К 20-летию со дня смерти
И. Е. Репина
PY
	Богатырь русской живописи, тла-
ва идейно-лемократического искус-
ства ‘второй половины XIX века,
Илья Ефимович Репин — сахый п-
пулярный в народе, самый любимый
художник. Его работы поражают
необычайной широтой охвата жизни,
мощной силой реализма, могучим
творческим темпераментом. И в исто-
рическом прошлом, и в современной
ему жизни Репин искал сильных
людей и раскрыРал` в их образах
черты русского национального харак-
reps. С невиданной ло него глубиной
писал он картины животропешущей
хействительности, со страстным него-
хованием художника-гражланина 09-
лизал самодержавный строй.

Превосходно владея Всеми manpa-
ШИ ЖИВОПИСИ, OH B RaAAIONM из НИХ
проявил себя, как великий хулж-
Бик, смело пролагающий. новые пути
в искусстве. В его нолотнах жизнь
лореволюционной России, насышея-
ная острыми классовыми противоре-
чиямн. нашла особенно яркое, прае-
хивое, высокохудожественное  отра-
жение. Недаром товарищ Сталин в
числе имен, составляющих славу и
орлость русской культуры. назгал
	имя Репина.
	OBETCKOE ИСКУССТВО
	Крупнейшее произведение Иоган-
сона—«На старом. уральском  заво-
ле», в котором художнику — удалось
создать героический баз рабочего,
открыто ветутившего в борьбу с ка-
питалистом-заволчиком; свидетельст-
вует о еще более глубоком освоении
им приемов ретинекого мастерства.
	Традиции репинского реализма
яепо выступают и в портретах
А. Герасимова. Присущие ему полно-
кровность восприятия жизни,  яр-
кость портретных’ характеристик.
теипераментная живопись.  MHOTO-.
образие композиционных решений—
все это близко репинскому реализму.

Изучение репинских пгонзвелений
обогатило ‚творчество Г. Горелова,
П. Котова и предетавителей  совет-
ской художественной = молодежи:
Бубнова, Григорьева, Кукрыникеов,
Хмелько-и многих лругих. Наконеи,
в работах членов бригалы Ефанога
—превосхолных портретах  «Знат-
ные люли Москвы» также gspto
	BHT прееметвенная связь COBETCRO-
	TO искусства с творчеством великого
реалиста. \

I мотюлых художников следует
предостеречь от чието внешнего пот-
ражания приемам репинекой  живо-
писи, от ориентации на портреты
Репина позднего периода. При pre
мастерстве, например, этюдов
к «Государственному вовету» нель-
зя не признать, что по глубине рас-
крытия характера человека, по за-
конченности формы они уступают
его лучшим портретам 80-х годов.
Охнако зачастую именно эти этюлы
привлекают о мололых художников.
Увлеченные артистической своболой
исполнения, присущей ренинеким
портретам, они создают порой. «тех-
ничные», но’не глубокие портреты.
внешне напоминаюнтие Репина, а по
существу глубоко чужлые ему.

Репин. как известно. никогла не
любил живопись ради. живописл.
всегда подчинял свои  хуложествен-
ные приемы задаче глубокого  рас-
крытия характера человека. «Мне
нет дела ло красок, мазков и виоту.
	  озноети кисти. — писал OR.—...ErrTa
	разные любители живописи, и мно-
гие в этих артистических до манер-
ности мазках души не чают... Каюсь,
я их никогда не любил: они мне мс-
шали видеть суть предмета».
	Твюрчееки прохолжать традиции
Репина— значит быть на высоте за-
дач сегодняшнего дня, жить интере-
сами народа, стремиться к  перетача
новых духовных качеств советских
людей, уметь подниматься лю боль-
гих — художественных  обобщеняй.
Нужно учиться ‘у`Репина мастерству
развития сюжета, приемам реалиетн-
ческой композиции, его умению изо:
бражать действие в определенный
строго выбранный и глубоко обоено
ванный момент, выражению  огром-
HOMO содержания, порой в  претелах
одного образа. Нужно учиться y Pe-
пина умению передавать человека во
	веей сложности его внутреннего ми-
	ра, во всей  инливилуальной  ха-
рактерности внепгието облика. Нужео
учиться 9   Репина:  изумитель-

ному сочетанию безупречного рисун-
ка со свободной живопиено-плаети-
ческой лепкой формы, свежести нено-
средственного впечатления от нату-
ры с завершенностью хуложественно-
го образа.

