тороне от творческих вопросов.
	‘общили 06 этом совешанию т. Садки-
	сов (Ленинтрад) и т. Отебловекий
(Киев). № сожалению, выступления
большинетва директоров периферий-
	ных филармоний свилетельствовали
	© том, что широкого обмена TBOpPU2-
ским опытом между концертными ор-
танизациями не существует. Даже та-
кая недавно найденная форма’ со-
вместной работы, Kak кустование
(творческое об’единение нескольких
соседних Ффялармоний © целью более
планомерного художественного 06-
служивания слушателей), исполь-
зуется совершенно недостаточно.

Справедливо критиковались на, ©о-
вещании методы руководства  кон-
цертной работой co стороны Главного
упразления музыкальных  учрежде-
ний Комитета, по делам искусств пря
Совете Министров CCCP. Главнее
управление музыкальных  учрежде-
ний оторвано от ряжовых концертных
работников, плохо знает их нужды
и запросы.

Значительная часть важнейших
творческих проблем осталась вне по-
ля зрения совещания. Произошло
это потому. что многие руководители
концертных организаций использова-
ли предоставленную им трибуну
только для того, чтобы лишний раз
жаловаться на трудности работы, по-
ставить вопросе ‘перед. Комитетом о
предоставлении им дополнительных
штатных елинил. На совещании ни-
ЕТО. кроме секретаря правления Сою-
	за  созетоких композиторов СССР
В. Кухарекого. не нашел времени
для того. чтобы  прознализитовать
	причины, тормозящие. успешвое раз-
вертывание массовой прюпаганлы со-
ветекой музыки. Ничего не было.
сказано и о таких важнейших уча-
етках работы филармоний. как кон-
перты на селе, пропаганда: художест-
венного слова,

Был фактически  обойлен такой
важнейший вопрос. как проблема
творческого роста исполнительских
кадров, Ни олин тиректор филармо-
нии не счел нужным полюбно pac-
сказать. как В руковолимой им орга-
низации поставлено лело илейно-п0_
THTHGCCKONO воспитания творческих
кадров. их марконстеко-ленинского
образования. J

Вее это говорит о том, что ру-
коволители филармоний неясно пред-
сетаваяют 6ебе стоящяе перел ними
задали. Это полтверждается и тем
обстоятельством. что голос поллин-
ной большевистской  самокритикя
разлавалея на совещании редко. На-
чальник Главного управления музы-
кальных учреждений т. Холотилин
самокритичною признал вое ошибки в
работе руковолимого им главка. но.
He сумел ясно и точно сформулиро-
вать залачи. стеящие  перел филар-
мениями. Многие же сиректеры и
художественные руководители кон-
цертных организаций даже сочли
излишним коснуться _ недостатков
своей деятельности. Этот упрек. * в
частности, следует адресовать и ху-
дожественному руководителю Ленин-
гралской филармонии т, Саркисову,
доклал которого стралаа почти пол-
ным отсутствием самокрятики,

В дальнейшем Комитету по делам
пскусств слелует учесть нелостатки
прошелшего совещания и при’ орга-
низации подобного pola мероприя-
TH прелусматривать широкое уча-
стие в них творческих работников и
основное внимание концентрировать
на решении важнейших творческих
проблем.

с воспроизведением образов вождей
Ленина и Сталина, темы борьбы 3a
мир и социалистического строитель-
ства. _

Веего на выставке будут показа-
	ны Произведения Художников и
скульпторов свыше 50 городов
РСФСР. Е
	заявил, что, действительно, Гастроль-
бюро работает плохо, беспланово, но
при существующем положении вещей
оно и не может работать лучше, так
как устранение причин, мешающих
полноценной работе Всесоюзной га-
строльно-концертной организации,
зависит от... Комитета по делам ис-
кусств при Совете Министров. СССР,
от ведущих оперных театров, от фи-
лармоний, консерваторий. — словом, от
кого уголно, кроме самого Гастроль-
бюро. Об’яснить это оратор  пытал-
сея тем обстоятельством, что он
не может направить в концертную
поездку ни И. Козловского без санк-
ции директора ГАБТ, ни Д. Ойстраха
без разрешения директора Mocros-
ской консерватории, ни Н. Дудин-
скую без согласия руководетва Tear-
ра им. С.М. Кирова. Но он так
и не об’яенил, почему нельзя забла-
гогременно составить единый всесо-
юзный план гастролей ведущих ма-
стеров искусств. план, который по-
зволил бы обеспечить концертное 0б-
служивание периферии.

