СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Большой театр—
строителям
	Вчера артисты ГАБТ в свой вы-
ходной день встретились на торже-
ственном собрании co строителями,
принимавшими участие. в рекон-
струкции Большого театра, С привет-

озиции
	Искусство комп
	Запросы, пред’являемые советевуу
народом к художникам, растут с
каждым днем, Художник, не учиты-
вающий этого стремительного роста
требований современности. рискует
отстать в своем творческом развитии.
То, что было похвальным вчера, мо-
жет оказаться нелостаточным завтра.
Давно ли, скажем, художник Г. Горэ-
лов получил Сталинскую премию 3&
портреты сталеваров? А стоит прэ-
часть письмо самих. еталеваров—Пе-
родовиков. завода «Серп и молот»,
опубликованное в «Советском иекус-
стра» 25 июля, чтобы стало яено, что
их требования уже обгоняют. хулож-
ника. что лля Г. Горелова останевить-
	  ся па уровне евоих, заРлужонно вт

em tet
	ченных произведений 1948 — 1949
годов означало бы уже отстать от
жизни... $

Среди тех  нелоетатков, которые
свойственны многим налим художня-
кам, мне хотелось бы обратить 060-
бенное внимание на разрыв между
сюжетом и композицией. Нередко ма-
стеротво художника понимзетея в
виде некоторого абстрактного умения
	«наглятно», «живописно», «правдо-
подобно», «с блеском», как пишут
иные критики, изображать предмет-
ный мир безотносительно & теме
картины. А композиция понимается
как искусство произвольного разме-
щения групи и кулис на холсте в
наиболее эффектном сочетании, В го-
жалению, такое понимание компози-
ций встречается достаточно часто и
снижает ценность уногих, даже удач-
ных по теме картин.

В самом леле, возьмем ту же кар-
тину Г. Говелова «Бригала гталева-
ров». В ней, несомненно, есть 60-
жет — люди не обезличены, по Их
походке. жестам, выражению видно,
	что они идут принимать ©ме-
ну, BAYT гордо, полные доетоин-
ства. настоящие хозяева своего

oO

труда, CHOKROMHENM. YBCNeHHbIe B cele.
Сюжетные и идейные достоинства
этого произведения проступают 060-
бенно ярко. если сравнить его © ре-
шением аналогичной темы в буржу-
азном искусстве Запала XIX Bera,
скажем. в «Вальцовщиках» А. Men-
целя. У Менцеля человек пропалает
в нагромождении колее, станов, вал-
ков и прочей техники, лица рабочих
новыразительны, жесты их сустливы,
и хотя изображен момент работы, сю-
жетная нагрузка ero гораздо слабее,
чем в избранном Гореловым моменте
сосоедоточенности перел началом ра-
боты. Это беглое сравнение пюказы-
вает, что Г. Горелов верно почувство-
вал и правдиво выразил высокое че-
ловеческое достоинство рабочего со-
циалиетической индустрии.
  Но если обратиться к упомянутому
письму самих сталеваров. то окажет
ся. что картина плавки, набросанная
ими в немногих словах, торазло зна-
чительнее, увлекательнее, в ней куда
больше человеческих переживаний,
чехи в картине Г. Горелова. Почему
же? В письме сталеваров нашщупана
правильная композиция, там есть так,
сказать «самоговоряшая ситуация»,
плавка изображена в логике самото
события: никто здесь HO позирует, .
а вое заняты волнующим их делом. И
оттого, что в основу легло дело
кажлото участника плавки, все
стало на свое место, все прчоб-
рело особую значительноеть—в рас-
еказе, как и в жизни. Будь компо-
зиция картины построена по такому
же принципу, она. несомненно. вы-
играла бы. Есть много хорошего в
спокойном, ‘хозяйском. я сказал бы,
даже государственном взгляде, кото-
рым окидывают перел работой поле
своей деятельности герои многих х9-
роших картину которые я условно 00 -
здинил бы общим названием «Хозяе-
ва. жизни». Так смотрят на свой цех
сталевары Г. Горелова. так озирают
поле, с которого еще не убран подба-
тый немецкий танк, колхозники A.
Максименко («Хозяева земли»). так
смотрят комсомольцы на картиче
Л. Абдуллаева «Освоители пустыни».
Но нельзя повторять этот мотив 10
бесконечности. Художники стремятся
  придать своим тероям  хозяйский
  жест — красивый и выразительный,
но не очень заботятся о том. чтобы он
был профессиональным, А межлу тем
взгляд этот и жест не один и тот же
У людей разных профессий. По-разно-
‚ му вглядываются вдаль моряк и ры-
- бовод, геолог и комбайнер, хлопкороб
и альпиниет. Ёроме общей горлости
за свою социалистическую страну, во
вагаяле каждого из них есть свое
j EOHKpCTHOS содержание,
Опгибки в понимании композиции.
свойственны многим молодым худож-
‚  никам, которые в своем здоровом тя-
я   готении к тематической картине 32-
-   бывают: что она‘требует вполне <0з-
нательного владения всеми ее подчи-
ненными элементами — портретом,
пейзажем. натюрмортом и, в первую
очередь. композицией.
На выставке работ молодых ху-
х   дожников к 30-летию ВЛЕСМ боль-
х шая серия тематических картин была
-   собрала, в одном зале. Меня поразило
-   тогда обилие художников, разных
манер, разных тём, & промахи в ком-
‚  позиции были одни и те же. Многие
”  персонажи явно позируют, они
_  не связаны между собой каким-либо
<   действием. смотрят большей чаетью:
я   кута-то за пределы картины, изредка
- па главного тероя; будь To «A. M.
Горький у академика И. П. Павлова»
художника А. Руднева. «Иван Гроз-
ный у первопечатника Ивана Федоро-
<  ва» В. Басова. «А. М. Горький ua
3 Волге среди грузчиков» В. Леня,
«А. М. Горький и Я. М. Свердлов на
Волге» М. Суздальцева или «Смерть
Багратиона» А. Вейхвалзе. Во всех
этих картинах отсутствует конфликт.
Нет действия, есть какая-то непри-
-   ятная театральность. Главный герой
1-   непременно стоит на самом видном
в   месте, как будто этот наивный прием
«стояния на виду» способен выразить
значительность образа. (вспомним, что
‚  Суриков не побоялся в «Утре. стре-
лецкой казни» разместить главных
й   пергонажей— Петра и рыжего гтрель-
1-   ца-—по самым краям картины, екре-
е  стив их рзглаялы через вее изображен-