Большую помощь советеким  ху-
дожникам в освоении релинеких при-
емов мастерства лолжна оказать на-
ига искусствовелческая наука. Ё ro-
жалению, изучение творчебтва Pe-
пина сильно отстает от публикаци-
онной работы. На основе  влуучивого
анализа работы художника нал кар-
тиной; начиная от ев первой мыела
и кончая завершением — произвете-
ния, должен быть изучен  творче-
ский метол Ретина, в тесном  елин-
стре с солержанием должны быть
раскрыты приемы его мастерства.
Интересы советского искусства На-
стоятельно требуют появления  по-
лобных работ о творчестве вениаль-
	ного реалиста. ‘
. В. ПРЫТКОВ.
	мысль трюком, правду — вылум-
кой; хотя бы и ловкой, ит. д.), их
неизбежно постигала, увы, заслужен-
ная и горькая неуталча,
	ии реалисш
	Акварель худ. В. Серова.
	Лебют
композитора
	В фойе Малого зала Московской
консерватории висят мраморные. дос-
Ки, на котооых золотыми буквами
высечены фамнлин лучших выпуск-
ников прославленного музыкального
вуза. Недавно на эту доску были за-
незены имена новой больной группы
музыкантов, закончивиих конеерва-
торию за носледние несколько лет.
Среди них можно прочесть и фами-
лию молодой лианистки Татьяны
Николаевой, чей исполиительекий
облик уже сейчас широко известен
музыкальной  общественноети. Уче-
ница проф. А. Гольденвейзера (в на-
стоящее время она заканчивает ас
пирантуру Московской конеервато-
рии), Т. Николаева заслуженно счи-
тается одной из вылающихея моло-
дых юоветских пианисток. Влумчивое
отношение к музыкальному образу,
уменье раскрыть и ярко воплотить
	_осповную идею композитора, большая
  ЭУЮЦИОНАЛЬНОСТЬ, искренность He.
  TOTHPHHA — все эти характерные
‚черты русской пианиетической шко-
‚ты ярко проявляются в ев игре.

Мастерство пианиетки по доетоин-
ству оценено межлунатолной темокра-
тической общественностью. Т. Нико-
лаева — лаурелт  Межлунаролного
фестиваля демократической молодежи
в Праге, она заняла первое место. на
Международном конвурсе в Лейпциге
в ознаменование 200-летия со дня
смерти И. С. Баха. На этом послетнем
конкурсе она исполнила, нафялу ©
другими произведениями, требуемы-
ми условиями конкурса. вместо отной
прелюдии и фуги из «Хорошо темпе-
рированного клавира» Bee 48 прелю-
ant и фуг. RNATAUTNX B знаменитый
сботник И. С. Баха.

Для русской музыкальной кутьту-
гы характерно сочетание комнозитор-
ского творчества с исполнительской
деятельностью. Т. Николаева’ влелует
этой славной традиции. В текущем
году она окончила теоретико-компо-
зиторский факультет Московской
консерватории по классу проф. Е. Го-
лубева. В качестве дипломной рабо-
ты ею был представлен концерт лля
фортепиано с оркегтром. 24 сентября
в Большом зале Консерватории со-
стоялось первое публичное иеполне-
ние этого интересного сочинения (ли-
рижер №. Элиасберг, солиет-——автор).
В концерте Т. Николаевой  раду-
ет ве умение создать ясную и строй-
ную музыкальную концепцию. ло-
тическое развитие мысли, яркость И
контрастность образов. Концерт прив-
лекает своей непосредетвенноетью,
теплотой и подлинным лиризмом.

Молодой азтор, создавая это произ-
Ротоние, основывался на пианизме
Чайковского и особенно Рахманино-
ва, стилистические приемы которого
особенно заметны во второй части
концерта. Из недостатков произве-
дения следует указать на стилисти-
ческое противоречие между первой
частью, несколько изысканной по
гармониям, и песенным, танцоваль-
ным финалом. В целом музыка вон-
’ церта — красива, проета, жизнера-
достна. полна энергии. Инетрументо-
ван концерт яко и убелительно.
Правда, кое-гле чуветвуютея излише
‘HEE увлечение кеилофоном и некото-
  рая перегруженность общего звуча-
ния оркестра.

Концерт в Большом зале Конеерва-
тории 24 сентября собрал многочис-
ленную аудиторию, которая тепло
встретила талантливую  пнанистку-
композитора,