Много говорилось на совещании об.
иепытываемой концертными органи_
зациями острейшей, нужде в высоко
Евалифицированных творческих кад-

В Хабаровске, например, по
словам руководителя местной филар-
монии т. Демилова, есть всего один
лектор-музыковел. А в Карело-Фин-
ской ОСР нет вообще Ни одного лек-
тора-музыковела. и всю лекционную
работу’ филармония зелет силами га-
стролеров. Полобные случаи говорят:
5 крайне безответственном о отноше-
нии Комитетов, Управлений и Отде-
лов по делам искусств в распрелеле-
нию молодых специалистов, оканчи-
вающих вузы искусств.
	Художественный о  руковолитель
	Вуибьишевекой. филармонии т. Блю-
	мин Рассказал на совешании. что
ежеголно Комитет запрашивает Вуй-
бышевскую филармонию. в каких
творческих кадрах ona нуждается.
Филармония посылает свою заявку.
В июне Управление кадров Веесоюз-
ного комитета сообщает руковолетву
филармонии 0 том. кто именно из
выпускников консерватории направ-
ляетея в Куйбышев. Но этим лело и
заканчизается. Ни. олин молодой
специалист с путевкой Комитета так
и не прибыл в филармонию,
Особенно плохо обстоит дело с
творческими кадрами  эстралных ра.
ботников. Из-за полного отсутствия
учебных завелений. готовящих мас-
терив эстрадного искусства, приток
мололых талантливых сил в эту важ-
нейшую облаеть художественной про.
патанлы ничтожен. В то же время
		и такие крупнейшие концертные
0б’единения. как Мосустрала и Лен-
эстрада. в сильнейшей степени зае0-
рены` кадрами очень низкой квали-
фикации. Отранно. ‘что при этих
условиях уногие лиректоры филармо-
ний и концертно-эстрадных бюро. на
словах заявляя 0 необходимости
смелого вылвижения  талантлирой
молодежи, на деле не ‘создают уело-
Вий для ее творческого роста. В этом:
в частноети, упрекали на, совещании
руководителей Ленинградской эстра-
bY.
	Важным услозием для успетнего
творческого роста концертных орга»
низаций является обуён опытом меж-
ду ними. За послелние голы филар-
мониями найдено немало новых,
ценных. полностью оправтавших себя
форм работы. Много янтерееного ео-
	Республиканская художеетвенная выставка
	Хуложники и скульпторы Россий-   конференции художников. к которым
	оылй  приурочевы выставки
Темы, над которыми работают
художники, свидетельствуют 06 их
серьезном идейном росте.
Как всегда наибольший ичтерее
	И   работников изобразительного искус-
	ства привлекают темы, связанные
	ской Федерации деятельно готовятся
к республиканской выставке, кото-
рая будет открыта в Москве 15 но-
ября в залах Московского товарище-
ства хуложников

В Ростове-на-Дону, Казани и
Улан-Удэ состоялись межобластные
	Четверть. века
в театре для детей
	Четверть века назад в олном. из
спектаклей Первого детского театра
в Москве выступила молодая  дебю-
тантка. только что окончившая
ГИТИС, — маленькая, хрупкая  1e-
вушка е глазами, полными веселого
мальчишеского задера. Было в игре
её 9т0-то новое, не похожее на всё
то, что до той поры существовало в
искусстве изображения на сцене де-
тей.

`То было время. Koria считалось
незыблемым: для летей нало играть
		`Во «взрослом» театре. Новизна иг-
кусства Валентины Сперантовой 3a-
‘ключалась в ‘отеутствии какой-то
нарочитой, ° спепифической «игры
лля летей». В`ае исполнении не было
никакого внешнего подражания ре-
бенку, никакого полыгрывания 101
‘забавность ‘или трогательность. С
первых же шагов Сперантова пора-
зила пленительной жизненной т09-
ностью жеста. интонации. мимики.
	Все значение появления новой ак-
трисы`в детском театре ` опрелели-
лось три года спустя, когда Сперан-
това сыграла роль полпаека Егорки
В пьесе А. Афиногенова «Черный
Яр». Это был первый спектакль лля
детей. который доказал. что ювый
‘зритель, так же как и взрослый, тем
-гаубже воспринимает образ на спе-
не. чем правливее и точнее пеихоло-
‘тическое раскрытие этого 05раза.
‘Артистка раскрывала глубину, серь-
‚езность, сложность душевного мио&
ребенка. Лругими словами. она отва-
ожилась в детском тедтре на то. что
формалисты-теоретики этого театоз
сечитали тогла противопоказанным
театру для детей.

