СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	фронте народов, борющихся за мир
	eo
По страницам журнала
„Сторенники” мира“
>
	Все шире и шире развертываю-
щееся во всех уголках земного шзра
движение сторонников мираг—эТо ак-
тивная борьба миллионов людей доб-
рой воли против поджигателей вой-
ны, разоблачение империалиетиче-
ских правительств; стремящихся раз-
вязать новую войну против стран,
вставших на путь социализма, про-
тив всего человечества, жаждущего
приобщиться к подлинной демокра-
тии. :

0 масштабах и формах борьбы за
мир, © том, как эта борьба растет и
птирится, наглядно и убедительно
рассказывает орган’ Бюро Комитета
Всемирного конгресса сторонников
	мира — журнал «Сторонники ми-
ра». Помещенные в вышедших номе-
пах журнала корреспонденции,
	письма, заметки развертывают перед
читателем захватывающую картину
великой борьбы + за мир. в которой
участвуют миллионы людей,

В семнадцати номерах небольшого
по обему журнала находит свое от-
ражение колоссальная работа по
консолидации усилий всех честных
людей в борьбе за мир. Журнал рас-
сказывает 0б огромном успехе сбора
подписей под Стоктольмским Воззва-
нием. чиело которых в дни, предше-
ствующие второму Всемирному кон-
‘требеу сторонников мира, прибли-
жается к полумиллиарду. Он пропа-
тандирует опыт переловых борцов за
мир. разоблачает полжигателей вой-
ны. Каждый номер журнала — это
свидетельство того. как развиваетея
движение сторонников мира, охваты-
вая новые и новые миллионы людей,

С расширением круга читателей
журнала, который, начав выходить
на двух языках. теперь издаетея
на восьми, увеличивается и чиело
его корреспондентов. Заметки, поме-
щенные в отделе «Со всех концов
земного шара», являютея евоеобраз-
ной перекличкой народов. слелавших
Стоктольмекое Воззвание знаменем
своей борьбы. Представители более
шестидесяти стран шлют корреепон-
денции в этот отлел. В пятналца-
том номере журнала помещены, на-
пример, отклики борцов за мир, по-
ступившие из 33 государств, Над
этими цифрами стоило бы призаду-
маться антло-американским органи-
заторам новой войны — господам
трумэнам, ачесонам и бевинам, ко-
торые, вопреки воле наролов во имя
интересов капиталистических моно-
полий стремятея ввергнуть челове-
чество в пучину Кровавой бойни,
ри и страданий; *

Значительное меето на страницах
журнала занимают, высказывания,
корреспонденции и призывы работ-
ников искусств. Прогрессивные ху-
дожники мира не’мотли остаться без-
участными к благородному движе-
нию борьбы за мир. В тревожные для
всего миролюбивого человечества дни
они служат делу мира, как rpamia-
не, как организаторы мае, как лю-
ди, отдающие. свое ‘искусство на
службу общему делу народов.

На обложках журнала «Сторонни-
ки мира» можно видеть плакаты,
стлеланные хуложниками Швеции и
Румынии, Японии`й Америки, Ара-
вии и Франции. Здесь и «голубка»
Пикассо, ставшая символом движе-
ния борьбы за мир, ‘и гневные, раз-
облачающие поджигателей войны
рисунки Таслицкого, и работы мно-
тих художников других стран. Раз-
ные по форме и манере исполнения
работы, стекающиеся в журнал с
всех концов земного шара. служат
	имя которого етало легендой, чело-
	век. который воплощает честь A OO.
	весть Америки. Искусство современ-
ности гордится тем, что в его рялах
есть такой человек, как Поль Роб-
сон. безраздельно отдающий себя де-
лу мира, делу защиты человечества
OT новой мировой войны, посвятив-
ший борьбе за мир вое велихко-
лепное дарование певца.

Искусство вхолит в борьбу за мир
как его составная часть. 05 этом
рассказывают многие заметки и fh
тографии журнала «Сторонники
мита».

Журнал печатает. серию фотоспим-
ков о Хиросима и рисунки © разру-
шенной Лилице, клеймит кровавую
агрессию американских империали-
стов в Корее, публикует полные гне.
ва заявления и корреспонденции
лучших писателей и художников
мира, напоминающих 06 ужасах ми-
нувшей войны.