= жа а и мы ee м =~ © mut oO

ean rm

C
я
к

Компознционная мотивировка вто-
‘роетепенных персонажей в этих кар-
тинах очень нечена. поскольку AX
можно было разместить в любом ме-
сте картины, а характеры — случай-
	 енисовреном смены
	: г j ак оче- вершенно НОЯ Оч
НЫ И бледны; они выглялят Е ттий никзкого отношения в занно-

мб ие РИ.
	TO в   стара
‘ъ от-  гола
ЗНИТЬ   ГОЛ).
	MY стихотворению.
Ноемотрев на лату стихотворения
		таралея правильно перелать время
года (хотя важней был не месяц, а
ол). Поэтому обширный первый план
картины залимают старательно вы

нолиныв опавотие листья и сучки,
	Но осели поглядеть B TeKCT CTHAOTEO
	наблю 1А,-   прения. легко убетиться. что там
TT sg See woo
	ait слова 06 осени, Не случайно, Be-
	LD} RA » ee NEE! АЯ САС. ee
  TaTapHa В «Боярыне емотря ва осеннюю дату и трустные
He понихающий смысла! мыели 0 няне, 0б утратах, о емерти,

Зе А НЕС 9 6 то mourns
	ИР СТ

mr XOTBO DCH HE кончается не темой
	увядания, d,
	яапротив, темой торже-
	HHOCT POH, Е 4% Г
ни — разросшейся Младой

свой казнью стрельцов и гордостью   СТВа, жиз
Е а ее Ах  АЛЯ
	ЕО Е:

рии и провметвенности поколений.
Конечно. следовало в картине пока:
зать осень, но это достаточно было
слелать памеком, & не улелять глав-
	ное внимание протовольному  ВЫШи-

сыванию лиетиков.
Таким образом, пейзаж,” детали
	картины нимало Не вытекают из
настроения и дум Пушкина в Михай-
ловском, & Поза и выражение лица
изображенного Пушкина в ©60ю 09е-
‘редь нимало не вытекают из веето,
что он или зритель видит в Карти-
не.
Если мы сравним эту картину 6
рисунком В. Серова «Пушкин» Ba
сходный мотив, то УВИДИМ, gro Ce-
ров скромным рисунком выразил го-
раздо больше, ибо включил B BEM
только необходимое. Бегло ваброеан-
ный пейзаж. в Ботором так и слышен
	‘порыв ветра, скамья, срезанная в5ра-
	mM un

ем рисунка (ибо важен Пушкив. %
не четвертая ножка скамьи, И Halo
дать почувствовать, что Пушкин в
прирос к скамье, & лишь присел Fa
мгновение). — вот и вся скупая 06.
становка, не отвлекалющая от главноз
го. $ вместе с теи необходимая и пез
рекликающаяся в чувствами поэт:
Cama поза его естественна, мимолет-
на, полна скрытого движения, как-то
по-пункински легка. Рукз ето нез
брежно сжимает книгу, но он уже но
смотрит на страницы. Лицо его, про-
светленное улыбкой, как бы поворз-
чивается 3а порывом ветра, мысль его
уже устремилась вдаль от дела, кото
рым он был занят всего миг назад:
Мы чувствуем, что губы его шевезятч
ся. что на них готовы родиться ло
ва, мы ощущаем вдохновение, 06+
нившее его, ждем, что сейчас он
встанет, и мы увилим его легкую 1по-
холку. услышим именно его ‚легкий;
чистый прекрасный пушкинский
стих. Вот пример однофигурной ком-
позиции В. Серова, У которого слелоч
вало учиться Лактионову.

Указанные недостатки имеют меч
сто и в творчестве молодых художни-
хов периферии. Недавно мне случи“
лось заглянуть в творческую 1або-
ралорию двух талантливых мололых
сталинтрадеких художников А. de
тенченко и Г. Руднева. И тут ure
встретились знакомые композициоЕ»
ные промахи.

Многолетняя работа Рулнева вах
картиной ‘ «У Бранденбургских - во-
рот» потернела неудачу 8B значи“
тельной степени потому, что. поиски
  наиболее эффектной произвольной
	этого народа. который, очевидно,
нельзя мерить на мешщанский запад-
ный аршин,

Или такая деталь: главные терои
упомянутых выше картин — Вее без
исключения. даже умирающий Bar-
ратион, — смотрят куда-то вЗаль,
не на зрителя, не на других персона-
жей и вообще не на TO. Что совер-
шаетея в картине (Иван Грозный,
например, смотрит не на первопечат-
ника, а кула-то сквозь него). Все они
не живут в картинах, а лишь  при-
сутствуют, дух же их — где-то да-
лече..