г Новаторское в искусстве Спеззя-
товой. заключается в том, что. изэ-
бражая на сцене ребенка. она BAR
бы открывает в нем человека буду-
шего,

Однажды в тии войны 09а полу-

чила с фронта письмо. Суля по тиеь-
му. его автор — капитан CopeteR af
Армии— человек ¢ цельным,  воле-
вым характером, виляший смыел
жизни в служении Родине а варолу.
Этот человек вспомнил 83 Фропте
свои школьные готы. вспомнил, как
вилел в детском театре Сперантову в
рози Егорки. и написал незнакомой
актрисе: «Я был именно таким, ка-
ким вы прелетавляли вашего ЕгорБУ,
вы словно изобразили на спеве мой
‘характер в хететве».
— А ведь играя Егорку. Сперантова
тумала © ег будущем, старалась
представить себе. кем может стать
Егорка, когла вырастет, и вилела
его в воображении примерно. таким.
же. каким оказался незнакомый че-
ловек. написавший ей с фронта. мно-
го лет епустя: мужественным, целе-
устремленным, всей лушой, всеми
HOMHCISME преданным евоему наро-
ay!

Правливо изобразить ребенка —
лля артиста значит прежле всего пе-
нять его’ стремления.: понять возмож-
ности будущего, таящиеся в его лу-
ле. открыть в нем все то, что со вре-
менем может вырасти в черты челю-
века булущего.

- Вепомним лучние роли Сперанто-
вой. совершеннейшие из  созлан-
ных ею образов советеких детей. Вэт
Егорка. о котором уже мы товоерили.
Вот Ахметка из пьесы Крона «Вин-
товка 492116» — бывший беепри-
	зорник, перевоспитанный бойцами
Красной Армии. В этом маленьком
диковатом беспризорном мальчишке
Сперантова сумела показать задатки
человека булущего.
	И еще четче и выразительнее
предугалывался этот человек  буду-
щего в изумительном образе Панюш-
RM, десятилетней героини пьесы
А. Бруштейн «Единая боевая» —
олном из лучших созданий Сперан-
товой.

Вспомним ее Ваню Сотнцева,
вепомним, какая тишина воцаряетея
в шумном зале, когла Ваня во время
разговора ‹ Енакиевым впервые на-
зывает себя «человеком»! В том,
кан этот маленький мальчик произ-
носит слово «человек», — весь за-
мысел актрисы. Большого человека
в маленьком мальчике больше всего
любит. понимает и об’ясняет Ona.
	Наконец. ее послелняя детская
роль — Шура Балейкин, герой пье-
сы Михалкова «Ёрасный галетук».
В облике юного Шуры проступают
черты будущего сильного, цезе-
устремленного человека, которого не
согнут никакие личные горести, как
бы ни были они веляки.
	С подливвым мастерством, е глу-
бочайшим проникновением в душев-
ный мир мальчика Сперантова пере-
дает это в рисунке кажлого жеста
Шуры, в интонациях его голоса. в
ровном блеске его глаз, смело глядя-
щих в завтрашний день.
	О Сперантовой следует товорить,
как о замечательной представитель-
нице реалистической школы в благо-
родном ‘искусстве детских театров
Даже в сказочных спектаклях. Ta-
ких. как «Сказка Андерсена» и
«Снежная королева». или в таких ус-
ловно-исторических, как «Том Вен-
ти». она созлает образы не условные
и символические но налеленные
всеми чертами реальной жизни.

Ее Герда в «Снежной королеве»
была прежле всего настоящей герой-
ческой девочкой из жизни. куда бэ-
лее сильпой лухом. вежели мальчик
Кей. В Томе Венти ее увлекли не уди-
вительные приключения мальчика
ХУТ столетия из лонлонекого Двора
об’едков, не факт преврашения юно-
го нишего в принца, а душевные по-
бужления мальчика из народа. лля
которого на время осушествилась
детская мечта о власти. как о в03-
можвости облегчить жизвь своему
народу.