Духом гуманности и оптимизма
проникнут весь журнал.  Подлых
разоружающим утверждениям под-
купленных <нобов от искусетва,
призывающих не бояться атомной
бомбы, потому что она позволит чв-
лоречеству освободиться от «страда-
ний жизни», OH противопоетавляет
болрую, оптимистическую  уверев-
ность в силах мира, которые победят
войну.

Подготовка ко второму Всемирно-
му конгрессу сторонников мира ак“
тивизирует и работников искусства
— борпов за мир. Конгресс, несом-
ненно, будет яркой демонстрацией
единства человечества в его борьбе
против поджигателей вовой войны,
убийц в Корее, захватчиков на Тай-
ваче, рабовладельцев в маршаллизи-
рованных странах. Й деятели искуе-
ства, активные участники борьбы 38
мир, созхадут новые произведения,
прославляющие мирный творческий
труд и клеймящие человеконенави-
стничество банкиров-атомщиков.

ЗКурнал «Сторонники мира» 0тоб-
ражает эту великую борьбу, От но-
мера в номеру растет ето популяр
ность: во всех уголках земного тата.
Растет, ширится и крепнет веемир-
ный Фронт еторонников мира. Уве-
ренней и тверже становится их WHO
гомиллионная поступь. Никакие про-
иски поджигателей войны не в си-
лах остановить жаждущих  мирз и
счастья людей, ортанизовавшихея для
борьбы за мир во всем мире. _

А. АНДРЕЕВ,
	епоколебимая. пост
	неопровержимым свилетельством
полной уверенности прогрессивных
мастеров искусств всех стран в
том, что мир пойелит войну.

«На нах. на писателях, лежат оео-
бые обязанности как зв отношении
будущего, так и в отношении самой
Америки... Нд нас лежит также долг
перед народом, который к вам при-
слушивается, — долг говорить праз-
ду... А правда заключается в том, что
здесь, в Америке, есть такие люди,
которые не хотят мира и даже боят-
ся его. Мы считаем. что этот страх
перед миром представляет смертель-
ную опасность для человечества. Мы
не только не боимея мира, но глубо-
Ко и горячо хотим жить в мире со
всеми народами». Под этим письмом
подписались тридцать три писателя
Америки. Среди них — такие крул-
ные мастера, как автор «Глубоких
корней» лраматург Арно д’Юсео. ав-
тор «Банды Теккера» Айр» Уолферт,
прославленный поэт Лэнгетан Хьюз и
известный прозаик Майкл Голд. Cpe-
ди них—ТГоварл Фаст, Алберт Мальц
й Джон Говард Поусон, люди, чью
героическую борьбу с фацгиетской
комиссией по расследованию  анти-
американской деятельности знает
весь мир, люди, которые бросили в
лицо правящих вругов США гневные
велова разоблачения, презрения и не-
нависти и за это были заключены в
тюрьму.

«Можно заставить войну отету-
	ТПИТЬ»,-——поворит на страницах жур-
	нала известный французекий певец
Ив Монтан. «Мир зависит от каж-
ого из нас. Вое люди. желающие ми-
	ра, должны 0бехиниться и тобиться.
	об’‘явления атомной бомбы вне зако-
на. Если эта первая пель будет ло-
стигнута, опасность войны почти
сразу же уменьшится», — пишет на
страницах «Сторонников мира» зна-
менитая негритянская певица Мари-
ан Андерсон.

То, что думает каждый mporpec-
сивный деятель искусства, выека-
зал Томас Манн. Он заявил, что долг
кажлого честного художника — уча-
ствовать в борьбе против фашизма,
против войны. Французский писа-
тель Пьер Бенуа, подписав Сток-
гольмское Воззвание: заявил: «Я не
понимаю, как можно отказаться от
сваих взглядов». Писатели Лион
Фейхтвангер и Марта Долл, актеры
Ив Монтан и Сен- Гранье, киноработ-
ники Ёлод Отан Лора, Анри Дакэн,
архитекторы Аберкромби, Калол Cana
	Дин и Вильям Олеон вместе с творче-
скими работниками Чехословакии,
Польши и других стран подписывают
	Боззвазние против войны, требуют
обузлания ее поджигателей.