Вее это происходит от непонима-
ния композиции, OT произвольной
расстановки персонажей. В классиче-
екой русской живописи характеры,
переживания, лейетвие — Вот 4M
определяет и место персонажа В
композиции, и его позу. и его же
сты. и второстепенные детали кар-
тины. У Серова Петр не позирует и
не выставлен. вперед. его крутой ха-
	рактер. его неиетовая воля — BOT
что опрёделяет его место в картине.
Поэтому отетают запыхавшиеся на
	+

бегу придворные. поэтому даже пей-
заж выбран Tak, что приморская коса
словно сама рвется назад из-под
стремительного, ‘нетерпеливого, He-
удержимого шага Петра! И таку всех
классиков: мотивировка композиции
определяется характером и действием
героев.

А вот у Руднева, вследствие раз-
рыва между сюжетом и композицией
в картине, носящей название «А. М.
Горький у акалемика И. Ц. Павлова»,
	получились два благообразных  СТаг
ричка, мирно распивающие чаек.
Художник, вероятно. доволен, что
	лица похожи и FTO 90а — великие
люли @ что по этому поводу удалось
блеснуть кистью и написать натюр-
морт чудесно сервировавното стола и
живописное платье девочки. Вее это
хоропю. Да какое это имеет отноше-
ние в Горькому и Павлову? Эти 6л5-
тодушные чаевники — Горький и
Павлов? Не верю, хоть лица и похо-
жи. Нет, это не Павлов — неустан-
ный экспериментатор. гениальный
новатор в науке, любитель городков
до глубокой старости! Нет, это не
Торький — весь в неустанных на-
блюдениях, зоркай, © его говорящими
руками и усмешкой, мудрый, и BSEI-
скательный учитель, страстный по-
‘лемист, пламенный трибун!

У Руднева хоропю написан натюр-
	морт. правда. неправомочно занявший   наиболее эффектной
	в картине едва ли не главное место.
Но более часто обратное явление:
художники не рассматривают второ-
степенные детали как .оргапичные
части композипии, епособствующие
выражению главной мысли, и поэто-
му смотрят на них как Ha довесок,
который можно писать небрежно, ©со-
бенно в крупномасштабных  карти-
нах. Так, у Басова какими-то прибли-
знтельными мазками написан весь
правый угол. Так; на многих варти-
нах молодых художников небо напи-
сано серо. невыразительно, некраси-
во. А стоит посмотреть кафтины
И. Левитана или, скажем, «Утоплен-
ницу» и «Последний кабак у заста-
вы» Перова, чтобы убедиться в том,
какая огромная доля обшето настрое-
ния картины сообщается, так CKa-
зать, аккомпанементом человеческой
темы в природе. В известной карти-
пе С. Дудника «Зали «Авроры» нело-
работано лицо боролатото солдата,
бросившегося к окну при звуках зал-
па. Очевидно. что жест солдата вхо-
дил, по мыели автора. в кохпозипию,
3 его лицо, его душевное состояние
в композицию Не входили и поэтому
не «заслужили» доработки.

композиции мешали ему вдуматься в
тему. продумать главные образы. +
ответствующие теме, и нащупать вы“
текающую отсюда органическую KOK
позицию. В частности, художник уб-
Pad имевшееся в ранних вариантах
изображение здания рейхстага и поз
вернул Бранленбургские ворота так;
что их нельзя узнать; кроме того,
сбоку хана лальняя перспектива, хо-
тя в действительности там стоят ло-
ма. В итоте по картине не видно. что
действие происходит в Берлине;
Г. Руднев считал, что все это нуж=
но было сделать для того, чтобы a
разбивать, а выделить большую’ груп=
пу людей справа. Но почему группа
нужна именно здесь, какая необхо-
лимость приковала ее к этой части
картины, почему для нее надо было
поступиться изображением тематиче-
ски важных зданий, — остается не-
ясным. Художник искал группировки
общими пятнами, & логика WX pass
мещения уекользнула, от него.
Хуложник А. Летгенченко, пишу-
ший картину «Сталингпрадцы», упор-
но ищет композицию центральной
труппы; я вилел более 70 эскизов
этой группы. Но поиски идут больше

Boe ara недостатки прямое след-  от общего пятна и общего лвижения.
	ствие отступления от классической   Я не совсем понял замыеел и спросил,
	традиции понимания композиции. Н0-   почему группа состоит именво из
	мимо всего прочего, такой подход к’

композиции приучает к лености мы-
сли, к неглубокому иллюстрированию
и 663 того известных ситуаций.