Изображение как самопель чуждо
Сперантовой. Внешний рисунок лю-
бой ее роли — лишь средство убе-
	RUTH SPDHTCHA B TOM, GTO OHA хочет
	ему сказать. А ей всегда есть, что
сказать.
	Может быть, именно в этом ©ек-
рет ее популярности у советских
юных зрителей. Сперантову знают
и любят не только юные москзичи,
заполняющие зрительный зал Цент-
рального летекого театра. но и сот-
ни тысяч советских детей, слутшаю-
щих детские спектакли по радио, 8
которых звучит всем им отлично зна-
комый и любимый голос Валентины
Александровны Сперантовой — ак-
трисы, посвятившей искусству для
воветских детей лвалцать пять лет
своей творческой жизни.
	Эм. МИНДЛИН.
	Отромного размаха достигла в на-
шей стране пропаганда  музыкаль-
ной культуры. Работа ‘филармоний,
эстрадных бюро приобрела сейчае ис.-
влючительное значение, Во всех го-
родах и селах нашей необ’ятной Ро-
дины посещение концертов стало на-
сушной потребностью советекого че-
ловека. В сожалению, далеко не
ъсегда ему удается слушать концер-
ты, удовлетворяющее его требовани-
ям, отвечающие ero непрерывно
растущим художественным  запро-
сам. Бывают случаи, когда слуша-
тель. ухолит с концерта, разочароран-
ный, раздосалоранный случайностью
и низким илейным уровнем програм-
мы, небрежностью и низкой квали-
фикацией исполнителей, а то и пря-
м0 РОзмущенный откровенной хал-
турой.

Boupocy 0 том, как устранить эти
недопустимые факты, как добиться
репгительного улучшения концертной
работы, было посвящено  проходив-
шее на-днях в Москве Всесоюзное
совещание работников концертных
организаций. Много надежд возлага-
ла на него музыкальная обществен-
ность. Совещание лолжно было ши-
роке и всесторонне обсудить ссстоя-
ние музыкальной и эстрадно-худо-
жественной пропаганды, векрыть
причины, мешающие полнопенной
работе концертных организаций, нз-
метить пути их скорейшего устране-
ния. Сумели ли добиться этого руко-
водители и участники совешания?

В докладе начальника Главного
управления музыкальных  учрежде-
ний Комитета по делам искусств при
Совете Министров СОСР А. Холоди-
лина. в солоклалах  руковолителей
Ленингралекой филармонии. Москов-
ской и Ленингралекой эстрады. &
также ив значительной части
выступлений участников прений
высказывалось немало верных мыс-
лей о художественном обслуживании
трудящихся. были пенные критиче-
ские замечания 0 работе отдельных
филармоний. деловые предложения,
	направленные ва улучшение вон-
цертной работы в етране.
В частности. большое внимание
	участниками совешания было уделе-
но вопросам организации плановых
гастрольных выездов лучших иепол-
нителей страны в крупнейшие про-
мышленные пентры и на новострой-
ки Большинство выступавших отме-
	Garo. что деятельность Гаетрольбю-
	ро — основной организации. призван-
ной направлять, планировать и коор-
динировать концертные поездки ма-
стеров советского искусства. — до сих
пор является неуловлетворительной.
Многие руковолители филармоний го-
ворили о том, что работает Гастроль-
бюро хаотично. беспланово. Делю ло-
шло до того, что многие руководители
периферийных концертных организа-
ций (06 этом говорил. например. ди-
ректор Карело-Финской филармония
т. Авдусин) вынуждены обходиться
без услуг Гастрольбюро и приглашать
артистов самостоятельно.

Участники совещания се большим
интересом жлали выступления ди-
ректора Гастрольбюро Д. Сулхани-
швили, который, казалось бы, дол-
жен был ответить совещанию, №ю-
чёму в руководимой им организации
дела: обстоят неудовлетворительно, что
мешает  решительному улучшению
художественного обслуживания слу-
шателей периферии. Тов. Сулханиш-
вили попыталея это’ сделать. но до-
вольно оригинальным способом. On
	В Московском цирке. Слева направо: руководитель ансамбля «Казаки»
М. Туганов и велофигуристы Александровы.