Голланлекий кинорежиссер Йорис
Ивенс призывает таботников кино
создать фильм о борьбе за мир. Он
хочет поставить и ставит киноие-
кусетво на службу этой борьбе. «Те
из ас, кто работает в области куль-
туры, — говорит он, — берут на
себя лвойную ответственность, под-
писывая воззвание: мы должны пре-
хупредить народ 0б опасности, кото-
рой угрожает им эта бомба, и бороть-
ся 38 то. чтобы наше творчество бы-
ло оптимистичееким выражением не-
сокрушимото союза с жизнью». Гол-
ливулу мертвящему и разлатающему
Йорис Ивене противопоставляет бла-
городное и жизнеутверждающее ис-
кусство прогрессивной кинематогра-
Om.

С гневной, бичующей статьей вы-
ступает в журнале Роже Буссино,
расеказывая © том, как кино США
помогает подготовлять войну, о том,
как оно служит делу пропаганлы
человекоубийственной бойни. «Уже
давно в качестве сретства морально-
го разложения используются так на-
зываемые «черные» фильмы... В мо-
мент. когла более шестисот милдио-
нов людей нашей планеты заявили о
своей воле к миру, с киноэкранов
старались возлействовать на Каждо-
го из этих шестиеот миллионов по-
одиночке, привить им культ болэзнен-
ных наслаждений, полкупить их и
одновременно запутать мнимым <оди-
ночеством человека». Этот маневр по-
терпел неудалу...». И Буссино рае-
сказывает, как в обстановке террора,
в обстановке ‹опротивления кино-
дельцов возникают во Франции, в Ки-
Tae. в Бразилии, в Италин м лаже в
самой Америке фильмы. проелавляю-
щие жизнь, мир, свободу и человеч-
кость. Он говорит о том, что мутно-
му потоку клеветы и лжи противо-
стоят советские фильмы, прослав-
ляющие труд и свободу.

Много внимания посвящает жур-
нал сбору подписей под Стокгольм-
ским  Воззвакием. Он публикует
сводки ‘не только по странам, по ор-
ганизациям. Он ! рассказывает о том,
как борются за мир выдающиеся
представители культуры и искусст-
ва разных народов, Журнал пропа-
гандирует опыт борьбы, которую ве-
дет в США Поль Робсон, человек,
	В Мжкву — столицу нашей вели-
кой Родины — с’езжаютеся со всех
концов Советекого Союз»  лелегаты
второй Всесоюзной конференции ето-
ронников мира. В их сердцах, в серд-
цах всего нашего народа звучат ието-
рические слова товафиша Сталина’
	«..заслуга Мжквы состоит в том,
что она является глашатаем борьбы
34 прочный мир и дружбу между ва-
родами,  глашатаем борьбы  про-
THB поджигателей новой войны.
Для империалистов война является
наиболее доходной статьей. Не ули-
вительно, что агенты империализма
стараются так или иначе спровоци-
ровать новую войну. Заслуга Мсквы
состоит в том, что она неустанно
разоблачает  полжигателей новой
войны и собирает вокруг знамени
мира вее миролюбивые наролы. Из-
вестно, что миролюбивые наролы ©
належдой смотрят на Москву, как на
столицу зеликой мирелюбивой дер-
ABE и как на могучий оплот мира».

Всё мы, и стар и млал, лю-
бим Москву, как центр нового мира,
где живет и работает на благо всего
трудового человечества  знаменосец
мира великий Сталин. В глазах всего
прогрессивного человечества Москва
— носительница самых передовых,
демократических и гуманистических
илей современности. вытажающих
чаяния всех люлей лоброй воли,
	В Москве, с трибуны Колонного
зала Дома союзов, делегаты Конфе-
ренции сторонников мира, выражая
	Реакционные философы создали
гнусную теорию, утверждавшую, что
война является естественным соетоя-
нием человечества. Какая это мерз-
кая клевета на люлей!
	Может ли человек мириться с раз-