Юрий ЯЦЕВИЧ.
	Новые
		„Сегодня
	Так называется ньеса Д. Давурина
и В. Кривошеина, посвященная лю-
AMM колхозного села. События, про-
исхолящие в чей, характерны для
нашей сеголняшней ° действительно-
сти и вместе с тем несут в себе чер-
ты завтрашнего дня, черты будуще-
ro.
	Авторы переносят зрителя в отин
из укрупненных колхозов Москов-
ской обтасти. Roax03 называзтся
«Утро». Злесь совершаются большие
знаменательные тела. злесь воспиты-
	ваютоя люти нового, Коммунистиче-
ского склата.
	Шредселатель колхоза Андрей Ашу-
тин увлечен новыми перспективами
колхозного строительства, раскрыв-
шимися нерет народом сразу же по-
сле проведенного укрупнения колхо-
зов. В селе возвотятся каменные 19-
ма, перестраивается школа, которой
суждено из семилетней превратиться
в десятилетнюю, работает кирпичный
завод, созлается сталион,  лейетвует
водопровот — «все свое». Rorxa-
ное хозяйство становитея отлично
налаженным, безотказно  лействую-
щим механизмом. Но Ашутину всего
этого мало. Олин из тех, кто умеет
глядеть вперед, в будущее, он стре-
митоя осуществить давнюю мечту
колхозников — построить на реке
пристань и установить таким обра-
зом утбную евязь.с городом. с Моск-
вой. И когла мечта прелеелателя кол-
$024 осуществляется и к пристани
«Утро» полхолит первый пароход,
это событие становитея  позлинным
колхозным празтником.
	Аарактер Ашутина свежо п прав-
ливо обрисован авторами. Это —
энертичный. всей дупюй претанный
народу. смелый и самостоятельный
руковотитель. настоящий вожак кол-
хозного крестьянства. Главное и лра-
гопенное качество Ашутина — это
Чувство Нового. — полсказывающее
ему иной раз дерзкие, но в конечном
счете правильные, осуществимые и
плодотворные решения. Ашутин не
терпит медлительности, вялости. он
торопится вырестн колхоз на новые
просторы. Образ Ашутина—01ч0 из
главных, решающих — достоинств
пьестт.
	В наши дни, когда колхозная
жизнь меняется < кажтым тнем, та-
кие пъесы очень нужны. Но заслуга
авторов Не только в том. что они
взяли важную и актуальную тему.
Дорого то, что они хорошо знают
колхозную жизнь, что юни сумели
полметить и показать то новое. что
происхотит в ней, что являетея при-
чиной ее движения вперет, — нового
человека, с новым, коммунистиче-
ским сознанием, активного строителя
КоУмУНизма.
	№ сожалению, ‘другие образы во
многом уступают образу центрально-
го героя пъесы. По-своему интересен,
занимателен Евгений Разумович 30-
тов, Колхозный главбух. Но характер
Зотова исчерпывается двумя свойст-
вами: с одной стороны, он Формалист
и буквоех, а потому часто бывает ис-
пуган и озадачен решительными
действиями Атутина, с другой, —
свято верит в Ашутина и увлечен
теми созилательными планами, кото-
рые тот осуществляет. Колебания 30-
това забавны, но, по существу дела,
они ничего не лают тля утвержаения
главной мысли пьесы — мыели д м0-
тушестве нашего колхозного строя.

Интересно намечен в пьесе образ
	и завтра“
	зоотехника Належлы Ипатьевны Мет-
ведевой. Медвелева невольно оказы-
вается на стороне наиболее от-
сталых колхозников и  ветупает
в борьбу протнв новатора Апптина. *
Ее позиция об’ясняетея тем, что она
считает основным и елинетвенным
стимулом колхозного развития мате-
риальную заинтересованность членов
артели. Колхознины добровольно, по
собственному почину слают на кол-
хозную ферму своих коров. Они де-
лают это потому. что убетилисвь в
	(преимуществах общественного хо-
ре & Метвелева убеждена. что.
причина этого поступка — в отсут
ствии <вяяи с городом: нет, дескать,
рынка, негде торговать — вот и сда-
ют... * 4
В борьбе с Мелвелевой Ашутин BEE
ходит победителем. Однако самая эта
борьба лишена в пьесе подлинной на-_
пряженности, ‘ибо образ Мелвелевой
схематичен и белен, лишен конкрет-
во-жизненных черт, лишен той пол-.
воты ° характеристики, которая и
  притает такую подлинность образу
  Almyruna. :
	Авторы пренебрегли таким есрелет-
вом художественной выразительно-
сти, как язык. Пьеса намного вы-.
играла бы, если бы персонажи ев за-
говорили тем богатым, ‘красочным,
образным языком. каким разговари-
вают в жизни их прототипы — лю-
ти сеголняшней деревни. Сухими,
бэзжизненными словами  пзлагает
многие свой мысли и Ашутин.
	Именно из-за скулости языка, его
однообразия, отсутствия инливиту-
альной окраски так трулно порой от-
личить строителя Ботяева. сменивше-
го Метведеву на посту парторга, от
Буренина, завелующего  сельхозот-
телом райкома, колхознину Пальце-
ву от колхознипы Коркиной. Кстати,
и Пальцева и Коркина относятся к
чиелу немногих колхозниц, противо-
стоящих начинаниям прелселателя.
А рядовые колхозники. помотающив
ему, — его опора, ero актив, — в
пе почти He показаны. Это
серьезнейший недостаток пъёсы «Се-
годня и завтра». и пока он сущеете
вует. нельзя считать пьесу оконча-
тельно завепшенным. зрелым произ-
ведением. В совместной работе е
Московским областным  драматиче-
CRAM театром лраматурги должны
серьезно улучшить пьесу. преодолеть
ее слабые стороны, созтать произве-
дение, ло конца правдивое и художе-
ственное.