wre. ee -,» wy...
		Фото С. Шингарева и С Мишина:
		Открытие сезона
	р Московс
	Тема борьбы за мир, за безопас-
ность и тружбу наролов. против под-
	зуиталелей новой войны — врагов
человечества — является  сейчае
актуальной “для цирка, Как и
	для воего советского искусетва. Этой
теме были посвящены предетавления
и отдельные номера периферийных
цирков, в чаетности Горьковского.
Эта тема отражена и в первой  про-
грамме нового сезона, Московского
пирка. открывшегося накануне Вое-
союзной конференции сторонников
мира. В прологе звучат слова о боть-
бе советеких люлей за мир. Против
	империалистов-атом ши ков, пПругив
прислужников Уолл-стрита направ-
лены политические интермедий,
	спенки и ренпризы. исполняемые &10-
унекой бригалой в составе артистов
М. Богланова, Л. Куксо, Ю. Никули-
на, А. Полозова, Г. Титова, Н. Тя-
мина, и М. Шуйлина.
	Первое место в новой московской
программе по праву принадлежит
конному аттракциону «Казаки» пол
руководством М. Туганова. Действие
аттракциона, занимающего все третье
отделение, одновременно разверты-
вается на сцене и арене. Имя М. Ту-
ганова — замечательного джигита-
наездника, около тридцати лет  ра-
ботающего в цирке. хоропю известно
советскому зрителю. Его яркий
и динамический аттракцион, ‘в Ко-
тором участвуют терские. кубан-
ские и донские казаки, отображает
смелость, силу, отвагу и ловкость со-
ветских  каралеристов.  Врасавеп-
конь М. Туганюва. безупречно пови-
нуясь лресоировщику, исполняет ка-
зачок, вальс, мазурку. Номер закан-
ЧИРЗетея лихой казачьей пляской.

Далее слелует назвать нерекрест-
ный полет пол куполом пирка воз-
душных гимнастов ^ под  руковолст-
вом В. Галатана. Перекрестный по-
лет не исполнялея много лет. Только
сравнительно неларно В. Галаган
восстановил его. Но за короткое вре-
уя подготовки еще не удалось ло-
биться безукоризненной четкости ис-
полнения. Номер этот еще требует
доработки. :

Слаженно работают велофигури-
сты Александровы. На простых вело-
сипелах они проделывают сложней-
шие трюки.

Еще хочется отметить  руковоли-
теля акробатической группы е под-
килными досками С. Кожевникова.
продемонстрировавшего фяд рекорд-
ных трюков.

Залюминаетея шестилетняя девоч-
ка Ирина из группы под руковод-
ством В. Члинера. Дочь артиста, по-
гибщего на фронте Великой Отече-
ственной войны, она прояваяет неза-
	ком цирке
	урялные зртиетические способности.

Весь вечер на манеже се успехом
выступает &. Берман. Москвичи  хо-
репо знают талантливого артиста и
любят его своеобразное  комическов
дарорание. Это превосходный,  под-
линно синтетический мастер циркд-
ВОГО HCORYCCTBA.

Композитор В. Мурадели — на-
писал для ‘новой  поограммы. бчевь
улачное музыкальное сопровождение,
Его массовая «Песня борцов за, мир»,
казачья увертюрь  «Кавалерийскал
Дораторская» и «Гимн Москве». не-
смотря на весьма скромный состав
циркового оркестра, звучат ярко,
выразительно.

Отнако’ ряд хороших номеров и 81
тракпионов не определяет еше Kade
ства программы зв целом. Уровень
остальных номеров нельзя признать
лостаточно высоким для открытия с6-
зона в столичном цирке, который до
сих пор с каждым новым представле-
нием вазвивалея и двигался вперед.

Все представления прошлого сезо-
на имели снециальные, более или ме-
нее удачные названия, программе
открытия нового сезона такого наз
звания не дано, надо полагать. по-
тому, что состав большинства ее ис-
полнителей весьма случаен. Попытка
Московского пирка создать програм-
му не из аттрахпионов и вылающих-
ея исполнителей, а, из рядовых, срез-
них номеров, хотя и лобротных, Kab
и следовало ожидать, не оправдала
себя. Право выступать на nent
ральной арене Советского Союза, в
Московском дирке, завоевать, как
известно. не легко.

Если в театре в. течение трех-че=
тырех месяцев можно  поставять
совершенно новый спектакль, то
в цирке за то же время подготовить
новые номера, а тем более целую
программу. конечно, нельзя. Но ©0-
ставить программу из выступлений
лучших,  вылвинувтихея мастеров,
ВЕЛЮЧИТЬ в Нее большее количество
зттракпионов дирекция  Московекого
Цирка имела возможность. KR coma-
лению. она не проявила в этом на-
правлении должной инициативы, 9710;
естественно, и отразилось на каче=
стве представления.

Между прочим: успех циркового но
мера во многом зависит от врасочно-
го, 4 главное — ‘удобното костюма;
выявляющего и подчеркивающего
красоту тренированного человечееко-
го тела. В сожалению, многие костю-
мы новой программы Московского
цирка не отвечают этим требованиям:
они некрасивы и совершенно скрыва-
ют тело артиста, сковывают движеч
ния и затрудняют работу.