рушением горолов и сел. убийством
детей, уничтожением пооизведений
живописи, скульптуры, архитевту-
ры? Желать войны могут только те,
кто во имя своей наживы. во имя
своих прибылей, тотов на любое
преступление. Но ведь таких людо-
едов ничтожная кучка. Человече-
ство — это не они! Человечество —
это сотни миллионов тружеников:
рабочих, крестьян. интеллигентов. И
AIM BUX естественное состояние =—
мир!
_ Человечество любит мир и стре-
митея всеми силами отстоять: его: от
наглых покушений  позжигателей
войны. И все люди доброй воли, aa
всем земном шаре, в своем стремлении
защитить мир © надеждой обрашают
свои взоры в нашей великой Родине
— Союзу Советских `Социалистиче-
ских республик, к нашему дорогому
вожди, великому знаменосцу мира
товарищу Сталину.
	`Вее народы. видят в нашей Родине
оплот мира потому, что советский
народ — народ-созидатель. Нигяе в
мире нет такого гигантского по раз-
маху строительства. как в Советском
Союзе. Мы строим колоссальные по
масштабам  гидроэлектростанции и
жилые лома для рабочих и служа-
щих. Мы строим грандиозные каналы
и агрогоротё для колхозного кресть-
янства. Мы строим новые заводы,
фабрики, железные дороги и новые
дворцы культуры. клубы. научно-
	Это — произведение о поэзии
колхозного труда, о новой счастливой
жизни тружеников сопиалистических
	полей. Театр покажет также оперу
композитора М. Класева «Морозко», в
	которой в сказочных ‘образах дана
борьба светлого; доброго начала про-
тив темных сил, Тема спектакля
тлубоко символична: свет и добто,
начертанные на знамени мира, побе-
дЯТ темные силы оеаклии. Зритель
скоро увидит на нашей сцене балет
композитора А. Баланчиралзе «Руби-
новые звезды». Ето тема и содержа-
ние—дружба народов СССР. Никому
не удастся сокрупгить великую ста-
линскую дружбу натодов чнаней
страны, уверенно идущей к комму-
низму! Мы поставим также балет
композитора В. Юровского «Знамя
мира». Перед зрителем иройдут эни-
золы борьбы трулящихся Италии ирэ-
тив наглых факельшщиков новой бой-
ни. На спене будут воссозланы обра-
зы мужаственных сынов итальянеко-
го нарота. восстающего против вну-
тренней резкдии и ев заокелнеких
империалистических влохновителей.
	Советская художественная интел-
лигенция монолитна в евоем стрем-
дении отстоять завоевания культуры
от хищнической агрессии американ-
ских поджигателей войны. Советекие
мастера искусетв и в том числе дея-
тели театров Москвы идут в первых
рядах борцов за светлое будущее, за
мир лля веего человечества.
	Н. ГОЛОВАНОВ,
делегат второй Всесоюзной кон-
ференции сторонников мира, на-
родный артист СССР, лауреат
Сталинской премии.
	мунизма. Советекие люли, не щаля
вил, трудятся во имя дальнейшего
расцвета, своей Родины, во имя co
здания изобилия материальной и ду-
ховной культуры. Й миллионы про-
етых людей — архитекторы и ка-
менщики, инженеры и бетонщики,
металлурги и угольщики. железно-
дорожники и текстильщики — все
трудящиеся огромного нашего Co-
ветского государства погружены
пеликом в творческую работу, в сози-
тание.
	Ооветеким людям чужда  жажла
разрушения — они строят! И они не
хотят, чтобы их семьи. их дети
подверглись ужасам новой войны.
Они хотят, чтобы мир царил над всей
земтей.
	Вот почему я почувствовал такую
большую, такую BIACTHYH силу в
наказе, ланном мне рабочими, архи-
текторами, инженерами, служащими.
строительства нового здания Москов-
ското государственного  универеите-
та.

Мы, советские архитекторы, —
служители созидания. Наш труд на-
правлен на улучшение жизни наро-
да. Для нас мирная жизнь — это
возможность применить свои творче-
ские силы, развивать свои спосэбно-
сти в стране, которая пол волитель-
ством гениального Сталина идет в
коммунизму. И мы слелаем вее необ-
холимое для того, чтобы отстоять мир
во всем мире.
	i, ABPOCHMOB,
делегат второй Всесоюзной.
конференции сторонников мира,
архитектор, лауреат Сталин-
ской премии.
	‹ вапгим тезисом, что наука лолжна
	елужить политике. Л хочу служить и
всю жизнь служу вечным истинам,
равно обязательным и в Берлине и в
`Москве, Я не знаю алгебры немецкой
или русской. Геометрические форму-
лы вне партийных программ, py
Ирина. и высоко над ними... Извини-
те. что я так прямо говорю 9б этом...
	Ирина: Меня только радует ваша
прямота. Мы тоже за научные исти-
	мысли и волю всего советевото на-
рода, вновь подтвердят народам всех
стран наши миролюбивые стремле-
ния. Они продемонстрируют нашу
готовность активно отетаивать дел)
мира. активно` бороться ‹ крова-
выми происками американских им-
периалистов — поджигателей новой
ВОЙНЫ.