Хочется обратить внимание авто-
ров и театра еше на олно частное
обстоятельство. В пьесе существует и
любовная коллизия: Ашутин  влюб-
лен в дочь Мелветевой, Аню. Аня В
свою очерель любит Ашутина. Но
препятствия, которые то и дело ме-
шают влюбленным и преололеваются
Только Е КОНЦУ ПЪесы, столь явно
натуманны и столь несущественны,
что ‘вызывают лишь неловерие ®
образу Ашутина. в пелом живому и
правтивому. Необхотимо заново про-
тумать эту сторону пъесы и нерера-
ботать ее.

Нелостатки пьесы «Сегодня и зав-
тра» хотя и значительны, отлако
вполне устранимы. Исключительная
ражноеть темы толжна побудить
театр и траматургов к углубленной
работе нат пьесой.
	О. НИКОЛАЕВА.
		тельного движения в Росии, мог
созлать это глубоко национальное,
похлинно наролное произведение. Нез-
дарюм реакционная печать тах злоб-
но ополчилась на Репина: картины
такой силы, такой зрелости в по-
нимании классовых противоречий
русского общества еще не было в
ЖИВОПИСИ.

Еще большее озлобленяе pearnn-
онной прессы вызвал Репин, когда
появились его картины.  проелавля-
ющие бориов с самодлержавием, 38
освобождение нарола.

Несмотря на то, что в его картинах
«Арест пропагандиста», «Отказ от
исповеди», «Не жлали» выступают
безвестные революционеры, Penna
гениально воссоздал образы револю-
ционеров своего времени. И мы пора-
жаемся глубине отражения правлы
жизни великим художником, сумев-
шим показать как пафос борьбы с са-
модержавием, так и трагедию одино-
чества народовольцев, их отчужден-
ность от народа,
	Пафос больших человеческих
страстей, жадное внимание к выла-
ющимся личностям внес Репин и в
свои исторические картины.
	С изумительным живописным ма-
стерством написано его знаменитое
полотно «Иван Грозный». Исету-
пленное отчаяние  Грознио. ©
нечеловеческой силой раскаяния,
ужаса и боли переживающего всю
трагическую  непоправимость  слу-
чившегоея, передано с потрясающей
правлой.

Иной характер имеет  монумен-
тальное полотно «Запорожцы», в ко-
тором основным лействующим лицом
выступает могучий, вольнолюбивый
нарох. Нревосходно передал.  худож-
ник обветренные степным ветром ли-
Ца казаков, закаленные в походах и
сраженьях характеры. евободные,
полные достоинства, позы, чувство
товарищества. об’елиняющее их.
	Свыше 12 лет собирал Репин исто-
ричеекий материал, трижды езлил в
	портреты /. Толстого. Сеченова, Пи-
рогова, Мусоргского. Стасова.
Утверждая в русской живописи
новый тип психологического пертре-
та, выражающего внутреннюю суш-
ность человека: в его остро схвачен-
ной характерной внешноети, в зорко
подмеченных неповторимой  инливи-
хуальной позе, жесте, Репин проявил
себя как один из величайших порт-
	когда   ретТистов в мировом искусстве.
	Критический реализм  Репина-
	ah портретиета, сказался в его картине
		«Заседание Государственного 69-
вета» и особенно B этюлах в
ней, в которых он дал. беспошално
правдивую характеристику высшей
сановной бюрократии царской Рос-
сии. _

Полотно «Заседание Государствен-
ного совета» было последним вылаю-
щимея произведением великого ху-
дожника. Наступивший новый этап
освободительного лвижения в Россин,
приведший к побеле Великой Or-
тябрьекой социалистической револю-
ции, требовал уже иных,  горьков-
ских форм реализма, тесно  связан-
ных © революционной борьбой проле-
тариата. А Репин не сумел разобрать-
ся в проиешедших в стране корен-
ных сдвигах. К тому же он оказал-
ся влалеке от развернувиихея в Рос-
сии великих исторических событий.
Лишенный вхохновляюнюто  воздей-
ствия русской революционной дейст-
вительности, Репин не находил на-
стоящих больших тем и образов. Все
его замыслы этого периода были не-
измеримо ниже созданного им. в прел-
шеоствовавиее время. Художник, по-
добно мифическому герою Антею, был
силен лишь при непосредственном со-
прикосновении ¢ родной землей, с
родным напролом. И
	‚аамечательное наследие Репина
имеет первостепенное значение, для
советского искуества. Изучение ре-
пинекого реалистического метода не-
посредственно «вязано ‘се насушными
запросами совотекого  изобразитель-
ного искусства.
	Чем больших ‘успехов достигала
советская хуложественная культура,
с тем большей силой ощущалась ее
Преемственность с великими  трали-
циями русского боевого идейно-демо-
кратического искусства, с революни-
онно-критическим реализмом Репина.
	В репинских тралипиях написана
картина Horanvona «Допрое комму-
нистов». Развивая эти традиции,
Иогансон сумел в потохе историче-
ских событий выбрать момент, поз-
воливтий ему показать столкновение
представителей лвух враждебных ми-
ров, моральное торжество — «побеж-
денных» и ничтожество «победите-
лей».
	Илья Ефимович - Репин поожил
долгую, полную напряженного твор-
ческого труда жизнь. Выхотен из нз-
	ОТ СЕТЕ oa ee