Литературный совет Малого театра
В Малом театре организован Лите-! В задачи Совета. входит установле-
	ратурный совет, в состав которого
	вошли драматургии Критики —
Б. Ромашов (председатель), А. Кор-
нейчук, Л. Леонов, А. Софронов,
	Н: Погодин, Г. Мдивани, А. Анастась-
ев, В. Смирнова, В. Филиппов, арти-
сты К. Зубов, Е. Гоголева, А. Дикий,
Е. Шатрова, Н. Анненков, В. Владис-
лавский, С. Межинский и другие.
	ние тесной связи с драматургами, в
частности с молодыми авторами,
обсуждение новых пьес, выпуск аль-
манаха «Ежегодник Малого театра»
и брошюр по отдельным спектаклям
ИЕ ==
	В. ближайшее время Литературный
совет проведет совешание MOCKOB-
ских драматургов с активом театра.

Спокойно, не повышая голоса, го-! направлено к развенчанию этого 1же-
		ворит эти слова Ушаков — Ситко, но
они полны такой убийственной, уни-
чтожающей силы, что падают, как
пощечины, на Нельсона, прижимают
его к стенке, изобличают его как па-
лача, как душителя народа.
	Сцена Ушакова и Нельсона полна
большого идейного смысла. Не слу-
чайно она как бы является кульми-
нацией спевтакля. В ней с особенной
силой раскрывается красота челове-
ческого облика» Ушакова, бесстралш-
ного воина, патриота, прогрессивного
деятеля.
	И заключительные: слова Ушакова,
с большим проникновением произно-
симые Б. Ситко, — «Россия плывет
в моря далекие, в океаны. Й какой
мор,. чума какая остановит великий
сей поход?» — это слава великому
народу от ее великого сына.

Улача образа Ушакова в спектак-
ле безусловно определила и успех
спектакля в целом.

Но и остальные персонажи, ORDY-
жающие Ушакова, решены в оенов-
ном верно и убедительно. Большин-

ство исполнителей нашло четкий
сценический рисунок, делающий ха-
	рактеры людей живыми и достовер-
НЫМИ.
	Превосходно удались в спектакле
образы леди Гамильтон и лорда Нель-
сона. Л. Добржанская тонко векры-
вает истинное обличье любовницы
английского адмирала. Расчетливая,
хитрая, онз может казаться милой 29-
беселницей, любезной и добродушной,
и вдруг какое-то мимолетное движс-
ние — и перед нами хололная, без-
жалостная авантюриетка, продажное,
бесчестное существо.

А. Хованский зло разоблачает
Нельсона, создавая точными и вывез
ренными штрихами отвратительный
портрет неумолимого убийцы. Начи-
ная от внешнего облика ло интона-
ции, металлической, однотонной. pee
	Спектакль о великом Флотоводце

„Флаг адмирала“ А. Штейна
в Центральном театре
Красной Армии

а
	бенно наглядно поедетала бы вели-
чественная в своем историческом
значении фигура Федора Ушакова.
Художник спектакля Н. Шифрин не
только отлично воспроизвел иетори-
ческую атмосферу. но сумел найти
художественно-образное, поэтичеекое
выражение деятельности Ушакова,
как строителя могучего русского фло-
та. Превосходные сцены отилытия
корабля «Святой Павел», епена рей-
да в Севастополе и вид на плывущие
корабли, финальная картина — сце-
На на командном мостике решены
художником е большим вкусэм, изо-
бретательностью и тонким понимани-
ем замысла постановшяков.
	Брасочноеть,  жизнерадостноеть,
солнечность этих сцен -—— He само-
цель, не демонстрация техники теат-
pa, декоративное решение спектакля
верно подчеркивает волнующий
смысл событий. происходящих на
сцене, —торжество руеекого оружия.

Можно предполагать, что найдутся
противники подобного решения спек-
такля, которые попытаются обвинить
его в излишней пышности и помпез-.
ности. Думаем. что такие обвинения
несостоятельны. Принцип трактовки
пьесы А. Штейна в Центральном
театре Красной Армии вполне зако-
номерен.

Нет сомнений, что пьеса «Флаг
алмирала» может найти говершенно
противоположное решение. Быть мо-
жет, другой режиссер увлечетея 6o0-
лее летальным анализом внутренне-
го мира героев, решит спектакль B
более бытовом плане, и тогда. на пер-
вый план выйдет углубленвый пеи-
хологический анализ взаимоотноте-
ний Ушакова и его окружения, что в
данном спектакле приобрело несколь-
ко обобщенный, не детализирован-
	Переловым человеком своего вре-
мени, пламенным патриотом, истин-
ным гуманистом предстает великий
сын вашего народа флотоводец Фе-
дор Ушаков в пьесе А. Штейнз
«Флагзадмирала».