Я спелиально остановился на ра-
ботах молодых художников, так как
в них эти недостатки выступают

этих людей, какое конкретное б%в0е
залание привело их именно сюла и
что будет с ними, по мысли автора,
дальше. Оказалось, что хХуложЕиЕ
группу не продумал, и ряд конкрет-
ных композиционных деталей в суш-
ности противофечит его собетвенных
	наиболее выпукло, обнаженно, & для мыслям. Например, он хотел показать.
молодежи важно преодолеть их Как  что духовно сталингралны выше
	можно рацьше, прежде чем они 55°   фашистов. Но в картине это вырз-
	DCHILIHCE, BOULIH B itpHBBUREY. жается и в том, что советские воины
Ложный принцип постросния ком-   расположились выше врага на мест-
позиции бросается в глаза не только   ности. При этом Легенченко не заме-
	тогда, когда в одном зале собрана   тил, что его пулеметчик, ради эффект-
групна произведений молодежи, 8,   ного движения помещен так 91%
	скажем, и на Бевсоюзной. художест-
венной выставке 1949 года. Ограни-
чимея одним примером: картиной А.
Лавтионова «Вновь. я посетил...»
(Пушкин в Тригорекох). Многое в
неудаче этой картины  об’ясняется
непродуманностью ев композиции.
Живописца справедливо упрекали
в том, ЧТо он недостаточно уделил
внимания центральному образу. Дей-
ствительно, Пушкин. сидит в какой-
то совершенно статичной позе, при-
росший к скамье, со скучным выра-
жением на ‘лице, е стандартным
взглядом поверх зрителя. Неудача
центрального образа в значительной
степени предопределена и тем, - что
все прочее в картине существует от-
дельно от поэта, никак не «работа
ет» на главную тему. Пейзаж в кар-
тине должен бы быть программным,
то-есть попросту соэтвететвовать To-
му, 0 чем говорится в стихотворении
«...Вновь я посетил». Между тем
пи озера. которо «синея. — сете-
летея широко», ни рыбака е
«убогим неволом». ни  скривав-
шейея мельничы в картине вет В
ней нет всего того. на чем оетанавли-
валея’ взглял поэта. Что булилю в нем
воспоминания © прошлом. горестные
мыели © народной нищете, надежды
на счастливую жизнь потомков. Вме-
сто этого лан огромный пейзаже го-

ро 5%

стреляет вверх, т. е. не по противни-
ку, & через его голову.

В такой же мере ках  русекие
классики не признавали композиции,
исходящей из позирования я 33-
полнения холста, они не признавали
исходной точкой построения компози-
ции пятно или движение безотноси-
тельно в смыслу. `В найросках &
«Боярыне Морозовой» главное лваже-
ние — это не случайное пятно 4
событие, врезаошееся в толпу.
набросках в <«Покорению Сибири»
движение основных пятен также име-
ет глубокий емыел: налвигающаяся,
как таран, группа казаков. затем сте-
на отпора, затем дрогнувшие рпялы та-
тар, наконец, надо всем — группа
отчаявиихея всалников, Этой мые?
подчинена. вся Бомпозиция, вплоть
10 пейзазка,

Я позагаю, уже из сказанного 35
СТаточно ягно, что поверхностное я
произвольное понимание композиций
не только противоречит тралипии ве-
ликих. реалиетов. но является сейчас
серьезным препятетвием к совершен-
етвозанию сажетной картины. ly-
маетея, что вопрое об этом слелует
поставить очень резко и приедили-
альпо, особонию в связи с правильным
воспитанием молодых живонисцев,

А ЧЛЕНОВ.
	Мне кажетея, если спросить худо”-
ников Леня или Суздальцева, почему
у них три-четыре таких персонажа,
а не один или не двеналцать, TO B
лучшем случае можно получить от-
per: «A так удобнее было заполнить
холст». Во рсяком случае так OT BE-
чают сами переоважи вопротающему
о смыеле их существования на, холсте.
А у Сурикова нужны даже наблюла-
тели, не участвующие в событии:
равнолушный татарин В «Боярыне
Морозовой», не попихающий смысла
совершающегося, или задумчивый
иностранед. потрясенный и варвар“
	скве и в Ленинграле. Например, в! ственными речами выетупили замР-
	Менинградеком театре комедии совсем
нет штатных режиссеров, спектакли
ставят чуть ли не вее. ведущие ак-
теры. Режисеурй занимаются арти-
сты Ханзель и Суханов, Флоринский
и другие, Доли дошло до того, что
спектакли стал ставить и сам ди-
вектор театра А. Бурлаченко.
	В Москве свыше двалцати театров,
а молелых режнееерюв почти не вид-
но. Попытаемся вепоунить и Назо-
Rew несколько фамилий: А. Гончаров
(Теато. сатиры), А. Габович (Tearp
им. Вахтангова). В. Комисеаржевекий
(Тезтр им, Ермоловой), Б. Ровенсвих
(Театр. им. Станивлазвекого), С. Штейн
(Театр им. Ленинекото комеомола).
Но так ли уж мололы все эти м0ло-
дые режнесеры? Так ли уж ул0б\ю
подчеркивать их мололость и г0зо-
DHT о них, как о подающих надеж-
Thi? :
	Пам кажется, что кажлый теалр,
eC он являетея тействительно твор-
ческим организмом, лолжен иметь
своих мололых режиссеров. Это ка-
саетея в равной ‘степени МХАТ и Ма-
лого театра, Театра им. Вахтангова
н Театра им, Фралко. Театра им. Ру-
ставели и Латвийского академиче-
ского театра драмы. В кажлом из
этих, ла и в0 вех других театрах
должен быть режиссер, воспитанный
в духе и традициях данного театра.
Это большая и ответетвенязя задача.
	Слабая работа с молодыми режие-
серами, боязнь или нежелание пору-
чать им ответственную работу при-
вели к тому, что за последние годы
у нас сложился весьма ограничен-
ный круг главных режиссеров.
	За свою многолетнюю работу в ка-
честве руководителей театров они нз-
копили болыной режиссерский опыт
и приобрели популярность. Однако в
ряде случаев твердое и неизменное
положение руководителей привело
некоторых из этих художников к рз-
внодушию и успокоенности, в ис-
пользованию в творческой практике
ремесленных приемов и штампов,
в притуплению чувства Нового,
к нежеланию ставить ©вою  ра-
боту под огонь критики и само-
критики. В ряде театров  в08-
никла необходимость произвести
замену тлавных режиссеров, во
отсутетвие молодых кадров, имеющих
достаточный опыт практической ра-
боты, привело к тому, что изет в ход
список. состоящий из одних и тех
же имен. В итоге за последние пять
лет Степанов-Колосов, вапример. по-
бывал в Ставрополе, Ярославле, а те-
перь работает в Баку: Эльстон пере-
велен из Симферополя в Киров;
Треплев — из Куйбышева в Улья-
новск: Рилаль — из Ташкент» 8B
Харьков: Скибневский — из Улья-
новекз в.Витебек; Белов — из Пен-
зы в Иваново.