рохнои среды, он сформировался как
нимани tL TaCCOBEI
хуюжник и гражданин в эпоху т ти классовых

ола бк:
	° мократичеекого похема 60—70-х го-
	ов Под воздействием идей великих
русских просветителей. Восприяти»
революционно-демократической эсте-
тики Чернытиэвекого, утвердившей
общественное значение искусства,
как могучего оружия в борьбе с само-
державием, близость с вождями-идео-
логами передвижничествь Крауския
и Стасовым помогли Репину отразить
собьггия современности с позиций ре-
волюционной демократии, определили
его боевой реализм. ето служение
интересам борющегося за свое оево-
бождение народа.

Уже в первой своей большой кар-
тине «Бурлаки на Волге», правдиво
показывая  изнурительно тяжелый
труд бурлаков, Илья Ефимович
дает 0браз экоплоатируемого, но
исполненного богатыреких сил на-
рода. Именно or этого осознания
хуюжником несокрушимой народной
вилы илет полнокровный, жизнеут-
верждающий реализм картины, ©9л-
нечность колорита,  монументаль
ность: общего впечатления.
	Спустя четыре года Репин пишет
«Мужичка из робких» и «Протодиа-
Кона». С замечательным мастерством
хает он образ забитого, обобранного
реформой русского крестьянина, тая-
щего в глубине пристального взгляда
исподлобья страстную ненависть к
своим угнетателям, и образ погряз-
шего в чревоутодии типичного пред-
ставителя русското духовенства.
этих двух образах уже содержалось
зерно будущего идейного замысла ре-
пинского «Крестного хода».

. «Крестный хол в Куркой ry6ep-
нии»— новый шаг Репина в направ-
лении, качатои  «Рурлаками». На
сравнительно небольшом полотне ху-
хожник развернул перех современни-
	ками целую эпопею руеекой нарот-  Запорожье и на Вубань, делая зари-
	ной жизни, дал глубокую и острую   совки старинного оружия, казапкон
критику самых основ буржуазна-по-  одежды и, главное, выискивая сре-
иещичьего строя дореволюционной   ди потомков героеъ-залюрожцев. нуж-
	Роесии. основанного на угнетении Hi Hele ему образы. Только самоотвер-
хуховном порадошении нарола, освя-  женвый, напряженный труд позво-
	CAME русский художник и В
аеть портрета внее свой боевой
	урядни-, демократизм. С негодованием отказы-
		дармерией. С глубоким сочувствием   изведение.
	показал он деревенскую OCIHOTY, OT-
	Мололыв исполнители
	В спектакле Малого театра «Реви-
зор» 27 сентября роль Хлестакова
впервые сыграл Н. Афанасьев. 3a
короткое время пребывания в старей-
  шем русском театре молодой артист
‚успешно сыграл ряд ведущих ролей. в
‘том числе--Каранлышева в «Беспр:

‘даннице», Нетва в «Мешанах», Рекз-
ло в пьесе «За тех; ктоов море!»:

Ответственные роли в Малом теат-
‘ре поручаются в текущем сезоне м
‘другим молодым актерам. Артистка
О. Хорькова уже сыграла роль Лизы
в <Горе от ума» Грибоедова.
	сцен, связанных < проблемами коне-
водства. Остроумны диалоги и дина-
мично действие.

В основном улались авторам Филь-
	Открытие сезона в Зале им. Чайковского
	Вчера концертом Государственного
симфонического оркестра Союза ССР.
исполнившего четвертую и шестую
симфонии Чайковского, открылся
один из крупнейших концертных за-
лов страны — Московский зал им.
Чайковского. Сегодня здесь выступит
Государственный ансамбль народнога
танца Союза ССР. В течение ближай-
шей недели состоятся концерты Крас-
нознаменного им. А. В. Александро-
ваёансамбля песни и пляски Coper-
	ской Армии, Государственного хора
русской песни, ансамбля песни й
пляски Татарской АССР и тематиче-
ские. вечера «Русская опера и балет»
и «Классическая музыкальная коме-
HHA.