Москва. сердце нашей страны, вы-
соко держит знамя социалистическо-
TO, похлинно народного, самог» пере-
лового в мире искусства. Важлый
вечер распахиваются двери сотен
театров, кино, клубов. концертных
залов. Тысячи зрителей заполняют
ежевечерне сверкающий позолотой и
бесчисленными огнями хоустальных
люстр зал Большого театра. Где. в
какой стране есть еще такой велико-
лепный, полный яркого творческого
торения театр. как наш Большой!
	Это — национальная готлость руе-
ского народа. Артисты Большого
театра евоим искусством помогают
	советским людям в их борьбе и тру-
де, помогают им глубже познать
прекрасные творения русской клас-
сической и советской музыкальной
KYALTYDHI, влОохнОовляют Ha новые
трудовые подвиги в стооительстве
КОММУНИЗМА.

В эти исторические лни, когда
весь советский нарол охвачен пафо-
сом мирного созидательного труда во
имя дальнейшего расцвета нашей
социалистической Отчизны, — трех-
тысячный коллектив Большого теат-
ра вносит и свой вклал в дело борь-
бы за мир Мы готовим оперу Г. Жу-
ковского «От всего сердца».
	Созилание
	исследовательские институты, УНИ-
вереитеть театры. музеи.
	Мне выпала честь принадлежать
Е огромному двеналцатитысячному
коллективу строителей. возволящих
в столине новое 26-этажное злание
Московского  тосуларственного уни-
верситета. Этот коллектив избрал
меня делегатом на вторую Веесоюз-
ную конференцию сторонников мита.

Уже самый факт возведения ве-
личественного и монументального
здания университета. xe будут
учиться и жить тысячи юношей и де-
вушек, овладевающтих всеми отраеля-
ми знаний для блага человечества,
свидетельствует о мирных  стремле-
ниях советекого. народа. :

Еще лучше. еще краше станет в
ближайшие ‘годы наша Москва. Пер-
вые восемь высотных зданий столи-
		дилых домов уле закладывают 0-
нову архитектуры коммунистической
Москвы и придадут ей новый облик.

Рабочие, инженеры, архитекторы-
строители поручили мне передать де-
легатам второй Всесоюзной конферен-
ции сторонников мира, что они стоят
на вахте мира и прилагают все уги-
лия К тому. чтобы заверитить в срок
	—= К КОНЦУ 1951 гола — етроитель-
	ство здания МГУ.

Строители университета просили
меня ваярить © трибуны конферен-
ЦИИ © своем возмущении ‘происками
поджигателей новой войны.

Нашему нароту. нашему госулат-
ству война не нужна. В вашей
советской жизни ничто не побуж-
лает в войне. Сталин указывает нам
путь в коммунистическое завтра.
Большевистская партия мобилизует
воветский народ на построение ком-
	о lum lr lr ОЕ
	Берг, его дочь Елена, Глан, не-
еколько гостей, среди них —
Гамсун.

Берг (вставая с бокалом): Дорогие
дети, мы празднуем ваше брако-
сочетание в очень тяжелое время.
Чудовищный грохот войны достиг и
наших тихих берегов. Но человек
должен, обязан верить в будущее в
бороться за него. ~

Последние слова Берга прерывает
	на мистером Додлом, на все ваше
имущество наложен арест.

Берг: Вы кончили?

Райт: Не совсем. Расходы по в4-
шему от езду из Америки министерст-
во юстиции берет на себя. И виредь
XO погрузки на пароход вы и ваша
дочь арестованы...

Ночь в нью-йоркском порту. In
вень. Пустынная набережная,

Из мрака появляется тюремный
автомобиль, сопровождаемый пелым
отрядом полицейских на мотопиклах,
На другой машине под’езжает Райт.

Райт: Эй, парни, тащите их сюда...

Из тюремной машины выволят Бер-
	га и Елену. Окружив, полицейские
ведут их на пароход.

° Я
И — наплывом — зал заселаний

всемирного конгресса, физиков. В пре.
эидиуме — Муратов, Жолио-Вюри,
	Берг, Бернэлл и другие.