Кадры главных режиссеров лолж-
ны быть решительным образом
укреплены; на руководящую работув
театрах должны быть емело вылвину-
ты мололые режиссеры. Оныт Г. Тов-
стоногова (Ленингралекий театр им.
Левинекого комсомола), М Гертега
(Куйбышев). Н. Васильева (Apo-
славль). В. Иванова (Сталинграл) со
всей  убедительностью  локазывает,
что такое вылвяжеьние оправдывает
себя полностью, тем более. что глав-
ных режиссеров явно нехватает.
	Можно ли прелетавить себе более
вопиющий Факт безответетвенностя,
чем то. что в течение пелого гола нет
главных режисееров в ленинградских
театрах Комелии и Большом трама-
тичееком. нет главного режиссера в
Русском театре лрамы в Ташкенте и
в Сталинайале. а в Таллине. в Теат-
ре русской прамы режиссер В. Аксе-
нов в течение двух лет является ис-
полняюнщеим обязанности главного ре-
жисгера.
	Чрезмерная «осторожность» приво-
хит к нелооценке и боязни вылвиже-
ния молодых режиссеров. Но не в 01-
ной «осторожности» лело. К сожале-
нию, нет должного внимания к проб-
леме режиссерских кадров со стороны
работников Комитета по делам AC
кусств. Да и откуда им зналь эти
кадры. ели на выпускных спек-
таклях Телтрального института, на
защите режиесереких дипломов побы-
вали представители самых  различ-
пыхзорганизаций, за исключением
руководителей Управления кадров
Комитета по делам  некусств. А
как же можно распределять специа-
листов. если не имеешь о них даже
самого этлаленного предетавления?
	Нельзя забывать, что молодые ре-
жиесеры —- это будущее советской
тезтральной культуры. Они призвз-
ны обогатить ее новыми яркими
творениями сценического мастерет-
			ститель прелеедателя Вомитета m0
делам искусств при Совете Мини-
стров СССР В. Арапова, директор
[ADT А. Солодовников, наролная ар-
тистка РОФСР 0. Ленешинекая; уп-
	равляющий трестом =«Отреоитель»
В. Ротачев, = слесаръ-стахачовец
©. Paina.
	В работах ног реконструвции эта-
ния принимали учаетие свыше 100
прелтриятий. Оборудование и мате-
рнальЕ поступали из 20 торолов
страны, Реконетрукщии TORENT ITC
зрительный зал. электрохозяйство м
автоматика театра. Усовершеветвова-
но сборулование, провелены большие
отлелочные работы как внутри, так
и снаружи здания, Вее работы вы-
полиены Точно в срок и получили
хоронгую оценку.

В связи ‹ успешным охончанием
работ по реконструкции,  позволив-
гих открыть сезон точно в установ-
	ленный <рок, коллектив  ГАБТ
принял Постоянное шефство над
коллективом  работпиков — трест
	«Строитель». Цод шумные аплодис-
уенты собравшихся секретарь парт-
организащии Большого театра’ А. Tox-
ский зачитал текст обязательства
театра и огласил призыв ко веем дру-
THM тезтрам столицы также взять
культурное шефство над строителями
Москвы.

Собрание рлинолушно, © большим
пол’емом NOW HELO привететвче
товарилу И, В. Сталияу.

Строителям был показан спек-
такль «Иван Сусанил». Накануне
для строителей дан балет «Красный
мак».
	повые пьесы
белорусских драматургов
	МИНСК. (Наш коерр.). Новый сезон.
Tearp им. Янки Купалы открыл
25 августа премъерой спектакля
«Семья» И. Попова. Творчеекий
коллектив театра полготовил эту по-
становку во время своих летних га-
стролей на Украине,

В новом сезоне минчане увидят на

сцене тватра ряд новых пьес бело-
русских лраматуртов, В 33-й годов-
шине Великой Октябрьской сопиали-
стической революции коллектив те-
атра тотовит пьесу К. Краливы «По-
ют жароронки» — 0 современной
колхозной жизни. Драматург В. Вит-
ка написал для тедтра. пьесу о народ-
ном белорусском поэте Янке Ry-
пале.
_ Сейчае творческий коллектив. те-
дтра. репетирует пъесу В. Губаревича
«Цитадель славы». В ней рассказы-
вается 0 героических защитниках
Бпестской крепости в дни Великой
Отечественной войны. .