В этом сезоне в Зале им. Чайков-
ского будут выступать музыкальные
коллективы братских республик Co-
ветского Союза; специальный Цикл
концертов посвящается советской
массовой песне.
	гоняемую от «господ» палками еель-‹ облаеть портоета внее
	DET я нагаиками
	ков, беспоттадно, с ‘вичующим реа-  ваявь писать портрет ретрограда Ват-
	SH3MOM обрисовал представителей
гоеподетвующих классов: спесивую
помещицу, хищняка-капиталиста,
«ДУХОВНЫХ ОТЦОВ». Только великий
	Кова, «клеймившего позором всякое
свободное слово», он < любовью, ©
‚пронисновенной глубиной  созлавал
портреты лиц. «лорогих нации. ee
	художник, Рерный идеалам освоботи-! лучиих еынов». Таковы. например,
		бокое раскрытие эпохи, характеров,
внутренней жизни человека, мотивов
его поступков и лействий. или, нз-
оборот, самые лействия. острые сю-
жетные ситуации, которые дают ге-
рою возможность проявить свою на-
холчивоеть, мужество, выносливость,
пронипательность. умение быетро и
верно ориентироваться в самых не-
ожиланных и сложных обстоятель-
CTRAX.
	Фильм «Смелые люли» не претен-
дует на широкие обобщения. на ис-
черпывающий анализ метолов парти-
занской борьбы с. врагом. на глубо-
кое раскрытие психологии  терозв,
выведенных в этом произрелении. Но
он подкупает своей линамичностью,
остротой сюжета, показом смелости и
настойчивости советских людей. их
моральной и физической устойчи-
воети, быстрой сообразительноети и
реншительности. Поэтому ен — при-
клюЧенческий фильм. Но так! ‘как
при всем этом фильм раскрывает лю.
бовь героев к своей Родине. их патри-
отизм, их отношение к своему труду
и К делу, которое им доверено, — о8
хороший приключенческий Фильм,
получивший признание нагота.
	Blech MBI HW потхолим в существу
проблемы этого жанра.
	Ham не нужны произвеления при-
ключенческого о жанра, сработанные
ремесленно. только как заниматель-
нов чтиро или прелставление, с на-
хуманными приключениями только
в имя приключений, с заниматель-
ностью Только во ИМЯ ГОЛОЙ занима-
тельности, с сюжетом,  «закручен-
ным» толька во имя сюжетяости.
	Нам нужны и дороги полянокров-
нью художественные произведения
Этого жанра, полеказанные жизнью,
произведения. которые в заниматель-
ной п достоверной форме, при остром;
увлекательном сюжете. убелительно
И ЯРКО ПокАзЫВали бы образы совет“
ских людей. их борьбу за интересы
своего государства. их мужество” и
настойчивость в лостижении цели,
их находчивость и решительность. a,
	преступлению, даже самому мелко-
му. Они лолжны показывать обречен-
НОСТЬ ВСЯКОГО посягательства на на-
ши законы, Ha сопиалиестическую
	Возможности приключенческого
жанра должны быть использованы и
в других темах (работа наших геоло-
гических экспедиций, освоение новых
районов страны. обнаружение новых
	месторождений утля. нефти. ценных.
	металлов, советский ‘альпинизм и

туризм и так далее).
*+:
*

Приключенческий фильм.  поя-
	влюченческая пьеса, BPR ROMER TE”
ская повесть _
	Что это значит?
	О приключенческом жанре
	©
Заметки драматурга
	уассовых убийств и кровавых зло-
деяний, вхолящих в политическую
программу американского империа-
лиза.

И злееь авторы детективных po-
манов и фильмов Действуют совмеет-
но < реакционными «философами» и
«публицистами», являясь лишь ро-
хом войск в армии, созданной Уолл-
стритом. Можно не сомневаться, что
американские фашисты, залившие
кровью Корею, совершающие чуло-
вищные злодеяния, убивающие мир-
ное население — женщин, детей,
стариков, уничтожающие целые го-
рода бессмысленными варварскими
бомбежками, были воспитаны, в 9а-
стности, современными американски-
ми фильмами и романамч. Огромный
рост уголовной преступности в <овре-
менной Америке. все эти ежесекунд-
ные убнйства. насилия. грабежи, вся
	MY гангстерскому «искусству» и но-
киманием его чудовищного назначе-
ния растлителя душ, можно 0б’яс-
нить настороженное, & иногда и от-
крыто недружелюбное отношение не-
которых наших критиков к приклю-
ченческому жанру в советской лите-
ратуре, театре, кино.

Олни прямо заявляют, что приклю-
ченческий жанр нам не нужен; дру-
гие, не формулируя столь репгитель-
но, делают всевозможные оговорки и
примечания; третьи охотно смотрят
приключенческие фильмы и Пьесы,
но затем спешат пренебрежительно
заявить, что сие, дескать, не’ искус-
ство...

Так ли это на самом деле. лопу-
	стим ли приключенческий жанр в
напем искуестве?
	На этот вопросе может быть дан
только один ответ: приключенческий
жанр в нашем кино, театре, литера-
туре имеет такое же право на, суще-
ствование, ‘как и остальные жанры.
Но к нему должны пред’являться те
же высокие требования идейноети и
художественного мастерства, что и к
‘птоизвелениям других жанров.