Берг (вставая за столом презндиу-
ма): Господа, коллеги, друзья!
`Мы собрались здесь, физики ^ всего
мира, несмотря на различие язы-
ка и  национальноети, BSPALIOB
и звезд, под которыми мы живем. И,
хотя мы говорили здееь не о теори-
ях и приборах, не 0б открытиях и
законах физики, мы честно выполня-
ли свой лолг ученых во имя интер
сов науки, человечества, будущего.
Мы поняли, что должны вместе го
всеми честными учеными, вместе ео
всеми честными людьми на земле
защитить мир, спасти детей, играю-
щих за окнами этого зала, и детей
всех городов мира, спасти книги,
написанные нами и задолго ло нас,
спасти прекрасные города, созлая-
ные трудом тысячелетий, спасти
счастье и жизнь сотен миллионов
людей...

Гул одобрения в зале, Берг про
должает:

— Наш контгреее единогласно по-
становил принять присягу миру.

Зал встает как один человек,

Берг выходит вперел и произносят
слова ‘прлеяги, которые повторяет
за ним конгресс...

Общий план всего конгрегеа Пе-
легаты произноеят елова присяги:

— Я присягаю в том. что буду &-

a ee Ы <
	роться за мир, против поджигателей
РОЙНЫ. -
	LAY... может. быть, прав Грейвуд, и и  лывает значок в лацкану его пих-
	надо ехать, чтобы оттуда помочь ро-
длине... Я решил посоветоваться с
тобой — ведь ты мой старый друг...
	Тамсун несколько растерян. Он
еще не решился признаться Бергу в
своих евязях с гитлеровцами. Он на-
чинает издалека, осторожно:

— Бак cede сказать, Рикард...
Жизнь сложнее прямолинейных ре-
шений... Ты говоришь об освобожде-
нии Норвегии. А что. собственно,
произошло? Мировая война, времен-
ная оккупация... Но немцы, все-таки,
	признают, что мы — нордическая
раса...

Берг: Я не понимаю тебя, Кнут...
Гамсун: И потом, если rope-
	рить прямо, у Питлера есть злоровое
зерно... Идея сверхчеловека. Филосо-
фия силы... Я писал об этом еще в
«Пане»...
	Берг: Опомнись, что ты говоришь!

Гамсун: Не пойми меня преврат-
0... Но, Рикард, ты же не станешь
отрицать, что в силе — поэзия...

Берг, бледный от волнения, еще не
смеет поверить страшному  подозре-
нию. Раздается стук в дверь, и, не
ожидая разрешения, входят Квислинг
— «правитель» Норвегии а Гюнтер
Керн—«ландефюрер лля Норвегии».
06а в парадной форме, с полчеркнуто
торжественным выражением лиц.

Керн: Хайль Гитлер! ‚

Квислинг; Хайль Гитлер!

Растерявшийся Гамсун идет им
навстречу,

Керн: Господин Кнут Гамсун! Я
имею приказ фюрера, ешо личный
приказ, передать вам его привет и
благодарность за, чувства, выражен-
ные в вашем письме, полученном им.
Фюрер высоко ценит в вашем лице
потомка древних викингов. предета-
	‚вителя. порлической расы. В ознаме-
	нование ваших заслуг фюрер на-
траждает вас, госпотия Гамсун, выс-
шим орденом империи — золотым
значком национал-социалиетской
партии... Охну минуту, я обязан сле-
довать ритуалу...

Верн открывает дверь и делает
знак. Три барабмищика, стуча тяже-
лыми сапогами и четко печатая шаг,
входят в кайбигет и заетывают на. ме-
сте. По. знаку Керна возникает
барабанный бой.

Верн подходит к Гамсуну и прика-
	Крупно — капли’ пота на лице
&

Трещат барабаны. Керн кричит
«Хайль Гитлер!». 3a ним кричит
Квислинг. Трещат барабаны...

Сутулясь от страшной боли. Берг
тихо, неверной походкой, выходит из
кабинета...

И — наплывом — Берг в своем
кабинете. С искаженным лицом он
достает из шкафа книги Гамсуна и
швыряет их на пол. Он кричит испу-
ганной Елене*
	— Вернуть это Гамсуну!.. Сейчас
2е!.. Немедленно!
		„совесть жира“
		Сценарий Л. Шейнина «Совесть мира» посвящен актуальным во-
проесам современности. Борьба материалистической философии с реак-
ционным идеализмом в современной фчзике; трагедия крупного нор-
вежского ученого Рикарда Берга, обманутого американским импе-
	DHATHSMOM,
	его постепенное прозрение и переход в лагерь мира и
	демократии; моральное превосходство советских ученых — академи-
ка Муратова и Ирины Прохоровой, борьба советской науки за мир и
	фильма. Действие
	счастье человечества — такова тема будущего
	ны, профессор, и тоже за алгебру и! резкий звонок, Гоети встревоженно
геометрические формулы. Мы только   перешептываются:
	— Так поздно. ETO это может
	— Неужели тестапо — обыск...