Театр работает также нал  поста-
позкой пьесы А. Корнейчука «Вали-
новая polar.
	В Пеятральном доме
работнеков искусств
	В средних числах сентября 80305-
новляет работу Центральный дом рз-
ботников искусств, Центральным ме-
роприятием сезона 1950—51 года
явится емотр творческого актива до-
мов искусств профсоюза Рабис на
тему «Борьба за мир и демократию
— против полжигателей войны». В
смотре примут участие чтецы, вокаля-
сты, актеры драматических театров,
представители жанра политической
сатиры на эстрале. Заключительный
тур смотра. состоится ‘в Москве в
ЦДРИ.

В течение. октября и ноября ПДРИ
организует ряд обсуждений, посвя-
щенных созланию образов рабоче-
го класса и колхозного крестьянства
на спенах столичных театров В план
включены вечера встреч коллективов
театров и промышленных поедлрия-
тий, заключивших между собой дого-
возы содружества.

В осенне-зимнем сезоне в ПДРИ
будут проводиться музыкальные 33-
чера, посвященные 175-летию Боль-
шого театра, выпуски устного альмя-
паха «Хочу: все знать» и устного
журнала «Новости жизни», TBODNE-
ские вечера коллективов и мастеров
искусств национальных республик и
стран народной демократии. Боль-
Moe место в плане занимают TBOP-
ческие вечера коллективов,  прини-
мающих участие во Всесоюзном
смотре художественной  самодея-
тельности.
	Биогразический словарь

деятелей руссиой музыкальной

Культуры

В Государственном центральном
музее музыкальной культуры ведется
работа по составлению . биографиче-
ского словаря русских музыкальных
деятелей. Редактирование этого из-
дания осушествляет специальная
редколлегия, возглавляемая членом-
корреспондентом Академии наук
СССР А. Оссовским.

Словарь будет состоять из четырех
томов общим об’емом в 120 печатных
листов В него войдут биографиче-
ские материалы о русских композято-
рах, музыковедах, вокалистах, инет-
рументалистах, исполнителях на на-
родных инструментах, хормейстерах,

`режиссерах оперных и балетных по-
CTAHOBOK, нотоиздателях, coOupate-

лях музыкального фольклора. К
биографическим статьям прилагаются
нотографические и библиографиче-
ские сведения; ,

Первый том словаря уже подготов-
лен к печати и будет выпушен  Го-
сударственным музыкальным изла-
тельством в конце 1950 гола. Все
издание выйдет в свет в 1952—1953
годах.
	Пропаганда музыки
братских республик
	В парках Москвы недавно. созтоя-
лись концерты, в которых. исполня-
лись произведения композяторов
	Армении, Украины, Белоруссия. На-
	лнях в Центральном парке культуры
и отдыха им. Горького будет проде-
монстрирован ряд произведений ком-
позиторов Эстонии.

В связи с лекадой азербайджанской
литературы и музыки, которую › на-
Meno прорестя в столице в конце
	’ РВ решении тех больних, ноистичю ехать в Минский русский театр на
	должность режиссера-ассистента, во
в послелний момент этот вариант 9T-
пал. Все еше iy? назначения
Й Тамяков и Р. Тевита.
	М. Турчинович, поставившая В
Смоленском драматическом  теате
хороший спектакль «Свадьба с при-
ханым», вынуждена была устроить-
ся на работу в Ралиокомитет. До сих
пор не имеют назначения режнесеры
М. Тер-Захарюва. Т. Иванова, А’ 9-
рос. А если учесть выпуски теал-
ральных вузов прошлых лет, мож
найти еще рях молодых режиссеров,
до сих пор не работающих по епеци-
альности. В. Романова,  отмечен-
пая на смотре советских епектак-
ней a3 поетановку «Двух Raly-
танов» В. Каверина в  Тбилис-
ском тюзе, не имеет режиссерской
работы. Режиссер В. Невзоров,
пропаботав три тола асеаетентом
	в МоскоРеком театре драмы. так и
на получил самостоятельной поета-
новкн, ушел оттула и работает в Ра-
диокомитете. Режиссеры Н. Aponen-
кая. утачно лебютировавная в Ту-
ле, и М. Ратнер, успешно иепробо-
равная свои силы в Тбилисском те-
атре им. Грибоедова. также до сих
пор не могут получить назначения.

Мы можем назвать и ряд других
молодых  резхиссеров,  остающихея
вне творческой работы, вне театра.

Наблюдаются м такие случаи:
MOTOIOH режиссер, попав в Te-
атр, включается в конкретную рабо-
ту нал спектаклем, но не веегда име-
ет возможность проявить сейя само-
стоятельным художником, Установи-
лась практика, что молодой режис-
сер, придя в театр, становитея 8<-
сислентом у главного режисеера. Де-
о 10. в общем. полезное, но He
тогла, когда  ассистентетво длится
голы, ий молодой режиссер становится
проето спутником болыного мастера,
теряя при этом собственное лицо.

Первая самостоятельная постанов-
ка — серъезнейшее событие в жиз-
ни начинающего режиссера. В ней
мололой художник лелает свою твэр-
ческую заявку на будущее, в ней of
стремител воплотить знания и навы-
ки. приобретенные в процессе обу-
дения. Театры обязаны делать все
возможное. чтобы дебютант мог най-
лучшиу образом осуществить свой
творческие планы, раскрыть CROW
 илтивидуальноеть.