_ Kanne бы то ни было скидки для
произведений принлюченческого жан-
ра и снижение требований в отноше-
нии этих произведений недопустимы
и способны лишь скомпроеметиревать
самый жанр, а не помочь ему.
	Но не только по своему сотлержа-
нию и назначению приключенческий
жанр в советском HCKYCCTBE должен
резко отличаться от буржуазного
авантюрного жанра. Должны быть
отличны и форма произведения, и
приемы, которыми оно созлано.

Жизнь показывает, что в тех слу-
чаях, когда отдельные наши худож-
Ники пытались иснользовать при’ 693-
JAHHH своих произвелений старые
буржуазные птампы  (нарочитое н
искусственнов «закручивание» ею-
жета, погоня за. «неожиланной»  раз-
вязкой И ГОловокружительными «п9-
воротами» лействия, схематическое
решение образов по принципу «авге-
лы и черти», стремление заменить
	Заслуженный успех фильма «Сме-
лые люли» еше раз свилетельетвует,
что приключенческий жанр в нашем
кикоискусстве имеет полное право на
	существование. Он предоставляет
богатые возможности ‘для ¢0314-
ния значительных  произвелений,
	раекрырРающих образы советских лю-
дей. правильно отебражающих нашу
героическую эпоху, способствующих
воспитанию молодежи в духе патрио-
тизмя, претанности Родине, TOTORHO-
CTH K HOTmErY.

Воял лн нужно доказывать. чт6
Haul зритель любит произведения эт9-
го жанра, разумеется, при том ненре-
менном условни, если приключенче-
сЕНЙ_ сценарий, пьеса, повесть отве-
чают тем высоким требованиям, ко-
	Тогые наш народ Opel ABIAeT K CBO-
	ему искусству. Расгечитывать на при-
	знание нарота могут тольЕо те пр.
	ИоРеления; которые отмечены выео-
Rot илейностью. художественным уа-
стеретвом. в которых созланы полво-
кровные и правливые образы героев,
а сюжетные ситуации и конфликты
	В советском кино приключенче-  va образы советеких тероев. Но 5а-  сойетвенноеть.
	ский жанр имеет свою иеторлю. Аи-
	‘нофильм «Арасные IJBABOTATA» был.
	первой, хотя и не лишенной нело-
статков, попыткой в этом направле-
	нии. Несмотря Ha некоторую наив-.
	ность отлельных ситуаций и изве-
стные технические недочеты. карти-
на имела в те времена большой ус-
пех.

Ё сожалению, некоторые хругие
фильмы этого жанра, последовавшие
за «Врасными льяволятами», страла-
ли в одних случаях формалистич?-
скими тенденциями («Месе Менл»). а
в других— явным стремлением ‘ис-
пользовать буржуазные штамны де-
тективя для созлания советеких кар-
тин. № чиелу таких фильмов можно
	отнести, например, «Похождения ми-.
	степа Веста в стране больнтериков».

‚ Появление полобных фильмов, не-
сомненно, сыграло свою отрипатель-
ную роль в отношении к приклю-
ченческому жанру. Нос лальнейпенм:
ростом советского внно и в области.
приключенческого жанра наметилея’
перелом. Установивитиеся каноны н.
схемы все более и более уступали.
место обрашению Е резльному жиз-
ненному материалу. который полека-.
	зывал авторам иные, реалистические.
	приемы его изложения. Так была.
подготовлена почва лля создания рез-
листических произвелений приклю-
ченческого жанрч.

as

ключенческие фильмы, получивииге
широкое признание нарола. В числу.
их. в Частиости, относятся  фильх
«Полвиг газведчика» и вышепиий.
нелавно фильм «Смелые люди».

05а эти фильма имели большой.
успех. Патриотичность, острый  на-.
пряженный сюжет, правливость обра-
зов советских людей, верная оби
совка их характеюв и жизненных.

В последние годы появились при-
		PVR PPE HLT,
	  рактерно, что лаже в этой талантли-
вой картине имеются некоторые не-
`улачные спены. причем они появля-
		режисеер, в погоне за комедийностью
и э\фоктным пПовототом сюжета,
забытают о жизненной правде. Тако-
ва, натример, епена © купаньемо Не-
менкий офицер в трусах; намылея-
‘НЫЙ п © моноклем, а также все 0с-
тальные немецкие персонажи этой
сцены, изображенные этакими обр:
душными, ‘глуповатыми военными
шалунами, вызывают доеаду.

Это еше раз подчеркивает, что ни-
каких скилок, уступок, нослаблений
не должны позволять себе авторы. В
фильме, пьеее, прозе этого жанра
‘должны строго соблюдаться законы
жизненной правты; образы героев
должны быть глубоко раскрыты, их
илейная пелеустремленноеть должна
быть ортаничной и ясной. Как вся-
кое произведение советского искус-
ства. произведения  прикаючен-
ческого жанра должны активно уча-
ствоваять в общей борьбе налтего на-
рода за построение кохмунизма.