Драматург показывает нам Ушако-
ва.в. моменты, наиболее существенные
и характерные для его деятельности;
он избегает второстепенных леталей,
которые помешали бы раскрытию.
главного в образе Ушакова — его
исторической роли в становаении
русекого флота.

Мы встречаем Ушакова в чине кз-
питана второго ранга в трагические
лви эпидемии чумы в Херсоне. С
первой же сцены драматург показы-
вает нам ето решительный, смелый
характер, умение находить верное
решение в’ самых сложных - обстоя-
тельствах. Около двалцати лет длят-
ся события. показываемые в епектак-
ле. и образ Федора Ушакова раекры-
вается перел зрителем все шире и
разностороннее. .

Патриотизм — основная- хараб-
терная черта Федора Ушакова, кото-
рую прежле всего подчеркивает дра-
матург: «Нам, русским, пристало
быть первыми не токмо на суше, но
	и. на море. Великая иуперия и Флот!
	имеет великий. И воевать такому фло-
ту нё`по-английеки, не по-француз-
ски. — по-евоему!». Этой идее Уша-
ков отдавал всю свою жизнь, как от-
давал её и Суворов, веля русскую ар-
мию к бессмертным побелам.

Центральный театр Красной Ар-
мии. поставивший пьесу (поста-
новка А. Попова. Б. Афонина, И. Во-
рошилова). решил спектакль в стро-
тих и. вместе с тем, ярких тонах.
Сиектавль говорит: помните и гор-
литесь теми людьми. которые в тя-
желых условиях прошлого, ломая
веякие прегралы. умножали славу
Ролины. боролись за ее честь и буду-
mes.

Режиссура стремилась к такому ре-
пению спектакля. при котором 06%-
			«Советское искусствоь выходи?
go вторникам @ субботам.
	ный характер. Что ж, это будет сви-
детельетвовать только 06 одном — ©
разнообразии творческих  призмов,
свойственных художникам  совет-
ской сцены.

Федора Ушакова играет Б. Ситко.
Московский зритель только начи-
ACT знакомиться с этим актером, но
уже можно смело утверждать, что
это знакомство будет  отрадным.
Bb. Ситко — актер сочного, . ApKore
дарования. Его сценическая манера
свежа и разнообразна. Й исполнение
им трудной роли Ушакова — хоро-
шее тому доказательство.

Выразителен внешний облик Уша-
кова—Ситко. Крепкая, ладно скроен-
ная фигура сильного человека, ум-
ное, простое, хорошее русекое лицо.
Веришь, что такому человеку легко и
спокойно в часы морских боев, жар-
ких сражений и тяжело в кабинетах
высокопоставленного начальства; что
на палубе корабля он себя чувствует
несравненно лучше, чем на дворцо-
вом паркете, что ему удобнее разго-
варивать в бою © врагами, чем пле-
сти тонкую дипломатическую пау-
THEY,

Вот эн в первой картине приезка-
ет в Херсон, в котором свирепствует
чума. Здесь он встречает своего бег-
лого’ крестьянина Тишку Прокофье-
ва, по прозванию «Рваное ухо».
Ушаков знает цену Прокофьеву, зна-
ет его золотые руки. Б. Ситко умело
показывает здесь способноеть  свое-
го героя разбираться в людях.