Быть может, у нас вет нужлы в
молодых режиссерах? Her, нужда
есть, и самая насущная. Й особенно
отчетливо это вилно, когда знако-
мишься е проблемой так называемой
очередной режиссуры. Очередным 0е-
жиссером должен быть професеио-
нально образованный работник, вос-
питанный в театральном вузе, или
зежиссер-практик. имеющий большей
	профессиональный опыт. В ряле слу-
	чаев так оно и бывает. Но это далеко
не всегда.

В подавляющем больпинстве теат-
ров ввилу отсутствия очерелных ре-
жиесеров развита система совме-
стительетра, актерства с режиссурой.
Нало признать, что иногда актепы,
обладающие болыпим практическим
опытом, становятся хорошими режие-
cepamu. Ho зачастую люди, ве име-
юшие необходимой профессиональной
полготовки, пробавляются. ремеглен-
ничеством. простым использованием
накопленных за годы актерской ра-
боты технических приемов. Практика
ряла периферийных театров показы-
вает: что наиболее слабые спектак-
ли поставлены именно такими «сам)-
учками». В `Запорожеком театре им.
Щорса актер А. Авраменко поставил
спектакль «Как закалялась сталь».
Спектакль оказался серым.  неии-
тересным. и хороптие артисты во мно-
том проигрывают из-за беспомошной
режиссуры, В том же театре актером
А. Король поставлен спектакль
«Солнечный лом». могущий служить
образпом ремесленничества.
	В Днепропетровском театре им.
Шевченко актер В. Овчаренко поста-
вил спектакль «Петербургские ночи»
В. Малакова. а актер А. Белгород-
ский — пьесу В. Собко «Жизнь на-
чинается снова». Несмотря на силь-
ный актерский состав, спектакли по-
лучились вялые, неинтересные. так
хак в них отеутетвовала режиссура.
	Понятие очередной режиссуры ста-
ло у нас чём-то расплывчатым и нё-
четким, Вместо того, чтобы в кажлом
театре иметь отного-двух штатных
режиссеров, театры поручают трем-
четырем велущим актерам ставить
спзктакли Полобная неверная прах-
	THES лишает советский театр прито-
	ка свежих творческих сил, подгото-
вленных, квалифицированных м0л6-
хых калров.

Необхолимо отметить, что полобнае
положение имеет место лаже в Мо-
	Новая энспозиция Театрального музея
имени А. А. Бахрушина
	вом таких выдающихся актеров, как
М. С. Шепкин и П. С. Мочалов. Ряд
экспонатов отразит борьбу Белинско-
го, Герцена и передовых актеров того
времени с засильем на сцене пошлых
и безилейных водевилей и мелодрам.
	Крупнейшему русскому драматурту
А. Н. Островскому и современному
ему театру будет посвящен третий зал
новой экспозиции, Посетители музея
ознакомятся с лучшими постановкамн.
пьес А. Н. Островского в театрах’
Москвы: и Петербурга и < творчест-
вом выдающихся исполнителей этих
ньес. Ряд экспонатов покажет цензур-
ные мытарства, которым  подверга-
лись постановки ранних пьес велико-
го драматурга.
	Русская театральная жизнь NOCICA-
ней четверти ХТХ века найдет отражз-
ние в экспонатах четвертого зала.
Большое место будет уделено показу
творчества крупнейших актеров Мз-
лого театра — О. О. и М П Салов-
ских. Г. Н. Федотовой, А. П Лэвско-
	го, величайшей русской трагической
актрисы М. Н. Ермоловой. Докумен-
ты, фотографии, афиши и другие экс-
понаты ‘дадут представление о борь-
	исторических задач, которые постав-
лены перед советеким театром боль-
евистской партией, одна из круп-
ных ролей принадлежит нашей
режиссуре. Режиссер призван быть
вожаком и воспитателем творческого
коллектива, идейным руководителем
em работы. Быть на высоте своего
положения в тедтре — значит лля
режиссера быть передовым советским
художником, человеком всесторонне
образованным, живущим передовыми
общественными интересами, в совер-
шенстве владеющим свойм сложным,
многосторонним искуеством.
	Интересы лальнейшего развития
советского тезтрального искусетва
	требуют постоянного творческого Po~
	ст режиссерских кадров, непрерыв-
ного притока новых, свежих смл в
режиссуру. Между тем, естествен-
ный процесс притока новых вил В
режиссуру протекает у вас с боль-
шими трудностями.
	...В актовом зале института Шла
зашита дипломов. Молодые липломан-
ты, волнуясь, рассказырали 0 своих
первых . самостоятельных работах.
	Каждому из них было что рассказать,
	Отному материал попался трулный,
У другого — люди сложные и алми-
нистрация театра неподатливая. Рро-
тий столкнулся с коеностью. с недо-
верием в молодому спепиалисту.
	Дипломная работа J. Шеглова —
спектакль «Тайная война» в Ярос-
лавском театре им. Волкова. Молодой
режиссер подготовил его за лва меся-
па. С чувством искренней призна-
тельности говорил Щеглов 00 акте-
рах Ярославского театра. Спектакль
получил положительную оценку в
местной прессе.
	Мололая липломантка Р. Девитэ
осуществила на спене Тбилиесвого
тюза постановку светлой и ралостной
сказки С. Маршака «12 месяцев»,
И. Темяков дебютировал в русеком
драматическом театре Риги спек-
таклем «Зеленая улипа» А Сурова.
Тлавный режиссер театра А. Ефое-
мов пытался повести липломанта по
пути внентнего, поверхностного решо-
ния спектакля. Однако Темяков ре-
шительно воепротивилея.—он пред-
почел трудный, но благоларный
путь углубленной работы с актерами.
	Дипломантка М. Тер-Захарова с
успехом поставила пьесу В. Собко
«За вторым фронтом» в Астраханском
драматическом театре. Р. Чиаурели
осуществил в Тбилисском театре им.
Марджанишвили свою инсценировку
романа «Далеко от Москвы» В. Ажа-
ева: Л. Ратновский — спектакль в
Чкаловском драматическом TeaTpe,
Т Иванова — в Петрозаводеком.
	Шестнахцати дипломантам  пПри-
евоено звание режиссеров дхраматиче-
ского театра. Ведущие театральные
критики и режиссеры, смотревиие
хипломные спектакли, дали высокую
оценку работам молодых постановщи-
КОВ.
	Но вот прошла горячая пора гоу?
арственных ‘экзаменов. Получив
хипломы, шестналцать мололых р8-
жиссеров спешат в Комитет по делам
искусств. Они ждут серьезного эазго-
вора © творческих планах. 0 место
булущей работы. Уже известно, что
Л. Щеглова пригласили в Ярослав-
ский театр им. Волкова. что ПИ. Суш-
ко уехал в Минск, где поставил
«Калиновую рошу»’ А. Корнейчука.
Ждут назначения и остальные. Но в
Управлении кадров Комитета по ле-
лам искусств на них заявок не ока-
залось. В результате — молодые ре-
жиссеры, которые хотят и могут ра-
ботать, находятся в томительном
окилании назначения в тезтр.
	Что же делает Всесоюзный коми-
тет по делам искусств, чтобы вы-
править положение? Работники Уп-
равления кадров начинают ИЗыекИ-
вать любые способы, лишь бы как-
нибудь устроить мололых режиссеров.
Tar Л. Ратновскому предложили
ехать в Ртишево, но на поверку
оказалось, что в местном театре ре-
Жжиссера не требуется. Тогда появ-
ляется новое предложение — Драма-
тический театр в г. Энгельсе. Но и
там не оказывается свободной вакан-
сии. Кстати, в г. Энгелье все же
была ваправлена режиссером А. Го-
роховская. но, прожив там несколько
недель, она вынуждена была возвра-
титься в Москву, так как для нее не
нашлось работы. А Л. Ратновский в
конце конпов, получил предложение
работать в Борисоглебском театре, но
не через Комитет и не’ режиссером,
а актером, при одновременном выпол-
нении обязанностей режиссера. ибо
свободной режиссерской вакансии в
театре нет. .
	Не получают назначения по спе-
пиальности и другие вВЫПУСЕНИКи.
Режиссер М. Гутгари должен был
	В конце прошлого года. Геатраль-
ный музей им. А. А, Бахрушина раз-
вернул экспозицию по истории совет-
ского театра. Сейчас музей готовит
экспозицию, посвященную истории
русского дореволюционного театра.