— Спокойно, гобпода, спокойно!

Берг сам идет в переднюю. Напря-
женная пауза’ Доносится голос
Берга:

— Да, Берг... Какой Грейвуд?
Что?

Затем слынен етуЕ открываемой
лвери и взволнованное восклицание
Берга:
	— Ато я вижу! Вы. американ-
	CRU Физик, — в оккупированной
	немцами Норвегии?!

И утеренный, веселый ответ
Грейвуда:

— Не удивляйтёсь, доротой кол-
лега, мир населен неожиданностями.

Берг и Грейвуд входят в столовую.
Берг радостно произносит: ^

— Господа, ечаетлив представить
вам ° своего коллегу, профессора
Грейвуда. (Грейвулу): Не бесло-
койтесь, здесь вое свои... И вот, м-
жете поздравить. новобрачные...

Грейвуд: 0, я знал. когла при-
ехать... (Елене и Глану): От души
позлравляю вае!..

Й — наплывом — кабинет: Берга.
On и Грейвуд продолжают разговор.

Грэйвуд: ...и оставаться вам злесь
бессмысленно. Ваша научная. работа
прервана. Вы`с семьей лолжны не-
медленно переехать в Америку, Сам
мистер Додд прислал меня за вами.
Там вы принесете‘ гораздо ‘болыше
пользы своей  измученной родине,
нежели оставаясь злесь, пол надзором
rectano. В условленном месте нас
ждет американекая подводная  лод-
ка... Поверьте, это лучший выход...
	%
„ Рабочий кабинет. Кнута Гамсуна.
Они Берг продолжают разговор.
Берг: Я не знаю, как поступить,
	спрашиваем

служат

эти
	формулы и эти истины? Мы хотим.   быть!
	чтобы наука, и ее открытия служили
человечеству, & не его врагам, наро-
лу, а не кучке его угнеталелей. Вы
	развертывается на протяжении 1939—1950 годов и происходит в СССР.
		Норвегии, Америке и Франции. Картину «Совесть мира» ставит
	киностудии «Мосфильм» заслуженный деятель искусств РСФСР ре-
	жиссер А

Росм.
	эти иллюзии действительно. pacceH-
вает утро — утро науки...

Огромное красное солнце встает на
горизонте. Все купается в ето лучах
— снежная вершина горы. скалы,
раскинувшийся внизу фиорд.

Берг: Не знаю, не знаю... Я читал
отчет о вашей диссертации и BO MHO-
гом не согласен е вами. Вы настаи-
ваете на том, что  материалистиче-
ский подход — единственно  вер-
nit. Почему? Как вы знаете, я не
материалист, но сумел кое-что еде-
лать в физике...

Ирина: Вы слелали не кое-что, а
многое, профессор. Но кажлым свойм
открытием, каждой своей победой
вы обязаны именно тому  диалекти-
ческому методу, с которым не сог-
ласны. Да, да, не удивляйтесь —
вы в своей науке материалист. Ленин
называл таких, как вы, стихийными
материалистами и говорил. что они
впускают материализм через. заднюю
дверь...

Берг: Я материалист? Признаюсь
— не подозревал... Ве всяком слу-
чае, я не приемлю никакой догмы.

Ирина: Тогда мы союзники. Мате-
риализм тоже отрицает догму.

Берг: Мне. казалось иное. Вы рез-
ко обрушиваетесь на своих против-
ников. У вас одна схема, — друзья и
враги, антелы и черти. А как быть
® теми, кто стоит посреди? Ведь их
большинство...

Ирина: Да, их еще много, елиш-
ком много. И мы боремся за этих мно-
ТИХ. 1
	Ниже мы печатаем эпизоды из сценария «Совесть мира».
		Норвегия, Осло, 1939 год.

В сумраке рассвета бьют часы —
пять чагов утра.

Ирина Прохорова стоит у окна,

Темное небо чуть розовеет на го-
ризонте — близится восход солнца.