Это открывает грандиозные тема-
и й сюжетные возможности
перед нашими писателями, режисге-
‘рами, актерами.
  Уже созланы хорошие пьесы и
сценарии, показывающие героич кую
борьбу советских разведчиков 50
шпионами и дирерсантами. с врагами
мира. Нельзя, однако, думать, что
эта тема уже исчерпана,

ЯЖлтут своего решения на экране я

`В Театрах и другие темы, которые
Таят в себе большие возможности.
Например. крайне значительна И
	важна тзма борьбы за социалиетичо-.
	‘скую собственность — основу наше-
  ro строя. Работа, советской милиции,
  нашего суда. прокуратуры, их борьба
< нарушителями социалиетичеекой
законности FABIO жлут ©воего отра-
_жечия в нашьм искуеетве,

Проновелелия, которые  лолжны
быть созланы на эти темы, призРаны
 воспитыРать в нароле блительноеть,
`венависть к врагам, отвращение к

В толковом словаре русского языка
под редакцией Ушакова лано такое
определение; «Интересное, `занима-
тельное происшествие со сложной фа-
булой (в литературном или  теат-
PAIBHOM произведении)».

Отнюдь не оспаривая этого опреле-
ления, следует, однако, заметить, что
для веякого литературнего или тезт-
рального произведения желательны
интересная, занимательная и слож-
нач фабула. р

Возникает вопрое и 0б известной
условности самого термина  «поик-
люченческий жанр».

В самом деле, разве роман и Фильм
«Мололая гвардия» =— пронаветеная
приключенческого жанра? Или, е
хругой стороны, разве в этих произ-
велениях мало приключений? Или,
наконец, разве можно признать. что
герои этих произведений «занима-
лись приключениями»?

А в приключенческом фильме
«Полвиг разведчика» совелекие ге-
юн «занимаются приключениями»,
выполняя ответственные задания Ро-
дины В тылу врага, причем выпол-
няют их героически, с полным созна-
нием своего патриотического толга.

Почему же в одном случае мы
уверенно относим произвеление к
приключенческому жанру. а в IPy-
TOW пе. мохем этого слелать?
	И. 34а ЧЕМУ. СЕЛ У КУА д

He рысосаны из пальца в имя ‘голой

‘эта армия убийп, грабителей, при-

ge о ей ай
	тонолержателей, шулеров, торговцев
наркотиками и живым товаром,
взлоущиков и воров — только зако-
номерное и неизбежное следствие ат9-
пий, своеобразный «лейкоцитоз» co
пиального организма, предельно на-
сышенного и отравленного страшной
инфекцией разлагающегося капита-
ТИЗ\ а.
	Гангстеры от литературы и кино.
	создают гангетерские книги и Филь-
мы для соголняшних и завтрайтних
гангстеров. Что ж, в этом есть свод
зловещая. гангетерская логика...
	Так получается заколдованный
круг, порожденный  пресловутыч
«американским образом жизни»: ог-
ромный рост преступности вызывает
огромные количества книг и филь-
мов определенного сорта, а эти книги
и фильмы, в свою очерель, способ-
ствуют дальнейшему росту престун-
HOCTE.
		развлекательноети и  Головокружи-
тельной «закрутки» фабульной «пру-
жины». а запиствованы из жизни и
патсказаны ею.

Известно. что в капиталистиче-
ских стталах. особенно в США, в
арсенале разнообразных средств
обмана наролных масс занимают да-
леко не последнее место романы и
фильмы о кровавых и «загадочных»
преступлениях, сыщиках и убийцах,
привиленнях и дегенератах. Выетре-
лы, погони, зубодробительные драки.
насилия. всяческие извращения, ун-
стика. смакование  натуралистиче-
ских потробностей, убийств, пыток,
порнография — таковы «изобрази-
тельные средетва» этих «произведе-
ний», имеющих огромное расиростра-
нение ‘у сознательно призванных Pa-
стлеРать умы и души зрителей. На-
ИВНО полагать. что это происхютит из.
за ‘отгутетвия вкуса или вызвано
лишь коммерческими целямн. Нет, эти
BRUCK и Фильмы выполняют зловв-
	щне функции потготовки кадров {ля   вием в современному амерявенеово-
	’__ Думается, что ответ на этот во- Главное, их преданность Родине и

прое надо искать в соотношениях и  великим идеям партии Ленина—
И Пар Зо timmeoatoung   CTAIRHA.
		В TOM, ITO B HEM FIGBEHCTBYeT—Tiy-
	В <«Смелых люлах» можно дтме-
	‘тить, кроме того, необычность места
	тействня. умелое раскрытие богатств
	пряролы Вавкага, ряд  петересных
	Вероятно, естественным отвраше-