Новая экспозиция разместится В
пяти залах. Материалы первого зала
дадут представление о попытках ор-
танизации в России  профессиональ-
ного театра при царе Алексее Михай-
ловиче и Петре 1, о деятельности ос-
нователя первого русского  профес-
сионального театра Ф. Г. Волкова.
Значительная часть экспонатов будет
посвящена также творчеству крепост-
ных актеров и крепостных, трупп. За-
кончится экспозиция первого зала по-
казом болыного патриотического
под’ема, охватившего русский театр
после Отечественной войны 1812 года.

Второй зал посвящается истории

усского театра с 1825 по 1861 гол:

осетители музея ознакомятся с экс
понатами разделов «Декабристы и
театр», «Грибоедов и театр», получат
представление о благотворном влия-
нии, оказанном на русский театр дра-
матургическим творчеством Пушки:
на. Лермонтова и Гоголя, мастерст-
	бе передовых русских театральных
деятелей — А. Н. Островского, А. Фэ-
дотова, М. Писарева и др.—за созда-
ние народного театра.
	Пятый зал отразит русскую  теат-
ральную жазнь в годы общественного
пол’ема. предшествовазтиие  револю-
ции 1905 года, в послеловавшей затем
полосе реакции (1907—1912 голы) и в
период нового пол’ема рабочего двя-
жения (1912—1917 годы). В нем бу:
дут выставлены материалы,  связан-
ные с созданием театра Комиссар-
жевской в петербургском Пассаже и
Московского Художественного театра.
Особое место в экспозиции пятого за-
ла займет показ кризиса буржуазного
театра в годы реакции и борьбы газ2-
ты «Правда» за передовое театраль-
ное искусство.
	Новая. экспозиция  Геатрального
музея им. А; А. Бахрушина не огрз-
ничится драматическим театром, Зна-
чительная часть ее посваитается
историн русской оперы и балета.
Болыцой интерес представят эксианя-
ты, связанные с оперным творчеством
композиторов «могучей кучки» и
п. И Чайковского:
	ноя г } г
‚ноября, Московская филармония 9©?-  нь проетранство).
		ганизует в Ломе ученых и в рабочих
клубах концерты азербайлжанекой
	  МУЗЫКИ: Концерты, посвященные му:
		зыке братских республик. состоятся
также в музыкальном лектории уни-
верситета. .