Входит Берг,

Берг: Доброе утро, фру Ирина. Я
чуть не опоздал. Восход солнца надо
Наблюдать с вершины горы. Я так
устал от этих торжественных 3ace-
даний, что едва, не проспал...

Наплывом — Ирина и Берг. под-
нимаются в гору по снежной тро-
пичке.

Безг (продолжая разговор): ...0п:
TUMN3M — закон молодости, фру
Ирляа. А я вижу много оснований
5 скептицизму. Истина так обман-
чива и неуловима.. Углубляяеь в
мир атомов. электронов, мы попала-
ем в сумерки и, может быть, захо-
дим в ТУПИЕ... Да, может быть, на-
ше знание так же иллюзорно, как
эта дымка нал фиорлом... Вот взой-
дет солнце и нечезнут иллюзии...
	Ирина: Я не согласна © вами,
профессор. Оптимизм не только 33-
	KOH молодости, но и завон науви.
Малериализи учит, что мир. и его за-
кономерности вполне  познаваемы.
Нет в мирз непознаваемых вещей, 4
есть только вещи, которые еще не
нознаны... Но они будут  познаны
сеплами науки и практики. И разве
вся история науки не доказывает
store? Разве выии собственные рабо-
ты не товорят о том же? Значит,
HIAW30PHH не возможности познания,
	а сомнения в этих возможностях. JI! Берг: Но я никогда не соглашусь
	це хотите заниматься политикой, но ! женная пауза’
ведь она занимается вами, не спра-  Берга:
	пРивая вашего согласия...
Берг: Политика? Мною?

Ирина: Да, вами. Политика вры-
вается в ваш дом. профессор Берг,
	как бы плотно вы ни затворяли его  .
	окна и двери. Врываетея в вашу
семью, как бы вы ни старалиеь ее
оградить. И в вашу науку, как бы
вы ни верили в ее «чистоту»... Й
пока вы провозглашаете беспартий-
ность своей науки, ее уже где-ни-
будь, даже не спрашивая вас, поку-
	ИЕ TPOASIOT, MPC BAUBANT WAH   py
оо,
		Америка, 1950 год.

Летняя терраса в доме Берга. On
беседует с группой американских фи-
Зиков.

Берг: Я получил телеграфные по-
здравления многих ученых Европы
по поволу того, что американская фо-
дерация физиков приняла решение не
участвовать в работах по созданию
водородной бомбы: Мы недаром по-
трулились, друзья... Но эт еще
только начало...

Один из ученых: Вы правы, колле-
га. В наше время уже недостаточно
только голосовать за мир. 3a него
нало бороться...

Берг: Я внес предложение о созы-
ве всемирного чрезвычайного кон-
гресса физиков. Мы открыли атомную
энергию, имы обязаны предотвратить
	©ё использование убийцами... Жолио-
	ВАюри и академик Муратов полдержи-
вают мое предложение. Скоро я по-
кину Америку, друзья, чтобы в Евро-
пе подготовить этот конгресс...

Стук в лверь, и сразу входят чи-
новник ФБР Райт и трое полипей-
	Райт: Добрый вечер, лжентльмены.
	Профессор Берг?
	Берг: Я.

Райт: Имею честь вручить вам
предписание миниетра остиции. Вы,
как незаслуживающий доверия ино-
‘транец, должны покинуть террито-
	OE EOE eee

PHD Соединенных Штатов в двадцать
четыре часа,
		доверие гогподина министра. Вее?
re —~ 32%
	КГС, Е У, ЗАРЕ: ОРУ

Райт: Почти. В связи © иском.
	a

пред явленным 5 вам главой концер-
	Наплывом — кабинет генерально-   pay
	19 директора американского энерге-
тического кондерна мистера Дэлда.
Он сидит за своим столом. Входит.
его секретарь Томсон.

Томсон (читает): «Вее наши пред-
ложения Бергу переехать в Америку
для продолжения своих работ кате-
горически им отвергнуты. Он отка-
залея также продать нам свой метод
получения акватана. Пытаемся воз-
действовать на него через правление
норвежской национальной компании
электричестве, в которой он служиг.
Фрэнк, Грейвуд».

Додд: Так... Сегодня же, Томсон,
скупите на бирже все акции нор-
вежекой компании электричества и
ферросплавов. Он будет работать у
меня!..

©
	Норвегия. 1942 гол.
	&вартира Берга. стол, накрытый
для свадебного ужина,