифреди очень много. Но борьба за
труд, борьба за мир встречает в рабо-
чем районе все большую поддержку
CO CTOPOHH 0б’единившихея  трудя-
щихся». Итальяникая цензура при-
`казала вычеркнуть из этой ренлики
слова «борьба за мир». Таких при-
меров можно было бы привести де-
CATH.
	‘ Итальянский прогрессивный тедт-
ральный критик Умберто Барбаро <
полным основанием говорит, что, да-
же не зная о положении Италии, 0
двух с половиной. миллионах безра-
ботных fA об условиях жизни батра-
ков, о военных обязательствах, взя-
тых на себя итальянским правитель-
ством, и о понижении уровня культу-
ры, о нашествии американских филь-
мов и 0б агонии итальянекото кинои
театра. ставших орудием военной
	пропагазды, можно составить себе
предетавлениюе о Том. что делается в.
	Кризис буржуазного
итальянского театра
	Италия — страна замечательных
театральных традиций. Советские
зрители любят веселые, жизнералост-
ные пьесы изобретательного Гольдо-
ни. Станиславский, Ермолова, Лен-
cen и Южин восторженно этзыва-
лись о талантливой игре таких заме-
зательных итальянских артиетов,
как Сальвини. Роеги и Дузэ. Горький
восторгалея итальянским народным
театром.

В сегодняшней Италии театр уми-
рает. Все театральные журналы и
критики в один голое твердят о глу-
боком кризисе буржуазного театра.
Итальянское правительство  тшет-
но пытается подтержать искру жиз-
ни, угасающую на театральных под-
мостках.

В чем же причины кризиса бур-
жуазного итальянского театра?

Причин много. В периол американ-
	ской оккупации помещения итальян-.
	ских тезтров были  реквизированы
для военных нужл. В первое время
американекое командование не зна-
ло, что с ними делать. Превратить’
итальянские театры в казармы? Но
для казарм уже были использованы
итальянские фабрики и заволы Для
закрытых кортов и спортивных за-
лов помепшения тватров также были
мало пригодны. Для этого  00-
лее подхолили заводские помещения
после очиетки их от станков и мА-
тин. Американские оккупационные
власти решили использовать помеще-
	я итальянских театров по «прямо-
му» назначению. Они были превра-
щены в кинозалы для демонстрации
американских фильмов. Американекие
войска пришли в Италию. чтобы ва-
садить там «американский образ
жизни». А этому «образу жизни», как
известно, не свойственно театральное
искусство.

После американской окжупащии,
согласно плану Маршалла, поеледо-
вала интервенция доллара. кока-ко-
ла и продуклии Голливуда. Амери-
канские фильмы наводнили Италию.
Владельцы итальянских театров к
этому времени попали в полную ка-
балу 6 американеким дельцам и не
видели для себя иного выхода. Ran
продолжать в условиях маршаллизо-
ванной Италии демонстрацию в поме-
щениях итальянеких театров змери-
канеких фильмов. Все это. так ска-
`зать, причины политические.

Но есть и другие причины.
` Итальянские техтры «горят» поте-
му. что они не посещаются. Италь-
янцы считают. что в театр ходить не
стоит. Может быть, они стали пред-
почитать комедиям Гольдови  гавт-
стерекие фильмы. сфабрикованные в
Голливуде? Или настолько прозик-
лись уважением к американексму 0б-
разу жизни. Что стати и те-
зтральнюе искуество?

Было бы несправедливым подозре-
вать в этом итальянский народ.
16 миллионов итальянцев проголосо-

Содружество театра и завода
	Центральный театр Врасной Ар-
мии заключил договор о содружестве
© коллективом одного из передовых
промышленных предприятий столицы
— стахановекого завода «Калибр»,
где, по инициативе лауреата, Сталин-
ской премии Н\ Российского, зарохи-
тось замечательное движение за кол-
лективную стахановекую работу.
	Открытие сезона
	Начинается сезон в 22 зимних цир-
ках страны. Первым открылся Ленин-
градский цирк представлением под
назранием «Новое в цирке» в поста-
новке режиссеров. Г. Венецианова
	Италии, только по одному тому фак- И В оформлении А. Судакевич. В но-
	ту, что слова ‹уир» систематичесви
вычеркивается ‹ правительственной
цензурой из всех театральных пьес.
‚ Прогрессивным pexuccepam  при-
	ходится работать в трудных уелови-
ax. Ho они знают, для чего они рабо-
тают. .И они знают, кто булут их Зри-
тели. Это не безучаетные люли.
16 миллионов итальянцев, похпигав-
нихея под Стоктольмеким Воззвани-
ем, доказали, что им не безразличны
судьбы их страны. ее культуры,
ее театра. 16 инллионов — это сила,
на которую могут опереться режис-
веры-в своей борьбе за новый италь-
янский тватр — театр для налола,.
		вом сезоне на арене Ленинградского
цирка будет показана. водяная панто-
мима. г
	14 и 15 сентября открыли зимний
сезон цирки-в Сталинабаде и Фрунзе.
29 сентября открывают сезон цирки
Харькова, Одессы, Баку, Тбилиси,
Казани, Риги, Саратова, Ташкента,
Челябинска, Иванова, Омска и ряда
других. городов.
	Седьмого октября откроется Мос-
ковский цирк, который в норРом сезо-
не покажет три’ программы.
	На юге страны будут работать два
передвижных разборных цирка «ша-
	‹‘ павный редантор С. 6
	Редакционная коллегия: Г : В. АЛЕНСАНДРОВ. В. Н. ВЛАСОВ,
	(зам. главного пелантора»,
	Н. Н. ЖУНОВ, П.Н. ИВАНОВ
	А. А. ИКОННИКОВ, С. В. МИХАЛНОВ. НК. И. ТРАПЕЗНИКОВ.
	«Советское искусство» вВыхоПи?
[. во вторникам а субботам,
изобразительных иску сств —К 1-48-08, АТ

° Б03256. Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7. А Пре НЫ

Алрес редакции: Москва, Цветной бульвар. 25. Телефоны: секретарнат. отделы информапин. архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспонлентской сети —К 6-45-19: от
оз -12; делы музыки, киво,