_ Вот Ушаков разговаривает ¢ мест-
‚ным легарем, честным, но не очень
решителькым человеком, Ермолае-
вым, который решил покинуть  го-
род; Ушаков  ечитает поступок
Ермолаева равносильным. дезертир-
ству. Ушаков — Ситко гневно клей-
мит Ермолаева. И суровые слова, за-
ставляют старого лекаря (сердечно и
трогательно играет его П. Конетанти-
нов) остаться в пораженном чумой
городе.
	Так уже е первой сепены исполни-
тель открывает пам различные сто-
	Сложный образ. Григория Потемки
на, видимо, находится еще в сталин
становления у опытного, BHICOE ITA
лантливого актера А. Хохловз. Ееть
еще у него некоторая неопределен-
ность социальной и  пеихологиче-
свой характеристики, не до ковца
выявлен им характер отношения По-
темкина в Ушдкову.
	Труднее пред’являть претензии
А. Иванову, исполнителю роли Тито-
на Прокофьевх — «Рваное ухо»,
Роль задумана чрезвычайно интерес-
но, и значение ее в действии весьма
велико. Но здесь следует вспомнить
прежде всего драматурга. Дав образу
большую идейнтю и сюжетную зада-
чу, он не сумел раскрыть ве Hele
средетвенно через материал роли. Ак-
теру нехватает материала для с03да-
НИЯ ТОГО образа, которого требует
смыел пьесы. В данном случае же-
лательна, была бы дальнейшая автор-
ская работа.
	«Флаг адмирала» — примечатель-
нюе явление в нашей театральной
жизни. Пьеса свидетельствует 9
крепнущем драматургическом wa-
стерстве А. Штейна, о том. что of
начинает вее строже и увереннее
пользоваться изобразительными ерел-
ствами, что его язык приобретает
большую ясность, выразительноРть,
образность. Пьеса свидетельствует о
том, что драматург обладает даром
исторического анализа, умением ра
зобраться в сложных событиях дале-
кого прошлого и отобразить их в це»
нических образах.
	Спектакль «Флаг адмирала» в
Центральном тезтре Брасной Армпи
— HOBOG лостижение талантливого
театрального коллектива. Познзвз
тельное и воспитательное значение
спектакля «Флаг адмирала» велико.
			«Взятие Корфу». Сцена из 3-го акта спектакля «Флаг адмирала»
А. Штейна в постановке Центрального театра Красной Армии. Справа
	налево: адмирал Ушаков (арт. Б.
(арх: В. Сомов).
		Ситко) и его. флаг-офицер Васильев _
Фото А. Гладштейна.
		-..АдмИиральский салон знглийско-
го корабля, стоящего у Неаполя.
Здесь еобралиеь лорд Нельсон (А. Хо-
ванский) — сухой, поджарый чело-
век, < лисьей мордочкой и глубоко
запавшими холодными глазами. стз-
рая развалина Фердинанд, король
Неаполитанский (М. Перцовский),
его жена. Варолина (В. Попова) —
фанатичка-садистка, а также опыт-
ная авантюристка леди Гамильтон
(Л. ДЛобржанекая).
	Там. в городе, идут жестокие каз-
ни. Людей заживо сжигают на Ko-
страх. Бровавая четверка торжеству-
ет победу, но неспокойно у них на
душе — предстоит встреча ес Ушако-
вым. И вот приходит Ушаков и 9с-
тается вдвоем с Нельсоном.

Гневно говорит русский адмирал:

— В чему позволяете вы омрачать
победу союзных войск насилиями ни
дьявельскими пытками? Кто дал вам
право и уверенность, милорд, бросать
в костры и вешать на фонарях про-
щенных?  Расстреливать отдавших
шпаги добровольно?
	роны характера Ушакова, его трез-
вый, проницательный ум.

Б. Ситко ничем нё стремится вы-
делить внешне своего героя. On Bech
сродни матросской семье, которая
так дорога сердцу. прославленного
адмирала. Исполнитель особенно пол-
черкивает умение Ушакова найти 0б-
щий язык © простым человеком, по-
нять его думы, расположить к себе.
Он как будто прост и незаметен. Но
вот наступает сцена, в которой Уша-
ков предстает как: полномочный пред-
ставитель русского нарола, народа-
победителя, и здесь каждое елово
Ушакова —_— Ситко исполнено пол-
	линного благородства. чуветва с00-
ственного достоинства. Это сцена
встречи < английским адмиралом
	лордом Нельеоном.

В этой сцене сталкиваются пред-
ставители двух мировоззрений, совер-
шенно непримиримых между _ собой;
здесь человеческое противостоит зве-
риной жестокости,. ум — хитрости,

честность — коваретву, гуманизм—
лютой злоба.
	Главный редактор С. Б. CYTOUHHA.
	Редакционная коллегия:
	r. B. АЛЕКСАНДРОВ, В. Н. ВЛАСОВ,
АНОВ (зам. главного редактора),
‚ МИХАЛНОВ, К. И. ТРАПЕЗНИНОВ.
			 . Н. ЖУНОВ, П.Н. ИВАНОВ (зам.
А. А. ИХОННИНОВ, С. В. МИХАЛНОВ.
	азобразительных аскусста — К 1-48-98.
	Адрес редакиии: Москва, ИШветной бульвар. 25. Телефоны: секретариат.
	отделы информации, архитектуры — К 4-15-66: отделы театоа, корреспонлентской сети — К 65-45-12; отделы музыки, кино
	ография <«<Гудск», Москва, ул. Ставкевича,
	Sak. Ne 2803.